Мой любимый школьный предмет – это биология. На этих занятиях я сижу и мне кажется, что я не дышу. Я боюсь пропустить какое-то важное слово учителя. Каждый раз с нетерпением я жду следующего урока. Не понимаю тех, кому этот предмет не интересен, ведь биология – это наука про жизнь, о нас, обо всех живых организмах. Она исследует этапы развития живых существ, самих живых существ, их взаимодействие с окружающим миром.
Биология – наука древняя, как и сама жизнь. Ведь чтобы понять, как жить – надо было понять себя, найти свое место в этом мире, понять как взаимодействовать с миром вокруг себя и сохранить себя как вид. Так что развитие науки происходило не только от любознательности, а и благодаря необходимости.
Поэтому я тщательно готовлюсь к каждому занятию, перечитываю множество литературы и даже записался на дополнительные занятия. Не потому, что нужно догонять курс или у меня плохая успеваемость, а потому, что очень интересно.
Признаюсь, что биология мне понравилась аж в восьмом классе, когда мы начали изучать анатомию человека. Наверное, это было связано с тем, что ее нам преподавал учитель, который сам горячо любил этот предмет. И его уроки пролетали, как одно мгновенье.
Я хочу рассказать о своём любимом учителе Виктории Андреевне. Когда я учился в пятом классе, к нам на урок зашла незнакомая женщина и сказала, что она — учитель биологии. С тех пор биология — мой любимый предмет. Вместе с Викторией Андреевной и учениками нашей школы мы организовали живой уголок. Возле школы всегда растут цветы — это тоже работа Виктории Андреевны, а школьный кабинет биологии не зря называют “зелёным кабинетом”. На своих уроках Виктория Андреевна, прежде всего, учит школьников любить природу, беречь её, видеть прекрасное в окружающем мире. На уроках очень интересно: особенно ребятам нравится делать всевозможные лабораторные работы, а некоторые даже пишут научные работы по биологии в Малой академии наук. Очень часто мы ездим в музей природы, в ботанический сад, анатомический музей, летом ходим в походы. В школьном кабинете биологии есть большой гербарий, собранный учениками Виктории Андреевны.
После окончания школы я буду поступать на биологический факультет университета: мечтаю стать генетиком, изучать эту непростую, но очень важную для людей науку — науку будущего. Я верю, у меня всё получится. И наверное, большая заслуга в этом Виктории Андреевны.
Я люблю и очень уважаю своего учителя.
Сочинение “Мой любимый предмет – биология”
К чему с особым вниманием может относиться каждый школьник в школе? Конечно же, к тому или иному уроку, который в дальнейшем для него может стать любимым.
Однако для всех этот урок определяется по разному: кому-то нравится учитель, который преподает предмет, кому-то то, что по этому уроку не задают домашнюю работу, кому-то он понадобится для поступления в институт. А у некоторых ребят этот урок вызывает тот интерес, то вдохновение, в котором он находит всю силу своего разума и стремление изучить этот предмет, насколько это возможно. Однако любимые предметы могут меняться в зависимости от того, в каком классе ты учишься.
Сейчас хочу рассказать про то, как биология стала моим любимым предметом. Мое увлечение биологией началось после того, как я перешла в 6 класс. Я пришла на первый урок, и там нас приветствовала строгая на вид учительница, Надежда Михайловна. Но после того как она произнесла вступительную речь я поняла, что она не такая, как кажется. Надежда Михайловна сумела заинтересовать меня своим предметом с самого начала. Меня вдохновляет ее отношение к уроку, умение объяснить тему, интересно провести опрос. Сорок минут пролетает для меня как мгновение, и я с нетерпением жду следующего урока. К каждому занятию стараюсь готовиться по максимуму: читаю дополнительную литературу, нахожу интересные факты по теме. Биология привлекает меня своей значимостью и масштабностью. Ведь из нее мы узнаем о появлении всего живого на земле. Раздел ботаники открывает нам тайны царства растений. Большинство людей не придают большой значимости растениям. Однако именно они играют огромную роль в образовании кислорода, без которого невозможна жизнь на Земле. Растения незаменимы в образовании полезных ископаемых. Лишь изучая биологию, можно понять, насколько важны представители флоры. Ведь это такие же живые существа, как и люди, но они не могут нам ничего сказать, попросить о помощи.
В животном мире предоставляется возможность прослеживать эволюционную ветвь в развитии живых существ, сопоставить поведение и повадки животных на различных уровнях организации жизни. Существует еще огромное количество разделов, таких как цитология (учение о клетке), биологическая химия, микробиология, генетика, экология…
Но больше всего мне нравится изучать строение человека. Оно интересно мне тем, что позволяет понять, как же на самом деле работает тот или иной орган моего тела, из чего он состоит. Ведь большинство людей в сокращении сердца не находят ничего интересного, они воспринимают это как должное. А на самом деле при сокращении сердца происходит множество второстепенных процессов, которые можно проследить и понять, изучая анатомию человека.
Мои стремления познать этот предмет намного глубже не стали слабее, а наоборот, мне хочется знать всё. Благодаря нашему учителю я определилась со своей профессией. Хочу стать врачом, и неизвестно бы, какие взгляды были бы у меня на этот счет, если бы не Надежда Михайловна. Вот как любимый предмет может изменить всю вашу жизнь.
Я очень люблю наш кабинет биологии, который не похож на другие учебные кабинеты в школе. В нем любят заниматься многие ребята, потому что там очень интересно. Расположен кабинет на третьем этаже. Перед ним — как будто небольшой сказочный лес. На деревьях сидят птицы, белки. Прохожу дальше и оказываюсь в самом кабинете. Рядами стоят, как и в других кабинетах, столы, стулья, на стене — большая доска. Но как непривычно и приятно видеть рядом с ними множество цветов, растений и аквариумов с рыбками! Цветы стоят везде: на подоконниках, на полочках, на полу, на шкафах. Аквариумы кажутся подводными замками, вокруг которых тихо колышутся водоросли.
Кабинет красиво оформлен. На стенах висят портреты ученых, под стеклом лежат гербарии, сделанные руками ребят, много таблиц. Есть в нашем кабинете и лаборантская. В ней хранятся макеты, микроскопы, наглядные пособия. Здесь не очень просторно, но чисто и уютно. За столиком можно посмотреть журналы, газеты. Очень интересно поближе разглядеть заспиртованных животных, потрогать чучела птиц, рассмотреть коллекции, гербарии, поговорить об этом с учительницей биологии. Она так увлекательно проводит уроки в своем кабинете! Из него не хочется уходить, возникает желание лучше учиться и больше узнать о животных, птицах, насекомых и растениях.
ШИЛО ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
Эссе «Я — учитель»
Стремительно летят годы…Время быстротечно… Все чаще задумываешься об этом, все чаще появляется стремление оглянуться назад, вспомнить, оценить, проанализировать. За плечами 24 года педагогической деятельности. Было все: находки и потери, горести и радости. Лучшее рождалось увлеченностью. Жизнь в вечном поиске и творчестве – это главная составляющая нашей профессии. Теперь уже осознанно могу сказать, что неслучайный я человек в школе. Здесь мои интересы, с ней связано большинство мыслей и переживаний. Здесь мой второй дом, в котором провожу большую часть своего времени. Меня часто спрашивают: «Почему я выбрала эту профессию – Учитель?» Когда я училась в школе, мне очень нравились уроки химии, я мечтала смешивать разные вещества, создавать новые продукты и товары, необходимые для нашего общества. После школы я поступила учиться на лаборанта химико – бактериологического анализа в СПТУ-48 в селе Калиновка. Когда получила диплом с отличием, решила поступать в институт на специальность «химия и биология» – подала документы в Херсонский педагогический. Окончив ВУЗ и получив диплом учителя биологии и химии, я пришла работать в вечернюю сменную среднюю общеобразовательную школу. Школьная жизнь заворожила меня своей многогранностью, глубиной и востребованностью. Атмосфера добра, кипучая жизнь, царившая в школе – все меня увлекло и закружило…
Сейчас я работаю в МОУ «СШ №7». Каждый день меня встречают глаза моих учеников, всегда любопытные, оценивающие меня и мои поступки. Я сразу поняла, что не смогу работать в другом месте. Так я обрела второй дом и вторую семью. Учитель… Кто он! Профессионал? Актёр? Носитель информации? Энтузиаст или, может быть, «скульптор» детских душ? Настоящий учитель не может быть плохим или равнодушным человеком. Он должен «гореть», всегда «расти», чувствовать и радоваться вместе со своими учениками. Каждый день, каждую минуту проживать с ними, узнавать новое, ошибаться и побеждать, радоваться и плакать. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный.», – Лев Николаевич Толстой. Современный учитель не может быть просто педагогом, дающим знания и умения. Я должна быть для ребят другом, наставником, который идёт рядом, поддерживая веру в добро и справедливость. В нашей работе нельзя останавливаться. Учитель должен быть гибким, мобильным. Блестяще разбираться во многих вопросах, даже далёких от своего предмета, не только знать детскую психологию, но и жить жизнью своих учеников. Быть выше или хотя бы на одном уровне с ними в познании информационных технологий, постоянно совершенствоваться, искать новые способы самовыражения в профессии, в жизни. Это на первый взгляд в школе все буднично: уроки, тетрадки, журналы. А на деле, каждый урок – это совместный путь единомышленников по интереснейшему миру Знаний. Каждый день – это череда радостных событий, дел, вызывающих восторг от полученного результата, заслуженного одобрения в глазах учеников. Для меня обучение не может быть бездушным, оно может быть только с Любовью. Воспитание без любви – это пустая трата сил и времени. Только искренность, справедливость и доброта откроют детские сердца.
Мне нравиться искать новые подходы в преподавании. Люблю делать: «трудное – лёгким, лёгкое – привычным, привычное – красивым, красивое – прекрасным». А успехом считаю не грамоты и награды, а благодарные взгляды моих учеников, которые и после окончания школы видят во мне советчика, друга, собеседника. Того, чьё мнение значимо и важно для них. На мой взгляд, учитель-профессионал – это тот, кто разглядит в каждом ученике Личность, увидит индивидуальность ребёнка, научит слышать другого, не потеряв своей позиции. Профессионал тот, кто сформирует способность делать осознанный выбор и нести за него ответственность, кто позволит ошибиться и покажет ценность данного опыта. Тот, кто покажет значимость доброты, отзывчивости и милосердия. О себе могу сказать: «Я счастливый человек!» У меня есть семья, любимые сын, дочь и муж, друзья, работа. Мои друзья – это круг людей, которым я нужна и которые нужны мне. Это и мои ученики и их родители, это коллеги – единомышленники, для которых каждый ученик – Личность, каждый урок – Творчество. Самое важное, на мой взгляд, для учителя – это искреннее, доброжелательное отношение к ученику, терпимость. Я не могу требовать от ученика, чтобы он сидел прилежно 45 минут, ведь я помню, себя ученицей. Все ученики разные, с разными способностями и наклонностями. Стараюсь принимать ученика таким, какой он есть. Я не хочу, чтобы ученик испытывал чувство страха на моем уроке, боясь, что за ошибку или невыполненное домашнее задание на него обрушится «праведный»учительский гнев. Принимать ученика таким, какой он есть, видеть в нем не объект обучения и воспитания, а признавать его личностью, достойной внимания и уважения, – вот первое и непременное условие успешного сотрудничества учителя и ученика. Ученик, скованный страхом совершить ошибку, получить двойку, никогда не сможет проявить свои способности. Вот почему так важно создание атмосферы доброжелательности и уважения на уроке и в межличностных отношениях. «Деятельность – единственный путь к знанию»(Б. Шоу)
Уроки химии могут быть очень интересными, ведь на них можно не только отвечать на вопросы и слушать учителя, читать, писать формулы и уравнения, решать задачи, но и собирать химические приборы или модели молекул, наблюдать и проводить занимательные опыты, изучать свойства веществ. Можно рассказывать интересные факты или последние новости химии, выражать мысли в стихах и таблицах, петь песни и химические частушки. На уроках, размышляя над законами развития природы, я учу детей видеть, что химия стала показателем цивилизации, где самую большую группу составляют химические вещества, которые человек синтезировал самостоятельно. Их просто раньше вообще не существовало. Это лекарства и витамины, удобрения и средства защиты растений, моющие и чистящие средства. Химия – не только яркий признак общественного развития, но и мощное оружие человечества. Очень важно то, в чьих руках окажется это оружие. Ведь пользуясь одними и теми же химическими законами, можно синтезировать наркотики и яды, а можно – создать новое лекарство или новый строительный материал. Учитель химии не имеет права быть бездумным и бездушным человеком! От него слишком многое зависит! Глубокое знание учителем теоретического материала должно сочетаться с развитой культурой мышления, высокой образованностью и владением хорошим русским языком.
Можно задавать вопросы учителю, чтобы утолить любознательность. Можно удивляться, не соглашаться, спорить, убеждать. Главное – не быть равнодушным. Я стараюсь предоставить ученикам возможность самим проявить инициативу, самостоятельность, свободу выбора. Я стремлюсь учить детей так, чтобы они сами могли найти ответы на волнующие их вопросы, каждую минуту, каждую секунду понимали и чувствовали, что просто необходимо владеть знаниями и уметь ими пользоваться. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» А. Дистервег.
Я работаю в 8-11 классах, и для меня выход в класс – небольшой экзамен. Экзамен, где достаточно наблюдательная комиссия из двух десятков учеников оценивают твои профессионализм, личные качества и внешний вид. Профессия учителя предполагает знания и умения в различных областях науки, искусства, культуры. В наш динамичный век учителю, чтобы иметь авторитет у учеников, недостаточно отлично знать и преподавать свой предмет. Необходимо быть в курсе технических новинок от компьютерных игр до гаджетов и новостей Интернета, ориентироваться в мире молодежной субкультуры, следить за тенденциями в мире моды, кино и пр.
«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян» (Д. Менделеев)
Работа учителя, к величайшему сожалению, в наш прагматичный век не является престижной. Мало кому кажется привлекательным «сеять разумное, доброе, вечное» за более чем скромную зарплату. Моя гордость – это не зарплата, не грамоты и награды: я горжусь своими учениками, среди которых немало тех, кто учится или уже выучился на врача, фармацевта, продавца, парикмахера, технолога, химика. Тех, кто строит, выращивает, лечит, возит, спасает, производит. Самыми дорогими для меня являются их слова признательности и благодарности, идущие от самого сердца.
Не знаю, серьезно или с иронией У. Черчилль заметил: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер- министрам остается только мечтать». Но, если задуматься, кто, как ни учитель, может с гордостью сказать, что оказал решающее влияние на профессиональный выбор многих? Кто, как ни учитель, владеет искусством слова настолько, что способен рождать в душах детей чувства сострадания, ликования, гордости? Кто, как ни учитель, оставляет в сердцах людей глубокий след, который не стирается годами?
Можно снисходительно относиться к тем, кто выбрал профессию учителя, считая их несовременными, можно ругать и критиковать учителей, школу, систему образования в стране, а можно каждый день идти на урок в любимую школу и учить любимому предмету любимых учеников. «Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту»(Конфуций. VI в. до н. э.)
Я верю, что лучший мой урок – впереди.
Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.
У.А.Уорд.
Я – учитель. Это стало окончательно ясно на четвертом курсе университета, когда появились первые успехи и первые ошибки, когда я поняла, что мне действительно нравится работать с детьми, и школа стала частью моей жизни. С той поры началась моя дорога в профессию, появилось стремление подняться к вершине, на которой написано «Учитель» с большой буквы.
Мне хочется быть сильным учителем, оставляющим добрую память в сердцах своих учеников.
Учитель – не профессия, а образ жизни. Учитель привычно, изо дня в день, спешит на уроки. Внимательный и доброжелательный, скромный и отзывчивый. И очень требовательный.
Со школьных лет урок химии кажется мне особенно притягательным, волшебным. Хочется, чтобы это поняли все, и прежде всего дети. И я пытаюсь доказать своим ученикам, что химия и жизнь неразрывно связаны.
Как же убедить в этом детей? Проводить эффектные опыты? Заинтриговать химическими реакциями? Да, возможно. Это увлекает и детей, и учителя.
Учитель – это педагог и воспитатель, психолог и артист. Значит, я должна научить предмету и помочь сформироваться личности ребенка.
Интересно наблюдать, как зажигаются глаза ребят, когда они начинают относиться к химии не как к сложному учебному предмету, а как к урокам, связанным с бытом, питанием, здоровьем. Например, калий – это не только металл, химический элемент I группы 4-го периода периодической таблицы Д.И.Менделеева, но и элемент, без которого происходит сбой в сердечно-сосудистой системе. Такие заболевания лечатся и с помощью лекарств, и благодаря правильному питанию: калия много в кураге, картофеле. А как усваивается калий? Только в ионном виде. Интересно? Пишем уравнения…
При решении задач, связанных с солями, сухой язык формул превращается в удивительную головоломку: как соли влияют на организам, какая концентрация их безопасна, полезна или, наоборот, вредна. У детей возникает масса вопросов по изучаемой теме, они уже сами начинают искать литературу, копаются в интернете.
Свой предмет я очень люблю и стремлюсь пробудить любовь к нему и в своих учениках, сформировать у них творческое, химическое мышление. По-моему, главное, что они могут приобрести при изучении моего предмета, – не столько собственно знание химии, сколько освоение обобщенных видов деятельности. Эти виды деятельности инвариантны и необходимы для того, чтобы адаптироваться в нашем сложном мире.
Для того, чтобы повысить производительность труда, в том числе и учебного, нужно, прежде всего, грамотно организовать рабочее место: все должно быть под рукой, а вернее «под носом». Если на вопрос «Какова степень окисления атомов того или иного химического элемента в соединении?» дети отвечают: «Нужно найти этот химический элемент в периодической таблице растворимости, сравнить константы диссоциации кислот и т.д.». я уверена – этот ученик разберется с любой предложенной реакцией ионного обмена.
Есть у учителя особая миссия: в смене будней не пройти мимо детского интереса, заметить даже малюсенькую искорку любопытства, творчества, познания и не дать ей погаснуть в повседневных заботах. Высокое назначение педагога – отметить и поддержать талант. Конечно, выделить из сотни одного – это лишь часть задачи. Моя задача как учителя – определить склонности, интересы каждого. Необязательно, чтобы обучающийся стал химиком. Вовсе нет! Надо разглядеть и будущего строителя, и артиста, и рабочего, и шофера. Как непросто! Необходимы профессиональные и психологические знания, эрудиция и мудрость. А значит, путь к вершине под названием «учитель» не завершен.
Учитель должен быть на своем уроке художником, актером, творцом. Его увлеченность, любовь к детям и своему предмету, его непохожесть на других, его жизненная позиция и уверенность прежде всего, находят признание в глазах детей.
Быть личностью яркой и притягательной, чтобы в ней чувствовались сила воли и душа (они проявляются во взгляде, в жесте и интонации голоса) – вот главное, что требует современность от учителя. Этому учат прочитанные книги, пройденные дороги и множество встретившихся в пути людей. Этому учат трудности, которые встречаются на пути, потому, что преодолев препятствие, с каждым разом мы становимся сильнее. Этому учат собственные ученики изо дня в день, от урока к уроку: «обучая, учимся сами». И учителю надо быть очень способным учеником, чтобы понять и принять все уроки, преподнесенные жизнью, и стать настоящим Учителем.
Построение системы обучения на деятельностных основаниях позволит решить главную задачу образования – формирование личности как активного и творческого субъекта собственного развития. И начинать надо не с обучающегося, а с учителя. Если он не знает, как организовать собственную деятельность, разве он может научить действовать обучающегося? И на извечный российский вопрос «Что делать?» можно, на мой взгляд, ответить так: «Каждому из нас нужно всю жизнь работать над собой и учить этому своих учеников!»
Биология в моей жизни
Мой любимый школьный предмет – это биология. На этих занятиях я сижу и мне кажется, что я не дышу. Я боюсь пропустить какое-то важное слово учителя. Каждый раз с нетерпением я жду следующего урока. Не понимаю тех, кому этот предмет не интересен, ведь биология – это наука про жизнь, о нас, обо всех живых организмах. Она исследует этапы развития живых существ, самих живых существ, их взаимодействие с окружающим миром.
Биология – наука древняя, как и сама жизнь. Ведь чтобы понять, как жить – надо было понять себя, найти свое место в этом мире, понять как взаимодействовать с миром вокруг себя и сохранить себя как вид. Так что развитие науки происходило не только от любознательности, а и благодаря необходимости.
Поэтому я тщательно готовлюсь к каждому занятию, перечитываю множество литературы и даже записался на дополнительные занятия. Не потому, что нужно догонять курс или у меня плохая успеваемость, а потому, что очень интересно.
Признаюсь, что биология мне понравилась аж в восьмом классе, когда мы начали изучать анатомию человека. Наверное, это было связано с тем, что ее нам преподавал учитель, который сам горячо любил этот предмет. И его уроки пролетали, как одно мгновенье.
Я хочу рассказать о своём любимом учителе Виктории Андреевне. Когда я учился в пятом классе, к нам на урок зашла незнакомая женщина и сказала, что она — учитель биологии. С тех пор биология — мой любимый предмет. Вместе с Викторией Андреевной и учениками нашей школы мы организовали живой уголок. Возле школы всегда растут цветы — это тоже работа Виктории Андреевны, а школьный кабинет биологии не зря называют “зелёным кабинетом”. На своих уроках Виктория Андреевна, прежде всего, учит школьников любить природу, беречь её, видеть прекрасное в окружающем мире. На уроках очень интересно: особенно ребятам нравится делать всевозможные лабораторные работы, а некоторые даже пишут научные работы по биологии в Малой академии наук. Очень часто мы ездим в музей природы, в ботанический сад, анатомический музей, летом ходим в походы. В школьном кабинете биологии есть большой гербарий, собранный учениками Виктории Андреевны.
После окончания школы я буду поступать на биологический факультет университета: мечтаю стать генетиком, изучать эту непростую, но очень важную для людей науку — науку будущего. Я верю, у меня всё получится. И наверное, большая заслуга в этом Виктории Андреевны.
Я люблю и очень уважаю своего учителя.
Сочинение “Мой любимый предмет – биология”
К чему с особым вниманием может относиться каждый школьник в школе? Конечно же, к тому или иному уроку, который в дальнейшем для него может стать любимым.
Однако для всех этот урок определяется по разному: кому-то нравится учитель, который преподает предмет, кому-то то, что по этому уроку не задают домашнюю работу, кому-то он понадобится для поступления в институт. А у некоторых ребят этот урок вызывает тот интерес, то вдохновение, в котором он находит всю силу своего разума и стремление изучить этот предмет, насколько это возможно. Однако любимые предметы могут меняться в зависимости от того, в каком классе ты учишься.
Сейчас хочу рассказать про то, как биология стала моим любимым предметом. Мое увлечение биологией началось после того, как я перешла в 6 класс. Я пришла на первый урок, и там нас приветствовала строгая на вид учительница, Надежда Михайловна. Но после того как она произнесла вступительную речь я поняла, что она не такая, как кажется. Надежда Михайловна сумела заинтересовать меня своим предметом с самого начала. Меня вдохновляет ее отношение к уроку, умение объяснить тему, интересно провести опрос. Сорок минут пролетает для меня как мгновение, и я с нетерпением жду следующего урока. К каждому занятию стараюсь готовиться по максимуму: читаю дополнительную литературу, нахожу интересные факты по теме. Биология привлекает меня своей значимостью и масштабностью. Ведь из нее мы узнаем о появлении всего живого на земле. Раздел ботаники открывает нам тайны царства растений. Большинство людей не придают большой значимости растениям. Однако именно они играют огромную роль в образовании кислорода, без которого невозможна жизнь на Земле. Растения незаменимы в образовании полезных ископаемых. Лишь изучая биологию, можно понять, насколько важны представители флоры. Ведь это такие же живые существа, как и люди, но они не могут нам ничего сказать, попросить о помощи.
В животном мире предоставляется возможность прослеживать эволюционную ветвь в развитии живых существ, сопоставить поведение и повадки животных на различных уровнях организации жизни. Существует еще огромное количество разделов, таких как цитология (учение о клетке), биологическая химия, микробиология, генетика, экология…
Но больше всего мне нравится изучать строение человека. Оно интересно мне тем, что позволяет понять, как же на самом деле работает тот или иной орган моего тела, из чего он состоит. Ведь большинство людей в сокращении сердца не находят ничего интересного, они воспринимают это как должное. А на самом деле при сокращении сердца происходит множество второстепенных процессов, которые можно проследить и понять, изучая анатомию человека.
Мои стремления познать этот предмет намного глубже не стали слабее, а наоборот, мне хочется знать всё. Благодаря нашему учителю я определилась со своей профессией. Хочу стать врачом, и неизвестно бы, какие взгляды были бы у меня на этот счет, если бы не Надежда Михайловна. Вот как любимый предмет может изменить всю вашу жизнь.
Я очень люблю наш кабинет биологии, который не похож на другие учебные кабинеты в школе. В нем любят заниматься многие ребята, потому что там очень интересно. Расположен кабинет на третьем этаже. Перед ним — как будто небольшой сказочный лес. На деревьях сидят птицы, белки. Прохожу дальше и оказываюсь в самом кабинете. Рядами стоят, как и в других кабинетах, столы, стулья, на стене — большая доска. Но как непривычно и приятно видеть рядом с ними множество цветов, растений и аквариумов с рыбками! Цветы стоят везде: на подоконниках, на полочках, на полу, на шкафах. Аквариумы кажутся подводными замками, вокруг которых тихо колышутся водоросли.
Кабинет красиво оформлен. На стенах висят портреты ученых, под стеклом лежат гербарии, сделанные руками ребят, много таблиц. Есть в нашем кабинете и лаборантская. В ней хранятся макеты, микроскопы, наглядные пособия. Здесь не очень просторно, но чисто и уютно. За столиком можно посмотреть журналы, газеты. Очень интересно поближе разглядеть заспиртованных животных, потрогать чучела птиц, рассмотреть коллекции, гербарии, поговорить об этом с учительницей биологии. Она так увлекательно проводит уроки в своем кабинете! Из него не хочется уходить, возникает желание лучше учиться и больше узнать о животных, птицах, насекомых и растениях.
ШИЛО ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
Эссе «Я — учитель»
Стремительно летят годы…Время быстротечно… Все чаще задумываешься об этом, все чаще появляется стремление оглянуться назад, вспомнить, оценить, проанализировать. За плечами 24 года педагогической деятельности. Было все: находки и потери, горести и радости. Лучшее рождалось увлеченностью. Жизнь в вечном поиске и творчестве – это главная составляющая нашей профессии. Теперь уже осознанно могу сказать, что неслучайный я человек в школе. Здесь мои интересы, с ней связано большинство мыслей и переживаний. Здесь мой второй дом, в котором провожу большую часть своего времени.
Меня часто спрашивают: «Почему я выбрала эту профессию – Учитель?» Когда я училась в школе, мне очень нравились уроки химии, я мечтала смешивать разные вещества, создавать новые продукты и товары, необходимые для нашего общества. После школы я поступила учиться на лаборанта химико – бактериологического анализа в СПТУ-48 в селе Калиновка. Когда получила диплом с отличием, решила поступать в институт на специальность «химия и биология» – подала документы в Херсонский педагогический. Окончив ВУЗ и получив диплом учителя биологии и химии, я пришла работать в вечернюю сменную среднюю общеобразовательную школу. Школьная жизнь заворожила меня своей многогранностью, глубиной и востребованностью. Атмосфера добра, кипучая жизнь, царившая в школе – все меня увлекло и закружило…
Сейчас я работаю в МОУ «СШ №7». Каждый день меня встречают глаза моих учеников, всегда любопытные, оценивающие меня и мои поступки. Я сразу поняла, что не смогу работать в другом месте. Так я обрела второй дом и вторую семью.
Учитель… Кто он! Профессионал? Актёр? Носитель информации? Энтузиаст или, может быть, «скульптор» детских душ? Настоящий учитель не может быть плохим или равнодушным человеком. Он должен «гореть», всегда «расти», чувствовать и радоваться вместе со своими учениками. Каждый день, каждую минуту проживать с ними, узнавать новое, ошибаться и побеждать, радоваться и плакать. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный.», – Лев Николаевич Толстой. Современный учитель не может быть просто педагогом, дающим знания и умения. Я должна быть для ребят другом, наставником, который идёт рядом, поддерживая веру в добро и справедливость. В нашей работе нельзя останавливаться. Учитель должен быть гибким, мобильным. Блестяще разбираться во многих вопросах, даже далёких от своего предмета, не только знать детскую психологию, но и жить жизнью своих учеников. Быть выше или хотя бы на одном уровне с ними в познании информационных технологий, постоянно совершенствоваться, искать новые способы самовыражения в профессии, в жизни. Это на первый взгляд в школе все буднично: уроки, тетрадки, журналы. А на деле, каждый урок – это совместный путь единомышленников по интереснейшему миру Знаний. Каждый день – это череда радостных событий, дел, вызывающих восторг от полученного результата, заслуженного одобрения в глазах учеников. Для меня обучение не может быть бездушным, оно может быть только с Любовью. Воспитание без любви – это пустая трата сил и времени. Только искренность, справедливость и доброта откроют детские сердца.
Мне нравиться искать новые подходы в преподавании. Люблю делать: «трудное – лёгким, лёгкое – привычным, привычное – красивым, красивое – прекрасным». А успехом считаю не грамоты и награды, а благодарные взгляды моих учеников, которые и после окончания школы видят во мне советчика, друга, собеседника. Того, чьё мнение значимо и важно для них. На мой взгляд, учитель-профессионал – это тот, кто разглядит в каждом ученике Личность, увидит индивидуальность ребёнка, научит слышать другого, не потеряв своей позиции. Профессионал тот, кто сформирует способность делать осознанный выбор и нести за него ответственность, кто позволит ошибиться и покажет ценность данного опыта. Тот, кто покажет значимость доброты, отзывчивости и милосердия.
О себе могу сказать: «Я счастливый человек!» У меня есть семья, любимые сын, дочь и муж, друзья, работа. Мои друзья – это круг людей, которым я нужна и которые нужны мне. Это и мои ученики и их родители, это коллеги – единомышленники, для которых каждый ученик – Личность, каждый урок – Творчество. Самое важное, на мой взгляд, для учителя – это искреннее, доброжелательное отношение к ученику, терпимость. Я не могу требовать от ученика, чтобы он сидел прилежно 45 минут, ведь я помню, себя ученицей. Все ученики разные, с разными способностями и наклонностями. Стараюсь принимать ученика таким, какой он есть. Я не хочу, чтобы ученик испытывал чувство страха на моем уроке, боясь, что за ошибку или невыполненное домашнее задание на него обрушится «праведный» учительский гнев. Принимать ученика таким, какой он есть, видеть в нем не объект обучения и воспитания, а признавать его личностью, достойной внимания и уважения, – вот первое и непременное условие успешного сотрудничества учителя и ученика. Ученик, скованный страхом совершить ошибку, получить двойку, никогда не сможет проявить свои способности. Вот почему так важно создание атмосферы доброжелательности и уважения на уроке и в межличностных отношениях.
«Деятельность – единственный путь к знанию» (Б. Шоу)
Уроки химии могут быть очень интересными, ведь на них можно не только отвечать на вопросы и слушать учителя, читать, писать формулы и уравнения, решать задачи, но и собирать химические приборы или модели молекул, наблюдать и проводить занимательные опыты, изучать свойства веществ. Можно рассказывать интересные факты или последние новости химии, выражать мысли в стихах и таблицах, петь песни и химические частушки. На уроках, размышляя над законами развития природы, я учу детей видеть, что химия стала показателем цивилизации, где самую большую группу составляют химические вещества, которые человек синтезировал самостоятельно. Их просто раньше вообще не существовало. Это лекарства и витамины, удобрения и средства защиты растений, моющие и чистящие средства. Химия – не только яркий признак общественного развития, но и мощное оружие человечества. Очень важно то, в чьих руках окажется это оружие. Ведь пользуясь одними и теми же химическими законами, можно синтезировать наркотики и яды, а можно – создать новое лекарство или новый строительный материал. Учитель химии не имеет права быть бездумным и бездушным человеком! От него слишком многое зависит! Глубокое знание учителем теоретического материала должно сочетаться с развитой культурой мышления, высокой образованностью и владением хорошим русским языком.
Можно задавать вопросы учителю, чтобы утолить любознательность. Можно удивляться, не соглашаться, спорить, убеждать. Главное – не быть равнодушным. Я стараюсь предоставить ученикам возможность самим проявить инициативу, самостоятельность, свободу выбора. Я стремлюсь учить детей так, чтобы они сами могли найти ответы на волнующие их вопросы, каждую минуту, каждую секунду понимали и чувствовали, что просто необходимо владеть знаниями и уметь ими пользоваться. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» А. Дистервег.
Я работаю в 8-11 классах, и для меня выход в класс – небольшой экзамен. Экзамен, где достаточно наблюдательная комиссия из двух десятков учеников оценивают твои профессионализм, личные качества и внешний вид. Профессия учителя предполагает знания и умения в различных областях науки, искусства, культуры. В наш динамичный век учителю, чтобы иметь авторитет у учеников, недостаточно отлично знать и преподавать свой предмет. Необходимо быть в курсе технических новинок от компьютерных игр до гаджетов и новостей Интернета, ориентироваться в мире молодежной субкультуры, следить за тенденциями в мире моды, кино и пр.
«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян» (Д. Менделеев)
Работа учителя, к величайшему сожалению, в наш прагматичный век не является престижной. Мало кому кажется привлекательным «сеять разумное, доброе, вечное» за более чем скромную зарплату. Моя гордость – это не зарплата, не грамоты и награды: я горжусь своими учениками, среди которых немало тех, кто учится или уже выучился на врача, фармацевта, продавца, парикмахера, технолога, химика. Тех, кто строит, выращивает, лечит, возит, спасает, производит. Самыми дорогими для меня являются их слова признательности и благодарности, идущие от самого сердца.
Не знаю, серьезно или с иронией У. Черчилль заметил: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер- министрам остается только мечтать». Но, если задуматься, кто, как ни учитель, может с гордостью сказать, что оказал решающее влияние на профессиональный выбор многих? Кто, как ни учитель, владеет искусством слова настолько, что способен рождать в душах детей чувства сострадания, ликования, гордости? Кто, как ни учитель, оставляет в сердцах людей глубокий след, который не стирается годами?
Можно снисходительно относиться к тем, кто выбрал профессию учителя, считая их несовременными, можно ругать и критиковать учителей, школу, систему образования в стране, а можно каждый день идти на урок в любимую школу и учить любимому предмету любимых учеников.
«Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту» (Конфуций. VI в. до н. э.)
Я верю, что лучший мой урок – впереди.
Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.
У.А.Уорд.
Я – учитель. Это стало окончательно ясно на четвертом курсе университета, когда появились первые успехи и первые ошибки, когда я поняла, что мне действительно нравится работать с детьми, и школа стала частью моей жизни. С той поры началась моя дорога в профессию, появилось стремление подняться к вершине, на которой написано «Учитель» с большой буквы.
Мне хочется быть сильным учителем, оставляющим добрую память в сердцах своих учеников.
Учитель – не профессия, а образ жизни. Учитель привычно, изо дня в день, спешит на уроки. Внимательный и доброжелательный, скромный и отзывчивый. И очень требовательный.
Со школьных лет урок химии кажется мне особенно притягательным, волшебным. Хочется, чтобы это поняли все, и прежде всего дети. И я пытаюсь доказать своим ученикам, что химия и жизнь неразрывно связаны.
Как же убедить в этом детей? Проводить эффектные опыты? Заинтриговать химическими реакциями? Да, возможно. Это увлекает и детей, и учителя.
Учитель – это педагог и воспитатель, психолог и артист. Значит, я должна научить предмету и помочь сформироваться личности ребенка.
Интересно наблюдать, как зажигаются глаза ребят, когда они начинают относиться к химии не как к сложному учебному предмету, а как к урокам, связанным с бытом, питанием, здоровьем. Например, калий – это не только металл, химический элемент I группы 4-го периода периодической таблицы Д.И.Менделеева, но и элемент, без которого происходит сбой в сердечно-сосудистой системе. Такие заболевания лечатся и с помощью лекарств, и благодаря правильному питанию: калия много в кураге, картофеле. А как усваивается калий? Только в ионном виде. Интересно? Пишем уравнения…
При решении задач, связанных с солями, сухой язык формул превращается в удивительную головоломку: как соли влияют на организам, какая концентрация их безопасна, полезна или, наоборот, вредна. У детей возникает масса вопросов по изучаемой теме, они уже сами начинают искать литературу, копаются в интернете.
Свой предмет я очень люблю и стремлюсь пробудить любовь к нему и в своих учениках, сформировать у них творческое, химическое мышление. По-моему, главное, что они могут приобрести при изучении моего предмета, – не столько собственно знание химии, сколько освоение обобщенных видов деятельности. Эти виды деятельности инвариантны и необходимы для того, чтобы адаптироваться в нашем сложном мире.
Для того, чтобы повысить производительность труда, в том числе и учебного, нужно, прежде всего, грамотно организовать рабочее место: все должно быть под рукой, а вернее «под носом». Если на вопрос «Какова степень окисления атомов того или иного химического элемента в соединении?» дети отвечают: «Нужно найти этот химический элемент в периодической таблице растворимости, сравнить константы диссоциации кислот и т.д.». я уверена – этот ученик разберется с любой предложенной реакцией ионного обмена.
Есть у учителя особая миссия: в смене будней не пройти мимо детского интереса, заметить даже малюсенькую искорку любопытства, творчества, познания и не дать ей погаснуть в повседневных заботах. Высокое назначение педагога – отметить и поддержать талант. Конечно, выделить из сотни одного – это лишь часть задачи. Моя задача как учителя – определить склонности, интересы каждого. Необязательно, чтобы обучающийся стал химиком. Вовсе нет! Надо разглядеть и будущего строителя, и артиста, и рабочего, и шофера. Как непросто! Необходимы профессиональные и психологические знания, эрудиция и мудрость. А значит, путь к вершине под названием «учитель» не завершен.
Учитель должен быть на своем уроке художником, актером, творцом. Его увлеченность, любовь к детям и своему предмету, его непохожесть на других, его жизненная позиция и уверенность прежде всего, находят признание в глазах детей.
Быть личностью яркой и притягательной, чтобы в ней чувствовались сила воли и душа (они проявляются во взгляде, в жесте и интонации голоса) – вот главное, что требует современность от учителя. Этому учат прочитанные книги, пройденные дороги и множество встретившихся в пути людей. Этому учат трудности, которые встречаются на пути, потому, что преодолев препятствие, с каждым разом мы становимся сильнее. Этому учат собственные ученики изо дня в день, от урока к уроку: «обучая, учимся сами». И учителю надо быть очень способным учеником, чтобы понять и принять все уроки, преподнесенные жизнью, и стать настоящим Учителем.
Построение системы обучения на деятельностных основаниях позволит решить главную задачу образования – формирование личности как активного и творческого субъекта собственного развития. И начинать надо не с обучающегося, а с учителя. Если он не знает, как организовать собственную деятельность, разве он может научить действовать обучающегося? И на извечный российский вопрос «Что делать?» можно, на мой взгляд, ответить так: «Каждому из нас нужно всю жизнь работать над собой и учить этому своих учеников!»