Сочинение на тему утраченные иллюзии по пьесе островского бесприданница

13 вариантов

  1. «Бесприданница»— драма буржуазной эпохи, и это обстоятельство решающим образом влияет на ее проблематику и жанр. Здесь уже нет абсолютного противостояния героини и среды. Человеческая талантливость Ларисы, ее стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость — все, что идет от ее богато одаренной натуры, высоко поднимает героиню над окружающими. Но сама житейская драма Ларисы — результат того, что ее чистые, наивные представления о жизни ошибочны, нереальны.
    Сначала кажется, что Паратова Лариса полюбила не безотчетно, по ее словам: «Сергей Сергеич… это идеал мужчины», но это не так. Между тем мотив торговли, проходящий через всю пьесу и концентрирующийся в главном сюжетном событии — споре, торге за Ларису, охватывает всех героев-мужчин, среди которых Лариса должна сделать
    свой жизненный выбор. Полностью погружен в свои торговые расчеты Кнуров, совершенно по-купечески торгуется он с Вожеватовым даже в вопросах, касающихся личной жизни. Понятие выгоды и материального расчета руководит даже матерью Ларисы — Харитой Игнатьевной Огудаловой. И Паратов здесь не только не исключение, но, как выясняется,— самый жестокий и бесчестный участник торга. Отвечая на восторженные рассказы своей невесты о смелости Паратова, бестрепетно стрелявшего в монету, которую держала Лариса, Карандышев коротко замечает: «Сердца нет, оттого он так и смел». И в данном случае он прав, этот персонаж, который в целом, конечно, не может считаться выразителем авторских оценок. Вообще в этой пьесе нет такого героя, зато едва ли не каждый из действующих лиц в тот или иной момент верно оценивает и ситуацию, и людей, в ней участвующих. Быть может, «Бесприданница» и выделяется каким-то новым художественным качеством среди пьес Островского как раз потому, что буквально все действующие лица в ней очерчены только с обычной для Островского определенностью нравственной оценки. Безупречно найденное равновесие между этой авторской оценкой, с одной стороны, и объемностью характеров, индивидуальной сложностью персонажей— с другой, необычайно для Островского. Сложность героев — будь то противоречивость их внутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внутренней сущности героя и внешнего рисунка его поведения, как у Паратова, — вот что требует избранного Островским жанрового решения — формы психологической драмы.
    Репутация Паратова — большой барин, широкая натура, бесшабашный храбрец. И все эти краски и жесты Островский ему оставляет, но, с другой стороны, он тонко и как бы между прочим копит штрих и реплики, готовящие выяснение истинного лица этого героя. В первой же сцене его появления зритель слышит признание: «Что такое жалость, этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». И вслед за этим мы узнаем, что продает Паратов не только «Ласточку» Вожеватову, но и себя самого (невесте с золотыми приисками). В конечном итоге тонко компрометирует Паратова и сцена в доме Карандышева, потому что отделка его квартиры и попытка устроить роскошный обед — это ведь карикатура на стиль и образ жизни Паратова. И вся разница оказывается в суммах, которые каждый из героев может заплатить.
    Таким образом, средством психологических характеристик у автора оказываются не самопризнания героев, не рассуждения о чувствах и свойствах, но преимущественно их действия и бытовой, а не аналитический диалог. Ни один из героев не изменяется в процессе действия. А лишь постепенно раскрывается перед зрителем. Даже о Ларисе можно сказать то же: она прозревает, узнает правду об окружающих ее людях, принимает решение стать «очень дорогой вещью». И только смерть освобождает ее от всего, чем наделил житейский опыт. В этот момент она как бы возвращается к естественной красоте своей натуры.
    Мощный финал драмы — смерть героини среди праздничного шума, под цыганское пение — поражает своей художественной дерзостью. Душевное состояние Ларисы показано Островским с безупречной психологической точностью. Она смягчена и успокоена, она всех прощает, потому что счастлива: наконец-то вызвала вспышку человеческого чувства — безрассудный, самоубийственный, нерасчетливый поступок Карандышева, освободивший ее от страшной жизни содержанки сказать то же: она прозревает, узнает правду об окружающих ее людях, принимает решение стать «очень дорогой вещью». И только смерть освобождает ее от всего, чем наделил житейский опыт. В этот момент она как бы возвращается к естественной красоте своей натуры.
    Мощный финал драмы — смерть героини среди праздничного шума, под цыганское пение — поражает своей художественной дерзостью. Душевное состояние Ларисы показано Островским с безупречной психологической точностью. Она смягчена и успокоена, она всех прощает, потому что счастлива: наконец-то вызвала вспышку человеческого чувства — безрассудный, самоубийственный, нерасчетливый поступок Карандышева, освободивший ее от страшной жизни содержанки.

  2. Тема утраченных иллюзий. Героями пьес Островского чаще всего становятся женщины. Безусловно, эти женщины являются не­заурядными и неординарными личностями. Доста­точно вспомнить героиню драмы «Гроза» Катерину. Она настолько эмоциональна, впечатлительна, что особняком стоит среди других героев пьесы. Судьба Катерины чем-то похожа на судьбу другой героини Островского — Ларисы Огудаловой.
    Ларисе Огудаловой, героине пьесы «Беспридан­ница» пришлось испытать равнодушие и жесто­кость окружающих, пережить любовную драму, и в результате она гибнет, так же как и героиня «Грозы». Но при кажущейся схожести Лариса Огу- далова — обладательница совсем иного характера, нежели Катерина Кабанова. Девушка получила ве­ликолепное образование. Она умна, утонченна, об­разованна, мечтает о красивой любви, но изначально ее жизнь складывается совсем иначе. Она беспридан­ница. Мать Ларисы очень корыстолюбива. Она тор­гует красотой и молодостью своих дочерей.
    Старшие сестры Ларисы уже «пристроены» благо­даря заботам оборотистой родительницы, но, к со­жалению, их жизнь складывается весьма и весьма трагично.
    Лариса Огудалова влюбляется в «блестящего ба­рина» Сергея Сергеевича Паратова. Она искренне считает его идеалом мужчины. Барин обладает состо­янием, он полностью соответствует представлению о знатном и образованном человеке.
    Внутренняя сущность его раскрывается позже. Ла­риса молода, неопытна, поэтому она попадается в ло­вушку Паратова, губит себя. Она не обладает сильным характером и становится игрушкой в руках окружа­ющих.
    Дело доходит до того, что девушку разыгрывают в орлянку. Окружающие считают ее вещью, дорогой и красивой забавой, а ее возвышенная душа, красота и талант оказываются неважны. Карандышев говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… они смотрят на вас, как на вещь». Она сама соглашается с этим: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек…»
    Лариса обладает пылким сердцем, она искренна и эмоциональна Она щедро дарит свою любовь, но что получает взамен? Для своего любимого чело­века Лариса является очередным развлечением, за­бавой. От отчаяния она даже соглашается принять условия Кнурова.
    Гибель является своего рода спасением для Лари­сы, спасением духовным, разумеется.
    Столь трагичный финал спасает ее от тяжелого выбора, который она пытается сделать, спасает от нравственной гибели и падения в пропасть, именуе­мую развратом.

    читать похожие:

    Тема «маленького человека» в драме А. Н. Островского «Бесприданница»
    В чем трагедия Ларисы Огудаловой? (по драме А. Н. Островского «Бесприданница»)
    ГЕРОИНЯ ПЬЕСЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО «БЕСПРИДАННИЦА»
    ТРАГЕДИЯ ЛАРИСЫ ОГУДАЛОВОЙ (ПО ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «БЕСПРИДАННИЦА»)

  3. 3
    Текст добавил: Вова из магилева

    «Бесприданница»— драма буржуазной эпохи, и это обстоятельство решающим образом влияет на ее проблематику и жанр. Здесь уже нет абсолютного противостояния героини и среды. Человеческая талантливость Ларисы, ее стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость — все, что идет от ее богато одаренной натуры, высоко поднимает героиню над окружающими. Но сама житейская драма Ларисы — результат того, что ее чистые, наивные представления о жизни ошибочны, нереальны.
    Сначала кажется, что Паратова Лариса полюбила не безотчетно, по ее словам: «Сергей Сергеич… это идеал мужчины», но это не так. Между тем мотив торговли, проходящий через всю пьесу и концентрирующийся в главном сюжетном событии — споре, торге за Ларису, охватывает всех героев-мужчин, среди которых Лариса должна сделать
    свой жизненный выбор. Полностью погружен в свои торговые расчеты Кнуров, совершенно по-купечески торгуется он с Вожеватовым даже в вопросах, касающихся личной жизни. Понятие выгоды и материального расчета руководит даже матерью Ларисы — Харитой Игнатьевной Огудаловой. И Паратов здесь не только не исключение, но, как выясняется,— самый жестокий и бесчестный участник торга. Отвечая на восторженные рассказы своей невесты о смелости Паратова, бестрепетно стрелявшего в монету, которую держала Лариса, Карандышев коротко замечает: «Сердца нет, оттого он так и смел». И в данном случае он прав, этот персонаж, который в целом, конечно, не может считаться выразителем авторских оценок. Вообще в этой пьесе нет такого героя, зато едва ли не каждый из действующих лиц в тот или иной момент верно оценивает и ситуацию, и людей, в ней участвующих. Быть может, «Бесприданница» и выделяется каким-то новым художественным качеством среди пьес Островского как раз потому, что буквально все действующие лица в ней очерчены только с обычной для Островского определенностью нравственной оценки. Безупречно найденное равновесие между этой авторской оценкой, с одной стороны, и объемностью характеров, индивидуальной сложностью персонажей— с другой, необычайно для Островского. Сложность героев — будь то противоречивость их внутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внутренней сущности героя и внешнего рисунка его поведения, как у Паратова, — вот что требует избранного Островским жанрового решения — формы психологической драмы.
    Репутация Паратова — большой барин, широкая натура, бесшабашный храбрец. И все эти краски и жесты Островский ему оставляет, но, с другой стороны, он тонко и как бы между прочим копит штрих и реплики, готовящие выяснение истинного лица этого героя. В первой же сцене его появления зритель слышит признание: «Что такое жалость, этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». И вслед за этим мы узнаем, что продает Паратов не только «Ласточку» Вожеватову, но и себя самого (невесте с золотыми приисками). В конечном итоге тонко компрометирует Паратова и сцена в доме Карандышева, потому что отделка его квартиры и попытка устроить роскошный обед — это ведь карикатура на стиль и образ жизни Паратова. И вся разница оказывается в суммах, которые каждый из героев может заплатить.
    Таким образом, средством психологических характеристик у автора оказываются не самопризнания героев, не рассуждения о чувствах и свойствах, но преимущественно их действия и бытовой, а не аналитический диалог. Ни один из героев не изменяется в процессе действия. А лишь постепенно раскрывается перед зрителем. Даже о Ларисе можно сказать то же: она прозревает, узнает правду об окружающих ее людях, принимает решение стать «очень дорогой вещью». И только смерть освобождает ее от всего, чем наделил житейский опыт. В этот момент она как бы возвращается к естественной красоте своей натуры.
    Мощный финал драмы — смерть героини среди праздничного шума, под цыганское пение — поражает своей художественной дерзостью. Душевное состояние Ларисы показано Островским с безупречной психологической точностью. Она смягчена и успокоена, она всех прощает, потому что счастлива: наконец-то вызвала вспышку человеческого чувства — безрассудный, самоубийственный, нерасчетливый поступок Карандышева, освободивший ее от страшной жизни содержанки сказать то же: она прозревает, узнает правду об окружающих ее людях, принимает решение стать «очень дорогой вещью». И только смерть освобождает ее от всего, чем наделил житейский опыт. В этот момент она как бы возвращается к естественной красоте своей натуры.
    Мощный финал драмы — смерть героини среди праздничного шума, под цыганское пение — поражает своей художественной дерзостью. Душевное состояние Ларисы показано Островским с безупречной психологической точностью. Она смягчена и успокоена, она всех прощает, потому что счастлива: наконец-то вызвала вспышку человеческого чувства — безрассудный, самоубийственный, нерасчетливый поступок Карандышева, освободивший ее от страшной жизни содержанки.

  4. В 1878 году впервые была поставлена на сцене «Бесприданница» А.Н.Островского. Это лучшая психологическая пьеса драматурга, воплотившая его сокровенные, лирические размышления. С образом главной героини связана тема утраченных иллюзий, тема гибели мечты о счастье.
    Лариса – романтическая, возвышенная девушка. Ее имя – значимое. В переводе с греческого это – чайка, символ красоты и чистоты. Лариса, мечтательная и артистичная, не замечает в людях нравственных изъянов. Девушка погружена в мир музыки, она прекрасно исполняет романсы и живет в соответствии с романтическими идеалами. Она способна только на бескорыстную любовь, ее помыслы чисты. По мере развития действия в драме нарастает несоответствие между романтическими представлениями Ларисы и прозаическим миром людей, ее окружающих и ей поклоняющихся. Девушка вовлечена в такие отношения, в которых честность не отличить от хитрости, любовь от притворства, благородство от корыстных побуждений. В доме Ларисы постоянно бывают поклонники, которые окружают ее вниманием, делают подарки, говорят комплименты. Клянутся в любви и уважении. Вожеватов так высказывается о пении Ларисы: «Послушать, да и умереть – вот оно что!» Кнуров говорит ей: «Я только желаю вам добра и счастья, чего вы вполне заслуживаете». Паратов признается Ларисе, что хочет: «Слушать ваш очаровательный голос, забывать весь мир и мечтать только об одном блаженстве …О блаженстве быть рабом вашим, быть у ваших ног». Карандышев мечтает публично поблагодарить невесту за счастье, которое она сделала ему своим выбором.Девушка – искренняя натура. Поэтому она верит в чистосердечие окружающих. Вожеватов рос вместе с Ларисой, она считает его другом и бесконечно ему доверяет. Харита Игнатьевна Огудалова замечает: «Да ведь шут он, у него не разберешь, нарочно он или вправду». Вожеватов – расчетливый и бездушный человек. Он никогда не забывает, что Лариса бесприданница и не собирается жениться на ней. Бывать в доме Огудаловых, шутить с Ларисой, слушать ее пение для Вожеватова большое удовольствие. Но он никогда не потеряет голову, свои чувства подчиняет трезвому расчету. «Нет, как-то я, Мокий Парменыч, в себе этого совсем не замечаю… что любовью-то называется», – говорит он Кнурову. И тот одобряет его: «Похвально, хорошим купцом будете».
    Лариса идеализирует Карандышева: «Да он и здесь хорош; я в нем ничего не замечаю дурного». Она искренне полагает, что Юлий Капитоныч – человек с доброй душой, бедный и непонятый окружающими. Героиня не замечает уязвленного самолюбия, зависти в душе Карандышева. Она хочет полюбить его и уехать с ним в деревню, чтобы забыть Паратова, забыть унижения в родном доме. Она ищет тишины, уединения. «Меня манит скромная семейная жизнь, она мне кажется каким-то раем», – объясняет она Карандышеву свое состояние. Подлинную реальность Лариса заменяет выдуманной действительностью. Девушка думает, что в деревне ее ждет рай. В этой воображаемой идиллии не будет невыносимого положения бедной невесты, заманивающей богатых женихов; не будет «страшной, смертельной тоски» от сознания, что это положение постыдно и унизительно и нет для него исхода. Лариса внушает себе, что любовь можно заменить покоем, «цыганский табор» – прогулками «по лесам» с корзиной грибов и ягод. Это еще один вариант придуманного счастья, еще одна надежда спастись от действительности. Постепенно, начиная со званого обеда в ее честь, Лариса прозревает в отношении Карандышева. Она начинает понимать, что в его любви больше эгоизма, чем искреннего чувства, что он жалок в своем желании утвердиться с помощью Ларисы в обществе «сильных мира».
    Самое тяжелое разочарование в жизни героини – роман с Паратовым. Для нее этот человек – идеал: «Сергей Сергеич… это идеал мужчины… это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мною!» В самый напряженный момент, когда решается вопрос, поедет ли Лариса за Волгу, она поет романс «Не искушай меня без нужды». Девушка воспринимает свои отношения с Паратовым в соответствии со строчками этого произведения. Для нее Сергей Сергеевич – роковой искуситель. Она не имеет сил сопротивляться его любви. Лариса объясняет свое состояние матери: «Я ослеплена, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне вижу, что кругом меня происходит». Ослепление чувствами не позволяет Ларисе объективно оценивать характер и поступки Паратова. Она видит широту его души, смелость, отчаянную отвагу. С восторгом девушка вспоминает, как Паратов вышибал выстрелом из пистолета монету из ее руки, при этом говорил «высокие» слова: «Смотрите, я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего на свете…» Лариса находится в мире мечты и не осознает, что Паратов хладнокровно играет ее чувствами, что он использует избитые способы, чтобы поразить ее воображение. Лариса способна только восхищаться своим идеалом: «Я сама видела, как он помогал бедным, как отдавал все деньги, которые были с ним». Ее не настораживает, что Паратов, неожиданно вернувшись в город, начинает издеваться над Карандышевым, тем самым оскорбляя и Ларису. Девушка верит в сказку любви, в то, что богатый женится на бедной. Лариса искренне считает, что своими страданиями заслужила счастье. Паратов «безбожно» использует ее доверчивость. Лариса во второй раз поверила герою своего романа и жестоко ошиблась. «Идеальный мужчина» в финале наконец-то сказал Ларисе правду, что он обручен, и что его чувство к ней – «мгновенное увлечение». Лариса поняла, что в его «глазах – как на небе, светло», а душа – темная, черная. Так в ее жизни произошел крах мечты. Ей стало ясно, что для Паратова она была лишь забавой, красивой куклой, необходимой для удовольствия.
    Узнав, что Кнуров и Вожеватов разыграли ее в орлянку, Лариса прозревает окончательно, рвутся все ее связи с окружающими людьми. Девушка поняла страшную правду: «Они правы, я вещь, я не человек…» Лариса уходит из жизни со словами: «Вам надо жить, а мне надо умереть…» Она права: в продажном мире не найти любви, сочувствия, «теплого, сердечного слова». Лариса утратила все иллюзии и ушла из жизни, которую не принимала.
    Тема потери веры в идеал оказывается в пьесе трагической. Социальные причины только способствуют трагической развязке истории Ларисы Огудаловой. Но в первую очередь Островский показывает трагедию «горячего сердца», талантливой личности, а не девушки без приданого. Лариса не смогла следовать жизненному принципу дельцов: «…применяйся к обстоятельствам…» Романтические порывы Ларисы уносили ее от всего земного, житейского. Утрата иллюзи

  5. Пьеса А.Н. Островского «Бесприданница» – одна из самых известных пьес драматурга. Написанная в 1878 году, она раскрывает мир пореформенной России, когда на смену родовому дворянству стали приходить люди «новой формации» – богатые купцы, капиталисты. Эти выходцы из низших слоев общества, бойкие, хваткие, целеустремленные, стали истинными хозяевами жизни.
    На фоне этой «новой» жизни разворачиваются личные трагедии, крушение иллюзий героев произведения. Главная героиня пьесы Лариса Огудалова молода и красива, но бедна, поэтому за ней не дают приданого. Положение бесприданницы унизительно, и это особенно чувствует героиня – девушка умная и гордая. Она решилась выйти замуж за Карандышева, мелкого чиновника и нелепого человечка, всеми способами пытающегося доказать свою значимость.
    Лариса безумно влюблена в «шикарного барина» Паратова. Она не понимает, что любит Сергея Сергеича не за его личные качества, а за мечту о другой жизни, которую он способен ей дать. С Паратовым в мысли Ларисы вошло представление о легком и поэтичном мире, недоступном для нее, который она знает только по любимым ею стихам и романсам. За Паратовым героиня готова пойти на край света.
    В душе девушки происходит борьба между стремлением смириться с участью жены бедного чиновника и тоской по яркой и красивой жизни.
    Лариса пытается сама решить свою судьбу. Она едет с Паратовым кататься на пароходе. Эта поездка открывает глаза героине на ее истинное положение – красивой вещи, которую мужчины оспаривают между собой: «Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том…»
    В финале пьесы Лариса погибает от руки Карандышева. Перед смертью героиня благодарит его за то, что он помог ей уйти из страшного мира, где не существует ничего святого и человек является предметом купли-продажи: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия…нечего и искать».
    Мне кажется, мечта Ларисы иллюзорна, она гонится за призраком в лице Паратова. Ее попытка одним безрассудным поступком завоевать любовь и счастье – бегство от своей судьбы. Поэтому трагическое разочарование героини неизбежно.
    Крушение иллюзий испытывает и жених Ларисы, Юлий Капитоныч Карандышев. Отличительная черта его характера – самолюбие. Поэтому и Лариса для него не столько любимая девушка, сколько красивая вещь, возможность одержать верх над Паратовым.
    Карандышев ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу. Он отказывается заслужить любовь Ларисы кротостью и преданностью («поддержите меня,…отнеситесь ко мне нежно, с лаской!» – просит его Лариса). Раздраженное самолюбие героя берет верх над любовью. Поведением Карандышева руководит желание взять реванш над Паратовым. На просьбы Ларисы уехать подальше от города он отвечает: «Только венчаться – непременно здесь; чтоб не сказали, что …я не жених вам, не пара…»
    Мне кажется, что из-за своего самолюбия Карандышев живет в выдуманном, иллюзорном мире. Поэтому он отказывается от истинных жизненных ценностей, от любви и счастья.
    Это особенно ярко выражено в финальной сцене пьесы. Когда Карандышев понимает, что своей любовью он уже не увлечет Ларису, он убивает героиню. «Не доставайся же ты никому!» – произносит он, решая судьбу женщины, которая ему «не пара». Карандышев не может обладать живой Ларисой и утверждает свою власть над нею мертвой.
    Совершенное им убийство – последняя попытка восторжествовать над соперниками, превосходящими его во всем: «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться». В этой сцене Карандышев особенно смешон и жалок.
    Постепенно рушатся иллюзии и другого персонажа пьесы – Сергея Сергеича Паратова. Он все еще мнит себя хозяином мира, «шикарным барином». Однако истинная власть уже давно перешла в руки богатых дельцов наподобие Кнурова и Вожеватова. Паратов вынужден приспосабливаться, продавать свое имущество, искать выгодную партию среди купеческих дочерей.
    В какой-то степени, на мой взгляд, разрушаются и иллюзии купцов – Мокия Парменыча Кнурова и Василия Данилыча Вожеватова. Они считают, что все в этом мире можно продать и купить, были бы деньги. Однако Лариса своим поведением и своей гибелью опровергает это мнение. Героиня последовала за своими чувствами, пусть иллюзорными, предпочтя любовь деньгам.
    Можно сказать, что и мать Ларисы, Харита Игнатьевна Огудалова, испытывает крушение своих иллюзий. Она была уверена в том, что выгодно выдала замуж своих старших дочерей. Но из разговора Кнурова и Вожеватова мы узнаем, что судьба их оказалась несчастлива: одну из них якобы зарезал ревнивый муж, а супруг другой и вовсе оказался шулером. Уже в начале пьесы появляется мотив несчастливой женской судьбы, разочарования в любви, который разовьется в образе Ларисы.
    Таким образом, все герои «Бесприданницы» испытывают крушение своих иллюзий. Это происходит, по-моему, оттого, что они гонятся за мечтами, которые не сделают их счастливыми. В результате герои отказываются от истинных жизненных ценностей, от любви и счастья. И жизнь жестоко наказывает их за это.

  6. «Бесприданница» — драма буржуазной эпохи, и это обстоятельство решающим образом влияет на ее проблематику и жанр. Здесь уже нет абсолютного противостояния героини и среды. Человеческая талантливость Ларисы, ее стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость — все, что идет от ее богато одаренной натуры, высоко поднимает героиню над окружающими. Но сама житейская драма Ларисы — результат того, что ее чистые, наивные представления о жизни ошибочны, нереальны.
    Сначала кажется, что Паратова Лариса полюбила не безотчетно, по ее словам: «Сергей Сергеич… это идеал мужчины», но это не так. Между тем мотив торговли, проходящий через всю пьесу и концентрирующийся в главном сюжетном событии — споре, торге за Ларису, охватывает всех героев-мужчин, среди которых Лариса должна сделать свой жизненный выбор. Полностью погружен в свои торговые расчеты Кнуров, совершенно по-купечески торгуется он с Вожеватовым даже в вопросах, касающихся личной жизни. Понятие выгоды и материального расчета руководит даже матерью Ларисы — Харитой Игнатьевной Огудаловой. И Паратов здесь не только не исключение, но, как выясняется, — самый жестокий и бесчестный участник торга. Отвечая на восторженные рассказы своей невесты о смелости Паратова, бестрепетно стрелявшего в монету, которую держала Лариса, Карандышев коротко замечает: «Сердца нет, оттого он так и смел». И в данном случае он прав, этот персонаж, который в целом, конечно, не может считаться выразителем авторских оценок. Вообще в этой пьесе нет такого героя, зато едва ли не каждый из действующих лиц в гот или иной момент верно оценивает и ситуацию, и людей, в ней участвующих. Быть может, «Бесприданница» и выделяется каким-то новым художественным качеством среди пьес Островского как раз потому, что буквально все действующие лица в ней очерчены только с обычной для Островского определенностью нравственной оценки. Безупречно найденное равновесие между этой авторской оценкой, с одной стороны, и объемностью характеров, индивидуальной сложностью персонажей — с другой, необычайно для Островского. Сложность героев — будь то противоречивость их внутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внутренней сущности героя и внешнего рисунка его поведения, как у Паратова, — вот что требует избранного Островским жанрового решения — формы психологической драмы.
    Репутация Паратова — большой барин, широкая натура, бесшабашный храбрец. И все эти краски и жесты Островский ему оставляет, но, с другой стороны, он тонко и как бы между прочим копит штрих и реплики, готовящие выяснение истинного лица этого героя. В первой же сцене его появления зритель слышит признание: «Что такое жалость, этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». И вслед за этим мы узнаем, что продает Паратов не только «Ласточку» Вожеватову, но и себя самого (невесте с золотыми приисками). В конечном итоге тонко компрометирует Паратова и сцена в доме Карандышева, потому что отделка его квартиры и попытка устроить роскошный обед — это ведь карикатура на стиль и образ жизни Паратова. И вся разница оказывается в суммах, которые каждый из героев может заплатить.
    Таким образом, средством психологических характеристик у автора оказываются не самопризнания героев, не рассуждения о чувствах и свойствах, но преимущественно их действия и бытовой, а не аналитический диалог. Ни один из героев не изменяется в процессе действия. А лишь постепенно раскрывается перед зрителем. Даже о Ларисе можно сказать то же: она прозревает, узнает правду об окружающих ее людях, принимает решение стать «очень дорогой вещью». И только смерть освобождает ее от всего, чем наделил житейский опыт. В этот момент она как бы возвращается к естественной красоте своей натуры.
    Мощный финал драмы — смерть героини среди праздничного шума, под цыганское пение — поражает своей художественной дерзостью. Душевное состояние Ларисы показано Островским с безупречной психологической точностью. Она смягчена и успокоена, она всех прощает, потому что счастлива: наконец-то вызвала вспышку человеческого чувства — безрассудный, самоубийственный, нерасчетливый поступок Карандышева, освободивший ее от страшной жизни содержанки.

  7. 7
    Текст добавил: СкользкийПАРКЕТ

    «Бесприданница» — драма буржуазной эпохи, и это обстоятельство решающим образом влияет на ее проблематику и жанр. Здесь уже нет абсолютного противостояния героини и среды. Человеческая талантливость Ларисы, ее стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость — все, что идет от ее богато одаренной натуры, высоко поднимает героиню над окружающими. Но сама житейская драма Ларисы — результат того, что ее чистые, наивные представления о жизни ошибочны, нереальны.
    Сначала кажется, что Паратова Лариса полюбила не безотчетно, по ее словам: «Сергей Сергеич это… идеал мужчины», но это не так. Между тем мотив торговли, проходящий через всю пьесу и концентрирующийся в главном сюжетном событии — споре, торге за Ларису, охватывает всех героев-мужчин, среди которых Лариса должна сделать свой жизненный выбор. Полностью погружен в свои торговые расчеты Кнуров, совершенно по-купечески торгуется он с Вожеватовым даже в вопросах, касающихся личной жизни. Понятие выгоды и материального расчета руководит даже матерью Ларисы — Харитой Игнатьевной Огудаловой. И Паратов здесь не только не исключение, но, как выясняется, — самый жестокий и бесчестный участник торга. Отвечая на восторженные рассказы своей невесты о смелости Паратова, бестрепетно стрелявшего в монету, которую держала Лариса, Карандышев коротко замечает: «Сердца нет, оттого он так и смел». И в данном случае он прав, этот персонаж, который в целом, конечно, не может считаться выразителем авторских оценок. Вообще в этой пьесе нет такого героя, зато едва ли не каждый из действующих лиц в тот или иной момент верно оценивает и ситуацию, и людей, в ней участвующих. Быть может, «Бесприданница» и выделяется каким-то новым художественным качеством среди пьес Островского как раз потому, что буквально все действующие лица в ней очерчены только с обычной для Островского определенностью нравственной оценки. Безупречно найденное равновесие между этой авторской оценкой с одной стороны, и объемностью характеров, индивидуальной сложностью персонажей — с другой, необычайно для Островского. Сложность героев — будь то противоречивость их внутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внутренней сущности героя и внешнего рисунка его поведения, как у Паратова, — вот что требует избранного Островским жанрового решения — формы психологической драмы.
    Репутация Паратова — большой барин, широкая натура, бесшабашный храбрец. И все эти краски и жесты Островский ему оставляет, но, с другой стороны, он тонко и как бы между прочим копит штрих и реплики, готовящие выяснение истинного лица этого героя. В первой же сцене его появления зритель слышит признание: «Что такое жалость, этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». И вслед за этим мы узнаем, что продает Паратов не только «Ласточку» Вожеватову, но и себя самого (невесте с золотыми приисками). В конечном итоге тонко компрометирует Паратова и сцена в доме Карандышева, потому что отделка его квартиры и попытка устроить роскошный обед — это ведь карикатура на стиль и образ жизни Паратова. И вся разница оказывается в суммах, которые каждый из героев может заплатить.
    Таким образом, средством психологических характеристик у автора оказываются не самопризнания героев, не рассуждения о чувствах и свойствах, но преимущественно их действия и бытовой, а не аналитический диалог. Ни один из героев не изменяется в процессе действия. А лишь постепенно раскрывается перед зрителем. Даже о Ларисе можно сказать то же: она прозревает, узнает правду об окружающих ее людях, принимает решение стать «очень дорогой вещью». И только смерть освобождает ее от всего, чем наделил житейский опыт. В этот момент она как бы возвращается к естественной красоте своей натуры.
    Мощный финал драмы — смерть героини среди праздничного шума, под цыганское пение — поражает своей художественной дерзостью. Душевное состояние Ларисы показано Островским с безупречной психологической точностью. Она смягчена и успокоена, она всех прощает, потому что счастлива: наконец-то вызвала вспышку человеческого чувства — безрассудный, самоубийственный, нерасчетливый поступок Карандышева, освободивший ее от страшной жизни содержанки.

  8. «Бесприданница»— драма буржуазной эпохи, и это обстоятельство решающим образом влияет на ее проблематику и жанр. Здесь уже нет абсолютного противостояния героини и среды. Человеческая талантливость Ларисы, ее стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость — все, что идет от ее богато одаренной натуры, высоко поднимает героиню над окружающими. Но сама житейская драма Ларисы — результат того, что ее чистые, наивные представления о жизни ошибочны, нереальны.
    Сначала кажется, что Паратова Лариса полюбила не безотчетно, по ее словам: «Сергей Сергеич… это идеал мужчины», но это не так. Между тем мотив торговли, проходящий через всю пьесу и концентрирующийся в главном сюжетном событии — споре, торге за Ларису, охватывает всех героев-мужчин, среди которых Лариса должна сделать свой жизненный выбор. Полностью погружен в свои торговые расчеты Кнуров, совершенно по-купечески торгуется он с Вожеватовым даже в вопросах, касающихся личной жизни. Понятие выгоды и материального расчета руководит даже матерью Ларисы — Харитой Игнатьевной Огу- даловой. И Паратов здесь не только не исключение, но, как выясняется, — самый жестокий и бесчестный участник торга. Отвечая на восторженные рассказы своей невесты о смелости Паратова, бестрепетно стрелявшего в монету, которую держала Лариса, Карандышев коротко замечает: «Сердца нет, оттого он так и смел». И в данном случае он прав, этот персонаж, который в целом, конечно, не может считаться выразителем авторских оценок. Вообще в этой пьесе нет такого героя, зато едва ли не каждый из действующих лиц в тот или иной момент верно оценивает и ситуацию, и людей, в ней участвующих. Быть может, «Бесприданница» и выделяется каким-то новым художественным качеством среди пьес Островского как раз потому, что буквально все действующие лица в ней очерчены только с обычной для Островского определенностью нравственной оценки. Безупречно найденное равновесие между этой авторской оценкой, с одной стороны, и объемностью характеров, индивидуальной сложностью персонажей — с другой, необычайно для Островского. Сложность героев — будь то противоречивость их внутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внутренней сущности героя и внешнего рисунка его поведения, как у Паратова, — вот что требует избранного Островским жанрового решения — формы психологической драмы.
    Репутация Паратова — большой барин, широкая натура, бесшабашный храбрец. И все эти краски и жесты Островский ему оставляет, но, с другой стороны, он тонко и как бы между прочим копит штрих и реплики, готовящие выяснение истинного лица этого героя. В первой же сцене его появления зритель слышит признание: «Что такое жалость, этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». И вслед за этим мы узнаем, что продает- Паратов не только «Ласточку» Вожеватову, но и себя самого (невесте с золотыми приисками). В конечном итоге тонко компрометирует Паратова и сцена в доме Карандышева, потому что отделка его квартиры и попытка устроить роскошный обед — это ведь карикатура на стиль и образ жизни Паратова. И вся разница оказывается в суммах, которые каждый из героев может заплатить.
    Таким образом, средством психологических характеристик у автора оказываются не самопризнания героев, не рассуждения о чувствах и свойствах, но преимущественно их действия и бытовой, а не аналитический диалог. Ни один из героев не изменяется в процессе действия. А лишь постепенно раскрывается перед зрителем. Даже о Ларисе можно сказать то же: она прозревает, узнает правду об окружающих ее людях, принимает решение стать «очень дорогой вещью». И только смерть освобождает ее от всего, чем наделил житейский опыт. В этот момент она как бы возвращается к естественной красоте своей натуры.
    Мощный финал драмы — смерть героини среди праздничного шума, под цыганское пение — поражает своей художественной дерзостью. Душевное состояние Ларисы показано Островским с безупречной психологической точностью. Она смягчена и успокоена, она всех прощает, потому что счастлива: наконец-то вызвала вспышку человеческого чувства — безрассудный, самоубийственный, нерасчетливый поступок Ка- рандышева, освободивший ее от страшной жизни содержанки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *