Сочинение на тему умом россию не понять тютчев

12 вариантов

  1. Проклятие войнам отныне и вовеки!
    М. Булгаков
    Эта строка из стихотворения Ф. Тютчева стала для русского человека явлением большим, чем обыкновенный афоризм. С появлением на свет “Умом Россию не понять” россияне обрели как бы духовное кредо, не только многое объясняющее в судьбе народа и отдельного человека, но и помогающее защищаться и созидать новую жизнь. Это понятие делает мои, например, отношения с обществом не сугубо личными, а государственными. В других странах, как я заметил, простой человек вступает в государственные отношения с обществом только в определенные моменты, например, решая свои проблемы с полицией или другими государственными структурами. В иное время иностранцу наплевать на свое государство. Такое государство в свою очередь само освобождает рядового человека от чересчур государственных отношений. Известно, что даже в уставе военнослужащих США нет безоговорочных требований отдавать свою жизнь за родину. В России же, даже когда не было никакого устава, вопрос жизни и смерти в бою за отечество решался однозначно — “во что бы то ни стало”.
    От тех, кто защищал Московскую Русь от частых нападений врагов, требовалось не щадить живота своего. Уже в “Слове о полку Игореве” звучат мотивы самопожертвования во имя отечества, и образ врага вечного, только и ждущего удобного момента для нападения, довлеет над всеми остальными опасностями в жизни русича. Я думаю, такие отношения русского человека и государства сложились исконно, потому что общие беды были сильнее личных горестей, обид и распрей. Например, Александр Невский, легендарный государственный человек и полководец, остался в памяти русского народа добрым, даже смиренным руководителем, готовым отложить свою гордыню в сторону и отправиться в Орду за ярлыком на правление. Он оставил, как известно, в Орде своих сыновей и братьев, чтобы не допустить карательного набега ордынцев на Русь, который мог закончиться полной катастрофой для нашего отечества. Чуть позже Дмитрий Донской облачается в доспехи простого воина и бьется и сражается рядом со своими ополченцами в пешем строю, как бы оправдывая этим в своих глазах гибель множества плохо вооруженных крестьян, которых он вывел против Мамая. А позже Петр I издает приказ, понуждающий стрелять во всякого беглеца с поля боя и “даже убивать меня самого, если я буду столь малодушен, что стану ретироваться от неприятеля”. Трудно себе представить, чтобы какой-нибудь западный король издал такой указ. Вот поэтому — “Умом Россию не понять”, мне кажется, это взгляд на Россию как бы из-за границы, который нам очень пришелся по душе. Впрочем, Тютчев часто бывал за границей в качестве дипломата и вполне мог такой взгляд на Россию позаимствовать.
    Иностранцев удивляло, что проявляющий такие чудеса патриотизма рядовой россиянин не мог, подобно англичанину, сказать, что его дом — крепость. Еще Иван Грозный показал, что родовитость и богатство на Руси — не защита. Надеяться можно было только на свою верность власти. Только в России сложилось убеждение, что служба сама по себе честь. В. О. Ключевский по этому поводу заметил, что сословия в России различались не правами, а повинностями.
    В этих крайностях жизни скрыта загадка не только ума, но и души русского человека, которая вдохновляла наших гениев и пугала зарубежных мыслителей.
    Революция, как утверждают многие историки и политики, тоже ведь должна была произойти и победить где угодно, только не в России. Однако читаем Маяковского, и все оправдано:
    Мы открывали
    Маркса
    каждый том, как в доме
    собственном
    мы открываем ставни, но и без чтения
    мы разбирались в том, в каком идти,
    в каком сражаться стане.
    Видимо, в марксизме есть нечто такое, что нашло отклик больше в душе, нежели в сознании нашего народа. Это учение словно околдовало россиян. Из учения оно быстро перешло в убеждение, даже в веру и подтолкнуло Россию к переделке мира.
    Про знаменитый “Капитал” К. Маркса крестьянский поэт небрежно сказал:
    Ни при какой погоде
    Я этих книг, конечно, не читал…
    То есть не потому, что некогда было, а именно — “ни при какой погоде”! Каждый русский знает: эта фраза означает, что не читал Есенин Маркса из принципиальных убеждений. Однако это не помешало ему на всю Россию продекламировать:
    Небо — как колокол,
    Месяц — язык,
    Мать моя — Родина,
    Я — большевик.
    Вывод можно сделать только один: в России нельзя при принятии любой теории отрывать рассудок от чувств.
    И последний яркий пример тютчевского пророчества я вижу в том, что разгром коммунистического строя в нашей стране возглавил не политкаторжанин, как этого следовало ожидать, а Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев. Сейчас, говорят, он пишет мемуары. Интересно бы узнать, нравится ли ему поэт Федор Иванович Тютчев?
    Сейчас наша Россия вновь балансирует на острие ножа истории, и никто не может сделать более или менее убедительных прогнозов. Значит, нам вновь осталось “только верить”, что мы и делаем.
    Беру!

  2. «Умом Россию не понять…» — одно из самых известных и наиболее часто цитируемых произведений Федора Тютчева. Это стихотворение, созданное в 1866 году, является, к тому же, и самым коротким, так как состоит всего из четырех строчек. Однако глубинный смысл, заложенный в нем, заставляет каждое новое поколение обращаться к этим бессмертным словам, так образно и метко характеризующим Россию.
    Федор Тютчев довольно много времени прожил за границей, состоя на государственной дипломатической службе. Ему был хорошо знаком уклад жизни многих европейских стран, который он считал образцовым и достойным подражания. Вместе с тем, поэт находил эту жизнь чересчур размеренной и пресной, лишенной «изюминки» и слишком уж предсказуемой. Автор очень много размышлял над тем, почему в чистой и благопристойной Европе, где даже низшие сословия общества живут вполне достойно, у людей нет в душе того огня, который свойственен россиянам. Казалось бы, неустроенный быт, грязь, постоянная нужда и болезни должны были не только привести к массовому вымиранию жителей России, но и к разрушению всей страны. Однако события развиваются с точностью наоборот: Европа, наслаждающаяся сытой жизнью, постепенно деградирует, а Россия, прозябающая в вечной нищете, не только наращивает экономические обороты, но и дает миру величайшие умы, обладатели которых в большинстве случаев являются выходцами из народа.
    Действительно, «умом Россию не понять», так как в этой стране испокон веков царит хаос, который, как это ни странно, является национальной особенностью славян. Постоянная жажда деятельности, стремление жить лучше, толкают тысячи людей на принятие самых парадоксальных и непредсказуемых решений, которые, в конечном счете, оказываются единственно верными. Отмечая, что Россию «аршином общим не измерить», Федор Тютчев имеет ввиду самобытность русского народа, которая не поддается европейской логике и вызывает у иностранцев суеверный ужас. Это касается не только обычаев и традиции, уклада жизни и устройства общества, в котором к моменту написания этого стихотворения только-только отменили крепостное право. В первую очередь, речь идет о загадочной русской душе и удивительном образе мыслей россиян, которые не укладываются в общемировое понимание. И именно это качество, по мнению Федора Тютчева, является наиболее важным и ценным, так как служит гарантией того, что русский народ не закостенеет в своих обывательских стремлениях, как европейцы, а пытливость и врожденное стремление к познаниям заставит нацию развиваться даже в самых сложных и гнетущих условиях.
    «У ней особенная стать – в Россию можно только верить», — подчеркивает Федор Тютчев, словно бы подводя итог своим длительным раздумьям и попыткам понять феномен собственной страны. Действительно, Россия непредсказуема, и эта ее национальная черта ставит крест на честолюбивых планах многих европейцев, которые испокон веков пытались покорить страну, понять которую были не в силах. Более того, сами россияне не в состоянии дать ответ на вопрос, что ждет их через год или два, ведь жизнь постоянно меняется, а славянской душе чуждо чувство инертности. Поэтому все, что остается, так это вера в державу, которая обладает могуществом именно потому, что предугадать ее следующий шаг не в состоянии даже сами россияне.
    Следует отметить, что слова Тютчева в этом отношении оказались пророческими, так как все последующие события, которые на протяжении полутора веков происходили в России, постоянно шокировали мировую общественность. Поэтому неудивительно, что даже немецкий канцлер Отто фон Бисмарк в середине 19 века предостерегал своих соотечественников от войны с Россией, утверждая, что на каждую военную хитрость она ответит неимоверной глупостью и при этом окажется в победителях.

  3. Стихотворная работа Федора Тютчева «Умом Россию не понять … » не отличается особыми размерами, ведь состоит всего лишь из нескольких строк. Ее называют самым маленьким творческим шедевром, который заслужил такую необычайную популярность. В четырех строках автор вложил целую идею, которая переходит из поколения в поколение, которая уже не одно столетие живет в литературе.
    По долгу дипломатической службы, автор достаточно часто бывал в странах Европы, проживал там не один день. Но, он всегда был удивлен одной интересной особенности. Почему европейцы, которые имеют высокий уровень жизни, которые культурны и образованы, совершенно лишены того душевного огонька, что растет в россиянах. Тютчев удивляется, почему беднота, сырость, грязь и вечные болезни не стерли с лица земли Россию. Наоборот, вопреки всему, она крепнет, растет и превосходит своих европейских соседей. Поэтому, строка о том, что «умом Россию не понять» максимально правильно подчеркивает суть жизни россиян.
    Особенностью жителей такой огромной страны является постоянный хаос, который заполнил столицы, большие и малые города. Желание идти к свету, к лучшей жизни постоянно стимулирует россиян, поэтому, они не опускают руки, они идут вперед. И сквозь свои ошибки, все-таки находят верные и правильные решения.
    Тютчев неоднократно замечает, что иностранцы, жители европейских городов приходят в ужас, когда пытаются познакомиться с бытом и культурой россиян. Они не могут понять, расколоть ту душевную простоту, которая живет в каждом гражданине России.
    Для того чтобы понять суть и смысл жизни Россиян, в него нужно поверить. Именно так и говорит Федор Тютчев в своем небольшом четверостишие. Именно непредсказуемость является особенности России. Даже сами ее жители не могут с точностью ответить, что же будет завтра, через месяц или через год. Именно поэтому, все, что у них остается – эта вера в свое государство и в свою родину.

  4. Тютчев и Россия
    Анализ стихотворения «Умом Россию не понять…»
    Вневременность стихотворения.

    Тютчев и Россия

    Анализ стихотворения Тютчева «Умом Россию не понять» невозможно начинать, ничего не зная о формировании отношения поэта к Родине.
    Уехав за границу на службу в возрасте 18 лет, в Россию Тютчев возвращается через 22 года уже совершенно зрелым, сложившимся человеком. Казалось бы, сформировавшемуся на образцах Запада поэту должны быть чужды понятия чувства Родины, патриотизма, он вполне мог бы превратиться «в иностранца вообще, без народности и отечества», как скажет И. Аксаков,- но нет. «Не только не угасло в нем русское чувство, а разгорелось в широкий, упорный пламень, …еще сложился и выработался целый твердый философский строй национальных воззрений».
    Тютчев не отождествлял Россию с самодержавием, с властью. Так, как будто подводит итог царствования Николая 1, с печалью констатирует: «Не Богу ты служил и не России, служил лишь суете своей, …ты был не царь, а лицедей». В этих нескольких строках – и горечь от исхода Крымской компании, и несбывшиеся надежды целой эпохи, потенциал которой был колоссален.
    В стихотворении «14 декабря 1825 года» осуждает декабристов , но и власть называет «вечным полюсом», «вековой громадой льдов». А в письме И.Аксакову пишет «В правительственных сферах, вопреки осязательной необходимости, все еще упорствуют влияния, отчаянно отрицающие Россию, живую, историческую Россию, и для которых она вместе и соблазн, и безумие…»
    Отстаивая интересы России, давая отпор ее противникам в своей публицистике, Тютчев убежден, что «истинный защитник России — История, в течение трех столетий разрешавшая в ее пользу все тяжбы, в которые русский народ раз за разом ввергал все это время свои таинственные судьбы…»
    Главное в отношении поэта к России – вера в ее великую миссию: именно Великая Русь, по убеждению Федора Тютчева, сплотит все славянские народы и станет всеславянской державой.

    Анализ стихотворения «Умом Россию не понять…»

    Всего четыре строки содержит известное со школьных лет «программное» стихотворение Тютчева «Умом Россию не понять», но именно в них заложен, говоря современным языком, «код» России и ключ к ее пониманию.
    «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить». Понять можно неравнодушным серцем – ее народ, природу ее событий, движение истории. Ничто не поддается в России логическому объяснению, стереотипам и привычному ходу событий. Невозможно европейцу, по мнению Ф.Тютчева, проникнуть в загадочную широкую душу русского человека, постичь самобытный характер, а тем болем образ мыслей, поэтому-то и не годится «общий аршин».
    «У ней особенная стать» – что имеет в виду поэт? Говоря языком того времени, Россия имеет особый, несравнимый ни с чем известным, внутренний склад, стержень, характер. Поэт рассуждает о России, как о живом едином организме так же, как рассказывает в своих произведениях о природе, миропорядке, Космосе.
    Если мы обратимся к письмам, очеркам, статьям разного времени и перечитаем их, то увидим, насколько русским по своим взглядам и убеждениям был Федор Иванович, насколько волновала его судьба и репутация России, ее отношения с другими государствами и их отношение к России.
    «Не верь в Святую Русь кто хочет лишь верь она себе самой», – произносит Тютчев в более раннем своем стихотворении, а в четверостишии приходит к выводу: «В Россию можно только верить». Только верить. Зная, что природа, Вселенная и человек построены по одному принципу – вечному противоборству двух начал – хаоса и Космоса, света и тьмы, Тютчев пророчески считает, что судьба России зависеть может только от нее самой. Куда пойдет Россия, каким путем – неведомо никому.
    Но поэт верит в «целый особый мир», имя которому – Россия, в ее величайшее предназначение, в миротворческую миссию и в тот путь, который она изберет.
    «У ней особенная стать – в Россию можно только верить»,- это, пожалуй, констатация феномена своей Родины. Ее характер и развитие абсолютно непредсказумы, и именно это не дает европейцам завоевать, покорить страну. И так – из века в век.
    «Умом Россию не понять» – анализ этого тютчевского шедевра невероятно прост и сложен одновременно, как вся поэзия поэта. Глубинный смысл, открывающийся после каждого прочтения произведения, настолько разнообразен, что постичь его до конца, возможно, не удастся.

    Вневременность стихотворения.

    Стихотворению, которое написал Тютчев Федор Иванович, с его «врожденным чувством любви к России», почти полтора века. В нем всего четыре строки, но они так часто цитируются, что невольно задаешься вопросом: почему? Ответ – на поверхности: смысл стихотворения вневременен, само произведение – напоминание все новым и новым поколениям о глубинной сущности, «стати», о собственном пути развития родной страны, с любовью называемой поэтом Русью.
    Анализ стихотворения «Умом Россию не понять…» Тютчева | источник

  5. Сочинения на свободную тему (5-11 кл)

    Сочинение по произведению на тему: Почему «Умом Россию не понять»?

    Проклятие войнам отныне и вовеки!
    М. Булгаков
    Эта строка из стихотворения Ф. Тютчева стала для русского человека явлением большим, чем обыкновенный афоризм. С появлением на свет “Умом Россию не понять” россияне обрели как бы духовное кредо, не только многое объясняющее в судьбе народа и отдельного человека, но и помогающее защищаться и созидать новую жизнь. Это понятие делает мои, например, отношения с обществом не сугубо личными, а государственными. В других странах, как я заметил, простой человек вступает в государственные отношения с обществом только в определенные моменты, например, решая свои проблемы с полицией или другими государственными структурами. В иное время иностранцу наплевать на свое государство. Такое государство в свою очередь само освобождает рядового человека от чересчур государственных отношений. Известно, что даже в уставе военнослужащих США нет безоговорочных требований отдавать свою жизнь за родину. В России же, даже когда не было никакого устава, вопрос жизни и смерти в бою за отечество решался однозначно — “во что бы то ни стало”.
    От тех, кто защищал Московскую Русь от частых нападений врагов, требовалось не щадить живота своего. Уже в “Слове о полку Игореве” звучат мотивы самопожертвования во имя отечества, и образ врага вечного, только и ждущего удобного момента для нападения, довлеет над всеми остальными опасностями в жизни русича. Я думаю, такие отношения русского человека и государства сложились исконно, потому что общие беды были сильнее личных горестей, обид и распрей. Например, Александр Невский, легендарный государственный человек и полководец, остался в памяти русского народа добрым, даже смиренным руководителем, готовым отложить свою гордыню в сторону и отправиться в Орду за ярлыком на правление. Он оставил, как известно, в Орде своих сыновей и братьев, чтобы не допустить карательного набега ордынцев на Русь, который мог закончиться полной катастрофой для нашего отечества. Чуть позже Дмитрий Донской облачается в доспехи простого воина и бьется и сражается рядом со своими ополченцами в пешем строю, как бы оправдывая этим в своих глазах гибель множества плохо вооруженных крестьян, которых он вывел против Мамая. А позже Петр I издает приказ, понуждающий стрелять во всякого беглеца с поля боя и “даже убивать меня самого, если я буду столь малодушен, что стану ретироваться от неприятеля”. Трудно себе представить, чтобы какой-нибудь западный король издал такой указ. Вот поэтому — “Умом Россию не понять”, мне кажется, это взгляд на Россию как бы из-за границы, который нам очень пришелся по душе. Впрочем, Тютчев часто бывал за границей в качестве дипломата и вполне мог такой взгляд на Россию позаимствовать.
    Иностранцев удивляло, что проявляющий такие чудеса патриотизма рядовой россиянин не мог, подобно англичанину, сказать, что его дом — крепость. Еще Иван Грозный показал, что родовитость и богатство на Руси — не защита. Надеяться можно было только на свою верность власти. Только в России сложилось убеждение, что служба сама по себе честь. В. О. Ключевский по этому поводу заметил, что сословия в России различались не правами, а повинностями.
    В этих крайностях жизни скрыта загадка не только ума, но и души русского человека, которая вдохновляла наших гениев и пугала зарубежных мыслителей.
    Революция, как утверждают многие историки и политики, тоже ведь должна была произойти и победить где угодно, только не в России. Однако читаем Маяковского, и все оправдано:
    Мы открывали
    Маркса
    каждый том, как в доме
    собственном
    мы открываем ставни, но и без чтения
    мы разбирались в том, в каком идти,
    в каком сражаться стане.
    Видимо, в марксизме есть нечто такое, что нашло отклик больше в душе, нежели в сознании нашего народа. Это учение словно околдовало россиян. Из учения оно быстро перешло в убеждение, даже в веру и подтолкнуло Россию к переделке мира.
    Про знаменитый “Капитал” К. Маркса крестьянский поэт небрежно сказал:
    Ни при какой погоде
    Я этих книг, конечно, не читал.
    То есть не потому, что некогда было, а именно — “ни при какой погоде”! Каждый русский знает: эта фраза означает, что не читал Есенин Маркса из принципиальных убеждений. Однако это не помешало ему на всю Россию продекламировать:
    Небо — как колокол,
    Месяц — язык,
    Мать моя — Родина,
    Я — большевик.
    Вывод можно сделать только один: в России нельзя при принятии любой теории отрывать рассудок от чувств.
    И последний яркий пример тютчевского пророчества я вижу в том, что разгром коммунистического строя в нашей стране возглавил не политкаторжанин, как этого следовало ожидать, а Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев. Сейчас, говорят, он пишет мемуары. Интересно бы узнать, нравится ли ему поэт Федор Иванович Тютчев?
    Сейчас наша Россия вновь балансирует на острие ножа истории, и никто не может сделать более или менее убедительных прогнозов. Значит, нам вновь осталось “только верить”, что мы и делаем.
    freeform/raznoe435

  6. Проклятие войнам отныне и вовеки!
    М. Булгаков
    Эта строка из стихотворения Ф. Тютчева стала для русского человека явлением большим, чем обыкновенный афоризм. С появлением на свет “Умом Россию не понять” россияне обрели как бы духовное кредо, не только многое объясняющее в судьбе народа и отдельного человека, но и помогающее защищаться и созидать новую жизнь. Это понятие делает мои, например, отношения с обществом не сугубо личными, а государственными. В других странах, как я заметил, простой человек вступает в государственные отношения с обществом только в определенные моменты, например, решая свои проблемы с полицией или другими государственными структурами. В иное время иностранцу наплевать на свое государство. Такое государство в свою очередь само освобождает рядового человека от чересчур государственных отношений. Известно, что даже в уставе военнослужащих США нет безоговорочных требований отдавать свою жизнь за родину. В России же, даже когда не было никакого устава, вопрос жизни и смерти в бою за отечество решался однозначно – “во что бы то ни стало”.
    От тех, кто защищал Московскую Русь от частых нападений врагов, требовалось не щадить живота своего. Уже в “Слове о полку Игореве” звучат мотивы самопожертвования во имя отечества, и образ врага вечного, только и ждущего удобного момента для нападения, довлеет над всеми остальными опасностями в жизни русича. Я думаю, такие отношения русского человека и государства сложились исконно, потому что общие беды были сильнее личных горестей, обид и распрей. Например, Александр Невский, легендарный государственный человек и полководец, остался в памяти русского народа добрым, даже смиренным руководителем, готовым отложить свою гордыню в сторону и отправиться в Орду за ярлыком на правление. Он оставил, как известно, в Орде своих сыновей и братьев, чтобы не допустить карательного набега ордынцев на Русь, который мог закончиться полной катастрофой для нашего отечества. Чуть позже Дмитрий Донской облачается в доспехи простого воина и бьется и сражается рядом со своими ополченцами в пешем строю, как бы оправдывая этим в своих глазах гибель множества плохо вооруженных крестьян, которых он вывел против Мамая. А позже Петр I издает приказ, понуждающий стрелять во всякого беглеца с поля боя и “даже убивать меня самого, если я буду столь малодушен, что стану ретироваться от неприятеля”. Трудно себе представить, чтобы какой-нибудь западный король издал такой указ. Вот поэтому – “Умом Россию не понять”, мне кажется, это взгляд на Россию как бы из-за границы, который нам очень пришелся по душе. Впрочем, Тютчев часто бывал за границей в качестве дипломата и вполне мог такой взгляд на Россию позаимствовать.
    Иностранцев удивляло, что проявляющий такие чудеса патриотизма рядовой россиянин не мог, подобно англичанину, сказать, что его дом – крепость. Еще Иван Грозный показал, что родовитость и богатство на Руси – не защита. Надеяться можно было только на свою верность власти. Только в России сложилось убеждение, что служба сама по себе честь. В. О. Ключевский по этому поводу заметил, что сословия в России различались не правами, а повинностями.
    В этих крайностях жизни скрыта загадка не только ума, но и души русского человека, которая вдохновляла наших гениев и пугала зарубежных мыслителей.
    Революция, как утверждают многие историки и политики, тоже ведь должна была произойти и победить где угодно, только не в России. Однако читаем Маяковского, и все оправдано:
    Мы открывали
    Маркса
    каждый том, как в доме
    собственном
    мы открываем ставни, но и без чтения
    мы разбирались в том, в каком идти,
    в каком сражаться стане.
    Видимо, в марксизме есть нечто такое, что нашло отклик больше в душе, нежели в сознании нашего народа. Это учение словно околдовало россиян. Из учения оно быстро перешло в убеждение, даже в веру и подтолкнуло Россию к переделке мира.
    Про знаменитый “Капитал” К. Маркса крестьянский поэт небрежно сказал:
    Ни при какой погоде
    Я этих книг, конечно, не читал…
    То есть не потому, что некогда было, а именно – “ни при какой погоде”! Каждый русский знает: эта фраза означает, что не читал Есенин Маркса из принципиальных убеждений. Однако это не помешало ему на всю Россию продекламировать:
    Небо – как колокол,
    Месяц – язык,
    Мать моя – Родина,
    Я – большевик.
    Вывод можно сделать только один: в России нельзя при принятии любой теории отрывать рассудок от чувств.
    И последний яркий пример тютчевского пророчества я вижу в том, что разгром коммунистического строя в нашей стране возглавил не политкаторжанин, как этого следовало ожидать, а Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев. Сейчас, говорят, он пишет мемуары. Интересно бы узнать, нравится ли ему поэт Федор Иванович Тютчев?
    Сейчас наша Россия вновь балансирует на острие ножа истории, и никто не может сделать более или менее убедительных прогнозов. Значит, нам вновь осталось “только верить”, что мы и делаем.

  7. Тема: – Почему «Умом Россию не понять»?

    Проклятие войнам отныне и вовеки!
    М. Булгаков
    Эта строка из стихотворения Ф. Тютчева стала для русского человека явлением большим, чем обыкновенный афоризм. С появлением на свет “Умом Россию не понять” россияне обрели как бы духовное кредо, не только многое объясняющее в судьбе народа и отдельного человека, но и помогающее защищаться и созидать новую жизнь. Это понятие делает мои, например, отношения с обществом не сугубо личными, а государственными. В других странах, как я заметил, простой человек вступает в государственные отношения с обществом только в определенные моменты, например, решая свои проблемы с полицией или другими государственными структурами. В иное время иностранцу наплевать на свое государство. Такое государство в свою очередь само освобождает рядового человека от чересчур государственных отношений. Известно, что даже в уставе военнослужащих США нет безоговорочных требований отдавать свою жизнь за родину. В России же, даже когда не было никакого устава, вопрос жизни и смерти в бою за отечество решался однозначно — “во что бы то ни стало”.
    От тех, кто защищал Московскую Русь от частых нападений врагов, требовалось не щадить живота своего. Уже в “Слове о полку Игореве” звучат мотивы самопожертвования во имя отечества, и образ врага вечного, только и ждущего удобного момента для нападения, довлеет над всеми остальными опасностями в жизни русича. Я думаю, такие отношения русского человека и государства сложились исконно, потому что общие беды были сильнее личных горестей, обид и распрей. Например, Александр Невский, легендарный государственный человек и полководец, остался в памяти русского народа добрым, даже смиренным руководителем, готовым отложить свою гордыню в сторону и отправиться в Орду за ярлыком на правление. Он оставил, как известно, в Орде своих сыновей и братьев, чтобы не допустить карательного набега ордынцев на Русь, который мог закончиться полной катастрофой для нашего отечества. Чуть позже Дмитрий Донской облачается в доспехи простого воина и бьется и сражается рядом со своими ополченцами в пешем строю, как бы оправдывая этим в своих глазах гибель множества плохо вооруженных крестьян, которых он вывел против Мамая. А позже Петр I издает приказ, понуждающий стрелять во всякого беглеца с поля боя и “даже убивать меня самого, если я буду столь малодушен, что стану ретироваться от неприятеля”. Трудно себе представить, чтобы какой-нибудь западный король издал такой указ. Вот поэтому — “Умом Россию не понять”, мне кажется, это взгляд на Россию как бы из-за границы, который нам очень пришелся по душе. Впрочем, Тютчев часто бывал за границей в качестве дипломата и вполне мог такой взгляд на Россию позаимствовать.
    Иностранцев удивляло, что проявляющий такие чудеса патриотизма рядовой россиянин не мог, подобно англичанину, сказать, что его дом — крепость. Еще Иван Грозный показал, что родовитость и богатство на Руси — не защита. Надеяться можно было только на свою верность власти. Только в России сложилось убеждение, что служба сама по себе честь. В. О. Ключевский по этому поводу заметил, что сословия в России различались не правами, а повинностями.
    В этих крайностях жизни скрыта загадка не только ума, но и души русского человека, которая вдохновляла наших гениев и пугала зарубежных мыслителей.
    Революция, как утверждают многие историки и политики, тоже ведь должна была произойти и победить где угодно, только не в России. Однако читаем Маяковского, и все оправдано:
    Мы открывали
    Маркса
    каждый том, как в доме
    собственном
    мы открываем ставни, но и без чтения
    мы разбирались в том, в каком идти,
    в каком сражаться стане.
    Видимо, в марксизме есть нечто такое, что нашло отклик больше в душе, нежели в сознании нашего народа. Это учение словно околдовало россиян. Из учения оно быстро перешло в убеждение, даже в веру и подтолкнуло Россию к переделке мира.
    Про знаменитый “Капитал” К. Маркса крестьянский поэт небрежно сказал:
    Ни при какой погоде
    Я этих книг, конечно, не читал…
    То есть не потому, что некогда было, а именно — “ни при какой погоде”! Каждый русский знает: эта фраза означает, что не читал Есенин Маркса из принципиальных убеждений. Однако это не помешало ему на всю Россию продекламировать:
    Небо — как колокол,
    Месяц — язык,
    Мать моя — Родина,
    Я — большевик.
    Вывод можно сделать только один: в России нельзя при принятии любой теории отрывать рассудок от чувств.
    И последний яркий пример тютчевского пророчества я вижу в том, что разгром коммунистического строя в нашей стране возглавил не политкаторжанин, как этого следовало ожидать, а Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев. Сейчас, говорят, он пишет мемуары. Интересно бы узнать, нравится ли ему поэт Федор Иванович Тютчев?
    Сейчас наша Россия вновь балансирует на острие ножа истории, и никто не может сделать более или менее убедительных прогнозов. Значит, нам вновь осталось “только верить”, что мы и делаем.

  8. Проклятие войнам отныне и вовеки!
    М. Булгаков
    Эта строка из стихотворения Ф. Тютчева стала для русского человека явлением большим, чем обыкновенный афоризм. С появлением на свет “Умом Россию не понять” россияне обрели как бы духовное кредо, не только многое объясняющее в судьбе народа и отдельного человека, но и помогающее защищаться и созидать новую жизнь. Это понятие делает мои, например, отношения с обществом не сугубо личными, а государственными. В других странах, как я заметил, простой человек вступает в государственные отношения с обществом только в определенные моменты, например, решая свои проблемы с полицией или другими государственными структурами. В иное время иностранцу наплевать на свое государство. Такое государство в свою очередь само освобождает рядового человека от чересчур государственных отношений. Известно, что даже в уставе военнослужащих США нет безоговорочных требований отдавать свою жизнь за родину. В России же, даже когда не было никакого устава, вопрос жизни и смерти в бою за отечество решался однозначно — “во что бы то ни стало”.
    От тех, кто защищал Московскую Русь от частых нападений врагов, требовалось не щадить живота своего. Уже в “Слове о полку Игореве” звучат мотивы самопожертвования во имя отечества, и образ врага вечного, только и ждущего удобного момента для нападения, довлеет над всеми остальными опасностями в жизни русича. Я думаю, такие отношения русского человека и государства сложились исконно, потому что общие беды были сильнее личных горестей, обид и распрей. Например, Александр Невский, легендарный государственный человек и полководец, остался в памяти русского народа добрым, даже смиренным руководителем, готовым отложить свою гордыню в сторону и отправиться в Орду за ярлыком на правление. Он оставил, как известно, в Орде своих сыновей и братьев, чтобы не допустить карательного набега ордынцев на Русь, который мог закончиться полной катастрофой для нашего отечества. Чуть позже Дмитрий Донской облачается в доспехи простого воина и бьется и сражается рядом со своими ополченцами в пешем строю, как бы оправдывая этим в своих глазах гибель множества плохо вооруженных крестьян, которых он вывел против Мамая. А позже Петр I издает приказ, понуждающий стрелять во всякого беглеца с поля боя и “даже убивать меня самого, если я буду столь малодушен, что стану ретироваться от неприятеля”. Трудно себе представить, чтобы какой-нибудь западный король издал такой указ. Вот поэтому — “Умом Россию не понять”, мне кажется, это взгляд на Россию как бы из-за границы, который нам очень пришелся по душе. Впрочем, Тютчев часто бывал за границей в качестве дипломата и вполне мог такой взгляд на Россию позаимствовать.
    Иностранцев удивляло, что проявляющий такие чудеса патриотизма рядовой россиянин не мог, подобно англичанину, сказать, что его дом — крепость. Еще Иван Грозный показал, что родовитость и богатство на Руси — не защита. Надеяться можно было только на свою верность власти. Только в России сложилось убеждение, что служба сама по себе честь. В. О. Ключевский по этому поводу заметил, что сословия в России различались не правами, а повинностями.
    В этих крайностях жизни скрыта загадка не только ума, но и души русского человека, которая вдохновляла наших гениев и пугала зарубежных мыслителей.
    Революция, как утверждают многие историки и политики, тоже ведь должна была произойти и победить где угодно, только не в России. Однако читаем Маяковского, и все оправдано:
    Мы открывали
    Маркса
    каждый том, как в доме
    собственном
    мы открываем ставни, но и без чтения
    мы разбирались в том, в каком идти,
    в каком сражаться стане.
    Видимо, в марксизме есть нечто такое, что нашло отклик больше в душе, нежели в сознании нашего народа. Это учение словно околдовало россиян. Из учения оно быстро перешло в убеждение, даже в веру и подтолкнуло Россию к переделке мира.
    Про знаменитый “Капитал” К. Маркса крестьянский поэт небрежно сказал:
    Ни при какой погоде
    Я этих книг, конечно, не читал…
    То есть не потому, что некогда было, а именно — “ни при какой погоде”! Каждый русский знает: эта фраза означает, что не читал Есенин Маркса из принципиальных убеждений. Однако это не помешало ему на всю Россию продекламировать:
    Небо — как колокол,
    Месяц — язык,
    Мать моя — Родина,
    Я — большевик.
    Вывод можно сделать только один: в России нельзя при принятии любой теории отрывать рассудок от чувств.
    И последний яркий пример тютчевского пророчества я вижу в том, что разгром коммунистического строя в нашей стране возглавил не политкаторжанин, как этого следовало ожидать, а Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев. Сейчас, говорят, он пишет мемуары. Интересно бы узнать, нравится ли ему поэт Федор Иванович Тютчев?
    Сейчас наша Россия вновь балансирует на острие ножа истории, и никто не может сделать более или менее убедительных прогнозов. Значит, нам вновь осталось “только верить”, что мы и делаем.

  9. В своем наиболее известном произведении, четверостишии «Умом Россию не понять», Тютчев поднимает патриотическую тему. При этом Россия для поэта является не абстрактной отчизной, а воплощением великого русского духа. Стихотворение было написано 28 ноября 1866 года и записано Тютчевым на клочке бумаги, который сейчас хранится в Пушкинском доме. Впервые стихотворение было опубликовано в 1868 году.
    Философская миниатюра – плод размышлений Тютчева, попытка понять феномен собственной страны. Поэт, имея богатый опыт дипломатической деятельности в европейских странах, оценивал русскую культуру и политику в сравнении с европейским опытом. В строке «Аршином общим не измерить» автор подчеркивает самобытность русского народа и русского менталитета, загадочность и непредсказуемость русской души, не укладывающиеся в общеевропейские представления и стереотипы поведения.
    По мнению Тютчева, именно удивительный образ мышления русского народа – залог того, что русский народ не погрязнет подобно европейцам в мещанских устремлениях, а всегда будет развиваться в любых, даже самых сложных условиях.
    Миниатюра имеет характерную для поэта двухчастную композицию с четким разделением содержания. Первые две строки утверждают мысль об особой роли России, которую невозможно познать интеллектом, общепринятыми мерками; ее познание находится за рамками человеческих возможностей. Использование отрицательных частиц «не» усиливают лексическую значимость существительных «умом», «аршином». Поэт противопоставляет в стихотворении ум и веру. Третья строка объясняет особую роль России – «У ней особенная стать». При этом слово «стать» несет в себе образ человека: именно люди в России особенные, особенные своей широкой душой, сильным духом. Заключительная строка содержит вывод-идею, а выделительная частица «только» подчеркивает при этом исключительность России.
    Стихотворение, являющееся монострофой по форме, написано характерным для Тютчева четырехстопным ямбом, придающим произведению возвышенные, одические интонации. Внутреннее движение в стихотворении создается с помощью глаголов: понять, измерить, верить.
    Стихотворение «Умом Россию не понять», образно и метко характеризуя Россию, не только выразило духовное кредо поэта, всей душой любившего свою страну, но и продолжает нести глубокий духовно-нравственный смысл для потомков.

  10. Проклятие войнам отныне и вовеки!
    М. Булгаков
    Эта строка из стихотворения Ф. Тютчева стала для русского человека явлением большим, чем обыкновенный афоризм. С появлением на свет “Умом Россию не понять” россияне обрели как бы духовное кредо, не только многое объясняющее в судьбе народа и отдельного человека, но и помогающее защищаться и созидать новую жизнь. Это понятие делает мои, например, отношения с обществом не сугубо личными, а государственными. В других странах, как я заметил, простой человек вступает в государственные отношения с обществом только в определенные моменты, например, решая свои проблемы с полицией или другими государственными структурами. В иное время иностранцу наплевать на свое государство. Такое государство в свою очередь само освобождает рядового человека от чересчур государственных отношений. Известно, что даже в уставе военнослужащих США нет безоговорочных требований отдавать свою жизнь за родину. В России же, даже когда не было никакого устава, вопрос жизни и смерти в бою за отечество решался однозначно — “во что бы то ни стало”.
    От тех, кто защищал Московскую Русь от частых нападений врагов, требовалось не щадить живота своего. Уже в “Слове о полку Игореве” звучат мотивы самопожертвования во имя отечества, и образ врага вечного, только и ждущего удобного момента для нападения, довлеет над всеми остальными опасностями в жизни русича. Я думаю, такие отношения русского человека и государства сложились исконно, потому что общие беды были сильнее личных горестей, обид и распрей. Например, Александр Невский, легендарный государственный человек и полководец, остался в памяти русского народа добрым, даже смиренным руководителем, готовым отложить свою гордыню в сторону и отправиться в Орду за ярлыком на правление. Он оставил, как известно, в Орде своих сыновей и братьев, чтобы не допустить карательного набега ордынцев на Русь, который мог закончиться полной катастрофой для нашего отечества. Чуть позже Дмитрий Донской облачается в доспехи простого воина и бьется и сражается рядом со своими ополченцами в пешем строю, как бы оправдывая этим в своих глазах гибель множества плохо вооруженных крестьян, которых он вывел против Мамая. А позже Петр I издает приказ, понуждающий стрелять во всякого беглеца с поля боя и “даже убивать меня самого, если я буду столь малодушен, что стану ретироваться от неприятеля”. Трудно себе представить, чтобы какой-нибудь западный король издал такой указ. Вот поэтому — “Умом Россию не понять”, мне кажется, это взгляд на Россию как бы из-за границы, который нам очень пришелся по душе. Впрочем, Тютчев часто бывал за границей в качестве дипломата и вполне мог такой взгляд на Россию позаимствовать.
    Иностранцев удивляло, что проявляющий такие чудеса патриотизма рядовой россиянин не мог, подобно англичанину, сказать, что его дом — крепость. Еще Иван Грозный показал, что родовитость и богатство на Руси — не защита. Надеяться можно было только на свою верность власти. Только в России сложилось убеждение, что служба сама по себе честь. В. О. Ключевский по этому поводу заметил, что сословия в России различались не правами, а повинностями.
    В этих крайностях жизни скрыта загадка не только ума, но и души русского человека, которая вдохновляла наших гениев и пугала зарубежных мыслителей.
    Революция, как утверждают многие историки и политики, тоже ведь должна была произойти и победить где угодно, только не в России. Однако читаем Маяковского, и все оправдано:
    Мы открывали
    Маркса
    каждый том, как в доме
    собственном
    мы открываем ставни, но и без чтения
    мы разбирались в том, в каком идти,
    в каком сражаться стане.
    Видимо, в марксизме есть нечто такое, что нашло отклик больше в душе, нежели в сознании нашего народа. Это учение словно околдовало россиян. Из учения оно быстро перешло в убеждение, даже в веру и подтолкнуло Россию к переделке мира.
    Про знаменитый “Капитал” К. Маркса крестьянский поэт небрежно сказал:
    Ни при какой погоде
    Я этих книг, конечно, не читал…
    То есть не потому, что некогда было, а именно — “ни при какой погоде”! Каждый русский знает: эта фраза означает, что не читал Есенин Маркса из принципиальных убеждений. Однако это не помешало ему на всю Россию продекламировать:
    Небо — как колокол,
    Месяц — язык,
    Мать моя — Родина,
    Я — большевик.
    Вывод можно сделать только один: в России нельзя при принятии любой теории отрывать рассудок от чувств.
    И последний яркий пример тютчевского пророчества я вижу в том, что разгром коммунистического строя в нашей стране возглавил не политкаторжанин, как этого следовало ожидать, а Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев. Сейчас, говорят, он пишет мемуары. Интересно бы узнать, нравится ли ему поэт Федор Иванович Тютчев?
    Сейчас наша Россия вновь балансирует на острие ножа истории, и никто не может сделать более или менее убедительных прогнозов. Значит, нам вновь осталось “только верить”, что мы и делаем.

    Похожие сочинения

    Путешествия

  11. Категория: Сочинения по русской литературе
    «Умом Россию не понять…» — одно из самых известных и наиболее часто цитируемых произведений Федора Тютчева. Это стихотворение, созданное в 1866 году, является, к тому же, и самым коротким, так как состоит всего из четырех строчек. Однако глубинный смысл, заложенный в нем, заставляет каждое новое поколение обращаться к этим бессмертным словам, так образно и метко характеризующим Россию.
    Федор Тютчев довольно много времени прожил за границей, состоя на государственной дипломатической службе. Ему был хорошо знаком уклад жизни многих европейских стран, который он считал образцовым и достойным подражания. Вместе с тем, поэт находил эту жизнь чересчур размеренной и пресной, лишенной «изюминки» и слишком уж предсказуемой. Автор очень много размышлял над тем, почему в чистой и благопристойной Европе, где даже низшие сословия общества живут вполне достойно, у людей нет в душе того огня, который свойственен россиянам. Казалось бы, неустроенный быт, грязь, постоянная нужда и болезни должны были не только привести к массовому вымиранию жителей России, но и к разрушению всей страны. Однако события развиваются с точностью наоборот: Европа, наслаждающаяся сытой жизнью, постепенно деградирует, а Россия, прозябающая в вечной нищете, не только наращивает экономические обороты, но и дает миру величайшие умы, обладатели которых в большинстве случаев являются выходцами из народа.
    Действительно, «умом Россию не понять», так как в этой стране испокон веков царит хаос, который, как это ни странно, является национальной особенностью славян. Постоянная жажда деятельности, стремление жить лучше, толкают тысячи людей на принятие самых парадоксальных и непредсказуемых решений, которые, в конечном счете, оказываются единственно верными. Отмечая, что Россию «аршином общим не измерить», Федор Тютчев имеет ввиду самобытность русского народа, которая не поддается европейской логике и вызывает у иностранцев суеверный ужас. Это касается не только обычаев и традиции, уклада жизни и устройства общества, в котором к моменту написания этого стихотворения только-только отменили крепостное право. В первую очередь, речь идет о загадочной русской душе и удивительном образе мыслей россиян, которые не укладываются в общемировое понимание. И именно это качество, по мнению Федора Тютчева, является наиболее важным и ценным, так как служит гарантией того, что русский народ не закостенеет в своих обывательских стремлениях, как европейцы, а пытливость и врожденное стремление к познаниям заставит нацию развиваться даже в самых сложных и гнетущих условиях.
    «У ней особенная стать – в Россию можно только верить», — подчеркивает Федор Тютчев, словно бы подводя итог своим длительным раздумьям и попыткам понять феномен собственной страны. Действительно, Россия непредсказуема, и эта ее национальная черта ставит крест на честолюбивых планах многих европейцев, которые испокон веков пытались покорить страну, понять которую были не в силах. Более того, сами россияне не в состоянии дать ответ на вопрос, что ждет их через год или два, ведь жизнь постоянно меняется, а славянской душе чуждо чувство инертности. Поэтому все, что остается, так это вера в державу, которая обладает могуществом именно потому, что предугадать ее следующий шаг не в состоянии даже сами россияне.
    Следует отметить, что слова Тютчева в этом отношении оказались пророческими, так как все последующие события, которые на протяжении полутора веков происходили в России, постоянно шокировали мировую общественность. Поэтому неудивительно, что даже немецкий канцлер Отто фон Бисмарк в середине 19 века предостерегал своих соотечественников от войны с Россией, утверждая, что на каждую военную хитрость она ответит неимоверной глупостью и при этом окажется в победителях.Сейчас смотрят:{module Сейчас смотрят:}

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *