Сочинение на тему у тебя были крылья да ты отвязал их

5 вариантов

  1. Урок литературы в 10 классе.
    Тема: Подготовка к сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов». Р.р.
    Цели и задачи: Обобщить сведения о романе и его героях.
    Проанализировать темы сочинений.
    Отобрать материал для сочинения.
    Совершенствовать умение строить развёрнутый план сочинения.
    Развивать связную речь учащихся.
    Тренировать навык самостоятельной работы.
    I   Оргмомент.
    II 1. Знакомство с темами сочинений. Комментарий к темам.
    «Во мне был заперт свет…»
    Штольц и Обломов.
    Обломов и обломовщина.
    Ильинская и Обломов.
    Трагичен ли образ Обломова?
    Роман «Обломов» в русской критике.
    Моё отношение к герою романа И.А. Гончарова «Обломов».
    «У тебя были крылья, да ты отвязал их».
    Обломов и «лишние люди».
    2. Развёрнутый план сочинения «Обломов и Штольц».
    I. Принципы антитезы – характерная черта романов И.А. Гончарова:
    1) каждая историческая эпоха рождает новых людей» и сохраняет традиции в личностях, хранящих прошлое;
    2) в романах Гончарова сопоставляются нерешительные личности с характерами редкими и деятельными: Пётр Адуев – Александр Адуев («Обыкновенная история»), Штольц – Обломов («Обломов»), Райский – Волохов («Обрыв»).
    II. Штольц – антипод Обломова:
    1) общие черты:
    а) возраст («Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет»);
    б) вероиспове?дание (православие);
    в) обучение в пансионате у Ивана Штольца в Верхлёве;
    г) служба и быстрая отставка;
    д) любовь к Ольге Ильинской;
    2) черты различий:
    а) портрет;
    б) родители;
    в) воспитание;
    г) отношение к учёбе в пансионате;
    д) дальнейшее образование;
    е) образ жизни;
    ж) ведение хозяйства;
    з) жизненные стремления;
    и) взгляды на общество;
    к) отношение к Ольге;
    л) взаимоотношения и взаимовлияние;
    м) самооценка;
    н) особенности характера.
    III. Значение образов Обломова и Штольца:
    Гончаров отразил в Обломове типические черты патриархального дворянства;
    Обломов вобрал в себя противоречивые черты русского национального характера;
    Штольцу отводилась роль человека, способного сломить обломовщину и возродить героя;
    Неясность представлений Гончарова о роли «новых людей» в обществе привела к неубедительности образа Штольца.
    III. Работа по написанию сочинения.
    Отбор цитатного материала к сочинению.
    Работа с черновиком. Проверка, правка.
    Переписывание сочинения в тетрадь.
    IV. Домашнее задание: 1. Театр Островского. Сообщение.
    2. Драму «Гроза» прочитать.
    3. Стр. 3 – 10, 20 – 25.

  2. II

    Иванов день прошел торжественно. Иван Матвеевич накануне не ходил в должность, ездил, как угорелый, по городу и всякий раз приезжал домой то с кульком, то с корзиной.
    Агафья Матвеевна трои сутки жила одним кофе, и только для Ильи Ильича готовились три блюда, а прочие ели как-нибудь и что-нибудь.
    Анисья накануне даже вовсе не ложилась спать. Только один Захар выспался за нее и за себя и на все эти приготовления смотрел небрежно, с полупрезрением.
    ? У нас в Обломовке этак каждый праздник готовили, ? говорил он двум поварам, которые приглашены были с графской кухни. ? Бывало пять пирожных подадут, а соусов что, так и не пересчитаешь! И целый день господа-то кушают, и на другой день. А мы дней пять доедаем остатки. Только доели, смотришь, гости приехали ? опять пошло, а здесь раз в год!
    Он за обедом подавал первому Обломову и ни за что не соглашался подать какому-то господину с большим крестом на шее.
    ? Наш-то столбовой, ? гордо говорил он, ? а это что за гости!
    Тарантьеву, сидевшему на конце, вовсе не подавал или сам сваливал ему на тарелку кушанье, сколько заблагорассудит.
    Все сослуживцы Ивана Матвеевича были налицо, человек тридцать.
    Огромная форель, фаршированные цыплята, перепелки, мороженое и отличное вино ? все это достойно ознаменовало годичный праздник.
    Гости под конец обнимались, до небес превозносили вкус хозяина и потом сели за карты. Мухояров кланялся и благодарил, говоря, что он, для счастья угостить дорогих гостей, не пожалел третного будто бы жалованья.
    К утру гости разъехались и разошлись, с грехом пополам, и опять все смолкло в доме до ильина дня.
    В этот день из посторонних были только в гостях у Обломова Иван Герасимович и Алексеев, безмолвный и безответный гость, который звал в начале рассказа Илью Ильича на первое мая. Обломов не только не хотел уступить Ивану Матвеевичу, но старался блеснуть тонкостью и изяществом угощения, неизвестными в этом углу.
    Вместо жирной кулебяки явились начиненные воздухом пирожки; перед супом подали устриц; цыплята в папильотках, с трюфелями, сладкие мяса, тончайшая зелень, английский суп.
    Посередине стола красовался громадный ананас, и кругом лежали персики, вишни, абрикосы. В вазах ? живые цветы.
    Только принялись за суп, только Тарантьев обругал пирожки и повара за глупую выдумку ничего не класть в них, как послышалось отчаянное скаканье и лай собаки на цепи.
    На двор въехал экипаж, и кто-то спрашивал Обломова. Все и рты разинули.
    ? Кто-нибудь из прошлогодних знакомых вспомнил мои именины, ? сказал Обломов. ? Дома нет, скажи ? дома нет! ? кричал он шопотом Захару.
    Обедали в саду, в беседке. Захар бросился было отказать и столкнулся на дорожке с Штольцем.
    ? Андрей Иваныч, ? прохрипел он радостно.
    ? Андрей! ? громко воззвал к нему Обломов и бросился обнимать его.
    ? Как я кстати, к самому обеду! ? сказал Штольц. ? Накорми меня; я голоден. Насилу отыскал тебя!
    ? Пойдем, пойдем, садись! ? суетливо говорил Обломов, сажая его подле себя.
    При появлении Штольца Тарантьев первый проворно переправился через плетень и шагнул в огород; за ним скрылся за беседку Иван Матвеевич и исчез в светлицу. Хозяйка тоже поднялась с места.
    ? Я помешал, ? сказал Штольц вскакивая.
    ? Куда это, зачем? Иван Матвеич! Михей Андреич! ? кричал Обломов.
    Хозяйку он усадил на свое место, а Ивана Матвеевича и Тарантьева дозваться не мог.
    ? Откуда, как, надолго ли? ? посыпались вопросы.
    Штольц приехал на две недели, по делам, и отправлялся в деревню, потом в Киев и еще бог знает куда.
    Штольц за столом говорил мало, но ел много: видно, что он в самом деле был голоден. Прочие и подавно ели молча.
    После обеда, когда все убрали со стола, Обломов велел оставить в беседке шампанское и сельтерскую воду и остался вдвоем с Штольцем.
    Они молчали некоторое время. Штольц пристально и долго глядел на него.
    ? Ну, Илья?! ? сказал он наконец, но так строго, так вопросительно, что Обломов смотрел вниз и молчал.
    ? Стало быть, «никогда»?
    ? Что «никогда»? ? спросил Обломов, будто не понимая.
    ? Ты уж забыл: «Теперь или никогда!»
    ? Я не такой теперь… что был тогда, Андрей, ? сказал он наконец. ? Дела мои, слава богу, в порядке: я не лежу праздно, план почти кончен, выписываю два журнала; книги, что ты оставил, почти все прочитал…
    ? Отчего ж не приехал за границу? ? спросил Штольц.
    ? За границу мне помешала приехать…
    Он замялся.
    ? Ольга? ? сказал Штольц, глядя на него выразительно.
    Обломов вспыхнул.
    ? Как, ужели ты слышал… Где она теперь? ? быстро спросил он, взглянув на Штольца.
    Штольц, не отвечая, продолжал смотреть на него, глубоко заглядывая ему в душу.
    ? Я слышал, она с теткой уехала за границу, ? говорил Обломов: ? вскоре…
    ? Вскоре после того, как узнала свою ошибку, ? договорил Штольц.
    ? Разве ты знаешь… ? говорил Обломов, не зная, куда деваться от смущенья.
    ? Все, ? сказал Штольц, ? даже и о ветке сирени. И тебе не стыдно, не больно, Илья? не жжет тебя раскаяние, сожаление?..
    ? Не говори, не поминай! ? торопливо перебил его Обломов. ? Я и то вынес горячку, когда увидел, какая бездна лежит между мною и ею, когда убедился, что я не стою ее… Ах, Андрей! если ты любишь меня, не мучь, не поминай о ней: я давно указывал ей ошибку, она не хотела верить… право, я не очень виноват…
    ? Я не виню тебя, Илья, ? дружески, мягко продолжал Штольц, ? я читал твое письмо. Виноват больше всех я, потом она, потом уж ты, и то мало.
    ? Что она теперь? ? робко спросил Обломов.
    ? Что: грустит, плачет неутешными слезами и проклинает тебя…
    Испуг, сострадание, ужас, раскаяние с каждым словом являлись на лице Обломова.
    ? Что ты говоришь, Андрей! ? сказал он, вставая с места. ? Поедем, ради бога, сейчас, сию минуту: я у ног ее выпрошу прощение…
    ? Сиди смирно! ? перебил Штольц засмеявшись. ? Она весела, даже счастлива, велела кланяться тебе и хотела писать, но я отговорил, сказал, что это тебя взволнует.
    ? Ну, слава богу! ? почти со слезами произнес Обломов. ? Как я рад, Андрей, позволь поцеловать тебя, и выпьем за ее здоровье.
    Они выпили по бокалу шампанского.
    ? Где ж она теперь?
    ? Теперь в Швейцарии. К осени она с теткой поедет к себе в деревню. Я за этим здесь теперь: нужно еще окончательно похлопотать в палате. Барон не доделал дела; он вздумал посвататься за Ольгу…
    ? Ужели? Так это правда? ? спросил Обломов. ? Ну, что ж она?
    ? Разумеется, что: отказала; он огорчился и уехал, а я вот теперь доканчивай дела! На той неделе все кончится. Ну, ты что? Зачем ты забился в эту глушь?
    ? Покойно здесь, тихо, Андрей, никто не мешает…
    ? В чем?
    ? Заниматься…
    ? Помилуй, здесь та же Обломовка, только гаже, ? говорил Штольц оглядываясь. ? Поедем-ка в деревню, Илья.
    ? В деревню… хорошо, пожалуй: там же стройка начнется скоро… только не вдруг, Андрей, дай сообразить…
    ? Опять сообразить! Знаю я твои соображения: сообразишь, как года два назад сообразил ехать за границу. Поедем на той неделе.
    ? Как же вдруг, на той неделе? ? защищался Обломов. ? Ты на ходу, а мне ведь надо приготовиться… У меня здесь все хозяйство: как я кину его? У меня ничего нет.
    ? Да ничего и не надо. Ну, что тебе нужно?
    Обломов молчал.
    ? Здоровье плохо, Андрей, ? сказал он, ? одышка одолевает. Ячмени опять пошли, то на том, то на другом глазу, и ноги стали отекать. А иногда заспишься ночью, вдруг точно ударит кто-нибудь по голове или по спине, так что вскочишь…
    ? Послушай, Илья, серьезно скажу тебе, что надо переменить образ жизни, иначе ты наживешь себе водяную или удар. Уж с надеждами на будущность ? кончено: если Ольга, этот ангел, не унес тебя на своих крыльях из твоего болота, так я ничего не сделаю. Но избрать себе маленький круг деятельности, устроить деревушку, возиться с мужиками, входить в их дела, строить, садить ? все это ты должен и можешь сделать… Я от тебя не отстану. Теперь уж слушаюсь не одного своего желания, а воли Ольги: она хочет ? слышишь? ? чтоб ты не умирал совсем, не погребался заживо, и я обещал откапывать тебя из могилы…
    ? Она еще не забыла меня! Да стою ли я! ? сказал Обломов с чувством.
    ? Нет, не забыла и, кажется, никогда не забудет: это не такая женщина. Ты еще должен ехать к ней в деревню, в гости.
    ? Не теперь только, ради бога, не теперь Андрей! Дай забыть. Ах, еще здесь…
    Он указал на сердце.
    ? Что здесь? Не любовь ли? ? спросил Штольц.
    ? Нет, стыд и горе! ? со вздохом ответил Обломов.
    ? Ну хорошо! Поедем к тебе: ведь тебе строиться надо; теперь лето, драгоценное время уходит…
    ? Нет, у меня поверенный есть. Он и теперь в деревне, а я могу после приехать, когда соберусь, подумаю.
    Он стал хвастаться перед Штольцем, как, не сходя с места, он отлично устроил дела, как поверенный собирает справки о беглых мужиках, выгодно продает хлеб и как прислал ему полторы тысячи и, вероятно, соберет и пришлет в этом году оброк.
    Штольц руками всплеснул при этом рассказе.
    ? Ты ограблен кругом! ? сказал он. ? С трехсот душ полторы тысячи рублей! Кто поверенный? Что за человек?
    ? Больше полуторы тысячи, ? поправил Обломов, ? он из выручки же за хлеб получил вознаграждение за труд…
    ? Сколько ж?
    ? Не помню, право, да я тебе покажу: у меня где-то есть расчет.
    ? Ну, Илья! Ты в самом деле умер, погиб! ? заключил он. ? Одевайся, поедем ко мне!
    Обломов стал было делать возражения, но Штольц почти насильно увез его к себе, написал доверенность на свое имя, заставил Обломова подписать и объявил ему, что он берет Обломовку на аренду до тех пор, пока Обломов сам приедет в деревню и привыкнет к хозяйству.
    ? Ты будешь получать втрое больше, ? сказал он, ? только я долго твоим арендатором не буду ? у меня свои дела есть. Поедем в деревню теперь, или приезжай вслед за мной. Я буду в имении Ольги: это в трехстах верстах, заеду и я к тебе, выгоню поверенного, распоряжусь, а потом являйся сам. Я от тебя не отстану.
    Обломов вздохнул.
    ? Ах, жизнь! ? сказал он.
    ? Что жизнь?
    ? Трогает, нет покоя! Лег бы и заснул… навсегда…
    ? То есть погасил бы огонь и остался в темноте! Хороша жизнь! Эх, Илья! ты хоть пофилософствовал бы немного, право! Жизнь мелькнет, как мгновение, а он лег бы да заснул! Пусть она будет постоянным горением! Ах, если б прожить лет двести, триста! ? заключил он, ? сколько бы можно было переделать дела!
    ? Ты ? другое дело, Андрей, ? возразил Обломов, ? у тебя крылья есть: ты не живешь, ты летаешь; у тебя есть дарования, самолюбие; ты вон не толст, не одолевают ячмени, не чешется затылок. Ты как-то иначе устроен…
    ? Э, полно! Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу, а он отрастил брюхо да и думает, что природа послала ему эту ношу! У тебя были крылья, да ты отвязал их.
    ? Где они, крылья-то? ? уныло говорил Обломов. ? Я ничего не умею…
    ? То есть не хочешь уметь, ? перебил Штольц. ? Нет человека, который бы не умел чего-нибудь, ей-богу нет!
    ? А вот я не умею! ? сказал Обломов.
    ? Тебя послушать, так ты и бумаги не умеешь в управу написать и письма к домовому хозяину, а к Ольге письмо написал же? Не путал там которого и
    что? И бумага нашлась атласная, и чернила из английского магазина, и почерк бойкий: что?
    Обломов покраснел.
    ? Понадобилось, так явились и мысли и язык, хоть напечатать в романе где-нибудь. А нет нужды, так и не умею, и глаза не видят, и в руках слабость! Ты свое уменье затерял еще в детстве, в Обломовке, среди теток, нянек и дядек. Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить.
    ? Все это, может быть, правда, Андрей, да делать нечего, не воротишь! ? с решительным вздохом сказал Илья.
    ? Как не воротишь! ? сердито возразил Штольц. ? Какие пустяки. Слушай да делай, что я говорю, вот и воротишь!
    Но Штольц уехал в деревню один, а Обломов остался, обещаясь приехать к осени.
    ? Что сказать Ольге? ? спросил Штольц Обломова перед отъездом.
    Обломов наклонил голову и печально молчал; потом вздохнул.
    ? Не поминай ей обо мне! ? наконец сказал он в смущении, ? скажи, что не видал, не слыхал…
    ? Она не поверит, ? возразил Штольц.
    ? Ну скажи, что я погиб, умер, пропал…
    ? Она заплачет и долго не утешится: за что же печалить ее?
    Обломов задумался с умилением; глаза были влажны.
    ? Ну хорошо; я солгу ей, скажу, что ты живешь ее памятью, ? заключил Штольц, ? и ищешь строгой и серьезной цели. Ты заметь, что сама жизнь и труд есть цель жизни, а не женщина: в этом вы ошибались оба. Как она будет довольна!
    Они простились.

  3. 1«Обломов» «Обломов» – роман о любви.
    2Женские образы в романе.
    1) Воплощение грации и гармонии.
    2) «Простая баба».
    3) Выбор Обломова.
    3Два лика любви в романе И.А.Гончарова «Обломов».
    Роман «Обломов» вышел в свет в 1859 году, когда в стране чрезвычайно остро стоял вопрос отмены крепостного права, когда русское общество уже в полной мере осознавало губительность существующих порядков. Пороки поразили не только угнетенные, забитые слои общества, от бесправия и безысходности рабство не было спасено, но и господствующие классы погрязли в беспринципности, вседозволенности, лености, беззаконии, пресыщенности жизнью. Защитники крепостничества доказывали, что дворяне являются людьми высокого умственного склада, исключительного благородства, носителями культуры, чести и гражданского долга. Гончаров развенчивает этот миф. Он в своем романе исследует человеческую натуру путём противопоставления. В образах Обломова и Штольца мы находим две крайности (сердечность, но пассивность и активность в ущерб душе). Женские образы Ильинской и Пшеницыной тоже совершенно не похожи между собой, но они любили Илью Ильича Обломова, и каждая из них по-своему повлияла на его жизнь.
    В образе Ольги Ильинской воплотились не только лучшие черты русской женщины, но и всё лучшие, что видел писатель в русском человеке. Ольга Сергеевна «не была красавицей, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня.… Но если бы её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Именно в Ольге мы видим все отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую. Ольга – чужая в своей среде. Но в ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию. Именно Ольгу Обломов воспринял как воплощение того идеала, о котором мечтал. Отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять характер Ильи Обломова. Что же видит Ольга в Обломове? Сначала болезненная неспособность этого человека к действию зажигает в ней желание помочь хорошему, но слабовольному человеку. Она ценит в Обломове ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые также чужды и ей. «У тебя были крылья, да ты их отвязал». Она чувствует, что в ней нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. Ольга мечтает, что «она укажет ему цель, заставит полюбить всё то, что он разлюбил…. Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и её». Однако Ольге и Обломову не суждено быть счастливыми. Обломов предчувствует, что их отношения не могут всегда быть только их личным делом, они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей. Ольга постоянно размышляет о своем чувстве, о влиянии на Обломова, о своей «миссии»; любовь становится для неё долгом, постоянно повторяет, что «жизнь-обязанность, любовь – тоже долг», а потому любовь уже не может быть безоглядной, стихийной. Больше того, Ольга не готова пожертвовать всем ради любви. «Тебя хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебя своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути? … Никогда, ни за что!» – решительно отвечает она Обломову. Они ждут друг от друга невозможного. Она от него – деятельности, воли, энергии; в её представлении, он должен стать похожим на Штольца, но только сохранить при этом лучшее, что есть в его душе. Он от неё – безоглядной, самоотверженной любви. Ольга любит того Обломова, которого создала в своём воображении, которого она искренне хотела видеть в жизни…. «Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь ещё жить для меня, – а ты умер уже очень давно», – с трудом выговаривает Ольга и задаёт горький вопрос: «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…». – «Есть, – отвечает Илья. – Обломовщина!» Трагедия Ольги и Обломова становится окончательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров. Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что в душе Ольги здравый смысл, рассудок окончательно победил терзавшее её чувство. Её жизнь можно назвать счастливой. Она верит в своего мужа, а потому любит его. Другой любящей женщиной в жизни Ильи Ильича Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына. Агафья Матвеевна – идеальная хозяйка. Она ни минуты не сидит без дела. Все у неё спорится, в доме чистота и порядок. Духовных запросов у неё нет. Когда Обломов спросил её: «А читаете что-нибудь?», она в ответ только «тупо посмотрела на него». Агафья Пшеницына «была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у неё почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухшие, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил…». Я думаю, что эта простая, малокультурная женщина привлекла Обломова тем, что оказалась очень близка к обломовскому укладу жизни. Её домик на тихой улице Выборгской стороны пришелся по душе Илье Ильичу. Хозяйка этого дома обеспечила ему все необходимые условия – тишину, покой, вкусную еду. Она избавила Обломова от объяснений в любви и выяснений отношений, которыми была наполнена его жизнь в период общения с Ольгой. Пшеницына стала для него внимательной, заботливой нянькой. Обломов был спокоен и счастлив. Агафья бескорыстно и самоотверженно любила Обломова. Но своей любовью и заботой она вновь заглушила проснувшиеся в Обломове человеческие чувства. Она совершила процесс духовной гибели Обломова. Удивительно, что Обломова любили две женщины, совершенно разные по интеллекту, образованию и общественному положению. Однако Ольга стремилась спасти Обломова, а Агафья своей любовью погубила ег
    о. Кто же из них был нужнее и ближе Обломову? Гончаров оставляет этот вопрос открытым. Ольга стремилась к любви, искала её. Сначала она ошибается в своем выборе, но потом находит человека, с которым надеется обрести счастье. Агафья не стремиться к любви как к какой-то сверх цели, не добивается её любыми способами, она ждёт, когда любовь сама придёт. Любовь пришла, она вышла замуж, стала счастливой женой и матерью. Героини очень разные, но их объединяют любовь и желание быть счастливыми. Любовь –сильнейшее человеческое чувство – сыграла большую роль в жизни Обломова. Любовь двух женщин: одной – умной, утонченной, нежной, требовательной, другой – хозяйственной, простодушной, принимающей героя таким, какой он есть. Кто может понять Илью Обломова? Чего он ищет в жизни, в женщине? Ведь его возлюбленные различны как небо и земля. И почему он остался с Агафьей – «простой бабой», а не с божественной Ольгой? Найти сходство в этих женщинах сложно. Они даже любили по-разному. Ольга душевно, высоко, а Агафья – земной, примитивной любовью. Возвышенная любовь Ольги находит отражение в музыке, прогулках по парку, признаниях, цветах сирени. Любовь же Агафьи – это вкусный пирог, горячий кофе, белые подушки. Ольге нужен был «усовершенствованный» Обломов, а не тот ленивец-добряк, который днями лежит на диване. С одной стороны, Ильинская разбудила заснувшую душу, которая способна чувствовать, плакать, смеяться. С другой – она навязывала возлюбленному свои представления о жизни, требовала изменения самой натуры. Мне кажется, поэтому, Обломов «испугался» требовательной любви Ольги. Агафья Пшеницына – хозяйка дома, полная противоположность Ильинской. Если Ольгу мы видели через душу, глаза, то Агафью – через тело, недаром так часто упоминаются ямочки на локтях и белая шея женщины. Её внешность говорила обо всём: простодушна, добра, ласкова, приветлива, помимо этого – отличная хозяйка. Она оберегала покой Обломова, готовила ему изысканную пищу, поддерживала чистоту его комнаты, заботилась о здоровье. Такая мирная, уютная семейная жизнь не пугала героя, как пугала его женитьба на Ильинской, поскольку не налагала на него никакой ответственности. Он любил жену, сына, семейный быт, олицетворявший для него главное – физический и душевный покой. Именно стремление к вечному отдыху, физическому и моральному, к бесконечно длящемуся состоянию физической и душевной неподвижности и определило, в конечном счете, выбор героя.
    Трудно сказать, каков идеал счастья и любви у писателя Гончарова, не имевшего свою собственную семью. Однако свои мечты, задумки, идеи автор, как правило, воплощает в главном герое. Роман И.А.Гончарова «Обломов» – классика русской литературы. В этом романе перед нами предстаёт два лика любви. Первый – любовь Обломова и Ольги, второй – любовь Штольца и Ольги. Они различны. Первое чувство – не успев расцвести – тут же завяло, второе – расцветает долго, но, распустившись и окрепнув, долго сохраняет всю свежесть молодости. Любовь Ольги и Обломова быстро увядает. В этом они оба виноваты, но, скорее всего, всю вину можно возложить на Обломова. Его лень и безделье были причиной разрыва. Неопытная в делах любви, Ольга со всей силой молодости отдалась этому новому для неё чувству, не понимая, что Обломову, с его вечными страхами и ленью, её любовь не очень- то и нужна. Идеал счастья для Обломова олицетворяется в Агафьи. Она лелеет и опекает его, как ребёнка. Только был ли этот идеал любви? «Он сближался с Агафьей Матвеевной – как будто подвигался к огню, от которого становилось всё теплее и теплее, по которому любить нельзя». Обломов не мог любить Агафью, не мог оценить её отношение к нему. А заботу её воспринимал как должное, как привык с детства. «Его как будто невидимая рука посадила, как драгоценное растение, в тень от жары, под кров от дождя, и ухаживает за ним…». Опять же видим – «обломовская утопия». Зачем Гончаров вводит в роман Ольгу как мощное «противоядие» жизни Обломова? Любовь Ильи и Ольги, я бы сказала, даже представляется страстной. Она искрой пробегает между ними, распаляя интерес, друг к другу. Она заставляет очнуться Обломова, дает Ольге почувствовать свои силы женщины, она содействует её духовному росту. Но не имеют их отношения будущего, потому как Обломов никогда не преодолеет «овраг», разделяющий его с Ольгой. В конце романа я не вижу полной картины любви и семейного счастья. С одной стороны, только Агафья – олицетворение семьи, с другой, Ольга – это любовь. Но нельзя забыть Ольгу и Штольца. Их союз близок к идеалу. Они стали как единое целое. Их души слились воедино. Они думали вдвоём, читали вдвоём, вместе растили детей – жили разнообразно и интересно. Семейный быт не смог приземлить их отношений. «Штольц был глубоко счастлив своей наполненной, волнующейся жизнью, в которой цвела неувядаемая весна, и ревниво, деятельно, деятельно, зорко возделывал, берёг и лелеял её». Мне кажется, именно Ольга и Штольц символизируют идеал любви и семьи в понимании И.А.Гончарова. Два лика этого романа различны, как и сама любовь, о которой так много сказано. Гениальность Гончарова и состоит, в том, что он показал эти два лика, не утаивая и не приукрашивая ничего.

  4. Отношения Штольца и Обломова в зрелые годы остаются такими же доверительными и нужными героям, как и в детстве либо юности. Сбегающий от реальной жизни в прекрасный мир иллюзий Илья Ильич и рациональный, все контролирующий, деятельный Андрей Иванович находят в друге те черты и качества, которые они не могут раскрыть в себе. Их дружба строится не только на взаимном понимании и сопереживании, но и на взаимной помощи героев друг другу. Только со Штольцем Обломов мог поделиться своими надеждами, планами, мечтами и только Штольц мог быстро и выгодно для Ильи Ильича решить проблемы с его поместьем. С другой же стороны, лишь в обществе друга Андрей Иванович обретал душевное равновесие и мог с ним поделиться своими проблемами.
    Штольц при любом удобном случае пытается «расшевелить», активизировать Обломова, заставить его действовать «сейчас или никогда», тогда как Илья Ильич постепенно, неосознанно для обоих героев прививает другу те самые «обломовские» ценности, которых так боялся Андрей Иванович и к которым в итоге пришел – к спокойной, размеренной, однообразной семейной жизни.

    Заключение

    Тема дружбы в романе «Обломов» раскрывается на примере взаимоотношений двух противопоставляемых героев. Однако различия между Обломовым и Штольцем носят только внешний характер, так как оба они являются личностями, находящимися в постоянном поиске собственного счастья, но так и не сумевшими раскрыться полностью и реализовать весь свой потенциал. Образы героев трагичны, так как ни постоянно стремящийся вперед, деятельный Штольц, ни пассивный, живущий в иллюзиях Обломов не находят гармонии между двумя основными началами – рациональным и чувственным, что приводит к смерти Ильи Ильича и внутреннему смятению и еще большей запутанности Штольца.

  5. Сравнение двух женских образов в романе Гончарова ” Обломов” Автор: Гончаров И.А.
    1«Обломов» «Обломов» – роман о любви.
    2Женские образы в романе.
    1) Воплощение грации и гармонии.
    2) «Простая баба».
    3) Выбор Обломова.
    3Два лика любви в романе И.А.Гончарова «Обломов».
    Роман «Обломов» вышел в свет в 1859 году, когда в стране чрезвычайно остро стоял вопрос отмены крепостного права, когда русское общество уже в полной мере осознавало губительность существующих порядков. Пороки поразили не только угнетенные, забитые слои общества, от бесправия и безысходности рабство не было спасено, но и господствующие классы погрязли в беспринципности, вседозволенности, лености, беззаконии, пресыщенности жизнью. Защитники крепостничества доказывали, что дворяне являются людьми высокого умственного склада, исключительного благородства, носителями культуры, чести и гражданского долга. Гончаров развенчивает этот миф. Он в своем романе исследует человеческую натуру путём противопоставления. В образах Обломова и Штольца мы находим две крайности (сердечность, но пассивность и активность в ущерб душе). Женские образы Ильинской и Пшеницыной тоже совершенно не похожи между собой, но они любили Илью Ильича Обломова, и каждая из них по-своему повлияла на его жизнь.
    В образе Ольги Ильинской воплотились не только лучшие черты русской женщины, но и всё лучшие, что видел писатель в русском человеке. Ольга Сергеевна «не была красавицей, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня.… Но если бы её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Именно в Ольге мы видим все отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую. Ольга – чужая в своей среде. Но в ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию. Именно Ольгу Обломов воспринял как воплощение того идеала, о котором мечтал. Отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять характер Ильи Обломова. Что же видит Ольга в Обломове? Сначала болезненная неспособность этого человека к действию зажигает в ней желание помочь хорошему, но слабовольному человеку. Она ценит в Обломове ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые также чужды и ей. «У тебя были крылья, да ты их отвязал». Она чувствует, что в ней нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. Ольга мечтает, что «она укажет ему цель, заставит полюбить всё то, что он разлюбил…. Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и её». Однако Ольге и Обломову не суждено быть счастливыми. Обломов предчувствует, что их отношения не могут всегда быть только их личным делом, они непременно обернутся множеством

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *