Сочинение на тему устное народное творчество 8 класс

11 вариантов

  1. Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folklore — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.
    Стоит отметить, что фольклор это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации — жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности не
    скольких видов искусств.
    Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа. Фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор.
    Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.
    В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость “словесного текста напева и характера исполнения”, сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII–XIX веках, можно составить представление о былинах XI–XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500–600 лет назад.
    Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.

  2. Устное народное творчество, фольклор – это источник вековой народной мудрости. В этом утверждении заключена неоспоримая истина, ведь свое начало народное творчество берет еще с глубокой древности. Народный фольклор отражал опыт предыдущих поколений, его несли из уст в уста, поскольку письменность в те далекие времена была не распространена.
    Все сферы жизни наших предков нашли свое оригинальное отражение в фольклоре. Именно поэтому устное народное творчество имеет такое богатое жанровое разнообразие. Это приметы, загадки, всеми любимые пословицы и поговорки, сказки и суеверные рассказы, шутки-прибаутки и анекдоты, колыбельные и частушки, баллады и былины, предания и легенды, исторические и лирические песни, семейно-бытовая и календарная обрядовая поэзия и даже целые драматические произведения. Каждому жанру присущи свои уникальные особенности и традиционно выверенный способ выражения и передачи. Многие жанровые виды фольклора включают в себя элементы театрализации и предполагают исключительно живое исполнение, что наполняет их новыми красками, обогащает душевностью каждого исполнителя в частности и последующего поколения в общем. Но при этом основная идея, ведущий замысел, общепринятый моральный и поучительный стержень, эстетическое оформление остаются неизменными. Все это возможно благодаря крепкой и неразрывной связи устного творчества с многовековыми традициями.
    Такая особенность фольклора делает его близким и понятным любому человеку, независимо от возраста, пола и социального статуса. Даже в младенческом возрасте люди способны воспринимать интонационное, звуковое, речевое и смысловое богатство фольклора, которое, несомненно, влияет на их эмоциональное развитие и мозговую деятельность. Простота и завершенность форм, обобщенность образов, возможность легкого воспроизведения – эти качества народного творчества близки по своей природе к творчеству детей, и поэтому им так нравятся. По произведениям русского народного творчества современному взрослому поколению легко узнать и понять, как и чем жили наши далекие предки, какие проблемы их беспокоили и как они учились их решать. В фольклорных произведениях заключены многолетние наблюдения, воспроизведены традиции и обряды народа, выражена общая оценка жизни и коллективное мнение. Весь фольклор пронизан истинными жизненными ценностями, морально-этическими установками и благими поучениями.

  3. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. С давних пор люди слагают песни о своей жизни, о важных событиях. Со временем эти события отходят в прошлое, умирают их участники. Давними становятся и сами песни, однако они не забываются — люди продолжают их петь.
    Песни, в которых изображены важные события и выдающиеся личности прошлого, называются историческими.
    В старинных исторических песнях рассказывается о героичес­кой борьбе народа с иноземными завоевателями и поработителя­ми. Они отличаются высоким духом патриотизма. В них поется о славных походах и блестящих победах, тяжелых дорогах ратной славы. В них также проявлялись людские мечты и надежды, в них же нашли свое отражение характер русского народа, его доб­рота, щедрость, душевность.
    Наверное, нет такого места, которое так или иначе не было бы запечатлено в устном народном творчестве. Так, в исторических песнях упоминаются и Волга-матушка, и Ростов-батюшка, и Нов­город, и речка Кержинка, и «славный город Кострома»; рассказы­вают эти песни о народных героях: о добром молодце Емельяне- козаке (Пугачеве), Степане Разине, о Ермаке и их героической ги­бели.
    Песни разинского цикла, в отличие от других исторических песен, не только эпические, но и лирические. Эти песни нельзя назвать простой летописью событий. Их значение шире. В них не только объективное повествование о происходящем, прежде всего они являются выражением народного сочувствия к восстанию и его вождю. Правдиво выражая отношение народа к разинскому движению, они идеализируют образ Разина, поэтизируют деятель­ность разинцев. Поэзией овеяны картины их подвигов, сборов, столк­новений с царскими войсками, их драматическая участь. Так, на­пример, обращаясь к своим «братцам» — удалым добрым молод­цам, Разин говорит:
    Ах, как бы нам добиться до тихих мест,
    Что до той ли до проточинки Червоныя,
    Как до славного до острова Кавалерского.
    Ах, там ли нам, братцы, дуван делить.
    Нам атласу и бархату по размеру всем,
    Золотой парчи по достоинствам,
    Жемчугу по молодечествам,
    А золотой казны сколько надобно.
    Основная идея таких песен — выражение стремление к свобо­де. Они отражают самые сокровенные мысли и чаяния крепостно­го крестьянства начиная с XVII века и до реформы 1861 года.
    В XVIII — первой половине XIX вв. возникло большое коли­чество так называемых солдатских песен, оригинальных по свое­му содержанию. В них отразились важнейшие военные события тех лет. Это песни о Семилетней войне (1756—1761), о походах Суворова (1799) и Отечественной войне 1812 года, о тяготах длительных военных переходов. В исторических песнях этого времени правдиво отражена повседневная жизнь солдат «на да­лекой чужбине», тяжелые учения, тоска по родине и родной семье. Солдатские песни той поры пополнили народный песен­ный репертуар произведениями новой тематики, новых образов, мыслей, чувств.
    В исторических песнях получила отражение и русско-турец­кая война 1877—1878 годов. Этй война в песнях рассматривается как война за национальную независимость славян.
    Немало песен создано о Первой мировой войне. В них говори­лось о выносливости, мужестве и патриотизме русских солдат. А основным жанром песен того времени был жанр песни-рассказа участника или очевидца тех или иных событий. Все эти песни печального содержания, с налетом трагичности.
    Главное в народных песнях — выражение отношения народа к различным жизненным явлениям. А в исторических песнях отражено отношение простого народа к важнейшим событиям истории, начиная с давних времен и кончая нашими днями.

    читать похожие:

    УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
    Устное народное творчество в нашей жизни
    Народное начало в «Книге про бойца» А. Т. Твардовского «Василий Теркин»
    ОТРАЖЕНИЕ В ЛИРИЧЕСКИХ ПЕСНЯХ ДУШЕВНОЙ КРАСОТЫ НАРОДА сочинение

  4. 4
    Текст добавил: Хейли Маршалл

    Как многие из нас знают фольклор это не только стихи или рассказы. В этом есть своя изюминка, здесь театральные представления и так далее. Все эмоции очень ясно передаться, эмоциями, жестами и даже интонацией голоса.
    Путь нашего народа был очень длинным. Фольклор накапливался в истории нашего народа. Именно он отличается от всех видов творчества своим разнообразием, и богатым наследием. Здесь мы можем найти очень много сказок, пословиц и поговорок, песен, и так далее, и этот список далеко не полный. Кроме всех этих разновидностей жанров, которые, по сути, могут присутствовать в любом творчестве.
    Народный фольклор имеет свои уникальные и творческие жанры. Это, конечно же, загадки и пословицы. Они присуще не только для нашего народа, но и для любой точки мира. В любом городе можно услышать какую-то особенную местную поговорку. Таких много, и даже некоторые люди любят коллекционировать эти жемчужины народного жанра.
    Но существует и фольклор присущий только определенной стране. Это очень любопытная тенденция. Так, допустим, русским принадлежит большее количество частушек. Первая частушка написана на этой земле, и этот жанр целиком и полностью принадлежит русскому народу. А вот украинскому народу принадлежат думы. Это очень интересные произведения, которые нравятся разным народам.
    Такую значимость фольклор имеет благодаря тому, что в нем отображаются различные народные традиции. Это очень важно унаследовать, ведь каждый хочет знать, что было до него. Все это передается из поколения в поколение, и каждый народ это свято бережет.
    Хранить фольклор своих предков очень важно, важно его знать и уважать.
    Сочинение на тему народная мудрость в произведениях устного творчества русского фольклора (сказках, былинах)

  5. Устное народное творчество — начало искусства слова
    Устное народное творчество — это древнейший вид словесного творчества человека. Возникла она еще много веков назад, когда письменности не было и люди не знали, что такое буквы. Как же возникали такие произведения? Один человек составит, скажем, сказку, переведет ее другим, а те еще кому, и так произведение передается от человека к человеку, из одной местности в другую. Передавая из уст в уста сказку, песню, пословицы, поговорку или загадку, люди могли изменять ее, добавлять что-то свое. Таким образом, один и то же произведение в разных областях мог иметь некоторые отличия. Если литературное произведение пишет некая один человек или несколько людей, то народная песня или поговорка появляется в результате общения многих людей, и уже невозможно установить, кто ее придумал первым. Много народу участвует в ее создании, именно поэтому произведения, появились и долгое время не были записаны на бумаге, называются народных произведений. Другое название устного народного творчества — фольклор. Это слово в переводе с английского означает “народная мудрость”. Двести-триста лет назад появились такие люди, которые интересовались этой творчеством и начали ее записывать на бумагу. Это были писатели, ученые или просто грамотные и образованные люди. Благодаря этим людям, которые тратили свое время и прилагали усилия, мы можем прочитать такие произведения просто в книге, нам не надо искать тех, кто знает много пословиц или сказок, чтобы познакомиться с народным творчеством.
    В повседневной жизни каждый из нас использует фольклор, не замечая этого. Сначала мама поет нам колыбельные песенки, потом в детском садике мы изучаем загадки. А вот в школе мы знакомимся с остальными видами народного творчества. Сначала изучаем сказки, поговорки и пословицы, затем частушки, песни, думы.
    Поговорки и пословицы несут в себе то, что называют народной мудростью. Когда я не хочу делать домашнее задание, то папа говорит: “Не побегаешь — не пообедаешь”. И я понимаю, что он имеет в виду не то, что тот, кто не бегает, остается без обеда, а то, что я не получу хорошую оценку, если не выполню домашние упражнения. Поговорки и пословицы охватывают различные темы, а именно: различные человеческие недостатки, семейно-бытовые отношения, здоровье, труд, смелость и отвага, бедность и богатство, счастье и горе и многие другие.
    Произведения устного народного творчества всегда отличаются тем, что легко читаются, легко запоминающиеся небольшие по размеру. Это вполне понятно, потому что они нигде не записывались, а запомнить длинный и тяжелый произведение невозможно.
    Сейчас считают, что фольклор появился гораздо раньше, чем другие произведения, и я вполне согласен с этим, потому что существовал он уже тогда, когда люди и не представляли, что существуют буквы.

  6. 6
    Текст добавил: незатыкаемый фонтан

    «Польза и красота» произведений устного народного творчества. Изучая устное народное творчество, мы можем узнать обо всех радостях и горестях, выпавших на долю нашего народа. Раньше, когда люди не умели писать, сведения обо всех великих событи­ях, битвах, победах и поражениях передавались следующим по­колениям в форме песен, былин, сказаний. Народ не хотел и не умел забывать своих героев и поэтому часто одних наделял сверх­человеческими качествами: суперсилой, супербыстротой, супер­меткостью, другим присваивал волшебные свойства и предметы: шапку-невидимку, меч-кладенец, сапоги-скороходы.
    Устное народное творчество очень поэтично. В песнях и бы­линах часто можно увидеть восхищение неповторимой красотой родной земли, любовь к ее просторам, заливным лугам, широ­ким морям, бескрайним степям. И наш народ всегда был готов защищать родину от посягательства чужеземных захватчиков, которым в народном творчестве отводится роль злых, коварных и лживых врагов.
    Веками оттачивалась народная мудрость, приобретая форму пословиц и поговорок. Как точны и емки эти короткие фразы, в них отразилась и любовь нашего народа к труду, и тяга его к пости­жению нового, и восхищение доблестью, щедростью, настоящей дружбой.
    Календарные песни помогали людям отслеживать смену вре­мен года, вовремя сеять и убирать хлеб. А с какой точностью, как внимательно отмечали они перемену погоды, изменение в пове­дении птиц и животных. Мы и сегодня с благодарностью пользу­емся народными приметами.
    Таким образом, благодаря устному народному творчеству мы можем многое узнать о жизни, верованиях и занятиях людей, су­мевших через века передать потомкам свою мудрость и богатый жизненный опыт.

  7. Урок № 2.
    Тема: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
    Цели: 1. Пополнить знания учащихся об устном народном творчестве.
    2. Накапливать и повторять материал по данной теме, научить
    использовать его в жизни, понимать смысл УНТ, расширять
    кругозор учащихся, воспитывать уважение к культуре своего
    народа.
    Оборудование: 1. Оформление доски.
    2. Проигрыватель.
    Эпиграф: «Пословица и поговорка – одновременно
    и явление языка, и явление искусства.
    Ёмкое пословичное суждение только в
    речи раскрывает свой смысл…»
    (исследователь фольклора В.А. Аникин)
    ХОД УРОКА
    1.Беседа. Стр. 10 – продолжить цитату В.А. Аникина.
    ? – Рассказать, как изучался фольклор, как собирали его, какие собиратели и сказители вам известны.
    ? – Что вы знаете об обрядовом фольклоре? Чему он посвящался? Как исполнялся?
    ? – Рассказать о колыбельных песнях. Каково их содержание? Пожелания? Привести примеры.
    Колыбельные песни красивы и добры. Содержание песен – пожелание удачи, благополучия, радостного труда в будущем, а пока… «Приди, киса, ночевать, приди Васеньку качать». «Будешь в золоте ходить, чисто серебро носить». «Спят усталые игрушки, Мишки спят…» , «Рыбки уснули в пруду, птицы умолкли в саду, глазки скорее сомкни, спи, моя радость, усни…».
    ? – Пестушки и потешки.
    От слов «тешить», «потешать», «пестовать», «нянчить», «холить». Потешки и пестушки поются во время первых движений ребёнка, его кормления. «Потягушеньки», «порастушеньки», «попрыгушеньки».
    ? – Прибаутки ?
    Маленькие сказочки в стихах. В прибаутках – перевёртышах всё наоборот: («ушастая свинья свила гнездо на дубу»). Ребёнок учится смеяться, ставить всё на свои места.
    ? – Заклички и приговорки?
    «Поливай ковшом!», «Дождик, дождик, пуще, дам тебе гущи!», «Дождик, дождик, перестань поливать мою герань!», «Солнышко – солнце! Выгляни в оконце!»
    ? – Считалки?
    Это счёт в простейшей форме. Им решали, кому водить, используя их в детской игре.
    «Эники, беники ели вареники,. Эники, беники Фокс».
    «На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой? Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей».
    «Вышел немец из тумана, вынул ножик из кармана: буду резать, буду бить, всё равно тебе галить!»
    «А на Д, урики, факи, торба, орба, Инду смаки, деус, деус. Краснодеус, бокс»
    «Катилася торба с великого горба. В этой торбе хлеб, соль, вода, пшеница, с кем хочешь – с тем поделись. Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей».
    ? – Скороговорки?
    Словесная игра, когда в одной фразе совмещаются трудные для выговаривания звуки.
    Привести примеры.
    ? – Загадки?
    Загадка замышляет, задумывает, предлагает отгадать то, что скрыто иносказанием. Загадки открывают много чудесного в окружающем нас мире. Особенности загадок – рифма, ритм.
    «Висит груша, нельзя скушать».
    «Висит сито, не руками свито»,
    «Что портится быстрее всех?» (настроение).
    «Что быстрее всего на свете?» (мысль)
    «За стеной костяной, соловейко, спой!» (язык).
    «Маленьким, кругленьким докинешь до неба. (глаз).
    «В брюхе баня, в носу решето, одна рука, да и то на спине». (самовар).
    «Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает».
    «Кланяется. Кланяется. Придёт домой – растянется».
    «Разноцветное коромысло над речкой повисло».
    «Десять мальчиков живут в десяти чуланчиках».
    «Новая посудина, а вся в дырках».
    ? – Пословицы и поговорки? Сходство и различие. Примеры.
    Слабый с полдороги возвращается.
    Чем плсотни слов пустых, лучше одно ясное.
    Многословие не без пустословия.
    Я – последняя буква в алфавите.
    Лучше воду пить в радости, чем мёд в кручине.
    Шила в мешке не утаишь.
    Не потопаешь – не полопаешь.
    Мороз не велик, да стоять не велит.
    Лягушке неприятно вспоминать, что она была головастиком.
    Скучен день до вечера, коли делать нечего.
    ! – Сопоставим русские пословицы с пословицами других стран мира.
    Обратим внимание на то, как звучат некоторые пословицы, переведённые на другие языки. (Зачитывается пословица иностранная, учащиеся находят синонимичную по смыслу русскую пословицу):
    1. Леди, покидая автомобиль, тем самым увеличивает его скорость. (англ.).
    Русская – Баба с возу – кобыле легче.
    2. Недостаток ума компенсируется ходьбой.
    Русская – Дурная голова ногам покоя не даёт.
    3. Хорошая память порой дурно влияет на зрение.
    Русская – Кто старое помянет – тому глаз вон.
    4. То, что нельзя сказать за бутылкой содовой, можно сказать за бутылкой «Виски».
    Русская – Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.
    5. Кто надеется на ужин соседа, остаётся голодным. (нем.)
    Русская – На чужой каравай рот не разевай.
    .6. Булочника на хлебе не проведёшь. (ипан.)
    Русская – Старого воробья на мякине не проведёшь.
    7. Ошпаренный петух от дождя убегает. (франц.)
    Русская – Обжегся на молоке – дуешь на воду.
    8. Тот не заблудится, кто спрашивает. (итал.)
    Русская – Язык до Киева доведёт.
    9. Лучше оступиться, чем оговориться.
    Русская – Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
    10. После обеда приходится платить. (нем.)
    Русская – Любишь кататься – люби и саночки возить.
    ? – Рассказать о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают частушки? Как в частушках отражается время? Умеете ли вы исполнять частушки?
    Пропеть частушки.
    Д/З 1. Былины. Предания. (Повторить).
    2. Стр. 13 – 17 (читать, отвечать на вопросы).
    3. Придумать частушки на школьную тему.

  8. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
    Песни. Частушки. Предания
    Школьники, начиная
    с 5 класса, последовательно знакомятся с различными
    жанрами устного народного творчества: в 5 классе —
    это народные сказки, предания, в 6 классе —
    обрядовый фольклор и пословицы, в 7 классе —
    пословицы и поговорки, былины, в 8 классе —
    песни, частушки, предания.
    Восьмиклассники
    легко усваивают сведения о народных песнях. Из всех фольклорных
    жанров именно этот жанр им более близок, он может быть предметом
    урока-семинара, в процессе которого школьники рассказывают о разных
    группах народных песен (хороводные, исторические, семейные, любовные,
    шуточные, календарные, песни-частушки и т. д.).
    Однако, чтобы
    подготовить такой урок, напоминаем, что на предыдущем уроке важно
    распределить между учащимися материал, о котором будут рассказывать
    школьники на уроке-семинаре. Такие небольшие сообщения могут сопровождаться
    групповыми песнями, исполнением частушек, ответами на вопросы по
    данной теме.
    Этой теме можно
    посвятить два-три урока. На первом уроке школьники вспоминают,
    что им известно о фольклорных жанрах из предыдущих классов:
    — Что вам
    известно о народных сказках? Какие сказки вами прочитаны? О чем
    они? Какие высказывания М. Горького о героях народных сказок
    вам запомнились? Какие мечты народа воплощены в жизнь (мечтали о
    быстром передвижении по воздуху…, мечтали в одну ночь ткать большое
    количество материи…, создали… и пр.)? Какие свойства характера
    воспеваются в народной сказке? Что порицается народом? При каких
    условиях достигается задуманное Иваном Царевичем или другим главным
    героем народной сказки? Как определяется жанр сказки? Сформулируйте
    определение.
    — Что такое
    пословица? Что хотел сказать народ и передать новым поколениям пословицами
    и поговорками? Чему научить, от чего предостеречь? Приведите примеры
    и объясните пословицу. Приведите примеры пословицы на одну тему
    различных народов мира.
    — Что вы
    знаете об обрядовом фольклоре? Чему он посвящался? Как исполнялся?
    Расскажите об этом.
    — Что вы
    знаете о былинах? Что такое былина? О чем слагались былины?
    Как исполнялись? Сопровождались ли звучанием музыкального инструмента?
    Каким именно? Была ли в былинах рифма? ритм? Кто герои былин? Расскажите
    об одной из былин и ее героях, об иллюстрациях И. Билибина
    и картинах В. Васнецова к былинам.
    — Расскажите,
    как изучался фольклор, как собирали его, какие собиратели и сказители
    вам известны.
    Такая беседа
    может быть особенно плодотворной, если на вводном уроке учитель
    дал задание повторить все, что изучалось ранее по этим жанрам в
    5, 6, 7 классах. Это важно для того, чтобы постепенно
    накапливался и повторялся материал по данной теме.
    Возможны для
    подстраховки и индивидуальные задания по каждой теме или групповые,
    например: одна группа готовит материал по сказке, другая —
    по былинам, третья — по пословицам, четвертая — по обрядовому
    фольклору… Именно в этом случае урок, начинающийся повторением,
    окажется максимально продуктивным, например:
    Колыбельные
    песни. Красота и доброта колыбельных песен. Содержание песен —
    пожелание удачи, благополучия («Будешь в золоте ходить, чисто
    серебро носить»), радостного труда («Спи, посыпай, боронить
    поспевай»), но это в будущем, а в настоящем — «Приди,
    киса, ночевать, приди Васеньку качать…».
    Пестушки
    и потешки. Пестушки, потешки — от слов «тешить, потешать»,
    «пестовать», «нянчить», «холить». Потешки и пестушки
    поются во время первых движений ребенка, его кормления («потягунюшки,
    порастунюшки, говорунюшки, руки хватунюшки, ноги ходунюшки»).
    Прибаутки.
    Маленькие сказочки в стихах. В прибаутках-перевертышах все
    наоборот («ушастая свинья свила гнездо на дубу»). Ребенок
    учится смеяться, ставить все на свои места.
    Заклички
    и приговорки. Обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам —
    закличка. Приговорка — обращение к улитке, птичке, мышке с
    просьбой дать новый зубик вместо выпавшего, передразнивание птиц.
    Например, обращение к дождю — «Поливай ковшом», солнцу —
    «Выгляни в окошечко». Игровые припевы и приговоры: «хозяин»
    зовет «гусей-лебедей» домой.
    Считалки.
    Это счет в простейшей форме. Счетом решали, кому водить («Раз, два,
    три — полетели комары!»). Использовались считалки в детской
    игре.
    Скороговорки.
    Словесная игра, когда в одной фразе нарочно совмещаются трудные
    для выговаривания звуки («На дворе трава, на траве дрова»).
    Загадки.
    Загадка задумывает, замышляет, предлагает отгадать то, что скрыто
    иносказанием («Висит сито, не руками свито»). Загадки открывают
    много чудесного в окружающем нас мире.
    Особенности загадок
    (рифма, ритм).
    Вопросы
    к теме:
    — Кто больше
    знает прибауток и небылиц? («Дон, дон, дон!..», «Долгоногий
    журавель на мельницу ездил…», «Скачет галка по ельничку…»,
    «Был у бабушки коток…») — конкурс.
    — Кто больше
    знает закличек и приговорок? («Дождик, дождик, пуще…», «Уж
    дождь дождем…») — конкурс.
    — Кто больше
    знает считалок? («Тука-тука…», «Раз, два, голова…»,
    «Аты-баты — шли солдаты…») — конкурс.
    — Кто больше
    знает скороговорок? («На дворе трава…», «Вашему пономарю…»,
    «Пришел Прокоп…») — конкурс.
    — Кто больше
    знает загадок и умеет их разгадывать? («Что быстрее всего на свете?»,
    «За стеной костяной, соловейко, спой!», «Маленьким, кругленьким
    докинешь до неба». Отгадки — Мысль. Язык. Глаз.) —
    одна группа загадывает, другая отгадывает.
    Русские
    народные сказки. Сказка полна чудес. Виды народных сказок.
    Особенности (повторы, зачины, концовки, постоянные эпитеты).
    «Василиса Прекрасная»,
    «Царевна-лягушка» и другие сказки по выбору учителя, учащихся.
    Волшебная
    сказка внушала уверенность в победе добра и справедливости
    над враждебными силами.
    Бытовые
    сказки и их смысл в осуждении пороков (жадности, наживы и
    корысти).
    Сказки
    о животных. Их герои — звери, птицы. Сказки о животных
    помогали людям верно понимать жизнь, людские нравы, взаимоотношения.
    Этапы
    работы над темой:
    — Кто лучше
    знает сказки и умеет их сказывать?..
    — Продолжи
    сказку и подумай, как она называется… (Учитель подбирает для этого
    сказки.)
    — Какая
    сказка так заканчивается?..
    — Инсценирование
    любой избранной вами сказки.
    — Сказывание
    сказок (дайте отзыв).
    — Рассмотрите
    репродукции картин, иллюстраций на фольклорные темы (дайте отзыв).
    — Создание
    устных сочинений на темы: «Рождение сказок», «Исследователи»,
    «Собиратели».
    — Создание
    собственной сказки (волшебной).
    — Создание
    иллюстраций к сказкам и обсуждение.
    — Работа
    с картинами и иллюстрациями (на темы русских народных сказок). И. Билибин,
    В. Васнецов, Н. Рерих и др.
    — Прослушивание
    и обсуждение актерского чтения. «Иван Царевич и Серый Волк»,
    «Финист — ясный сокол», «По щучьему веленью», «Горшеня»,
    «Чего на свете не бывает» (фрагменты).
    Былины
    Исследователь
    русского фольклора В. П. Аникин пишет о былинах: «Социальные
    идеалы былинного эпоса родились в борьбе Древней Руси с иноплеменниками:
    герой былин защищает честь и достоинство родины, он беспощаден к
    врагам. Главный город на Руси, которому богатыри служили, —
    Киев… Столь же прославлен в былинах Новгород. Три главных богатыря
    воплотили в себе воинскую доблесть русского народа, ревниво оберегавшего
    свою честь и достоинство: это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша
    Попович. …В новгородских былинах пахарь Микула поставлен
    выше князя Вольги. …Садко нажил сказочное богатство — стал
    купцом. …В некоторых богатырях видят реальных лиц: из летописи
    известно, что действительно жил Добрыня, историчен и сам Владимир —
    великий киевский князь. Однако рассказ о событиях в былинах всегда
    соединяется с откровенно фантастическим вымыслом…»
    Вольга
    и Микула
    Воплощение в
    былине нравственных устоев русского народа, прославление мирного
    труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие,
    мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, физическая
    сила).
    Илья
    Муромец и Соловей-разбойник
    Бескорыстное
    служение родине и народу. Мужество, благородство.
    Садко
    Народное представление
    о честном купце. Доброта, великодушие, смекалка.
    Былины об Илье
    Муромце. Добрыня и Змей. Былины об Алеше Поповиче.
    Былины в изобразительном
    искусстве. Иллюстрации к былинам (И. Билибин, В. Васнецов,
    П. Корин, художники Палеха и др.).
    Конкурсные чтения
    или сказывания былин школьниками.
    Актерское чтение
    и обсуждение в классе.
    Обсуждение (диалоги,
    эссе, отзывы) иллюстраций к былинам (И. Билибин, В. Васнецов, художники
    Палеха и др.).
    Создание сочинений
    по былине или собственной былины. Отзывы.
    Пословицы и поговорки
    Народная мудрость
    пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Меткость
    и точность пословиц и поговорок. Краткость и выразительность. Прямой
    и переносный смысл.
    Теория
    литературы

    (пословица, поговорка)
    Расширение знаний
    о пословицах и поговорках, сопоставление с пословицами других стран
    мира. Иллюстрации и рисунки к пословицам и поговоркам.
    «Необозрима область
    жизни, охваченная пословицами и поговорками, — пишет исследователь
    фольклора В. П. Аникин. — Пословица и поговорка —
    одновременно и явление языка, и явление искусства. Емкое пословичное
    суждение только в речи раскрывает свой смысл. «Не в свои сани не
    садись», — говорит пословица. Ее употребляют, когда хотят сказать:
    не равняйтесь с тем, кто тебе не ровен по положению, но она может
    иметь и другой смысл: не берись не за свое дело. А как разнообразны
    могут быть сами случаи, к которым применяют эту пословицу. Их просто
    невозможно перечислить».
    Этапы
    работы по теме:
    — Организация
    конкурсов и викторин на лучшее знание пословиц, рассказов о собирателях
    и исследователях пословиц.
    — Сопоставление
    с пословицами других стран мира.
    — Создание
    рисунков и обсуждение их (по теме «Пословицы»).
    — Обсуждение
    иллюстраций по теме «Пословицы и поговорки».
    — Создание
    сочинений, рассказов по одной из пословиц или с включением в рассказ
    многих пословиц по избранной школьниками теме.
    В конце урока
    распределяется материал по теме «Народные песни. Предания»
    по группам восьмиклассников.
    На втором уроке —
    рассказ учителя о народных песнях. Учитель расскажет об особом мире
    народной песни, о песнях исторических, хоровых, любовных, солдатских,
    семейных. Они рассказывают о том, что действительно было, о героях,
    об исторических событиях, об одном из эпизодов исторического события.
    Они повествуют о прошлом.
    Фольклористы
    обращают внимание на то, что исторические песни меньше былин и больше
    песен лирических, они сюжетны, их эпический характер проявляется
    в повествовательности, герои их, как правило, известные исторические
    деятели (Иван Грозный, Ермак, Разин, Петр I, Пугачев, Суворов
    и др.).
    Исторические
    песни изображают не только действия героев, но и их переживания.
    Собирание и публикация
    их связана с именами М. Д. Чулкова, П. Н. Рыбникова,
    Н. Е. Ончукова, И. А. Худякова, Б. Н. Путилова,
    а изучение — с именами О. Ф. Миллера, В. Ф. Миллера,
    А. Н. Веселовского, А. Н. Лозановой, Б. Н. Путилова.
    Известны песни о Кострюке (отголосок на женитьбу Ивана Грозного
    на дочери черкесского князя Темрюка — Марии), о взятии Казани,
    о гневе Ивана Грозного на сына, о Ермаке, о Степане Разине, о Емельяне
    Пугачеве, другие песни о воинах.
    Близки к этому
    жанру балладные песни, они остроконфликтны, среди них есть любовные,
    семейные, исторические (в них нет картин исторических событий, изображены
    исторически типичные ситуации), социально-бытовые баллады («Князь
    и старицы», «Оклеветанная жена», «Молодец и королевна»).
    Смысл баллад в выражении моральных оценок поведения персонажей,
    в глубоком гуманизме.
    Протяжные лирические
    песни — стихотворные произведения, которые поются в одиночку
    или хором. Главное содержание таких песен составляет выражение чувств
    и мыслей по поводу жизненных обстоятельств, которые их вызвали.
    Среди собирателей —
    М. Д. Чулков, В. Ф. Трутовский, А. С. Пушкин,
    Н. В. Гоголь, А. В. Кольцов. Среди ученых, изучавших
    лирические песни, — А. X. Востоков, А. Н. Веселовский,
    Н. П. Колпакова, В. Я. Пропп, В. Е. Гусев.
    Особый вид песен —
    бурлацкие, о рекрутчине, разбойничьи; а также игровые, хороводные,
    плясовые, обрядовые.
    Не менее интересный
    жанр песен — частушка. Эти короткие песенки называли в разных
    местах по-разному: «припевки», «пригудки», «приговорки»,
    «прибаски», «прибаутки».
    Первое специальное
    издание частушек — сборник Д. К. Зеленина «Песни
    деревенской молодежи», затем вышли «Сборник деревенских частушек»
    В. И. Симакова, «Сборник великорусских частушек»,
    сборники частушек М. И. Смирнова, С. Г. Лазутина,
    Н. П. Колпаковой и др.
    «У нас народ, —
    писал Н. А. Добролюбов, — сопровождает пением все
    торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и
    печаль».
    В. П. Аникин
    рассказывает о календарных песнях, подблюдных, хороводных, игровых,
    плясовых, любовных, шуточных, исторических, разбойничьих. В исторических
    песнях встречаются постоянные эпитеты (злата-серебра, скатный жемчуг
    и т. д.). Исторические песни XVI века включают в
    себя песни о взятии Казани, об Иване Грозном, о Ермаке. Исторические
    песни XVII века откликнулись на смерть сына Ивана Грозного,
    Дмитрия, появление двух Лжедмитриев, поход поляков на Русь, борьбу
    против них Минина и Пожарского, восстание Степана Разина. Сюжеты
    песен XVIII века связаны с походом на Азов, с булавинским,
    пугачевским восстаниями. Народные песни XIX века связаны с
    войной 1812 года, Крымской войной, с именами Суворова, Кутузова,
    Платова, Нахимова, Наполеона.
    Далее учитель
    расскажет об особенностях лирических, любовных песен, семейных,
    солдатских и пр. Однако самым важным будет рассказ о песнях
    исторических, так как они тесно связываются с последующими темами
    курса 8 класса.
    Следующим этапом
    этого урока будет чтение статьи учебника и обсуждение материала
    о народных песнях четырьмя группами учащихся, т. е. семинар,
    который содержит короткие сообщения восьмиклассников об исторических,
    любовных, семейных, рекрутских, солдатских и других народных песнях,
    сопровождаемые примерами песен, сообщениями о частушках, исполнением
    двух-трех частушек.
    В конце урока
    учитель подводит итоги работы учащихся, рассказывает об изучении
    и собирании песен, их сходстве и отличии от жанра былин, об исторических
    сведениях, которые несут исторические песни.
    Важно, чтобы
    в процессе рассказов, диалогов, исполнения песен и частушек у учащихся
    возникло желание постичь особенности песен исторических и лирических,
    солдатских и семейных. Это должно проявиться и в рассказах, и в
    исполнении песен.
    Интересно, например,
    обратить внимание на то, что исторические песни по сравнению с былинами
    являются более поздней формой народной поэзии, героями исторических
    песен были борцы за родину и права народа. Песни короче былин, отличаются
    от былин и манерой исполнения (былины сказываются, исторические
    песни поются), эпитеты более индивидуализированы. Исторические песни
    близки и к песням лирическим, например, в них есть лирические зачины
    («На заре то было, на зореньке…», «Ах туманы вы мои, туманушки…»),
    цель которых создать определенное настроение, подготовить к восприятию
    эмоционального содержания. Сравнения, встречающиеся в песне, часто
    общие и для других жанров устного народного творчества. Например,
    отрицательная форма («Не сизы орлы клохочут, Не серые гуси возголосят…»)
    близка к отрицательным формам в былинах.
    Лирические песни
    раскрывают внутренний мир человека.
    Расскажут учащиеся
    и о семейных, любовных, ямщицких, сатирических, солдатских песнях
    и их особенностях.
    Народные частушки
    также станут предметом разговора на таком уроке, причем всегда найдутся
    в классе школьники, умеющие их исполнять. Таким образом урок-семинар
    превращается в особенный урок — урок-праздник, на котором восьмиклассники
    продемонстрируют не только свои знания, но и умения, способности,
    таланты.
    При хорошей подготовительной
    работе урок становится для школьников интересным, запоминающимся.
    Подытоживая работу
    школьников, учитель отметит наиболее удачные ответы, сообщения,
    исполнение, вновь обратит внимание на исторические песни и предания,
    на передачу в них исторических событий, предложит еще раз перечитать
    предания, исторические песни к следующему уроку и подготовить ответ
    на вопрос: «Как сообщает народ об исторических событиях в преданиях
    и песнях?»
    Виды
    работы на уроке могут быть разными:
    — Беседа
    с учащимися дает представление о том, что запомнили они из рассказа
    учителя, чтения статей учебника и дополнительных материалов.
    — Индивидуальные
    рассказы о различных видах народных песен.
    — Конкурс
    на лучшее инсценирование обрядовой песни.
    — Конкурс
    на лучшее исполнение песни (любовной, исторической, шуточной —
    на выбор).
    — Сообщения
    учащихся о различных видах народных песен.
    — Организация
    вечера народной песни.
    — Уроки
    внеклассного чтения и развития речи на тему «Народные песни».
    — Прослушивание
    рассказа учителя о песенном жанре.
    — Чтение,
    осмысление и пересказ статьи учебника.
    — Подготовка
    докладов о песнях (обрядовых, исторических и пр.).
    — Создание
    иллюстраций к песням.
    — Создание
    сочинений на данную тему.
    — Написание
    собственных коллективных (от группы учащихся) песен, если такие
    творческие силы есть в классе.
    — Создание
    частушек на школьные темы.
    — Создание
    инсценировок, вечеров, концертов на тему «Фольклор на уроках литературы».

  9. Как Журавль и Цапля в гости ходили
    Мне всегда нравилось читать сказки: веселые и грустные, страшные и добрые, серьезные и забавные. Сейчас они живут в книгах, а раньше народ передавал их из уст в уста, рассказывая о своей жизни, о своих мечтах я надеждах. Сказки обязательно чему-то учат, разоблачая трусость и подлость, ложь и насилие, лицемерие и предательство. Поэтому они делают нас лучше и добрее: “Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок”.Вчера я прочитала русскую народную сказку “Журавль и Цапля” и подумала, как важно быть добрым, не высокомерным, не обидчивым. Людей необходимо ценить, понимать их. Тем, кто любит только себя, приходится нелегко в жизни. Эти люди чаще всего остаются одни. Почти как в прочитанной сказке.
    Однажды Журавль пришел свататься к Цапле, а она решила, что он ей не пара. “Нет, Журавль, не йду за тя замуж; у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то меня тебе нечем! Ступай прочь, долговязый!” – заявила, чванная Цапля и прогнала Журавля. Но через некоторое время, оставшись совсем одна, Цапля подумала и поняла, что зря отказала Журавлю, и решила согласиться с его предложением. Она отправилась к нему мириться. Но гордый Журавль не мог простить обиду: “Нет, Цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся!” Цапля заплакала, но даже ее слезы не тронули сердитого Журавля. Тогда, сгорая от стыда, обиженная Цапля решила никогда больше не мириться с ним. Ее не разжалобило даже то, что Журавль пришел еще раз, чтобы попросить прощения и предложить ей выйти за него замуж. Заносчивая Цапля указала на дверь. Вот так они ходят друг к другу свататься, но никак не женятся. Так и в жизни зачастую бывает.
    Люди не могут понять, почему у них не получается то, к чему они стремятся. А ведь причина кроется в самом человеке. И единственное, что требуется от него, – измениться самому. Стать терпимее к другим, добрее и доброжелательнее. Ведь только тогда, когда сам человек изменится, он изменит весь мир.

  10. Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folk -1оге — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.
    Стоит отметить, что фольклор это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации — жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности нескольких видов искусств.
    Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно – бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор.
    Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.
    В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость «словесного текста напева и характера исполнения», сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII—XIX веках, можно составить представление о былинах XI—XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500—600 лет назад.
    Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.

  11. Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folk-1оге — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.
    Стоит отметить, что фольклор это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации — жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности нескольких видов искусств.
    Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор.
    Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.
    В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость «словесного текста напева и характера исполнения», сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII—XIX веках, можно составить представление о былинах XI—XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500—600 лет назад.
    Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.
    ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *