Эссе на тему : Утопия и её место в общественной мысли нового времени.
Уже многие века , вплоть до настоящего времени , люди задаются мыслью о создании идеального государства. Экономисты всего мира ищут ответ на главный вопрос : как создать идеальную экономическую систему? Учёными и философами предлагается множество вариантов , разные подходы , существует множество мнений по тому как должно выглядеть идеальное общество , но ничего из того , что предложено не воплощено в жизни. То , что внедряется в одних странах , не подходит для других , на сей момент не существует шаблона , к которому можно подгонять экономики разных стран.
Томас Мор окончил Оксфорд , стал выдающимся адвокатом и известным писателем , одно из его наилучших произведений – это «Утопия». В этом произведении Мор описывает модель идеального государства . Вначале он выдумывает предысторию о том , как он познакомился через своего друга с одним путешественником – Рафаилом Гитлодеем , который очень одарён , судя по его рассказам , ораторским искусством и жизненным опытом , он многое видел в своей жизни и признаться , у меня возникло ощущение , что всё происходящее в книге реальность . Смысл в том , что Мор слушает рассказ Рафаила о его путешествиях , главное из которых – его пятилетняя жизнь в государстве Утопии .
Утопия – это вымышленное государство , расположенное на острове , в море , название которого Томас якобы забыл , кстати и само название «Утопия» переводится с греческого как «место , которого нет». Дальше в книге идёт подробный рассказ о устройстве этого государства , о расположении острова , о том , что на острове 54 города , которые ничем не отличаются друг от друга , о том , что в культуре и образованности народ Утопии превосходит прочих смертных , о том , что все граждане проходят , так сказать «службу в деревне» , когда я прочитал этот фрагмент : «Из каждого семейства двадцать человек ежегодно переселяются обратно в город; это те, что пробыли в деревне два года. Их место занимают столько же новых из города, чтобы их обучали пробывшие в деревне год и потому более опытные в сельском хозяйстве; эти приезжие на следующий год
должны учить других» , мне вспомнилось общеизвестное явление «дедовщины» в армии , до того , как Медведев сократил срок службы , смысл схож тем , что старшие , прослужившие год ,начинают учить вновь прибывшую молодёжь . Мне в голову пришли мысли что , даже в идеальном государстве , скорее всего , при такой системе , будут возникать у людей противоречия , несогласованность действий , ведь если запереть двух человек в одной комнате , они , рано или поздно , найдут из-за чего перегрызть друг другу глотки , почему же в таком маленьком государстве всегда будет процветать дружелюбность , и полная эйфория . Только со стороны и в общих чертах , смотря описание этого государства , можно подумать , что действительно такая система может работать , но если капнуть глубже , то здесь как и в любой системе , найдётся множество нюансов. Живут утопийцы семьями , во главе тридцати семей стоит филарх , а над десятью филархами стоит транибор , 200 филархов избирают князя , одного из четырёх, предложенных народом. Каждый в этом государстве занят своим ремеслом , каждый получает столько еды , сколько ему требуется , отсюда-то и пошёл коммунизм , не хватает девиза « от каждого по способностям , каждому по потребностям» , но на самом деле , Мор рассчитал практически всё , выезжать в другие города они могут по разрешению филарха , если такового не было и человека поймали , его наказывают , дважды поймали , обращают в раба – хорошая система не правда ли? Мало того , ещё все питаются в общественных столовых , пионерские лагеря наиболее приближенно отражают эту систему . В системе можно придраться к тому , что как таковой у людей нет свободы , все работают , все подчиняются , никаких отклонений от системы , по-моему это зомбиленд , несмотря на то , что описывается всё красиво и корректно , чувствуется какая-то скованность , которая будет охватывать людей в таком обществе . Утопия на то и утопия , что никогда не будет воплощена.
Как известно в СССР пытались построить коммунизм , который отражал принципы утопии, но всегда нужно учитывать человеческий фактор , все люди стремятся к богатству, все люди имеют зависть , всегда многие будут хотеть иметь больше , чем у других . Из-за этого и ничего не вышло , верхушка советской власти прогнила и дала течь , так всё и пошло прахом . Сейчас в пример можно привести КНДР , которое до сих пор пытается построить коммунизм и у которого множество врагов , поэтому им приходится тратить большие средства на оборону , а это сокращает количество потребительского продукта , люди не доедают , у них малый ассортимент продукции . В итоге можно сказать , что утопия не имеет места в настоящем обществе , так как сейчас постиндустриальное общество , в котором информация играет важную роль , люди всегда будут бороться за неё , им не будет хватать того , что предлагает Утопия , всегда будут выявляться наиболее предприимчивые , кому не понравится их положение и они захотят получить больше остальных . Ни одно общество не сможет удовлетворить безграничные потребности человека .
Сочинения курсовыеСочинения курсовые
Экзамен: История Мировой Культуры
В историю философской мысли Томас Мор вошел прежде всего как автор книги, ставшей своего рода триумфом гуманистической мысли. Написал ее Мор в 1515- 1516 гг. и уже в 1516 году, при активном содействии Эразма Роттердамского, вышло в свет первое издание под названием “Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия”. Уже при жизни это сочинение, кратко называемое “Утопией”, принесло Мору всемирную славу.
Само слово “Утопия” придумано Томасом Мором, составившем его из двух греческих слов: “ou” – “не” и “topos” – “место”. Буквально “Утопия” означает “место, которого нет” и недаром сам Мор переводил слово “Утопия” как “Нигдея”.
В книге Мора рассказывается о неком острове под названием Утопия, жители которого ведут идеальный образ жизни и установили у себя идеальный государственный строй. Само название острова подчеркивает, что речь идет о явлениях, которых нет и, скорее всего, не может быть в реальном мире.
Книга написана в форме бесед между путешественником-философом Рафаэлем Гитлодеем, самим Томасом Мором и нидерландским гуманистом Петром Эгидием. Повествование состоит из двух частей. В первой части Рафаэль Гитлодей высказывает свое критическое мнение об увиденном им современном положении в Англии. Во второй, написанной, кстати, раньше первой, – Рафаэль Гитлодей излагает своим собеседникам утопийский образ жизни.
Уже давно замечено, да этого не скрывает и сам автор, что “Утопия” задумана и написана как своеобразное продолжение платоновского “Государства” – как и у Платона, в сочинении Томаса Мора дается описание идеального общества, так, как его представляли себе гуманисты XVI столетия. Поэтому вполне понятно, что в “Утопии” можно найти определенный синтез религиозно-философских и социально-политических взглядов Платона, стоиков, эпикурейцев с учениями самих гуманистов и прежде всего с “философией Христа”.
Так же как и Платон, Мор видит основной принцип жизни в идеальном обществе в одном – общество должно быть построено на принципе справедливости, который недостижим в реальном мире. Рафаэль Гитлодей обличал своих современников: “Разве что ты сочтешь справедливым, когда все самое лучшее достается самым плохим людям, или посчитаешь удачным, когда все распределяется между совсем немногими, да и они живут отнюдь не благополучно, а прочие же вовсе несчастны”.
Утопийцам же удалось создать государство, построенное на принципах справедливости. И недаром Гитлодей с восхищением описывает “мудрейшие и святейшие установления утопийцев, которые весьма успешно управляют государством с помощью весьма малочисленных законов; и добродетель там в цене, и при равенстве всем всего хватает”.
Как возможно существование общества справедливости? Томас Мор обращается к идеям Платона и устами своего героя заявляет: “Для общественного благополучия имеется один-единственный путь – объявить во всем равенство”. Равенство предполагается во всех сферах – в хозяйственной, социальной, политической, духовной и т. д. Но прежде всего в имущественной сфере – в Утопии отменена частная собственность.
Именно отсутствие частной собственности, по мнению Томаса Мора, создает условия для рождения общества всеобщей справедливости: “Здесь, где все принадлежит всем, ни у кого нет сомнения, что ни один отдельный человек ни в чем не будет иметь нужды, если только он позаботится о том, чтобы были полны общественные житницы”. Более того, “оттого что здесь нет скаредного распределения добра, нет ни одного бедного, ни одного нищего”. И – “хотя ни у кого там ничего нет, все, однако же, богаты”.
В том же ряду стоит и тезис Томаса Мора о вреде денег – деньги в Утопии также отменены и, следовательно, исчезли все отрицательные моменты, порождаемые деньгами: жажда наживы, скаредность, стремление к роскоши и т. д.
Однако устранение частной собственности и денег не является для Томаса Мора самоцелью – это всего лишь средство для того, чтобы общественные условия жизни предоставили возможность развитию человеческой личности. Более того, сам факт добровольного согласия утопийцов жить без частной собственности и денег связан прежде всего с высокими нравственными качествами жителей острова.
Рафаэль Гитлодей описывает утопийцев в полном соответствии с теми идеалами гармонически развитой личности, которые вдохновляли мыслителей Эпохи Возрождения. Все утопийцы – это высокообразованные, культурные люди, которые умеют и любят трудиться, сочетая физический труд с умственным. Будучи самым серьезным образом озабочены идеями общественного блага, они не забывают заниматься собственным телесным и духовным развитием.
В Утопии, по убеждению Томаса Мора царит полная веротерпимость. На самом острове мирно сосуществуют несколько религий, при этом никто не имеет право вести споры по религиозным вопросам, ибо это расценивается как государственное преступление. Мирное сосуществование разных религиозных общин связано с тем, что постепенно на острове распространяется вера в Единого Бога, которого утопийцы называют Митрой.
В этом смысле на Мора несомненное влияние оказало учение Марсилио Фичино о “всеобщей религии”. Но в то же время Томас Мор идет и дальше Фичино, ибо напрямую связывает идею Единого Бога с пантеистической идеей Божественной природы: “При том, что в Утопии не у всех одна и та же религия, все ее виды, несмотря на их разнообразие и множество, неодинаковыми путями как бы стекаются к единой цели – к почитанию Божественной природы”. И пантеизм выражен Мором с наибольшей силой из всех предшествующих гуманистов.
Религиозные убеждения утопийцев гармонично сочетаются с их великолепным знанием светских наук, в первую очередь, философии: “…Никогда они не говорят о счастье, чтобы не соединить с ним некоторые начала, взятые о религии, а также философии, использующей доводы разума, – без этого, они полагают, само по себе исследование истинного счастья будет слабым и бессильным”. Причем, удивительным образом, философские учения утопийцев в точности похожи на учения гуманистов, хотя, как известно, остров Утопия никак не связан с другой землей.
Религиозно-философские воззрения утопийцев в сочетании с принципами равенства, создают условия для высокого уровня развития нравственных начал на острове. Рассказывая о добродетелях жителей Утопии, Томас Мор, устами Рафаэля Гитлодея, излагает опять же гуманистическую “апологию наслаждения”. Ведь в понимании гуманистов сами человеческие добродетели были напрямую связаны с духовными и телесными наслаждениями.
По сути дела, Утопия – это гуманистический образ совершенного общежития. В этом образе гармонично сочетаются торжество индивидуального с общественными интересами, ибо само общество и создано для того, чтобы дать возможность расцветать человеческим талантам. В то же время, каждый утопиец прекрасно понимает – его благополучие и духовная свобода напрямую связаны с тем общественным строем всеобщей справедливости, который установлен на Утопии.
Самый образ утопийского общежития, где упразднены частная собственность, денежное обращение, привилегии, производство роскоши и т. д. стал своего рода кульминацией гуманистических мечтаний об “идеальном государстве”.
Ответил: Ксения Шевченко
Эх, тяжела ты, шапка Мономаха!
На самой заре Эпохи Распада в том мире, о котором здесь будет рассказано, произошло важное событие в стране, имя которой Рутения, пала власть короля. Нельзя сказать, чтобы подданные сожалели об этом: прежнего правителя народ не любил за выдающуюся посредственность. Придя к власти в еще крепком государстве, он ушел, оставив Рутению на грани распада. Страна, истерзанная его десятилетним правлением, оказалась перед выбором: кто же достоин чина Повелителя?
Много людей на это претендовало, но лишь один вошел во дворец Повелителя — Астон — полноправным владыкой. Молодой Лонго был умен, честен и немножко честолюбив. Именно это в сочетании с помощью друзей сделало его властителем Рутении.
Шло время, почти три года уже остались в дымке прошлого, а дела в Рутении шли все так же плохо. Лонго воплощал (вернее, пытался воплотить) в жизнь свои идеи, не засыпая подчас целыми сутками, но все это не приносило пользы.
В ту ночь, когда Рутении суждено было измениться, Лонго долго не мог заснуть. Мысли его по-прежнему были в зале Повелителя с государственными делами. Больше часа тяжелые мысли витали в уставшем мозгу Лонго, пока не начали путаться и сбиваться. Повелитель уснул.
А в середине ночи Лонго разбудил голос, назвавший его по имени. Этот голос, показавшийся столь знакомым, поднял его с постели и заставил взглянуть в угол комнаты, где в кресле удобно устроился незнакомец,
— Вот и я, — улыбнулся человек. — Неужели ты забыл меня, Лонго?
— Рон? — изумился Повелитель. — Но ведь тебя нет! Ты исчез три года назад во время мятежа!
— Конечно, все, что ты сейчас видишь, — это видение, а может быть, сон.
Рон поднялся из кресла и подошел к Лонго.
— Но не спеши просыпаться. Сейчас я олицетворяю небесного покровителя Рутении, дающего тебе шанс спасти не только честь
Повелителя, но и всю Рутению! А кому бы ты еще поверил, как не
духу своего товарища?
Лонго горько усмехнулся. Сейчас, после трех лет жизни в Астоне, он не верил никому, даже духу умершего. Ежедневно он сталкивался с огромными потоками лжи, и каждый день он пытался всплыть на поверхность, чтобы глотнуть живительного воздуха истины.
— Но не все еще потеряно, Лонго. Ведь для власти важно, что бы во главе ее стояла личность, которой ты являешься. Лишь золотая клетка, в которой ты живешь, мешает тебе.
Рон распахнул дверь на широкую террасу, выходившую в сад. Не помня как, Повелитель очутился около балюстрады.
— Взгляни вокруг, Лонго, и вдохни родной воздух. Здесь он
прекрасен, но это воздух Астона, а не Рутении. Скажи, когда в по
следний раз ты выезжал из столицы?
Лонго потупился. Всякий раз, когда он собирался выехать из Астона, кто-нибудь из приближенных задерживал его, разумеется «совершенно важным и неотложным делом». А там еще что-нибудь…
Рон больше не улыбался. Теперь в его взгляде читалась жалость к несчастному.
— То-то и оно. Ты погряз в интригах, ты живешь под неотступным присмотром царедворцев. Ты забыл вкус обычной пищи: ее заменили изысканные блюда. Ты забыл труд: его заменила Деятельность. Ты даже не помнишь языка Рутении!
Лонго молчал. Только теперь — во сне! — он понял, насколько изменился. И от сознания этого ему нестерпимо захотелось плакать.
— Но ты еще не потерян для страны, Повелитель. Готов ли ты последовать тому совету, что я тебе дам?
— Готов, — еле слышно прошептал Лонго.
— Тогда слушай. Стоит власти оторваться от народа, как она портится. Если государство начинает отгораживаться от народа и перестает слушать его, оно теряет фундамент. Поэтому изгони всех лишних из Астона, оставь лишь тех, кто полезен Рутении! Уничтожь все те органы власти, что отгораживают тебя от народа! Пусть в государстве будет как можно меньше чиновников, но пусть все они будут честны, трудолюбивы и неподкупны!
Правь страной, но правь не один. Советуйся с мудрыми людьми: главным министром, главой Народного собрания и главным судьей. Но пусть каждый из них отвечает за свои действия, не мешая другим! Главное же для вас всех — помнить долг!!!
Сделай так, чтобы любой гражданин мог написать Повелителю жалобу на несправедливые действия государственных мужей и чтобы эта жалоба дошла. Прочти ее, проверь и прими меры. Никогда не брезгуй общественным мнением!
Конечно, осчастливить весь народ не получится, но можно заботиться о благе большинства населения. Делай все для этого большинства: чем больше людей будет жить хорошо, тем больше друзей будет у тебя. Тогда и народ Рутении станет единым.
Не позволяй другим странам диктовать тебе волю, будь сильным и независимым. Не позволяй своему войску слабеть: оно всегда должно быть сильным.
Закончив речь, Рон обнял Лонго:
— А теперь прощай. Ты узнал заветы Покровителя и должен следовать им. Главное — полагаться на свой разум!
На следующее утро Лонго проснулся с чистой и ясной головой. С этого дня он стал совсем другим; жестко следуя принципам, он вел Рутению вперед. Как сказал в одной из хроник летописец, «с того дня началась Власть Разума».
А вскоре в том мире, о котором я рассказал, началась Эпоха Распада. Одно за другим гибли государства: одни раскалывались с грохотом, другие умирали после долгой болезни. И лишь Рутении и власти разума было суждено пережить их и остаться в веках. Навсегда!
АНТИУТОПИЯ РОМАНА Е. ЗАМЯТИНА «МЫ»
Кто из нас в детстве не мечтал хоть раз в жизни о том, чтобы все люди были счастливы, чтобы не было ни болезней, ни войн, ни голода, ни страданий. И хотя каждый, повзрослев, осознавал несбыточность этой мечты, не стоит считать ее бессмысленной детской фантазией. Тысячи великих умов на протяжении многих столетий бились над загадкой всеобщего счастья. Древние утверждали, что было время, когда человечество пребывало в счастливом и беззаботном состоянии. Многочисленные проекты идеального государства породили обширную традицию в мировой культуре и положили начало формированию нового литературного жанра. Этот жанр окончательно оформился в эпоху Возрождения, благодаря появлению целого ряда книг, среди них была известная утопия англичанина Томаса Мора «Утопия», давшая название этому жанру.
Утопия, как литературный жанр – развернутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, которая отличается идеальным политическим укладом и всеобщей социальной справедливостью. Утопия – любой нереальный, неосуществимый на практике проект социальных преобразований. В России утопия появилась в 18 веке. Мир не может жить без утопий. И в утопии много противоречий. Как и в романе Замятина. Основополагающие идеи утопии – это идеи социального равенства, разумного государственного устройства, полного материального благоустройства. Но истинного равенства мы не найдем ни в одном из романов. Да возможно ли равенство? Захотят ли люди по доброй воле одинаково думать, одеваться, одинаково питаться, жить в одинаковых домах? Только ли разум определяет поведение? А как же непредсказуемая и неповторимая человеческая душа? Согласиться ли она на такое равенство? Не оборачивается ли всеобщее уравнивание насилием над самой человеческой природой? Многие утописты не отрицают насилия. Так, в Городе Солнца виновные могут быть наказаны сурово. Не отменяют и смертный приговор, который совершают сами люди. Если в идеальном обществе есть преступники, значит, изменение социальных условий все-таки не влечет изменения человеческой природы, и это вынуждены признать сами авторы утопий. И наконец, является ли полное материальное благополучие залогом нравственного совершенства? Если все проблемы решены, если в обществе не возникает никаких конфликтов, какая сила заставляет это общество развиваться? Зачем наука, искусство, духовный поиск, если человек уже достиг всего, чего хотел? По сути дела авторы утопий в своих книгах выводят абсолютно одинаковых людей, насильственно лишенных индивидуальной свободы, общество, остановившееся в своем развитии. Трудно поверить, что человек будет счастлив в таком государстве. Человек для утопистов – абстрактное понятие, лишенное каких-то внутренних противоречий. Наибольшее количество утопий создано в период общественного подъема. Утописты просто созерцали отрадные картины. Неслучайно именно в 20 веке, в эпоху жестоких экспериментов по реализации утопических проектов, антиутопия окончательно оформляется как самостоятельный литературный жанр. Фантастический мир будущего, изображенный в антиутопии, своей рациональностью напоминает мир утопий. Но мир это трагический. Утописты наивно полагали, что «счастье быть как все» и есть истинная свобода, то мироустройство, воссозданное в антиутопиях, прямо опирается на идею Великого Инквизитора из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», который утверждал, что человек не может стать счастливым, не отказавшись от свободы. Занятые исключительно проблемами государственного и общественного устройства, авторы утопий не берут в расчет отдельного индивида. В их произведениях жизнь идеальной страны дана с точки зрения стороннего наблюдателя (путешественника, странника), характеры людей, населяющих ее, психологически не разработаны. Антиутопия изображает «дивный мир» изнутри, с позиции отдельного человека, живущего в нем. Вот в этом-то человеке, превращенном в винтик огромного государственного механизма, и пробуждаются в определенный момент естественные человеческие чувства, не совместимые с породившей его социальной системой, построенной на запретах, ограничениях, на подчинении частного бытия интересам государства. Так возникает конфликт между человеческой личностью и бесчеловечным общественным укладом, конфликт, резко противопоставляющий антиутопию бесконфликтной, описательной утопии. Назначение утопии – указать миру путь к совершенству, задача антиутопии – предупредить мир об опасностях, которые ждут его на этом пути. Продолжение следует…
Эссе на тему : Утопия и её место в общественной мысли нового времени.
Уже многие века , вплоть до настоящего времени , люди задаются мыслью о создании идеального государства. Экономисты всего мира ищут ответ на главный вопрос : как создать идеальную экономическую систему? Учёными и философами предлагается множество вариантов , разные подходы , существует множество мнений по тому как должно выглядеть идеальное общество , но ничего из того , что предложено не воплощено в жизни. То , что внедряется в одних странах , не подходит для других , на сей момент не существует шаблона , к которому можно подгонять экономики разных стран.
Томас Мор окончил Оксфорд , стал выдающимся адвокатом и известным писателем , одно из его наилучших произведений – это «Утопия». В этом произведении Мор описывает модель идеального государства . Вначале он выдумывает предысторию о том , как он познакомился через своего друга с одним путешественником – Рафаилом Гитлодеем , который очень одарён , судя по его рассказам , ораторским искусством и жизненным опытом , он многое видел в своей жизни и признаться , у меня возникло ощущение , что всё происходящее в книге реальность . Смысл в том , что Мор слушает рассказ Рафаила о его путешествиях , главное из которых – его пятилетняя жизнь в государстве Утопии .
Утопия – это вымышленное государство , расположенное на острове , в море , название которого Томас якобы забыл , кстати и само название «Утопия» переводится с греческого как «место , которого нет». Дальше в книге идёт подробный рассказ о устройстве этого государства , о расположении острова , о том , что на острове 54 города , которые ничем не отличаются друг от друга , о том , что в культуре и образованности народ Утопии превосходит прочих смертных , о том , что все граждане проходят , так сказать «службу в деревне» , когда я прочитал этот фрагмент : «Из каждого семейства двадцать человек ежегодно переселяются обратно в город; это те, что пробыли в деревне два года. Их место занимают столько же новых из города, чтобы их обучали пробывшие в деревне год и потому более опытные в сельском хозяйстве; эти приезжие на следующий год
должны учить других» , мне вспомнилось общеизвестное явление «дедовщины» в армии , до того , как Медведев сократил срок службы , смысл схож тем , что старшие , прослужившие год ,начинают учить вновь прибывшую молодёжь . Мне в голову пришли мысли что , даже в идеальном государстве , скорее всего , при такой системе , будут возникать у людей противоречия , несогласованность действий , ведь если запереть двух человек в одной комнате , они , рано или поздно , найдут из-за чего перегрызть друг другу глотки , почему же в таком маленьком государстве всегда будет процветать дружелюбность , и полная эйфория . Только со стороны и в общих чертах , смотря описание этого государства , можно подумать , что действительно такая система может работать , но если капнуть глубже , то здесь как и в любой системе , найдётся множество нюансов. Живут утопийцы семьями , во главе тридцати семей стоит филарх , а над десятью филархами стоит транибор , 200 филархов избирают князя , одного из четырёх, предложенных народом. Каждый в этом государстве занят своим ремеслом , каждый получает столько еды , сколько ему требуется , отсюда-то и пошёл коммунизм , не хватает девиза « от каждого по способностям , каждому по потребностям» , но на самом деле , Мор рассчитал практически всё , выезжать в другие города они могут по разрешению филарха , если такового не было и человека поймали , его наказывают , дважды поймали , обращают в раба – хорошая система не правда ли? Мало того , ещё все питаются в общественных столовых , пионерские лагеря наиболее приближенно отражают эту систему . В системе можно придраться к тому , что как таковой у людей нет свободы , все работают , все подчиняются , никаких отклонений от системы , по-моему это зомбиленд , несмотря на то , что описывается всё красиво и корректно , чувствуется какая-то скованность , которая будет охватывать людей в таком обществе . Утопия на то и утопия , что никогда не будет воплощена.
Как известно в СССР пытались построить коммунизм , который отражал принципы утопии, но всегда нужно учитывать человеческий фактор , все люди стремятся к богатству, все люди имеют зависть , всегда многие будут хотеть иметь больше , чем у других . Из-за этого и ничего не вышло , верхушка советской власти прогнила и дала течь , так всё и пошло прахом . Сейчас в пример можно привести КНДР , которое до сих пор пытается построить коммунизм и у которого множество врагов , поэтому им приходится тратить большие средства на оборону , а это сокращает количество потребительского продукта , люди не доедают , у них малый ассортимент продукции . В итоге можно сказать , что утопия не имеет места в настоящем обществе , так как сейчас постиндустриальное общество , в котором информация играет важную роль , люди всегда будут бороться за неё , им не будет хватать того , что предлагает Утопия , всегда будут выявляться наиболее предприимчивые , кому не понравится их положение и они захотят получить больше остальных . Ни одно общество не сможет удовлетворить безграничные потребности человека .
Сочинения курсовыеСочинения курсовые
Экзамен: История Мировой Культуры
В историю философской мысли Томас Мор вошел прежде всего как автор книги, ставшей своего рода триумфом гуманистической мысли. Написал ее Мор в 1515- 1516 гг. и уже в 1516 году, при активном содействии Эразма Роттердамского, вышло в свет первое издание под названием “Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия”. Уже при жизни это сочинение, кратко называемое “Утопией”, принесло Мору всемирную славу.
Само слово “Утопия” придумано Томасом Мором, составившем его из двух греческих слов: “ou” – “не” и “topos” – “место”. Буквально “Утопия” означает “место, которого нет” и недаром сам Мор переводил слово “Утопия” как “Нигдея”.
В книге Мора рассказывается о неком острове под названием Утопия, жители которого ведут идеальный образ жизни и установили у себя идеальный государственный строй. Само название острова подчеркивает, что речь идет о явлениях, которых нет и, скорее всего, не может быть в реальном мире.
Книга написана в форме бесед между путешественником-философом Рафаэлем Гитлодеем, самим Томасом Мором и нидерландским гуманистом Петром Эгидием. Повествование состоит из двух частей. В первой части Рафаэль Гитлодей высказывает свое критическое мнение об увиденном им современном положении в Англии. Во второй, написанной, кстати, раньше первой, – Рафаэль Гитлодей излагает своим собеседникам утопийский образ жизни.
Уже давно замечено, да этого не скрывает и сам автор, что “Утопия” задумана и написана как своеобразное продолжение платоновского “Государства” – как и у Платона, в сочинении Томаса Мора дается описание идеального общества, так, как его представляли себе гуманисты XVI столетия. Поэтому вполне понятно, что в “Утопии” можно найти определенный синтез религиозно-философских и социально-политических взглядов Платона, стоиков, эпикурейцев с учениями самих гуманистов и прежде всего с “философией Христа”.
Так же как и Платон, Мор видит основной принцип жизни в идеальном обществе в одном – общество должно быть построено на принципе справедливости, который недостижим в реальном мире. Рафаэль Гитлодей обличал своих современников: “Разве что ты сочтешь справедливым, когда все самое лучшее достается самым плохим людям, или посчитаешь удачным, когда все распределяется между совсем немногими, да и они живут отнюдь не благополучно, а прочие же вовсе несчастны”.
Утопийцам же удалось создать государство, построенное на принципах справедливости. И недаром Гитлодей с восхищением описывает “мудрейшие и святейшие установления утопийцев, которые весьма успешно управляют государством с помощью весьма малочисленных законов; и добродетель там в цене, и при равенстве всем всего хватает”.
Как возможно существование общества справедливости? Томас Мор обращается к идеям Платона и устами своего героя заявляет: “Для общественного благополучия имеется один-единственный путь – объявить во всем равенство”. Равенство предполагается во всех сферах – в хозяйственной, социальной, политической, духовной и т. д. Но прежде всего в имущественной сфере – в Утопии отменена частная собственность.
Именно отсутствие частной собственности, по мнению Томаса Мора, создает условия для рождения общества всеобщей справедливости: “Здесь, где все принадлежит всем, ни у кого нет сомнения, что ни один отдельный человек ни в чем не будет иметь нужды, если только он позаботится о том, чтобы были полны общественные житницы”. Более того, “оттого что здесь нет скаредного распределения добра, нет ни одного бедного, ни одного нищего”. И – “хотя ни у кого там ничего нет, все, однако же, богаты”.
В том же ряду стоит и тезис Томаса Мора о вреде денег – деньги в Утопии также отменены и, следовательно, исчезли все отрицательные моменты, порождаемые деньгами: жажда наживы, скаредность, стремление к роскоши и т. д.
Однако устранение частной собственности и денег не является для Томаса Мора самоцелью – это всего лишь средство для того, чтобы общественные условия жизни предоставили возможность развитию человеческой личности. Более того, сам факт добровольного согласия утопийцов жить без частной собственности и денег связан прежде всего с высокими нравственными качествами жителей острова.
Рафаэль Гитлодей описывает утопийцев в полном соответствии с теми идеалами гармонически развитой личности, которые вдохновляли мыслителей Эпохи Возрождения. Все утопийцы – это высокообразованные, культурные люди, которые умеют и любят трудиться, сочетая физический труд с умственным. Будучи самым серьезным образом озабочены идеями общественного блага, они не забывают заниматься собственным телесным и духовным развитием.
В Утопии, по убеждению Томаса Мора царит полная веротерпимость. На самом острове мирно сосуществуют несколько религий, при этом никто не имеет право вести споры по религиозным вопросам, ибо это расценивается как государственное преступление. Мирное сосуществование разных религиозных общин связано с тем, что постепенно на острове распространяется вера в Единого Бога, которого утопийцы называют Митрой.
В этом смысле на Мора несомненное влияние оказало учение Марсилио Фичино о “всеобщей религии”. Но в то же время Томас Мор идет и дальше Фичино, ибо напрямую связывает идею Единого Бога с пантеистической идеей Божественной природы: “При том, что в Утопии не у всех одна и та же религия, все ее виды, несмотря на их разнообразие и множество, неодинаковыми путями как бы стекаются к единой цели – к почитанию Божественной природы”. И пантеизм выражен Мором с наибольшей силой из всех предшествующих гуманистов.
Религиозные убеждения утопийцев гармонично сочетаются с их великолепным знанием светских наук, в первую очередь, философии: “…Никогда они не говорят о счастье, чтобы не соединить с ним некоторые начала, взятые о религии, а также философии, использующей доводы разума, – без этого, они полагают, само по себе исследование истинного счастья будет слабым и бессильным”. Причем, удивительным образом, философские учения утопийцев в точности похожи на учения гуманистов, хотя, как известно, остров Утопия никак не связан с другой землей.
Религиозно-философские воззрения утопийцев в сочетании с принципами равенства, создают условия для высокого уровня развития нравственных начал на острове. Рассказывая о добродетелях жителей Утопии, Томас Мор, устами Рафаэля Гитлодея, излагает опять же гуманистическую “апологию наслаждения”. Ведь в понимании гуманистов сами человеческие добродетели были напрямую связаны с духовными и телесными наслаждениями.
По сути дела, Утопия – это гуманистический образ совершенного общежития. В этом образе гармонично сочетаются торжество индивидуального с общественными интересами, ибо само общество и создано для того, чтобы дать возможность расцветать человеческим талантам. В то же время, каждый утопиец прекрасно понимает – его благополучие и духовная свобода напрямую связаны с тем общественным строем всеобщей справедливости, который установлен на Утопии.
Самый образ утопийского общежития, где упразднены частная собственность, денежное обращение, привилегии, производство роскоши и т. д. стал своего рода кульминацией гуманистических мечтаний об “идеальном государстве”.
Ответил: Ксения Шевченко
Эх, тяжела ты, шапка Мономаха!
На самой заре Эпохи Распада в том мире, о котором здесь будет рассказано, произошло важное событие в стране, имя которой Рутения, пала власть короля. Нельзя сказать, чтобы подданные сожалели об этом: прежнего правителя народ не любил за выдающуюся посредственность. Придя к власти в еще крепком государстве, он ушел, оставив Рутению на грани распада. Страна, истерзанная его десятилетним правлением, оказалась перед выбором: кто же достоин чина Повелителя?
Много людей на это претендовало, но лишь один вошел во дворец Повелителя — Астон — полноправным владыкой. Молодой Лонго был умен, честен и немножко честолюбив. Именно это в сочетании с помощью друзей сделало его властителем Рутении.
Шло время, почти три года уже остались в дымке прошлого, а дела в Рутении шли все так же плохо. Лонго воплощал (вернее, пытался воплотить) в жизнь свои идеи, не засыпая подчас целыми сутками, но все это не приносило пользы.
В ту ночь, когда Рутении суждено было измениться, Лонго долго не мог заснуть. Мысли его по-прежнему были в зале Повелителя с государственными делами. Больше часа тяжелые мысли витали в уставшем мозгу Лонго, пока не начали путаться и сбиваться. Повелитель уснул.
А в середине ночи Лонго разбудил голос, назвавший его по имени. Этот голос, показавшийся столь знакомым, поднял его с постели и заставил взглянуть в угол комнаты, где в кресле удобно устроился незнакомец,
— Вот и я, — улыбнулся человек. — Неужели ты забыл меня, Лонго?
— Рон? — изумился Повелитель. — Но ведь тебя нет! Ты исчез три года назад во время мятежа!
— Конечно, все, что ты сейчас видишь, — это видение, а может быть, сон.
Рон поднялся из кресла и подошел к Лонго.
— Но не спеши просыпаться. Сейчас я олицетворяю небесного покровителя Рутении, дающего тебе шанс спасти не только честь
Повелителя, но и всю Рутению! А кому бы ты еще поверил, как не
духу своего товарища?
Лонго горько усмехнулся. Сейчас, после трех лет жизни в Астоне, он не верил никому, даже духу умершего. Ежедневно он сталкивался с огромными потоками лжи, и каждый день он пытался всплыть на поверхность, чтобы глотнуть живительного воздуха истины.
— Но не все еще потеряно, Лонго. Ведь для власти важно, что бы во главе ее стояла личность, которой ты являешься. Лишь золотая клетка, в которой ты живешь, мешает тебе.
Рон распахнул дверь на широкую террасу, выходившую в сад. Не помня как, Повелитель очутился около балюстрады.
— Взгляни вокруг, Лонго, и вдохни родной воздух. Здесь он
прекрасен, но это воздух Астона, а не Рутении. Скажи, когда в по
следний раз ты выезжал из столицы?
Лонго потупился. Всякий раз, когда он собирался выехать из Астона, кто-нибудь из приближенных задерживал его, разумеется «совершенно важным и неотложным делом». А там еще что-нибудь…
Рон больше не улыбался. Теперь в его взгляде читалась жалость к несчастному.
— То-то и оно. Ты погряз в интригах, ты живешь под неотступным присмотром царедворцев. Ты забыл вкус обычной пищи: ее заменили изысканные блюда. Ты забыл труд: его заменила Деятельность. Ты даже не помнишь языка Рутении!
Лонго молчал. Только теперь — во сне! — он понял, насколько изменился. И от сознания этого ему нестерпимо захотелось плакать.
— Но ты еще не потерян для страны, Повелитель. Готов ли ты последовать тому совету, что я тебе дам?
— Готов, — еле слышно прошептал Лонго.
— Тогда слушай. Стоит власти оторваться от народа, как она портится. Если государство начинает отгораживаться от народа и перестает слушать его, оно теряет фундамент. Поэтому изгони всех лишних из Астона, оставь лишь тех, кто полезен Рутении! Уничтожь все те органы власти, что отгораживают тебя от народа! Пусть в государстве будет как можно меньше чиновников, но пусть все они будут честны, трудолюбивы и неподкупны!
Правь страной, но правь не один. Советуйся с мудрыми людьми: главным министром, главой Народного собрания и главным судьей. Но пусть каждый из них отвечает за свои действия, не мешая другим! Главное же для вас всех — помнить долг!!!
Сделай так, чтобы любой гражданин мог написать Повелителю жалобу на несправедливые действия государственных мужей и чтобы эта жалоба дошла. Прочти ее, проверь и прими меры. Никогда не брезгуй общественным мнением!
Конечно, осчастливить весь народ не получится, но можно заботиться о благе большинства населения. Делай все для этого большинства: чем больше людей будет жить хорошо, тем больше друзей будет у тебя. Тогда и народ Рутении станет единым.
Не позволяй другим странам диктовать тебе волю, будь сильным и независимым. Не позволяй своему войску слабеть: оно всегда должно быть сильным.
Закончив речь, Рон обнял Лонго:
— А теперь прощай. Ты узнал заветы Покровителя и должен следовать им. Главное — полагаться на свой разум!
На следующее утро Лонго проснулся с чистой и ясной головой. С этого дня он стал совсем другим; жестко следуя принципам, он вел Рутению вперед. Как сказал в одной из хроник летописец, «с того дня началась Власть Разума».
А вскоре в том мире, о котором я рассказал, началась Эпоха Распада. Одно за другим гибли государства: одни раскалывались с грохотом, другие умирали после долгой болезни. И лишь Рутении и власти разума было суждено пережить их и остаться в веках. Навсегда!
АНТИУТОПИЯ РОМАНА Е. ЗАМЯТИНА «МЫ»
Кто из нас в детстве не мечтал хоть раз в жизни о том, чтобы все люди были счастливы, чтобы не было ни болезней, ни войн, ни голода, ни страданий. И хотя каждый, повзрослев, осознавал несбыточность этой мечты, не стоит считать ее бессмысленной детской фантазией. Тысячи великих умов на протяжении многих столетий бились над загадкой всеобщего счастья. Древние утверждали, что было время, когда человечество пребывало в счастливом и беззаботном состоянии. Многочисленные проекты идеального государства породили обширную традицию в мировой культуре и положили начало формированию нового литературного жанра. Этот жанр окончательно оформился в эпоху Возрождения, благодаря появлению целого ряда книг, среди них была известная утопия англичанина Томаса Мора «Утопия», давшая название этому жанру.
Утопия, как литературный жанр – развернутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, которая отличается идеальным политическим укладом и всеобщей социальной справедливостью. Утопия – любой нереальный, неосуществимый на практике проект социальных преобразований. В России утопия появилась в 18 веке. Мир не может жить без утопий. И в утопии много противоречий. Как и в романе Замятина. Основополагающие идеи утопии – это идеи социального равенства, разумного государственного устройства, полного материального благоустройства. Но истинного равенства мы не найдем ни в одном из романов. Да возможно ли равенство? Захотят ли люди по доброй воле одинаково думать, одеваться, одинаково питаться, жить в одинаковых домах? Только ли разум определяет поведение? А как же непредсказуемая и неповторимая человеческая душа? Согласиться ли она на такое равенство? Не оборачивается ли всеобщее уравнивание насилием над самой человеческой природой? Многие утописты не отрицают насилия. Так, в Городе Солнца виновные могут быть наказаны сурово. Не отменяют и смертный приговор, который совершают сами люди. Если в идеальном обществе есть преступники, значит, изменение социальных условий все-таки не влечет изменения человеческой природы, и это вынуждены признать сами авторы утопий. И наконец, является ли полное материальное благополучие залогом нравственного совершенства? Если все проблемы решены, если в обществе не возникает никаких конфликтов, какая сила заставляет это общество развиваться? Зачем наука, искусство, духовный поиск, если человек уже достиг всего, чего хотел? По сути дела авторы утопий в своих книгах выводят абсолютно одинаковых людей, насильственно лишенных индивидуальной свободы, общество, остановившееся в своем развитии. Трудно поверить, что человек будет счастлив в таком государстве. Человек для утопистов – абстрактное понятие, лишенное каких-то внутренних противоречий. Наибольшее количество утопий создано в период общественного подъема. Утописты просто созерцали отрадные картины. Неслучайно именно в 20 веке, в эпоху жестоких экспериментов по реализации утопических проектов, антиутопия окончательно оформляется как самостоятельный литературный жанр. Фантастический мир будущего, изображенный в антиутопии, своей рациональностью напоминает мир утопий. Но мир это трагический. Утописты наивно полагали, что «счастье быть как все» и есть истинная свобода, то мироустройство, воссозданное в антиутопиях, прямо опирается на идею Великого Инквизитора из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», который утверждал, что человек не может стать счастливым, не отказавшись от свободы. Занятые исключительно проблемами государственного и общественного устройства, авторы утопий не берут в расчет отдельного индивида. В их произведениях жизнь идеальной страны дана с точки зрения стороннего наблюдателя (путешественника, странника), характеры людей, населяющих ее, психологически не разработаны. Антиутопия изображает «дивный мир» изнутри, с позиции отдельного человека, живущего в нем. Вот в этом-то человеке, превращенном в винтик огромного государственного механизма, и пробуждаются в определенный момент естественные человеческие чувства, не совместимые с породившей его социальной системой, построенной на запретах, ограничениях, на подчинении частного бытия интересам государства. Так возникает конфликт между человеческой личностью и бесчеловечным общественным укладом, конфликт, резко противопоставляющий антиутопию бесконфликтной, описательной утопии. Назначение утопии – указать миру путь к совершенству, задача антиутопии – предупредить мир об опасностях, которые ждут его на этом пути. Продолжение следует…