Сочинение на тему творчество бунина 11 класс

10 вариантов

  1. Трудно отнести произведения Бунина к какому-либо отдельному жанру, скорее его произведения можно отнести ни к чему, чем к чему либо. Его произведения, каждое по отдельности, обладают собственной душой, посылом, и стилем написания. Он придерживался принципа никогда не повторяться в произведениях, а потому в каждом своём произведении он старался проявить своё творческое начало так, как он ещё никогда не проявлял. Это и подкупало читателя его времени в его литературе, а потому он за короткий период и небольшое количество своих произведений при старте, смог добиться достаточно большой популярности и уважения.
    Также в его творчестве присутствовали некоторые мотивы лирики и морали, в которых он рассказывал своему читателю о настоящих человеческих добродетелях, показывал ему то, что он считал по настоящему неправильным или даже омерзительным, старался изменить человека любым доступным ему способом, а потому, работая над своими произведениями, которые каким-либо образом относились к таким мотивам, он всегда усердно искал подходящие слова и метафоры, чтобы его читатель смог, как и насладиться произведением в полной мере, так и понять темы, которые автор пытается до него донести. Смысл в его творчество также имел немалое значение, так как Бунин был человеком достаточно умным и образованным, он очень усердно работал над смыслом в своих произведениях, который очень часто поражал своего читателя продуманностью, новаторством, и глубиной. Благодаря данному аспекту своих произведений Бунин также удостоился многих наград, так как критики его произведения просто обожали, и называли Бунина новым словом в литературе.

  2. Для творчества Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни, насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализма. Реализм Бунина отличается от чеховского предельной чувствительностью. Как и Чехов, Бунин обращается к вечным темам. Для Бунина важна природа, однако, по его мнению, высшим судьей человека является человеческая память. Именно память защищает героев Бунина от неумолимого времени, от смерти. Прозу Бунина считают синтезом прозы и поэзии. В ней необычайно сильно исповедальное начало (“Антоновские яблоки”). Зачастую у Бунина лирика заменяет сюжетную основу, появляется рассказ-портрет (“Лирник Родион”).
    Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых расширено эпическое, романтическое начало в поле зрения писателя попадает вся жизнь героя (“Чаша жизни”). Бунин фаталист, иррационалист, его произведениям свойственны пафос трагичности и скептицизм. Творчество Бунина перекликается с концепцией модернистов о трагедийности человеческой страсти. Как и у символистов, на первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти и природы. Космический колорит произведений писателя, проникнутость его образов голосами Вселенной сближает его творчество с буддистскими идеями.
    Произведения Бунина синтезируют в себе все эти концепции. Концепция любви у Бунина трагедийна. Мгновения любви по Бунину, становятся вершиной жизни человека. Только полюбив, человек по-настоящему может почувствовать другого человека, только чувство оправдывает высокую требовательность к себе и к своему ближнему, только любящий способен преодолеть свой эгоизм. Состояние любви не бесплодно для героев Бунина, оно возвышает души. Одним из примеров необычной трактовки темы любви служит рассказ “Сны Чанга” (1916 г). Рассказ написан в форме воспоминаний собаки. Пес чувствует внутреннее опустошение капитана, своего хозяина. В рассказе появляется образ “дальних работящих людей”(немцев). Исходя из сравнения с их образом жизни, писатель говорит о возможных путях человеческого счастья:
    1. Труд, чтобы жить и размножаться, не познав при этом полноты жизни;
    2. Бесконечная любовь, которой вряд ли стоит посвящать себя, т.к. всегда существует возможность измены;
    3. Путь вечной жажды, поиска,в котором, впрочем, по Бунину тоже нет счастья.
    Сюжет рассказа как бы противостоит настроению героя. Через реальные факты пробивается по-собачьи верная память, когда в душе был мир, когда капитан и собака были счастливы. Моменты счастья выдвинуты на первый план. Чанг несет в себе идею верности и признательности.
    Это, по мысле писателя, и есть смысл жизни, который ищет человек. В лирическом герое Бунина силен страх смерти, однако перед лицом кончины многие чувствуют внутреннее духовное просветление, примиряются с концом, не желают тревожить своей смертью близких (“Сверчок”, “Худая трава”).
    Для Бунина характерен особый способ изображения явлений мира и духовных переживаний человека путем контрастного сопоставления их друг с другом. Так в рассказе “Антоновские яблоки” восхищение щедростью и совершенством природы соседствует с печалью по поводу умирания дворянских усадеб. Ряд произведений Бунина посвящен разоряющейся деревне, в которой правят голод и смерть. Идеал писатель ищет в патриархальном прошлом с его старосветским благополучием. Запустение и вырождение дворянских гнезд, нравственное и духовное оскуднение их хозяев вызывают у Бунина чувство грусти и сожаления об ушедшей гармонии патриархального мира, об исчезновении целых сословий (“Антоновские яблоки”). Во многих рассказах 1890-1900 гг. появляются образы “новых” людей, рассказы проникнуты предчувствием близких тревожных премен. В начале 1900-х гг. лирический стиль ранней прозы Бунина меняется.
    В рассказе “Деревня” (1911 г.) отражены драмматические раздумья писателя о России, о ее будущем,о судьбах народа, о русском характере. Бунин обнаруживает пессимистический взгляд на перспективы народной жизни. Рассказ “Суходол” поднимает тему обреченности дворянского усадебного мира, становясь летопись медленного трагического умирания русского дворянства (на примере столбовых дворян Хрущевых). И на любви, и на ненависти героев “Суходола” лежит печаль тлена, ущербности, закономерности конца. Смерть старого Хрущева, убитого своим незаконным сыном, трагическая гибель Петра Петрович предопределены самой судьбой. Нет предела косности суходольского быта, доживающие свой век женщины живут одними воспоминаниями о прошлом. Заключительная картина церковного кладбища, “потерянных” могил символизирует потерю целого сословия.
    В “Суходоле” Бунин неоднократно проводит мысль о том, что души русского дворянина и мужика очень близки, все различия сводятся лишь к материальной стороне.

  3. Все мы со школьных лет знаем писателя Ивана Бунина. Но многие не имеют представлений о его творческом пути. Жизненный путь Бунина была очень многогранен, ему даже вручали Нобелевскую премию. Иван Алексеевич всецело выбирал свой жизненный путь и не слушал недоброжелателей, которые пытались сбить его с нужного пути. Он был уникальной личностью и не желал быть участником литературного общества или принимать участие в политике.
    Уже маленьким мальчиком будущий писатель заинтересовался литературой. Бунин отзывался очень позитивно об этом периоде в его жизни. Детство будущий писатель очень любил и проводил каждые дни этого прекрасного периода в своём родном поместье, которое находилось в небольшом хуторе. Его родители очень любили его и решили нанять ему учителя. Обучать Ивана довелось студенту из Московского университета. Писатель вспоминал эти времена с радостью и благодарностью этому учителю, так как именно он пробудил у мальчика способности к литературному творчеству. Уже в таком юном возрасте Бунин интересуется «Одиссеей», которую иногда не решаются прочесть взрослые люди.
    Позже родители десятилетнего Вани отдают его учится в Елецкую гимназию. Тогда Бунина приютили его родственники, которые проживали в Ельце. Это был довольно переломный момент в его жизни, далеко уехать от родителей, в незнакомый город, с правилами и ограничениями. Но мальчик недолго там проучился, его исключили через четыре года за то, что его родители не оплатили обучение и за то, что мальчик не вернулся в гимназию после каникул.
    После случившегося Бунин переезжает в имение своей умершей бабушки, которое находится в Озерках. Иван проходит экстерном курс гимназии, в чем ему помогал старший брат Юлий. Именно старший брат тогда помогал писателю, именно он стал первым слушателем и критиком раннего творчества Бунина.
    Первые строки у писателя создавались уже в возрасте семи лет. Когда сверстники только узнали как писать, Бунин уже сочинял свои первые стихи. Согласно рассказам писателя, его талант формировался под влиянием родительских рассказов. Все окружение, где рос Бунин повлияло в дальнейшем на его творчество.
    В 16 лет начинается его профессиональная деятельность, а именно, когда два стихотворения: «Над могилой Надсона» и «Деревенский нищий» были напечатаны. После напечатались десять стихотворений и два рассказа: «Два странника» и «Нефёдка». Именно в этот период жизни, Иван Алексеевич обозначит главную тему своих произведений – человека, а конкретно его внутренний мир.
    Нельзя кратко рассказать за всё творчество писателя. Не удивительно, что многие знают или хоть раз слышали об этом прозаике. За свою жизнь он создал множество произведений, которые стоит прочитать.

  4. 1. Вечное и “вещное” в изображении Бунина (на материале рассказа “Господин из Сан-Франциско”).
    2. Предметная детализация и символика в рассказе “Господин из Сан-Франциско”.
    3. Проблема социального и космического зла в рассказе Бунина “Господин из Сан-Франциско”.
    4. Философия жизни и смерти в рассказах Бунина “Господин из Сан-Франциско” и “Легкое дыхание”.
    5.”Дар имени…” (употребление собственных имен в рассказах Бунина “Господин из Сан-Франциско” и “Легкое дыхание”).
    6.”Лики любви” в цикле рассказов Бунина “Темные аллеи”.
    7.”Ты и блаженство, и безнадежность…” (концепция любви в цикле рассказов И. Бунина “Темные аллеи”).
    8.”И первый стих, и первая любовь пришли ко мне с могилой и весною…” (любовь и смерть в прозе Бунина).
    9. Рутина существования и радость жизни в рассказах Бунина “Господин из Сан-Франциско” и “Легкое дыхание”.
    10. Состоятельна ли человеческая претензия на господство? (Бунин о месте человека в мире в рассказе “Господин из Сан-Франциско”.)
    11. Образ-символ Атлантиды в рассказе Бунина “Господин из Сан-Франциско”.
    12. Библейские мотивы в рассказе Бунина “Господин из Сан-Франциско”.
    13.”Найти звук…” (лирическая выразительность рассказа Бунина “Господин из Сан-Франциско”).
    14. Мотивы искусственной регламентации и живой жизни в рассказах “Господин из Сан-Франциско” и “Легкое дыхание”.
    15. Своеобразие бунинского пейзажа (на материале 1-2 рассказов).
    16. Трагедия “Легкого дыхания” (по рассказу Бунина “Легкое дыхание”).
    17.Художественное совершенство рассказа Бунина “Господин из Сан-Франциско” (или “Легкое дыхание”).
    18. Любовь, красота, память в рассказах Бунина (на материале 1-2 произведений его позднего творчества).
    19. Женские образы поздней бунинской прозы (на материале 2-3 рассказов по выбору учащихся).
    20.”Темные аллеи” любви (смысл названия сборника “Темные аллеи”).
    21.”Солнечный удар” (внезапность и красота любви в рассказах И. А. Бунина).
    22.”Прозаические” стихи и поэтическая проза И. Бунина.
    23.”Горечь” и “сладость” человеческой жизни в изображении Бунина.
    24. Мой любимый рассказ Бунина.
    25.”Мир Бунина – это мир зрительных впечатлений” (А. Блок).

  5. Каждая любовь по-своему прекрасна и неповторима. Я думаю, что в русской литературе настоящими экспертами в любовной теме можно назвать И. А. Бунина и А. И. Куприна. Ведь так, как писали о чудесном чувстве эти писатели, не писал и, наверное, не напишет никто.
    И. Бунин сравнивает любовь с трагедией и одновременно с самым прекрасным чувством, которое в один момент может и возвысить, и уничтожить человека. Мои любимые рассказы: «Солнечный удар», «Холодная осень», «Грамматика любви», «Митина любовь». Многие произведения писателя рассказывают о любви, которая приходит внезапно. Чувства настолько страстные и сладкие, что просто не могут длиться долго. Это мимолетное видение, которое оставляет после себя послевкусие на всю жизнь.
    Для А. Куприна любовь является всепоглощающим чувством, которое не переживает соприкосновения с жизнью. Настоящие чувства могут существовать на расстоянии, они даже не обязательно должны быть взаимными. Во многих своих произведениях писатель подчеркивает, что любовь сильнее смерти. Прочитав рассказ «Гранатовый браслет», с этим нельзя не согласиться.
    Многие любовные истории у Бунина и Куприна заканчиваются достаточно трагично, но это лишь подчеркивает, что в отличие от жизни, любовь вечна. И, несмотря на весь трагизм настоящей любви, которая чаще всего является разрушительной силой, это самое ценное, что может иметь человек. Писатели, как психологи, очень точно описывают поведение влюбленного человека. Я считаю, что каждый человек должен обязательно познакомиться с творчеством этих двух писателей. Произведения И. А. Бунина и А. И. Куприна позволяют понять, какая она – настоящая любовь.

  6. 6
    Текст добавил: Тво МалЕньКий аНгеЛоЧик

    Творчество И.А. Бунина занимает особое место в моей жизни. Не перестаю восторгаться великолепным бунинским стилем, вобравшим в себя все то лучшее, что было в русской дореволюционной литературе. Стихотворения молодого Бунина как бы продолжают эпоху Тютчева, Фета. Неподдельной болью за милую сердцу провинциальную Россию с ее разоряющимися помещиками дышат «Деревня». «Суходол». Потрясает широтой охвата действительности «Жизнь Арсеньева». Я могу перечислять бесконечно все замечательные произведения великого русского поэта и писателя. Но мне бы хотелось рассказать о самом любимом из огромного творческого наследия Бунина.
    Одним из таких произведений является рассказ «Господин из Сан-Франциско». Нарисованный в нем образ современного Бунину мира заставляет задуматься о смысле жизни самого читателя. Внешняя значительность господина из Сан-Франциско сводится к чему-то мелкому, ничтожному бунинской фразой: «…Имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил…» Уже само начало рассказа говорит об отношении автора к миру этих «господ», которые считают, что имеют право на все.
    И вот он плывет на огромном, как дом, пароходе «Атлантида», где все происходит по раз и навсегда заведенному порядку, и упивается своей значительностью. Пароход, идущий по ревущему океану, представляется каким-то гигантским чудовищем: «По вечерам этажи «Атлантиды» зияли во мраке огненными несметными глазами, и великое множество слуг работало в поварских, судомойнях и винных подвалах». Механический монстр с железным сердцем – машинным отделением! Все фальшивое в этом замкнутом пространстве, где даже любовь разыгрывается специально нанятой парой ради увеселения пассажиров.
    Поведение Господина, жадного до наслаждения бытом, туалетом, – пик слепоты того, кто уже коснулся пропасти небытия. Этот мотив усилен «исторически» – сопоставлением с печальным опытом две тысячи лет тому назад. «Бессмысленность власти «путешественников» оттенена условной фигурой всевидящего Дьявола, следящего за легкомысленной «Атлантидой». Грозное предостережение ощутимо в каждой фразе.
    Окружающий человека мир может быть ужасен, а может быть прекрасен, если речь идет о прекрасной природе. Восхищение автора вызывают горцы – дети природы: «Шли они – и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними». Сердца горных жителей слиты с образом такой сказочной красоты, которую «бессильно выразить человеческое слово». Не забыта и другая священная область. Тяготение дочери Господина к восточному вельможе – суетно. Но «прекрасны были те нежные, сложные чувства, что пробудила в ней встреча» с принцем. С «яростной» изобразительностью развенчано мертвое царство потому, что оно мешает цветению и пробуждению души.
    Господин из Сан-Франциско уверен, что будет окружен такой заботой и вниманием постоянно: «Так было всюду, так было в плавании, так должно было быть и в Неаполе». Ему обеспечен великолепный прием в Италии из уважения к деньгам состоятельного американца. Но смерть прерывает любование красотами Капри, и тут же хозяин гостиницы начинает говорить с семьей господина «без всякой любезности». Человек сразу стал никому не нужен. После долгих унижений фоб с телом господина из Сан-Франциско отправился через океан на том же пароходе, но господину теперь не оказывали внимания, а просто «глубоко спустили в просмоленном
    фобе в черный трюм».
    Громадный корабль, создание человеческой гордыни, все так же, как и раньше, режет океанскую волну. В едином ритме работает «подводная утроба» парохода. Наемная пара профессиональных танцоров медленно кружится среди других пассажиров на палубе океанского корабля, а под палубой в трюме лежит в гробу труп миллионера из Сан-Франциско. Далее Бунин продолжает: «И никто не знал ни того, что уже давно наскучило этой паре притворно мучиться своей блаженной мукой под бесстыдно-грустную музыку, ни того, что стоит глубоко, глубоко под ними, на дне темного трюма, в соседстве с мрачными и знойными недрами корабля, тяжко одолевавшего мрак, океан, вьюгу…»
    Никому нет дела до того, что в недрах «Атлантиды» болтает мертвой головой господин из Сан- Франциско. Вот так прошла жизнь человека, не оставившего ничего после себя. Даже имя его уже никто не помнит. А в мире не почувствовали эту потерю. Все идет своим чередом, все дальше уходит в океан «Атлантида». Она может уйти на дно со всеми пассажирами, как одноименная легендарная страна, но ничего не изменится. Только новое создание «гордыни Нового Человека со старым сердцем» станет бороздить океан.
    Прочитав этот рассказ, невольно спрашиваешь: в чем же сам Бунин видел смысл человеческой жизни? Мне кажется, что для писателя одним из главнейших чувств была любовь.
    Цикл рассказов «Темные аллеи» – это гимн любви. Она прекрасна, величественна, в ней нет и намека на пошлость.
    В рассказе «Три рубля» из желания молодого литератора поразвлечься развивается трагическая история любви двух сердец, прерываемая смертью. Не всегда во внешней красоте заключена добрая душа. История жизни мальчика, лишенного матери и любви отца, ненавидимого красивой мачехой, стала сюжетом рассказа «Красавица», где самый отталкивающий образ является внешне самым привлекательным. Для Бунина гораздо важнее внутренняя красота, именно ей отдана любовь автора. С какой теплотой нарисован образ мальчика в рассказе «Дурочка»! Несчастье маленького человека и его мамы усилено авторским участием. Мне врезались в память последние строки рассказа: «Он был урод… Но когда он улыбался, он был очень мил». Эти слова не мог написать равнодушный к чужому горю человек. Это должно идти от сердца.
    Нельзя оставаться безучастным, читая о судьбе офицера из рассказа «Кавказ». Потеряв любовь жены, он искупался в море, надел чистое белье, выпил кофе, выкурил сигарету, затем поднялся в номер, «лег на диван и выстрелил себе в виски из двух пистолетов». У человека отняли любовь, и ему стала ненужной сама жизнь. Жизнь без любви – ничто. Именно это чувство правит миром, а не деньги господина из Сан-Франциско.
    Бунин, тонкий исследователь человеческой души, в своих произведениях глубоко передает внутреннее состояние героя, его переживания и радости, а также показывает окружающий его мир, неразрывно связанный с человеком. В своем творчестве он исходил из парадоксального наблюдения: «Человек знает, что он не знает…» «Противоядием» такому состоянию избраны «костер труда» и естественная природа, в которой, по признанию Бунина, «все меня мучает своей прелестью».
    Великий русский писатель-гуманист навсегда останется для меня певцом любви, счастья, милосердия, и никогда не уйдут из моей памяти «Темные аллеи», «Господин из Сан-Франциско», «Братья» и многие другие произведения гениального сына России.

  7. Материалы к сочинению по творчеству И. А. Бунина

    “Деревня”
    “Суходол”
    “Сны Чанга”
    “Солнечный удар”
    “Худая трава”
    “Господин из Сан-Франциско”
    “Чаша жизни”
    И. А. Бунина называют последним русским классиком, представителем уходящей дворянской культуры. Его произведения действительно проникнуты трагическим ощущением обреченности старого мира, близкого и дорогого писателю, с которым он был связан происхождением и воспитанием. Художнику были особенно дороги те черты прошлого, которые несли на себе печать утонченного дворянского восприятия красоты и гармонии мира. “Дух этой среды, романтизированный моим воображением, казался мне тем прекраснее, что навеки исчезал на моих глазах”, – напишет он впоследствии. Но, несмотря на то, что для Бунина прошлое России стало неким идеальным образцом духовности, он принадлежал своему противоречивому, дисгармоничному времени. И реальные черты этого времени с замечательной силой воплотились в его “Деревне”. В этой “жестокой” повести на примере судьбы братьев Красовых автором показаны разложение и гибель крестьянского мира, причем разложение и внешнее, бытовое, и внутреннее, нравственное. Крестьянская жизнь полна уродства и дикости. Разорение и нищета большинства мужиков еще ярче оттеняет стремительное обогащение таких, как Тихон Красов, подчинивший всю свою жизнь погоне за деньгами. Но жизнь мстит герою: материальное благополучие не делает его счастливым и, кроме того, оборачивается опасной деформацией личности.
    Повесть Бунина насыщена событиями поры первой русской революции. Бурлит многоголосая мужицкая сходка, разносятся невероятные слухи, пылают помещичьи усадьбы, отчаянно гуляет беднота. Все эти события в “Деревне” вносят разлад и смятение в души людей, нарушают естественные человеческие связи, искажают вековые нравственные понятия. Солдат, знающий о связи Тихона Красова с его женой, униженно просит хозяина не выгонять его со службы, зверски избивая Молодую. Весь свой век ищет правду поэт-самоучка Кузьма Красов, мучительно переживая бессмысленное и жестокое поведение мужиков. Все это говорит о разобщенности крестьян, их неспособности разумно устроить свою судьбу.
    Стремясь разобраться в причинах нынешнего состояния народа, Бунин обращается к крепостническому прошлому России в повести “Суходол”. Но писатель далек от идеализации той эпохи. В центре изображения – судьба обедневшего дворянского рода Хрущевых и их дворовых. В жизни героев, как и в “Деревне”, много странного, дикого, ненормального. Показательна судьба Натальи, бывшей крепостной няни молодых Хрущевых. Эта незаурядная, одаренная натура лишена возможности реализовать себя. Жизнь крепостной девушки нещадно изломана господами, которые обрекают ее на позор и унижение за такой “страшный” проступок, как любовь к молодому барину Петру Петровичу. Ведь именно это чувство явилось причиной кражи складного зеркальца, поразившего дворовую девчонку своей красотой. Велик контраст между ощущением невиданного счастья, которое переполняет Наташку, сурьмившую брови перед зеркалом, чтобы понравиться своему кумиру, и тем стыдом и позором, который испытывает деревенская девушка с опухшим от слез лицом, которую на глазах всей дворни посадили на навозную телегу и отправили на далекий хутор. После возвращения Наталья подвергается жестоким издевательствам барышни, которые переносит со стоической покорностью судьбе. Любовь, семейное счастье, теплота и гармония человеческих отношений недоступны крепостной женщине. Поэтому вся сила и глубина чувств Натальи реализуется в ее трогательной привязанности к господам, преданности Суходолу.
    Значит, поэзия “дворянских гнезд” скрывает трагедию душ, изуродованных жестокостью и бесчеловечностью крепостнических отношений, с суровой правдивостью воспроизведенной писателем в “Суходоле”. Но антигуманный общественный строй калечит и представителей дворянской среды. Нелепа и трагична судьба Хрущевых. Сходит с ума барышня Тоня, погибает под копытами коня Петр Петрович, умирает от руки крепостного слабоумный дедушка Петр Кириллович. Извращенность и уродство отношений господ и слуг очень точно выразила Наталья: “Над барчуком и дедушкой Герваська измывался, а надо мной – барышня. Барчук, – а, по правде сказать, и сами дедушка, – в Герваське души не чаяли, а я в ней”. Нарушение нормальных, естественных понятий приводит даже к деформации любовного чувства. То, что наполняет жизнь влюбленного человека радостью, нежностью, ощущением гармонии, в “Суходоле” приводит к слабоумию, сумасшествию, позору, опустошенности.
    В чем же причина искажения нравственных понятий? Конечно, во многом здесь повинна крепостническая действительность. Но повесть Бунина, не заостряя социальных противоречий, более широко и глубоко раскрывает эту проблему, переводя ее в плоскость человеческих отношений, свойственных любому времени. Дело не только в общественно-политическом строе, но и в несовершенстве человека, которому нередко недостает силы бороться с обстоятельствами, духовной культуры. Но даже в “Суходоле” проявляется поразительная способность крестьянки на большое безответное и самоотверженное чувство.
    Любовь становится одной из главных тем творчества Бунина. Она часто играет роковую роль в судьбах героев. Например, в рассказе “Сны Чанга” благоговейная, полная обожания и восхищения любовь капитана к своей жене становится смыслом его жизни. Ее измена наносит герою неизлечимую душевную травму, от которой он так и не смог оправиться. До основания разрушен мир прежде счастливого человека. Жизнь, потерявшая смысл, превращается в жалкое существование, которое разнообразят только попойки да воспоминания о бывшей жене. Молчаливым свидетелем душевной драмы героя является в рассказе пес Чанг, в снах которого всплывают отрывочные картины грустной истории хозяина. Только собака, верное и преданное существо, скрашивает одинокую старость капитана, живущего в убогой комнатушке, из которой его и уносят на кладбище.
    Любовь у Бунина, как и у Куприна, чаще всего печальна, трагична. Человек не способен противостоять ей, перед ней бессильны доводы рассудка, ибо нет ничего, подобного любви, по силе и красоте. Удивительно точно определяет писатель любовь, сравнивая ее с солнечным ударом. Так назван рассказ о неожиданном, стремительном, “сумасшедшем” романе поручика со случайно встреченной на пароходе женщиной, которая не оставляет ни своего имени, ни адреса. Женщина уезжает, навсегда распростившись с поручиком, который сначала воспринимает эту историю как случайную, ни к чему не обязывающую интрижку, прелестное дорожное происшествие. Только со временем он начинает чувствовать “неразрешимую муку”, испытывая ощущение тяжелой утраты. Он пытается бороться со своим состоянием, совершает какие-то действия, прекрасно осознавая их нелепость и ненужность. Он готов умереть только для того, чтобы каким-то чудом вернуть ее, провести с ней еще один день. В конце рассказа поручик, сидя под навесом на палубе, чувствует себя постаревшим на десять лет. В замечательном рассказе Бунина с огромной силой выражается неповторимость и красота любви, о которой человек часто не подозревает. Любовь – это солнечный удар, величайшее потрясение, способное в корне изменить жизнь человека, сделать его или самым счастливым, или самым несчастным.
    В представлении Бунина главными ценностями жизни являются любовь и природа. Они вечны и неизменны, неподвластны течению времени, социальным катаклизмам. Красоту природы не может разрушить разбушевавшаяся революционная стихия. Именно ее неувядающая прелесть создает иллюзию вечности. Любимые герои Бунина наделены врожденным чувством красоты земли, неосознанным стремлением к гармонии с окружающим миром и с собой. Таков умирающий Аверкий из рассказа “Худая трава”. Всю жизнь отработавший батраком, пережив много мук, горя и тревог, этот крестьянин не утратил доброты, способности воспринимать прелесть природы, ощущения высокого смысла бытия. Память постоянно возвращает Аверкия в те “далекие сумерки на реке”, когда ему суждено было встретиться “с той молодой, милой, которая равнодушно-жалостно смотрела на него теперь старческими глазами”. Короткий шутливый разговор с девушкой, исполненный для них глубокого смысла, не сумели стереть из памяти ни прожитые годы, ни перенесенные испытания. Любовь – вот то самое прекрасное и светлое, что было у героя на протяжении его долгой многотрудной жизни. Но, думая об этом, Аверкий вспоминает и “мягкий сумрак в лугу”, и мелкую заводь, розовеющую от зари, на фоне которой едва виднеется девичий стан, удивительно гармонирующий с прелестью звездной ночи. Природа как бы участвует в жизни героя, сопровождая его и в радости, и в горе. Далекие сумерки на реке в самом начале жизни сменяются осенней тоской, ожиданием близкой смерти. Состоянию Аверкия близка картина увядающей природы. “Умирая, высохли и погнили травы. Пусто и голо стало гумно. Стала видна сквозь лозинки мельница в бесприютном поле. Дождь порой сменялся снегом, ветер гудел в дырах риги зло и холодно”.
    С наступлением зимы последний раз вспыхнула жизнь в Аверкии, возвращая ему ощущение радости бытия. “Ах, в зиме было давно знакомое, всегда радовавшее зимнее чувство! Первый снег, первая метель! Забелели поля, потонули в ней – забивайся на полгода в избу! В белых снежных полях, в метели – глушь, дичь, в избе – уют, покой. Чисто выметут ухабистые земляные полы, выскребут, вымоют стол, тепло вытопят печь свежей соломой – хорошо!” Смерть, которую просто и достойно принимает старый крестьянин, становится завершением жизненного пути. Она вызывает ощущение единения героя с миром, собой, природой.
    Любовь и смерть – постоянные мотивы бунинской поэзии и прозы. Перед лицом любви и смерти стираются все социальные, классовые различия. Подводя итог жизни человека, смерть подчеркивает ничтожность и эфемерность могущества Господина из Сан-Франциско из одноименного рассказа Бунина, выявляя бессмысленность его жизненной философии, согласно которой он решает “приступить к жизни” в 58 лет. А до этого он был занят только обогащением. И теперь, когда, казалось бы, начали осуществляться мечты Господина о праздной, беззаботной жизни, его настигает случайная, нелепая смерть. Она приходит, как возмездие Господину за его увлеченность корыстными целями и сиюминутными удовольствиями, неспособность осмыслить мелочность своих стремлений перед лицом небытия.
    Как непохожа внезапная гибель Господина в разгар увеселительного круиза на смерть мужика, которая воспринимается им как заслуженное освобождение от земных тягот и тревог, как вечный покой.
    Герои рассказов и повестей Бунина настойчиво ищут смысл жизни, ставят перед собой цели и достигают их. И нередко именно осуществленная цель выявляет свою нравственную несостоятельность, ибо не дает героям счастья и удовлетворения. Убедительно подтверждает это рассказ “Чаша жизни”, в котором читателю предлагаются разные варианты счастья. Герои, тридцать лет назад влюбленные в одну девушку, упорно и настойчиво стремятся к избранным целям. Чиновник Селехов, женившийся на Сане Диесперовой, стал богачом, прославившись на весь город своим ростовщичеством. Семинарист Иорданский дослужился до протоиерея, став самым значительным, уважаемым и влиятельным лицом города. Горизонтов тоже приобрел известность, хотя не обладал ни богатством, ни властью. Наделенный необыкновенными способностями и сверхъестественной памятью, он мог достичь многого, но выбрал скромный путь учителя, пройдя который “воротился на родину и стал сказкой города, поражая своей внешностью, своим аппетитом, своим железным постоянством в привычках, своим нечеловеческим спокойствием – своей философией”. А философия эта была проста и заключалась в том, чтобы все силы употребить исключительно на продление своей жизни. Для этого Горизонтову пришлось отказаться и от научной карьеры, и от общения с женщинами, ибо все это вредит здоровью, и строжайше осуществлять уход за своим огромным безобразным телом. То есть цель Мандриллы (так прозвали его в городе) – в долголетии и наслаждении им.
    В чьих же руках оказывается драгоценная чаша жизни? Судьбы героев убеждают в том, что ни зоологическое существование, ни богатство, ни тщеславие не могут дать человеку подлинного счастья. Герои проходят мимо того, что составляет высшую ценность человеческого существования – любви, радости единения с природой, гармонии с окружающим миром.
    Таким образом, в характерах, судьбах, мыслях своих героев Бунин раскрывает проблему взаимосвязи человека и окружающего мира – природного, социального, бытового, исторического. Все эти вопросы включает в себя тема обобщающего характера по творчеству писателя – “Человек и окружающий мир в произведениях Бунина”.

    И. А. Бунин

    О произведениях И. А. Бунина. Материалы к сочинению
    Очерк о жизни и творчестве И. А. Бунина. Статья
    И. Бунин. Стихи
    Биография И. Бунина
    Реалистические черты прозы Бунина. Сочинение
    Мотив любви и смерти в рассказах Бунина. Сочинение
    Бунин и русская революция. Сочинение
    Тексты произведений
    Господин из Сан-Франциско (45 k)
    Деревня (240 k)
    Солнечный удар (14 k)
    Суходол (109 k)

  8. Цели
    Создание условий для творческого осмысления произведений И. Бунина,
    понимания индивидуальности писателя.
    Обучение умению анализировать, обобщать, соотносить восприятие
    художественного произведения со своими внутренними нравственными
    представлениями.
    Задачи
    Выяснить особенности лирики и прозы Бунина на примере анализа языковых,
    художественных средств.
    Стимулировать творческую деятельность учащихся, самостоятельность
    выводов и оценки нравственных позиций героев.
    Урок-размышление
    “Всякая любовь – великое счастье”
    И.А.Бунин
    “..любовь – это жажда вместить в свое сердце весь мир и вновь его отдать
    кому-то”
    И.А.Бунин

    Недалеко от Парижа, в маленьком городке Сен-Женевьев дю Буа, на православном
    кладбище, среди многочисленных захоронений наших соотечественников есть скромное
    надгробье, на котором начертано известное русское имя: ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН.
    Иван Бунин, как многие другие: И.Шмелев, С.Рахманинов, Ф.Шаляпин никогда не
    порывали связи с Россией, творил с любовью к ней.
    Что вам известно об этом писателе?
    Что примечательно в его творческой биографии ?
    Да, он прожил долгую жизнь (83 года), был свидетелем 3-х русских революций,
    не принял их и долгие 33 года прожил вдали от Родины. “Да, я не посрамил ту
    литературу, которую полтораста лет тому назад начали Карамзин и Жуковский…” –
    с уверенностью утверждал Бунин на склоне лет.
    В чем Бунин верен лучшим традициям русской классики?
    Какие грани творчества позволяют говорить о нем как о писателе
    общеевропейского масштаба?

    Эти вопросы мы попытаемся разобрать и ответить на них в течение
    сегодняшнего урока.
    С именем Ивана Бунина неизменно связывают такие замечательные повести и
    рассказы: “Чистый понедельник”, “Темные аллеи”, “Митина любовь”, “Суходол”,
    “Антоновские яблоки”, вспоминаются и другие не менее замечательные произведения
    бунинской прозы, замечательной, живописной по языку.
    Но Бунин был и прекрасным поэтом;
    Эпиграфом к нашему уроку взяты строки из одного рассказа “Темные аллеи”.
    “Любовь – это жажда вместить в свое сердце весь мир и вновь отдать его
    кому-то…”
    Любовь Бунин понимал масштабно – “Жизнь люблю – люблю любовь. Так люблю!|”, –
    восклицал Бунин.
    Люблю цветные стекла окон
    И сумрак от столетних лип
    Звенящей люстры серый локон
    И половиц прогнивших скрип.
    Люблю неясный винный запах
    Из шифоньеров и из книг
    В стеклянных невысоких шкафах
    Где рядом Сю и Патерик.
    Нежное чувство к любимой женщине, все его оттенки, и великая сила природы, ее
    исцеляющая красота – ведущие темы поэзии Бунина. Мы сейчас послушаем стихи
    И.Бунина.
    Подумайте, о чем они? Что замечательного в их интонации, образах,
    художественной выразительности?
    Работа в группах
    Стихотворенье “Одиночество” (выразительное чтение и анализ) Как бы вы
    определили настроение. Как оно создается?
    Стихотворенье “Свет незакатный” (выразительное чтение и анализ)
    Стихотворенье “Забытый чертог” (выразительное чтение и анализ) ветер,
    дождь, мгла, холодная пустыня воды (оксюморон) обилие названных предложений,
    безлич.
    “Мне темно”
    Осень и весна – все времена года оживали в стихах Бунина, и у каждого времени
    года свое дыхание, свои краски, запахи. И за всем этим чувство, мысль,
    настроение. Бунин не делил свои произведения на книги стихов и книги рассказов,
    а публиковал их вместе, это было ново. Исследователи его творчества говорят, что
    герои некоторых его рассказов как бы скопированы с лирических героев
    стихотворений.
    Основное настроение бунинских стихотворений – созерцательность, грусть.
    Сейчас мы обратимся к одному из рассказов Бунина, который современники называли
    жемчужиной русской прозы.
    Рассказ “Антоновские яблоки” имел подзаголовок “Картины из книги
    “Эпитафии”.

    Книги такой Бунин не создал, но картины для нее писал. Вот одно из
    стихотворений “Эпитафия”
    Подумайте, какое отношение имеет это стихотворение к рассказу“Легкое
    дыхание”?
    Попробуйте объяснить, почему об основном событии – смерти Оли Мещерской–
    рассказывается в самом начале рассказа?
    Почему в конце его появляется классная дама Оли и рассказана история ее
    жизни?

    Чтение стихотворения “Эпитафия”

    Мотив смерти усиливает переживания лирического героя. Однако прекрасный миг
    остается в памяти.
    Красота и смерть, любовь и разлука – вот вечные темы , личностное и
    просветленное выражение в поэзии
    Стихи, которые были прочитаны “Забытый чертог”, “Свет незакатный” ,
    “Эпитафия” – очень близки рассказу “Легкое дыхание”.
    1. Какое впечатление, чувство вызывает у Вас этот рассказ?
    Двойное ощущение: грустного печального кладбища, серого апрельского дня,
    голых деревьев, холодного ветра, который звенит и звенит фарфоровым венком у
    подножья креста, а на нем фотографический портрет гимназистки с радостными,
    удивительно живыми глазами. Смерть и жизнь, печаль и радость есть символ
    судьбы Оли Мещерской.


    Все в рассказе построено на выразительных контрастах. Найдите приемы
    контраста в рассказе?
    Далее такой же контраст: безоблачное детство, отрочество и трагические события пережитого Олей года.
    “Незаметно упрочилась ее гимназическая слава и уже пошли толки, что она
    ветрена.”

    Рисуется “розовый вечер” на катке в городском саду, когда Оля была самой
    счастливой, но тут же оговорка: “последнюю свою зиму она сошла с ума от веселья”
    Автор всюду подчеркивает разрыв между кажущимся, внешним и
    внутренним состоянием героини.

    Наше внимание настойчиво направляется к потаенным пружинам Олиной жизни. Для
    этого автор затягивает объяснение причин ее гибели., а затем открывается новая,
    неожиданная тайна, – ее связь с Малютиным. С другой стороны – сложная композиция
    от факта смерти к детству героини, затем к недавнему прошлому и к его истокам, и
    к еще более недавнему прошлому: – мечтательному времени позволяет сохранить
    удивительное дыхание красоты, бессмертно сияющие счастьем глаза. В самой
    трактовке образа есть двойственное, контрастность, что вызвало спорные суждения
    о рассказе. Есть ли нравственный суд, автора над героиней? И. Бунин, по
    воспоминаниям Кузнецовой, сказал: “Такая наивность и легкость во всем, и в
    дерзости, и в смерти, и есть легкое дыхание”,“недуманость””. Не случайно,
    возлюбленные героини обладают равной ущербностью; один старше ее на 40 лет,
    другой – некрасив, плебейского вида. Оля, совершая все бездумно, не замечет
    этого, как не замечает легкомысленного упоения пустыми удовольствиями. В
    трагизм героини?
    Именно это делают Олю игрушкой в руках других людей.
    В поступках Оли нет ни порока, ни мести, ни подлинного раскаяния, ни твердости
    решения. Но как раз такой поворот страшен: гибнет создание, не понимающее ужас
    своего положения. Поэтому до конца своей краткой, как миг, жизни, она сохранила
    тягу к “легкому дыханию”. И писатель “ рассеивает его в мире, в этом
    безоблачном небе, в этом холодном весеннем ветре”.

    Автор выразительно передал странную логику поведения Оли, ее кружение по
    жизни; на балах, на катке, бег по залам гимназии. Сдержано, отнюдь не
    благосклонно рисуется окружение Оли. Цепочка равнодушных к ней лиц замыкается
    последним звеном– посещением ее могилы (из-за выдуманных чувств) классной дамы.
    Картину духовного угасания Бунин пишет, как привычную. Мысль о том, что в
    однообразном механическом мире обречены и чистые порывы, вносит трагическую
    интонацию в рассказ.

    Кто ведет повествование?

    Повествование будто ведется со стороны. Тот, кто рассказывает о ней, все
    знает о ней, ее окружение, городской обстановке, его глазами увидены и сельское
    кладбище, апрельские голые деревья, могильный крест и портрет умершей. Но
    рассказчик ничем не выдает свою точку зрения. И только в завершающей фразе
    писатель как бы от себя сохраняет “нечто нетленное”, прекрасное: “Теперь это
    легкое дыхание рассеялось в мире… .”.

    2. В чем-то есть разница между образами в ст. “Эпитафия” и в концовке
    рассказа?
    Совпадающие детали: “Институтское платье” и “сияющий взор”, но лирический
    герой сохранил в памяти образ чудесной юной девушки и свою молодость тоже. В
    повествовании подлинно прекрасным остается лишь “легкое дыхание”.
    В финале произведения Оля рассказывает своей подруге: “Я в одной папиной
    книге прочла, какая красота должна быть у женщины.
    “Легкое дыхание, а ведь оно у меня есть, ты послушай, как я вздыхаю, ведь,
    правда, есть?”
    3. Какова роль финала? (Подслушанный разговор Оли Мещерской с подругой) и его
    заключительной фразы?
    4. В чем символика “легкого дыхания?”.
    5. Есть ли в рассказе нравственных суд над Олей Мещерской?
    Просто счастья желал поэт всем людям. Он хорошо знал, как тяжело бывает тем ,
    кто этого лишен. В первые месяцы на чужбине он писал:
    У зверя есть нора,
    у птицы есть гнездо,
    Как бьется сердце горестно и громко,
    Когда вхожу крестясь в чужой наемный дом,
    С своей уж ветхою котомкой.
    Хочется привести еще и такие строки Бунина: “ Разве можем мы забыть Родину?
    Она в душе. Я очень русский человек. Любовь с годами не пропадает”.
    Ему так и не пришлось вернуться в свой дом, но вернулось то , что написано им
    вдали. На всех его произведениях лежит свет России, его Родины.
    И цветы, и шмели, и колосья,
    И лазурь, и полуденный зной
    Срок настанет –
    Господь сына блудного спросит:
    “Был ли счастлив ты в жизни земной?”
    И забуду я все – вспомню только вот эти
    Полевые пути меж колосьев и трав
    И от сладостных слез не успею ответить,
    К милосердным коленям припав.
    Улыбку вызывают и вычитанные признаки красоты, и наивная вера девушки в них,
    и детская проверка себя на принадлежность к их клану. Снова открывается
    удивительная незрелость души. Уж не испытывала ли она свои чары в отношениях с
    поклонниками, среди которых один и убил ее из ревности?
    Почему же автор так почтил “легкое дыхание”?
    А странности нет. Ведь Оля действительно обладала естественным дыханием,
    жаждой особой, неповторимой судьбы.
    Олино внутреннее горение неподдельно и
    могло бы вылиться в большое чувство. Если бы…. Если бы не бездумное порхание по
    жизни, не пошлое окружение. Автор и оставляет миру не красоту девушки, а
    лишь эти потенциальные, не развернувшиеся возможности. Они, по мысли писателя, и
    не могут исчезнуть, как никогда не исчезает тяга к прекрасному, к счастью, к
    совершенству.
    Что прежде всего интересует писателя в образе героини?
    В рассказе почти отсутствует событийно-бытовой план повествования.
    Поворотные моменты в судьбе героев происходят “за сценой”.
    Писателя интересует внутреннее бытие, “загадки души”. Вот они-“вечные” темы.
    Чем для вас интересен этот рассказ?
    Что вы узнали нового о Бунине?
    Что для вас значит любовь?
    Как бы вы расшифровали эти чувства?
    “Любовь– побудительная сила духовного восхождения”,-сказал философ Платон.
    Возможно его составляющими будут:
    очищение
    жертва
    стремление
    ЛЮБОВЬ
    возвышение ?
    страдание
    ограничение
    Что бы вы добавили к этой схеме?
    Домашнее задание: Написать рассуждение “Любовь – это талант души или
    движение разума?”.

    Тексты стихотворений, использованные на уроке: “Эпитафия”, “Забытый
    чертог”, “Одиночество”, “Родине”, “Оттепель”.

    Одиночество. И. Бунин
    И ветер, и дождик, и мгла,
    Над холодной пустыней воды.
    Здесь жизнь до весны умерла.
    До весны опустели сады.
    Я на даче один. Мне темно
    За мольбертом, и дует в окно
    Вчера ты была у меня,
    Но тебе у же тоскливо со мной.
    Под вечер ненастного дня.
    Ты мне стала казаться женой…
    Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
    Проживу и один – без жены…
    Сегодня идут без конца
    Те же тучи – гряда за грядой.
    Твой след под дождем у крыльца
    Расплылся, налился водой.
    И мне больно глядеть одному
    В предвечернюю серую тьму…
    Родине. Иван Бунин
    Они глумятся над тобою,
    Они, о Родина, корят
    Тебя твоею простотою,
    Убогим видом черных хат
    Так сын, спокойный и нахальный,
    Стыдится матери своей –
    Усталой робкой и печальной
    Средь городских его друзей.
    Глядит с улыбкой состраданья
    На ту, кто сотни верст брела
    И для него, ко дню свиданья
    Последний грошик берегла.
    Оттепель
    Еще и холоден и сыр
    Февральский воздух, но над садом
    Уж смотрит небо ясным взглядом,
    И молодеет божий мир
    Прозрачно- бледный, как весной,
    Слезится снег недавней стужи
    А с неба на кусты и лужи
    Ложится отблеск голубой
    Не налюбуюсь, как сквозят
    Деревья в лоне небосклона,
    И сладко слушать у балкона,
    Как снегири в кустах звенят
    Нет, не пейзаж влечет меня,
    Не краски жадный взор подметит,
    А то, что в этих красках светит:
    Любовь и радость бытия.

  9. Сочинение по творчеству
    И. А. Бунина и А. И. Куприна
    Темы сочинений:
    1. Метафоричность названий произведений И. А. Бунина и А. И. Куприна (по выбору).
    2. Философская проблематика произведений И. А. Бунина.
    3. Истинные и мнимые ценности в изображении И. А. Бунина.
    4. Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях И. А. Бунина и А. И. Куприна (по выбору).
    5. «Три гордые признания человека« (по повести Куприна «Поединок»).
    6. Талант любви в произведениях А. И. Куприна.
    7. Символическое звучание деталей в прозе А. И. Куприна.
    Примерный развернутый план сочинения по теме:
    «Истинные и мнимые ценности в изображении И. А. Бунина»
    I. Введение
    Дать краткую историю вопроса: общечеловеческие ценности — идеалы добра, красоты, истины, выработанные человечеством и отраженные в его культуре; противопоставление этим ценностям сиюминутных благ: богатства, власти, плотских удовольствий.
    II. Основная часть
    1. Традиции русской литературы в творчестве И. А. Бунина:
    — внимание к внутреннему миру отдельного человека («маленький человек»); патриотизм (внимание к проблемам русской жизни; «скрытая теплота патриотизма» — Толстой; любовь к родной природе); внимание к деталям, психологизм.
    2. Общечеловеческие идеалы в преломлении И. А. Бунина. Главные темы его творчества:
    — Родина,
    — любовь,
    — смерть.
    2.1. Изображение России как основы жизни:
    а) элегическое описание уходящей дворянской и крестьянской культуры в «Антоновских яблоках»:
    — ностальгическая грусть по прошлому; неразрывная связь прошлого и настоящего, человека и родной природы, лиризм описаний; воспоминания как непреходящие ценности человека.
    б) размышления о России в повести «Деревня»:
    — попытка определить источник трагических перемен в деревне и во всей России (деревня как модель России); «критический» патриотизм — изображение антиидеала (страшные картины нищеты, бескультурья, алчности, жестокости, равнодушия) с целью утверждения идеала. Отсутствие идеализации русского народа. «Сквозь поруганную, оскверненную человечность опять светится оправдание добра, и опять склоняешься перед святыней души» (Ю. Айхенвальд). Авторская позиция: «не злорадно, а страдальчески изображает русскую нищету (…) с печалью оглядывается на изжитую пору нашей истории, на все эти разорившиеся дворянские гнезда» (Ю. Айхенвальд).
    в) боль за гибнущую Россию в «Окаянных днях»; свежесть воспоминаний о России в эмиграции.
    2.2. Изображение любви как одной из главных человеческих ценностей:
    — любовь как «некий высший напряженный момент бытия». «Жизнь человека вся под властью женщины» (И. А. Бунин). Обреченность любящего человека на одиночество, которое не отменяет, а лишь усиливает ценность любви. «Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена». (И. А. Бунин) — пафос цикла «Темные аллеи». Примеры из 2—3 рассказов.
    2.3. Смерть как итог, проявляющий жизнь, обостряющий ценность жизни, расставляющий все по своим местам. «Господин из Сан-Франциско»:
    — ценности героя — упоение его своим богатством и властью, смерть героя как разоблачение его мнимых ценностей. Утверждение вечных ценностей в образах Лоренцо и абруццких горцев. Символичность названия и деталей, углубляющая философский смысл произведения.
    III. Заключение
    Особенности стиля Бунина, позволяющие почувствовать истинность вечных ценностей: прекрасный язык, образность, отсутствие назидательности, живописность, тонкий психологизм, сила воображения, свежесть памяти.
    Рекомендация для учителя:
    В качестве домашнего задания можно подготовить тезисные планы сочинений (темы дать заранее) и обсудить их на консультации. Объем введения и заключения вместе не должен превышать одной трети объема сочинения. На сочинении в классе допустимо пользоваться конспектами лекций (что стимулирует эту работу в классе), текстами произведений и словарями. Тезисные планы объемных по материалу сочинений можно варьировать, сокращать. На сочинениях в классе учиться рассчитывать время работы. Поощрять собственные суждения, мысли, находки учеников. Зачитывать в классе при анализе сочинений не только лучшие, но и слабые работы, не называя фамилии ученика. Вместе с учениками разбирать ошибки, работать над стилем, умением находить логические, фактические, грамматические, речевые ошибки и исправлять их. Каждому ученику рекомендуется в тетради выписывать и исправлять прежде всего собственные ошибки. Нал исправлением орфографических ошибок работать индивидуально и на консультациях.
    Домашнее задание
    Прочитать несколько рассказов А. Т. Аверченко (по выбору).
    Индивидуальное задание: подготовить доклад или реферат по политической сатире Аверченко.

  10. Родился 10 (22) 1870 октября в Воронеже в старинной, обедневшей дворянской семье. «Род этот, – писал Бунин в «Автобиографической заметке»(1915), – дал замечательную женщину начала прошлого века, поэтессу А.П. Бунину, и поэта В.А. Жуковского (незаконного сына А.И. Бунина). Отец будущего писателя, сумасбродный помещик Орловской и Тульской губерний, разорившийся из-за пристрастия к вину и картам, в юности участвовал в Крымской войне 1853–1856 и там встречался с Л. Толстым. Мать, глубоко религиозная и обладавшая грустной поэтической душой, происходила, по семейным преданиям, из княжеского рода.
    Когда Бунину едва минуло три года, семья была вынуждена переехать из Воронежа в Елецкий уезд. Среди первых детских впечатлений – рассказы матери, дворовых, странников, стихия фольклорной сказки, песни и легенды, живая плоть исконной русской речи, кровная связь с природой и среднерусским ландшафтом и, наконец, самое пронзительное – смерть младшей сестренки, пробившая пока неосознанную брешь в доселе ясном и неомраченном восприятии широкой жизни вокруг. Из этих впечатлений вырастают все основные темы будущего творчества.
    В 1881 Бунин поступил в первый класс Елецкой гимназии. Отчислен был в 1886 за неявку с каникул. Дальнейшая судьба во многом отмечена двумя важными обстоятельствами: будучи дворянином, он не получил даже гимназического образования, а после ухода из-под родительского крова никогда не имел собственного дома и провел всю жизнь в отелях, чужих домах и съемных квартирах.
    Годы жизни в Ельце – мыканье по углам полунищего дворянина, уверенного в своей исключительности. Но именно Ельцу будущая проза Бунина обязана знанием мещанского быта, гнетущей, но и своеобразной поэзией русского захолустья.
    Бунин ведет дневники, куда записывает свои наблюдения. Для Бунина является впечатление. Писатель пытается зафиксировать все то, что создает образ (форму, цвет, запах, размер) Для Бунина очень важно найти точное единственное слово, которое передает этот цвет, эту форму и т.п. Он не терпел приблизительности.
    Поэзия Бунина точна, серьезна, была отмечена Пушкинскими премиями.
    Рис. 1. Портрет молодого Бунина (Источник)
    Особое влияние на становление личности Бунина оказал его старший брат Юлий, народник-публицист. Под его руководством Бунин изучил гимназическую программу. В 1889 переезжает к брату в Харьков и попадает в народническую среду, которую потом саркастически описал в романе «Жизнь Арсеньева» (1927–1933). В том же году Бунин принимает предложение поступить на службу в газету «Орловский вестник» и знакомится в редакции с корректором Варварой Пащенко.
    Первые стихи начал писать 7–8 лет, подражая Пушкину и Лермонтову. Печатный дебют Бунина-поэта состоялся в 1887, когда столичная газета «Родина» опубликовала его стихотворение «Над могилой Надсона». В 1891 выходит первая поэтическая книга: Стихотворения 1887–1891 гг., – довольно слабая, от нее писатель впоследствии открещивался. Там царят «надсоновские» темы и интонации: «гражданская скорбь», сетования «измученного тяготами поэта» на увязающую «без борьбы и труда» жизнь. Однако уже в этих стихах «надсоновское» соседствует с иным – «фетовским», с воспеванием «чистой красоты» одухотворенного пейзажа.
    Рис. 2. И.А. Бунин .1893 г. (Источник)
    С толстовским наследием прозу Бунина связывал вопрос о родстве человека с природой, влечение к вечным загадкам существования, к человеку перед лицом смерти, интерес к древнему Востоку и его философии, картины страстей, яркая чувственная стихия и пластичность словесного живописания. От Чехова проза Бунина унаследовала лаконичность письма, умение различить драматическое в мелком и будничном, максимальную смысловую насыщенность по видимости незначительной образной детали, которая может стать намеком не только на характер, но и на судьбу героя.

    2. Вхождение в литературную среду

    В 1895 году в Петербурге, а затем и в Москве Бунин входит в литературную среду, знакомится с Чеховым, Н.К. Михайловским, сближается с В.Я. Брюсовым, К.Д. Бальмонтом, Ф. Сологубом. В 1901 издает в символистском издательстве «Скорпион» сборник лирики «Листопад», однако на этом близости писателя к модернистским кругам пришел конец. В дальнейшем бунинские суждения о модернизме были неизменно резкими. Писатель осознает себя последним классиком, отстаивающим заветы великой литературы перед лицом «варварских» соблазнов «серебряного века».
    В 1913 на юбилее газеты «Русские ведомости» Бунин сказал: «Мы пережили и декаданс, и символизм, и натурализм, и богоборчество, и мифотворчество, и какой-то мистический анархизм, и Диониса, и Аполлона, и „пролеты в вечность”, и садизм, и приятие мира, и неприятие мира, и акмеизм… Это ли не Вальпургиева ночь!».
    Рис. 3. И.А. Бунин. Начало. 1900-х гг. (Источник)
    В 1893—1894 годах Бунин находился под сильным влиянием нравственно-религиозных произведений Л.Н. Толстого. Он посещал колонии толстовцев в Поставе и всерьёз подумывал об опрощении. Но в начале 1894 года в Москве состоялась встреча Бунина с Л.Н. Толстым, о которой молодой писатель давно мечтал. И Толстой убедил его отказаться от опрощения. Для Бунина Лев Николаевич на всю жизнь остался высшим воплощением художественной мощи и нравственного достоинства, ему посвящена книга «Освобождение Толстого», вышедшая в Париже в 1937 году. В интервью газете «Голос Москвы» в 1912 году И. Бунин так рассказал об эволюции своих идейно-политических взглядов: «Прошёл я не очень долгое народничество, затем толстовство, теперь тяготею больше всего к социал-демократам, хотя сторонюсь всякой партийности».
    Рис. 4. Л.Н. Толстой и И.А.Бунин (Источник)

    3. Творчество Бунина

    1890 -е–1900-е – время напряженной работы и бурного роста популярности Бунина. Выходят книга « На край света и другие рассказы» (1897) и стихотворный сборник «Под открытым небом» (1898). Самостоятельно выучив английский язык, Бунин переводит и издает в 1896 поэму американского писателя Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Эта работа сразу была оценена как одна из лучших в русской переводческой традиции, и за нее в 1903 Российская академия наук присуждает Бунину Пушкинскую премию. А уже в 1902–1909 издательство «Знание» выпускает его первое собрание сочинений в 5 томах.
    Рис. 5. И.А. и В.Н. Бунины (Источник)
    В ноябре 1906 Бунин знакомится с В.Н. Муромцевой (1881–1961), ставшей его женой, самым близким человеком, а после смерти мужа – его биографом, издателем и комментатором. Весной 1907 Бунин с супругой отправляются в первое «заветное странствие» – в Египет, Сирию, Палестину, стремясь найти «освобождение от времени, от земного тления… в этих погибших царствах Востока и Юга, в области мертвых, забытых стран, их руин и некрополей». ( Записи 1907). Впечатления от путешествий разных лет сложились в книгу «Тень птицы» (Париж, 1931).
    К этому времени в сознании читателей и критиков Бунин – один из первых писателей России. В 1909 ему присуждается вторая Пушкинская премия и его избирают почетным академиком Российской академии наук.
    Хотя его популярность у массового читателя начала XX в. никак не могла соперничать со славой Л. Андреева или М. Горького, в первой половине 1910-х Бунин среди литературной элиты завоевывает репутацию едва ли не ведущего современного прозаика: в 1910 выходит повесть «Деревня»,
    в 1912 – сборник «Суходол»: повести и рассказы 1911–1912,
    в 1913 – книга «Иоанн Рыдалец»: рассказы и стихи 1912–1913,
    в 1916 – «Господин из Сан-Франциско»: произведения 1915–1916.
    Эти книги – безусловные шедевры дореволюционной прозы Бунина. И уже в 1915 издательство А.Ф. Маркса выпустило второе собрание сочинений писателя – в 6 томах.
    Темы произведений Бунина – темы времени, памяти и забвения, пространства.
    Все герои пытаются понять жизнь, есть высокая тоска, которая не дает им затеряться. Они понимают, что все нуждается в осмыслении.
    Критики упрекает Бунин в том, что он пишет ни о чем, нет идеи рассказа, к чему все эти наблюдения. Самый близкий для Бунина в данный момент писатель – это Чехов.

    4. Бунин и события в России

    Первая мировая война была воспринята Буниным как величайшее потрясение и предзнаменование крушения России. С резкой враждебностью встретил он и Февральскую революцию, и Октябрьскую, запечатлев свои впечатления от этих событий в дневнике-памфлете «Окаянные дни»(опубл. в 1935, Берлин). Писатель вдумывается здесь в национальные истоки русской катастрофы, впивается взглядом в большевиков – «демонов» XX века, с неистовостью человека, более всего презирающего любую фальшь и позу, отвергает интеллигентскую «литературность» в восприятии происходящего: «Теперь стала реальностью действительность, порожденная исконной на Руси жаждой бесформенности (здесь и далее в цит. – курсив Бунина) …я – только стараюсь ужасаться, а по-настоящему не могу. Настоящей восприимчивости все-таки не хватает. В этом и весь адский секрет большевиков – убить восприимчивость… Да, мы надо всем, даже над тем несказанным, что творится сейчас, мудрим, философствуем…»

    5. Эмиграция

    Рис. 6. И.А. Бунин Париж. 1928. (Источник)
    В январе 1920 Бунин навсегда покидает Россию и поселяется в Париже, проводя ежегодно лето на юге Франции в городе Грасе. Никогда до революции не размениваясь на публицистику, в эмигрантский период активно включается в жизнь русского Парижа: возглавляет с 1920 Союз русских литераторов и журналистов, выступает с воззваниями и обращениями, ведет в газете «Возрождение» в 1925–1 9 27 регулярную политико-литературную рубрику, создает в Грасе подобие литературной академии, куда вошли молодые писатели Н. Рощин, Л. Зуров, Г. Кузнецова.
    С «последней любовью» к Г. Кузнецовой, переписчице романа «Жизнь Арсеньева», – любовью одновременно светлой и мучительной, а в конце концов драматичной, – связаны для Бунина вторая половина 1920-х – начало 1930-х.
    Томительная боль разлуки с Родиной и упрямое нежелание смириться с неизбежностью этой разлуки парадоксальным образом приводят к расцвету творчества Бунина периода эмиграции. Его мастерство достигает предельной филигранности. Почти все произведения этих лет – о былой России. Вместо вязкого ностальгического елея и «ресторанных» стонов о «Москве златоглавой» со «звонами колоколов» – иное ощущение мира. В нем трагичности бытия человека и его обреченности может противостать лишь неуничтожимый опыт личной памяти, русских образов и русского языка. В эмиграции Буниным написано десять новых книг прозы, в том числе «Роза Иерихона» (1924), «Солнечный удар» (1927), «Божье древо» (1931), повесть «Митина любовь» (1925). В 1943 (полное издание – 1946) писатель издает вершинную книгу своей малой прозы, сборник рассказов «Темные аллеи» . «Все рассказы этой книги только о любви, о ее „темных” и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях», – сказал Бунин в одном из писем Н.А. Тэффи.
    Рис. 7. Церемония вручения Нобелевской премии (Источник)
    В 1933 Бунин стал первым русским лауреатом Нобелевской премии по литературе – «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в прозе типичный русский характер». Среди номинантов на премию того года фигурировали также М. Горький и Д. Мережковский. Во многом чашу весов в пользу Бунина склонило появление к тому времени в печати первых 4 книг «Жизни Арсеньева».
    Бунин пишет воспоминания о Толстом, о Чехове, которые знали цену слову.
    Годы Второй мировой войны Бунины проводят в Грасе, испытывая крайнюю нужду. После 1917 Бунин всегда оставался непримиримым противником советской власти, но в период войны так и не поддался – в отличие от многих именитых русских эмигрантов, – соблазну приветствовать нацистов как «единственную политическую силу, способную принести России свободу». И все же волна просоветского энтузиазма, охватившая после победы большую часть русской эмиграции во Франции, отчасти накрыла и обычно неподвластного иллюзиям Бунина. Вернувшись после войны в Париж, он посетил советское посольство, дал интервью промосковской газете «Советский патриот» и вышел из состава Парижского Союза русских писателей и журналистов, когда тот принял решение об исключении из своих рядов всех, кто, вняв заманчивым обещаниям посла СССР во Франции Н.Богомолова, принял советское гражданство. Во многом благодаря этим шагам стало возможным постепенное возвращение книг «белоэмигранта» Бунина на Родину еще в 1950-е годы.
    Последние годы жизни Бунина, внутренне одинокого, желчного и пристрастного человека, были проникнуты желанием нецеремонно отсечь и осудить все, что ему представляется чуждым, а потому лживым и пошлым. Так, в итоговой книге «Воспоминания» (1950) оценки очень многих соратников по перу, по дореволюционным «трудам и дням» и будням эмиграции тенденциозны и предвзяты.
    Умер Бунин8 ноября 1953 в Париже и похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

    6. Заключение

    Трудные годы, годы нужды и исканий прошли, литературная судьба Бунина складывалась счастливо, критика относилась к нему уважительно, его именовали “певцом осени, грусти и дворянских гнезд”, отдавали должное прекрасному русскому языку его рассказов.
    Его произведения на темы современной ему русской жизни, при всей их непосредственной художественно-впечатляющей силе, не так-то легки для обобщенно-теоретического понимания: “Антоновские яблоки”, “Золотое дно”, “Деревня”, “Суходол”, “Ночной разговор”, “Веселый двор”, “Худая трава” и другие. Это относится и к произведениям, отражающим многочисленные поездки писателя по свету, его критические раздумья о судьбах буржуазной цивилизации: “Братья”, “Господин из Сан-Франциско”, “Сны Чанга”.
    Источники
    конспект http://interneturok.ru/ru/school/literatura/11-klass/i-a-bunin/ivan-bunin-obzor-zhizni-i-tvorchestva?seconds=0
    http://www.youtube.com/watch?v=mdijZZmzICs
    http://www.youtube.com/watch?v=StUcBUeKDnM
    http://www.youtube.com/watch?v=QZr4GNJVKvY
    http://www.youtube.com/watch?v=MpZSsJ59G-w
    http://www.youtube.com/watch?v=noDhezlI3X0
    http://www.youtube.com/watch?v=NNbe8e2Wngs
    http://www.youtube.com/watch?v=4wJY4GWnhTw
    http://ppt4web.ru/literatura/bunin-ivan-alekseevich-zhizn-i-tvorchestvo.html
    http://bigslide.ru/literatura/60-ivan-alekseevich-bunin-zhizn-i-tvorchestvo.html
    http://all-biography.ru/prezentaciya/bunin-biograffiya
    http://festival.1september.ru/articles/655596/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *