Сочинение на тему успенский собор московского кремля

8 вариантов

  1. Успенский собор Московского Кремля

    Дата
    создания: 1474 г. – 1479 г.
    Автор:
    Аристотель Фиораванти
    Местонахождение:
    Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский
    Кремль”
    Материал,
    техника: кирпич, белый камень
    Археологические
    находки рассказывают, что уже в конце XII века на месте теперешнего собора
    стояла на самой высокой точке кремлевского холма деревянная церковь. В конце
    XIII века первый самостоятельный московский князь Даниил Александрович, сын Александра
    Невского, заложил на этом месте каменный храм – первое каменное строение
    Москвы. Все это позволяет высказать предположение, что Успенский собор со дня
    своего основания стал патрональным храмом города.
    В
    1326 году, когда глава русской церкви митрополит Петр навсегда перебрался в
    Москву, князь Иван Калита начал сооружение нового храма по образу и подобию
    Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. На иконе конца XV века “Митрополит
    Петр с житием”, хранящейся сейчас в Успенском соборе, в одном из клейм
    изображен момент закладки этого небольшого четырех-столпного, трехапсидного
    храма. По представлению великого князя собор должен был стать и в конце концов
    стал главным храмом Русского государства. Но через полтораста лет, к 1472 году,
    строение обветшало, и назрела необходимость в сооружении нового, большего по
    размерам собора, который своим обликом мог бы соответствовать возросшему
    могуществу Москвы.
    Возведение
    нового храма поручили мастерам Кривцову и Мышкину. А за образец велено было
    взять прославленный древний Успенский собор во Владимире, но превзойти его
    длиной и шириной. Когда новый храм возвели уже почти до сводов, он неожиданно
    рухнул вечером 20 мая 1474 года. Причин для катастрофы, скорее всего, было
    несколько – и землетрясение, случившееся в тот момент в Москве, и жидко
    разведенная известь, и кладка стен без перевязи.
    Почти
    год лежали посреди Кремля развалины, пока не прибыл в Москву приглашенный
    Иваном III из Италии один из талантливейших архитекторов своего времени
    Аристотель Фиораванти. После того как рухнувший храм разобрали, архитектор уже
    в июне 1475 года смог заложить фундамент под новое здание. 15 августа 1479 года
    новый собор торжественно освятили.
    Здание
    храма для православного христианства было не просто помещением для исполнения
    обрядов и молений Богу, а как бы обиталищем самого Бога. Храм словно воплощал
    идею земного неба, в котором пребывал Бог. А так как обряды, проводимые в церкви,
    были воплощением высших религиозных ценностей, то и архитектура храма и его
    внутреннее убранство обязаны были соответствовать особой торжественной
    обстановке. Начав строить собор как главное здание столицы “палатным
    способом”, зодчий все же вынужден был по требованию заказчика соблюсти
    строгий канон сооружения православного храма. Канон этот был окончательно
    сформулирован в Византии еще в конце IX века и оттуда перенесен в Россию. Он
    требовал обязательного пятиглавия и завершения восточной стены полукружиями
    апсид. Фиораванти выполнил эти условия, сделав небольшое отступление – он
    прикрыл апсиды с севера и юга, продолжив для этого стены. Величественный
    Успенский собор вознесся над Соборной площадью и замкнул ее с северной стороны,
    “як един камень”. Со стороны своего южного входа храм смотрелся как
    огромный монолит.
    В
    интерьере зодчий отказался от традиционных хор, квадратные колонны заменил
    круглыми, расставив их на равном расстоянии, то есть всячески старался
    раздвинуть внутреннее пространство, придав ему насколько возможно светский
    характер. Едва переступив порог огромного гулкого помещения храма, посетитель
    сразу же оказывался вовлеченным в сложный мир цветовых пятен и световых бликов.
    Его взгляд скользил снизу вверх, потом снова вниз, вправо, влево. Сегодня
    только пылкое воображение может помочь представить, как выглядел интерьер
    собора в прошлом. Летописец отмечал, что люди, впервые приходя в расписанный
    храм и “видя превеликую церковь и многочудную роспись, воистину мнили
    себя, как на небесах стоящими”.

    Список литературы

    Для
    подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

  2. Иноземец стоял у Детинца,
    Подняв свою гордую голову,
    И глядел восхищенно
    На дивный успенский собор.
    В. Полторацкий
    На рубеже XV-XVI веков на территории Московского Кремля был сооружен целый ряд каменных построек, ставших
    символом могущества единого Российского государства. И Успенский собор один из них.
    После о?ередного пожара, в 1470 году, было решено возвести новый Успенский собор на месте старого, сильно
    пострадавшего, выстроенного еще при Иване Калите. Однако, псковских мастеров Кривцова и Мышкина, взявшихся за
    сооружение собора в 1472, два года спустя постигла страшная неуда?а. Однажды ве?ером недостроенное здание с
    треском обрушилось. Тогда работу пору?или итальянскому архитектору Аристотелю Фиораванти. Образцом для нового
    храма ему был указан Успения Божьей Матери во Владимире. Полу?ив по?етный заказ, итальянский мастер поехал
    изу?ать искусство зод?их Владимира. Ему о?ень понравилась сноровка русских строителей. Однако требовались
    техни?еские поправки, ?тобы наяву воплотить класси?ескую триаду польза, про?ность, красота. Для постройки
    храма использовался тяжелый камень и кирпи?. Для изготовления кирпи?а Аристотелем был построен кирпи?ный завод
    в Калитникове.
    За ?етыре года был построен великолепный собор, похожий на Владимирский, но еще более торжественный и
    вели?авый. Он отли?ался от старинных каменных храмов; имел прямоугольное, а не квадратное основание, пять
    куполов и внушительные размеры.
    Линии Успенского собора ?удесно вписывались в северное небо Москвы. Успенский собор играл первостепенную роль
    в архитектурном ансамбле Соборной площади всего Кремля. Он был хорошо виден с Москвы-реки.
    В те?ении многих столетий в Кремле совершались важнейшие для церкви и государства церемонии.
    В Успенском соборе, в торжественное обстановке, вен?ались на царство цари. Русские воины, уходя в бой,
    клялись в Успенском соборе свято защищать свою Родину.
    Внутренняя архитектура собора поражает своей красотою.
    Внимание входящего привлекают ?етыре столба, уходящие из полумрака вверх, в серебряный свет центрального
    купола. Все покрыто стенописью, впервые выполненной русскими художниками в 1481 году, а затем дополнявшейся и
    пополнявшейся. В старину она была более яркая и нарядная, ?ем теперь.
    Таков этот древний памятник неуклонного роста русской державы, воспетой в пласти?еских образах
    каменщиками-пскови?ами, новгородскими кровельщиками, московскими живописцами и, коне?но сочинение с же,
    архитектором-болонцем.

  3. Успенский собор, в отреставрированном здании которого в 1986 году был открыт Дом органной и камерной музыки, является одним из самых красивых мест в городе Харькове.
    Прародительницей Успенского собора была первая в Харькове деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1657 году и размещавшаяся в крепости немного южнее современного здания.
    В 1685-1687 годах на смену ей построили первый в Харькове каменный собор, который находился на месте нынешнего. Скромный “народный” вид старого храма не отвечал духу екатерининской эпохи в XVIII веке, поэтому началось строительство нового собора, продолжавшееся двенадцать лет и завершенное в 1783 году. По площади новый собор значительно превосходил старый. В нем было четыре престола: главный — Успенский, южный — во имя Казанской Божьей Матери, северный — во имя Святой великомученицы Екатерины и еще один — в честь Петра и Павла. Кроме иконостаса, гордостью собора являлись две иконы — Елецкой Божьей Матери и образ святителя Христова Николая.
    Во внешнем облике собора архитектора А. Евлашова отразились черты переходного времени от господствовавшего ранее стиля барокко к классицизму. Фасады выглядят сдержанно, но их немногие лепные украшения еще напоминают о причудливом декоре уходящего стиля. Большой пышностью отличались не дошедшие до нашего времени интерьеры. Великолепен был резной золоченый иконостас, изготовленный, по утверждению литературных источников, по эскизу зодчего барокко Растрелли.
    Решение о строительстве новой колокольни было принято в 1819 году. В колокольне предложили устроить теплый храм во имя св. Благоверного великого князя Александра Невского, в память Александра I и победы в Отечественной войне 1812 года. Проект колокольни разработал архитектор Харьковского университета Е. А. Васильев. В 1841 году на колокольне установили позолоченный крест весом 400 кг и высотой 6 метров, затем 12 колоколов. В 1862 году вверху поставили часы с боем, заказанные в Париже у фирмы “Борель”. Грандиозная колокольня стала доминантой исторического центра и до сих пор является самым высоким зданием города. Она радует глаз стройностью пропорцией, чистотой форм. Так в архитектуре комплекса собора и колокольни встретились стили двух эпох прошлого — барокко и классицизма.

  4. Дата создания: 1474 г. – 1479 г.
    Автор: Аристотель Фиораванти
    Местонахождение: Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”
    Материал, техника: кирпич, белый камень
    Археологические находки рассказывают, что уже в конце XII века на месте теперешнего собора стояла на самой высокой точке кремлевского холма деревянная церковь. В конце XIII века первый самостоятельный московский князь Даниил Александрович, сын Александра Невского, заложил на этом месте каменный храм – первое каменное строение Москвы. Все это позволяет высказать предположение, что Успенский собор со дня своего основания стал патрональным храмом города.
    В 1326 году, когда глава русской церкви митрополит Петр навсегда перебрался в Москву, князь Иван Калита начал сооружение нового храма по образу и подобию Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. На иконе конца XV века “Митрополит Петр с житием”, хранящейся сейчас в Успенском соборе, в одном из клейм изображен момент закладки этого небольшого четырех-столпного, трехапсидного храма. По представлению великого князя собор должен был стать и в конце концов стал главным храмом Русского государства. Но через полтораста лет, к 1472 году, строение обветшало, и назрела необходимость в сооружении нового, большего по размерам собора, который своим обликом мог бы соответствовать возросшему могуществу Москвы.
    Возведение нового храма поручили мастерам Кривцову и Мышкину. А за образец велено было взять прославленный древний Успенский собор во Владимире, но превзойти его длиной и шириной. Когда новый храм возвели уже почти до сводов, он неожиданно рухнул вечером 20 мая 1474 года. Причин для катастрофы, скорее всего, было несколько – и землетрясение, случившееся в тот момент в Москве, и жидко разведенная известь, и кладка стен без перевязи.
    Почти год лежали посреди Кремля развалины, пока не прибыл в Москву приглашенный Иваном III из Италии один из талантливейших архитекторов своего времени Аристотель Фиораванти. После того как рухнувший храм разобрали, архитектор уже в июне 1475 года смог заложить фундамент под новое здание. 15 августа 1479 года новый собор торжественно освятили.
    Здание храма для православного христианства было не просто помещением для исполнения обрядов и молений Богу, а как бы обиталищем самого Бога. Храм словно воплощал идею земного неба, в котором пребывал Бог. А так как обряды, проводимые в церкви, были воплощением высших религиозных ценностей, то и архитектура храма и его внутреннее убранство обязаны были соответствовать особой торжественной обстановке. Начав строить собор как главное здание столицы “палатным способом”, зодчий все же вынужден был по требованию заказчика соблюсти строгий канон сооружения православного храма. Канон этот был окончательно сформулирован в Византии еще в конце IX века и оттуда перенесен в Россию. Он требовал обязательного пятиглавия и завершения восточной стены полукружиями апсид. Фиораванти выполнил эти условия, сделав небольшое отступление – он прикрыл апсиды с севера и юга, продолжив для этого стены. Величественный Успенский собор вознесся над Соборной площадью и замкнул ее с северной стороны, “як един камень”. Со стороны своего южного входа храм смотрелся как огромный монолит.
    В интерьере зодчий отказался от традиционных хор, квадратные колонны заменил круглыми, расставив их на равном расстоянии, то есть всячески старался раздвинуть внутреннее пространство, придав ему насколько возможно светский характер. Едва переступив порог огромного гулкого помещения храма, посетитель сразу же оказывался вовлеченным в сложный мир цветовых пятен и световых бликов. Его взгляд скользил снизу вверх, потом снова вниз, вправо, влево. Сегодня только пылкое воображение может помочь представить, как выглядел интерьер собора в прошлом. Летописец отмечал, что люди, впервые приходя в расписанный храм и “видя превеликую церковь и многочудную роспись, воистину мнили себя, как на небесах стоящими”.

  5. Описание Успенского собора Московского Кремля в г. Москва

    Успенский собор Московского Кремля – православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475-1479 под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.
    Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I: 4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятыя Богородицы во исполнение пожелания Киевского митрополита Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву.
    Успенский собор 1326-1327 годов был первым каменным храмом Москвы. Это был четырёхстолпный, трехапсидный, трехпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотесаными элементами архитектурного декора.
    При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Русского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях. Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подперты древами толстыми.»
    Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. Начатое в 1472 году строительство не было закончено, так как доведенный до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), якобы бывшего в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует: «бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».
    Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.
    Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные – круглые – столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем).
    Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1642-1644 годы собор был расписан заново, старые росписи не сохранились.
    Храм многократно страдал от пожаров, многократно поновлялся и реставрировался. После пожара 1547 года Иоанн Васильевич повелел покрыть верх храма вызолоченными медными листами; мощи же митрополита Петра были переложены из серебряной раки в золотую. В 1624 году угрожавшие падением своды собора были разобраны и вновь сложены по измененному рисунку, с дополнительным армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок.
    В 1547 году здесь было впервые совершено «венчание на царство» Ивана IV.
    В 1625 году в соборе была перенесена Риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Феодоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события в русской церкви был установлен праздник «Положение Ризы Господней» (10 июля по юлианскому календарю).
    В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.
    В 1812 году собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. Из гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмировским Августином (Виноградским).
    15 августа 1917 года, в престольный праздник, здесь открылся Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, принявшего в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской Церкви; 21 ноября того же года произошла интронизация Патриарха Тихона (Беллавина).
    Закрыт для доступа и богослужений в марте 1918 года, после переезда сюда правительства РСФСР.
    Последняя перед закрытием храма служба была совершена на Пасху 1918 года – 22 апреля (5 мая); богослужение, которое послужило первоначальной основой картины П. Д. Корина «Русь уходящая», возглавлял викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов).
    Открыт как музей в 1955.
    В феврале 1960 передан в ведение Министерства культуры СССР.
    С 1991 года входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» .
    С 1990 совершаются богослужения в отдельные дни по благословению Патриарха; именуется «Патриаршим кафедральным».
    В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея России.
    Собор был местом погребения большинства московских святителей до учреждения Святейшего Синода.
    Здесь покоятся мощи: митрополитов Киевских Петра, Феогноста, Фотия, Киприана и Ионы; митрополитов Московских Макария и Филиппа; Патриархов Московских Иова и Гермогена .
    С 1395 года в соборе находилась Владимирская икона Божией Матери (с 1930 года в Третьяковской галерее, в храме Николая в Толмачах).

    Паломнические поездки к Успенскому собору Московского Кремля в г. Москва
    Поездка из Санкт-Петербурга в Успенский собор Московского Кремля в г. Москва
    Поездка из Москвы в Успенский собор Московского Кремля в г. Москва
    Поездка из Москвы в Успенский собор Московского Кремля в г. Москва

  6. Дата
    создания: 1474 г. – 1479 г.
    Автор:
    Аристотель Фиораванти
    Местонахождение:
    Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский
    Кремль”
    Материал,
    техника: кирпич, белый камень
    Археологические
    находки рассказывают, что уже в конце XII века на месте теперешнего собора
    стояла на самой высокой точке кремлевского холма деревянная церковь. В конце
    XIII века первый самостоятельный московский князь Даниил Александрович, сын Александра
    Невского, заложил на этом месте каменный храм – первое каменное строение
    Москвы. Все это позволяет высказать предположение, что Успенский собор со дня
    своего основания стал патрональным храмом города.
    В
    1326 году, когда глава русской церкви митрополит Петр навсегда перебрался в
    Москву, князь Иван Калита начал сооружение нового храма по образу и подобию
    Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. На иконе конца XV века “Митрополит
    Петр с житием”, хранящейся сейчас в Успенском соборе, в одном из клейм
    изображен момент закладки этого небольшого четырех-столпного, трехапсидного
    храма. По представлению великого князя собор должен был стать и в конце концов
    стал главным храмом Русского государства. Но через полтораста лет, к 1472 году,
    строение обветшало, и назрела необходимость в сооружении нового, большего по
    размерам собора, который своим обликом мог бы соответствовать возросшему
    могуществу Москвы.
    Возведение
    нового храма поручили мастерам Кривцову и Мышкину. А за образец велено было
    взять прославленный древний Успенский собор во Владимире, но превзойти его
    длиной и шириной. Когда новый храм возвели уже почти до сводов, он неожиданно
    рухнул вечером 20 мая 1474 года. Причин для катастрофы, скорее всего, было
    несколько – и землетрясение, случившееся в тот момент в Москве, и жидко
    разведенная известь, и кладка стен без перевязи.
    Почти
    год лежали посреди Кремля развалины, пока не прибыл в Москву приглашенный
    Иваном III из Италии один из талантливейших архитекторов своего времени
    Аристотель Фиораванти. После того как рухнувший храм разобрали, архитектор уже
    в июне 1475 года смог заложить фундамент под новое здание. 15 августа 1479 года
    новый собор торжественно освятили.
    Здание
    храма для православного христианства было не просто помещением для исполнения
    обрядов и молений Богу, а как бы обиталищем самого Бога. Храм словно воплощал
    идею земного неба, в котором пребывал Бог. А так как обряды, проводимые в церкви,
    были воплощением высших религиозных ценностей, то и архитектура храма и его
    внутреннее убранство обязаны были соответствовать особой торжественной
    обстановке. Начав строить собор как главное здание столицы “палатным
    способом”, зодчий все же вынужден был по требованию заказчика соблюсти
    строгий канон сооружения православного храма. Канон этот был окончательно
    сформулирован в Византии еще в конце IX века и оттуда перенесен в Россию. Он
    требовал обязательного пятиглавия и завершения восточной стены полукружиями
    апсид. Фиораванти выполнил эти условия, сделав небольшое отступление – он
    прикрыл апсиды с севера и юга, продолжив для этого стены. Величественный
    Успенский собор вознесся над Соборной площадью и замкнул ее с северной стороны,
    “як един камень”. Со стороны своего южного входа храм смотрелся как
    огромный монолит.
    В
    интерьере зодчий отказался от традиционных хор, квадратные колонны заменил
    круглыми, расставив их на равном расстоянии, то есть всячески старался
    раздвинуть внутреннее пространство, придав ему насколько возможно светский
    характер. Едва переступив порог огромного гулкого помещения храма, посетитель
    сразу же оказывался вовлеченным в сложный мир цветовых пятен и световых бликов.
    Его взгляд скользил снизу вверх, потом снова вниз, вправо, влево. Сегодня
    только пылкое воображение может помочь представить, как выглядел интерьер
    собора в прошлом. Летописец отмечал, что люди, впервые приходя в расписанный
    храм и “видя превеликую церковь и многочудную роспись, воистину мнили
    себя, как на небесах стоящими”.

  7. Выполнила ученица 10 класса

    Учитель Черткова Ольга Александровна

    Вид со стороны соборной площади

    Успенский собор Московского кремля -памятник архитектуры. Великолепный своей строгостью и красотой храм, созданный руками русский мастеров по проекту и под руководством Аристотеля Фьюрованти (1475-1749).

    Место будущего собора

    Первые деревянные церкви на месте Успенского собора относятся к 12-13 векам, как свидетельствуют археологические раскопки. В 1326-1327 на месте Успенского собора был построен каменный. В 1448 Русская православная церковь стала автокефальной( независимой от патриарха), после чего строительство центрального собора страны становится совершенно необходимым.

    Строительство собора

    Работы на стройке шли быстрыми темпами, и летом 1476 стены уже были выложены «по киоты», то есть до аркатурного пояса. Новшеством при строительстве собора были железные связи, заложенные в кладку для прочности, кирпич на леса уже не носили на плечах, а поднимали с помощью специальной лебедки.

    На четвертое лето собор вчерне был готов. Для облегчения сводов их вывели толщиной в один кирпич. Кроме большой средней главы , собор увенчивали еще четыре меньшие маковки. Барабаны глав для облегчения также были сделаны из кирпича. Выложили мозаичный пол, перед западным входом построили открытую террасу, что тоже было новшеством.

    Южный вход в УСПЕНСКИЙ СОБОР (справа)

    Архитектурные особенности собора

    Летом 1479 стройка была закончена. Внутреннее пространство стало просторным и напоминало зал для общественных собраний, наполненный светом и воздухом. Фасады храма разделяются на равные части сильно выступавшими пилястрами. Через все фасады, кроме восточного, проходит арочный пояс владимиро-суздальского типа. Его пропорции соответствуют пропорциям храма на Нерли. Южный фасад собора , выходящий на Соборную площадь, трактуется мастером как главный. Четыре равновеликие арки закомар возвращают нас к итальянским аркадам Ф.Брунеллески.

    Интерьер

    Вид на главный иконостас. На переднем плане -круглые столбы, впервые примененные в русской архитектуре.

    «В столице далекой Московии умением и талантом болонского мастера был воздвигнут собор, достойный стать украшением любой европейской столицы. В горниле творчества итальянского зодчего архитектурное достояние Рима, Византии, Владимира, Великого Новгорода органически претворилось в одно художественное целое, совершенно самостоятельное и во всех отношениях отвечающее самым высоким требованиям архитектурного искусства».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *