Сочинение на тему в чем счастье и драма любви по лермонтову

12 вариантов

  1. Тема любви и счастья является основной во многих великих произведениях русской литературы. На мой взгляд, это не случайно. Ведь и в повседневной жизни человек озадачен поисками настоящего счастья и искренней и верной любви. Многим удается найти ответы на извечные вопросы: «Что такое любовь?», «Что такое счастье?», «Есть ли счастье без любви?», и «В чем счастье и драма любви?». Кому-то повезет меньше и он проведет всю свою жизнь в поисках. И, возможно, только в тот миг, когда ничего уже исправить невозможно будет, но поймет, что все ответы находились совсем рядом, но из-за своего невнимания или давления со стороны окружающих людей, вовремя невозможно было их узнать.
    То же самое произошло в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Княгиня Вера Николаевна Шеина не смогла в серьез принять искренние чувства Желткова, который был ее тайным поклонником на протяжении большого количества лет. Он писал ей страстные письма с самыми искренними и чувственными признаниями в любви. Желтков был готов отдать все что угодно, и даже свою жизнь, лишь за то, чтобы издалека посмотреть на свой объект любви и обожания. Его чувство было настолько сильным, что как только его личность была раскрыта, и муж с братом Веры пришли в его жилище для серьезного разговора и настоятельно попросили больше не писать и не преследовать княгиню, то Желтков утратил всяческий смысл существования. Для него разлука со своей любовью была гораздо страшнее смерти. Поэтому мужчина пошел на отчаянный шаг и покончил жизнь самоубийством. И только у гроба Желткова княгиня Вера поняла, что это и была именно та любовь, о которой мечтает каждая женщина в своей жизни, и она вот так просто и бесследно прошла мимо нее.
    Данная повесть очень ярко демонстрирует, что счастье любви заключено в тех чувствах, которые испытывает влюбленный человек. Ведь так прекрасно кого-то любить, ждать встречи с объектом любви, наслаждаться каждым мгновением, проведенным вместе. Когда человек кого-то любит, то его жизнь удивительным образом преображается. Он чувствует себя гораздо счастливее, его могут даже не волновать серьезные повседневные дела. Ведь у него уже есть самое главное – это любовь. Однако, драма любви, на мой взгляд, может заключаться в том, что не всегда это прекрасное чувство бывает взаимным. Ведь так часто можно и в наше время встретить людей, которые страдаю от несчастной и невзаимной любви. Мне кажется, это страшная трагедия. Когда для одного человека, другой человек является всем и даже смыслом жизни. А для другого этот человек ,просто пустое место, который даже внимания не достоин. Ужасная ситуация. Но, как известно, сердцу не прикажешь. Случается и такое, что один человек всю жизнь любит и страдает от невзаимной любви к другому человеку.
    Поэтому любовь может подарить человеку удивительное и не с чем несравнимое счастье, которое окрыляет, делает его лучше, жизнь начинает играть всеми яркими красками, хочется жить и дарить эту любовь окружающим и главное своему объекту любви. Но бывает и так, что это светлое и искренне чувство не находит отклик в чужом сердце. Тогда любовь превращается в настоящую драму, которая приносит только боль, страдания, а в особо тяжелых случаях и самоуничтожение. Ведь человек, чьи чувства были отвергнуты, неизменно очень сильно страдает и мучается. Иногда эти негативные чувства перекрывают все светлые и добрые и тогда человек готов пойти на крайние меры, чтобы прекратить эти страдания. И эти крайние меры, как правило, заключаются в самоубийстве. Поэтому ни в коем случае нельзя играть с чувствами других людей, ведь это может привести к трагедии.

  2. »
    Ценнее мимолётных увлечений и стремительно развивающихся, но несерьёзных интриг, оказывается творчество, поиски вдохновения. Мгновения с той, которую когда-то любил лирический герой, оборачивается бесполезной тратой времени, времени, которое можно было потратить на писательство.
    Любовь рассматривается Лермонтовым как борьба, в которой есть победители – обычно в этом образе выступает возлюбленная – и побеждённые, обманутые – сам лирический герой. В стихотворении «Любовь мертвеца» любовное чувство понимается как вечное, обещание, данное любимому человеку – как нерушимое. Граница между реальным миром – миром живых, и ирреальным – миром мёртвых – стирается.
    «Коснется ль чуждое дыханье
    Твоих ланит,
    Моя душа в немом страданье
    Вся задрожит.
    Случится ль, шепчешь, засыпая,
    Ты о другом,
    Твои слова текут, пылая,
    По мне огнём.
    Ты не должна любить другого,
    Нет, не должна…»
    «Любовь мертвеца», 1841
    В этом же произведении звучит ещё одна важная тема – тема покоя. Покуда лирического героя терзают душевные переживания, связанные с разлукой или неверностью любимой им дамы, покой невозможно обрести. Более того, лирический герой сознательно отказывается от этого.
    «Ты знаешь, мира и забвенья
    Не надо мне!»
    Даже переступив черту жизни, существуя в другом мире, лирический герой не может обрести душевное спокойствие – он обречён на вечные страдания, муки и невозможность исполнения надежд.
    Неоднократно звучат мотивы памяти о счастье минувших дней. Лирический герой не рвётся в бой, как рыцарь, желая вновь завоевать расположение дамы сердца. Он смирился с тем, что даже в любви не может найти некую стабильность.
    «И я бы мог быть счастлив; но зачем
    Искать условий счастия в былом! –
    Нет! я доволен должен быть и тем,
    Что зрел, как ты жалела о другом!»
    «К*** (О, не скрывай)», 1831.
    «Люблю в тебе я прошлое страданье
    И молодость погибшую мою».
    «Нет, не тебя я так пылко люблю», 1841.
    Измена мыслится как непростительное, как надругательство над настоящими чувствами. Но сквозь эту призму лирический герой осознаёт что, возможно, только его чувства были искренними:
    «Не знав коварную измену,
    Тебе я душу отдавал;
    Такой души ты знала ль цену?
    Ты знала — я тебя не знал!»
    «Нет, не тебя я так пылко люблю», 1841.
    Финальные строки звучат как некий итог, приговор, резкий, страшный, не подлежащий обжалованию. На самом деле в этих словах скрыто трагическое осознание того, что человек оказался вовсе не тем, каким его представлял лирический герой; что шанса на «узнавание» этого человека больше нет, да он и не нужен. Здесь – звенящее отчаяние и гордое сожаление не только о потраченном времени, но и о растраченных душевных силах, не реализовавшихся надеждах.
    Достаточно интересно стихотворение, написанное в 1831, когда поэту было 17 лет. Любовь показана как совершенно ненужное, даже негативное чувство, не стоящее вложенных усилий.
    «Любовь не красит жизнь мою.
    Она как чумное пятно
    На сердце, жжёт, хотя темно»
    «Пусть я кого-нибудь люблю», 1831.
    Лирический герой возвышается не только над реальным миром, но и над ирреальным миром эмоций. Он отгораживается, сознательно выбирая одиночество. Но ведь сознательно выбирая зло, зло перестаёт быть таковым для выбирающего, и это отчётливо видно в тексте стихотворения:
    «Живу — как неба властелин —
    В прекрасном мире — но один».
    У Лермонтова тема любви звучит и в произведениях ученического периода, и в стихотворениях зрелого этапа творчества. С 1838 года любовные переживания всё чаще дополняются философскими размышлениями. Любовь остаётся трагичной, а влюблённый герой – отчуждённым. Несоответствие мечты и действительности проникает и в сферу отношений, а бытовые и житейские неурядицы (измена или неверность возлюбленной) разрушают чувство Любви. Ценность настоящей, вечной любви утверждается благодаря контрасту между низменностью жизни, обречённостью отношений и Божественным, Космическим пониманием чувства.

  3. 3
    Текст добавил: люби меня малышка

    И ненавидим мы,
    И любим мы случайно.
    М. Ю. Лермонтов
    С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Лермонтова часто рассматривают как поэта, в творчестве которого много трагического. Нельзя забывать о том, что истоки трагизма в творчестве Лермонтова — это не только его личная судьба, и как человека, и как поэта, но и трагизм окружающей действительности. Тридцатые годы — это годы реакции в России, все лучшее сгноили, разогнали, сослали в Сибирь. Характеризуя творчество Лермонтова, Белинский позднее скажет: “Без отрицания жизнь превратится в стоячее и вонючее болото”. Белинский верно заметил основное противоречие романтического восприятия мира Лермонтовым — это противоречие между идеалом и действительностью, которое в творчестве Лермонтова достигает предельного напряжения. Его произведения поражают беспощадностью отрицания и могучим полетом мечты. Лермонтовский романтизм основан на твердом убеждении, что существует “жизнь иная”, что человек создан для любви, для счастья. Любовь занимает большое место в поэзии Лермонтова. Позднее Тургенев скажет: “По тому, как может любить человек, мы можем судить о его внутренней зрелости”. Лермонтов как личность сформировался очень рано. В пятнадцать лет у него уже были глубокие, философские стихи о любви, о родине, о тайне человеческого бытия. Он пишет: “Мне жизнь все как-то коротка, и все боюсь, что не успею свершить чего-то”. Идеалы Лермонтова беспредельны: он жаждет не простого улучшения жизни, а “полного блаженства”, изменения несовершенной человеческой природы, абсолютного разрешения всех противоречий бытия. Существовать вечно — на меньшее поэт не согласен.
    Любовь в творчестве Лермонтова носит трагический отпечаток из-за его единственной, настоящей, неразделенной любви к другу юности — Вареньке Лопухиной. Он видит невозможность любви и окружает себя мученическим ореолом, ставя себя вне мира и жизни, Лермонтов грустит о потерянном счастье:
    Душа моя должна прожить в земной неволе
    Не долго. Может быть, я не увижу боле
    Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других.
    Лермонтов подчеркивает свою отчужденность от всего мирского: “Чего б то ни было земного, но я не сделаюсь рабом”. В понятии Лермонтова любовь должна быть вечной, поэта не удовлетворяют “обычные”, скоротечные страсти, и если он иногда увлекается и отходит в сторону, то его строки — это не плод больной фантазии, а всего лишь минута слабости:
    У ног других не забывал
    Я взор твоих очей;
    Любя других, я лишь страдал
    Любовью прежних дней
    Человеческая, земная любовь кажется помехой для поэта на его пути к высшим идеалам. В стихотворении “Я не унижусь пред тобою…” он говорит, что вдохновение для него дороже ненужных страстей, которые способны низвергнуть человеческую душу в бездну. Любовь в лирике Лермонтова носит роковой ха-
    рактер. Он пишет: “Меня спасало вдохновенье от мелочных сует, но от своей души спасенья и в самом счастье нет”. Бабушка Лермонтова говорила: “Странный Мишель, пока одни подыскивают себе невест и устраивают свои материальные дела, он все витает в облаках, грезит о неземной любви”. В стихотворении “Сонет” поэт пишет:
    Я памятью живу с увядшими мечтами,
    Виденья прежних лет толпятся предо мной,
    И образ твой меж них, как месяц в час ночной,
    Между бродящими блистает облаками.
    Поэт пытается противопоставить унылой действительности свои идеальные воззрения. В этом отличие любовной лирики Лермонтова от любовной лирики Пушкина. У Пушкина любовь, как божественный дар, радостна и светла. Он не привносит неразрешимого трагизма в свои лирические стихи, у него любовь — всего лишь миг прекрасного, чарующего, возвышенного. Он более реалистичный и жизнерадостный в своих стихах, хотя и у него порой проступают пессимистические нотки.
    В стихотворениях Лермонтова любовь — чувство высокое, светлое, поэтическое, но всегда неразделенное или утраченное. В стихотворении “Валерик” любовная часть, ставшая впоследствии романсом, передает горькое чувство утраты связи с возлюбленной. “Безумно ждать любви заочной? В наш век все чувства лишь на срок; но я вас помню…” — пишет поэт.
    Традиционным в творчестве Лермонтова, связанным с его личным опытом, стал мотив неверной возлюбленной, недостойной великого чувства или не выдержавшей испытания временем. Разлад между мечтой и действительностью проникает в это прекрасное чувство, любовь Лермонтову приносит не радость, а грусть и страдание:
    Мне грустно, потому что я тебя люблю.
    Поэт раздумывает над вопросом жизни и смерти. Он грустит о скоротечности жизни и хочет успеть сделать как можно больше за тот небольшой срок, который отведен ему на земле. Ему “жизнь ненавистна, но и смерть страшна”. Лирические стихи Лермонтова отражают глубину его восприятия окружающей жизни, в них сосредоточены душевные переживания поэта, богатство его внутреннего мира. Он повсюду ищет гармонию, его мысли о вечной свободе, о любви неразрывно связаны с думами о несовершенстве мира, о несправедливости по отношению” к отдельной личности. Страдания человека — в противоречивости чувств:
    Никто не получал, чего хотел.
    А что любил?

  4. И ненавидим мы,
    И любим мы случайно.
    М.Ю. Лермонтов
    С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Лермонтова часто рассматривают как поэта, в творчестве которого много трагического. Нельзя забывать о том, что истоки трагизма в творчестве Лермонтова — это не только его личная судьба, и как человека, и как поэта, но и трагизм окружающей действительности. Тридцатые годы — это годы реакции в России, все лучшее сгноили, разогнали, сослали в Сибирь. Характеризуя творчество Лермонтова, Белинский позднее скажет: “Без отрицания жизнь превратится в стоячее и вонючее болото? Белинский верно заметил основное противоречие романтического восприятия мира Лермонтовым — это противоречие между идеалом и действительностью, которое в творчестве Лермонтова достигает предельного напряжения. Его произведения поражают беспощадностью отрицания и могучим полетом мечты. Лермонтовский романтизм основан на твердом убеждении, что существует “жизнь иная”, что человек создан для любви, для счастья. Любовь занимает большое место в поэзии Лермонтова. Позднее Тургенев скажет: “По тому, как может любить человек, мы можем судить о его внутренней зрелости”.
    Лермонтов как личность сформировался очень рано. В пятнадцать лет у него были глубокие, философские стихи о любви, о родине, о тайне человеческого бытия. Он пишет: “Мне жизнь все как-то коротка, и все боюсь, что не успею свершить чего-то”. Идеалы Лермонтова беспредельны: он жаждет не простого улучшения жизни, а “полного блаженства”, изменения несовершенной человеческой природы, абсолютного разрешения всех противоречий бытия. Существовать вечно — на меньшее поэт не согласен. Любовь в творчестве Лермонтова носит трагический отпечаток из-за его единственной, настоящей, неразделенной любви к другу юности — Вареньке Лопухиной. Он видит невозможность любви и окружает себя мученическим ореолом, ставя себя вне мира и жизни. Лермонтов грустит о потерянном счастье: Душа моя должна прожить в земной неволе Не долго. Может быть, я не увижу боле Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других. Лермонтов подчеркивает свою отчужденность от всего мирского: “Чего б то ни было земного, но я не сделаюсь рабом.”
    В понятии Лермонтова любовь должна быть вечной, поэта не удовлетворяют “обычные”, скоротечные страсти, и если он иногда увлекается и отходит в сторону, то его строки — это не плод больной фантазии, а всего лишь минута слабости:
    У ног других не забывал
    Я взор твоих очей.
    Любя других, я лишь страдал
    Любовью прежних дней.
    Человеческая, земная любовь кажется помехой для поэта на его пути к высшим идеалам. В стихотворении “Я не унижусь пред тобою” он говорит, что вдохновение для него дороже ненужных страстей, которые способны кинуть человеческую душу в бездну. Любовь в лирике Лермонтова носит роковой характер. Он пишет: “Меня спасало вдохновенье от мелочных сует, но от своей души спасенья и в самом счастье нет.” Бабушка Лермонтова говорила: “Странный Мишель, пока одни подыскивают себе невест и устраивают свои материальные дела, он все витает в облаках, грезит о неземной любви”. В стихотворении “Сонет” поэт пишет: “Я памятью живу с увядшими мечтами, виденья прежних лет толпятся предо мной, и образ твой меж них, как месяц в час ночной, между бродящими блистает облаками.” Поэт пытается противопоставить унылой действительности свои идеальные воззрения. В этом отличие любовной лирики Лермонтова от любовной лирики Пушкина. У Пушкина любовь, как божественный дар, радостна и светла. Он не привносит неразрешимого трагизма в свои лирические стихи, у него любовь — всего лишь миг прекрасного, чарующего, возвышенного. Он более реалистичен и жизнерадостен в своих стихах, хотя и у него порой проступают пессимистические нотки. В стихотворениях Лермонтова любовь — чувство высокое, светлое, поэтическое, но всегда неразделенное или утраченное. В стихотворении “Валерик” любовная часть, ставшая впоследствии романсом, передает горькое чувство утраты связи с возлюбленной. “Безумно ждать любви заочной? В наш век все чувства лишь на срок; но я вас помню…”, — пишет поэт. Традиционным в творчестве Лермонтова, Связанным с его личным опытом, стал мотив неверной возлюбленной, недостойной великого чувства или не выдержавшей испытания временем. Разлад между мечтой и действительностью проникает в это прекрасное чувство, любовь Лермонтову приносит не радость, а грусть и страдание: Мне грустно, потому что я тебя люблю. Поэт раздумывает над вопросом жизни и смерти. Он грустит о скоротечности жизни и хочет успеть сделать как можно больше за тот небольшой срок, который отведен ему на земле. Ему “жизнь ненавистна, но и смерть страшна”.
    Лирические стихи Лермонтова отражают глубину его восприятия окружающей жизни, в них сосредоточены душевные переживания поэта, богатство его внутреннего мира. Он повсюду ищет гармонию, его мысли о вечной свободе, о любви неразрывно связаны с думами о несовершенстве мира к отдельной человеческой личности. Страдания человека — в противоречивости чувств:
    Никто не получал, чего хотел.
    А что любил?

  5. Тема
    любви в произведениях Лермонтова
    И
    ненавидим мы,

    И
    любим мы случайно.

    М.Ю.
    Лермонтов

    С
    именем Лермонтова открывается новая
    страница русской литературы. Лермонтова
    часто рассматривают как поэта, в
    творчестве которого много трагического.
    Нельзя забывать о том, что истоки трагизма
    в творчестве Лермонтова – это не только
    его личная судьба, и как человека, и как
    поэта, но и трагизм окружающей
    действительности. Тридцатые годы – это
    годы реакции в России, все лучшее сгноили,
    разогнали, сослали в Сибирь. Характеризуя
    творчество Лермонтова, Белинский позднее
    скажет: “Без отрицания жизнь превратится
    в стоячее и вонючее болото? Белинский
    верно заметил основное противоречие
    романтического восприятия мира
    Лермонтовым – это противоречие между
    идеалом и действительностью, которое
    в творчестве Лермонтова достигает
    предельного напряжения. Его произведения
    поражают беспощадностью отрицания и
    могучим полетом мечты. Лермонтовский
    романтизм основан на твердом убеждении,
    что существует “жизнь иная”, что
    человек создан для любви, для счастья.
    Любовь занимает большое место в поэзии
    Лермонтова. Позднее Тургенев скажет:
    “По тому, как может любить человек,
    мы можем судить о его внутренней
    зрелости”. Лермонтов как личность
    сформировался очень рано. В пятнадцать
    лет у него были глубокие, философские
    стихи о любви, о родине, о тайне
    человеческого бытия. Он пишет: “Мне
    жизнь все как-то коротка, и все боюсь,
    что не успею свершить чего-то”. Идеалы
    Лермонтова беспредельны: он жаждет не
    простого улучшения жизни, а “полного
    блаженства”, изменения несовершенной
    человеческой природы, абсолютного
    разрешения всех противоречий бытия.
    Существовать вечно – на меньшее поэт не
    согласен. Любовь в творчестве Лермонтова
    носит трагический отпечаток из-за его
    единственной, настоящей, неразделенной
    любви к другу юности – Вареньке Лопухиной.
    Он видит невозможность любви и окружает
    себя мученическим ореолом, ставя себя
    вне мира и жизни. Лермонтов грустит о
    потерянном счастье: Душа моя должна
    прожить в земной неволе Не долго. Может
    быть, я не увижу боле Твой взор, твой
    милый взор, столь нежный для других.
    Лермонтов
    подчеркивает свою отчужденность от
    всего мирского: “Чего б то ни было
    земного, но я не сделаюсь рабом.”
    В
    понятии Лермонтова любовь должна быть
    вечной, поэта не удовлетворяют “обычные”,
    скоротечные страсти, и если он иногда
    увлекается и отходит в сторону, то его
    строки – это не плод больной фантазии,
    а всего лишь минута слабости: У ног
    других не забывал я взор твоих очей.
    Любя других, я лишь страдал Любовъю
    прежних дней.
    Человеческая,
    земная любовь кажется помехой для поэта
    на его пути к высшим идеалам. В стихотворении
    “Я не унижусь пред тобою” он говорит,
    что вдохновение для него дороже ненужных
    страстей, которые способны кинуть
    человеческую душу в бездну. Любовь в
    лирике Лермонтова носит роковой характер.
    Он пишет: “Меня спасало вдохновенье
    от мелочных сует, но от своей души
    спасенья и в самом счастье нет.”
    Бабушка Лермонтова говорила: “Странный
    Мишель, пока одни подыскивают себе
    невест и устраивают свои материальные
    дела, он все витает в облаках, грезит о
    неземной любви”. В стихотворении
    “Сонет” поэт пишет: “Я памятью
    живу с увядшими мечтами, виденья прежних
    лет толпятся предо мной, и образ твой
    меж них, как месяц в час ночной, между
    бродящими блистает облаками.” Поэт
    пытается противопоставить унылой
    действительности свои идеальные
    воззрения. В этом отличие любовной
    лирики Лермонтова от любовной лирики
    Пушкина. У Пушкина любовь, как божественный
    дар, радостна и светла. Он не привносит
    неразрешимого трагизма в свои лирические
    стихи, у него любовь – всего лишь миг
    прекрасного, чарующего, возвышенного.
    Он более реалистичен и жизнерадостен
    в своих стихах, хотя и у него порой
    проступают пессимистические нотки. В
    стихотворениях Лермонтова любовь –
    чувство высокое, светлое, поэтическое,
    но всегда неразделенное или утраченное.
    В стихотворении “Валерик” любовная
    часть, ставшая впоследствии романсом,
    передает горькое чувство утраты связи
    с возлюбленной. “Безумно ждать любви
    заочной? В наш век все чувства лишь на
    срок; но я вас помню…”, – пишет поэт.
    Традиционным в творчестве Лермонтова,
    Связанным с его личным опытом, стал
    мотив неверной возлюбленной, недостойной
    великого чувства или не выдержавшей
    испытания временем. Разлад между мечтой
    и действительностью проникает в это
    прекрасное чувство, любовь Лермонтову
    приносит не радость, а грусть и страдание:
    Мне грустно, потому что я тебя люблю.
    Поэт раздумывает над вопросом жизни и
    смерти. Он грустит о скоротечности жизни
    и хочет успеть сделать как можно больше
    за тот небольшой срок, который отведен
    ему на земле. Ему “жизнь ненавистна,
    но и смерть страшна”. Лирические стихи
    Лермонтова отражают глубину его
    восприятия окружающей жизни, в них
    сосредоточены душевные переживания
    поэта, богатство его внутреннего мира.
    Он повсюду ищет гармонию, его мысли о
    вечной свободе, о любви неразрывно
    связаны с думами о несовершенстве мира
    к отдельной человеческой личности.
    Страдания человека – в противоречивости
    чувств: Никто не получал, чего хотел. А
    что любил?

  6. То же самое произошло в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Княгиня Вера Николаевна Шеина не смогла в серьез принять искренние чувства Желткова, который был ее тайным поклонником на протяжении большого количества лет. Он писал ей страстные письма с самыми искренними и чувственными признаниями в любви. Желтков был готов отдать все что угодно, и даже свою жизнь, лишь за то, чтобы издалека посмотреть на свой объект любви и обожания. Его чувство было настолько сильным, что как только его личность была раскрыта, и муж с братом Веры пришли в его жилище для серьезного разговора и настоятельно попросили больше не писать и не преследовать княгиню, то Желтков утратил всяческий смысл существования. Для него разлука со своей любовью была гораздо страшнее смерти. Поэтому мужчина пошел на отчаянный шаг и покончил жизнь самоубийством. И только у гроба Желткова княгиня Вера поняла, что это и была именно та любовь, о которой мечтает каждая женщина в своей жизни, и она вот так просто и бесследно прошла мимо нее.
    Данная повесть очень ярко демонстрирует, что счастье любви заключено в тех чувствах, которые испытывает влюбленный человек. Ведь так прекрасно кого-то любить, ждать встречи с объектом любви, наслаждаться каждым мгновением, проведенным вместе. Когда человек кого-то любит, то его жизнь удивительным образом преображается. Он чувствует себя гораздо счастливее, его могут даже не волновать серьезные повседневные дела. Ведь у него уже есть самое главное – это любовь. Однако, драма любви, на мой взгляд, может заключаться в том, что не всегда это прекрасное чувство бывает взаимным. Ведь так часто можно и в наше время встретить людей, которые страдаю от несчастной и невзаимной любви. Мне кажется, это страшная трагедия. Когда для одного человека, другой человек является всем и даже смыслом жизни. А для другого этот человек ,просто пустое место, который даже внимания не достоин. Ужасная ситуация. Но, как известно, сердцу не прикажешь. Случается и такое, что один человек всю жизнь любит и страдает от невзаимной любви к другому человеку.
    Поэтому любовь может подарить человеку удивительное и не с чем несравнимое счастье, которое окрыляет, делает его лучше, жизнь начинает играть всеми яркими красками, хочется жить и дарить эту любовь окружающим и главное своему объекту любви. Но бывает и так, что это светлое и искренне чувство не находит отклик в чужом сердце. Тогда любовь превращается в настоящую драму, которая приносит только боль, страдания, а в особо тяжелых случаях и самоуничтожение. Ведь человек, чьи чувства были отвергнуты, неизменно очень сильно страдает и мучается. Иногда эти негативные чувства перекрывают все светлые и добрые и тогда человек готов пойти на крайние меры, чтобы прекратить эти страдания. И эти крайние меры, как правило, заключаются в самоубийстве. Поэтому ни в коем случае нельзя играть с чувствами других людей, ведь это может привести к трагедии.

  7. М. Ю. Лермонтов — ярчайший представитель русской романтической литературы. В его творчестве отразилась реальность — но сквозь призму отречения, неприятия, как это характерно для представителей романтизма.
    Тема любви является одной из самых главных в твор­честве Лермонтова. Но как не похожа она на ту любовь, которую читатель привык видеть в стихотворениях Пуш­кина! Порожденное современной ему гнетущей эпохой чувство страдания, отчуждения, неприятия реального, обыденного наложило свой отпечаток и на любовную ли­рику поэта. В стихотворении «Сон» автор говорит о «ре­бенке», сидящем у ног девы, прекрасной, «как последний сон” Души, на небо призванной»:
    …рано начал он любить,
    Во цвете лет, с привязчивой душой,
    Зачем ты здесь, страдалец молодой?
    В этих строках звучит вся тоска, все страдание чувст­вительного сердца поэта, освященного — и поражен­ного — возвышенной, неземной любовью. Куда проще было бы утешиться мимолетными увлечениями, как принято в окружающем его обществе! Но, обращаясь к люби­мой женщине во «фронтовом письме» — стихотворении «Валерик», — Лермонтов говорит:
    В наш век все чувства лишь на срок;
    Но я вас помню — да и точно,
    Я вас никак забыть не мог!
    О, как же просто жить, не страдая, не мучаясь, не любя! Но поэт-романтик выбирает боль и терзания, воз­вышающие его над обыденностью, вместо обманчивых сиюминутных радостей:
    И к мысли этой я привык,
    Мой крест несу я без роптанья. ( «Валерик» )
    Страдание — привычное состояние души Лермонтова, и не могло быть оно иным у тонко чувствующего, жи­вущего в поисках идеала (и неминуемо разочаровываю­щегося) молодого поэта. И в устах его звучат слова, про­изнести которые пристало бы седовласому старцу, а не полному сил молодому мужчине:
    Уж не жду от жизни ничего я,
    И не жаль мне прошлого ничуть;
    Я ищу свободы и покоя!
    Я б хотел забыться и заснуть!
    («Выхожу один я на дорогу…»)
    Измученный своими чаяниями, обманутыми надежда­ми, разочарованиями, Лермонтов ищет успокоения в не­земном сне, но не в холодном сне могилы, а таком:
    Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
    Про любовь мне сладкий голос пел…
    («Выхожу один я на дорогу…»)
    Не найдя того, что он искал на земле, в реальности, Лермонтов согласен искать идеал любви в мечтах, в за­предельных, таинственных мирах, — но только не подме­нять свою прекрасную мечту дешевым ее подобием!
    Таким образом, любовь Лермонтова — жгучая любовь-страдание, любовь-боль, любовь-мечта. Она парит где-то в недосягаемых высотах, не касаясь бренного мира, от которого отрекается романтик. Его можно не понимать, называть, как и современники, странным в его пережива­ниях, но нельзя не восхищаться глубиной его чувства, ко­торое он ценил превыше всего. Ведь именно оно дало миру такого Лермонтова, которым зачитываются по сей день.

  8. С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Лермонтова часто рассматривают как поэта, в творчестве которого много трагического. Нельзя забы­вать о том, что истоки трагизма в творчестве Лермонтова — это не только его личная судь­ба и как человека, и как поэта, но и трагизм окружающей действительности. Тридцатые годы — это годы реакции в России: все луч­шее сгноили, задавили, сослали в Сибирь. Характеризуя творчество Лермонтова, Бе­линский позднее скажет: «Без отрицания жизнь превратится в стоячее и вонючее бо­лото». Белинский верно заметил основное противоречие романтического восприятия мира Лермонтовым — это противоречие между идеалом и действительностью, кото­рое в творчестве поэта достигает предельно­го напряжения. Его произведения поражают беспощадностью отрицания и могучим поле­том мечты. Лермонтовский романтизм осно­ван на твердом убеждении, что существует «жизнь иная», что человек создан для любви, для счастья.
    Любовь занимает большое место в по­эзии Лермонтова. Позднее Тургенев ска­жет: «По тому, как может любить человек, мы можем судить о его внутренней зрелос­ти». Лермонтов как личность сформировал­ся очень рано. В пятнадцать лет у него были глубокие, философские стихи о любви, о родине, о тайне человеческого бытия. Он пишет: «Мне жизнь все как-то коротка, и все боюсь, что не успею свершить чего-то». Идеалы Лермонтова беспредельны: он жаждет не простого улучшения жизни, а «полного блаженства», изменения несо­вершенной человеческой природы, абсо­лютного разрешения всех противоречий бытия. Существовать вечно — на меньшее поэт не согласен.
    Любовь в творчестве Лермонтова носит трагический отпечаток из-за его единст­венной, настоящей, неразделенной любви к другу юности — Вареньке Лопухиной. Он видит невозможность любви и окружает се­бя мученическим ореолом, ставя себя вне мира и жизни. Лермонтов грустит о поте­рянном счастье:
    Душа моя должна прожить в земной неволе
    Не долго.
    Может быть, я не увижу боле
    Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других.
    Лермонтов подчеркивает свою отчужден­ность от всего мирского: «Чего б то ни было земного, но я не сделаюсь рабом». Он уве­рен, что любовь должна быть вечной, поэта не удовлетворяют «обычные», скоротечные страсти, и если он иногда и увлекается, то это всего лишь минута слабости: У ног других не забывал я взор твоих очей. Любя других, я лишь страдал Любовью прежних дней.
    Человеческая, земная любовь кажется по­мехой для поэта на его пути к высшим идеа­лам. В стихотворении «Я не унижусь пред то­бою» он говорит, что вдохновение для него дороже ненужных страстей, которые способ­ны кинуть человеческую душу в бездну. Лю­бовь в лирике Лермонтова носит роковой ха­рактер. Он пишет: «Меня спасало вдохнове­нье от мелочных сует, но от своей души спасенья и в самом счастье нет». Бабушка Лермонтова говорила: «Странный Мишель, пока одни подыскивают себе невест и устра­ивают свои материальные дела, он все вита­ет в облаках, грезит о неземной любви».
    В своем «Сонете» поэт пишет:
    Я памятью живу с увядшими мечтами,
    Виденья прежних лет толпятся предо мной,
    И образ твой меж них, как месяц в час ночной,
    Между бродящими блистает облаками.
    Поэт пытается противопоставить унылой действительности свое идеальное мировоз­зрение. В этом отличие любовной поэзии Лермонтова от лирики Пушкина. У Пушкина любовь, как божественный дар, радостна и светла. Он не привносит неразрешимого трагизма в свои стихи, у него это чувство — всего лишь миг прекрасного, чарующего, воз­вышенного. Он более реалистичен и жизнера­достен в своих стихах, хотя и в его произведе­ниях порой звучат пессимистические нотки.
    В. стихотворениях Лермонтова любовь — чувство высокое, светлое, поэтическое, но всегда неразделенное или утраченное. В стихотворении «Валерик» часть, посвя­щенная любви (ставшая впоследствии ро­мансом), передает горькое чувство утраты возлюбленной. «Безумно ждать любви за­очной? В наш век все чувства лишь на срок; но я вас помню…», — пишет поэт.
    Традиционным в творчестве Лермонтова, связанным с его личным опытом, стал мотив неверной возлюбленной, недостойной вели­кого чувства или не выдержавшей испыта­ния временем. Разлад между мечтой и дей­ствительностью проникает в это прекрасное чувство, любовь Лермонтову приносит не радость, а грусть и страдание: «Мне грустно, потому что я тебя люблю».
    Поэт раздумывает о жизни и смерти. Он грустит о скоротечности бытия и хочет успеть сделать как можно больше за тот небольшой срок, который отведен ему на земле. Ему «жизнь ненавистна, но и смерть страшна». Лирические стихи Лермонтова отражают глу­бину восприятия окружающей жизни, в них сосредоточены душевные переживания по­эта, богатство его внутреннего мира. Он по­всюду ищет гармонию, его мысли о вечной свободе, о любви неразрывно связаны с ду­мами о несовершенстве мира и отдельной человеческой личности. Страдания челове­ка — в противоречивости чувств:
    Никто не получал, чего хотел.
    А что любил?

  9. Тема любви в лирике Лермонтова
    И ненавидим мы,
    И любим мы случайно.
    М.Ю. Лермонтов
    С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Лермонтова часто рассматривают как поэта, в творчестве которого много трагического. Нельзя забывать о том, что истоки трагизма в творчестве Лермонтова — это не только его личная судьба, и как человека, и как поэта, но и трагизм окружающей действительности. Тридцатые годы — это годы реакции в России, все лучшее сгноили, разогнали, сослали в Сибирь. Характеризуя творчество Лермонтова, Белинский позднее скажет: «Без отрицания жизнь превратится в стоячее и вонючее болото?
    Белинский верно заметил основное противоречие романтического восприятия мира Лермонтовым — это противоречие между идеалом и действительностью, которое в творчестве Лермонтова достигает предельного напряжения. Его произведения поражают беспощадностью отрицания и могучим полетом мечты. Лермонтовский романтизм основан на твердом убеждении, что существует «жизнь иная», что человек создан для любви, для счастья.
    Любовь занимает большое место в поэзии Лермонтова. Позднее Тургенев скажет: «По тому, как может любить человек, мы можем судить о его внутренней зрелости». Лермонтов как личность сформировался очень рано. В пятнадцать лет у него были глубокие, философские стихи о любви, о родине, о тайне человеческого бытия. Он пишет: «Мне жизнь все как-то коротка, и все боюсь, что не успею свершить чего-то». Идеалы Лермонтова беспредельны: он жаждет не простого улучшения жизни, а «полного блаженства», изменения несовершенной человеческой природы, абсолютного разрешения всех противоречий бытия. Существовать вечно — на меньшее поэт не согласен. Любовь в творчестве Лермонтова носит трагический отпечаток из-за его единственной, настоящей, неразделенной любви к другу юности — Вареньке Лопухиной. Он видит невозможность любви и окружает себя мученическим ореолом, ставя себя вне мира и жизни. Лермонтов грустит о потерянном счастье:
    Душа моя должна прожить в земной неволе
    Не долго. Может быть, я не увижу боле
    Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других.
    Лермонтов подчеркивает свою отчужденность от всего мирского: «Чего б то ни было земного, но я не сделаюсь рабом.»
    В понятии Лермонтова любовь должна быть вечной, поэта не удовлетворяют «обычные», скоротечные страсти, и если он иногда увлекается и отходит в сторону, то его строки — это не плод больной фантазии, а всего лишь минута слабости: У ног других не забывал я взор твоих очей. Любя других, я лишь страдал Любовъю прежних дней.
    Человеческая, земная любовь кажется помехой для поэта на его пути к высшим идеалам. В стихотворении «Я не унижусь пред тобою» он говорит, что вдохновение для него дороже ненужных страстей, которые способны кинуть человеческую душу в бездну. Любовь в лирике Лермонтова носит роковой характер. Он пишет: «Меня спасало вдохновенье от мелочных сует, но от своей души спасенья и в самом счастье нет.» Бабушка Лермонтова говорила: «Странный Мишель, пока одни подыскивают себе невест и устраивают свои материальные дела, он все витает в облаках, грезит о неземной любви». В стихотворении «Сонет» поэт пишет: «Я памятью живу с увядшими мечтами, виденья прежних лет толпятся предо мной, и образ твой меж них, как месяц в час ночной, между бродящими блистает облаками.» Поэт пытается противопоставить унылой действительности свои идеальные воззрения. В этом отличие любовной лирики Лермонтова от любовной лирики Пушкина.
    У Пушкина любовь, как божественный дар, радостна и светла. Он не привносит неразрешимого трагизма в свои лирические стихи, у него любовь — всего лишь миг прекрасного, чарующего, возвышенного. Он более реалистичен и жизнерадостен в своих стихах, хотя и у него порой проступают пессимистические нотки. В стихотворениях Лермонтова любовь — чувство высокое, светлое, поэтическое, но всегда неразделенное или утраченное. В стихотворении «Валерик» любовная часть, ставшая впоследствии романсом, передает горькое чувство утраты связи с возлюбленной. «Безумно ждать любви заочной? В наш век все чувства лишь на срок; но я вас помню…», — пишет поэт. Традиционным в творчестве Лермонтова, Связанным с его личным опытом, стал мотив неверной возлюбленной, недостойной великого чувства или не выдержавшей испытания временем. Разлад между мечтой и действительностью проникает в это прекрасное чувство, любовь Лермонтову приносит не радость, а грусть и страдание: Мне грустно, потому что я тебя люблю. Поэт раздумывает над вопросом жизни и смерти. Он грустит о скоротечности жизни и хочет успеть сделать как можно больше за тот небольшой срок, который отведен ему на земле. Ему «жизнь ненавистна, но и смерть страшна». Лирические стихи Лермонтова отражают глубину его восприятия окружающей жизни, в них сосредоточены душевные переживания поэта, богатство его внутреннего мира. Он повсюду ищет гармонию, его мысли о вечной свободе, о любви неразрывно связаны с думами о несовершенстве мира к отдельной человеческой личности. Страдания человека — в противоречивости чувств: Никто не получал, чего хотел. А что любил?

  10. Лирический герой поэзии Лермонтова — образ трагический. Это герой, страдающий от несовершенства окружающего мира, остро ощущающий свое одиночество, несовершенство окружающего мира, разъединенность с людьми. Причем эти чувства героя переносятся и в любовную лирику поэта.
    Большинство любовных стихотворений Лермонтова раскрывают нам реальную историю любви, взаимоотношений поэта с Варварой Лопухиной. Этой женщине посвящено много прекрасных стихов, отдано много искренних чувств — любви, признательности, восхищения, ревности и отчаяния. Как писал П.А. Висковатов, все мимолетные привязанности Лермонтова «побледнели перед глубокою и искреннею любовью, которая, начавшись в …молодые годы и пройдя через несколько фазисов, укрепилась и стала в жизни поэта светлым маяком, к коему он всегда прибегал во время тяжкой борьбы, среди житейских и душевных бурь».
    В стихотворении «Она не гордой красотою…» поэт рисует образ возлюбленной. Она не обладает ни «гордой красотою», ни величественным обликом богини, которым так прельщаются юноши. Однако во всех ее движениях, улыбках, речах и чертах столько жизни, вдохновенья, чудной красоты! Голос ее «душу проникает Как вспоминанье лучших дней». Ее невозможно не любить: «И сердце любит и страдает, Почти стыдясь любви своей».
    Любовь связана в сознании поэта с Божественным началом в жизни. Красоту очей возлюбленной он сравнивает с «небесами», ее молчание — с красноречивым молчанием мадонны, ее образ — с «божеством», свою душу — с ее «вечным храмом».
    С горячей молитвой о возлюбленной герой обращается к «матери божией» («Молитва», 1837). Здесь у Лермонтова появляются пушкинские мотивы: только Пушкин в своей лирике столь бережно, с такой любовью и теплотой относился к миру чужой души. Герой здесь забывает о себе, о собственной судьбе, о своей «пустынной душе». Но он горячо молит матерь божию о земном счастье для «девы невинной». Поэт просит для возлюбленной «молодость светлую», «старость покойную», достойных спутников, «полных внимания». Матери божией поручает он и «прощальный час» любимого создания:
    Срок ли приблизится часу прощальному
    В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —
    Ты восприять пошли к ложу печальному
    Лучшего ангела душу прекрасную.
    Белинский восхищался стихотворением «Молитва». «Сколько кроткой задушевности в тоне этого стихотворения, сколько нежности без всякой приторности; какое благоуханное, теплое, женственное чувство. Все это трогает в голубиной натуре человека; но в духе мощном и гордом, в натуре львиной — все это больше, чем умилительно…», — писал критик.
    В отношениях героя и героини у Лермонтова нет ясности, определенности. Герой нередко терзается ревностью, мучительными сомнениями. Испытывая сильную, глубокую любовь, он тщательно скрывает свои чувства:
    Я не хочу, чтоб свет узнал
    Мою таинственную повесть:
    Как я любил, за что страдал,
    Тому судья лишь бог да совесть.
    («Я не хочу, чтоб свет узнал…» )
    Сомневаясь в чувствах возлюбленной, не понимая ее поступков, лирический герой Лермонтова глубоко страдает. В стихотворении «Нищий» он сравнивает себя с «бедняком иссохшим, чуть живым», которому вместо хлеба кто-то положил в протянутую руку камень:
    Так я молил твоей любви
    С слезами горькими, с тоскою;
    Так чувства лучшие мои
    Обмануты навек тобою!
    Порой он испытывает муки ревности и обиды, подозревая любимую в измене, в коварном обмане. С горечью он восклицает:
    Я не унижусь пред тобою;
    Ни твой привет, ни твой укор
    Не властны над моей душою.
    Знай: мы чужие с этих пор.
    Герой с досадой сетует на годы заблужденья, жертву, принесенную ее «улыбке и глазам». Он принес в жертву возлюбленной целый мир и вдохновенье, однако она не смогла заменить их ничем. Подозревая ее в «коварной измене», он разочаровывается и в женщинах, и в самом чувстве любви:
    Отныне стану наслаждаться
    И в страсти стану клясться всем;
    Со всеми буду я смеяться,
    А плакать не хочу ни с кем:
    Начну обманывать безбожно,
    Чтоб не любить, как я любил, —
    Иль женщин уважать возможно,
    Когда мне ангел изменил?
    («Я не унижусь пред тобою» )
    Герою жаль прошедших лет, когда ради любимой он готов был «целый мир на битву звать», жаль напрасно растраченного чувства. Он отдавал любимой душу, однако она не могла оценить это по достоинству. Героиня здесь открывается своим новым обликом: она предстает коварной, изменчивой кокеткой, безжалостной обманщицей.
    Любовь эта не приносит герою счастья, для него она — «дух отчаянья и зла», она обманула, «как все земное». И вместе с тем чувство это глубоко и неизменно:
    Моя душа твой вечный храм;
    Как божество твой образ там,
    Не от небес, лишь от него
    Я жду спасенья своего.
    ( «Как дух отчаянья и зла» )
    Герой лишен возможности откровения, объединяющего его с возлюбленной. Обращаясь к ней, он предпочитает не раскрывать безоглядно свой внутренний мир, понимая, что эти откровения могут погубить «святое счастье». И он предпочитает молчать о прошлом, о том, что жизнь его «пуста» и «черна».
    Не погублю святое счастье
    Такой души и не скажу,
    Что недостоин я участья,
    Что сам ничем не дорожу;
    Что все, чем сердце дорожило,
    Теперь для сердца стало яд,
    Что для него страданье мило,
    Как спутник, собственность иль брат…
    («К***» )
    Он готов отдать свою жизнь в обмен на «ласковое слово» возлюбленной, однако он не может отдать ей «былого», не может полностью раскрыться перед ней, рассказав о всех своих сомнениях и разочарованиях: «Ты любишь — верю — и довольно; Кого — ты ведать не должна…».
    Часто звучит в любовных стихотворениях Лермонтова и мотив разлуки. Лирический герой его как будто понимает и признает невозможность счастья. Причем утверждается эта невозможность счастья не только для него самого, но и для возлюбленной. Если у Пушкина мы читаем: «Как дай вам бог любимой быть другим», то у Лермонтова счастье героини с другим для нее невозможно — душа ее опустошена минувшим.
    Как замечает В. А. Грехнев, «в романтической лирике Лермонтова властвуют силы, разобщающие людские сердца даже в сфере, предназначенной их соединять, в мире любви», поэт признает «безысходную фатальность» данной ситуации.
    И вместе с тем, утверждается огромная ценность в жизни редких минут счастья. Герой и его любимая были вместе лишь мгновенье, но вечность перед ним — «ничто»:
    Прости! — не жалей безрассудно,
    О краткой любви не жалей:
    Расстаться казалось нам трудно,
    Но встретиться было б трудней!
    («Прости! — мы не встретимся боле…» )
    Идут годы, герой пытается забыть свою любовь, но его усилия тщетны: «у ног других не мог забыть он блеск ее очей!» Даже после расставания, спустя годы, в нем живы прежние чувства: «Так храм покинутый — все храм, Кумир поверженный — все бог!»
    Таким образом, признавая неизбежность разлуки и обреченность земного счастья, лермонтовский герой утверждает и необыкновенную ценность любви, святость тех редких минут, когда он был вместе с возлюбленной. Любовь, как и природа, ассоциируется у поэта с Божественным началом в жизни, сильным чувствам противопоставляется суетность и низменность жизни.

  11. С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Лермонтова часто рассматривают как поэта, в творчестве которого много трагического. Нельзя забывать о том, что истоки трагизма в творчестве Лермонтова – это не только его личная судьба, и как человека, и как поэта, но и трагизм окружающей действительности. Тридцатые годы – это годы реакции в России, все лучшее сгноили, разогнали, сослали в Сибирь. Характеризуя творчество Лермонтова, Белинский позднее скажет: «Без отрицания жизнь превратится в стоячее и вонючее болото». Белинский верно заметил основное противоречие романтического восприятия мира Лермонтовым – это противоречие между идеалом и действительностью, которое в творчестве Лермонтова достигает предельного напряжения. Его произведения поражают беспощадностью отрицания и могучим полетом мечты. Лермонтовский романтизм основан на твердом убеждении, что существует «жизнь иная», что человек создан для любви, для счастья.
    Любовь занимает большое место в поэзии Лермонтова. Позднее Тургенев скажет: «По тому, как может любить человек, мы можем судить о его внутренней зрелости». Лермонтов как личность сформировался очень рано. В пятнадцать лет у него уже были глубокие, философские стихи о любви, о родине, о тайне человеческого бытия. Он пишет: «Мне жизнь все как-то коротка, и все боюсь, что не успею свершить чего-то». Идеалы Лермонтова беспредельны: он жаждет не простого улучшения жизни, а «полного блаженства», изменения несовершенной человеческой природы, абсолютного разрешения всех противоречий бытия. Существовать вечно – на меньшее поэт не согласен.
    Любовь в творчестве Лермонтова носит трагический отпечаток из-за его единственной, настоящей, неразделенной любви к другу юности – Вареньке Лопухиной. Он видит невозможность любви и окружает себя мученическим ореолом, ставя себя вне мира и жизни. Лермонтов грустит о потерянном счастье:
    Душа моя должна прожить в земной неволе
    Не долго. Может быть, я не увижу боле
    Твой взор, твой милый взор, столь нежный
    для других.
    Лермонтов подчеркивает свою отчужденность от всего мирского: «Чего б то ни было земного, но я не сделаюсь рабом». В понятии Лермонтова любовь должна быть вечной, поэта не удовлетворяют «обычные», скоротечные страсти, и если он иногда увлекается и отходит в сторону, то его строки – это не плод больной фантазии, а всего лишь минута слабости: У ног других не забывал Я взор твоих очей; Любя других, я лишь страдал Любовью прежних дней.
    Человеческая, земная любовь кажется помехой для поэта на его пути к высшим идеалам. В стихотворении «Я не унижусь пред тобою…» он говорит, что вдохновение для него дороже ненужных страстей, которые способны низвергнуть человеческую душу в бездну. Любовь в лирике Лермонтова носит роковой характер. Он пишет: «Меня спасало вдохновенье от мелочных сует, но от своей души спасенья и в самом счастье нет». Бабушка Лермонтова говорила: «Странный Мишель, пока одни подыскивают себе невест и устраивают свои материальные дела, он все витает в облаках, грезит о неземной любви». В стихотворении «Сонет» поэт пишет: Я памятью живу с увядшими мечтами, Виденья прежних лет толпятся предо мной, И образ твой меж них, как месяц в час ночной, Между бродящими блистает облаками. Поэт пытается противопоставить унылой действительности свои идеальные воззрения. В этом отличие любовной лирики Лермонтова от любовной лирики Пушкина. У Пушкина любовь, как божественный дар, радостна и светла. Он не привносит неразрешимого трагизма в свои лирические стихи, у него любовь – всего лишь миг прекрасного, чарующего, возвышенного. Он более реалистичный и жизнерадостный в своих стихах, хотя и у него порой проступают пессимистические нотки.
    В стихотворениях Лермонтова любовь – чувство высокое, светлое, поэтическое, но всегда неразделенное или утраченное. В стихотворении «Валерик» любовная часть, ставшая впоследствии романсом, передает горькое чувство утраты связи с возлюбленной. «Безумно ждать любви заочной? В наш век все чувства лишь на срок; но я вас помню…» – пишет поэт.
    Традиционным в творчестве Лермонтова, связанным с его личным опытом, стал мотив неверной возлюбленной, недостойной великого чувства или не выдержавшей испытания временем. Разлад между мечтой и действительностью проникает в это прекрасное чувство, любовь Лермонтову приносит не радость, а грусть и страдание:
    Мне грустно, потому что я тебя люблю. Поэт раздумывает над вопросом жизни и смерти. Он грустит о скоротечности жизни и хочет успеть сделать как можно больше за тот небольшой срок, который отведен ему на земле. Ему «жизнь ненавистна, но и смерть страшна». Лирические стихи Лермонтова отражают глубину его восприятия окружающей жизни, в них сосредоточены душевные переживания поэта, богатство его внутреннего мира. Он повсюду ищет гармонию, его мысли о вечной свободе, о любви неразрывно связаны с думами о несовершенстве мира, о несправедливости по отношению к отдельной личности. Страдания человека – в противоречивости чувств: Никто не получал, чего хотел.

  12. И ненавидим мы,
    И любим мы случайно.
    М. Ю. Лермонтов
    С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Лермонтова часто рассматривают как поэта, в творчестве которого много трагического. Нельзя забывать о том, что истоки трагизма в творчестве Лермонтова — это не только его личная судьба, и как человека, и как поэта, но и трагизм окружающей действительности. Тридцатые годы — это годы реакции в России, все лучшее сгноили, разогнали, сослали в Сибирь. Характеризуя творчество Лермонтова, Белинский позднее скажет: «Без отрицания жизнь превратится в стоячее и вонючее болото». Белинский верно заметил основное противоречие романтического восприятия мира Лермонтовым — это противоречие между идеалом и действительностью, которое в творчестве Лермонтова достигает предельного напряжения. Его произведения поражают беспощадностью отрицания и могучим полетом мечты. Лермонтовский романтизм основан на твердом убеждении, что существует «жизнь иная», что человек создан для любви, для счастья.
    Любовь занимает большое место в поэзии Лермонтова. Позднее Тургенев скажет: «По тому, как может любить человек, мы можем судить о его внутренней зрелости». Лермонтов как личность сформировался очень рано. В пятнадцать лет у него уже были глубокие, философские стихи о любви, о родине, о тайне человеческого бытия. Он пишет: «Мне жизнь все как-то коротка, и все боюсь, что не успею свершить чего-то». Идеалы Лермонтова беспредельны: ОН жаждет не простого улучшения жизни, а «полного блаженства», изменения несовершенной человеческой природы, абсолютного разрешения всех противоречий бытия. Существовать вечно — на меньшее поэт не согласен.
    Любовь в творчестве Лермонтова носит трагический отпечаток из-за его единственной, настоящей, неразделенной любви к другу юности — Вареньке Лопухиной. Он видит невозможность любви и окружает себя мученическим ореолом, ставя себя вне мира и жизни. Лермонтов грустит о потерянном счастье:
    Душа моя должна прожить в земной неволе
    Не долго. Может быть, я не увижу боле
    Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других.
    Лермонтов подчеркивает свою отчужденность от всего мирского: «Чего б то ни было земного, но я не сделаюсь рабом». В понятии Лермонтова любовь должна быть вечной, поэта не удовлетворяют «обычные», скоротечные страсти, и если он иногда увлекается и отходит в сторону, то его строки — это не плод больной фантазии, а всего лишь минута слабости:
    У ног других не забывал
    Я взор твоих очей;
    Любя других, я лишь страдал
    Любовью прежних дней.
    Человеческая, земная любовь кажется помехой для поэта на его пути к высшим идеалам. В стихотворении «Я не унижусь пред тобою…» он говорит, что вдохновение для него дороже ненужных страстей, которые способны низвергнуть человеческую душу в бездну. Любовь в лирике Лермонтова носит роковой характер. Он пишет: «Меня спасало вдохновенье от мелочных сует, но от своей души спасенья и в самом счастье нет». Бабушка Лермонтова говорила: «Странный Мишель, пока одни подыскивают себе невест и устраивают свои материальные дела, он все витает в облаках, грезит о неземной любви». В стихотворении «Сонет» поэт пишет:
    Я памятью живу с увядшими мечтами,
    Виденья прежних лет толпятся предо мной,
    И образ твой меж них, как месяц в час ночной,
    Между бродящими блистает облаками.
    Поэт пытается противопоставить унылой действительности свои идеальные воззрения. В этом отличие любовной лирики Лермонтова от любовной лирики Пушкина. У Пушкина любовь, как божественный дар, радостна и светла. Он не привносит неразрешимого трагизма в свои лирические стихи, у него любовь — всего лишь миг прекрасного, чарующего, возвышенного. Он более реалистичный и жизнерадостный в своих стихах, хотя и у него порой проступают пессимистические нотки.
    В стихотворениях Лермонтова любовь — чувство высокое, светлое, поэтическое, но всегда неразделенное или утраченное. В стихотворении «Валерик» любовная часть, ставшая впоследствии романсом, передает горькое чувство утраты связи с возлюбленной. «Безумно ждать любви заочной? В наш век все чувства лишь на срок; но я вас помню…» — пишет поэт.
    Традиционным в творчестве Лермонтова, связанным с его личным опытом, стал мотив неверной возлюбленной, недостойной великого чувства или не выдержавшей испытания временем. Разлад между мечтой и действительностью проникает в это прекрасное чувство, любовь Лермонтову приносит не радость, а грусть и страдание:
    Мне грустно, потому что я тебя люблю.
    Поэт раздумывает над вопросом жизни и смерти. Он грустит о скоротечности жизни и хочет успеть сделать как можно больше за тот небольшой срок, который отведен ему на земле. Ему «жизнь ненавистна, но и смерть страшна». Лирические стихи Лермонтова отражают глубину его восприятия окружающей жизни, в них сосредоточены душевные переживания поэта, богатство его внутреннего мира. Он повсюду ищет гармонию, его мысли о вечной свободе, о любви неразрывно связаны с думами о несовершенстве мира, о несправедливости по отношению к отдельной личности. Страдания человека — в противоречивости чувств:
    Никто не получал, чего хотел.
    А что любил?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *