Сочинение на тему в чем смысл противопоставления данко и ларры
11 вариантов
План
Введение
В рассказе М. Горький описывает образ жизни двух героев: Данко и Ларры.
Основная часть
Данко — сильный человек, который умер ради людей.
Данко верит в собственные силы.
Данко готов жертвовать собой.
Основные черты характера Ларры — индивидуализм, эгоистичность, гордыня.
Ларра стремится возвыситься над людьми.
Заключение
Противопоставление Данко и Ларры помогает автору раскрыть образ рассказчицы — Старухи Изергиль.
В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» автор, используя две легенды, рассказанные Изергиль, описывает образ жизни двух героев: Данко и Ларры.
Данко — сильный человек, который умер ради людей. Отличительной чертой его характера является гордость. Данко обладал сильным характером: готов был ценой собственной жизни провести людей через непроходимый лес. Сила духа, внутреннее совершенство в библейских сказаниях воплощалось во внешне красивых людях. В древности считалось, что человек красивый внешне, хорош и внутренне: «Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые — всегда смелы». Данко верит в собственные силы, а не тратит «силы на думу да тоску». Герой готов помочь людям выйти из тьмы, обрести настоящую свободу. Обладая сильным характером, Данко берет на себя роль вожака, и люди «дружно все пошли за ним — верили в него». Герой не трусит, не боится трудностей в пути. Сначала люди охотно идут за ним, но у них не хватает силы духа вынести все тяготы пути. Они начинают роптать: «Ты — ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!» Данко готов жертвовать собой до конца: «он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». Освещая темный путь своим сердцем, Данко вывел людей из непроходимой чащи леса, туда, где «сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река». В финале сказания Данко погибает. Перед читателем возникает вопрос: поняли ли люди то, что сделал для них Данко. Один осторожный человек наступил «на гордое сердце ногой». Данко обладал такими чертами характера, которые не позволили ему поступить по-другому. Он вырвал своё сердце из груди и осветил им путь, так как считал это единственно верным для себя решением.
В рассказе «Старуха Изергиль» Данко противопоставлен Ларру. Ларра тоже обладает сильным характером. Основные черты его личности — индивидуализм, эгоистичность, гордыня. Выше всего на свете Ларра ставит свои эмоции, чувства, переживания, желания, не заботясь о том, что хотят окружающие его люди. Он стремится возвыситься над людьми. Автор обрекает Ларру на вечное одиночество. Гордыня — смертный грех, именно она разрушила человеческое в сердце Ларры.
Противопоставление Данко и Ларры помогает автору раскрыть образ рассказчицы — Старухи Изергиль, которая, рассказывая о своем идеале и антиидеале, уверена, что ее жизнь посвящена любви. Изергиль думает, что она ближе к самопожертвованию и безграничной любви Данко, но на самом деле ей присущ индивидуализм, эгоистичность Ларры. Так автор раскрывает собственную позицию, своё отношение к жизни.
Рассказ «Старуха Изергиль» занимает важное место в творчестве Максима Горького. Автор мастерски сочетает в нём черты реализма и романтизма. Оригинально и композиционное построение рассказа: реалистическое повествование о жизни Изергиль обрамляется двумя романтическими легендами – о Ларре и Данко. Писатель в небольшом по объему произведении задаёт главные вопросы человеческой жизни: что есть свобода – отчужденность Ларры или самопожертвование Данко? Что есть преступление?
Заметим, что убийства совершают все основные герои: Ларра, который умертвил девушку, не пожелавшую подчиниться его воле; старуха Изергиль не щадит молодого солдата ради возлюбленного шляхтича; Данко убивает себя ради других людей. Все персонажи обрывают жизнь, свою или чужую, но делают это по разным причинам. В чем же смысл противопоставления Ларры и Данко, ведь Горький не просто так сочетает в рассказе две легенды о столь разных героях? И если в старухе Изергиль сочетаются как положительные, так и отрицательные качества, то Данко и Лара – совершенно противоположные типы героев. Итак, рассмотрим эти образы подробнее.
Образ Ларры представляет собой решительное осуждение индивидуализма и эгоизма. Это двадцатилетний юноша – сын орла: «Глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Вернувшись к людям, Ларра оказывается не в состоянии подчиниться законам человеческого общества. Те качества, которые характерны для орла, которыми восхищаются, не находят понимания в обществе людей. И общество его отвергает, а преступление, совершенное Ларрой, обрекает его на вечное презрение и одиночество: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот так был поражен человек за гордость». Ларра хотел свободы, он ее получил. Но этого ли он хотел? Нет! Та «свобода», которую получил герой, стала его же проклятием. Но таковы были нравственные последствия теории сверхчеловека, которая имела в России на рубеже Х1Х-ХХ веков много сторонников.
Легенда о Данко – совершенно иная. В ней рассказывается о юноше, сердце которого загорелось великой любовью к людям. Волю молодого человека Горький противопоставляет безволию толпы. Это смелый юноша, который повел свой народ к свету, к лучшей жизни. Но какой ценой? Ценой собственной жизни. Он вырвал сердце из груди, и оно «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям». Образ «горящего сердца» – символ жертвенного служения людям, всему человечеству.
Казалось бы, вот он – идеальный герой! Но нельзя не обратить внимание на «осторожного человека», который наступил на сердце Данко. Почему он так поступил? Может быть, люди боятся таких смельчаков? Ведь они до конца не осознали той жертвы, которую принес во имя любви к ним юноша, – они просто ее приняли. Чего боялся «осторожный человек»? А может, такие самоотверженные и смелые люди, как Данко, не нужны обществу? К сожалению, Горький оставляет этот вопрос открытым, предоставляя возможность читателю домыслить ответ самостоятельно. Но на вопрос о том, стоила ли свобода толпы жизни такого выдающегося человека, как Данко, история дает свой ответ. Идея жертвенного служения людям сыграла в нашей жизни не только положительную, но и отрицательную роль.
После рассмотрения образов Ларры и Данко становится ясно, насколько они противоположны: один – гордый и эгоистичный, другой – бесстрашный и самоотверженный. Интересно, как общество относится к ним? Люди отвергают Ларру, он проклят ими, ведь он добивался свободы духа, всеобщего признания только для себя. Но эти же люди отвергают и Данко! Ведь юноша жертвует собой ради «свободы» окружающих, а не для себя, стремится привести их к лучшей жизни! И Ларра, и Данко как бы подведены под одну черту: общество не признало ни одного, ни другого.
Я считаю, что Горький, противопоставляя таких разных героев, стремился найти ответ на вопрос: каким должен быть человек, чтобы его приняло общество? Конечно, автор преувеличивает, наделяя своих героев либо только отрицательными качествами, либо только положительными, но ведь это – романтическое произведение. Цель достигнута: писатель обозначил проблему – человек и общество. Это проблема нравственного искания, выбора жизненного пути, по которому последует каждый из нас.
Я думаю, что именно в этом и состоит смысл противопоставления героев, выбор же пути остаётся за читателем.
Центральной темой романтических рассказов становится тема свободы. Автор не принимает тот вариант свободы, который описывается в рассказе «Макар Чудра», в легенде о Ларре, да и в самом рассказе о старухе Изергиль. Убийство и отчуждение к людям – слишком высокая цена за романтическую свободу. Но и прорыв к свободе Данко тоже ведет к смерти главного героя. После прочтения легенды о Данко остается вопрос, достойны ли свободы и счастья люди, которые чуть не убили своего спасителя и даже не заметили его смерти (а кто заметил – осторожно наступил на его сердце). Получили ли они свободу или в эту солнечную степь они принесут трусость и злобу, о которой узнали, живя в лесу, в ядовитом смраде болот? Настоящую свободу повествователь видит вокруг себя, в реальном мире, в сильных мужчинах и женщинах, которые, смеясь, идут к.морю, в их песне, льющейся «разноцветными ручьями». Свободу символизирует и природа вокруг него: шумящее море, широко раскинувшаяся необъятная степь, небо, «украшенное золотистыми крапинками звезд». Наконец, величайшим чудом, которое он сравнивает с горящим сердцем Данко, герой признает человеческую фантазию, «создавшую столько красивых и сильных легенд». Именно в способности человека творить писатель видит настоящую свободу, что он и подтверждает всем своим творчеством.
М. Горький избрал удачную форму сказочной легенды, чтобы в иносказательной форме донести до читателя, каким исключительным, сильным и свободным может быть человек, и как важно направить эти качества в благое русло.
И Данко, и Ларра — те самые исключительные люди. Они схожи в своей душевной силе, свободе мысли, широте взглядов, несгибаемой воле и уверенности в себе. Но одно кардинально их отличает: все эти качества Ларра использует на благо себе, а Данко — на благо людям. И один этот «вектор направленности» человека превращает Данко и Ларру в антиподов. Ларра в своей ослепляющей гордыне презирает весь мир, ставит свою волю и свои желания превыше любого закона, считает, что вправе решать даже то, жить ли человеку или умереть. Он свободен! Он всемогущ! Он велик!.. Но автор показывает, как убийственна такая исключительность. На презрение к народу народ ответит тем же, а не нашедшая успокоения душа вечно будет страдать и метаться.
Именно благодаря художественному приему противопоставления образ Данко на фоне Ларры вызывает еще большее восхищение. Несмотря на недоверие и даже обвинения ведомых им сквозь чащу людей, он жертвует своею жизнью ради их спасения. Несмотря на свою фантастичность, образ вынутого из груди пылающего сердца как нельзя более точно характеризует всеобъемлющую любовь героя легенды к народу. В легенде о Данко можно угадать настроение и ожидание самого Горького: он жаждет прихода такого преданного народу человека, который выведет его из темноты «леса», такими мрачными красками описанного автором: в этом аллегорическом лесу «так темно, точно в нем собрались сразу все ночи». Как похоже это на сгустившийся над Родиной писателя мрак!
Смысл противопоставления Ларры и Данко состоит в том, чтобы подчеркнуть: наличие у человека огромных способностей, воли, таланта и других качеств, которые выделяют его из толпы, делают, в некотором роде, сверхчеловеком, — еще не гарантия того, что этот человек хорош. Без правильного устремления, без любви и моральности эти сверхчеловеческие качества становятся демоническими. Поэтому задача общества — не только развивать способности и ум человека, но и учить его быть любящим, бескорыстным и жертвенным.
Богатый жизненный опыт дал М. Горькому обильный материал для его первых произведений. В эти же ранние годы вырабатываются главные идеи и темы его творчества. Это, прежде всего, идея активной личности.
В рассказе “Старуха Изергиль” повествование строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерное противопоставление двух мировоззрений. Герой-повествователь – носитель общественного сознания принадлежит к тем, о ком говорят: “Стариками родитесь вы, русские.
Мрачные все, как демоны”, и романтические
герои – красивые, смелые, сильные люди, которые по жизни “шли, пели и смеялись”. Романтический герой и общество – как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, ставится вечный вопрос: человек и среда. Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде.
Это ярко проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларры, который открыто нарушил закон общества, противопоставил себя людям, возвысил себя над средой и был наказан вечным одиночеством. Ему противопоставлен герой Данко.
Рассказ о нем построен как аллегория поиска пути из мрака к свету, к лучшей, справедливой
жизни. В Данко писатель воплотил образ вождя народных масс. И образ этот создан в лучших романтических традициях. Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, она враждебна ему.
Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом толпа, как и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками. Данко – герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования.
Итак, мы видим, что Ларра сам виноват в своих пороках, он воплощение цинизма и индивидуализма, а Данко находится на другом полюсе спектра духовных возможностей человека. И смысл противопоставления этих двух героев заключается в том, чтобы ярче показать героизм и самопожертвование одного и агрессивный индивидуализм другого.
(No Ratings Yet)
Loading…
Похожие сочинения:
В чем смысл противопоставления Данко и Ларры? (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”) План I. Поиски героя – сильного и свободного человека. II. Данко и Ларра – исключительные люди. 1. Все дело в “векторе направленности” личности. 2. Всеобъемлющая любовь героя легенды к народу….
ЕСТЬ ЛИ СМЫСЛ В ПОДВИГЕ ДАНКО? (по ранним произведениям М. Горького) Раньше или позже перед каждым человеком встает вопрос – зачем жить? И каждый решает его по-своему. Люди разные. Поэтому одни отбрасывают этот вопрос, погружаясь в суету и поиск материальных благ,…
Данко – “лучший из всех” М. Горький написал романтическое произведение “Старуха Изергиль”, в котором главная героиня – старая, умудренная жизнью женщина – рассказывает легенды о двух сильных личностях: Ларра и Данко. Гордый, “лучший из всех”…
Анализ легенды о Данко из рассказа Горького “Старуха Изергиль” В чем же смысл жизни по Горькому? Он максималист. Этот горячий революционер-романтик считает, что человек должен стать факелом, который осветит людям путь к лучшей жизни. “О смелый Сокол!.. Пускай ты…
Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького “Старуха Изергиль” Время, в которое создавались ранние романтические произведения Горького, было тяжелым и неопределенным: над страной сгущались революционные тучи, были обострены до предела все социальные противоречия. Лучшие писатели-реалисты того времени А. П….
Сочинение на тему: “Легенда о Данко” А. М. Горького” “Легенда о Данко” повествует нам об огромной любви и самопожертвовании во имя людей. Далеко немногие способны на такие поступки, порой кажется, что таких людей просто не осталось. Такая личность как…
Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона в романе “Война и мир” Л. Н. Толстого Нет истинного величия там, где нет Простоты, добра и правды. Л. Н. Толстой Образы Кутузова и Наполеона в “Войне и мире” – это воплощение взглядов Толстого на роль выдающейся личности…
Григорий Печорин и Максим Максимыч, смысл их противопоставления Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч – два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии. Максим Максимыч – рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе…
ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ, СМЫСЛ ИХ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ КЛАССИКА М. Ю. ЛЕРМОНТОВ ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ, СМЫСЛ ИХ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч – два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии….
Две битвы в “Слове о полку Игореве” и смысл их противопоставления Игорь Святославович Новгород-Северский, его сын – Владимир Путивльский, племянник – князь Святослав Олегович Рыльский, вместе с дружиной, присланной от Ярослава Всеволодовича Черниговского, выступили в поход на половцев, не сговорившись с…
Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого “Войнам мир”. Смысл их противопоставления Народное торжество на Бородинском поле, победа над Наполеоном осмысляется писателем с морально-философской точки зрения как победа справедливости, человечности над злом. В сущности, основная тема нравственно – философского плана эпопеи –…
Идейно-художественное своеобразие рассказа Старуха Изергиль Идейно-художественное своеобразие Композиция рассказа (вступление – легенда о Ларре – рассказ о жизни Изергиль – легенда о Данко – заключение) устанавливает связь между легендой и реальной действительностью. Две легенды в…
Система образов романтических произведений М. Горького Система образов в рассказах Горького полностью подчинена стремлению автора раскрыть основную тему своих произведений. Герои романтических произведений Горького – люди исключительные. Такими изображены Рада и Лойко – герои рассказа “Макар…
В чем смысл жизни? Литературная критика из всех ранних произведений Максима Горького выделила рассказ “Старуха Изергиль” как самый романтический и поэтичный. Его герои – смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о…
В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ? (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”) На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” самый романтический и поэтичный. Его герои – смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре…
ЗНАЧЕНИЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ ГУЛЛИВЕРА ЛИЛИПУТАМ ЗНАЧЕНИЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ ГУЛЛИВЕРА ЛИЛИПУТАМ 1 вариант Книга “Путешествие Гулливера” увидела свет в XVII веке. В фантастической форме Джонатан Свифт изобразил ненавистные ему нравы и порядки в Англии того времени. Давно…
Человек в ранних рассказах А. М. Горького Ранние рассказы Горького наполнены романтизмом, и образ человека в них тоже несколько романтичен. Для него превыше всего свободолюбие и гордость. Читая рассказ “Макар Чудра”, мы встречаемся именно с такими героями,…
Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М. Горького Писателя должно лихорадить от волнения и восторга. Р. Брэдбери Глубина и нежность молдавской ночи, темнота леса, где жарким огнем вспыхнуло сердце Данко, жуткие аккорды разбушевавшейся стихии, где “гордо реет Буревестник,…
Образ героического человека в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ “Старуха Изергиль”, которым писатель стремился…
Герои ранних рассказов Максима Горького Ранние рассказы Горького наполнены романтизмом, и образ человека в них, исполненного свободолюбия и гордости, тоже возвышен и романтичен. Горький талантливо живописал их внешность. Читая рассказ “Макар Чудра”, мы встречаемся именно…
Герои и проблематика романтической прозы Горького Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы – “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”. В первом из них писатель по всем…
В чем смысл жизни? (по ранним рассказам М. Горького) Ему было около двадцати пяти лет, когда однажды весной на берегу Волги он увидел женщину, оказавшуюся на отколовшейся льдине. Он не растерялся – сбросил пальто и устремился к воде. Вдвоем…
Романтические произведения М. Горького Ранняя романтика Горького проникнута поисками активного героя-борца за свободу, за человеческое достоинство. Эпиграфом к жизни такого героя могли бы стать слова из “Песни о Соколе”: “… безумству храбрых поем мы…
Романтизм ранних рассказов М. Горького К романтическим рассказам Горького относятся “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”, “Девушка и смерть”, “Песня о Соколе” и другие. В них герои – люди исключительные. Они не боятся говорить правду, живут честно….
Рассказ “Старуха Изергиль” Максим Горький Рассказ “Старуха Изергиль” Рассказ “Старуха Изергиль” был написан в 1894 году. Как правило, жанр “Старухи Изергиль” определяют как рассказ. Однако жанровая природа этого произведения неоднозначна, поскольку оно включает…
Сочинение на тему: “Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!” Жизнь человека бессмысленна, если в ней нет цели, не правда ли? Думается, с этим согласится подавляющее большинство людей. Невзирая на то, что существование человека конечно и все умирают, все же…
Вопросы и ответы к раннему творчеству А. М. Горького Чем был обусловлен неоромантизм раннего творчества Горького? Неоромантизм раннего творчества Горького обусловлен условиями жизни и творчества писателя. В период нарастания революционного движения нужно было сказать новое слово в литературе, требовался…
Идейно-художественное своеобразие рассказа М. Горького “Старуха Изергиль” Рассказ “Старуха Изергиль” (1895 г.) занимает важное место в раннем творчестве Максима Горького. В произведении явственно ощущаются черты революционного романтизма. Оригинально композиционное построение рассказа: реалистическое повествование о жизни Изергиль обрамляется…
Смысл названия пьесы “Гроза” А. Н. Островского В “Грозе” Островский предпринимает попытку художественного осмысления конфликта между светлыми и темными началами русской жизни, изображая его через семейнобытовой конфликт в купеческой среде, доведенный до трагического противоречия. Название пьесы многозначно…
Идейно-тематическое содержание романтических произведений М. Горького В основе романтической концепции Горького лежат мотивы протеста и бунтарства. Писатель не принял мотива трагического одиночества и обреченности романтического героя прошлого. Поэтому даже трагическая развязка конфликта в романтических произведениях Горького… В чем смысл противопоставления Данко и Ларры?
Ларра открыто противопоставил себя людям. Он выдающийся эгоист. Одиночество его не страшило. Но хитрость и коварство придуманного людьми наказания открылись позже. Они знали, что все-таки Ларра наполовину человек, а человек вечного одиночества вынести не сможет. Муки отверженного будут страшнее смерти. Остается выждать и позже ужасаться, радоваться и учить других: «Вот как был поражен человек за гордость!»
Для Изергиль в этом нет ничего предосудительного. Автор же многочисленными деталями повествования ставит под сомнения жестокую «мудрость» судивших Ларру. Убить за убийство — им мало. Нужно так исхитриться, чтобы Ларра пострадал больше. Тем самым они не пресекают, а увеличивают зло. И на этом фоне заметными становятся трусость, лицемерие, косность толпы. За что, собственно, изгоняют Ларру старейшины? Он всего лишь посмел разговаривать с ними, как с равными. Девушке, к которой он подошел, он тоже нравился. Но переступить ради чувства через общественное мнение она, дочь старейшины, не смогла. Да ведь и не само по себе убийство ужаснуло людей: позже они со знанием дела выдумывали казнь для самого Ларры. Возмутило то, что Ларра убил женщину «так» — открыто, смело, без оглядки на лицемерную общественную мораль: делай что хочешь, но сохраняй внешние приличия.
Ларре Изергиль противопоставляет Данко. В сравнении с нравственно безупречным, самоотверженным героем обыкновенные люди уже и в глазах рассказчицы нерешительны, трусливы, жестоки, мстительны, неблагодарны. Данко спасает, выводит к свету, но не меняет людей: «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его».
Сама Изергиль обладает несомненными достоинствами. Она хранит в памяти легенды о сильных и смелых людях, передает их новым поколениям. В молодости ей были даны красота и талант любви. Очевидно, что рассказчица, вспоминая истории из собственной жизни, хочет подчеркнуть, что и она была красивой, сильной, смелой, гордой — почти как Данко. Но автор заставляет видеть и другое: «Та, которую они целовали, сидит со мной живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, — тоже почти тень» — как Ларра.
Большинство возлюбленных Изергиль гибнет, и ни один не оставляет сколь-либо глубокого следа в ее душе. Она считает счастьем, что «никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила». Эгоизма подобной «любви» Изергиль просто не замечает. Как и собственной жестокости, когда, воспользовавшись святым именем матери, обманывает и убивает часового, чтобы сохранить для себя последнего любовника.
Поместив рассказ героини о себе в центр произведения, писатель подчеркнул, что главным для него является все-таки портрет обычного человека. Люди хотят и могут быть прекрасными, как в сказке. Но реальность пока что далека от идеала. И тем не менее у выдающейся личности, героя нет иного пути для полноценной реализации, как служить, отдать огонь своего сердца этим неидеальным, грешным, слабым людям. Данко и во тьме — свет, Ларра и при свете — тень.
Писатель считал: достоинство его рассказа в том, что он написан «красиво и стройно». Действительно, метафоричность языка, яркость картин, композиционная продуманность, умение дать слово персонажу и провести собственную мысль — свидетельства высоких художественных качеств ранней прозы Горького.
План
I. Поиски героя – сильного и свободного человека.
II. Данко и Ларра – исключительные люди.
1. Все дело в «векторе направленности» личности.
2. Всеобъемлющая любовь героя легенды к народу.
3. Кто же нас выведет из темного «леса»?
III. Сильная личность – еще не гарантия моральности.
М. Горький избрал удачную форму сказочной легенды, чтобы в иносказательной форме донести до читателя, каким исключительным, сильным и свободным может быть человек, и как важно направить эти качества в благое русло.
И Данко, и Ларра – те самые исключительные люди. Они схожи в своей душевной силе, свободе мысли, широте взглядов, несгибаемой воле и уверенности в себе. Но одно кардинально их отличает: все эти качества Ларра использует на благо себе, а Данко – на благо людям. И один этот «вектор направленности» человека превращает Данко и Ларру в антиподов. Ларра в своей ослепляющей гордыне презирает весь мир, ставит свою волю и свои желания превыше любого закона, считает, что вправе решать даже то, жить ли человеку или умереть. Он свободен! Он всемогущ! Он велик!.. Но автор показывает, как убийственна такая исключительность. На презрение к народу народ ответит тем же, а не нашедшая успокоения душа вечно будет страдать и метаться.
Именно благодаря художественному приему противопоставления образ Данко на фоне Ларры вызывает еще большее восхищение. Несмотря на недоверие и даже обвинения ведомых им сквозь чащу людей, он жертвует своею жизнью ради их спасения. Несмотря на свою фантастичность, образ вынутого из груди пылающего сердца как нельзя более точно характеризует всеобъемлющую любовь героя легенды к народу.
В легенде о Данко можно угадать настроение и ожидание самого Горького: он жаждет прихода такого преданного народу человека, который выведет его из темноты «леса», такими мрачными красками описанного автором: в этом аллегорическом лесу «так темно, точно в нем собрались сразу все ночи». Как похоже это на сгустившийся над Родиной писателя мрак!
Смысл противопоставления Ларры и Данко состоит в том, чтобы подчеркнуть: наличие у человека огромных способностей, воли, таланта и других качеств, которые выделяют его из толпы, делают, в некотором роде, сверхчеловеком, – еще не гарантия того, что этот человек хорош. Без правильного устремления, без любви и моральности эти сверхчеловеческие качества становятся демоническими. Поэтому задача общества – не только развивать способности и ум человека, но и учить его быть любящим, бескорыстным и жертвенным.
Рассказ «Старуха Изергиль» занимает важное место в творчестве Максима Горького. Автор мастерски сочетает в нём черты реализма и романтизма. Оригинально и композиционное построение рассказа: реалистическое повествование о жизни Изергиль обрамляется двумя романтическими легендами — о Ларре и Данко. Писатель в небольшом по объему произведении задаёт главные вопросы человеческой жизни: что есть свобода — отчужденность Ларры или самопожертвование Данко? Что есть преступление?
Заметим, что убийства совершают все основные герои: Ларра, который умертвил девушку, не пожелавшую подчиниться его воле; старуха Изергиль не щадит молодого солдата ради возлюбленного шляхтича; Данко убивает себя ради других людей. Все персонажи обрывают жизнь, свою или чужую, но делают это по разным причинам. В чем же смысл противопоставления Ларры и Данко, ведь Горький не просто так сочетает в рассказе две легенды о столь разных героях? И если в старухе Изергиль сочетаются как положительные, так и отрицательные качества, то Данко и Лара — совершенно противоположные типы героев. Итак, рассмотрим эти образы подробнее.
Образ Ларры представляет собой решительное осуждение индивидуализма и эгоизма. Это двадцатилетний юноша — сын орла: «Глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Вернувшись к людям, Ларра оказывается не в состоянии подчиниться законам человеческого общества. Те качества, которые характерны для орла, которыми восхищаются, не находят понимания в обществе людей. И общество его отвергает, а преступление, совершенное Ларрой, обрекает его на вечное презрение и одиночество: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот так был поражен человек за гордость». Ларра хотел свободы, он ее получил. Но этого ли он хотел? Нет! Та «свобода», которую получил герой, стала его же проклятием. Но таковы были нравственные последствия теории сверхчеловека, которая имела в России на рубеже Х1Х-ХХ веков много сторонников.
Легенда о Данко — совершенно иная. В ней рассказывается о юноше, сердце которого загорелось великой любовью к людям. Волю молодого человека Горький противопоставляет безволию толпы. Это смелый юноша, который повел свой народ к свету, к лучшей жизни. Но какой ценой? Ценой собственной жизни. Он вырвал сердце из груди, и оно «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям». Образ «горящего сердца» — символ жертвенного служения людям, всему человечеству.
Казалось бы, вот он — идеальный герой! Но нельзя не обратить внимание на «осторожного человека», который наступил на сердце Данко. Почему он так поступил? Может быть, люди боятся таких смельчаков? Ведь они до конца не осознали той жертвы, которую принес во имя любви к ним юноша, — они просто ее приняли. Чего боялся «осторожный человек»? А может, такие самоотверженные и смелые люди, как Данко, не нужны обществу? К сожалению, Горький оставляет этот вопрос открытым, предоставляя возможность читателю домыслить ответ самостоятельно. Но на вопрос о том, стоила ли свобода толпы жизни такого выдающегося человека, как Данко, история дает свой ответ. Идея жертвенного служения людям сыграла в нашей жизни не только положительную, но и отрицательную роль.
После рассмотрения образов Ларры и Данко становится ясно, насколько они противоположны: один — гордый и эгоистичный, другой — бесстрашный и самоотверженный. Интересно, как общество относится к ним? Люди отвергают Ларру, он проклят ими, ведь он добивался свободы духа, всеобщего признания только для себя. Но эти же люди отвергают и Данко! Ведь юноша жертвует собой ради «свободы» окружающих, а не для себя, стремится привести их к лучшей жизни! И Ларра, и Данко как бы подведены под одну черту: общество не признало ни одного, ни другого.
Я считаю, что Горький, противопоставляя таких разных героев, стремился найти ответ на вопрос: каким должен быть человек, чтобы его приняло общество? Конечно, автор преувеличивает, наделяя своих героев либо только отрицательными качествами, либо только положительными, но ведь это — романтическое произведение. Цель достигнута: писатель обозначил проблему — человек и общество. Это проблема нравственного искания, выбора жизненного пути, по которому последует каждый из нас.
Я думаю, что именно в этом и состоит смысл противопоставления героев, выбор же пути остаётся за читателем.
Рассказ «Старуха Изергиль» занимает важное место в творчестве Максима Горького. Автор мастерски сочетает в нём черты реализма и романтизма. Оригинально и композиционное построение рассказа: реалистическое повествование о жизни Изергиль обрамляется двумя романтическими легендами – о Ларре и Данко. Писатель в небольшом по объему произведении задаёт главные вопросы человеческой жизни: что есть свобода – отчужденность Ларры или самопожертвование Данко? Что есть преступление?
Заметим, что убийства совершают все основные герои: Ларра, который умертвил девушку, не пожелавшую подчиниться его воле; старуха Изергиль не щадит молодого солдата ради возлюбленного шляхтича; Данко убивает себя ради других людей. Все персонажи обрывают жизнь, свою или чужую, но делают это по разным причинам. В чем же смысл противопоставления Ларры и Данко, ведь Горький не просто так сочетает в рассказе две легенды о столь разных героях? И если в старухе Изергиль сочетаются как положительные, так и отрицательные качества, то Данко и Лара – совершенно противоположные типы героев. Итак, рассмотрим эти образы подробнее.
Образ Ларры представляет собой решительное осуждение индивидуализма и эгоизма. Это двадцатилетний юноша – сын орла: «Глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Вернувшись к людям, Ларра оказывается не в состоянии подчиниться законам человеческого общества. Те качества, которые характерны для орла, которыми восхищаются, не находят понимания в обществе людей. И общество его отвергает, а преступление, совершенное Ларрой, обрекает его на вечное презрение и одиночество: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот так был поражен человек за гордость». Ларра хотел свободы, он ее получил. Но этого ли он хотел? Нет! Та «свобода», которую получил герой, стала его же проклятием. Но таковы были нравственные последствия теории сверхчеловека, которая имела в России на рубеже Х1Х-ХХ веков много сторонников.
Легенда о Данко – совершенно иная. В ней рассказывается о юноше, сердце которого загорелось великой любовью к людям. Волю молодого человека Горький противопоставляет безволию толпы. Это смелый юноша, который повел свой народ к свету, к лучшей жизни. Но какой ценой? Ценой собственной жизни. Он вырвал сердце из груди, и оно «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям». Образ «горящего сердца» – символ жертвенного служения людям, всему человечеству.
Казалось бы, вот он – идеальный герой! Но нельзя не обратить внимание на «осторожного человека», который наступил на сердце Данко. Почему он так поступил? Может быть, люди боятся таких смельчаков? Ведь они до конца не осознали той жертвы, которую принес во имя любви к ним юноша, – они просто ее приняли. Чего боялся «осторожный человек»? А может, такие самоотверженные и смелые люди, как Данко, не нужны обществу? К сожалению, Горький оставляет этот вопрос открытым, предоставляя возможность читателю домыслить ответ самостоятельно. Но на вопрос о том, стоила ли свобода толпы жизни такого выдающегося человека, как Данко, история дает свой ответ. Идея жертвенного служения людям сыграла в нашей жизни не только положительную, но и отрицательную роль.
После рассмотрения образов Ларры и Данко становится ясно, насколько они противоположны: один – гордый и эгоистичный, другой – бесстрашный и самоотверженный. Интересно, как общество относится к ним? Люди отвергают Ларру, он проклят ими, ведь он добивался свободы духа, всеобщего признания только для себя. Но эти же люди отвергают и Данко! Ведь юноша жертвует собой ради «свободы» окружающих, а не для себя, стремится привести их к лучшей жизни! И Ларра, и Данко как бы подведены под одну черту: общество не признало ни одного, ни другого.
Я считаю, что Горький, противопоставляя таких разных героев, стремился найти ответ на вопрос: каким должен быть человек, чтобы его приняло общество? Конечно, автор преувеличивает, наделяя своих героев либо только отрицательными качествами, либо только положительными, но ведь это – романтическое произведение. Цель достигнута: писатель обозначил проблему – человек и общество. Это проблема нравственного искания, выбора жизненного пути, по которому последует каждый из нас.
Я думаю, что именно в этом и состоит смысл противопоставления героев, выбор же пути остаётся за читателем.
Ларра и Данко на протяжении всего рассказа и в целом по замыслу автора являются непримиримыми антагонистами. Их жизни полностью противоположны: смысл одной из них заключается в вечном служении людям, смысл второй, казалось бы, в принципе отсутствует – судьба без цели, без содержания, прошедшая бесследно, исчезнувшая будто тень. Безусловно, каждый может относиться по-разному к своей жизни и определять те цели, ради которых он живет. Одни считают, что судьба определена свыше и от нас ничего не зависит. Другие уверены, что определить свою будущую жизнь под силу каждому из нас. В рассказе М. Горького Ларра и Данко олицетворяют собой эти два противоположных взгляда. Однако, несмотря на серьезные противоречия, у главных героев все же есть общие черты. В первую очередь, их объединят единые человеческие качества, такие как храбрость, красота, ум и сила.
Сюжет рассказа строится на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни, а также на легендах о Ларре и Данко. Данко – красивый и смелый юноша, любовь которого к людям не знает границ. Его альтруизм совершенно неисчерпаем и ничем не обусловлен. Данко – настоящий герой, способный на великие подвиги ради своего народа. Образ этого героя воплощает в себе идеал гуманизма, высокой духовности и способность к самопожертвованию. Его смерть не вызывает у читателя жалости, поскольку подвиг, который он совершил, его величина и значимость находятся гораздо выше подобного рода чувств. Данко – мужественный и бесстрашный герой, в руках которого пылает его собственное, искрящееся любовью сердце, – вызывает уважение и восторг читателя, но ни в коем случае не жалость или сострадание.
Этому светлому и возвышенному образу автор противопоставляет негативный образ Ларры, человека эгоистичного и горделивого. Ларра считает себя избранным и к окружающим его людям относится с пренебрежением, подобно тому, как относится господин к своим рабам.
Неуемная гордость и высокомерие Ларры приводят его к одиночеству и заставляют испытывать невыносимую тоску. Как отмечает автор, гордость – прекрасная черта характера, но в том случае, когда она возвышается над всеми остальными чувствами, она несет за собой абсолютное освобождение от общества, от всех законов морали и нравственных устоев, что в итоге приводит к печальным последствиям.
План
Введение
В рассказе М. Горький описывает образ жизни двух героев: Данко и Ларры.
Основная часть
Данко — сильный человек, который умер ради людей.
Данко верит в собственные силы.
Данко готов жертвовать собой.
Основные черты характера Ларры — индивидуализм, эгоистичность, гордыня.
Ларра стремится возвыситься над людьми.
Заключение
Противопоставление Данко и Ларры помогает автору раскрыть образ рассказчицы — Старухи Изергиль.
В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» автор, используя две легенды, рассказанные Изергиль, описывает образ жизни двух героев: Данко и Ларры.
Данко — сильный человек, который умер ради людей. Отличительной чертой его характера является гордость. Данко обладал сильным характером: готов был ценой собственной жизни провести людей через непроходимый лес. Сила духа, внутреннее совершенство в библейских сказаниях воплощалось во внешне красивых людях. В древности считалось, что человек красивый внешне, хорош и внутренне: «Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые — всегда смелы». Данко верит в собственные силы, а не тратит «силы на думу да тоску». Герой готов помочь людям выйти из тьмы, обрести настоящую свободу. Обладая сильным характером, Данко берет на себя роль вожака, и люди «дружно все пошли за ним — верили в него». Герой не трусит, не боится трудностей в пути. Сначала люди охотно идут за ним, но у них не хватает силы духа вынести все тяготы пути. Они начинают роптать: «Ты — ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!» Данко готов жертвовать собой до конца: «он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». Освещая темный путь своим сердцем, Данко вывел людей из непроходимой чащи леса, туда, где «сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река». В финале сказания Данко погибает. Перед читателем возникает вопрос: поняли ли люди то, что сделал для них Данко. Один осторожный человек наступил «на гордое сердце ногой». Данко обладал такими чертами характера, которые не позволили ему поступить по-другому. Он вырвал своё сердце из груди и осветил им путь, так как считал это единственно верным для себя решением.
В рассказе «Старуха Изергиль» Данко противопоставлен Ларру. Ларра тоже обладает сильным характером. Основные черты его личности — индивидуализм, эгоистичность, гордыня. Выше всего на свете Ларра ставит свои эмоции, чувства, переживания, желания, не заботясь о том, что хотят окружающие его люди. Он стремится возвыситься над людьми. Автор обрекает Ларру на вечное одиночество. Гордыня — смертный грех, именно она разрушила человеческое в сердце Ларры.
Противопоставление Данко и Ларры помогает автору раскрыть образ рассказчицы — Старухи Изергиль, которая, рассказывая о своем идеале и антиидеале, уверена, что ее жизнь посвящена любви. Изергиль думает, что она ближе к самопожертвованию и безграничной любви Данко, но на самом деле ей присущ индивидуализм, эгоистичность Ларры. Так автор раскрывает собственную позицию, своё отношение к жизни.
Рассказ «Старуха Изергиль» занимает важное место в творчестве Максима Горького. Автор мастерски сочетает в нём черты реализма и романтизма. Оригинально и композиционное построение рассказа: реалистическое повествование о жизни Изергиль обрамляется двумя романтическими легендами – о Ларре и Данко. Писатель в небольшом по объему произведении задаёт главные вопросы человеческой жизни: что есть свобода – отчужденность Ларры или самопожертвование Данко? Что есть преступление?
Заметим, что убийства совершают все основные герои: Ларра, который умертвил девушку, не пожелавшую подчиниться его воле; старуха Изергиль не щадит молодого солдата ради возлюбленного шляхтича; Данко убивает себя ради других людей. Все персонажи обрывают жизнь, свою или чужую, но делают это по разным причинам. В чем же смысл противопоставления Ларры и Данко, ведь Горький не просто так сочетает в рассказе две легенды о столь разных героях? И если в старухе Изергиль сочетаются как положительные, так и отрицательные качества, то Данко и Лара – совершенно противоположные типы героев. Итак, рассмотрим эти образы подробнее.
Образ Ларры представляет собой решительное осуждение индивидуализма и эгоизма. Это двадцатилетний юноша – сын орла: «Глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Вернувшись к людям, Ларра оказывается не в состоянии подчиниться законам человеческого общества. Те качества, которые характерны для орла, которыми восхищаются, не находят понимания в обществе людей. И общество его отвергает, а преступление, совершенное Ларрой, обрекает его на вечное презрение и одиночество: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот так был поражен человек за гордость». Ларра хотел свободы, он ее получил. Но этого ли он хотел? Нет! Та «свобода», которую получил герой, стала его же проклятием. Но таковы были нравственные последствия теории сверхчеловека, которая имела в России на рубеже Х1Х-ХХ веков много сторонников.
Легенда о Данко – совершенно иная. В ней рассказывается о юноше, сердце которого загорелось великой любовью к людям. Волю молодого человека Горький противопоставляет безволию толпы. Это смелый юноша, который повел свой народ к свету, к лучшей жизни. Но какой ценой? Ценой собственной жизни. Он вырвал сердце из груди, и оно «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям». Образ «горящего сердца» – символ жертвенного служения людям, всему человечеству.
Казалось бы, вот он – идеальный герой! Но нельзя не обратить внимание на «осторожного человека», который наступил на сердце Данко. Почему он так поступил? Может быть, люди боятся таких смельчаков? Ведь они до конца не осознали той жертвы, которую принес во имя любви к ним юноша, – они просто ее приняли. Чего боялся «осторожный человек»? А может, такие самоотверженные и смелые люди, как Данко, не нужны обществу? К сожалению, Горький оставляет этот вопрос открытым, предоставляя возможность читателю домыслить ответ самостоятельно. Но на вопрос о том, стоила ли свобода толпы жизни такого выдающегося человека, как Данко, история дает свой ответ. Идея жертвенного служения людям сыграла в нашей жизни не только положительную, но и отрицательную роль.
После рассмотрения образов Ларры и Данко становится ясно, насколько они противоположны: один – гордый и эгоистичный, другой – бесстрашный и самоотверженный. Интересно, как общество относится к ним? Люди отвергают Ларру, он проклят ими, ведь он добивался свободы духа, всеобщего признания только для себя. Но эти же люди отвергают и Данко! Ведь юноша жертвует собой ради «свободы» окружающих, а не для себя, стремится привести их к лучшей жизни! И Ларра, и Данко как бы подведены под одну черту: общество не признало ни одного, ни другого.
Я считаю, что Горький, противопоставляя таких разных героев, стремился найти ответ на вопрос: каким должен быть человек, чтобы его приняло общество? Конечно, автор преувеличивает, наделяя своих героев либо только отрицательными качествами, либо только положительными, но ведь это – романтическое произведение. Цель достигнута: писатель обозначил проблему – человек и общество. Это проблема нравственного искания, выбора жизненного пути, по которому последует каждый из нас.
Я думаю, что именно в этом и состоит смысл противопоставления героев, выбор же пути остаётся за читателем.
Центральной темой романтических рассказов становится тема свободы. Автор не принимает тот вариант свободы, который описывается в рассказе «Макар Чудра», в легенде о Ларре, да и в самом рассказе о старухе Изергиль. Убийство и отчуждение к людям – слишком высокая цена за романтическую свободу. Но и прорыв к свободе Данко тоже ведет к смерти главного героя. После прочтения легенды о Данко остается вопрос, достойны ли свободы и счастья люди, которые чуть не убили своего спасителя и даже не заметили его смерти (а кто заметил – осторожно наступил на его сердце). Получили ли они свободу или в эту солнечную степь они принесут трусость и злобу, о которой узнали, живя в лесу, в ядовитом смраде болот? Настоящую свободу повествователь видит вокруг себя, в реальном мире, в сильных мужчинах и женщинах, которые, смеясь, идут к.морю, в их песне, льющейся «разноцветными ручьями». Свободу символизирует и природа вокруг него: шумящее море, широко раскинувшаяся необъятная степь, небо, «украшенное золотистыми крапинками звезд». Наконец, величайшим чудом, которое он сравнивает с горящим сердцем Данко, герой признает человеческую фантазию, «создавшую столько красивых и сильных легенд». Именно в способности человека творить писатель видит настоящую свободу, что он и подтверждает всем своим творчеством.
М. Горький избрал удачную форму сказочной легенды, чтобы в иносказательной форме донести до читателя, каким исключительным, сильным и свободным может быть человек, и как важно направить эти качества в благое русло.
И Данко, и Ларра — те самые исключительные люди. Они схожи в своей душевной силе, свободе мысли, широте взглядов, несгибаемой воле и уверенности в себе. Но одно кардинально их отличает: все эти качества Ларра использует на благо себе, а Данко — на благо людям. И один этот «вектор направленности» человека превращает Данко и Ларру в антиподов. Ларра в своей ослепляющей гордыне презирает весь мир, ставит свою волю и свои желания превыше любого закона, считает, что вправе решать даже то, жить ли человеку или умереть. Он свободен! Он всемогущ! Он велик!.. Но автор показывает, как убийственна такая исключительность. На презрение к народу народ ответит тем же, а не нашедшая успокоения душа вечно будет страдать и метаться.
Именно благодаря художественному приему противопоставления образ Данко на фоне Ларры вызывает еще большее восхищение. Несмотря на недоверие и даже обвинения ведомых им сквозь чащу людей, он жертвует своею жизнью ради их спасения. Несмотря на свою фантастичность, образ вынутого из груди пылающего сердца как нельзя более точно характеризует всеобъемлющую любовь героя легенды к народу. В легенде о Данко можно угадать настроение и ожидание самого Горького: он жаждет прихода такого преданного народу человека, который выведет его из темноты «леса», такими мрачными красками описанного автором: в этом аллегорическом лесу «так темно, точно в нем собрались сразу все ночи». Как похоже это на сгустившийся над Родиной писателя мрак!
Смысл противопоставления Ларры и Данко состоит в том, чтобы подчеркнуть: наличие у человека огромных способностей, воли, таланта и других качеств, которые выделяют его из толпы, делают, в некотором роде, сверхчеловеком, — еще не гарантия того, что этот человек хорош. Без правильного устремления, без любви и моральности эти сверхчеловеческие качества становятся демоническими. Поэтому задача общества — не только развивать способности и ум человека, но и учить его быть любящим, бескорыстным и жертвенным.
Богатый жизненный опыт дал М. Горькому обильный материал для его первых произведений. В эти же ранние годы вырабатываются главные идеи и темы его творчества. Это, прежде всего, идея активной личности.
В рассказе “Старуха Изергиль” повествование строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерное противопоставление двух мировоззрений. Герой-повествователь – носитель общественного сознания принадлежит к тем, о ком говорят: “Стариками родитесь вы, русские.
Мрачные все, как демоны”, и романтические
герои – красивые, смелые, сильные люди, которые по жизни “шли, пели и смеялись”. Романтический герой и общество – как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, ставится вечный вопрос: человек и среда. Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде.
Это ярко проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларры, который открыто нарушил закон общества, противопоставил себя людям, возвысил себя над средой и был наказан вечным одиночеством. Ему противопоставлен герой Данко.
Рассказ о нем построен как аллегория поиска пути из мрака к свету, к лучшей, справедливой
жизни. В Данко писатель воплотил образ вождя народных масс. И образ этот создан в лучших романтических традициях. Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, она враждебна ему.
Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом толпа, как и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками. Данко – герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования.
Итак, мы видим, что Ларра сам виноват в своих пороках, он воплощение цинизма и индивидуализма, а Данко находится на другом полюсе спектра духовных возможностей человека. И смысл противопоставления этих двух героев заключается в том, чтобы ярче показать героизм и самопожертвование одного и агрессивный индивидуализм другого.
(No Ratings Yet)
Loading…
Похожие сочинения:
В чем смысл противопоставления Данко и Ларры? (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”) План I. Поиски героя – сильного и свободного человека. II. Данко и Ларра – исключительные люди. 1. Все дело в “векторе направленности” личности. 2. Всеобъемлющая любовь героя легенды к народу….
ЕСТЬ ЛИ СМЫСЛ В ПОДВИГЕ ДАНКО? (по ранним произведениям М. Горького) Раньше или позже перед каждым человеком встает вопрос – зачем жить? И каждый решает его по-своему. Люди разные. Поэтому одни отбрасывают этот вопрос, погружаясь в суету и поиск материальных благ,…
Данко – “лучший из всех” М. Горький написал романтическое произведение “Старуха Изергиль”, в котором главная героиня – старая, умудренная жизнью женщина – рассказывает легенды о двух сильных личностях: Ларра и Данко. Гордый, “лучший из всех”…
Анализ легенды о Данко из рассказа Горького “Старуха Изергиль” В чем же смысл жизни по Горькому? Он максималист. Этот горячий революционер-романтик считает, что человек должен стать факелом, который осветит людям путь к лучшей жизни. “О смелый Сокол!.. Пускай ты…
Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького “Старуха Изергиль” Время, в которое создавались ранние романтические произведения Горького, было тяжелым и неопределенным: над страной сгущались революционные тучи, были обострены до предела все социальные противоречия. Лучшие писатели-реалисты того времени А. П….
Сочинение на тему: “Легенда о Данко” А. М. Горького” “Легенда о Данко” повествует нам об огромной любви и самопожертвовании во имя людей. Далеко немногие способны на такие поступки, порой кажется, что таких людей просто не осталось. Такая личность как…
Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона в романе “Война и мир” Л. Н. Толстого Нет истинного величия там, где нет Простоты, добра и правды. Л. Н. Толстой Образы Кутузова и Наполеона в “Войне и мире” – это воплощение взглядов Толстого на роль выдающейся личности…
Григорий Печорин и Максим Максимыч, смысл их противопоставления Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч – два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии. Максим Максимыч – рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе…
ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ, СМЫСЛ ИХ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ КЛАССИКА М. Ю. ЛЕРМОНТОВ ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ, СМЫСЛ ИХ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч – два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии….
Две битвы в “Слове о полку Игореве” и смысл их противопоставления Игорь Святославович Новгород-Северский, его сын – Владимир Путивльский, племянник – князь Святослав Олегович Рыльский, вместе с дружиной, присланной от Ярослава Всеволодовича Черниговского, выступили в поход на половцев, не сговорившись с…
Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого “Войнам мир”. Смысл их противопоставления Народное торжество на Бородинском поле, победа над Наполеоном осмысляется писателем с морально-философской точки зрения как победа справедливости, человечности над злом. В сущности, основная тема нравственно – философского плана эпопеи –…
Идейно-художественное своеобразие рассказа Старуха Изергиль Идейно-художественное своеобразие Композиция рассказа (вступление – легенда о Ларре – рассказ о жизни Изергиль – легенда о Данко – заключение) устанавливает связь между легендой и реальной действительностью. Две легенды в…
Система образов романтических произведений М. Горького Система образов в рассказах Горького полностью подчинена стремлению автора раскрыть основную тему своих произведений. Герои романтических произведений Горького – люди исключительные. Такими изображены Рада и Лойко – герои рассказа “Макар…
В чем смысл жизни? Литературная критика из всех ранних произведений Максима Горького выделила рассказ “Старуха Изергиль” как самый романтический и поэтичный. Его герои – смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о…
В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ? (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”) На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” самый романтический и поэтичный. Его герои – смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре…
ЗНАЧЕНИЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ ГУЛЛИВЕРА ЛИЛИПУТАМ ЗНАЧЕНИЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ ГУЛЛИВЕРА ЛИЛИПУТАМ 1 вариант Книга “Путешествие Гулливера” увидела свет в XVII веке. В фантастической форме Джонатан Свифт изобразил ненавистные ему нравы и порядки в Англии того времени. Давно…
Человек в ранних рассказах А. М. Горького Ранние рассказы Горького наполнены романтизмом, и образ человека в них тоже несколько романтичен. Для него превыше всего свободолюбие и гордость. Читая рассказ “Макар Чудра”, мы встречаемся именно с такими героями,…
Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М. Горького Писателя должно лихорадить от волнения и восторга. Р. Брэдбери Глубина и нежность молдавской ночи, темнота леса, где жарким огнем вспыхнуло сердце Данко, жуткие аккорды разбушевавшейся стихии, где “гордо реет Буревестник,…
Образ героического человека в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ “Старуха Изергиль”, которым писатель стремился…
Герои ранних рассказов Максима Горького Ранние рассказы Горького наполнены романтизмом, и образ человека в них, исполненного свободолюбия и гордости, тоже возвышен и романтичен. Горький талантливо живописал их внешность. Читая рассказ “Макар Чудра”, мы встречаемся именно…
Герои и проблематика романтической прозы Горького Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы – “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”. В первом из них писатель по всем…
В чем смысл жизни? (по ранним рассказам М. Горького) Ему было около двадцати пяти лет, когда однажды весной на берегу Волги он увидел женщину, оказавшуюся на отколовшейся льдине. Он не растерялся – сбросил пальто и устремился к воде. Вдвоем…
Романтические произведения М. Горького Ранняя романтика Горького проникнута поисками активного героя-борца за свободу, за человеческое достоинство. Эпиграфом к жизни такого героя могли бы стать слова из “Песни о Соколе”: “… безумству храбрых поем мы…
Романтизм ранних рассказов М. Горького К романтическим рассказам Горького относятся “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”, “Девушка и смерть”, “Песня о Соколе” и другие. В них герои – люди исключительные. Они не боятся говорить правду, живут честно….
Рассказ “Старуха Изергиль” Максим Горький Рассказ “Старуха Изергиль” Рассказ “Старуха Изергиль” был написан в 1894 году. Как правило, жанр “Старухи Изергиль” определяют как рассказ. Однако жанровая природа этого произведения неоднозначна, поскольку оно включает…
Сочинение на тему: “Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!” Жизнь человека бессмысленна, если в ней нет цели, не правда ли? Думается, с этим согласится подавляющее большинство людей. Невзирая на то, что существование человека конечно и все умирают, все же…
Вопросы и ответы к раннему творчеству А. М. Горького Чем был обусловлен неоромантизм раннего творчества Горького? Неоромантизм раннего творчества Горького обусловлен условиями жизни и творчества писателя. В период нарастания революционного движения нужно было сказать новое слово в литературе, требовался…
Идейно-художественное своеобразие рассказа М. Горького “Старуха Изергиль” Рассказ “Старуха Изергиль” (1895 г.) занимает важное место в раннем творчестве Максима Горького. В произведении явственно ощущаются черты революционного романтизма. Оригинально композиционное построение рассказа: реалистическое повествование о жизни Изергиль обрамляется…
Смысл названия пьесы “Гроза” А. Н. Островского В “Грозе” Островский предпринимает попытку художественного осмысления конфликта между светлыми и темными началами русской жизни, изображая его через семейнобытовой конфликт в купеческой среде, доведенный до трагического противоречия. Название пьесы многозначно…
Идейно-тематическое содержание романтических произведений М. Горького В основе романтической концепции Горького лежат мотивы протеста и бунтарства. Писатель не принял мотива трагического одиночества и обреченности романтического героя прошлого. Поэтому даже трагическая развязка конфликта в романтических произведениях Горького…
В чем смысл противопоставления Данко и Ларры?
Ларра открыто противопоставил себя людям. Он выдающийся эгоист. Одиночество его не страшило. Но хитрость и коварство придуманного людьми наказания открылись позже. Они знали, что все-таки Ларра наполовину человек, а человек вечного одиночества вынести не сможет. Муки отверженного будут страшнее смерти. Остается выждать и позже ужасаться, радоваться и учить других: «Вот как был поражен человек за гордость!»
Для Изергиль в этом нет ничего предосудительного. Автор же многочисленными деталями повествования ставит под сомнения жестокую «мудрость» судивших Ларру. Убить за убийство — им мало. Нужно так исхитриться, чтобы Ларра пострадал больше. Тем самым они не пресекают, а увеличивают зло. И на этом фоне заметными становятся трусость, лицемерие, косность толпы. За что, собственно, изгоняют Ларру старейшины? Он всего лишь посмел разговаривать с ними, как с равными. Девушке, к которой он подошел, он тоже нравился. Но переступить ради чувства через общественное мнение она, дочь старейшины, не смогла. Да ведь и не само по себе убийство ужаснуло людей: позже они со знанием дела выдумывали казнь для самого Ларры. Возмутило то, что Ларра убил женщину «так» — открыто, смело, без оглядки на лицемерную общественную мораль: делай что хочешь, но сохраняй внешние приличия.
Ларре Изергиль противопоставляет Данко. В сравнении с нравственно безупречным, самоотверженным героем обыкновенные люди уже и в глазах рассказчицы нерешительны, трусливы, жестоки, мстительны, неблагодарны. Данко спасает, выводит к свету, но не меняет людей: «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его».
Сама Изергиль обладает несомненными достоинствами. Она хранит в памяти легенды о сильных и смелых людях, передает их новым поколениям. В молодости ей были даны красота и талант любви. Очевидно, что рассказчица, вспоминая истории из собственной жизни, хочет подчеркнуть, что и она была красивой, сильной, смелой, гордой — почти как Данко. Но автор заставляет видеть и другое: «Та, которую они целовали, сидит со мной живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, — тоже почти тень» — как Ларра.
Большинство возлюбленных Изергиль гибнет, и ни один не оставляет сколь-либо глубокого следа в ее душе. Она считает счастьем, что «никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила». Эгоизма подобной «любви» Изергиль просто не замечает. Как и собственной жестокости, когда, воспользовавшись святым именем матери, обманывает и убивает часового, чтобы сохранить для себя последнего любовника.
Поместив рассказ героини о себе в центр произведения, писатель подчеркнул, что главным для него является все-таки портрет обычного человека. Люди хотят и могут быть прекрасными, как в сказке. Но реальность пока что далека от идеала. И тем не менее у выдающейся личности, героя нет иного пути для полноценной реализации, как служить, отдать огонь своего сердца этим неидеальным, грешным, слабым людям. Данко и во тьме — свет, Ларра и при свете — тень.
Писатель считал: достоинство его рассказа в том, что он написан «красиво и стройно». Действительно, метафоричность языка, яркость картин, композиционная продуманность, умение дать слово персонажу и провести собственную мысль — свидетельства высоких художественных качеств ранней прозы Горького.
План
I. Поиски героя – сильного и свободного человека.
II. Данко и Ларра – исключительные люди.
1. Все дело в «векторе направленности» личности.
2. Всеобъемлющая любовь героя легенды к народу.
3. Кто же нас выведет из темного «леса»?
III. Сильная личность – еще не гарантия моральности.
М. Горький избрал удачную форму сказочной легенды, чтобы в иносказательной форме донести до читателя, каким исключительным, сильным и свободным может быть человек, и как важно направить эти качества в благое русло.
И Данко, и Ларра – те самые исключительные люди. Они схожи в своей душевной силе, свободе мысли, широте взглядов, несгибаемой воле и уверенности в себе. Но одно кардинально их отличает: все эти качества Ларра использует на благо себе, а Данко – на благо людям. И один этот «вектор направленности» человека превращает Данко и Ларру в антиподов. Ларра в своей ослепляющей гордыне презирает весь мир, ставит свою волю и свои желания превыше любого закона, считает, что вправе решать даже то, жить ли человеку или умереть. Он свободен! Он всемогущ! Он велик!.. Но автор показывает, как убийственна такая исключительность. На презрение к народу народ ответит тем же, а не нашедшая успокоения душа вечно будет страдать и метаться.
Именно благодаря художественному приему противопоставления образ Данко на фоне Ларры вызывает еще большее восхищение. Несмотря на недоверие и даже обвинения ведомых им сквозь чащу людей, он жертвует своею жизнью ради их спасения. Несмотря на свою фантастичность, образ вынутого из груди пылающего сердца как нельзя более точно характеризует всеобъемлющую любовь героя легенды к народу.
В легенде о Данко можно угадать настроение и ожидание самого Горького: он жаждет прихода такого преданного народу человека, который выведет его из темноты «леса», такими мрачными красками описанного автором: в этом аллегорическом лесу «так темно, точно в нем собрались сразу все ночи». Как похоже это на сгустившийся над Родиной писателя мрак!
Смысл противопоставления Ларры и Данко состоит в том, чтобы подчеркнуть: наличие у человека огромных способностей, воли, таланта и других качеств, которые выделяют его из толпы, делают, в некотором роде, сверхчеловеком, – еще не гарантия того, что этот человек хорош. Без правильного устремления, без любви и моральности эти сверхчеловеческие качества становятся демоническими. Поэтому задача общества – не только развивать способности и ум человека, но и учить его быть любящим, бескорыстным и жертвенным.
Рассказ «Старуха Изергиль» занимает важное место в творчестве Максима Горького. Автор мастерски сочетает в нём черты реализма и романтизма. Оригинально и композиционное построение рассказа: реалистическое повествование о жизни Изергиль обрамляется двумя романтическими легендами — о Ларре и Данко. Писатель в небольшом по объему произведении задаёт главные вопросы человеческой жизни: что есть свобода — отчужденность Ларры или самопожертвование Данко? Что есть преступление?
Заметим, что убийства совершают все основные герои: Ларра, который умертвил девушку, не пожелавшую подчиниться его воле; старуха Изергиль не щадит молодого солдата ради возлюбленного шляхтича; Данко убивает себя ради других людей. Все персонажи обрывают жизнь, свою или чужую, но делают это по разным причинам. В чем же смысл противопоставления Ларры и Данко, ведь Горький не просто так сочетает в рассказе две легенды о столь разных героях? И если в старухе Изергиль сочетаются как положительные, так и отрицательные качества, то Данко и Лара — совершенно противоположные типы героев. Итак, рассмотрим эти образы подробнее.
Образ Ларры представляет собой решительное осуждение индивидуализма и эгоизма. Это двадцатилетний юноша — сын орла: «Глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Вернувшись к людям, Ларра оказывается не в состоянии подчиниться законам человеческого общества. Те качества, которые характерны для орла, которыми восхищаются, не находят понимания в обществе людей. И общество его отвергает, а преступление, совершенное Ларрой, обрекает его на вечное презрение и одиночество: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот так был поражен человек за гордость». Ларра хотел свободы, он ее получил. Но этого ли он хотел? Нет! Та «свобода», которую получил герой, стала его же проклятием. Но таковы были нравственные последствия теории сверхчеловека, которая имела в России на рубеже Х1Х-ХХ веков много сторонников.
Легенда о Данко — совершенно иная. В ней рассказывается о юноше, сердце которого загорелось великой любовью к людям. Волю молодого человека Горький противопоставляет безволию толпы. Это смелый юноша, который повел свой народ к свету, к лучшей жизни. Но какой ценой? Ценой собственной жизни. Он вырвал сердце из груди, и оно «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям». Образ «горящего сердца» — символ жертвенного служения людям, всему человечеству.
Казалось бы, вот он — идеальный герой! Но нельзя не обратить внимание на «осторожного человека», который наступил на сердце Данко. Почему он так поступил? Может быть, люди боятся таких смельчаков? Ведь они до конца не осознали той жертвы, которую принес во имя любви к ним юноша, — они просто ее приняли. Чего боялся «осторожный человек»? А может, такие самоотверженные и смелые люди, как Данко, не нужны обществу? К сожалению, Горький оставляет этот вопрос открытым, предоставляя возможность читателю домыслить ответ самостоятельно. Но на вопрос о том, стоила ли свобода толпы жизни такого выдающегося человека, как Данко, история дает свой ответ. Идея жертвенного служения людям сыграла в нашей жизни не только положительную, но и отрицательную роль.
После рассмотрения образов Ларры и Данко становится ясно, насколько они противоположны: один — гордый и эгоистичный, другой — бесстрашный и самоотверженный. Интересно, как общество относится к ним? Люди отвергают Ларру, он проклят ими, ведь он добивался свободы духа, всеобщего признания только для себя. Но эти же люди отвергают и Данко! Ведь юноша жертвует собой ради «свободы» окружающих, а не для себя, стремится привести их к лучшей жизни! И Ларра, и Данко как бы подведены под одну черту: общество не признало ни одного, ни другого.
Я считаю, что Горький, противопоставляя таких разных героев, стремился найти ответ на вопрос: каким должен быть человек, чтобы его приняло общество? Конечно, автор преувеличивает, наделяя своих героев либо только отрицательными качествами, либо только положительными, но ведь это — романтическое произведение. Цель достигнута: писатель обозначил проблему — человек и общество. Это проблема нравственного искания, выбора жизненного пути, по которому последует каждый из нас.
Я думаю, что именно в этом и состоит смысл противопоставления героев, выбор же пути остаётся за читателем.
Рассказ «Старуха Изергиль» занимает важное место в творчестве Максима Горького. Автор мастерски сочетает в нём черты реализма и романтизма. Оригинально и композиционное построение рассказа: реалистическое повествование о жизни Изергиль обрамляется двумя романтическими легендами – о Ларре и Данко. Писатель в небольшом по объему произведении задаёт главные вопросы человеческой жизни: что есть свобода – отчужденность Ларры или самопожертвование Данко? Что есть преступление?
Заметим, что убийства совершают все основные герои: Ларра, который умертвил девушку, не пожелавшую подчиниться его воле; старуха Изергиль не щадит молодого солдата ради возлюбленного шляхтича; Данко убивает себя ради других людей. Все персонажи обрывают жизнь, свою или чужую, но делают это по разным причинам. В чем же смысл противопоставления Ларры и Данко, ведь Горький не просто так сочетает в рассказе две легенды о столь разных героях? И если в старухе Изергиль сочетаются как положительные, так и отрицательные качества, то Данко и Лара – совершенно противоположные типы героев. Итак, рассмотрим эти образы подробнее.
Образ Ларры представляет собой решительное осуждение индивидуализма и эгоизма. Это двадцатилетний юноша – сын орла: «Глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Вернувшись к людям, Ларра оказывается не в состоянии подчиниться законам человеческого общества. Те качества, которые характерны для орла, которыми восхищаются, не находят понимания в обществе людей. И общество его отвергает, а преступление, совершенное Ларрой, обрекает его на вечное презрение и одиночество: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот так был поражен человек за гордость». Ларра хотел свободы, он ее получил. Но этого ли он хотел? Нет! Та «свобода», которую получил герой, стала его же проклятием. Но таковы были нравственные последствия теории сверхчеловека, которая имела в России на рубеже Х1Х-ХХ веков много сторонников.
Легенда о Данко – совершенно иная. В ней рассказывается о юноше, сердце которого загорелось великой любовью к людям. Волю молодого человека Горький противопоставляет безволию толпы. Это смелый юноша, который повел свой народ к свету, к лучшей жизни. Но какой ценой? Ценой собственной жизни. Он вырвал сердце из груди, и оно «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям». Образ «горящего сердца» – символ жертвенного служения людям, всему человечеству.
Казалось бы, вот он – идеальный герой! Но нельзя не обратить внимание на «осторожного человека», который наступил на сердце Данко. Почему он так поступил? Может быть, люди боятся таких смельчаков? Ведь они до конца не осознали той жертвы, которую принес во имя любви к ним юноша, – они просто ее приняли. Чего боялся «осторожный человек»? А может, такие самоотверженные и смелые люди, как Данко, не нужны обществу? К сожалению, Горький оставляет этот вопрос открытым, предоставляя возможность читателю домыслить ответ самостоятельно. Но на вопрос о том, стоила ли свобода толпы жизни такого выдающегося человека, как Данко, история дает свой ответ. Идея жертвенного служения людям сыграла в нашей жизни не только положительную, но и отрицательную роль.
После рассмотрения образов Ларры и Данко становится ясно, насколько они противоположны: один – гордый и эгоистичный, другой – бесстрашный и самоотверженный. Интересно, как общество относится к ним? Люди отвергают Ларру, он проклят ими, ведь он добивался свободы духа, всеобщего признания только для себя. Но эти же люди отвергают и Данко! Ведь юноша жертвует собой ради «свободы» окружающих, а не для себя, стремится привести их к лучшей жизни! И Ларра, и Данко как бы подведены под одну черту: общество не признало ни одного, ни другого.
Я считаю, что Горький, противопоставляя таких разных героев, стремился найти ответ на вопрос: каким должен быть человек, чтобы его приняло общество? Конечно, автор преувеличивает, наделяя своих героев либо только отрицательными качествами, либо только положительными, но ведь это – романтическое произведение. Цель достигнута: писатель обозначил проблему – человек и общество. Это проблема нравственного искания, выбора жизненного пути, по которому последует каждый из нас.
Я думаю, что именно в этом и состоит смысл противопоставления героев, выбор же пути остаётся за читателем.
Ларра и Данко на протяжении всего рассказа и в целом по замыслу автора являются непримиримыми антагонистами. Их жизни полностью противоположны: смысл одной из них заключается в вечном служении людям, смысл второй, казалось бы, в принципе отсутствует – судьба без цели, без содержания, прошедшая бесследно, исчезнувшая будто тень. Безусловно, каждый может относиться по-разному к своей жизни и определять те цели, ради которых он живет. Одни считают, что судьба определена свыше и от нас ничего не зависит. Другие уверены, что определить свою будущую жизнь под силу каждому из нас. В рассказе М. Горького Ларра и Данко олицетворяют собой эти два противоположных взгляда. Однако, несмотря на серьезные противоречия, у главных героев все же есть общие черты. В первую очередь, их объединят единые человеческие качества, такие как храбрость, красота, ум и сила.
Сюжет рассказа строится на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни, а также на легендах о Ларре и Данко. Данко – красивый и смелый юноша, любовь которого к людям не знает границ. Его альтруизм совершенно неисчерпаем и ничем не обусловлен. Данко – настоящий герой, способный на великие подвиги ради своего народа. Образ этого героя воплощает в себе идеал гуманизма, высокой духовности и способность к самопожертвованию. Его смерть не вызывает у читателя жалости, поскольку подвиг, который он совершил, его величина и значимость находятся гораздо выше подобного рода чувств. Данко – мужественный и бесстрашный герой, в руках которого пылает его собственное, искрящееся любовью сердце, – вызывает уважение и восторг читателя, но ни в коем случае не жалость или сострадание.
Этому светлому и возвышенному образу автор противопоставляет негативный образ Ларры, человека эгоистичного и горделивого. Ларра считает себя избранным и к окружающим его людям относится с пренебрежением, подобно тому, как относится господин к своим рабам.
Неуемная гордость и высокомерие Ларры приводят его к одиночеству и заставляют испытывать невыносимую тоску. Как отмечает автор, гордость – прекрасная черта характера, но в том случае, когда она возвышается над всеми остальными чувствами, она несет за собой абсолютное освобождение от общества, от всех законов морали и нравственных устоев, что в итоге приводит к печальным последствиям.