Сочинение на тему в чем сила железного стиха лермонтовской сатиры

6 вариантов

  1. Вся лирика Лермонтова наполнена выражением мятежного духа поэта-гражданина. Его протест против угнетения народа, жестокости, бездушия, лицемерия и фальши светского общества выражен в стихотворениях «Смерть Поэта», «Жалобы турка», «Из Андрея Шенье», «1831-го июня 11 дня», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Желанье» и многих других.
    Как человек и поэт Лермонтов формировался в эпоху николаевской реакции. Воспитывался он в семье, близкой к декабристским кругам. Брат бабушки А. Столыпин дружил с Грибоедовым и Рылеевым; другой брат, Д. Столыпин, был близким другом Пестеля. С детства будущий поэт буквально «впитывал» дух свободомыслия. Казни, изгнания, принужденное молчание только разжигали мятежность духа. Лермонтов с ненавистью относился как к деспотизму «господ», так и к пассивности «рабов» («Прощай, немытая Россия!»). Уже в ранних произведениях он противопоставлял миру «господ» и «рабов» образ человека, стремящегося к свободе. Таков поэт, похожий на Байрона, который принимал участие в освободительной борьбе в Италии и Греции:
    Я молод, но кипят на сердце звуки,
    И Байрона достигнуть я б хотел:
    У нас одна душа, одни и те же муки;
    О, если б одинаков был удел!..

    Мотивы гражданской поэзии прорывались уже в стихах 15-летнего Лермонтова. В стихотворении «Жалобы турка» автор, намекая на положение в России, восклицал:
    Там стонет человек от рабства и цепей!..
    Друг! Этот край… моя отчизна!

    Однако юный поэт не собирался мириться с рабством. И в стихотворении «1831-го июня 11 дня» он писал:
    Мне нужно действовать, я каждый день
    Бессмертным сделать бы желал…

    Постоянные поиски смысла жизни, истины и счастья, разочарование и страдание — вот что волнует Лермонтова — поэта, который жаждет действовать. Он порицал свое поколение за то, что оно стояло в стороне от общественной борьбы. Он призывал современников не жить «ошибками отцов и поздним их умом» («Дума»). Поэт предчувствовал, что потомок «прах наш оскорбит презрительным стихом» «обманутого сына» за отсутствие твердых убеждений и сильных чувств, за неспособность на большое дело, на подвиг.
    Сам поэт готов был пожертвовать своей свободой и жизнью во имя дела. В стихотворении «Из Андрея Шенье» он соглашался с таким будущим:
    За дело общее, быть может, я паду,
    Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу.

    Мятежный поэт, переживающий боль за свою родину, оказывается в полном одиночестве среди «пестрой толпы» светского общества. В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен» поэт показывает маскарад бездушных и безликих людей, на котором гибнет живая душа. В этом стихотворении сатирические мотивы переплетаются с элегическими. Вначале поэт рисует надменных, духовно нищих людей «большого света». В «пестрой толпе» звучат «затверженные речи», «мелькают образы бездушные людей». Поэту духовно чужды эти «приличьем стянутые маски». Чтобы забыться, отдохнуть от «блеска и суеты», он погружается в воспоминания о близкой сердцу «недавней старине». Сатира уступает место элегии. Лермонтову дороги родные тархановские места: «…сад с разрушенной теплицей», заросший «спящий пруд», дымящееся село и «туманы над полями». Поэт задыхался в душной атмосфере света, куда определила его судьба. Его жалобы на современную ему жизнь переходят в решительный протест:
    О, как мне хочется смутить веселость их
    И дерзко бросить им в глаза железный стих,
    Облитый горечью и злостью!..

    Мятежная душа поэта бунтует против равнодушия, пассивности, малодушия своего поколения. Поэтому Лермонтова восхищает жизненный подвиг его великого предшественника Пушкина. В то время, когда было запрещено упоминать имя А. С. Пушкина, Лермонтов во всеуслышание заявил, что Поэт потому убит, что «восстал» против высшего света. В ответ на продолжающуюся клевету против погибшего Поэта Лермонтов дописал последние 16 строк. В них он обратился к «жадно стоящим у трона», называя их:
    Свободы, Гения и Славы палачи!
    И грозил им суровой карой за убийство Поэта:
    И вы не смоете всей вашей черной кровью
    Поэта праведную кровь!

    Продолжая традиции Пушкина, Лермонтов ломает рамки общепринятых жанров и создает новый жанр, наиболее подходящий для выражения его мыслей и чувств. «Смерть поэта» — это речь общественного обвинителя, новый образец политической лирики, отличающийся точностью и ясностью языка. Голос Лермонтова то дрожит от сдерживаемого негодования, то полон презрения; его речь то звучит грустно-лирически, то наполнена обличительным пафосом.
    Стихотворение «Смерть поэта» вызвало большое волнение среди современников. Критик В. Стасов писал, что читающая публика и не знала, к кому относятся слова «..вы, жадною толпой стоящие у трона», но все волновались, приходили в глубокое негодование, пылали от всей души. Сила стихов Лермонтова была столь велика, что, как отмечал Стасов, особенно молодежь была готова, «пожалуй, на что угодно». Критик также отмечал, что вряд ли «когда-нибудь в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление».
    В стихотворении «Желание» поэт подчеркивает, что он любит риск и готов сразиться со стихией. Поэт не желает иметь крепкую ладью, которая спасет его от бури.
    Дайте мне челнок дощатый
    С полусгнившею скамьей,
    Парус серый и косматый,
    Ознакомленный с грозой.

    Поэту необходима борьба, чтобы увериться в своих силах и стать вровень со стихией. Чем она яростнее, чем меньше возможности защититься от нее, тем полнее удовлетворение, сильнее гордость. «Буйный спор с дикой прихотью пучин» делает поэта радостным и свободным. Мятежный дух поэта удовлетворен.
    Лермонтов с честью принял у Пушкина эстафету гражданской тематики в русской лирике. Его творчество отразило думы и чувства лучших представителей передовой России.
    Понимая невозможность победы свободы в ближайшее время, Лермонтов утверждал необходимость борьбы за нее во имя будущего. Он вступал в неравный поединок со всеми силами, принижающими личность человека. И не одно последующее поколение воодушевлялось на борьбу за свое человеческое и гражданское достоинство.

  2. Конечно, в поэзии Лермонтова поднимается тема взаимопонимания поэта и толпы, а вернее, отсутствия того самого взаимопонимания. Произведение «Нет, я не Байрон…» раскрывает общее между английским поэтом и самим Лермонтовым, в «Смерти поэта» автор заступается за Пушкина, обвиняя общество в том, что оно погубило поэта. Все эти стихотворения открыто заявляют о творческом кредо поэта, и о том, как необходимо проникаться чужими чувствами, потому и остаются в сердцах читателей.
    У Лермонтова действительно множество замечательных стихотворений. Например, в знаменитом произведении «И скучно, и грустно» автор рассуждает о вечных проблемах, поэтому философская лирика поэта заслуживает отдельного внимания.
    Однако лично меня ни что лермонтовское так не вдохновляет, как его стихи о любви. Казалось бы, это банально, но все-таки удивительно, как поэт, славившийся одновременно великим талантом и сложным характером, изливал свои чувства в лирике. Его боль передается во многих стихотворениях, и заметно, как от самого прекрасного чувства на земле автор мучительно страдал. Для себя я выделила два любимых любовных стихотворения: «Я не унижусь пред тобой», в котором выражается отчаяние лирического героя, и «Нищий», где свои чувства автор сравнивает с ощущениями бедняка, «просящего подаянья». И в том, и в другом произведении избранница жестока по отношению к нему, а его боль так тонко передается нам сквозь строки ямба.

  3. 3
    Текст добавил: Не КиСнИ,в КоНтАкТе ЗаВиСнИ

    М.Ю.Лермонтов начал писать стихи рано: ему было всего 13-14 лет. Он учился у своих предшественников — Жуковского, Батюшкова, Пушкина.
    В целом лирика Лермонтова проникнута скорбью и как будто звучит жалобой на жизнь. Но настоящий поэт гово­рит в стихах не о своем личном «я», а о человеке своего времени, об окружающей его действительности. Лермонтов говорит о своем времени — о мрачной и трудной эпохе 30-х годов XIX века. И дело не в самих жалобах, а в том, что стоит за ними, чем они продиктованы. В юношеском стихотворении «Слава» он говорит:
    К чему ищу так славы я?
    Известно, в славе нет блаженства,
    Но хочет все душа моя
    Во всем дойти до совершенства.
    Пронзая будущего мрак,
    Она бессильная страдает,
    И в настоящем все не так,
    Как бы хотелось ей, встречает.
    Вот настоящая, ясно выраженная основа жалоб Лер­монтова на жизнь, на одиночество, вот основа его негодо­вания, ненависти и презрения. Лермонтов жаловался на жизнь и на свое поколение («Печально я гляжу на наше поколенье…») не потому, что был угрюм и нелюдим, а потому, что был человеком больших требований, больших идеалов и стремлений.
    Все творчество поэта проникнуто этим героическим духом действия и борьбы. Он напоминает о том времени, когда могучие слова поэта воспламеняли бойца для битвы и звучали «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных» («Поэт»). Он ставит в пример купца Калашникова, смело отстаивающего свою честь, или юношу-монаха, бегущего из монастыря, чтобы познать «блаженство вольности» («Мцыри»). В уста солдата-ветера­на, вспоминающего о Бородинской битве, он вкладывает слова, обращенные к своим современникам, твердившим о примирении с действительностью: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри — не вы!» («Бородино»).
    Излюбленный лермонтовский герой — герой активно­го действия. Лермонтовское познание мира, его пророче­ства и предсказания имели всегда своим предметом прак­тическую устремленность человека и служили ей. Какие бы мрачные прогнозы ни делал поэт, как бы ни были безот­радны его предчувствия и предсказания, они никогда не парализовали его воли к борьбе, а лишь заставляли с новым упорством искать закон деяния.
    Вместе с тем каким бы испытаниям ни подвергались лермонтовские мечты при столкновении с миром действи­тельности, как бы ни противоречила им окружающая проза жизни, как бы ни сожалел поэт о несбывшихся надеждах и разрушенных идеалах, все равно он с героическим бес­страшием шел на подвиг познания. И ничто не могло отвратить его от суровой и беспощадной оценки самого себя, своих идеалов, желаний и надежд.
    Познание и действие — вот два начала, которые вос­соединил Лермонтов в едином «я» своего героя. Обстоя­тельства времени ограничили круг его поэтических воз­можностей: он проявил себя главным образом как поэт гордой личности, отстаивающий себя и свою человеческую гордость. От «Жалоб турка» и первых набросков «Демона» (1829) до «Прощай, немытая Россия» и «Пророка» (1841) Лермонтов неизменен в своем отношении к существующе­му строю. Он имел гордое право сказать о себе, обращаясь к кинжалу:
    Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
    Как ты, как ты, мой друг железный.
    («Кинжал», 1838 г.).
    В поэзии Лермонтова общественное перекликается с глубоко интимным и личным: семейная драма, «ужасная судьба отца и сына», принесшая поэту цепь безысходных страданий, усугубляется болью неразделенной любви, а трагедия любви раскрывается как трагедия всего поэтичес­кого восприятия мира. В Лермонтове поражают истинность и огромность его страданий, он рано почувствовал себя средоточием страданий человечества. Его боль открыла ему боль других, через страдания он обнаружил свое человечес­кое родство с другими, начиная от крепостного крестьяни на села Тарханы и кончая великим поэтом Англии Байро­ном.
    Тема поэта и поэзии особенно сильно волновала Лер­монтова и приковала его внимание на многие годы. Для него эта тема была соединена со всеми великими вопроса­ми времени, она была составной частью всего историчес­кого развития человечества. Поэт и народ, поэзия и рево­люция, поэзия в борьбе с буржуазным обществом и крепостничеством — таковы аспекты данной проблемы у Лермонтова. А это, в свою очередь, приводит к стойкой, излюбленной лермонтовской ассоциации: поэт-воин, поэ­зия-кинжал. Причем эти ассоциации были настолько «сросшимися» воедино, что Лермонтов мог взаимозаменять предметы, перенося качества одного на другой.
    О, как мне хочется смутить веселость их
    И дерзко бросить им в глаза железный стих,
    Облитый горечью и злостью.
    Поэтика Лермонтова утверждала и закрепляла великую идею: поэзия есть оружие битвы. Исходя из этих предпо­сылок, нужно вести анализ таких произведений поэта, как «Смерть поэта», «Поэт» и многие другие.
    Стихотворение «Смерть поэта» стоит в центре поли­тической, философской и любовной лирики Лермонтова. В нем — узел всех противоречий эпохи, которые проходят через творчество великого поэта, — от робких первых стихов до дивных песен последних дней. В нем слышен и стон человека от «рабства и цепей», и властный призыв к борьбе с палачами свободы, гения, славы, и пророческое предсказание черных дней для жадной толпы, стоящей у трона.
    Лермонтов в «Смерти поэта» говорит о трагедии Пуш­кина и как о своей личной трагедии, и одновременно как о трагедии эпохи, мира. Он с тревогой видел, как торжест­вующая пошлость в Европе и России атакует поэзию, осаждает гения, попирает героя, втаптывает в грязь досто­инство человека.
    Все это и внесло в стихотворение «Смерть поэта» поэтику битвы, и облик Пушкина наряду с чисто «поэти­ческими» определениями («поэт», «певец») дорисовывается чертами, характеризующими поэта как воина. Отсюда идет повторенное «погиб поэт» (не «умер», не «скончался» — погиб), отсюда идет и «пал» — так пишут о воинах, погиб­ших на поле брани. Дальнейшее «убит», «пал»
    С свинцом в груди и жаждой мести,
    Поникнув гордой головой!.. —
    дорисовывает и образ поэта-воина, и образ сражения, в котором он принимал участие.
    Идущее затем слово «восстал», как и предыдущее «гордый», а также и заключительное «праведная кровь», не только уточняет характер битвы-восстания, не только го­товит рождение знаменитых заключительных шестнадцати строк, но и воссоединяет данное стихотворение со всей лермонтовской политической лирикой, которая будто бы готовила рождение этого вершинного произведения рус­ского гения.
    Обвинение против света и Дантеса («убийцы») пере­росло в обвинение против правительства, против социаль­ного строя в целом.
    Вы, жадною толпой стоящие у трона,
    Свободы, Гения и Славы палачи!
    Таитесь вы под сению закона,
    Пред вами суд и правда — все молчи!
    Дальнейшие строки концовки восстанавливают идею правого суда (вместо суда неправого), но уже в высшей инстанции.
    Но есть, есть божий суд, наперсники разврата!
    Есть грозный судия: он ждет;
    Он недоступен звону злата,
    И мысли и дела он знает наперед.
    Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
    Оно вам не поможет вновь,
    И вы не смоете всей вашей черной кровью
    Поэта праведную кровь!
    Стихотворение «Смерть поэта» является идейно-поэ­тическим центром всего творчества Лермонтова.
    Ближе всего к стихотворению «Смерть поэта» стоит программное произведение «Поэт» (1838). Здесь идея поэта-воина является главной, здесь образ сражения опре­деляет всю тональность стиха. Стихотворение построено на развернутом сравнении кинжала и поэзии. В образах, будто кованных из стали, Лермонтов утвердил естественность и верность этой параллели. Поэт нашел между поэтом и кинжалом черты прямого сходства, что дало абсолютное право на сравнение и взаимозаменяемость поэтических элементов. Эти черты — в заключительных двух стихах четверостишия:
    Никто привычною, заботливой рукой
    Его не чистит, не ласкает,
    И надписи его, молясь перед зарей,
    Никто с усердьем не читает.
    Кинжал был не только оружием боя, но и могучим духовным оружием: выгравированные на нем стихи Корана укрепляют сердце и душу воина, как дамасская сталь кинжала делает твердой руку его господина.
    Лермонтовская параллель кинжал-поэт вырастала из непосредственного равенства поэтических величин, что и дало право на уподобление и развертывание второй части равенства.
    В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
    Свое утратил назначенье,
    На злато променяв ту власть, которой свет
    Внимал в немом благоговенье?
    И вновь появляется знаменитое лермонтовское слово «толпа», «гордая толпа», преображенная революцией:
    Твой стих, как божий дух, носился над толпой
    И, отзыв мыслей благородных,
    Звучал, как колокол на башне вечевой,
    Во дни торжеств и бед народных.
    Надо было быть Лермонтовым, чтобы так открыто и смело присягнуть на верность революционной традиции и назвать излюбленный образ декабристской поэзии («коло­кол на башне вечевой»), который воскрешал всю полноту взглядов дворянских революционеров.
    Среди произведений последних дней «Родина» — сти­хотворение, которым Лермонтов завершает свое творчество и прощается с Россией. Его исповедь, его интимное объ­яснение в любви отчизне начинается словами, в которых слышится и пламенная любовь исстрадавшегося сердца, и трагедия этой любви:
    Люблю отчизну я, но странною любовью!
    Не победит ее рассудок мой…
    «Странная» любовь — любовь, недовольная окружаю­щим и требующая изменения жизни Родины.
    «Не победит ее рассудок мой», — говорит о том, что могучий патриотический инстинкт Лермонтова все время находился в борении с «рассудком», заставлявшим посы­лать проклятия николаевской России. Сложен исход борь­бы «любви» и «рассудка». Борьба носила внешний, времен­ный характер: они еще не узнали друг друга, не ведали того, что и в «рассудке», борющемся с «любовью», жила она же — «святая и разумная» любовь к родине, что и будет развернуто в последующих стихах. Поэт говорит, что у него «не шевелит отрадного мечтанья» ничто — ничто из того, чем восторгается «толпа», «свет». И прежде всего Лермон­тов скажет о «славе, купленной кровью» — она не радует поэта. Не радуют поэта и «темной старины заветные пре­данья».
    «Ни полный гордого доверия покой…» — самая силь­ная по своему революционно-политическому звучанию строка. Лермонтов ею бросил вызов лично Николаю I. Это в каждом его манифесте говорилось о покое, который он гордо предоставляет России.
    И здесь, в этом «удивительном» стихотворении, поэт создает русский пейзаж, который пройдет через всю нашу литературу и живопись и станет как бы эмблемой России:
    Люблю дымок спаленной жнивы,
    В степи ночующий обоз
    И на холме средь желтой нивы
    Чету белеющих берез.
    В лирике Лермонтова вопросы общественного поведе­ния сливаются с глубоким анализом человеческой души, взятой во всей полноте ее жизненных чувств и стремлений. В итоге получается цельный образ лирического героя — трагический, но полный силы, мужества, гордости и бла­городства. До Лермонтова такого органического слияния человека и гражданина в русской поэзии не было, как не было и такого глубокого раздумья над вопросами жизни и поведения.
    Наследник Пушкина, Лермонтов вместе с тем не про­сто его ученик или последователь — он придет русской поэзии новый характер, сказавшийся на всем ее дальней­шем движении.
    Белинский писал о своих впечатлениях от стихов Лер­монтова: «Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце. Да, очевидно, что Лермонтов — поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи историчес­кого развития нашего общества».

  4. Лермонтов и его поэзия &#151 это до конца не изведанная страна, где все огромно, беспредельно и необозримо в своей неповторимости и величии. Читаю снова и снова стихи поэта. Что влечет меня к ним? Красота языка или мудрость мысли, отчаяние мятущейся души или поэзия силы и действия? Скорее всего &#151 все вместе. Поэта волнуют глобальные события, происходящие в стране, судьба родины. Уже в пятнадцать лет он задавал себе вопрос: “К чему глубокие познанья, талант и пылкая любовь к свободе, когда мы их употребить не можем?” На этот вопрос он ответил всем своим дальнейшим творчеством, придя к выводу, что призвание поэта &#151 служить родине. И лира Лермонтова всю жизнь звучала для России, волнуя, будоража, борясь с равнодушием и пассивностью. Недаром его с юности влекла бунтарская поэзия великого романтика Байрона, принимавшего участие в освободительной борьбе у себя на родине, в Италии и Греции.
    Я молод, но кипят на сердце звуки,
    И Байрона достигнуть я б хотел:
    У нас одна душа, одни и те же муки;
    О, если б одинаков был удел!..
    Поэзия Лермонтова &#151 это вечные поиски смысла жизни, истины и счастья, разочарование и страдание. О своем одиночестве в светском обществе, об окружающих его бездушных людях-масках, о холодности рук и душ говорит поэт в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен…” Лермонтов пишет о том, как “большой свет” пытается убить его душу. Стихотворение начинается с картины маскарада. Что раздражает поэта, и почему он пытается “забыться памятью” в “недавней старине”, почему ласкает в душе старинную мечту? Маскарад отвратителен своей фальшью. Это притворство, это маски, прикрывающие бездушие, хранящие пустоту. Они нелепы. Все парадоксально в мире маскарада. “Пестрая толпа” видится поэту “как будто бы сквозь сон”. Мелодия в музыке разрушена. Вместо искренних, доверительных речей слышится лишь “дикий шепот”. Все противоестественно, все лжет. Душа Лермонтова живет “вольной птицей” только тогда, когда он вспоминает:
    …и кругом
    Родные все места: высокий барский дом
    И сад с разрушенной теплицей;
    Зеленой сетью трав подернут
    Спящий пруд,
    А за прудом село дымится…
    Лермонтов скучал и задыхался в душной атмосфере света, куда определила его судьба. В “буре тягостных сомнений и страстей”, как ни ярка, ни властна мечта поэта, она лишь “свежий островок”. При всей ее притягательности мечта хрупка.
    И шум толпы людской спугнет мечту мою,
    На праздник незванную гостью…
    После этого отрезвления от мечты у поэта с необычайной силой рождается желание “смутить веселость их и бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью”. В этих горьких, выстраданных строчках звучит горячий протест против всего, что воплотила в себе светская чернь, и что было особенно отвратительно поэту: фальшь, бездушие, пустота. Этой борьбе Лермонтов был верен до конца своей жизни. И силы для этого давал ему истинный и прекрасный, полный гармонии мир, который всегда жил в его душе.
    Скорбная и суровая мысль о поколении, которое, как казалось ему, обречено пройти по жизни “без шума и следа”, не оставив следа в истории, вытеснила его юношескую мечту о романтическом подвиге. Лермонтов живет теперь, чтобы сказать правду о “плачевном состоянии” его духа и совести поколению безвольному и малодушному, живущему без надежды на будущее.
    К добру и злу постыдно равнодушны,
    В начале поприща мы вянем без борьбы;
    Перед опасностью позорно-малодушны,
    И перед властию &#151 презренные рабы.
    Мятежная душа поэта бунтует против равнодушия, пассивности, малодушия своего поколения. Лермонтов не может примириться с тем, что образованные, гуманно мыслящие люди, усвоив “поздний ум” отцов, старятся в бездействии, живут без всякой цели, покорно склоняя голову перед силами реакции. Поэтому Лермонтова восхищает жизненный подвиг его великого предшественника Пушкина, который “восстал… против мнений света” и поплатился за это жизнью. Его до глубины души возмущает фальшивое, лицемерное сожаление подлых убийц гениального русского поэта. И он бросает им в лицо гневные, убийственные слова и грозит справедливым возмездием:
    Вы, жадною толпой стоящие у трона,
    Свободы, Гения и Славы палачи!
    Таитесь вы под сению закона,
    Пред вами суд и правда &#151 все молчи!..
    Но есть и божий суд, наперсники разврата!
    Есть грозный суд: он ждет;
    Он не доступен звону злата,
    И мысли и дела он знает наперед.
    Лермонтов звал современников к борьбе и к избавлению от рабской неволи. В своем воображении он рисовал гордых героев, людей, верных клятве, гибнущих за волю, за родину, за верность самим себе. Ведь могущественный образ лермонтовской поэзии &#151 буря. Человек, рожденный для бури, тоскует без нее, ищет в ней смысл жизни, поле деятельности. Он, как романтический Мцыри, готов, “как брат, обняться с бурей”. Поэт желает иметь не крепкую ладью, которая спасет его от бури. Нет, он любит риск, хочет один на один столкнуться со стихией.
    Дайте мне челнок дощатый
    С полусгнившею скамьей,
    Парус серый и косматый,
    Ознакомленный с грозой.
    Эти строки из стихотворения “Желанье” говорят о том, что для Лермонтова борьба была естественным состоянием души. Она необходима ему, чтобы увериться в своих силах, стать вровень со стихией. Чем она громадное и яростнее, чем меньше средств защиты от нее, тем полнее удовлетворение, сильнее гордость. “Буйный спор с дикой прихотью пучин” способен сделать поэта радостным и свободным. Через всю жизнь проносим мы в душе образ поэта &#151 тоскующего, смелого, благородного, наделенного могучими страстями, волей и проницательным и беспощадным умом. Поэта, чей мятежный дух заставляет тревожно биться наше сердце, зовет к борьбе с повседневностью и обыденностью.

    М. Ю. Лермонтов

    Стихи
    Биография М. Ю. Лермонтова
    Когда Михаил Юрьевич Лермонтов был маленьким…
    Образ Лермонтова. Реферат

    Сочинения

    М. Ю. Лермонтов о роли и назначении поэта и поэзии. Сочинение
    Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. Сочинение
    М. Ю. Лермонтов о своем поколении. Сочинение
    Жизнь и подвиг Мцыри. Сочинение
    “Мцыри” М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма. Сочинение
    Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова. Сочинение
    Тема родины в творчестве Лермонтова. Сочинение
    В чем трагедия Печорина? Сочинение
    “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова &#151 социально-психологический роман. Сочинение
    По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Материалы к сочинению
    Тексты произведений:
    М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени (278 k)

  5. Сочинение: Мятежный дух в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

    Реферат по теме:
    Ученицы 9 «А»
    класса

    Гимназии №9
    Якубсон Юлии.
    Учитель Смыслова
    Елена Михайловна.

    Коломна
    2002-2003 учебный год.
    Содержание:
    Слово
    о поэте…………………………………………………………………3-5
    Раннее
    творчество поэта…………………………………………………….5-7
    Тема одиночества
    как основная тема творчества поэта…………………..7-8
    М.Ю. Лермонтов и
    эпоха «безвременья» 30х годов………………………9-13
    Заключение…………………………………………………………………..13-14
    Слово
    о поэте.

    Лермонтов и его
    поэзия — это до конца не изведанная страна, где все огромно, беспредельно и
    необозримо в своей неповторимости и величии. Читаю стихи поэта снова и снова .
    Что влечет меня к ним? Красота языка или мудрость мысли, отчаяние мятущейся
    души или поэзия силы и действия? Скорее всего — все вместе. Поэта волнуют
    глобальные события, происходящие в стране, судьба родины. Уже в пятнадцать лет
    он задавал себе вопрос: “К чему глубокие познанья, талант и пылкая любовь
    к свободе, когда мы их употребить не можем?” На этот вопрос он отвечал
    всем своим дальнейшим творчеством, придя к выводу, что призвание поэта —
    служить родине. И лира Лермонтова всю жизнь звучала для России, волнуя,
    будоража, борясь с равнодушием и пассивностью. Недаром его с юности влекла
    бунтарская поэзия великого романтика Байрона, принимавшего участие в
    освободительной борьбе у себя на родине, в Италии и Греции.
    Я
    молод, но кипят на сердце звуки,
    И Байрона достигнуть я б хотел:
    У нас одна душа, одни и те же муки;
    О, если б одинаков был удел!..
    Лирика Лермонтова – летопись становления души, и в этой
    абсолютной искренности – истинно художественное открытие автора. События
    духовной жизни интересуют поэта В момент их свершения. Его волнует сам механизм
    внутреннего движения. Лирический герой всего лермонтовского творчества предельно
    близок автору, в его портрете заключены все сущностные бытийные конфликты, все,
    что в жизни автора не случайно, но является фактом Судьбы. Всему внутреннему
    строю Лермонтова глубоко соответствует бунтарский, байроновский романтизм – с
    тем культом тайной избранности личности, высокой Судьбы, борьбы с Роком, тяги к
    миру – и отторжения от людей: Но русский литературный опыт уже обогащен
    пушкинскими психологизмом и историзмом как основополагающими художественными
    принципами. И творческий метод Лермонтова, во всяком случае до “Героя
    нашего времени”, можно определить как психологический романтизм. В
    романтическом ключе поэт отметает, как мы уже говорили, все случайности жизни,
    то есть все, что в его жизни не от Судьбы, но от случая, от обстоятельств.
    Каждое же событие, “работающее” на Судьбу, воспринятое как ее
    проявление и знак, тщательно психологически исследуется, анализируется. Душа и
    личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и
    смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Таким образом, мы находим
    ключевые слова к миропониманию поэта: оно строится на понятиях личности и
    Судьбы. Эти категории восприняты Лермонтовым во всей их неоднозначности. И сама
    неоднозначность понятий приводит к внутренней конфликтности миросознания поэта.
    Его духовный мир и мир внешний поражают своей раздробленностью, принципиальным
    нарушением взаимосвязей. Лермонтов погружается в исследование сложного
    духовного мира человека, чья мысль вечно бодрствует в стремлении познать истину
    и достичь абсолютного совершенств. Эта тяга к идеалу, к высшему совершенству
    при осознании несовершенства мира и человека есть удивительная, чисто
    лермонтовская трактовка основного романтического конфликта между
    несовершенством мира вообще и идеальными устремлениями личности. В этот внешний
    конфликт романтизма Лермонтов привнес глубочайший внутренний конфликт личности,
    постоянное противоборство разнонаправленных сил – сил добра и зла – в душе
    человека. Исследование духовного мира бесконечно. И эту бесконечность открыл
    русской литературе Михаил Юрьевич Лермонтов. Исследуя истоки добра и зла,
    Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро и зло
    находятся не вне человека, но внутри его, в его душе. Все внимание Лермонтова
    сконцентрировано на духовном пути героя.
    Вхождение Лермонтова в литературу было стремительным. В
    дни смерти Пушкина вся Россия узнала имя его преемника. Лермонтов как бы
    подхватил знамя поэзии, выпавшее из рук Пушкина, когда появилось в рукописных
    экземплярах его знаменитое стихотворение “Смерть поэта”. Но писал
    Лермонтов уже многие годы. Писал, но не публиковал. Лермонтов боготворил
    Пушкина как поэта. Он не был с ним знаком, хотя у них были общие друзья.
    Молодой Лермонтов только мечтал о том, чтобы понести на суд Пушкина свои
    произведения.
    Семнадцатилетний
    юноша превосходил ожидавший его трагический удел:
    За дело общее,
    быть может, я паду,
    Иль жизнь в
    изгнании бесплодно проведу;
    Быть может,
    клеветой лукавой поражённый,
    Перед миром и
    тобой врагами унижённый,
    Я не сниму
    стыдом сплетаемый венец
    Я сам себе сыщу
    безвременный конец…
    В краткой своей
    жизни Лермонтов перенёс муки, которые он предвидел: изгнание, клевету,
    унижения; его подстерёг страшный по равнодушию к гению «безвременный конец».
    Щемящие эти строки, постоянно присутствующее предчувствие гибели «во цвете
    лучших лет», «гроба уединённого», «кровавой могилы» поражают, однако, не только
    предсказанием своей судьбы. Особенное состояние лирического героя позволяет
    воссоздать  высшие, недостижимые ценности бытия, жажду несвершённых идеалов. Сфера
    освоения сущего несоизмеримо расширяется.
    Обычно говорят,
    что поэзия Лермонтова рождена периодом безвременья, наступившим после
    подавления декабристского восстания. Это верно, но с существенным уточнением.
    Лермонтов обогатил поиски современников и последующих поколений истины новым
    дыханием. Ведь именно он постиг духовные катаклизмы как своей, так и любой
    другой эпохи подавления личности. Поэтому значение его завоеваний не иссякает.
    На следующем витке литературного движения на голос великого вдохновенно откликнулся
    А. А. Фет, в начале 20-ого столетия – столь разные выразители этого времени,
    как А. Блок, Ив. Бунин. Да и только ли они?! В наследии Лермонтова неразрывно
    слились конкретно-историческая и широко обобщенная правда о жизни и человеке.
    Вот исток неослабевающей власти лермонтовских открытий.
    Раннее
    творчество поэта.

    Уже ранние стихи
    М. Ю. Лермонтова, полные размышлений, напоминают о жизни и смерти, о добре и
    зле, о смысле бытия, о любви и верности, о прошлом и будущем.
    Редеют бледные туманы   Над бездной
    смерти роковой, И вновь стоят передо мной Веков протекших великаны
    В юности он
    мечтал о жизни светлой и прекрасной. Рисовал в своем воображении свободных и
    гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли. Они верны клятве и способны
    погибнуть за родину, за идею, за верность самим себе. В окружающей жизни их не
    было, и Лермонтов наделял их собственными чертами, своими мыслями, характером,
    своей волей. Таков Мцыри – «любимый идеал поэта», таков и лирический герой
    стихотворения  «Парус»
    ….А он, мятежный, просит бури, Как
    будто в бури есть покой.
    То общество, с
    которым Лермонтов был связан по рождению и воспитанию, стало для него
    олицетворением лжи, жестокости, лицемерия, бездуховности.
    …Мелькают образы бездушных людей,
    Приличьем стянутые маски,
    – Пишет он в
    стихотворении «1е января». Именно поэтому на последующем творчестве поэта лежит
    печать разочарования и одиночества, а в некоторых произведениях звучат даже
    мотивы обреченности.
    Лирическое “я”
    раннего Лермонтова предстает в противоречии между героической натурой, жаждущей
    свободы, активной деятельности, и реальным положением героя в обществе, которое
    не нуждается в его подвигах. Мечты юного Лермонтова о гражданском деянии, о
    славе, желание испытать судьбу роднят его с поэтами-декабристами, с Байроном, с
    их мятежными и гордыми лирическими героями. Эти романтические мотивы звучат в
    стихах “Из Андрея Шенье”: “За дело общее, быть может, я паду…”, “Я грудью шел
    вперед, я жертвовал собой…” , “Я рожден, чтоб целый мир был зритель Торжества
    иль гибели моей…” Однако мечты эти оказываются неисполненными: никто не
    требует от поэта и его лирического героя отваги. Поэт чувствует, что жизнь его
    протекает “без цели”, что он “чужд всему”. Отрицание “толпы людей”, “света”
    носит в ранней лирике Лермонтова всеохватывающий характер:
    Коварной
    жизнью недовольный,
    Обманут
    низкой клеветой…
    Эта фраза
    помогает понять суть претензий героя к обществу. Постепенно все явственнее
    проступают и контуры “толпы”, “здешнего света”, где подлинные ценности
    оказываются поверженными:
    Поверь:
    великое земное
    Различно
    с мыслями людей.
    Сверши
    с успехом дело злое —
    Велик;
    не удалось — злодей.
    В свете, где
    царят “притворное внимание”, “клевета”, “зависть”, “обман” и “зло”, герой
    выглядит “странным”, чувствует себя одиноким и обреченным на непонимание и
    ненависть:
    Настанет
    день — и миром осужденный,
    Чужой
    в родном краю…
    Юношеское
    лирическое “я” у Лермонтова еще во многом условно. Своеобразие его в том, что
    через автобиографические события, детали, впечатления автор представляет своего
    героя как бы в разных ипостасях: то мятежником, то демоном.
    В юношеской
    лирике герой Лермонтова по масштабу своих грандиозных переживаний предстает
    равновеликим мирозданию. Духовная мощь личности не уступает творческой силе
    Бога. В стихотворении “Нет, я не Байрон, я другой… ” он говорит:
    …Кто?
    Толпе
    мои расскажет думы?
    Я
    — или Бог — или никто!
    Его лирическое
    “я” может ощущать гармонию со Вселенной, устремляться в небеса на свою духовную
    родину. В стихотворении “Ангел” он говорит о душе:
    И звуков небес
    заменить не могли
    Ей скучные песни
    земли.
    Но чаще
    лирическое “я” противостоит мирозданию, отвергая его несовершенство и бунтуя.
    Двойственность сознания героя характерна для ранней лирики Лермонтова.
    Тяготение к высшему идеальному миру, к совершенной, осязаемой красоте и
    музыкальности, тоска по земному счастью, человеческому участию и разочарование
    в морали “света”, в любви, дружбе, отрицание ценностей земного бытия,
    стремление обрести гармонию с мировым целым и сознание безнадежности своей мечты
    — все эти противоречия лирического героя заставляют его вглядеться в себя. В
    центре лирики оказывается непрерывный процесс внутреннего размышления, в
    котором тесно спаяны гражданские, философские, интимные переживания.
    Тема
    одиночества как основная тема творчества поэта.

    Поэзия
    Лермонтова — это вечные поиски смысла жизни, истины и счастья, разочарование и
    страдание. О своем одиночестве в светском обществе, об окружающих его бездушных
    людях-масках, о холодности рук и душ говорит поэт в стихотворении “Как
    часто, пестрою толпою окружен…” Лермонтов пишет о том, как “большой
    свет” пытается убить его душу. Стихотворение начинается с картины
    маскарада. Что раздражает поэта, и почему он пытается “забыться
    памятью” в “недавней старине”, почему ласкает в душе старинную
    мечту? Маскарад отвратителен своей фальшью. Это притворство, это маски,
    прикрывающие бездушие, хранящие пустоту. Они нелепы. Все парадоксально в мире
    маскарада. “Пестрая толпа” видится поэту “как будто бы сквозь
    сон”. Мелодия в музыке разрушена. Вместо искренних, доверительных речей
    слышится лишь “дикий шепот”. Все противоестественно, все лжет. Душа
    Лермонтова живет “вольной птицей” только тогда, когда он вспоминает:
    …и кругом
    Родные все места: высокий барский дом
    И сад с разрушенной теплицей;
    Зеленой сетью трав подернут
    Спящий пруд,
    А за прудом село дымится…
    Лермонтов скучал
    и задыхался в душной атмосфере света, куда определила его судьба. В “буре
    тягостных сомнений и страстей”, как ни ярка, ни властна мечта поэта, она
    лишь “свежий островок”. При всей ее притягательности мечта хрупка.
    И шум толпы людской спугнет
    мечту мою,
    На праздник незванную гостью…
    После этого
    отрезвления от мечты у поэта с необычайной силой рождается желание
    “смутить веселость их и бросить им в глаза железный стих, облитый горечью
    и злостью”. В этих горьких, выстраданных строчках звучит горячий протест
    против всего, что воплотила в себе светская чернь, и что было особенно
    отвратительно поэту: фальшь, бездушие, пустота. Этой борьбе Лермонтов был верен
    до конца своей жизни. И силы для этого давал ему истинный и прекрасный, полный
    гармонии мир, который всегда жил в его душе.
    Скорбная и
    суровая мысль о поколении, которое, как казалось ему, обречено пройти по жизни
    “без шума и следа”, не оставив следа в истории, вытеснила его
    юношескую мечту о романтическом подвиге. Лермонтов живет теперь, чтобы сказать
    правду о “плачевном состоянии” его духа и совести поколению
    безвольному и малодушному, живущему без надежды на будущее.
    К добру и злу постыдно
    равнодушны,
    В начале поприща мы вянем без борьбы;
    Перед опасностью позорно-малодушны,
    И перед властию — презренные рабы.
    М.Ю.
    Лермонтов и эпоха «безвременья» 30х годов.

    Мятежная душа
    поэта бунтует против равнодушия, пассивности, малодушия своего поколения.
    Лермонтов не может примириться с тем, что образованные, гуманно мыслящие люди,
    усвоив “поздний ум” отцов, старятся в бездействии, живут без всякой
    цели, покорно склоняя голову перед силами реакции. Поэтому Лермонтова восхищает
    жизненный подвиг его великого предшественника Пушкина, который “восстал…
    против мнений света” и поплатился за это жизнью. Его до глубины души
    возмущает фальшивое, лицемерное сожаление подлых убийц гениального русского
    поэта. И он бросает им в лицо гневные, убийственные слова и грозит справедливым
    возмездием:
    Вы, жадною толпой стоящие у
    трона,
    Свободы, Гения и Славы палачи!
    Таитесь вы под сению закона,
    Пред вами суд и правда — все молчи!..
    Но есть и божий суд, наперсники разврата!
    Есть грозный суд: он ждет;
    Он не доступен звону злата,
    И мысли и дела он знает наперед.
    Лермонтов звал
    современников к борьбе и к избавлению от рабской неволи. В своем воображении он
    рисовал гордых героев, людей, верных клятве, гибнущих за волю, за родину, за
    верность самим себе. Ведь могущественный образ лермонтовской поэзии — буря.
    Человек, рожденный для бури, тоскует без нее, ищет в ней смысл жизни, поле
    деятельности. Он, как романтический Мцыри, готов, “как брат, обняться с
    бурей”. Поэт желает иметь не крепкую ладью, которая спасет его от бури.
    Нет, он любит риск, хочет один на один столкнуться со стихией.
    Дайте мне челнок дощатый
    С полусгнившею скамьей,
    Парус серый и косматый,
    Ознакомленный с грозой.
    Эти строки из
    стихотворения “Желанье” говорят о том, что для Лермонтова борьба была
    естественным состоянием души. Она необходима ему, чтобы увериться в своих
    силах, стать вровень со стихией. Чем она громадное и яростнее, чем меньше
    средств защиты от нее, тем полнее удовлетворение, сильнее гордость.
    “Буйный спор с дикой прихотью пучин” способен сделать поэта радостным
    и свободным.
    В его стихотворениях такая глубокая горечь и печаль, что
    сердце невольно сжимается от боли:
    И скучно и грустно, и некому руку подать
    В минуту душевной невзгоды…
    Эта горечь распространяется не только на него самого, но
    и на все поколение (“Дума”). “Дума” – поэтическая исповедь,
    чистосердечная и печальная. Композиция стихотворения подчинена авторскому
    замыслу: в первом четверостишье высказывается общее суждение о поколении 30-х
    годов:
    Печально я гляжу на наше
    поколенье!
    Его грядущее иль пусто, иль
    темно…
    Последующие
    четверостишья развивают и доказывают мысль высказанную ранее. Мы видим открытое
    и беспощадное отрицание окружающего мира, которое обращено и на всех, и во
    внутренний мир души. Лермонтова огорчает то, что многие его современники живут
    “ошибками отцов и поздним их умом”. Он говорит о декабристах, которые
    смирились, прекратили борьбу. С тревожной болью говорит о том, что у его
    современников – образованных людей – нет ни сильных чувств, ни прочных
    привязанностей, ни убеждений:
    И ненавидим мы, и любим мы
    случайно,
    Ничем, не жертвуя ни злобе,
    ни любви …
    Нравственно
    опустошенные, утратившие цельность мировоззрения, современники поэта не
    способны ни на подвиг, ни на труд. И заканчивается стихотворение убийственным
    выводом, который подготовлен всем ходом рассуждений:
    Толпой угрюмою и скоро
    позабытой
    Над миром мы пройдем без шума
    и следа.
    Не бросивши векам ни мысли
    плодовитой,
    Ни гением начатого труда.
    Какая
    ирония звучит в словах!
    Мы жалко бережем в груди
    остаток чувства…
    Мы иссушили ум наукою
    бесплодной…
    К добру и злу послушно
    равнодушны…
    “Дума”
    – это сатира и элегия. Поэт говорит от лица той интеллигенции, которая не
    хотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не могла.
    Безусловным
    шедевром русской лирики является стихотворение “Выхожу один я на
    дорогу”. В нем проявилось исключительное мастерство поэта в изображении
    переживаний лирического героя. Перед нами изумительные картины природы, которые
    подчеркивают мысли об одиночестве героя. Стихотворение сопровождается
    риторическими вопросами: “Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего?
    Жалею ли о чем?” Автор показывает нам, что невозможно найти спокойствие в
    общении с природой. Это только мечта, желание, а не реальность:
    Уж не жду от жизни ничего я,
    И не жаль мне прошлого
    ничуть…
    Показывая переживания лирического героя от отчаяния до
    умиротворенности, автор дает нам возможность почувствовать, что грусть его
    светла. Контраст, который обнажил в самом начале стихотворения поэт, – это
    контраст природы и внутреннего состояния человека:
    В небесах торжественно и
    чудно!
    Спит земля в сиянье
    голубом…
    Что же мне так больно и так
    трудно?
    Жду ль чего? жалею ли о чем?
    Таким образом, мы видим, что во многих стихотворениях Лермонтова явно
    чувствуется грусть, тоска, одиночество. Противоречия между героем и миром
    углубляются и расширяются. Эти противоречия связаны и с личной жизнью героя, и
    с особенностями эпохи, в которой он жил. Недаром он говорил: “Я поэт
    другой эпохи”.
    “Тема творческой личности в лирике М. Ю. Лермонтова”
    …Содержание, добытое со дна глубочайшей и могущественнейшей натуры,
    исполинский взмах,  демонский полет, с небом гордая вражда… Вот уже в который
    раз, но всегда с волнением и трепетом открываю томик стихотворений Лермонтова.
    На первой странице портрет поэта. Больше всего в нем поражают глаза – глубокие,
    умные, проникающие в душу, глаза, которые производили неотразимое впечатление
    на современников. Снова и снова перечитываю любимые стихи, они звучат во мне, я
    как будто слышу низкий, бархатистый голос Лермонтова, читающий о пламенной
    страсти к свободе – страсти, испепелившей душу гордого Мцыри: Она мечты мои
    звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах
    прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы. В лирическом герое покоряет
    страстность, жадное желание дела, активное вмешательство в жизнь: Мне нужно
    действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал, как тень Великого
    героя, и понять Я не могу, что значит отдыхать. Ровное, спокойное течение жизни
    не для него, его мятежный дух “просит бури, как будто в бурях есть
    покой”.
    Читаю негромко вслух, стараясь передать интонацией чувства, которые
    волновали поэта: «И скучно и грустно, и некому руку подать»… Сжимается сердце
    от элегической грусти, мне кажется, что я чувствую то же, что и лирический
    герой, и для меня жизнь – “пустая и глупая шутка”. Печально смотрит
    поэт на свое поколение, горько ему оттого, что “в бездействии состарится
    оно”, болит душа за “его грядущее”, которое “иль пусто, иль
    темно”. Это не пессимизм; может быть, это настроение “в минуту
    душевной невзгоды”. Скорее всего, эти горькие строки зовут к действию, к
    борьбе, разоблачают общественные пороки. Быть поэтом, утверждал Лермонтов,
    значит, совершать высокий гражданский подвиг, звать народ к борьбе за свободу,
    воспламенять бойца для битвы. А какой неслыханной смелостью нужно обладать,
    чтобы прямо назвать косвенных убийц Пушкина “свободы, гения и славы
    палачами” и напомнить им о суде Божьем и народном. Почти зримо представляю
    себе лирического героя: смелого, гордого, бунтующего, разочарованного и
    бесконечно одинокого. Он страдает, окруженный “пестрою толпою”,
    вокруг него “суета”, “блеск” маскарада, ему хочется
    вырваться отсюда “вольной птицей”. И вдруг мечта уносит его в
    прекрасный мир, полный ярких и нежных красок. Это мир природы и мир детства,
    где поэт чувствует себя счастливым. Но счастье это очень кратковременно – шум
    людской толпы прогоняет мечту, “на праздник незваную гостью”.
    Сила писателя – в умении находить такие слова, которые заставляют наше воображение
    рисовать и картины природы, и мир чувств, и действия персонажей. “В…
    лирических произведениях Лермонтова, – писал В. Г. Белинский, – виден избыток
    несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет
    надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства
    человеческие, при жажде жизни и избытке чувства… Нигде нет пушкинского
    разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые омрачают душу, леденят
    сердце… Да, очевидно, что Лермонтов – поэт совсем другой эпохи и что его
    поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития общества…”.
    Мотив одиночества звучит во многих стихотворениях Лермонтова: “стоит
    одиноко на голой вершине сосна”, “одна и грустна на утесе горючем
    прекрасная пальма растет”, “одиноко он (утес) стоит, задумался
    глубоко…”, “одинок я – нет отрады”, “выхожу один я на
    дорогу”. Откуда это ощущение одиночества? Ведь Лермонтов был так молод,
    его окружали друзья. Исследователи считают, что ощущение одиночества идет от
    его творчества, от его внутреннего мироощущения.
    В ту эпоху невозможно было преодолеть отчуждение от времени, вернее, от
    “безвременья” ЗО-х годов. Лирический герой Лермонтова несчастлив в
    любви. “С слезами горькими, с тоскою” просит он любви, но оказывается
    жестоко обманутым в лучших своих чувствах. Его герой, наверное, не испытывал
    никогда таких чувств радости, удовольствия, полноты жизни, как у Пушкина в
    “Зимнем утре”. Но были и у него редкие минуты счастья, доверия,
    свободного дыхания: С души как бремя скатится Сомненье далеко – И верится, и
    плачется, И так легко, легко… Проходят годы, но, перечитывая Лермонтова, мы
    каждый раз восторгаемся неповторимым лирическим содержанием его поэзии и думаем
    о нем как о живом. Пленяют нас в Лермонтове и сила пламенных страстей, и глубокий
    ум, и прямота, честность, и высокая требовательность к себе и другим. С детских
    лет отзывается в наших сердцах благородный голос Лермонтова, пробуждающий
    отвагу, утверждающий чувства долга и чести.
    Заключение.
    Все творчество поэта — это его размышления о смысле жизни, о судьбе и
    назначении отдельного человека и целого поколения, о смерти и бессмертии, о
    вечности и природе. Это почти всегда внутренний напряженный монолог,
    чистосердечная исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них.
    Творчество М. Ю. Лермонтова — послепушкинский этап в развитии русской
    поэзии. В нем отражен важный период в общественном сознании передовой
    дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и
    политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена
    возможности открытой борьбы. Сознание распавшейся связи времен порождало
    чувство собственной исторической несвоевременности, усугубляло свойственные
    Лермонтову вселенский масштаб отрицания, вражду со “светом”, с “толпой” и с
    Богом, создавшим мир, где попирается добро и справедливость. Не веря в
    ближайшую победу свободы, Лермонтов своим творчеством утверждал необходимость
    борьбы за нее во имя будущего. Во многом опережая свое время, он вступил в
    неравный поединок со всеми силами, принижающими личность человека. В. Г.
    Белинский считал его талант могучим “по величине и блеску”, видел в нем
    народного поэта, выдвигавшего в своем творчестве на первый план “нравственные
    вопросы о судьбах и правах человеческой личности”, а поэзию Лермонтова назвал
    “бездонным океаном” мыслей и чувств.
    Лермонтов – пророчески мудрый и бесконечно талантливый! И как тут не
    вспомнить обращенные к молодому поколению нашей страны слова А. В.
    Луначарского: «Наша молодежь должна знать подлинного Лермонтова и должна чтить
    его, ибо он ее родной старший брат; он всю жизнь был молод, но молодость его
    кипела страстью, протестом и тоской».
    А. В. Луначарскому удалось обозначить то, что Белинский назвал
    «лермонтовским элементом» – мятежную, грозовую и вместе с тем светоносную атмосферу
    поэзии Лермонтова,– и сказать, кому она сегодня принадлежит. Лермонтов, о
    котором Белинский говорил, что «он поэт русский в душе – в нем живет прошедшее
    и настоящее русской жизни», принадлежит не только России, но и всему
    человечеству. И тот же Белинский был глубоко убежден в том, что Лермонтов
    понятен и доступен всем, каждому из людей. « …Невольно удивляешься, – писал
    критик,– как все в нем просто, легко, обыкновенно и в то же время так
    проникнуто жизнью, мыслью, так широко, глубоко, возвышенно… Что же еще он
    сделал бы? какие поэтические тайны унес он с собою в могилу? кто разгадает
    их?..»
    А вот на эти вопросы нет, к сожалению великому, и не будет ответов. Но
    жизнь ответила на главный вопрос, который остро интересовал современников
    Лермонтова: как долго будет жить его наследие? И ответила так: оно будет жить
    вечно!
    Список
    литературы:

    1.
    Русская Литература. Советская Литература. Справочные материалы. Москва
    «просвещение» 1989. Составитель Л.А. Смирнова
    2.
    Михаил Юрьевич Лермонтов. Москва «Детская Литература» 1989.
    К.
    Ломунов.
    3.
    Торжественный венок. Москва «Прогресс» 1999.  Составитель
    С.С.
    Лесневский.
    4.
    М.Ю. Лермонтов. Сочинения. Том 1; Том 2. Москва издательство «Правда» 1988.
    Составления и комментарии И.С. Чистовой.
    5.
    Мятежный дух лирики М.Ю. Лермонтова. «Костёр» 2002.
    6.
    В.Г. Белинский Собрание сочинений в 9-ти томах, т.3, статья «Стихотворения М.
    Лермонтова» 1841г. Москва, «Художественная литература» 1978г.

  6. Писать стихи Лермонтов начал еще в детстве. Не прекращал он литературных занятий ни в Благородном пансионе, ни в юнкерский период. Одно из первых произведений, появившихся в печати, была поэма “Хаджи Абрек”, опубликованная без ведома автора в 1835 году. По воспоминаниям одного из мемуаристов, Пушкин, прочтя поэму, высоко оценил ее и предсказывал поэту большое будущее. Широким читательским кругам имя Лермонтова стало известно после разошедшегося в многочисленных списках его стихотворения “Смерть Поэта”.
    Погиб поэт! — невольник чести —
    Пал, оклеветанный молвой,
    С свинцом в груди и жаждой мести,
    Поникнув гордой головой!..
    Эти гневные и трагические строки прозвучали в траурные дни гибели А. С. Пушкина. В эти дни Россия вновь обрела великого поэта — Михаила Юрьевича Лермонтова. Обрела, чтобы через четыре года оплакать его гибель.
    Тематика стихотворений Лермонтова необычайно широка. За свою короткую жизнь он создал огромное количество философских, романтических, патриотических стихотворений, о любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. Безумное увлечение юным Лермонтовым поэзией великого английского романтика Байрона определило его принадлежность к литературному направлению, которое носит название бунтарского, байроновского романтизма.
    Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Таким образом, мы находим ключевые слова к миропониманию поэта: оно строится на понятиях “личность” и “судьба”. Лермонтов исследует сложный духовный мир человека, чья мысль вечно бодрствует в стремлении познать истину и достичь абсолютного совершенства. Эта тяга к идеалу при осознании несовершенства мира и человека есть удивительная, чисто лермонтовская трактовка основного романтического конфликта между несовершенством мира вообще и идеальными устремлениями личности. В этот внешний конфликт романтизма Лермонтов привнес глубочайший внутренний конфликт личности, постоянное противоборство разнонаправленных сил — сил добра и зла — в душе человека.
    Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро, и зло находятся не вне человека, но внутри него, в его душе.
    К раннему периоду творчества поэта относятся произведения, созданные не без влияния великих мастеров слова. Поэтому не случайным кажется нам его сопоставление себя с Байроном:
    Нет, я не Байрон, а другой,
    Еще неведомый избранник.
    Как он, гонимый миром странник.
    Но только с русскою душой.
    В этом лермонтовском стихотворении уже звучат главные мотивы его будущего творчества: ощущение своего предназначения и одиночества. Лермонтов описал состояние души и путь русского поэта “эпохи безвременья”.
    Тема поэта и поэзии вообще занимает значительное место в лирике Лермонтова. Особо надо отметить вышеупомянутое стихотворение “Смерть Поэта”, созданное в состоянии аффекта, которое вызвала смерть Пушкина. В этом произведении Лермонтов гневно обличает общество, не сумевшее уберечь светоча русской поэзии. Последние строки напрямую направлены против правящего режима, который автор считает также виновным в гибели Пушкина:
    Вы, жадною толпой стоящие у трона.
    Свободы, Гения и Славы палачи1.
    Таитесь вы под сению закона,
    Пред вами суд и правда — всё молчи…!
    В своих лирических размышлениях Лермонтов реалистически подошел к вопросу о способности своего поколения выполнить историческую миссию. Остро и трагически прозвучала эта -тема в стихотворении “Дума”, своеобразной поэтической ис поведи. Высказывая общее суждение о поколении 30-х годов, Лермонтов с нескрываемой болью говорит о пассивности современников, пустоте и бесцельности их жизни:
    Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее — иль пусто, иль темно…
    Лермонтова огорчает то, что многие его современники живут “ошибками отцов и поздним их умом”. Он говорит о декабристах, которые смирились, прекратили борьбу. С тревожной болью пишет о том, что у его современников — образованных людей — нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни убеждений:
    И ненавидим мы, и любим мы случайно,
    Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви…
    “Дума” — это сатира и элегия. Поэт говорит от лица той интеллигенции, которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не могла. И заканчивается стихотворение убийственным выводом, который подготовлен всем ходом рассуждений:
    Толпой угрюмою и скоро позабытой
    Над миром мы пройдем без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.
    В лирических произведениях Лермонтова постоянно возникает тема одиночества. Звучит она и в произведениях, на первый взгляд посвященных природе. В этой природе все подчинено тем же законам, что и в человеческом мире. Достаточно простого перечисления, чтобы понять, что поэтические образы, рожденные личностью поэта, отражают судьбу одинокого человека, самого Лермонтова: “парус одинокий”, “стоит одиноко сосна”, “одиноко стоит” старый утес. Стихотворения такого типа основаны на развернутой метафоре, олицетворении, их можно назвать аллегорическими. Так, в стихотворении “Выхожу один я на дорогу…” проявилось исключительное мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя. Перед нами изумительные картины природы, подчеркивающие мысли об одиночестве. Стихотворение сопровождается риторическими вопросами: “Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?” Автор показывает нам, что невозможно найти успокоение в общении с природой. Это только мечта, желание, а не реальность:
    Уж не жду от жизни ничего я,
    И не жаль мне прошлого ничуть…
    В поздней лирике Лермонтова природа часто изображается умиротворенной и умиротворяющей, воплощая собою совершенство и гармонию. Особенно часто эти чувства вызывают небо и звезды. Но гармония природы может быть противопоставлена дисгармонии в душе человека:
    В небесах торжественно и чудно!
    Спит земля в сиянье голубом,
    Что же мне так больно и так трудно?..
    Чувство одиночества, неверие в возможность взаимопонимания между людьми придают особый колорит и теме любви в лирике Лермонтова. Разлад между мечтой и действительностью проникает и в это прекрасное, светлое чувство. Вот почему в его стихах не встречаются строки о счастливой взаимной любви — любовь приносит не радость, а грусть и страдания.
    В стихотворении “Нищий” мы читаем:
    Так я молил твоей любви
    С слезами горькими, с тоскою;
    Так чувства лучшие мои
    Обмануты навек тобою!
    Аналогичные переживания отражены в стихотворении “(Я не унижусь пред тобою…)”:
    Я не унижусь пред тобою;
    Ни твой привет, ни твой укор
    Не властны над моей душою.
    Знай: мы чужие с этих пор.
    Ты позабыла: я свободы
    Для заблужденья не отдам…
    Положительным идеалом поэта являлась родина. С признательностью русскому народу и с восторгом пишет Лермонтов о сражении в стихотворении “Бородино”. Рассказ о войне доверен старому солдату. Характерно, что Лермонтов сумел показать народный взгляд на войну. И говорит солдат просторечным языком, с характерными пословицами и поговорками. Даже неправильность речи (“постой-ка, брат мусью”) подчеркивает уважительное отношение поэта к простому солдату. Напряженность битвы передается подбором особой лексики:
    Звучал булат, картечь визжала,
    Рука бойцов колоть устала,
    И ядрам пролетать мешала
    Гора кровавых тел.
    Солдат, ведущий повествование, не один, он выступает от имени всех. При этом постоянно подчеркивает общность патриотических настроений:
    И умереть мы обещали,
    И клятву верности сдержали
    Мы в Бородинский бой.
    Поэт постоянно подчеркивает общее отношение к войне как к серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй, основное в стихотворении: общность людей перед лицом врага. Солдатам не свойственны хитрость и изворотливость: “Уж мы пойдем ломить стеною…” Основная мысль стихотворения выражается в словах: “Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…” В этих словах упрек настоящему поколению великого прошедшего, полного славы и доблести:
    Да, были люди в наше время,
    Могучее, лихое племя:
    Богатыри — не вы.
    Плохая им досталась доля:
    Немногие вернулись с поля,
    Когда б на то не божья воля,
    Не отдали б Москвы!
    Любви к родине посвящено в стихотворение “Родина”:
    Но я люблю — за что, не знаю сам —
    Ее степей холодное молчанье,
    Ее лесов безбрежных колыханье,
    Разливы рек ее, подобные морям…
    Все мило для поэта: “и дымок спаленной жнивы”, и белеющие березы, и избы, покрытые соломой.
    Лирические произведения Лермонтова отражают глубину восприятия им окружающей жизни, душевные переживания поэта и богатство его внутреннего мира.
    Поэзия Лермонтова —: исповедь независимого и свободного духом человека, отданного во власть деспотизма. В его творчестве заключен страстный призыв к мятежу, к подвигу. Его “железный стих, облитый горечью и злостью” в известной степени подготовил поэзию Некрасова, став как бы мостиком между Пушкиным и великим певцом “мести и печали”.
    Л. Н. Толстой находил у Лермонтова необычайную глубину нравственного чувства, дух поиска истины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *