Сочинение на тему узник 6 класс

11 вариантов

  1. «У каждого возраста свой Пушкин»,- писал С. Я. Маршак. «И тогда музою Пушкина станет Свобода». От этой мысли – прямой переход к стихотворению «Узник», которое написано во время южной ссылки поэта в 1822 г. Личные переживания поэта оказались настолько близкими лучшим людям России и ее народу, что стихотворение воспринималось читателями как выражение их собственных чувств. Поэтому в дореволюционную пору на текст «Узника» появилась песня, причем далеко не все знали, что автором слов является А. С. Пушкин. В «Узнике» поэтическая идея высказана в образах ясных и ярких, учебник-хрестоматия предлагает сокращенный вариант анализа, давая лишь два вопроса к тексту. Оба они носят обобщающий характер. Чтение показывает, как стремительно нарастает к концу стихотворения торжественность звучания. С этим соглашаются почти все, хотя некоторым шестиклассникам кажется не столько очевидным заключенный в последней строфе призыв к свободе. Они не отрицают, что образы гор, моря, ветра – эти могучие, непокорные стихии, напоминают о воле, шири, бескрайности и потому рождают настроение подъема, «гордого утверждения».
    Но все же многие считают конец стихотворения «невеселым»: «Ведь это только природа свободна; узник же все равно сидит за решеткой, а орел тоже не может улететь. Они мечтают о свободе, но ведь ее нет!..» Такие сомнения, если они возникают, не нужно решительно отвергать; пусть ребята сами убедятся в их несостоятельности, попытавшись прочесть конец стихотворения с грустной интонацией. Это почти никогда не получается. Начиная со слов: «Зовет меня взглядом и криком своим», грустные ноты звучат все глуше и почти совсем пропадают к концу. И хотя действительно свобода остается пока мечтой, четверостишие «Мы вольные птицы…» невольно читается с мужественной интонацией именно потому, что поэт убежден: орел и человек созданы свободными; неволя – чуждое, противоестественное состояние, и с ней они никогда не смирятся. Стремление к простору, счастью, даже если они пока неосуществимы, возвышает душу и позволяет преодолеть тоску и грусть. Поэтому стихотворение и приобрело такую популярность, превратившись в песню: люди слышали в ней мужественный призыв к свободе, отрицание неволи.
    Так осмысление «чтецких трактовок» при сопоставлении анализа с мнениями углубляет понимание стихотворения. Как вам показалось, одинаковым настроением оно проникнуто от начала до конца или это настроение в чем-то меняется? Вспомните, как в моем чтении звучало первое четверостишие и последнее. Сначала стихотворение очень грустное, вы читали грустно, печально как-то. А потом настроение изменилось. Делалось на душе веселее, гордость какая-то охватывала, торжественность. Вот уже сразу говорится: «Сижу за решеткой в темнице сырой». Человек томится в тюрьме, ему там плохо, он не может вырваться на свободу.
    Орел тоже почему-то в неволе («вскормленный в неволе»). Поэт говорит про него: «Мой грустный товарищ». Значит, ему самому, узнику, плохо, и орел «грустный». Тут еще грустно, потому что орел зовет узника улететь, но ведь у человека нет крыльев. Он не может изменить свою судьбу. Все это верно. Но если вдуматься и представить то, о чем пишет поэт, возникает чувство не только грусти, но и тоски, обиды, горечи. Как вы думаете, почему? Чтобы ответить на этог вопрос, посмотрите, пожалуйста, нет ли в стихотворении контрастных картин, представлений? (Если ответ не последует, просим сопоставить «сырую темницу» и картину природы в последней строфе.)
    «Сырая темница» – значит маленькая камера, тесная и темная. Решетки на окнах. Узник тоскует. Он, наверное, сидит у окошка, но не видит ничего, кроме тюремного двора. А в конце стихотворения говорится о природе. Темница мрачная, окно с решеткой, а природа просторная, светлая; море, снежные горы, небо да ветер. Видите, поэт рисует в одном стихотворении контрастные картины. И хотя он не описывает прямо переживаний узника, мы можем понять его тоску о вольной жизни. А это вызывает у читателя новые чувства – обиду, возмущение. Почему человек, рожденный для свободы, не имеет ее? Есть и еще контраст в стихотворении. Чтобы его увидеть, подумайте, почему именно орла Пушкин рисует рядом с узником.
    Орел – это самая «вольная» птица, гордая, сильная, свободная. Это царь птиц. Орел летает в поднебесье выше всех. А здесь он в неволе. В этом тоже контраст: орел и неволя – понятия трудно совместимые. Подумайте, пожалуйста, какая мысль усиливается от того, что рядом с узником, который «сидит за решеткой в темнице сырой», поэт рисует орла, «вскормленного в неволе». Настроение тоскливое усиливается. Усиливается скрытый протест против общего угнетения. И вот, когда мы говорим, что в этом стихотворении главное настроение – грусть, тоска . или обида за человека, это хоть и верно, но не все. Многие люди видели в «Узнике» прежде всего призыв к свободе. Прочитайте еще раз последнее четверостишие и попробуйте доказать справедливость такого мнения.
    В последнем четверостишии, когда вы его станете читать, вы невольно возвысите голос, найдете мужественную интонацию, потому что вам захочется повторить вслед за поэтом гордые слова о человеческой свободе, о ее необходимости. Поэт зовет к ней, он не мыслит возможности жить в рабстве, в заточении и с волнением, страстно говорит об этом. Потому и стало это стихотворение любимой народной песней в дореволюционной России. Народ услышал в ней не покорную печаль, а нашел порыв к свободе, утверждение ее необходимости. Она звала к мужеству.
    А появилось это стихотворение так. В 1820 г. царь Александр I, узнав о вольнолюбивых стихах Пушкина, выслал его из Петербурга в южные губернии России. Пушкин оказался в ссылке, он лишился свободы: ему нельзя было жить, где он хотел; он должен был подчиняться царским наместникам. Однажды, когда он был переведен на службу в Кишинев, ему пришлось посетить местную тюрьму (острог). В тюремном дворе он увидел двух ручных орлов, принадлежащих генералу Инзову, в распоряжение которого Пушкин был прислан. У орлов, чтобы они не могли улететь, были подрезаны крылья. Вид орлов, ютившихся в тесном дворе острога, поразил поэта. Уделом гордых птиц, которых так естественно можно представить в свободном, парящем полете, стала жалкая жизнь в неволе…
    Конкретное наблюдение вызвало у поэта размышления о судьбе человека, обострило его отношение к своей ссылке. И он создал стихотворение, в котором многие люди увидели отражение своих чувств и переживаний. Поэтому у «Узника» оказалась счастливая судьба: народ принял стихотворение как свое собственное создание и сделал из него песню».

  2. С 1820 по 1824 Александр Сергеевич Пушкин находился в южной ссылке. За свои колкие стихотворения свободолюбивый поэт был сослал в пыльный Кишинев. По правде говоря, Пушкину «светила» ссылка в Сибирь, но только благодаря прошению верных товарищей он смог избежать этого.
    В Кишиневе Александр Сергеевич был определен на государственную должность и служил секретарем в канцелярии. Таким положением вещей Пушкин был очень не доволен. Поэт ощущал свою полную бесправность. В 1822 году Александр Сергеевич пишет стихотворение «Узник». Данная работа стала протестом поэта против своего «заточения».
    В первой строфе стихотворения Пушкин сравнивает Кишинев с «темницей сырой». Это произошло по тому, что поэту было запрещено возвращаться в Санкт-Петербург или в Москву, а южный город был не по нраву поэту, ведь должность секретаря стала для Пушкина настоящей пыткой.
    Александр Сергеевич сравнивает себя с молодым орлом, который также томиться в неволе. Он, как и гордая птица, мечтает вырваться на свободу и отправиться туда, где «за тучей белеет гора», где «синеют морские края», где «гуляет лишь ветер». Пушкин вновь и вновь понимает, что больше всего в жизни любит свободу, что ни кто не вправе ее ограничивать. Подтверждением этого являются строки: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!».
    Нужно отметить, что стихотворение «Узник» было пророческим. Через некоторое время, Пушкин, подав прощение, был переведен на службу в Одессу. Это было маленькой победой поэта. И хотя, южная ссылка была еще не окончена, Александр Сергеевич доказал царскому режиму, что только он волен распоряжаться своей жизнью.
    Кроме того, южная ссылка помогла Пушкину окончательно сформировать свое мировоззрение о предназначении поэта. Александр Сергеевич сделал вывод о том, что только свобода является истинным вдохновение поэта, что только по-настоящему свободный поэт может творить литературные шедевры.

  3. В начале мая 1820 года Пушкин был вынужден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. Причиной этому были “крамольные” стихотворения как бы оды “Вольность” и “Деревня”, меткие шутки, каламбуры, эпиграммы, которые с жадностью переписывались вольнолюбивой молодежью и не могли не привлечь внимания царского правительства. Три недели Пушкин про- вел в семействе генерала Раевского, своего знакомого. Радушная атмосфера дома Раевских, где талант молодого поэта почитали, и чарующая природа Южного Крыма делали ссылку Пушкина поистине счастливыми днями. Но час летело быстро, вскоре пришлось оставить Раевских и отправиться к месту своей постоянной службы — в Кишинев.
    Приехав в указанное место, поэт был потрясен разительной переменой: вместо цветущих крымских берегов и лазурного моря — оголенные, выжженные солнцем бесконечные степи. Сразу сказалось отсутствие друзей, шумных бесед и споров с ними.
    Не было и того постоянного веселого гама, который с утра до ночи наполнял жилище Раевских. Была только канцелярия, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Чтобы развеять эту гнетущую скуку, чтобы прогнать чувство смертельной тоски и одиночества, чувство покинутости, забытости, оторванности от всего того, что делало его жизнь жизнью, а не существованием, поэт занялся самообразованием: читал, перечитывал, обдумывал… И, несмотря на то, что кругозор его становился шире, и на многие вопросы были найдены ответы, ощущение зависимости от чего-то и кого-то не давало поэту покоя. Он чувствовал себя пленником. В это час и написано Пушкиным стихотворение “Узник”.
    Стихотворение невелико по объему: в нем всего двенадцать строчек. Но каждое слово настолько соответствует своему месту, что его нельзя сменить никаким другим. По форме своей стихотворение напоминает фольклорное произведение, поэтому так легко позже стало исполняться как песня.
    Идея стихотворения “Узник” — призыв к свободе. Это мы понимаем сразу, только прочитаем его. Призыв к свободе — в крике орла, клюющего под окном узника пищу. Орел тоже пленник, он вырос и вскормлен в неволе, но стремление к свободе в нем так велико, что никакие другие радости не могут сменить его. “Давай улетим!” — призывает свободолюбивая птица узника. И дальше поясняет, подбадривает: “Мы вольные птицы; пора, брат, пора!” В этих словах — мысли Пушкина о том, что по природе своей человек, как и птица, должен быть свободным. Свобода — естественное состояние каждого живого существа.
    “Узник”, как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся приятель от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, в них постепенное, возрастающее усиление чувства. Оно начинается с призыва орла: “Давай улетим!” Здесь спокойный рассказ стремительно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. Усиливаясь все больше и больше, тот самый крик как бы зависает на самой высокой ноте. Он — в словах: “… лишь ветер… да я!”.
    Интересно то, что в “Узнике” ни разу не встречается слово “свобода”, в то час как этим чувством стихотворение пронизано насквозь. Свобода — вот к чему стремились герои стихотворения, свободы — вот чего не хватало его автору.

  4. Сочинение
    6 класс. Стихотворение А.С. Пушкина “Узник”

    Стихотворение
    А. С. Пушкина «Узник» свидетельствует о свободолюбивом характере
    поэта. В стихотворении рассказывается о несчастном узнике, который
    заперт в тюрьме.
    Тесные стены тюрьмы поработили заключенного, а он превыше всего
    на свете ценит свободу. Сам узник сравнивается с орлом:
    Сижу за решеткой в темнице сырой.
    Вскормленный в неволе орел молодой,
    Мой грустный товарищ, махая крылом,
    Кровавую пищу клюет под окном.
    Узник сравнивается с орлом не случайно,
    в этом есть глубочайший смысл.
    Орел – это свободная и гордая птица. Ее нельзя поработить, в неволе
    она не сможет существовать. Орел во все времена символизировал свободу.
    Эта птица летает высоко, она сильна, и остановить ее не в силах
    никто. Именно поэтому в данном стихотворении орел словно зовет узника
    на свободу, напоминая ему о том, что за тесными стенами тюрьмы его
    ожидает насыщенная и интересная жизнь.
    Зовет меня взглядом и криком своим
    И вымолвить хочет: «Давай улетим!
    Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
    Туда, где за тучей белеет гора,
    Туда, где синеют морские края,
    Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..
    Жизнь за пределами тюрьмы показана
    почти сказочными символами.Белеющая за горизонтом гора, море, способное
    заворожить и очаровать своей красотой каждого, кто только взглянет
    на него. Разумеется, что мысли об этих красотах мира особенно тяжелы
    для узника.
    А сравнение орла с ветром далеко не случайно. Ветер, как и орел,
    свободен и независим. Ветер никому не подчиняется, его действия
    непредсказуемы. Именно поэтому узник так рвется из тесных стен тюрьмы.
    Он хочет, подобно орлу, летать в заоблачной выси, хочет, словно
    ветер, никому не давать отчета в своих действиях.
    Поэт сам очень высоко ценил свободу. Поэтому в его стихах тема свободы
    занимает одно из главных мест.
    Узник сам по себе символизирует человека, страдающего от условностей,
    от нелепых законов окружающего мира, в то время как душа человека
    рвется на свободу и гордо парит высоко в небе, подобно орлу, неподвластному
    никому.

  5. Стихотворение
    «Узник» было написано в 1822 году, во время «южной» ссылки. Приехав к месту
    своей постоянной службы, в Кишинев, поэт был потрясен разительной переменой:
    вместо цвету­щих крымских берегов и моря — выжженные солнцем бесконечные степи.
    Кроме того, сказалось отсутствие друзей, скучная, однообразная работа и
    ощущение полной зависимости от начальства. Пушкин чувствовал себя пленником. В
    это время и было создано стихотворение «Узник».
    Главная тема стихотворения «Узник» — тема свободы, ярко воплощенная в
    образе орла. Орел — пленник, как и лирический герой. Он вырос и вскормлен в
    неволе, он никогда не знал свободы и тем не менее стремится к ней. В призыве
    орла к свободе («Давай улетим!») реализуется идея пушкинского стихотворения:
    человек должен быть свободен, как птица, потому что свобода — это естественное
    состояние каждого живого существа.
    Композиция.
    «Узник», как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части,
    отличающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, но
    постепенно тон лири­ческого героя становится все более взволнованным. Во второй
    строфе спокойный рассказ стреми­тельно переходит в страстный призыв, в крик о
    свободе. В третьей он достигает своего пика и как бы зависает на самой высокой
    ноте на словах «… лишь ветер… да я!»

  6. Стихотворение «Узник», написанное Александром Пушкиным в 1822 году, относится к периоду его южной ссылки (1820-1824 гг.), когда поэт по приказу генерал-губернатора Санкт-Петербурга был вынужден покинуть столицу и отправиться в Кишинев. Несмотря на то, что местный градоначальник, князь Иван Инзов, относился к поэту достаточно снисходительно, новое назначение на службу в канцелярию отдаленной провинции Пушкин воспринял, как личное оскорбление. Будучи по своей натуре свободолюбивым и лишенный права выбора, поэт понимал, что за слишком вольные стихи его ожидала, как минимум, ссылка в Сибирь. И лишь благодаря ходатайству друзей он сохранил титул дворянина и должность коллежского секретаря. Тем не менее, свое пребывание вы пыльном и грязном Кишиневе поэт воспринимал как заточение. И именно этому периоду жизни посвятил стихотворение «Узник».
    С первых строк Александр Пушкин рисует весьма печальную картину, сравнивая южный город с сырой темницей. Он был волен в своих поступках и довольно часто игнорировал служебные обязанности, однако отсутствие возможности вернуться в Санкт-Петербург или же Москву вызывало у поэта чувство бессильной злобы. Поэтому знойный юг ассоциировался у него с тюремной камерой, а работа в канцелярии – с заточением.
    Образность, с которой Пушкин характеризует этот период жизни, усилена множеством метафор. Так, в стихотворении «Узник», чтобы подчеркнуть безвыходность своего положения, поэт проводит параллель с орлом, вскормленным в неволи, который является его собратом по несчастью. При этом автор отмечает, что гордая птица, никогда не испытывавшая пьянящего чувства свободы, гораздо сильнее и свободолюбивее, чем он, потому как своим криком и взглядом она словно «…вымолвить хочет: «Давай, улетим!»».
    И, поддавшись ее уговорам, сам поэт осознает – «мы вольные птицы; пора, брат, пора!». Что именно имел ввиду Пушкин, сравнивая себя с молодым орлом? В первую очередь, это было осознанием собственного свободолюбивого «я», в результате чего раздражительность поэта лишь усиливалась. Автор понимал, что он рожден свободным и независимым человеком, и никто не вправе указывать, как и где ему жить. Однако существующий царский режим стремится навязать свои правила игры всем подданным Российской империи вне зависимости от титулов и ранга. Это открытие не только шокирует поэта, но и заставляет искать выход из сложившейся ситуации. В стихотворении «Узник» он довольно недвусмысленно намекает на то, что собирается отправиться «туда, где синеют морские края». И действительно, вскоре поэт подает прошение на имя графа Воронцова, являющегося градоначальником Одессы, о переводе его на службу в канцелярию этого портового города. Такой шаг вызван не желанием покинуть скучный провинциальный Кишинев, а стремлением хоть что-то изменить в своей судьбе и поступить наперекор власть имущим, нарушив их прямой приказ. Сам по себе перевод в Одессу не изменил судьбу поэта, который по-прежнему вынужден был жить в ссылке, однако позволил ему самоутвердиться и доказать, что лишь он сам вправе распоряжаться собственной жизнью. А значит – никто не в силах запретить поэту писать стихи и делать их достоянием общественности.
    Примечательно, что именно в южной ссылке Александр Пушкин в полной мере осознал себя причастным к русской литературе и впервые попытался сформулировать, что значит быть поэтом. Самым первым условием для этого является духовная свобода, поэтому, находясь в ссылке, Пушкин создал множество по-настоящему талантливых и восхитительных произведений, среди которых и стихотворение «Узник», ставшее своеобразным жизненным девизом молодого поэта.

  7. Александр Пушкин посвятил данное стихотворение моменту своей жизни, когда он вынужден был находиться в Кишиневе. Поэт был отправлен туда на службу в канцелярии. Хоть это и не было лишением свободы, Пушкин воспринимал это именно так, для него было тяжко находиться там. Написано стихотворение было в 1822 году.
    С самого начала чтения мы можем увидеть мотивы печали, поэт называет Кишинев темницей. Да, он несомненно мог делать то, что хочет сам, но у него не имелось возможности вернуться в Санкт-Петербург, поэтому для великого поэта это было сродни заточению, темнице сырой.
    Что означает образ орла в стихотворении? Так как Пушкина раздражала его участь в городе, то с помощью такого образа он выражал свое собственное «я», как бы заявляя о том, что он гордая птица, его нельзя просто так запереть.
    Вполне прямо поэт заявляет о том, что терпеть дальше он не будет, он летит туда, где «за тучей белеет гора», «синеет море». Пушкин действительно попал в будущем в те места, которые описывал, перевелся на службу в Одессу.
    В конце поэт заявляет: «только ветер, да я!». Давая понять абсолютно всем, что он словно ветер, никому нельзя изменить его судьбу, он свободен. Свобода-это ключевое слово, которое описывает смысл стихотворения. Главная потребность любого человека-свобода.
    6 класс

    Анализ стихотворения Узник Пушкина

    Александр Пушкин написал произведения «Узник» в 1822 году. Этот год относится к годам южной ссылки поэта. Недаром, стихотворения так называется.
    Пушкин – человек, как по характеру, очень свободолюбивый. Он, как птица орел, не может находится за «решеткой» и быть не на воле среди людей и природы, в «темнице темной и сырой». Именно потому в этом его произведении такой настрой – немного печальный и даже в какой-то смысле трагический. Ведь Пушкин за свое свободомыслие и сидит в «темнице». Царем был отправлен в ссылку. Где уже и был отправлен в город Кишинев, мрачноватый и скучный, как по мнению писателя, город. Князь относился к Пушкину снисходительно, а потому решил сделать ему добро. Он отправил его по назначению в канцелярию. Но это действие добродушного человека, Пушкин воспринял как оскорбление его личности, и как поэта.

  8. Стихотворение «Узник» было написано в 1822 году, во время «южной» ссылки. Приехав к месту своей постоянной службы, в Кишинев, поэт был потрясен разительной переменой: вместо цвету­щих крымских берегов и моря — выжженные солнцем бесконечные степи. Кроме того, сказалось отсутствие друзей, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Пушкин чувствовал себя пленником. В это время и было создано стихотворение «Узник».
    Главная тема стихотворения «Узник» — тема свободы, ярко воплощенная в образе орла. Орел — пленник, как и лирический герой. Он вырос и вскормлен в неволе, он никогда не знал свободы и тем не менее стремится к ней. В призыве орла к свободе («Давай улетим!») реализуется идея пушкинского стихотворения: человек должен быть свободен, как птица, потому что свобода — это естественное состояние каждого живого существа.
    Композиция. «Узник», как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, но постепенно тон лири­ческого героя становится все более взволнованным. Во второй строфе спокойный рассказ стреми­тельно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. В третьей он достигает своего пика и как бы зависает на самой высокой ноте на словах «… лишь ветер… да я!»

  9. “Узник” сочинение (сочинение “Узник” пушкин).
    XIX век в русской литературе ознаменовался созданием так называемого современного русского литературного языка. Авторитетные филологи называют его создателем А. С. Пушкина, отмечая “эталонность” языка его произведений. Действительно, Александр Сергеевич еще при жизни снискал славу одного из величайших русских поэтов, его по праву считают литературным гением.
    Совсем еще юношей А. С. Пушкин начал создавать свой мир поэзии, в котором царила своеобразная, неповторимая атмосфера. Все творчество поэта, от ранних стихотворений до произведений зрелого периода, пронизано неутолимой жаждой свободы. Поэт неоднократно пишет о том, как его гложут рамки, сковывающие всю общественную и политическую деятельность человека. Он умело направляет наполняющую его душу печаль в русло поэзии, где она превращается то в гневные строки, как в стихотворении «Свободы сеятель пустынный», то в отчаянный призыв, как в «Узнике». Казалось бы, откуда у человека в столь юном возрасте такая тоска на душе? Ведь в двадцать лет мы полны энергии, надежд, мечтаний и планов на будущее! Что это, как не свобода? Однако А. С. Пушкин считал, что современное ему общество построено на пустых идеях, и это не могло не угнетать его. В этом обществе он чувствовал себя, как заключенный в тюрьме, о чем поэт и пишет в своем стихотворении «Узник»: «Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой…». От строчек этого произведения веет безнадежной тоской по свободе, которая совсем рядом, но вырваться куда совсем нелегко.
    «Молодой орел» с младенчества воспитывался в обществе с сомнительными идеалами, но противопоставить себя этому обществу означало бы стать белой вороной, оказаться в небезопасности. Так, в стихотворении «Узник» звучит предложение вырваться на волю, но автор не дает ему развития, оставляя призыв без ответа»: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора!..». Возможно, рутина не дает орлу высвободиться, а может и страх перед вольной жизнью. Символом свободы А. С. Пушкин не случайно выбирает орла, ведь эта птица по своей природе плохо переносит неволю и быстро гибнет. Автору, как и орлу, нужен свободный полет в жизни и творчестве.
    Глубокая трагичность довольно небольшого по размеру стихотворения «Узник» заставляет нас размышлять о том, свободны ли мы, вольны ли наши мысли и действия, или же мы являемся заложниками общества.«Молодой орел» с младенчества воспитывался в обществе с сомнительными идеалами, но противопоставить себя этому обществу означало бы стать белой вороной, оказаться в небезопасности. Так, в стихотворении «Узник» звучит предложение вырваться на волю, но автор не дает ему развития, оставляя призыв без ответа»: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора!..». Возможно, рутина не дает орлу высвободиться, а может и страх перед вольной жизнью. Символом свободы А. С. Пушкин не случайно выбирает орла, ведь эта птица по своей природе плохо переносит неволю и быстро гибнет. Автору, как и орлу, нужен свободный полет в жизни и творчестве.
    С. Пушкина чувствует себя пленником, постоянно зависящим от кого-то или чего-то, и это чувство не дает ему покоя. Так и сам автор чувствует себя узником, поэтому лирика А. С. Пушкина очень вольнолюбива, полна романтизма и философских размышлений о жизни.
    < Предыдущая Следующая >

  10. Пушкин — великий русский национальный поэт. Он стоит в ряду таких гениальных художников слова, как Шекспир, Гёте, Лев Толстой. Поэзия Пушкина — воплощение свободолюбия, патриотизма, мудрости и гуманизма русского народа, его могучих творческих сил. Пушкин был певцом и вдохновителем освободительного движения.
    Находясь в южной ссылке, Пушкин проникся революционными настроениями декабристов. Стихи и письма кишиневского периода поэта полны откликов и намеков, связанных с освободительным движением на Западе и политическими событиями начала 20-х годов. Живя в Кишиневе, Пушкин несколько раз побывал в местном остроге. Он разговаривал с арестантами, расспрашивал их о жизни. Однажды вечером «главный первостатейный каторжник» сказал поэту, что ночью он сбежит: «клетка надломлена, настанет ночь, а мы ночные птицы и вольные!..» «Многих переловили, а мой друг убежал», — вспоминал Пушкин. Через некоторое время появилось стихотворение «Узник». Страстные порывы к свободе охватывали поэта. Главная мысль стихотворения — воля превыше всего, человек должён быть свободным. Первая и вторая строфы стихотворения — мрачные. Темница — неволя — у Пушкина сырая и темная. «Грустный товарищ» на воле — по ту сторону решетки — не улетает от своего собрата, клюет «кровавую пищу». Он зовет «взглядом и криком своим», призывая к свободе. Третья строфа разительно отличается от первых двух: в ней — надежда на новую, свободную жизнь, в которой «белеет гора», «синеют морские края», свободно гуляет ветер.
    Перед читателем возникает образ узника, которого зовет на свободу «орел молодой»:
    * «Давай улетим!
    * Мы вольные птицы: пора, брат, пора!
    * Туда, где за тучей белеет гора,
    * Туда, где синеют морские края,
    * Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»
    В начале марта 1829 года Пушкин выехал в Закавказье, где в это время шла война. Еще в самом начале войны поэт просил власти зачислить его в армию, но ему отказали. Пушкин решает ехать самовольно, на свой страх и риск, и там, на Кавказе, пишет стихотворение «Кавказ». Пушкин размышляет о жизни и о природе, равнодушной к человеческим страстям. Он любуется могучим Тереком, величественной природой Кавказа, наблюдает за местными жителями, замечает все вокруг и — любит жизнь. Могущественная природа Кавказа, ее неудержимая сила противостоят человеку — маленькому и хрупкому созданию. Человек и стихия — вечное единоборство.
    Поэт олицетворяет Терек. Вот перед нами не просто Терек, играющий «в свирепом веселье», но «зверь молодой». В неволе «мох тощий, кустарник сухой », а на свободе — «рощи, зеленые сени», «птицы щебечут… скачут олени», веселые долины. Терек, как и поэт, хочет вырваться из берегов — «из клетки железной», но:
    * … бьется о берег в вражде бесполезной,
    * И лижет утесы голодной волной…
    Тереку не дают вырваться на свободу «немые громады» утесов. И в «Узнике», и в «Кавказе» есть молодой орел, грозные тучи, темница и клетка. Орел, как и человек, не может жить в неволе — это гордая свободная птица, поэтому Пушкин использовал этот образ.
    Стихотворение «Узник» стало народной песней. Сама мысль, мечта о свободе получила в стихотворении народное выражение. Оба эти стихотворения — о неудержимом стремлении человека к свободе.
    < Предыдущая Следующая >

  11. Стихотворение А. С. Пушкина «Узник»
    В начале мая 1820 года Пушкин был вынужден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. Причиной этому были “крамольные” стихотворения вроде оды “Вольность” и “Деревня”, меткие шутки, каламбуры, эпиграммы, которые жадно переписывались вольнолюбивой молодежью и не могли не привлечь внимания царского правительства. Три недели Пушкин про- вел в семействе генерала Раевского, своего знакомого. Радушная атмосфера дома Раевских, где талант молодого поэта почитали, и чарующая природа Южного Крыма делали ссылку Пушкина поистине счастливыми днями. Но время летело быстро, вскоре пришлось оставить Раевских и отправиться к месту своей постоянной службы — в Кишинев.
    Приехав в указанное место, поэт был потрясен разительной переменой: вместо цветущих крымских берегов и лазурного моря — оголенные, выжженные солнцем бесконечные степи. Сразу сказалось отсутствие друзей, шумных бесед и споров с ними.
    Не было и того постоянного веселого гама, который с утра до ночи наполнял дом Раевских. Была только канцелярия, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Чтобы развеять эту гнетущую скуку, чтобы прогнать чувство смертельной тоски и одиночества, чувство покинутости, забытости, оторванности от всего того, что делало его жизнь жизнью, а не существованием, поэт занялся самообразованием: читал, перечитывал, обдумывал… И, несмотря на то, что кругозор его становился шире, и на многие вопросы были найдены ответы, ощущение зависимости от чего-то и кого-то не давало поэту покоя. Он чувствовал себя пленником. В это время и написано Пушкиным стихотворение “Узник”.
    Стихотворение невелико по объему: в нем всего двенадцать строчек. Но каждое слово настолько соответствует своему месту, что его нельзя заменить никаким другим. По форме своей стихотворение напоминает фольклорное произведение, поэтому так легко впоследствии стало исполняться как песня.
    Идея стихотворения “Узник” — призыв к свободе. Это мы понимаем сразу, только прочитаем его. Призыв к свободе — в крике орла, клюющего под окном узника пищу. Орел тоже пленник, он вырос и вскормлен в неволе, но стремление к свободе в нем так велико, что никакие другие радости не могут заменить его. “Давай улетим!” — призывает свободолюбивая птица узника. И дальше поясняет, подбадривает: “Мы вольные птицы; пора, брат, пора!” В этих словах — мысли Пушкина о том, что по природе своей человек, как и птица, должен быть свободным. Свобода — естественное состояние каждого живого существа.
    “Узник”, как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, в них постепенное, возрастающее усиление чувства. Оно начинается с призыва орла: “Давай улетим!” Здесь спокойный рассказ стремительно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. Усиливаясь все больше и больше, этот крик как бы зависает на самой высокой ноте. Он — в словах: “… лишь ветер… да я!”.
    Интересно то, что в “Узнике” ни разу не встречается слово “свобода”, в то время как этим чувством стихотворение пронизано насквозь. Свобода — вот к чему стремились герои стихотворения, свободы — вот чего не хватало его автору.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *