Сочинение на тему творчество фонвизина

12 вариантов

  1. С 1777 по 1778 год Фонвизин пробыл за границей, долгое время находился во Франции. Вернувшись в 1779 году в Россию, Денис Иванович поступает на службу советником канцелярии при Секретной экспедиции. В это же время писатель переводит книгу «Та-Гио». В 1783 году Фонвизин создает одно из лучших произведений русской публицистики – «Рассуждение о непременных государственных законах».
    С 1781 года Денис Иванович занимает место статского советника. В 1782 году выходит в отставку. Осенью этого же года состоялась премьера самого главного произведения драматурга – комедии «Недоросль» (дата написания – 1781 г.) в Петербурге. В 1783 пьеса была поставлена в Москве.

    Болезнь. Последние годы

    С 1783 года Денис Иванович путешествует по Европе, посещает Италию, Германию, Австрию. В 1785 году у писателя случается первый апоплексический удар. В 1787 году Фонвизин возвращается в Россию.
    В последние годы своей краткой биографии Фонвизин страдал от тяжелой болезни – паралича, но не прекращал заниматься литературной деятельностью. Несмотря на запрет Екатерины II на издание пятитомного собрания сочинений, Денис Иванович в это время создает комедию «Выбор гувернера», фельетон «Разговор у княгини Халдиной», работает над автобиографией «Чистое признание» (осталась неоконченной).

  2. Жизнь и творчество Д. И. Фонвизина
    1745, 3 апреля В семье помещика среднего достатка родился сын Денис Иванович Фонвизин. (По другим сведениям, дата рождения — 3 апреля 1744 г.)
    1755 Учеба в латинской школе дворянской гимназии, готовившей к поступлению в Московский университет.
    1759 Окончание гимназии, перевод в студенты философского факультета Московского университета.
    1761 Переводит с немецкого басни датского писателя Гольберга.
    1762 В университетском журнале «Собрание лучших сочинений к распространению знания и к произведению удовольствий» напечатаны переводы из Менандра. Начинает работу над переводом трагедии Вольтера «Альзира». Пишет «Послание к слугам». Первое оригинальное произведение — сатирическая басня «Лисица-Казнодей». Окончание университета, переезд в Петербург в качестве переводчика Коллегии иностранных дел.
    1763 Указом Екатерины II назначается «для некоторых дел» при статс-советнике И. П. Елагине. Переделывает на русский лад.драму Грессе «Сидней» — под названием «Корион». Живет в Петербурге, Царском Селе, Петергофе.
    1764 Успех комедии «Корион» на сцене придворного театра. 1766—1769 Пишет комедию «Бригадир».
    1769, декабрь Назначен в Коллегию иностранных дел на должность секретаря, фактического помощника министра Н. Панина. Напечатана комедия «Бригадир».
    1771. Пишет и публикует «Слово на выздоровление» наследника престола Павла.
    1777. Печатает перевод политического сочинения французского просветителя Тома «Похвальное слово Марку Аврелию», в котором показан идеальный монарх-философ.
    Сентябрь. Отправляется в путешествие во Францию, во время которого ведет дневник, в виде писем регулярно отправляет его в Москву. По возвращении из путешествия приступает к работе над комедией «Недоросль».
    Совместно с Н. Паниным готовит проект фундаментальных законов для будущего императора Павла.
    1782 год. Написана комедия «Недоросль».
    7 марта Подает на имя Екатерины II прошение об увольнении со службы. Прошение удовлетворено.
    1783 год. Участвует в журнале «Собеседник любителей российского слова», который редактирует княгиня Е, Р. Дашкова, а негласно — императрица. Публикует сатирические миниатюры в виде отрывка из словаря синонимов, сатиру на вельмож «Челобитная российской Минерве», «Путешествие мнимого глухого и немого», «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое
    внимание». Екатерина II дает полиции указание не печатать сочинений Фонвизина.
    Март. Смерть друга, Н. Панина. Пишет «Жизнь Н. И. Панина».
    1784—1785 Путешествует по Италии, изучает итальянский театр, музыку, живопись. Ведет дневник, который вновь в виде писем посылает в Москву. По возвращении в Россию Фонвизина разбивает паралич. Уезжает в Карлсбад.
    1787 Возвращается в Петербург, полностью не восстановив здоровье. Решает издавать собственный сатирический журнал под названием «Друг честных людей, или Старо-дум».
    Готовит для журнала сочинение «Придворная грамматика», в котором беспощадно обличает двор.
    1788 Журнал закрыт, Екатерина запрещает Фонвизину печататься. Запрещено Полное собрание сочинений Фонвизина.
    1791 год. Переносит четыре апоплексических удара.
    Пишет по поводу смерти Потемкина «Рассуждения о суетной жизни человеческой», пытается объявить греховной всю свою литературную деятельность.
    Начинает последнее произведение «Чистосердечные признания в делах моих и помышлениях». Готовит пять томов Полного собрания сочинений для издателя П. Богдановича, включая туда запрещенные статьи из «Друга честных людей».
    1792, 30 ноября На вечере в доме Державина читается последняя комедия Фонвизина «Гофмейстер» («Выбор гувернера»).
    1 декабря Смерть Фонвизина.

  3. 1. Начало пути: Фонвизин — басенник.
    2. Комедия «Бригадир»
    3. «Недоросль» как сатира своего времени.
    4. Новаторство писателя.
    Д. И. Фонвизин — писатель во многом знаковый для литературы 1760 — 1780-х годов. Своеобразие и отличие творчества Фонвизина определяется в первую очередь тем, что писатель стоит у истоков нового этапа развития русской сатиры.
    Деятельность Фонвизина-литературоведа началась с перевода басен известного в то время датского поэта Гольберга. Позже он и сам начал писать еще во многом «сырые», но интересные для своего времени басни и притчи. Однако, будучи уже известным как переводчик, Фонвизин не раз попадал в неловкое положение — большинство созданных им басен считали либо изящно выполненными переложениями иностранных произведений на русский язык, либо откровенным плагиатом. Все же несколько басен до сих пор известны как подлинное творчество Фонвизина и представляют особый интерес для раскрытия начальных этапов творческого пути мастера. Это политическая басня «Лисица-казнодей» и сатира «Послание к слугам моим, Шумилову, Ваньке и Петрушке», написанные в 1760 году.
    Первое названное произведение было написано вскоре после смерти императрицы Елизаветы и стало гневным откликом на церковную церемонию, связанную с ее похоронами. Писатель высмеял в своем произведении подхалимство и лизоблюдство придворных и раскрыл перед читателем истинную суть поступков высших мира сего. Император «Царь-лев» изображен как «пресущий скот», а царство его и руководство народом основаны на угнетении и насилии:
    В его правление любимцы и вельможи
    Сдирали без чинов с зверей невинных кожи.
    Второе произведение представляет читателю разговор автора со своими слугами. На вопрос: «На что сей создан свет? — автор так и не смог получить внятного ответа. Шумилов считает, что смысла в вопросе нет, что удел крепостного — вечное рабство и унижение слуги; он просто не готов высказать свои мысли, которых скорее всего и нет вовсе. Ванька высказывает свое мнение о том, что «здешний свет» дурен, и говорить о нем — безделица, ничего не стоящий разговор. Петрушка, лакей, также не может ответить на вопрос, однако с гордостью заявляет о своем намерении пожить в свое удовольствие в этом свете. Становится очевидным для всех, что никакого высшего божественного замысла нет, и что общество и деление на сословия устроено, по меньшей мере, неразумно. Первым крупным сатирическим произведением писателя стала комедия «Бригадир», написанная в 1763 году. В комедии блестяще обыгран распространенный в XVIII веке сюжет, при этом избитая комедийная тема получила новое осмысление и стала чуть ли не новаторством в театральной традиции. Родители стремятся выгодно женить детей, которые давно отдали свои сердца другим. Две семьи — Советника и Бригадира — решают устроить брак бригадирского сына Ивана и советничьей дочери Софьи. При этом начавшую было развиваться по стандарту интрижку Фонвизин «закручивает» в совершенно иную сторону: бригадирский сынок начинает ухлестывать за Советницей, при этом Бригадир готов подвинуть своего сына в битве за прекрасную даму. За Бригадиршей начинает охоту Советник, и благоразумную Софью оставляют в покое, с выбором ее сердца. Подобные столкновения чувств и интрижки введены Фонвизиным в текст не случайно. Таким образом, автору удается продемонстрировать всю нелепость и пошлость поведения крепостников и щеголей-галломанов. В отношении жанра «Бригадир» — комедия для русской литературы необычная. Это одна из первых в истории русской сатиры и драматургии «комедия нравов». Процесс становления подобного рода характеров еще не показан автором, но объяснение поведения и порывов каждого из персонажей уже присутствует в тексте комедии. Множество новаторских приемов — саморазоблачение, откровенная буффонада, гротеск, — делает комедию понятной и смешной даже для современного читателя.
    Следующее произведение Фонвизина «Недоросль», комедия, написанная в 1781 году. Она является важнейшим этапом в жизни и творчестве писателя. Это произведение стало программным и явилось наивысшей точкой развития отечественной сатиры XVIII века.
    Основной задачей, которую автор поставил перед собой, было разоблачение гнилых нравов того времени, становление которых обусловлено сложившийся традицией взаимоотношений людей внутри закомплексованного и законсервированного общества.
    Основная тема комедии — злонравие крепостников, которое Фонвизин представляет как самое страшное социальное зло. Основной конфликт эпохи — помещичий произвол и бесправие крепостных крестьян — является лейтмотивом всего произведения. Основной предмет изображения, таким образом, не дворянство само по себе, а дворянское сословие, показанное в тесном взаимодействии с крепостными.
    Проблема комедии — разложение дворянства как основного правящего сословия страны. Автор представляет зрителю непривычный, но легко представимый даже современному читателю мир, где одни люди владеют другими. Правящей фигурой этого мира является госпожа Простакова — «презлая фурия» и «госпожа бесчеловечная». Полновластная хозяйка этого мира, Простакова подчиняет себе и рабов-крепостных (старуху Еремеевну, Тришку, девку Палашку), и родных и близких себе людей, в которых она не может найти ни поддержки, ни опоры.
    Автор стремится открыть две проблемы современного ему общества. Дело в том, что раболепие крепостного строя не только убивает все человеческое в крепостных, делая их бездушным и безропотным стадом, но и развращает самих крепостников, дает упиться властью над людьми и с каждым новым непристойным поступком толкает вниз по наклонной плоскости все ниже и ниже.
    Впервые в русской драматургии Фонвизиным было не только качественно и полно дано возможное решение социального вопроса, но и полновесно и объемно описаны положительные герои. До этого только зло получалось зримым и весомым, положительные герои при этом воспринимались по-другому — их речи и поступки казались слишком прямолинейными и наигранными. У Фонвизина и положительные герои получили право на жизнь. Они чувствовали, говорили и действовали как живые герои, а не как запрограммированные на добро машины.
    Сложно создать произведение, которое стало бы актуальным не только для современного читателя, но и для грядущего поколения. Одной злободневной темы мало, требуется еще и недюжинный писательский талант в сочетании с чистой и ясной мыслью. Однако и талант не такая уж и простая вещь. Даже природный талант требует постоянного развития, шлифовки.
    Фонвизин прошел сложный творческий путь. Начав с довольно «сырых» и серых произведений, он смог отточить свой писательский дар до такой степени, что стал не только выдающимся писателем своего времени, но и автором-новатором, открывшим всей русской литературе двери на новую ступень развития.

  4. Денис Иванович Фонвизин родился в Москве 3 апреля 1745 года. В 1755 г. Фонвизин поступил в только что открытую гимназию при московском университете; в 1760 г. стал студентом. На школьной скамье, под влиянием некоторых профессоров, начинаются литературные занятия Фонвизина. В 1761 г. он поместил в журнале Хераскова «Полезное Увеселение» переводную статью «Правосудный Юпитер» и отдельно напечатал перевод басен Гольберга. Фонвизин отказывается от существовавшей в начале 1760 годов практики “склонения на русские нравы” иностранных пьес и к 1769 году создает свою первую оригинальную комедию “Бригадир”. “Бригадир” произвел сильнейшее впечатление на тогдашнюю публику. В XVIII веке слово “бригадир” означало воинский чин. Фонвизинский Бригадир – это грубый, ограниченный солдафон. Н.И. Панин отозвался о произведении, как о “первой комедии в наших нравах”. Фонвизина сравнивали с Мольером, комедия его не сходила со сцены. Во время действия герои пьесы не ораторствовали, а жили на сцене. Они гадают на картах, играют в шахматы. Все это было ново и необычно для русской драматургии того времени. По словам Вяземского “в “Бригадире” в первый раз услышан на сцене нашей язык натуральный, остроумный”. Впервые так живо и всесторонне показаны нравы и характеры своей эпохи.
    Кадр из театральной постановки “Недоросль”
    Во всей полноте и блеске талант Фонвизина-драматурга проявился в его замечательной комедии “Недоросль” (1782). Эта пьеса, как и “Бригадир”, дает представления о совершенно конкретной русской действительности. “Недоросль” – это не только комедия нравов, но и первая общественно-политическая комедия. Драматург сумел превратить приусадебный уголок поместного дворянства в общественную трибуну и осудить с нее “злонравия плоды” со свойственными ему сарказмом и иронией. В произведении подняты вопросы, которые волновали русских свободомыслящих людей века Просвещения: ответственность государя за вверенную ему власть, необходимость ограничения самовластия помещиков, воспитание достойных граждан. Невежество и злонравие – основные пороки, которые стали предметом осмеяния. Типы семей Простаковых и Скотининых несомненно русские, унаследованные от старого времени и сохраняющие в неприкосновенности свои исконные черты невежества и грубости. Тема воспитания – одна из центральных в “Недоросле”, важнейшим элементом которой прежде всего считалась образованность. Пьеса «Недоросль» была написана более двух столетий тому назад, однако до сих пор кажется созданной специально для того, чтобы предостеречь и нынешнюю молодежь от повторения Митрофанушкиных ошибок. Так например, на сцене Малого театра спектакль по пьесе “Недоросль” прошел более пятиста раз. Эта бессмертная комедия русского драматурга, из которой многие фразы стали крылатыми, и в наши дни звучит актуально. Она служит уроком не только детям, но и взрослым, ведь и те, и другие с огромным удовольствием посещают спектакль.

  5. Денис Фонвизин
    Денис Иванович Фонвизин — русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии.
    Родился: 14.04.1744, Москва
    Умер: 01.12.1792 (48 лет)
    Популярные произведения Д.И. Фонвизина
    Недоросль
    Другие сочинения по произведению Фонвизина
    Денис Фонвизин в русской литературе
    Идеал человеческого достоинства и гражданского служения Родине в произведениях Г.Р.Державина, А.Н.Радищева, Д.И.Фонвизина
    «Друг свободы», «сатиры смелый властелин» Фонвизин
    Фонвизин — «Друг свободы»
    Значительность характеров в произведениях Фонвизина
    \”Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает\”. В.О.Ключевский. (По одному из произведений русской литературы. — Д И.Фонвизин \”Бригадир\”.)
    Авторские ремарки в комедиях Фонвизина
    Краткая летопись жизни и творчества Д. И. Фонвизина
    Значение комедии “Бригадир” в русской драматургии
    Сатиры смелой властелин
    Денис Иванович Фонвизин 1745-1792
    Художественный метод Фонвизина
    Д И. Фонвизин. Портрет писателя
    Фонвизин остается классиком в художественных мемуарах
    Проза Д. И. Фонвизина в истории русского литературного языка
    Проблема бытописания в творчестве Фонвизина
    Сатирическое мастерство Д. И. Фонвизина
    Вклад Дениса Фонвизина в развитие русского литературного языка
    Журнальная сатира и мемуары Фонвизина
    Друг свободы сатиры смелый властелин Фонвизин
    Сочинение «Краткая летопись жизни и творчества Д. И. Фонвизина»
    Фонвизин – все сочинения
    (даты даются по старому стилю)
    1745, 3 апреля В семье помещика среднего достатка родился сын Денис Иванович Фонвизин. (По другим сведениям, дата рождения — 3 апреля 1744 г.)
    1755 Учеба в латинской школе дворянской гимназии, готовившей к поступлению в Московский университет.
    1759 Окончание гимназии, перевод в студенты философского факультета Московского университета.
    1761 Переводит с немецкого басни датского писателя Гольберга.
    1762 В университетском журнале «Собрание лучших сочинений к распространению знания и к произведению удовольствий» напечатаны переводы из Менандра. Начинает работу над переводом трагедии Вольтера «Альзира». Пишет «Послание к слугам». Первое оригинальное произведение — сатирическая басня «Лисица-Казнодей». Окончание университета, переезд в Петербург в качестве переводчика Коллегии иностранных дел.
    1763 Указом Екатерины II назначается «для некоторых дел» при статс-советнике И. П. Елагине. Переделывает на русский лад. драму Грессе «Сидней» — под названием «Корион». Живет в Петербурге, Царском Селе, Петергофе.
    1764 Успех комедии «Корион» на сцене придворного театра. 1766—1769 Пишет комедию «Бригадир».
    1769, декабрь Назначен в Коллегию иностранных дел на должность секретаря, фактического помощника министра Н. Панина. Напечатана комедия «Бригадир».
    1771 Пишет и публикует «Слово на выздоровление» наследника престола Павла.
    1777 Печатает перевод политического сочинения французского просветителя Тома «Похвальное слово Марку Аврелию», в котором показан идеальный монарх-философ.
    Сентябрь Отправляется в путешествие во Францию, во время которого ведет дневник, в виде писем регулярно отправляет его в Москву. По возвращении из путешествия приступает к работе над комедией «Недоросль».
    Совместно с Н. Паниным готовит проект фундаментальных законов для будущего императора Паьла.
    1782 Написана комедия «Недоросль».
    7 марта Подает на имя Екатерины II прошение об увольнении со службы. Прошение удовлетворено.
    1783 Участвует в журнале «Собеседник любителей российского слова», который редактирует княгиня Е, Р. Дашкова, а негласно — императрица. Публикует сатирические миниатюры в виде отрывка из словаря синонимов, сатиру на вельмож «Челобитная российской Минерве», «Путешествие мнимого глухого и немого», «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание». Екатерина II дает полиции указание не печатать сочинений Фонвизина.
    Март Смерть друга, Н. Панина. Пишет «Жизнь Н. И. Панина».
    1784—1785 Путешествует по Италии, изучает итальянский театр, музыку, живопись. Ведет дневник, который вновь в виде писем посылает в Москву. По возвращении в Россию Фонвизина разбивает паралич. Уезжает в Карлсбад.
    1787 Возвращается в Петербург, полностью не восстановив здоровье. Решает издавать собственный сатирический журнал под названием «Друг честных людей, или Старо-дум».
    Готовит для журнала сочинение «Придворная грамматика», в котором беспощадно обличает двор.
    1788 Журнал закрыт, Екатерина запрещает Фонвизину печататься. Запрещено Полное собрание сочинений Фонвизина.
    1791 Переносит четыре апоплексических удара.
    Пишет по поводу смерти Потемкина «Рассуждения о суетной жизни человеческой», пытается объявить греховной всю свою литературную деятельность.
    Начинает последнее произведение «Чистосердечные признания в делах моих и помышлениях». Готовит пять томов Полного собрания сочинений для издателя П. Богдановича, включая туда запрещенные статьи из «Друга честных людей».
    1792, 30 ноября На вечере в доме Державина читается последняя комедия Фонвизина «Гофмейстер» («Выбор гувернера»).
    1 декабря Смерть Фонвизина.

  6. Денис Иванович родился в тысяча семьсот сорок четвертом (по некоторым данным в тысяча семьсот сорок пятом) году, в богатой семье (дворянской).
    Денис Иванович Фонвизин был первым, из русских писателей, который имел талант видения и передачи всех нелепостей происходящих в жизни. Он с неким великолепием и искусностью использовал в своих великих произведениях такие выражения, которые на протяжении длительного промежутка времени врезались в память его читателей. Великий писатель Денис Иванович Фонвизин предполагал, что в нашем существующем мире добра меньше чем зла, и он был разочарован (сильно) несовершенством общества, а так же человеком в нем.
    Начиная с тысяча семьсот пятьдесят пятого и заканчивая тысяча семьсот шестьдесят вторым годом, он обучается в Москве, в гимназии при университете. В этом же году он уезжает жить в культурную столицу России (Санкт-Петербург), где получил должность переводчика в комиссии по иностранным делам.
    Начиная с тысяча семьсот шестьдесят третьего года, работает у И.П. Елагина (один из министров в России) секретарем. Немногим позже (а точнее в тысяча семьсот восемьдесят втором году) решает уйти в отставку и тогда посвящает себя любимому делу – литературе.
    Великий писатель считается (в литературных кругах) одним из преемников Сумарокова (а так же Кантемира). Фонвизин был твердо убежден, что дворянство (в котором он и состоял) должно быть человечным, быть образованным, а так же представлять и осуществлять интересы общества, в то время как власть (царя) должна ставить для всеобщей пользы на высокие должности достойнейших из дворян. Хотя в это время сам писатель наблюдал у власти недостойных дворян, например, такие как любовники самой императрицы. Они, находясь у некой власти, исполняли свои интересы, хотя должны были выполнять интересы общества (народа). Денис Иванович Фонвизин считается талантливейшим писателем в своем времени.
    Великого русского писателя не стало в тысяча семьсот девяносто втором году.

  7. Среди писателей последней трети XVIII века выдающееся место принадлежит Денису Ивановичу Фонвизину. Образованный и свободомыслящий человек, Фонвизин всю свою жизнь был врагом самодержавного произвола, врагом придворных вельмож, царских любимцев. Пушкин называет его «сатиры смелым властелином» и «другом свободы» («Евгении Онегин»), Фонвизин сумел так широко и правдиво нарисовать в своих произведениях современную ему русскую жизнь, что Белинский назвал его со чинения «живой летописью» эпохи.
    В 1760 году, окончив гимназию. Фонвизин поступил в Московскнй университет. В студенческие годы Фонвизин пишет ряд сатирических произведений: посланий, басен, эпиграмм2. По выходе из университета Фонвизин поступил на службу в Коллегию иностранных дел. Фонвизин продолжает интересоваться литературой и театром.
    Комедия «Бригадир».
    В 1766 году (по другим данным — в 1769 г.) Фонвизин написал комедию «Бригадир». Еще до постановки пьесы в театре Фонвизин читал свою комедию и в писательских кругах, и в домах вельмож. И сама комедия, и мастерское чтение её приковали к «Бригадиру» и его автору всеобщее внимание. О комедии заговорили. На автора обратил внимание Н. И. Панин, руководивший тогда внешней политикой России. Фонвизин становится его ближайшим помощником.
    Одной из основных тем комедии «Бригадир» является обличение низкопоклонства дворянства перед Западом, в частности перед всем французским.
    В центре пьесы стоит образ сына бригадира — Иванушки. Он получил воспитание в пансионе, содержателем которого был француз, бывший кучер. После этого он некоторое время про вёл в Париже, к это окончательно вскружило его небогатую умом голову. Приехал он оттуда совеем офранцуженным, с модными манерами и с презрением ко всему русскому. Говорит он какой-то нелепой французско-русской речью и всячески подчеркивает своё высокомерно-презрительное отношение к русским обычаям и нравам, к родному языку.
    Но в комедии поставлена не только эта тема. Здесь затронуты многие стороны жизни и нравов помещичьего класса. Тип грубого и невежественного деспотавоенного дан в образе бригадира. Советник — плут и взяточник, наживший взятками состояние, лицемер и ханжа. Особенно жизненно правдив и выразителен образ бригадирши Лкулпны Тимофеевны. Это скупая, ограниченная и забитая женщина, но не лишённая добродушия, безропотно покоряющаяся мужу и по своему невежеству восхищающаяся своим дураком-сыном. Фонвизину удалось первому из русских писателей создать настоящую русскую пьесу. В ней были живые люди, которые говорили простым разговорным языком и действовали в правдиво нарисованной бытовой обстановке.
    Фонвизин выступил на борьбу со всем этим злом: он написал свою замечательную комедию «Недоросль», Комедия имела исключительный успех у публики. Один из современников так вспоминает о первом представлении «Недоросля»: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков». Особенное восхищение у зрителей вызвал Стародум, идеи которого были близки передовой части общества, обратившей особенное внимание на политическое содержание комедии.
    В речах Стародума были высказывания, которые отражали взгляды наиболее передовых п просвещённых людей того времени. Битовая сторона ЖИЗНИ была подвергнута обличению также с точки зрения этих передовых взглядов.
    В журнале «Собеседник любителей российского слова» Фонвизин попечатал спои «Вопросы». Екатерина, принимавшая участие в журнале, ответила на эти «Вопросы». По этим ответам видно, как Екатерина была раздражена смелостью и вольномыслием автора «Вопросов». Фонвизин, например, поставил вопрос о политике императрицы в области законодательства: «Отчего в пек законодательный никто в сей части не помышляет отличиться?» Екатерина прикрикнула на автора: «Оттого, что сие не есть дело всякого». Фонвизин спрашивает: «Отчего в прежние время а шуты, шпыни и балагуры чинов не имели, а нынче имеют и весьма большие?»
    В другом номере «Собеседника» появилась статья Фонвизина «Челобитная Российской Минерве от российских писателей». «Челобитная» — прошение от русских писателей к Екатерине II с жалобой на угнетение литераторов и литературы вельможами, у которых «умы не родовые, а жалованные». После этой статьи Фонвизину закрыли доступ к печати. Следующая приготовленная им статья «Всеобщая придворная грамматика» не была допущена в печать и распространялась уже в рукописном виде.
    Эта статья Пыла направлена против правительства, вельмож, придворных подхалимов. Вот отрывки из этой статьи:
    * «Вопрос. Что есть придворная грамматика?
    * Ответ. Придворная грамматика есть наука хитро льстить языком и пером.
    * Вопрос. Что значит — льстить?
    * Ответ. Значит говорить и писать такую ложь, которая была бы знатным пргятна, а льстецу полезна…
    * Вопрос. Что есть придворный падеж?
    * Ответ. Придворный падеж есть наклонение сильных к наглости, а бессильных к подлости. Впрочем, часть бояр думает, что все находятся перед ними в винительном падеже; снискивают же их расположение и покровительство обыкновенно падежом дательным».
    В 1788 году Фонвизин предпринимает попытку начать издание журнала, который должен был называться «Друг честных людей, или Стародум», но смерть прервала работу. Умер Фонвизин 1 декабря 1792 года.

  8. Сцена, место действия в комедиях Сумарокова это, прежде всего именно театральная площадка, подмостки, условное место спектакля. Комические маски не живут на сцене, а демонстрируют свои карикатурные черты в пространстве, приспособленном для наиболее ясного показа их недостатков. Они выходят, говорят и при этом обращаются со своей речью больше к публике, чем друг к другу, стараясь каждым своим словом выявить свой сатирический лейтмотив. Действующие лица сопоставлены механически, они не окружены средой, плотным ощущением атмосферы дома, быта, жизни, характеристики жизни, чувства жизни как социального бытия. Механический рационализм, видевший в обществе сумму отдельных сословий или вообще отвлеченных элементов, выразился и в этой манере классического театра.
    Фонвизин, так во многом связанный с Сумароковым и его учителями – французскими классиками, в этом исключительно важном вопросе решительно порывает с его традицией. Он учится в этом отношении не у Реньяра или Леграна, как и не у Сумарокова, а у Дидро с его декларативными драмами нового «сентиментального» типа. У него на сцене начинается жизнь; вернее – жизнь вторгается у него на сцену, и тем самым, конечно, в принципе отменяется классическая схема; потому что это – не гротескная жизнь мира комедии классицизма, не возвышенная надчеловеческая схема жизни мира трагедии, а просто жизнь людей. Рождается новый метод видения действительности, еще сложно переплетающийся с традиционным наследием классицизма. Первым, еще робким провозвестником этого метода был у нас Лукин; Фонвизин сразу («Бригадир» был написан через год после постановки «Мота, любовию исправленного») прочно обосновал его.
    Уже в «Бригадире» Фонвизин вводит зрителя (и читателя) в дом Советника и заставляет его присутствовать при быте этого дома. На сцене разливают и пьют чай, загадывают на картах, играют в карты, в шахматы. Актеры говорят не в зрительный зал, а друг другу, и даже разрушается прямолинейное движение речевой темы каждой роли, темы автохарактеристики. Актеры перебрасываются карточными терминами по ходу игры и т.п., то есть появляется словесный материал, сущность которого не в чистом развитии темы данного типа-характера, а в воспроизведении жизненной ситуации; слово не само по себе декламируется актером, а сопровождает житейское действие человека, которого должен воплотить актер. Еще гораздо более отчетливо видна эта реалистическая установка в «Недоросле». Шестнадцать лет, отделяющие «Недоросля» от «Бригадира», не прошли даром для Фонвизина в данном отношении. Фонвизин видел на русской сцене успех «мещанской драмы» Бомарше «Евгения», в которой быт в его самых интимных проявлениях демонстративно показан зрителю. В Париже он видел превосходный театр, строящий сценическую систему, заданную буржуазной драматургией Седена, Мерсье и др. Семья становится героем драматургии. Обыденный быт в этой традиции провозглашается ареной трагических коллизий, более значительных, чем борьба отвлеченного чувства и чести классической трагедии. Домашняя жизнь – принципиальная тема буржуазной драматургия. Эта жизнь не только показана на сцене, но и движется за сценой, обволакивает все действие пьесы.
    «Недоросль» построен как картина одной семьи, семьи Простаковых-Скотининых. Фонвизин вводит нас в бытовой интерьер этой семьи. Дом Простаковых – центральный мотив его изображения. Пьеса сразу, с самого начала вводит зрителя в быт семьи сценой примериванья нового кафтана. Затем на сцене урок Митрофана, за сценой – семейный обед с семейным скандалом и опять – характерное различие в подаче разнокачественного материала: Милон, Правдин, Стародум отвлеченно ораторствуют на отвлеченной сцене, обращаясь к публике; они – скорее политические ораторы на трибуне, чем частные люди в быту. Но их речи, сами по себе передовые и смелые, приобретают особую убедительность, потому что они подкреплены конкретным примером отрицательных фигур. Простаковы же, учителя, слуги живут повседневной жизнью в реальной бытовой среде. Эти люди – не отдельные абстрактные существа (хотя в построении их ролей еще много от классического метода), а люди, обоснованные породившей их средой. Человек становится социальным фактом в новом, нерационалистическом смысле. Фонвизин ставит проблему изображения человека, развернутую и решенную литературой уже в следующем столетии. Он преодолевает классицизм, еще сильно сказывающийся в его собственных произведениях, даже в «Недоросле».
    В.О. Ключевский писал в указанной выше статье: «Фон-Визин взял героев «Недоросля» прямо из житейского омута и взял в чем застал, без всяких культурных покрытий, да так и поставил их на сцену со всей неурядицей их отношений, со всем содомом их неприбранных инстинктов и интересов».
    В «Недоросле» борются между собой два литературных стиля, причем классицизм оказывается побежденным. Классические правила запрещали смешение комических и печальных, веселых и серьезных мотивов. Комедия должна была смешить и только смехом, «издевкой» исправлять нравы. В «Недоросле» же вовсе не все смешно. В этой комедии больше злой сатиры, чем юмора.

  9. Страница: [ 1 ] 2
    В ряду русских писателей, имевших особый дар видеть и передавать все нелепое в жизни, первым был Денис Иванович Фонвизин, И читатели до сих пор чувствуют всю меру его остроумия, продолжая повторять выражения: «Все то вздор, чего не знает Митрофанушка», «Не хочу учиться, хочу жениться» и другие. Но не так просто увидеть, что фонвизинские остроты рождены не веселом нравом, а глубочайшей печалью из-за несовершенства человека и общества.
    Фонвизин вошел в литературу как один из преемников Кантемира и Сумарокова. Он был воспитан в убеждении, что дворянство, к которому сам он принадлежал, должно быть образованным, гуманным, непрестанно радеть об интересах отечества, а царская власть – выдвигать для общей пользы достойных дворян на высокие должности. Но среди дворян видел он жестоких невежд, а при дворе -\”вельмож в случае\” (попросту говоря, любовников императрицы), управлявших государством по своей прихоти.
    С далекого исторического расстояния видно, что фонвизинское время, как и любое другое, не было ни безусловно благим, ни безусловно дурным. Но в глазах Фонвизина зло затмевало добро. Денис Иванович Фонвизин родился 3 апреля 1745 года. Фамилию Фонвизина долго писали на немецкий манер: «Фон Визин», а при жизни иногда даже «фон Визен». Нынешнюю форму одним из первых употребил Пушкин с таким комментарием: «Что он за нехристь? Он русский, из прерусских русский». Окончательно написание «Фонвизин» утвердилось только после 1917 года.
    Род Фонвизиных немецкого происхождения. Отец Дениса Ивановича был человек довольно состоятельный, но никогда не стремился к большим чинам и чрезмерному богатству. Жил он не при царском дворе в Петербурге, а в Москве. Старший брат Дениса Павел в молодые годы писал недурные стихи и печатал их в журнале «Полезное увеселение».
    Образование будущий писатель получил довольно основательное, хотя потом в воспоминаниях и нелестно описывал свою гимназию при Московском университете. Тем не менее он заметил, что выучил там европейские языки и латынь, «а паче всего… получил вкус к словесным наукам».
    Еще в гимназии Фонвизин перевел с немецкого сто восемьдесят три басни знаменитого в свое время детского писателя Л. Гольберга, к которым затем добавил еще сорок две. Много переводил он и позже – переводы составляют большую часть всех его сочинений.
    В 1762 году Фонвизин стал студентом Московского университета, но вскоре оставил его, переехал в Петербург и поступил на службу. Примерно в то же время по рукам стали ходить его сатирические стихотворения. Из них позднее были напечатаны и дошли до нас два: басня «Лисица-Кознодей» (проповедник) и «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке». Басня Фонвизина – злая сатира на придворных льстецов, а «Послание» – замечательное, довольно необычное для своего времени произведение.
    . Фонвизин адресует самый главный философский вопрос «На что сей создан свет?» малограмотным людям того времени; сразу ясно, что они на него ответить не смогут. Так и происходит. Честный дядька Шумилов признается, что не готов судить о столь сложных вещах:
    Я знаю, что нам быть должно век слугами
    И век работать нам руками и ногами.
    Кучер Ванька обличает всеобщий обман и в заключение говорит:
    Что дурен здешний свет, то всякий понимает,
    Да для чего он есть, того никто не знает.
    Лакей Петрушка откровенен в желании жить в свое удовольствие:
    Весь свет, мне кажется, ребятская игрушка;
    Лишь только надобно, поверьте, то узнать,
    Как лучше, живучи, игрушкой той играть.
    Слуги, а с ними и читатель, ждут разумного ответа от образованного автора. Но он говорит только:
    А вы внемлите мой, друзья мои, ответ: «И сам не знаю я, на что сей создан свет!».
    Это значит, что автору нечего противопоставить мнению слуг, хотя сам он и не разделяет его. Просвещенный дворянин о смысле жизни знает не больше лакея. «Послание к слугам» резко вырывается за рамки поэтики классицизма, согласно которой требовалось, чтобы в произведении ясно доказывалась какая-то вполне определенная мысль. Смысл же фонвизинского сочинения открыт для разных толкований.
    Переехав в Петербург, Фонвизин начал сочинять комедии – жанр, в котором он больше всего прославился. В 1764 году он написал стихотворную комедию «Корион», переделанную из сентиментальной драмы французского писателя Л. Грессе «Сидней». Примерно тогда же написана ранняя редакция «Недоросля», оставшаяся необнародованной. В конце шестидесятых годов была создана и имела огромный успех комедия «Бригадир», сыгравшая важную роль в судьбе самого Фонвизина.
    Услышав «Бригадира» в авторском исполнении (Фонвизин был замечательным чтецом), писателя заметил граф Никита Иванович Панин. Он был в это время воспитателем наследника престола Павла и старшим членом коллегии (фактически министром) иностранных дел. Как воспитатель, Панин разрабатывал для своего подопечного целую политическую программу – по существу, проект российской конституции. Фонвизин стал личным секретарем Панина. Они подружились настолько, насколько это было возможно между знатным вельможей и его подчиненным.
    Молодой писатель попал в центр придворных интриг и вместе с тем самой серьезной политики. Он принимал непосредственное участие в конституционных замыслах графа. Вместе они создали своеобразное «политическое завещание» Панина, написанное незадолго до его кончины, – «Рассуждение о непременных государственных законах». Скорее всего, Панину принадлежат основные мысли этого сочинения, а Фонвизину – их оформление. В «Рассуждении», полном замечательных по остроумию формулировок, доказывается прежде всего, что государь не имеет права управлять страной по своему произволу. Без прочных законов, полагает Фонвизин, «головы занимаются одним про мышлением средств к обогащению; кто может – грабит, кто не может – крадет».
    Именно такую картину видел Фонвизин в России того времени. Но не лучше оказалась и Франция, по которой писатель путешествовал в 1777-1778 годах (отчасти для лечения, отчасти с какими-то поручениями по дипломатической части). Свои безрадостные впечатления он излагал в письмах к сестре и к фельдмаршалу Петру Панину, брату Никиты Ивановича. Вот некоторые выдержки из этих писем, которые Фонвизин собирался даже опубликовать: \”Деньги суть первое божество сей земли. Развращение нравов дошло до такой степени, что подлый поступок не наказывается уже и презрением… \”, «Редко кого я встречаю, в ком бы неприметна была которая-нибудь из двух крайностей: или рабство, или наглость разума».
    Многое в письмах Фонвизина кажется просто брюзжанием избалованного барина. Но в общем нарисованная им картина страшна именно потому, что верна. Он увидел состояние общества, которое через двенадцать лет разрешилось революцией.
    В годы службы секретарем у Фонвизина почти не оставалось времени для занятий литературой. Оно появилось в конце семидесятых годов, когда Панин уже болел и находился в необъявленной опале. Фонвизин же в 1781 году окончил лучшее свое произведение – комедию «Недоросль». Неудовольствие высоких властей на несколько месяцев затянуло ее постановку.
    В мае 1782 года, после смерти Панина, Фонвизину пришлось уйти в отставку. В октябре того же года наконец состоялась премьера «Недоросля» – самый большой успех в жизни автора. Некоторые восхищенные зрители бросали на сцену полные кошельки – в те времена знак высшего одобрения.
    В отставке Фонвизин целиком посвятил себя словесности. Он был членом Российской Академии, которая объединяла лучших русских писателей. Академия работала над созданием словаря русского языка, Фонвизин взял на себя составление словаря синонимов, которые он, буквально переводя слово \”синоним\” с греческого, называл «сословами». Его «Опыт российского сословника» для своего времени был очень серьезным лингвистическим трудом, а не просто ширмой для сатиры на екатерининский двор и способы управления императрицы государством (так это сочинение нередко толкуют). Правда, примеры на свои «сословы» Фонвизин старался придумать поострее: «Проманивать (обещать и не делать.
    Страница: [ 1 ] 2

  10. Фонвизин Денис Иванович (03.04.1744 – 01.12.1792) – великий русский писатель, один из самых известных русских литераторов екатерининской эпохи, талантливый создатель первой русской бытовой комедии, драматург, публицист и переводчик.
    Родился писатель в богатой дворянской московской семье. По происхождению он был из числа взятых в плен шляхтов из рыцарского рода. Фамилия Фон-Визен (Фон-Визин, нем. von Wiesen) употреблялась в XVIII веке либо в два отдельных слова, либо через дефис. Маленький Денис и его брат Павел получили прекрасное домашнее образование. В числе первых студентов учился в дворянской гимназии при Московском университете (1755-1760). «Учились мы весьма беспорядочно, ибо с одной стороны причиной тому была ребяческая леность, а с другой нерадение и пьянство учителей», — вспоминал позднее в «Чистосердечном признании» Фонвизин. Уже в этот период он тяготел к театральному творчеству и играл в любительском театре М.М.Хераскова при университете. После гимназии год посещал философский факультет университета. В 1760 году числе лучших гимназистов был отправлен в вместе с братом Павлом в Петербург. В это время Фонвизин начинает печататься в московских журналах.
    В 1762 году Денис Иванович Фонвизин переехал в Петербург и устроился переводчиком в Коллегию иностранных дел. С 1763 года по 1769 служил секретарем у кабинет-министра И. Елагина, который изначально ведал разбором челобитных на высочайшее имя, а с 1766 стал ведать делами императорских театров. Но театр для Фонвизина оставался интересен во все времена. Сначала он только переводил иностранные комедии на русский язык. Это был вольный перевод, адаптированный к нашей действительности. В 1769 – был назначен на пост секретаря руководителя Коллегии иностранных дел – Н.Панина, который на тот момент времени был воспитателем наследника престола. В 1781 году Фонвизин пишет самое революционное и самое своё известное произведение комедию «Недоросль». Князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический сильно помог Фонвизину в постановке комедии, убедив Екатерину разрешить постановку. Рассказывают, что, побывав на премьере «Недоросля» и выходя после этого из театра, подозвал к себе Фонвизина и полушутя сказал ему легендарную фразу: «Умри, Денис, или больше ничего не пиши: лучше этой пьесы ты уже ничего не создашь».
    В марте 1782 года был отстранён от дел Панин за свои оппозиционные взгляды. Фонвизин тоже подал в отставку. С конца 80-х годов Фонвизин практически не вставал с постели, так как был тяжело болен (его разбил паралич), но литературных занятий он не прекратил: именно в эти годы Денис Иванович начал писать автобиографическую повесть под названием «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». Несмотря на то, что повесть так и не была закончена, но даже в таком виде она представляет собой замечательный образец русской прозы. 1 декабря 1792 года Денис Иванович Фонвизин умер в Петербурге, где и был похоронен в Александро-Невской лавре.

  11. В числе предшественников для Фонвизина был Лукин Владимир Игнатьевич. Это драматург, подготовивший комедиями обличительного характера появление “Недоросля”. Надо заметит, что Лукина обвиняли в том, что он не хвалит “славных русских сочинителей”, даже самого “Российского Вольтера” Сумарокова, и находили дурным то, что было самое оригинальное в его творчестве, — “новые выражения”, стремление к самостоятельности, к простоте русской речи и т. д. В последнем отношении Лукин может считаться не только предшественником Фонвизина — который, как к сопернику, относился к нему неприязненно, несмотря на огромную разницу их дарований, — но даже предтечей так называемой “натуральной школы”. Являясь в тогдашней подражательной литературе ревнителем народности, Лукин требовал от комедии русского содержания и понимал ложность направления, принятого русской драмой.
    Особый вклад Фонвизин внес и в литературный язык своей эпохи, который был взят на вооружение последователями и активно использовался в дальнейшем в литературных произведениях. В языке его прозы широко используется народно-разговорная лексика и фразеология; в качестве строительного материала предложений выступают различные несвободные и полусвободные разговорные словосочетания и устойчивые обороты; происходит столь важное для последующего развития русского литературного языка объединение “простых российских” и “славянских” языковых ресурсов.
    Им разрабатывались языковые приемы отражения действительности в ее самых разнообразных проявлениях; намечались принципы построения языковых структур, характеризующих “образ рассказчика”. Наметились и получили первоначальное развитие многие важные свойства и тенденции, которые нашли свое дальнейшее развитие и получили полное завершение в пушкинской реформе русского литературного языка.
    Фонвизин был первым из русских писателей, который понял, описав сложные взаимоотношения и сильные чувства людей просто, но точно, можно достичь большего эффекта, чем с помощью тех или иных словесных ухищрений. Нельзя не отметить заслуг Фонвизина в разработке приемов реалистического изображения сложных человеческих чувств и жизненных конфликтов.
    В комедии “Недоросль” использованы инверсии: “раба гнусных страстей его”; риторические вопросы и восклицания: “как ей учить их благонравию?”; усложненный синтаксис: обилие придаточных предложений, распространенных определений, причастных и деепричастных оборотов и других характерный средств книжной речи [2].
    Использует слова эмоционально-оценочного значения: душевный, сердечный, развращенный тиран. Фонвизин избегает натуралистических крайностей низкого стиля, которых не могли преодолеть многие современные выдающиеся комедиографы. Он отказывается от грубых, нелитературных речевых средств. При этом постоянно сохраняет и в лексике, и в синтаксисе черты разговорности. Об использовании приемов реалистической типизации свидетельствуют и колоритные речевые характеристики, созданные путем привлечения слов и выражений, употреблявшихся в военном быту; и архаическая лексика, цитаты из духовных книг; и ломанная русская лексика.
    Между тем язык комедий Фонвизина, несмотря на свое совершенство, все же не выходил за рамки традиций классицизма и не представлял собой принципиально нового этапа в развитии русского литературного языка. В комедиях Фонвизина сохранялось четкое разграничение языка отрицательных и положительных персонажей. И если в построении языковых характеристик отрицательных персонажей на традиционной основе использования просторечия писатель достигал большой живости и выразительности, то языковые характеристики положительных персонажей оставались бледными, холодно-риторичными, оторванными от живой стихии разговорного языка.
    В отличие от языка комедии язык прозы Фонвизина представляет собой значительный шаг вперед в развитии русского литературного языка, здесь укрепляются и получают дальнейшее развитие тенденции, наметившиеся в прозе Новикова. Произведением, ознаменовавшим решительный переход от традиций классицизма к новым принципам построения языка прозы в творчестве Фонвизина, явились знаменитые “Письма из Франции”.
    В “Письмах из Франции” Довольно богато представлена народно-разговорная лексика и фразеология, особенно те ее группы и категории, которые лишены резкой экспрессивности и в большей или меньшей степени близки к “нейтральному” лексико-фразеологическому слою: “С приезда моего сюда я ног не слышу…”; “Мы изрядно поживаем”; “Куда не поди, везде полнешенько” [4].
    Есть также слова и выражения, отличные от приведенных выше, они наделены той специфической экспрессивностью, которая позволяет квалифицировать их как просторечные: “Оба сии местечка я даром не возьму”; “При въезде в город сшибла нас мерзкая вонь” [4].
    Выработанные в “Письмах из Франции” черты литературного языка получили дальнейшее развитие в художественной, научной, публицистической и мемуарной прозе Фонвизина. Но два момента все же заслуживают внимания. Во-первых, следует подчеркнуть синтаксическое совершенство прозы Фонвизина. У Фонвизина мы находим не отдельные удачно построенные фразы, а обширные контексты, отличающиеся разнообразием, гибкостью, стройностью, логической последовательностью и ясностью синтаксических конструкций. Во-вторых, в художественной прозе Фонвизина получает дальнейшее развитие прием повествования от лица рассказчика, прием создания языковых структур, служащих средством раскрытия образа. Анализ различных произведений Д. И. Фонвизина позволяют говорить о, безусловно, важной роли его в становлении и усовершенствовании русского литературного языка.

  12. Денис Иванович Фонвизин — автор знаменитых комедий “Недоросль”, “Бригадир”, которые до сих пор не сходят с театральной сцены, и многих других сатирических произведений. По своим убеждениям Фонвизин примыкал к просветительскому движению, поэтому дворянское злонравие было ведущей темой его драматургии. Фонвизину удалось создать яркую и удивительно верную картину моральной деградации дворянства конца XVIII века и резко осудить правление Екатерины II. Роль писателя как драматурга и автора сатирических очерков огромна.
    Особый русский склад юмора Фонвизина, особая русская горечь смеха, звучащая в его произведениях и рожденная социально-политическими условиями крепостнической России, были понятны и дороги тем, кто вел свою литературную родословную от автора “Недоросля”. А. И. Герцен, страстный и неутомимый борец против самодержавия и крепостничества, считал, что смех Фонвизина “далеко отозвался и разбудил целую фалангу великих насмешников”.
    Особенностью творчества Фонвизина является органическое сочетание в большинстве его произведений сатирической остроты с общественно-политической направленностью. Сила Фонвизина — в его писательской и гражданской честности и прямоте. Он отважно и прямо выступал против социальной несправедливости, невежества и предрассудков своего класса и своей эпохи, разоблачал помещичий и самодержавно-бюрократический произвол.
    Комедия Фонвизина “Недоросль” направлена против “тех злонравных невежд, которые, имея над людьми свою полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно”. Эта комедия от первой до последней сцены построена так, что зрителю или читателю ясно: неограниченная власть над крестьянами — источник тунеядства, самодурства, ненормальных отношений в семье, нравственного уродства, безобразного воспитания и невежества. Недорослю-Митрофанушке нет необходимости учиться или готовить себя к государственной службе, потому что у него есть сотни крепостных, которые обеспечат ему сытую жизнь. Так жил его дед, так живут его родители, так почему бы и ему не провести свою жизнь в праздности и удовольствиях?
    Не сомневаясь в силе смеха, Фонвизин превратил его в грозное оружие. Но в комедию “Недоросль” он привнес также черты “серьезного жанра”, введя образы “носителей добродетели”: Старо-дума и Правдина. Усложнил он и традиционные положительные образы влюбленных — Софьи и Милона. Им доверены мысли и чувства самого драматурга и близких ему по взглядам людей. Они говорят о том, что дорого самому автору: о необходимости прививать человеку с детства сознание долга, любовь к отчизне, честность, правдивость, чувство собственного достоинства, уважение к людям, презрение к низости, лести, бесчеловечности.
    Драматургу удалось обрисовать все существенные стороны быта и нравов феодально-крепостнического общества второй половины XVIII века. Он создал выразительные портреты представителей крепостников, противопоставив их, с одной стороны, прогрессивному дворянству, а с другой — представителям народа.
    Стараясь придать яркость и убедительность персонажам, Фонвизин наделил своих героев, прежде всего отрицательных, индивидуализированным языком. Действующие лица в “Недоросле” говорят каждый по-своему, их речь как по лексическому составу, так и по интонации различна. Такой тщательный отбор языковых средств для каждого из героев помогает автору полнее и достовернее раскрыть их облик. Фонвизин широко использует богатство живого народного языка. Пословицы и поговорки, которые употребляются в пьесе, придают ее языку особую простоту и выразительность: “Всякая вина виновата”, “Век живи, век учись”, “Без вины виноват”, “Подобру-поздорову”, “Концы в воду” и др. Автор использует также просторечные и даже бранные слова и выражения, частицы и наречия: “до завтрева”, “дядюшка-де”, “первоет”, “который бишь” и т. д.
    Богатство языковых средств комедии “Недоросль” говорит о том, что Фонвизин прекрасно владел словарем народной речи и был хорошо знаком с народным творчеством.
    Таким образом, отличительными особенностями комедии “Недоросль” являются актуальность темы, обличение крепостничества, реалистичность созданной картины быта и нравов изображенной эпохи и живой разговорный язык. По остроте сатирического обличения крепостнического строя эта комедия по праву считается наиболее выдающимся драматургическим произведением русской литературы второй половины XVIII века.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *