Сочинение на тему употребление экспрессивной лексики создает возможность

10 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Просто хорошый человек

    15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Дитмара Эльяшевича Розенталя: «Употребление экспрессивной лексики создает возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому».
    В художественном произведении автор всегда стремится выразиться очень ярко и эмоционально, чтобы мы могли понять его мысли и ощущения. Для этой цели писатель использует разные средства, и Д.Э. Розенталь абсолютно справедливо замечает, что экспрессивная лексика очень помогает писателю достичь цели.
    Например, в приведенном отрывке из романа В. Каверина «Два капитана» Саня вдруг осознает, что его чувство к Кате это – не простая легкая влюбленность; он любит девушку по-настоящему, он не может без него жить. И Катя испытывает к нему те же чувства. Но по глупости они не вместе, а в ссоре живут в разных городах и не решаются даже себе признаться, что они любят друг друга.
    В. Каверин для выражения этой мысли использует разные изобразительные средства, в том числе и экспрессивную лексику. Например, слово «тяготит» в речи Нины Капитоновны, в принципе являющееся возвышенным, передает ее попытки договориться с Катей – попытки, в успех которых она сама не верит, о чем и сообщает Кораблеву: «Я сама такая. Никогда не скажу».
    А слово «дурак» в эмоциональных восклицаниях Сани показывает его раскаяние в собственной недогадливости. Он не понял чувств Кати, не понял и своих собственных чувств, не догадался о роли Ромашова во всей интриге. Вот это и хочет показать автор, употребляя экспрессивное слово «дурак» в речи героя.
    Как и остальные изобразительные средства, экспрессивная лексика помогает писателю создать картину для того, чтобы мы могли понять то, что он хочет нам сказать.
    15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложений текста: «…И не может без тебя жить». Вот как! А она без него не может». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
    Читая отрывок из романа Каверина В.А., понимаешь, что речь идет о любви двух молодых людей, которые не могут и не умеют признаться друг другу в чувствах, но тем не менее испытывают друг к другу влюбленность.
    Катя — девушка, о которой рассказывается в тексте, гордая и молчаливая: «Нервная. И гордая. И всё молчит» – так говорит Нина Капитоновна о Кате. В своих чувствах Катя не признается, и о том, что она влюблена, Нина Капитоновна узнает только из письма, в котором сестра любимого Катей молодого человека признается в том, что ее брат тоже не может жить без Кати: «В каждом письме одолевает просьбами: где Катя, что с ней, я бы всё отдал, лишь бы увидеть её. Он не может без тебя жить, и я не понимаю вашей беспричинной ссоры». Нина Капитоновна повторяет эти слова: ««И не может без тебя жить» Вот как! А она без него не может».
    В этой фразе заложена вся суть влюбленности. Когда двое людей постоянно думают друг о друге, не находят себе места, когда все мысли связаны только с объектом любви. Именно эти чувства испытывала Катя, но молчала, хотя скрыть своё волнение и своё настроение всё равно не могла. Нина Капитоновна чувствовала, что Катю что-то «тяготит». Молодой человек, в которого была влюблена Катя, услышав эту фразу, понял, что тоже безумно влюблен, просто он ничего не знал о Катиных чувствах. И хотя он не говорил таких слов своей сестре, которые она написала в письме, он понимал, что они являются правдой (69-71). Он и правда не может жить без Кати!
    Эти влюбленные, как и многие другие, просто не могут жить друг без друга!
    15.3 Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Любовь – это…», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
    Любовь — это желание быть с другим человеком, постоянные мысли о нем, без дорогого сердцу человека жизнь часто бывает не мила и не приносит радости. Такое состояние влюбленности можно наблюдать у Кати, о которой рассказывается в тексте Каверина В.А. Девушка в глубине своей души очень переживает, хоть и не показывает вида. Она молчаливая и гордая. И признаться в своих чувствах ей очень нелегко. Тем не менее «она жить него не может», без того мальчишки, с которым познакомилась еще в детстве. Это замечает Нина Капитоновна, говоря про Катю, что она «Нервная. И гордая. И всё молчит».
    В жизни тоже можно часто наблюдать такие проявления любви. Ярким примером искренних и бескорыстных чувств, на мой взгляд, может служить девушка Таня, которая была влюблена во Владимира Высоцкого. Из фильма про Высоцкого, основанного на реальных событиях, можно понять, что Таня испытывала к Владимиру Семеновичу глубокое чувство любви, она ухаживала за ним и принимала его любым, в любом состоянии. Татьяна продолжала любить Высоцкого, даже несмотря на его романы с другими женщинами. Она была готова прийти к нему на помощь в любую минуту и не оставляла его в то время, когда он нуждался в заботе. Татьяна — пример женщины, способной любить всем сердцем и жертвовать собой ради любимого.

  2. Написать сочинение-рассуждение “употребление экспрессивной лексики соз…

    Вступление: Д.Е.Розенталь утверждает , что “Употребление экспрессивной лексики создает возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому” .
    Тезис: Попробуем доказать справедливость этого высказывания на примере текста  Железникова,, предложенного нам . В нем рассказывается о том, как одноклассники судят своего товарища-предателя. Класс возмущен. Поэтому мы видим , что эмоциональная и экспрессивная лексика используется говорящими.
      Аргумент: Например , когда ребята говорят с Сомовым , Лохматый не выбирает выражения , он советует Лене  : “Садани его по роже!”. Однозначно можно сказать , что Сомов не нравится говорящему , поэтому он вместо нейтрального слова “лицо” использует эмоциональное “рожа”, и это очень кратко,лаконично  дает ему возможность выразить отношение к Сомову
    .Аргумент: Эмоции присущи всем участникам диалога. Например, Шмакова говорит Ленке: “Вот дурочка!”, – не понимая, почему Ленка не хочет мстить Сомову. И здесь мы видим, как экспрессивная лексика помогает говорящему.
     Вывод: Таким образом, можно согласиться с лингвистом Розенталем , что “экспрессивная лексика очень кратко помогает говорящему выразить свое отношение к собеседнику”.
    Выделенные слова не пиши .Я дала для понимания композиции сочинения – рассуждения .

  3. Опубликовано 12.06.2017 по предмету Русский язык от Гость
    >> < <
    Написать сочинение-рассуждение “употребление экспрессивной лексики создает возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому”
    ПО ТЕКСТУ
    А Димка тем временем сообразил, что все про него забыли, проскользнул
    по стенке за спинами ребят к двери, взялся за ее ручку, осторожно
    нажал, чтобы открыть без скрипа и сбежать… Ах, как ему хотелось
    исчезнуть именно сейчас, пока Ленка не уехала, а потом, когда она уедет,
    когда он не будет видеть ее осуждающих глаз, он что-нибудь придумает,
    обязательно придумает… В последний момент он оглянулся, столкнулся
    взглядом с Ленкой и замер.
    Он стоял один у стены, опустив глаза.
    – Посмотри на него! – сказала Железная Кнопка Ленке. Голос у нее задрожал от негодования. – Даже глаз не может поднять!
    – Да, незавидная картинка, – сказал Васильев. – Облез малость.
    Ленка медленно приближалась к Димке.
    Железная Кнопка шла рядом с Ленкой, говорила ей:
    – Я понимаю, тебе трудно… Ты ему верила… зато теперь увидела его истинное лицо!
    Ленка подошла к Димке вплотную – стоило ей протянуть руку, и она дотронулась бы до его плеча.
    – Садани его по роже! – крикнул Лохматый.
    Димка резко повернулся к Ленке спиной.
    – Я говорила, говорила! – Железная Кнопка была в восторге. Голос
    ее звучал победно. – Час расплаты никого не минует!.. Справедливость
    восторжествовала! Да здравствует справедливость! – Она вскочила на
    парту: – Ре-бя-та! Сомову – самый жестокий бойкот! И все закричали:
    – Бойкот! Сомову – бойкот!
    Железная Кнопка подняла руку:
    – Кто за бойкот?
    И все ребята подняли за нею руки – целый лес рук витал над их
    головами. А многие так жаждали справедливости, что подняли сразу по две
    руки.
    «Вот и все, – подумала Ленка, – вот Димка и дождался своего конца».
    А ребята тянули руки, тянули, и окружили Димку, и оторвали его от
    стены, и вот-вот он должен был исчезнуть для Ленки в кольце
    непроходимого леса рук, собственного ужаса и ее торжества и победы.
    Все были за бойкот!
    Только одна Ленка не подняла руки.
    – А ты? – удивилась Железная Кнопка.
    – А я – нет, – просто сказала Ленка и виновато, как прежде, улыбнулась.
    – Ты его простила? – спросил потрясенный Васильев.
    – Вот дурочка, – сказала Шмакова. – Он же тебя предал!
    Ленка стояла у доски, прижавшись стриженым затылком к ее черной
    холодной поверхности. Ветер прошлого хлестал ее по лицу: «Чу-че-ло-о-о,
    пре-да-тель!.. Сжечь на костре-е-е-е!»
    – Но почему, почему ты против?! – Железной Кнопке хотелось
    понять, что мешало этой Бессольцевой объявить Димке бойкот. – Именно ты –
    против. Тебя никогда нельзя понять… Объясни!
    – Я была на костре, – ответила Ленка. – И по улице меня гоняли. А
    я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть
    убейте!
    В.К.Железников

  4. Экспрессивные оттенки различны у слов, принадлежащих к разным функциональным стилям. С одной стороны, выделаются слова так называемых высоких стилей (книжный, ораторский, поэтический), с другой – разговорные или внелитературные просторечные. Среди первых – высокие слова, среди вторых – вульгарные и бранные.
    Чаще всего экспрессивная лексика выражается в художественной литературе, в публицистических произведениях, в разговорной речи. Роль ее двоякая – воздействовать эмоционально на читателя, характеризовать персонажи с языковой точки зрения. В любом случае – способствуют художественной выразительности и изобразительности речи.
    Экспрессивность – выразительность. Экспрессивная окраска наслаивается на эмоционально-оценочное значение. Показывая степень выразительности слова, можно выделить группы:
    слова, выражающие положительную оценку (шутливая, одобрительная)
    слова, выражающие отрицательную оценку (ироническая, неодобрительная, бранная, пренебрежительная, фамильярная)
    Эмоционально-экспрессивные слова. Эти слова делятся на книжные, разговорные и просторечия. Книжная лексика (высокая, торжественная, неодобрительная, ироничная). Разговорная лексика (шутливая, ласкательная, неодобрительная, ироничная, бранная). Просторечия употребляются за гранью литературного языка (неодобрительная, ироничная, бранная, фамильярная).
    Эмоциональное и экспрессивное в языке и речи. Язык – это упорядоченная система, в которой нет ничего случайного и индивидуального. А речь – это проявление языка, реализация языковой системы. Таким образом, то, что мы говорим и пишем является речью по законам языка, в которой мы сталкиваемся с индивидуальными проявлениями. Речь обладает двуплановым характером: с одной стороны принадлежит к стилю, а с другой имеет добавочное значение (говорить, сообщать, болтать, заявлять).
    Разговорный стиль ______ своей динамичности – глагольной функцией является общение. Разговорный стиль реализуется в устной речи. Основная масса разговорной лексики имеет синонимичность в нейтральном стиле. Внутри разговорной лексики можно выделить: разговорно-литературную (полуофициальную) и разговорно-бытовую для неофициального общения.
    Основная часть разговорной речи составляет общеупотребительные слова, но в то же время в разговорной речи употребляются слова с эмоционально-экспрессивной оценкой, для которой характерна большая или меньшая степень _________. Речь стремится к сжатости: некоторые словосочетания являются избыточными и они сокращаются – оно происходит до одного слова.
    Для разговорной речи характерно ____________ существительные или глаголы на базе словосочетаний. Для разговорного стиля характерно значение слов. К разговорному стилю относится большое количество фразеологизмов. Они образуют и ___________. Для передачи образности и экспрессивности фразеологизмы могут быть использованы не в разговорном стиле

  5. Данная статья содержит рекомендации по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание 15.1) по тексту варианта 2 из сборника И.П.Цыбулько «ОГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты (36). Новая демоверсия 2015», образец самого сочинения и шаблон для самостоятельного написания работы.
    Задание 15.1
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Дитмара Эльяшевича Розенталя: «Употребление экспрессивной лексики создаёт возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому».
    Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Д.Э.Розенталя. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    ШАГ 1. Пишем ВСТУПЛЕНИЕ. Раскрываем смысл высказывания своими словами.

    Д.Э.Розенталь в своём высказывании говорит о том, что эмоционально-экспрессивные слова помогают говорящему выразить своё субъективное отношение к предмету речи. Докажем это на примерах из прочитанного текста. (27 слов)


    ШАГ 2. Формулируем АРГУМЕНТЫ. Нужно не только найти предложения с экспрессивно окрашенными словами, но и указать их функцию. Предложение переписывать не обязательно, достаточно указать его номер.

    Аргумент 1
    В предложении 15 герой текста Лохматый, говоря о своём однокласснике, употребляет экспрессивно окрашенное слово «рожа», которое содержит резкую оценку и свидетельствует о негативном отношении Лохматого к Димке. (26 слов)

    Аргумент 2
    В предложении 40 тоже есть экспрессивно окрашенное слово — «дурочка». Его произносит героиня текста — Шмакова — в адрес Ленки Бессольцевой, которая отказалась участвовать в бойкоте против Димки Сомова. Этим словом девочка демонстрирует своё отношение к самой Ленке и к её поступку. (38 слов)
    ШАГ 3. Формулируем ВЫВОД.

    Таким образом, невозможно не согласиться с высказыванием Д.Э.Розенталя. (8 слов)
    Помните, что в сочинении должно быть 4 абзаца:

  6. Задание 15.1
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Большого справочника русской грамматики»: «Междометия — это эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию» … 
    Согласно одной из теорий происхождения речи, первыми человеческими словами были междометия. Не случайно многие из них звучат одинаково на разных языках.
    Междометия – слова особые. Они выражают самые разнообразные эмоции человека: восторг и изумление, боль и отчаяние. Мы почти неосознанно произносим эти слова-сигналы, реагируя на ту или иную жизненную ситуацию. Думаю, именно таков смысл высказывания, взятого из Большого справочника русской грамматики.
    Особую роль междометий можно проиллюстрировать на примере текста Юрия Карловича Олеши. Лицеист Пушкин читает друзьям посвящённое им стихотворение. Вильгельму Кюхельбекеру адресуются довольно обидные строки, намекающие на недостатки его поэзии. Едва прочитав стихотворение, Пушкин спохватывается: понимает, что мог обидеть друга, готов сделать всё ради прощения. «О, как же я себя презираю!» — восклицает он. Эмоции поэта в данном случае выражены при помощи междометия «о».
    Но Виленька не обижается. Он восхищён талантом друга и желает лишь одного – вновь услышать прекрасное стихотворение. Да и можно ли обижаться на того, кого считаешь «добрым другом»? «Ах, Пушкин!..» — повторяет Кюхельбекер. Междометие «ах» в этом предложении выражает восхищение Виленьки и в то же время лёгкую досаду: как мог  Пушкин подумать, что его друг способен на обиду?
    Итак, междометия действительно являются «эмоциональными сигналами, выражающими реакцию говорящего на ситуацию». Мы убедились в этом, анализируя языковые особенности текста Ю.К. Олеши.
    Задание 15.2
    Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл заключительных предложений текста: «-Ах, Пушкин, Пушкин! — повторял он. — Ведь я знаю, что ты добрый друг!» …
    Назвать настоящим другом можно лишь того, кто тобой дорожит. Этот человек никогда не станет обижаться по пустякам или доказывать, что он в чём-то лучше: красивее, умнее, сильнее…
    Именно о таких друзьях рассказывает Юрий Карлович Олеша. Лицеист Пушкин читает стихотворение, в котором есть насмешливые строки, адресованные его товарищу Кюхельбекеру. Однако в сердце Виленьки нет места для мелочной обиды: он восхищён талантом юного поэта. Вильгельм смог почувствовать и то, что шутка в стихотворении дружеская, то есть совсем не злая.
    «Ведь я знаю, что ты добрый друг», — повторяет Кюхельбекер, обращаясь к Пушкину.  Автор стихотворения вполне заслуживает таких слов. Поэт от души посмеялся над недостатками Виленьки, но он уважает его, дорожит дружбой с ним, готов на всё ради прощения (предложение 39). Но Вильгельм и не винит друга ни в чём. Он знает, что Пушкин требователен не только к другим, но и к себе, потому что осознаёт, насколько высок долг истинного поэта (предложения 51 – 52).
    Итак, настоящий друг всегда скажет в глаза самую неприятную правду, но при этом не перестанет тобой дорожить. Думаю, именно это имеет в виду Виленька, когда называет Пушкина «добрым другом».
    Задание 15.3
    Как вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба?», взяв в качестве тезиса данное вами определение…
    Что такое дружба?
    Дружба – это отношения между людьми, основанные на взаимоуважении. Настоящий друг ценит тебя, дорожит тобой. Ему незнакомо чувство зависти, он испытывает лишь радость, если оказывается, что ты в чём-то его превосходишь.
    Именно о таких друзьях повествует Юрий Олеша. Лицеисты слушают стихотворение, написанное юным Пушкиным. Несколько строк поэт посвятил Вильгельму Кюхельбекеру. В них звучит насмешка над стихами Виленьки: они настолько скучны, что навевают сон. Едва закончив чтение, Пушкин бросается к другу. Он уважает Кюхельбекера и готов на всё, чтобы тот простил шутку. Однако в сердце Виленьки нет места для обиды. Он искренне восхищён талантом друга и просит его только об одном – ещё раз прочитать «дивное стихотворение». «Ведь я знаю, что ты добрый друг», — говорит Кюхельбекер Пушкину. Думаю, те же слова могли бы относиться и к самому Виленьке. Чувствуется, насколько сильно Пушкин и Кюхельбекер уважают друг друга. Такие отношения и называют настоящей дружбой.
    У человека может быть огромное количество приятелей и знакомых. Но настоящих друзей у нас обычно немного. С чем это связано? Думаю, причина именно в отсутствии взаимоуважения. У моего старшего брата был приятель, которого он долгое время считал другом. Как ни странно, их отношения не прошли испытания не трудностями, а успехом. Брату удалось неплохо продвинуться по карьерной лестнице. Вместо радости от «друга» он дождался лишь злых насмешек и упрёков. Разумеется, ни о каких дружеских отношениях в дальнейшем не было и речи.
    Таким образом, настоящая дружба – это, прежде всего, взаимоуважение. Думаю, она даётся лишь избранным, а потому является великим даром судьбы.

  7. В своей коммуникативной функции язык
    служит не только для выражения мыслей людей, но и
    для выражения их чувств, переживаний, воли, то
    есть слова нашего языка могут не только называть
    какие-либо явления действительности, но и
    выражать субъективное (положительное или
    отрицательное) отношение говорящего к данным
    явлениям. Слова, имеющие выраженную языковыми
    средствами эмоциональную окрашенность (типа бабуся,
    миленький, духотища
    ), бранные слова (мерзавец,
    негодяй
    ) и междометия (Браво! Чёрт побери!)
    обладают яркой эмоциональной окраской.
    Словарь-справочник лингвистических терминов Д.
    И. Розенталя и
    М. А. Теленковой классифицирует их как
    эмоциональную лексику.
    Некоторые лингвисты (например,
    Е.М.Галкина-Федорук) относят к эмоциональной
    лексике слова, служащие обозначением
    испытываемых чувств, настроений, переживаний или
    средством выражения эмоциональной оценки (брезгливость,
    печаль, подлый, славный
    ).
    С категорией эмоциональной оценки и в
    целом с выражением эмоций у человека тесно
    связана и экспрессивность языковой единицы. Под
    экспрессивностью принято понимать
    “совокупность семантико-стилистических
    признаков единицы языка, которые обеспечивают её
    способность выступать в коммуникативном акте
    как средство субъективного выражения отношения
    говорящего к содержанию или адресату речи”
    (Виноградов В.В. Итоги обсуждения вопросов
    стилистики. Р.я.,1955-№1). Генетически многие
    экспрессивные средства языка (к примеру, тропы
    или фигуры речи) восходят к особенностям
    оформления высказывания
    эмоционально-окрашенной речи. В работах ряда
    языковедов категории экспрессивности и
    эмоциональности отождествляются.
    Эмоциональность и экспрессивность
    свойственна единицам всех уровней языка.
    Изменения длительности звуков, акцентные и
    интонационные средства – фонетическому уровню;
    широкий диапазон ласкательных и уничижительных
    аффиксов – словообразованию; лексические
    средства охватывают пласт слов, имеющих
    оценочный компонент; изменения обычного порядка
    слов (инверсия), использования повторов,
    эллиптических конструкций позволяет выразить
    экспрессивность на синтаксическом уровне. Как
    видим, любая единица языка обладает способностью
    выражения эмоций говорящего, его отношения к
    предмету разговора.
    Знакомить учащихся с
    эмоционально-экспрессивными средствами языка
    можно уже в 5 классе. Как отмечают исследователи
    детской речи, школьники очень редко используют
    оценочную лексику в своих собственных
    высказываниях, в своей речи, не умеют, как
    правило, выразить своё собственное отношение к
    описываемому, свою оценку предмета, лица или
    действия, о которых они говорят. А ведь
    эмоционально-экспрессивная лексика позволяет
    ярче, образованнее выразить наши чувства,
    настроения, наше отношение к тому, о чём мы
    говорим или пишем. При изучении темы
    “Словообразование” пятиклассники знакомятся с
    понятием “значение суффикса, приставки”, учатся
    толковать эти значения.
    Стоит обратить внимание учеников на
    разницу в семантике суффиксов -ик- – -ок-, -еньк- –
    -онк-. Эти суффиксы в русском языке придают
    добавочные оттенки лексическим значениям слов
    (уменьшительно-ласкательное у –ик-, -еньк-,
    уничижительно-презрительное у –ок-, -ушк- (под
    ударением) или –онк-). Развивая речь детей, можно
    предложить учащимся такие задания:

    1.Составьте предложения со словами мостик
    и мосток, реченька и речонка; выделите
    суффикс в этих словах, попытайтесь объяснить
    разницу в значениях слов.

    2. Выделите суффиксы в словах;
    проследите, как меняется лексическое значение
    слова в зависимости от добавочных оттенков
    значений суффиксов
    . Река-речка-речушка-реченька-речонка.
    Задания такого типа позволят
    выработать умения определять характер
    оценочного значения, выражаемого словом,
    использовать эмоционально-экспрессивные
    средства языка в своей речи. Если слова,
    содержащие оценку, характеристику в самом
    лексическом значении (хвастун, молодец),
    могут правильно использовать большинство
    учащихся, то слова с переносным значением
    правильно употребляют немногие. Пятиклассники
    уже знакомы с понятием прямое и переносное
    значение слова. Следует сообщить им, что слова
    могут не только называть предметы, признаки
    действия, но и выражать наши чувства, наши
    переживания, нашу оценку лиц, их действия и
    характера. Для закрепления этих сведений уместно
    выполнить такие задания:
    1. Помните, что слова с переносным
    значением помогают нам образно передавать в речи
    наши чувства, нашу оценку того, о чём мы говорим. В
    данных ниже предложениях найдите слова,
    употреблённые в переносном значении; определите,
    какое отношение к лицу, действию они выражают:

    А) У лукоморья дуб зелёный, златая
    цепь на дубе том…(А. С. Пушкин) – У моей бабушки
    золотые руки.


    Б) Ворона каркнула во всё воронье
    горло…(И. А. Крылов) – Эх, ты, ворона! Такой мяч
    пропустил!
    В) Серёжа плавал на уроке математики. –
    Стебли цветов купались в воде, у самого же края
    плавал большой лепесток тюльпана.(Г. Х. Андерсен)


    2. Составьте предложения с данными
    словами, употребляя их в переносном значении.
    Какую оценку людей они помогают нам выразить?

    Попугай, лиса, пустой, железный,
    золотой.

    Целесообразно обратить внимание на
    стилистическую дифференциацию русской лексики.
    Ученики уже знают, что русский язык существует в
    устной и письменной форме, знакомы с разговорным
    стилем языка, умеют распознавать научный и
    художественный стиль. Нужно обратить внимание на
    то, что в лексике разговорной речи и книжной
    много общего. Но есть и слова, которые
    используются либо только в разговорной речи,
    либо только в книжной.
    Эмоционально-экспрессивные слова встречаются в
    разговорной речи, в научных книгах такая лексика
    не используется.
    Для закрепления этих знаний можно
    выполнить такие упражнения:
    1. Выпишите синонимы. Какие из них
    часто употребляются в разговоре, а какие- в
    книжной речи?

    А) –Мисс… э-э-э…обратился он к
    англичанке.- Мисс Тфайс!… Туда уходите! Слышишь?
    Мисс Тфайс облила Грябова презрением и издала
    носовой звук.
    -Что-с? Не понимаете? Ступай, тебе говорят, отсюда!
    Туда ступай! Туда!
    (А. П. Чехов)


    Б) Антон внимательно смотрел своими
    круглыми, немного удивлёнными глазами на
    происходящее.
    Стоит, как чучело, и бельмы на воду таращит.
    (А. П. Чехов)
    В) Мы с приятелем сидели на берегу и
    вели бессодержательный разговор.
    Ира и Юля не слушали объяснения учителя, а были
    заняты пустой болтовнёй.

    2. К данным словам подберите синонимы,
    которыми вы пользуетесь в разговорной речи.

    Запачкаться, сердиться, важничать,
    лгать.


    3. С данными экспрессивными словами
    составьте предложения. Скажите, какое чувство,
    какую оценку они выражают.

    Злюка, тихоня, лодырь, щедрый.


    4. Подчеркните слова, чаще
    употребляющиеся в книжной речи.

    Негодовать, сердиться; ликовать,
    радоваться; прискорбный, печальный.

    (При затруднении обращайтесь к
    словарям)
    Задания такого типа помогут учащимся
    овладеть умением находить в тексте
    прилагательные, существительные и глаголы,
    имеющие эмоционально-экспрессивный характер
    значения, правильно определять книжный характер
    слов. Постоянная работа со словарём учит детей
    “прислушиваться” к слову, воспитывает “чувство
    языка”. Употребление
    эмоционально-экспрессивной лексики в
    собственных высказываниях, суждениях – для детей
    задача сложная. Но если систематически проводить
    работу над эмоционально-экспрессивными словами,
    над их стилистическим использованием, сочетать
    её с изучением словообразования, морфологии, у
    детей вырабатывается умение не только
    отыскивать эмоционально-экспрессивные единицы
    языка в чужой речи, но и правильно применять их в
    своей. А это сделает общение более легким,
    доступным, доставляющим удовольствие и
    говорящему, и слушающему.
    Эмоционально-экспрессивные средства
    языка можно и нужно изучать на уроках русского
    языка в школе, потому что их правильное
    использование делает речь более яркой,
    красочной, выразительной.

  8. 15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Дитмара Эльяшевича Розенталя: «Употребление экспрессивной лексики создает возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказыванию».
    Экспрессивная лексика, то есть слова, в которых выражаются сильные чувства, эмоции, часто встречаются в нашей речи. Нередко её используют и писатели, чтобы передать волнение своего персонажа.
    В отрывке из романа Вениамина Каверина «Два капитана» очень экспрессивно высказывается главный герой, Саня. Например, в предложении 76 он говорит: «Я страшный, безнадежный дурак!» Слово «дурак» грубое и экспрессивное, оно выражает его отчаяние от того, как много глупостей он сделал в последнее время, не понимая свою любимую девушку.
    В предложениях 86 и 87 использованы экспрессивный повтор и эпитет «абсолютная (правда)», и эти слова тоже передают ощущения Сани. Молодой человек внезапно осознал, что он действительно не может жить без Кати.
    15.2. Объясните, как вы понимаете смысл предложений текста: «…И не может без тебя жить. Вот как! А она без него не может».
    Я понимаю этот фрагмент таким образом. Главные герои романа Вениамина Каверина Катя и Саня любят друг друга уже давно. Но они не могут объясниться, потому что очень гордые и самолюбивые, особенно Катя. Она часто обижается на молодого человека и не понимает его, а он не понимает ее чувств и думает, что она влюблена в другого юношу. Это можно заключить из предложений 66-67.
    Саня не понимал Катю и только, услышав слова Нина Капитоновны, понял, до какой степени он ошибался. В предложениях 40 и 41 говорится о том, как сестра Сани написала Катя, что он не может без неё жить и не понимает их ссоры. Это была неправда: Саня не писал сестре таких слов. Но, когда он услышал об этом, он понял, что, действительно, именно это и хотел бы написать. Просто, мне кажется, герои ещё очень молоды, им трудно достичь взаимопонимания.
    15.3. Как вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ?
    Любовь – это такое чувство, которое заставляет людей хотеть всё время быть вместе, заботиться друг о друге и помогать.
    Например, в отрывке из романа Вениамина Каверина «Два капитана» говорится о ссоре влюблённых Сани и Кати. Оба они не понимали друг друга, из-за своей излишней гордости расстались, но теперь оба они понимают, что не могут жить в разлуке. Об этом говорится в предложениях 70 – 71, а также в предложениях 86-87.
    Я думаю, что иногда ссора влюбленных людей может очень сильно навредить им, иногда они даже на много лет расстаются, как, например, герои пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо». Там говорится о том, как Эмиль и Эмилия любили друг друга, но расстались из-за глупой ссоры: ей показалось, что Эмиль ухаживает за другой девушкой, и она, чтобы разозлить его, специально стала оказывать знаки внимания другому молодому человеку. Влюбленные расстались надолго и только спустя много лет встретились и смогли объясниться и снова быть вместе.

  9. Опубликовано 28.09.2017 по предмету Русский язык от Гость
    >> < <
    Написать сочинение-рассуждение “употребление экспрессивной лексики создает возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому”
    ПО ТЕКСТУ
    А Димка тем временем сообразил, что все про него забыли, проскользнул
    по стенке за спинами ребят к двери, взялся за ее ручку, осторожно
    нажал, чтобы открыть без скрипа и сбежать… Ах, как ему хотелось
    исчезнуть именно сейчас, пока Ленка не уехала, а потом, когда она уедет,
    когда он не будет видеть ее осуждающих глаз, он что-нибудь придумает,
    обязательно придумает… В последний момент он оглянулся, столкнулся
    взглядом с Ленкой и замер.
    Он стоял один у стены, опустив глаза.
    – Посмотри на него! – сказала Железная Кнопка Ленке. Голос у нее задрожал от негодования. – Даже глаз не может поднять!
    – Да, незавидная картинка, – сказал Васильев. – Облез малость.
    Ленка медленно приближалась к Димке.
    Железная Кнопка шла рядом с Ленкой, говорила ей:
    – Я понимаю, тебе трудно… Ты ему верила… зато теперь увидела его истинное лицо!
    Ленка подошла к Димке вплотную – стоило ей протянуть руку, и она дотронулась бы до его плеча.
    – Садани его по роже! – крикнул Лохматый.
    Димка резко повернулся к Ленке спиной.
    – Я говорила, говорила! – Железная Кнопка была в восторге. Голос
    ее звучал победно. – Час расплаты никого не минует!.. Справедливость
    восторжествовала! Да здравствует справедливость! – Она вскочила на
    парту: – Ре-бя-та! Сомову – самый жестокий бойкот! И все закричали:
    – Бойкот! Сомову – бойкот!
    Железная Кнопка подняла руку:
    – Кто за бойкот?
    И все ребята подняли за нею руки – целый лес рук витал над их
    головами. А многие так жаждали справедливости, что подняли сразу по две
    руки.
    «Вот и все, – подумала Ленка, – вот Димка и дождался своего конца».
    А ребята тянули руки, тянули, и окружили Димку, и оторвали его от
    стены, и вот-вот он должен был исчезнуть для Ленки в кольце
    непроходимого леса рук, собственного ужаса и ее торжества и победы.
    Все были за бойкот!
    Только одна Ленка не подняла руки.
    – А ты? – удивилась Железная Кнопка.
    – А я – нет, – просто сказала Ленка и виновато, как прежде, улыбнулась.
    – Ты его простила? – спросил потрясенный Васильев.
    – Вот дурочка, – сказала Шмакова. – Он же тебя предал!
    Ленка стояла у доски, прижавшись стриженым затылком к ее черной
    холодной поверхности. Ветер прошлого хлестал ее по лицу: «Чу-че-ло-о-о,
    пре-да-тель!.. Сжечь на костре-е-е-е!»
    – Но почему, почему ты против?! – Железной Кнопке хотелось
    понять, что мешало этой Бессольцевой объявить Димке бойкот. – Именно ты –
    против. Тебя никогда нельзя понять… Объясни!
    – Я была на костре, – ответила Ленка. – И по улице меня гоняли. А
    я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть
    убейте!
    В.К.Железников

  10. Вступление: Д.Е.Розенталь утверждает , что “Употребление экспрессивной лексики создает возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому” .
    Тезис: Попробуем доказать справедливость этого высказывания на примере текста  Железникова,, предложенного нам . В нем рассказывается о том, как одноклассники судят своего товарища-предателя. Класс возмущен. Поэтому мы видим , что эмоциональная и экспрессивная лексика используется говорящими.
      Аргумент: Например , когда ребята говорят с Сомовым , Лохматый не выбирает выражения , он советует Лене  : “Садани его по роже!”. Однозначно можно сказать , что Сомов не нравится говорящему , поэтому он вместо нейтрального слова “лицо” использует эмоциональное “рожа”, и это очень кратко,лаконично  дает ему возможность выразить отношение к Сомову
    .Аргумент: Эмоции присущи всем участникам диалога. Например, Шмакова говорит Ленке: “Вот дурочка!”, – не понимая, почему Ленка не хочет мстить Сомову. И здесь мы видим, как экспрессивная лексика помогает говорящему.
     Вывод: Таким образом, можно согласиться с лингвистом Розенталем , что “экспрессивная лексика очень кратко помогает говорящему выразить свое отношение к собеседнику”.
    Выделенные слова не пиши .Я дала для понимания композиции сочинения – рассуждения .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *