Сочинение на тему в чем главная идея слова о полку игореве

8 вариантов

  1. На первый взгляд произведение «Слово полку Игореве» рассказывает нам историю о походе великого русского князя. Но если внимательно ознакомиться с текстом, то становится очевидным, что поход – всего лишь повод для автора задуматься и поразмышлять о судьбе русского  народа и его земли. Красной линией сквозь всю повесть проходит страстный призыв объединить народ, чтобы защитить землю русскую.
    Автор, как настоящий представитель интересов всего русского населения, показывает свое негативное отношение к междоусобным войнам князей, из-за которых могущество Руси только ослабевает. Поражение войск князя Игоря автор изображает как предостережение для всех погрязших в междоусобицах князей, которые являлись виновниками несчастий простого русского народа, так как делали родину неспособной противостоять нашествиям алчных кочевников. Автор призывает князей прекратить внутренние раздоры и объединиться для защиты от внешнего врага. Именно идея объединения русского народа против своих врагов, по моему мнению, и является главной в произведении.
    Автор «Слова о полку Игореве» показал себя как подлинный патриот, радеющий за судьбу населения своей родной земли.Причину поражения войска Игоря автор видит не в слабости или трусости воинов, а в самих князьях, которые из-за своих распрей разоряют свою же землю.
    Начиная свою повесть, автор размышляет о том, как ему лучше начать рассказ – так, как когда-то это делал певец Боян, воспевая князей и их славные подвиги, или же описывая действительные события. Автор решает изобразить действительность и начинает свой рассказ воспоминаниями о тревожном начале похода Игоря. Он рассказывает о зловещих знамениях природы, предшествовавших походу – это и вой волков, и лай лисиц, и затмение солнца. Природа выступает предвестником беды, она всеми силами пытается предостеречь князя и не пустить его дальше.
    Однако князь не придал значения знакам, потому что предпочел бы смерть позорному возвращению. Его воинов постигла неудача, но само поражение автор не описывает подробно, ведь в этом не было необходимости – память о событии еще слишком свежа. В кратком описании чувствуется некая взволнованность: автор не может сосредоточиться, так как страдает от трагичных воспоминаний, и в волнении он отступает от повествования. Вместо этого он вспоминает о других неудачных походах – о раздорах деда князя Игоря, и напоминает об ужасных последствиях тех междоусобиц.
    Страшное поражение князя заставляет автора вспомнить о том, что совсем недавно князь киевский Святослав, объединив русских князей, разгромил того же врага – половцев. Здесь автор переносится в Киев, где мы погружаемся в зловещий сон Святослава, предвещающий беду русской земле. Когда сон сбывается, князь произносит свое знаменитое «золотое слово», упрекая Игоря и его брата за попрание его наставлений, за неуважение к его опыту. Он высказывает негодование от того, что князья самонадеянно, без уговора с ним, пошли в поход. Постепенно эта речь Святослава переходит в авторскую, перерастая в обращение ко всем русским князьям тех времен. Автор напоминает о том, как сильны они могут быть, когда объединяются, и призывает могущественных князей вместе выступить за родную землю. Тут нашлось место лирической, нежной нотке – автор вспоминает прелестную молодую жену Игоря и раскрывает читателю всю тоску ее души о муже, о погибших воинах. Она в своем плаче обращается ко всем силам природы, и природа отзывается на ее мольбу – море взбушевало, и Игорь бежал из плена. Возвращением Игоря на русскую землю автор показывает надежду на славное будущее Руси, уверенность в могуществе правящих князей.
    Все содержание повести «Слово о полку Игореве» пронизано идеей единения народа перед лицом страшной внешней угрозы. Призыв автора к единению проникнут страстной, сильной и в то же время нежной любовью к родине.
    < Предыдущая Следующая >

  2. Главная
    Сочинения по литературе
    Основная идея Слова о полку Игореве – сочинение

    Основная идея «Слова о полку Игореве»

    Автор: Разное
    Быть может, долго бы еще не проникся я интересом и любовью к древней поэме, если бы не роман Василия Григорьевича Яна “Батый”. Я прочитал его на одном дыхании и долго еще жил в мире битв и пожаров, видел леса, в которых прятались народные мстители, юрту Батыя. Так почувствовал я желание знать больше о судьбе своей страны. И еще я понял, как важны для нас всякие свидетельства старины: ведь это единственные источники, которые помогают понять, как жили наши предки.
    Всякого, любящего Россию, не может оставить равнодушным патриотизм неизвестного автора Слова о полку Игореве. “О Русская земля!” – не раз мы воскликнем за певцом.
    Мы помним уроки истории в 8-м классе, тогда узнали мы, что после великих князей, которые крепко держали в руках Русь, побеждали ее врагов, наступил период раздробленности. УО, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей! Того старого Владимира нельзя было пригвоздить к горам киевским, рассказывает нам певец земли Русской. И возникли у князей вместо борьбы с погаными междоусобия, брат стал брату говорить: УЁто мое, и то мое жеФ. И стали князья про малое это великое молвить и сами на себя крамолу ковать… так образно повествуется о печалях некогда великого и мощного государства. А теперь князья из соперничества водят поганых половцев на княжества своих противников.
    Половцы Ч бедствие Руси. Их быстрые кони вытаптывают посевы, волосяные арканы захватывают пленных, за ними следуют пожары и разорения. Водимые во время междоусобиц на Русь нашими князьями как союзники, половецкие орды теперь хорошо знают все дороги в эту богатую землю.
    Ходят, конечно, и русские князья на половцев. Но если раньше все дружины были покорны воле одного князя, то теперь каждый стремится добыть свою личную славу. Таковы Игорь и брат его Всеволод. Пошли они на степняков и были разбиты. Стали теперь враги разорять Русь.
    Главная идея произведения заключена в “золотом слове” Святослава, князя Киева, матери городов русских. Зовет он всех русских храбрых князей на борьбу с врагами: “Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, на землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!Зовет русский Боян объединиться князей, чтобы не тревожили они народ своими распрями, чтобы вместе могли дать отпор любому врагу”.
    А вскоре далеко-далеко на Востоке соберутся монгольские племена под руку Чингиз-хана.
    Нынче, как много веков назад, опять распались славянские земли. Россия, Украина, Белоруссия бьются с проблемами в одиночку. Соберутся ли они вновь? Кто знает…

  3. Главная идея “Слова” в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. “Слово” оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России.
    Оно является не только образцом художественного восприятия исторических событий, но и ценным источником изучения истории быта и нравов наших предков. В произведении даны описания древнерусских верований и традиций, одежды и украшений, воинского снаряжения и вооружения. В нем есть великолепные картины русской природы, представлена целая галерея исторических персонажей. Лихачева Д.С. “Слово о полку Игореве”, Вступительная статья – М; 1967.-35с Мы узнаем об их жизни, подвигах и роли в истории. Художественные особенности произведения раскрывают личное отношение автора к событиям и героям. Это не только позволяет ориентироваться в подлинных исторических событиях, но и обращает к таким вечным проблемам, как патриотизм, человечность, верность долгу, память предков и ответственность перед будущими поколениями.
    Во все времена на жизнь любого государства значительное влияние оказывает его географическое положение. На протяжении всей истории соседями Древнерусского государства были разные кочевые народы. Сначала это были гунны, авары и хазары. Затем печенеги, которых окончательно разгромил князь Ярослав Мудрый. Печенегов сменили половцы. Когда они стали угрожать русским границам, князь Всеволод, один из сыновей Ярослава Мудрого, заключил с ним мир. Но вскоре половцы во главе с ханом Искалом снова напали на русские земли. С этого времени половецкие набеги стали постоянными.
    Русские князья были не в силах ни победить, ни остановить половцев. Они не могли предотвратить их набеги, потому что в Древнерусском государстве процветали княжеские “крамолы” и усобицы. В ожесточенной борьбе друг с другом за безграничную власть и могущество нередко князья даже вступали в союз с половцами, привлекая врага на свою сторону против соперника.
    Значительная вина за подобное состояние дел лежала на черниговских князьях. Для достижения своих амбициозных целей или великокняжеским они первыми из русских князей стали призывать на помощь степных соседей – “наводить поганых на землю Русскую”. И самым первым среди них был Олег Святославович, получивший от современников прозвище “Гориславич”. Ситуация менялась только тогда, когда кто-нибудь из черниговских князей занимал престол в Киеве. В качестве великих князей представители черниговской ветви вынуждены были защищать свое государство от опустошительных набегов степных хищников.
    Трагическое событие древней русской истории – поход в апреле-мае 1185 года против половцев князя Новгород-Северского Игоря – и стал основной темой для неизвестного автора поэмы “Слово о полку Игореве”. Горячий патриот, он, как никто другой, ощутил несказанную душевную боль при известии о трагическом поражении русской дружины. Цель своего произведения он видел в том, чтобы через яркие проникновенные образы показать русским князьям настоящие истоки трагедии, объяснить причины их поражения. Считая размолвки и ссоры князей истинными виновниками подобных бедствий, автор призывает их прекратить взаимную вражду и сплотиться во имя защиты и спасения общей родины.
    “Слово” занимает особое место среди литературных произведений Древней Руси. В эпоху кровавых усобиц и постоянной угрозы вторжения кочевников автор не побоялся возвысить свой голос перед властью имущими во имя спасения родины.
    Но не только по этой причине “Слово” принадлежит особое место в истории русской литературы. Во времена господства литературы, происходящей из Библии, автор осмеливается порвать со всякой церковностью. В его произведении нет места ни христианской символике, ни словам и оборотам церковного языка. Более того, от начала и до конца текст насыщен языческим одухотворением природы, против чего вела непрестанную борьбу.
    Таким образом, мы можем говорить о светском характере “Слова”. Но что понимать под словом “светский”? Принадлежащий к избранному кругу дворянства? Наверное, можно было бы сказать и так. Ведь автор строит свое произведение как обращение к русским князьям. Его слушателями могли быть также бояре – представители высшей аристократии Древней Руси. Однако более правильным окажется смысл слова “светский”, если мы будем понимать его как “не церковный, мирской”. Именно такое его понимание, на наш взгляд, вполне отвечает всему содержанию произведения и точно отражает его идейную направленность.
    Светский характер “Слова” выражается уже самим обращением автора к русским князьям с призывом объединить усилия перед реальной угрозой неминуемой гибели. Это становится особенно очевидным, если вспомнить, что церковная идеология того времени проповедовала принцип “каждый пусть держится своей вотчины”. Вопреки этому автор следует завету Владимира Мономаха: “отныне соединимся в единое сердце и блюдем Русскую землю”. Этот принцип обязывал русских князей предвидеть губительные последствия кровавой вражды друг с другом, ведущей к войне, гибели и разорению “убогих людей” – простого русского народа.
    Автор “Слова о полку Игореве” принципиальный противник усобиц. Свой упрек князьям по этому поводу он вкладывает в уста великого князя Святослава, произносящего в своем “золотом слове”: “О мои дети, Игорь и Всеволод! Рано начади вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать… Но вот зло – князья мне не помогают: худо времена обернулись”.
    Соблюдая порядок старшинства, автор поименно обращается к русским князьям и призывает их встать “за землю Русскую”. В этом понятии для него тесно переплетаются и русский народ, и русская природа.
    В противоположность церковному принципу христианского индивидуализма с его установкой на личное спасение автор призывает к активным действиям на благо Русской земли, побуждает русских князей к ратному труду. Всеми доступными средствами он старается пробудить в них чувство патриотического долга, служения не абстрактным, а конкретным земным идеалам.
    Выражением светского характера является также одухотворение природы. Автор воссоздает народное мировоззрение, каким оно было с незапамятных времен и продолжало оставаться при нем. Небесные светила, явления природы, животные, растения наделяются в “Слове” человеческими качествами, а человек получает способности птиц и зверей.
    Причем автор не стремиться к искусственному воссозданию язычества. Он обращается к образам и символам народной поэзии не для того, чтобы противопоставить свое произведение церковным. Просто он описывает реальные события в конкретном народном восприятии. Ведь “Слово” тем и ценно, что впитало и сохранило в поколениях живой многообразный дух своей эпохи.

  4. Быть может, долго бы еще не проникся я интересом и любовью к древней поэме, если бы не роман Василия Григорьевича я на Батый. я прочитал его на одном дыхании и долго еще жил в мире битв и пожаров, видел леса, в которых прятались народные мстители, юрту Батыя. Так почувствовал я желание знать больше о судьбе своей страны. И еще я понял, как важны для нас всякие свидетельства старины: ведь это единственные источники, которые помогают понять, как жили наши предки.
    Всякого, любящего Россию, не может оставить равнодушным патриотизм неизвестного автора у слова о полку Игореве. О Русская земля! Не раз мы воскликнем за певцом.
    Мы помним уроки истории в 8-м классе, тогда узнали мы, что после великих князей, которые крепко держали в руках Русь, побеждали ее врагов, наступил период раздробленности. УО, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей! Того старого Владимира нельзя было пригвоздить к горам киевским, Ч рассказывает нам певец земли Русской. И возникли у князей вместо борьбы с погаными междоусобия, брат стал брату говорить: Это мое, и то мое же. И стали князья про малое это великое молвить и сами на себя крамолу ковать. . . Ф Ч так образно повествуется о печалях некогда великого и мощного государства. А теперь князья из соперничества водят поганых половцев на княжества своих противников.
    Половцы Ч бедствие Руси. Их быстрые кони вытаптывают посевы, волосяные арканы захватывают пленных, за ними следуют пожары и разорения. Водимые во время междоусобиц на Русь нашими князьями как союзники, половецкие орды теперь хорошо знают все дороги в эту богатую землю.
    Ходят, конечно, и русские князья на половцев. Но если раньше все дружины были покорны воле одного князя, то теперь каждый стремится добыть свою личную славу. Таковы Игорь и брат его Всеволод. Пошли они на степняков и были разбиты. Стали теперь враги разорять Русь.
    Главная идея произведения заключена в золотом слове Святослава, князя Киева, матери городов русских. Зовет он всех русских храбрых князей на борьбу с врагами: Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, на землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича! Зовет русский Боян объединиться князей, чтобы не тревожили они народ своими распрями, чтобы вместе могли дать отпор любому врагу.
    А вскоре далеко-далеко на Востоке соберутся монгольские племена под руку Чингизхана.
    Нынче, как много веков назад, опять распались славянские земли. Россия, Украина, Белоруссия бьются с проблемами в одиночку. Соберутся ли они вновь? Кто знает. . .
    .

  5. Быть может, долго бы еще не проникся я интересом и любовью к древней поэме, если бы не роман Василия Григорьевича Яна “Батый”. Я прочитал его на одном дыхании и долго еще жил в мире битв и пожаров, видел леса, в которых прятались народные мстители, юрту Батыя. Так почувствовал я желание знать больше о судьбе своей страны. И еще я понял, как важны для нас всякие свидетельства старины: ведь это единственные источники, которые помогают понять, как жили наши предки.
    Всякого, любящего Россию, не может оставить равнодушным патриотизм неизвестного автора Слова о полку Игореве. “О Русская земля!” – не раз мы воскликнем за певцом.
    Мы помним уроки истории в 8-м классе, тогда узнали мы, что после великих князей, которые крепко держали в руках Русь, побеждали ее врагов, наступил период раздробленности. УО, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей! Того старого Владимира нельзя было пригвоздить к горам киевским, рассказывает нам певец земли Русской. И возникли у князей вместо борьбы с погаными междоусобия, брат стал брату говорить: УЁто мое, и то мое жеФ. И стали князья про малое это великое молвить и сами на себя крамолу ковать… так образно повествуется о печалях некогда великого и мощного государства. А теперь князья из соперничества водят поганых половцев на княжества своих противников.
    Половцы Ч бедствие Руси. Их быстрые кони вытаптывают посевы, волосяные арканы захватывают пленных, за ними следуют пожары и разорения. Водимые во время междоусобиц на Русь нашими князьями как союзники, половецкие орды теперь хорошо знают все дороги в эту богатую землю.
    Ходят, конечно, и русские князья на половцев. Но если раньше все дружины были покорны воле одного князя, то теперь каждый стремится добыть свою личную славу. Таковы Игорь и брат его Всеволод. Пошли они на степняков и были разбиты. Стали теперь враги разорять Русь.
    Главная идея произведения заключена в “золотом слове” Святослава, князя Киева, матери городов русских. Зовет он всех русских храбрых князей на борьбу с врагами: “Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, на землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!Зовет русский Боян объединиться князей, чтобы не тревожили они народ своими распрями, чтобы вместе могли дать отпор любому врагу”.
    А вскоре далеко-далеко на Востоке соберутся монгольские племена под руку Чингиз-хана.
    Нынче, как много веков назад, опять распались славянские земли. Россия, Украина, Белоруссия бьются с проблемами в одиночку. Соберутся ли они вновь? Кто знает…

  6. 6
    Текст добавил: ТАЩУСЬ С ЕЁ АРОМАТА

    Быть может, долго бы еще не проникся я интересом и любовью к древней поэме, если бы не роман Василия Григорьевича яна УБатыйФ. я прочитал его на одном дыхании и долго еще жил в мире битв и пожаров, видел леса, в которых прятались народные мстители, юрту Батыя. Так почувствовал я желание знать больше о судьбе своей страны. И еще я понял, как важны для нас всякие свидетельства старины: ведь это единственные источники, которые помогают понять, как жили наши предки.
    Всякого, любящего Россию, не может оставить равнодушным патриотизм неизвестного автора УСлова о полку ИгоревеФ. УО Русская земля!Ф Ч не раз мы воскликнем за певцом.
    Мы помним уроки истории в 8-м классе, тогда узнали мы, что после великих князей, которые крепко держали в руках Русь, побеждали ее врагов, наступил период раздробленности. УО, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей! Того старого Владимира нельзя было пригвоздить к горам киевскимФ, Ч рассказывает нам певец земли Русской. И возникли у князей вместо борьбы с погаными междоусобия, брат стал брату говорить: УЁто мое, и то мое жеФ. И стали князья про малое Уэто великоеФ молвить и сами на себя крамолу ковать…Ф Ч так образно повествуется о печалях некогда великого и мощного государства. А теперь князья из соперничества водят поганых половцев на княжества своих противников.
    Половцы Ч бедствие Руси. Их быстрые кони вытаптывают посевы, волосяные арканы захватывают пленных, за ними следуют пожары и разорения. Водимые во время междоусобиц на Русь нашими князьями как союзники, половецкие орды теперь хорошо знают все дороги в эту богатую землю.
    Ходят, конечно, и русские князья на половцев. Но если раньше все дружины были покорны воле одного князя, то теперь каждый стремится добыть свою личную славу. Таковы Игорь и брат его Всеволод. Пошли они на степняков и были разбиты. Стали теперь враги разорять Русь.
    Главная идея произведения заключена в Узолотом словеФ Святослава, князя Киева, матери городов русских. Зовет он всех русских храбрых князей на борьбу с врагами: УВступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, на землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!Ф Зовет русский Боян объединиться князей, чтобы не тревожили они народ своими распрями, чтобы вместе могли дать отпор любому врагу.
    А вскоре далеко-далеко на Востоке соберутся монгольские племена под руку Чингиз-хана.
    Нынче, как много веков назад, опять распались славянские земли. Россия, Украина, Белоруссия бьются с проблемами в одиночку. Соберутся ли они вновь?

  7. Быть может, долго бы еще не проникся я интересом и любовью к древней поэме, если бы не роман Василия Григорьевича яна УБатыйФ. я прочитал его на одном дыхании и долго еще жил в мире битв и пожаров, видел леса, в которых прятались народные мстители, юрту Батыя. Так почувствовал я желание знать больше о судьбе своей страны. И еще я понял, как важны для нас всякие свидетельства старины: ведь это единственные источники, которые помогают понять, как жили наши предки.
    Всякого, любящего Россию, не может оставить равнодушным патриотизм неизвестного автора УСлова о полку ИгоревеФ. УО Русская земля!Ф Ч не раз мы воскликнем за певцом.
    Мы помним уроки истории в 8-м классе, тогда узнали мы, что после великих князей, которые крепко держали в руках Русь, побеждали ее врагов, наступил период раздробленности. УО, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей! Того старого Владимира нельзя было пригвоздить к горам киевскимФ, Ч рассказывает нам певец земли Русской. И возникли у князей вместо борьбы с погаными междоусобия, брат стал брату говорить: УЁто мое, и то мое жеФ. И стали князья про малое Уэто великоеФ молвить и сами на себя крамолу ковать…Ф Ч так образно повествуется о печалях некогда великого и мощного государства. А теперь князья из соперничества водят поганых половцев на княжества своих противников.
    Половцы Ч бедствие Руси. Их быстрые кони вытаптывают посевы, волосяные арканы захватывают пленных, за ними следуют пожары и разорения. Водимые во время междоусобиц на Русь нашими князьями как союзники, половецкие орды теперь хорошо знают все дороги в эту богатую землю.
    Ходят, конечно, и русские князья на половцев. Но если раньше все дружины были покорны воле одного князя, то теперь каждый стремится добыть свою личную славу. Таковы Игорь и брат его Всеволод. Пошли они на степняков и были разбиты. Стали теперь враги разорять Русь.
    Главная идея произведения заключена в Узолотом словеФ Святослава, князя Киева, матери городов русских. Зовет он всех русских храбрых князей на борьбу с врагами: УВступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, на землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!Ф Зовет русский Боян объединиться князей, чтобы не тревожили они народ своими распрями, чтобы вместе могли дать отпор любому врагу.
    А вскоре далеко-далеко на Востоке соберутся монгольские племена под руку Чингиз-хана.
    Нынче, как много веков назад, опять распались славянские земли. Россия, Украина, Белоруссия бьются с проблемами в одиночку. Соберутся ли они вновь?

  8. Однако последствия похода плачевны для земли русской, которая была раздроблена на множество княжеств. Постоянные междоусобицы ослабляли Русь изнутри. Князья стремились к укреплению и расширению своих территорий, забывая о главной угрозе, которая исходила извне.
    Осознание этой простой истины и рождает в душе великого Святослава мысли, выраженные в его «золотом слове». С болью вопрошает он о том, где же доблестные русские князья и их слуги. Он вспоминает времена, когда они с ножами, без щитов шли защищать русскую землю. Со слезами призывает Святослав русских князей к единению. Только вместе можно защитить родную сторону от участившихся вражеских набегов.
    И неслучайно «золотое слово» Святослава переходит в монолог автора. Такой приём свидетельствует о том, что мысли князя разделяет и автор «Слова о полку Игореве».
    Произведение актуально и по сей день. Оно призвано уберечь русский народ от неверного исторического шага. Сегодня, когда Россию пытаются взорвать изнутри, необходимо помнить печальные уроки истории.

    Сочинение рассуждение Слово о полку Игореве

    Произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой достаточно ценное и уникальное произведение, которое не только отображает, какие-либо важные исторические моменты, но также детализирует быт, духовность и культуру того времени. Временным промежутком данного повествования, можно считать конец двенадцатого века, а местоположением, Киевская Русь. Также можно подчеркнуть, что произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой не только ценность для народа проживающего в местах повествования, но и для всего мира.
    Вся история написана исключительно старославянским языком, который в дальнейшим был переведён на современный. Основными моментами произведения «Слово о полку Игореве», является противоборство русских людей с врагами, которые то и дело пытавшимися заполучить власть и преимущество нам ними.  Сюжет затрагивает причины и детали военного похода северного князя, Игоря Святославича, который совершался с целью освобождения Донского водного пути, от захвативших его половцев. И этим самым защитить русский народ от постоянных, разгромных похождений кочевых племён.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *