Ничуть не лучше Фамусова Скалозуб и Молчалин, для которых карьера и положение в обществе превыше всего. Чтобы красиво жить они готовы на подхалимство. Чацкий же представляет передовых людей того времени, которым противно невежество, жестокость, карьеризм и чинопочитание. В качестве своих жизненных приоритетов они берут гуманность, уважение ко всем, и прежде всего, к простому человеку. Эти люди знают, что за просвещением и наукой будущее. И без сомнения Чацкий выделяется среди фамусовсого общества. Он, как тот воин в поле, что один среди врагов. Другие его не принимают и даже не пытаются понять, ведь проще всего назвать его сумасшедшим. В наше время о таких людях говорят белая ворона, и разве их нет среди нас?
Перечитывая строки комедии, в который раз убеждаешься, что работа писателя с созданными в ней образами бессмертна. Мы ежедневно видим скалозубов, фамусовых и молчалиных. Как и прежде, представители прогрессивной молодежи, подобно Чацкому, вынуждены испытывать горе от ума. Нам же остается лишь верить и надеяться, что таких людей, как Чацкий станет со временем больше. А это значит, что фамусовское окружение быстрее потерпит поражение. Ну а пока Фамусовым живется неплохо, тогда как честные и совестливые люди страдают, пытаясь изменить существующее общество. В этом наверное и заключается настоящее бессмертие произведения Грибоедова горе от ума.
Писать любое сочинение следует по плану, который в обязательном порядке включает вступление, основную часть и вывод, причём центральна часть должна быть самой объёмной.
Во введении следует указать, что актуальность произведения – это показатель того, насколько оно интересно нынешнему читателю. Произведения, выдержавшие испытание временем, интересные многим поколениям читателей, входят в золотой фонд литературы, считаются классикой. “Горе от ума”, написанное А. С. Грибоедовым почти два века тому назад, к ним несомненно относится.
В основной части сочинения, к которой можно приступить после вступления, мы должны привести доказательства. Что может послужить ими?
В комедии высмеиваются пороки, которые свойственны людям в любые времена: лицемерие и успех любой ценой. Только начинающий карабкаться по карьерной лестнице Молчалин готов потакать начальству во всём, готов разыгрывать романтического влюблённого перед дочерью босса, надеясь именно таким способом устроить свой карьерный рост. Добившийся в жизни многого Фамусов поддерживает своё положение в обществе бесконечной суетой – в наше время сказали бы, что он “держит руку на пульсе общества”. Ещё один карьерный тип – полковник Скалозуб – показан отъявленным циником, видящим в смертях своих товарищей расчищенную дорогу в генералы, ведь мёртвые не смогут стоять у него на пути. Каждое из этих утверждений легко находит цитатное подтверждение в тексте произведения. Умение ориентироваться в тексте – обязательное условия для создания полноценного сочинения. Живой разговорный язык, прекрасно вписавшийся в стихотворный размер, лёгкий слог, стали причиной того, что многие строки из произведения давно стали пословицами. Это говорит о том, что произведение стало составной частью русской культуры и может потерять актуальность лишь в том случае, если её потеряет вся русская культура: Заключительная часть должна быть краткой указать, что перечисленные выше черты произведения обеспечивают его непреходящую актуальность.
Грибоедовская комедия «Горе от ума» – произведение поистине гениальное. Иначе не стала бы она столь знаменитой, не оставалась бы актуальной уже почти два столетия, не были бы десятки ее реплик крылатыми выражениями… А, как и в любом тщательно проработанном художественном произведении, в этой комедии нет ни одного «лишнего» героя – каждый образ здесь необходим. Но все же можно выделить ряд наиболее ярких персонажей. Это, безусловно, Чацкий, а также – Софья. Молчалин, Лиза, Фамусов и Скалозуб. Чацкий наиболее обаятелен. Он явно симпатичен автору, и Грибоедов наделяет любимого героя острым и злым языком, умением верно все подмечать, точно формировать свои мысли. Вот только помогает ли это Чацкому?.. Всегда удивляло то, что с его светлым умом, с его необычайным интеллектом он пытается донести свои прогрессивные взгляды и идеи до тех, кто не то что не хочет, а просто-напросто неспособен его понять?! Неужели он не видит, что эти люди, которые:
Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма,
что эти люди понять его не могут?! Да, Чацкий умен, но направить свой ум в верное русло он пока не в состоянии. Но в финале комедии, когда его объявляют сумасшедшим, Чацкий наконец-то осознает, сколько сил он растратил зря. Теперь его основное стремление — удалиться от непонимающего общества. Молчалин не таков. Он, напротив, ищет случая как можно прочнее закрепиться в обществе, готов ради этого унижаться и подхалимствовать. Обладая всего двумя достоинствами – умеренностью и аккуратностью, он признает:
Ведь надобно ж зависеть от других.
И готов на все ради покровительства какой-нибудь Татьяны Юрьевны. Он хочет угождать всем, даже «собачке дворника, чтоб ласкова была». И Грибоедов явно противопоставляет Чацкого Молчалину.
Два жалких образа – Лиза и Софья. Нас удивляет, как могла Софья – девушка умная и прямая – полюбить такого человека, как Молчалин. Неужели она не поняла, что это за ничтожество?! Но тут же становится ясно, что она и не могла понять – ведь Молчалин насквозь лжив. Он притворяется тем, кем его хотят видеть. Если Чацкий со всеми одинаков, то Молчалин всегда разный – в зависимости от того, чего он хочет добиться. Поэтому-то и полюбила его Софья, что увидела в нем другого человека… Лиза – классический образ резвой и милой служанки, более умной и сметливой, чем ее госпожа. Эго девушка из народа, и ей свойственен живой юмор и тонкий ум. Лиза в своих едких репликах, пожалуй, куда язвительнее Чацкого. И она. как и Чацкий, явно дорога автору.
В образе Скалозуба Грибоедов выводит на сцену скудоумного военного. Солдафонство – вот основная черта его характера, достоинства его заключаются всего лишь в том, что он «и золотой мешок, и метит в генералы”. Скалозуб не привык мыслить – ему приказывают, и он выполняет. Именно о таких Чацкий сказал:
«Служить бы рад — прислуживаться тошно».
Такому, как Скалозуб, можно только прислуживаться.
Фамусов – олицетворение старых порядков, старого общества. Его идеалы – Максим Петрович, Марья Алексеевна. Кузьма Петрович… Как и Молчатин, он готов добиваться своей цели – материального благополучия – абсолютно любыми методами… Они странно похожи друг на друга, и это не удивительно: из пробившихся молчалиных получаются Фамусовы.
Грибоедов в каждом образе показал целый тип людей, целый пласт общества. Его комедия современна и в наши дни, и будет она актуальна до тех пор, пока будут жить и здравствовать Скалозубы, Молчалины и Фамусовы.
Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым. В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений между старым и новым поколениями. Представители уходящей эпохи – лживые, лицемерные люди – составляют фамусовское общество. В этом обществе отрицательно относятся ко всему новому, свежему. О людях судят соответственно их социальному и материальному положению. Фамусов, княжна Тугоуховская, Скалозуб – вот одни из многих представителей века минувшего.
Наиболее интересным представителем молодого поколения является Чацкий.
Чацкий, будучи личностью незаурядной, отличается от большинства окружающих его людей силой характера, благородством, остроумием. Он ни от кого, ни в чем не зависит, в отличие от Фамусова, представителя века минувшего. Фамусов – человек глупый, поддающийся во всем чужому влиянию, его всегда волнует мнение окружающих его людей. Чацкий отвергал все норма жизни фамусовской Москвы. Ему не нравилось то, что русские дворяне отдали «все в обмен на новый лад – и нравы, и язык, и старину святую, и величавую одежду на другую… » Он не может понять для какой цели великолепную русскую речь дворяне переделали в какой-то смешной язык, который представляет собой «смешенье языков французского с нижегородским. »
Чацкий не хочет быть похожим ни на кого из старшего поколения. Фамусов же считает, что жизнь надо строить так, как строили ее отцы.
Смотрели бы, как делали отцы,
Учились бы, на старших глядя!
На все советовать и перестать блажить и служить.
Чацкий отвечает, что ни в состоянии прислуживаться, а служить честно нет возможности. Но не все молодые люди разделяют взгляды Чацкого на жизнь. И один из них Молчалин. Этот человек полная противоположность Чацкому. Молчалин рад прислуживать, он не представляет без этого своей жизни. Чацкий пророчит ему блестящую карьеру, говоря, что «нынче любят бессловесных. » Молчалин готов на все, лишь бы продвинуться вверх по служебной лестнице. Он хороший психолог и знает, что для того, чтобы добиться расположения Фамусова и ему подобных, надо держать свое мнение при себе. Молчалин ведет себя в обществе очень скромно, он внимателен ко всем.
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет.
Карьера любыми средствами – девиз Молчалина. Молчалин страшен по своей сути, так как ищет во всем выгоду. Если таким людям как Молчалин, для достижения цели потребуется перемахнуть через кого-то или что-то, то они сделают это без раздумий. Для Молчалина даже любовь – средство получить чин, заработать деньги. Он использует Софью, играет ее чувствами. Чацкий же любит ее по-настоящему. Он испытывает к ней особое возвышенное чувство, неужели Софья не понимает, кто есть кто? Она видит хорошее только в мнение своего отца:
… уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих он вкривь и вкось не рубит –
Вот я за что его люблю.
Но нельзя сказа, что Софья ослеплена любовью. Она способна оценить своего избранника здраво и критически:
Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивеет…
Чацкий же думает, высказывает свое мнение прямо в глаза, он никогда не будет подхалимничать, словом, он обладает всеми качествами, которых нет многих и которых не хочет видеть в своем избраннике Софья.
Молчалины и Чацкие живы и по сей день. Молчалины жили и будут жить только для себя. Они всегда достигнут своей цели любыми способами, не чувствуя при этом угрызения совести. «Молчалины блаженствуют на свете! » А Чацкие до сих пор упорно борются за честность, справедливость, правду. Они стремятся изменить жизнь в лучшую сторону.
Если присмотреться к характеру героя, то можно обнаружить у него такие качества, как вспыльчивость и даже некоторая бестактность (на это указывает ему Софья Фамусова). Горячность молодого человека можно отнести к юности и неопытности, к тому же он влюблен, и, как затем понимает, влюблен безнадежно. Обдумывая, как написать сочинение по «Горе от ума» (комедии Грибоедова), некоторые школьники резкий тон Чацкого оправдывают тем, что он видит безнравственность общества, в котором ему приходится жить. Его вовсе не смешит и не восхищает дядюшка Фамусова, падавший нарочно на приеме у императрицы. Наоборот, это вызывает в нем отвращение, высказывание «служить бы рад — прислуживаться тошно» становится его кредо. Среди дворян он не видит тех, с кого можно было бы брать пример, замечает, что московские дворяне посещают балы лишь с одной целью: завести полезные знакомства.
Темы школьных сочинений
Писать сочинение по комедии «Горе от ума» приходится всем старшеклассникам, зачастую отрывки из комедии включают в экзаменационные билеты или же детям предлагаю описать образ того или иного героя произведения Грибоедова. Поэтому важно разбираться в пьесе, знать наизусть отрывки из монологов Чацкого и Фамусова.
Современным школьникам неспроста предлагают тщательно изучить пьесу «Горе от ума». Темы сочинений этой бессмертной комедии на экзаменах включают в себя приблизительно следующее содержание:
«Век нынешний и век минувший».
«Чацкий и фамусовское общество — конфликт поколений».
«Фамусовская Москва».
«Автор и его герой».
«Герой и эпоха».
«Чацкий и Софья».
«Смысл названия комедии».
«Художественное новаторство А. С. Грибоедова».
Само название комедии «Горе от ума» пророческое. Для многих людей ум — это синоним счастья, но не все носители разума становились счастливыми, скорее, наоборот. Им пришлось столкнуться с невежеством и ограниченностью, а самих передовых из них зачастую объявляли сумасшедшими.
III. Заключение.
Общественно-политическое и литературное значение комедии.
“Комедия “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов, и
вечно острая, жгучая сатира”. Огромная заслуга А.С. Грибоедова
заключается в том, что ему удалось создать широкую сатирическую картину
жизни и деятельности реакционного дворянского общества. В своей комедии
автор коснулся множества серьезных вопросов морали, быта и культуры
общества, имевших в декабристскую эпоху самое злободневное значение.
Недаром критики того времени утверждали, что “Горе от ума” – первая в
русской литературе “комедия политическая”. Грибоедов затронул вопрос о
положении русского народа, придавленного гнетом крепостничества, о
свободе и независимости человеческого общества, вопрос, полностью
отвечающий исторической действительности. Все это находит свое
отражение в пьесе, содержание которой – столкновение умного, передового
человека с обществом дворян-крепостников. В своей комедии драматург
рассказал о том, что произошло в фамусовском доме в течение одного дня,
наложившего отпечаток на каждого героя пьесы.
Грибоедов в “Горе от ума” разоблачил широкий круг конкретных явлений
общественного быта крепостнической России, противопоставил два лагеря,
два мировоззрения. Все представители фамусовского общества – рьяные
защитники самодержавно-крепостнических порядков, восхищающиеся этими
порядками, верностью москвичей дворянским традициям, старым устоям
жизни. Они борются с передовыми людьми, которые посягают на этот
крепостнический строй, ибо этот строй является основой их благополучия,
обезвреживают их любыми методами, не скупясь даже на гнусную клевету.
Что Фамусов, что Хлестова, “властная барыня”, – все они не признают в
крепостных людях человеческого достоинства, очень грубо и фамильярно
разговаривают с ними, не считаясь с возрастом человека, распоряжаются
своими слугами, как им заблагорассудится. Против таких крепостников и
направляет Чацкий свой удар в обличительном монологе “А судьи кто?…”,
гневно обрушиваясь на помещика, променявшего преданных ему слуг на
борзых собак, хотя эти слуги спасали его жизнь и честь.
В комедии непрестанно звучит осуждение безделья и пустого
времяпрепровождения московских дворян-реакционеров, ведущих праздный
образ жизни, чинопочитания. Больше всего эти помещики боятся
общественного мнения. Так, например, смешон Фамусов в паническом страхе
перед тем, “что станет говорить княгиня Марья Алексеевна”, когда вдруг
ей станет известно о событиях, происшедших в доме Фамусова. Из
разговора Софьи с Лизой выясняется, что Фамусов ценит в людях лишь чины
и богатство, да и сам он говорит, что хочет быть “тузом”, “есть на
серебре и золоте”, “ездить цугом”, “весь в орденах”, “быть богатым и
видеть детей богатыми”, – и все это только потому, что он
подписывает бумаги, не читая и боясь одного, “чтоб множество не
накоплялось их”. Скалозуб стремится к чинам. Он говорит: “Мне только бы
досталось в генералы”. А к этому, по его словам, ведут “многие каналы”.
Даже если путь его будет усеян трупами его же товарищей, все равно он
пойдет к строго намеченной цели.
В своей комедии Грибоедов устами Чацкого резко критикует воспитание
молодежи в духе презрения к национальной культуре русского народа, к
русскому языку, обличает “пустое, рабское, слепое подражанье”. Чацкий
восклицает: “Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, добрый
наш народ. Хотя по языку нас не считал за немцев.”. Поклонникам всего
иностранного чуждо просвещение, они – ярые враги защитников науки.
Скалозуб, “олицетворение тупой аракчеевской военщины”, с удовольствием
говорит: “Ученостью меня не обморочишь”. Хлестова так отзывается об
образовании: “И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних. От пансионов,
школ, лицеев…”. Фамусов причину сумасшествия Чацкого видит в науке и
просвещении:
ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
Основной идеей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» является противопоставление крепостническому строю прогрессивных революционных идей декабристов. Но проблемы, затронутые в произведении, намного шире, глубже и многостороннее. Они касаются нравственного, духовного развития общества, моральных, общечеловеческих ценностей.
Уже само название пьесы — «Горе от ума» — говорит о том, что в ней важная роль отведена вопросу «ума», или учения, знания, образования. Этой темы, так или иначе, касаются все персонажи. Размышляя о том, что есть ум, что разумно, что истинно, автор показывает две точки зрения: Чацкого, для которого высшая ценность — «ум, алчущий познаний», и Фамусова, придерживающегося мнения, что «ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». Подлинному уму фамусовское общество стремится противопоставить другие ценности: Фамусов — устои крепостнического дворянства, Софья — сентиментальную чувствительность, Молчалин — заветы служебной иерархии, Скалозуб — железную дисциплину. При этом все они пускаются в рассуждения об уме, восхваляют его как благонравие, как «умение жить».
Представители дворянской среды искренне считают себя умными, то есть именно «умеющими правильно жить»: «Не то на серебре, на золоте едал», — заявляет один, «мне только бы досталось в генералы», — мечтает другой, «барон фон Клотц в министры метил, а я к нему в зятья», — хвалится третий. Любой действительно здравомыслящий человек сразу понимает, насколько смешными являются подобные заявления, насколько далеко фамусовское общество от настоящей образованности. Молодое поколение в кругу Фамусова получает такое воспитание, при котором заранее исключается возможность истинного просвещения: «Чтоб наших дочерей учить всему — и танцам! и пению! и нежностям! и вздохам». Ведь основное в этом обществе — «балы, обеды, карты, сплетни». Тут нет места настоящему уму и высокой культуре.
Чацкому же, единственному умному человеку среди всех этих глупцов, неприемлемы и чужды их взгляды. Он смеется над Фамусовым и его окружением, разоблачает их жизнь и нравы. Он обличает тех, кто без зазрения совести меняет верных слуг на «борзые три собаки», обрушивает свой гнев на того «любителя» искусства, который «на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей», а затем распродал их поодиночке.
За плечами Чацкого большой жизненный опыт. Несмотря на молодые годы, он уже занимался литературной работой, состоял на военной службе, имел связи с министрами, три года провел за границей, что обогатило его разум новыми впечатлениями, значительно расширило его кругозор. К каждому делу, которым занимался герой, он относился со всей серьезностью и ответственностью — потому в нем чувствуется любовь к родине, к своему народу, вынесенные из военной службы. Но порядки в современной ему армии не удовлетворяли Чацкого. Он, имеющий высокое чувство личного и национального достоинства, независимость взглядов и суждений, не признает чинопочитания и угодничества, распространенных не только в военной среде, но и во всем московском обществе того времени. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — вот основной принцип грибоедовского героя. Он считает, что только ум, человечность, прямота — качества, достойные настоящего человека.
В фамусовском же обществе все наоборот. Все его представители — невежественные, ограниченные люди, бездумно следующие устаревшим принципам и взглядам. Они — настоящие враги просвещения и образования, науки и культуры. Скудость духа и умение удачно устраиваться в жизни, нетерпимость ко всему новому и непривычному — основные черты этих людей. Их жизнь основана на морали «покорности и страха», на пресмыкательстве перед сильными мира сего и на угнетении и унижении слабых. Это настоящее сборище ханжей, «знатных негодяев», мелких подлецов и отъявленных мошенников, объединенных круговой порукой, непримиримой враждой к «Свободной жизни», культуре и просвещению, к малейшему проявлению независимой мысли и свободного чувства. В этом мире без тени смущения меняют крепостных на борзых собак, любыми средствами добывают почести и богатства, «разливаются в пирах и мотовстве», живут по заветам и преданьям «минувшего века», когда идеалом человека считался удачливый вельможа, достигший «степеней известных» благодаря своему унизительному раболепству и шутовству. Фамусовское общество чуждо национальной культуре, русским обычаям, преклонение перед иностранным стало здесь модой, в этом мире готовы обменять «и нравы, и язык, и старину святую, и величавую одежду на другую по шутовскому образцу».
А. С. Грибоедов родился в 1794 году, знаменитая комедия написана в 1824 году, в начале XIX века. Автору было в ту пору 28 лет. Вполне зрелый возраст. И проблемы, поднятые автором, чрезвычайно серьезны и во многом до сих пор актуальны. И сразу после написания распространявшаяся в списках комедия была очень и очень популярна. Несомненно, во многом это объясняется ее общественно-политической остротой, атмосфера в России была предгрозовая. Характерно, что ссыльному А. С. Пушкину в Михайловское список комедии привозит его друг, будущий декабрист Иван Пущин. Но очевидно, что содержание «Горя от ума» никак не ограничивается обличением конкретных пороков, нездоровья русского общества эпохи царствования Александра I.
Тема «ума» – вот важнейшее философское и нравственное понятие, стоящее в центре комедии. Свое отношение к «уму», ученью, знанию так или иначе высказывают все действующие лица, проблема рассматривается с разных сторон. Этим, может быть, объясняется и своеобразие композиции, не случайно Пушкин предрекал, что пьесу растащат на пословицы.
Для Чацкого ум, причем именно его ум, обличающий и бескомпромиссный, «ум, алчущий познаний», – едва ли не высшая ценность. Молодой, искренний, смелый, он обладает неуравеновешенным, даже нервным характером, готов вспыхнуть в любую минуту, он готов кому угодно доказывать свою правду, мало заботясь о том, насколько он будет понят.
«Служить бы рад, прислуживаться тошно», – гордо заявляет Чацкий. В то же время «химик и ботаник», двоюродный брат Скалозуба, может быть, «алчет познаний» не меньше Чацкого, но, удивив общество (вышел в отставку, когда ему следовал чин), он не производит все же никакого «скандала», просто удалился и «в деревне книжки стал читать». Фамусов в своих суждениях об уме и учености тоже весьма и весьма радикален:
* Ну вот! Великая беда.
* Что выпьет лишнего мужчина!
* Ученье – вот чума, ученость – вот причина.
* Что нынче пуще, чем когда,
* Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Суждение, разумеется не совсем лишенное разумных оснований. Поразительно сходную мысль высказывает уже в нашем веке один из персонажей пьесы Эжена Ионеско: «Нынче образование в головы ударило, оттого и жить стало хуже. Даже подметать стало труднее». Но в фамусовском обществе против ума и учения выступает и еще один важнейший инстинкт – охранительный. «Умник» звучит едва ли не как синоним страшным словам «фармазон», «якобинец», «карбонарий». «Ум» полковника Скалозуба тоже решителен и бескомпромиссен:
* …чтоб чины добыть, есть многие каналы;
* Об них как истинный философ я сужу.
* Мне только бы досталось в генералы.
Несчастная Софья наделена умом совершенно особенным – женским: «если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?» Она и Чацкого объявляет безумным, защищая от его остроумия и бескомпромиссности любимого человека и
* …любите вы всех в шуты рядить,
* Угодно ль на себе примерить?
Не случайно и имя героини: Софья по-гречески «мудрость». Софья и в самом деле отнюдь не глупа, но ум ее подводит, как и Чацкого, она жестоко обманывается в своем избраннике.
Молчалин по-своему тоже умен. Философия его («угождать всем людям без изъятья») весьма подробно и основательно разработана. Проницателен и страшен образ Репетилова: бестолковый пустозвон рисует страшную пародию на Тайное общество. «Секретнейший союз» в Английском клубе, «тайные собрания» по четвергам, идейный вождь, которого
* Не надо называть, узнаешь по портрету;
* Ночной разбойник, дуэлист,
* В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,* И крепко на руку нечист;
* Да умный человек не может быть не плутом.
И этот человек, в «добродетелях» которого легко угадывается портрет Толстого-Американца, известнейшего, может быть, хулигана и бретера, шулера и хулигана эпохи,
* Когда … о честности высокой говорит,
* Каким-то демоном внушаем:
* Глаза в крови, лицо горит,
* Сам плачет, и мы все рыдаем.
Грибоедов как будто предвидит характер многих и многих будущих тайных обществ. То, что ему удалось сказать в немногих строках, несколько столетий спустя станет темой толстенных романов («Бесы» Достоевского, «На ножах» Лескова).
История Чацкого, смелого, честного, вдохновленного действительно высокими и прекрасными идеями человека являет собой очевидную иллюстрацию к древней и вечной мудрости: «мнящи мудри быть да объюродиша», но и у всех, кого встречает он в родной Москве, с умом явно не все в порядке, явно не только у Чацкого от ума горе. Само время неопределенно и перепутано: «Который час?» – «Седьмой, осьмой, девятой». Поневоле вспоминается история, которую рассказывают про замечательного поэта – душевнобольного Батюшкова:
* Который час, его спросили здесь,
* А он ответил любопытным: «вечность!».
* (О. Мандельштам)
История несчастливой любви в пьесе не только комична, но и «неправильна», все ошибаются, обманываются, попадают впросак, наивно полагаясь на безусловность и «правильность» своего ума. Нарушается и устойчивая схема: любовный треугольник размыкается, превращается в четырехугольник, Чацкий любит Софью, Софья – Молчалина, а Молчалин – Лизу, которая ему, в свою очередь, взаимностью не отвечает. Треугольник, как известно из геометрии, фигура жесткая, четырехугольник при равных сторонах может иметь какие угодно углы: и на фабульном уровне множится непонимание и неопределенность.
По-своему рациональный, «правильный», охранительно-благонамеренный Фамусов отнюдь не благополучен и не спокоен, втянут в общую игру: и ему от ума горе:
Что за комиссия, создатель, Быть взрослой дочери отцом!
Устойчив умом, кажется, только циничный полковник Скалозуб. Но его ясный ум как-то уж слишком парадоксален:
* По моему сужденью,
* Пожар способствовал ей много к украшенью.
* И это о древней-то столице!
Но вернемся к «горю» главного героя. Он ясно видит несовершенство мира вообще и фамусовского общества в частности. Видит и не хочет (или не может, по вине ума) примириться с ним. И несовершенный мир, несовершенное общество мстит ему. Его, безусловно умного, объявляют сумасшедшим. Комедия появилась накануне трагедии 14 декабря. И подобно умному Чацкому, честные и мужественные борцы за свободу оказались не поняты, по верному определению вождя мирового пролетариата, страшно далеки от народа. Увы, как не вняло предостережениям Грибоедова фамусовское общество, так не отрезвили они и декабристов. Логика истории в отличие от человеческого ума точна и неумолима.
А пьеса А. С. Грибоедова действительно разошлась на пословицы, фрагментами вошла в живой разговорный язык и продолжает жить, преодолевая время, исторические условности и всякие идеологические рамки.
Ничуть не лучше Фамусова Скалозуб и Молчалин, для которых карьера и положение в обществе превыше всего. Чтобы красиво жить они готовы на подхалимство. Чацкий же представляет передовых людей того времени, которым противно невежество, жестокость, карьеризм и чинопочитание. В качестве своих жизненных приоритетов они берут гуманность, уважение ко всем, и прежде всего, к простому человеку. Эти люди знают, что за просвещением и наукой будущее. И без сомнения Чацкий выделяется среди фамусовсого общества. Он, как тот воин в поле, что один среди врагов. Другие его не принимают и даже не пытаются понять, ведь проще всего назвать его сумасшедшим. В наше время о таких людях говорят белая ворона, и разве их нет среди нас?
Перечитывая строки комедии, в который раз убеждаешься, что работа писателя с созданными в ней образами бессмертна. Мы ежедневно видим скалозубов, фамусовых и молчалиных. Как и прежде, представители прогрессивной молодежи, подобно Чацкому, вынуждены испытывать горе от ума. Нам же остается лишь верить и надеяться, что таких людей, как Чацкий станет со временем больше. А это значит, что фамусовское окружение быстрее потерпит поражение. Ну а пока Фамусовым живется неплохо, тогда как честные и совестливые люди страдают, пытаясь изменить существующее общество. В этом наверное и заключается настоящее бессмертие произведения Грибоедова горе от ума.
Писать любое сочинение следует по плану, который в обязательном порядке включает вступление, основную часть и вывод, причём центральна часть должна быть самой объёмной.
Во введении следует указать, что актуальность произведения – это показатель того, насколько оно интересно нынешнему читателю. Произведения, выдержавшие испытание временем, интересные многим поколениям читателей, входят в золотой фонд литературы, считаются классикой. “Горе от ума”, написанное А. С. Грибоедовым почти два века тому назад, к ним несомненно относится.
В основной части сочинения, к которой можно приступить после вступления, мы должны привести доказательства. Что может послужить ими?
В комедии высмеиваются пороки, которые свойственны людям в любые времена: лицемерие и успех любой ценой. Только начинающий карабкаться по карьерной лестнице Молчалин готов потакать начальству во всём, готов разыгрывать романтического влюблённого перед дочерью босса, надеясь именно таким способом устроить свой карьерный рост. Добившийся в жизни многого Фамусов поддерживает своё положение в обществе бесконечной суетой – в наше время сказали бы, что он “держит руку на пульсе общества”. Ещё один карьерный тип – полковник Скалозуб – показан отъявленным циником, видящим в смертях своих товарищей расчищенную дорогу в генералы, ведь мёртвые не смогут стоять у него на пути. Каждое из этих утверждений легко находит цитатное подтверждение в тексте произведения. Умение ориентироваться в тексте – обязательное условия для создания полноценного сочинения.
Живой разговорный язык, прекрасно вписавшийся в стихотворный размер, лёгкий слог, стали причиной того, что многие строки из произведения давно стали пословицами. Это говорит о том, что произведение стало составной частью русской культуры и может потерять актуальность лишь в том случае, если её потеряет вся русская культура:
Заключительная часть должна быть краткой указать, что перечисленные выше черты произведения обеспечивают его непреходящую актуальность.
Грибоедовская комедия «Горе от ума» – произведение поистине гениальное. Иначе не стала бы она столь знаменитой, не оставалась бы актуальной уже почти два столетия, не были бы десятки ее реплик крылатыми выражениями… А, как и в любом тщательно проработанном художественном произведении, в этой комедии нет ни одного «лишнего» героя – каждый образ здесь необходим. Но все же можно выделить ряд наиболее ярких персонажей. Это, безусловно, Чацкий, а также – Софья. Молчалин, Лиза, Фамусов и Скалозуб. Чацкий наиболее обаятелен. Он явно симпатичен автору, и Грибоедов наделяет любимого героя острым и злым языком, умением верно все подмечать, точно формировать свои мысли. Вот только помогает ли это Чацкому?.. Всегда удивляло то, что с его светлым умом, с его необычайным интеллектом он пытается донести свои прогрессивные взгляды и идеи до тех, кто не то что не хочет, а просто-напросто неспособен его понять?! Неужели он не видит, что эти люди, которые:
Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма,
что эти люди понять его не могут?! Да, Чацкий умен, но направить свой ум в верное русло он пока не в состоянии. Но в финале комедии, когда его объявляют сумасшедшим, Чацкий наконец-то осознает, сколько сил он растратил зря. Теперь его основное стремление — удалиться от непонимающего общества. Молчалин не таков. Он, напротив, ищет случая как можно прочнее закрепиться в обществе, готов ради этого унижаться и подхалимствовать. Обладая всего двумя достоинствами – умеренностью и аккуратностью, он признает:
Ведь надобно ж зависеть от других.
И готов на все ради покровительства какой-нибудь Татьяны Юрьевны. Он хочет угождать всем, даже «собачке дворника, чтоб ласкова была». И Грибоедов явно противопоставляет Чацкого Молчалину.
Два жалких образа – Лиза и Софья. Нас удивляет, как могла Софья – девушка умная и прямая – полюбить такого человека, как Молчалин. Неужели она не поняла, что это за ничтожество?! Но тут же становится ясно, что она и не могла понять – ведь Молчалин насквозь лжив. Он притворяется тем, кем его хотят видеть. Если Чацкий со всеми одинаков, то Молчалин всегда разный – в зависимости от того, чего он хочет добиться. Поэтому-то и полюбила его Софья, что увидела в нем другого человека… Лиза – классический образ резвой и милой служанки, более умной и сметливой, чем ее госпожа. Эго девушка из народа, и ей свойственен живой юмор и тонкий ум. Лиза в своих едких репликах, пожалуй, куда язвительнее Чацкого. И она. как и Чацкий, явно дорога автору.
В образе Скалозуба Грибоедов выводит на сцену скудоумного военного. Солдафонство – вот основная черта его характера, достоинства его заключаются всего лишь в том, что он «и золотой мешок, и метит в генералы”. Скалозуб не привык мыслить – ему приказывают, и он выполняет. Именно о таких Чацкий сказал:
«Служить бы рад — прислуживаться тошно».
Такому, как Скалозуб, можно только прислуживаться.
Фамусов – олицетворение старых порядков, старого общества. Его идеалы – Максим Петрович, Марья Алексеевна. Кузьма Петрович… Как и Молчатин, он готов добиваться своей цели – материального благополучия – абсолютно любыми методами… Они странно похожи друг на друга, и это не удивительно: из пробившихся молчалиных получаются Фамусовы.
Грибоедов в каждом образе показал целый тип людей, целый пласт общества. Его комедия современна и в наши дни, и будет она актуальна до тех пор, пока будут жить и здравствовать Скалозубы, Молчалины и Фамусовы.
Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым. В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений между старым и новым поколениями. Представители уходящей эпохи – лживые, лицемерные люди – составляют фамусовское общество. В этом обществе отрицательно относятся ко всему новому, свежему. О людях судят соответственно их социальному и материальному положению. Фамусов, княжна Тугоуховская, Скалозуб – вот одни из многих представителей века минувшего.
Наиболее интересным представителем молодого поколения является Чацкий.
Чацкий, будучи личностью незаурядной, отличается от большинства окружающих его людей силой характера, благородством, остроумием. Он ни от кого, ни в чем не зависит, в отличие от Фамусова, представителя века минувшего. Фамусов – человек глупый, поддающийся во всем чужому влиянию, его всегда волнует мнение окружающих его людей. Чацкий отвергал все норма жизни фамусовской Москвы. Ему не нравилось то, что русские дворяне отдали «все в обмен на новый лад – и нравы, и язык, и старину святую, и величавую одежду на другую… » Он не может понять для какой цели великолепную русскую речь дворяне переделали в какой-то смешной язык, который представляет собой «смешенье языков французского с нижегородским. »
Чацкий не хочет быть похожим ни на кого из старшего поколения. Фамусов же считает, что жизнь надо строить так, как строили ее отцы.
Смотрели бы, как делали отцы,
Учились бы, на старших глядя!
На все советовать и перестать блажить и служить.
Чацкий отвечает, что ни в состоянии прислуживаться, а служить честно нет возможности. Но не все молодые люди разделяют взгляды Чацкого на жизнь. И один из них Молчалин. Этот человек полная противоположность Чацкому. Молчалин рад прислуживать, он не представляет без этого своей жизни. Чацкий пророчит ему блестящую карьеру, говоря, что «нынче любят бессловесных. » Молчалин готов на все, лишь бы продвинуться вверх по служебной лестнице. Он хороший психолог и знает, что для того, чтобы добиться расположения Фамусова и ему подобных, надо держать свое мнение при себе. Молчалин ведет себя в обществе очень скромно, он внимателен ко всем.
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет.
Карьера любыми средствами – девиз Молчалина. Молчалин страшен по своей сути, так как ищет во всем выгоду. Если таким людям как Молчалин, для достижения цели потребуется перемахнуть через кого-то или что-то, то они сделают это без раздумий. Для Молчалина даже любовь – средство получить чин, заработать деньги. Он использует Софью, играет ее чувствами. Чацкий же любит ее по-настоящему. Он испытывает к ней особое возвышенное чувство, неужели Софья не понимает, кто есть кто? Она видит хорошее только в мнение своего отца:
… уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих он вкривь и вкось не рубит –
Вот я за что его люблю.
Но нельзя сказа, что Софья ослеплена любовью. Она способна оценить своего избранника здраво и критически:
Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивеет…
Чацкий же думает, высказывает свое мнение прямо в глаза, он никогда не будет подхалимничать, словом, он обладает всеми качествами, которых нет многих и которых не хочет видеть в своем избраннике Софья.
Молчалины и Чацкие живы и по сей день. Молчалины жили и будут жить только для себя. Они всегда достигнут своей цели любыми способами, не чувствуя при этом угрызения совести. «Молчалины блаженствуют на свете! » А Чацкие до сих пор упорно борются за честность, справедливость, правду. Они стремятся изменить жизнь в лучшую сторону.
Если присмотреться к характеру героя, то можно обнаружить у него такие качества, как вспыльчивость и даже некоторая бестактность (на это указывает ему Софья Фамусова). Горячность молодого человека можно отнести к юности и неопытности, к тому же он влюблен, и, как затем понимает, влюблен безнадежно. Обдумывая, как написать сочинение по «Горе от ума» (комедии Грибоедова), некоторые школьники резкий тон Чацкого оправдывают тем, что он видит безнравственность общества, в котором ему приходится жить. Его вовсе не смешит и не восхищает дядюшка Фамусова, падавший нарочно на приеме у императрицы. Наоборот, это вызывает в нем отвращение, высказывание «служить бы рад — прислуживаться тошно» становится его кредо. Среди дворян он не видит тех, с кого можно было бы брать пример, замечает, что московские дворяне посещают балы лишь с одной целью: завести полезные знакомства.
Темы школьных сочинений
Писать сочинение по комедии «Горе от ума» приходится всем старшеклассникам, зачастую отрывки из комедии включают в экзаменационные билеты или же детям предлагаю описать образ того или иного героя произведения Грибоедова. Поэтому важно разбираться в пьесе, знать наизусть отрывки из монологов Чацкого и Фамусова.
Современным школьникам неспроста предлагают тщательно изучить пьесу «Горе от ума». Темы сочинений этой бессмертной комедии на экзаменах включают в себя приблизительно следующее содержание:
«Век нынешний и век минувший».
«Чацкий и фамусовское общество — конфликт поколений».
«Фамусовская Москва».
«Автор и его герой».
«Герой и эпоха».
«Чацкий и Софья».
«Смысл названия комедии».
«Художественное новаторство А. С. Грибоедова».
Само название комедии «Горе от ума» пророческое. Для многих людей ум — это синоним счастья, но не все носители разума становились счастливыми, скорее, наоборот. Им пришлось столкнуться с невежеством и ограниченностью, а самих передовых из них зачастую объявляли сумасшедшими.
III. Заключение.
Общественно-политическое и литературное значение комедии.
“Комедия “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов, и
вечно острая, жгучая сатира”. Огромная заслуга А.С. Грибоедова
заключается в том, что ему удалось создать широкую сатирическую картину
жизни и деятельности реакционного дворянского общества. В своей комедии
автор коснулся множества серьезных вопросов морали, быта и культуры
общества, имевших в декабристскую эпоху самое злободневное значение.
Недаром критики того времени утверждали, что “Горе от ума” – первая в
русской литературе “комедия политическая”. Грибоедов затронул вопрос о
положении русского народа, придавленного гнетом крепостничества, о
свободе и независимости человеческого общества, вопрос, полностью
отвечающий исторической действительности. Все это находит свое
отражение в пьесе, содержание которой – столкновение умного, передового
человека с обществом дворян-крепостников. В своей комедии драматург
рассказал о том, что произошло в фамусовском доме в течение одного дня,
наложившего отпечаток на каждого героя пьесы.
Грибоедов в “Горе от ума” разоблачил широкий круг конкретных явлений
общественного быта крепостнической России, противопоставил два лагеря,
два мировоззрения. Все представители фамусовского общества – рьяные
защитники самодержавно-крепостнических порядков, восхищающиеся этими
порядками, верностью москвичей дворянским традициям, старым устоям
жизни. Они борются с передовыми людьми, которые посягают на этот
крепостнический строй, ибо этот строй является основой их благополучия,
обезвреживают их любыми методами, не скупясь даже на гнусную клевету.
Что Фамусов, что Хлестова, “властная барыня”, – все они не признают в
крепостных людях человеческого достоинства, очень грубо и фамильярно
разговаривают с ними, не считаясь с возрастом человека, распоряжаются
своими слугами, как им заблагорассудится. Против таких крепостников и
направляет Чацкий свой удар в обличительном монологе “А судьи кто?…”,
гневно обрушиваясь на помещика, променявшего преданных ему слуг на
борзых собак, хотя эти слуги спасали его жизнь и честь.
В комедии непрестанно звучит осуждение безделья и пустого
времяпрепровождения московских дворян-реакционеров, ведущих праздный
образ жизни, чинопочитания. Больше всего эти помещики боятся
общественного мнения. Так, например, смешон Фамусов в паническом страхе
перед тем, “что станет говорить княгиня Марья Алексеевна”, когда вдруг
ей станет известно о событиях, происшедших в доме Фамусова. Из
разговора Софьи с Лизой выясняется, что Фамусов ценит в людях лишь чины
и богатство, да и сам он говорит, что хочет быть “тузом”, “есть на
серебре и золоте”, “ездить цугом”, “весь в орденах”, “быть богатым и
видеть детей богатыми”, – и все это только потому, что он
подписывает бумаги, не читая и боясь одного, “чтоб множество не
накоплялось их”. Скалозуб стремится к чинам. Он говорит: “Мне только бы
досталось в генералы”. А к этому, по его словам, ведут “многие каналы”.
Даже если путь его будет усеян трупами его же товарищей, все равно он
пойдет к строго намеченной цели.
В своей комедии Грибоедов устами Чацкого резко критикует воспитание
молодежи в духе презрения к национальной культуре русского народа, к
русскому языку, обличает “пустое, рабское, слепое подражанье”. Чацкий
восклицает: “Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, добрый
наш народ. Хотя по языку нас не считал за немцев.”. Поклонникам всего
иностранного чуждо просвещение, они – ярые враги защитников науки.
Скалозуб, “олицетворение тупой аракчеевской военщины”, с удовольствием
говорит: “Ученостью меня не обморочишь”. Хлестова так отзывается об
образовании: “И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних. От пансионов,
школ, лицеев…”. Фамусов причину сумасшествия Чацкого видит в науке и
просвещении:
ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
Основной идеей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» является противопоставление крепостническому строю прогрессивных революционных идей декабристов. Но проблемы, затронутые в произведении, намного шире, глубже и многостороннее. Они касаются нравственного, духовного развития общества, моральных, общечеловеческих ценностей.
Уже само название пьесы — «Горе от ума» — говорит о том, что в ней важная роль отведена вопросу «ума», или учения, знания, образования. Этой темы, так или иначе, касаются все персонажи. Размышляя о том, что есть ум, что разумно, что истинно, автор показывает две точки зрения: Чацкого, для которого высшая ценность — «ум, алчущий познаний», и Фамусова, придерживающегося мнения, что «ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». Подлинному уму фамусовское общество стремится противопоставить другие ценности: Фамусов — устои крепостнического дворянства, Софья — сентиментальную чувствительность, Молчалин — заветы служебной иерархии, Скалозуб — железную дисциплину. При этом все они пускаются в рассуждения об уме, восхваляют его как благонравие, как «умение жить».
Представители дворянской среды искренне считают себя умными, то есть именно «умеющими правильно жить»: «Не то на серебре, на золоте едал», — заявляет один, «мне только бы досталось в генералы», — мечтает другой, «барон фон Клотц в министры метил, а я к нему в зятья», — хвалится третий. Любой действительно здравомыслящий человек сразу понимает, насколько смешными являются подобные заявления, насколько далеко фамусовское общество от настоящей образованности. Молодое поколение в кругу Фамусова получает такое воспитание, при котором заранее исключается возможность истинного просвещения: «Чтоб наших дочерей учить всему — и танцам! и пению! и нежностям! и вздохам». Ведь основное в этом обществе — «балы, обеды, карты, сплетни». Тут нет места настоящему уму и высокой культуре.
Чацкому же, единственному умному человеку среди всех этих глупцов, неприемлемы и чужды их взгляды. Он смеется над Фамусовым и его окружением, разоблачает их жизнь и нравы. Он обличает тех, кто без зазрения совести меняет верных слуг на «борзые три собаки», обрушивает свой гнев на того «любителя» искусства, который «на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей», а затем распродал их поодиночке.
За плечами Чацкого большой жизненный опыт. Несмотря на молодые годы, он уже занимался литературной работой, состоял на военной службе, имел связи с министрами, три года провел за границей, что обогатило его разум новыми впечатлениями, значительно расширило его кругозор. К каждому делу, которым занимался герой, он относился со всей серьезностью и ответственностью — потому в нем чувствуется любовь к родине, к своему народу, вынесенные из военной службы. Но порядки в современной ему армии не удовлетворяли Чацкого. Он, имеющий высокое чувство личного и национального достоинства, независимость взглядов и суждений, не признает чинопочитания и угодничества, распространенных не только в военной среде, но и во всем московском обществе того времени. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — вот основной принцип грибоедовского героя. Он считает, что только ум, человечность, прямота — качества, достойные настоящего человека.
В фамусовском же обществе все наоборот. Все его представители — невежественные, ограниченные люди, бездумно следующие устаревшим принципам и взглядам. Они — настоящие враги просвещения и образования, науки и культуры. Скудость духа и умение удачно устраиваться в жизни, нетерпимость ко всему новому и непривычному — основные черты этих людей. Их жизнь основана на морали «покорности и страха», на пресмыкательстве перед сильными мира сего и на угнетении и унижении слабых. Это настоящее сборище ханжей, «знатных негодяев», мелких подлецов и отъявленных мошенников, объединенных круговой порукой, непримиримой враждой к «Свободной жизни», культуре и просвещению, к малейшему проявлению независимой мысли и свободного чувства. В этом мире без тени смущения меняют крепостных на борзых собак, любыми средствами добывают почести и богатства, «разливаются в пирах и мотовстве», живут по заветам и преданьям «минувшего века», когда идеалом человека считался удачливый вельможа, достигший «степеней известных» благодаря своему унизительному раболепству и шутовству. Фамусовское общество чуждо национальной культуре, русским обычаям, преклонение перед иностранным стало здесь модой, в этом мире готовы обменять «и нравы, и язык, и старину святую, и величавую одежду на другую по шутовскому образцу».
А. С. Грибоедов родился в 1794 году, знаменитая комедия написана в 1824 году, в начале XIX века. Автору было в ту пору 28 лет. Вполне зрелый возраст. И проблемы, поднятые автором, чрезвычайно серьезны и во многом до сих пор актуальны. И сразу после написания распространявшаяся в списках комедия была очень и очень популярна. Несомненно, во многом это объясняется ее общественно-политической остротой, атмосфера в России была предгрозовая. Характерно, что ссыльному А. С. Пушкину в Михайловское список комедии привозит его друг, будущий декабрист Иван Пущин. Но очевидно, что содержание «Горя от ума» никак не ограничивается обличением конкретных пороков, нездоровья русского общества эпохи царствования Александра I.
Тема «ума» – вот важнейшее философское и нравственное понятие, стоящее в центре комедии. Свое отношение к «уму», ученью, знанию так или иначе высказывают все действующие лица, проблема рассматривается с разных сторон. Этим, может быть, объясняется и своеобразие композиции, не случайно Пушкин предрекал, что пьесу растащат на пословицы.
Для Чацкого ум, причем именно его ум, обличающий и бескомпромиссный, «ум, алчущий познаний», – едва ли не высшая ценность. Молодой, искренний, смелый, он обладает неуравеновешенным, даже нервным характером, готов вспыхнуть в любую минуту, он готов кому угодно доказывать свою правду, мало заботясь о том, насколько он будет понят.
«Служить бы рад, прислуживаться тошно», – гордо заявляет Чацкий. В то же время «химик и ботаник», двоюродный брат Скалозуба, может быть, «алчет познаний» не меньше Чацкого, но, удивив общество (вышел в отставку, когда ему следовал чин), он не производит все же никакого «скандала», просто удалился и «в деревне книжки стал читать». Фамусов в своих суждениях об уме и учености тоже весьма и весьма радикален:
* Ну вот! Великая беда.
* Что выпьет лишнего мужчина!
* Ученье – вот чума, ученость – вот причина.
* Что нынче пуще, чем когда,
* Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Суждение, разумеется не совсем лишенное разумных оснований. Поразительно сходную мысль высказывает уже в нашем веке один из персонажей пьесы Эжена Ионеско: «Нынче образование в головы ударило, оттого и жить стало хуже. Даже подметать стало труднее». Но в фамусовском обществе против ума и учения выступает и еще один важнейший инстинкт – охранительный. «Умник» звучит едва ли не как синоним страшным словам «фармазон», «якобинец», «карбонарий». «Ум» полковника Скалозуба тоже решителен и бескомпромиссен:
* …чтоб чины добыть, есть многие каналы;
* Об них как истинный философ я сужу.
* Мне только бы досталось в генералы.
Несчастная Софья наделена умом совершенно особенным – женским: «если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?» Она и Чацкого объявляет безумным, защищая от его остроумия и бескомпромиссности любимого человека и
* …любите вы всех в шуты рядить,
* Угодно ль на себе примерить?
Не случайно и имя героини: Софья по-гречески «мудрость». Софья и в самом деле отнюдь не глупа, но ум ее подводит, как и Чацкого, она жестоко обманывается в своем избраннике.
Молчалин по-своему тоже умен. Философия его («угождать всем людям без изъятья») весьма подробно и основательно разработана. Проницателен и страшен образ Репетилова: бестолковый пустозвон рисует страшную пародию на Тайное общество. «Секретнейший союз» в Английском клубе, «тайные собрания» по четвергам, идейный вождь, которого
* Не надо называть, узнаешь по портрету;
* Ночной разбойник, дуэлист,
* В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,* И крепко на руку нечист;
* Да умный человек не может быть не плутом.
И этот человек, в «добродетелях» которого легко угадывается портрет Толстого-Американца, известнейшего, может быть, хулигана и бретера, шулера и хулигана эпохи,
* Когда … о честности высокой говорит,
* Каким-то демоном внушаем:
* Глаза в крови, лицо горит,
* Сам плачет, и мы все рыдаем.
Грибоедов как будто предвидит характер многих и многих будущих тайных обществ. То, что ему удалось сказать в немногих строках, несколько столетий спустя станет темой толстенных романов («Бесы» Достоевского, «На ножах» Лескова).
История Чацкого, смелого, честного, вдохновленного действительно высокими и прекрасными идеями человека являет собой очевидную иллюстрацию к древней и вечной мудрости: «мнящи мудри быть да объюродиша», но и у всех, кого встречает он в родной Москве, с умом явно не все в порядке, явно не только у Чацкого от ума горе. Само время неопределенно и перепутано: «Который час?» – «Седьмой, осьмой, девятой». Поневоле вспоминается история, которую рассказывают про замечательного поэта – душевнобольного Батюшкова:
* Который час, его спросили здесь,
* А он ответил любопытным: «вечность!».
* (О. Мандельштам)
История несчастливой любви в пьесе не только комична, но и «неправильна», все ошибаются, обманываются, попадают впросак, наивно полагаясь на безусловность и «правильность» своего ума. Нарушается и устойчивая схема: любовный треугольник размыкается, превращается в четырехугольник, Чацкий любит Софью, Софья – Молчалина, а Молчалин – Лизу, которая ему, в свою очередь, взаимностью не отвечает. Треугольник, как известно из геометрии, фигура жесткая, четырехугольник при равных сторонах может иметь какие угодно углы: и на фабульном уровне множится непонимание и неопределенность.
По-своему рациональный, «правильный», охранительно-благонамеренный Фамусов отнюдь не благополучен и не спокоен, втянут в общую игру: и ему от ума горе:
Что за комиссия, создатель, Быть взрослой дочери отцом!
Устойчив умом, кажется, только циничный полковник Скалозуб. Но его ясный ум как-то уж слишком парадоксален:
* По моему сужденью,
* Пожар способствовал ей много к украшенью.
* И это о древней-то столице!
Но вернемся к «горю» главного героя. Он ясно видит несовершенство мира вообще и фамусовского общества в частности. Видит и не хочет (или не может, по вине ума) примириться с ним. И несовершенный мир, несовершенное общество мстит ему. Его, безусловно умного, объявляют сумасшедшим. Комедия появилась накануне трагедии 14 декабря. И подобно умному Чацкому, честные и мужественные борцы за свободу оказались не поняты, по верному определению вождя мирового пролетариата, страшно далеки от народа. Увы, как не вняло предостережениям Грибоедова фамусовское общество, так не отрезвили они и декабристов. Логика истории в отличие от человеческого ума точна и неумолима.
А пьеса А. С. Грибоедова действительно разошлась на пословицы, фрагментами вошла в живой разговорный язык и продолжает жить, преодолевая время, исторические условности и всякие идеологические рамки.