Сочинение на тему устное народное творчество 3 класс

9 вариантов

  1. Устное народное творчество богатство каждого народа. Русский народ имеет очень много памятников народного творчества. Каждый памятник уникален и своеобразен. В этих произведениях сохранились все важные поверья народа. Это богатство дает возможность последующим поколениям узнать больше интересной информации о себе самом и своем народе.
    В устных народных памятниках сконцентрирована вся мудрость народа. Каждая строка этих произведений полна здравого смысла и поучительной морали. Каждое изречение из этих памятников является мудрым наставлением для всего народа. И по сей день в памятниках устного народного творчество можно встретить множество ответов на самые разные вопросы, волнующие разум каждого человека.В памятниках можно встретить огромное количество пословиц и поговорок. Это короткие предложения навсегда останутся в памяти народа и будут передаваться из поколения в поколение. В них так много повседневной простой жизненной правды и поучения, что по ним можно в любой ситуации ориентироваться и быть уверенным в правдивости выбора.
    В пословицах и поговорках народная мудрость достигает своей кульминации. Это не только мудрое изречение одного из вельмож, это продукт народного мышления. В них отражен многовековой опыт всего народа.Задачей каждого представителя русской нации должно быть чтение и ознакомление с памятниками народного творчества. Только они могут помочь осознать какой нацией является русский народ. Каждый должен знать какие поверья и обряды имели наши предки. Если хорошо быть знакомым с памятниками, то можно заметить, что в современном мире мышление нашего народа не изменилось. Мы имеем очень много общенародных черт характера, которые веками передавались от поколения в поколение.
    Наше богатство наши памятники устного народного творчество. Именно они держат нашу связь с нашими предками крепкой и вечной.
    Школьное сочинение от имени ученика 7 класса. 6, 8 класс.

  2. Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folklore — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.
    Стоит отметить, что фольклор это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации — жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности не
    скольких видов искусств.
    Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа. Фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор.
    Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.
    В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость “словесного текста напева и характера исполнения”, сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII–XIX веках, можно составить представление о былинах XI–XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500–600 лет назад.
    Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.

  3. Как Журавль и Цапля в гости ходили
    Мне всегда нравилось читать сказки: веселые и грустные, страшные и добрые, серьезные и забавные. Сейчас они живут в книгах, а раньше народ передавал их из уст в уста, рассказывая о своей жизни, о своих мечтах я надеждах. Сказки обязательно чему-то учат, разоблачая трусость и подлость, ложь и насилие, лицемерие и предательство. Поэтому они делают нас лучше и добрее: “Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок”. Вчера я прочитала русскую народную сказку “Журавль и Цапля” и подумала, как важно быть добрым, не высокомерным, не обидчивым. Людей необходимо ценить, понимать их. Тем, кто любит только себя, приходится нелегко в жизни. Эти люди чаще всего остаются одни. Почти как в прочитанной сказке.
    Однажды Журавль пришел свататься к Цапле, а она решила, что он ей не пара. “Нет, Журавль, не йду за тя замуж; у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то меня тебе нечем! Ступай прочь, долговязый!” – заявила, чванная Цапля и прогнала Журавля. Но через некоторое время, оставшись совсем одна, Цапля подумала и поняла, что зря отказала Журавлю, и решила согласиться с его предложением. Она отправилась к нему мириться. Но гордый Журавль не мог простить обиду: “Нет, Цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся!” Цапля заплакала, но даже ее слезы не тронули сердитого Журавля. Тогда, сгорая от стыда, обиженная Цапля решила никогда больше не мириться с ним. Ее не разжалобило даже то, что Журавль пришел еще раз, чтобы попросить прощения и предложить ей выйти за него замуж. Заносчивая Цапля указала на дверь. Вот так они ходят друг к другу свататься, но никак не женятся. Так и в жизни зачастую бывает.
    Люди не могут понять, почему у них не получается то, к чему они стремятся. А ведь причина кроется в самом человеке. И единственное, что требуется от него, – измениться самому. Стать терпимее к другим, добрее и доброжелательнее. Ведь только тогда, когда сам человек изменится, он изменит весь мир.
    .

  4. Урок литературного чтения   в 3  классе
    учителя начальных классов
    МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа»
    Ельниковой Натальи Васильевны
    УМК:  «Школа России»
    Предмет: Литературное чтение.
    Тема урока: «Устное народное творчество. Русские народные песни».
    Цель урока:
    – актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»;
    – углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен.
    Формировать УУД:
    Предметные:
    • Совершенствовать навыки выразительного, беглого, сознательного чтения;
    • дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках.
    • Познакомить с русскими  народными песнями, в которых отразились не только общечеловеческие ценности, но и самобытность русского народа.
    Метапредметные:
    • Способность развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества русского народа, различать виды русских народных песен.
    • Развитие навыка использовать их по назначению в различных ситуациях. Создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных.
    Личностные:
    • Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума  и чувств.
    • С помощью фольклорных произведений формировать любовь к Родине, умение защищать ее.
    • Способствовать воспитанию в детях эстетических чувств.
    Коммуникативные:
    речевая деятельность, навыки сотрудничества.
    Место урока в серии других уроков: урок из раздела «Устное народное творчество».
    Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
    Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний .
    Оборудование: учебник, записи на доске, запись темы на плакате, музыкальный центр, диск с песнями.
    Предполагаемый результат:
    Формирование интереса к национальной культуре, позитивное отношение к ней, воспитать любовь к своему родному языку.
    формирование представления детей о жанре устного народного творчества – колыбельной.
    Развитие  образное мышление, творческую активность, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять.
    Развитие  речи, памяти.
    Воспитание чувства уважения к историческому прошлому русского народа и его самобытной культуре.
    Воспитание потребности в общении с народным искусством.
    Этап
    Цель этапа
    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    1.Организацион-ный момент.
    Организация направленного внимания на начало урока
    Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Что нужно для того, чтобы выполнить эту работу хорошо?
    (Учитель предлагает детям выработать правила работы на уроке.)
    Чтобы выполнить работу быстро и правильно нам нужно соблюдать определенные правила. Некоторые из них записаны на доске, прочитайте и скажите, что вы о них думаете.
    Запись на доске.
    Нам важно:
    1. Доказать свою точку зрения.
    2. Перебивать товарищей.
    3. Видеть глубину и красоту авторского слова.
    4. Выкрикивать свое мнение.
    5. Внимательно выслушивать мнение товарищей.
    6. Молчать, когда спрашивают.
    7. Быть готовым протянуть руку помощи.
    8. Бояться высказывать сое мнение.
    9. Использовать знания и умения, полученные на других уроках.
    10. Обижаться и обижать товарищей.
    11. Быстро и дружно работать в паре и группе.
    12. Быть бесполезным для товарищей.
    Почему вы решили, что некоторые правила нам не подходят? Прочитайте, как же мы будем работать на уроке.
    Анализируют предложенные правила поведения на уроке; объясняют  для чего их нужно выполнять.
    2.Актуализация знаний, мотивация.
    Создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия  произведения.
    Речевая разминка.
    Сегодня, ребята, на уроке мы отправимся с вами в добрую, яркую, красочную, ласковую и нежную страну.
    А что это за страна вы сейчас узнаете.
    Прочитайте стихотворение.
    Коляда, коляда,
    Приходи из далёка,
    Один раз в годок,
    Полюбуемся часок.
    С морозом трескучим,
    Со стужей колючей,
    Со снегами белыми,
    С вьюгой, с метелями.
    Самокаты — сани
    Покатили сами –
    От села до села,
    Коляда весела.
    – Прочитайте медленно, «жужжащим» чтением.
    – Прочитаем все вместе плавно и певуче.
    – Прочитаем с ускорением.
    – Ребята, как вы думаете, что мы сейчас прочитали?
    – Правильно – это колядка. А что обозначает это слово?
    – Кто придумал эту песню?
    Дети читают стихотворение медленно, «жужжащим» чтением; плавно и певуче; с ускорением.
    Колядку.
    Коляда?— традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), торжественные колядные песни в честь хозяев дома, одаривание  колядовщиков, молодёжные игры, гадания. (отвечает подготовленный ребенок)
    3. Постановка цели и задачи урока.
    Выдвинуть предположение  о теме и целях предстоящего урока.
    Словарная работа.
    – Подумайте, что мы начнём изучать на этом уроке?
    На доске записана тема: «Устное народное творчество. Русские народные песни.»
    – Как вы понимаете, что такое устное народное творчество?
    А сейчас обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы нашего урока.
    Устное – уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.
    Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор безымянен.
    Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.
    Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы.
    Фольклор — это произведение устного народного творчества. Фольклор слово английское. Фольклор любого народа русского, казахского, польского или английского содержит в себе огромные воспитательные силы.
    – С первого класса мы знаем, что произведения устного народного творчества учат нас сопереживать и радоваться, способствуют развитию эстетических чувств, в которых немыслимы благородство души.
    – С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?
    – Это и песни, и потешки, частушки, считалки и загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки и, конечно, сказки.
    – К какому жанру можно отнести колядки?
    Дети  высказывают свои предположения о  целях урока; отвечают на вопросы учителя.
    Это песни.
    4. Первичное восприятие произведения.
    Обеспечить целостность, эмоциональность, интерес к изучаемому произведению.
    1) Беседа о русских народных песнях.
    – Каждый из вас слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить. (Прослушивание музыкальной записи русской народной песни.)
    – Прочитайте в учебнике о русских народных песнях на стр. 14.
    – Приведите примеры русских народных песен, какие они бывают? Как вы понимаете название песен «потешки», «заклички», «плясовые»?
    Песни бывают:
    – Колыбельные песни;
    – Песни-потешки;
    – Заклички;
    – Шуточные песни;
    – Плясовые песни.
    – Люди пели песни у колыбели, на свадьбах. Во время посева или уборки урожая устраивали веселые гуляния, где звучали веселые заклички, хвалебные песни, частушки. Все это и есть устное народное творчество.
    Чтение стр.14-15.
    Дети внимательно слушают. Отвечают на вопросы. Определяют темп, ритм, звучание песен.
    5.Выявление особенностей восприятия  (проверка восприятия)
    Определить, как эмоционально дети откликнулись на произведение.
    – Какие это песенки? Докажите. Какое настроение вызвали у вас песни?
    –  По исполнению, какие это песни?
    – Когда исполнялись эти песни – заклички?
    – К кому обращаются дети в песнях? Приведите примеры из текста.
    – Прочитаем следующую песню. Чтение на стр. 15-16.
    – Поделитесь впечатлениями после чтения этой песни.
    – Кто подразумевался под образом лебёдушки?
    – Когда молодая девушка покидает свой дом?
    – Какая мелодия больше соответствует песне о лебёдушке: весёлая или грустная; напевная, протяжная или быстрая?
    Чтение и обсуждение русской народной песни «Как на тоненький ледок»
    – Прочитайте песенку на стр. 17.
    – Поделитесь впечатлениями от прочитанного.
    – Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?
    Физминутка.
    – Как вы думаете, нужно ли сохранять народные песни? Почему?
    Дети отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения. Читают  самостоятельно песни.
    6.Повторное восприятие
    (перечитывание)
    Углубить восприятие произведения
    Дети делятся на группы, каждая из которых готовит выразительное чтение одной песни.
    Чтение песен вслух.
    7.Рефлексия деятельности
    Осознать путь, который помог учащимся осмыслить идею произведения
    Мы знакомились с жанром устного народного творчества – песнями, читали и слушали русские народные песни. Нужны и полезны ли вам эти знания?
    – Чем понравился урок?
    – Что нового узнали?
    – Чему учились?
    – Как оцениваете свою работу?
    Дети отвечают на вопросы учителя,  оценивают самого себя; сознаются в том, что получается или не получается.
    8. Домашнее задание
    Закрепить умения, полученные на уроке
    Дома  каждый  должен выучить наиболее  понравившуюся ему  песню.
    Дети записывают домашнее задание в дневник
    Оценочная деятельность
    Дать оценку, полученным знаниям.
    Организация оценивания качества состоявшегося чтения, деятельности учащихся.

  5. Устное народное творчество — начало искусства слова
    Устное народное творчество — это древнейший вид словесного творчества человека. Возникла она еще много веков назад, когда письменности не было и люди не знали, что такое буквы. Как же возникали такие произведения? Один человек составит, скажем, сказку, переведет ее другим, а те еще кому, и так произведение передается от человека к человеку, из одной местности в другую. Передавая из уст в уста сказку, песню, пословицы, поговорку или загадку, люди могли изменять ее, добавлять что-то свое. Таким образом, один и то же произведение в разных областях мог иметь некоторые отличия. Если литературное произведение пишет некая один человек или несколько людей, то народная песня или поговорка появляется в результате общения многих людей, и уже невозможно установить, кто ее придумал первым. Много народу участвует в ее создании, именно поэтому произведения, появились и долгое время не были записаны на бумаге, называются народных произведений. Другое название устного народного творчества — фольклор. Это слово в переводе с английского означает “народная мудрость”. Двести-триста лет назад появились такие люди, которые интересовались этой творчеством и начали ее записывать на бумагу. Это были писатели, ученые или просто грамотные и образованные люди. Благодаря этим людям, которые тратили свое время и прилагали усилия, мы можем прочитать такие произведения просто в книге, нам не надо искать тех, кто знает много пословиц или сказок, чтобы познакомиться с народным творчеством.
    В повседневной жизни каждый из нас использует фольклор, не замечая этого. Сначала мама поет нам колыбельные песенки, потом в детском садике мы изучаем загадки. А вот в школе мы знакомимся с остальными видами народного творчества. Сначала изучаем сказки, поговорки и пословицы, затем частушки, песни, думы.
    Поговорки и пословицы несут в себе то, что называют народной мудростью. Когда я не хочу делать домашнее задание, то папа говорит: “Не побегаешь — не пообедаешь”. И я понимаю, что он имеет в виду не то, что тот, кто не бегает, остается без обеда, а то, что я не получу хорошую оценку, если не выполню домашние упражнения. Поговорки и пословицы охватывают различные темы, а именно: различные человеческие недостатки, семейно-бытовые отношения, здоровье, труд, смелость и отвага, бедность и богатство, счастье и горе и многие другие.
    Произведения устного народного творчества всегда отличаются тем, что легко читаются, легко запоминающиеся небольшие по размеру. Это вполне понятно, потому что они нигде не записывались, а запомнить длинный и тяжелый произведение невозможно.
    Сейчас считают, что фольклор появился гораздо раньше, чем другие произведения, и я вполне согласен с этим, потому что существовал он уже тогда, когда люди и не представляли, что существуют буквы.

  6. 6
    Текст добавил: БаЛдЕю От СвОеЙ ОбАлДеНнОсТи

    Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folk-1оге — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.
    Стоит отметить, что фольклор это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации — жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности нескольких видов искусств.
    Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор.
    Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.
    В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость “словесного текста напева и характера исполнения”, сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII—XIX веках, можно составить представление о былинах XI—XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500—600 лет назад.
    Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.

  7. Как многие из нас знают фольклор это не только стихи или рассказы. В этом есть своя изюминка, здесь театральные представления и так далее. Все эмоции очень ясно передаться, эмоциями, жестами и даже интонацией голоса.
    Путь нашего народа был очень длинным. Фольклор накапливался в истории нашего народа. Именно он отличается от всех видов творчества своим разнообразием, и богатым наследием. Здесь мы можем найти очень много сказок, пословиц и поговорок, песен, и так далее, и этот список далеко не полный. Кроме всех этих разновидностей жанров, которые, по сути, могут присутствовать в любом творчестве.
    Народный фольклор имеет свои уникальные и творческие жанры. Это, конечно же, загадки и пословицы. Они присуще не только для нашего народа, но и для любой точки мира. В любом городе можно услышать какую-то особенную местную поговорку. Таких много, и даже некоторые люди любят коллекционировать эти жемчужины народного жанра.
    Но существует и фольклор присущий только определенной стране. Это очень любопытная тенденция. Так, допустим, русским принадлежит большее количество частушек. Первая частушка написана на этой земле, и этот жанр целиком и полностью принадлежит русскому народу. А вот украинскому народу принадлежат думы. Это очень интересные произведения, которые нравятся разным народам.
    Такую значимость фольклор имеет благодаря тому, что в нем отображаются различные народные традиции. Это очень важно унаследовать, ведь каждый хочет знать, что было до него. Все это передается из поколения в поколение, и каждый народ это свято бережет.
    Хранить фольклор своих предков очень важно, важно его знать и уважать.
    Сочинение на тему народная мудрость в произведениях устного творчества русского фольклора (сказках, былинах)

  8. Пояснительная записка

    “Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов”. Так выразил своё отношение к устному народному творчеству русский писатель А. Н. Толстой.
    Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова. Это начало всех начал. Именно из фольклора мы постигаем духовную культуру наших предшествующих поколений. Учащиеся знакомятся с произведениями устного народного творчества на уроках литературы. Им известны основные жанры фольклора, рассмотрены произведения народного творчества. Учитывая это, работу на факультативе «Устное народное творчество» следует проводить со следующими целями: Расширить представление учащихся о жанрах устного народного творчества. Показать своеобразие и самобытность произведений фольклора, богатство и красочность народного языка. Показать влияние произведений устного народного творчества на русскую литературу.
    Программа факультатива рассчитана на учащихся 8–10-х классов. Исходя из возрастных особенностей школьников, работа на факультативе учеников 8-х классов будет более эмоциональной, учащихся 10-х классов — более научной. В связи с этим учитель может поставить перед собой дополнительную задачу — раскрыть творческий потенциал учащихся, позволить им показать в полном объёме свои возможности.
    На занятиях факультатива учитель может использовать следующие виды работ:
    — выразительное чтение текста;
    — комментирование текста;
    — сравнительный анализ текста;
    — фольклорные праздники;
    — театрализованное представление текста;
    — иллюстрирование;
    — заочные экскурсии и пресс-конференции с фольклорными персонажами.
    Занятия факультатива следует проводить с привлечением произведений других видов искусства: музыки, живописи, прикладного искусства, кино.
    Распределение часов по темам:
    Введение (1 ч), детский фольклор (2 ч), загадки (1 ч), пословицы и поговорки (1 ч), народные сказки (3 ч), фольклорный театр (1 ч), былины (4 ч), суеверные рассказы (1 ч), предания и легенды (1 ч), сказы Бажова (1 ч), песенное и обрядовое творчество (8 ч), народные заговоры (1 ч), фольклор и русская литература (4 ч), анекдот (1 ч), фольклорные праздники (3 ч), итоговое занятие (1 ч).
    Примерное распределение часов по неделям:
    1-я неделя. Вводное занятие. Что есть фольклор.
    2-я неделя. Детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, пеструшки, потешки, считалки, дразнилки, заклички и приговорки).
    3-я неделя. Колыбельная песня в творчестве русских поэтов (Майков. «Спи, дитя моё, усни…»; Л. Мей. «Баю-баюшки-баю…»; В. Брюсов. «Спи, мой мальчик…»; М. Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный…» и другие).
    4-я неделя. Загадки. “Загадать вам загадку?” (Меткость, выразительность загадок, тематика.)
    5-я неделя. Пословицы и поговорки. “Старинная пословица не мимо молвится”. Лаконичность, меткость, образность пословиц и поговорок, их тематика, отражение народного опыта. В. И. Даль и его книга «Пословицы русского народа».
    6-я неделя. Народные сказки. “Что за прелесть эти сказки…” Народные сказители. Волшебные сказки. Социально-бытовые сказки. Докучные сказки.
    7-я неделя. Персонажи сказок (Баба-яга, великан, волк, горе, Жар-птица, Змей Горыныч, Иван-богатырь, – дурак, – царевич, Кощей Бессмертный и другие).
    8-я неделя. Влияние русской сказки на творчество русских авторов (Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Ершов, Горький, Платонов и другие).
    9-я неделя. Фольклорный театр. Народная драма. Раёк. Балаган. Темы и персонажи народного балагана. Театр Петрушки. Вертепные представления. Медвежья потеха («Петрушка», «Петрушка в Петербурге», «Барыня и Доктор», «Царь Ирод», Нижегородские ярмарочные райки и другие).
    10-я неделя. Ярмарка — народное гулянье. (Фольклорный праздник.)
    11-я неделя. Былины. “Русь богатырская”. Происхождение, сказители и собиратели. Художественный мир былин. Старшие богатыри. Волх Всеславович. Святогор.
    12-я неделя. “Три богатыря”. Главные герои русского эпоса — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
    13-я неделя. Социально-бытовые былины: «Соловей Будимирович», «Иван Гостиный Сын», «Ставр Годинович».
    14-я неделя. Былины в живописи (Васнецов, Н. Воробьёв, И. Щукин, К. Васильев и другие).
    15-я неделя. Суеверные рассказы. (Клады и кладоискатели. Оборотни и заговорённые. Колдуньи и ведьмы. Водяные и русалки. Домашние духи.)
    16-я неделя. Предания и легенды. Герои преданий и легенд (Иван Грозный, Ермак, Кудеяр, Пётр I, Суворов, Кутузов). «Иван Грозный в Новгороде», «Ермак под Казанью», «Клады Кудеяра и разбойников», «Петр I воюет со шведским королём», «Царь-работник» и другие.

  9. Урок  литературного чтения
    на тему :
    «Устное народное     творчество»
    Подготовила и
    провела учитель
    начальных классов
    Щедрина С. И.
    Елец
    Цели: – довести до сознания детей как богат и многогранен русский фольклор;
    – глубже познакомить с жанрами устного народного творчества русского народа: былина, потешка, прибаутка, песня, скороговорка, загадка, считалка,  пословица, сказка; познакомить с обычаями русского народа;
    – помочь почувствовать поэтичность произведений русского фольклора совершенствовать навык выразительного чтения, артистичного чтения, учитывая напевность, поэтичность этих произведений;
    – развитие эстетического чувства прекрасного;
    – воспитание чувства гордости и любви к русскому народу, к его историческому прошлому, к его творчеству.
    Методическая цель:  использование приёмов театральной педагогики , с целью активизации познавательной деятельности учащихся.
    Тип урока: с элементами интегрирования. Нетрадиционный урок (соревнование, конкурс).
    Оборудование: выставка книг на тему « Устное народное творчество», словарь С.И. Ожегова, плакаты с названием жанров устного народного творчества, иллюстрация репродукции картины В. Васнецова «Богатыри», учащиеся в русско– народных костюмах, костюмы к иллюстрации сказки « Лиса и журавль», использование ИКТ.
    Оформление класса: все дети в русских народных костюмах, рушники, самовары, «хлеб – соль»поднос «хохлома».
    На доске: фольклор, фольклористы,
    не красна изба углами, а красна пирогами,
    потеха – потешать – потешка,
    словарь Ожегова.
    Скоморох, «глашатый» (в костюме).
    – Заходите, гости дорогие!
    Посмотреть на наше представление
    Билетов не надо…
    Предъявите хорошее настроение!
    «Хлеб- соль» (девочка в русском народном костюме держит «Хлеб – соль», рушник, поднос солонка в русском народном стиле)
    – Добро пожаловать, гости дорогие! (поклон)
    Мы вам рады!
    Дай вам Бог
    Счастливо день дневать
    И ночь ночевать
    Жить вам да молодеть
    Добреть да богатеть
    Откушайте наш хлеб да соль
    Чем богаты, тем и рады.
    (Проходит к гостям с поклоном)
    Вступительное слово учителя.
    – Знакомство с любым литературным произведением обычно начинается с фамилии того,  кто  написал этот рассказ или стихотворение. Но вам уже встречались такие произведения, автора которых не так то просто назвать. Кто, например, придумал сказку «Репка» , песню «Во поле береза стояла», откуда взялись считалки, кто придумал загадки, сложил скороговорки?
    И сколько бы вы не искали имён сочинителей, вы их не найдёте. Потому что всё это создавалось не одним человеком и не сразу, а на протяжении многих жизней многих людей.
    Русские народные…. Вы ведь не раз встречали эти слова. Это ведь тоже  имя автора, только коллективное. В далекие времена, когда у людей ни грамоты, ни книг, всякая песня , всякая сказка только и могла существовать, переходя от человека к человеку « из уст в уста». Поэтому всё, что так предавалось и пришло к нам из глубины веков. Мы  называем теперь  устным народным творчеством или фольклором. ( на доске)
    Народ собирает и бережно хранит произведения устного народного творчества, эти замечательные произведения искусства, которые в течении своей долгой жизни постоянно совершенствуются, оттачиваются мастерами слова. Поэтому в народных сказках, песнях, привлекает нас не только их богатое содержание, народная мудрость, но и богатый народный язык, поэтичность и выразительность этих произведений.  Русская классическая литература, музыка, начиная с творчества А.С.Пушкина и М.И. Глинки, развивались на основе народной поэзии и музыки, а многие русские художники( Н. Васнецов, И. Репин, М. Врубель и др.) использовали для своих картин поэтические сюжеты народных песен и сказок .
    Итак, на какую тему мы будем вести разговор на сегодняшнем уроке?
    Говорят дети: (на экране) устное народное творчество или фольклор (прочитать хором)
    Учитель:
    – Наш необычный урок будет проходить в виде конкурса двух сторон: «Красны девицы» – « Добры молодцы».
    – Как вы понимаете: красны девицы, добры молодцы(ответы детей).
    – Как вы считаете, с какой целью проводим этот урок.
    Говорят дети:
    Лучше, больше узнать как богат,
    многогранен русский фольклор.
    Показать гостям, как много жанров.
    Знать обычаи, традиции наших предков.
    Уметь представить каждый жанр в русском, народном стиле….
    Учитель: оценивать ваши способности будет наше жюри : …..
    Представляя жанры, помните о напевности, поэтичности, будет ещё оцениваться активность.
    Содержание мероприятия.
    На экране репродукция картины В. Васнецова «Богатыри».
    Былины – первый жанр, который мы будем сегодня представлять.
    Былины – это своеобразные старинные народные песни, повествующие о событиях прошлых веков, о вражеских набегах, о жестоких кровопролитных битвах, которые развёртывались на российских полянах.
    – Скажите, вам знакома эта репродукция? (В. Васнецов «Богатыри»)
    -Назовите  имена русских богатырей? ( Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша попович).
    -Почему художник изобразил трёх богатырей?  ( число три в древности имело значение множественности).
    – Трое богатырей, стоящих на заставе, как бы олицетворяют весь народ.
    – Скажите как нужно читать былину?
    Темп? (медленно, напевно, неторопливо)
    Тон? ( торжественный, плавный, спокойный)
    Гусли – старинный струйный инструмент.
    – Попробуйте прочитать отрывки из былин, учитывая эти рекомендации.
    2) – Представьте весёлую ярмарку. Кого там  только не было! Фокусники, бродячие актёры и, конечно скоморохи с потешками и прибаутками.
    Следующий жанр устного народного творчества: Прибаутки, потешки, песенки.
    Опережающее задание: Значение слова потешка словарь Ожегова ( читает ученица)
    – Так кто сегодня нас потешит!
    На экране: потеха – потешать – потешка.
    – Чем объеденены эти слова? ( они однокоренные)
    Дети представляют данный жанр устного народного творчества.
    1.
    Как задумал комарик жениться
    Как взял себе мушку – невесту
    Он неряху, неряху, неряху.
    Она только по ………. летит
    Из кувшинчиков сметану поедает
    Комарика  бедного ……..
    Полетел комарик во лесок,
    Уполоз комарик на дубок.
    Как поднялися буйные ветры,
    Размахались, раскачались все дубочки.
    Он зашиб себе буйну головку.
    Прилетели мушки – дружки да во кружечек,
    Стали комарика собирать во колочек,
    И сделали ему коробочек
    Ореховой скорлупки,
    Накрыли его в три рогошки,
    Положили его при дорожке
    ……………..
    ……..
    2.
    Как на тоненький ледок
    Выпал беленький снежок.
    Выпал беленький снежок.
    Ехал  Ванюшка –дружок
    Ехал Ваня, …..
    …………..
    Он упал, упал – лежит
    Никто к Ване не бежит…
    Таня с Машей увидали –
    Прямо к Ване подбежали.
    Прямо к Ване побежали
    Да за обе руки брали
    Они брали, подымали,
    На коня его сажали,
    В путь – дорогу провожали:
    – Как поедешь ты Иван,
    Не зевай по сторонам.
    3.
    Скок – поскок!
    Молодой дроздок
    По водичку пошел,
    Молодичку нашел
    Молодичка
    Невеличка –
    Сама с вершок
    Голова с горшок
    Молодичка – молода
    Поехала по дрова,
    Зацепилась за пенёк
    Простояла весь денёк.
    Небылицы – своеобразные народные юморезки.
    Это жанр, который своим содержанием даёт мощный толчок к развитию воображения и юмора.
    Небылица в лицах, небывальщина,
    Небывальщина да неслыхальщина.
    По поднебесью сер медведь лежит,
    Он ушками, лапками помахивает.
    Он черным хвостом принаправливает.
    Небылица а лицах, небывальщина,
    Небывальщина да неслыхальщина,
    На горе корова белку лаяла,
    Ноги …………………………..
    Небылица в лицах, небывальщина,
    Небывальщина да неслыхальщина,
    На дубу свинья гнездо свила,
    Гнездо свила, деток вывела.
    Мылы деточки поросяточки
    По сучкам сидят, поверхам глядят,
    По верхам глядят, улететь хотят.
    Небылица в лицах, небывальщина,
    Небывальщина да неслыхальщина.
    4)Русские народные песни
    Большинство  народных песен связано с трудом, бытом простых людей, с обычаям и, конечно, с праздниками.
    А ещё своими песнями люди старались задобрить природу, вызвать её расположение, чтобы вовремя пришло тепло, были солнце и дождь, которые помогли бы ему вырастить богатый урожай. Люди верили, что путём просьб, требований, заклинаний, обрядов они смогут повлиять на течение событий и свою жизнь, изменив её к лучшему.
    Русская народная песня « На горе – то, калина»
    На горе – то, калина
    Под горою малина.
    Ну что ж ,кому дело, калина!
    Ну кому какое дело, малина!
    Там девицы гуляли,
    Там красные гуляли,
    Ну что ж, кому дело, гуляли!
    Ну кому какое дело ,гуляли!
    Калинушку ломали,
    Калинушку ломали,
    Ну что ж, кому дело, ломали!
    Ну кому какое дело, ломали!
    Во пучочки вязали,
    Во пучочки вязали,
    Ну что ж, кому дело, вязали!
    Ну кому какое дело, вязали!
    На дорожку бросали,
    На дорожку бросали,
    Ну что ж, кому дело, бросали!
    Ну кому какое дело, бросали!
    Танцуют девочки, а все остальные дети поют.
    5. Считалки.
    – С чего начинается каждая игра? (со считалки)
    Учитель:
    – «Кокол, бокол, шишел, вышел»;

    Раз, два, три, четыре,
    Жили мошки на квартире.
    К ним повадился сам – друг,
    Крестовик – большой паук.
    Пять, шесть, семь, восемь,
    Паука давай попросим:
    «ты обжора, не ходи»
    Ну – ка, Машенька, води!
    Завтра с неба прилетит,
    Синий, синий, синий кит.
    Если веришь, стой и жди,
    А не веришь – выходи!
    Взял Егор в углу топор,
    С топором пошел во двор,
    Стал чинить Егор забор,
    Потерял Егор топор,
    Вот и ищет до тех пор…
    Поищи и ты топор!
    6)  Загадки  – древнейший вид устного народного творчества.
    Тематика загадок – самая разнообразная. Загадка развивает сообразительность.
    Две команды «Добры молодцы» и « Красны девицы»
    Одна команда играет против другой.
    Учитель:
    Два раза родится,
    а один раз умирает.(птица)
    Чем больше из неё берешь,
    Тем больше она становится. (яма)
    Тонкая девчонка,
    Белая юбчонка,
    Красный нос.
    Чем длинней ночи,
    Тем она короче,
    От горячих слез. (свеча)
    Гуляет в поле, да не конь,
    Летает на воле, да не птица. (ветер)
    Есть спина, а не лежит,
    Четыре ноги, а не ходит,
    Но всегда стоит
    И всем сидеть велит. (стул)
    Сам худ,
    Голова не пуд,
    Как ударит –
    Крепко станет. (молоток)
    Сперва блеск,
    За блеском треск,
    За треском плеск. (молния, гром, дождь)
    7)Поддержка гостей.
    – Возвратимся  к жанру устного народного творчества – русские народные песни.
    Исполняет папа  Гриши – Николай Владимирович.(игра на баяне)
    Скороговорки –  безобидной и весёлой словесной игрой детей были быстрое  повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Для скороговорки важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее, но и чисто и красиво.
    Ведь недаром народ дал скороговоркам еще одно имя – чистоговорки.
    Команды по очереди представляют этот жанр устного народного творчества.
    У Любашки – шляпка,
    У Полюшки – плюшка,
    У Павлушки – шлюпка,
    У Илюшки – клюшка.
    У нас на дворе – подворье
    Погода размокропогодилась.
    Орел на горе. Перо на орле.
    Мылась мила мылом.
    Ткач ткёт ткани на платье Тане.
    Учитель: Всех скороговорок  не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
    – Возвращаемся к жанру устное  народное творчество – русская народная песня « В деревне было Ольховке»
    В деревне было Ольховке.(2раза)
    Припев :
    Лапти, да лапти, да лапти мои
    Эх, лапти, да лапти, да лапти мои
    Эх, лапти мои, лапти липовые
    Вы не бойтесь ходите,
    Тятька новые сплетёте!
    Эх ну! Тьфу.
    Там жил- был парень Андреяшка
    Полюбил Андреяшка Порашку
    Он носил ей дорогие подарцы
    Всё прянцы да баранцы
    Не велел ему Тятька жениться…
    Эх, заплакал тут наш Андреяшка.
    А за ним заревела Парашка.
    8)Пословицы, поговорки –  маленькие произведения устного народного творчества.
    В пословицах много тонкого народного юмора, остроумия, народной мудрости.
    Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют.
    Тематика пословиц разнообразна: о Родине, о дружбе, о труде, об уме, о доме, о глупости, о счастье, о несчастье, о смелости, о трудности, о том каким надо быть человеку.
    Знать пословицы и поговорки, уметь вовремя и кстати употреблять в речи для точного выражения своей мысли – большое дело. Всему этому надо учиться.
    – Проведем конкурс между командами.
    Продолжи пословицу
    Командам вспомнить пословицы и поговорки где встречаются числа.
    Не смейся над старшим – сам будешь стар.
    Не всяк умен, кто красиво наряжен.
    Баба и кошка в избе, а мужик и собака – во дворе.
    Баба с возу – кобыле легче.
    Семеро одного не ждут.
    Семь раз отмерь, один раз отрежь.
    Заблудился в трёх соснах.
    Один в поле не воин.
    Седьмая вода на киселе.
    9)Русские народные сказки.
    Учитель:
    – Какие  русские народные сказки вы знаете?  (ответы детей)
    Читает ученица:
    За ступенькою ступенька –
    Станет лесенка,
    Слово к слову
    Ставь складненько –
    Будет песенка,
    А колечко на колечко –
    Станет вязочка
    Сядь со мною на крылечко
    Слушай сказочку.
    Русская народная сказка «Лиса и журавль»(инсценировка : сказочник, лиса, журавль, дети в костюмах)
    10) Частушки.
    – Издавна на Руси дорогих гостей встречали блинами, пирожками, сушёными грибами, веселыми песнями и задорными частушками. Следующий жанр русского народного творчества ….частушки!(дети хором)
    Дети поют частушки.
    Заключение.
    Учитель: я думаю, что сегодняшний разговор о жанрах устного народного творчества получился живой и интересный. Можно было бы еще поговорить  о таком виде устного народного творчества как причитаниях или закличках, которым более  100 лет.
    Дождик, дождик веселей
    Чтобы травка зеленей
    Божья коровка, улети на небо
    Принеси нам хлеба…
    – Это пришло к нам от наших предков.
    Но хороша веревка длинная, а речь короткая.
    Необъятное объять невозможно.
    – Хочу   задержать ваше внимание на том, что есть такие ученые – фольклористы, которые специально собирают сказки, загадки, частушки, а потом всё это появляется в книгах, публикуются.
    Выставка книг.
    – Вот такими книгами вы пользовались при подготовке у уроку.
    Спасибо вам! Я очень довольна. Вы чудесно, здорово представили жанры устного народного творчества. И если мы хотя бы чуть- чуть потешили и развеселили наших гостей – это и будет наивысшей оценкой нашей работы, нашего труда.
    Урок окончен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *