Сочинение на тему ужас войны

8 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Не перибевай меня

    Нельзя забывать о том, что пришлось пережить людям в годы Великой Отечественной войны. Если мы забудем о том, что совершили для нас наши предки, мы совершим огромнейшее преступление. Бороться за мир – это миссия каждого человека на Земле. Это очень хорошо понимают поэты, именно поэтому тема войны так хорошо раскрыта в литературе. Эта тема не иссякнет никогда. Сколько было сделано, сколько убито, сколько судеб безжалостно уничтожили эти жестокие годы войны. Писатели которые пишут о войне исполняют очень важную миссию. Им нужно написать об очень многом. О героизме, о борьбе за свободу, о преданности, о дружбе, любви, ненависти к врагу и это только минимальная частица того, что таиться в слове война.
    Война – всего лишь пять букв, а сколько боли, слез и горечи таится в этом слове.
    Николай Алексеевич Некрасов – один из величайших русских поэтов. Некрасову очень хорошо удалось раскрыть ужасы войны. Сочинение этого поэта грустны, созвучны и рассказывают о жизни простого человека о том, что чувствовали и, что переживали люди в это тяжкое время. Одно из самых лучших произведений о войне является сочинение \»Внимая ужасам войны\». С момента написание этого сочинения прошло много-много но читая его чувствуешь, что находишься как будто в сегодняшнем дне. Такие стихи – бессмертны. И за это нужно отдать должное автору.
    С первых строк уже чувствуется негативное отношение автора к войне:
    Внимая ужасам войны,
    При каждой новой жертве боя…
    Мы живем в двадцать первом столетии но увы с тех пор ничего не изменилось в лучшую сторону. Наоборот войны стали агрессивнее, кровопролитнее. Люди ничему не учатся, а продолжают платить жизнями молодых, ни в чем невинных людей.
    Стихотворение Н. А. Некрасова \»Внимая ужасам войны…\» – оно универсально. Она так актуально в наше время. Но кажется, что никто не понимает ценности жизни. И только матери понимают всю истинную ценность жизни. Насколько это стихотворение близко женским сердцам.
    Одни я в мире подсмотрел
    Святые, искренние слезы —
    То слезы бедных матерей!
    Им не забыть своих детей,
    Погибших на кровавой ниве…
    Всего-навсего семнадцать строчек, но после их прочтения ты по другому начинаешь понимать и воспринимать те страшные события.
    Этой боли никогда не пройти,
    Как не поднять плакучей иве
    Своих поникнувших ветвей…
    Автор написал этот стих от первого лица, этот момент тоже не маловажен. Когда читаешь такое чувство, что разговариваешь с кем-то знакомым, родным.
    Ужасы войны навсегда останутся в памяти тех кто ее пережил. Забыть такое, увы невозможно. Но хочется верить, что люди научаться ценить человеческие жизни и больше не будет этого бессмысленного кровопролития, а о войне мы будем знать только из книг…

  2. Вторая мировая война была самой жестокой, самой страшной в истории человечества. В памяти тех, кому суждено через нее пройти, навсегда запечатлелся военном лихолетье. Предостерегая последующие поколения от повторения катастрофы, они рассказывают об ужасах войны в мемуарах, кинофильмах, книгах. Белорусский писатель В. Быков участвовал в той войне, был лейтенантом Советской Армии, в тяжелых боях за Кировоград “погиб” – на монументе в честь павших было отчеканено и его имя, а родным поступила “похоронка”. После окончания войны еще десять лет служил в армии.
    Потом демобилизовался и полностью посвятил себя литературной деятельности. Центральной темой его творчества стали трагические события Второй мировой войны. Герои повести “Альпийская баллада” (1963) – белорусский юноша Иван Терешка и итальянская девушка Джулия. Судьба свела их на заводе в Италии, где работали смертности-ники-пленные из разных стран, бойцы-антифашисты, воины сопротивления. При взрыве бомбы, который готовили Иван со своими товарищами, юноша бежит с завода, впоследствии к нему пристала Джулия. Иван не может руководствоваться принципом: “выжить любой ценой”, не может отвлечься от слабого в трудную минуту, хотя по собственному опыту знает, что спастись одному легче. Юноша уже третий раз сбегает из плена. Его страстное влечение к свободе не могут сломить никакие испытания неволе: ни издевательства фашистов над пленными, ни нечеловеческие условия существования, в которых сохранить живую человеческую душу, собственное достоинство, волю к сопротивлению и борьбе – это подвиг. Война несет с собой руины, кровь, смерть.
    Но самое страшное – когда с человека вытравливается все человеческое, как из того команда фюрера Зандлера, который заставлял беззащитного пленника чистить сапоги рукавами арестантской куртки или полицейского Гриця, готового поджечь дом своего кума за то, что он прячет советского бойца, или тех эсэсовцев, которые издевались над сумасшедшего гефтлинга, тыча в него сигаретами. Эти нелюди ничем не отличались от тех собак-волкодавов, которых они спускали на беглецов.
    Души же Ивана и Джулии, несмотря на все ужасные обстоятельства, при которых они встретились, остаются живыми. В них неожиданно для самих героев зарождается чистой любви, как эти цветущие под ярким небом маки, среди которых оказались молодые люди. Конец трех дней свободы на фоне утренней природы, которая не ведает того, что рядом с ней действуют люди, предоставляет сказания о героях, чьи судьбы истерзанные войной, особого трагизма.
    Немец Г. Белль тоже участвовал во Второй мировой войне, но с другой стороны, как солдат немецко-фашистской армии, хотя и уклонялся от участия в политической жизни, пока не был мобилизован сначала для отбытия трудовой повинности, а затем в вермахт. На фронте был несколько раз ранен, после победы на Германиюой некоторое время находился в американском плену. С 1947 г. начинает заниматься литературой. Как писатель Г. Белль начинал в русле так называемой “литературы руин”, преимущественно была сосредоточена на осмыслении недавней войны и ее последствий. Военная тема стала одним из краеугольных камней белливськои “эстетики гуманного”.
    1950 издан Сборник рассказов Белля “Попутчик, когда ты придешь в Спа. “. В них писатель рассказал о страшной судьбе своего поколения, о том, что он не может молчать и тем самым давать возможность другим изображать недавнем прошлом украшен, в героических тонах, закрывая глаза на зверства и преступления.
    Герой рассказа “Попутчик, когда ты придешь в Спа. ” совсем юный. Еще три месяца назад он учился в гимназии. И вот он снова оказался в своей школе, но на этот раз он не бежит по лестнице и коридорам, а его несут тяжелораненого на носилках. Он даже долго сомневается в том, действительно ли это его гимназия, настолько чуждой стала школа, превращенная в госпиталь. Сомнения рассеялись лишь после того, как он увидел в классе на доске фразу, написанную рукою. Почти одновременно с этим герой, который никак не мог понять, куда он ранен, увидел свое отражение в стекле лампочки – “такой короткий, белый, узкий свиток марли, словно причудливый хрупкий кокон”, а впоследствии, когда его размотали – что у него нет обеих рук и правой ноги.
    Рассказ Г. Белля насыщенное символами, которые передают абсурдность войны, которая превратила гимназию на “мертвый” дом, комнату сторожа Биргелера, где герой гимназистом пил молоко, – на хранилище мертвецов, а сам Биргелер теперь не сторож, а пожарный. Символической же и недописанные на доске цитата, который обрывается на полуслове, – знаменитые строки древнегреческого поэта Симонид Кеоського: “Путник, когда ты придешь в Спарту, расскажи там, что мы лежим здесь, честно виконазшы закон”. Фраза написана на доске семь раз. Число семь в библейском контексте означает бесконечность. Поэтому произведение приобретает особое философского звучания о вечности борьбы со злом.
    Веское слово в противоборстве добра со злом принадлежит искусству. Художественные произведения непосредственных участников Второй мировой войны белоруса Василя Быкова и немца Генриха Белля, осуждая ужасы войны, раскрывая ее абсурдность, убедительно доказывают, что война не приносит счастья никому: ни тем, кто начинает войну, ни тем, кто против собственной воли вынужден брать в ней участие.

  3. Иногда задаешься вопросом: неужели человек рождается для войны? Мне не хочется в это верить. Зачем рождаться для разрушения?
    Человек приходит на этот свет, чтобы познать мир в любви, гармонии, созидании. Люди рождаются в любви и для любви, а война противна человеческому разуму как созданию разумному и внутренне сильному и красивому. Но тут нельзя не сказать о том, что война многолика: для одних она — путь к славе, для других — борьба за свободу и всеобщее благополучие, для третьих — дело принципа…
    Война — это событие, которое надо не только пережить, но и осмыслить. Она не только разрушает, но часто ведет к сплочению народа, к эмоциональному, культурному, нравственному, этическому всплеску. Война объединяет людей в едином порыве против общего врага. Не стоят «особняком» от этой борьбы и писатели, поэты, художники, композиторы…
    Они всегда утверждали, что война противоречит «человеческому» в человеке, поскольку призывает браться за оружие мужчин, стариков, подростков, женщин. Очень сложно представить женщину, хранительницу очага и мать, на войне.
    Однажды Юлию Друнину спросили: «Как вы сумели сохранить нежность и женственность после участия в такой жестокой войне?» На этот вопрос женщина ответила: «Для нас весь смысл войны с фашизмом был в защите этой женственности, спокойного материнства, благополучия детей, мира для нового человека»:
    Не знаю, где я нежности училась, —
    Об этом не расспрашивай меня…
    … Не знаю, где я нежности училась, —
    Быть может, на дороге фронтовой.
    Женщина на войне — это бесчеловечно. Именно это мнение прослеживается в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие». Произведение поражает читателей изображением того, как юная девичья чистота сталкивается с бесчеловечными и жестокими силами фашизма.
    Героини повести — пять девушек, которые вызываются задержать немецких диверсантов. Да, враг задержан, но ни одна из женщин не остается в живых. Эта маленькая победа досталась ценой пяти юных жизней.
    Повесть становится гимном женственности и обаяния молодых героинь. Автор с горечью показывает, как суровая действительность войны вступает в непримиримое противоречие со всем прекрасным, что есть в этих милых девушках. Вероятно, именно этот удачно найденный контраст стал причиной того, что повесть «А зори здесь тихие…» невозможно читать без слез миллионов благодарных потомков.
    Очень сильно и образно ужасы войны были показаны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Народ в изображении писателя — решающая сила истории. В романе это подчеркивается описанием войны как войны народной, а победа над Наполеоном рассматривается как результат патриотических усилий народных масс, не потерпевших иноземного насилия.
    Во время битвы на Бородинском поле каждый понимал, что борется… за свою землю. Вот почему, не дожидаясь приказа командиров, солдаты перед сражением надевали чистое платье, торжественно и сурово готовились к исполнению своего долга — умереть, но не допустить врага к стенам древней столицы. Они понимали, что на них легла ответственность за судьбу Родины. Уловив это настроение солдат, Андрей Болконский приходит к выводу, что Бородинское сражение будет выиграно из-за чувства патриотизма, которое есть в нем самом и в каждом русском человеке.
    В «Севастопольских рассказах» Толстой показал войну «не в правильном, красивом и блестящем строе с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами… а в настоящем ее выражении — в крови, в страдании, в смерти…».
    Под его гениальным пером воскресает героическая оборона Севастополя. Взяты только три момента, выхвачены только три картины из отчаянной, неравной борьбы, почти целый год не утихавшей и не умолкавшей под Севастополем. Это не только великое художественное произведение, но и правдивый исторический документ. И, спустя десятилетия, Россию ждало новое потрясение — Великая Отечественная война, которая снова заставила писателей и поэтов задаться вопросом «что такое война?».
    В повести Кондратьева «Сашка» глазами главного героя мы наблюдаем жизнь людей и на фронте, и в тылу, и в больницах, и в деревнях. Но, прежде всего, Сашка, да и все солдаты — обычные люди с человеческими мыслями и поступками. Когда главный герой поймал немца, то его посетили мысли о будущей награде, он с чувством гордости прошел с «фрицем» мимо товарищей, что бы те подивились его храбрости. И, в то же время, Сашка всегда готов прийти на помощь ближнему.
    В годы Великой Отечественной войны было хорошо известно имя поэта Константина Симонова. Его стихотворения «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и другие призывали к мужеству и стойкости, внушали веру в неизбежность победы над фашистами.
    Размышляя на эту тему, задаешься вопросом: «Что же такое война в Чечне, в Афганистане?». Я не нахожу смысла в этих войнах, не вижу причин, которые могут оправдать миллионы загубленных жизней. И в этом заключается весь ужас действительности. Еще страшнее. когда под личиной «праведника» скрывается злостный агрессор, который якобы борется за демократию во всем мире. Ужасно то, что все закрывают глаза на «проделки злостного агрессора» и не хотят вступать с ним в борьбу. Я думаю, благополучие страны нужно оценивать не только по росту экономики и курсу валюты, но и по «нравственному» здоровью людей. Нормальный, здравомыслящий человек никогда не поднимет оружие против себеподобных и не примет участие в войне — безумии глобального масштаба.

  4. Ни для кого не секрет, что нет ничего страшнее войны. Она забирает близких нам людей, ожесточает тех, кому все же удается выжить.
    Хочется сразу отметить, что во время боевых действий мы не редко могли бы встретить тех, кто струсил, «убежал в кусты», так сказать, в самый ответственный момент. Однако по большей части наши прадеды проявляли стойкость, мужество и героизм, достойный уважения.
    Война не пощадила никого, ни стариков, ни детей. Именно для последних это время стало особенно тягостным. С самых ранних лет дети шли на заводы изготавливать оружие для солдат, многие уходили в партизаны. Юнцы не хуже взрослых вставали на защиту своей родины.
    Многим из нас известны трагичные судьбы детей-героев. Они отважно жертвовали собой, ребята даже не задумывались в тот момент о том, что они вот-вот могут погибнуть, у них была единая цель – защитить нашу страну.
    Если вспомнить произведение Приставкина «Рабочая порция», то можно прочувствовать тяжесть, которая легла непосильным грузом на плечи детей. Автор рисует для читателей внутренний мир героя, демонстрируя его переживания и мысли. Именно благодаря этому мы понимаем, что ребятам на войне было действительно тяжело.
    А в романе Толстого «Война и мир» мы встречаем сразу несколько героев, которые стали отличным примером мужества и отваги среди детей во время войны. Так Петя Ростов еще в возрасте пятнадцати лет отправился в центр боевых действий, встал на защиту отечества. Наташа Ростова, утешая мать после гибели Пети, изменилась, любовь к матери вызвала её к жизни.
    В заключение скажу, что дети во время войны сражались на равнее со взрослыми. Они не боялись, отважно шли в бой, думая лишь о благе своей семьи и отечества в целом.
    Понравилось сочинение » Ужасы войны, тогда жми кнопку Put this script tag to the of your page

  5. Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами, бороться за мир – обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне – огромны. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни.
    Своеобразно разрабатывает тему войны белорусский писатель В.Быков, его произведения отличает нравственно-психологическая проблематика. Бескомпромиссность нравственных требований. Основой его сюжетов является ситуация нравственного выбора. Писатель дает художественное исследование моральных основ человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности.
    Мне нравится, как пишет о войне Василь Быков. В его произведениях мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы войны. В отличие от таких наших писателей, как Стаднюк, Бондарев, Бакланов, Ананьев, которые ставят во главу угла своих произведений масштабные сражения и герои которых почти все из командного состава армии, Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях, писатель докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает и его ранние работы: «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Западня», «Мертвым не больно» и другие.
    В каждой новой повести писатель ставит своих героев в еще более сложные ситуации. Объединяет героев лишь то, что их действия нельзя оценивать однозначно. Например, в «Альпийской балладе» Быков описывает побег русского солдата из фашистского плена вместе с итальянкой Джулией. Здесь автор увлекается описанием внешних событий: побег, погоня, любовь, смерть героя и т.д. Но уже сюжет повести «Сотников» психологически закручен так, что критики сбились с толку в оценке поведения героев Быкова. А событий в повести почти никаких нет. Критикам было от чего растеряться: главный герой — предатель?! На мой взгляд, автор сознательно идет на размывание граней образа этого персонажа. Он не дает читателю возможности однозначно взглянуть на того или иного своего героя.
    Сюжет повести прост: два партизана Сотников и Рыбак отправляются в деревню на задание — добыть овцу для пропитания отряда. До этого герои почти не знали друг друга, хотя успели повоевать и даже выручили друг друга в одном бою. Сотников не совсем здоров и вполне мог бы
    уклониться от в общем-то пустякового задания, но он чувствует себя недостаточно своим среди партизан и поэтому все же вызывается идти. Этим он как бы хочет показать боевым товарищам, что не чурается «грязной работы». Два партизана по-разному реагируют на предстоящую опасность, и читателю кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников. Но если Рыбак, который всю свою жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», внутренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть… Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу».
    В повести Быкова каждый занял свое место в ряду жертв войны. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертный путь до конца. Рыбак встал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни.
    Но характеры проявляются медленно. Рыбак по сути парень жизнелюбивый и не лишен положительных человеческих качеств. Он, например, делится с товарищем остатками пареной репы, отдает Сотникову полотенце, чтобы тот замотал им горло. Он предлагает больному Сотникову вернуться в отряд, и, наконец, когда во время столкновения с полицаями ему почти удается убежать, он все-таки возвращается назад, сообразив, что Сотников своей стрельбой прикрывает его отход.
    Ситуация меняется после их ареста. Рыбак до последней минуты не верит, что из этой западни невозможно вырвать-ся. Он решает потянуть время, сообщая на допросе только то, что немцам уже известно про партизанский отряд. Но Рыбак слишком прост для такой сложной игры с врагом, и, сам того не желая, он проговаривается, попав в искусно расставленную ловушку. С этого момента начинается его нравственное падение. Он понял окончательно, что остаться в живых он сможет, только предав товарищей по оружию. Для Рыбака процесс перехода в другое психологическое состояние проходит быстро и без мучений, так как он уже был внутренне к этому расположен. Рыбак, как всякий предатель, начинает жить по особым психологическим законам,
    исключающим все доброе и светлое, что было до этого момента в человеческой душе. В конце повести он становится палачом своего бывшего товарища.
    Сотников, в отличие от Рыбака, сразу осознал безвыходность ситуации, но в последние минуты жизни он неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, что и от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в глазах присутствующих при казне людей. Он не хотел, чтобы о нем плохо подумали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извинился: «Прости, брат». Сотников бросил ему в лицо лишь фразу: «Иди ты к черту!»
    В чем глубина творчества писателя Быкова? В том, что он и предателю Рыбаку оставил возможность иного пути даже после такого тяжкого преступления. Это и продолжение борьбы с врагом, и исповедальное признание в своем предательстве. Писатель оставил своему герою возможность покаяния, возможность, которую чаще дает человеку Бог, а не человек. Писатель, по-моему, предполагал, что и эту вину можно искупить. Папа Римский вручил В. Быкову за повесть «Сотников» специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, что в этом произведении усматривается общечеловеческое нравственное начало.
    Творчество В. Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Но писатель рассказывает о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью. И сегодня, я считаю, невозможно давать оценку событиям войны, тех страшных лет, не принимая во внимание воззрений на эту тему писателя В. Быкова.
    Тема повести В. Козько «Скудный день» – оборванное войной детство, душевная незаживающая рана. Место действия – небольшой белорусский городок; время действия – 10 лет спустя после войны. Основное, что характеризует произведение, – это напряженный тон повествования, который зависит не сколько от сюжетного развития событий, сколько от внутреннего пафоса, психологического накала. Этот высокий трагедийный пафос определяет весь стиль повести.
    Колька Летичка /это имя дано ему в детдоме, своего он не помнит/, маленьким ребенком попал в концлагерь, где содержались дети доноры, у которых брали кровь для немецких солдат. Ни матери, ни отца он не помнит. А те нечеловеческие душевные и физические страдания, которые он испытал, вообще отнимают у него память о прошлом.
    И вот через 10 случайно попав на судебное заседание, слушая показания бывших полицейских-карателей, мальчик вспоминает все, что с ним произошло. Страшное прошлое оживает – и убивает Кольку Летичку. Но смерть его предопределена теми событиями, которым уже больше 10 лет. Он обречен: никакие силы не способны восстановить того, что у него было отнято в детстве.
    Крик Кольки, прозвучавший в зале суда, – это эхо зова о помощи всех детей, насильно отторгнутых от матерей: «Мама, спаси меня!» – закричал он на весь зал, как кричал на всю землю в том далеком 1943, как кричали тысячи и тысячи его сверстников.
    Невозможно даже перечислить все произведения, воспевавшие героизм народа в Великой Отечественной войне. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни. Оружие писателя – вклад в общее дело борьбы за мир.
    То было время «великого перелома» — семилетие между 1927 и 1934 годами, которое ныне являет нам как трудно постижимое сочетание созидательского энтузиазма и возрастающей трагичности. Уже утверждался сталинский культ и в ходе «сплошной», «ударной» коллективизации, в обстановке «головокружения от успехов» множились числом незаконные «раскулачивания», аресты и ссылки. Но все это, до какой-то поры, воспринималось подавляющей частью современников как неизбежные издержки и жертвы борьбы за социализм в ходе его развернутого победного строительства..
    Людям, особенно тем, кто сумел, на их взгляд, избавиться от груза дореволюционных предрассудков и радостно почувствовать свою приобщенность к ритмам и лозунгам времени, на некий срок помстилось тогда наивно и счастливо, что они окончательно познали законы исторического развития и даже овладели главными его рычагами, потребными для возведения еще небывалого в веках государства трудящихся.
    Отсюда — крайне характерное для тех бурных лет страстное, можно даже сказать пристрастное, отношение к истории и к современности в их сопоставлении и контрастах. Хозяйски «осваивает» историю и набирающая зрелость наша литература.
    В том же направлении развивалась и оборонная тема. Военная угроза росла, и в ответ на нее росли Вооруженные Силы Страны Советов. Проблема патриотизма и воинского долга, отношения между командиром и подчиненным, складывающийся облик советского военного профессионала — вот что интересовало локафовских.
    Книги о борьбе за человеческое достоинство поколения сороковых . годов, своей военной молодостью подтвердившего веру в возможность торжества человечности, в человеческое братство, становятся современными сегодня, когда мир силится выработать новое мышление, когда речь идет о том, что люди на земле либо будут жить все вместе, либо все вместе погибнут. Не исчерпаны идеалы славного поколения, время приносит подтверждение их правоты. В решение новых задач, стоящих перед людьми нового времени, включен опыт «единого братства воинского».

  6. Что может быть страшнее, чем война?!
    Лишь слёзы да страдания несёт она.
    И счастье разбивает у людей,
    Любимых разлучая и друзей.
    Шестьдесят пять лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны, от Победы. Всё меньше остаётся ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны. Может быть, через много лет люди почти не будут вспоминать об этой войне. Как можно забыть ужас, который пережили наши близкие? Из фильмов, рассказов ветеранов я так представляю войну: зловещие языки пламени, рвущие всё на пути, искажённые ужасом лица женщин, прижимающих к себе перепуганных  детей, стоны раненых, грохот орудий, свист пуль. Всюду трупы людей, недавно думавших о будущем, надеявшихся на встречу с родными. Всё это и есть война – самое страшное событие, которое только может случиться в истории человечества.
    Мои прабабушка и  прадедушка – участники войны. Их родители были расстреляны немцами, где именно – никто не знает. Сами же прабабушка и прадедушка испытали все ужасы Великой Отечественной. Они были молоды, им страшно было умирать, но они смогли выстоять и донести до нас правду этой войны. Особенно мне запомнился случай с раненым. Прабабушка выхаживала его, она была медсестрой. Одного молодого  бойца тяжело ранило и его вместе с другими солдатами везли на поезде в госпиталь. Вдруг объявили: «Победа!». Счастливая бабушка  бежала по вагонам и всем об этом  сообщала. Она подошла к молодому бойцу и тихо, с радостью в голосе произнесла: «Победа». В ответ он улыбнулся и умер. Как же было горько, обидно, страшно ей: молодой, дожил ведь до Победы, и что?
    Экскурсия в Глинковский краеведческий музей навеяла на меня эти воспоминания, произвела на меня неизгладимое впечатление. Оказывается, что на территории нашего района шли тяжёлые бои. Фашисты оккупировали район 18 июня 1941 года. Страшные бои на нашей Глинковской земле шли с 5 августа по 5 октября 1941 года под командованием генерала армии Курочкина П.А.. Штаб армии находился в лесу у деревни Новосёловки.
    Молодые парни и девушки, примерно моего возраста, вместо учёбы и планов на будущее, были вынуждены рисковать своими жизнями. В районе действовало и комсомольское подполье, под руководством, молодой девушки, секретаря райкома комсомола Нюры Терещенковой. Основным их занятием было:  доставка партизанам информации, продовольствия, оружия. Наводит ужас то, что молодую девушку Нюру фашисты беспощадно расстреляли в Шараповском рву. В нашем музее хранится её платье, записка родным. Фотографии красивых девушек-партизанок смотрят на нас со стендов. Все они погибли, защищая наш район.
    Из рассказов очевидцев, с которыми мы беседовали, я понимаю, что нелегко жилось нашим землякам во время войны. Фашистов можно сравнить с дикими беспощадными животными. Они не жалели ни детей, ни стариков, ни женщин. Гитлеровцы установили жесточайший режим. В нашем районе есть деревня, которую называют «огненной». Ляхово – наша боль и скорбь. История этой деревни оставила след в моей памяти. Утро 14 апреля 1942 года. Под угрозой оружия стариков, женщин, детей согнали в четыре дома и тут же подожгли. Загорались дома, обезумевшие дети выпрыгивали из окон домов и тут же ложились под пулями солдат «великой Германии». В Ляхове сожгли и расстреляли 384 человека. Как же у них, у солдат Германии, на это страшное преступление поднялась рука? Где же были их душа и совесть? Ведь у всех у них остались дома и  мама, и сёстра.
    «Наша малая земля» – так называли партизаны соединения «Дедушка» освобожденную территорию нашего района. Командиром соединения в апреле 1942 года был В.И.Воронченко, затем И.Я.Ильичёв. Я узнал также и то, что соединение «Дедушка» было переименовано 12 мая 1942 года в первую партизанскую стрелковую дивизию. На счету соединения тысячи спасённых человек. Низкий поклон им за то, что не думая о себе, спасали нашу малую Родину.
    Только 17 сентября 1943 года советские войска освободили район от немецких захватчиков.
    Страшные цифры: 75 деревень разрушено и сожжено, более 200 человек расстрелено фашистами, несколько тысяч угнано в рабство и погибло в борьбе с захватчиками. Потоками крови и слёз была омыта наша земля. Если собрать все слёзы, пролитые по погибшим сыновьям, образовалось бы море Скорби.
    Мне кажется, что уцелеть среди огня, не лишиться рассудка при виде гибели людей, чудовищных разрушений было невозможно. Но сила человеческого духа оказалась сильнее металла и огня. Мы с восхищением, глубочайшим уважением смотрим на тех, кто прошёл через ад войны и сохранил в себе лучшие человеческие качества- доброту, сострадание, милосердие
    9 мая жители Глинковского района снова соберутся в парке около вокзала на братской могиле, где 20 августа 1955 года был установлен памятник павшим воинам, защищавшим нас. В братской могиле захоронены останки солдат и офицеров -2491 человек. Становится горько от этой цифры. Нелегко досталась эта Великая Победа. Но наши солдаты выстояли и вышли победителями в жестокой схватке с фашизмом.
    Мы Вас помним, солдаты!
    Пусть известны не все имена,
    Но войны той жестокой раскаты
    Не умолкнут во все времена!
    Глинковская средняя школа
    Сочинение на тему:
    «Что может быть страшнее, чем война?»
    работу выполнил
    ученик 9-б класса
    Ковалёв Александр
    Глинка
    2010 год

  7. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» можно увидеть проявление истинного мужества во время войны. Главный герой рассказа Андрей Соколов отправляется на войну, оставив свою семью дома. Ради близких он прошел все испытания: страдал от голода, мужественно сражался, сидел в карцере и бежал из плена. Страх смерти не заставил его отказаться от своих убеждений: перед лицом опасности он сохранил человеческое достоинство. Война унесла жизни его близких, но даже после этого он не сломался, и вновь проявил мужество, правда, уже не на поле боя. Он усыновил мальчика, который тоже потерял всю семью во время войны. Андрей Соколов – пример мужественного солдата, который продолжил бороться с тяготами судьбы даже после войны. 

    Проблема нравственной оценки факта войны. (М. Зусак “Книжный вор”)

    В центре повествования романа «Книжный вор» Маркуса Зусака Лизель – девятилетняя девочка, на пороге войны попавшая в приемную семью. Родной отец девочки был связан с коммунистами, поэтому, чтобы спасти дочь от фашистов, мама отдает ее чужим людям на воспитание. Лизель начинает новую жизнь вдали от семьи, у нее происходит конфликт со сверстниками, она находит новых друзей, учится читать и писать. Ее жизнь наполнена обычными детскими заботами, однако приходит война и вместе с ней страх, боль и разочарование. Она не понимает, почему одни люди убивают других. Приемный отец Лизель учит ее добру и состраданию, несмотря на то что это приносит ему только неприятности. Вместе с родителями она прячет еврея в подвале, ухаживает за ним, читает ему книги. Чтобы помочь людям, она с другом Руди они разбрасывает хлеб на дороге, по которой должна пройти колонна пленных. Она уверена, что война чудовищна и непостижима: люди сжигают книги, умирают в сражениях, повсюду происходят аресты несогласных с официальной политикой. Лизель не понимает, ради чего люди отказываются жить и радоваться. Повествование книги не случайно ведется от лица Смерти, вечного спутника войны и противника жизни.

    ↑ Способно ли человеческое сознание принять сам факт войны? (Л.Н. Толстой “Война и мир”, Г. Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние») 

    Человеку, столкнувшемуся с ужасами войны трудно понять, зачем она нужна. Так, один из героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов не участвует в сражениях, однако пытается всеми силами помочь своему народу. Он не осознает истинного ужаса войны, пока не становится свидетелем Бородинской битвы. Видя бойню, граф ужасается ее бесчеловечности. Он попадает в плен, испытывает физические и душевные мучения, пытается постичь природу войны, но не может. Пьер не в состоянии самостоятельно справиться с душевным кризисом, и только его встреча с Платоном Каратаевым помогает ему понять, что счастье заключается не в победе или поражении, а в простых человеческих радостях. Счастье находится внутри каждого человека, в его поиске ответов на вечные вопросы, осознание себя как части человеческого мира. А война, с его точки зрения, негуманна и противоестественна.
    ВОЙНА И МИР КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
    ВОЙНА И МИР АНАЛИЗ
    Главный герой повести Г. Бакланова «Навеки – девятнадцатилетние» Алексей Третьяков мучительно размышляет о причинах, значении войны для народа, человека, жизни. Он не находит весомых объяснений необходимости войны. Её бессмысленность, обесценивание человеческой жизни ради достижения какой бы то ни было важной цели ужасает героя, вызывает недоумение: «… Одна и та же мысль не давала покоя: неужели когда?нибудь окажется, что этой войны могло не быть? Что в силах людей было предотвратить это? И миллионы остались бы живы…».

    ↑ Как дети переживали военные события? В чем заключалось их участие в борьбе с врагом? (Л. Кассиль и М. Поляновский “Улица младшего сына”)

    Не только взрослые, но и дети вставали на защиту своей Родины во время войны. Они хотели помочь своей стране, своему городу и своей семье в борьбе с врагом. В центре повести Льва Кассиля и Макса Поляновского «Улица младшего сына» – обычный мальчик Володя Дубинин из Керчи. Произведение начинается с того, что рассказчики видят улицу, названную в честь ребенка. Заинтересовавшись этим, они идут в музей, чтобы узнать, кто такой Володя. Рассказчики беседуют с мамой мальчика, находят его школу и товарищей и узнают, что Володя – обычный мальчик со своими мечтами и планами, в жизнь которого ворвалась война. Его отец, капитан военного корабля, научил сына быть стойким и храбрым. Мальчик отважно вступил в отряд партизан, добывал новости из тыла врага и первым узнал об отступлении немцев. К сожалению, мальчик погиб во время разминирования подходов к каменоломне. Однако город не забыл своего маленького героя, который, несмотря на юные годы, совершал ежедневный подвиг наравне со взрослыми и пожертвовал своей жизнью ради спасения других. 

    ↑ Как относились взрослые к участию детей в военных событиях? (В. Катаев “Сын полка”)

     Война – страшна и бесчеловечна, это не место для детей. На войне люди теряют близких, ожесточаются. Взрослые всеми силами пытаются оградить детей от ужасов войны, но, к сожалению, им не всегда это удается. Главный герой повести Валентина Катаева «Сын полка» Ваня Солнцев теряет на войне всю свою семью, скитается по лесу, пытаясь пробраться сквозь линию фронта к «своим». Там ребенка находят разведчики и приводят его в лагерь к командиру. Мальчик счастлив, он выжил, пробился сквозь линию фронта, его вкусно накормили и уложили спать. Однако капитан Енакиев понимает, что ребенку не место в армии, он с грустью вспоминает своего сына и решает отправить Ваню детский приемник. По дороге Ваня сбегает, пытаясь вернуться в батарею. После неудачной попытки ему удается это сделать, и капитан вынужден смириться: он видит, как мальчик старается быть полезным, рвется в бой. Ваня хочет помочь общему делу: он проявляет инициативу и идет в разведку, в букваре рисует карту местности, но за этим занятием его ловят немцы. К счастью, в общей суматохе про ребенка забывают и ему удается бежать. Енакиев восхищается стремлением мальчика защитить свою страну, однако переживает за него. Чтобы спасти жизнь ребенку, командир отправляет Ваню с важным посланием подальше от места битвы. Весь расчет первого орудия погибает, а в письме, которое передал Енакиев, командир прощается с батареей и просит позаботиться о Ване Солнцеве.

    ↑ Проблема проявления человечности на войне, проявление сострадания, милосердия к пленному врагу. (Л. Толстой “Война и мир”)

    Проявить сострадание к врагу способны только сильные люди, знающие цену человеческой жизни. Так, в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого есть интересный эпизод, описывающий отношение русских солдат к французам. В ночном лесу рота солдат грелась у костра. Неожиданно они услышали шорох и увидели двух французских солдат, несмотря на военное время не побоявшихся подойти к врагу. Они были очень слабы и еле держались на ногах. Один из солдат, одежда которого выдавала в нем офицера, без сил упал на землю. Солдаты постелили больному шинель и принесли обоим каши и водки. Это были офицер Рамбаль и его денщик Морель. Офицер так замерз, что не мог даже передвигаться, поэтому русские солдаты взяли его на руки и отнесли в избу, которую занимал полковник. По дороге он называл их добрыми друзьями, в то время как его денщик, уже изрядно захмелев, напевал французские песни, сидя между русскими солдатами. Эта история учит нас тому, что даже в трудные времена нужно оставаться человеком, не добивать слабого, проявлять сострадание и милосердие.
    ВОЙНА И МИР КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
    ВОЙНА И МИР АНАЛИЗ

    ↑ Возможно ли проявление заботы о ближних в годы войны? (Е. Верейская “Три девочки”)

     В центре повести Елены Верейской «Три девочки» – подруги, из беззаботного детства шагнувших в страшное военное время. Подруги Наташа, Катя и Люся живут в коммунальной квартире в Ленинграде, вместе проводят время и ходят в обычную школу. Их ждет самое трудное испытание в жизни, ведь неожиданно начинается война. Школу разрушают, и подруги прекращают свою учебу, теперь они вынуждены учиться выживать. Девочки быстро взрослеют: веселая и легкомысленная Люся превращается в ответственную и организованную девушку, Наташа становится более вдумчивой, а Катя – уверенной в себе. Однако даже в такое время они остаются людьми и продолжают заботиться о близких, несмотря на тяжелые жизненные условия. Война не разобщила их, а сделала еще дружнее. Каждый из членов дружной «коммунальной семьи» в первую очередь думал о других. Очень трогателен эпизод в книге, где доктор отдает большую часть своего пайка маленькому мальчику. Рискуя умереть от голода, люди делятся всем, что у них есть, и это вселяет надежду и заставляет их верить в победу. Забота, любовь и поддержка могут творить чудеса, только благодаря таким отношениям, люди смогли пережить одни их самых тяжелых дней в истории нашей страны.

    ↑ Почему люди хранят память о войне? (О. Берггольц “Стихи о себе”)

    Несмотря на тяжесть воспоминаний о войне, нужно хранить их. Матери, потерявшие детей, взрослые и дети, видевшие смерть близких, никогда не забудут эти страшные страницы в истории нашей страны, но и современники не должны забывать. Для этого существует огромное количество книг, песен, фильмов, призванных рассказать о страшном времени. Например, в «Стихах о себе» Ольга Берггольц призывает всегда помнить военное время, людей, сражавшихся на фронте и умиравших от голода в блокадном Ленинграде. Поэтесса обращается к людям, которые хотели бы сгладить «в робкой памяти людей» это, и уверяет их, что не даст забыть «как падал ленинградец на желтый снег пустынных площадей». Прошедшая всю войну и потерявшая в Ленинграде мужа Ольга Берггольц сдержала свое обещание, оставив после своей смерти множество стихотворений, очерков и дневниковых записей.

    ↑ Что помогает победить на войне? (Л.Толстой “Война и мир”)

     Невозможно одержать победу в войне в одиночку. Только сплотившись перед лицом общей беды и найдя в себе храбрость противостоять страху, можно победить. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» особенно остро ощущается чувство единства. Разные люди объединились в борьбе за жизнь и свободу. Храбрость каждого солдата, боевой дух армии и вера в собственные силы помогли русским победить французскую армию, посягнувшую на родную землю. Батальные сцены Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений особенно ярко показывают сплоченность людей. Побеждают в этой войне не карьеристы, которые хотят лишь чинов и наград, а обычные солдаты, крестьяне, ополченцы, ежеминутно совершающие подвиг. Скромный командир батареи Тушин, Тихон Щербатый и Платон Каратаев, купец Ферапонтов, юный Петя Ростов, объединяющие в себе основные качества русского народа, сражались не потому что им приказали, они сражались по своей воле, защищали свой дом и своих близких, именно поэтому победили в войне.
    Что объединяет людей в годы войны? (Л. Толстой “Война и мир”)
    Проблеме единения людей в годы войны посвящено огромное количество произведений русской литературы. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» люди разных сословий и взглядов сплотились перед лицом общей беды. Единение народа показано писателем на примере множества непохожих индивидуальностей. Так, семья Ростовых оставляет в Москве все свое имущество и отдает подводы раненым. Купец Феропонтов призывает солдат грабить свою лавку, чтобы врагу ничего не досталось. Пьер Безухов переодевается и остается в Москве, намереваясь убить Наполеона. Капитан Тушин и Тимохин с героизмом исполняют свой долг, несмотря на то что прикрытия нет, а Николай Ростов смело бросается в атаку, преодолевая все страхи. Толстой ярко описывает русских солдат в боях под Смоленском: патриотические чувства и боевой дух людей перед лицом опасности завораживают. В стремлении победить врага, защитить близких и выжить люди чувствуют свое родство особенно сильно. Объединившись и почувствовав братство, народ смог сплотиться и победить неприятеля.
    ВОЙНА И МИР КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
    ВОЙНА И МИР АНАЛИЗ

    ↑ Зачем надо извлекать уроки из поражений и побед? (Л. Толстой “Война и мир”)

    Один из героев романа Л.Н. Толстого Андрей Болконский шел на войну для с намерениями построить блестящую военную карьеру. Он оставил свою семью, чтобы получить славу в сражениях. Как горько было его разочарование, когда он понял, что проиграл в этой битве. То, что представлялось ему в мечтах как прекрасные батальные сцены, в жизни оказалось страшной бойней с кровью и человеческими страданиями. Осознание пришло к нему как прозрение, он понял, что война страшна, и она не несет в себе ничего, кроме боли. Это личное поражение на войне заставило его переоценить свою жизнь и признать, что семья, дружба и любовь намного важнее славы и признания.
    ВОЙНА И МИР КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
    ВОЙНА И МИР АНАЛИЗ

    ↑ Какие чувства вызывает стойкость поверженного врага у победителя? (В. Кондратьев “Сашка”)

    Проблема сострадания к врагу рассматривается в повести В. Кондратьева «Сашка». Молодой русский боец берет в плен немецкого солдата. Пообщавшись с ротным, пленный не выдает никакой информации, поэтому Сашке приказывают доставить его в штаб. По дороге солдат показывал пленному листовку, на которой написано, что пленным обеспечена жизнь и возвращение на родину. Однако комбат, потерявший близкого человека в этой войне, приказывает расстрелять немца. Совесть не позволяет Сашке убить безоружного человека, такого же как он молодого парня, который ведет себя так же, как бы он повел себя в плену. Немец не выдает своих, не умоляет пощадить его, сохраняя человеческое достоинство. Рискуя попасть под трибунал, Сашка не выполняет приказ командира. Вера в правоту спасает ему и его пленному жизнь, и командир отменяет приказ.

    ↑ Как война меняет мировосприятие и характер человека? (В. Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние»)

    Г. Бакланов в повести «Навеки – девятнадцатилетние» говорит о значимости и ценности человека, о его ответственности, памяти, связующей народ: «Через великую катастрофу – великое освобождение духа, – говорил Атраковский. – Никогда ещё от каждого из нас не зависело столько. Потому и победим. И это не забудется. Гаснет звезда, но остаётся поле притяжения. Вот и люди так». Война – это катастрофа. Однако она ведет не только к трагедии, к гибели людей, к ломке их сознания, но и способствует духовному росту, преображению народа, определению истинных жизненных ценностей каждым. На войне происходит переоценка ценностей, мировосприятие и характер человека меняются.

    ↑ Проблема бесчеловечности войны. (И. Шмелев “Солнце мертвых”)

    В эпопее «Солнце мертвых» И. Шмелёва показывает все ужасы войны. «Запах тленья», «гогот, топот и рык» человекообразных, это вагоны «свежего человечьего мяса, молодого мяса!» и «сто двадцать тысяч голов! Человеческих!». Война – это поглощение мира живых миром мертвых. Она делает из человека зверя, заставляет совершать страшные вещи. Как бы ни были велики внешние вещественные разрушения и уничтожения, не они ужасают И. Шмелёва: ни ураган, ни голод, ни снегопад, ни высыхающие от засухи посевы. Зло начинается там, где начинается человек, не противящийся ему, для него «всё – ни?че?го!» «и нет никого, и никаких». Для писателя бесспорно, что человеческий душевно?духовный мир – это место борьбы добра со злом, и бесспорно также то, что всегда, в любых обстоятельствах, даже во время войны, будут люди, в которых зверь не победит человека.

    ↑ Ответственность человека за поступки, которые он совершил на войне. Душевная травма участников войны. (В. гроссман “Авель”)

    В рассказе «Авель (Шестое августа)» В.С. Гроссман размышляет о войне в целом. Показывая трагедию Хиросимы, писатель говорит не только о общечеловеческой беде и экологической катастрофе, но и о личной трагедии человека. Юный бомбардир Коннор несёт бремя ответственности за то, что он стал тем человеком, которому суждено нажатием кнопки привести в действие убивающий механизм. Для Коннора это личная война, где каждый остаётся всего лишь человеком с присущими ему слабостями и страхами в желании сохранить собственную жизнь. Однако порой, для того чтобы остаться человеком, нужно умереть. Гроссман уверен, что подлинная человечность невозможна без сопричастности происходящему, а значит, и без ответственности за случившееся. Сопряжение в одном человеке обострённого чувства Мира и солдатской исполнительности, навязанной государственной машиной и системой воспитания, оказывается для юноши роковым и приводит к расколу сознания. Члены экипажа по-разному воспринимают случившееся, не все они ощущают свою ответственность за содеянное, говорят о высоких целях. Беспрецедентный даже по фашистским меркам акт фашизма оправдывается общественной мыслью, преподносясь как борьба с пресловутым фашизмом. Однако Джозеф Коннер испытывает острое сознание вины, все время моет руки, как бы пытаясь отмыть их от крови невинных. Герой сходит с ума, поняв, что его внутренний человек не может жить с той ношей, которую он на себя взвалил.

    ↑ Что такое война и как она влияет на человека? (К. Воробьев “Убиты под Москвой”)

    В повести «Убиты под Москвой» К. Воробьёв пишет, что война – это огромная машина, «составившаяся из тысяч и тысяч усилий разных людей, двинулась, движется не чьё-то уже волей, а сама, получив свой ход, и потому неостановимо». Старик в доме, где оставляют отступающие раненых, войну называет «хозяином» всему. Вся жизнь теперь определена войной, меняющей не только быт, судьбы, но и сознание людей. Война – это противостояние, в котором побеждает сильнейший: «На войне – кто первый не выдержит». Смерть, которую несёт война, занимает почти все мысли солдат: «Это в первые месяцы на фронте он стыдился себя, думал, он один так. Все так в эти минуты, каждый одолевает их с самим собой наедине: другой жизни ведь не будет». Метаморфозы, происходящие с человеком на войне, объясняются целью смерти: в бою за Отчизну солдаты проявляют немыслимое мужество, самопожертвование, в плену же, обречённые на смерть, живут, руководствуясь животными инстинктами. Война калечит не только тела людей, но и их душу: писатель показывает, как инвалиды боятся окончания войны, так как не представляют уже своего места в мирной жизни.
    УБИТЫ ПОД МОСКВОЙ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  8. Средь лицемерных наших дел
    И всякой пошлости и прозы
    Одни я в мире подсмотрел
    Святые, искренние слезы.
    Н.А. Некрасов
    Николай Алексеевич Некрасов — поэт удивительной проникновенной лиричности, глубокой теплоты и нежности. Его стихи, чаще грустные и мелодичные, напоминают народные песни рассказывающие о жизни простого человека, его страданиях и печалях, радостях и судьбе.
    Стихотворение “Внимая ужасам войны…” звучит поразитель но современно, не чувствуешь ста пятидесяти лет, отделяющих нас от времени создания произведения. Проходят годы и десятилетия, века сменяют друг друга, а мир людей удивительно постоянен в своих заблуждениях. Войны не прекращаются на земле, они стали кровопролитнее, страшнее, чем виденные поэтами и писателями XIX века. Некрасов пишет это стихотворение под впечатлением событий Крымской войны, обороны Севастополя.
    С первой же строки слышится бескомпромиссное отношени художника к войне — бессмысленной бойне, которую можно и должно избежать:
    Внимая ужасам войны,
    При каждой новой жертве боя…
    К сожалению, мы, поколение XXI века, прекрасно знаем, что такое война, на головы землян все еще сыплются бомбы, под ногами рвутся мины. Отлично разумея и понимая причины этого страшного явления, люди не хотят его остановить. И льют “святые искренние слезы” совершенно неповинных, беззащитных и слабых. Наверное, мир сошел с ума, если ничему не учится, а продолжает платить страшную цену молодыми людьми, еще не пожившими, не успевшими порадоваться бытию, мальчиками, идущими на смерть, не успевшими даже оставить о себе существенную память.
    Читая стихотворение Н. А. Некрасова “Внимая ужасам войны…”, поражаешься его универсальности. Произведение сейчас самое своевременное, оно напоминает живущим о непреходяще ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. А безумцы, втягивающие новые новые поколения в войны, ничего не хотят понимать. Скольким российским матерям близко и понятно это стихотворение!
    Одни я в мире подсмотрел
    Святые, искренние слезы —
    То слезы бедных матерей!
    Им не забыть своих детей,
    Погибших на кровавой ниве…
    Небольшое, всего в 17 строчек, стихотворение поражает глубиной гуманизма, заключенного в нем. Язык поэта лаконичен и прост, нет развернутых и сложных метафор, лишь точные эпитеты, подчеркивающие замысел художника и в конце — безошибочная характеристика, оттеняющая скорбь матерей, потерявших своих детей.
    Этой боли никогда не пройти,
    Как не поднять плакучей иве
    Своих поникнувших ветвей…
    Стихотворение написано от первого лица, такая форма позволяет автору обращаться к читателям как к близким людям, хорошо понимающим то, о чем поэт хочет им сказать. Это “протянутая рука художника” из его далека в наше неспокойное и тяжелое время. Поэт не теряет надежды, а вслед за ним и мы, что люди поймут бессмысленность войн, рано или поздно образумятся. Веришь, что с годами народы научатся решать свои проблемы мирно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *