Сочинение на тему творчество михаила юрьевича лермонтова

12 вариантов

  1. Смерть Пушкина возвестила о приходе в русскую литературу нового поэта. Это был Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший стихотворение «Смерть поэта», где выступил выразителем гнева народного, защитником народной славы и русской национальной культуры.
    Поэзия Лермонтова тесно связана с тем общественным протестом, который выразился в движении декабристов, но его творчество отражает уже иное состояние общества — эпоху после поражения восстания декабристов, крушения прежних иллюзий и надежд. Вот почему в поэзии Лермонтова звучит не только страстный протест против деспотии и рабства, призыв к свободе, жажда борьбы за нее, но и разочарование, тоска, сознание одиночества.
    Все это определяет особенности лермонтовского понимания места поэзии в жизни и роли поэта. Во многом он продолжает традиции своих предшественников, прежде всего Пушкина, но есть в его трактовке и существенные отличия
    Поэт, образ которого возникает в лермонтовской лирике, это человек с твердой и страстной волей. Так, в одном из самых ранних стихотворений Лермонтова «Поэт» («Когда Рафаэль вдохновенный…», 1828) поэт сравнивается с художником, который, восхищенный своим искусством, «перед картиною упал». Но вскоре этот порыв восхищения проходит, и художник о нем забывает. Лермонтов пытается понять сущность поэта и такого явления, как вдохновение:
    Таков поэт: чуть мысль блеснет,
    Как он пером своим прольет Всю душу…
    И вдруг хладеет жар ланит,
    Его сердечные волненья
    Все тише, и призрак бежит!
    Лермонтов рисует образ поэта, который под властью вдохновения «чарует свет» своими стихами, но, когда вдохновение покидает его, он забывает этот «огонь небесный» и хранит в себе только «первоначальны впечатленья» о нем.
    В стихотворении «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»), написанном в 1829 году, Лермонтов называет творчество «всесожигающим костром», а «жажду песнопений» – «страшной». Это происходит потому, что Лермонтов ощущает соединение в своем творчестве двух враждующих начал: земного и небесного, ангельского и демонического. При этом именно земные страсти, как говорит поэт, преобладают в его творчестве, и «редко в душу входит» благодатная струя «живых речей» Всевышнего Как все это непохоже на пушкинский «божественный глагол», его жажду горения сердца и пламенного дара слова.
    Лермонтов – человек другой эпохи, он видит разочарование людей, а не их жажду объединения, стремления к добру и справедливости. Лермонтов понимает, что люди изменились, общество стало другим, с совсем иными запросами. И в этот век «позорно малодушных» людей поэт утратил свое истинное назначение, «на злато променяв ту власть, которой свет / Внимал в немом благоговенье».
    Об этом он четко сказал в своем стихотворении «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…») 1838 года. Автор использует символ-иносказание, сопоставляя поэта с грозным некогда оружием. Произведение постро?ено на развернутом сравнении. Составляющая большую его часть история кинжала имеет и самостоятельное значение.
    Кинжал наделен человеческими чертами: беспорочностью, верностью, бескорыстием. Он, слуга и спутник лирического героя, теперь превращен в б?есславную и безвредную игрушку на ст?ене. Так возникает не столько аллегория, сколько многозначный символ, благодаря которому размышления о современном поэте – некой обобщенной фигуре – насыщаются особо емким смыслом.
    Бесспорна перекличка между образами: «игрушкой золотой он блещет» – «на злато променяв ту власть, которой свег / Внимал в немом благоговенье»; «молясь перед зарей» – «как фимиам в часы молитвы». То, что поэт «воспламенял бойца для битвы», также находит соответствие в строках о кинжале; в первой части упоминались «забавы», во второй – «чаша для пиров».
    Подобные аналогии усиливают как сопоставление, так и противопоставление образов поэта и кинжала. Язык поэта остается «гордым», но для современников он стал «скучен», их «тешат блестки и обманы», то есть то, во что, судя по общему смыслу стихотворения, превратилась современная Лермонтову поэзия. Теперь истинный поэт – «осмеянный пророк», и неизвестно, «проснется ль» он опять.
    Последняя строфа, возвращая образность первой части, несколько изменяет ее. Прежде сам кинжал, лишенный «ножон», был «игрушкой золотой», поэт сопоставлялся непосредственно с кинжалом. Теперь кинжал – не сам поэт, а его оружие, «железный стих» еще ненаписанного стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен ..». В золотых ножнах он заржавел от «презренья» к нему, пр?енебрежения им. Вопросом о том, вырвет ли поэт-пророк из этих ножен свой клинок, стихотворение и кончается. Но это лишь по форме вопрос, а по существу – призыв. ‘
    Для самого Лермонтова творчество – это спасительное освобождение от страда- ний, возможность прийти к вере, ощутить гармонию. Он осознавал, что поэзия при- звана объединить людей, а сила заключенного в слове чувства – это устремленность человечества к высшей духовности.
    Об этом свидетельствует стихотворение «Есть речи – значенье. .» (1840). Читая его, понимаешь, почему в Лермонтове при всей горечи сомнений, мучительности творческого проц?есса, побеждала вера в поэзию, ее силу и гармонию, высшее предназначение. «Из пламя и света рожденное слово» вызывает не просто волнение, а страстное желание творчества и порыв броситься к нему навстречу:
    Как полны их звуки
    Безумством желанья!
    ……………………
    Не кончив молитвы,
    На звук тот отвечу,
    И брошусь из битвы
    Ему я навстречу.
    Это творчество, вера в слово помогают поэту сохранить веру в жизнь, в духовные, нравственные ценности и не пасть духом. К сожалению, он чувствовал себя одиноким в своих убеждениях. Он как поэт-романтик всегда противостоит «толпе». Так, в стихотворении «Смерть поэта» именно те, «жадною толпой стоящие у трона», виновны в гибели Пушкина. Поэт у Лермонтова напрямую соотносится с Христом:
    И прежний сняв венок – они в?енец терновый,
    Увитый лаврами, надели на него:
    Но иглы тайные сурово
    Язвили славное чело…
    Лаврами в Риме увенчивали выдающихся поэтов, а терновый в?енец стал символом страданий на кресте Христа, который принес себя в жертву во имя будущего человечества.
    У Лермонтова поэт противопоставлен тем, кого он называет потомками «известной подлостью прославленных отцов», морально низким людям, живущим в мире «завистливом и душном». Он же обладает «сердцем вольным» и «пламенными страстями». Так возникает неравный поединок одного против всех. Светская толпа, объединяясь против «гордого» «невольника чести», восставшего «против мнений света», губит «дивного гения», которым должна была бы дорожить и гордиться. А потому лермонтовский приговор этой «толпе» звучит так грозно и зловеще:
    Но есть и божий суд, наперсники разврата!
    Есть грозный суд: он ждет.
    Тогда напрасно вы прибегните к злословью:
    Оно вам не поможет вновь,
    И вы не смоете всей вашей черной кровью
    Поэта праведную кровь!
    И все же отношение общества к поэту и поэзии представляется Лермонтову не столь однозначным. В стихотворении «Журналист, читатель и писатель» (1840) он показывает три разные точки зрения на проблемы современной ему литературы. Для читателя творения писателей не представляют никакой духовной ценности. Его заботит совсем другое:
    Во-первых, серая бумага,
    Она, быть может, и чиста;
    Да как-то страшно без перчаток.
    Читаешь — сотни опечаток!
    Но самое главное – это содержание современной литературы:
    Стихи — такая пустота;
    Слова без смысла, чувства нету.
    Удивительно, но в этом стихотворении точка зрения читателя во многом совпадает с авторской:
    Когда же на Руси бесплодной,
    Расставшись с ложной мишурой,
    Мысль обретет язык простой
    И страсти голос благородный?
    Журналист тоже ругает современную литературу. Но у него, в основном, «мелкие нападки», а хуже всего то, что это критика не по существу, а ради заработка: «Деньги все ведь платят ровно». Но и журналист понимает все ничтожество того, что публикуется на страницах журналов:
    Скажите, каково прочесть
    Весь этот вздор, все эти книги…
    Запросы читателя и журналиста сходятся: все хотят увидеть «живое, свежее творенье». С таким призывом они и обращаются к писателю, но он, не находя истинных ценителей своего творчества, не хочет давать на суд публики свои произведения:
    К чему толпы неблагодарной
    Мне злость и ненависть навлечь,
    Чтоб бранью назвали коварной
    Мою пророческую речь?
    Так снова возникает тема непонятого поэта-пророка, который не хочет и не может «на мелочь душу разменять», но подлинные творения искусства, «горькие строки» он не решается показать «неприготовленному взору».
    Эта мысль продолжается и получает свое окончательное завершение в лермонтовском «Пророке», написанном в 1841 году и ставшим его своеобразным поэтическим завещанием.
    Во многом это стихотворение продолжает пушкинского «Пророка», но общий смыл его иной. Лермонтовский герой уже пытался – и тщетно – «глаголом жечь сердца людей», провозглашать «любви и правды чистые ученья». Люди не хотят его слушать, гонят прочь. Лишь природа готова внимать поэту-пророку, «завет предвечного храня». Люди же платят ему презрением, называют глупцом, не верят в его пророческое призвание.
    Лермонтов вошел в литературу со словами «невольник чести», а ушел из жизни, занеся на бумагу слова злобных гонителей поэта-пророка:
    «Смотрите: вот пример для вас!
    Он горд был, не ужился с нами.
    Глупец, хотел уверить нас,
    Что Бог гласит его устами!»
    Бог теперь не говорит с поэтом, но он оставил не своего пророка – ведь «звезды слушают» его, он оставил людей, презирающих и изгоняющих поэта-пророка.
    Пророк остается пророком и тогда, когда ему не верят, когда он вынужден бежать от людей, «пробираться торопливо» «через шумный град», ибо сам он остался верен себе и «завету предвечного». И автор стихотворения солидарен со своим героем Недаром Белинский сказал об этом стихотворении: «Какая глубина мысли! Какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго не дождаться России».
    Действительно, Лермонтов выступил достойным преемником Пушкина, продолжая его размышления о роли поэта и месте поэзии в мире и внеся в разработку этой темы новые аспекты, давая иные направления поиска решения проблемы писатель и читатель. И в дальнейшем развитии русской литературы лермонтовское понимание темы поэта и поэзии было продолж?ено в творчестве его преемников.

  2. Творческий путь М.?Лермонтова был короток, но чрезвычайно продуктивен. Вся его литературная деятельность?— от ученических проб пера до романа «Герой нашего времени»?— продолжалась чуть более 12 лет, но за это время им было написано более 400 стихотворений, около 30 поэм, 6 драм и 3 романа. Лермонтовское творчество обычно разделяют на ранний и зрелый периоды, проводя границу между ними через 1835—1836 гг. Но следует иметь в виду, что при всех различиях между этими периодами поэт сохранял верность идеям и принципам, сформировавшимся еще на этапе его становления и направившим его лирику в русло так называемой «поэзии мысли».
    Два поэта?— Байрон и Пушкин?— сыграли решающую роль в творческом развитии М.?Лермонтова. В ранней лермонтовской лирике проявляется характерное для Байрона тяготение к романтическому индивидуализму, к изображению титанических страстей и экстремальных ситуаций, к лирической экспрессии, к типу героя-бунтаря, находящегося в конфликте с обществом, к «бегству» на «восток» (локализованный у Лермонтова в основном на Кавказе) и в «средневековье» (преимущественно русское у Лермонтова). Со временем поэт преодолел байроновское влияние, что и было им задекларировано в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…». Пушкин же оставался постоянным спутником Лермонтова и его неизменным ориентиром в продолжение всего творческого пути. Сначала поэт непосредственно подражал Пушкину, а по достижении художественной зрелости последовательно развивал пушкинские традиции, как правило, вступая с ним в творческую полемику.
    Логика художественной эволюции Лермонтова определялась внутренним движением от романтизма к кризису романтического индивидуализма и, далее, к реализму с присущим ему психологическим анализом, опиравшемуся, с одной стороны, на критику современного общества, и с другой?— на философское осмысление проблем добра и зла, человеческой свободы и власти судьбы, вины и ответственности и т.п. Поздний Лермонтов разоблачал несоответствие романтических представлений действительности; он уже не стремился представлять свой внутренний мир как нечто исключительное, а проявлял интерес к обыденным чувствам. Тем не менее, разрешить сомнения и вопросы, терзавшие его душу с ранней юности, он так и не смог.
    Лирика Лермонтова во многом автобиографична: она опирается на подлинные переживания поэта, обусловленные событиями его внутренней жизни и зафиксированные с внешней небрежностью «живых» дневниковых заметок. Однако это?— не реальная, а литературная автобиография, т. е. творчески преображенная и интерпретируемая Лермонтовым через призму его восприятия мира и самого себя.
    Установка на самоанализ нашла плодотворное воплощение и в лермонтовской прозе, где она трансформировалась в опыт создания обобщенного психологического портрета «героя времени», вбирающего в себя черты всего поколения и вместе с тем сохраняющего как свое индивидуальное лицо, так и экстраординарность своей натуры. Лермонтовская проза вырастает на романтической почве, однако романтические принципы в ней функционально изменены и переподчинены задачам реалистического письма.

  3. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году. Отноше­ния между его родителями не сложились, и воспитанием ма­ленького Миши занималась его бабушка — Елизавета Алексе­евна Арсеньева. Лермонтов окончил благородный пансион при Московском университете и сам Московский университет. От­туда Лермонтов ушёл в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. После её окончания он стал офицером лейб-гвардии гусарского полка. В 1837 году на дуэли погиб
    А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта», за которое был выслан на Кавказ. Через не­сколько лет, в 1840 году, его опять высылают на Кавказ, где в 1841 году под Пятигорском он погиб на дуэли с Мартыновым.
    В своём творчестве М. Ю. Лермонтов ставит вопрос о нрав­ственной стороне человеческой жизни, о правах человека, о судь­бе и свободе. В ранней лирике сильны романтические мотивы, противоречие между героической натурой и действительным по­ложением героя в обществе, которое в его подвигах не нуждает­ся. В зрелой лирике лирический герой поэта охватывает чувством и разумом всю вселенную, жаждет обрести единство с природой и историей. Но это рассудочное желание, поэтому он всё равно остаётся чужд миру. В зрелой лирике эмоции поэта выражены более скупо, его анализ становится точнее и холоднее.
    Творчество М. Ю. Лермонтова характеризует духовная неус­покоенность, стремление к свободе, внутренней целостности и гармонии с миром.

  4. М. Ю. Лермонтов беспредельно любил Родину, русский народ, тонко чувствовал красоту русской природы. Неудивительно, что пейзажные зарисовки являются неотъемлемой частью его лирических и прозаических произведений. С одной стороны, картины природы в лирике Лермонтова выполняют служебную функцию: они либо выступают фоном, на котором развертывается действие стихотворения, либо служат метафорой, сравнением и помогают раскрыть образ лирического героя, выявить те или иные оттенки его переживаний. Это проявляется в таких стихотворениях, как “Выхожу один я на дорогу. ”, “Горные вершины”, “Три пальмы”, и в других.
    С другой стороны, мир природы обладает самостоятельностью, и мир этот дисгармоничен, расколот на землю и небо, низ и верх. С землей связано все конечное, преходящее, временное. Небо воплощает в себе вечность. Своеобразным связующим звеном между землей и небом выступают горы. Они незыблемы, не подвластны разрушениям. Именно здесь возможно достижение гармонии.
    Такие мысли характерны для раннего периода творчества поэта. В молодости М. Ю. Лермонтов описывает “бури шумные”, величественные явления природы:
    Над темной бездною морской,
    И хлещут пеною кипучей,
    Толпяся, волны меж собой.
    Так же беспредельно любят природу и романтические герои произведений Лермонтова. Герой поэмы “Измаил-Бей”, “как невесту в час свиданья, душой природу обнимал”. Мцыри, “как брат, обняться с бурей был бы рад”.
    М. Ю. Лермонтов утверждает свою любовь к русской природе, к русской земле, возделанной народным трудом. Здесь можно проследить связь темы природы с темой Родины.
    Тема Родины проходит через все творчество Лермонтова. Воплощение этой темы в лермонтовских произведениях связано с художественным методом. Лермонтов — романтик, поэтому помимо конкретного образа России в его лирике появляется обобщенно-символический образ Родины. Лермонтов называет свою любовь к отчизне “странной”. “Странность” заключалась в двойственном отношении поэта к Родине. М. Ю. Лермонтов осуждает казенный официальный патриотизм, и в то же время “с отрадой, многим незнакомой”, поэт смотрит на безбрежные леса и нивы, на степи и реки:
    Ее степей холодное молчанье,
    Ее лесов безбрежных колыханье.
    А за прудом село дымится — и встают
    Вдали туманы над полями.
    В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
    Глядит вечерний луч, и желтые листы
    Шумят под робкими шагами.
    Тогда расходятся морщины на челе, —
    И счастье я могу постигнуть на земле,
    И в небесах я вижу бога.
    Растений радужных наряд
    Хранил следы небесных слез,
    И кудри виноградных лоз
    Вились, красуясь меж дерев.
    “Волшебные, странные” голоса природы “речь свою вели I тайнах неба и земли”; все вокруг Мцыри сливалось воедино хвалебных одах создателю, но не человеку:
    В торжественный хваленья час
    Лишь человека гордый глас.
    Уж не жду от жизни ничего я,
    И не жаль мне прошлого ничуть.
    Эта мысль о разобщенности природы и человека остро выражена и в стихотворении “Три пальмы”, где человек предстает как разрушитель: он вносит в мир страдания и гибель:
    И пали без жизни питомцы столетий.
    Чего он хочет. небо ясно,
    Под небом места много всем,
    Но беспрестанно и напрасно
    Один враждует он — зачем?”
    В. Г. Белинский увидел в стихотворениях поэта “все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия”. Лермонтов, по словам Белинского, “поэт русский в душе — в нем живет прошлое и настоящее русской жизни”. Поэтому в его творчестве большое место занимает природа.
    29412 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Природа в лирике М. Ю. Лермонтова

    Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  5. Великий поэт Михаил Юрьевич Лермонтов, спустя несколько столетий, по-прежнему занимает большое место в русской литературе.
    Творчество писателя остается актуальным и в наши дни, но кроме творчества мне так же интересна жизнь самого М. Ю. Лермонтова. Погибнув на дуэли в двадцать семь лет, поэт не успел обзавестись семьей и оставить наследника, но он оставил свое наследие в виде стихотворений и романа «Герой нашего времени». Творчество М. Ю. Лермонтова пронизано грустью и безысходностью, очень часто поэт выражает одиночество в своих произведениях. Почему тема одиночество является одной из главных тем в творчестве М. Ю. Лермонтова?
    Изучая биографию Михаила Юрьевича Лермонтова, я обратила особое внимание на такой период в жизни поэта, как ссылка на Кавказ. Мне стало интересно, что чувствует человек, когда узнает о том, что он не угоден своей Родине. Чувства Лермонтова по отношению к ссылке можно узнать из стихотворения «Тучи», где поэт применяет олицетворение.
    Сравнивая себя с тучами, Михаил Юрьевич пишет:
    «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
    С милого севера в сторону южную».
    Поэт называет себя, «изгнанником», а Петербург, «милым севером». Затем автор использует противопоставление, где указывает главную разницу между ним и тучами:
    «Нет у вас Родины, нет вам изгнания».
    Лермонтов был привязан к России и поэтому завидовал тучам, которые в его понимании были «вечно свободными».
    Одиночество Михаила Юрьевича Лермонтова так же раскрывается в стихотворении «И скучно и грустно». Это произведение было написано за год до трагичной для Лермонтова дуэли с Николаем Мартыновым. Стихотворение напоминает мне подведенный итог Лермонтова о своей жизни. Мать поэта умерла, когда мальчику не было и двух лет, а отношениям с отцом препятствовала бабушка – Елизавета Арсеньева, которая и была для
    Лермонтова семьей. Из строк: «… и некомуруку подать в минуту душевной невзгоды…» следует, что у поэта нет близких друзей, которые бы смогли помочь ему избавится от своего одиночества.
    В стихотворении автор использует вопросно-ответную форму изложения, что, по моему мнению, добавляет больший драматизм произведению. Отвечая на собственные вопросы, Лермонтов отказывается признавать такие понятия как желания, любовь, страсть. Через лирического героя стихотворения, автор выражает нам всю свою безысходность, обреченность и тоску, так как ничего уже не трогает его сердце: «и радость, и муки, и всё там ничтожно».
    Тема одиночества так же раскрывается в стихотворениях «Узник», «Демон» «Парус», «Утес», а так же в поэме «Мцыри» и романе «Герой нашего времени». Каждый лирический герой у Михаила Юрьевича Лермонтова разный, каждый переживает разные духовные страдания, но как бы автор не раскрывал своих героев, все они одиноки.
    Яркая личность своего времени Михаил Юрьевич Лермонтов, внес большой вклад, как в мировую, так и в отечественную литературу, был, есть и остается великим поэтом. Не смотря на свою известность жизнь поэта, была трагичной, именно, поэтому в его творчестве одной из главных тем является одиночество.

  6. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 году. С самого детства им занималась бабушка, которая жила в Тарханах, ведь его мама очень рано умерла. Тарханы привили Лермонтову любовь к родным местам, к творчеству. Он был очень умным ребенком, знал несколько языков и уже с маленьких лет начал писать стихи, которые так нравятся читателям. Это стихи: «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата». Лермонтов поступает в 1830 году в Московский университет на нравственно-политическое отделение. С этого момента Лермонтов начинает творить. У него появляется свой стиль, прием лирического героя, и некая  драматичность всех его произведений. Он иногда отходит от рифмы и отдается прозе. И в 1830-1831 Михаил Юрьевич достигает вершины раннего литературного творчества. В 1832 году писатель пишет такие произведения, как «Тростник», «Русалка», «Желание», также пишет роман «Вадим» о крестьянской войне под руководством Пугачева. . В 1832 году Лермонтов бросает Московский университет и желает продолжить обучение в Петербурге, но у него не получается поступить на тот же курс и поэтому Михаил Юрьевич идет в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где обучается в закрытом помещении. Через пару лет, после окончания школы в 1835 годов Лермонтов начинает активно работать над произведениями. В свет выходят поэмы «Сашка» м «Боярин Орша», начинает писать роман «Княгиня Лиговская», и работает над своим самым значимым драматическим произведением «Маскарад». Проза становится главной в его творчестве. Но одно стихотворение смогло перевернуть его жизнь. После смерти Пушкина Михаил Юрьевич пишет стихотворение «На смерть поэта», в котором говорил о реальных виновниках смерти Пушкина. Тогда против Лермонтова посыпалась гора обвинений, результатом которых стало уголовное дело, будучи арестантом он пишет шедевры своей тюремной лирики: «Узник», «Соседка», «Пленный рыцарь». В марте 1837 году, Лермонтов находится в ссылке на Кавказе. Там он заводит много знакомых, общение с которыми очень повлияло на его жизнь. Результат общения отразился в образе Печорина и в «думе», написанной Михаилом Юрьевичем в 1838году. За год до этого Лермонтов пишет произведение, в котором отражены проблемы исторической судьбы поколений, это произведение называется «Бородино».  Через какое-то время благодаря бабушке Михаила Юрьевича и влиятельным знакомым, Лермонтов возвращается в Петербург. С 1838 года наступает пик славы Лермонтова, его считают героем и он пишет много своих шедевров. В этот период с свет выходит произведение «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В 1839 году пишет последнюю редакцию «Демона», выходит произведение «Мцыри». И тогда же Михаил Юрьевич начинает писать «Героя нашего времени». 1840 году Михаил Юрьевич пишет «Сказку для детей», в которой он вспоминал о «безумном, страстном, детском бреде, мучившем его много лет, от которого он, наконец, отделался стихами». В 1840 году Лермонтов участвует в дуэли, из-за чего был отправлен в действующую армию на Кавказ. Он участвует в постоянных стычках и делает это очень храбро. Ему дают отпуск, в котором он пробыл три месяца, а затем он возвращается на Кавказ. Там он пишет «Сон», «Утес», «Они любили друг друга…», «Тамара», «Свиданье», «Листок», «Выхожу один я на дорогу…», «Морская царевна», «Пророк». В 1841 году Михаил Юрьевич в Пятигорске отправляется на ужин в один дом, где его высказывания не понравились одному человеку по фамилии Мартынов. Ссора повлекла вызов Лермонтова ну дуэль, но Михаил Юрьевич, несмотря на то, что принял его, не понимая причину конфликта, решил, что не будет стрелять в своего оппонента. Результатом стало то, что Лермонтов был убит 15 июля. Эта новость поразила всех, его считали убитым. Но несмотря ни на что, 13 лет творчества Лермонтова оставили огромный вклад в русскую классическую литературу.

  7. Еще в течение своей короткой, как вспышка молнии, жизни М. Ю. Лермонтов был признан поэтом, достой­ным звания творческого наследника А. С. Пушкина. Впрочем, признавая это, современники в то же время отмечали очевидные различия между двумя художниками. Действительно, рядом с гармонич­ным, многоликим и «солнечным» Пушкиным его преемник казался «рыцарем печального образа», истерзанным внутренними противоречиями и не­равной борьбой с окружающим миром, в котором он не мог найти себе должного применения. Такой духовный облик сложился не только в силу особеннос­тей натуры Лермонтова, но и под воздействием эпохи, с которой совпал его недолгий век. Что же это была за эпоха?
    На первый взгляд, от Пушкина Лермонтова отде­ляет не такой уж большой промежуток времени. Он ушел из жизни всего через четыре года после гибели своего предшественника и, в общем, был его младшим современником. Однако годы юности и молодости Лермонтова протекали в условиях иной атмосферы, сформировавшейся после поражения декабристского восстания.
    Разгром декабристского движения нанес удар по планам освобождения России от цепей рабства. Охранявшее себя самодержавие методично иско­реняло любые признаки вольномыслия и насаждало жесткий контроль над всеми сферами духовной жизни общества. В условиях такой политики доносительство стало чуть ли не нормой поведения, больше того — своего рода модой. Один из современников вспоминал: «Москва наполнилась шпионами. Все промотавшиеся купеческие сынки; вся бродячая дрянь, неспособная к трудам службы; весь сброд человеческого общества под­вигнулся отыскивать добро и зло, загребая с двух сторон деньги: и от жандармов за шпионство, и от честных людей, угрожая доносом». Таким образом, если поколение декабристов утвердило в обществе позицию самоотверженной борьбы с царским режимом, то последующее поколение предпочло такой борьбе откровенное, не брезговавшее самыми низкими средствами союзничество с самодержавием. Но страшнее всего было то, что общественное мнение не оказывало сопротивления ни царскому про­изволу, ни заискивающим перед правительством доносчикам-доброхотам. Лишившись в лице декабристов самой лучшей своей части, общество утра­тило моральные ориентиры. Духовное измельчание и падение нравов стали характерными чертами его духовного портрета.
    Таким обществом был окружен Лермонтов; таким воздухом он дышал. Однако умом и сердцем поэт принадлежал другой эпохе, когда в чести были «души прекрасные порывы», вдохновлявшие на самоотверженные поступ­ки, когда в обществе задавали тон незаурядные, богатырские по своему духовному складу личности. Показательно, что любимой его забавой в детстве была игра «в богатыри», во время которой он, обрядившись в соот­ветствующий костюм, воображал себя могучим воином, вступившим на бой с силами зла. Показательно также и то, что долго, вплоть до шестнад­цати лет, Лермонтов сохранял живой интерес к подобным играм. В этих, казалось бы, незначительных подробностях проявляются весьма значи­тельные особенности личности поэта: ощущение огромности собственного внутреннего мира, сознание своей исключительности и призванности к великим свершениям.
    Я рожден, чтоб целый мир был зритель
    Торжества иль гибели моей, —
    писал семнадцатилетний Михаил, еще совсем недавно примерявший кар­тонные богатырские доспехи.
    Развитию этих черт характера способствовали обстоятельства юности поэта. Рано лишившись родителей (после преждевременной смерти мате­ри ему не разрешалось видеться с отцом), Михаил остался на попечении бабушки, не чаявшей в нем души. Вокруг обожаемого внука-сироты враща­лась вся жизнь в ее имении. Понятно, что любимец дома, избалованный свободным и нежным воспитанием, не лучшим образом чувствовал себя в учебных заведениях, предъявлявших к нему стандартные требования. Поэтому и в Московском университетском благородном пансионе, и, позже, в Московском университете он так и не смог «вписаться» в среду своих сверстников. Но тяжелей всего Лермонтову пришлось в Петер­бургском военном училище (именовавшемся тогда Школой гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров), где к уже знакомым ему сложностям пребывания в учебном заведении прибавилась еще и ежеднев­ная, столь же суровая, сколь и бессмысленная муштра. Сохранить свое «я», не растратить душевный пыл на пустяки Лермонтову помогло все то же чувство избранности и поэтическое творчество.
    «Страшная жажда песнопения» побуждала юношу писать стихи в огром­ном, почти невероятном для его возраста количестве. Достаточно сказать, что к первым годам обучения в университете Лермонтовым было создано две трети всего его поэтического наследия. Поначалу он просто «зарифмо­вывал» мысли для себя, не помышляя о том, чтобы выносить свои поэти­ческие опыты на суд читателей. Однако со временем его душой овладела надежда на завоевание литературной славы. По окончании Школы юнкеров Лермонтов попытался заявить о себе как о сочинителе, представив к пуб­ликации драму «Маскарад», но царская цензура, признав ее безнравствен­ной, перекрыла молодому автору путь к читателям. Запрет на публикацию не был снят и после переработки драмы. Подавленный первой неудачей, поэт практически перестал писать новые произведения, сосредоточившись на переделке старых текстов и переводах.
    Час его славы пробил на следующий день после гибели Пушкина. В глазах Лермонтова Пушкин был духовным гигантом, воплощением «Свободы, Гения и Славы», идеалов, начертан­ных на знамени декабристского движения. Поэтому смерть Пушкина он пережил не только как утрату для всей русской культуры, но и как расправу над духом героической эпохи, утвер­дившую победу ничтожества над величием. Все эти чувства выплеснулись в его стихотворении «Смерть поэта», мигом разлетевшемся по всему Петербургу. Попало оно и в руки императора Николая I.
    Вокруг гибели Пушкина было немало пересудов, намекавших на то, что в этом деле не обошлось без вмешательства властей, поэтому правитель­ство старалось пресекать любые разговоры на эту тему. Но тут появилось стихотворение неизвестного автора, который осмелился прямо обвинить в убийстве великого поэта и «трон», и теснившуюся подле него «жадную толпу», да еще пригрозил «палачам» Божьим судом! Нетрудно представить, какое возмущение вызвало это сочинение в императорском дворце. Спустя несколько недель Лермонтов был арестован и отправлен воевать на Кав­каз. С детских лет восхищавшийся богатырями, с юности стремившийся «каждый день» своей жизни «бессмертным сделать… как тень великого героя», двадцатитрехлетний поэт одним этим стихотворением совершил поступок, достойный того, о чем мечтал.
    Впереди у Лермонтова оставалось всего лишь четыре года жизни. За это время он не раз проявлял недюжинную внутреннюю силу — и в сражениях с горцами, и в противостоянии интригам светского общества, и в столкно­вениях с властями, и в творческих свершениях. Но это не помогло ему из­бавиться от чувства непоправимого разлада со своим временем, в котором, несмотря на лихорадочные поиски, он так и не находил места для прило­жения данной ему от природы духовной мощи. Слишком велик был размах чувств и требований поэта, чтобы вместиться в эпоху, привыкшую мерить себя малой меркой. Лермонтов смотрел на нее с высоты вчерашних бога­тырей духа, которые сначала без страха и упре­ка громили непобедимую наполеоновскую армию, позже, жертвуя своим благополучием, сражались за свободу и права своего народа, а затем с гордо поднятой головой следовали на каторгу и в ссылку. Оглядывая с этой высоты свое поколение, поэт устами созданного им персонажа — участника Бородинской битвы — выносил приговор, выражавший и восхищение перед героическим прошлым, и презрение к неприглядной современности:
    Да, были люди в наше время,
    не то, что нынешнее племя:
    Богатыри — не вы!

  8. Москва, Москва! Люблю тебя как сын!
    Как русский, — сильно, пламенно и нежно.
    М.Ю. Лермонтов
    С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Жизнь и творчество этого замечательного поэта протекали в самое тяжелое и мрачное для России время, время засилия “голубых мундиров” и жесточайшей реакции. Поэтому его стремление к прекрасному оправдывается огромным желанием воспеть Родину, какой бы жалкой она ни была. Именно из-за этого тема Родины является одной из ведущих тем в творчестве Лермонтова. Еще в 16 лет поэт записал в своем дневнике: “Я Родину люблю. И больше многих”. Но еще более важную мысль Лермонтов высказывает уже в позднем возрасте: “Люблю Отчизну я, но странною любовью” В чем же заключалась эта странность? Почему любовь к своей родной стране носила у поэта столь противоречивый характер? Прежде всего, с одной стороны, для него Россия — его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю. Это двоякое понимание России и отразилось в стихотворениях Лермонтова.
    Тема Родины прозвучала в стихотворениях “Родина”, “Дума”, “Прощай, немытая Россия”, “Бородино”, “Русская мелодия” и многих других. Стихи этого цикла лишний раз доказывают, что Лермонтов был глубоко национальным поэтом, потому что такие произведения мог написать только человек большого и глубокого ума, патриот своей Родины. “Люблю Отчизну я, но странною любовью. Не победит ее рассудок мой, ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой”, — писал Лермонтов в стихотворении “Родина”. “Поэт понимает любовь к отечеству истинно, свято, разумно”, — писал Добролюбов. А Белинский восклицал: “Что за вещь! Пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских!”
    Литература всегда стремилась исправить жизнь, в которой многое выглядит уродливо, кажется пошлым и жалким. А для этого необходимо писать искренне и достоверно, так, как это делал Лермонтов. Его всегда волновала судьба России, поэтому поэту было больно осознавать, что его Родина погрязла в бесчеловечности, жестокости и непонимании. “Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь!” — призывает поэт. Счастье и слава Отчизны, вера в ее освобождение — вот о чем мечтал М.Ю. Лермонтов. И осуществлению своих мечтаний поэт отдал всю свою жизнь. Его знаменитое “Бородино” воспело силу русского духа, оно известно всем. По-моему, главная мысль этого произведения заключена в том, что русский народ достоин луч шей участи, лучшей Родины, которая должна быть не мачехой, а матерью. Чем питаются лучшие русские характеры, откуда столько силы, откуда этот поразительный дух русского народа? Я думаю, страдание дает силы и закаляет дух. “Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя: богатыри.— не вы”, — бросает Лермонтов упрек современному поколению. Куда же делось это “могучее, лихое племя”, почему мельчает герой и его время, на что тратятся его силы? На все эти вопросы, поставленные в “Бородине”, Лермонтов дает ответ в “Думе”, “Поэте”, в “Герое нашего времени”. Поэт не просто любил и уважал русский народ, он понимал, что именно простые русские мужики спасли Россию во время войны 1812 года. Они всегда были готовы умереть за Родину:
    Ребята! Не Москва ль за нами?
    Умремте ж под Москвой,
    Как наши братья умирали!
    Поэт явно разделяет патриотическое чувство героя своего стихотворения. “Бородино” было написано через четверть века после великой битвы. Но, к сожалению, поэта окружают люди, не способные отстоять даже собственное “я”. И все же Лермонтов умеет разглядеть здоровые силы нации, увидеть в народном характере такие элементы, которые свидетельствуют о жизнеспособности России.
    Стихотворение “Родина” (1841 год) стало одним из шедевров не только лирики Лермонтова, но и всей русской поэзии. Ощущение тупика, в который зашла жизнь, породило трагическое мироощущение. Родина оказывается целительницей этой тяжелой болезни духа. Ничто, кажется, не дает такого умиротворения, такого ощущения покоя, даже радости, как это общение с деревенской Россией. Именно здесь отступает чувство одиночества. Если стихотворение “Бородино” наполнено чувством патриотизма, разбуженным эпизодами военной истории России, то в “Родине” появляется иной, до той поры, может быть, не встречавшийся в русской поэзии оттенок. Лирическое переживание вызвано простым пейзажем, неброским, но по-своему живописным, способным затронуть самые тонкие струны души. Поэт с первых же строк говорит о “странной” любви к отчизне. У Лермонтова несколько иное патриотическое сознание. Он сразу же отличает чуждые ему формы патриотизма. Поэт равнодушен к славе, купленной кровью, к заветным преданиям. Лермонтов выдвигает нечто настолько по тем временам необычное, что приходится несколько раз подчеркнуть эту необычность: “Люблю Отчизну я, но странною любовью”, “но я люблю — за что, не знаю сам”, “с отрадой, многим незнакомой”. Это какая-то исключительная любовь к России, до конца как будто не понятая и самим поэтом. Ясно, однако, что любовь эта к России народной, крестьянской, к ее просторам и природе. Патриотическая тема в этом стихотворении приобрела уже лирический характер. Поэт все больше переходит от обобщенной мысли к конкретной. На мой взгляд, это стихотворение — предвестник тютчевской и блоковской России. Можно, наверное, говорить и о России некрасовской, впервые здесь заявившей о себе: соломенные крыши, печальные деревни, проселок, говор пьяных мужиков. Любовь поэта к России настоящая, взыскательная, глубокая. Он далек от умиления, он не прощает ей недостатков. Его позиция сродни позиции Чаадаева, которую он высказал в “Апологии” сумасшедшего”: “Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее… Я люблю мое отечество, как Петр Великий научил меня любить его. Мне чужд… этот блаженный патриотизм, этот патриотизм лени, который приспосабливается, все видит в розовом свете и носится со своими иллюзиями…”
    В стихотворении “Прощай, немытая Россия” слышится горький упрек в адрес терпеливого народа, покорившегося “мундирам голубым”. Лермонтов называет Россию “страной рабов, страной господ”. Однако таким образом он не хотел выразить свое презрение к Родине, наоборот, автор стремился показать свою горечь и обиду за такое глупое бездействие народа. Позже, такое же ощущение появится и у Некрасова: “Ты проснешься ль, исполненный сил?” Чернышевский скажет еще более резко: “Нация рабов. Сверху до низу все рабы”. Такую же безрадостную картину рисует поэт и в стихотворении “Монолог”, созданном в 1929 году. Здесь автор воспроизводит гнетущую атмосферу, царящую в России в конце 20-х годов XIX века, где одаренный человек не может развивать свои дарования, поскольку в атмосфере страха, подозрения, доносительства хорошо живут лишь ничтожества, а умный, сильный человек чувствует пустоту и бесцельность своего существования:
    И душно кажется на Родине,
    И сердцу тяжко, и душа тоскует…
    Не зная ни любви, ни дружбы сладкой…
    Лермонтов по праву стал преемником А. С. Пушкина, великого национального поэта. К великому сожалению, жизни таких выдающихся людей были слишком короткими. Как мало времени было отпущено М.Ю. Лермонтову, но сколько он успел сделать! Гордится, поистине гордится Родина такими сынами. Дни идут, месяцы сменяют годы, годы превращаются в столетия, а имя Лермонтова помнят все. И как бы ни развивалась наша культура, в каком бы духовном вакууме ни находилось наше общество сейчас, имя Лермонтова никогда нс будет забыто. Целая плеяда талантливых поэтов и писателей подхватила прогрессивные мысли этого поэта и приняла эстафету борца. Маяковский навек запечатлел Лермонтова в своей звонкой, четкой, бронзовой поэзии ритма: “К нам Лермонтов входит, презрев времена”. Он писал для нас, открывая глубины иной жизни, где дух личности выше обстоятельств, потому что впереди вечность. Лермонтов это знал.

  9. Я думал: “Жалкий человек.
    Чего он хочет!., небо ясно,
    Под небом места много всем,
    Но беспрестанно и напрасно
    Один враждует он — зачем?”
    М.Ю. Лермонтов, “Валерик”
    Лирика М. Ю. Лермонтова никогда не перестанет восхищать и волновать читателей. В последнее время мы все чаще обращаемся к его духовному наследию, открывая новые стороны, заставляющие нас совершенно по-новому взглянуть на мир, на те или иные явления действительности. Тема одинокого человека побуждает задуматься о личности гения, о сути его творчества. Ранняя смерть матери, разлука с отцом, которого ему запрещали видеть, — таковы первые горькие впечатления детства поэта. Необходимо было иметь большой запас душевных сил, чтобы не покориться обстоятельствам и выйти победителем из противоборства с ними. Лермонтов хочет рассказать людям о своей боли, но все, о чем он знает, не удовлетворяет его. Чем старше он становится, тем сложнее представляется ему мир. Почти у каждого поэта есть стихотворение, выражающее его творческое кредо. Для понимания сущности поэтического дара Лермонтова огромное значение имеет знаменитая “Дума”. Лирический герой “Думы” одинок, но его волнует и судьба поколения. Чем зорче он вглядывается в жизнь, тем яснее становится, что лично он не может быть равнодушным к бедам человеческим. Со злом необходимо бороться, а не убегать от него. Бездействие примиряет с существующей несправедливостью, оно обусловливает одиночество и стремление жить в замкнутом мире собственного “я”. И самое страшное — порождает равнодушие к миру и людям. Только в борьбе личность находит себя. В “Думе” поэт ясно говорит о том, что именно бездействие погубило его современников. Известно, что многие стихи Лермонтова имеют черновые “зарисовки”. Поэт как бы несколько раз подступает к теме, рассматривает ее во всем объеме. В стихотворении “Гляжу на будущность с боязнью…” он будто прозревает. Теперь поэт пересматривает свои убеждения. Попробуем проанализировать. Первые строки — это еще рассказ о личном:
    Гляжу на будущность с боязнью,
    Гляжу на прошлое с тоской
    И, как преступник перед казнью,
    Ищу кругом души родной…
    Теперь смотрите, как развертывается строка “Гляжу на будущность с боязнью” в трагическую думу всего поколения:
    Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее — иль пусто, иль темно…
    Читаем дальше:
    Земле я отдал дань земную.
    Любви, надежд, добра и зла…
    И сразу возникают в памяти “алмазной крепости” строки:
    К добру и злу постыдно равнодушны,
    В начале поприща мы вянем без борьбы…
    Какой горечью наполнены эти строки! Ведь не о физическом малодушии говорит Лермонтов. Не сочувствие, а презрение вызывают эти духовные рабы. Читаем дальше:
    Я в мире не оставлю брата,
    И тьмой и холодом объята
    Душа усталая моя…
    Толпой угрюмою и скоро позабытой
    Над миром мы пройдем без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.
    Поэт — один из этой толпы, но он не хочет слиться с ней. Трагический голос поколения звучит в унисон с одиноким голосом поэта. Таким образом, тема одиночества обусловлена не только личной судьбой Лермонтова. Она отражает состояние русской общественной мысли периода реакции. Поэтому-то в лирике Лермонтова и занял значительное место одинокий бунтарь, протестант, враждующий с “небом и землей”, борющийся за свободу человеческой личности, предчувствующий собственную преждевременную гибель. Чувством одиночества наполнены стихи о природе. Одиноко растут сосна и пальма.
    На севере диком стоит одиноко
    На голой вершине сосна…
    …Одна и грустна на утесе горючем
    Прекрасная пальма растет.
    Вот старый утес… Одиноко
    Он стоит, задумался глубоко.
    И тихонько плачет он в пустыне.
    В лирическом, глубоко взволнованном монологе “Выхожу один я на дорогу…”, написанном Лермонтовым незадолго до смерти, поэт ставит мучительные вопросы и отвечает на них:
    Что же мне так больно и так трудно?
    Жду ль чего? Жалею ли о чем?
    Уж не жду от жизни ничего я,
    И не жаль мне прошлого ничуть;
    Я ищу свободы и покоя!
    Я б хотел забыться и заснуть!
    Страшная духовная разобщенность с другими людьми — прямое следствие тех условий, в которые он попал по вине века. Поэт полон печальной безысходности, по нему мы можем судить, насколько далеко зашла болезнь общества. Представление о жизни как “о ровном пути без цели” рождает ощущение бесполезности желаний — “что пользы напрасно и вечно желать?..” Строка: “И ненавидим мы, и любим мы случайно” логически приводит к горькому выводу: “На время — не стоит труда, а вечно любить невозможно”. Стихотворение “И скучно и грустно…”, названное В.Г. Белинским “похоронной песнью всей жизни”, перекликается с романом “Герой нашего времени”. Печорин томится жизнью, презирает ее и самого себя и в то же время гонится за жизнью, жадно ловит ее радости. В стихотворении “И скучно и грустно…” и в романе “Герой нашего времени” поэт, говоря о дружбе, о высших духовных стремлениях, о смысле жизни, о страстях, пытается исследовать причины неудовлетворенности своим назначением. Например, Грушницкий принадлежит к светскому обществу, характерной чертой которого является бездуховность. Печорин же, принимая условия игры, находится как бы над обществом, понимая, что там “мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски”. Печорин — не только упрек всем лучшим людям поколения, но и призыв к гражданскому подвигу. Борьба — вот та нравственная заповедь, которая должна определять жизнь, поведение, поступки и мысли. Мы не ошибемся, если скажем, что “Парус” у Лермонтова символизирует сильную и независимую личность, ее одиночество и трудность пути, неустанные поиски цели и смысла жизни. Одинокий парус предстает перед нами как воплощение абсолютной свободы:
    Увы! — он счастия не ищет
    И не от счастия бежит!
    Тема одиночества у Лермонтова соприкасается с темой любви. Вот и в стихотворении “Я не унижусь пред тобой…” он говорит:
    Начну обманывать безбожно,
    Чтоб не любить, как я любил,
    Иль женщин уважать возможно,
    Когда мне ангел изменил?
    Особенностью лермонтовского гения является напряженность и сосредоточенность мысли на себе, на своем “я”, страстная сила личного чувства. Мы не найдем у Лермонтова той прямой открытости всему задушевному, которая так чарует в поэзии А.С. Пушкина. Тема горького одиночества, неудовлетворенности собой, безысходности, разочарования явственно звучит в лирике Лермонтова, непревзойденной по красоте исполнения. Каждый раз, читая произведения Лермонтова, я вновь задумываюсь о его судьбе. Мне становится очень грустно от того, что еще в юности поэт словно предсказал свою судьбу:
    Нет, я не Байрон, я другой
    Еще неведомый избранник,
    Как он, гонимый миром странник,
    Но только с русскою душой.

  10. ИДЕЙНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ТВОРЧЕСТВА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
    «…Содержание, добытое со дна глубочайшей и могущественней­шей натуры, исполинский взмах, демонский полет, с небом гордая вражда…»
    В. Г. Белинский
    В скорбные дни прощания с национальным гени­ем — Александром Сергеевичем Пушкиным — Россия узнала имя М. Ю. Лермонтова. Его гневное и обличи­тельное стихотворение «Смерть Поэта» потрясло и взволновало общественность, которая увидела в Лер­монтове преемника погибшего поэта.
    М. Ю. Лермонтов вошел с русскую литературу в облике одного из своих героев — «лишнего» и «стран­ного» человека. «Отстранёнными» явились в его твор­честве такие устоявшиеся незыблемые чувства, как любовь к родине, женщине, человеку и миру вообще. Может возникнуть ощущение, что поэт не имел идеа­лов, но это не так.
    Сложность в том, что идеалы Лермонтова нельзя свести в конкретную идеологию, хотя во все времена это пытались делать. То его сравнивали с Прометеем, то провозглашали певцом индивидуализма, «внеземных откровений» или «божественной гармонии», то видели в нем «гордого врага неба». Герцен в 1851 году в бро­шюре «О развитии революционных идей в России» причислял Лермонтова к своему поколению, которое переходило от идей прогресса к злобным и гордым мыслям. Да, гордость — отличительная черта характе­ра Лермонтова, но не только. Гордость — это его пози­ция противостояния ценностям реакционного мира, по­зиция выразителя дум и настроений последекабристской и послепушкинской поры.
    В произведениях Лермонтова отразился кризис дворянской революционности, наступление реакции и политического гнета. Но свободную мысль Лермонто­ва ничем нельзя было сковать, поэтому поэзия стала для него выражением высоких дум, душевных терза­ний и напряженной мысли.
    Иллюстрацией этим словам служит стихотворению «Дума», написанное в конце 1830-х годов, когда идеалы декабристов были уже попраны и преданы даже пере­довыми людьми того времени.
    Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее — иль пусто, иль темно,
    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
    В бездействии состарится оно.
    Богаты мы, едва из колыбели,
    Ошибками отцов и поздним их умом,
    И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
    Как пир на празднике чужом.
    Это стихотворение — откровенный разговор с са­мим собой, признание своего несовершенства. В нем Лермонтов не только выступает против невыносимого духовного давления официальной идеологии, указыва­ет на «ошибки отцов» — печальный опыт декабристов, но и выражает отчаяние от невозможности противо­стоять пошлости обыденного существования. Он пони­мает, что и его будущее «иль пусто, иль темно».
    Творчество Лермонтова восходит к раннему Пуш­кину периода южной ссылки, а также к поэзии дека­бристов. Но у декабристов была политическая и со­циальная программа, в то время как лермонтовский романтический экстремизм не имел социальной окра­ски. В стихотворении «Предсказание» (1830) нет идил­лических картин социального блаженства. Вместо них — пророческие слова о разрушении, хаосе, нече­ловеческих страданиях в будущем России:
    Настанет год, России черный год,
    Когда царей корона упадет;

  11. Михаил Юрьевич Лермонтов родился 2 октября 1814 г. в Москве. Рос и воспитывался в имении своей бабушки Арсеньевой (село Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии). Отец Лермонтова, Юрий Петрович, армейский капитан в отставке, бил бедным тульским помещиком. Мать, Мария Михайловна, происходила из знатного и богатого рода. Бабушка не могла примириться с таким неравным браком своей единственной дочери. Мать умерла от туберкулеза, не дожив до 22 лет и оставив сиротой трехлетнего сына. После смерти жени Юрий Петрович покинул Тарханы. Мальчик остался на воспитании у бабушки. Как ни, мал был в то время Лермонтов, как ни скрывали от него многое из распри между отцом и бабушкой, все же эта тяжелая семейная драма заставила его рано задуматься над отношениями между людьми и почувствовать себя одиноким. Это развило в нем мечтательность, задумчивость. В поэме “Сашка” Лермонтов писал:
    Он не имел ни брата, ни сестры,
    И тайных мук его никто не ведал.
    До десятилетнего возраста Михаил Юрьевич рос болезненным мальчиком. В качестве воспитателей били приглашены иностранцы. Несколько раз бабушка возила Мишу на Кавказ. Это значительно улучшило здоровье подростка. Осенью 1828 г. Лермонтов бил принят в IV классе Московского университетского благородного пансиона. Среди преподавателей били профессора университета. Занятия в пансионе обогатили юношу умственно, расширили кругозор поэта в области науки, литератур, искусства; содействовали быстрому созреванию в нем поэтического таланта; укрепляли его свободолюбивые настроения.
    В августе 1830 г. Лермонтов поступил в Московский университет, где проучился до 1832 г. В пансионе и университете он написал около 300 стихотворений, 16 поэм и 3 драмы. Среди них немало подлинно художественных созданий (”Нет, я не Байрон, я другой…”, “Желание”, “Зачем я не птица, не ворон степной…” и др.). Раннее творчество исполнено протеста поэта против реакции, воцарившейся в стране. В нем звучит призыв в борьбе, к действию: “Так жизнь скучна, когда боренья нет”; “Не могу на родине томиться, прочь отсель, туда, в кровавый бой”. В 1831 г. умер отец Лермонтова. На эту смерть поэт откликнулся стихотворением: «Ужасная судьба отца и сына…»
    В 1832 г. за вольномыслие поэту был дан “совет” уйти из университета. И он поступает в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Учебу в школе Лермонтов назвал “страшными годами”. Это била казарма николаевского времени. Юнкера свободное время проводили в кутежах и буйных проказах.
    В ноябре 1834 г. Михаил Юрьевич бил произведен в офицеры и определен в гвардейский гусарский полк. Моральный отдых Лермонтов находил в творчестве. В 1835-1836 гг. поэт создает ряд прекрасных произведений: драму “Маскарад”, поэму “Боярин Орша”, оставшуюся незаконченной повесть “Княгиня Лиговская”, где впервые появляется Печорин, и ряд лирических стихотворений. В 1837 г. создает знаменитое стихотворение “Смерть поэта”. Стихи Лермонтова волновали читателей, как своим содержанием, так и могучей силой художественного слова. Стихотворение “Смерть поэта” дошло до царя с надписью: “Призыв к революции”. Поэт бил арестован , а через неделю отправлен в свою первую ссылку на Кавказ, где шла война с горцами.
    В феврале 1840 г. состоялась дуэль Лермонтова с сыном французского посланника Варанта. Михаила Юрьевича арестовали и снова отправили под пули на Кавказ, где он непрерывно участвовал в боях. В 1841 г. подстрекаемый врагами Лермонтова Мартынов вызвал поэта на дуэль. Вечером 15 июня М.Ю.Лермонтов бил убит на дуэли и 17 июня погребен на Пятигорском кладбище, а в апреле 1842 г., по ходатайству бабушки, его прах перевезли в Тархан.
    Хорошее сочинение? Тогда в закладки – » Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) . Это нужно, ведь не потеряешь!

    Содержание интересных новостей

    Новые сочинения:
    Сочинение размышление: Как я понимаю лирику М.Ю. Лермонтова
    Тема патриотизма и любви к Родите в творчестве М.Ю. Лермонтова
    Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес»
    Анализ поэзии Лермонтова «Кавказ»
    Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт»

  12. НАРОДНАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

    «..мы узнаем в нем поэта русского, народного в высшем и благородней­шем значении этого слова, — поэта, в котором выразился исторический момент русского общества».
    В. Г. Белинский
    М. Ю. Лермонтов — один из наиболее прогрессив­ных художников и мыслителей своего времени. Хотя он никогда не был ни историком, ни политическим дея­телем, уже в ранних его произведениях определенно наметилась его общественная и гражданская пози­ция — враждебное отношение к светскому обществу, к крепостникам и расположение и внимание к нацио­нальным традициям, к народу, к простым людям.
    Уже в 1841 году Лермонтов написал стихотворение «Родина», в котором с большой нежностью признается в любви к природе своей страны. Чувство родины — родной земли и родного народа — никогда не покидало Лермонтова. Глубокий патриотизм, проявившийся в этих стихотворениях, не имеет ничего общего с па­радным патриотизмом. Наоборот, в стихотворении «Родина» Лермонтов горячо полемизирует с воззрени­ями тех, кто стремится к завоеваниям, к «славе, куп­ленной кровью».
    Люблю отчизну я, но странною любовью!
    Не победит ее рассудок мой.
    Россия, которой Лермонтов отдает свою любовь, это Россия, освобожденная от романтических прикрас, кре­стьянская, деревенская, солдатская, — великая в своей простоте.
    Кроме обобщенного образа России, Лермонтов со­здает также и «малые» лирические образы «простого человека», принадлежавшего к народным массам или близкого к ним. В этой связи можно вспомнить образ соседа — арестанта, поющего грустные песни («Со­сед»), и дочери тюремщика, девушки-соседки, тоже лишенной свободы («Соседка»).
    Лермонтов увлекался русским фольклором. Он го­ворил, что в русских народных песнях «больше поэзии, чем во всей французской словесности». В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удало­го купца Калашникова» Лермонтову удалось воспроиз­вести стиль и приемы народной поэзии. В этой поэме он отходит от лубочности и изображает своих эпичес­ких героев, окружающий их быт и эпоху с необычай­ными яркостью и психологизмом.
    О народности творчества Лермонтова говорит не столько фольклорная национальная окраска его произведений и изображение простых людей, сколько сама позиция «лермонтовского человека», задумавшегося над пустой светской жизнью и восставшего против нее. Сам по себе этот герой далек от простого народа, одна­ко он выражает его интересы, причем самим народом еще не осознанные. В стихотворении «Воля» звучат слова о свободе:
    Но мне Богом дана Молодая жена,
    Воля-волюшка,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *