Сочинение на тему умен ли чацкий горе от ума

8 вариантов

  1. Молодой дворянин, который смог получить достойное образование, не был богатым и знатным, но почетно носил фамилию Чацкого. Все свое детство он провел в Москве, а весь его круг друзей включал лишь тех, кто посещал вместе с ним дом Фамусова, который являлся хорошим другом  его недавно скончавшегося отца. Именно здесь он повстречал любовь всей своей жизни – красавицу Софью. Судьба отправляет Чацкого в трехлетнее путешествие, давая ему возможность найти «новые умы», но любовь заставляет его вернуться домой, к своей возлюбленной. Просвещённый Чацкий всеми силами пытается рассказать свои впечатления и поделиться полученными знаниями, но понимает, что Софье это абсолютно неинтересно, впрочем, как и он сам, в ее сердце для него больше нет места.
    Его свежий философский ум стал не интересен и в Фамусовском обществе, которое легко расправляется с ним, объявляя его идеи сумасшедшими, как и его самого. Он изначально знал, что бороться с обществом хитрых карьеристов – безнадежное дело. Но, несмотря на это, он всеми силами старается идти вопреки застоявшемуся общественному мнению. Именно поэтому Грибоедов называет своего персонажа и победителем, и жертвой.
    Философское сложение ума Чацкого помогло ему взглянуть на мир «трезвым» взглядом. Ведь вся хитрость, чинопочитание, достижение цели любыми путями приводят к тому, что люди деградируют, развитие общества, а значит и страны, останавливается. Чацкий понял это раньше многих, но не смог сломать устоявшуюся систему.

  2. В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай ?
    А. С. Пушкин
    Грибоедов назвал свою пьесу «Горе от ума». Это название может быть понято и всерьёз, и иронично в зависимости от того, что понимать под словом «ум». Кажется, драматург употребил это слово в значении «познавательная и мыслительная способность человека, способность логически мыслить» (АН СССР Словарь русского языка в четырёх томах. М.: Русский язык, 1981, т.4, с.488). Данное определение подразумевает, во-первых, философский ум, высокий интеллект и, во-вторых, «здравый смысл, способность оценивать обстановку, взвешивать обстоятельства и руководствоваться этим в своём поведении» (там же). Разделение и сталкивание этих двух значений слова «ум» находим, например, в романе «Война и мир», когда Л. Н.Толстой объясняет нулевой результат преобразований, проведённых Пьером Безуховым в своих имениях: главный управляющий, весьма глупый и хитрый человек, совершенно понял умного и наивного графа и играл им, как игрушкой (2, 2, X).
    Когда А.С. Пушкин и И.А. Гончаров рассуждают об уме Чацкого, их оценки на первый взгляд прямо противоположны. Пушкин утверждает в письме к А.А.Бестужеву (конец января 1825 года): «Всё, что говорит Чацкий, очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляда знать, с кем имеешь дело…». Гончаров пишет в статье «Мильон терзаний» (1871): «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, он положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом, это человек не только умный, но и развитой, с чувством». Из приведённых цитат видно, что Пушкин имеет в виду здравый смысл, то есть житейский ум, а Гончаров — высокий интеллект, а значит, авторы не противоречат друг другу.
    Только-только появившись на сцене, Чацкий в своих репликах немногими, но меткими штрихами создаёт остроумные портреты представителей фамусовской Москвы: московских «тузов»-завсегдатаев Английского клуба, «бульварных» лиц, молодящихся тётушек, бойких французов, немецких учителей и т.д. Далее в монологах главный герой иронично отмечает «достоинства» «века минувшего», которыми гак гордится Фамусов: раболепство (завидная карьера камергера Максима Петровича), страх перед просвещением и науками («Забрать нее книги бы да сжечь» III, 21), ненависть к людям, которые хотят жить своим умом («К свободной жизни их вражда непримирима» II, 5), служба не ради дела, а ради карьеры («И награжденья брать, и весело пожить» III, 3) и т.д. Чацкий даёт блестящие характеристики представителям фамусовского общества: Скалозубу («Хрипун, удавленник, фагот, Созвездие манёвров и мазурки» III, 1), Молчалину («Низкопоклонник и делец» IV, 14), Фамусову («Любитель чинов» IV, 14). Остроумные и точные оценки и суждения Чацкого указывают на его независимый и насмешливый ум, на его блестящие аналитические (связанные с анализом явлений окружающего мира и человеческих характеров) способности.
    В хитрости и изворотливости, то есть в житейской смекалке, фамусовское общество превосходит умного Чацкого. Глупый Скалозуб и хитрый Молчалин успешно устраиваются в жизни и делают карьеру, которая не даётся Чацкому, человеку прямому и независимому. Скалозуб и Молчалин хорошо усвоили законы фамусовского общества: помимо деловых качеств, а может быть и прежде них, желающий преуспеть по службе должен обладать умением угождать начальнику, демонстрировать своё почтение и преданность:
    У покровителей зевать на потолок,
    Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
    Подставить стул, поднять платок. (II, 2)
    Чацкий, понимая все эти хитрости карьеристов, пренебрежительно-снисходительно относится к подобной «науке добиваться успеха». И ещё. При всей своей умной проницательности он не увидел очевидного: Софья влюблена в Молчалина. Чацкий недооценил своего соперника, которого презрительно называл «глупцом» (I, 7), «жалчайшим созданием» (III, 1), а тихий чиновник оказался весьма ловким пройдохой и обошёл главного героя и в любви, и в чинах: пока Чацкий три года путешествовал и «искал ума» (I, 5), Молчалин любовь Софьи и «три награжденья получил» (III, 3). Чацкий недооценил также сплочённости фамусовского общества —
    В любви предателей, в вражде неутомимых,
    Рассказчиков неукротимых,
    Нескладных умников, лукавых простаков,
    Старух зловещих, стариков… (IV, 14)
    Фамусовское общество не стало опровергать доводы молодого обличителя, которые опять свидетельствуют о его философском уме, а легко и просто расправилось с ним, проявив житейский изворотливый ум и объявив его сумасшедшим.
    Итак, можно ли назвать Чацкого умным, если он один пытается бороться со всем фамусовским обществом? Да, можно. Обыватель знает наперёд, что это дело безнадёжное: «Можно ль против всех!» (IV, 7) — восклицают гости Фамусова. Но есть герои, которые вопреки обывательской мудрости всё равно идут против общественного мнения и отживших правил. Конечно, консервативное большинство раздавит этих «возмутителей спокойствия», но только потому, что вначале их единицы. В конце концов изменения в обществе обязательно произойдут, как и мечтали первые борцы-одиночки. Поэтому, безусловно, прав Гончаров, который писал, что Чацкий — победитель и всегда жертва.
    Разумеется, хорошо, когда ум у человека разносторонний. Но если выбирать, то, видимо, более ценен философский ум (ум Чацкого, а не Молчалина), ибо он помогает осмыслять и понимать мир и людей вокруг. Хитрость и изворотливость помогают преуспеть в жизни только самому их обладателю, а после того как чины и деньги добыты, серьёзному человеку жить становится скучно (примеров тому в русской литературе множество — судьба доктора Старцева из рассказа А.П.Чехова «Ионыч» или чиновника Калиновича из романа А.Ф.Писемского «Тысяча душ»).

  3. 3
    Текст добавил: (тут должн быть никнейм)

    Глуп или
    умен Чацкий?

    Название в
    любом произведении играет огромную роль и, подчас, является не только увертюрой
    к последующему , но и тезисом главной мысли, идеи. итак, “Горе от
    ума”. Почему же Грибоедов изменяет первоначальное название “Горе
    уму”, вставляя предлог “от”? Слово “ум” во времена
    Грибоедова обозночало прогрессивность идей, и, следовательно, умным человеком
    считался человек деятельный. Кому же все-таки горе от этого ума? Чацкому? Да, он
    “положительно умен”. Однако в комедии вобще нет
    “простаков”.
    Почему же сам
    Грибоедов пишет, что в его комедии “двадцать пять глупцов”, а Чацкий
    “лишь немного повыше прочих”? Конечно он выделяется среди обще массы.
    Но благ ли тот “ум”, от которого всем горе? Возникает вопрос:
    “Может быть, и не Чацкий – “правый герой” комедии, а предлог
    “от” вносит лишь отрицательное значение “уму”?
    О Чацком не
    сказано ничего, но сама фамилия, нерусского происхождения, указывает на
    источник возникновения его “вольнодумия”, и лишь имя сближает его с
    родиной. Проблемы затронутые в пьесе (общественная и личная) очень важны в
    контексте всего произведения. Ведь человек в художественной литературе всегда
    мыслится в единстве личной и общественной жизни. Поэтому нежелание Чацкого понять
    любимую девушку, грубость и неэтичность перекликается с несоответствием его
    “красивых” слов и поступков. “Умы” Чацкого и Фамусова
    сталкиваются в пьесе, как на сцене, так и вне ее. Но не Чацкий и никто из мира
    Фамусовых не умны. Каждый герой составил себе жизненную схему – вот главное
    “горе”, по Грибоедову.
    “Не
    сотвори себе схемы!” – вот заповедь, которую проповедует нам автор на
    примерах Чацкого и Фамусова…

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

  4. В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай ?
    А. С. Пушкин
    Грибоедов назвал свою пьесу «Горе от ума». Это название может быть понято и всерьёз, и иронично в зависимости от того, что понимать под словом «ум». Кажется, драматург употребил это слово в значении «познавательная и мыслительная способность человека, способность логически мыслить» (АН СССР Словарь русского языка в четырёх томах. М.: Русский язык, 1981, т.4, с.488). Данное определение подразумевает, во-первых, философский ум, высокий интеллект и, во-вторых, «здравый смысл, способность оценивать обстановку, взвешивать обстоятельства и руководствоваться этим в своём поведении» (там же). Разделение и сталкивание этих двух значений слова «ум» находим, например, в романе «Война и мир», когда Л. Н.Толстой объясняет нулевой результат преобразований, проведённых Пьером Безуховым в своих имениях: главный управляющий, весьма глупый и хитрый человек, совершенно понял умного и наивного графа и играл им, как игрушкой (2, 2, X).
    Когда А.С. Пушкин и И.А. Гончаров рассуждают об уме Чацкого, их оценки на первый взгляд прямо противоположны. Пушкин утверждает в письме к А.А.Бестужеву (конец января 1825 года): «Всё, что говорит Чацкий, очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляда знать, с кем имеешь дело…». Гончаров пишет в статье «Мильон терзаний» (1871): «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, он положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом, это человек не только умный, но и развитой, с чувством». Из приведённых цитат видно, что Пушкин имеет в виду здравый смысл, то есть житейский ум, а Гончаров — высокий интеллект, а значит, авторы не противоречат друг другу.
    Только-только появившись на сцене, Чацкий в своих репликах немногими, но меткими штрихами создаёт остроумные портреты представителей фамусовской Москвы: московских «тузов»-завсегдатаев Английского клуба, «бульварных» лиц, молодящихся тётушек, бойких французов, немецких учителей и т.д. Далее в монологах главный герой иронично отмечает «достоинства» «века минувшего», которыми гак гордится Фамусов: раболепство (завидная карьера камергера Максима Петровича), страх перед просвещением и науками («Забрать нее книги бы да сжечь» III, 21), ненависть к людям, которые хотят жить своим умом («К свободной жизни их вражда непримирима» II, 5), служба не ради дела, а ради карьеры («И награжденья брать, и весело пожить» III, 3) и т.д. Чацкий даёт блестящие характеристики представителям фамусовского общества: Скалозубу («Хрипун, удавленник, фагот, Созвездие манёвров и мазурки» III, 1), Молчалину («Низкопоклонник и делец» IV, 14), Фамусову («Любитель чинов» IV, 14). Остроумные и точные оценки и суждения Чацкого указывают на его независимый и насмешливый ум, на его блестящие аналитические (связанные с анализом явлений окружающего мира и человеческих характеров) способности.
    В хитрости и изворотливости, то есть в житейской смекалке, фамусовское общество превосходит умного Чацкого. Глупый Скалозуб и хитрый Молчалин успешно устраиваются в жизни и делают карьеру, которая не даётся Чацкому, человеку прямому и независимому. Скалозуб и Молчалин хорошо усвоили законы фамусовского общества: помимо деловых качеств, а может быть и прежде них, желающий преуспеть по службе должен обладать умением угождать начальнику, демонстрировать своё почтение и преданность:
    У покровителей зевать на потолок,
    Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
    Подставить стул, поднять платок. (II, 2)
    Чацкий, понимая все эти хитрости карьеристов, пренебрежительно-снисходительно относится к подобной «науке добиваться успеха». И ещё. При всей своей умной проницательности он не увидел очевидного: Софья влюблена в Молчалина. Чацкий недооценил своего соперника, которого презрительно называл «глупцом» (I, 7), «жалчайшим созданием» (III, 1), а тихий чиновник оказался весьма ловким пройдохой и обошёл главного героя и в любви, и в чинах: пока Чацкий три года путешествовал и «искал ума» (I, 5), Молчалин любовь Софьи и «три награжденья получил» (III, 3). Чацкий недооценил также сплочённости фамусовского общества —
    В любви предателей, в вражде неутомимых,
    Рассказчиков неукротимых,
    Нескладных умников, лукавых простаков,
    Старух зловещих, стариков… (IV, 14)
    Фамусовское общество не стало опровергать доводы молодого обличителя, которые опять свидетельствуют о его философском уме, а легко и просто расправилось с ним, проявив житейский изворотливый ум и объявив его сумасшедшим.
    Итак, можно ли назвать Чацкого умным, если он один пытается бороться со всем фамусовским обществом? Да, можно. Обыватель знает наперёд, что это дело безнадёжное: «Можно ль против всех!» (IV, 7) — восклицают гости Фамусова. Но есть герои, которые вопреки обывательской мудрости всё равно идут против общественного мнения и отживших правил. Конечно, консервативное большинство раздавит этих «возмутителей спокойствия», но только потому, что вначале их единицы. В конце концов изменения в обществе обязательно произойдут, как и мечтали первые борцы-одиночки. Поэтому, безусловно, прав Гончаров, который писал, что Чацкий — победитель и всегда жертва.
    Разумеется, хорошо, когда ум у человека разносторонний. Но если выбирать, то, видимо, более ценен философский ум (ум Чацкого, а не Молчалина), ибо он помогает осмыслять и понимать мир и людей вокруг. Хитрость и изворотливость помогают преуспеть в жизни только самому их обладателю, а после того как чины и деньги добыты, серьёзному человеку жить становится скучно (примеров тому в русской литературе множество — судьба доктора Старцева из рассказа А.П.Чехова «Ионыч» или чиновника Калиновича из романа А.Ф.Писемского «Тысяча душ»).

  5. Произведение описывает достаточно сложный период в истории России, когда на смену консервативному дворянству приходят новые, прогрессивные взгляды. Соответственно люди, проповедующие новые идеи, не воспринимаются старым обществом и считаются сумасшедшими. Именно так восприняло общество и Чацкого.
    Вернувшись из-за любви к Софье, он попадает в дом, который когда-то был родным, но не может смириться с недостатками московского общества. В лице главного героя автор комедии изобразил честного, умного, образованного человека, которому чужды идеалы фамусовской Москвы. Он отказывается от государственной должности только потому, что «служить бы рад, прислуживаться тошно». Он имеет собственное мнение и не готов его продавать за должность и достойное место в обществе.
    Чацкий готов служить Отечеству, он требует от всех «службы делу, а не лицам». Он не боится говорить правду в глаза, открыто обвиняя всех, кто, по его мнению, замечен во лжи и лицемерии. Фамусов откровенно недоволен взглядами Чацкого, утверждает, что: «Он вольность хочет проповедать!»,  «Да он властей не признает!»,  «Ах, боже мой! Он карбонари!». Как по мне, достаточно лестные высказывания для человека, который смыслом своей жизни считал национальную борьбу за освобождение страны.
    В переломные эпохи всегда появляются люди, готовые жертвовать собой ради блага страны, люди, которые рождены немного раньше своего времени. В Чацком меня привлекает романтичность, верность любви и своим идеям, искренность. Он настоящий герой, который не побоялся в одиночку открыть достаточно серьезную борьбу, хотя, наверное, знал, что потерпит поражение. И, несмотря на то, что ему пришлось навсегда уехать из Москвы, он нанес достаточно сильный удар дворянству, которое дало серьезные трещины.

  6. В моей комедии 25 глупцов на одного
    здравомыслящего человека. И иногда
    человек, разумеется, в противоречии
    с обществом, его окружающим,
    его никто не понимает, никто простить
    не хочет, зачем он немножко повыше других.
    А.С. Грибоедов
    В 1824 году Грибоедов создал бессмертную комедию “Горе от ума”. Главным героем этой комедии является Чацкий.
    Чацкий — это молодой образованный дворянин, который вернулся из трехлетнего путешествия. Он не богат, хотя и принадлежит к “известной фамилии”. Детство его прошло в Москве, в доме Фамусова — друга его покойного отца; здесь он вырос и подружился с Софией. Мы не знаем, где и какое образование получил Чацкий, но видим, что это человек просвещенный.
    Чацкий вернулся в Москву в дом Фамусова из-за того, что любит Софию. “Чуть свет”, не заезжая домой, он стремительно появляется в доме Фамусова и выражает Софии свою горячую любовь. Уже это характеризует его как пылкого, страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства, которые он выражает поэтически, горячо. Речь Чацкого эмоциональна, в ней часты восклицания, вопросы:
    Ах, боже мой! ужли я здесь опять,
    В Москве!..
    Чацкий умен, красноречив, его речь остроумна и метка. София говорит о нем:
    Остер, умен, красноречив.
    Чацкого рекомендует Фамусов:
    …он малый с головой
    И славно пишет, переводит…
    Ряд афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого: “Блажен, кто верует, тепло ему на свете”, “Ум с сердцем не в ладу”. Чацкий стоит за истинное просвещение. Он страстно провозглашает:
    Теперь пускай из нас один,
    Из молодых людей, найдется — враг исканий,
    Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
    В науки он вперит ум, алчущий познаний…
    Образ Чацкого — это новое, свежее, несущее перемены в жизнь общества. Он презирает лицемерие, бесчеловечное отношение к народу. Для него любовь — святыня. Он “не ведает обмана и верит избранной мечте”. И поэтому с такой болью переживает разочарование, которое постигло его, когда он узнал, что София любит другого, то есть Молчалина. Чацкий одинок в доме у Фамусова. Все отвернулись от него, назвав сумасшедшим. Причину его сумасшествия фамусовское общество видит в просвещении:
    Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
    Что нынче пуще, чем когда,
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
    Чацкий вынужден был покинуть дом Фамусова. Он побежден, потому что силы были неравные. Но в свою очередь он дал хороший отпор веку “минувшему”.
    Также Чацкий с негодованием говорит о крепостном праве. В монологе “А судьи кто?..” он гневно выступает против угнетателей:
    Где, укажите нам, отечества отцы,
    Которых мы должны принять за образцы?
    Не эти ли грабительством богаты?
    Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
    Великолепные соорудя палаты,
    Где разливаются в пирах и мотовстве,
    И где не воскресят клиенты-иностранцы
    Прошедшего житья подлейшие черты.
    Чацкий считает, что служить нужно не лицам, а делу. Он видит ценность человека в его личных достоинствах.
    Образ Чацкого показал нам, каким должен быть настоящий человек. Он тот, которому люди должны подражать.
    Эта комедия, бесспорно, — лучшее произведение великого драматурга.

  7. Среди огромных богатств классической литературы комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», законченная в 1824 году, занимает особое место. Она полна молодости и свежести, отличается живостью драматического действия, яркими и сочными характерами. Эта комедия, рассказывая о далеком прошлом, обращает читателя и зрителя к настоящему. Основной конфликт в ней — борьба нового, передового со старым, отжившим, «века нынешнего» с «веком минувшим». В этом смысл борьбы Чацкого с идеалами московского дворянства, в глазах которого Чацкий — новатор, «либералист» и вольнодумец. Этого представители «века минувшего» ему простить не могут.
    История жизни Чацкого в пьесе намечена отдельными штрихами. Детство в доме Фамусова, затем служба в полку «назад тому пять лет», Петербург — «с министрами связь, потом разрыв», путешествие за границу — и возращение к сладкому и приятному «дыму отечества». Чацкий молод, но за плечами у него уже много жизненных событий. Не случайно он так наблюдателен и хорошо понимает людей.
    Автор неоднократно подчеркивает в комедии ум Чацкого, ясный, острый, отличающийся, впрочем, «несколько рассудочным подходом к жизни». Чацкий учился за границей. Кроме научных истин, он там еще набрался «новых правил». В эти годы беспокойная Европа все еще кипела страстями великих битв — еще и полувека не прошло после революции 1789 года во Франции, и революционные вихри, поднятые ею, бушуют то в Италии, и то в Испании. Наш герой был, по всей вероятности, свидетелем этого и возвратился на родину полный мыслей о свободе личности, равенстве и братстве. Но что его ждет в Москве?
    Его милая Софья, к которой он мчался «сорок пять часов, глаз мигом не прищурив, верст больше семисот…», полюбила другого, секретаря отца, Молчалина. Для Чацкого это тяжелый удар, потому что его горячая, искренняя любовь глубока и постоянна. Кроме того, он чувствует себя оскорбленным выбором Софьи. Как могла она, умная, развитая девушка, отдать предпочтение Молчалину, который не смеет даже «своего суждения иметь»?
    Но, к сожалению, это не единственное разочарование, ожидающее Чацкого в Москве. Возвращаясь полный надежд домой, наш герой предвидел встречу с представителями фамусовского общества. «Жить с ними надоест», — говорит он Софье при первом свидании, тут же утешая себя: «И в ком не сыщешь пятен». Но он был все же уверен, что фамусовщина — это лишь осколок «века минувшего ». Однако реальная действительность оказалась куда более мрач- ной. Даже старые друзья были заражены фамусовщиной. Прежний друг Горич, совсем еще недавно полный жизни, теперь «на флейте твердит «дуэт а-мольный» и жалуется на здоровье. Разговор с Репетиловым раскрывает Чацкому поверхность и пустоту либерализма многих, ничтожность собраний «либералистов», происходящих в Английском клубе. А общение с другими представителями фамусовского общества стало для Чацкого вообще драматичным.
    И это вполне закономерно. В обществе московских «тузов», где все живут, «на старших глядя», где ценят лишь богатство и чин, где боятся правды и просвещения, Чацкий стоит на особом месте, за это многие дворяне ненавидят и преследуют его. Что же отличает этого героя от его противников? Ум, искренность, прямота — вот что отличает Чацкого от многих его сверстников в московском обществе. Молчалин как будто умен. Если мы познакомимся с ним поближе, то увидим, что главное в нем — хитрость, изворотливость, коварство. Скалозуб прям и откровенен, но зато он «слова умного не выговорил сроду». И лишь Чацкий соединяет в себе ум и честность — качества очень важные для настоящего человека.
    Фамусовскому пониманию человека, «пусть плохонького», но богатого, который «не в войне, а в мире берет лбом», Чацкий противопоставляет свой идеал:
    Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
    В науки он вперит ум, алчущий познаний.
    Совершенно разное представление о службе имеют представители двух лагерей. Для Фамусова образцом отношения к служебным обязанностям является Максим Петрович, который «сгибался вперегиб », если нужно было «подслужиться». У Чацкого на этот счет противоположное мнение:
    Служить бы рад, прислуживаться тошно.
    В противовес Фамусову и его окружению Чацкий лишен аристократи ческого презрения к людям низшего звания. В своем монологе «А судьи кто?» Чацкий гневно обрушивается на тех, кто
    Грабительством богаты,
    Защиту от суда в друзьях найдя, в родстве,
    Великолепные соорудя палаты,
    Где разливаются в пирах и мотовстве.
    Он также обвиняет представителей «века минувшего» в косности, отсутствии движения:
    А судьи кто? За древностию лет
    К свободной жизни их вражда непримирима,
    Сужденья черпают из забытых газет
    Времен очаковских и покоренья Крыма.
    Можно еще много говорить о Чацком, но уже и сейчас понятно, что его противники не могут простить всех его обвинительных речей. Поэтому фраза, брошенная вскользь Софьей: «Он не в своем уме», пришлась очень кстати. Все с удовольствием поверили в сумасшествие Чацкого, так как хотели в это верить. Униженный и оскорбленный, Чацкий произносит свой последний монолог, в котором со всей силой негодования обрушивается на мир Фамусовых. Наш герой покидает Москву. Что это значит? Может быть, то, что он «лишний человек», как Онегин или Печорин? Может быть, будет он путешествовать в поисках приключений, пока не получит пулю в лоб? Нет! Еще Гончаров в своей статье отметил, что Чацкий как личность несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина. Он искренний и горячий деятель, а те — паразиты, «изумительно начертанные великими талантами как болезненные порождения отжившего века».
    Комедия оказалась ответом А. С. Грибоедова на острую потребность его времени в оригинальной, высокохудожественной, общественно значимой, социальной комедии. С тех пор прошло уже очень много времени. Свое общественное значение комедия, безусловно, уже утратила, но художественное — нет. Театры и ныне собирают полные залы, когда на сцене идет «Горе от ума».

  8. Комедия Грибоедова “Горе от ума” — выдающееся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о государственной службе, о патриотизме, о человеческих взаимоотношениях. Он показывает горе умного человека, вынужденного жить в чуждом ему обществе.
    Главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий. Это молодой, образованный дворянин. Он благороден, честен, умен. Его поражают пустота и пошлость жизни московского общества. Главный герой обличает его пороки: низкопоклонство перед вышестоящими, раболепство и угодничество. Чацкий хочет служить Отечеству, а не каким-то “лицам”: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Он осуждает московских дворян, стремящихся “набрать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле”. В этом обществе Чацкий — чужой человек. Он оказался борцом-одиночкой. Измученный этой борьбой, он уезжает:
    Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
    Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
    Где оскорбленному есть чувству уголок!..
    Карету мне, карету!
    А что же Молчалин? Молчалин молод, он ровесник Чацкого, но полная его противоположность. Безродный и бедный, он явился в Москву с единственной целью — сделать карьеру. Для этого, он считает, все средства хороши. У него даже есть своя теория карьеризма, которую завещал ему отец: всем угождать, быть “умеренным и аккуратным”, не иметь своего собственного мнения. Внешние манеры Молчалина никак не соответствуют его внутренним качествам. Именно это и вводит многих в заблуждение. Все видят в нем приятного молодого человека. Не разглядела его и София, поверив его словам о любви, а Молчалин низко ее обманывает. Когда его обман был обнаружен, он ползал перед Софией на коленях, но не потому, что чувствовал себя виноватым, а потому, что боялся потерять “теплое место”.
    У Молчалина нет за душой ничего, кроме холодного расчета. И, я думаю, он достигнет своей цели в фамусовском обществе. Чацкий прав:
    А впрочем, он дойдет до степеней известных,
    Ведь нынче любят бессловесных.
    Образ Молчалина стал нарицательным. О распространенности этого образа говорил еще Чацкий:
    Молчалины блаженствуют на свете.
    “Горе от ума” — комедия, в которой нашли отражение многие человеческие типы, которые всегда существовали и, переходя из века в век, существуют сейчас.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *