Сочинение на тему учитель вчера сегодня завтра

9 вариантов

  1. Есть среди множества профессий одна особенная, трудная и очень ответственная – наша профессия – профессия учителя! Всегда были и будут существовать Учителя, которые передают свой опыт и знания новым поколениям. Педагог создает будущее страны, ему дано высокое право – учить и воспитывать тех, кто будет жить после нас. От труда этого человека во многом зависят убеждения, мировоззрение и нравственные качества молодого поколения. Как хорошо, когда счастливый и успешный в жизни учитель, помогает ученикам найти свое счастье.
    Педагогическая деятельность требует особого призвания, путь к которому не всегда короткий, но успех зависит от нескольких слагаемых: способностей личности, жизненных обстоятельств, встречи с талантливыми педагогами, а самое главное личного желания быть учителем.
    Хочу остановиться на педагогических способностях, которые на мой взгляд необходимы современному учителю:
    1. Конструктивная – способность проектировать личность ученика, отбирать и компоновать учебно-воспитательный материал в связи с возрастом и индивидуальными способностями учащихся.
    2. Организаторская – способность включать учащихся в различные виды деятельности и создавать коллектив, в котором развивается личность.
    3. Коммуникативная – способность устанавливать с воспитанниками доброжелательные взаимоотношения и помогать им выстраивать правильные отношения друг с другом.
    4. Воспитательная деятельность – это процесс непрерывного творчества. Она ставит педагога в положение исследователя, выдвигая перед ним все новые и новые задачи с учетом нравственных ценностей современного общества.
    Личность воспитывается творческой личностью. Современная педагогика ориентирована на человека и его развитие, на возрождение гуманистических традиций. Учитель должен постоянно работать над собой, обогащать себя духовно, развивать свой творческий потенциал, овладевать прогрессивными идеями и технологиями в области педагогики.
    Наша профессиональная деятельность требует от человека и определенных волевых качеств: выдержки, терпения, настойчивости, самообладания и целеустремленности, а самое главное, мы должны верить в свой успех. Мое педагогическое кредо: «Учись, твори и создавай, и красотою окружай: себя, родных, друзей, страну, осуществляя цель свою».
    Современное общество предъявляет повышенные требования к педаго¬гу любого образовательного учреждения.
    Учитель сегодня:
    – активно участвует в совершенствовании образовательной системы в рамках, своего предмета, своих возможностей и компетенций при обновлении, разработке образовательных стандартов новых поколений;
    – принимает активное участие в создании и корректировке образовательных программ, создании условий их реализации;
    – умеет применять знания и практические навыки в конкурентном мире;
    – в системе специальных школ особое внимание обращает на формирование умений, помогающих обучающимся в перспективе после окончания школы адаптироваться в социуме;
    – в целях поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает коррекцию развития и самореализацию каждого ученика, отслеживает его достижения на основе личностно-ориентированной технологии.
    Сегодня на наших глазах изменяется страна, изменяется школа. Хочу привести слова нашего президента В.В. Путина: «За последнее время возможности наших школ серьёзно возросли. Но никакие технологии не заменят хорошего педагога». Планы модернизации экономики, социальной сферы России невозможны без модернизации сферы образования, основной движущей силой которой является личность учителя. В национальной образовательной стратегии – инициативе «Наша новая школа», присутствуют следующие направления:
    1. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Возможно, что мои ученики никогда не достигнут звездных вершин, но я всегда стараюсь, чтобы они, учась в нашей школе и окончив ее, чувствовали себя полноправными членами общества и смогли найти свое место в сложной современной жизни.
    2. В школе должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. В нашей школе такая система существует. Мои ученики ежегодно участвуют и побеждают в районных и городских выставках по декоративно-прикладному творчеству. В Региональной олимпиаде по технологии среди коррекционных школ СПб мои ученики много лет являются победителями и призёрами.
    3. Ключевая роль принадлежит учителю, который должен стать уважаемой фигурой в обществе и сам уважительно и внимательно относиться к ученикам, помогая им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Желание помочь обучающимся найти радость в труде, выразиться в творчестве, научить работать в коллективе, лежит в основе моей педагогической деятельности. Приятно, что выпускники каждого года приходят в школу поделиться с учителями радостью или своими проблемами. А родители стремятся привести детей в наше образовательное учреждение даже из других районов города.
    4. Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Учиться в школе будет увлекательно и интересно, ребенку должно быть комфортно – и психологически, и физически. Для каждого ученика я стараюсь создать оптимальные условия обучения, чтобы он чувствовал себя уверенно.
    5. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Основой этого является создание обстановки эмоционального комфорта на каждом уроке и в целом в школе.
    Если в предыдущие периоды развития системы образования в нашей стране задачи учителя в большей степени заключались в передаче знаний, формировании и закреплении навыков, то на новом этапе в содержание деятельности учителя входит не только передача информации, помощь в ее усвоении, но и формирование творчески компетентной личности, готовой к непрерывному образованию. Мои ученики продолжают обучение в других школах и лицеях города.
    Для полноценного включения в образовательное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации, в нашей школе кабинет трудового обучения оснащен новым оборудованием. Это позволяет приблизить учебный процесс к современному швейному производству. Практическая деятельность учащихся осуществляется за рабочими столами, на которых удобно выполнять ручные работы и раскрой изделий. Каждая ученица имеет возможность работать на электрической бытовой швейной машине «Бразер», а для обработки срезов использовать специальную японскую электрическую швейную машину марки «Джуки». Для ВТО швейных изделий ученицы пользуются электрическим утюгом с парогенератором. При снятии мерок мы используем раздвижной итальянский манекен, который позволяет производить измерения фигуры от 44 до 54 размера.
    Для выполнения новых ключевых задач необходима личность учителя, отличающаяся повышенной чуткостью, вниманием, восприимчивостью интересов школьников, открытая ко всему новому. Конкурентоспособными могут быть только инициативные педагоги, способные находить нестандартные решения в образовательной области. На своих уроках стараюсь разнообразить труд учащихся, формирую культуру труда, развиваю организаторские способности и поисковую активность личности. Девочки шьют модели платьев, юбок, брюк, используя элементы современного дизайна, работают с журналами «Бурда», самостоятельно переснимают выкройки. Это делает работу подростков интересной и привлекательной, прививает хороший вкус. Ежегодно в школе проводим дефиле – показ мод. Все работы учащихся вызывают искреннюю признательность и удивление родителей, учителей, воспитателей детских домов.
    Педагоги нашей школы участвуют в семинарах, научно-практических конференциях, успешно проходят аттестацию, являются районными и городскими экспертами.
    Каким бы новым технологиям, стандартами не обладал учитель, он должен помнить: никто не может заставить человека делать добро, если он сам этого не захочет, если это не идет от его сердца. Поэтому настоящий учитель, учитель с большой буквы, должен руководствоваться принципом: жить в гармонии с миром, согревая его своей добротой.

  2. Эссе «Образование: вчера, сегодня, завтра»
    Образование в нашей стране!? Каким оно мне представляется…
    Вчера
    А вчера были 1988-1990 учебные годы. Удивительное время. Время перемен. Менялось всё вокруг и прямо на глазах. Государство, в котором прошло твоё детство, вдруг перестало существовать. Традиции, язык, духовные ценности – всё претерпевало изменения.
    Но педагоги Галичского педагогического училища находили пути решения этих трудных жизненных задач. Преподаватели брали в свои руки столь разношёрстных девчонок-подростков и как искусные ювелирные мастера обрабатывали нас “самородков”. Наивные, но красивые, молодость всегда красива, мы отправились в путь к изведанным берегам, как нам тогда казалось.
    Вчера – это сильная идеология, воспитание в коллективе, труде и заботе о младших. Единые для всех школьные программы, распределение после окончания вуза, гарантия трудоустройства.
    Образование в XX веке было отражением государства. Строящееся, развивающееся, укрепляющее свои позиции. Многие критикуют советскую систему образования. Считают ее слишком авторитарной, лишенной развития в ребенке способности размышлять, отстаивать свое мнение, оторванной от жизни. Однако она давала знания, готовила достойных специалистов, которые в то время поднимали и развивали страну. Был авторитет учителя. Поэтому мы снова оказались в школе, только в другом качестве. Теперь мы носили гордое имя – учитель!
    Сегодня
    28 лет в школе. Было всё: и смешное, и грустное, и непонимание, и воодушевление, и победы, и разочарование. Радостных моментов, естественно, больше как не радоваться милым детским лицам и улыбкам на них. Сегодня наша страна находится в состоянии перемен, реформы затрагивают все области жизни. В этом состоянии находится и образование. Уже на протяжении более 20 лет мы экспериментируем, открываем лицеи и гимназии, профильные школы. Вводим ЕГЭ, ФГОС. У педагогов появляется полная свобода в выборе форм, средств и методов обучения. Сегодня не все понимают, что образование — это прерогатива самого человека. Человек-личность сам лепит свой образ. Вот и встала сегодня перед нашим обществом задача: научить человека самообразовываться, не заглатывая то, что дают (у школьников, да и не только, знания, полученные таким образом, не всегда надолго задерживаются в кладовой памяти).
    Не вырастут новые Пифагоры, Ломоносовы, Галилеи, Менделеевы, если не научатся самообразовываться: самостоятельно добывать знания, выделяя главное в прочитанном тексте, правиле; выявлять истину в дискуссиях, не боясь отстаивать свою точку зрения, не боясь ошибиться. Нельзя слепить прекрасную статую, швыряя глину об стену, только потому, что она не хочет принять образ, задуманный скульптором. У такого горе-мастера просто не останется материала, а значит, не из чего будет творить. Чтобы было понятно: скульптор — это государство — огромная социальная машина, состоящая из всех нас — всего общества в целом, а глина — ученики — наши с вами дети.
    Так что задача, которая стоит сегодня перед нами, учителями : научить учеников учиться — весьма актуальна, тем более, что в современном мире возможности для самообразования, благодаря интернету — безграничны.
    Завтра
    Образование завтра? Сейчас трудно ответить на этот вопрос, однако хочется верить, что образование завтра – это высококвалифицированные педагоги, процесс обучения дает ребенку не только знания, но и связывает их с жизнью, учит школьника социализации в обществе, умению высказывать и отстаивать свое мнение. Выпускник школы точно знает, кем он хочет быть и после окончания выбранного вуза идет работать по специальности. Учителя занимаются самосовершенствованием, посещают конференции и публикуют свой опыт работы не потому, что их заставляют, а потому что они понимают, что это необходимо для повышения их профессионализма.
    А дети с удовольствием ходят в школу!
    Современной школе нужна полная переориентация задач и методов обучения. Уже начавшееся техническое вооружение (электронные журналы, электронные дневники и пр.) нуждается в полном сопровождении всех компонентов образования. Учебник, в котором излагается информация, с успехом может быть заменен электронной книгой.
    На смену информационно-ориентированному обучению должно прийти проектно-ориентированное обучение. Проект как новый формат деятельности призван задействовать навыки и умения из разных областей. Будущее – за технологиями, навыками и умениями. Учебный процесс должен обгонять знания ученика, а не плестись за ними в хвосте.
    Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что образование – это процесс, который целенаправлен на достижение результатов воспитания в интересах государства, человека и общества. Действительно, современной системе образования задан вектор стремления к международной конкурентоспособности, открытости, широкому сотрудничеству с наукой.

  3. По моему личному восприятию, «раньше», «вчера» – это мои школьные и студенческие годы, «сегодня» – время учёбы моей дочери, «завтра» – это время, когда в школу пойдут мои внуки. Удивительно! Получается, что я рассуждаю не с позиции учителя, а с позиции ученика! Иногда (к сожалению, не так часто, как хотелось бы) моя дочь-семиклассница спрашивает меня, как я училась, какие у меня были учителя, какой она была, школа прошлого? Я с удовольствием рассказываю ей, как здорово было учиться в «моей» школе, несмотря на отсутствие всех этих новомодных гаджетов! Для меня, обделённой семейным теплом и уютом девчонки, школа была действительно домом, и не вторым даже, а, скорей, первым. Мне «моя» щкола не только дала образование – она прежде всего воспитала меня. Как? Это уже другой вопрос. Да, трудоголиком, да, гиперответственной, принципиальной, с обострённым чувством сопереживания всем, кому плохо, требовательной к себе и к окружающим. Неслучайно в трудные минуты я виню именно школу в том, что мне так нелегко жить в этом мире.
    Единственный вопрос, на который мне всегда трудно отвечать, – это вопрос о том, какое образование лучше. На мой взгляд, образование «вчера» и образование «сегодня» не лучше и не хуже, это просто разные системы, со своими плюсами и минусами. Недостатки «моего» образования: чрезмерная идеологизированность, категоричность в оценках (я имею в виду исторические события, личности, литературные произведения и т.п.), знания подавались нам на блюдечке; времени на любимую литературу не хватало, потому что надо было зубрить такую непонятную физику… Я и сейчас помню формулировку разных физических законов, алгебраических формул, геометрических аксиом и теорем, которые мне ни разу в жизни не пригодились. Зато, правда, сейчас могу ребёнку кое в чём помочь по этим предметам. Но как подумаю, сколько книг могла бы прочитать вместо бессмысленной зубрёжки, ощущаю горечь.
    Сегодня многое изменилось. Как в лучшую, так и в худшую сторону. На смену чрезмерному вниманию, которое уделялось воспитательной работе, пришло равнодушие, пришёл формализм, регламент и т.д. и т.п. Для классного часа просто времени нет: учебная нагрузка школьников постоянно увеличивается. Ученики воспринимают сегодня классный час как наказание, во-первых, потому, что у многих каждая минута на счету, во-вторых, чувствуют нашу незаинтересованность. Но если ты знаешь, что вот она, эта тема, которая их заинтересует, а самое главное, вот то, чем их можно «зацепить», – классный час получается! В такие минуты по настроению ребят видишь: нужен, нужен, нужен классный час! Только должен он быть классным. Теперь о хорошем. Многие сегодня ругают новые ФГОС, а я их приветствую, потому что нахожу в них те положения, которым уже давно следую в своей педагогической практике. Я учу детей тому, чему меня, к сожалению, не учили: не заучивать, а понимать, пропускать любой учебный материал через себя, свой личный опыт. Я побуждаю их к творческой переработке полученной информации. Я постоянно ставлю их в ситуацию выбора, ответственности не только за себя, но и за других. Меня не пугает метапредметность – мне всё это нравится! И детям тоже нравится так учиться! В ходе работы у меня выработались определённые приёмы, которым я попыталась дать «говорящие» названия.
    «Право выбора» – это приём, которым я пользуюсь очень часто во время урока и в домашнем задании. Я даю ученикам право выбора и формы организации деятельности (самостоятельно, в паре, в группе), и вида работы (упражнения, виды орфограмм, разборов и др.), и даже способа проверки (самостоятельно, соседом по парте, учителем, родителями, друзьями). «Коротко, но ясно» – приём краткой записи теоретического материала, использование аббревиатур, знаков, символов (ЧАТ – читаем и анализируем текст, СУТ (Д) – составить устный текст (диктант), знаки «+», «-», «=», «?», «!» и др.). Роль данного приёма велика при творческой переработке учебного материала (составление кластеров, таблиц, выведение «формул»). «Чтение с карандашом в руке» – приём вдумчивого чтения текста: прочитать текст, разделить его на смысловые части, подчеркнуть ключевые слова и/или слова, значение которых непонятно, к каждому абзацу задать вопрос (ы) и т.д. «Творческий подход» – приём, который особенно нравится моим ученикам: им предлагается «перевести» скучный научный материал в художественную форму. Они легко составляют синквейны: Союзы… Простые, сложные. Соединяют, разделяют, противопоставляют. Не представляю без союзов речь! Связь! Есть ребята, которые пробуют писать стихи по учебному материалу! А ещё мы часто… рисуем. Да-да, именно рисуем (я тоже пытаюсь). Недолго – минут пять, но за это время тема «Безличное предложение» превращается в самые разные рисунки, например, человечка без черт лица, а на частях тела прописаны формы сказуемого. В такие моменты я не учитель, они не ученики – в такие минуты мы участники арт-студии, а такая привычная доска – стена для вернисажа!
    Без ложной скромности скажу: богата моя методическая копилка разными методами, приёмами, идеями. Но какой был бы в ней смысл и какая была бы от неё польза детям, если бы я не старалась поставить себя на место ученика, если была бы равнодушна не только к его учебным достижениям, но и к тому, чем он увлекается, как чувствует себя в коллективе и т.д.?! Один ученик приходит на урок и сообщает мне о том, что у него День рождения, другой – одержал спортивную победу, третий – закончил с отличием музыкальную школу и т.д. и т.п. Я искренне радуюсь всегда, когда слышу что-либо подобное, и обязательно включаю в ход занятия какой-нибудь элемент, чтобы подчеркнуть значимость данного события (например, предлагаю составить спич или отправить SMS виновнику торжества, обязательно включив в него существительное общего рода). За SMS меня коллеги критикуют: мы, мол, боремся с гаджетами, а ты… Я не борюсь, я – мирюсь и стараюсь включать их в учебный процесс: на уроках русского языка мы обращаемся к ним, если нет под рукой словарей, на уроках литературы слушаем фольклорные и художественные тексты. Пусть послужат на ниве просвещения! Я начинала свою педагогическую деятельность в начале девяностых. Было трудно, как я сейчас понимаю, прежде всего потому, что я шла по проторённому пути, копируя приёмы работы своих любимых учителей, ругая себя за то, что не только не могу лучше, а и до их уровня недотягиваю. Сегодня всё по-другому: у меня свой взгляд на роль школы в современном обществе, у меня своя система работы. Я учу и учусь, воспитываю и занимаюсь самовоспитанием. И так уже двадцать два года. Я верю: «завтра» нашей системы образования будет светлым. Для этого нужно, чтобы люди, которым дано право на законодательном уровне вершить судьбу российской школы, прежде всего думали о ребёнке как о личности, не были равнодушными. По новым ФГОС это чувствуется. Я надеюсь, что мои внуки будут учиться в школе, из которой исчезнут выражения: «образовательные услуги», «учитель выполняет заказ». На смену им придут другие, в которых будет отражена главная задача учителя – воспитание образованного Человека!
    Сохранена орфография и пунктуация автора
    Автор: Ассанова Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МАОУ “Гимназия № 7”, г. Перми


  4. Школа… Она стала моим вторым домом в далёком детстве, ещё до того, как я перешагнула её порог в качестве ученицы. Мои родители (мать – учитель начальных классов маленькой сельской школы в Якутии, отец – учитель истории той же школы, завуч по воспитательной работе) вынужденно брали меня с собой и на уроки, и на внеклассные мероприятия. Дух школы тех замечательных времён, когда работали, не считаясь с оплатой, потраченным временем, и не ради сертификатов, а ради самих детей, их горящих глаз, живёт во мне до сих пор. Авторитет учителя тогда был неимоверно высок! Заслуженно высок! Мы считали, что в педагогический институт принимают только самых умных, талантливых, справедливых, честных и добрых людей.
    В те далёкие годы в Якутии не хватало местных учительских кадров и сюда приезжали выпускники педагогических учебных заведений центральной России. Так здесь оказалась моя мама Кошелёва Клавдия Васильевна. Она закончила Сергаческое педагогическое училище Горьковской области, приехала в далёкую холодную Якутию и осталась навсегда. Когда я была школьницей, у нас преподавала русский язык москвичка Коцот Софья Яковлевна, а химию – её муж Сергей Владимирович, математику – ленинградка Мынто Елена Сергеевна. Как мы преклонялись перед своими молодыми учителями! Это были ОСОБЫЕ люди!
    К сожаленью, всё мои детские представления об учителе и школе не соответствуют нынешней действительности… Время изменило страну, общество, людей… Изменилась школа – и учителя, и дети, изменилось отношение к ней со стороны родителей. Изменились требования к работе учителя, требования к выпускникам…
    Жёсткость современного общества, высокая конкуренция на рынке труда, отсутствие государственной программы по обеспечению молодёжи рабочими местами – такова реальность. И к этой реальности должны быть готовы наши выпускники.
    Что могу сделать лично я для того, чтоб в этой реальности мои ученики больше выиграли и меньше потеряли? Какие задачи я как преподаватель русского языка и литературы ставлю перед собой?
    Во-первых, развивать речь. Умение чётко формулировать свои мысли, говорить ясно, грамотно, красиво, использовать языковые средства соответственно стилю, стиль речи выбирать соответственно ситуации – это, я убеждена, необходимо уметь всем и во все времена.
    Во-вторых, развивать интерес к художественной литературе, научить отличать умную, добрую книгу от «развлекательной». Я считаю, что это делать необходимо и очень важно. Читая хорошую книгу, дети учатся разбираться в людях, вдумываться в их взаимоотношения, отличать главное от второстепенного, устанавливать связь между психологией персонажей и окружающей действительностью. Это готовит школьников к взрослой жизни, воспитывает психологическую зоркость и, конечно же, формирует нравственные ценности.
    В-третьих, я считаю долгом научить своих учеников пользоваться информационной литературой, научить их работать с текстом, прививать им навыки самообразования. Ведь в условиях, когда недостаточно «один раз и на всю жизнь» получить образование, когда приходится постоянно доучиваться и переучиваться, чтоб не оказаться «на обочине», – навык самообразования становится жизненно необходимым. Современные ученики часто заблуждаются, полагая, что компьютерная грамотность заменит им этот навык, позволит им находить любую информацию. Они не понимают, что найти информацию и эффективно воспользоваться ею – это не одно и то же.
    Почему я не говорю о языковой грамотности, об орфографии? Неужели я не считаю долгом учителя русского языка научить детей грамотно писать, подготовить их к сдаче ЕГЭ по русскому языку? Я не говорю об этом, потому что это САМО СОБОЙ РАЗУМЕЕТСЯ. Это минимум, который обязан выполнить учитель русского языка.
    Что я могу сделать как педагог, как классный руководитель для того, чтобы мои ученики в своей взрослой жизни реализовались успешнее и в профессиональной, и в личной жизни?
    Я думаю, в первую очередь, воспитывать в них терпимость. Учить их принимать окружающих такими, какие они есть, оценивать людей по человеческим качествам, а не по внешности, не по должности, не по материальному положению, не по конфессиональной принадлежности, не по национальности.
    Кроме того, считаю очень важным воспитывать в детях самоуважение, самодостаточность, стремление сохранять своё достоинство в любой ситуации.
    Безусловно, в решении воспитательных задач очень важно сотрудничество с родителями, потому что авторитет родителей, их пример играют главную роль в формировании личностных качеств человека.
    Несмотря на то, что изменилось общество, школа, отношение к школе, изменились дети, роль учителя осталась неизменной: учитель остаётся тем человеком, от которого зависит самое главное в процессе обучения. Станет ли учёба приносить радость познания или ляжет тяжким грузом на плечи ученика? Будет ли ребёнок шагать в школу, предвкушая радость встречи с учителем или ёжась от неприятных предчувствий? Это зависит только от учителя. И, чтобы его авторитет вновь поднялся на высоту прежних времён, учитель должен быть умным, справедливым, талантливым, честным.

  5. Не будет неожиданно, если заявлю, что образование напрямую связано с воспитанием. Вчера воспитание было коммунистическим. Если не брать во внимание идеологию, не такое уж и плохое. Да и идеология в общем-то не мешала, а только стимулировала к учебе: «Учиться, учиться и ещё раз учиться!» — так завещал великий Ленин». Идеи Макаренко и Сухомлинского живут до сих пор. Та система образования была лучшей в мире. Проблема в том, что наши аттестаты и дипломы не котировались на Западе. Поэтому мы стали ориентироваться на другую модель. Но лучше ли она? Приемлема ли для нашего менталитета? Время покажет. Но уже сейчас ощутимо, что не так всё просто.
    Я с удовольствием вспоминаю свою школьную общественную жизнь: и пионерскую организацию, и сбор макулатуры и металлолома, и работу на консервном заводе. А сколько песен мы знали и пели, когда куда-нибудь ехали! Сейчас, кроме уборки территории школы, общих трудовых дел у ребят нет (исключая разве что волонтёрскую деятельность), и они этому рады. Даже на внеклассные и внешкольные мероприятия выходят с трудом: кому-то просто не хочется и неинтересно, у кого-то репетиторы, у кого-то – модельные и спортивные школы. А песни они поют очень редко — чаще слушают, надев наушники. Что же будет через несколько десятков лет? Живое общение сократится до минимума. А зачем оно? Ведь есть Интернет: сайт «Одноклассники», «Вконтакте». Через них проще, не глядя друг другу в глаза, солгать или сказать о ком-то что-то неприятное.
    Можно представить школу будущего: у каждого ученика — своя кабинка, где он посредством компьютера или какого-нибудь другого электронного накопителя отвечает на вопросы учителя. Скорей всего, это тестовые вопросы. Оригинальные ответы не приветствуются. Всё должно быть стандартно.
    А как быстро сегодня в образовании меняются требования, учебники! Не успели освоить один УМК — предлагают другой, якобы более эффективный. Детям-то, которые вынуждены менять школу, как трудно! Помню, когда я училась в школе, были у нас учебники литературы, по которым, как и по учебникам на других предметах, занимались несколько поколений учащихся. Да, книги были немного потрёпанные, в некоторых местах исписанные! Но это даже добавляло интереса читать такой учебник. Сейчас же, перейдя в новую школу, ученик сталкивается со многими проблемами, одна из которых — другие учебники. Хорошо, если ещё программы не очень отличаются, а то, бывает, даже в начальной школе приходится нанимать репетиторов, чтобы усвоить новую программу.
    Система оценивания. Далеко не всё совершенно. Очень трудно уместиться в те четыре балла, которые мы привыкли использовать последнее время («единицы» сейчас не выставляются). Электронные журналы отнимают массу времени у учителя — педагогам забот прибавилось, тем более не у всех есть в кабинете Интернет, компьютер. А тут ещё по новым стандартам метапредметные результаты надо будет как-то оценивать! Как это всё успеть?
    Меня волнует и система внешней оценки. Что касается русского языка, учить его ребята стали по-другому, нежели несколько десятков лет назад. Чтобы сдать экзамен, надо уметь находить разные виды сказуемых, устанавливать различные связи между частями сложного предложения, знать все разряды местоимений и т.п. При этом некоторые учащиеся, которых натаскали учителя и репетиторы, хорошо сдают подобные тесты, но допускают массу и речевых, и орфографических, и пунктуационных ошибок при написании сочинений. Да и сочинения пишут стандартные, по шаблонам. Сейчас ЕГЭ совершенствуется. И это радует. Но не успели отработать методы подготовки к тестам, снова возвращаемся к сочинению.
    Аттестация учителей. Гранты. Вроде всё красиво, всё на благо учителю-профессионалу. Но как можно оценивать деятельность учителя по уровню обученности учеников? Кто определяет этот уровень? У одного учителя в классе почти все хорошисты. У другого — большинство троечников. А показатели все хотят высокие. И некоторые всё делают для того, чтобы результаты были хорошими.
    Очень важно для самооценки учителя и то, в каких условиях он работает. Хорошо, конечно, что Президент и Правительство ведут курс на модернизацию школ, но только в одних современные условия для работы существуют уже лет 10, а другие — в ожидании этого и неизвестно когда дождутся. Требования высокие, отчетов много, а у некоторых учителей не только нет возможности работать с интерактивной доской и компьютером — элементарных условий нет: хорошей доски, вместительного кабинета, удобных стульев и парт для учеников.
    Одна из проблем сегодня — малокомплектные школы. Решение осуществлять подушевое финансирование школ вызвано, понятно, судьбой страны в целом. Но выиграет ли от этого страна? Многие родители ведут своего ребёнка в небольшую школу именно затем, чтобы ребёнок не терялся в общей массе, чтобы был на виду и чувствовал себя как дома.
    И, конечно, не могу оставить без внимания статус учителя. Раньше в пединституты был конкурс. Учителями становились лучшие. В восьмидесятые годы педагогическое образование стремились получить ещё многие, но в школы из вузов приходили единицы. Из моих однокурсников только одна четвёртая часть работает по специальности. Хорошо, что сегодня власть как-то стимулирует труд учителя, иначе бы в школах вообще некому было работать.
    Какими будут учителя в будущем — покажет время. Но очень бы не хотелось, чтобы мы всегда ориентировались на Запад и пришли к тому, что сейчас принято в США: ученики могут уволить учителя. Это я услышала из видеоролика по телевидению и усмехнулась: далеко пошла там демократия!
    Думаю, нам нельзя терять то, что было хорошим и лучшим вчера: недаром сейчас возрождаются пионерские организации. Меня в 2000-е годы обрадовало даже то, что на экран вернулись фильмы на сказочные сюжеты. Когда в 90-е годы XX века перестали показывать передачу «В гостях у сказки», я почему-то очень переживала: ну чему могли научить детей покемоны и черепашки-нинзя? А сегодня нам нужно сделать всё возможное, чтобы завтра не было стыдно за плоды нашего образования и воспитания.
    Об авторе: Ковалева Светлана Федоровна, учитель русского языка и литературы, МОУ лицей № 16 г. Волгодонска.

  6. Учитель – это не профессия, а больше призвание.
    Сам Менделеев говорил: “Вся гордость учителя — в учениках, в росте посеянных им семян”.
    Становление самой личности ребенка зависит не только от того, что вложат в него родители, но и именно от его первого учителя. Эти люди отдают часть себя каждому своему ученику. Они должны любить жизнь, детей, уметь найти ключ, подход к каждому своему ученику; быть очень терпеливыми, любить сам процесс обучения. Это ответственная, но и в то же время очень почетная профессия. Главной наградой для них будет именно слова благодарности от их учеников, уважение детей.
    Быть учителем – это очень тяжелый труд. Не мало людей в нашей стране имеют педагогическое образование, но не каждому дано быть Учителем с большой буквы.
    Учителя дают информацию не только по своему предмету, но и решают вопросы жизни, поведения детей, расширяют мировоззрение, помогают найти свое место в жизни.
    Не каждый учитель может добиться на своем уроке идеальной тишины. Заинтересовать темой разговора всех учеников одновременно, чтобы они смогли уловить верную мысль рассказчика и вынести для себя выводы с этого разговора.
    Ведь не просто своих первых учителей мы помним всю свою сознательную жизнь, вспоминаем с теплом, трепетом в душе. Это именно они учили нас добру, справедливости, нести в мир позитив.
    После окончания школы многие считают себя обязанными поведать о своих достижениях, успехах своим учителям. Никто из нас не может обойтись в своей жизни без учителя.
    Учитель – это очень сложная профессия.Постоянное нервное напряжение, огромная ответственность, надо уметь быстро принимать правильные решения, быстро суметь сориентироваться в сложной ситуации. Уметь достойно пройти все детские проверки и остаться авторитетом в ихних глазах.

  7. Баева Светлана Сергеевна
    воспитатель
    МКОУ  « Белоярская  школа – интернат».
    «Школа- это мастерская, где                                 формируется мысль подрастающего поколения. Надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее».
    Барбюс А.
    Эссе «Школа вчера, сегодня, завтра»
    Без школы не возможно развитие человеческого общества. И каждое общество заслуживает той школы, которую имеет.
    Я училась в советской школе. До сих пор во мне живут школьные воспоминания: учителя, школьная дружба, походы, экскурсии, соревнования. Школа моего времени учила человеческим взаимоотношениям. Для нас был главным человек, а не его социальное положение в обществе.
    Конечно, каждый человек считает свои школьные воспоминания драгоценными и неповторимыми. Памяти свойственно украшать прошлое.            Но прошли годы и вот уже мои дети – ученики. Им пришлось учиться в 90-е. Я закончила еще два раза по десять классов. Школа изменилась – эта уже не та добрая атмосфера советской школы.
    В 90- е начался разлад в обществе и, конечно, он отразился на школе. Почти десять лет учителя не получали заработную плату, но все продолжали самоотверженно трудиться, учить наших детей. И я думаю, что ключевой фигурой в школе вчера – сегодня- завтра – останется учитель. Если педагог работает от души и сердца, то в любой формации – его ученики будут знать о таких качествах, как сострадание, сочувствие, сопереживание ближнему. Сам педагог остается все таким же добрым, чутким, интеллигентным и широкообразованным.
    Л.Н.Толстой сказал об учителе так: «Если учитель соединяет в себе любовь к предмету и ученику – он совершенный учитель».
    Школа сегодняшнего дня – это яркое отображение современной жизни: компьютеризация, новые технологии, новые предметы, новая форма сдачи экзаменов. Все это замечательно, но я думаю, что технические средства постепенно разобщают людей.
    Рассказывая о школе вчерашнего и сегодняшнего дня даже страшно заглянуть в будущее.
    Ну что ж, скоро пойдут учиться мои внуки. И какой будет эта школа? Поживем, увидим. Мне бы очень хотелось, чтобы все лучшее, что накопило человечество, осталось в школе будущего.

  8. Структура самоуправления в МБОУ Ширинской СШ №4
    Старостат (общие функции):
    Координирует деятельность всех органов и объединений учащихся, участвует в планировании внеклассных мероприятий в школе;
    Организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе;
    Готовит и проводит собрания и конференции учеников;
    Организует выпуск газеты «Школьные вести»;
    Обсуждает и утверждает планы важных мероприятий;
    Заслушивает отчёт о работе своих рабочих органов;
    Решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями;
    Принимает решения об использовании учащимися заработанных ими денежных средств;
    Организует соревнования между классами и рабочими органами самоуправления, подводит итоги;
    Утверждает состав делегации учащихся школы на районные совещания и конференции.
    Рабочие органы самоуправления
    Планируют и организуют деятельность учащихся по конкретному направлению, организуют и оценивают результаты соревнований учащихся в общественно полезной и досуговой деятельности.
    Отдел правопорядка
    Отвечает за:
    Дежурство по школе;
    Охрану порядка на школьных вечерах;
    Осуществлением контроля за выполнением требований внутреннего распорядка
    Отдел школьного СМИ
    (информационная)
    Отвечает за :
    Выпуск школьной газеты;
    Обмен информацией с другими организациями;
    Имидж школы
    отдел по труду (экологии) и спорту
    Отвечает за:
    Уборку помещений школы в конце четверти;
    Организация проверки дежурства по классам в школе в течение года;
    Подготовку и проведения спортивных соревнований;
    Сбор информации о спортивных достижениях учащихся школы;
    Проведение оценки работы на пришкольном участке;
    Организация наглядной агитации о вреде курения, наркомании;
    Оказывает помощь в организации дней здоровья
    Отдел по связям с общественностью
    Отвечает за подготовку и проведение:
    Вечеров отдыха и  праздников;
    Проведение интеллектуального марафона
    Помощь классным руководителям в организации занятости учащихся во внеурочное время
    ПЛАН
    заседаний старостата на  1 четверть  2016 – 17 уч. года
    месяц
    дела
    Сентябрь
    1.Организация работы всех комиссий, выбор руководителя старостата;
    2.Организация  спортивного праздника «День здоровья» (отдел по труду и спорту)
    3. Подготовка Акции «Внимание дети»
    3.Организация  осенней ярмарки распродажи «Дары осени»(отдел правопорядка, отдел школьного СМИ, отдел по связям с общественностью)
    4.Отчёт комиссий о проделанной работе
    Октябрь
    1.Подготовка к празднованию «Дня учителя»(день самоуправления, концертная программа, поздравление учителей школы и ветеранов педагогического труда)
    2.Подготовка к осеннему балу и проведение данного мероприятия ( задания, контроль за выполнением данных заданий);
    3.Смотр классных уголков
    4. Отчёт комиссий о проделанной работе.
    ПЛАН
    заседаний старостата на  2 четверть  2016 – 17 уч. года
    месяц
    дела
    Ноябрь
    1.Акция «Молодёжь против наркотиков» – декада «Жизнь прекрасна» (выставка плакатов, рисунков, конкурс видеофильмов на заданную тему)
    2. Подготовка к посвящению в старшеклассники ( задания, контроль за выполнением данных заданий);
    Декабрь
    Подготовка акции «Здоровому образу жизни – Да!»
    ( задания, контроль за выполнением данных заданий);
    2.Подготовка к празднованию Нового года.
    ( задания, контроль за выполнением данных заданий);
    ПЛАН
    заседаний старостата на  3 четверть  2016 – 17 уч. года
    месяц
    дела
    Январь
    Февраль
    Подготовка к празднованию вечера встречи выпускников
    Подготовка к празднику «Песни и строя».
    Подготовка праздника «Виват мальчишки!»
    Март
    1.Подготовка и проведение конкурса «Виват девчонки!» для; 5-7; 8-11 классов.
    2.Подготовка и проведение конкурса « Мисс Весна» для старшего звена.
    3. Рейд по проверке сохранности учебников
    ПЛАН
    заседаний старостата на  4 четверть  2016 – 17 уч. года
    месяц
    дела
    Апрель
    1.Подготовка конкурса юмористических рассказов на школьную тему, инсценировки песен на тему «Смехотека»
    2.Подготовка к празднованию Дня космонавтики.
    3. подготовка к творческому отчету школы.
    Май
    Июнь
    1. Подготовка шествия на поселковый митинг – 9 мая
    2.подготовка к празднованию последнего звонка
    3.Подготовка вожатых для работы в лагере дневного пребывания.
    ПЛАН
    работы отделов старостата
    на 2016 – 2017 учебный год
    Цель работы отделов:
    – организация общешкольных КТД;
    – контроль дежурства по школе;
    – организация работы школьного СМИ;
    Месяц
    Название отдела
    Отдел правопорядка
    Отдел школьного СМИ (информационная)
    отдел по труду и спорту
    Отдел по связям с общественностью
    сентябрь
    Организация дежурства по школе, контроль за дежурством, совместная работа с дежурным учителем. (введение оценочной системы)
    Сбор информации, для организации выпуска газеты
    Знакомство с планом работы спортивных секций, участие в организации Дня здоровья
    Сбор и размещение видео информации о происходящих событиях в школьной жизни
    октябрь
    Организация дежурства по школе, контроль за дежурством, совместная работа с дежурным учителем.
    Сбор информации, для организации выпуска газеты
    Сбор информации о победах учащихся школы №4 в соревнованиях
    Участие в организации ярмарки – распродажеи «Дары осени», Сбор и размещение видео информации о происходящих событиях в школьной жизни
    ноябрь
    Организация дежурства по школе, контроль за дежурством, совместная работа с дежурным учителем.
    Выпуск первого номера
    «Школьная газета»
    Сбор информации о победах учащихся школы №4 в соревнованиях
    Сбор и размещение видео информации о происходящих событиях в школьной жизни
    декабрь
    Организация дежурства по школе, контроль за дежурством, совместная работа с дежурным учителем.
    Сбор информации, для организации выпуска газеты
    Выпуск второго номера
    «Школьная газета»
    Сбор информации о победах учащихся школы №4 в соревнованиях
    Организация и участие в Новогодних утренниках 1- 11 классов. Сбор и размещение видео информации о происходящих событиях в школьной жизни
    Январь
    Февраль
    Отчёт отдела о проделанной работе. Организация дежурства по школе, контроль за дежурством, совместная работа с дежурным учителем.
    Отчёт отдела о проделанной работе.
    Сбор информации для выпуска газеты. Организация поздравлений членов педагогического и  ученического коллективов с праздником 23 февраля.
    Отчёт отдела о проделанной работе. Участие в  проведении спортивного праздника посвященного 23 февраля.
    Отчёт отдела о проделанной работе.
    Сбор и размещение видео информации о происходящих событиях в школьной жизни
    Март
    Отчёт отдела о проделанной работе.
    Организация дежурства по школе, контроль за дежурством, совместная работа с дежурным учителем.
    Рейд по проверке сохранности учебников
    Отчёт отдела о проделанной работе.
    Сбор информации для выпуска газеты. Организация поздравлений членов педагогического и  ученического коллективов с праздником 8 марта.
    Отчёт отдела о проделанной работе. Рейд по проверке сохранности учебников. Помощь в организации дня здоровья.
    Отчёт отдела о проделанной работе.
    анализ мероприятия Мисс весна анкетирование по теме: « Мероприятие глазами ученика»
    Сбор и размещение видео информации о происходящих событиях в школьной жизни
    Апрель
    Отчёт отдела о проделанной работе. Контроль за работой дежурных. Анализ рейда по проверке сохранности учебников.
    Отчёт отдела о проделанной работе. Участие и освещение в школьной газете праздника смеха. Подготовка к вечеру встречи выпускников
    Отчёт отдела о проделанной работе. Спортивные соревнования (участие школьников) – сбор информации.
    Уборка территории школы.
    Отчёт отдела о проделанной работе.
    Сбор и размещение видео информации о происходящих событиях в школьной жизни
    Май
    Отчёт отдела о проделанной работе за 3 – 4 четверть. Контроль за работой дежурных.
    Планирование работы на следующий учебный год.
    Отчёт отдела о проделанной работе за 3 – 4 четверть. Выпуск заключительного номера школьной газеты. Подготовка к последнему звонку
    Отчёт отдела о проделанной работе за 3 –4  четверть.
    Планирование работы на следующий учебный год.
    Отчёт отдела о проделанной работе за 3 –4  четверть.
    Планирование работы на следующий учебный год. Подготовка к последнему звонку.
    Сбор и размещение видео информации о происходящих событиях в школьной жизни

  9. Максим Волошин сказал: «Жизнь – бесконечное познанье. Возьми свой посох и иди!» Вот уже четвертый год с посох в руках вместе с детьми шагаю в бесконечное познание родного края.В моей проффессии-это удается очень легко. Общение с детьми всегда приносит массу положительных эмоций в любой ситуации, будь то урок, либо классный час, либо тревожное состояние перед защитой научно- исследовательских работ. Целью моей работы является экологическое воспитание, которое проявляется в осознании функций природы в жизни человека, чувстве личной причастности к сохранению природных богатств и активной исследовательской деятельности природы родного края, практической деятельности по охране природы полуострова, ознакомлении учащихся, с рекреационным потенциалом Крыма, возможностями организации экскурсионной, туристическо-краеведческой работы. Экологическое воспитание учащихся в настоящее время не легкая задача, но актуальное. Я руководитель кружка «Школьное лесничество». Многие наши ученики вступают в этот кружок с большим желаем, и как результат большинство из них соответствуют моей модели выпускника:
    Много сил вкладываю в развитие кружка “Школьное лесничество”.Уже на протяжение 3 лет, мои ученики побывали на конкурс различного уровня, последний из них Всероссийский юниорский конкурс “Подрост -2014” город Москва. В конкурсе принимали участие я , и две мои ученицы Устименко Алена и Бондарь Кристина по трем номинациям:
    1)опыт работы школьных лесничеств;
    2)лесоведение и лесовосстановление;
    3) просветительская и природоохранная деятельность.
    На конкурсе мы были первый раз, а учащаяся 10 класса Устименко Алена не должна была выступать, но так сложились обстоятельства, что нужно защищать Республику Крым. Что же делать?-подумала я. Я ж учитель, я пример для своих учеников, нужно поддержать ее. Хорошо, что моя защита работы была раньше чем учащихся…И тогда я Алене, сказала простую известную фразу: «Плох тот ученик, которые не может превзойти своего учителя». В итоге Алена защитилась на «Ура!» и выиграла смартфон PHILLIPS. После защиты ее глаза сияли большой уверенность в себе как личности, победившей свой страх. Вот это для меня большое достижение. Видеть в ребенке целеустремленность, повышение уверенности в себе. Ведь Алена, уже ученица 11 класс, которая имеет ряд заслуг в работе школьного лесничества и в дальнейшем хочет быть садового –парковым и ландшафтным дизайнером. Хотя в 8 классе, когда я только с ней познакомилась, Алена боялась аудитории, выйди перед классом рассказать сообщение. Это для меня большая победа!
    Кто бы, что не говорил плохого о профессии учитель, что сложно работать, что дети ничего не хотят, я всегда буду не согласна с этим. Ведь зависит от нас самих, от нашего желания. Любить только свою работу, этого мало, нужно любить еще детей, уметь найти с ними общий язык, найти те моменты, которые интересны именно им- вот тогда ты точно состоишься как учитель.
    Лев Толстой писал: «Если учитель имеет любовь только к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать,- он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Вот что я пытаюсь всегда достичь, быть совершенным учителем. И вдвойне приятно когда ты вкладываешь очень многое в своих детей , а потом видишь как они с высоким уровнем на всероссийских конкурсах представляют работы, защищают с достоинством Республику Крым. Следующий мой этап надеюсь будет международный.
    «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель»
    А. Дистверг

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *