Сочинение на тему у каждого возраста свой пушкин

14 вариантов

  1. У КАЖДОГО ВОЗРАСТА СВОЙ ПУШКИН…

    «Пушкин — это наше все», — сказал о вели­ком поэте известный критик XIX века Аполлон Григорьев. И теперь, в начале XXI века мы смело можем поставить свои подписи под этим выска­зыванием. Действительно, Пушкин — это боль­ше, чем поэт, больше, чем философ, больше, чем учитель. Это наш ум, наша совесть, наша жизнь. Он входит в наши сердца в раннем детстве и оста­ется там до последних дней. Нет на земле челове­ка, который не смог бы найти у Александра Сер­геевича что-то свое, близкое и понятное только ему. Кто-то ищет в его произведениях ответы на важнейшие жизненные вопросы. Для кого-то он лучший друг, с которым можно разделить сокро­венные тайны своей души. У него ищут совета, помощи, поддержки, утешения, просто доброго слова, идущего из глубины души.
    У каждого человека есть свой Пушкин. Более того, у каждого возраста есть свой Пушкин. Все мы воспитывались, росли на произведениях вели­кого русского поэта. Когда мы еще были совсем маленькими, наши мамы и бабушки читали нам сказки, по которым мы впервые учились разли­чать добро и зло, справедливость и жестокость, правду и ложь. Всем сердцем переживали мы за красавицу-царевну, которой коварная ведьма дала отравленное яблоко. И возмущались беско­нечной жадностью старухи, требовавшей все боль­ше и больше богатств от золотой рыбки. Как весе­ло смеялись мы над глупым царем, который цар­ствовал «лежа на боку» и за это был справедливо наказан! Как по-детски, всем сердцем, верили чу­десам, которые творятся «за морем», у царя Гвидона! Шло время, мы становились старше, и уже книгу сказок заменила романтическая поэма «Руслан и Людмила», по которой мы впервые учи­лись светлому и чистому чувству любви, всей ду­шой болели за победу добра над злом. А какое важ­ное место в нашей жизни занимают повести А. С. Пушкина! Ни один учебник истории не способен воссоздать в нашем воображении такие правди­вые, красочные картины прошлого нашей земли.
    Отдельного слова заслуживает лирика вели­кого поэта. Его стихотворения подвластны всем возрастам. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что в каждом доме есть сборник стихотворений А. С. Пушкина. Слегка потрепанный оттого, что то и дело рука — да нет! — само сердце тянется открыть эту заветную книгу. Ведь по ней мы учи­лись любить красоту родной природы, с упоени­ем погружаясь в мир зимних вьюг:
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя.
    Или радуясь морозному, но солнечному дню, когда хочется схватить санки и побежать катать­ся с крутой заснеженной горки, поднимая бурю хохота и веселья. Именно Пушкин учил нас лю­бить не только лето с его яркими красками, цве­тами, пением птиц; не только весну, когда рас­цветает и радуется все вокруг; не только снеж­ную зиму с катанием на санках, коньках, с весе­лыми играми в снежки и вылепливанием снеж­ных баб, но и осень — печальную, но величествен­ную в своей красоте:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и золото одетые леса…
    Поэт любил природу, любил родную землю, ее поля и леса. И эту любовь он передал всем нам:
    …Люблю сей темный сад С его прохладой и цветами,
    Сей луг, уставленный душистыми скирдами, Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
    Научившись любить природу, понимать по­эзию, красоту, музыку, научившись различать добро и зло, видеть недостатки и достоинства лю­дей, отличать правду от фальши, лжи, замечать несправедливость и пытаться бороться с ней, мы повзрослели, стали настоящими людьми. И под­готовили свое сердце к еще более серьезному, глу­бокому чувству, важному для каждого человека, независимо от возраста, пола, социального ста­туса, — к любви. А тому, каким должно быть это чувство, мы тоже учились у Александра Сергее­вича, у героев его произведений. Любовь для по­эта — это «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы». Это и вера в чудо, и восхищение милыми чертами, и нежность, переполняющая сердце, и ощущение безграничного счастья от свидания с любимой, и ответственность, и светлая печаль расставания, в которой нет и намека на чувства обманутого собственника:

  2. С его прохладой и цветами,
    Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
    Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
    Научившись любить природу, понимать по­эзию, красоту, музыку, научившись различать добро и зло, видеть недостатки и достоинства лю­дей, отличать правду от фальши, лжи, замечать несправедливость и пытаться бороться с ней, мы повзрослели, стали настоящими людьми. И под­готовили свое сердце к еще более серьезному, глу­бокому чувству, важному для каждого человека, независимо от возраста, пола, социального ста­туса, — к любви. А тому, каким должно быть это чувство, мы тоже учились у Александра Сергее­вича, у героев его произведений. Любовь для по­эта — это «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы». Это и вера в чудо, и восхищение милыми чертами, и нежность, переполняющая сердце, и ощущение безграничного счастья от свидания с любимой, и ответственность, и светлая печаль расставания, в которой нет и намека на чувства обманутого собственника:
    Я вас любил: любовь еще, быть может,
    В душе моей угасла не совсем;
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Ни один сознательный гражданин, ни один взрослый человек не может чувствовать себя на­стоящей, полноценной личностью, если не несет в своем сердце любви — не только люб
    ви к про­тивоположному полу, любви к окружающей при­роде, но и любви к своей родине. А кто, если не Пушкин, может внушить человеку настоящую, всеобъемлющую любовь к родной стране? «В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чисто­те, в такой очищенной красоте, в какой отража­ется ландшафт на выпуклой поверхности опти­ческого стекла. Самая его жизнь совершенно рус­ская…» — писал о великом поэте Н. В. Гоголь.
    А. С. Пушкин действительно был «самым рус­ским» поэтом, он был настоящим патриотом сво­ей страны. И учил патриотизму всех, кто хоть раз прочитал строки его стихотворений.
    Приветствую тебя, пустынный уголок,
    Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
    Где льется дней моих невидимый поток
    На лоне счастья и забвенья.
    Сколько нежности, сколько подлинной, ис­кренней любви в этих нескольких строчках! И этой любовью овеяно абсолютно все творчество великого поэта. Но, говоря о патриотизме, о люб­ви к родине, следует сказать, что эти понятия тес­но связаны у Пушкина с понятием свободы, чес­ти. «Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный? — спрашивает автор, мечтающий увидеть русских людей освобожденными от оков рабства. — И над отечеством свободы просвещенной взойдет ли наконец прекрасная заря?»
    Русский народ освобожден от рабства и кре­постничества, люди обрели свободу и независи­мость, о которой так мечтал поэт. Но и в наше время случаются тяжелые периоды в жизни стра­ны, когда родина, отдавшая нам все свои силы, все свои богатства, требует нашего активного уча­стия. Об этом должен помнить каждый взрослый человек. Об этом постоянно напоминают нам вольнолюбивые, пронизанные великим чувством патриотизма стихотворения А. С. Пушкина.
    Да, у каждого возраста свой Пушкин. Он веч­ный спутник нашей жизни, советчик, помощник, справедливый критик, учитель, воспитатель, на­ставник. «Дай мне руку в непогоду, помоги…» — обращался к гению Пушкина А. А. Блок. И Пуш­кин помогал. Как помогает и теперь — всем лю­дям без исключения, людям любой национально­сти, любого возраста, любой профессии. Именно поэтому, когда нам бывает трудно, мы открыва­ем наугад любое стихотворение поэта или его зна­менитый роман «Евгений Онегин» и погружаем­ся в волшебство, очарование его драгоценных строк:
    Я к вам пишу — чего же боле?
    Что я могу еще сказать?..
    …Мы все учились понемногу
    Чему-нибудь и как-нибудь…
    …Во дни веселий и желаний
    Я был от балов без ума…
    …Теперь с каким она вниманьем
    Читает сладостный роман,
    С каким живым очарованьем
    Пьет обольстительный обман…
    …Гонимы вешними лучами,
    С окрестных гор уже снега
    Сбежали мутными ручьями
    На потопленные луга.
    Улыбкой ясною природа
    Сквозь сон встречает утро года…
    Вся жизнь человеческая, ее мечты и разочаро­вания, ее надежды и страдания, буйство, напор молодых чувств и умудренная опытом зрелость, проходит перед нами. И мы влюбляемся в нее, в ее краски и звуки — благодаря великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину.

  3. У КАЖДОГО ВОЗРАСТА СВОЙ ПУШКИН…
    Творчество Александра Сергеевича Пушкина настолько многогранно и всеобъемлюще, что уже более двухсот лет все новые и новые поколения читателей открывают страницы его произведений в предвкушении чуда. При этом каков бы ни был возраст читателя, можно не сомневаться – поэт обращается именно к нему, мудрому и внимательному ценителю его творчества.
    В родословной Пушкина скрестились несколько ветвей, уходящих в глубины русской истории и отмеченных участием в государственной жизни страны. Не стал исключением
    и Александр Сергеевич. Детство будущего поэта прошло в Москве. Он воспитывался французскими гувернерами, рано научился читать, пользуясь богатой библиотекой своего отца, не чуждого литературных занятий. Пушкин не был любимым ребенком в семье и, возможно, этот факт отразился на его характере, которому были присущи незыблемая целеустремленность, огромное трудолюбие и способность противопоставлять себя серой массе обывателей. Поэтическое дарование Пушкина обнаружилось уже в раннем детстве, а детские впечатления будущего поэта отразились в его первых поэмах, написанных несколько позже: “Монах”
    , “Бова”. Самые ранние стихотворения Пушкина сохранились не в полном объеме, они были написаны на французском языке.
    Шесть лет поэт провел в Царскосельском лицее. Обстановка лицейского воспитания способствовала развитию его поэтического дарования. Пушкин был принят в литературное общество “Арзамас”. По окончании лицея он был определен в Коллегию иностранных дел, но служба его мало беспокоила: в эти годы он занят работой над поэмой “Руслан и Людмила”.
    Кажется, нет ни одного малыша дошкольного и младшего школьного возраста, которому не известны эти бессмертные слова:
    У лукоморья дуб зеленый;
    Златая цепь на дубе том:
    И днем и ночью кот ученый
    Все ходит по цепи кругом.
    Еще в детстве поэт побывал в этой неведомой стране, где бродит леший, на ветвях сидит русалка, стоит избушка на курьих ножках – в стране русской народной сказки. Позже, по достоинству оценив всю прелесть предания старины глубокой, он в увлекательной форме поведал о своем удивительном открытии всему миру. Однако, несмотря на мастерство Пушкина-сказочника, эти сказки сначала не были признаны и даже объявлены “подделкой”. Основная “вина” поэта состояла в том, что он не копировал фольклор, не умилялся им, а заставил участвовать в утверждении нового метода литературы.
    Сюжеты и стилистика сказок Пушкина необычайно многообразны. “Сказка о попе и о работнике его Балде” прославляет ум и смекалку простого человека, осуждая даже самое умеренное корыстолюбие. Одна из самых оригинальных пушкинских сказок – радостная, многоцветная, переливающаяся, как перо жар-птицы, “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”. Эта история мне очень нравится: приятно читать о том, как легко и быстро исполняются все желания хорошего человека, а недобрые помыслы и поступки, в конце концов, оказываются наказанными. “Сказка о рыбаке и рыбке” – грустная, как народная песня. Старик со старухой прожили тридцать лет и три года, но в один миг стали совершенно чужими друг другу. Капризная, корыстолюбивая старуха была готова погубить своего мужа, добиваясь от него исполнения своих желаний. Однако справедливость восторжествовала: старуха осталась у разбитого корыта, ведь невозможно добиться в жизни успеха чужими руками.
    Нельзя оставить без внимания и лирику поэта. Можно только сожалеть о том, что школьная программа не предоставляет нам возможности более широкого и глубокого ознакомления с этой составляющей пушкинского творчества. Конечно же, всем нравится его любовная лирика:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Описанные Пушкиным чувства знакомы каждому влюбленному, но в произведении Пушкина они являются лишь внешней оболочкой, под которой скрывается глубинный смысл.
    В июне 1825 года к Прасковье Александровне Осиповой приехала ее племянница Анна Петровна Керн. Пушкин, уже слышавший о ней, не остался равнодушен к ее обаянию. Он вспомнил о том, что когда-то в Петербурге уже встречал ее, и во время отъезда Керн подарил ей эти строки. В стихотворении Пушкин вспоминает о далекой петербургской встрече и мысленно переносится в петербургскую атмосферу тех лет:
    В томленьях грусти безнадежной,
    В тревогах шумной суеты…
    Последующие годы были полны страданий и разочарований, но к новой встрече с Керн поэт приходит уже с новым ощущением полноты жизни, и это радостное ощущение дарит поэту и вдохновение, и способность любить.
    Известен нам Пушкин и своими прозаическими произведениями. Одним из самых любимых для меня является повесть “Капитанская дочка”, герои которой словно соревнуются друг с другом в благородстве, завоевывают свое счастье, благодаря верности в любви, ответственности друг за друга, честности, принципиальности, стойкости. Интересна эта повесть и тем, что отображает события народного восстания под предводительством Емельяна Пугачева. При этом образ Пугачева, вопреки официальной версии, трактуется Пушкиным не как образ разбойника и убийцы, а как образ реальной исторической личности, способной и на рассудительные, справедливые решения и поступки. В конечном итоге любовь Петра Гринева и Маши Мироновой защищают в одинаковой степени Емельян Пугачев и императрица Екатерина, чей образ эпизодично появляется в финале повести.
    Роман в стихах “Евгений Онегин” трактуется в литературоведении как первый в мировой литературе реалистический роман. Но для нас истинная ценность его состоит не столько в новаторстве Пушкина в области литературных методов, сколько в своеобразности отображения им проблемы человека: с одной стороны – возможности, потенциал личности, с другой – его реализация в данной среде. Главный герой произведения Евгений Онегин не вполне готов справиться с задачей, возложенной на него жизнью. Онегин чувствует на себе разрушающее действие общества и пытается противостоять этому влиянию. Но однажды избрав заведомо ложный путь человека, отвергнувшего общество, Онегин не может сосредоточить свои силы, таланты, свой потенциал на действительно значимых жизненных ценностях. В результате он теряет свою возлюбленную, в порыве бессмысленной злобы убивает на дуэли друга.
    Как видим, в своих произведениях Пушкин ощущал себя полновластным хозяином, свободно распоряжающимся разнообразными литературными средствами, черпая необходимый ему материал всюду, где бы он его ни находил. А подытожить сказанное можно словами самого гения:
    Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
    Мой прах переживет и тленья убежит –
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.
    (No Ratings Yet)
    Loading…

    Похожие сочинения:

    Сведения об авторе А. С. Пушкин ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX-XX ВЕКОВ А. С. Пушкин Сведения об авторе : Александр Сергеевич Пушкин, величайший русский поэт, родился 6 июня 1799 года в Москве в семье офицера гвардии Сергея…
    Пушкин в культуре и литературе Пушкин – то уникальное явление в истории Человечества, которое не прекращает волновать умы людские и после смерти поэта. Трепетно созерцаем мы автопортреты, оставленные писателем – их 91. Очевидно: поэт обладал…
    АХМАТОВА И ПУШКИН АХМАТОВА И ПУШКИН Гений А. Пушкина, обаяние его личности, гуманистическая философия, открытия, сделанные в области русского стиха, оказали огромное влияние на развитие русской литературы рубежа Х1Х-ХХ веков. А. Ахматова была…
    АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН(1799-1837) Будущий великий поэт родился в древней русской столице России Москве, а погиб в европейской, в многократно воспетом им Петербурге. Отец его происходил из старинного дворянского рода. Имена…
    МОЙ ПУШКИН (вариант 2) То Пушкин, наш поэт великий, Задумчиво явился нам И утешеньем, и уликой Наставшим смутным временам. В. Сологуб Каждый человек живет в своем отрезке времени. У каждого из нас – свой…
    ПУШКИН В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ Творчество Пушкина, его гений были одним из источников вдохновения великой поэтессы “серебряного века” Анны Ахматовой. Лучшие поэты “серебряного века” сформировались под влиянием музы великого русского поэта, вобрали в себя все…
    МОЙ ПУШКИН (вариант 1) 6 июня 1999 года Пушкину исполнилось 200 лет, а мне 6 июня – четырнадцать. Для меня это двойной праздник. Мы с Пушкиным родились в один день в Пушкинских Горах, На…
    Сочинение на тему: Роль друзей в жизни каждого человека Я считаю, что в жизни каждого человека должны быть Друзья. Ведь друзья нужны всем, даже тем, кто говорит, что обойдется без них. Друг – это не просто человек, с которым…
    “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” – “ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ И В ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ НАРОДНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ” “Евгений Онегин” – реалистический роман в стихах, в нем предстали перед читателем подлинные и живые образы русских людей начала XIX века. В произведении дано широкое художественное обобщение основных тенденций развития…
    Жанр и композиция романа в стихах “Евгений Онегин” Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа “Евгений Онегин” было создание комедии, похожей на “Горе от ума” Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался…
    Анализ, творческая история и художественные особенности (разбор) романа “Евгений Онегин” А. С. Пушкина Замысел романа. Этапы работы над романом. Причины замедленного хода работы. План романа. “Путешествия Онегина”. Роль 10 главы в романе. Причины уничтожения 10 главы (в которой Онегин становится декабристом). Исторические события,…
    ИЗОБРАЖЕНИЕ СТОЛИЧНОГО И ПОМЕСТНОГО ДВОРЯНСТВА В РОМАНЕ: А. С. ПУШКИНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” КЛАССИКА А. С. ПУШКИН ИЗОБРАЖЕНИЕ СТОЛИЧНОГО И ПОМЕСТНОГО ДВОРЯНСТВА В РОМАНЕ: А. С. ПУШКИНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” Великий русский критик В. Г. Белинский не случайно назвал роман А. С. Пушкина “Евгений…
    ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПУШКИНСКОГО РОМАНТИЗМА Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиболее ходовыми и распространенными определениями романтизма. “Сколько я ни читал о романтизме, все не то”, – писал он своим друзьям. В шестой главе “Евгения…
    ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ МЕНЯ В ПОЭЗИИ ПУШКИНА ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ МЕНЯ В ПОЭЗИИ ПУШКИНА В одной из своих статей В. Г. Белинский справедливо заметил, что каждое поколение воспринимает Пушкина по-своему. Причину этого явления блестяще определил Н. В. Гоголь,…
    ВОЛЬНОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА (вариант 1) …В мой жестокий век восславил я свободу…” А. С. Пушкин Идея свободной России проходит через все творчество Пушкина. Уже в своем раннем творчестве Пушкин выступал против несправедливости и деспотизма существующего…
    “ЧУЖОЙ ДЛЯ ВСЕХ…” (Образ Евгения Онегина) КЛАССИКА А. С. ПУШКИН “ЧУЖОЙ ДЛЯ ВСЕХ…” (Образ Евгения Онегина) Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” – произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование будто…
    ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ (образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”) Не будет преувеличением сказать, что “Евгений Онегин” – самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии. Так, кстати, считал В. Г. Белинский. “Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь…
    Пейзажная лирика А. С. Пушкина Пейзажная лирика Пушкина богата и разнообразна. Она занимает важное место в творчестве поэта. Пушкин видел природу душой, наслаждался ее вечной красотой и мудростью, черпал в ней вдохновение и силы. Он…
    ОНЕГИН И ЛЕНСКИЙ В РОМАНЕ “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” В. Г. Белинский назвал роман Пушкина “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”. Ведь в романе, как в зеркале, отразился “век и современный человек”. Но каков он, современник Пушкина? Когда читаешь, а…
    СТИХОТВОРЕНИЕ “Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ…” Лирика Пушкина Михайловского периода поражает разнообразием, богатством тем, образов, настроений, интонаций и языковых средств. Оторванность от столицы, от общества не сломила поэта, не заставила его замолчать, скорее наоборот – подтолкнула…
    “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” – ИСТОРИЯ ЛЮБВИ Роман “Евгений Онегин” создан с удивительным поэтическим мастерством, которое нашло выражение и в композиции, и в ритмической организации романа. Главный герой произведения А. С. Пушкина – молодой, привлекательный, очень неглупый…
    СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТИХОТВОРЕНИИ А. С. ПУШКИНА “К ЧААДАЕВУ” Читая стихи Пушкина, мы не только попадаем под обаяние его изумительного поэтического дара, но и открываем для себя особый талант этого поэта – талант дружбы. Стихотворения, посвященные дружбе, занимают особое…
    ОНЕГИН И ПЕЧОРИН КАК ГЕРОИ СВОЕГО ВРЕМЕНИ КЛАССИКА М. Ю. ЛЕРМОНТОВ ОНЕГИН И ПЕЧОРИН КАК ГЕРОИ СВОЕГО ВРЕМЕНИ В романах А. С. Пушкина “Евгений Онегин” и М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” воссоздана драматическая судьба представителей передовой…
    Анализ стихотворения Пушкина “Я пережил свои желанья В 1820 году Пушкин Был выслан из Санкт-Петербурга в Кишинев за вольнодумство, однако очень болезненно переживал свое вынужденное путешествие. Поэтому друзья поэта, чтобы как-то его развлечь, предложили ему по пути…
    ПРОБУЖДЕНИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ (по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин) Роман “Евгений Онегин” создавался в течение восьми лет. Начал писать свой роман Пушкин, когда общественное движение набирало силу, в период расцвета свободолюбивых идей, а закончил писать его в годы страшной…
    “В чем же причина того, что отношения между Онегиным и Татьяной сложились так нелепо трагически?” (По роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”) Русская литература 1-й половины XIX века “В чем же причина того, что отношения между Онегиным и Татьяной сложились так нелепо трагически?” (Г. А. Гуковский). (По роману А. С. Пушкина “Евгений…
    “”ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” ЕСТЬ ПОЭМА ИСТОРИЧЕСКАЯ” (В. Г. Белинский о романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)- 10 000 самых лучших сочинений Великий русский критик В. Г. Белинский восхищался романом А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. И он не раз подчеркивал, что роман имеет не только эстетическую, художественную ценность, но и историческую. “”Евгений…
    ОБРАЗ ОЛЬГИ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” (вариант 1) Ольга – одна из главных героинь романа в стихах “Евгений Онегин”. Впервые на страницах романа мы встречаемся с Ольгой не непосредственно, а через восприятие возвышенного, благородного, романтического Ленского. Ах, он…
    ВЕЧНЫЙ ОБРАЗ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”) Есть книги, которые перечитывают из поколения в поколение… Они напоминают охранные грамоты русского языка, истории, культуры, так как содержат в себе нечто неуловимо трепетное, связывающее нас с традициями русского народа….
    ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН – ГЕРОЙ РОМАНА А. С. ПУШКИНА КЛАССИКА А. С. ПУШКИН ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН – ГЕРОЙ РОМАНА А. С. ПУШКИНА Евгений Онегин… Сколько раз я слышала эти слова, еще до того, как прочитала роман. В повседневной жизни это…
    У КАЖДОГО ВОЗРАСТА СВОЙ ПУШКИН

  4. 4
    Текст добавил: Рожкова Анна

    Творчество Александра Сергеевича Пушкина настолько многогранно и всеобъемлюще, что уже более двухсот лет все новые и новые поколения читателей открывают страницы его произведений в предвкушении чуда. При этом каков бы ни был возраст читателя, можно не сомневаться — поэт обращается именно к нему, мудрому и внимательному ценителю его творчества.
    В родословной Пушкина скрестились несколько ветвей, уходящих в глубины русской истории и отмеченных участием в государственной жизни страны. Не стал исключением и Александр Сергеевич. Детство будущего поэта прошло в Москве. Он воспитывался французскими гувернерами, рано научился читать, пользуясь богатой библиотекой своего отца, не чуждого литературных занятий. Пушкин не был любимым ребенком в семье и, возможно, этот факт отразился на его характере, которому были присущи незыблемая целеустремленность, огромное трудолюбие и способность противопоставлять себя серой массе обывателей. Поэтическое дарование Пушкина обнаружилось уже в раннем детстве, а детские впечатления будущего поэта отразились в его первых поэмах, написанных несколько позже: «Монах» , «Бова». Самые ранние стихотворения Пушкина сохранились не в полном объеме, они были написаны на французском языке.
    Шесть лет поэт провел в Царскосельском лицее. Обстановка лицейского воспитания способствовала развитию его поэтического дарования. Пушкин был принят в литературное общество «Арзамас». По окончании лицея он был определен в Коллегию иностранных дел, но служба его мало беспокоила: в эти годы он занят работой над поэмой «Руслан и Людмила».
    Кажется, нет ни одного малыша дошкольного и младшего школьного возраста, которому не известны эти бессмертные слова:
    У лукоморья дуб зеленый;
    Златая цепь на дубе том:
    И днем и ночью кот ученый
    Все ходит по цепи кругом.
    Еще в детстве поэт побывал в этой неведомой стране, где бродит леший, на ветвях сидит русалка, стоит избушка на курьих ножках — в стране русской народной сказки. Позже, по достоинству оценив всю прелесть предания старины глубокой, он в увлекательной форме поведал о своем удивительном открытии всему миру. Однако, несмотря на мастерство Пушкина-сказочника, эти сказки сначала не были признаны и даже объявлены «подделкой». Основная «вина» поэта состояла в том, что он не копировал фольклор, не умилялся им, а заставил участвовать в утверждении нового метода литературы.
    Сюжеты и стилистика сказок Пушкина необычайно многообразны. «Сказка о попе и о работнике его Балде» прославляет ум и смекалку простого человека, осуждая даже самое умеренное корыстолюбие. Одна из самых оригинальных пушкинских сказок — радостная, многоцветная, переливающаяся, как перо жар-птицы, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Эта история мне очень нравится: приятно читать о том, как легко и быстро исполняются все желания хорошего человека, а недобрые помыслы и поступки, в конце концов, оказываются наказанными. «Сказка о рыбаке и рыбке» — грустная, как народная песня. Старик со старухой прожили тридцать лет и три года, но в один миг стали совершенно чужими друг другу. Капризная, корыстолюбивая старуха была готова погубить своего мужа, добиваясь от него исполнения своих желаний. Однако справедливость восторжествовала: старуха осталась у разбитого корыта, ведь невозможно добиться в жизни успеха чужими руками.
    Нельзя оставить без внимания и лирику поэта. Можно только сожалеть о том, что школьная программа не предоставляет нам возможности более широкого и глубокого ознакомления с этой составляющей пушкинского творчества. Конечно же, всем нравится его любовная лирика:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Описанные Пушкиным чувства знакомы каждому влюбленному, но в произведении Пушкина они являются лишь внешней оболочкой, под которой скрывается глубинный смысл.
    В июне 1825 года к Прасковье Александровне Осиповой приехала ее племянница Анна Петровна Керн. Пушкин, уже слышавший о ней, не остался равнодушен к ее обаянию. Он вспомнил о том, что когда-то в Петербурге уже встречал ее, и во время отъезда Керн подарил ей эти строки. В стихотворении Пушкин вспоминает о далекой петербургской встрече и мысленно переносится в петербургскую атмосферу тех лет:
    В томленьях грусти безнадежной,
    В тревогах шумной суеты…
    Последующие годы были полны страданий и разочарований, но к новой встрече с Керн поэт приходит уже с новым ощущением полноты жизни, и это радостное ощущение дарит поэту и вдохновение, и способность любить.
    Известен нам Пушкин и своими прозаическими произведениями. Одним из самых любимых для меня является повесть «Капитанская дочка», герои которой словно соревнуются друг с другом в благородстве, завоевывают свое счастье, благодаря верности в любви, ответственности друг за друга, честности, принципиальности, стойкости. Интересна эта повесть и тем, что отображает события народного восстания под предводительством Емельяна Пугачева. При этом образ Пугачева, вопреки официальной версии, трактуется Пушкиным не как образ разбойника и убийцы, а как образ реальной исторической личности, способной и на рассудительные, справедливые решения и поступки. В конечном итоге любовь Петра Гринева и Маши Мироновой защищают в одинаковой степени Емельян Пугачев и императрица Екатерина, чей образ эпизодично появляется в финале повести.
    Роман в стихах «Евгений Онегин» трактуется в литературоведении как первый в мировой литературе реалистический роман. Но для нас истинная ценность его состоит не столько в новаторстве Пушкина в области литературных методов, сколько в своеобразности отображения им проблемы человека: с одной стороны — возможности, потенциал личности, с другой — его реализация в данной среде. Главный герой произведения Евгений Онегин не вполне готов справиться с задачей, возложенной на него жизнью. Онегин чувствует на себе разрушающее действие общества и пытается противостоять этому влиянию. Но однажды избрав заведомо ложный путь человека, отвергнувшего общество, Онегин не может сосредоточить свои силы, таланты, свой потенциал на действительно значимых жизненных ценностях. В результате он теряет свою возлюбленную, в порыве бессмысленной злобы убивает на дуэли друга.
    Как видим, в своих произведениях Пушкин ощущал себя полновластным хозяином, свободно распоряжающимся разнообразными литературными средствами, черпая необходимый ему материал всюду, где бы он его ни находил. А подытожить сказанное можно словами самого гения:
    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
    Мой прах переживет и тленья убежит —
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.

  5. Когда мы слышим из чьих-то уст имя Александра Сергеевича Пушкина, мы не можем оставить это имя незамеченным. У нас обязательно это имя с чем-то ассоциируется и у каждого с чем-то своим. Кто-то может вспомнить какое-то стихотворение, кто-то может услышит имя любимого поэта, кто-то хоть бы вспомнит школу, но безразличным это Великое имя, этот Великий человек не останется никогда…
    Лично для меня, Александр Сергеевич Пушкин нечто большее чем просто стих, просто поэт, либо просто школа, даже слово “Великий”, будет чем-то низшим по сравнению с моими чувствами. Пушкин играет большую роль в моей жизни. Его стихи, сказки, поэмы, можно читать часами, можно перечитывать миллионы раз и ты не устанешь и будешь находить каждый раз новый для себя смысл, каждый раз более увесистый, любопытный и кажется не похожий на тот первый.
    При словах “ мой Пушкин”, я вспоминанию сказки, которые не может не знать ни один человек, которые я всегда любила с детства, восхищалась ими, никогда я не видела столько романтизма, красоты, злобы и прощения, ненависти и любви, такого контраста между добром и злом. Мы всегда цитируем вбившиеся в нашу память строки, даже иногда не замечая этого. Можем читать его сказки, перечитывать не смотря на возраст, ведь они всегда остаются веселыми, увлекательными, манящими и открытыми, но всегда таящую в себе какую-то тайну и загадочность.
    Так мог писать и рисовать словами лишь истинный гений, дарованный, избранный богом, сколько красоты и радости, нового и разноцветного впустил Пушкин в нашу черно-белую жизнь, ведь именно такими моментами, такими произведениями, радостями, печалями и чувствами мы окрашиваем нашу жизнь.
    Но ведь не только сказками Пушкина одурманил нас, но и своими поэмами, цитатами, стихами, таящий в себе столь глубокий смысл.
    Такой ум рождается не каждый день, Бог, вознаграждает музой, умом и душевной красотой, не каждого и не каждый может использовать и раскрыть этот дар, даже если он в нем есть. А Пушкин смог. Любого человека полюбить просто так нельзя, он должен заставить, что бы его любили, а Пушкин заставил, он заставил любить его, заставил уважать, гордиться и помнить, а ведь не многие люди добиваются того, что бы их помнили.
    Александр Сергеевич, покинул этот мир в столь раннем возрасте, но он успел познать жизнь, он успел полюбить, он успел оставить след в наших сердцах и в моем в том числе.
    Многие до сих пор винят Пушкина, считают его не достойным, “пустым человеком”, но я считаю это мнение ошибочным. Да, Пушкин был человек от Бога, но он был не идеален, разве можно быть идеальным в столь раннем возрасте, со столь прекрасной душой.
    Как бы не воспоминали Пушкина, я считаю его человеком с большой буквы и что бы о нем не думали, он остаются Пушкином, “моим Пушкином”.

  6. То Пушкин, наш поэт великий,
    Задумчиво явился нам
    И утешеньем, и уликой
    Наставшим смутным временам.
    В. Сологуб
    Каждый человек живет в своем отрезке времени. У каждого из нас — свой Пушкин. Александр Сергеевич для меня — поэт вечного пространства. Когда-то он посвятил Жуковскому следующие строки:
    Его стихов пленительная сладость
    Пройдет веков завистливую даль…
    Я отношу эти строки к самому автору, весь мир поэзии поэта бесконечно близок и дорог мне. У каждого из нас — свой Пушкин. Помню тихий, напевный голос мамы:
    Три девицы под окном
    Пряли поздно вечерком…
    Сказать, что это произведение мне просто понравилось, значит не сказать ничего. Я была в восторге и просила маму перечитывать мне сказку снова и снова, пока наизусть не заучила понравившиеся мне строки:
    Три девицы под окном
    Пряли поздно вечерком.
    “Кабы я была царица, —
    Говорит одна девица, —
    То на весь крещеный мир
    Приготовила б я пир”.
    “Кабы я была царица, —
    Говорит ее сестрица, —
    То на весь бы мир одна
    Наткала я полотна”.
    — “Кабы я была царица,
    Третья молвила сестрица, —
    Я б для батюшки-царя
    Родила богатыря”.
    В своих мечтах я представляла, что и у меня есть такой же прекрасный город с дворцами, теремами, садами.
    С годами я взрослела и открывала для себя нового Пушкина.
    В его стихах и поэмах мудрость, улыбчивость, нравственная высота, на которой нет места зависти, жадности, глупости, того, чем изобилует жизнь.
    Я настолько прониклась поэзией Пушкина, что мое мироощущение стало до удивления совпадать с настроением поэта. В светлые дни осени я возвращаюсь к Пушкину. Его мир лишен резких очертаний — во всем видна рука гения: небеса светлы и высоки, душа легка и полна, сквозь прозрачный воздух и свет тонко прорисован смысл бытия. Я живу в эти дни и наслаждаюсь их полной свободой. Я погружаюсь в строки, омывающие душу чистой и прозрачной печалью:
    Унылая пора очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса —
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса.
    Пушкин был настоящим живописцем природы, он воспринимал ее зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта.

  7. Наверное, на этой земле не существует ни одного человека, который бы не слышал о великом русском писателе Александре Сергеевиче Пушкине. Каждый из нас, будь то, взрослый или ребенок знаком с его творчеством.
    Еще с детства мне полюбились его сказочные герои. Из каждой его сказки можно вынести урок, который пригодиться в дальнейшей жизни.
    Александр Сергеевич настоящий творческий волшебник, в его сказках добро всегда берет верх над злом.
    Моей любимой сказкой, конечно же является сказка о золотой рыбке. Эта сказка научила меня довольствоваться необходимым, не быть жадным и знать меру в своих желаниях и запросах.
    В своих гениальных произведениях Александр Сергеевич поднимает извечные темы свободы, любви и дружбы, затрагивает насущные проблемы общества. Он восхваляет честность и трудолюбие.
    Пушкин обладал огромным талантом донести до читателя главное, глубоко проникнуть в душу и навсегда остаться в ней. У этого талантливого писателя множество интересных и незабываемых произведений. В каждом своем шедевре он растворялся полностью.
    Особенно приятно читать его стихи, наполненные романтизмом и любовью. Часто, в памяти всплывают великолепные строчки из его стихотворений. Они вдохновляют, наполняют энергией, обладают силой исцеления.
    Если бы не трагическая гибель поэта на дуэли, литература была бы еще больше заполнена его поучительными шедеврами. Пушкин, несмотря на то, что прожил короткую жизнь, покорил тысячи сердец благодарных читателей.
    Читая его произведения моя жизнь наполняется смыслом, мои мысли приобретают правильное направление. Хотелось бы, чтобы этот легендарный человек жил вечно и дарил миру все новые и новые гениальные произведения.
    Пушкин – величайший, талантливый писатель. Он навсегда останется в моей душе и памяти.

    Мой Пушкин сочинение

    С Пушкиным мы все знакомимся ещё в раннем детстве. И это знакомство продолжается всю сознательную жизнь. Пушкин – мой любимый поэт. У него лёгкий слог и стихи легко запоминаются. У моей мамы была большая книга произведений Пушкина. Это был подарок, и она им очень дорожила. Оттуда она мне по вечерам читала стихи.

  8. У КАЖДОГО ВОЗРАСТА СВОЙ ПУШКИН…

    «Пушкин это наше все», сказал о вели]ком поэте известный критик XIX века Аполлон Григорьев. И теперь, в начале XXI века мы смело можем поставить свои подписи под этим выска]зыванием. Действительно, Пушкин это боль]ше, чем поэт, больше, чем философ, больше, чем учитель. Это наш ум, наша совесть, наша жизнь. Он входит в наши сердца в раннем детстве и оста]ется там до последних дней. Нет на земле челове]ка, который не смог бы найти у Александра Сер]геевича что-то свое, близкое и понятное только ему. Кто-то ищет в его произведениях ответы на важнейшие жизненные вопросы. Для кого-то он лучший друг, с которым можно разделить сокро]венные тайны своей души. У него ищут совета, помощи, поддержки, утешения, просто доброго слова, идущего из глубины души.
    У каждого человека есть свой Пушкин. Более того, у каждого возраста есть свой Пушкин. Все мы воспитывались, росли на произведениях вели]кого русского поэта. Когда мы еще были совсем маленькими, наши мамы и бабушки читали нам сказки, по которым мы впервые учились разли]чать добро и зло, справедливость и жестокость, правду и ложь. Всем сердцем переживали мы за красавицу-царевну, которой коварная ведьма дала отравленное яблоко. И возмущались беско]нечной жадностью старухи, требовавшей все боль]ше и больше богатств от золотой рыбки. Как весе]ло смеялись мы над глупым царем, который цар]ствовал «лежа на боку» и за это был справедливо наказан! Как по-детски, всем сердцем, верили чу]десам, которые творятся «за морем», у царя Гвидона! Шло время, мы становились старше, и уже книгу сказок заменила романтическая поэма «Руслан и Людмила», по которой мы впервые учи]лись светлому и чистому чувству любви, всей ду]шой болели за победу добра над злом. А какое важ]ное место в нашей жизни занимают повести А. С. Пушкина! Ни один учебник истории не способен воссоздать в нашем воображении такие правди]вые, красочные картины прошлого нашей земли.
    Отдельного слова заслуживает лирика вели]кого поэта. Его стихотворения подвластны всем возрастам. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что в каждом доме есть сборник стихотворений А. С. Пушкина. Слегка потрепанный оттого, что то и дело рука да нет! само сердце тянется открыть эту заветную книгу. Ведь по ней мы учи]лись любить красоту родной природы, с упоени]ем погружаясь в мир зимних вьюг:
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя.
    Или радуясь морозному, но солнечному дню, когда хочется схватить санки и побежать катать]ся с крутой заснеженной горки, поднимая бурю хохота и веселья. Именно Пушкин учил нас лю]бить не только лето с его яркими красками, цве]тами, пением птиц; не только весну, когда рас]цветает и радуется все вокруг; не только снеж]ную зиму с катанием на санках, коньках, с весе]лыми играми в снежки и вылепливанием снеж]ных баб, но и осень печальную, но величествен]ную в своей красоте:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и золото одетые леса…
    Поэт любил природу, любил родную землю, ее поля и леса. И эту любовь он передал всем нам:
    …Люблю сей темный сад С его прохладой и цветами,
    Сей луг, уставленный душистыми скирдами, Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
    Научившись любить природу, понимать по]эзию, красоту, музыку, научившись различать добро и зло, видеть недостатки и достоинства лю]дей, отличать правду от фальши, лжи, замечать несправедливость и пытаться бороться с ней, мыPповзрослели, стали настоящими людьми. И под]готовили свое сердце к еще более серьезному, глу]бокому чувству, важному для каждого человека, независимо от возраста, пола, социального ста]туса, к любви. А тому, каким должно быть это чувство, мы тоже учились у Александра Сергее]вича, у героев его произведений. Любовь для по]эта это «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы». Это и вера в чудо, и восхищение милыми чертами, и нежность, переполняющая сердце, и ощущение безграничного счастья от свидания с любимой, и ответственность, и светлая печаль расставания, в которой нет и намека на чувства обманутого собственника:
    Я вас любил: любовь еще, быть может,
    В душе моей угасла не совсем;
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Ни один сознательный гражданин, ни один взрослый человек не может чувствовать себя на]стоящей, полноценной личностью, если не несет в своем сердце любви не только любви к про]тивоположному полу, любви к окружающей при]роде, но и любви к своей родине. А кто, если не Пушкин, может внушить человеку настоящую, всеобъемлющую любовь к родной стране? «В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чисто]те, в такой очищенной красоте, в какой отража]ется ландшафт на выпуклой поверхности опти]ческого стекла. Самая его жизнь совершенно рус]ская…» писал о великом поэте Н. В. Гоголь.
    А. С. Пушкин действительно был «самым рус]ским» поэтом, он был настоящим патриотом сво]ей страны. И учил патриотизму всех, кто хоть раз прочитал строки его стихотворений.
    Приветствую тебя, пустынный уголок,
    Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
    Где льется дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья.
    Сколько нежности, сколько подлинной, ис]кренней любви в этих нескольких строчках! И этой любовью овеяно абсолютно все творчество великого поэта. Но, говоря о патриотизме, о люб]ви к родине, следует сказать, что эти понятия тес]но связаны у Пушкина с понятием свободы, чес]ти. «Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный? спрашивает автор, мечтающий увидеть русских людей освобожденными от оков рабства. И над отечеством свободы просвещенной взойдет ли наконец прекрасная заря?»
    Русский народ освобожден от рабства и кре]постничества, люди обрели свободу и независи]мость, о которой так мечтал поэт. Но и в наше время случаются тяжелые периоды в жизни стра]ны, когда родина, отдавшая нам все свои силы, все свои богатства, требует нашего активного уча]стия. Об этом должен помнить каждый взрослый человек. Об этом постоянно напоминают нам вольнолюбивые, пронизанные великим чувством патриотизма стихотворения А. С. Пушкина.
    Да, у каждого возраста свой Пушкин. Он веч]ный спутник нашей жизни, советчик, помощник, справедливый критик, учитель, воспитатель, на]ставник. «Дай мне руку в непогоду, помоги…» обращался к гению Пушкина А. А. Блок. И Пуш]кин помогал. Как помогает и теперь всем лю]дям без исключения, людям любой национально]сти, любого возраста, любой профессии. Именно поэтому, когда нам бывает трудно, мы открыва]ем наугад любое стихотворение поэта или его зна]менитый роман «Евгений Онегин» и погружаем]ся в волшебство, очарование его драгоценных строк:
    Я к вам пишу чего же боле?
    Что я могу еще сказать?..
    …Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь…
    …Во дни веселий и желаний Я был от балов без ума…
    …Теперь с каким она вниманьем Читает сладостный роман,
    С каким живым очарованьем Пьет обольстительный обман…
    …Гонимы вешними лучами,
    С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга.
    Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года…
    Вся жизнь человеческая, ее мечты и разочаро]вания, ее надежды и страдания, буйство, напор молодых чувств и умудренная опытом зрелость, проходит перед нами. И мы влюбляемся в нее, в ее краски и звуки благодаря великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину.

    На этой странице искали :

    У каждого возраста свой Пушкин
    изложение любите Пушкина
    сочинение на тему пушкин наше все
    Любите Пушкина
    у каждого из нас свой пушкин

  9. Все черная и Черная речка … Все светлеет моя память о том, кто ушел, чтобы в поэзии вечно Оставаться в венце золотом.
    Е. Нефедов
    Ежегодно шестого июня на Псковщине, со всех концов съезжаются поэты, писатели, деятели литературы и искусства, все, кому дорога поэзия. В этот день на земле великого русского поэта проходит пушкинское праздник. Люди идут в гости к живому Пушкина — крупнейшем поэту. Это имя понятно на любом языке. Весь мир благого меняет головы перед творческим подвигом поэта, ощущая его своим современником — незаменимым собеседником, задушевным другом. Украинский поэт Б. Олийнык утверждает, что Пушкина наряду с Шевченко в каждом доме исповедуют как национальную святыню. Подтверждением его слов служит высказывание Д. Н. Журавлева: “Я всегда говорю: жаль, что в наших календарях не обозначена красным цветом дата шестого июня. Пусть это будет рабочий день, но страница — красная. Это же день рождения Пушкина! Он дал нам всю русскую литературу, всю! “Изучая поэзию и прозу Пушкина, мы неустанно восхищаемся своеобразием и неповторимостью художественного мира, созданного поэтом. И каждый из нас находит в этом мире что-то свое, особенно близкое и дорогое.
    Почему же все, что связано с именем великого поэта, бесконечно дорого каждому человеку? Почему с такой любовью чествуют Пушкина миллиона? Впервые услышав строки: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! — Мы повторяем эти слова, и они становятся первой клятвой верности Родине, ее бессмертной поэзии, умеющий поднять человека на вершину подвига. А. С. Пушкин — родоначальник одной из крупнейших литератур мира, основатель русского реализма с его передовыми традициями. Он создал классическую русскую литературную речь. По выражению Н. В. Гоголя, “при имени Пушкина немедленно осеняет мысль о русском национального поэта …” Русской земле нужен был такой поэт как утешение за все потери и невзгоды, за все потрясения, которые обрушила на нее история — от Батыя до Наполеона. Он был нужен ей как праздник победы, как высший взлет народного самосознания. Поэзия Пушкина, с ее чувством свободы и независимости, с чувством достоинства и благородства, легла в основу нашей нравственности. Всем своим творчеством, своим жизненным поведением, своим моральным кодексом Пушкин — наш современник, наш друг, учитель. Безгранично и преданно любя свой народ, Пушкина открыл родную землю в ее неповторимой красоте. Ведь сам он был крупнейшим патриотом. Мы благодарны ему за то, что поэзия его учит нас любить Отчизну, любить глубоко и неизменно. И в тысячный раз удивляясь чуду родной природы, мы не замечаем уже, что смотрим на нее пушкинским глазами, мыслимо образами, сравнениями, которые впервые вспыхнули в его кристальных стихах. Приходит золотая осень, и мы мысленно повторяем:
    Унылая пора! Глаз красота, Приятная мне твоя прощальная краса …
    Снежным зимним утром вспоминаем:
    Пришла, рассыпалась клочьями, повисла на сучках дубов,
    Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов.
    Идут годы … Мы становимся старше, и нам открываются в творчестве Пушкина такие глубины, такие красоты, о которых раньше и не подозревали, снова и снова мы находим что-то новое, неизвестное. У каждого возраста свой Пушкин. Он всегда оказывается рядом. Его творчество возникает перед нами в самых разных жизненных ситуациях. Не о ли наше время эти слова: Если жизнь тебя обманет, Не расстраивайся, не сердись! В день уныния упокорся: День веселья, верь, настанет. Вышел, будто сам поэт нас успокаивает. Пушкина и сегодня учит нас смелости, учит не бояться перед опасностью, мужественно преодолевать трудности. Он, конечно, был прав, когда писал: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал …
    Добрые чувства поэта особенно выразительно звучат в его любовной и дружеской лирике:
    Я вас любил: любовь еще, быть может,
    В душе моей угасла не совсем;
    Но пусть она вас больше не тревожит,
    Я не хочу огорчать вас ничем.
    Разве можно чище, человечнее, мудрее сказать о неразделенной любви? А разве есть человек, который бы ее не пережил? Светлые, добрые и благородные чувства Пушкина становятся примером, которому мы следуют. В Пушкина нет возраста. С ним юность нашего времени. Мы с поэтом, когда он ненавидит и любит, грустит и смеется, мы с Пушкиным во всем: в его озорство, нежности, незыблемости.
    Пушкина делает нас сильнее, увереннее в защите добра и разума, человеческого достоинства, свободы. Он делает нас сильными, что учит любить Родину, ее историю, ее славу. Давно ушла в прошлое эпоха, в которой жил и творил поэт. Но стоит взять книгу и все оживает: и Татьяна, пишет при свече свое письмо, и Борис, что мечется, Годунов, и Орися Родионовна, что дремлет у окошка со своим веретеном, и сам поэт, воспроизвел все это, вложивший в свои произведения талант, душу, совесть.
    Пушкина современный и сегодня. И будет современный завтра и всегда! Закончить произведение хочу словами В. Г. Белинского: “Пушкин принадлежит к вечно живущим и явлений, которые двигаются, не останавливается на той точке, на которой застала их смерть, но что продолжает развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное “.

  10. “Все чернее та
    Черная речка… Все светлей моя память о том,
    Кто ушел, чтоб в поэзии вечно
    Оставаться в венце золотом”.
    Е.Нефедов
    Каждый год шестого июня в Михайловское, на Псковщину, со всех концов съезжаются поэты, писатели, деятели литературы и искусства, все, кому дорога поэзия. В этот день на земле великого русского поэта проходит пушкинский праздник. Люди идут в гости к живому Пушкину — величайшему поэту. Это имя понятно на любом языке. Весь мир благоговейно склоняет головы перед творческим подвигом поэта, ощущая его своим современником — незаменимым собеседником, задушевным другом.
    Украинский поэт Б. Олийник утверждает, что Пушкина наряду с Шевченко в каждом доме исповедуют как национальную святыню. Подтверждением его слов служит высказывание Д.Н.Журавлева: “Я всегда говорю: жаль, что в наших календарях не помечена красным цветом дата шестого июня. Пусть это будет рабочий день, но страница — красная. Это же день рождения Пушкина! Он дал нам всю русскую литературу, всю!” Изучая поэзию и прозу Пушкина, мы неустанно восторгаемся своеобразием и неповторимостью художественного мира, созданное поэтом. И каждый из нас находит в этом мире что-то свое, особенно близкое и дорогое.
    Почему же все, что связано с именем великого поэта, бесконечно дорого каждому человеку? Почему с такой любовью чествуют Пушкина миллионы?
    Впервые услышав строки:
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    Мы повторяем эти слова, и они становятся первой клятвой верности Родине, ее бессмертной поэзии, умеющей поднять человека на вершину подвига.
    А.С.Пушкин — родоначальник одной из величайших литератур мира, основатель русского реализма с его передовыми традициями. Он создал классический русский литературный язык. По выражению Н.В.Гоголя, “при имени Пушкине тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте…” Русской земле нужен был такой поэт как утешение за все утраты и невзгоды, за все потрясения, которые обрушила на нее история — от Батыя до Наполеона. Он был нужен ей как праздник победы, как высший взлет народного самосознания.
    Поэзия Пушкина, с ее чувством свободы и независимости, с чувством достоинства и благородства, легла в основу нашей нравственности. Всем своим творчеством, своим жизненным поведением, своим моральным кодексом Пушкин — наш современник, наш друг, учитель.
    Безгранично и преданно любя свой народ, Пушкин открыл родную землю в ее неповторимой красоте. Ведь сам он был величайшим патриотом. Мы благодарны ему за то, что поэзия его учит нас любить Отчизну, любить глубоко и неизменно. И в тысячный раз изумляясь чуду родной природы, мы не замечаем уже, что смотрим на нее пушкинскими глазами, мыслим образами, сравнениями, которые впервые вспыхнули в его кристальных стихах. Приходит золотая осень, и мы мысленно повторяем:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса…
    Снежным зимним утром вспоминаем:
    Пришла, рассыпалась клоками,
    Повисла на суках дубов,
    Легла волнистыми коврами
    Среди полей, вокруг холмов.
    Идут годы… Мы становимся взрослее, и нам открываются в творчестве Пушкина такие глубины, такие красоты, о которых раньше и не подозревали, снова и снова мы находим что-то новое, неведомое. У каждого возраста свой Пушкин. Он всегда оказывается рядом. Его творчество возникает перед нами в самых разных жизненных ситуациях. Не о нашем ли времени эти слова:
    Если жизнь тебя обманет,
    Не печалься, не сердись!
    В день уныния смирись:
    День веселья, верь, настанет.
    Получилось, будто сам поэт нас успокаивает. Пушкин и сегодня учит нас смелости, учит не робеть перед опасностью, мужественно преодолевать трудности.
    Он, конечно, был прав, когда писал:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал
    Добрые чувства поэта особенно выразительно звучат в его любовной и дружеской лирике:
    Я вас любил: любовь еще, быть может,
    В душе моей угасла не совсем;
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Разве можно чище, человечнее, мудрее сказать о неразделенной любви? А разве есть человек, который бы ее не пережил?
    Самые светлые, добрые и самые благородные чувства Пушкина становятся примером, которому мы следуем.
    У Пушкина нет возраста. С ним юность нашего времени. Мы с поэтом, когда он ненавидит и любит, грустит и смеется, мы с Пушкиным во всем: в его озорстве, нежности, непреклонности.
    Пушкин делает нас сильнее, увереннее в защите добра и разума, человеческого достоинства, свободы. Он делает нас сильными потому, что учит любить Родину, ее историю, ее славу.
    Давно ушла в прошлое эпоха, в которой жил и творил поэт. Но стоит взять книгу, и все оживает: и Татьяна, пишущая при свече свое письмо, и мечущийся Борис Годунов, и Арина Родионовна, дремлющая у окошка со своим веретеном, и сам поэт, воссоздавший все это, вложивший в свои произведения талант, душу, совесть.
    Пушкин современен и сегодня. И будет современен завтра и всегда! Закончить сочинение хочу словами В.Г.Белинского: “Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное”.

  11. Творчество Александра Сергеевича Пушкина настолько многогранно и всеобъемлюще, что уже более двухсот лет все новые и новые поколения читателей открывают страницы его произведений в предвкушении чуда. При этом каков бы ни был возраст читателя, можно не сомневаться — поэт обращается именно к нему, мудрому и внимательному ценителю его творчества.
    В родословной Пушкина скрестились несколько ветвей, уходящих в глубины русской истории и отмеченных участием в государственной жизни страны. Не стал исключением и Александр Сергеевич. Детство будущего поэта прошло в Москве. Он воспитывался французскими гувернерами, рано научился читать, пользуясь богатой библиотекой своего отца, не чуждого литературных занятий.
    Пушкин не был любимым ребенком в семье и, возможно, этот факт отразился на его характере, которому были присущи незыблемая целеустремленность, огромное трудолюбие и способность противопоставлять себя серой массе обывателей. Поэтическое дарование Пушкина обнаружилось уже в раннем детстве, а детские впечатления будущего поэта отразились в его первых поэмах, написанных несколько позже: «Монах» , «Бова». Самые ранние стихотворения Пушкина сохранились не в полном объеме, они были написаны на французском языке.
    Шесть лет поэт провел в Царскосельском лицее. Обстановка лицейского воспитания способствовала развитию его поэтического дарования. Пушкин был принят в литературное общество «Арзамас». По окончании лицея он был определен в Коллегию иностранных дел, но служба его мало беспокоила: в эти годы он занят работой над поэмой «Руслан и Людмила».
    Кажется, нет ни одного малыша дошкольного и младшего школьного возраста, которому не известны эти бессмертные слова:
    У лукоморья дуб зеленый;
    Златая цепь на дубе том:
    И днем и ночью кот ученый
    Все ходит по цепи кругом.
    Еще в детстве поэт побывал в этой неведомой стране, где бродит леший, на ветвях сидит русалка, стоит избушка на курьих ножках — в стране русской народной сказки. Позже, по достоинству оценив всю прелесть предания старины глубокой, он в увлекательной форме поведал о своем удивительном открытии всему миру. Однако, несмотря на мастерство Пушкина-сказочника, эти сказки сначала не были признаны и даже объявлены «подделкой». Основная «вина» поэта состояла в том, что он не копировал фольклор, не умилялся им, а заставил участвовать в утверждении нового метода литературы.
    Сюжеты и стилистика сказок Пушкина необычайно многообразны. «Сказка о попе и о работнике его Балде» прославляет ум и смекалку простого человека, осуждая даже самое умеренное корыстолюбие. Одна из самых оригинальных пушкинских сказок — радостная, многоцветная, переливающаяся, как перо жар-птицы, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Эта история мне очень нравится: приятно читать о том, как легко и быстро исполняются все желания хорошего человека, а недобрые помыслы и поступки, в конце концов, оказываются наказанными. «Сказка о рыбаке и рыбке» — грустная, как народная песня. Старик со старухой прожили тридцать лет и три года, но в один миг стали совершенно чужими друг другу. Капризная, корыстолюбивая старуха была готова погубить своего мужа, добиваясь от него исполнения своих желаний. Однако справедливость восторжествовала: старуха осталась у разбитого корыта, ведь невозможно добиться в жизни успеха чужими руками.
    Нельзя оставить без внимания и лирику поэта. Можно только сожалеть о том, что школьная программа не предоставляет нам возможности более широкого и глубокого ознакомления с этой составляющей пушкинского творчества. Конечно же, всем нравится его любовная лирика:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Описанные Пушкиным чувства знакомы каждому влюбленному, но в произведении Пушкина они являются лишь внешней оболочкой, под которой скрывается глубинный смысл.
    В июне 1825 года к Прасковье Александровне Осиповой приехала ее племянница Анна Петровна Керн. Пушкин, уже слышавший о ней, не остался равнодушен к ее обаянию. Он вспомнил о том, что когда-то в Петербурге уже встречал ее, и во время отъезда Керн подарил ей эти строки. В стихотворении Пушкин вспоминает о далекой петербургской встрече и мысленно переносится в петербургскую атмосферу тех лет:
    В томленьях грусти безнадежной,
    В тревогах шумной суеты…
    Последующие годы были полны страданий и разочарований, но к новой встрече с Керн поэт приходит уже с новым ощущением полноты жизни, и это радостное ощущение дарит поэту и вдохновение, и способность любить.
    Известен нам Пушкин и своими прозаическими произведениями. Одним из самых любимых для меня является повесть «Капитанская дочка», герои которой словно соревнуются друг с другом в благородстве, завоевывают свое счастье, благодаря верности в любви, ответственности друг за друга, честности, принципиальности, стойкости. Интересна эта повесть и тем, что отображает события народного восстания под предводительством Емельяна Пугачева. При этом образ Пугачева, вопреки официальной версии, трактуется Пушкиным не как образ разбойника и убийцы, а как образ реальной исторической личности, способной и на рассудительные, справедливые решения и поступки. В конечном итоге любовь Петра Гринева и Маши Мироновой защищают в одинаковой степени Емельян Пугачев и императрица Екатерина, чей образ эпизодично появляется в финале повести.
    Роман в стихах «Евгений Онегин» трактуется в литературоведении как первый в мировой литературе реалистический роман. Но для нас истинная ценность его состоит не столько в новаторстве Пушкина в области литературных методов, сколько в своеобразности отображения им проблемы человека: с одной стороны — возможности, потенциал личности, с другой — его реализация в данной среде. Главный герой произведения Евгений Онегин не вполне готов справиться с задачей, возложенной на него жизнью. Онегин чувствует на себе разрушающее действие общества и пытается противостоять этому влиянию. Но однажды избрав заведомо ложный путь человека, отвергнувшего общество, Онегин не может сосредоточить свои силы, таланты, свой потенциал на действительно значимых жизненных ценностях. В результате он теряет свою возлюбленную, в порыве бессмысленной злобы убивает на дуэли друга.
    Как видим, в своих произведениях Пушкин ощущал себя полновластным хозяином, свободно распоряжающимся разнообразными литературными средствами, черпая необходимый ему материал всюду, где бы он его ни находил. А подытожить сказанное можно словами самого гения:
    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
    Мой прах переживет и тленья убежит —
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.

  12. Категория: Сочинения по русской литературе 9 класс
    Сочинение 9 класс.
    Творчество Александра Сергеевича Пушкина настолько многогранно и всеобъемлюще, что уже более двухсот лет все новые и новые поколения читателей открывают страницы его произведений в предвкушении чуда. При этом каков бы ни был возраст читателя, можно не сомневаться — поэт обращается именно к нему, мудрому и внимательному ценителю его творчества.
    В родословной Пушкина скрестились несколько ветвей, уходящих в глубины русской истории и отмеченных участием в государственной жизни страны. Не стал исключением и Александр Сергеевич. Детство будущего поэта прошло в Москве. Он воспитывался французскими гувернерами, рано научился читать, пользуясь богатой библиотекой своего отца, не чуждого литературных занятий. Пушкин не был любимым ребенком в семье и, возможно, этот факт отразился на его характере, которому были присущи незыблемая целеустремленность, огромное трудолюбие и способность противопоставлять себя серой массе обывателей. Поэтическое дарование Пушкина обнаружилось уже в раннем детстве, а детские впечатления будущего поэта отразились в его первых поэмах, написанных несколько позже: «Монах» , «Бова». Самые ранние стихотворения Пушкина сохранились не в полном объеме, они были написаны на французском языке.
    Шесть лет поэт провел в Царскосельском лицее. Обстановка лицейского воспитания способствовала развитию его поэтического дарования. Пушкин был принят в литературное общество «Арзамас». По окончании лицея он был определен в Коллегию иностранных дел, но служба его мало беспокоила: в эти годы он занят работой над поэмой «Руслан и Людмила».
    Кажется, нет ни одного малыша дошкольного и младшего школьного возраста, которому не известны эти бессмертные слова:
    У лукоморья дуб зеленый;
    Златая цепь на дубе том:
    И днем и ночью кот ученый
    Все ходит по цепи кругом.
    Еще в детстве поэт побывал в этой неведомой стране, где бродит леший, на ветвях сидит русалка, стоит избушка на курьих ножках — в стране русской народной сказки. Позже, по достоинству оценив всю прелесть предания старины глубокой, он в увлекательной форме поведал о своем удивительном открытии всему миру. Однако, несмотря на мастерство Пушкина-сказочника, эти сказки сначала не были признаны и даже объявлены «подделкой». Основная «вина» поэта состояла в том, что он не копировал фольклор, не умилялся им, а заставил участвовать в утверждении нового метода литературы.
    Сюжеты и стилистика сказок Пушкина необычайно многообразны. «Сказка о попе и о работнике его Балде» прославляет ум и смекалку простого человека, осуждая даже самое умеренное корыстолюбие. Одна из самых оригинальных пушкинских сказок — радостная, многоцветная, переливающаяся, как перо жар-птицы, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Эта история мне очень нравится: приятно читать о том, как легко и быстро исполняются все желания хорошего человека, а недобрые помыслы и поступки, в конце концов, оказываются наказанными. «Сказка о рыбаке и рыбке» — грустная, как народная песня. Старик со старухой прожили тридцать лет и три года, но в один миг стали совершенно чужими друг другу. Капризная, корыстолюбивая старуха была готова погубить своего мужа, добиваясь от него исполнения своих желаний. Однако справедливость восторжествовала: старуха осталась у разбитого корыта, ведь невозможно добиться в жизни успеха чужими руками.
    Нельзя оставить без внимания и лирику поэта. Можно только сожалеть о том, что школьная программа не предоставляет нам возможности более широкого и глубокого ознакомления с этой составляющей пушкинского творчества. Конечно же, всем нравится его любовная лирика:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Описанные Пушкиным чувства знакомы каждому влюбленному, но в произведении Пушкина они являются лишь внешней оболочкой, под которой скрывается глубинный смысл.
    В июне 1825 года к Прасковье Александровне Осиповой приехала ее племянница Анна Петровна Керн. Пушкин, уже слышавший о ней, не остался равнодушен к ее обаянию. Он вспомнил о том, что когда-то в Петербурге уже встречал ее, и во время отъезда Керн подарил ей эти строки. В стихотворении Пушкин вспоминает о далекой петербургской встрече и мысленно переносится в петербургскую атмосферу тех лет:
    В томленьях грусти безнадежной,
    В тревогах шумной суеты…
    Последующие годы были полны страданий и разочарований, но к новой встрече с Керн поэт приходит уже с новым ощущением полноты жизни, и это радостное ощущение дарит поэту и вдохновение, и способность любить.
    Известен нам Пушкин и своими прозаическими произведениями. Одним из самых любимых для меня является повесть «Капитанская дочка», герои которой словно соревнуются друг с другом в благородстве, завоевывают свое счастье, благодаря верности в любви, ответственности друг за друга, честности, принципиальности, стойкости. Интересна эта повесть и тем, что отображает события народного восстания под предводительством Емельяна Пугачева. При этом образ Пугачева, вопреки официальной версии, трактуется Пушкиным не как образ разбойника и убийцы, а как образ реальной исторической личности, способной и на рассудительные, справедливые решения и поступки. В конечном итоге любовь Петра Гринева и Маши Мироновой защищают в одинаковой степени Емельян Пугачев и императрица Екатерина, чей образ эпизодично появляется в финале повести.
    Роман в стихах «Евгений Онегин» трактуется в литературоведении как первый в мировой литературе реалистический роман. Но для нас истинная ценность его состоит не столько в новаторстве Пушкина в области литературных методов, сколько в своеобразности отображения им проблемы человека: с одной стороны — возможности, потенциал личности, с другой — его реализация в данной среде. Главный герой произведения Евгений Онегин не вполне готов справиться с задачей, возложенной на него жизнью. Онегин чувствует на себе разрушающее действие общества и пытается противостоять этому влиянию. Но однажды избрав заведомо ложный путь человека, отвергнувшего общество, Онегин не может сосредоточить свои силы, таланты, свой потенциал на действительно значимых жизненных ценностях. В результате он теряет свою возлюбленную, в порыве бессмысленной злобы убивает на дуэли друга.
    Как видим, в своих произведениях Пушкин ощущал себя полновластным хозяином, свободно распоряжающимся разнообразными литературными средствами, черпая необходимый ему материал всюду, где бы он его ни находил. А подытожить сказанное можно словами самого гения:
    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
    Мой прах переживет и тленья убежит —
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.

  13. Просмторов страницы:
    н/д
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал.
    А. С. Пушкин
    Пушкин… Он входит в жизнь каждого из нас очень рано. С детства. Первая дет­ская книжка в домашней библиотеке — сказки Пушкина. Изучая поэзию и прозу Пуш­кина, мы неизменно чувствуем, какой огромный художественный мир создал поэт. И каждый из нас находит для себя в этом мире что-то особенно близкое и дорогое.
    Почему же все, что связано с именем великого поэта, бесконечно дорого многим людям? Почему с такой любовью чествуют Пушкина миллионы?
    Пушкин — родоначальник одной из величайших литератур мира, основатель рус­ского реализма с его передовыми, демократическими, гуманистическими традиция­ми. Он создал классический русский литературный язык. По выражению Н. В. Гого­ля, «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте…»
    Русская земля не могла не родить такого поэта, как Пушкин. Он был необходим ей как утешение за все утраты и невзгоды, за все потрясения, которые обрушила на нее история — от Батыя до Наполеона. Он был нужен ей как праздник победы, как высший взлет народного самосознания.
    И поэзия Пушкина, с ее чувством свободы и независимости, достоинства и благо­родства легла в основу нашей нравственности.
    Всем своим творчеством, жизненными принципами Пушкин — наш современник, наш друг, учитель.
    Безгранично и преданно любя свой народ, Пушкин открыл родную землю в ее не­повторимой красоте. И, в тысячный раз изумляясь чуду родной природы, мы не заме­чаем уже, что смотрим на нее пушкинскими глазами, мыслим образами, сравнения­ми, которые впервые возникли в его стихах. Приходит золотая осень, и мы мысленно повторяем:
    Унылая пора! Очей очарованье,
    Приятна мне твоя прощальная краса…
    Снежным зимним утром мы вспоминаем с детства запавшие в душу пушкинские строчки:
    Пришла, рассыпалась, клоками
    Повисла на суках дубов,
    Легла волнистыми коврами
    Среди полей, вокруг холмов.
    Идут годы … Мы становимся взрослее, и нам открываются в творчестве Пушкина такие глубины, такие красоты, о которых раньше и не подозревали. Еще уходят годы… И снова мы находим в пушкинской поэзии что-то новое, неведомое. У каждого возра­ста свой Пушкин. Он всегда оказывается рядом.
    Помню, совсем недавно мне было грустно, и я наугад открыла томик Пушкина. Это была страница со словами:
    Если жизнь тебя обманет,
    Не печалься, не сердись!
    В день уныния смирись:
    День веселья, верь, настанет.
    Я даже улыбнулась: получилось, будто сам поэт меня успокоил. Так Пушкин и сегодня учит нас не робеть перед жизнью, учит преодолевать трудности.
    Как прав был поэт, когда писал:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал!…
    Добрые слова поэта особенно выразительно звучат в его любовной и дружеской лирике, которая стала символом лучших человеческих чувств:
    Я вас любил: любовь еще, быть может,
    В душе моей угасла не совсем;
    Но пусть она вас больше не тревожит,
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Разве можно чище, проникновеннее, благороднее сказать о неразделенной люб­ви? А разве есть человек, который бы ее не пережил?
    И еще… Поэзия Пушкина вся звенит от слов «друг», «брат», «товарищ», «друж­ба», «дружество»; она обращена к товарищам, ее переполняет любовь к друзьям.
    Пушкин погиб в тридцать семь лет, но к тридцати семи годам у него уже не было возраста: он был и юношей, и мудрецом одновременно. У него нет возраста и сегодня. Мы с Пушкиным, когда он ненавидит и любит, грустит и смеется, мы с Пушкиным во всем: в его озорстве, нежности, непреклонности.
    Шестое июня — юбилейная дата поэта, которую отмечают те, кто любит поэзию.
    Давно ушла в прошлое пушкинская эпоха. Но стоит взять книгу, и все оживает: и Татьяна, пишущая при свече свое письмо, и мечущийся Борис Годунов, и Арина Родионовна, дремлющая у окошка со своим веретеном, и прежде всего сам поэт, воссоз­давший все это, вложивший в свои произведения талант, душу, совесть. Значит, Пуш­кин жив и сегодня. Он будет нашим современником и завтра, и всегда!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *