Сочинение на тему унылая пора очей очарованье по русскому

7 вариантов

  1. «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…» Автор создал эти строки болдинской осенью 1833 года. Он вложил в них всю свою любовь к родной природе, пышной и величественной осенней красоте, признавая, что излюбленная его пора – это осень.
    И действительно, можно ли не любоваться осенью? Она наполняет природу умиротворенностью и спокойствием: летней жары уже нет, но солнечные лучи все еще радуют, листва приобретает весь спектр оттенков от золотисто-желтого до багряного. Строгую прелесть золотой осени не могут затмить даже серые тучи и унылые дожди.
    Пушкин пишет о необъятных просторах земли русской, о палитре осенних красок и очаровании унылого пейзажа. Сердце поэта безвозвратно отдано осени. С присущим ему мастерством автор передает красоту родных мест, казалось бы, таких привычных и обыденных. По-новому раскрывается сущность картин, знакомых нам с детства. В этом Пушкину помогают поэтичные образы.
    Все это показывает веселый характер поэта, его жизнелюбие, силу духа, печаль и одиночество его души, ставшие верными спутниками Александра Сергеевича в ссылке. Через его поэзию мы можем ближе познакомиться с самим автором, понять, о чем он думал, чем жил, к чему стремился.
    Описания природы в стихах Пушкина поражают своей реалистичностью – очень правдиво автор показывает окружающий мир, то, чего мы в повседневной суете просто не замечаем. Он видит природу взглядом художника, подмечает яркие, необыкновенные черты.
    Великий поэт преподносит нам осень действительно прекрасной порой, которая достойна любования.

  2. У каждого человека есть любимое время года. Поэтов и писателей оно вдохновляет на создание бессмертных произведений, является богатым источником впечатлений, чувств и вдохновения.
    Любимым временем года для Александра Сергеевича Пушкина была осень. Именно этой поре года мы должны быть благодарны за многие произведения поэта, вошедшие в сокровищницу мировой литературы.
    Мне кажется, осень — самая противоречивая пора. Это очень точно отражено в строке А. С. Пушкина: “Унылая пора! Очей очарованье!” Действительно, осень бывает унылой: с монотонными дождями, низкими серыми тучами, промозглой сыростью и ветром. Но никакое другое время года не может сравниться с яркими торжественными красками “очаровательной” золотой осени:
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса…
    “Ветра шум и свежее дыханье” приносят сердцу поэта весть, что природа начинает готовиться к долгому зимнему сну. Однако кого могут испугать “отдаленные седой зимы угрозы”, если все великолепие природы раскрывается перед нашими глазами?! С уходом лета мы начинаем ценить “и редкий солнца луч”, и остывающее тепло дня. Прохлада вечеров, а вслед за ними и первые морозы лучше всяких слов убеждают ценить каждую секунду все укорачивающихся дней.
    Да, Пушкина можно понять. Поэта — художника слова не могла оставить равнодушным удивительная красота осенней природы. И каждый раз, когда я вижу, как с деревьев осыпаются разноцветные листья, и слышу, как они шелестят под моими ногами, мне кажется, что из-за угла вот-вот покажется знакомый профиль поэта, живущего вне времени.

  3. Сочинение
    8 класс. “Унылая пора! Очей очарованье!..” (по стихотворению
    А.С. Пушкина “Осень”)

    1 вариант
    сочинения

    Александр Сергеевич Пушкин — выдающийся
    поэт XIX века. Его перу принадлежит бесчисленное множество действительно
    бессмертных произведений, пополнивших сокровищницу мировой литературы.
    Тема природы и времен года занимает важное место в его лирической
    поэзии, но мне наиболее близки его стихотворения об осени.
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса —
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса.
    Эти строки были написаны поэтом в болдинскую осень
    1833 года. В них раскрывается вся любовь А. С. Пушкина к русской
    природе, к осенней пышной и торжественной красоте, ее жизнеутверждающей
    силе. Он признается, что осень — его любимая пора:
    Сказать вам откровенно,
    Из годовых времен я рад лишь ей одной… Действительно,
    как можно не любить осень? Во всей природе чувствуется покой и умиротворение:
    летняя жара уже спала, но солнце светит все еще ярко, глаз радуют
    золотистые и багряные оттенки листвы. И тоскливые монотонные дожди,
    мрачные тучи, сырой промозглый ветер не могут затмить строгую красоту
    этой поры. Как много чувства вкладывает поэт в изображение природы
    поздней осенью:
    Как это объяснить?
    Мне нравится она…
    Чем яснее мы ощущаем приближение зимы, тем больше
    ценим последние погожие дни, лучи солнца, шелест листвы под ногами.
    Скоро природа погрузится в долгий зимний сон, но пока еще листает
    своей прощальной красотой.
    О чем пишет Пушкин в своих произведениях? О бескрайних
    просторах русской земли, о золотых и багряных красках осени, о чарующей
    привлекательности унылых пейзажей. Перед нами чередой проходят все
    времена года: снежная зима с Масленицей, катанием на санках и коньках
    и трескучими морозами; весна с обилием ручейков, размытыми дорогами
    и буйством цветения; жаркое сухое лето с колосьями пшеницы. Но сердце
    автора безраздельно принадлежит осени. Он с большим мастерством
    описывает красоту родных просторов, казалось бы, таких простых и
    однообразных.
    Поэтичность образов по-новому раскрывает суть знакомых
    с детства картин: веселый ручеек, прихваченный первым морозцем,
    одинокий, запоздалый лист на обнаженной ветке, багряный лес, скрытый
    в туманной дымке… За всем этим угадывается жизнелюбие поэта, веселый
    нрав, и его тоска и одиночество — верные спутники жизни в ссылке,
    и широта души, и сила духа. То есть благодаря поэзии мы ближе знакомимся
    с самим автором, узнаем, чем он жил, о чем мечтал, к чему стремился.
    Все стихотворения Пушкина о природе очень реалистичны
    — он с предельной правдивостью показывает мир наблюдаемых явлений.
    Скупые детали, отмечающие лишь главные перемены в природе, не нарушают
    точной и наглядной картины. Кажется, что поэт смотрит на нее взглядом
    художника, замечая наиболее типичные, и в то же время своеобразные
    и яркие черты.
    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
    И мглой волнистою покрыты небеса,
    И редкой солнца луч, и первые морозы,
    И отдаленные седой зимы угрозы.
    В поэзии А. С. Пушкина одновременно присутствует
    и глубокая лиричность, и авторская ирония, и удивительная живописность
    описаний, и краткость и точность характеристик. Осень предстает
    перед нами действительно очаровательной порой, достойной любования.
    Она — символ увядания природы, но за ее унылостью скрывается стремление
    к новой жизни, к вечному обновлению.
    Дни поздней осени бранят обыкновенно,
    Но мне она мила, читатель дорогой,
    Красою тихою, блистающей смиренно.
    2 вариант сочинения
    У каждого человека есть любимое время года. Поэтов
    и писателей оно вдохновляет на создание бессмертных произведений,
    является богатым источником впечатлений, чувств и вдохновения.
    Любимым временем года для Александра Сергеевича
    Пушкина была осень. Именно этой поре года мы должны быть благодарны
    за многие произведения поэта, вошедшие в сокровищницу мировой литературы.
    Мне кажется, осень — самая противоречивая пора.
    Это очень точно отражено в строке А. С. Пушкина: «Унылая пора! Очей
    очарованье!» Действительно, осень бывает унылой: с монотонными дождями,
    низкими серыми тучами, промозглой сыростью и ветром. Но никакое
    другое время года не может сравниться с яркими торжественными красками
    «очаровательной» золотой осени:
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса…
    «Ветра шум и свежее дыханье» приносят сердцу поэта
    весть, что природа начинает готовиться к долгому зимнему сну. Однако
    кого могут испугать «отдаленные седой зимы угрозы», если все великолепие
    природы раскрывается перед нашими глазами?! С уходом лета мы начинаем
    ценить «и редкий солнца луч», и остывающее тепло дня. Прохлада вечеров,
    а вслед за ними и первые морозы лучше всяких слов убеждают ценить
    каждую секунду все укорачивающихся дней.
    Да, Пушкина можно понять. Поэта — художника слова
    не могла оставить равнодушным удивительная красота осенней природы.
    И каждый раз, когда я вижу, как с деревьев осыпаются разноцветные
    листья, и слышу, как они шелестят под моими ногами, мне кажется,
    что из-за угла вот-вот покажется знакомый профиль поэта, живущего
    вне времени.
    3 вариант сочинения
    Осень. Это время года очаровывало Александра Сергеевича
    Пушкина как ни одно другое. «Из годовых времен я рад лишь ей одной»,
    — так писал он в своем стихотворении в октавах «Осень», где эта
    пора изображена очень полно и точно, в различных своих проявлениях,
    и где наиболее ярко выразились чувства, которые вызывала она в душе
    поэта. Он видит и одинаково любит и ее красоту, и ее уныние.
    «Октябрь уж наступил», — значит, пришло милое сердцу
    Пушкина время. «Теперь моя пора», — подтверждает он. Ни весна с
    ее оттепелями и грязью, ни лето с пылью, комарами и мухами не Радуют
    его. Он не разделяет бодрости и вдохновенья, которое черпают в весне
    другие поэты. Его чувства, ум стеснены тоской. И Лето лишь губит
    его «душевные способности», мучая одной только мыслью: «как бы напоить
    да освежить себя». Суровая зима более
    близка его сердцу: он любит ее снега, легкий бег
    саней под лунным светом, «зимних праздников блестящие тревоги».
    И все же зима не может сравниться с прекрасной осенью. Поэт не понимает
    тех, кто бранит «дни поздней осени» и связывает с этим временем
    лишь печальные настроения.
    Для Пушкина «пышное» увядание природы — само по
    себе прекрасно, он видит в нем могучее проявление жизни. Осень влечет
    его к себе, «как нелюбимое дитя в семье родной», «красою тихою,
    блистающей смиренно». Возможно, поэт и сам не может точно объяснить,
    чем манит его эта «унылая пора», почему именно «прощальная краса»
    вызывает в его душе такие волнующие чувства. Но в скромном осеннем
    пейзаже открывается ему подлинная красота и прелесть.
    Осень представляет собой некую неуловимую грань
    между всеми временами года, нечто мимолетное, что живо сегодня,
    а завтра уже исчезнет. Природа еще хранит признаки уходящего лета,
    «журча еще бежит за мельницу ручей», но и зима уже дает о себе знать:
    «дорога промерзает», «пруд уже застыл». Все вокруг видоизменяется,
    преображается, словно летнее тепло и зимние холода спорят, отстаивая
    свои права.
    Живописными, яркими и в то же время прозрачными
    красками рисует автор осенние картины. Ему кажутся прекрасным не
    только богатое убранство осенней природы, одетой «в багрец и золото»,
    но и покрытое бегущими тучами небо, и бодрящий холодок, и первые
    морозы, напоминающие о скорой зиме. И красота природы пробуждает
    все лучшее в сердце поэта, осенью его душа расцветает, переполняется
    искренней любовью:
    Легко и радостно играет в сердце кровь,
    Желания кипят — я снова счастлив, молод,
    Я снова жизни полн…
    В эту пору Пушкин полностью отдается во власть воображения,
    забывает окружающий его реальный мир, и именно в эти минуты пробуждается
    в его сердце поэзия. Его душа «стесняется лирическим волненьем,
    Трепещет и звучит…». Воображение создает перед ним совершенно
    иной мир, и поэт полностью погружается в него. Мы чувствуем, как
    бесконечно радостен для автора процесс великого творчества, когда
    И мысли в голове волнуются в отваге,
    И рифмы легкие навстречу им бегут,
    И пальцы просятся к перу, перо к бумаге…
    Его вдохновенному взору открываются неведомые дали
    и пути» мысли и чувства поэта направлены в будущее. И не случайно
    он
    сравнивает свое творчество с кораблем, рассекающим
    волны. Осенью 1833 года, когда было написано это стихотворение,
    он был в Болдино. Эта Болдинская осень была вдвое короче, чем три
    года назад, но по значению она соразмерна осени 1830 года. За полтора
    месяца Пушкин завершил работу над «Историей Пугачева» и «Песнями
    западных славян», начал работу над повестью «Пиковая дама», создал
    поэмы «Анджело» и «Медный всадник», «Сказку о мертвой царевне и
    семи богатырях». А стихотворение «Осень» стало подлинным апофеозом
    той поры, реалистически точно передавшим пробуждение в его душе
    поэзии.

  4. Унылая пора! Очей очарованье!
    Иванова Юлия, ученица 6 класса
    Природа родного края всегда завораживает нас своей красотой. Вот и лето скинуло свой зелёный кафтан. Так неслышно подошла осень и тихо встала у ворот. Незаметно для нас появляется Осень – добрая фея. В руках у нее волшебная  палочка. С ее помощью она  начинает  творить  чудеса. Взмахнет она  палочкой  первый  раз –  на  верхушках  деревьев  появляются  золотые шляпки. Дотронется  добрая фея  своей палочкой березы – она  одевается в пышный  сарафан лимонного цвета. Взмахнет осень  волшебной палочкой у осины, она  превращается в молодую девушку с румяными щеками в  легком платье янтарного цвета. Коснется волшебница листьев клена, и он превращается в доброго молодца в багряном наряде. Тронет фея рябину палочкой, она запылает алым огнем. Постепенно лес становится похожим на сказочный дворец с нарядными обитателями. Осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их везде и всюду, как на холст. Полетели по свету золотые и пурпурные, алые и фиолетовые, коричневые и серые листочки. Листик за листиком падают на крышу, какой листик летит парашютом, какой мотыльком, какой винтиком. Приходит день, открывает глаза, и ветер с крыши поднимает  все листья и летят они к реке. Сколько разноцветных корабликов появляется на пруду! Жёлтые, красные,  оранжевые – целая флотилия!
    Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь «на крыльях ветерка», они опускались на воду тихо и плавно, не спеша и спокойно. Прилетит кораблик, опустится на воду и поплывёт с поднятыми парусами – поплывёт горделиво!
    Большой запас таких корабликов на деревьях: осина горит красными китайскими фонариками, клён роняет оранжевые звёзды, ива засыпает землю тонкими золотыми рыбками. Виден  широкий чарующий пейзаж. Осень-это «в багрец и золото одетые леса», а над ними убаюкивающий их лазоревый купол неба, это «пурпурный блеск огня и злата», освещающий «пожаром терем расписной», это рыжие снопы-избушки в полях, это аппетитные кисти сладчайшего винограда и сахарного арбуза.
    Затем Осень – добрая фея идет в поле. Взмахнет палочкой над ней и пшеницы поспеют. Золотой волной колышутся на ветру. Наконец, листья  начинают  кружить  над  землей словно птицы, прыгать по веткам как белки, бегать по земле как рыжий лис. Закончив свое волшебство, Осень – добрая фея будет любоваться своей работой, позабыв на время, что ей уходить пора.
    Она напоследок помахала своей палочкой  и зашуршал в лесу золотой дождь. Я вошла в этот мир торжества и печали,  открыла для себя всю красоту леса.
    Я очень люблю лес, особенно осенью. Каждое посещение его приносит мне необъяснимую радость. Странный лес осенью – в нём рядом весна и осень.  Жёлтый лист и зелёная трава. Сверкающий иней и бабочки.  Тёплое  солнце и холодный ветер.  Песни и тишина.  И грустно и радостно!  “Осенью лес молчит. Такая тишина! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов замолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек”,- писал журналист и натуралист Василий Песков.
    Каждый год, подъезжая к опушке, я здороваюсь со знакомыми рябинками. Совсем недавно они были еще девчонками-подростками, примерявшими скромные украшения из бус и сережек. А в этом году встретили меня уже девушками-красавицами. Накинули на плечи русские шали, выставили напоказ дорогие рубиновые украшения. Да и осанка у них теперь стала другой: гордой. Свысока поглядывают на меня, чувствуют себя настоящими модницами.
    Греются на солнечных полянах молодые березки. Собрались в стайку и перешептываются золотыми листиками. Задира-ветерок нет-нет, да и растреплет им модные прически. Засмеются хохотушки, переглянутся – и опять тишина.
    Иду в глубь леса осторожно, стараясь не нарушать установившийся в эти дни порядок. После звонкоголосого лета лес затих. Дремлют притихшие деревья, не слышно гомона птиц. Только шуршит под ногами желтолистая  река.
    Между деревьями растянул свои сети паук. Солнечные лучики запутались в паутине и играют капельками росы, не успевшими скатится вниз на землю.  Повсюду блеск и игра красок, будто миллионы драгоценных камней рассыпались в беспорядке по всему воздуху.
    Но уже во всем чувствуется увядание природы. Цветы и травы пожухли, нет в них ни крепкой силы, ни изумрудного цвета. Последние деньки свои они стараются еще держаться прямо и гордо, но осень уже тронула их своей волшебной палочкой…
    Долго брожу по лесу теплым осенним деньком, дышу напоенным влагой воздухом, любуюсь необыкновенным сказочным цветом листьев. Как мало надо человеку для счастья…
    И как будто это и вправду я  в сказке.  Лес прощался с солнцем.  А при прощании все бывают особенно ласковы.  Светлые  зайчики  играли на опавших листьях.
    Шагая медленно  по лесу, любуясь природой, невольно вспоминаю строчки пушкинских стихотворений  – Унылая пора! Очей очарованье!

  5. Александр Сергеевич Пушкин — выдающийся поэт XIX века. Его перу принадлежит бесчисленное множество действительно бессмертных произведений, пополнивших сокровищницу мировой литературы. Тема природы и времен года занимает важное место в его лирической поэзии, но мне наиболее близки его стихотворения об осени.
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса —
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса.
    Эти строки были написаны поэтом в болдинскую осень 1833 года. В них раскрывается вся любовь А. С. Пушкина к русской природе, к осенней пышной и торжественной красоте, ее жизнеутверждающей силе. Он признается, что осень — его любимая пора:
    Сказать вам откровенно,
    Из годовых времен я рад лишь ей одной… Действительно, как можно не любить осень? Во всей природе чувствуется покой и умиротворение: летняя жара уже спала, но солнце светит все еще ярко, глаз радуют золотистые и багряные оттенки листвы. И тоскливые монотонные дожди, мрачные тучи, сырой промозглый ветер не могут затмить строгую красоту этой поры. Как много чувства вкладывает поэт в изображение природы поздней осенью:
    Как это объяснить?
    Мне нравится она…
    Чем яснее мы ощущаем приближение зимы, тем больше ценим последние погожие дни, лучи солнца, шелест листвы под ногами. Скоро природа погрузится в долгий зимний сон, но пока еще листает своей прощальной красотой.
    О чем пишет Пушкин в своих произведениях? О бескрайних просторах русской земли, о золотых и багряных красках осени, о чарующей привлекательности унылых пейзажей. Перед нами чередой проходят все времена года: снежная зима с Масленицей, катанием на санках и коньках и трескучими морозами; весна с обилием ручейков, размытыми дорогами и буйством цветения; жаркое сухое лето с колосьями пшеницы. Но сердце автора безраздельно принадлежит осени. Он с большим мастерством описывает красоту родных просторов, казалось бы, таких простых и однообразных.
    Поэтичность образов по-новому раскрывает суть знакомых с детства картин: веселый ручеек, прихваченный первым морозцем, одинокий, запоздалый лист на обнаженной ветке, багряный лес, скрытый в туманной дымке… За всем этим угадывается жизнелюбие поэта, веселый нрав, и его тоска и одиночество — верные спутники жизни в ссылке, и широта души, и сила духа. То есть благодаря поэзии мы ближе знакомимся с самим автором, узнаем, чем он жил, о чем мечтал, к чему стремился.
    Все стихотворения Пушкина о природе очень реалистичны — он с предельной правдивостью показывает мир наблюдаемых явлений. Скупые детали, отмечающие лишь главные перемены в природе, не нарушают точной и наглядной картины. Кажется, что поэт смотрит на нее взглядом художника, замечая наиболее типичные, и в то же время своеобразные и яркие черты.
    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
    И мглой волнистою покрыты небеса,
    И редкой солнца луч, и первые морозы,
    И отдаленные седой зимы угрозы.
    В поэзии А. С. Пушкина одновременно присутствует и глубокая лиричность, и авторская ирония, и удивительная живописность описаний, и краткость и точность характеристик. Осень предстает перед нами действительно очаровательной порой, достойной любования. Она — символ увядания природы, но за ее унылостью скрывается стремление к новой жизни, к вечному обновлению.
    Дни поздней осени бранят обыкновенно,
    Но мне она мила, читатель дорогой,
    Красою тихою, блистающей смиренно.

  6. Александр Сергеевич Пушкин — выдающийся поэт XIX века. Его перу принадлежит бесчисленное множество действительно бессмертных произведений, пополнивших сокровищницу мировой литературы. Тема природы и времен года занимает важное место в его лирической поэзии, но мне наиболее близки его стихотворения об осени.
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса –
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса.
    Эти строки были написаны поэтом в болдинскую осень 1833 года. В них раскрывается вся любовь А. С. Пушкина к русской природе, к осенней пышной и торжественной красоте, ее жизнеутверждающей силе. Он признается, что осень — его любимая пора:
    Сказать вам откровенно,
    Из годовых времен я рад лишь ей одной…
    Действительно, как можно не любить осень? Во всей природе чувствуется покой и умиротворение: летняя жара уже спала, но солнце светит все еще ярко, глаз радуют золотистые и багряные оттенки листвы. И тоскливые монотонные дожди, мрачные тучи, сырой промозглый ветер не могут затмить строгую красоту этой поры. Как много чувства вкладывает поэт в изображение природы поздней осенью:
    Как это объяснить?
    Мне нравится она…
    Чем яснее мы ощущаем приближение зимы, тем больше ценим последние погожие дни, лучи солнца, шелест листвы под ногами. Скоро природа погрузится в долгий зимний сон, но пока еще блистает своей прощальной красотой.
    О чем пишет Пушкин в своих произведениях? О бескрайних просторах русской земли, о золотых и багряных красках осени, о чарующей привлекательности унылых пейзажей. Перед нами чередой проходят все времена года: снежная зима с Масленицей, катанием на санках и коньках и трескучими морозами; весна с обилием ручейков, размытыми дорогами и буйством цветения; жаркое сухое лето с колосьями пшеницы. Но сердце автора безраздельно принадлежит осени. Он с большим мастерством описывает красоту родных просторов, казалось бы, таких простых и однообразных.
    Поэтичность образов по-новому раскрывает суть знакомых с детства картин: веселый ручеек, прихваченный первым морозцем, одинокий, запоздалый лист на обнаженной ветке, багряный лес, скрытый в туманной дымке… За всем этим угадывается жизнелюбие поэта, веселый нрав, и его тоска и одиночество — верные спутники жизни в ссылке, и широта души, и сила духа. То есть благодаря поэзии мы ближе знакомимся с самим автором, узнаем, чем он жил, о чем мечтал, к чему стремился.
    Все стихотворения Пушкина о природе очень реалистичны — он с предельной правдивостью показывает мир наблюдаемых явлений. Скупые детали, отмечающие лишь главные перемены в природе, не нарушают точной и наглядной картины. Кажется, что поэт смотрит на нее взглядом художника, замечая наиболее типичные, и в то же время своеобразные и яркие черты.
    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
    И мглой волнистою покрыты небеса,
    И редкой солнца луч, и первые морозы,
    И отдаленные седой зимы угрозы.
    В поэзии А. С. Пушкина одновременно присутствует и глубокая лиричность, и авторская ирония, и удивительная живописность описаний, и краткость и точность характеристик. Осень предстает перед нами действительно очаровательной порой, достойной любования. Она — символ увядания природы, но за ее унылостью скрывается стремление к новой жизни, к вечному обновлению.
    Дни поздней осени бранят обыкновенно,
    Но мне она мила, читатель дорогой,
    Красою тихою, блистающей смиренно.

  7. Осень. Это время года очаровывало Александра Сергеевича Пушкина как ни одно другое. “Из годовых времен я рад лишь ей одной”, — так писал он в своем стихотворении в октавах “Осень”, где эта пора изображена очень полно и точно, в различных своих проявлениях, и где наиболее ярко выразились чувства, которые вызывала она в душе поэта. Он видит и одинаково любит и ее красоту, и ее уныние.
    “Октябрь уж наступил”, — значит, пришло милое сердцу Пушкина время. “Теперь моя пора”, — подтверждает он. Ни весна с ее оттепелями и грязью, ни лето с пылью, комарами и мухами не радуют его. Он не разделяет бодрости и вдохновенья, которое черпают в весне другие поэты. Его чувства, ум стеснены тоской. И _ лето лишь губит его “душевные способности”, мучая одной только мыслью: “как бы напоить да освежить себя”. Суровая зима более близка его сердцу: он любит ее снега, легкий бег саней под лунным светом, “зимних праздников блестящие тревоги”. И все же зима не может сравниться с прекрасной осенью. Поэт не понимает тех, кто бранит “дни поздней осени” и связывает с этим временем лишь печальные настроения.
    Для Пушкина “пышное” увядание природы — само по себе прекрасно, он видит в нем могучее проявление жизни. Осень влечет его к себе, “как нелюбимое дитя в семье родной”, “красою тихою, блистающей смиренно”. Возможно, поэт и сам не может точно объяснить, чем манит его эта “унылая пора”, почему именно “прощальная краса” вызывает в его душе такие волнующие чувства. Но в скромном осеннем пейзаже открывается ему подлинная красота и прелесть.
    Осень представляет собой некую неуловимую грань между всеми временами года, нечто мимолетное, что живо сегодня, а завтра уже исчезнет. Природа еще хранит признаки уходящего лета, “журча еще бежит за мельницу ручей”, но и зима уже дает о себе знать: “дорога промерзает”, “пруд уже застыл”. Все вокруг видоизменяется, преображается, словно летнее тепло и зимние холода спорят, отстаивая свои права.
    Живописными, яркими и в то же время прозрачными красками рисует автор осенние картины. Ему кажутся прекрасным не только богатое убранство осенней природы, одетой “в багрец и золото”, но и покрытое бегущими тучами небо, и бодрящий холодок, и первые морозы, напоминающие о скорой зиме. И красота природы пробуждает все лучшее в сердце поэта, осенью его душа расцветает, переполняется искренней любовью:
    Легко и радостно играет в сердце кровь,
    Желания кипят — я снова счастлив, молод,
    Я снова жизни полн…
    В эту пору Пушкин полностью отдается во власть воображения, забывает окружающий его реальный мир, и именно в эти минуты пробуждается в его сердце поэзия. Его душа “стесняется лирическим волненьем, Трепещет и звучит…”. Воображение создает перед ним совершенно иной мир, и поэт полностью погружается в него. Мы чувствуем, как бесконечно радостен для автора процесс великого творчества, когда
    И мысли в голове волнуются в отваге,
    И рифмы легкие навстречу им бегут,
    И пальцы просятся к перу, перо к бумаге…
    Его вдохновенному взору открываются неведомые дали и пути, мысли и чувства поэта направлены в будущее. И не случайно он сравнивает свое творчество с кораблем, рассекающим волны. Осенью 1833 года, когда было написано это стихотворение, он был в Волдино. Эта Болдинская осень была вдвое короче, чем три года назад, но по значению она соразмерна осени 1830 года. За полтора месяца Пушкин завершил работу над “Историей Пугачева” и “Песнями западных славян”, начал работу над повестью “Пиковая дама”, создал поэмы “Анджело” и “Медный всадник”, “Сказку о мертвой царевне и семи богатырях”. А стихотворение “Осень” стало подлинным апофеозом той поры, реалистически точно передавшим пробуждение в его душе поэзии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *