Сочинение на тему учебная деятельность

8 вариантов

  1. Чем старше становится ребенок, тем
    все большее место в его жизни и
    большую роль в его развитии начинает
    играть специальная деятельность –
    учебная.
    Учение тесно связано с трудом прежде
    всего потому, что любому труду
    необходимо учиться, учение предваряет
    труд. Но и само учение есть
    своеобразный и напряженный труд,
    требующий как от ученика, так и от
    учителя значительных и длительных
    усилий. Содержанием учебной
    деятельности детей является усвоение
    ими определенной системы знаний. Эти
    знания составляют опыт многих
    поколений людей, живших в разных
    странах и в разные исторические
    периоды.
    В процессе разнообразного труда люди
    познавали мир, раскрывали
    действующие в природе и обществе
    законы, накапливавали многообразные
    факты, определяли их происхождение,
    взаимозависимости, своеобразие,
    объединяли их в группы и категории.
    Каждое новое поколение получает от
    предшествующих накопленные знания в
    готовом виде; оно должно овладеть
    этими знаниями, усвоить их. Это и
    цель, и мотив учебной деятельности.
    Психологической стороной учебной
    деятельности является процесс
    усвоения детьми знаний разного
    содержания и разной степени
    сложности и процесс усвоения
    способов использования этих знаний.
    Процесс усвоения знаний детьми не
    сводится к запоминанию учеником тех
    фактов, явлений, законов, которые ему
    передает учитель или о которых он
    прочитал в учебнике. “Усваивать –
    значит сливать продукты чужого опыта
    с показаниями собственного”, – писал
    И. М. Сеченов.
    Таким образом, основой учебной
    деятельности становитсяслияние,
    связывание усваиваемого
    общественного опыта с собственным
    маленьким личным опытом,
    накопленным ребенком за 5-7-10 лет
    жизни, и обогащение этого опыта в
    процессе учения.
    Такое понимание учебной деятельности
    характеризует ее прежде всего как
    деятельность познавательную. Ребенок
    не просто заучивает материал
    программы, но и познает мир, не только
    настоящий, но и прошлый, не только
    видимый, но и воображаемый.
    Опосредованное познание ребенком
    мира путем усвоения накопленных
    обществом знаний – это не только
    ускоренное, сжатое во времени
    узнавание действительности, это и
    процесс формирования личности. Зная
    структуру числа или свойства
    математических действий, овладевая
    знаниями о составе слова, о строении
    растения или об истории родной
    страны, знакомясь с открытиями в
    области техники и промышленности,
    животноводства и судоходства, дети
    начинают понимать огромное значение
    творческого труда человека, начинают
    ценить замечательные дела людей труда
    и науки.

  2. Моя педагогическая деятельность.
    ( Сочинение ЭССЕ )
    Учитель живёт до тех пор,
    пока учится. Как он пере-
    стает учиться, в нем
    умирает учитель.
    К.Д.Ушинский
    « Самая большая должность на земле – быть человеком ».
    Это примитивная, на первый взгляд, фраза М.Горького побудила меня к размышлению. Быть человеком, иметь право называться им с большой буквой, не может каждый человек.
    Желание быть достойным этого названия и помочь окружающим, пройти жизненный путь с гордо поднятой головой переросло в нечто большое- как цель.
    Любовь к людям, человек, обладающим этим качеством, по – моему просто обязан быть учителем. Поэтому я выбрала профессию учителя. Ещё учась в школе, меня всегда восхищало неустанное желание учителей учить других, их сдержанность, всегда готовность помочь ученику, вместе радоваться и переживать. От настоящего учителя всегда исходят лучи, которые поражают тебя и, наконец, заражают своим стимулом творить. Наверное потому что у меня были такие хорошие педагоги, я выбрала эту никогда не стареющую, мудрую, самую трудную профессию учителя. Сейчас, уже работая учителем, я убеждаюсь, что выбрала именно тот путь, по которому я смогу и хочу пройти всю свою жизнь.
    Я считаю, что общение- это ключ к каждому человеку.
    Только общаясь, с людьми можно познать их выбор- преподавание русского языка и литературы- я думаю и заключается в этом. На уроках языка и литературы можно открыть тот мир, о котором ученики подозревали.
    Л.Н.Толстой писал : «Для того, чтоб ученик учился хорошо, нужно, чтоб он учился охотно». Действительно, человек увлеченный чем либо, проявляет значительно больше воли, настойчивости, терпения, упорства, чем тот, который относится к делу без интереса и любви. Поэтому очень важно пробудить у учащихся эмоциональное, положительное отношение к учебе.
    Отношение учеников к делу, к уроку, к предмету, к учителю зависит в первую очередь, от отношения самого учителя к своему делу, от его знаний, таланта и от умения пользоваться разнообразными формами и методами обучения.
    Участвуя во многих школьных конкурсах и районных олимпиадах у меня появился стимул учиться и трудиться и творить. Как говорится : « Век живи – век учись», – нужно не переставать учиться. Невозможно в наше прогрессивное время быть энциклопедистом, нельзя быть и узким специалистом только своего дела, «предметником ». Учитель должен быть готов ответить на многие вопросы, пополнять умственный багаж и повышать нравственный потенциал. Я прикладываю все усилия, чтобы не дать себя застать врасплох.
    Для того чтобы сделать насыщенными свои уроки, я посещаю уроки опытных учителей, читаю специализированные журналы. Используя навыки и конечно, же свою фантазию я строю в своих уроках. Например : на уроках русского языка в пятом классе при чтении рассказов, чтобы побудить интерес у учащихся, я предпочитаю инсценировки. Можно даже немного приодеть детей в ту или иную роль. Много внимания уделяю творческой работе учащихся. Учу детей составлять маленькие рассказы, ситуации на пословицы. Обращаю внимания на выразительность чтения, использую игровые моменты.
    Моя педагогическая деятельность на этом не завершается , ещё все впереди, я буду неустанно трудиться, моё желание учит детей, моя любовь к профессии, считаю я, помогут мне еще много-много раз убеждаться в правильном выборе моей профессии.
    «Учитель живет до тех пор, пока учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель», -я думаю слова великого педагога К.Д. Ушинского будут моим девизом.

  3. Вот и набросала просто немного предложение исправь как надо и все)
    Полиция.   Я начал (а) понимать, насколько важна эта служба для сохранения порядка в нашей стране.
    Сейчас с экрана телевизора и газетных страниц льются целые потоки негативной информации о полиции. Тут и убийства, и шантаж, и нарушение правил дорожного движения, и злоупотребление служебным положением. Складывается такое впечатление, что кто-то через средства массовой информации ведет планомерную работу по дискредитации не одного какого-то сотрудника, а всех структурных подразделений полиции. Я не говорю, что все в этих репортажах обман и выдуманные истории. Нет. Как говорится, в семье не без урода. Нельзя по нескольким полицейским судить обо всей службе в целом. Ведь большинство сотрудников честно выполняют свою работу, не щадя своей жизни, борются с преступниками.
    И поэтому, чтобы повысить авторитет полиции, хочется многое изменить в её работе. Если бы я была начальником полиции. ..
    Я считаю, чтобы избежать в дальнейшем преступлений, совершенных сотрудниками полиции, надо усилить контроль над ними службой собственной безопасности и провести проверку на и служебное соответствие занимаемой должности. При поступлении на работу каждый должен быть подвергнут опросу с применением полиграфа. Принимать на службу только подготовленных полицейских не только физически, но и профессионально. Каждый сотрудник обязан пройти обучение в учебных заведениях МВД, где с ними наравне с преподавателями по специальным предметам, должны работать и психологи, которые доведут до них мысль о том, что полицейский обязан уважать права и свободу гражданина России, а не пользоваться служебным положением.
    На мой взгляд, нужно чаще направлять сотрудников РОВД в различные организации района для бесед с людьми, обсуждения злободневных вопросов соблюдения законности и профилактики преступлений. Рассказывать гражданам обо всех случаях мошенничества, чтобы люди были более бдительными. Усилить работу с детьми в школах района. Довести до них мысль” о недопустимости совершения ими преступлений, чтобы дети поняли, что однажды нарушив закон, они не смогут после окончания школы поступить в престижный ВУЗ, стать сотрудником полиции, МЧС или военным. Ведь один необдуманный поступок может повлиять на дальнейшую жизнь, лишить мечты о будущем.
    Я изменил бы наказание за административные нарушения, совершенные детьми. Помимо денежного штрафа, который налагается на родителей нарушителя, также должен быть наказан и сам ребенок. Думаю, что подростки вполне самостоятельны, чтобы отвечать за содеянное. Для этого лучше всего подойдут общественно полезные работы по уборке территории поселка.
    Необходимо усилить контроль в магазинах, не везде соблюдается закон о запрете продажи алкогольных и табачных изделий лицам, не достигшим восемнадцати лет. И более строго следить за соблюдением запрета на курение в общественных местах, он совсем не соблюдается подростками, да и взрослыми тоже.
    По-моему, следует улучшить работу участковых уполномоченный полиции. Ни для кого не секрет, что большинство жителей не знают, как выглядит их участковый, а тем более, как его зовут. Ведь он является тем, к кому в первую очередь, пострадав от преступников, обращаются жители, проживающие на его участке. Участковый должен стать ближе к каждой семье, знать об их проблемах и по мере сил помогать.
    Необходимо найти ассигнования, чтобы абсолютно на всех служебных автомобилях стояли видеорегистраторы, и была возможность выхода в локальную сеть Интернет для проверки номеров автомобилей, находящихся в угоне и документов правонарушителей без выезда на основную базу. Также доступ в Интернет уменьшит время, которое необходимо, чтобы довести до каждого сотрудника последние ориентировки и фотографии преступников. Кроме того хотелось бы оборудовать автомобили навигаторами для проверки нахождения автомобиля с сотрудниками в служебное время и соблюдения ими скоростного режима.
    Совместно с администрацией района постарался бы возобновить работу народной дружины, в которую вошли бы те жители, кому не безразличен порядок в поселке и кто хочет оказать посильную помощь полиции в охране правопорядка при совместном патрулировании с сотрудниками ППС.
    На мой взгляд, нужно чаще печатать в прессе об отличившихся сотрудниках РОВД, криминальной обстановке в районе, об изменениях в правилах дорожного движения. Чтобы автолюбители узнавали о них сразу, а не тогда, когда по незнанию нарушат какой- либо из вновь введенных пунктов правил. Я согласен, что незнание закона не освобождает от ответственности, но надо приложить все силы, чтобы каждый человек знал законы своей страны.
    Всем сотрудникам полиции, считаю, необходимо в обязательном порядке больше заниматься спортом. Каждый полицейский должен быть строен и подтянут. Со своей стороны я бы постарался поощрять тех сотрудников РОВД, кто в свободное от работы время посещает спортивные секции.
    Служба в полиции – призвание для благородных, честных, порядочных людей. Важность и значимость этой профессии должен понимать каждый. Нужно иметь большую выносливость, силу воли и крепкое здоровье. Ведь сотрудник полиции не просто стоит на посту, он страж порядка. Если где-нибудь драка, сумеешь ли ты вмешаться, не побоявшись за себя? А полицейский, когда его просят о помощи, не думая о себе, спешит помочь. Каждый день и каждый час он рискует своей жизнью. Это важная и достойная почёта работа. Наша полиция нас бережёт!


  4. Пожалуйста помогите!
    Объясните почему автор использует эти тропы(каждый по три предложения)в этом тексте:
    Ветер принес издалека Робко, темно и глубоко
    Песни весенней намек Плакали струны мои.
    Где-то светло и глубоко Ветер принес издалека
    Неба открылся клочок. Звучные песни твои.
    Вот тропы:
    1)Неба открылся клочок, 2) Плакали струны мои

    округлить число 3.9979 до тысячных

    ОЧЕНЬ НАДО!!!
    Смесь метана и хлора объемом 21,28 л (н. у.) облучали рассеянным светом, при этом произошло исчерпывающие хлорирование метана, и объем газообразных продуктов по окончании реакции уменьшился на 3,36 л (н. у.). Рассчитать массовую долю метана (в %, с точностью до десятых) в смеси.

    пусть а и б- любые натуральные числа. на которое из данных ниже чисел выражение 2*а+8*в делится без остатка

    маленький прогулочный катер может взять 15 человек,а большой на 65 человек больше.Сколько человек может взять большой катер?Поставь вопрос так,чтобы задача решалась в два действия.

    В болоте жила лягушка Квакушка и ее мама Кваквакушка. На обед Кваквакушка съедала 16 комаров, а Квакушка на 7 меньше, на ужин 15 комаров, а Квакушка на 5 меньше. Сколько комаров нужно лягушкам в день, если они не завтракают? 50 ?

    сколько литров CO получится при нагревании 92 граммов муравьиной кислоты в присутствии концентрированной серной кислоты?

    орфографический разбор слова собирался

    Укажите, в каком варианте ответа правильно объяснена постановка двоеточия в пред? ?ожении «Одна из самых известных работ А. И. Куинджи «Берёзовая роща» варьирует мотив среднерусской природы: по зелёной опушке, расположенной посреди леса, бежит, извиваясь, ручей» Выберите один ответ:
    1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части
    2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части
    3. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чем говорится во второй части
    4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части

    Укажите номера предложений, в состав которых входят однородные члены.
    1) По Смоле? ?ской дороге — леса, леса, леса. По Смоленской дороге — столбы, столбы, столбы. (Б. Окуджава)
    2) Брови Лизы не то чтобы нахмурились, а дрогнули. (И.Тургенев)
    3) Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна. (С.Аксаков)
    4) Сжалься, сжалься же, родная….
    5) Уж ждем не дождемся его возвращения. Он ни жив ни мертв мчится назад. (И. Гончаров)
    6) Снег горками лежал у него на плечах, на шапке. (Ю.Яковлев)

  5. Чем старше становится ребенок, тем
    все большее место в его жизни и
    большую роль в его развитии начинает
    играть специальная деятельность —
    учебная.
    Учение тесно связано с трудом прежде
    всего потому, что любому труду
    необходимо учиться, учение предваряет
    труд. Но и само учение есть
    своеобразный и напряженный труд,
    требующий как от ученика, так и от
    учителя значительных и длительных
    усилий. Содержанием учебной
    деятельности детей является усвоение
    ими определенной системы знаний. Эти
    знания составляют опыт многих
    поколений людей, живших в разных
    странах и в разные исторические
    периоды.
    В процессе разнообразного труда люди
    познавали мир, раскрывали
    действующие в природе и обществе
    законы, накапливавали многообразные
    факты, определяли их происхождение,
    взаимозависимости, своеобразие,
    объединяли их в группы и категории.
    Каждое новое поколение получает от
    предшествующих накопленные знания в
    готовом виде; оно должно овладеть
    этими знаниями, усвоить их. Это и
    цель, и мотив учебной деятельности.
    Психологической стороной учебной
    деятельности является процесс
    усвоения детьми знаний разного
    содержания и разной степени
    сложности и процесс усвоения
    способов использования этих знаний.
    Процесс усвоения знаний детьми не
    сводится к запоминанию учеником тех
    фактов, явлений, законов, которые ему
    передает учитель или о которых он
    прочитал в учебнике. «Усваивать —
    значит сливать продукты чужого опыта
    с показаниями собственного»,— писал
    И. М. Сеченов.
    Таким образом, основой учебной
    деятельности становитсяслияние,
    связывание усваиваемого
    общественного опыта с собственным
    маленьким личным опытом,
    накопленным ребенком за 5—7—10 лет
    жизни, и обогащение этого опыта в
    процессе учения.
    Такое понимание учебной деятельности
    характеризует ее прежде всего как
    деятельность познавательную. Ребенок
    не просто заучивает материал
    программы, но и познает мир, не только
    настоящий, но и прошлый, не только
    видимый, но и воображаемый.
    Опосредованное познание ребенком
    мира путем усвоения накопленных
    обществом знаний — это не только
    ускоренное, сжатое во времени
    узнавание действительности, это и
    процесс формирования личности. Зная
    структуру числа или свойства
    математических действий, овладевая
    знаниями о составе слова, о строении
    растения или об истории родной
    страны, знакомясь с открытиями в
    области техники и промышленности,
    животноводства и судоходства, дети
    начинают понимать огромное значение
    творческого труда человека, начинают
    ценить замечательные дела людей труда
    и науки.

  6. Омский Государственный Университет
    Контрольная работа по общей психологии
    Тема: «Мотивация учебной деятельности».
    выполнила слушатель ЦДО
    группы ЦП-9.1 Моисеенко О.А.
    проверил :
    1999 г.
    Оглавление:
    1. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии.
    2. Мотивация учебной деятельности.
    1) мотивация деятельности достижения
    2) внешняя и внутренняя мотивация
    3) учебная ситуация и проблемы мотивации учения
    4) организация мотивации учебной деятельности
    3. Заключение.
    Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии.
    Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания закономерностей поведения человека и особенно в отношении побуждений и их реализации. С другой стороны, назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденции человека к действию с социальной детерминации его психики.
    Обзор работ отечественных психологов показывает, что в настоящее время в психологии накоплены данные, как для уточнения некоторых исходных позиций, так и для дальнейшего, более широкого и глубокого исследования проблем мотивации.
    Многочисленные исследования проведены отечественными психологами по вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности. Так, Л.И.Божович и её сотрудники, и последователи длительное время изучают мотивы школьников. При анализе направленности личности (понимая под направленностью относительно постоянные и доминирующие мотивы) были выделены широкие социальные мотивы получения знаний и мотивы, порожденные самой учебной деятельностью.
    Исследуя отношение школьников к учению, Л.И.Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости личности есть прежде всего проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения. Работы Божович и её сотрудников имели большое значение для развития проблемы мотивации учения. Вместе с тем перспективным для дальнейшего развития этой области психологии является её положение о взаимосвязи мотивов с направленностью личности и с её отношением к окружающей действительности, а также о структурности мотивации.
    Божович и её сотрудниками под мотивом понимается внутренняя позиция личности. Придя к выводу о том, что одним из важнейших моментов, раскрывающих сущность отношений школьников к учению, является совокупность мотивов: ” При этом под мотивами учения мы понимаем то, ради чего учится ребёнок, что побуждает его учиться”.
    В зарубежных исследованиях изучению мотивов уделяется большое внимание. Выполнены многочисленные теоретические и экспериментальные работы по вопросам побуждений в поведении человека и животных. Разработка вопросов мотивации ведется интенсивно в различных областях психологической науки с использованием множества методов.
    Своеобразное понимание мотивации характерно для гештальтской психологической школы. К.Левин разработавший методику экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное. Как представителями гештальтпсихологии понималась категория образа, так К.Левиным в «теории поля» понималась категория мотива. Поведение К.Левин объяснял, исходя из отношений, складывающихся у личности с непосредственной конкретной средой в данный временной микроинтервал. Левин, перейдя от фрейдистского понимания мотива как сжатой в организме энергии к представлению о системе «организм — среда», сделал важный шаг вперёд в развитии учения о мотивах. Его несомненной заслугой является и разработка, и применение экспериментального метода при исследовании мотиваций.
    В теории Д.К.Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются, формируются при его онтогенетическом развитии. Мотив здесь «стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний», видов удовлетворения или результатов. Мотив достижения рассматривается как первопричина человеческого поведения.
    Г.Олпорт в своей книге ” Личность” как представитель «персоналистического» направления выдвинул идею личностного подхода к мотивации человека. В его теории самореализации личность рассматривается как первопричина человеческого поведения.
    В теории мотивации Э.Даффи поведение описывается через его направленность (подход, общая линия поведения) и интенсивность (внутреннее возбуждение и активность). При определении мотивации необходимо определить активацию и её направление.
    Д.Берлайн разработал сложную систему мотивации, согласно которой потребность определяет ответы организма. Но сама потребность у него тесно связана с потенциалом возбуждения первичных структур, и поэтому его теория физиологична.
    В теории мотивации И.Аткинсона и К.Бёрча Аткинсон выделяет несколько «языков» мотивации: экспериментальный, нейрофизиологический, поведенческий, математический. Основываясь на взглядах К.Левина и Э.Толмена Аткинсон рассматривает поведение как, во-первых, ожидание чего-то и, во-вторых, ценности, превращающейся в мотив. Новым здесь является то, что Аткинсон и Бёрч рассматривают не реакции, а действия (в том числе и вербальные). Воздействующие стимулы преобразуются в зависимости от мотивов, их значимости и оценки. Это определяет эффективное состояние и характеристику действий. В теории мотивации А.Маслоу отмечается стремление индивида к непрерывному развитию как ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и определяется внутренними и внешними мотивами.
    Таким образом, среди отечественных и зарубежных психологов существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре личности.
    Мотивация учебной деятельности.
    Мотивация деятельности достижения.
    Проблема мотивации учения появляется тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности. Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения.
    Для определения мотивации учебной деятельности нам представляется возможным подробнее осветить взаимодействие личности и ситуации, как основу понимания поведения и деятельности. Основные положения теории личностных диспозиций Х.Хекхаузена:
    1.Поведение человека определяется набором стабильных латентных переменных (черт, диспозиций), которые обозначаются в психологии как «черты личности и характера», «способности», «установки», «ценностные ориентации», «потребности», «мотивы».
    2. Порядковый номер субъекта относительно выраженности конкретной личностной черты остаётся одним и тем же в различных ситуациях. В этом проявляется надситуативная стабильность поведения личности, определяемая данными диспозициями.
    3.Различия в поведении людей определяются различиями в выраженности личных черт.
    Но в реальной жизни эта схема действует не всегда. И в психологии мотивации и диагностике личности развивается новый подход — интеракционизм… Положения этой теории:
    1.Основа своеобразия поведения человека кроется в непрерывном взаимодействии личности и ситуации.
    2.Поведение человека в разных ситуациях неоднородно, То есть надситуативной стабильности поведения не существует.
    3.Человек является активным компонентом взаимодействия с ситуацией.
    4.Со стороны личности ведущую роль во взаимодействии с ситуацией играют когнитивные факторы: оценка и интерпретация ситуации.
    5.Со стороны ситуации ведущим является психологическое знание ситуации для субъекта.
    То есть не личность сама по себе со своими чертами и особенностями, не ситуация как таковая побуждают человека к определённому поведению, а взаимодействие личности и ситуации, субъективное видение и интерпретация человеком внешнего мира как имеющего или не имеющего личностного смысла выступают причиной конкретного поведения.
    Когда мы хотим понять, почему и как человек чего-то достигает, поему он так или иначе относится к учению, мы должны выделить личностные и ситуационные предпосылки этой формы поведения.
    Схема механизмов взаимодействия личности и ситуации.
    актуализированные структуры
    латентные структуры
    А, В- классы функционально эквивалентных ситуаций: 1,2,3; 4,5; С- личность, 6,7,8- диспозиции, с помощью которых интерпретируются ситуации, 9- актуализированное эмоционально- мотивационное состояние, 10,11- диспозиции, актуализирующие определённые типы поведения; 12- поведенческий репертуар; Д- реальный поведенческий акт и его моторный 13, вербальный 14, соматический 15 компоненты.
    Из классов функционально эквивалентных ситуаций нас интересует ситуация достижения, имеющая такие критерии: 1) в ситуации достижения от индивида требуется достижение определённого результата, который можно зафиксировать, измерить, оценить; 2) этот результат оценивается, существует некоторый стандарт для оценки поведения индивида в данной ситуации; 3) требования, предъявляемые индивиду в ситуации достижения, в меру трудные, то есть такие, которые позволяют добиться результата при приложении определённых усилий. Деятельность достижения — форма активного целенаправленного поведения, которая является эквивалентной ситуации достижения. Хекхаузен пишет, что деятельность достижения имеет следующие особенности: 1) предпринимаемая деятельность направлена на достижение результата, который она должна после себя оставить; 2) индивид должен переживать направленность (желание или принуждение) на достигаемый результат; 3) индивиду необходимо самому предпринимать усилия, направленные на достижение результата; 4) деятельность должна сопровождаться специфическими для неё аффективными реакциями (эмоциональными состояниями) как в процессе, так и по окончании достижения результата, которые связаны с наличием некоторого нормативного стандарта достижения. Для описания причин побуждения, направленности и факторов поддержания деятельности достижения вводится понятие мотивация деятельности достижения. Мотивация обеспечивается совокупностью мотивационных механизмов.
    Внешняя и внутренняя мотивация .
    Гомеостатический принцип: чтобы жить, человек должен получать энергию. Организму нужен определённый уровень питательных веществ в крови. Как только он изменяется, организм предпринимает попытки для восстановления равновесия. Одна из форм восстановления равновесия — поведение человека, его активность, целенаправленная деятельность. Поведение, деятельность человека, обслуживающего внешние по отношению к самому этому поведению потребности и запросы, получили название инструментальных, то есть выступающих средством, инструментом в достижении целей. Побудительная сила, которая в этом случае придаёт человеку активность, стала называться внешней мотивацией, то есть мотивацией, являющейся внешней по отношению к самой деятельности, когда побудительная сила находится вне, за пределами деятельности и поведения.
    В организме, кроме соматовегетативных гомеостатических потребностей и вторичных побуждений, на них базирующихся, есть врождённое стремление действовать: видеть, слышать, возбуждаться, исследовать, создавать, творить. Это тенденция к активному освоению мира и взаимодействию с ним, где разные действия, созидание нового совершаются не ради внешней цели, а ради процесса действования, созидания. В основе лежит потребность нервной системы быть активной, испытывать и продуцировать возбуждения, функционировать и реализовывать свои возможности и потенции.
    Основа жизнедеятельности организма — не удовлетворение соматических гомеостатических потребностей ради биологического выживания, а активное взаимодействие с миром ради освоения мира, овладения им, ради развития человеком своих способностей, талантов. Эта тенденция не имеет специфического предмета, она ненасыщаема, не связана с уменьшением напряжения, она это напряжение создает. Все виды активности, создаваемые этой тенденцией — «самодеятельность», при которой есть направленность не на внешнюю цель (предмет потребности), а прежде всего на самоё себя. Самодеятельность — деятельность, выполняемая ради удовольствия от процесса её.
    Побудительная сила самодеятельности — внутренняя мотивация. Это то, что побуждает и мотивирует этот вид деятельности, находится в ней самой, а не вне. Характеристики внутренней мотивации: 1. Стремление к новизне. Различают абсолютную новизну и новизну как необычное сочетание знакомых раздражителей. 2.Стремление к двигательной активности. 3. Стремление к эффективному, умелому, экономичному освоению мира. Многие виды деятельности человек предпринимает для того, чтобы быть умелым и компетентным. Как этого достичь? Через обучение. Более высокий уровень стремления к эффективному освоению мира — стремление к созиданию, совершенствованию. Делает человек это не только для улучшения качества, но и из-за чувства удовлетворения от хорошо сделанной вещи. Внутреннее неприятие несовершенства мира побуждает человека к творчеству. Здесь награда — удовольствие от их совершенства, уважение к себе как к деятелю, способному создать нечто новое. 4. Стремление к самодетерминации — изнутри идущей активности, которая отвечает полноценному развитию человеческой личности. Личность стремиться быть источником своей деятельности. 5. Самореализация, самоактуализация, самоосуществление. Человек способный свободно реализовывать свою сущность, испытывая при этом высочайшее чувство удовлетворения и счастья, является самореализующейся личностью, то есть психически здоровой, зрелой, осуществляющей свой рост личностью. Здесь проявляется и чувство компетентности, эффективности и самодетерминации.
    Учебная ситуация и проблемы мотивации учения.
    Деятельность достижения универсальна, поэтому актуально изучение ее мотивации. Учебная ситуация- это ситуация достижения, и механизмы мотивации в ней те же.
    Учебная ситуация- единица анализа проблем мотивации учения. Учение человека всегда идет в контексте конкретных учебных ситуаций. Содержание учебной ситуации следующее: предмет освоения, субъект учения, учебная деятельность, учитель.
    Предмет освоения — это система знаний о том или ином аспекте действительности, орудие и система действий по его использованию, система умственных действий и операций, которые подлежат освоению в процессе обучения.
    Субъект учения это ученик, который 1) находится в состоянии направленности на освоение предмета; 2) обладает определенными предпосылками для этого освоения (это сформированные ранее психологические системы регуляции деятельности, в том числе и сформированные мотивационные механизмы, существующие задатки и способности, психофизиологическую, психическую и социальную зрелость для овладения той или иной деятельностью).
    Учебная деятельность — то средство, благодаря которому ученик распредмечивает идеальное содержание, заложенное в предмете освоения. Учебную деятельность можно определить как специально организованную активность субъекта учения, направленную на распредмечивание и усвоение содержания предмета освоения. Отличительной чертой учебной деятельности, в отличие от освоенной, является а) ожидаемый продукт состоит в изменении не материального предмета, а самого человека, он приобретает новые знания, качества; б) ученик не в состоянии самостоятельно регулировать свою деятельность, так как у него еще не сформированы соответствующие структуры. Следовательно, необходим учитель.
    Учитель осуществляет регуляцию деятельности ученика, пока тот не будет в состоянии делать это самостоятельно. Учитель организовывает деятельность ученика по освоению предмета. Функции учителя: мотивация ученика, планирование, контроль и коррекция его деятельности.
    Учебная ситуация и ее компоненты.
    субъект-объектные отношения
    предмет освоения учебная деятельность субъект учения
    группа учеников
    организация учебной деятельности
    -мотивация
    -планирование
    -контроль, оценка
    -коррекция, регуляция
    субъект-субъектные
    отношения учитель
    Некоторые практические вопросы организации и мотивации учебной деятельности.
    В ситуации учения взаимодействуют два фактора: деятельность учения и личность ученика. Деятельность учения — это процесс организации учения, предмет освоения и учитель. Личность ученика- это ребенок с его запросами, интересами, потребностями и целями, с которыми он вступает в процесс учения. Поэтому мотивация учения складывается из двух направлений работы: 1) «расконсервирование» мотивационного потенциала самого процесса учения, 2) раскрытие потенций личности.
    Реализация гуманистического подхода к обучению — это такая организация его процесса, когда у личности раскрываются все ее потенции, включается внутренняя мотивация, самодетерминация, обеспечивающие полноценное ее развитие. Вопрос в том, с какой стороны — от деятельности и ее организации или от личности и формирования ее установок — строится процесс мотивирования. Стремление учиться заложено в природе человека. Учение является деятельностью с ограниченным мотивационным потенциалом. Как биологическому существу освоение нового опыта необходимо человеку для выживания, как социальному- в качестве средства социализации и включения в социум, в психологическом плане- только через обучение человек повышает свою компетентность и адекватность, добиваясь роста самооценки, приобретая чувство хозяина над собой, окружающей средой и в конечном счете самоутверждает свою сущность. Учение по своей природе внутренне мотивированно и предполагает внутренний контроль, когда для человека сам факт приобретения чего-то нового в себе выступает как величайшая награда. Это то, что касается мотивационного потенциала деятельности учения как таковой.
    Личность имеет две ведущие мотивационные системы: внешней и внутренней мотивации.
    Система внешней мотивации связана с инструментальной деятельностью и внешней системой контроля. При работе этой системы повышение сложности ситуации ведет к росту напряженности, которую организм стремится снять. Когда цель инструментальной деятельности достигнута, возникает состояние удовлетворения и релаксации.
    Система внутренней мотивации — это система самодеятельности и внутреннего контроля, поиска напряжения и трудностей сопровождаемых интересом и воодушевлением. Отсутствие напряжения в этой системе приводит к скуке и апатии, чего человек всегда стремится избегать. У психически здорового и зрелого человека должны эффективно функционировать обе системы при относительном доминировании последней. Система обучения должна быть таковой, чтобы полноценно реализовывать задачу развития двух ведущих систем личности.
    Существующая система обучения эксплуатирует и перегружает систему внешней мотивации при практическом игнорировании системы внутренней мотивации, что приводит к ее атрофированию.
    Главная задача мотивации учения — такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.
    Условия для внутреннего мотивирования процесса учения:
    1. Предоставление свободы выбора. Ученик, а также его родители (так как характер отношения родителей к школьному обучению непосредственно сказывается на мотивации их ребенка) должны иметь возможность выбора школы, учителя, программы обучения, видов занятий, форм контроля. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.
    2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.
    Эти два условия стимулируют внутреннюю мотивацию только при наличии интересного задания с высоким мотивационным потенциалом. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его деятельности, об уровне его компетентности. Здесь они служат основанием для вынесения суждения о достижении или недостижении желаемого результата (что очень важно для сохранения внутреннего контроля за деятельностью), а не являются побудительными силами этой деятельности. Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама по себе является наказанием.
    3. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него. По мере взросления у ребенка формируется такая важная потребность, как потребность в структурировании будущего. Степень выраженности и осознанности этой способности является одним из показателей социальной личностной зрелости. Необходимо контролировать возникновение этой потребности и по мере созревания личности у нее должна определяться все более и более дальняя жизненная перспектива. При этом у нее должно складываться представление о том, что учеба и ее итоги — это важный шаг на жизненном пути. Таким образом вновь, на более высоком уровне формируется внутренняя мотивация. Учеба как средство достижения дальних целей не нуждается во внешнем контроле. Путь достижения жизненных целей должен быть разбит на более мелкие подцели с конкретным видимым результатом. Тогда переход к перспективному планированию будет более безболезненным.
    4. Урок следует организовать так чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. Об организации таких уроков писал Амонашвили.
    5. Важна для психологически грамотной организации мотивации учебы ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений учеников. Хайнц Хекхаузен говорит о том, что важнейшую роль в формировании мотивации играют эталоны, с которыми человек сравнивает полученные результаты деятельности. Их роль выполняют личные стандарты достижений. Личные стандарты вырабатывает для себя сам ученик. Но такой же стандарт относительно достижений своих подопечных формирует и учитель. Он может быть ориентирован на усредненные общественно-ориентированные абсолютные нормы (большинство сегодняшних учителей ) или на индивидуально относительные нормы. Вторая модель работает так: учитель ставит перед каждым учеником индивидуальные задания, ориентированные на его возможности, цели. Ученик или выбирает эти цели, или ставит их перед собой самостоятельно, или вырабатывает их совместно с учителем в режиме сотрудничества. По этим индивидуальным нормам учитель и сам ученик оценивают полученные результаты. Так как эти нормы соответствуют возможностям ученика и нередко им самим и установлены, то итоги объясняются внутренне контролируемыми причинами (усилиями, старанием). Такой характер объяснений при наличии ответственности за выполняемое дело создает высокую мотивацию и интерес к учению. Учитель поощряет и подкрепляет достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а сего же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат — оптимальная мотивация и успешная учеба.
    6. Личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.
    7. Использование мотивационного тренинга или курсов развития и изменения мотивации. Многие стороны мотивации достижения связаны с субъективным представлением человека о целях деятельности и трудностях их достижения, о самом себе и своих способностях, об уровне своих результатов и возможных причинах их получения. Эти представления человека или «когнитивные оценки человека» относительно изменчивы и динамичны. Поэтому на них можно воздействовать, их можно изменять и как результат — корректировать процесс мотивации.
    Программа мотивационного тренинга Хекхаузена построена на формировании у учеников «чувства причастности» к тому делу, которое они выполняют. Это чувство складывается из следующих компонентов:
    -постановка реалистичных, но недостаточно трудных целей;
    -адекватная самооценка, знание своих сильных и слабых сторон;
    -вера в эффективность собственной деятельности;
    -получение обратной связи о достижении цели;
    -переживание ответственности за свои действия и их последствия. Программа Форверка акцентируется на изменении характера атрибуции при объяснении своих неудач.
    Заключение.
    Проблема мотивации учебной деятельности кажется актуальной для меня. Этот учебный год, что проработала в вечерней школе, познакомил меня с большим количеством учеников, которые не проявляют интереса и желания учиться. Причин тому много: социальная обстановка вокруг этих детей, полнейшее безразличие и даже некоторая враждебность к ним обычной школы, ставшая для них уже привычной лень, позиция: «Ай, ладно, всё равно у меня ничего не получится» и многие другие. Хотелось бы лучше понимать и разбираться в закономерностях поведения человека, особенно в отношении побуждений и их реализации, как связана внутренняя мотивация человека и его социальное окружение.
    Работа Чиркова В.И. «Мотивация учебной деятельности» прояснила для меня некоторые вопросы организации мотивированного обучения школьников.
    Литература
    1. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1972.
    2. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. — М., 1988.
    3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. — М., 1986.
    4. Чирков В.И. Мотивация трудовой деятельности. Критический анализ зарубежной теории трудовой мотивации. — М., 1972.
    5. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. — Ярославль, 1991.

  7. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте играет ведущую роль в формировании личности. Понимая это, наиболее ответственные родители пытаются пополнять свои знания, читая популярную, а иногда и научную литературу, выискивать информацию в Интернете, слушать теле- и радиопередачи, посвященные воспитанию, обучению и развитию детей. Однако число таких родителей невелико. Если ребенок не справляется с учебной нагрузкой, педагоги обычно требуют, чтобы родители усилили контроль за ним, в частности следили за приготовлением уроков.
    Однако подобные требования порой оказываются выше их реальных возможностей. Жизнь диктует свои условия выживания, и для многих родителей на первом месте стоят здоровье и материальное благополучие семьи. Естественно, учебная деятельность ребенка занимает не менее важное место, но высокая занятость, а также низкий образовательный уровень не всегда позволяет оказать реальную помощь.
    Иными словами, у родителей часто не хватает не только времени, физических сил, но и знаний.
    Имеющиеся у школьников проблемы в большинстве случаев являются следствием ошибок, допущенных родителями в процессе воспитания. Причины снижения успеваемости часто кроются в нерациональной организации режима дня, низком уровне самостоятельности, отсутствии познавательных интересов. Обычно резкое снижение работоспособности, утомление и переутомление учащихся являются следствием нерационально организованного режима дня. Считается, что следить за правильной организацией режима дня школьников должны родители.
    Однако довольно часто они и сами не отличаются организованностью, склонны к хаотичности в делах, к чему невольно приучают и своих детей. Другие слишком заняты работой.
    В обоих случаях большую часть свободного от школы времени ребенок посвящает так называемому отдыху: смотрит телевизор, играет в компьютерные игры или «шатается» без дела на улице. Все накопившиеся за день проблемы и дела переносятся на вечерние часы, когда родители возвращаются с работы.
    Одна из ежедневных проблем связана с выполнением домашнего задания. Учащиеся младших классов должны овладеть техникой самостоятельной работы, усвоить рациональные приемы организации труда.
    Однако многие родители, вместо того, чтобы показать ребенку правильные приемы подготовки домашнего задания, либо только контролируют выполнение, либо подменяют ребенка в работе, показывая ему допущенные ошибки, называя правильный ответ или просто выполняя всю его работу. Подобная «помощь» делает бесполезным весь процесс подготовки ребенком домашних заданий.
    Не менее вредна и другая крайность, когда родители, считая, что у ребенка после его поступления в школу должны автоматически появиться самостоятельность и ответственность, полностью устраняются от контроля за выполнением им школьных обязанностей.
    Подобная воспитательная направленность взрослых не способствует формированию ответственности, самоорганизации и самоконтроля. Более того, недоразвитие самостоятельности, подавление взрослым инициатив ребенка либо устранение от поддержки его действий ведет не только к задержке в развитии, но и к личностной деформации ребенка (повышенная тревожность, всевозможные страхи, неуверенность в себе, невротизм).
    Вам, родителям, следует помнить, что домашние задания при всей своей важности должны занимать небольшую часть свободного времени ребенка после школы – неучебные занятия и игры также важны.
    Занятия в студиях, кружках, секциях приучают школьников начальных классов к организованности, учат их грамотно распоряжаться своим временем, быть собранными.
    При этом школьники, имеющие стойкие интересы и увлечения, как правило, имеют и стабильную успеваемость. Кроме того, увлечения обогащают личность ребенка: он становится более интересным для сверстников, круг его социальных контактов расширяется.
    Младший школьный возраст обычно характеризуется бурным развитием сферы интересов и увлечений, это один из самых благодатных периодов в развитии способностей ребенка. Поэтому одной из обязанностей родителей является грамотная организация его свободного времени. Опасность могут представлять две крайности.
    Одни родители предоставляют ребенку полную свободу в выборе внешкольных занятий, не проявляя интереса к этому выбору.
    Другие, теша свое тщеславие, вынуждают ребенка заниматься тем, что вызывает у него одни негативные эмоции и подсознательное ощущение, что он несет незаслуженное наказание.
    Оба подхода сходны в одном,- нежелании разобраться в реальных интересах и увлечениях своего ребенка. Развитие способностей ученика предполагает его заинтересованность в определенной деятельности.
    Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы вызвать у него желание, интерес, а потом организовать эту деятельность.
    Стремление родителей максимально развить таланты своего ребенка должно быть подкреплено их готовностью распознать его задатки, предоставить ряд возможностей попробовать себя в разных областях деятельности.
    При этом необходимо следить, какие занятия вызывают у ребенка наибольший интерес, приносят ему удовольствие.
    Распознавание и развитие талантов ребенка находится в сильной зависимости от воспитательных способностей родителей, от наличия у них желания и терпения на проведение такой кропотливой работы.
    Более того, учебная деятельность школьников, качество выполнения ими домашних заданий часто становятся причиной разногласий в семье.
    Нежелание признать свою несостоятельность в вопросах, связанных с учебой ребенка, неумение разобраться в причинах имеющихся у него проблем, ощущение собственного бессилия или раздражения в ситуациях неэффективного общения с ребенком вынуждают родителей прибегать к крайним методам воздействия. В результате учебная деятельность школьника может стать солидным препятствием в налаживании отношений.
    Качество любой деятельности зависит от наличия профессионалов. Учебная деятельность школьников – это та область, в которой непрофессиональный подход может нанести наиболее ощутимый, а иногда и непоправимый вред развивающейся личности.
    Пожалуй, правы некоторые родители, которые считают, что школа стремится  переложить на семью свои обязанности. Ваша школа способна обеспечить эффективность и целостность образовательного процесса, имеет систему дополнительного образования и для многих родителей она может подсказать решение многочисленных проблем, связанных с обучением и развитием их ребенка.
    К таким школам относятся школы полного дня. В подобных школах учебная нагрузка обычно рационально распределена в течение всего учебного дня, уроки и выполнение домашних заданий проводятся под руководством одного учителя, имеется единое расписание первой и второй половин дня, базовое и дополнительное образование, дополняет друг друга, организован отдых и досуг детей, то есть обеспечена возможность чередовать учебу, труд, отдых.
    Иначе говоря, школа полного дня направлена на максимальное раскрытие способностей ученика, его всестороннее психосоциальное развитие через коллективную совместную работу с учениками и учителем.
    Что касается готовности родителей к обучению ребенка в школе, то в первую очередь она определяется верой в его способности, готовностью в любых ситуациях поддерживать интерес школьника в учебе и помогать ему в обретении самостоятельности, поддерживать уверенность в своих силах.
    Решение остальных вопросов, непосредственно связанных с процессом обучения и организацией досуга ребенка, зависит от сознания родителями своей психолого-педагогической компетентности, а также выдержки и терпения, необходимых для полноценного общения и результативных занятий.

  8. Навыки — техническая сторона, техника деятельности, без овладения которой нельзя достигнуть даже скромных положительных результатов. В учебной деятельности основными являются навыки беглого и правильного чтения, письма и счета. Кроме них, учитель стремится выработать у детей ряд других навыков: измерения, изображения какого-либо предмета на бумаге, элементарного черчения, некоторые трудовые навыки.
    Овладев навыком, человек, наполняя его разным содержанием, научается избирательно применять его в разных условиях.
    Умения. Если внимательно наблюдать за теми действиями, которые
    [smszamok]
    выполняют ученики на уроке, легко увидеть, что они отнюдь не ограничиваются навыками — автоматизированными действиями. Хорошее овладение вычислительными навыками еще не обеспечивает ученику успешное решение даже простой арифметической задачи, для чего необходимо выполнить совсем другие, и прежде всего умственные, действия. Надо «распутать» текст задачи, т. е. выделить всю систему ее условий и числовых данных из ее сюжета. Производя такой специальный анализ текста задачи, ученик должен уметь выделить ее основной вопрос, отличить то, что известно, от того, что еще надо найти. Необходимо определить, какое действие, с какими из данных чисел и в какой последовательности следует выполнить, чтобы найти искомый ответ.
    Эта сложная умственная работа никогда полностью не автоматизируется. Она всегда требует строго направленной (основным вопросом задачи) аналитико-синтетической мыслительной деятельности. Конечно, старшие, более опытные ученики выполняют эту работу быстрее и лучше, чем младшие, однако и для них каждая задача требует выполнения системы умственных действий еще до перехода к практическим операциям с числами, т. е. до применения вычислительных навыков. В любой деятельности можно выделить эти две основные категории действия. Недостаточно владеть навыком письма, чтобы написать сочинение или даже маленькую статью в стенгазету. Хорошо владея навыком вырезывания ножницами, ученик часто еще не умеет применить его для того, чтобы сделать красивую аппликацию. Эти более сложные действия относятся к той специальной категории,   которую  называют   обобщающим  словом  «умения».
    Умения включают элементарные (простые) действия. Например, умение определить, какую букву надо написать в слово с безударной гласной, включает умение найти безударный звук в слове и применение известного приема, позволяющего определить искомую букву, или умение прибавить число к сумме включает использование специального приема, состоящего в представлении числа в виде суммы удобных или разрядных слагаемых. Умения могут достигать и более высокого уровня сложности, обнаруживаясь в осуществлении целой системы спланированных приемов и способов действия. Так, чтобы написать сочинение на заданную историческую тему, например об Октябрьской революции, ученик должен выполнить ряд действий в определенной последовательности. Он уточняет тему, определяет ее границы, подбирает нужную литературу (а для этого он уже должен владеть
    В литературе нет еще единого общепринятого объяснения природы умений. Некоторые считают, например, что умение есть несформированный навык. Такое понимание свидетельствует, на наш взгляд, об игнорировании различий в самой природе двух  различных категорий действий. умениями работать с каталогом, просматривать отобранный материал, его конспектировать и систематизировать…). Каждое такое действие включает сложную систему умений, очень разных по трудности и характеру. Ученик должен выполнить ряд разнообразных действий, прежде чем он приступит к решению основной задачи — к написанию сочинения. Навык письма в такой деятельности играет лишь техническую роль. Основной труд — обдумывание задачи, отбор материала, анализ, обобщение, конкретизация частным случаем общего правила и другие формы сложной мыслительной деятельности. Ограничиваясь общей характеристикой учебных умений как категории действий, выполняемых учеником в его учебной деятельности, следует иметь в виду, что эта группа умений не однородна и включает множество различных подгрупп.
    Умение — умственное действие, в основе которого лежит анализ условий и путей решения некоторой задачи, отбор из имеющихся в опыте человека знаний, способов действия и навыков, их применение в нужной для решения комбинации и последовательности. Навык в подавляющем большинстве случаев — действие физическое (исключение составляют навыки чтения и вычислительные, которые на определенной ступени их формирования имеют сходство с умениями).
    Умения осваиваются в практической деятельности по их применению. Однако если для выработки навыка необходимо сохранение одних и тех же условий, в которых выполняемое , действие, многократно повторяясь, автоматизируется, то для усвоения умений ученик должен решать разные по структуре и содержанию задачи, с тем чтобы научиться выделять в задачах любого содержания те основные показатели, те существенные признаки и связи, которые требуют применения известных приемов и правил. Для обучения детей решению задач некоторые авторы используют специальные алгоритмические предписания. Они учат ребят известному порядку», методу работы: с чего надо начинать решать любую задачу, что надо делать потом, о чем вспомнить, как действовать, как определить, какое действие и с какими числами надо выполнить, и т. п.
    Построение таких алгоритмов составляет суть программированного обучения. Так учитель учит детей умению работать в области грамматики или чтения, математики или конструктивной деятельности. Умения как целостные образования не автоматизируются, хотя на высоком уровне владения ими человек быстро и обычно удачно находит основной вопрос задачи, расчленяет ее условия, выделяет важнейшие данные и выполняет все необходимые умственные действия.
    [/smszamok]
    Овладение навыками, доведенными до совершенства, делает человека хорошим работником — исполнителем какой-то одной освоенной им операции. Укажем, например, на действия работницы на конвейере. Она научилась точно, быстро и ловко брать из бункера 25 папирос и одним движением ровно укладывать их в движущуюся коробку. Такие же четкие, точные и быстрые движения выработались у опытной телефонистки, делающей включение нужного абонентного гнезда по названному номеру. Однако при всем совершенстве и быстроте выполнения таких действий они не требуют больших умственных усилий, активной интеллектуальной деятельности. Естественно, что овладение подобным изолированным навыком не способствует умственному развитию человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *