Устарело ли понятие чести? Спорный вопрос, на который нельзя ответить однозначно. С одной стороны, мы давно и слов-то таких не употребляем: «честь имею», «честь и хвала». Разве что в пословицах и фразеологизмах: «береги честь смолоду», «пора и честь знать» и т.д. С другой стороны, разве не важно и в наши дни иметь незапятнанную репутацию и чистую совесть?
Для начала, нужно, пожалуй, разобраться, что означает слово «честь». Итак, по словарю Даля, «Честь – это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Честь как синоним совести и внутреннего достоинства устареть не может: утверждение этого было бы равносильно тому, как если бы вы сказали, что в наши дни не осталось ни одного честного и благородного человека! В то же время, нельзя не заметить, что излишняя честность сейчас не слишком-то приветствуется, все больше побеждают такие качества, как хитрость, лживость, изворотливость. Но это пороки, а вовсе не идеал, к которому следует стремиться! Не об этом ли писали великие классики всего мира? Достаточно вспомнить Некрасова, Толстого, Шекспира!
Другое дело, что мы сами вкладываем в слово «честь». Например, еще в ХIХ веке любой дворянин мог вызвать на дуэль себе подобного только потому, что тот задел его «честь». Причина при этом могла быть любая: от обвинения в краплении карт до банального «не уступил дорогу». Мысль же о том, что убийство соперника вряд ли дело более чистое, чем поруганная честь, никого не заботила. Разумеется, в этом смысле понятие «чести» устарело совершенно. Любая расправа и самосуд, пусть даже поруганная честь стала тому причиной, в наши дни строго карается законом.
И все-таки в понятии «честь» прошлых веков и нынешнего есть существенные различия! Вспомним, ведь еще в ХIХ веке слово «честь», прежде всего, являлось синонимом незапятнанной репутации и доброго имени. Малейший проступок мог оказаться роковым: коль скоро данной особе было отказано от одного дому, точно также поступят и другие. А жизнь вне общества, увы, недопустима. К счастью, в современном мире все обстоит несколько иначе: любой человек имеет право начать новую жизнь (иногда даже после существенных проступков), не терпя при этом попреки и унижение. И это правильно! Ведь пока жив человек, ничего не поздно. А значит, есть надежда на то, что он станет лучше, честнее и благороднее.
(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо — не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием — принципиальность. (4)Вместо человека чести — человек принципов…
(5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?
(7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П Чехова. (8) В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12)А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. (13)«Я Поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными — . такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, — писал он в Академию наук. — И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почётного академика». (14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.
(15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. (16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. (17)Оно не подтверждено никаким документом, справкой. (18)Просто слово. (19)Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. (20)Да мало ли ещё что. (21)Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. (22)Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. (23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство — слово, дано было слово.(По Д. Гранину)
Я разделяю точку зрения автора.
Действительно, ярко индивидуальны и герои А. С. Пушкина Татьяна Ларина и Евгений Онегин, и мои любимые персонажи романа Л. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова и Андрей Болконский. Их ни с кем не спутаешь!
Но я не согласна с точкой зрения Юрия Лотмана в том, что у нас, молодых людей, «закрыты глаза и уши». Неправда! Мы «не глухие» и «не слепые»! Я, например, пытаюсь разобраться в себе, читаю специальную литературу. Моей любимой книгой является труд психолога Николая Козлова «Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день». Думаю, что название произведения говорит за себя…
Таким образом, могу сделать вывод, что каждый человек уникален сам по себе. На память приходят великолепные слова В. А. Жуковского:
При мысли великой, что я человек,
Всегда возвышаюсь душою… Проблема покаяния
В заключительном эпизоде рассказа А.С. Пушкина «Станционный смотритель» ставится проблема покаяния.
Грех и покаяние…Вечные человеческие проблемы, поднятые еще в «Книге книг» – Библии. «…покайтесь, ибо приблизится Царство Небесное»,- говорится там. Но не все люди живут по христианским обычаям: грешат, а о покаянии забывают, поэтому эта нравственная проблема остается актуальной.
А.С. Пушкин, рассказывая о «прекрасной барыне», посетившей могилу старого смотрителя, словно ставит точку в повествовании: дочка бедного старика не забыла его, специально приехала в родные места. Узнав о смерти отца, Дуня пришла на кладбище и долго лежала не могиле человека, которого она так бессердечно погубила. Вот она, минута покаяния…
Думаю, автор, жалея своего героя, все-таки чуть-чуть жалеет и оправдывает его легкомысленную дочку: причина ее предательства – Любовь к прекрасному гусару…Я же считаю, что нет Дуне прощения. Ни любовь, ни война, ни стихийные бедствия не должны быть для нас препятствием в осуществлении главного своего нравственного долга, долга перед родителями.
К сожалению, многие сыновья и дочери забывают об этом. Вспомним героиню рассказа К. Паустовского «Телеграмма» Настю. Что мешало этой умной, красивой, доброй женщине проведать старую, больную мать, хоть как-то скрасить ее одинокую старость. Нет, не скрасила… Наверное, так же как и героиня Пушкина, Настя, придя на кладбище, долго лежала на могиле матери, звала любимую, молила о прощении. Но автор не описывает нам этой сцены, видимо, считая, что дочка старой учительницы его не заслужила.
Устарело ли на сегодня понятие чести – вот вопрос, над которым рассуждает известный российский писатель Даниил Гранин.
Эта нравственная проблема существует в мире с давних пор. Об этом говорят примеры из классических произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, для героев которых не было выше понятия, чем честь дворянина. К сожалению, многие мои современники считают понятие чести несовременным…
Автор текста полагает, что честь, которая даётся “человеку однажды, вместе с именем”, устареть не может, несмотря на то что слово «честь» на сегодняшний день заменено более высоким понятием – принципиальность.
Я разделяю точку зрения Д. Гранина.
Вспоминаю героя пушкинского романа “Капитанская дочка” Петра Гринёва, который, несмотря на молодость, во время пугачёвского бунта показал себя человеком чести и долга. На всю жизнь он запомнил слова отца: “Береги платье снова, а честь смолоду”.
И в наши дни понятие чести не устарело. В памяти народа остается подвиг роты псковских десантников, которые ценой собственной жизни остановили две с половиной тысячи озлобленных членов бандитского формирования. Честь русского солдата и офицера в те часы была для них превыше всего!
Свои размышления о том, устарело ли на сегодня понятие чести, хочу закончить словами французского драматурга Пьера Карнеля:
Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.
Уважаемые старшеклассники!
Для подготовки к ЕГЭ по русскому языку Вы можете воспользоваться ПОЛУГОТОВЫМИ СОЧИНЕНИЯМИ.
1. Полуготовое сочинение к тексту написано по плану:
Вступление
Проблема и комментарии к ней
Авторская позиция
Собственное мнение
Аргумент (читательский опыт)
Аргумент (жизненный опыт)
Заключение
2.Для того чтобы написать сочинение, соедините части сочинения.
3.Аргумент из читательского опыта и аргумент из жизненного опыта можно переставить местами – в соответствии с Вашими умозаключениями.
4.Объём любого аргумента можно сократить. Количество предложенных аргументов 2-3 – на выбор.
5.Если какая-либо часть сочинения не соответствует Вашим умозаключениям, Вы можете заменить её.
6.Чтобы не допустить ошибок, обязательно запоминайте не только точность фамилий великих людей, литературных героев, названий литературных произведений, географических названий, но и их написание.
7.Необходимо учить на память высказывания великих людей, пословицы, реплики литературных героев.
АНАЛИЗ ТЕКСТА Как в разное время люди понимали слово «честь»?
1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия. 2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? 3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность. 4)Вместо человека чести – человек принципов… Устарело ли понятие чести?
5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? 6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь? О каком случае рассказывает автор?
7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П. Чехова. 8)В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. 9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. 10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. 11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. 12)А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. 13)«Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными – такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, – писал он в Академию наук. – И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почётного академика». 14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание. Что считает автор самым простым проявлением честного человека?
15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. 16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. 17)Оно не подтверждено никаким документом, справкой. 18)Просто слово. 19)Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. 20)Да мало ли ещё что. 21)Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. 22)Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. 23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство – слово, дано было слово.
(По Д. Гранину)
Гранин Даниил Александрович (1919…) — русский писатель и общественный деятель.
Произведения:
Роман «Искатели»
Роман «Иду на грозу»
Повесть «Кто-то должен» (об учёных, о моральном выборе)
«Блокадная книга» (в соавторстве с Алесем Адамовичем)
«Зубр» (документальный биографический роман об учёном Н.В.Тимофееве-Ресовском)
Эссе «Страх»
Исторический роман «Вечера с Петром Великим»
и др.
ПОЛУГОТОВОЕ СОЧИНЕНИЕ Вступление
Поступил честно, нечестно… Клянусь честью, честный человек … Честный ли он человек? Честно ли он поступил? Такие выражения и такие вопросы мы нередко можем услышать в процессе общения людей разных поколений, разного возраста, разных профессий. Проблема и комментарии к ней
Уместно ли говорить о чести и совести в наше время? Может ли человек прожить жизнь, не испытав мук совести? Устарело ли такое понятие, как «честь»? Что нужно, чтобы беречь честь смолоду? Честь: это бремя или благо? Эти вопросы, относящиеся к нравственной сфере, всегда были важны в любом обществе и в разные времена. Авторская позиция
Устарело ли такое нравственное понятие, как «честь»? Об этом рассуждает писатель Д.А.Гранин. Он говорит о том, что в ХХI веке смысл понятия «честь» изменился. Автор утверждает, что честь даётся человеку вместе с именем и её нужно беречь. Он вспоминает случай о том, как В.Короленко и А.Чехов поддержали Максима Горького, отказавшись от звания академиков. Самым простым проявлением честного человека, считает Д.А.Гранин, является слово, данное человеком. Собственное мнение
Я согласен с мнением писателя Д.А.Гранина о том, что такое нравственное понятие, как «честь», никогда не может устареть, потому что честь, чувство долга, совесть помогают человеку оставаться человеком. Аргументы из жизни (несколько вариантов – на выбор)
1.
В жизни есть такие тонкие и нежные, сильные и мужественные, несгибаемые понятия – честь, достоинство человеческой личности.
В обществе существует много понятий чести. Например, честь президента страны, предпринимателя, рабочего, адвоката, чиновника — это профессиональная честь. А ещё есть воинская честь, девичья честь, честь школы, честь города, честь страны. Иногда вспоминают рыцарскую честь, дворянскую честь…
Со школьных лет человек начинает узнавать значение таких понятий, как «честный человек», «честь и достоинство», «честь семьи и рода», «честь имею», «защитить честь девушки», «дор?га чести», «честь полка», «праздник чествования», «назвали в честь…», «почитали своих предков».
2.
В годы Великой Отечественной войны родился девиз российских воинов: “Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь!” Этой заповеди и поныне верны наши военнослужащие. Об этом говорят и те, кто воевал в Афганистане, и те, кто выполнял боевые задачи по уничтожению незаконных вооружённых формирований в Дагестане и Чечне. Многие погибли как герои, спасая жизни товарищей, до конца выполняя свой воинский долг.
3.
Фильм «Гардемарины, вперёд!» о воспитанниках Навигацкой школы 18 века. Это Алёша Корсак, Никита Оленев и Саша Белов. Они честны, отважны и готовы отдать свою жизнь за Россию.
В «Песне о гардемаринах» есть строчки, которые стали девизом их жизни:
Но на судьбу не стоит дуться,
Там у других вдали бог весть,
А здесь у нас враги найдутся,
Была бы честь, была бы честь. Литературный аргумент
1.
В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мы узнаём о том, как во время восстания под предводительством Е.И.Пугачёва два офицера царской армии оказываются перед выбором и ведут себя совершенно по-разному: Пётр Гринёв следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, Алексей Швабрин становится предателем – переходит на сторону бунтовщиков. Когда самозванец учиняет суд, сидя на крыльце комендантского дома, Швабрин оказывается уже среди старшин мятежников. И когда другие присягали Пугачёву, Гринёв не стал этого делать.
2.
В центре лермонтовской «Песни про купца Калашникова» вопрос о чести.
Выйдя на кулачный бой с царским опричником Кирибеевичем, купец Степан Калашников выполнил просьбу жены о заступничестве.
Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает:
А родился я от честного отца,
И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены…
Калашников защищает не красоту жены, а честь имени, семьи, рода. Он защитник дома и чести.
3.
В книге В.А.Гиляровского «Москва и москвичи» читатель узнаёт о предпринимателе-булочнике Филиппове, который прославился не только выпечкой далеко за пределами Москвы, но и своей щедростью, честностью, бескорыстием. Другие булочники могли наживать деньги, продавая лежалый товар по благотворительным заказам на подаяние заключённым. Он не только такого не допускал, но и прибыль целиком отдавал на улучшение пищи больным арестантам. Заключение
Честь была в любые времена и должна оставаться самым ценным качеством человека. Пусть каждый человек сможет сказать, как татарский поэт Муса Джалиль, который погиб в 1944 году в гестаповском застенке:
Чиста душа моя и честь,
А человек – не в этом ли он весь?
Назад в раздел
Я полностью согласен с мнением автора текста: благородного человека отличает искренняя любовь к людям, желание помогать им, способность сочувствовать, сопереживать, а для этого необходимо иметь чувство собственного достоинства и чувство долга, честь и гордость.
Истинно благородного человека описал Л. Н. Толстым в романе-эпопее «Война и мир». Писатель наделил одного из главных героев своего произведения, Андрея Болконского, не только внешним благородством, но и внутренним, которое он открыл в себе не сразу. Андрею Болконскому пришлось многое пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага Анатоля Курагина, интригана и предателя, беспомощно лежащего на операционном столе во время Бородинской битвы. Видя этого глубоко страдающего человека, только что потерявшего ногу, Болконский уже не испытывал к нему ненависти. Вот оно, истинное благородство!
Всем нам, молодым, девизом своей жизни надо считать слова поэта Андрея Дементьева: «Совесть, Благородство и Достоинство – вот оно мое святое воинство!» Бессилие человека перед невоспитанностью и хамством
Бессилие человека перед невоспитанностью и хамством – вот проблема, над которой рассуждает автор.
Этот морально – этический вопрос актуален в наши дни. С этим явлением мы встречаемся везде: в транспорте, в магазине, на улице, – и никак не можем его побороть!
И. Иванова считает, что хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство вместе взятые, но при этом оно, опирающееся на беззаконность, имеет возможность унижать и не испытывать сопротивления со стороны унижаемого.
Я разделяю точку зрения автора: хамство – настоящий феномен нашей жизни! Этим, казалось бы, уникальным талантом оскорблять человека, не произнося при этом очевидных грубостей и не переходя определенную черту, за которой может стоять открытый конфликт, сегодня обладает просто удивительное количество людей.
Яркий пример беззащитности человека от хамства нахожу в стихотворении Андрея Дементьева:
У меня от хамства нет защиты.
И на этот раз оно сильней.
Звонкие хрусталики разбиты –
Позывные доброты моей…
Недавно в газете «Пятница» прочитала статью, в которой рассказывалось о неосознанном, невидимом, казалось бы, хамстве, которое может проявляться в виде непродуманности, черствости, глупости. Не зря говорится, что «точность – вежливость королей». Сказать одно – и не выполнить обещание, договориться о встрече – и опоздать или, вообще, забыть об этом – это стало нормой. За такими «безобидными» поступками хамство прячется, камуфлируясь под случайность. Мужество людей, проявленное в экстремальной ситуации
Мужество людей, проявленное в экстремальной ситуации, – вот проблема, над которой рассуждает Вячеслав Дёгтев в рассказе “Крест”.
Нравственный вопрос, поднимаемый автором, относится к категории вечных. Ещё Аристотель писал: «Мужественным называется тот, кто безбоязненно идёт навстречу прекрасной смерти».
Вячеслав Дёгтев, изображая осуждённых священнослужителей, закрытых в трюмы затопляемого корабля, показывает, что вначале они начинают кричать. Но мощный бас одного из монахов призвал их в этот смертельный час сплотиться в молитве. И тогда эти мужественные люди запели. По словам автора «…тюрьма превратилась в храм…». «Сливаясь, голоса звучали так мощно и так слаженно, что аж дрожала, вибрировала палуба. Всю страсть и любовь к жизни, всю веру в Высшую Справедливость вложили монахи в последний свой псалом». В. Дёгтев, на мой взгляд, гордится мужеством и волей этих людей.
Я разделяю позицию автора.
Как эти священнослужители православной церкви напоминают мне великого старообрядца протопопа Аввакума, который за свою веру мужественно принял мученическую прекрасную смерть.
В “Комсомольской правде” недавно прочёл рассказ об участнике афганской войны Сергее Пёрышкине. Захваченный в плен душманами, он отказался принять мусульманскую веру, остался христианином, за что и был казнен.
Таким образом, могу сделать вывод, что человек мужественный верен своему Слову, Делу, Вере даже перед лицом смерти!
Сегодня понятие «честь семьи» мы чаще всего встречаем в восточных культурах, более консервативных и традиционных, чем наша. В Грузии или в Азербайджане, например, все родственники общаются и непосредственно влияют на дела друг друга, ведь семья считается единым организмом, а все ее члены – взаимосвязанными органами. В современной России такое мировоззрение встречается все реже и реже, впрочем, как и слово «честь». Поэтому ответ на вопрос «Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?» зависит от региона, который имеется в виду.
Для примера можно взять литературу 20 века. В повести Фазиля Искандера «Софичка» главная героиня укрывает дезертира, который боится попасться на глаза своей семье, так как ему стыдно позорить свой род трусостью, проявленной на войне. Шамиль обращается только к жене покойного брата, так как она – затворница и живет отдельно от большого семейного гнезда. Как мы видим, он заботится о чести семьи и боится проявить слабость перед ними, страшится подорвать свой авторитет. Эта забота пересиливает желание увидеть детей и жену. Думаю, с того времени в Абхазии мало что изменилось, как и в других странах с традиционным укладом жизни.
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия. 2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? 3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность. 4)Вместо человека чести – человек принципов…
5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? 6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?
7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П. Чехова. 8)В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. 9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. 10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. 11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. 12)А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. 13)«Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными – такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, – писал он в Академию наук. – И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почётного академика». 14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.
15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. 16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. 17)Оно не подтверждено никаким документом, справкой. 18)Просто слово. 19)Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. 20)Да мало ли ещё что. 21)Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. 22)Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. 23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство – слово, дано было слово.
(По Д. Гранину)
Гранин Даниил Александрович (1919…) — русский писатель и общественный деятель.
Произведения:
Роман «Искатели»
Роман «Иду на грозу»
Повесть «Кто-то должен» (об учёных, о моральном выборе)
«Блокадная книга» (в соавторстве с Алесем Адамовичем)
«Зубр» (документальный биографический роман об учёном Н.В.Тимофееве-Ресовском)
Эссе «Страх»
Исторический роман «Вечера с Петром Великим»
и др.
ГОТОВОЕ СОЧИНЕНИЕ
Поступил честно, нечестно… Клянусь честью, честный человек … Честный ли он человек? Честно ли он поступил? Такие выражения и такие вопросы мы нередко можем услышать в процессе общения людей разных поколений, разного возраста, разных профессий.
Уместно ли говорить о чести и совести в наше время? Может ли человек прожить жизнь, не испытав мук совести? Устарело ли такое понятие, как «честь»? Что нужно, чтобы беречь честь смолоду? Эти вопросы, относящиеся к нравственной сфере, всегда были важны в любом обществе и в разные времена.
Устарело ли такое нравственное понятие, как «честь»? Об этом рассуждает писатель Д.А.Гранин. Он говорит о том, что в ХХI веке смысл понятия «честь» изменился. Автор утверждает, что честь даётся человеку вместе с именем и её нужно беречь. Он вспоминает случай о том, как В.Короленко и А.Чехов поддержали Максима Горького, отказавшись от звания академиков. Самым простым проявлением честного человека, считает Д.А.Гранин, является слово, данное человеком.
Я согласен с мнением писателя Д.А.Гранина отом, что такое нравственное понятие, как «честь», никогда не может устареть, потому что честь, чувство долга помогают человеку оставаться человеком.
В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мы узнаём о том, как во время восстания под предводительством Е.И.Пугачёва два офицера царской армии оказываются перед выбором и ведут себя совершенно по-разному: Пётр Гринёв следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, Алексей Швабрин становится предателем – переходит на сторону бунтовщиков. Когда самозванец учиняет суд, сидя на крыльце комендантского дома, Швабрин оказывается уже среди старшин мятежников. И когда другие присягали Пугачёву, Гринёв не стал этого делать.
Фильм «Гардемарины, вперёд!» о воспитанниках Навигацкой школы 18 века. Это Алёша Корсак, Никита Оленев и Саша Белов. Они честны, отважны и готовы отдать свою жизнь за Россию.
В «Песне о гардемаринах» есть строчки, которые стали девизом их жизни:
Но на судьбу не стоит дуться,
Там у других вдали бог весть,
А здесь у нас враги найдутся,
Была бы честь, была бы честь.
Честь была в любые времена и должна оставаться самым ценным качеством человека. Пусть каждый человек сможет сказать, как татарский поэт Муса Джалиль, который погиб в 1944 году в гестаповском застенке:
Чиста душа моя и честь,
А человек – не в этом ли он весь?
Назад в раздел
сочинение ЕГЭ по тексту Д. Гранина о чести
Автор: Administrator
03.05.2016 09:38 Текст
(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность. (4)Вместо человека чести – человек принципов…
(5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?
(7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П. Чехова. (8)В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12)А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. (13)«Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными – такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, – писал он в Академию наук. – И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почётного академика». (14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.
(15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. (16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. (17)Оно не подтверждено никаким документом, справкой. (18)Просто слово. (19)Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. (20)Да мало ли ещё что. (21)Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. (22)Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. (23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство – слово, дано было слово.
(По Д. Гранину) Сочинение
Что такое честь? И может ли устареть понятие чести? Над такими вопросами задумывается Д. Гранин. (абзац не нужен)
Раскрывая проблему чести, автор размышляет над ее ролью в обществе. Д. Гранин рассказывает о благородном поступке А.П. Чехова, когда Антон Павлович, (Пунктуационная ошибка. Не выделен деепричастный оборот) не думая о себе, защищал достоинство о (и) доброе имя Максима Горького, противопоставляя его несознательному поведению «делового человека», у которого вошло в привычку не отвечать за свои слова . (Речевая ошибка. Слишком большое предложение, теряется смысл, что чему противопоставлено. Лучше разбить на 2 предл.) (в сочинении ЕГЭ требуется 2 аргумента из текста. Следует добавить еще один) Тем самым обращая внимание на то, что многие сейчас пренебрегают этим понятием.
Автор считает, что оно устареть не может, так как является чувством собственного достоинства, которое дается человеку единожды, при рождении. Но все больше людей в наше время стали пренебрегать этим принципом.
Я полностью согласна сточкой (орфографическая ошибка. С точкой) зрения автора. Честь – одно из немногих (чего? Речевая ошибка. Можно заменить Честь – одно из главных человеческих достоинств, которое формируется с детства …) , что было у нас с самого детства, и что останется с нами до конца дней.
«Береги честь смолоду» – (пунктуационная ошибка) такое наставление Петру Гриневу дал его отец в произведении Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». И герой повести всегда старался следовать этому совету. (Можно немного раскрыть, как Петр Гринев сохраняет свои честь и достоинство в трудных жизненных ситуациях)
А вот чиновники из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» не имеют ни чести , ни чувства собственного достоинства. Ведь они , приняв Хлестокого (Фактическая ошибка. Хлестакова) за настоящего ревизора, всячески пытаются угодить ему, не обращая внимания на его глупость.
Таким образом, понятие чести никогда не устареет, (знак не нужен) и не будет искажено. Ведь честь- это тот внутренний стержень, тот голос души, который направляет нас на верный путь.
Что такое честь? Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался над этим вопросом, определяя свой ответ в соответствии со своим собственным мировоззрением.
В современном обществе не принято в разговорах упоминать слово «честь». Оно встречается, пожалуй, лишь в старых пословицах.
Слово «честь» по своему значению очень близко к выражению «нравственное человеческое достоинство». К сожалению, в современном обществе можно встретить малое количество людей, которых можно назвать доблестным, отважным. Честь была в моде в средние века и в эпоху нового времени, среди военных, рыцарей, поэтов и так далее.
О чести немало произведений написал великий французский писатель-романист Александр Дюма. В его многочисленных романах, повествующих о жизни знаменитых мушкетеров, вся их жизнь показана построенной на концепции чести. Они сильны, отважны, преданны общему идеалу. Честь для Атоса, Портоса, Арамиса и Д’Артаньяна настолько дорога, что они нередко предпочитают разрешить какой-нибудь не устраивающий их конфликтный момент при помощи дуэли.
Дуэли всегда были верным решением для человека, которому дорого понятие чести. Нередко поединок заканчивался смертельным исходом, как произошло с великими русскими поэтами Александром Пушкиным и Михаилом Лермонтовым.
На сегодняшний день можно сказать, что понятие чести начинает устаревать. Мало кто защитит на улице женщину или ребенка: прохожие просто постараются пройти мимо, ведь у них имеется свое колоссальное количество проблем, зачем им ввязываться в чужие. Не каждый молодой человек уступит свое место пенсионеру в общественном транспорте, мотивируя, что, дескать, за проезд и место-то он заплатил и имеет полное право занимать его.
Для современного общества честь является неким абстрактным предметом суждения. Честные люди, конечно же, не перевелись, но их, к сожалению, очень мало.
Французский публицист и драматург Пьер Корнель писал о чести:
Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь!
Слишком многих современных людей честь не привлекает – они предпочитают совершать аморальные поступки и преступать через черту закона, не беспокоясь за свою жизнь и за жизни близких.
Несмотря на то, что взгляды и идеалы в обществе во многом изменились, честь все же живет в душах и сердцах людей, которые проявляют самые лучшие человеческие качества, такие как добропорядочность, целомудрие, храбрость, отвага, самоотверженность.
Устарело ли понятие чести? Спорный вопрос, на который нельзя ответить однозначно. С одной стороны, мы давно и слов-то таких не употребляем: «честь имею», «честь и хвала». Разве что в пословицах и фразеологизмах: «береги честь смолоду», «пора и честь знать» и т.д. С другой стороны, разве не важно и в наши дни иметь незапятнанную репутацию и чистую совесть?
Для начала, нужно, пожалуй, разобраться, что означает слово «честь». Итак, по словарю Даля, «Честь – это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Честь как синоним совести и внутреннего достоинства устареть не может: утверждение этого было бы равносильно тому, как если бы вы сказали, что в наши дни не осталось ни одного честного и благородного человека! В то же время, нельзя не заметить, что излишняя честность сейчас не слишком-то приветствуется, все больше побеждают такие качества, как хитрость, лживость, изворотливость. Но это пороки, а вовсе не идеал, к которому следует стремиться! Не об этом ли писали великие классики всего мира? Достаточно вспомнить Некрасова, Толстого, Шекспира!
Другое дело, что мы сами вкладываем в слово «честь». Например, еще в ХIХ веке любой дворянин мог вызвать на дуэль себе подобного только потому, что тот задел его «честь». Причина при этом могла быть любая: от обвинения в краплении карт до банального «не уступил дорогу». Мысль же о том, что убийство соперника вряд ли дело более чистое, чем поруганная честь, никого не заботила. Разумеется, в этом смысле понятие «чести» устарело совершенно. Любая расправа и самосуд, пусть даже поруганная честь стала тому причиной, в наши дни строго карается законом.
И все-таки в понятии «честь» прошлых веков и нынешнего есть существенные различия! Вспомним, ведь еще в ХIХ веке слово «честь», прежде всего, являлось синонимом незапятнанной репутации и доброго имени. Малейший проступок мог оказаться роковым: коль скоро данной особе было отказано от одного дому, точно также поступят и другие. А жизнь вне общества, увы, недопустима. К счастью, в современном мире все обстоит несколько иначе: любой человек имеет право начать новую жизнь (иногда даже после существенных проступков), не терпя при этом попреки и унижение. И это правильно! Ведь пока жив человек, ничего не поздно. А значит, есть надежда на то, что он станет лучше, честнее и благороднее.
(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо — не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием — принципиальность. (4)Вместо человека чести — человек принципов…
(5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?
(7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П Чехова. (8) В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12)А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. (13)«Я Поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными — . такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, — писал он в Академию наук. — И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почётного академика». (14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.
(15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. (16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. (17)Оно не подтверждено никаким документом, справкой. (18)Просто слово. (19)Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. (20)Да мало ли ещё что. (21)Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. (22)Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. (23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство — слово, дано было слово.(По Д. Гранину)
Я разделяю точку зрения автора.
Действительно, ярко индивидуальны и герои А. С. Пушкина Татьяна Ларина и Евгений Онегин, и мои любимые персонажи романа Л. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова и Андрей Болконский. Их ни с кем не спутаешь!
Но я не согласна с точкой зрения Юрия Лотмана в том, что у нас, молодых людей, «закрыты глаза и уши». Неправда! Мы «не глухие» и «не слепые»! Я, например, пытаюсь разобраться в себе, читаю специальную литературу. Моей любимой книгой является труд психолога Николая Козлова «Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день». Думаю, что название произведения говорит за себя…
Таким образом, могу сделать вывод, что каждый человек уникален сам по себе. На память приходят великолепные слова В. А. Жуковского:
При мысли великой, что я человек,
Всегда возвышаюсь душою…
Проблема покаяния
В заключительном эпизоде рассказа А.С. Пушкина «Станционный смотритель» ставится проблема покаяния.
Грех и покаяние…Вечные человеческие проблемы, поднятые еще в «Книге книг» – Библии. «…покайтесь, ибо приблизится Царство Небесное»,- говорится там. Но не все люди живут по христианским обычаям: грешат, а о покаянии забывают, поэтому эта нравственная проблема остается актуальной.
А.С. Пушкин, рассказывая о «прекрасной барыне», посетившей могилу старого смотрителя, словно ставит точку в повествовании: дочка бедного старика не забыла его, специально приехала в родные места. Узнав о смерти отца, Дуня пришла на кладбище и долго лежала не могиле человека, которого она так бессердечно погубила. Вот она, минута покаяния…
Думаю, автор, жалея своего героя, все-таки чуть-чуть жалеет и оправдывает его легкомысленную дочку: причина ее предательства – Любовь к прекрасному гусару…Я же считаю, что нет Дуне прощения. Ни любовь, ни война, ни стихийные бедствия не должны быть для нас препятствием в осуществлении главного своего нравственного долга, долга перед родителями.
К сожалению, многие сыновья и дочери забывают об этом. Вспомним героиню рассказа К. Паустовского «Телеграмма» Настю. Что мешало этой умной, красивой, доброй женщине проведать старую, больную мать, хоть как-то скрасить ее одинокую старость. Нет, не скрасила… Наверное, так же как и героиня Пушкина, Настя, придя на кладбище, долго лежала на могиле матери, звала любимую, молила о прощении. Но автор не описывает нам этой сцены, видимо, считая, что дочка старой учительницы его не заслужила.
Устарело ли на сегодня понятие чести – вот вопрос, над которым рассуждает известный российский писатель Даниил Гранин.
Эта нравственная проблема существует в мире с давних пор. Об этом говорят примеры из классических произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, для героев которых не было выше понятия, чем честь дворянина. К сожалению, многие мои современники считают понятие чести несовременным…
Автор текста полагает, что честь, которая даётся “человеку однажды, вместе с именем”, устареть не может, несмотря на то что слово «честь» на сегодняшний день заменено более высоким понятием – принципиальность.
Я разделяю точку зрения Д. Гранина.
Вспоминаю героя пушкинского романа “Капитанская дочка” Петра Гринёва, который, несмотря на молодость, во время пугачёвского бунта показал себя человеком чести и долга. На всю жизнь он запомнил слова отца: “Береги платье снова, а честь смолоду”.
И в наши дни понятие чести не устарело. В памяти народа остается подвиг роты псковских десантников, которые ценой собственной жизни остановили две с половиной тысячи озлобленных членов бандитского формирования. Честь русского солдата и офицера в те часы была для них превыше всего!
Свои размышления о том, устарело ли на сегодня понятие чести, хочу закончить словами французского драматурга Пьера Карнеля:
Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.
Уважаемые старшеклассники!
Для подготовки к ЕГЭ по русскому языку Вы можете воспользоваться ПОЛУГОТОВЫМИ СОЧИНЕНИЯМИ.
1. Полуготовое сочинение к тексту написано по плану:
Вступление
Проблема и комментарии к ней
Авторская позиция
Собственное мнение
Аргумент (читательский опыт)
Аргумент (жизненный опыт)
Заключение
2.Для того чтобы написать сочинение, соедините части сочинения.
3.Аргумент из читательского опыта и аргумент из жизненного опыта можно переставить местами – в соответствии с Вашими умозаключениями.
4.Объём любого аргумента можно сократить. Количество предложенных аргументов 2-3 – на выбор.
5.Если какая-либо часть сочинения не соответствует Вашим умозаключениям, Вы можете заменить её.
6.Чтобы не допустить ошибок, обязательно запоминайте не только точность фамилий великих людей, литературных героев, названий литературных произведений, географических названий, но и их написание.
7.Необходимо учить на память высказывания великих людей, пословицы, реплики литературных героев.
АНАЛИЗ ТЕКСТА
Как в разное время люди понимали слово «честь»?
1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия. 2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? 3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность. 4)Вместо человека чести – человек принципов…
Устарело ли понятие чести?
5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? 6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?
О каком случае рассказывает автор?
7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П. Чехова. 8)В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. 9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. 10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. 11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. 12)А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. 13)«Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными – такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, – писал он в Академию наук. – И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почётного академика». 14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.
Что считает автор самым простым проявлением честного человека?
15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. 16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. 17)Оно не подтверждено никаким документом, справкой. 18)Просто слово. 19)Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. 20)Да мало ли ещё что. 21)Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. 22)Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. 23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство – слово, дано было слово.
(По Д. Гранину)
Гранин Даниил Александрович (1919…) — русский писатель и общественный деятель.
Произведения:
Роман «Искатели»
Роман «Иду на грозу»
Повесть «Кто-то должен» (об учёных, о моральном выборе)
«Блокадная книга» (в соавторстве с Алесем Адамовичем)
«Зубр» (документальный биографический роман об учёном Н.В.Тимофееве-Ресовском)
Эссе «Страх»
Исторический роман «Вечера с Петром Великим»
и др.
ПОЛУГОТОВОЕ СОЧИНЕНИЕ
Вступление
Поступил честно, нечестно… Клянусь честью, честный человек … Честный ли он человек? Честно ли он поступил? Такие выражения и такие вопросы мы нередко можем услышать в процессе общения людей разных поколений, разного возраста, разных профессий.
Проблема и комментарии к ней
Уместно ли говорить о чести и совести в наше время? Может ли человек прожить жизнь, не испытав мук совести? Устарело ли такое понятие, как «честь»? Что нужно, чтобы беречь честь смолоду? Честь: это бремя или благо? Эти вопросы, относящиеся к нравственной сфере, всегда были важны в любом обществе и в разные времена.
Авторская позиция
Устарело ли такое нравственное понятие, как «честь»? Об этом рассуждает писатель Д.А.Гранин. Он говорит о том, что в ХХI веке смысл понятия «честь» изменился. Автор утверждает, что честь даётся человеку вместе с именем и её нужно беречь. Он вспоминает случай о том, как В.Короленко и А.Чехов поддержали Максима Горького, отказавшись от звания академиков. Самым простым проявлением честного человека, считает Д.А.Гранин, является слово, данное человеком.
Собственное мнение
Я согласен с мнением писателя Д.А.Гранина о том, что такое нравственное понятие, как «честь», никогда не может устареть, потому что честь, чувство долга, совесть помогают человеку оставаться человеком.
Аргументы из жизни (несколько вариантов – на выбор)
1.
В жизни есть такие тонкие и нежные, сильные и мужественные, несгибаемые понятия – честь, достоинство человеческой личности.
В обществе существует много понятий чести. Например, честь президента страны, предпринимателя, рабочего, адвоката, чиновника — это профессиональная честь. А ещё есть воинская честь, девичья честь, честь школы, честь города, честь страны. Иногда вспоминают рыцарскую честь, дворянскую честь…
Со школьных лет человек начинает узнавать значение таких понятий, как «честный человек», «честь и достоинство», «честь семьи и рода», «честь имею», «защитить честь девушки», «дор?га чести», «честь полка», «праздник чествования», «назвали в честь…», «почитали своих предков».
2.
В годы Великой Отечественной войны родился девиз российских воинов: “Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь!” Этой заповеди и поныне верны наши военнослужащие. Об этом говорят и те, кто воевал в Афганистане, и те, кто выполнял боевые задачи по уничтожению незаконных вооружённых формирований в Дагестане и Чечне. Многие погибли как герои, спасая жизни товарищей, до конца выполняя свой воинский долг.
3.
Фильм «Гардемарины, вперёд!» о воспитанниках Навигацкой школы 18 века. Это Алёша Корсак, Никита Оленев и Саша Белов. Они честны, отважны и готовы отдать свою жизнь за Россию.
В «Песне о гардемаринах» есть строчки, которые стали девизом их жизни:
Но на судьбу не стоит дуться,
Там у других вдали бог весть,
А здесь у нас враги найдутся,
Была бы честь, была бы честь.
Литературный аргумент
1.
В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мы узнаём о том, как во время восстания под предводительством Е.И.Пугачёва два офицера царской армии оказываются перед выбором и ведут себя совершенно по-разному: Пётр Гринёв следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, Алексей Швабрин становится предателем – переходит на сторону бунтовщиков. Когда самозванец учиняет суд, сидя на крыльце комендантского дома, Швабрин оказывается уже среди старшин мятежников. И когда другие присягали Пугачёву, Гринёв не стал этого делать.
2.
В центре лермонтовской «Песни про купца Калашникова» вопрос о чести.
Выйдя на кулачный бой с царским опричником Кирибеевичем, купец Степан Калашников выполнил просьбу жены о заступничестве.
Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает:
А родился я от честного отца,
И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены…
Калашников защищает не красоту жены, а честь имени, семьи, рода. Он защитник дома и чести.
3.
В книге В.А.Гиляровского «Москва и москвичи» читатель узнаёт о предпринимателе-булочнике Филиппове, который прославился не только выпечкой далеко за пределами Москвы, но и своей щедростью, честностью, бескорыстием. Другие булочники могли наживать деньги, продавая лежалый товар по благотворительным заказам на подаяние заключённым. Он не только такого не допускал, но и прибыль целиком отдавал на улучшение пищи больным арестантам.
Заключение
Честь была в любые времена и должна оставаться самым ценным качеством человека. Пусть каждый человек сможет сказать, как татарский поэт Муса Джалиль, который погиб в 1944 году в гестаповском застенке:
Чиста душа моя и честь,
А человек – не в этом ли он весь?
Назад в раздел
Я полностью согласен с мнением автора текста: благородного человека отличает искренняя любовь к людям, желание помогать им, способность сочувствовать, сопереживать, а для этого необходимо иметь чувство собственного достоинства и чувство долга, честь и гордость.
Истинно благородного человека описал Л. Н. Толстым в романе-эпопее «Война и мир». Писатель наделил одного из главных героев своего произведения, Андрея Болконского, не только внешним благородством, но и внутренним, которое он открыл в себе не сразу. Андрею Болконскому пришлось многое пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага Анатоля Курагина, интригана и предателя, беспомощно лежащего на операционном столе во время Бородинской битвы. Видя этого глубоко страдающего человека, только что потерявшего ногу, Болконский уже не испытывал к нему ненависти. Вот оно, истинное благородство!
Всем нам, молодым, девизом своей жизни надо считать слова поэта Андрея Дементьева: «Совесть, Благородство и Достоинство – вот оно мое святое воинство!»
Бессилие человека перед невоспитанностью и хамством
Бессилие человека перед невоспитанностью и хамством – вот проблема, над которой рассуждает автор.
Этот морально – этический вопрос актуален в наши дни. С этим явлением мы встречаемся везде: в транспорте, в магазине, на улице, – и никак не можем его побороть!
И. Иванова считает, что хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство вместе взятые, но при этом оно, опирающееся на беззаконность, имеет возможность унижать и не испытывать сопротивления со стороны унижаемого.
Я разделяю точку зрения автора: хамство – настоящий феномен нашей жизни! Этим, казалось бы, уникальным талантом оскорблять человека, не произнося при этом очевидных грубостей и не переходя определенную черту, за которой может стоять открытый конфликт, сегодня обладает просто удивительное количество людей.
Яркий пример беззащитности человека от хамства нахожу в стихотворении Андрея Дементьева:
У меня от хамства нет защиты.
И на этот раз оно сильней.
Звонкие хрусталики разбиты –
Позывные доброты моей…
Недавно в газете «Пятница» прочитала статью, в которой рассказывалось о неосознанном, невидимом, казалось бы, хамстве, которое может проявляться в виде непродуманности, черствости, глупости. Не зря говорится, что «точность – вежливость королей». Сказать одно – и не выполнить обещание, договориться о встрече – и опоздать или, вообще, забыть об этом – это стало нормой. За такими «безобидными» поступками хамство прячется, камуфлируясь под случайность.
Мужество людей, проявленное в экстремальной ситуации
Мужество людей, проявленное в экстремальной ситуации, – вот проблема, над которой рассуждает Вячеслав Дёгтев в рассказе “Крест”.
Нравственный вопрос, поднимаемый автором, относится к категории вечных. Ещё Аристотель писал: «Мужественным называется тот, кто безбоязненно идёт навстречу прекрасной смерти».
Вячеслав Дёгтев, изображая осуждённых священнослужителей, закрытых в трюмы затопляемого корабля, показывает, что вначале они начинают кричать. Но мощный бас одного из монахов призвал их в этот смертельный час сплотиться в молитве. И тогда эти мужественные люди запели. По словам автора «…тюрьма превратилась в храм…». «Сливаясь, голоса звучали так мощно и так слаженно, что аж дрожала, вибрировала палуба. Всю страсть и любовь к жизни, всю веру в Высшую Справедливость вложили монахи в последний свой псалом». В. Дёгтев, на мой взгляд, гордится мужеством и волей этих людей.
Я разделяю позицию автора.
Как эти священнослужители православной церкви напоминают мне великого старообрядца протопопа Аввакума, который за свою веру мужественно принял мученическую прекрасную смерть.
В “Комсомольской правде” недавно прочёл рассказ об участнике афганской войны Сергее Пёрышкине. Захваченный в плен душманами, он отказался принять мусульманскую веру, остался христианином, за что и был казнен.
Таким образом, могу сделать вывод, что человек мужественный верен своему Слову, Делу, Вере даже перед лицом смерти!
Сегодня понятие «честь семьи» мы чаще всего встречаем в восточных культурах, более консервативных и традиционных, чем наша. В Грузии или в Азербайджане, например, все родственники общаются и непосредственно влияют на дела друг друга, ведь семья считается единым организмом, а все ее члены – взаимосвязанными органами. В современной России такое мировоззрение встречается все реже и реже, впрочем, как и слово «честь». Поэтому ответ на вопрос «Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?» зависит от региона, который имеется в виду.
Для примера можно взять литературу 20 века. В повести Фазиля Искандера «Софичка» главная героиня укрывает дезертира, который боится попасться на глаза своей семье, так как ему стыдно позорить свой род трусостью, проявленной на войне. Шамиль обращается только к жене покойного брата, так как она – затворница и живет отдельно от большого семейного гнезда. Как мы видим, он заботится о чести семьи и боится проявить слабость перед ними, страшится подорвать свой авторитет. Эта забота пересиливает желание увидеть детей и жену. Думаю, с того времени в Абхазии мало что изменилось, как и в других странах с традиционным укладом жизни.
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия. 2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? 3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность. 4)Вместо человека чести – человек принципов…
5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? 6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?
7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П. Чехова. 8)В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. 9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. 10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. 11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. 12)А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. 13)«Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными – такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, – писал он в Академию наук. – И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почётного академика». 14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.
15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. 16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. 17)Оно не подтверждено никаким документом, справкой. 18)Просто слово. 19)Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. 20)Да мало ли ещё что. 21)Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. 22)Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. 23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство – слово, дано было слово.
(По Д. Гранину)
Гранин Даниил Александрович (1919…) — русский писатель и общественный деятель.
Произведения:
Роман «Искатели»
Роман «Иду на грозу»
Повесть «Кто-то должен» (об учёных, о моральном выборе)
«Блокадная книга» (в соавторстве с Алесем Адамовичем)
«Зубр» (документальный биографический роман об учёном Н.В.Тимофееве-Ресовском)
Эссе «Страх»
Исторический роман «Вечера с Петром Великим»
и др.
ГОТОВОЕ СОЧИНЕНИЕ
Поступил честно, нечестно… Клянусь честью, честный человек … Честный ли он человек? Честно ли он поступил? Такие выражения и такие вопросы мы нередко можем услышать в процессе общения людей разных поколений, разного возраста, разных профессий.
Уместно ли говорить о чести и совести в наше время? Может ли человек прожить жизнь, не испытав мук совести? Устарело ли такое понятие, как «честь»? Что нужно, чтобы беречь честь смолоду? Эти вопросы, относящиеся к нравственной сфере, всегда были важны в любом обществе и в разные времена.
Устарело ли такое нравственное понятие, как «честь»? Об этом рассуждает писатель Д.А.Гранин. Он говорит о том, что в ХХI веке смысл понятия «честь» изменился. Автор утверждает, что честь даётся человеку вместе с именем и её нужно беречь. Он вспоминает случай о том, как В.Короленко и А.Чехов поддержали Максима Горького, отказавшись от звания академиков. Самым простым проявлением честного человека, считает Д.А.Гранин, является слово, данное человеком.
Я согласен с мнением писателя Д.А.Гранина отом, что такое нравственное понятие, как «честь», никогда не может устареть, потому что честь, чувство долга помогают человеку оставаться человеком.
В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мы узнаём о том, как во время восстания под предводительством Е.И.Пугачёва два офицера царской армии оказываются перед выбором и ведут себя совершенно по-разному: Пётр Гринёв следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, Алексей Швабрин становится предателем – переходит на сторону бунтовщиков. Когда самозванец учиняет суд, сидя на крыльце комендантского дома, Швабрин оказывается уже среди старшин мятежников. И когда другие присягали Пугачёву, Гринёв не стал этого делать.
Фильм «Гардемарины, вперёд!» о воспитанниках Навигацкой школы 18 века. Это Алёша Корсак, Никита Оленев и Саша Белов. Они честны, отважны и готовы отдать свою жизнь за Россию.
В «Песне о гардемаринах» есть строчки, которые стали девизом их жизни:
Но на судьбу не стоит дуться,
Там у других вдали бог весть,
А здесь у нас враги найдутся,
Была бы честь, была бы честь.
Честь была в любые времена и должна оставаться самым ценным качеством человека. Пусть каждый человек сможет сказать, как татарский поэт Муса Джалиль, который погиб в 1944 году в гестаповском застенке:
Чиста душа моя и честь,
А человек – не в этом ли он весь?
Назад в раздел
сочинение ЕГЭ по тексту Д. Гранина о чести
Автор: Administrator
03.05.2016 09:38
Текст
(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность. (4)Вместо человека чести – человек принципов…
(5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?
(7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П. Чехова. (8)В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12)А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. (13)«Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными – такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, – писал он в Академию наук. – И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почётного академика». (14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.
(15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. (16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. (17)Оно не подтверждено никаким документом, справкой. (18)Просто слово. (19)Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. (20)Да мало ли ещё что. (21)Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. (22)Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. (23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство – слово, дано было слово.
(По Д. Гранину)
Сочинение
Что такое честь? И может ли устареть понятие чести? Над такими вопросами задумывается Д. Гранин. (абзац не нужен)
Раскрывая проблему чести, автор размышляет над ее ролью в обществе. Д. Гранин рассказывает о благородном поступке А.П. Чехова, когда Антон Павлович, (Пунктуационная ошибка. Не выделен деепричастный оборот) не думая о себе, защищал достоинство о (и) доброе имя Максима Горького, противопоставляя его несознательному поведению «делового человека», у которого вошло в привычку не отвечать за свои слова . (Речевая ошибка. Слишком большое предложение, теряется смысл, что чему противопоставлено. Лучше разбить на 2 предл.) (в сочинении ЕГЭ требуется 2 аргумента из текста. Следует добавить еще один) Тем самым обращая внимание на то, что многие сейчас пренебрегают этим понятием.
Автор считает, что оно устареть не может, так как является чувством собственного достоинства, которое дается человеку единожды, при рождении. Но все больше людей в наше время стали пренебрегать этим принципом.
Я полностью согласна сточкой (орфографическая ошибка. С точкой) зрения автора. Честь – одно из немногих (чего? Речевая ошибка. Можно заменить Честь – одно из главных человеческих достоинств, которое формируется с детства …) , что было у нас с самого детства, и что останется с нами до конца дней.
«Береги честь смолоду» – (пунктуационная ошибка) такое наставление Петру Гриневу дал его отец в произведении Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». И герой повести всегда старался следовать этому совету. (Можно немного раскрыть, как Петр Гринев сохраняет свои честь и достоинство в трудных жизненных ситуациях)
А вот чиновники из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» не имеют ни чести , ни чувства собственного достоинства. Ведь они , приняв Хлестокого (Фактическая ошибка. Хлестакова) за настоящего ревизора, всячески пытаются угодить ему, не обращая внимания на его глупость.
Таким образом, понятие чести никогда не устареет, (знак не нужен) и не будет искажено. Ведь честь- это тот внутренний стержень, тот голос души, который направляет нас на верный путь.
Что такое честь? Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался над этим вопросом, определяя свой ответ в соответствии со своим собственным мировоззрением.
В современном обществе не принято в разговорах упоминать слово «честь». Оно встречается, пожалуй, лишь в старых пословицах.
Слово «честь» по своему значению очень близко к выражению «нравственное человеческое достоинство». К сожалению, в современном обществе можно встретить малое количество людей, которых можно назвать доблестным, отважным. Честь была в моде в средние века и в эпоху нового времени, среди военных, рыцарей, поэтов и так далее.
О чести немало произведений написал великий французский писатель-романист Александр Дюма. В его многочисленных романах, повествующих о жизни знаменитых мушкетеров, вся их жизнь показана построенной на концепции чести. Они сильны, отважны, преданны общему идеалу. Честь для Атоса, Портоса, Арамиса и Д’Артаньяна настолько дорога, что они нередко предпочитают разрешить какой-нибудь не устраивающий их конфликтный момент при помощи дуэли.
Дуэли всегда были верным решением для человека, которому дорого понятие чести. Нередко поединок заканчивался смертельным исходом, как произошло с великими русскими поэтами Александром Пушкиным и Михаилом Лермонтовым.
На сегодняшний день можно сказать, что понятие чести начинает устаревать. Мало кто защитит на улице женщину или ребенка: прохожие просто постараются пройти мимо, ведь у них имеется свое колоссальное количество проблем, зачем им ввязываться в чужие. Не каждый молодой человек уступит свое место пенсионеру в общественном транспорте, мотивируя, что, дескать, за проезд и место-то он заплатил и имеет полное право занимать его.
Для современного общества честь является неким абстрактным предметом суждения. Честные люди, конечно же, не перевелись, но их, к сожалению, очень мало.
Французский публицист и драматург Пьер Корнель писал о чести:
Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь!
Слишком многих современных людей честь не привлекает – они предпочитают совершать аморальные поступки и преступать через черту закона, не беспокоясь за свою жизнь и за жизни близких.
Несмотря на то, что взгляды и идеалы в обществе во многом изменились, честь все же живет в душах и сердцах людей, которые проявляют самые лучшие человеческие качества, такие как добропорядочность, целомудрие, храбрость, отвага, самоотверженность.