Сочинение на тему тяжелая и легкая музыка

8 вариантов

  1. ТЕКСТ КАК АРГУМЕНТ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ЕГЭ
    Чтобы развить навыки аргументирования темы сочинения, СОВЕТУЕМ
    прочитать текст, в котором выделены опорные слова и словосочетания;
    используя опорные слова и словосочетания, расположенные после текста под знаком ***, пересказать текст.
    Такой интерпретированный Вами текст можно использовать в качестве аргумента для сочинения на ЕГЭ.
    О МУЗЫКЕ «ЛЁГКОЙ» И МУЗЫКЕ «СЕРЬЁЗНОЙ». ПО Д. КАБАЛЕВСКОМУ.
    Мы очень привыкли к этим словам – «лёгкая» и «серьёзная» музыка и запросто пользуемся ими в разговоре. А вот попробуйте-ка ответить на вопрос: что такое легкая музыка и что такое музыка серьёзная? Думаю, что это не так уж просто вам удастся. А может быть, и вовсе не удастся. Но вы не смущайтесь – это в самом деле не простой вопрос. Давайте попытаемся вместе на него ответить. Начнём вот с чего. Мы уже знаем, что музыка, литература и все другие виды искусства неотделимы от жизни человека, являются важной её частью. Поэтому в искусстве отражается всё, абсолютно всё, чем живёт человек. И не только один человек, а целые народы и даже всё человечество. Нет в настоящем искусстве ничего, что не было бы так или иначе связано с человеком, с его жизнью. И нет в жизни человека ничего, что не нашло бы своего отражения в искусстве.
    А из чего состоит человеческая жизнь? Что в ней главное – «серьёзное» или «лёгкое»?
    Ну, конечно, серьёзное: неустанный труд, увлечённые занятия, большие мысли и глубокие чувства, верная дружба и чистая любовь, большая радость и такие же большие печали, события, вторгающиеся в жизнь человека, и события, потрясающие весь земной шар. Вот это всё и служит источником большого, серьёзного искусства, становится его содержанием, его смыслом.
    Но ведь есть всё-таки в жизни человека и другая сторона. Есть в ней улыбка и смех, шутка и веселье, есть отдых и развлечение, есть желание потанцевать, побаловаться, побалагурить. Вот тут-то и возникает лёгкое искусство: юмористические рисунки и карикатуры, забавные рассказы и весёлые стихи, развлекательные пьесы, кинофильмы, эстрадные представления
    Возникает тут и лёгкая музыка. Ни одно другое искусство не занимает такого большого места в играх и развлечениях человека, так настойчиво не вторгается в часы его досуга, как музыка.
    Музыка оказывается нашим незаменимым другом, когда мы хотим развлечься после утомивших нас дел, повеселиться, собравшись на вечер в школе, клубе или просто дома на дружеской вечеринке. Без музыки мы не можем ни потанцевать, ни попеть. Музыка создаёт особо праздничную атмосферу зимой на катке, летом на спортивной площадке, в туристском лагере.
    Во всех этих случаях музыка безраздельно господствует над всеми другими искусствами.
    ***
    русский композитор Д.Б.Кабалевский
    привыкли разговоре что такое лёгкая серьёзная не простой вопрос все виды искусства неотделимы от жизни состоит жизнь главное
    ***
    серьёзное неустанный труд увлечённые занятия большие мысли и глубокие чувства верная дружба и чистая любовь большая радость и такие же большие печали события вторгающиеся в жизнь человека и события, потрясающие весь земной шар источником большого, серьёзного искусства
    ***
    улыбка и смех, шутка и веселье отдых и развлечение потанцевать побаловаться лёгкое искусство юмористические рисунки и карикатуры забавные рассказы и весёлые стихи развлекательные пьесы кинофильмы эстрадные представления…
    ***
    лёгкая музыка большого места в играх и развлечениях в часы досуга
    незаменимым другом потанцевать попеть праздничную атмосферу
    случаях другими искусствами
    Для расширения аргументационного поля в процессе подготовки к ЕГЭ рекомендуем посетить страницы:
    инфо-уроки — Русский язык. Аргументы к сочинению. 11 кл.
    форум — Аргументы к сочинению
    Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1».
    Автор-составитель – учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.
    Подробные инструкции как воспользоваться сборником здесь
    Назад в раздел

  2. О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность
    Все мои поиски в направлении преодоления того разрыва, который существует между низким и высоким штилями, между интонациями бытовой музыки и интонациями музыки, выражающей, может быть, нечто очень важное, строгое, серьёзное и возвышенное, но теряющее какое-то реальное подкрепление в отрыве от тех интонаций.
    (А. Шнитке, композитор)
    Из высказываний о современных композиторах
    «Сравнивая академического и песенного композитора, понимаешь, что это разные «весовые категории», но обе категории – творческие. Обе имеют равные права на существование, как различные живые существа в окружающей нас природе. И какими бы ни были усилия книжных теоретиков категории эти развести, сопроводив суждениями «хорошо-плохо», «оригинально-банально», «возвышенно-пошло», они противятся разделению, взаимопроникают и обогащают друг друга». (В. Сыров, музыковед).
    Прослушивание
    А. Я. Эшпай. Москвичи
    Прослушивание
    Т. Н. Хренников. Что так сердце растревожено
    Прослушивание
    Д. Д. Шостакович. Песня о встречном
    Прослушивание
    С. Губайдулина. Музыка к мультфильму «Маугли» (фрагмент 1)
    Прослушивание
    С. Губайдулина. Музыка к мультфильму «Маугли» (фрагмент 2)
    Прослушивание
    С. Губайдулина. Музыка к мультфильму «Маугли» (фрагмент 3)
    Прослушивание
    С. Губайдулина. Музыка к мультфильму «Маугли» (фрагмент 4)
    Прослушивание
    С. Губайдулина. Музыка к мультфильму «Маугли» (фрагмент 5)
    Прослушивание
    А. Шнитке. Музыка к фильму «Маленькие трагедии» (фрагмент 1)
    Прослушивание
    А. Шнитке. Музыка к фильму «Маленькие трагедии» (фрагмент 2)
    Прослушивание
    А. Шнитке. Музыка к фильму «Маленькие трагедии» (фрагмент 3)
    Действительно, с наступлением ХХ века не только произошло размежевание на авторов «серьёзной» и «лёгкой» музыки, но также стало привычным негативное восприятие тех явлений музыки, какие не вписывались в границы академического искусства.
    Однако сейчас разделение музыки на «лёгкую» и «серьёзную» перестало быть единственно возможной классификацией. С течением времени границы между этими видами музыкального творчества стираются, и единственным критерием остаётся художественный уровень произведения. Важно также учитывать, что в современной действительности «серьёзная» и «лёгкая» музыка всё чаще переходит от оппозиции к очевидному взаимодействию, нередко весьма плодотворному.
    При этом и раньше «Серьёзные» композиторы нередко обращались к бытовому, в частности песенному, жанру. Их песни нередко становились ярким художественным достижением. Таковы, например, «Песня о встречном» Д. Шостаковича, «Москвичи» А. Эшпая, «Что так сердце растревожено» Т. Хренникова и многие другие. Эти песни в середине ХХ века пела вся страна.
    Во второй половине ХХ века, благодаря развитию кинематографа, к созданию такой музыки привлекались А. Шнитке, Э. Денисов, Г. Канчели и другие известные композиторы-«академисты».
    Для многих это было ещё и необходимым средством заработка, ведь композиторское творчество оплачивалось весьма скромно. Вот как вспоминает о своих работах крупнейший отечественный композитор София Губайдулина: «Я жила только композиторским трудом. А жанр киномузыки предоставлял возможность прожить. Кинорежиссёры, к фильмам которых я писала музыку, не зависели и не подчинялись Союзу композиторов. Они были свободны, и тут я была свободна. Сочиняла музыку и к документальным, и к мультипликационным, и к мосфильмовским картинам… Я поныне довольна своей музыкой к «Маугли», к киплинговской «Кошке, которая гуляла сама по себе», к «Балагану» Гарсиа Лорки… Назову ещё две картины, работу в которых проходной не считаю: «Каждый день доктора Калинниковой» и «Чучело» Ролана Быкова».
    С этой оценкой трудно не согласиться. Музыка, написанная композиторами-профессионалами для кино- и мультипликационных фильмов, действительно отличается высокими художественными достоинствами. Для неё характерно не только органичное взаимодействие с воплощаемыми на экране образами и сюжетами, но и глубокая обобщающая роль. Неоднократно повторяясь на протяжении фильма, возникая в драматургически важные моменты, музыка приобретает черты лейтмотива, становится своеобразным персонажем повествования.
    Послушайте музыку А. Шнитке к фильму «Маленькие трагедии» или С. Губайдулиной к мультфильму «Маугли», и вы обязательно обратите внимание на ту глубокую смысловую роль, какую способна привнести в экранное искусство только музыка.
    Немного иной, хотя и не менее убедительный характер у музыки Г. Канчели к фильму «Мимино». Одной из её задач стало не просто образно-лирическое обобщение, но и воссоздание национального колорита происходящих событий. Композитору удалось создать музыку, отмеченную живым и тёплым юмором, и при этом мелодичную, глубоко самобытную и яркую.
    Из отзывов о композиторской киномузыке
    «Нельзя не отметить и исключительных находок композитора в такой знаменитой его работе, как музыка к телефильму «Маленькие трагедии» режиссёра Михаила Швейцера (1980). Когда эта трёхсерийная картина в первый раз демонстрировалась на отечественных телеэкранах, её смотрели, кажется, абсолютно все, у кого только был телевизор, – то было громадное культурное событие.
    Разберём тот психологический ход, который использует Шнитке для обрисовки пушкинского Сальери. Поддаться наивному противопоставлению стилей Моцарта и Сальери – значит загубить саму идею: музыку того и другого можно и не отличить (такие неудачи бывали). Шнитке придумывает совершенно другой приём. Когда Сальери, совершив своё злодейство, подбегает к спасительному клавесину, желая оправдать себя звучанием собственной музыки, инструмент под его пальцами становится мертвенным и беззвучным – слышны пустые, сухие удары по костяшкам клавиш. Его охватывает ужас, он понимает, что убил самого себя, ведь «гений и злодейство две вещи несовместные». Поляризация Добра и Зла составляет генеральную тему всего творчества и мышления Шнитке, и он никогда не отступал от этой антиномии» (В. Холопова, музыковед).
    Пытаясь осмыслить изменения, произошедшие в музыке последних десятилетий, трудно объяснить все причины, выдвинувшие на первый план массовую музыку. Возможно, одну из причин следует искать в музыке академической. Чрезмерное увлечение различными технологическими экспериментами, наблюдаемое в значительной части академического творчества последнего столетия, привело к последствиям, о которых ещё сто лет назад никто не подозревал. Музыка перестала быть понятной современникам, так как зачастую она перестала обращаться к слушателю, к его мыслям и чувствам. Став искусством для профессионалов, некоторая часть академической музыки утратила своих слушателей.
    В то же время в массовой музыке продолжали развиваться все свойства музыки, присущие ей на протяжении многих столетий, среди которых главное – оставаться нужной человеку. Эту проблему пытаются осмыслить многие музыканты, в частности цитируемый ранее Н. Арнонкур.
    «Кажется, пора призадуматься: почему, с одной стороны, существует современная развлекательная музыка, которая выполняет в нашей культурной жизни абсолютно необходимую функцию, а с другой – нет никакой «серьёзной» музыки, которая могла бы играть подобную роль?
    В развлекательной музыке сохранилось многое из давнего метода понимания музыки: единство поэзии и пения, что было таким важным при зарождении музыки; единство слушателя и исполнителя; наконец, единство музыки и времени (развлекательная не может быть старше пяти-десяти лет, поскольку принадлежит настоящему). Благодаря ей можно лучше понять, чем была музыка в старину, ибо в своих пределах, при всей их ограниченности, развлекательная музыка является неотъемлемой частью жизни».
    Таким образом, сам исторический опыт учит нас тому, что оценивать музыкальное произведение только по его принадлежности к тому или иному жанру бессмысленно. В каждом виде музыкально-творческой деятельности есть свои удачи и неудачи. Как справедливо сказал известный современный композитор Борис Тищенко, «музыка не бывает оперной, балетной, «лёгкой», «тяжёлой» и т. д. Она может быть только хорошей или плохой».
    * Штиль – здесь: стиль, манера.
    * Антиномия – противоречие между двумя взаимоисключаемыми положениями, сущностями, явлениями.

    Вопросы и задания:

    Как ты считаешь, почему «лёгкую» музыку критикуют более охотно, чем «серьёзную»?
    Почему, на твой взгляд, «серьёзные» композиторы нередко обращались к киномузыке?
    Попробуй охарактеризовать известный тебе пример удачной музыки к кино- или мультипликационному фильму.
    Считаешь ли ты, что «лёгкая» музыка способна обогащать «серьёзную»? А наоборот? Приведи известные тебе примеры.
    Согласен ли ты с высказыванием Б. Тищенко, приведённым в данном параграфе? Объясни свой ответ.
    Что, на твой взгляд, является самым главным в киномузыке А. Шнитке, С. Губайдулиной, Г. Канчели: органичное взаимодействие с сюжетом, яркая образная характеристика персонажей, способность к обобщению или что-то ещё?

  3. “Мастерская музыкальных инструментов”. С французской гравюры XVIII века.

    Мы очень привыкли к этим словам – “легкая” и “серьезная” музыка. А попробуйте-ка ответить, что такое легкая музыка и что такое музыка серьезная? Думаю, что это не так уж просто вам удастся. А может быть, и вовсе не удастся. Но вы не смущайтесь – это в самом деле не простой вопрос.
    Музыка, литература и все другие искусства неотделимы от жизни человека, являются важной ее частью. Поэтому в искусстве отражается все, абсолютно все, чем живет человек. И не только один человек, а целые народы и даже все человечество. Нет в настоящем искусстве ничего, что не было бы так или иначе связано с человеком, с его жизнью. И нет в жизни человека ничего, что не нашло бы своего отражения в искусстве.
    Мальчик, играющий на двойной флейте. Роспись на древнегреческой вазе. VI век до н. э.

    А из чего состоит человеческая жизнь? Что в ней главное – “серьезное” или “легкое”? Ну, конечно, “серьезное”: неустанный труд, увлеченные занятия, большие мысли и глубокие чувства, верная дружба и чистая любовь, большая радость и такие же большие печали, события, вторгающиеся в жизнь человека, и события, потрясающие весь земной шар, борьба за свободу и справедливость, борьба за счастье, борьба за мир… Вот это все и служит источником большого, серьезного искусства, становится его содержанием, его смыслом.
    Но ведь есть в жизни человека и другая сторона. Есть улыбка и смех, шутка и веселье, есть отдых и развлечения. Тут-то и возникает легкое искусство: юмористические рисунки и карикатуры, забавные рассказы и веселые стихи, развлекательные кинофильмы и эстрадные представления…
    “Волынщик”. С гравюры А. Дюрера. XVI век.

    Возникает тут и легкая музыка.
    Музыка оказывается нашим незаменимым другом, когда мы хотим развлечься после утомивших нас дел, повеселиться. Без музыки мы не можем ни потанцевать, ни попеть. Музыка создает особо праздничную атмосферу.
    Но всякая ли музыка окажется здесь на месте? Конечно, не всякая – это ясно каждому.
    Вот захотелось потанцевать – для этого нужна специальная “танцевальная” музыка. Тут нам ни Бах, ни Бетховен не помогут. Не помогут и Глинка с Чайковским, как бы мы ни любили их музыку, как бы ни восхищались ею. В балетных и оперных спектаклях на эту музыку ставятся прекрасные танцы, но это ведь совсем не те танцы, которые мы с вами сегодня танцуем.
    А в туристском походе захотелось спеть песню – в любом походе, даже на простой прогулке всем всегда почему-то петь хочется! – тут тоже ни Моцарт, ни Мусоргский не помогут. Нужны какие-то особые, свои, туристские песни. И они обязательно должны быть легкими, чтоб в пути легко пелись, и обязательно современными, чтобы каждое слово было понятным, сегодняшним, чтобы мелодия тоже дышала нашим временем.
    Нужна легкая музыка и в цирке. Здесь она должна быть жизнерадостной, молодой и упругой, как упруго, молодо и жизнерадостно само цирковое искусство. Нужна легкая музыка и в любом эстрадном концерте, – без нее окажутся скучными самые блестящие номера эстрадного искусства.
    Из легкой музыки вырастает, наконец, и высшая, самая богатая и развитая ее форма – оперетта. Ведь главное в оперетте, ее “душу” и составляет обязательно легкая, обязательно веселая и жизнерадостная музыка!
    “Портрет женщины со скрипкой”. Энн Вальер-Костер. XVIII век.

    Вот видите, как много причин, объясняющих широкое распространение легкой музыки! Но есть здесь еще причина, и мне очень хочется, чтобы вы серьезно над ней задумались. Эта причина премного способствует тому, что легкая, развлекательная музыка распространяется гораздо шире, чем, если так можно выразиться, она имеет на это право. Причина эта заключается в том, что, отражая “легкие” стороны нашей жизни, причем отражая их в самой легкой, общедоступной форме, она далеко не всегда содержит в себе большие мысли и глубокие чувства.
    Следовательно, и для того, чтобы воспринять, усвоить такую музыку, от нас чаще всего не требуется ни напряжения мысли, ни напряжения душевных сил. “Развлекательность”, “ритмичность”, “внешняя красивость”, “легкость” (а по сути – облегченность чувств и мыслей) – вот основные качества этой музыки, которую легко слушает, легко поет и под которую легко танцует любой, даже совсем музыкально неопытный, не просвещенный человек.
    В этом, конечно, заключено и большое, неоспоримое достоинство легкой музыки – ее широчайшая доступность. Но не зря говорит народная мудрость: недостаток есть продолжение достоинства. И многие люди, встречаясь с легкой музыкой чуть ни на каждом шагу, начинают думать, что это-то и есть самое главное и самое лучшее в музыке. И привыкнув к этой мысли, начинают противиться всякой другой музыке, в слепоте своей и не догадываясь, что эта “всякая другая” музыка и есть настоящее музыкальное искусство!
    Как же избежать этой пагубной ошибки? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, попробуем подойти к нему с другой стороны. Ведь встречается иногда и другая ошибка, другая крайность, когда человек очень любящий серьезное, великое музыкальное искусство, пренебрежительно относится к легкой музыке и даже иной раз вовсе ее отрицает. Это тоже плохо, потому что всякая односторонность, всякая ограниченность обедняет человека, его духовный мир.
    Русские военные музыканты. XIX век.

    Такая крайность встречается, правда, редко, потому что человек, знающий и любящий серьезную музыку, как правило, понимает толк и в музыке легкой, развлекательной.
    Всякая музыка – и самая серьезная, и самая легкая–прежде всего обязательно должна быть хорошей.
    Между музыкой легкой и музыкой серьезной нет никакой стены и никакой непроходимой пропасти. Они не только существуют рядом, но часто сплетаются друг с другом и даже переходят одна в другую, “Как сплетаются и переходят друг в друга радость и горе, смех и слезы в жизни человека. Потому-то в глубоко трагической опере Верди “Риголетто” может звучать удивительно легкомысленная песенка Герцога (вот прекрасный образец настоящей легкой музыки!), а в беззаботно-праздничное “Итальянское каприччио” Чайковского может проникнуть скорбная, почти трагическая мелодия, возможно, отразившая тот факт, что во время сочинения “Каприччио”, в дни карнавального веселья композитор получил известие о смерти горячо им любимого отца…
    И уж если существует в музыке непроходимая пропасть и стена, то искать их надо не между “легким” и “серьезным”, а между хорошим и плохим!
    Ч. Уайт. Негритянский джаз.

    И никогда не надо думать, будто серьезная музыка – это музыка “первого сорта”, а легкая музыка – музыка “второго сорта”. И та и другая должны быть “первосортными”!
    Ну, а как же тогда понимать то, что иной раз летают по жизни явно плохие песни, плохие не только по словам, но и по музыке, то есть песни с хилыми, немощными крыльями? Ведь все же встречаем такие песни, не правда ли?
    Почему же они все-таки поются? Да либо потому, что слишком привлекательны в них слова и мы тянемся к ним, даже несмотря на плохую музыку. Либо, наоборот, мелодия так увлекает, что остаются просто незамеченными плохие слова. А чаще всего (так бывает даже когда и слова, и музыка не слишком хороши), когда по теме своей, по сюжету песня очень желанна нам, очень нужна.
    Но жизнь таких песен очень недолговечна. От полета настоящих, хороших песен их полет отличается точно так же, как полет курицы отличается от орлиного полета. Тому, кто от песни, да и от музыки вообще, требует и ждет немногого, – и курицын полет настоящим полетом показаться может: все-таки ведь взлетела! Все-таки от земли оторвалась! А тот, кто смотрит с более высокой позиции, кто многого требует от музыки, кто уже научился хорошее в музыке отличать от плохого, – тот уж курицу с орлом не спутает!..
    И, конечно, нельзя забывать и то, что классическая музыка дает человеку гораздо больше, чем даже самая хорошая развлекательная музыка…
    Если мы условно назовем “делом” все серьезное, что есть в нашей жизни в искусстве, а все, что в жизни и в искусстве есть легкого, так же условно назовем “потехой”, то не найти лучших слов для того, чтобы определить наше отношение и к жизни, и к искусству, чем знаменитая поговорка: “Делу – время, потехе – час”!

  4. В жизни каждого человека музыка играет особую роль. Она сопровождает нас от самого рождения. Чтобы наш сон был крепким мама пела нам колыбельную в детстве. Затем мы учили веселые песенки в садике. А позже у нас начали формироваться музыкальные пристрастия. Одни без ума от аккордов тяжелого рока, другие предпочитают легкую популярную музыку. Кто-то связывает с ней свою жизнь и учится в музыкальной школе, а далее в университете. Другие просто слушают ее в наушниках по дороге в школу, университет, на работу.
    Мне кажется, что очень сложно найти человека, который равнодушен к музыке. Ведь она вдохновляет людей, напоминает о каких-то важных событиях из жизни, мотивирует, поднимает настроение. Когда мне тяжело выучить какое-то стихотворение, я всегда включаю классические произведения, и они помогают настроиться на учебу. Эта музыка по-особенному прекрасна. Она задевает струнки нашей души и влияет на настроение и восприятие мира. Мне кажется, что классическая музыка наполнена высокими чувствами и благородными порывами. Ведь в мелодиях композиторы отражают свои переживания. Под звуки скрипки и фортепиано я всегда мечтаю, а вот сильные аккорды заставляют меня задуматься и загрустить. Мама говорит, что классика делает нас духовно богаче.
    Музыка помогает нам развить чувство прекрасного. Она сближает людей. Мы часто собираемся семьей за столом и начинаем петь разные песни. Даже когда к нам в гости приходят малознакомые люди, то они без всякого стеснения подпевают и это помогает устранить барьеры, которые мешают общению.
    Мой музыкальный вкус еще не сформировался. Мне нравится подпевать популярным певцам, слушать аккорды классической музыки, а иногда хочется послушать записи знаменитых рэперов. Поэтому знакомые всегда удивляются, когда видят постеры, наклеенные на стенах моей комнаты или же мой плей-лист.
    В моей жизни музыка играет очень важную роль. Когда я грущу, включаю веселую песню, подпеваю исполнителю и танцую. Таким образом мое настроение заметно улучшается.А еще у нас с подружками есть традиция. Мы собираемся раз в две недели, включаем музыку и с расческой в руках представляем себя исполнителями песен.
    Каждое мое утро начинается с веселой песни. Мне кажется, что важно с утра получить порцию хорошего настроения, чтобы день прошел удачно. Приходя домой после школы, первым делом я включаю радио. Песни разных жанров помогают мне настроиться на выполнение домашнего задания и отдохнуть от уроков.
    Моя жизнь не была бы такой интересной без музыки.

  5. Автор: Мария Егорова
    “Музыка – часть нашей жизни”.
    Слово «музыка» в переводе с греческого означает «искусство муз». Музыка – это вид искусства. У каждого искусства имеется свой язык: живопись говорит с людьми при помощи красок, цветов и линий, литература – при помощи слова, а музыка – с помощью звуков. В мир музыки человек погружается с детства. Музыка оказывает большое влияние на человека. Совсем еще маленький ребенок может вдруг заплакать под грустную мелодию и засмеяться под веселую, или весело запрыгать, хотя он еще не знает, что такое танец. Какие только чувства не выражает человек с помощью музыки!
    Музыка тесно связана с разными видами искусства: литературой, изобразительным искусством (живописью, скульптурой). Взять хотя бы живопись. Нередко, рассматривая различные картины и всматриваясь в них, мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку, звучащую в нашем воображении, где зрительный образ переходит в музыкальный. В литературе, в свою очередь, многие стихи писались для того, чтобы потом на них была положена музыка. Писателями и поэтами создано множество литературных произведений, в которых рассказывается о музыке. На этих простых примерах мы видим, что музыка оказывает огромное влияние на другие виды искусства.
    Музыка – частица нашей жизни. Она прежде всего рассказывает о человеке, о людях в целом, выражает их чувства и мысли, рисует их характер – воплощает все то, что связано с человеком. Жизнь рождает музыку, а музыка воздействует на жизнь. Музыка может изменить отношение человека к жизни, укрепить его силу воли, воспитать в нем благородство, доброту; под влиянием музыки в человеке может возрасти или, наоборот, упасть трудовая энергия. Прекрасная музыка может украсить жизнь, сделать человека лучше, добрее, разделить с ним и горе, и радость.
    Музыка хранит в себе много загадок и тайн.
    Интересно, что одно и то же произведение мы воспринимаем по-разному, каждый по-своему. Мы выделяем для себя более доступные и близкие произведения, которые легко слушаются и понимаются. Это запоминающиеся мелодии и зажигательные ритмы. А также серьезная музыка, которая требует к себе особого отношения, – например, симфонии Бетховена или реквием Моцарта. Музыка может быть для человека и развлечением, и «учителем».
    Самая разная и при самых разных условиях звучит в нашей жизни музыка. Без нее нет радио, телевидения, кино, музыкой наполнены концертные залы. Мы слышим ее везде: в детских садах и ш колах, на спортивных соревнованиях, в цирке, в местах для отдыха, в парках, дома, в поездах, в самолетах. Ее любили, любят и будут любить всегда, ведь музыка – это часть нашей жизни.

  6. Доклад
    на тему «Музыка серьёзная
    и лёгкая: проблемы,
    суждения, мнения».

    Зотова
    Валерия

    «8А»
    Моу
    Сош №18

    Москва
    2011

    В
    наше время есть множество видов музыки:
    Музыка
    – 17 век
    Эволюция
    музыки достигает в первой половине
    18 века блестящей эпохи. Формы, которые
    зарождались в начале 17 века достигают
    высшей ступени совершенства. Четыре великих
    мастера, работающие в четырех различных
    странах, определяют своим творчеством
    все музыкальное искусство данного периода:
    Александро Скарлатти в Италии, Жан Филипп
    Рамо во Франции, Иоганн Георг Гендель
    в Англии, и Иоганн Себастьян Бах в Германии.
    Можно
    различно оценивать их произведения:
    оценка зависит от вкусов и направлений.
    Но в историческом нужно допустить,
    что все четверо, каждый в своей
    области, выполнили свою миссию с равным
    совершенством. Двое из них немцы. Сила
    их творчества сконцентрировала вокруг
    себя все существенное, что было достигнуто
    до тех пор европейской музыкой.
    Однако
    итальянская музыка в первой половине
    18 века еще господствовала и, пожалуй,
    никогда не была более блестящей. По Германии
    еще в 17 веке распространяли обычай выписывать
    на должности в придворных капеллах и
    на службу в театрах итальянцев, даже целиком
    учреждать итальянскую оперу. Великолепие
    и пышность спектаклей превосходили все,
    что видели до того времени. Итальянцы
    появляются повсюду и занимают первые
    места в Англии, Польше, России, а не только
    в Германии. Одна Франция стойко сопротивляется
    натиску итальянской оперы и отбрасывает
    от себя одинаково как дурные, так и хорошие
    ее стороны.
    В начале
    18 века Неаполь отделяется от Венеции
    и принимает на себя руководство
    музыкальным движением в области
    оперы. Благодаря Франческо Провенцеале
    и Александро Скарлатти Неаполь
    до тех пор не игравший значительной
    роли в ходе развития музыки дает свое
    имя школе с определенным направлением
    и через это прославляется.
    Александро
    Скарлатти родился в 1659 году в
    Сицилии, умер в Неаполе в 1725г., ученик
    Кариссими, после постановки в Риме
    в 1679 г. своей первой оперы “Невинная
    ошибка” сделался в 1680 капельмейстером
    при дворе шведской королевы Христины,
    жившей в Риме. В 1694 Скарлатти становится
    капельмейстером вице-короля в Неаполе.
    С 1703 по 1708 он управляет метризой(муз. школой)
    при одной из римских церквей, затем опят
    возвращается в Неаполь. Число сочинений
    Скарлатти колоссально: одних опер 118,
    700 кантат и т.д.
    Франческо
    Провенцеале – композитор целого ряда
    опер (комических – “Раб своей супруги”),
    и серьезных на античные сюжеты (Кир,
    Креркс, Эритрея и др.)Франческо
    Провенцеале испытал влияние
    венецианцев, но выработал в результате
    стиль, вскоре ставший характерным для
    всей неаполитанской оперной школы, а
    затем и для всей итальянской оперы 18 века.
    Стиль
    Неаполитанской школы отличается ярко
    выраженными особенностями. Прежде
    всего – это стиль мелодический, базирующийся
    уже целиком на нашей ладовой и тональной
    мажорно – минорной системе. Мелодия – главный
    элемент неаполитанской музыки, мелодия
    богато разросшаяся, страстная и знойная,
    выразительница могучего непосредственного
    чувства. Это чувство, общее всем, – сразу,
    с первых звуков, понятное. Таким образом,
    мелодика в неаполитанской школе сильнейший
    обобщающий и объединяющий социальный
    фактор. Певучесть (вокальность )-существенное
    качество этой лирико-драматической музыки.
    Отсюда исходят ее формы, отсюда – выразительные
    мелодические речитативы неаполитанских
    опер с богатым инструментальным сопровождением,
    отсюда – вся своеобразная конструкция
    этих опер: последование арий, связанных
    речитативами.
    Во Франции
    одним из ярчайших представителей оперного
    искусства 18 века является Жан Филипп
    Рамо (1683-1764). Рамо сперва проявлял свою
    музыкальную деятельность как органист
    – теоретик и как композитор клавесинной
    и культовой музыки. Только в 1733 ему удалось
    привлечь внимание к себе как к театральному
    композитору своей оперой “Ипполит”.
    Это с начала до конца оригинальное, типичное
    французское произведение: все в меру,
    все ясно, все взвешено, чувство умерено
    разумом,, вкусом и привычной дисциплиной
    человека, сдерживаемого рамками общественной
    вежливости, галантности и иронии. Музыка
    Рамо – полный контраст с чувственной обнаженностью
    итальянской лирики и с немецким “погружением
    в себя”, в личную психическую жизнь.
    Правда, в творчестве Рамо – редкий случай
    – слились великий композитор и великий
    теоретик. Темперамент композитора охлаждается
    рассудочностью исследователя, и, наоборот,
    умозрительные выводы подержаны композиторской
    проницательностью и чувством, ибо теоретические
    работы Рамо все-таки скорее работы практика-музыканта,
    идущего от опыта, чем подлинного мыслителя.
    Другое
    типично французское качество музыки
    Рамо – ее изобразительность, пластичность
    и театральность. Театр до конца
    19 столетия был одним из самых
    важных органов французской интеллектуальной
    жизни. Большая часть, если не вся французская
    музыка17 и 18 века и дальше, включая Берлиоза,
    изобразительна и пластична и является
    музыкой театра и балета. Вся концертная
    и камерная музыка Франции от сюит Куперена
    до оркестровых сочинений Дебюсси, а в
    центре – сифонии и оратории Берлиоза –
    связана с театральностью. Вот еще несколько
    опер Рамо: Галантные Индейцы (1735), Кастор
    и Поллукс (1737) Торжества Гебы (1739) Дарданус
    (1739).
    Столь
    важная для истории музыкальной
    драмы реформа Глюка точкой отправления
    имела неаполитанскую оперу, но сама реформа
    произошла на французской территории.
    В своей музыке Глюк выразил новые идеалы
    своей эпохи и создал произведение, до
    сих пор сопротивляющееся времени. Античный
    миф ожил в искренней и задушевной, кристаллически
    ясной музыке и в незамысловатом действии:
    ни интриг, ни интермедий, ни второстепенных
    персонажей (один жалкий амур фигурирует,
    как уступка старым оперным вкусам). Хор
    и балет образуют органические звенья
    в действии, а не случайные вставки. Знаменитое
    “нет” – суровый ответ теней ада на
    мольбы Орфея – один из сильнейших драматических
    эффектов, танцы и пение в Елисейских полях
    – один из трогательнейших моментов во
    всей театральной западноевропейской
    музыке.
    “Орфей”
    был сочинен на итальянский
    текст, и главная роль еще предназначалась
    для альта. Но итальянцы, привыкшие к полнокровной
    чувственной мелодии и богатству колора
    культуры, не поняли простоты драматически
    выразительной музыки “Орфея”. Глюк
    продолжал свое и предложил венецианской
    публике “Альцесту”, а за ней еще одну
    оперу “Парис и Елена”.
    В творчестве
    Генделя(1685-1759) и Баха немецкая музыка
    первой половины 18 века выдвинула две
    гигантские недосягаемые вершины. В
    начале своей карьеры Гендель
    испытывал на себе неаполитанское влияние.
    Поскольку оно было господствующим, такой
    властный талант, как талант Генделя, не
    мог пройти мимо него, не преодолев его
    и тем самым не обогатив своей техники.
    Его ранние произведения в итальянском
    стиле не лишены выразительной красоты,
    но они не дают еще всего Генделя. То, что
    было в нем лучшего и оригинального, не
    могло сполна проявиться в чуждых ему
    формах. Как Глюк (и как впоследствии Моцарт),
    он должен был создать свое собственное
    искусство. Англия, с ее вековой, крепко
    организованной хоровой культовой музыкой
    дала ему в руки верное средство воздействия.
    Лично для него тяжело было вынести неуспех
    его опер и всей его борьбы за оперное
    дело, но для музыки провал Генделя в этой
    области надо считать безусловно хорошим
    исходом: неудачи открыли Генделю глаза
    и направили его на верную дорогу, может
    быть, против его воли. Гендель писал оратории
    – по сущности -музыкальные драмы. Вот все
    значительнейшие сочинения Генделя в
    этом роде: Мессия (1742) Ацисс и Галатея,
    Эсфирь – 1732, Дебора – 1733, Празднество Александра
    или Торжество Музыки – 1736, Саул – 1738, Израиль
    в Египте – 1739, Самсон – 1743, Валтасар – 1744,
    Иуда Маккавей – 1746, Иосиф – 1748, Сусанна,
    Соломон, Феодора, Иефта – 1748-1751
    Иоганн
    Себастьян Бах (1685 – 1750) – конечная точка
    длинной цепи эволюции. Сочинения Баха
    – могучие своды здания и купол, венчающий
    собой громадный монумент. Влияние Баха
    стало сильней чувствоваться не при жизни
    его, а с начала 19 века. И если нельзя согласиться
    с мнением современных почитателей его
    искусства, что Бах – создатель всей европейской
    музыки, то можно вполне считать его отцом
    современной музыки. Баху не довелось
    побывать в Италии. Поэтому его сочинения
    сохранили чисто немецкую терпкость. Поэтому
    же большинство ценителей музыки его времени,
    уже привыкшие к мягким ритмам, акцентам
    и катиленам неаполитанской школы, не
    поняли его гениального творчества и не
    оказали ему должного внимания: его сочинения
    казались напыщенными. Вне небольшого
    круга учеников и нескольких немецких
    органистов влияние Баха на его эпоху
    было крайне ограниченным. Его произведения
    гравировались очень редко. Большая часть
    их осталась в рукописях и собственноручно
    копировалась композитором.
    Вольфган
    Амадей Моцарт (1756-1791) учился у своего
    отца Леоподльда Моцарта, выдающегося
    скрипача и педагога, угадавшего гений
    сына и посвятившего свою жизнь его формированию.
    В Мюнхене во время карнавала 1775 года сочинил
    оперу “Придворная Садовница”, в том
    же году – “король-пастух”. В 1781 в Мюнхене
    исполняется его серьезная классическая
    итальянская опера “Идоменей” . В
    1782 году исполняется “Похищение из Сераля”!
    В 1786 ставят в Вене “Свадьба Фигаро”.
    в 1787 в Праге идет “Дон-Жуан”. 1788 сочинены
    три великие симфонии g-moll, Es-dur и c-dur. В 1790
    пишет оперу “Так поступают все”.
    В 1791 сочинены последние оперы “Тит”,
    “Волшебная Флейта” и “Реквием”.

  7. Трудно представить жизнь современного человека без музыки. Она окружает его повсюду. Музыка звучит с экранов телевизоров, с мониторов компьютеров. Она сопровождает праздники, развлечения и т. п.
    У каждого наверняка есть своя фонотека — коллекция любимых музыкальных произведений, к которым можно обратиться и в минуты радости и веселья, и в минуты раздумий, переживаний, размышлений о жизни. Поэтому всегда рядом существует музыка серьезная и музыка легкая.
    Музыка серьезная — это та музыка, которая прошла испытание временем и не подвластна ни изменчивым вкусам, ни влияниям моды. К серьезной музыке относится большое число классических произведений. Напомним, что термин «классический» значит «образцовый». Познание этой музыки требует от слушателей и исполнителей большого напряжения душевных сил. Не случайно венгерский компо
    зитор XIX в. Ференц Лист сказал: «Есть музыка, которая к нам идет, и — другая, которая требует, чтобы мы к ней шли».
    Музыка в быту
    Содержание легкой музыки изменчиво и во многом зависит от моды: сегодня вы увлекаетесь одними произведениями и их исполнителями, завтра — другими.
    Самым популярным и демократичным жанром музыкального искусства является песня. Песня — душа народа. В ней как в зеркале отражаются мысли и чувства людей.
    Неизвестные сочинители создавали песни, которые передавались из поколения в поколение, из уст в уста и сопровождали человека во все периоды его жизни. Младенцу пели колыбельные; трудовые песни облегчали процессы работы; обрядовые (хороводы, заклички, колядки, плачи, духовные песнопения, молитвы) слу-
    жили основой для многочисленных ритуальных действий — прославления таинственных сил природы, прощания с ушедшим из жизни человеком, поклонения божеству и молитвенному созерцанию; лирические песни раскрывали внутренний мир поющих; солдатские — укрепляли волю и дух воинов-защитников.
    В дни праздников наши предки, как и мы сегодня, не обходились без танцев, которые сопровождались игрой на многочисленных народных инструментах. До наших дней дошли известные плясовые наигрыши: «Калинка», «Барыня», «Камаринская» и др.
    Пение и танцы сопровождали самые разные музыкальные инструменты. Они составляли часть целого направления музыкальной культуры прошлого — искусства скоморохов. Скоморохи подвергались гонениям со стороны церкви. Их инструменты
    сжигались на кострах. Но несмотря на это многие старинные инструменты дошли до нашего времени и стали основой оркестра народных инструментов и современного симфонического оркестра. Танцевальная музыка прошла долгий путь развития — от старинных танцев (сарабанда, жига, гавот, менуэт, полонез и др.) до современных (кадриль, фокстрот, вальс, танго, твист, рок-н-рол, брейк-данс и др.). Марш — шествие, движение вперед — организует одновременное, синхронное движение большого количества людей. Обычно маршевая музыка отличается размеренным темпом, соотнесенным с шагом, поступью человека, четкими ритмами, яркими запоминающимися призывными интонациями. Одной из самых древних разновидностей маршевой музыки являются военные марши. Они звучали в Древнем Египте, Китае, Индии, Древней Греции, Древнем Риме, сопровождая и сами боевые действия, и различные торжественные церемонии, на которых чествовали победителей.
    Военные марши исполняются при обучении войск, проведении парадов, строевых смотров и других воинских ритуалов. Традиции русской военной музыки восходят к эпохе Киевской Руси (IX–XII вв.). Но значительное свое развитие она приобретает в начале XVIII в., когда в России создается регулярная армия и в ее полки вводятся военные оркестры. По мнению великого русского полководца А. Суворова, развернутые знамена и громкая музыка удваивают, утраивают армию. В эпоху царствования Петра I, прославившегося ратными подвигами, наряду с кантатами (многоголосными хоровыми песнями), звучала и инструментальная маршевая музыка, исполняемая военными оркестрами, прикомандированными к войскам.
    Во время Великой Отечественной войны (1941—1945) музы не молчали. Музыка обеспечивала укрепление и рост патриотических чувств не только армии, но и всего русского народа. В развитии маршевой музыки большую роль играет духовой оркестр. Состав духового оркестра может колебаться от 20 до 100 исполнителей. Интересен тот факт, что музыку для духовых оркестров писали разные композиторы, в том числе и такие известные, как Л. Бетховен, Н. Римский-Корсаков и др. Звучат ли марши в мирное время? Конечно, звучат! Они сопровождают спортивные соревнования и парады, массовые мероприятия, школьные праздники.
    Поскольку песенная, танцевальная и маршевая музыка является частью окружающей нас жизни, то она будет всегда присутствовать там, где речь идет о человеке — поющем, танцующем, шествующем. Жанры песни, танца и марша находят свое яркое воплощение в сценической музыке (оперы, балеты, мюзиклы, драматические спектакли, музыка к кинофильмам), а также в камерной и симфонической музыке, становясь частью сонаты, сюиты, симфонии.

  8. Как различить музыку серьезную и легкую?
    Чтоб познать понятия легкая и серьезная музыка, надо показать различия между ними. Вопрос о соотношении легкой и серьезной музыки – это острый вопрос, особенно в молодежной среде, так как массовая культура играет отрицательную роль: трудно отличить низкопробную легкую музыку от музыки высокого качества, что между ними нет четкой границы, хотя есть существенный признак – развлекательность.
    Легкая музыка, легка по содержанию и легка по восприятию, это важно, так как серьезные, глубокие по содержанию произведения не вполне доступны.
    Но все-таки далеко не всю легкую музыку можно считать низкопробной: сравните легкие вальсы Шопена и современную попсу. А ведь и то, и другое относится к жанрам легкой музыки. Важно, что ты будешь выбирать легкую музыку, но обогащающую твои музыкальные знания. И хоть эта музыка легкая она не является пустой.
    С серьезной музыкой все по-другому. Когда я слушаю серьезную музыку, я пытаюсь понять ее, а потом мне хочется слушать ее снова и снова. Прежде всего, серьезной музыкой я считаю творения великих композиторов: Мастера полифонии Иоганна Себастьяна Баха и его как детей, великих венских классиков Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена и таких классиков как Фредерик Шопен, Франц Шуберт, Роберт Шуман.
    Есть и у России великие творцы музыки: Александр Скрябин и Петр Чайковский, Михаил Глинка и Модест Мусоргский, Игорь Стравинский и Сергей Рахманинов, Милий Балакирев и Александр Даргомыжский, Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович, Дмитрий Кабалевский и Георгий Свиридов.
    Не все люди могут воспринимать музыку, так как все люди имеют разные культурные ценности!
    Сравнить два произведения!
    Отличие в стиле построения музыки первое произведение полифонический стиль, второй гомофонный.
    Сходство – музыка помогает ощутить в себе подлинное человеческое чувство собственного достоинства, силу своего духа.
    Для подготовки данной страницы были использованы материалы с сайта:
    http://classic-online.ru/forum/?p=1&t=917

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *