Стихи – особенная область нашей духовной жизни. Любое прочитанное нами стихотворение проникает в наше сознание, оставляя в душе свой неповторимый след. При чтении одних стихотворений мы погружаемся в сказочный мир, полный чудес. В других узнаем мир реальный. И ни один образ, ни один герой со слов знакомого человека не воспринимается нами более глубоко, чем тот, о котором мы узнаем сами. Мы словно сживаемся с лирическим героем сердцем и душой, сливаясь с ним воедино. И тогда мы глубже оцениваем реальную обстановку, ту, в которой жил поэт.
Мне очень нравится читать стихи. Из них я узнаю много нового. Каждое стихотворение открывает моей душе что – то особенное, то, чего я не знала до чтения, что, быть может, поможет мне выбрать в будущем правильную дорогу в жизни. Одним из любимых стихотворений для меня стало стихотворение у лукоморья дуб зелёный…
Все стихотворение наполнено каким-то волшебством, именно это мне и понравилось.
Ведь в нашей обычной жизни так не хватает сказки. Нас всех привлекает магия, которую можно найти в этом стихотворении. Пушкин воистину великий поэт, не потому, что известен, но потому, что он, как никто другой, смог описать такое волшебное место как Лукоморье. Он стал первым, кто подарил людям сказку.
Пушкинское Лукоморье является тем, что понравилось мне и многим другим людям, за волшебство, за доброту, за сказку, которую редко где встретишь.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Из поэмы “Руслан и Людмила”
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Несмотря на то, что многие нас слышали Пролог раньше и даже знают его наизусть, правильнее будет, если отрывок «У лукоморья дуб зеленый…» прочитает сам Читатель. С. Я. Маршак в своих «Заметках о сказках Пушкина» дает совет, будто нарочно рассчитанный на учителя: «Все почувствуют прелесть пушкинских сказок и в том случае, если будут читать их сами. Но еще больше оценят они стихи, если услышат их в хорошем чтении. Не декламация нужна, а четкое, толковое, верное ритму чтение. И прежде всего нужно, чтобы взрослый человек, читающий детям сказки, сам чувствовал прелесть русского слова и пушкинского стиха. Пусть обратит он внимание на то, какими простыми средствами достигает поэт предельной изобразительности, как много значат в его стихах не только каждое слово, но и каждый звук, каждая гласная и согласная».
Что требуется от учителя, когда он приступает к анализу небольшого стихотворения или стихотворного отрывка из поэмы, романа? Очевидно, в первую очередь хорошо прочитать это стихотворение, помочь детям представить себе то, что написано поэтом, а может быть, помочь пережить хоть частицу пережитого автором… А для этого Читатель должен каждый раз, приступая к однажды уже объясненному им, пережитому, вновь и вновь спросить себя, верно ли его понимание данного конкретного произведения, может ли он это собственное понимание и собственные сопереживания с поэтом передать своим ученикам.
Осмыслению пушкинского текста поможет небольшая беседа. Ее можно начать с вопроса о. том, какие народные сказки вспоминают нам, слушая «У лукоморья дуб зеленый…». Читатели рассказывают о том, где они встречали Бабу Ягу и Кощея Бессмертного, русалку и царевну, серого волка и пр., называют сказки («Царевна-лягушка», «Марья Моревна» и др.). Не следует забывать, что даже в таком небольшом стихотворном отрывке не все слова понятны. Некоторые из них толкуются приблизительно, другие просто неверно («мимоходом»–идет войной; «на неведомых дорожках» — на которых никто не ходил; «над златом чахнет»- над золотом сидит; «чредой выходят» — выходят по росту).
«У лукоморья дуб зеленый…» — вступление к поэме «Руслан и Людмила» и представляет собой «собирательную картину» сказочных мотивов, изобилующую необыкновенным, волшебным. Картины, изображенные в Прологе, необычайно выразительны: две-три строки вызывают у читателя представление о героях и фантастических событиях. Попробуем прочитать Пролог, осмысливая каждую картину, нарисованную поэтом.
* У лукоморья дуб зеленый,
* Вес ходит по цепи кругом
* Златая цепь на дубе том;
* Идет направо — песнь заводит,
* И днем, и ночью кот ученый
* Налево — сказку говорит…
Какой картиной начинается отрывок «У лукоморья дуб зеленый…»? Что вы представляете? Что такое лукоморье?” — спрашиваем мы у школьников. Их обычно не затрудняет задание нарисовать устно картину, которая им представляется благодаря этим шести пушкинским строчкам. Они рассказывают об «огромном» дубе, таком, «что ни в сказке сказать, ни пером описать», о «черном, со сверкающими глазами коте», который умеет и песни петь, и сказки говорить. Вторая часть обогащает общую картину, сказочный мир конкретизируется:
* Там королевич мимоходом
* Пленяет грозного царя…
«Какой оттенок придает этим строкам слово «мимоходом»? Как вы представляете себе эту картину? Как нужно это прочитать?» И т. д. Интересен и важен вопрос, чем объяснить, что в некоторых строках появляются устаревшие слова, не употребляющиеся в нашей обычной речи: «дол», «видений», «брег», «чредой». Если направить внимание на важные особенности текста, Читатели верно реагируют на них во время подготовки выразительного чтения. В частности, читатели замечают и напевные интонации, столь привычные для народной сказки, и намеренную торжественность некоторых строчек («Там лес и дол видений полны…»), и легкую улыбку автора, которой проникнуты описания «чудесного», «волшебного» («Там королевич мимоходом пленяет грозного царя»). Постепенно автор проводит читателя через многое, чему поверить нельзя и в то же время нельзя не поверить. Он подтверждает «правдивость» рассказанного привычной сказочной концовкой: «И там я был, и мед я пил…» Круг замкнулся: небольшой Пролог заканчивается так, как часто кончается народная сказка.
Стихи – особенная область нашей духовной жизни. Любое прочитанное нами стихотворение проникает в наше сознание, оставляя в душе свой неповторимый след. При чтении одних стихотворений мы погружаемся в сказочный мир, полный чудес. В других узнаем мир реальный. И ни один образ, ни один герой со слов знакомого человека не воспринимается нами более глубоко, чем тот, о котором мы узнаем сами. Мы словно сживаемся с лирическим героем сердцем и душой, сливаясь с ним воедино. И тогда мы глубже оцениваем реальную обстановку, ту, в которой жил поэт.
Мне очень нравится читать стихи. Из них я узнаю много нового. Каждое стихотворение открывает моей душе что – то особенное, то, чего я не знала до чтения, что, быть может, поможет мне выбрать в будущем правильную дорогу в жизни. Одним из любимых стихотворений для меня стало стихотворение у лукоморья дуб зелёный…
Все стихотворение наполнено каким-то волшебством, именно это мне и понравилось.
Ведь в нашей обычной жизни так не хватает сказки. Нас всех привлекает магия, которую можно найти в этом стихотворении. Пушкин воистину великий поэт, не потому, что известен, но потому, что он, как никто другой, смог описать такое волшебное место как Лукоморье. Он стал первым, кто подарил людям сказку.
Пушкинское Лукоморье является тем, что понравилось мне и многим другим людям, за волшебство, за доброту, за сказку, которую редко где встретишь.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Из поэмы “Руслан и Людмила”
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Несмотря на то, что многие нас слышали Пролог раньше и даже знают его наизусть, правильнее будет, если отрывок «У лукоморья дуб зеленый…» прочитает сам Читатель. С. Я. Маршак в своих «Заметках о сказках Пушкина» дает совет, будто нарочно рассчитанный на учителя: «Все почувствуют прелесть пушкинских сказок и в том случае, если будут читать их сами. Но еще больше оценят они стихи, если услышат их в хорошем чтении. Не декламация нужна, а четкое, толковое, верное ритму чтение. И прежде всего нужно, чтобы взрослый человек, читающий детям сказки, сам чувствовал прелесть русского слова и пушкинского стиха. Пусть обратит он внимание на то, какими простыми средствами достигает поэт предельной изобразительности, как много значат в его стихах не только каждое слово, но и каждый звук, каждая гласная и согласная».
Что требуется от учителя, когда он приступает к анализу небольшого стихотворения или стихотворного отрывка из поэмы, романа? Очевидно, в первую очередь хорошо прочитать это стихотворение, помочь детям представить себе то, что написано поэтом, а может быть, помочь пережить хоть частицу пережитого автором… А для этого Читатель должен каждый раз, приступая к однажды уже объясненному им, пережитому, вновь и вновь спросить себя, верно ли его понимание данного конкретного произведения, может ли он это собственное понимание и собственные сопереживания с поэтом передать своим ученикам.
Осмыслению пушкинского текста поможет небольшая беседа. Ее можно начать с вопроса о. том, какие народные сказки вспоминают нам, слушая «У лукоморья дуб зеленый…». Читатели рассказывают о том, где они встречали Бабу Ягу и Кощея Бессмертного, русалку и царевну, серого волка и пр., называют сказки («Царевна-лягушка», «Марья Моревна» и др.). Не следует забывать, что даже в таком небольшом стихотворном отрывке не все слова понятны. Некоторые из них толкуются приблизительно, другие просто неверно («мимоходом»–идет войной; «на неведомых дорожках» — на которых никто не ходил; «над златом чахнет»- над золотом сидит; «чредой выходят» — выходят по росту).
«У лукоморья дуб зеленый…» — вступление к поэме «Руслан и Людмила» и представляет собой «собирательную картину» сказочных мотивов, изобилующую необыкновенным, волшебным. Картины, изображенные в Прологе, необычайно выразительны: две-три строки вызывают у читателя представление о героях и фантастических событиях. Попробуем прочитать Пролог, осмысливая каждую картину, нарисованную поэтом.
* У лукоморья дуб зеленый,
* Вес ходит по цепи кругом
* Златая цепь на дубе том;
* Идет направо — песнь заводит,
* И днем, и ночью кот ученый
* Налево — сказку говорит…
Какой картиной начинается отрывок «У лукоморья дуб зеленый…»? Что вы представляете? Что такое лукоморье?” — спрашиваем мы у школьников. Их обычно не затрудняет задание нарисовать устно картину, которая им представляется благодаря этим шести пушкинским строчкам. Они рассказывают об «огромном» дубе, таком, «что ни в сказке сказать, ни пером описать», о «черном, со сверкающими глазами коте», который умеет и песни петь, и сказки говорить. Вторая часть обогащает общую картину, сказочный мир конкретизируется:
* Там королевич мимоходом
* Пленяет грозного царя…
«Какой оттенок придает этим строкам слово «мимоходом»? Как вы представляете себе эту картину? Как нужно это прочитать?» И т. д. Интересен и важен вопрос, чем объяснить, что в некоторых строках появляются устаревшие слова, не употребляющиеся в нашей обычной речи: «дол», «видений», «брег», «чредой». Если направить внимание на важные особенности текста, Читатели верно реагируют на них во время подготовки выразительного чтения. В частности, читатели замечают и напевные интонации, столь привычные для народной сказки, и намеренную торжественность некоторых строчек («Там лес и дол видений полны…»), и легкую улыбку автора, которой проникнуты описания «чудесного», «волшебного» («Там королевич мимоходом пленяет грозного царя»). Постепенно автор проводит читателя через многое, чему поверить нельзя и в то же время нельзя не поверить. Он подтверждает «правдивость» рассказанного привычной сказочной концовкой: «И там я был, и мед я пил…» Круг замкнулся: небольшой Пролог заканчивается так, как часто кончается народная сказка.