Сочинение на тему тютчев

9 вариантов

  1. Прочитав стихи «Люблю твои глаза», «Чувства нет в твоих глазах», – поражаешься наблюдательности поэта.
    Денисьевский цикл лирики Тютчева – это своеобразный роман в стихах. Стихи отличаются глубоким драматизмом, чувством, осознанием собственной вины перед любимой. Любовь к Елене Александровне Денисовой стала для него незажившей раной. Он укорял себя в том, что не смог сделать счастливой любимую женщину, укорял себя и мучился. В его словах: «О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!…»,- есть горькая правда и подсказка для других, чтоб не совершали ошибки. Раздвоенность души поэта, которая кипела, мучилась, страдала, превращала эти чувства в стихи. Поэтому его стихи так близки к людям, потому что и чувства близки каждому. Денисьевский цикл стихотворений оказал большое влияние на русскую лирику двадцатого столетия.
    (Родовое имение Тютчевых – Овстуг )
    Федор Иванович Тютчев – это поэт-художник, поэт-природолюб. Его пейзажная лирика вызывает восторг. Природные явления в его стихах одухотворены. У них есть характер и своя жизнь. Убеждаешься в этом, читая стихи «Катаклизм», «Видение», «Как океан обнимет шар земной». В них он поклоняется стихии, восторгается силой природы. Природа для него – дарительница жизни. Тема природы у него переплетается с темой родины. Он – яростный патриот, считал, что природа – источник жизни. Он восторгался, воспевал и любил все, что его окружало, поэтому так красочно описывал то, что видел.
    Пейзажная, философская и любовная лирика – переплетены. В своих стихах он искал ответы на все жизненные вопросы. Старался понять суть всего сущего на земле, старался понять тайны, законы жизни, достучаться до человека, научить его жить по-настоящему и любить по-настоящему.

  2. Лирика – это род литературных произведений, выражающих чувства и переживания. В творчестве Тютчева, лирическая поэзия занимает значимое место.
    Стихотворение «Певучесть есть в морских волнах» – яркий пример философской лирики Тютчева.  Эпиграф, перевод которого на русский звучит следующим образом: «Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках» показывает, насколько природа музыкальна, насколько гармонично переплетены в ней элементы. Поэт с болью рисует здесь человека, душа которого в общем хоре сущего не может петь в лад с миром. Человек сравнивается с тростинкой. Она хрупка, и век ее не долог, так же и человек. Но, в отличие от тростника, человек наделен способностью мыслить, сопоставлять, сравнивать, желать, иметь устремления. Все это порождает в нем протест и ропот – на судьбу, на обстоятельства. И эта человеческая дисгармония не может в стройном хоре природы вести свою музыкальную партию так, что бы слиться с голосами жизни. И Тютчев сожалеет об этом. Он мечтает о человеке развитом и высоконравственном, который мог бы заметить очарование, бесценность того мира, где он живет.
    В стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» автор приводит в пример глухонемого, который, из-за отсутствия слуха, не может быть тронут голосом собственной матери. Поэт с болью говорит, что человек, будучи лишен органа восприятия, не слышит, не видит и не чувствует природу, не понимает того, что за мир его окружает.
    «С поляны коршун поднялся» – еще одно стихотворение философской лирики Тютчева. Горечь человека, осознающего свое бессилие и обремененность, исходит от этого произведения. Как будто и «царь земли», как будто и подчинил своей воле природные процессы, но не волен «царь» вспорхнуть, как птица. Человек не свободен в своих перемещениях. Не может, взмахнув двумя мощными крылами, взлететь и переместиться туда, куда зовет душа. Он отягощён собственностью, отношениями, обязанностями. Которые «привязывают» его к земле, к месту работы или проживания, крепко-накрепко.

  3. «…и поединок роковой…» (тема любви в лирике Ф. И. Тютчева)
    «О ты, последняя любовь!..» (любовная лирика)
    «Огнем свободы пламенея…»
    «Поэзия Тютчева есть…не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину…»
    «Природа – Сфинкс.» (тайны мироздания в лирике Ф. И. Тютчева.)
    «Тютчев написал немногое; но все написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства». (Некрасов.)
    Анализ стихотворения «Silentium!» Тютчева.
    Анализ стихотворения Тютчева «Я встретил вас…»
    Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
    Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…»
    Главные черты поэзии Ф.И.Тютчева
    Идейно-художественное своеобразие поэзии Ф. И. Тютчева
    Идейно-художественный анализ Ф.И.Тютчев “К.Б.”
    Как я понимаю лирику Ф. И. Тютчева
    Лирика Ф. И. Тютчева в моем восприятии
    Лирика Ф.И. Тютчева
    Любовная лирика Ф. И. Тютчева
    Любовная лирика Ф. И. Тютчева
    Любовь и природа в творчестве Ф. И. Тютчева
    Любовь как «поединок роковой» в лирике Ф. И. Тютчева
    Мое любимое стихотворение ф. И. Тютчева
    Образ родины в лирике Тютчева
    Образ родины в лирике Ф. И. Тютчева
    Основные мотивы лирики Ф. И. Тютчева
    Основные темы и идеи лирики Ф. И. Тютчева
    Основные темы и идеи лирики Ф. Тютчева
    Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева
    Поиски смысла бытия в лирике Ф.И.Тютчева
    Поэзии чарующие звуки
    Поэзия Тютчева
    Поэт гармонии и красоты
    Поэт гармонии и красоты
    Психологизм лирики Ф. И. Тютчева
    Разбор стихотворений Тютчева о природе
    Рецензия на стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».
    Русский поэт-философ
    Согласны ли вы с мнением, что «поэзия Тютчева есть…не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину…»?
    Сравнительный анализ стихотворений «Silentium» Ф.И. Тютчева и О.Э. Мандельштама
    Сравнительный анализ стихотворений Ф. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» и А. Фета «Море и звезды»
    Стихи Ф.И.Тютчева о любви
    Стихотворение Тютчева (Я встретил Вас – и все былое…)
    Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» (Восприятие, истолкование, оценка)
    Стихотворение Ф. И. Тютчева «Эти бедные селенья» (восприятие, истолкование, оценка)
    Стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium!» (восприятие, истолкование, оценка) (мини-сочинение)
    Стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium!» (восприятие, истолкование, оценка) (мини-сочинение)
    Стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium!» (восприятие, истолкование, оценка) (мини-сочинение)
    Стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
    Стихотворение Ф.И. Тютчева «К.Б.» («Я встретил вас…”) (Восприятие, истолкование, оценка)
    Стихотворение Ф.И. Тютчева «К.Б.» («Я встретил вас…”) (Восприятие, истолкование, оценка)
    Стихотворение Ф.И. Тютчева «Нам не дано предугадать…» (восприятие, истолкование, оценка)
    Стихотворение Ф.И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…» (восприятие, истолкование, оценка)
    Стихотворение Ф.И.Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное…” (Восприятие, истолкование, оценка.)
    Стихотворение Ф.И.Тютчева “Не то, что мните вы, природа…” (Восприятие, истолкование, оценка.)
    Стихотворение Ф.И.Тютчева “Фонтан”. (Восприятие, истолкование, оценка.)
    Стихотворение Ф.И.Тютчева «Не то, что мните вы, природа…» (восприятие, истолкование, оценка)
    ф. И. Тютчев – поэт «чистого» искусства
    Философская лирика Ф. И. Тютчева
    Философская лирика Ф. И. Тютчева
    Философская система мира в лирике Ф. И. Тютчева
    Философская система мира в лирике Ф. Тютчева.
    Философские мотивы в поэзии Ф. И. Тютчева
    Хаос и космос в лирике Тютчева
    Художественная интерпретация стихотворения Ф.И. Тютчева «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…»)
    Художественная интерпретация стихотворения Ф.И. Тютчева «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…»)
    Художественный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья…»
    Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева
    Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева

  4. В «многоводном» потоке русской литературы XIX века, щедро одарившей человечество бесценными духовными сокровищами, особое место принадлежит моему любимому поэту Ф. И. Тютчеву, о творчестве которого Тургенев отозвался так: «О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии».
    Написав свое первое стихотворение в одиннадцать лет, пройдя школу русского и западного романтизма, Тютчев перенял многое из его философских идей, став крупнейшим представителем русской философской лирики. Поэзия Тютчева — это, прежде всего, самое полное выражение внутренней жизни автора, результат неутомимой работы мысли, сложного противоборства волновавших его чувств. Все передуманное и пережитое облекалось поэтом в художественные образы и поднималось на высоту философского обобщения. Удивительно, что, пребывая более 20 лет за пределами России, постоянно находясь в иноязычной среде, изъясняясь преимущественно по-немецки, он не только сохранил любовь к родному языку, но и создал подлинные шедевры поэтического искусства.
    Перелистывая сборник стихов Тютчева, задерживаю свой взгляд на стихотворениях о природе, перечитываю «Весеннюю прозу». В каждой строфе звучит праздничная музыка весны: «Первый гром грохочет», «гремят раскаты», «все вторит… громам», «птичий гам». Создается впечатление веселья в природе, игры, забав: «Резвяся и играя», грохочет гром, гром «весенний, первый», ему все вторит весело. Празднество, развернувшееся в высоком «небе голубом», коснулось гор, лесов, птиц, горных потоков, пролило «громокипящий кубок» на землю, омыло дождем и озолотило солнечными нитями лес. Вот так он видит, чувствует и воспевает природу, ее весеннюю красоту и величие. А вот строки о море:
    На бесконечном, на вольном просторе
    Блеск и движенье, грохот и гром…
    Тусклым сияньем облитое море,
    Как хорошо ты в безлюдье ночном!
    Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
    Чем это праздник так празднуешь ты?
    Волны несутся, гремя и сверкая,
    Чуткие звезды глядят с высоты.
    Для Тютчева красота и праздничность, великолепие природы, ликование ее и людей взаимосвязаны. Тончайший мастер вдохновенных стихов, рисуя картины природы, поэт размышляет о загадках мироздания и вековечных вопросах человеческого бытия.
    Идея глубокой связи человека и природы пронизывает всю лирику Тютчева. Он решительно выступает против тех, для кого природа лишь «слепок» и «бездушный лик», лишенный внутренней жизни, кто не способен откликаться на зов матери-земли, кто остается глух и к зову человеческого сердца, кто не в состоянии сочувствовать, сопереживать, любить.
    Для Тютчева природа — такое же одушевленное, разумное существо, как и человек:
    В нем есть душа,
    В нем есть свобода,
    В нем есть любовь,
    В нем есть язык.
    Поэт открывает неповторимую красоту не только очевидных, но и скрытых от обычного глаза явлений, показывая неисчерпаемость и загадочность земного и космического мира, подчеркивая приоритет природы в отношениях между нею и человеком.
    С горы скатившись, камень лег в долине.
    Как он упал? никто не знает ныне —
    Сорвался ль он с вершины сам собой,
    Иль был низринут волею чужой.
    Столетье за столетьем пронес лося:
    Никто еще не разрешил вопроса.
    Нередко представления о тождестве явлений внешнего мира и мира внутреннего он подчеркивает самой композицией стихотворения, рисуя в первой строфе образ природы, во второй раскрывая иносказательный смысл («Фонтан», «Поток сгустился и тускнеет», «Еще земли печален вид»).
    Хотелось бы остановиться на стихотворении «В душном воздухе молчанье…». Оно разделяется на две равные части. В первых трех строфах изображается приближение грозы. В трех остальных — душевное волнение девушки, ощущающей наплыв незнакомого ей чувства любви. В виде «двух проявлений стихии одной» показано тождество природы и человека.
    Обычно природу поэт изображал через глубоко эмоциональное восприятие ее человеком, стремящимся слиться с нею, вкусить «благодать земного самозабвения», ощутить себя частицей великого целого. Но Тютчеву ведомы и минуты мучительного сознания, что между природой и человеком существует трагическое различие. Природа вечна, неизменна. Не таков человек. Он «царь земли» и в то же время «мыслящий тростник», быстро вянущий «злак земной».
    Гармония обнаруживается в природе даже в «стихийных спорах». Вслед за бурями и грозами всегда наступает успокоение, озаренное солнечным сиянием и осененное радугой. Бури и грозы потрясают и внутреннюю жизнь человека, обогащая ее многообразием чувств, но чаще оставляя после себя боль утраты и душевную опустошенность.
    Философская подоснова не делает тютчевскую лирику абстрактной. Н. А. Некрасов восхищался умением поэта воссоздавать в глазах читателя «пластически верные» изображения внешнего мира. Пользуется ли Тютчев многообразием красок своей поэтической палитры, прибегает ли к словесным полутонам и оттенкам, он всегда вызывает в моем представлении точные, зримые образы. Лирик превосходно умеет передать в стихах жизнь природы, вечную смену ее явлений. Эту жизнь он улавливает в бурливом гомоне вешних вод и в трепете молодых березовых листьев, в переливах зреющих нив и в блеске движений моря, в томном, легком шелесте осенних деревьев и даже под сказочным покровом «чародейки Зимы».
    Лучшее в лирике Тютчева, мне думается, — это стихи о любви, проникнутые глубочайшим психологизмом, подлинной человечностью, благородством, прямотой в раскрытии сложнейших душевных переживаний. Меньше всего в них узкобиографического, хотя имена вдохновительниц почти всегда известны.
    В юности Тютчев был влюблен в Амалию Лерхенфельд. После многолетней разлуки он вновь встретится с нею, и эта встреча заставит его с прежней силой пережить дремавшие в его душе чувства, под влиянием которых родятся вдохновенные, задушевные строки, известные, без сомнения, каждому культурному человеку:
    Я встретил вас — и все былое
    В отжившем сердце ожило:
    Я вспомнил время золотое —
    И сердцу стало так тепло…
    На склоне лет Тютчев испытал, быть может, самое большое в своей жизни чувство — любовь к Е. А. Деиисьевой. Именно с этой любовью связаны многие шедевры его лирики: «О, как убийственно мы любим…», «Чему молилась ты с любовью…», «Не говори: меня он, как и прежде, любит…», «Весь день она лежала в забытьи…» и другие.
    О, как убийственно мы любим,
    Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей!
    Читая эти стихи, совершенно не обязательно помнить, при каких конкретных биографических обстоятельствах они создавались. Лучшие образцы любовной лирики Тютчева тем и замечательны, что в них индивидуальное, личное, пережитое самим поэтом поднято до значения общечеловеческого.
    Любовь, любовь — гласит преданье —
    Союз души с душой родной —
    Их съединенье, сочетанье,
    И роковое их слиянье,
    И поединок роковой.
    Тютчевская любовная поэзия — это короткие стихотворения, рисующие обычно один момент, один душевный порыв. Автор высоко ценит в женщине силу чувства, он утверждает ее право на личное счастье, на борьбу за него. В ранней лирике Тютчева любовь — радость, восторг, «весна в груди». В более поздних произведениях звучит боль утраты, потери самого себя, ощущение внутреннего застоя. Можно сказать, что «денисьевский цикл» — это роман в стихах, где с необыкновенной силой и полнотой раскрывается трагедия любви, выявляется потребность человека в счастье и невозможность его достижения.
    Итак, Тютчев много и образно писал о природе, с жаром и трепетом говорил о любви, но он был человеком своего времени. Дыхание эпохи, в которую жил поэт, ощущается даже в стихах, далеких от прямой общественной и политической тематики. Он был современником больших войн и социальных потрясений — от наполеоновского нашествия до франко-прусской войны и Парижской коммуны. Как человек острого ума и широкого кругозора, Тютчев пытался осмыслить историческое значение этих «землетрясений», с болью и тревогой следя за ходом событий. Его поэзия — это своеобразная лирическая исповедь человека, посетившего «сей мир в его минуты роковые», в эпоху крушения веками складывавшихся социальных устоев. Самого себя Тютчев считает «обломком старых поколений», вынужденных уступить дорогу «новому младому племени». И в то же время он сам — детище нового века, несущего в своей душе «страшное раздвоение». Как ни горько ему «плестись с изнеможением в кости навстречу солнцу и движенью», поэт испытывал не тоскливое томление о прошлом, а страстное влечение к настоящему:
    Не о былом вздыхают розы
    И соловей в ночи поет:
    Благоухающие слезы
    Не о былом Аврора льет, —
    И страх кончины неизбежной
    Не свеет с древа ни листа.
    Их жизнь, как океан безбрежный,
    Вся в настоящем разлита.
    Эти строки многое объясняют в лирике Тютчева. Стремление жить в «настоящем» было присуще ему до конца дней. Но настоящее было неспокойно. Его то и дело взрывали социальные бури и тревоги. Оттого так насыщена внутренней тревогой лирика поэта. Атмосфера современной исторической действительности чувствуется также в его любовной лирике, как нельзя лучше подтверждая тонкое наблюдение Блока, что «в эпохе бурь и тревог нежнейшие и интимнейшие стремления души поэта также преисполняются бурей и тревогой».
    В своем сочинении я смогла коснуться только отдельных сторон сложного и в то же время захватывающего, манящего к себе мира тютчевской поэзии. Для меня Тютчев — поэт, который в наше сложное, противоречивое время помогает определить грань между важным и суетным, разобраться в запутанной сети различных идей и концепций, приглашает к откровенному, доверительному разговору о непреходящих нравственных ценностях, о власти человеческого слова, проникающего через века, о могуществе гуманных идеалов, столь необходимых нам в кризисные эпохи.

  5. 5
    Текст добавил: Двойник Дьявола

    Философия и поэзия близки друг другу, ведь оруди­ем, при помощи которого создается и стихотворная стро­фа, и философский трактат, служит человеческая мысль. В античные времена великие философы, такие как Аристо­тель и Гесиод, излагали свои философские размышления в форме стихов, тем самым демонстрируя силу и изящест­во мысли. Аристотель, которого называют отцом многих наук, был также автором трудов по поэтике. Это говорит о том, что поэтическое восприятие действительности мо­жет соединяться с философскими поисками истины. Поэт, который возвышается над повседневными проблемами и проникает в самые глубокие вопросы бытия, стремится к самой сути нашего существования — к познанию жиз­ни человеческой души в окружающем мире.
    Именно таким поэтом для нас является Федор Тютчев. Его творчество приходится на вторую половину XIX века, когда в России формировалась литература, которую весь мир назовет золотым веком русской поэзии, «олимпийской лирикой». Исследователи поэтического наследия Тютчева относят его к поэтам романтического направления, пото­му что его лирика всегда отстранена от будней и обращена к вечности, в отличие, например, от Некрасова, которо­го интересовала социальная среда и нравственные вопро­сы. Поэзия может отображать разные стороны жизни, и лирика Тютчева имеет свою специфику — проблематика стихотворений этого поэта носит философский характер.
    Если исследовать лирику Федора Тютчева, то можно заметить, что самой важной проблемой для него является проблема единения человека с природой, а также пробле­ма разлада с ней.
    В ранний период творчества поэта волнует вопрос вза­имопонимания между людьми. Ведь если два думающих человеческих существа, наделенных разумом и речью, не в силах прийти к согласию, то как найти взаимопонима­ние с окружающим миром, который не обладает способ­ностью к разговору?
    Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь.
    («Silentium!» )
    Автор приходит к выводу, что слова не только не спо­собствуют пониманию, они, наоборот, только запутыва­ют, ведь одна и та же фраза может быть по-разному по­нята разными людьми. Отсюда и рождается строка в фор­ме афоризма — «мысль изреченная есть ложь». Чувства и мечты человек может хранить глубоко в своей душе, но если он хочет высказать их, то должен быть готов к тому, что суета жизни придаст им другой смысл, и, мо­жет быть, волнующая душу мысль покажется собеседни­ку банальной: «таинственно-волшебные» думы может ог­лушить «наружный шум» («Silentium!»).
    Таким образом, Тютчев еще в молодые годы пытался в своих стихотворениях поднять один из ключевых фило­софских вопросов — как можно передать мысль другому человеку, не исказив ее смысла и не утратив чувства, вло­женного в эту мысль.
    Тютчев пытается раскрыть проблему взаимопонима­ния на высшем уровне — философском, он ищет корень зла и находит его в извечном разладе человека с приро­дой, с мирозданьем. Человек, как понял Тютчев, не дол­жен полагаться только на внешнюю форму вещей и на слова. Земной мир человека слишком отдалился от божес­твенного мира, человек не понимает законы Вселенной и оттого страдает, чувствуя себя одиноко и незащищено, не ощущая, как природа заботится о нем («Святая ночь на небосклон взошла»). Но если бы человеческие сущес­тва обратились к природе, прислушались к «голосу матери», то они нашли бы способ общаться с окружающим миром на особом, понятном и доступном всем языке:
    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик —
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь.
    В ней есть язык…
    ( «Не то, что мните вы, природа…» )
    Тютчев страстно протестует против тех недалеких лич­ностей, которые стремятся видеть во всем лишь случай­ное совпадение, вероятное происшествие или, наоборот, произвол исключительно человеческой воли. Такие люди, отвечая на вопрос, откуда на деревьях листва и как об­разуется плод в материнском чреве, никогда не скажут о силе матушки-природы, о разумном божественном мире, о гармоническом начале во Вселенной.
    Во второй половине и в конце XIX века светскими умами Европы и России владели новые радикальные идеи: теория происхождения видов на земле благодаря процессу эволюции, которую позже сформулировал анг­лийский естествоиспытатель Чарльз Дарвин. Этот момент чрезвычайно философский, ведь речь идет о борьбе начал мира — материя и дух, что из них первоначальное? Для Тютчева ответ очевиден, он со всей убежденностью го­ворит через свою поэзию о душе природы как о начале всего, в том числе как об источнике жизни самого челове­ка. Автор в программном стихотворении «Не то, что мни­те вы, природа…» сравнивает скептиков с калеками, не способными различать не то что голос тонкого мира, но и самые простые и естественные для каждого вещи, та­кие, как голос матери:
    Не их вина: пойми, коль может,
    Органа жизнь — глухонемой!
    Увы, души в нем не встревожит
    И голос матери самой!
    Тютчев гениально предвидел на много лет вперед тор­жество материалистических теорий, уводящих челове­чество от самых важных вопросов. Он словно бы хотел воспрепятствовать чрезмерному увлечению людей мате­риальным и указывал в своей поэзии на существование тонкой гармонии в мире природы, загадку которой че­ловек обязан пытаться разгадать. Разлад с матерью-при­родой Тютчев, очевидно, принимал как трагическую оп­лошность, возникшую от непонимания законов природы. В последние годы творчества поэта посетила мысль, кото­рую он сформулировал в форме философской миниатюры:
    Природа — сфинкс.
    И тем она верней
    Своим искусом губит человека,
    Что, может статься, никакой от века
    Загадки нет и не было у ней.
    Быть может, Тютчев, приглядевшись к жизни, от­крыл для себя, что главная причина разлада человека и природы — загадка природы — существует, как и ми­фическое существо сфинкс, лишь в воображении людей. Для чуткого читателя, думающего человека это дает вдох­новение и надежду, что гармония возможна, как и чувс­твовал это великий поэт.

  6. Сочинения
    “…и поединок роковой…” (тема любви в лирике Ф. И. Тютчева)
    “Природа – Сфинкс.” (тайны мироздания в лирике Ф. И. Тютчева.)
    «Мысль Тютчева… всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы…» И.С. Тургенев
    «О ты, последняя любовь!..»
    (любовная лирика Ф.И. Тютчева)
    «Огнём свободы пламенея…»
    (по лирике Ф.И. Тютчева)
    «Поэзия Тютчева есть… не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину…» С.Л. Франк
    (по творчеству Ф.И. Тютчева)
    «Томов премногих тяжелей…»
    (лирика Ф.И. Тютчева)
    Анализ стихотворений А.А.Фета и Ф.И.Тютчева
    Анализ стихотворения “Silentium!” Тютчева.
    Анализ стихотворения Тютчева “Я встретил вас…”
    Вечные темы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
    Вечные темы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
    Вечные темы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
    Времена года в поэзии Ф.И. Тютчева
    Гармония контрастов в лирике Ф.И. Тютчева
    Главные черты поэзии Ф.И.Тютчева
    Жизненный и творческий путь Ф.И. Тютчева
    Идейно-художественное своеобразие поэзии Ф. И. Тютчева
    Идейно-художественный анализ Ф.И.Тютчев “К.Б.”
    Как я понимаю лирику Ф.И. Тютчева
    Лирика Ф.И. Тютчева в моём восприятии
    Вариант 1
    Лирика Ф.И. Тютчева в моём восприятии
    (отрывок из сочинения)
    Вариант 2
    Лирика Ф.И. Тютчева в моём восприятии
    Вариант 3
    Лирика Ф.И. Тютчева в моём восприятии
    Лирический герой Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
    Любовная лирика Ф. И. Тютчева
    Любовная лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета
    Любовь и природа в творчестве Ф.И. Тютчева
    Любовь как «поединок роковой» в лирике Ф.И. Тютчева
    Мир природы и человека в лирике Ф.И. Тютчева
    Мифологические мотивы в лирике Ф.И. Тютчева
    Мое любимое стихотворение Ф.И. Тютчева
    Мысли и чувства лирического героя в поэзии Ф.И. Тютчева
    Образ природы в поэзии Ф.И. Тютчева
    Образ родины в лирике Ф.И. Тютчева
    Вариант 1
    Образ родины в лирике Ф.И. Тютчева
    Вариант 2
    Образ родины в лирике Ф.И. Тютчева
    Образ хаоса в лирике Ф.И. Тютчева
    Основные мотивы лирики Ф. И. Тютчева
    Основные мотивы лирики Ф.И. Тютчева
    Вариант 1
    Основные мотивы лирики Ф.И. Тютчева
    Вариант 2
    Основные мотивы лирики Ф.И. Тютчева
    Основные мотивы, темы и образы лирики Ф.И. Тютчева
    Основные темы и идеи лирики Ф. Тютчева
    Основные темы и идеи лирики Ф.И. Тютчева
    Особенности лирики Ф.И. Тютчева
    Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева
    Поиски смысла бытия в лирике Ф.И.Тютчева
    Поэзии чарующие звуки
    (по лирике Ф.И. Тютчева)
    Поэзия Ф.И. Тютчева
    Поэт гармонии и красоты
    (по лирике Ф.И. Тютчева)
    Поэт гармонии и красоты
    Поэтика весны и осени в лирике Ф.И. Тютчева
    Поэтический мир Ф.И. Тютчева
    Природа в лирике Ф.И. Тютчева
    Природа в художественном миросозерцании Ф.И. Тютчева и А.А. Фета
    Психологизм лирики Ф.И. Тютчева
    Разбор стихотворений Тютчева о природе
    Русский поэт-философ
    Стихи Ф.И.Тютчева о любви
    Стихотворение Тютчева (Я встретил Вас – и все былое…)
    Стихотворение Ф.И.Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное…” (Восприятие, истолкование, оценка.)
    Стихотворение Ф.И.Тютчева “Не то, что мните вы, природа…” (Восприятие, истолкование, оценка.)
    Стихотворение Ф.И.Тютчева “Фонтан”. (Восприятие, истолкование, оценка.)
    Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева
    Вариант 1
    Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева
    Вариант 2
    Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева
    Вариант 3
    Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева
    Тема родины в поэзии Ф.И. Тютчева
    Ф.И. Тютчев — поэт «чистого» искусства
    Философская лирика Ф. И. Тютчева
    Философская лирика Ф.И. Тютчева 30-х годов и философские взгляды Ф.В. Шеллинга
    Философская система мира в лирике Ф. Тютчева.
    Философская система мира в лирике Ф.И. Тютчева
    Философские мотивы в лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета
    Философские мотивы в поэзии Ф.И. Тютчева
    Философские мотивы и средства их поэтической выразительности в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
    Хаос и космос в лирике Тютчева
    Христианские мотивы в лирике Ф.И. Тютчева
    Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева
    Человек и природа в русской литературе
    (по лирике Ф.И. Тютчева)

  7. Реферат ученицы 10 «В» класса, Лицея № 9 Коржанской Анастасии.
    Волгоград
    2001 г.
    Федор Иванович Тютчев родился в родовитой дворянской семье в селе Овстуг Орловской губернии (ныне Брянская область) 23 ноября 1803 года. В 1810 году семья Тютчевых переезжает в Москву. Воспитателем к Тютчеву был приглашен поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы С.Е. Раич. Под влиянием учителя Тютчев рано приобщился к литературному творчеству. Самое раннее из дошедших до нас стихотворений – «Любезному папеньке» Тютчев написал в 15 лет (ноябрь 1813 года). Уже в 12 лет Федор Иванович успешно переводил Горация. А в 1819 году было опубликовано вольное переложение «Послание Горация к Меценату»- первое выступление Тютчева в печати. Осенью этого года он поступает на словесное отделение московского университета: слушает лекции по теории словесности и истории русской литературы, по археологии и истории изящных искусств.
    Осенью 1821 года Тютчев заканчивает университет со степенью кандидата словесных наук. Он получает место сверхштатного чиновника русской миссии в Баварии. В июле 1822 года он отправляется в Мюнхен и проводит там 22 года.
    За границей Тютчев переводит Гейне, Шиллера других европейских поэтов, и это помогает ему приобрести свой голос в поэзии выработать особый, неповторимый стиль. Вскоре после приезда в Мюнхен -,по-видимому, весной 1823 года Тютчев влюбился в совсем ещё юную Амалию фон Лерхенфельд. Амалия лишь считалась дочерью видного мюнхенского дипломата графа Максимилиана фон Лерхенфельд-Кеферинга. На самом деле она была внебрачной дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма III и княгини Турн-и-Таксис (и являлась, таким образом, побочной сестрой другой дочери этого короля-русской империатрицы Александры Федоровны). Королевская дочь, ослепительной красоты, Амалия явно стремилась добиться как можно более высокого положения в обществе. И это ей удалось. За время отъезда Тютчева в отпуск Амалия обвенчалась с его сослуживцем, бароном Александром Сергеевичем Крюндером. Неизвестно, когда точно Тютчев узнал о свадьбе Амалии, но легко представить себе его тогдашнюю боль и отчаянье. Но, несмотря на обиды взаимоотношения Амалии с Тютчевым продолжались целых полвека, несмотря на то, что он был женат на другой, он посветил ей стихи:
    «Я помню время золотое,
    Я помню сердцу милый край.
    День вечерел; мы были двое;
    Внизу, в тени, шумел Дунай…»
    Даже дошли сведения, что Тютчев оказался участником дуэли из-за неё.
    Вскоре , 5 марта 1826 года, он женился на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер. Это был во многих отношениях необычный, странный брак. Двадцати двух летний Тютчев тайно обвенчался с совсем недавно овдовевшей женщиной, матерью четырёх сыновей в возрасте от одного до семи лет, к тому же с женщиной на четыре года старше. Еще и через два года многие в Мюнхене, по свидетельству Генриха Гейне, не знали об этой свадьбе. «Серьёзные умственные запросы были ей чужды», но однако бесконечна очаровательная, обаятельная писал биограф поэта К.В. Пигарев об Элеоноре. Можно предположить, что Тютчев решился на женитьбу главным образом ради спасения от мук и унижения, вызванных утратой истинной, своей возлюбленной. Но, так или, иначе, Тютчев не совершил ошибки. Элеонора беспредельно полюбила его. Она сумела создать уютный и гостеприимный дом. Тютчев прожил с Элеонорой 12 лет. От этого брака у него было три дочери: Анна, Дарья, Екатерина.
    Тютчев служил, и служил плохо. Продвижение по службе шло медленно. Жалования не хватало на содержание семьи. Тютчевы еле-еле сводили концы с концами, постоянно находились в долгах.
    «Федор Иванович далеко не был то, что называется добряк; он и сам был очень ворчлив, очень нетерпелив, порядочный брюзга и эгоист до мозга костей, которому дороже всего было его спокойствие, его удобства и привычки» пишет о нем А.И. Георгиевский (издатель, педагог).
    Можно представить себе, в каком нелегком состоянии духа находился Тютчев. Неудачи и тяготы во всех сферах-политической деятельности, служебной карьере и домашнем быту. В этих условиях Тютчев отдается своей новой любви.
    В феврале 1833 года на одном из балов приятель Тютчева, баварский публицист Карл Пфеффель знакомит его со своей сестрой, двадцати двух летней красавицей Эрнестиной и её уже пожилым мужем бароном Дёрибергом. Эрнестина красива и искусно танцует. Она произвела сильное впечатление на Тютчева. К тому же произошла странная история: Дёри, почувствовал нездоровье и покинул бал, сказав на прощанье Тютчеву: «Поручаю вам свою жену», а через несколько дней скончался.
    Началась та любовь, которая вероятно, была своего рода выходом, спасением для Тютчева. Он явно не мог ради новой любви не только расстаться с Элеонорой, но даже и разлюбить её. И в то же время он не мог разорвать отношения с Эрнестиной. И это не могло остаться тайной. Эрнестина пыталась бежать от него. Она уехала из Мюнхена. В этот период разлуки Федор Иванович пребывает в ужасном состоянии, в котором сжигает большую часть своих поэтических упражнений.
    Элеонора пыталась покончить с собой, ударив несколько раз в грудь кинжалом. Но осталась жива, она простила Тютчева.
    14 мая Элеонора с тремя дочерьми села на пароход, направлявшийся из Кронштадта в Любек. Уже вблизи Любека на пароходе вспыхнул пожар. Элеонора испытала нервное потрясение, спасая детей. Они спаслись, но документы, бумаги, вещи, деньги всё пропало. Всё это окончательно подорвало здоровье Элеоноры, и при большой простуде 27.08.1838 в возрасте 39 лет она скончалась.
    И уже 1 марта 1839 года. Тютчев подал официальное заявление о своём намерении вступить в брак с Эрнестиной. Эрнестина удочерила Анну, Дарью и Екатерину. Вместе с тем, живя в Мюнхене, Тютчев поддерживал самые тесные отношения с русской миссией, и продолжал со всем вниманием следить за политической жизнью. Нет сомнений, что он имел ещё твёрдое намерение вернуться к дипломатической службе. Но, боясь, что ему не дадут дипломатическую должность, всё откладывает возвращение из отпуска в Петербург, ожидая более подходящего момента. И, в конце концов, 30 июня 1841 года Фёдор Иванович был уволен из министерства иностранных дел и лишён звания камергера. Осенью 1844 года Тютчев возвращается на родину. Он начал активно участвовать в общественной жизни. И в марте 1845 года снова зачислен, в министерство иностранных дел.
    Он любил вторую жену Эрнестину (Нетти), от неё было два сына Дмитрий и Иван. Но через 12 лет после женитьбы на ней Тютчев влюбился в Денисьеву. Федору Ивановичу уже было под 50, когда охватила его любовь, смелая, избыточная, неодолимая,- к Елене Александровне Денисьевой, молодой девушке, классной даме того института, где учились его дочери. Благополучная жизнь, с таким трудом налаженная, карьера, насилу-то восстановленная, общественное мнение, которым он дорожил, дружеские связи, политические замыслы, сама семья, наконец, всё пошло прахом. 14 лет с 1850 по 1864 бушевала эта любовная буря. Продолжая любить Эрнестину, жил на два дома и разрывался между ними. Взаимоотношения Тютчева с Эрнестиной Фёдоровной в течение долгих периодов целиком сводились к переписке. Она в течение 14 лет ничем не обнаружила, что знает о любви мужа к другой, и показала редчайшее самообладание.
    Фёдор Иванович был скорее «духовен», чем «душевен». Дочь писала о нём как о человеке, «что он представляется ей, одним из тех изначальных духов, которые не имеют ничего общего с материей, но у которого нет, однако, и души».
    Елена Александровна безгранично любила Федора Ивановича. Дети, рожденные Еленой Александровной (дочь Елена и сын Федор) были записаны как Тютчевы. Это не имело никакой законной силы. Они были обречены на печальную в те времена судьбу «незаконнорожденных». 22 мая 1864 года Елена Александровна родила сына Николая. Сразу после родов у неё началось обострение туберкулёза. 4 августа 1864 года она скончалась на руках у Фёдора Ивановича Тютчева. Тютчев терзался и терзал. После её смерти жил в оцепенение. Тютчев словно ослеп от горя и мудрости. «Низенький, худенький старичок, с длинными, отставшими от висков. Поседелыми волосами, которые никогда не приглаживались, одетый неброско, ни на одну пуговицу не застегнутый, как надо…» писал в своих воспоминаниях о Тютчеве Ходасевич.
    Фёдор Иванович продолжал переписываться с женой Эрнестиной Фёдоровной. В последствии они встретились, и семья Тютчевых вновь воссоединилась. В последние годы жизни Тютчев отдавал все свои силы многообразной деятельности, преследующей цель утвердить верное направление внешней политики России. И в этом ему помогает Эрнестина Фёдоровна. 1 января 1873 года поэт, рассказывает Аксаков «несмотря ни на какие предостережения, вышел из дома для обычной прогулки, для посещения приятелей и знакомых… Его вскоре привезли назад, разбитого параличом. Вся левая часть тела была поражена и поражена безвозвратно». Эрнестина Фёдоровна ухаживала за больным Федором Ивановичем.
    Тютчев умер 15 июля 1873 года, как раз в 23 годовщину того дня, когда начался его роман с Е. А. Денисьевой.
    Художественная судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.
    Главное достоинство стихотворений Федора Ивановича заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит ее, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые её черты и оттенки.
    Природу Тютчев одухотворяет, одушевляет, она в его изображении живая и очеловеченная:
    И сладкий трепет, как струя,
    По жилам пробежал природы.
    Как бы горячих ног ея
    Коснулись ключевые воды.
    «Летний вечер» 1829 г.
    Природа –
    …Не слепок, не бездушный лик-
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык…
    «Не то, что мните вы природа»…1836 г.
    Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, вся в борьбе противоборствующих сил, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Характерны начала его стихотворений: «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…» (1587 г.), «Как весел грохот летних бурь» (1851), «Люблю грозу в начале мая» (1828 г.). Особенно привлекает Тютчева переходные, промежуточные моменты природы. Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете («Есть в осени первоначальной…»), или же осенний вечер- предвестие зимы («Осенний вечер» 1830 г.) и т.д.
    Федор Иванович любил ночь и был певцом ночи. День представлялся поэту обманом, покровом, накинутым над бездной. Но вот полог падает, и перед ним предстаёт ночь, ночное небо с бесконечным количеством звезд, небо с его вечной тайной. Метафора ночи и дня проходит через всё творчество Тютчева:
    Уж солнца раскалённый шар
    С главы своей земля скатила,
    И мирный вечера пожар
    Волна морская поглотила.
    Уж звезды светлые взошли
    И тяготеющий над нами
    Небесный свод приподняли
    Своими влажными главами…»
    («Летний вечер» 1829 г.)
    Тютчев не писал поэм, его поэзия фрагментарна, это лирика, зачастую сводящаяся к одной стихотворной строфе.
    Он ввел в русскую лирику и закрепил в ней поэтику фрагмента как полноценную художественную форму, не без влияния опять же немецких романтиков, и в первую очередь Гейне.
    «Все эти стихотворения очень коротки, а между тем ни к одному из них решительно нечего прибавить» – писал Н. А. Некрасов.
    «Самые короткие стихотворения господина Тютчева почти всегда самые удачные» – писал И. С. Тургенев.
    Фрагментарность стала основой для совершенно невозможных ранее стилистических и конструктивных явлений. Фрагмент у Тютчева закончен. У него поразительная планомерность построения. Каждый образ усилен тем, что сперва дан противоположный:
    Люблю глаза твой, мой друг…
    Но есть сильней очарованья…
    1836 г.
    Но эта же планомерность конструкции делает маленькую форму чрезвычайно сильной:
    Какое дикое ущелье!
    Ко мне навстречу ключ бежит-
    Он в дол спешит на новоселье…
    Я лезу вверх, где ель стоит.
    Вот взобрался я на вершину,
    Сижу здесь радостен и тих…
    Ты к людям, ключ, спешишь в долину-
    Попробуй, каково у них!
    1836 г.
    Глубокое и страстное чувство наполняет стихи Тютчева о любви. Поклонение женской красоте и прелестям женской натуры было всегда слабостью Федора Ивановича с самой ранней молодости. Поклонение, которое соединялось с очень серьёзным, но недолговечным и даже очень скоро проходящим увлечением тою или другою особой. Всякое своё любовное увлечение он доводил до самых серьёзных обязательств перед любимой женщиной, семейных уз и трагедии. И все душераздирающие обстоятельства его жизни связаны с этой глубиной и серьёзностью чувств.
    Существует мнение, что Тютчев никогда не любил, а лишь позволял любить себя.. Предположение остроумное, но ошибочное. В том-то и дело, что любил, и не врал перед Богом, и женщины это чувствовали, потому и любили его, и прощали ему то, что простить невозможно. Тютчеву присуща не только психологическая правда, но и «чистота нравственного чувства»:
    О. Как убийственно мы любим,
    Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей!…
    1851 г.
    Поэт остро чувствует и передаёт «избыток жизни», полноту и счастье жизни:
    Жизни некий преизбыток
    В знойном воздухе разлит,
    Как божественный напиток,
    В жилах млеет и горит!
    («В душном воздуха молчанье»… 1836 г.).
    Поэзия Тютчева, отличающаяся особой музыкальностью, вдохновила не одно поколение композиторов. Романсы на слова Тютчева могут составить часть программы большого вечера.
    Я встретил вас – и всё былое
    В отжившем сердце ожило;
    Я вспомнил время золотое-
    И сердцу стало так тепло…
    1870 г.
    С болью пишет Тютчев о людском горе, о страдающих людях:
    Эти бедные селенья,
    Эта скудная природа-
    Край родной долготерпенья,
    Край ты русского народа!
    В противовес всем выше перечисленным достоинствам творчества Ф. И. Тютчева есть весьма весомый недостаток. В его стихах встречается много устаревших выражений, которые затрудняют чтение и восприятие смысла, особенно читателям 21 века. Даже уже в 19 веке, это было отмечено в критике И. С. Тургенева «У него часто попадаются устарелые выражения, бледные и вялые стихи, он иногда как будто не владеет языком…»:
    Кто без тоски внимая из нас,
    Среди всемирного молчанья,
    Глухие времени стенанья,
    Пророчески прощальный глас.
    («Бессонница» 1829 г.).
    «Тютчев один из самых закрытых, трудно досягаемых поэтов, полюбить его в юности почти невозможно. Ничего внешнего, яркого, захватывающего с первого чтения. Тютчев раскрывается постепенно, любовь к нему верный признак взросления души»- писал А. Кушнер
    «Рассказы о том, что Тютчев вовсе не придавал значения своим стихам, преувеличены. Но он действительно более хотел быть политиком, чем поэтом. Наверное, поэтому за всю жизнь Фёдор Иванович так и не собрался издать свои стихи под собственным наблюдением. Из всех своих стихов наиболее придавал значение политическим, которые разделяют судьбу его статей. История их не оправдала. Хуже того: при всех достоинствах, они далеко уступают «чистой» лирике Тютчева. В них мысль иногда только облечена в стихотворную форму, но не слита с ней воедино. Напротив ею тяготится, готова её разорвать, разрушить. Фёдор Иванович гнался за тем, для чего не был рождён, а истинный дар свой не то что не ценил вовсе, но ценил не так и не за то, что в нём было наиболее удивительно. Он был человеком сильных страстей и феноменальной рассеянности»- пишет в своих воспоминания В. Ходасевич.
    Поэзия Тютчева – наше бесценное достояние, это то, чем может гордиться Россия, что сохраняет нам самоуважение, что мы можем предъявить миру; это наш патент на благородство.

    Список литературы

    1. Книга для ученика и учителя. Ф. Тютчев, А, Фет. Стихотворения. М., 1997.
    2. Кожинов Вадим. Тютчев. – М.,1988.
    3. Справочник школьника. Литература. – М.,1995.

  8. Каждый человек по-своему воспринимает стихи, независимо от того — простые они или сложные. И причина здесь в том, что поэзия не может быть поня­та только разумом. Читая рифмованные строчки, мы не только восхищаемся метафоричностью образов и отто­ченностью стиля, не только оцениваем уровень языко­вого мастерства автора. Мы еще получаем возможность почувствовать ого настроение, настроиться на сопереживание, при этом у нас возникают свои ощущения. Происходит это потому, что стихи, как правило, рит­мичны, содержат в себе рифму, и в результате образу­ется целая система воздействия на читателя.
    Для наиболее полного понимания творчества любо­го автора желательно знакомиться с его произведения­ми в хронологическом порядке. Тем самым мы создаем для себя своеобразную модель его жизни, из которой выброшено все, не заслуживающее внимания, а ос­тальное предельно сконцентрировано. Творчество пре­вращается в зеркало, которое отражает то, что может вызвать интерес со стороны читателя.
    В молодые годы романтическое мироощущение Тютчева нашло яркое выражение в стихах. Недаром для нас, людей, живущих спустя более века после не­го, он принадлежит к когорте поэтов-романтиков.
    Романтизм был благотворным течением. Поэты, принадлежавшие к нему, не переставали восхищаться окружающим миром, его совершенством, глубиной и бесконечностью. Не был исключением и Тютчев:
    Дух жизни, силы и свободы Возносит, обвевает нас!..
    И радость в душу пролилась,
    Как отзыв торжества природы,
    Как Бога животворный глас.
    («Весна»)
    Характерная особенность романтизма — наделение природы чертами божественности, то есть придание при­роде божественного облика. Для романтиков окружаю­щий мир был совершенным, а заодно и бесконечным. Представители этого литературного направления могли многократно говорить об одних и тех же предметах, каж­дый раз находя в них новые грани, оттенки, новые спосо­бы понимания какого-либо явления или понятия.
    Безусловно, классическим образом такого рода у Ф. Тютчева является гроза. Каждый из нас знаком с хрестоматийным стихотворением «Весенняя гроза», в котором дано описание этого природного явления как феерической игры природных сил, как упоения миро­здания своей мощью и глубиной. Здесь гроза — это игра стихий, но в другом произведении — в «Успокое­нии» — мы встречаемся с образом дуба, сраженного грозой. Здесь уже можно говорить о некоем жертво­приношении, когда гибель одного дает какой-то новый аспект жизни другим. Дуб мертв, но теперь на нем вы­растет мох, его сухие ветви станут прибежищем для какой-нибудь живности… В мироздании не бывает смерти, жизнь всегда бьет ключом.
    Воспевание божественного начала природы не­сколько отделила романтиков от библейского мировос­приятия. Они, даже если пользовались образами тако­го рода, были гораздо ближе к языческой традиции. Именно потому поэзия Тютчева наполнена огромным количеством античных образов. Например, в той же самой «Весенней грозе»:
    Ты скажешь: ветреная Геба,
    Кормя Зевесова орла,
    Громокипящий кубок с неба,
    Смеясь, на землю пролила.
    Другим символическим образом в творчестве ро­мантика Тютчева была вода. Эта живая, изменчивая, кипучая стихия влекла своей многоликостью, настоль­ко разнообразной, что становилась как бы первоисточ­ником, из которого рождалось на свет нечто новое, не­бывалое, удивительное. Вода была для романтиков сти­хией мистической, необычной, и соответственным было восхищение ею и то почтение, которое просматрива­лось в строчках, ей посвященных. Иногда воды даже боялись. Например, в стихотворении Тютчева «Кораб­лекрушение» вода представляет собой непреодолимую преграду между лирическим героем и оставшимся где- то далеко миром. Она символизирует обстоятельства, которые иногда могут быть непреодолимы и способны превратить человека в жалкую игрушку.
    Вслед за безмятежной молодостью, когда еще воз­можно бездумное восхищение окружающим миром и вос­торженное его воспевание, приходит этап, на котором каждый автор сталкивается с реальной действительнос­тью и тут уже приходится учиться жить по жестким за­конам. Разумеется, действительность сильно отличается от идеализированного мира романтиков, что порождает серьезный духовный конфликт. Поэт делает попытки жить не в розовом замке своей мечты, а в соответствии с реалиями. И обнаруживает, что в живом окружающем мире довольно трудно найти почву для романтического мироощущения. Отсюда зачастую вытекает масса душев­ных переживаний, начинаются поиски компромисса.
    Тютчев этого не миновал. Он пытался найти в жиз­ни тогдашней Европы источники восторга. И вначале это ему удавалось. Так родилось стихотворение «Ци­церон», в котором воспевалось бурное кипение общест­венной жизни и в котором призывается к ликованию каждый, кто живет не только как человек, но и как гражданин. Возможно, Тютчев пытался проводить па­раллели между политическими бурями, сотрясавшими Европу в то время, и прекрасными и романтическими грозами, которые он воспевал ранее. Искренним вос­торгом пронизаны строки:
    Блажен, кто посетил сей мир
    В его минуты роковые!
    Его призвали всеблагие,
    Как собеседника на пир.
    В «Цицероне» пока еще не наблюдается никакого внутреннего напряжения в ощущениях поэта. Тютчев действительно восхищается, и это неудивительно. Он просто еще не разглядел того беспредела, говоря со­временным языком, который кроется за фееричностью перемен в обществе.

  9. Поэт-философ, Федор Иванович Тютчев создал замечательные лирические монологи о смысле жизни, о назначении поэта и поэзии. Оригинальное дарование поставило его в один ряд с великими поэтами.
    Не совсем обычна судьба Тютчева как поэта. Он начал печатать свои стихи с 15 лет, но долгие годы оставался без читателей. В 1836 году А.С. Пушкин в своем журнале «Современник» напечатал 24 стихотворения Тютчева, отозвавшись о них «с изумлением и восторгом». После этого наступил долгий период молчания. И лишь в 1850 году в том же журнале прозвучали слова Некрасова о Тютчеве как о замечательном русском поэте, «первостепенном таланте». Сборник его стихов вышел в свет в 1854 году, когда поэту уже было 50 лет. Имя Тютчева становится любимым для Тургенева, Достоевского, Фета, Майкова.
    Около 400 стихотворений составляют литературное наследие поэта, но значение их велико. Творчество Тютчева сложно и противоречиво. Меня покорили емкие, лаконичные строки поэта, за которыми угадывается тревога мятущейся, страстной души. Но понять эту тревогу мне удалось сравнительно недавно, когда я научилась воспринимать стихотворения Тютчева не только чувствами, сердцем, но и разумом. То, что раньше неясно волновало, теперь поразило меня глубиной и стройностью мысли.
    Поэтический мир Тютчева — мир романтика и философа. Несмотря на то, что его стихи полны противоречий, написаны как бы на душевном изломе, они в целом представляют удивительно гармоничную систему. Парадокс здесь только кажущийся. Гармония создается строгой, все организующей мыслью автора, которая упорядочивает хаос окружающего. Какова же картина мира, представленная поэтом?
    В полном соответствии с законами романтизма она строится на противоположностях, которые Тютчев наполняет своим, особым содержанием. Так, романтическое деление на мир реальный и мир фантазий, грез у Тютчева приобретает иное воплощение. Для поэта мир реальный, Космос, — это лишь небольшая часть Хаоса, бесконечности, которая и есть настоящая реальность, колыбель и могила человечества:
    Небесный свод, объятый славой звездной,
    Таинственно глядит из глубины,
    И мы плывем, пылающею бездной
    Со всех сторон окружены.
    Манящие тайны древнего Хаоса непостижимы и пугающи. Он вызывает ужас у непосвященного. Милосердное Провидение скрывает его от людей под златотканным покровом дня. День — спасительное время, когда все кажется понятным, простым, разумным.
    Но меркнет день — настала ночь;
    Пришла — и с мира рокового
    Ткань благодатную покрова
    Сорвав, отбрасывает прочь…
    И бездна нам обнажена…
    Ночь придает всем вещам их реальное содержание, она уничтожает преграды между Космосом и Хаосом, и человек остается один на один со Вселенной. Не каждый может выдержать этот «час всемирного молчанья», когда «жадно мир души ночной внимает повести любимой ночного ветра» и «с беспредельным жаждет слиться». От соблазна человека ограждает сон.
    Мотив сна очень часто повторяется у Тютчева. Сон — это род обмана, но обмана прекрасного, благодетельного. Сон — это и жаркая полуденная дремота, обнимающая природу («Полдень»); и тревожное пророчество («Видение»). Сны подобны океану, обнимающему Землю, — они так же объемлют земную жизнь. А бессонница — тяжкое наказание для человека:
    Нам мнится: мир осиротелый
    Неотразимый рок настиг —
    И мы, в борьбе, природой целой
    Покинуты на нас самих…
    Получается, что быть обманутым — по Тютчеву — хорошо? Не совсем так. Просто не каждый готов выдержать ночь и ее правду. Неподготовленному свидетелю «высоких зрелищ» может грозить безумие. И снова Тютчев отступает от романтического взгляда на безумие как высший дар художника, для поэта оно — «жалкое», оно не обладает священным предвидением, а только
    …Мнит, что слышит струй кипенье,
    Что слышит ток подземных вод…
    и «стеклянными очами чего-то ищет в облаках». В стихотворении «Фонтан» Тютчев сравнивает смертную мысль с «водометом», упрямо рвущимся к небу:
    Но длань незримо-роковая,
    Твой луч упорный преломляя,
    Свергает в брызгах с высоты.
    Только на свой разум должен рассчитывать человек в борьбе, в жизни. Природа-мать не поможет своим детям. У нее своя жизнь, не зависящая от людских страстей. Природа — сфинкс. Ее закон созвучен законам мирозданья, но чужд человеку и часто непонятен. Человек мнит себя царем природы, а на самом деле — один из слабейших детей ее, Но если найдется такой, кто сможет не закрыть глаза перед Хаосом и не утратить разум среди всемирной ночи, тот будет вознагражден высшим счастьем:
    Его призвали всеблагие
    Как собеседника на пир…
    Он в их совет допущен был
    И заживо, как небожитель,
    Из чаши их бессмертья пил!
    Именно такому человеку открываются тайны: для него «солнцы дышат», «говорят леса», совещается «в беседе дружеской» гроза. Именно к нему, смертному, слетает с небес Поэзия.
    Тютчев ищет гармонию в природе, ведь в ней должна быть воплощена красота и целесообразность. Он говорит о наличии души и, разума в природе:
    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик, —
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык…
    В стихах Тютчева о природе трудно не уловить предпочтение весне. Чувство гармонии, радости, удовлетворенности говорит в строках, посвященных весенней и летней поре. Шедевром поэта являются «Весенние воды», получившие восторженную оценку Некрасова.
    …Весна идет, весна идет.
    Мы молодой весны гонцы,
    Она нас выслала вперед!
    Особое место в творчестве поэта занимает любовная лирика. Каждое стихотворение здесь — своего рода шедевр. Беззаконная в глазах света любовь к Е. А. Денисьевой отразилась в трагическом цикле стихотворений. Многим из них присущ трагизм-надлом. Любовь воспринимается поэтом не как счастье, но роковая страсть, несущая горе обоим.
    О, как убийственно мы любим,
    Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей!
    Широко известны стихи Тютчева, посвященные России и русскому народу. Смирение и долготерпение народное заставило поэта написать:
    Эти бедные селенья,
    Эта скудная природа —
    Край родной долготерпенья,
    Край ты русского народа!
    Афоризмом стало его знаменитое четверостишие:
    Умом Россию не понять,
    Аршином общим не измерить:
    У ней особенная стать —
    В Россию можно только верить.
    «…О Тютчеве не спорят; кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии», — этими словами Ивана Сергеевича Тургенева я заканчиваю разговор о русском поэте, чье высокое художественное мастерство и глубокая философская мысль ставят его в ряд великанов русской классической литературы.

    Ф. И. Тютчев, А. А. Фет

    Ф. Тютчев. Стихи
    А. Фет. Стихи
    Лирика Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Сочинение
    Темы вечные в лирике Тютчева и Фета. Сочинение
    Материалы для подготовки к сочинению по творчеству Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
    Русский поэт-философ. Сочинение
    “Крылатый слова звук”. Сочинение
    Биография Тютчева Федора Ивановича
    Биография Фета Афанасия Афанасьевича

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *