Сочинение на тему в чем сила и привлекательность базарова

5 вариантов

  1. Молодой человек, по имени Евгений базаров, был явным приверженцем нигилизма, он отрицал все действующие порядки каких-либо авторитетов. Но все события, которые стали последствиями его бурной личной жизни, со временем, заставили его отказаться от некоторых своих взглядом.
    Сила нигилизма Базарова.
    Нигилизм – это слово было модным, и обозначало философское течение XIX века.
    Описано в литературе это было следующими словами: «Это слово означает человека,… который ничего не признает…ничего не уважает…».
    Базаров был студентом-медиком, и не чтил никаких авторитетов, все достижения и выводы, которые сделали люди, жившие на свете до его появления, ничего не значили.
    «Да зачем же мне это признавать? И чему именно мне нужно поверить? Мне говорят дело, я это принимаю, вот и все» – именно так выражал Базаров свою точку зрения.
    Чаще всего, подобные его рассуждения и высказывания, ставили всех оппонентов Базарова в тупик, никто не мог ответить на его, порой безжалостные и беспринципные вопросы. Базаров считал себя умнее и «выше» всех, с кем имел дело. Оправдывал такие мысли он тем, что ему не интересны и не важны те вещи, которые окружающие считали ценными и важными для человечества. Он старался утвердить свою независимость от каких-либо условностей, и даже от разумных границ. Он был полным материалистом, и эта его черта не знала границ : «Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше».
    Вследствие его мировоззрений, он перестал признавать даже любовь, хотя был человеком молодым, привлекательным и бодрым. А свое отношение к женщинам, весьма презрительное, он выражал следующими словами: «свободно мыслят между женщинами только уроды».
    Но нигилизм Базарова имел и свои уязвимые стороны.
    Важным стало то, что как бы Базаров не отрицал высокие материи, они существовать не прекратили. И после знакомства с Анной Одинцовой, вся жизнь Базарова «круто развернулась», так как ему открылась любовь. И то с какой страстью, горячностью и необузданностью он окунулся в это чувство, доказало Анне, что именно такого непредсказуемого человека она не хочет допускать в свою жизнь. И своими поступками он разрушил это чувство, которое только начал познавать. Вследствие чего, Базарову пришлось учиться жить по тем правилам, которые диктует общество.

  2. Душевная сила Базарова в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”.
    …Но как на свете без любви прожить?
    В 1861 году, в год отмены крепостного права, Тургенев написал свой лучший роман “Отцы и дети”, который посвятил памяти великого русского разночинца Белинского.
    В романе отразилось дыхание эпохи.
    Злободневность произведения заключается в том, что автор ярко воспроизводит положение России накануне реформы, а также рисует образ нового человека, который в столкновении со старым, обреченным на гибель миром доказывает “торжество демократизма над аристократией”.
    “Новый” человек – это Базаров.
    Каким же мы видим его?
    Он показан в длинном “балахоне с кистями”, с “обнаженными красными руками”, не знающими перчаток и привыкшими к труду.
    Кто же он?..
    Евгений Базаров – нигилист, а значит, материалист, не признающий догм, проверяющий все только опытом.
    Он медик, увлекается естественными науками.
    Каждый день его заполнен трудом, новыми поисками. Он постоянно находит себе дело. “Базаров вставал очень рано и отправлялся версты за две, за три, не гулять – он прогулок без цели терпеть не мог, – а собирать травы”. Базаров признавался Аркадию, что страсть к труду сделала из него человека. “Только своим трудом можно добиваться цели”, – считает Базаров. Он говорит, что знающий человек – это личность.
    В Марьино и в поместье своих родителей этот; нигилист лечит больных. Он всегда там, где нужны его знания. Эти качества отличают его от других героев романа, в том числе и от “новых” людей.
    Базаров – это человек дела.
    Он, однако, резок в своих оценках и мнениях.
    Созидания не признает, говорит: “Сначала нужно место расчистить…” Красоту, эстетическое наслаждение отрицает начисто. “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.
    Резко отзывается он о людях, проявляет нетерпимость к их мнениям.
    Он утверждает, что такие, как Павел Петрович Кирсанов, не нужны обществу. Они не умеют трудиться, они не любят свой народ.
    Но, видимо, такие, как Базаров, были нужны русскому обществу, как овод быку, чтобы это общество проснулось от спячки и взглянуло на себя объективно.
    Такие, как наш герой, появляются только в определенные эпохи, и резкость их – проявление противоречий времени. Но нас не могут не восхищать сила духа, твердость и непреклонность Базарова, его умение смотреть правде в глаза даже перед своей смертью.
    Этот борец понимает, что жизнь его будет тяжела и дорога, по которой он идет, потребует от него многих жертв. Но он не изменяет своим убеждениям. Именно это качество и привлекает нас в этом образе.
    Душевная сила его проявляется и в любви. Уже то, что Базаров полюбил незаурядную женщину, говорит о многом. Он увидел ее ум, широту кругозора, оригинальность взглядов на жизнь. И это поднимает его в наших глазах. Базаров в разговорах с любимой женщиной делится с ней своими мыслями и взглядами. Убедившись, что она не способна пойти на все те лишения, на которые идет Базаров, он прямо объясняется с ней. И Анна Сергеевна понимает, что перед ней человек, который пожертвует всем, даже любовью, ради своего дела. Многие критики того времени писали, что любовь выбила Базарова из колеи. Но это не так. Конечно, ему трудно, он переживает и ломает себя. И если бы не смерть, Евгений, без сомнения, преодолел бы свою “слабость”, как он называл любовь.
    Во многом странный для нас и не во всем приятный, Евгений Базаров в то же время привлекает нас такими чертами, которые хотел бы видеть в себе и своем избраннике почти каждый человек.
    Нельзя, конечно, принять голое отрицание Базарова.
    Нельзя жить без красоты, искусства, любви к природе.
    И нельзя не согласиться с одним молодым поэтом:
    Природа – храм, не только мастерская,
    Где не учли такого пустяка,
    Что можно, все тычинки различая,
    Не полюбить ни одного цветка.
    Нет, нет, уж лучше верить сказкам детства,
    Когда мы все с природою на “ты”.
    Ведь вы тогда – вам стоит лишь вглядеться –
    Поймете вдруг, о чем поют цветы.

  3. Многое привлекало Тургенева в его герое: внутренняя независимость, последовательность, стойкость в отстаивании своих убеждений, критическое отношение к действительности. Но многое все же писателя или прямо отталкивало, или внушало очень серьезные опасения. В этом проявлялась не столько либеральная ограниченность Тургенева, сколько прозорливость его как писателя-реалиста. Не случайно как в тексте произведения, так и в высказываниях, статьях, письмах писателя все время ощущается некая двойственность, неопределенность в отношении автора к герою. Тургенев писал А. А. Фету:
    * «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу». В другом письме Тургенев высказывался более определенно: «Мне металась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на погибель — потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего,— мне метался какой-то странный препарат с Пугачевым…».
    Странное соответствие с Пугачевым само по себе чрезвычайно показательно и важно при выяснении авторского отношения к такому герою. Мысль о том, что Базаров — трагическое лицо, не один раз встречается в письмах Тургенева. Но, как известно, величие трагического героя не исключает наличия у него и трагической вины… Трагизм Базарова — в бесплодности его желания подавить в себе человеческие стремления, в обреченности его попыток противопоставить свой разум стихийным и властным законам жизни, неудержимой силе чувств и страстей. В этом отношении очень важны главы, рассказывающие о пребывании Базарова у Одинцовой, когда, по справедливому наблюдению Ю. В. Лебедева,
    * «конфликт романа из внешнего (Базаров и аристократия) постепенно переводится во внутренний план, в душу героя…», и чем дальше, тем сильнее проявляется душевное одиночество Базарова — даже в общении с Аркадием, даже в родительском доме. Его смерть должна была, по замыслу автора, «наложить последнюю черту на трагическую фигуру».
    Тургенев наделил Базарова нетерпимостью ко всему прошлому не потому, что он искажал действительность. В действительности были такие «нигилисты» в русской жизни, и писатель всеми силами души, всем своим талантом стремился предупредить своих читателей о драматических последствиях пренебрежительного отношения к тем духовным ценностям, которые были выработаны в прошлом. Ведь и природа не только мастерская, как утверждает Базаров, но и храм. Речь идет вообще обо всей полноте человеческого существования, человеческих взаимоотношений, о любви, которую Базаров попытался, было свести к физиологии, но именно тут-то и потерпел самое сокрушительное поражение, потому что редко кто из тургеневских героев смог достойно пройти испытание любовью. Базаров не был здесь исключением, хотя его поражение, естественно, зависело от совершенно иных причин, чем, например, поражение Рудина. Вот почему в последние годы советские литературоведы выдвигают на первый план в романе Тургенева очень важную и сегодня идею органической преемственности культурных ценностей в ходе смены одних поколений другими.
    Общественное и историко-литературное значение романа. «Отцы и дети» — одна из вершин художественного мастерства писателя. Накал споров о романе сам по себе свидетельствовал, что он никого не оставлял равнодушным, а это является верным признаком действенности произведения.
    Как и в других тургеневских романах, содержание «Отцов и детей» разворачивается в ограниченном пространстве и всего лишь на протяжении нескольких недель. Но это не помешало писателю дать целую картину русской жизни — более широкую и объемную, чем в его предшествующих произведениях. Важное место в романе занимают идейные споры, которые становятся важным структурным элементом его.
    Герой, представляющий русскую демократическую молодежь со всеми достоинствами и недостатками, силой и слабостью, знаменовал собой начало нового этапа в истории русской литературы. Во многих произведениях последующих десятилетий будет продолжена художественная разработка проблем, образов, мотивов, впервые поднятых Тургеневым. В литературе роману подражали, с ним резко спорили (как, например, Чернышевский в «Что делить?» но в любом случае уже невозможно было пройти мимо тех Художественных открытий, которые совершил Тургенев. Другой великий русский писатель, Достоевский в 1863 г. с сочувствием упоминал «беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на в эгоизм».

  4. Сила личности Евгения Базарова
    Базаров не отрицает самой необходимости принципиальных убеждений. Он только не хочет слепо подчиняться общим правилам, безрассудно следовать за авторитетом. “Мне скажут дело, я соглашаюсь – вот и все”, – это замечание героя говорит о том, что он выступает не против принципиальности во взглядах и поведении вообще, а против рабского преклонения перед отжившими принципами, условностями, традициями.
    Не стремясь к абстрактному идеалу, Базаров всегда остается самим собой при любом повороте событий, что также дано далеко не каждому и свидетельствует о внутренней силе и незаурядности мышления этого человека. Он естественен во всех своих проявлениях, не лицемерит, не кривит душой, не прячет “из вежливости” резкое, но справедливое слово.
    Эти качества тургеневского персонажа, по-моему, не могут не импонировать читателю, потому что поклоняться общепринятым, но далеко не всегда истинно достойным авторитетам, слиться с безликой массой может каждый человек, но далеко не каждый способен сохранить свою духовную цельность, выделиться из толпы, не быть “как все”. На это способен отважиться только человек твердого характера, несгибаемой воли, критического ума. Только по-настоящему сильной личности дано жить по собственным убеждениям и нравственным законам.
    Подобно всем нигилистам любой эпохи, Евгений Базаров очень одинок, не находит искренней и надежной поддержки со стороны общества. Он одинок во всем: в любви, во взглядах на жизнь, даже в своем нигилизме. Именно одиночество, прежде всего, сформировало его как сильную личность, способную выдержать любые удары судьбы.
    Можно говорить об ошибках во взглядах Базарова, не соглашать с некоторыми его убеждениями, но нельзя в целом не уважать этого мужественного человека, не преклоняться перед его умом, целеустремленностью, волей.

  5. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” рассказывает об идейных противоречиях либерального дворянства и нарождающейся демократии. Главное действующее лицо – Евгений Базаров, “нигилист”, как он себя называет. Слово “нигилист” образовано от латинского слова “nugul”, то есть “ничто”, отрицание. Аркадий Кирсанов объясняет, что нигилист – “человек, относящийся ко всему с критической точки зрения”, а его дядя Павел Петрович считает, что это “человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру”. А какой смысл вкладывает в это определение сам Базаров? Главное в жизни Евгения – изучение естественных наук. Поэтому даже на отдыхе в доме Кирсановых он постоянно проводит опыты, ведь для себя он выбрал профессию врача. Базаров – материалист, считает, что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”, а “Рафаэль гроша медного не стоит”. Он отрицает живопись, музыку, поэзию – все, что связано с духовным миром человека. Даже любовь Базаров объясняется лишь с физиологической точки зрения. И в то же время герой Тургенева – умный и сильный человек, он не способен притворяться и лицемерить, готов в жарком споре отстаивать свои убеждения. Базарова возмущает социальная несправедливость в обществе, он понимает, что крепостничество в России себя изжило, и необходимо что-то менять. Для него не существует социальных классов и сословий. Базаров с пренебрежением говорит об аристократическом лоске Павла Петровича, и легко общается с крепостными, лечит их. Себя он считает выходцем из народа, несмотря на то, что его родители – небогатые дворяне. Евгений с гордостью заявляет: “Мой дед землю копал”, и не стесняется этого. Но в богатом аристократическом доме Кирсаоновых существуют свои “принципы”. И старикам, воспитанным на них, сложно понять молодого бунтовщика-“нигилиста” Базарова. Павел Петрович считает его “гордецом, нахалом, циником, плебеем”, Николай Петрович “побаивался молодого нигилиста и сомневался в пользе его влияния на Аркадия”, сам же Аркадий не всегда разделяет убеждения своего друга, потому что сам – романтик, любит природу, музыку. И Базаров подшучивает и иронизирует над всеми обитателями марьинской усадьбы. Однако в своих убеждениях герой не всегда последователен. Отрицая возвышенные чувства, он сам оказывается в их сетях. Любовь к Анне Сергеевна Одинцовой заставила Базарова страдать и мучиться. Но героиня отвергла молодого “нигилиста”, хотя у них и было много общего. И после пережитого герой начинает сомневаться в правильности своих убеждений. Базаров ни с одним героем в романе не находит общего языка, никто не поддерживает его убеждений. Герой остается один, для него наступает переоценка ценностей. Размышляя о краткости человеческой жизни, он теряет веру в свои силы, свое будущее. Героя мучает вопрос: прав ли он в своих убеждениях, не ошибка ли его “нигилизм”. Я считаю, что в идейных взглядах Базарова есть положительные и отрицательные стороны. Прогрессивным является то, что герой стремится к переустройству общества. В отличие от пустых речей Павла Петровича, Базаров не просто говорит, но и действует … В романе Базаров постоянно помогает людям, он старается жить для других. В то же время он сильный, волевой, умеет отстаивать свои убеждения, замечательно владеет искусством спора. Я считаю, что такие люди, как Базаров, “нужны России”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *