Сочинение на тему в чем состоит своеобразие любовной лирики пушкина

12 вариантов

  1. Александр Сергеевич
    Пушкин — прежде всего поэт-лирик. В
    своем творчестве он обращался к темам,
    которые больше всего волновали его: к
    темам любви, свободы, дружбы, творчества.
    В стихотворениях поэт выражал свое
    видение мира, свои переживания. Лирика
    дает наиболее полное представление об
    идеалах и жизненных ценностях поэта. В
    стихотворениях все значимо: каждый
    образ, каждая художественная деталь,
    ибо только с помощью таких приемов можно
    выразить все богатство и разнообразие
    переживаний. Любовь для Пушкина —
    спутница юности. Но она сопровождает
    поэта всю жизнь. В своем творчестве поэт
    неоднократно возвращается к теме любви.
    В ранний период творчества Пушкин пишет
    о дружеских пирушках, о радостях и
    разочарованиях любви. Юного поэта
    интересовали любовные забавы. Почти
    все стихотворения этого периода игривы.
    Ах! Если превращенный
    в прах,
    И в табакерке, в
    заточенье,
    Я в персты нежные твои
    попасться мог,
    Тогда в сердечном
    восхищенье,
    Рассыпался на грудь
    под шелковый платок
    И даже… может быть…
    (“Красавице, которая
    нюхала табак”)
    Так, в стихотворениях
    “Красавице, которая нюхала табак”,
    “Монах”, “К Наташе” все обращается
    в шутку, в игру. Настоящего, возвышенного
    душевного единства нет. Для раннего
    творчества Пушкина характерен жанр
    “легкой поэзии”. Считается, что
    Пушкин был последователем Анакреона —
    греческого лирика, автора легкой и
    эротической поэзии. Еще в Лицее Пушкин
    начинает писать в особом жанре любовной
    лирики — стихах в альбом. Интересно то,
    что поэт, не питавший обычно глубоких
    чувств к владелице альбома, должен был
    написать ей признание в любви. Пушкин
    обычно писал шутки в виде какого-либо
    парадоксального утверждения.
    …Отечество почти я
    ненавидел —
    Но я вчера Голицыну
    увидел
    И примирен с отечеством
    моим.
    (“В альбом Голицыной”)
    В петербургский период
    Пушкин пишет любовные стихи, подобные
    лицейским. (“О, Масон”, “Как
    сладостно!.. Но боги, как опасно…”).
    Но появляется и нечто новое. Впервые
    появляется то, к чему впоследствии очень
    часто будет обращаться поэт: возвышенный
    идеал. “Где женщина не с хладной
    красотой, но с пламенной, возвышенной,
    живой?” Почти одновременно с этим
    Пушкин пишет оду “Вольность”. В
    первых же ее строчках он изгоняет “царицу
    Цитеры” — богиню любви Афродиту, а
    “изнеженную лиру” собирается
    “разбить”, чтобы “воспеть свободу”.
    В петербургский период происходит
    постепенный переход от лицейской лирики
    к той новой, которая появится в южной
    ссылке. Все Дориды, Лиды и Темиры для
    Пушкины на Юге уже в прошлом. Сам он
    пишет о том, что было предметом его
    любовной лирики, как о прошлом, от
    которого настоящее уже далеко:
    Мне вас не жаль, года
    весны моей,
    Протекшие в мечтах
    любви напрасной…
    Где прежний жар и слезы
    вдохновенья?
    Придите вновь, года
    моей весны!
    В любовной лирике
    южного периода мы не найдем ничего,
    кроме грустного, даже трагичного. Это
    связано с тем, что в этот период почти
    все творчество поэта подчиняется законам
    такого литературного направления, как
    романтизм. Более того, подобно Байрону,
    Пушкин стремится сократить расстояние
    между собой и своим романтическим
    героем. Романтический герой — это беглец
    из несвободного и не понимающего его
    мира. Он изгнанник, оставивший в том
    мире свою любовь. Как уже говорилось,
    любовные стихотворения этого периода
    трагичны:
    Все кончено: меж нами
    связи нет…
    В последний раз твой
    образ милый
    Дерзаю мысленно ласкать,
    Будить мечту сердечной
    силой
    И с негой робкой и
    унылой
    Твою любовь воспоминать.
    (“Прощанье”)
    Считается, что все эти
    грустные мысли навевала Пушкину некая
    “утаенная любовь”. “Утаенная
    любовь” подходила романтическому
    герою соответствовала его образу.
    Однако, по словам М. Н. Волконской, поэт
    обожал только свою музу и поэтизировал
    все, что видел. Но в любовной лирике
    Пушкин не новатор. Он романтик. Так, в
    стихотворении “Я помню чудное
    мгновенье…” он говорит о нежном
    голосе, милых чертах, мятежном порыве.
    Литературоведы считают, что в стихах
    Пушкина прослеживается унынье, тоска,
    но есть “чудные мгновенья”, которые
    связаны с любовью. В период южной ссылки
    поэт пережил много глубоких увлечений:
    любовь в Собаньской, любовь к Ризнич и
    Воронцовой. Любовь заполняет короткое
    время пребывания в Одессе. В многочисленных
    стихотворениях, посвященных возлюбленным,
    созданы яркие образы любимых женщин.
    Однако любовь рассматривалась как
    чувство преходящее. Пушкин не искал
    вечной любви, вечной для него была только
    потребность любить. Любовную лирику
    Пушкина после 1824 года не следует
    рассматривать как поэтический анализ
    его “донжуанского списка”. В
    стихотворениях “На холмах Грузии…”,
    “Я вас любил…” говорится именно о
    чувствах поэта, а не об отношениях,
    связывающих его с возлюбленными. В этих
    стихотворениях не стоит искать ответа
    на вопрос, кого имеет в виду поэт,
    признаваясь в искренней, нежной любви,
    говоря: “печаль моя полна тобою, тобой,
    одной тобой…”. В стихотворениях нет
    портрета возлюбленной. Любимых женщин
    Пушкин часто видит сквозь дымку
    воспоминаний и снов. В стихотворениях
    отражены не только любовные переживания
    о Женщине как об источнике красоты,
    гармонии, неизъяснимых наслаждений. В
    лирике Пушкина оживают его “любви
    пленительные сны”. Это стихотворения
    — воспоминания. В стихотворении “Я
    вас любил…” все чувства уже в прошлом,
    вернее, поэт пишет о том моменте, когда
    чувство уже угасает, но еще “угасло
    не совсем”. В его душе оживает
    любовь-воспоминание. То же самое
    происходит в душе поэта в стихотворении
    “На холмах Грузии…” Однако любовь
    оживает не только потому, что поэт
    вспоминает о любимой. В ней источник
    новых ярких переживаний. И сердце вновь
    горит и любит оттого, Что не любить оно
    не может. В этом стихотворении говорится
    о той любви, которая вдохновляла поэта.
    Любовь для Пушкина-лирика становится
    предметом высокой поэзии. Она словно
    выведена за пределы быта, житейской
    “прозы”. “Стихотворения, коих
    цель горячить воображение любострастными
    описаниями, унижают поэзию”, — говорит
    Пушкин.

  2. Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви.
    Одно из первых произведений, посвященных теме любви, – послание “К Наталье”. Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он не просто влюблен, он влюблен впервые:
    В первый раз еще, стыжуся,
    В женской прелести влюблен.
    Однако автор еще слишком молод, он преклоняется лишь перед физической красотой женщины, о внутреннем мире Натальи ничего не говорится.
    В другом раннем стихотворении – “Желание” – лирический герой тоскует, его волнуют горести несчастливой любви, ему тяжело. Любовь в этом стихотворении предстает как одухотворяющее страдание:
    Мне дорого любви моей мученье –
    Пускай умру, но пусть умру, любя!
    В стихотворении “К***” (“Я помню чудное мгновенье…”) поэт рисует идеал, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее “гением чистой красоты”, “божеством”, восхищаясь ее милыми небесными чертами. В этом стихотворении Пушкин говорит о том, что для него любить – значит жить и творить, любовь – великий источник вдохновения. Любовь слезы – вот что заставляет Пушкина жить и творить, несмотря ни на какие невзгоды. И новая встреча с любимой “пробуждает” душу, вдохновляет на написание этого стихотворения.
    Теме любви посвящено стихотворение “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”. Это размышления поэта о необычайности и противоречивости его чувств. Любовь сопровождается унынием, но унынием легким, печалью “светлой”. Это не новая любовь, а прежняя разгорелась в сердце лирического героя – его сердце “вновь горит и любит”. Любовь – это неотъемлемая стихия человеческого сердца, это то чувство, без которого человек не может жить полноценной жизнью. Сердце, по словам автора, любит “оттого, что не любить оно не может”.
    “Я вас любил…” – наверное, самое душевное стихотворение о любви во всей мировой литературе. Это стихотворение воспоминание о прежней любви, еще не совсем угасшей в душе поэта. Он не хочет огорчать и тревожить предмет своей любви, не хочет причинять боль воспоминаниями о прошедшем чувстве:
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Лирический герой желает любимой женщине такой же искренней, нежной любви, какую испытывает сам:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Стихотворение “Я вас любил…” – это стихотворение о высоком чувстве, о способности к самопожертвованию, об уважении к чувствам другого человека.
    В Одессе Пушкин увлекся Е. К. Воронцовой. Любовь к женщине, которая не принадлежала ему, привела к созданию таких стихотворений, как “Храни меня, мой талисман” (1825 г.) и “Сожженное письмо” (1825 г.). Эти стихотворения проникнуты грустью. Единственное, что осталось в память о чувстве, – это “письмо любви”, но и с ним надо проститься: “она велела”. И поэт предает огню “все радости свои”. Жадное пламя отняло последнее утешение, а печаль, оставленная “перстнем верным”, превратилась в “растопленный сургуч”, а “пепел милый” остался “на горестной груди” как напоминание о несостоявшемся счастье.
    Еще одно стихотворение о любви – сонет “Мадона”, посвященный Наталье Гончаровой. В “своей обители” поэт не хочет видеть роскошные работы старинных мастеров. Ему не нужны восхищение посетителей и “важное сужденье знатоков”. Дороже всего лирическому герою образ “Пречистой Мадоны”. И его желание исполнилось. Всевышний ниспослал ему “чистейшей прелести чистейший образец”. Именно так называет Пушкин свой идеал, свою любимую женщину, которая стала его женой, за честь которой поэт отдал свою жизнь.
    Таким образом, любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь – это дар жизни. Любовь в жизни поэта значила многое, ведь для него любить – это значило жить и, главное, творить.

  3. Пушкин в равной степени уделял внимание всем этим те­мам, но я хочу подробнее остановиться на любовной лирике.
    Любовная лирика традиционна для русской поэзии, и ка­ждый поэт вкладывает в нее свои собственные переживания, свой опыт, поэтому такая лирика является наиболее субъек­тивной.
    Конечно, Пушкин следует определенным традициям, ос­мысливая тему любви, но в то же время вносит свое, новое видение этой темы.
    Для Пушкина любовь — прежде всего основное содержа­ние жизни, так как без этого прекрасного чувства она не име­ет смысла, в ней отсутствует движение, развитие. В стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» поэт говорит о том, что любовь — это всегда благо, какой бы она ни была (безответной или взаимной), потому что она всегда облагораживает душу человека. Кроме того, один из принципов любовной лирики — использование моти­вов расставания, потому что в этот момент все чувства чело­века обострены. И если у других поэтов разлука — это боль, то у Пушкина расставание лишено трагизма, так как лю­бовь — всегда благо.
    Возвращаясь к самому стихотворению, нужно сказать, что состояние лирического героя характеризуется эпитетами «грустно и легко», «печаль моя светла». Кажущийся на пер­вый взгляд парадокс оправдан: печаль порождена любовью, и именно поэтому она «светла». Влюбленные расстаются, но чувство все равно переполняет лирического героя. Однако со­стояние без любви длится всего лишь мгновение, в против­ном случае остановится сама жизнь. Лирический герой уже стоит на пороге нового чувства:
    И сердце вновь горит и любит — оттого,
    Что не любить оно не может.
    Пушкин говорит о том, что если любви нет, то нет и жиз­ни, поэтому герой снова влюбляется и живет.
    Продолжает эту тему стихотворение «Я помню чудное мгновение…», посвященное Анне Петровне Керн. В стихо­творении прослеживается та же мысль о необходимости люб­ви в жизни.
    Появление любимой женщины для лирического героя — это «чудное мгновенье». В творчестве Пушкина существуют культ женщины и культ красоты, но последняя воспринима­ется не как совершенство внешнее, а как совершенство внут­реннее, как некая чистота, поэтому любимая воспринимает­ся как «гений чистой красоты».
    В стихотворении рассказана история двух встреч влюб­ленных людей, между которыми проходит определенное вре­мя. Каждая из встреч — миг, а время между ними — веч­ность, когда движение жизни замедляется, а сама она лишается внутреннего содержания, потому что лишена люб-
    ви. Пушкин пять раз повторяет предлог «без», подчеркивая тем самым отсутствие в окружающей действительности даже намека на некий смысл.
    Стихотворение имеет кольцевую композицию. Вторая встреча пробуждает лирического героя, он опять видит «ге­ний чистой красоты» и испытывает миг восторга. Возвраще­ние любви наполняет жизнь героя смыслом, и пятикратное повторение союза «и» указывает на то, сколь много возвра­щается к герою вместе с любовью:
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    Й жизнь, и слезы, и любовь.
    Образцом русской, а возможно и мировой, любовной ли­рики является стихотворение «Я вас любил…». Всего восемь строчек, а какая концентрация смысла! Чувство прошло, ли­рический герой чувствует, что он больше не любим, однако в его интонации нет ни нотки упрека в адрес любимой женщи­ны. Горечь утраты и сила чувства, испытываемого героем, становятся понятны читателю из-за троекратного повторе­ния им фразы: «Я вас любил…» Однако он не хочет причи­нять своей любовью беспокойство женщине, которая эту лю­бовь по отношению к нему больше не испытывает.
    В двух строчках Пушкину удается выразить все то, что переживал лирический герой в процессе любви: «…безмолв­но, безнадежно, / То робостью, то ревностью томим…» Душа героя болит, но сердце ликует, потому что может любить.
    Лирический герой проявляет удивительное благородство натуры: он желает счастья возлюбленной, желает, чтобы кто-то другой любил ее так же сильно, как он сам, ведь толь­ко сам человек знает силу своего чувства.
    Стихотворение «Мадонна» было написано после женить­бы поэта на Наталье Николаевне Гончаровой и посвящено ей.
    В первой части лирический герой описывает свою меч­ту — самое сокровенное желание, то, что недоступно, несбы­точно. И эта мечта — повесить в своей обители изображение Мадонны с младенцем. Конечно, мечты редко сбываются, но это тот самый редкий случай: она становится явью. Поэт сравнивает любимую женщину с Мадонной.
    Пушкин говорит о том, что любовь — дар божественный, она освящена небесами. Мадонна для него — идеал красоты, поэтому поэт использует прилагательное «чистый» в превос­ходной степени: «Чистейшей прелести чистейший образец». Образ Мадонны — это образец для подражания.
    Таким образом, можно сделать вывод о том, что одним из самых прекрасных чувств, которое воспевает Пушкин, была любовь. При этом нужно отметить особый взгляд поэта на нее, его оригинальное восприятие этого чувства. Ведь до него никто из поэтов не считал, что можно воспеть в стихах мо­мент расставания, пожелать любимой женщине найти сча­стье с другим человеком (стихотворение «Я вас любил…»). Такое новаторство, несомненно, было необычным для рус­ской поэзии XIX века. Пушкин действительно пробуждает в сердцах читателей «чувства добрые», которые он и сам испы­тывал. Для него любовь — это неотъемлемая часть жизни, и каждый человек должен испытывать, по мнению поэта, это прекрасное чувство. [/sms]

  4. Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви.
    Одно из первых произведений, посвященных теме любви, – послание «К Наталье». Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он не просто влюблен, он влюблен впервые:
    В первый раз еще, стыжуся,
    В женской прелести влюблен.
    Однако автор еще слишком молод, он преклоняется лишь перед физической красотой женщины, о внутреннем мире Натальи ничего не говорится.
    В другом раннем стихотворении – «Желание» – лирический герой тоскует, его волнуют горести несчастливой любви, ему тяжело. Любовь в этом стихотворении предстает как одухотворяющее страдание:
    Мне дорого любви моей мученье –
    Пускай умру, но пусть умру, любя!
    В стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье…») поэт рисует идеал, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее «гением чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее милыми небесными чертами. В этом стихотворении Пушкин говорит о том, что для него любить – значит жить и творить, любовь – великий источник вдохновения. Любовь слезы – вот что заставляет Пушкина жить и творить, несмотря ни на какие невзгоды. И новая встреча с любимой «пробуждает» душу, вдохновляет на написание этого стихотворения.
    Теме любви посвящено стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Это размышления поэта о необычайности и противоречивости его чувств. Любовь сопровождается унынием, но унынием легким, печалью «светлой». Это не новая любовь, а прежняя разгорелась в сердце лирического героя – его сердце «вновь горит и любит». Любовь – это неотъемлемая стихия человеческого сердца, это то чувство, без которого человек не может жить полноценной жизнью. Сердце, по словам автора, любит «оттого, что не любить оно не может».
    «Я вас любил…» – наверное, самое душевное стихотворение о любви во всей мировой литературе. Это стихотворение_воспоминание о прежней любви, еще не совсем угасшей в душе поэта. Он не хочет огорчать и тревожить предмет своей любви, не хочет причинять боль воспоминаниями о прошедшем чувстве:
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Лирический герой желает любимой женщине такой же искренней, нежной любви, какую испытывает сам:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Стихотворение «Я вас любил…» – это стихотворение о высоком чувстве, о способности к самопожертвованию, об уважении к чувствам другого человека.
    В Одессе Пушкин увлекся Е. К. Воронцовой. Любовь к женщине, которая не принадлежала ему, привела к созданию таких стихотворений, как «Храни меня, мой талисман» (1825 г.) и «Сожженное письмо» (1825 г.). Эти стихотворения проникнуты грустью. Единственное, что осталось в память о чувстве, – это «письмо любви», но и с ним надо проститься: «она велела». И поэт предает огню «все радости свои». Жадное пламя отняло последнее утешение, а печаль, оставленная «перстнем верным», превратилась в «растопленный сургуч», а «пепел милый» остался «на горестной груди» как напоминание о несостоявшемся счастье.

  5. 5
    Текст добавил: МОЯ ЖИЗНЬ МОИ ПРАВИЛА

    Пушкин – все сочинения
    План
    I. Поэт-лирик Пушкин.
    II. Развитие чувства в любовной лирике Пушкина.
    1. Лицейский последователь Анакреона.
    2. Неизбывная потребность любить.
    III. Женщина – предмет восхищения, пылких, искренних чувств.
    Безусловно, А. С. Пушкин дорог читателю прежде всего как поэт-лирик. Мы воспитываемся на его стихах, учимся восхищаться, переживать и даже страдать ради великого счастья – любить.
    Любовной лирике великий поэт отвел значительное место в своем творчестве. Мы можем наблюдать, как развиваются его чувства, из игривых и поверхностных становясь серьезными, жгучими, настоящими.
    Для лицейского периода творчества Пушкина характерны темы дружеских пирушек, мимолетных увлечений, радостей и разочарований любви. Юного поэта интересовали любовные забавы, он сам считал себя последователем Анакреона – греческого лирика, автора легкой и эротической поэзии. И действительно, в основном, стихотворения этого периода игривы и легки:
    Ах! Если превращенный в прах,
    И в табакерке, в заточенье,
    Я в персты нежные твои попасться мог,
    Тогда в сердечном восхищенье,
    Рассыпался на грудь под шелковый платок
    И даже… может быть…
    («Красавице, которая нюхала табак»)
    Но со временем забавы уступают место настоящим чувствам, а с ними – настоящей боли, трагическому надлому и страданиям. О ветрености, о шалостях и увлечениях юности поэт говорит без сожаления:
    Я вас бежал, питомцы наслаждений,
    Минутной младости минутные друзья;
    И вы, наперсницы порочных заблуждений,
    Которым без любви я жертвовал собой,
    Покоем, славою, свободой и душой,
    И вы забыты мной, изменницы младые,
    Подруги тайные моей весны златыя,
    И вы забыты мной…
    («Погасло дневное светило»)
    В любовной лирике Пушкина прослеживается его неизбывная потребность любить:
    И сердце вновь горит и любит оттого,
    Что не любить оно не может.
    («На холмах Грузии…»)
    В то же время сама любовь к женщине вырисовывается как нечто, к сожалению, преходящее, не вечное. Большинство стихотворений подернуто дымкой грусти, а образы любимых женщин туманны и описаны в прошедшем времени («Я вас любил…», «Я помню чудное мгновенье…»).
    Тем не менее, женщина в лирике поэта предстает как предмет восхищения, пылких, искренних, нежных чувств, как Муза, дающая силы жить и творить. И даже боль, рожденная любовью, не опустошает сердце поэта, а наполняет его, рождая бессмертные стихи о прекраснейшем из чувств.

  6. Каждый поэт старается донести до читателя определенные чувства, которые должны пробуждаться с помощью магических рифм, определенного размера, ритма.
    В творчестве любого поэта присутствуют «вечные темы», он затрагивает те вопросы, которые его волнуют, пытается найти истину.
    Главные вопросы, которые решают все поэты, формулируются следующим образом: кто такой поэт и в чем его предназначение?
    А. С. Пушкин тоже задавался этими вопросами, и свое мнение он выразил в одном из последних стихотворений «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», где поэт подводит итоги всему творчеству и говорит о назначении «пиита» в мире:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я Свободу
    И милость к падшим призывал.
    Таким образом, читатель понимает, что главное назначение поэта в мире – пробуждать в людях «чувства добрые». Пушкин оказался верен своему предназначению и в своем творчестве обращался к таким темам, как свобода, любовь, дружба, осмысление философских категорий; и стихи, посвященные этим вопросам, направлены на пробуждение «чувств добрых» у читателя.
    Пушкин в равной степени уделял внимание всем этим темам, но я хочу подробнее остановиться на любовной лирике.
    Любовная лирика традиционна для русской поэзии, и каждый поэт вкладывает в нее свои собственные переживания, свой опыт, поэтому такая лирика является наиболее субъективной.
    Конечно, Пушкин следует определенным традициям, осмысливая тему любви, но в то же время вносит свое, новое, видение этой темы.
    Для Пушкина любовь – прежде всего основное содержание жизни, так как без этого прекрасного чувства она не имеет смысла, в ней отсутствуют движение, развитие.
    В стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» поэт говорит о том, что любовь – это всегда благо, какой бы она ни была (безответной или взаимной), потому что она всегда облагораживает душу человека. Кроме того, один из принципов любовной лирики – использование мотивов расставания, потому что в этот момент все чувства человека обострены. И если у других поэтов разлука – это боль, то у Пушкина расставание лишено трагизма, так как любовь – всегда благо.
    Возвращаясь к самому стихотворению, нужно сказать, что состояние лирического героя характеризуется эпитетами «грустно и легко», «печаль моя светла». Кажущийся на первый взгляд парадокс оправдан: печаль порождена любовью, и именно поэтому она «светла». Влюбленные расстаются, но чувство все равно переполняет лирического героя. Однако состояние без любви длится всего лишь мгновение, в противном случае, остановится сама жизнь. Лирический герой уже стоит на пороге нового чувства:
    И сердце вновь горит и любит – оттого,
    Что не любить оно не может.
    Пушкин говорит о том, что если любви нет, то нет и жизни, поэтому герой снова влюбляется и живет.
    Продолжает эту тему стихотворение «Я помню чудное мгновение…», посвященное Анне Петровне Керн. В стихотворении прослеживается та же мысль о необходимости любви в жизни.
    Появление любимой женщины для лирического героя – это «чудное мгновенье». В творчестве Пушкина существуют культ женщины и культ красоты, но последняя понимается не как совершенство внешнее, а как совершенство внутреннее, как некая чистота, поэтому любимая воспринимается как «гений чистой красоты».
    В стихотворении рассказана история двух встреч влюбленных людей, между которыми проходит определенное время. Каждая из встреч – миг, а время между ними – вечность, когда движение жизни замедляется, а сама она лишается внутреннего содержания, потому что лишена любви. Пушкин пять раз повторяет предлог «без», подчеркивая тем самым отсутствие в окружающей действительности даже намека на некий смысл.
    Стихотворение имеет кольцевую композицию. Вторая встреча пробуждает лирического героя, он опять видит «гения чистой красоты» и испытывает миг восторга. Возвращение любви наполняет жизнь героя смыслом, и пятикратное повторение союза «и» указывает на то, сколь много возвращается к герою вместе с любовью:
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    Образцом русской, а возможно, и мировой любовной лирики является стихотворение «Я вас любил…». Всего восемь строчек, а какая концентрация смысла! Чувство прошло, лирический герой чувствует, что он больше не любим, однако в его интонации нет ни нотки упрека в адрес любимой женщины. Горечь утраты и сила чувства, испытываемого героем, становятся понятны читателю из-за троекратного повторения им фразы «Я вас любил…». Однако он не хочет причинять своей любовью беспокойство женщине, которая эту любовь по отношению к нему больше не испытывает.
    В двух строчках Пушкину удается выразить все то, что переживал лирический герой в процессе любви: «…безмолвно, безнадежно, / То робостью, то ревностью томим…». Душа героя болит, но сердце ликует, потому что может любить.
    Лирический герой проявляет удивительное благородство натуры: он желает счастья возлюбленной, желает, чтобы кто-то другой любил ее так же сильно, как он сам, ведь только сам человек знает силу своего чувства.
    Стихотворение «Мадонна» было написано после женитьбы поэта на Наталье Николаевне Гончаровой и посвящено ей.
    В первой части лирический герой описывает свою мечту – самое сокровенное желание, то, что недоступно, несбыточно. И эта мечта – повесить в своей обители изображение Мадонны с младенцем. Конечно, мечты редко сбываются, но это тот самый редкий случай: она становится явью. Поэт сравнивает любимую женщину с Мадонной.
    Пушкин говорит о том, что любовь – дар божественный, она освящена небесами. Мадонна для него – идеал красоты, поэтому поэт использует прилагательное «чистый» в превосходной степени: «Чистейшей прелести чистейший образец». Образ Мадонны – это образец для подражания.
    Таким образом, можно сделать вывод о том, что одним из самых прекрасных чувств, которое воспевает Пушкин, была любовь. При этом нужно отметить особый взгляд поэта на нее, его оригинальное восприятие этого чувства. Ведь до него никто из поэтов не считал, что можно воспеть в стихах момент расставания, пожелать любимой женщине найти счастье с другим человеком (стихотворение «Я вас любил…»). Такое новаторство, несомненно, было необычным для русской поэзии XIX века. Пушкин действительно пробуждает в сердцах читателей «чувства добрые», которые он и сам испытывал. Для него любовь – это неотъемлемая часть жизни, и каждый человек должен испытывать, по мнению поэта, это прекрасное чувство.

  7. Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви.
    Одно из первых произведений, посвященных теме любви, – послание “К Наталье”. Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он не просто влюблен, он влюблен впервые:
    В первый раз еще, стыжуся,
    В женской прелести влюблен.
    Однако автор еще слишком молод, он преклоняется лишь перед физической красотой женщины, о внутреннем мире Натальи ничего не говорится.
    В другом раннем стихотворении – “Желание” – лирический герой тоскует, его волнуют горести несчастливой любви, ему тяжело. Любовь в этом стихотворении предстает как одухотворяющее страдание:
    Мне дорого любви моей мученье –
    Пускай умру, но пусть умру, любя!
    В стихотворении “К***” (“Я помню чудное мгновенье…”) поэт рисует идеал, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее “гением чистой красоты”, “божеством”, восхищаясь ее милыми небесными чертами. В этом стихотворении Пушкин говорит о том, что для него любить – значит жить и творить, любовь – великий источник вдохновения. Любовь слезы – вот что заставляет Пушкина жить и творить, несмотря ни на какие невзгоды. И новая встреча с любимой “пробуждает” душу, вдохновляет на написание этого стихотворения.
    Теме любви посвящено стихотворение “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”. Это размышления поэта о необычайности и противоречивости его чувств. Любовь сопровождается унынием, но унынием легким, печалью “светлой”. Это не новая любовь, а прежняя разгорелась в сердце лирического героя – его сердце “вновь горит и любит”. Любовь – это неотъемлемая стихия человеческого сердца, это то чувство, без которого человек не может жить полноценной жизнью. Сердце, по словам автора, любит “оттого, что не любить оно не может”.
    “Я вас любил…” – наверное, самое душевное стихотворение о любви во всей мировой литературе. Это стихотворение воспоминание о прежней любви, еще не совсем угасшей в душе поэта. Он не хочет огорчать и тревожить предмет своей любви, не хочет причинять боль воспоминаниями о прошедшем чувстве:
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Лирический герой желает любимой женщине такой же искренней, нежной любви, какую испытывает сам:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Стихотворение “Я вас любил…” – это стихотворение о высоком чувстве, о способности к самопожертвованию, об уважении к чувствам другого человека.
    В Одессе Пушкин увлекся Е. К. Воронцовой. Любовь к женщине, которая не принадлежала ему, привела к созданию таких стихотворений, как “Храни меня, мой талисман” (1825 г.) и “Сожженное письмо” (1825 г.). Эти стихотворения проникнуты грустью. Единственное, что осталось в память о чувстве, – это “письмо любви”, но и с ним надо проститься: “она велела”. И поэт предает огню “все радости свои”. Жадное пламя отняло последнее утешение, а печаль, оставленная “перстнем верным”, превратилась в “растопленный сургуч”, а “пепел милый” остался “на горестной груди” как напоминание о несостоявшемся счастье.
    Еще одно стихотворение о любви – сонет “Мадона”, посвященный Наталье Гончаровой. В “своей обители” поэт не хочет видеть роскошные работы старинных мастеров. Ему не нужны восхищение посетителей и “важное сужденье знатоков”. Дороже всего лирическому герою образ “Пречистой Мадоны”. И его желание исполнилось. Всевышний ниспослал ему “чистейшей прелести чистейший образец”. Именно так называет Пушкин свой идеал, свою любимую женщину, которая стала его женой, за честь которой поэт отдал свою жизнь.
    Таким образом, любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь – это дар жизни. Любовь в жизни поэта значила многое, ведь для него любить – это значило жить и, главное, творить.

    Вместе с сочинением «Своеобразие любовной лирики А.С.Пушкина» часто ищут

    Волшебница-зима (По стихотворениям А.С. Пушкина “Зимняя дорога” и Ф.И. Тютчева “Чародейкою Зимою…”)
    Природа в творчестве А.С. Пушкина
    В.Маяковский: Ранняя лирика
    Связь эпох в произведениях А.С. Пушкина
    Гринев и Швабрин
    Категория: Сочинения для 9 класса | Метки: анализ творчества, поэзия, любовная лирика, А.С. Пушкин, Стихи о любви
    Популярность темы: 6136 | Оценка: 4.5 | Закладки:
    Всего комментариев: 0

  8. Александр
    Сергеевич
    Пушкин – великий
    поэт. Его лирика
    знакомит нас
    с раздумьями
    поэта о смысле
    жизни, о счастье
    человека, о
    нравственных
    идеалах. Особенно
    ярко эти мысли
    воплощены в
    стихотворениях
    о любви.
    Одно из первых
    произведений,
    посвященных
    теме любви, –
    послание «К
    Наталье». Это
    любовная лирика
    лицейского
    периода, написанная
    в традициях
    классицизма.
    Пушкин использует
    распространенную
    форму послания,
    обращаясь к
    крепостной
    актрисе. Он не
    просто влюблен,
    он влюблен
    впервые:
    В первый раз
    еще, стыжуся,
    В женской прелести
    влюблен.
    Однако автор
    еще слишком
    молод, он преклоняется
    лишь перед
    физической
    красотой женщины,
    о внутреннем
    мире Натальи
    ничего не говорится.
    В другом раннем
    стихотворении
    – «Желание»
    – лирический
    герой тоскует,
    его волнуют
    горести несчастливой
    любви, ему тяжело.
    Любовь в этом
    стихотворении
    предстает как
    одухотворяющее
    страдание:
    Мне дорого
    любви моей
    мученье —
    Пускай умру,
    но пусть умру,
    любя!
    В стихотворении
    «К***» («Я помню
    чудное мгновенье…»)
    поэт рисует
    идеал, небесный
    образ женщины,
    чуждый всему
    земному. Лирический
    герой называет
    ее «гением
    чистой красоты»,
    «божеством»,
    восхищаясь
    ее милыми небесными
    чертами. В этом
    стихотворении
    Пушкин говорит
    о том, что для
    него любить
    – значит жить
    и творить, любовь
    – великий источник
    вдохновения.
    Любовь слезы
    – вот что заставляет
    Пушкина жить
    и творить, несмотря
    ни на какие
    невзгоды. И
    новая встреча
    с любимой
    «пробуждает»
    душу, вдохновляет
    на написание
    этого стихотворения.
    Теме любви
    посвящено
    стихотворение
    «На холмах
    Грузии лежит
    ночная мгла…».
    Это размышления
    поэта о необычайности
    и противоречивости
    его чувств.
    Любовь сопровождается
    унынием, но
    унынием легким,
    печалью «светлой».
    Это не новая
    любовь, а прежняя
    разгорелась
    в сердце лирического
    героя – его
    сердце «вновь
    горит и любит».
    Любовь – это
    неотъемлемая
    стихия человеческого
    сердца, это то
    чувство, без
    которого человек
    не может жить
    полноценной
    жизнью. Сердце,
    по словам автора,
    любит «оттого,
    что не любить
    оно не может».
    «Я вас любил…»
    – наверное,
    самое душевное
    стихотворение
    о любви во всей
    мировой литературе.
    Это стихотворение-воспоминание
    о прежней любви,
    еще не совсем
    угасшей в душе
    поэта. Он не
    хочет огорчать
    и тревожить
    предмет своей
    любви, не хочет
    причинять боль
    воспоминаниями
    о прошедшем
    чувстве:
    Но пусть она
    вас больше не
    тревожит;
    Я не хочу печалить
    вас ничем.
    Лирический
    герой желает
    любимой женщине
    такой же искренней,
    нежной любви,
    какую испытывает
    сам:
    Я вас любил так
    искренно, так
    нежно,
    Как дай вам бог
    любимой быть
    другим.
    Стихотворение
    «Я вас любил…»
    – это стихотворение
    о высоком чувстве,
    о способности
    к самопожертвованию,
    об уважении
    к чувствам
    другого человека.
    В Одессе Пушкин
    увлекся Е. К.
    Воронцовой.
    Любовь к женщине,
    которая не
    принадлежала
    ему, привела
    к созданию
    таких стихотворений,
    как «Храни
    меня, мой талисман»
    (1825 г.) и «Сожженное
    письмо» (1825 г.).
    Эти стихотворения
    проникнуты
    грустью. Единственное,
    что осталось
    в память о чувстве,
    – это «письмо
    любви», но и с
    ним надо проститься:
    «она велела».
    И поэт предает
    огню «все радости
    свои». Жадное
    пламя отняло
    последнее
    утешение, а
    печаль, оставленная
    «перстнем
    верным», превратилась
    в «растопленный
    сургуч», а «пепел
    милый» остался
    «на горестной
    груди» как
    напоминание
    о несостоявшемся
    счастье.
    Еще одно стихотворение
    о любви – сонет
    «Мадона», посвященный
    Наталье Гончаровой.
    В «своей обители»
    поэт не хочет
    видеть роскошные
    работы старинных
    мастеров. Ему
    не нужны восхищение
    посетителей
    и «важное сужденье
    знатоков».
    Дороже всего
    лирическому
    герою образ
    «Пречистой
    Мадоны». И его
    желание исполнилось.
    Всевышний
    ниспослал ему
    «чистейшей
    прелести чистейший
    образец». Именно
    так называет
    Пушкин свой
    идеал, свою
    любимую женщину,
    которая стала
    его женой, за
    честь которой
    поэт отдал свою
    жизнь.
    Таким образом,
    любовь в поэзии
    Пушкина – это
    глубокое, нравственно
    чистое, бесконечно
    нежное и самоотверженное
    чувство, облагораживающее
    и очищающее
    человека. Даже
    тогда, когда
    ей нет отклика,
    любовь – это
    дар жизни. Любовь
    в жизни поэта
    значила многое,
    ведь для него
    любить – это
    значило жить
    и, главное, творить.

  9. «Только влюбленный имеет право на звание человека», – говорил Блок. Особенное значение чувству любви придавали поэты, начиная со времен античности. Любовь не только нравственно обогащала их, в ней они черпали вдохновение. На священных чувствах любви и дружбы практически целиком основывалось такое направление в литературе, как сентиментализм, огромное место любовь занимает в творчестве романтиков. Даже у классицистов тема любви получает некоторое освещение, правда, в другом, менее привычном для нас ракурсе. (Достаточно вспомнить «Разговор с Анакреоном» Ломоносова.)
    Как мне кажется, ответом на это стихотворение Ломоносова мог быть «Гроб Анакреона» Пушкина, где поэт призывает нас «страстью пылкой утомляться» и провозглашает формулу всей его лирике лицейского периода: «Жизнью дайте ж насладиться / Жизнь, увы, не вечный дар». В этот период Пушкин, занятый поисками своего собственного стиля, пишет много подражаний поэтам разных литературных стилей, будь то поэты античности, классицисты или сентименталисты. Но несмотря на подражательность его стихов, в них просматривается вполне самостоятельная линия любовных переживаний лирического героя. Любовь становится символом жизни в этот период, любить, по Пушкину, значит жить. Но со временем лирический герой не мог больше предаваться только «страсти нежной» на пирах с друзьями. Легкая, оптимистическая и жизнеутверждающая поэзия и понимание любви как легкого времяпрепровождения сменяются у Пушкина гражданскими мотивами. Пушкин постепенно начинает переосмысливать то, что он воспевал раньше, и любовь получает у поэта новое освещение. Поэт как бы примеряет два совершенно разных направления – классицизм и сентиментализм. Ярким примером этого может служить стихотворение «К Чаадаеву» 1818 года. Пушкин прощается со своими прежними увлечениями:
    Любви, надежды, тихой славы
    Недолго нежил нас обман.
    Исчезли юные забавы,
    Как сон, как утренний туман.
    Любовь как интимная эмоция в гражданской лирике Пушкина сближается с патриотическими чувствами поэта. Теперь это чувство прежде всего к родине. Пушкин преодолевает то различие, которое существовало между этими чувствами у поэтов-сентименталистов и поэтов-классицистов. В послании «К Чаадаеву» он пишет:
    Мы ждем с томленьем упованья
    Минуты вольности святой,
    Как ждет любовник молодой
    Минуты верного свиданья.
    Сравнивая это ожидание вольности с томлением любовника, поэт соединяет несовместимые раньше понятия любви к женщине и любви к родине.
    В этот же период творчества Пушкин развивает и иную трактовку темы как главную в его концепции любви. Перед нами еще наброски, но уже в них мы улавливаем новую философию этого чувства. Это стихотворение «К Каверину», где Пушкин призывает своего соратника-поэта:
    Молись и Вакху и любви,
    И черни презирай ревнивое роптанье.
    Написанное в 1817 году, это послание – прощание с безумством лицейских лет, но не с темой любви. Здесь любовь – способ ухода поэта от окружающего его мира, ухода от черни. Любовь и свобода – вот что теперь питает вдохновение поэта. Об этом Пушкин говорит в стихотворении «К Плюсковой» (1818 г.):
    Любовь и тайная свобода
    Внушали сердцу гимн простой.
    «Любовь и тайная свобода», то есть уход от мира в глубину своих чувств, где поэт полностью независим, вот что, в понимании Пушкина, необходимо для творчества. Идеи любви и свободы пройдут через все творчество Пушкина. Но вначале они объединяются в романтической лирике поэта. Южная ссылка и отрыв поэта от общества оказывают большое влияние на творчество Пушкина, он ощущает себя изгнанником, наподобие романтических героев Байрона. Романтизируется и пушкинская любовь. Это уже не шалость юных лет и не высокое патриотическое чувство, но глубокая, драматическая страсть. Например, в стихотворении «Признанье», посвященном Осиповой, Пушкин говорит:
    Болезнь любви в душе моей,
    Я вас люблю – хоть я бешусь…
    Любовь – это болезнь, в состоянии которой человек обманывает сам себя:
    Я сам обманываться рад.
    Героиня этого стихотворения не имеет имени, это образ обобщенный, для Пушкина-романтика не столь важен адресат, сколько буря переживаний и страстей, кипящих в душе. Стихи сливаются в один невыразимый порыв страсти, когда:
    …Мои стихи, сливаясь и журча,
    Текут, ручьи любви, текут полны тобою.
    «Ночь» (1823)
    Романтическая любовь Пушкина часто безответна, она горит и сжигает сама себя, как в стихотворении «Сожженное письмо» (1825 г.):
    Прощай, письмо любви
    …гори, письмо любви.
    Готов я, ничему душа моя не внемлет.
    Любовь, как свеча, сгорает за короткий миг, и от нее остается лишь пепел и опустошенная душа. Этот горестный финал, думается, заставляет поэта разочароваться в романтической любви. Нужна ли такая свободная любовь поэту, которая не оставляет ничего в душе, опустошает душу? Ведь в этом случае сгорает и источник вдохновения. Пушкин начинает искать новый источник. Эти поиски побуждают поэта переосмыслить и тему любви, возвращаясь к истокам – именно к сравнению любви со свободой души и свободой чувств. Теперь Пушкин понимает, что романтическая любовь хороша лишь верой человека в нее, хотя вера эта недолговечна. И поэт создает совершенно новую философию любви.
    Я вас любил так искренно, так нежно.
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Из этого стихотворения ясно видно, что Пушкин поднимается намного выше над романтической традицией в понимании любви.
    Показательно, что романтик Лермонтов не согласился с этой мыслью, заметив, что «неестественно желать любимой женщине счастья с другим». Однако для самого Пушкина такая любовь есть долгожданное умиротворение и успокоение, а также источник внутренней свободы и гармония творчества. Любовь облагораживает душу и вдохновляет поэта, освобождает его от низменных проявлений жизни. Любовь ведет поэта к высокой цели: «Давно, усталый раб, замыслил я побег», – говорит Пушкин в стихотворении «Пора, мой друг, пора», обращенном к своей жене. Состояние «неги» здесь – это дружба и любовь, «труды»- творчество, в других же проявлениях жизни поэт не считает себя свободным, там он «усталый раб». Любовь у Пушкина приобретает оттенок жертвенности и рыцарственности, она так же безответна, как романтическая, возможно, так же несчастлива, но отнюдь не бесплодна. Пушкин открывает читателю самоценность любви. Любить, в понимании Пушкина, уже само по себе великое счастье («На холмах Грузии…», 1829 г.).
    И сердце вновь горит и любит – оттого,
    Что не любить оно не может.
    Возлюбленная же его сравнивается с Мадонной, она «чистейшей прелести чистейший образец», который прекрасен в своей недосягаемости. «Исполнились мои желания», – говорит Пушкин. Он счастлив в умиротворении в своем чувстве и ничего не требует взамен.
    Пушкинские традиции изображения любви во всех ее проявлениях затем были унаследованы русскими поэтами. Например, соединения любви и гражданских патриотических чувств, сравнение возлюбленной с родиной свойственны патриотической лирике Некрасова («Как женщину, ты родину любил», – говорит он в стихотворении «Памяти Добролюбова»), а также Блоку («Россия») и Маяковскому («Татьяне Яковлевой»), Романтическая традиция изображения любви Пушкиным являлась во многом основополагающей для творчества Лермонтова, а созданная Пушкиным в последний период творчества философия самозабвенной любви будет творчески развита не только поэтами, но и Гончаровым, Тургеневым, Толстым.

  10. Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви.
    Одно из первых произведений, посвященных теме любви, – послание «К Наталье». Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он не просто влюблен, он влюблен впервые:
    В первый раз еще, стыжуся,
    В женской прелести влюблен.
    Однако автор еще слишком молод, он преклоняется лишь перед физической красотой женщины, о внутреннем мире Натальи ничего не говорится.
    В другом раннем стихотворении – «Желание» – лирический герой тоскует, его волнуют горести несчастливой любви, ему тяжело. Любовь в этом стихотворении предстает как одухотворяющее страдание:
    Мне дорого любви моей мученье —
    Пускай умру, но пусть умру, любя!
    В стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье…») поэт рисует идеал, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее «гением чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее милыми небесными чертами. В этом стихотворении Пушкин говорит о том, что для него любить – значит жить и творить, любовь – великий источник вдохновения. Любовь слезы – вот что заставляет Пушкина жить и творить, несмотря ни на какие невзгоды. И новая встреча с любимой «пробуждает» душу, вдохновляет на написание этого стихотворения.
    Теме любви посвящено стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Это размышления поэта о необычайности и противоречивости его чувств. Любовь сопровождается унынием, но унынием легким, печалью «светлой». Это не новая любовь, а прежняя разгорелась в сердце лирического героя – его сердце «вновь горит и любит». Любовь – это неотъемлемая стихия человеческого сердца, это то чувство, без которого человек не может жить полноценной жизнью. Сердце, по словам автора, любит «оттого, что не любить оно не может».
    «Я вас любил…» – наверное, самое душевное стихотворение о любви во всей мировой литературе. Это стихотворение-воспоминание о прежней любви, еще не совсем угасшей в душе поэта. Он не хочет огорчать и тревожить предмет своей любви, не хочет причинять боль воспоминаниями о прошедшем чувстве:
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Лирический герой желает любимой женщине такой же искренней, нежной любви, какую испытывает сам:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Стихотворение «Я вас любил…» – это стихотворение о высоком чувстве, о способности к самопожертвованию, об уважении к чувствам другого человека.
    В Одессе Пушкин увлекся Е. К. Воронцовой. Любовь к женщине, которая не принадлежала ему, привела к созданию таких стихотворений, как «Храни меня, мой талисман» (1825 г.) и «Сожженное письмо» (1825 г.). Эти стихотворения проникнуты грустью. Единственное, что осталось в память о чувстве, – это «письмо любви», но и с ним надо проститься: «она велела». И поэт предает огню «все радости свои». Жадное пламя отняло последнее утешение, а печаль, оставленная «перстнем верным», превратилась в «растопленный сургуч», а «пепел милый» остался «на горестной груди» как напоминание о несостоявшемся счастье.
    Еще одно стихотворение о любви – сонет «Мадона», посвященный Наталье Гончаровой. В «своей обители» поэт не хочет видеть роскошные работы старинных мастеров. Ему не нужны восхищение посетителей и «важное сужденье знатоков». Дороже всего лирическому герою образ «Пречистой Мадоны». И его желание исполнилось. Всевышний ниспослал ему «чистейшей прелести чистейший образец». Именно так называет Пушкин свой идеал, свою любимую женщину, которая стала его женой, за честь которой поэт отдал свою жизнь.
    Таким образом, любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь – это дар жизни. Любовь в жизни поэта значила многое, ведь для него любить – это значило жить и, главное, творить.

  11. В чем своеобразие любовной темы в лирике А. С. Пушкина
    Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви.
    Одно из первых произведений, посвященных теме любви, – послание «К Наталье». Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он не просто влюблен, он влюблен впервые:
    В первый раз еще, стыжуся,
    В женской прелести влюблен.
    Однако автор еще слишком молод, он преклоняется лишь перед физической красотой женщины, о внутреннем мире Натальи ничего не говорится.
    В другом раннем стихотворении – «Желание» – лирический герой тоскует, его волнуют горести несчастливой любви, ему тяжело. Любовь в этом стихотворении предстает как одухотворяющее страдание:
    Мне дорого любви моей мученье —
    Пускай умру, но пусть умру, любя!
    В стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье…») поэт рисует идеал, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее «гением чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее милыми небесными чертами. В этом стихотворении Пушкин говорит о том, что для него любить – значит жить и творить, любовь – великий источник вдохновения. Любовь слезы – вот что заставляет Пушкина жить и творить, несмотря ни на какие невзгоды. И новая встреча с любимой «пробуждает» душу, вдохновляет на написание этого стихотворения.
    Теме любви посвящено стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Это размышления поэта о необычайности и противоречивости его чувств. Любовь сопровождается унынием, но унынием легким, печалью «светлой». Это не новая любовь, а прежняя разгорелась в сердце лирического героя – его сердце «вновь горит и любит». Любовь – это неотъемлемая стихия человеческого сердца, это то чувство, без которого человек не может жить полноценной жизнью. Сердце, по словам автора, любит «оттого, что не любить оно не может».
    «Я вас любил…» – наверное, самое душевное стихотворение о любви во всей мировой литературе. Это стихотворение-воспоминание о прежней любви, еще не совсем угасшей в душе поэта. Он не хочет огорчать и тревожить предмет своей любви, не хочет причинять боль воспоминаниями о прошедшем чувстве:
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Лирический герой желает любимой женщине такой же искренней, нежной любви, какую испытывает сам:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Стихотворение «Я вас любил…» – это стихотворение о высоком чувстве, о способности к самопожертвованию, об уважении к чувствам другого человека.
    В Одессе Пушкин увлекся Е. К. Воронцовой. Любовь к женщине, которая не принадлежала ему, привела к созданию таких стихотворений, как «Храни меня, мой талисман» (1825 г.) и «Сожженное письмо» (1825 г.). Эти стихотворения проникнуты грустью. Единственное, что осталось в память о чувстве, – это «письмо любви», но и с ним надо проститься: «она велела». И поэт предает огню «все радости свои». Жадное пламя отняло последнее утешение, а печаль, оставленная «перстнем верным», превратилась в «растопленный сургуч», а «пепел милый» остался «на горестной груди» как напоминание о несостоявшемся счастье.
    Еще одно стихотворение о любви – сонет «Мадона», посвященный Наталье Гончаровой. В «своей обители» поэт не хочет видеть роскошные работы старинных мастеров. Ему не нужны восхищение посетителей и «важное сужденье знатоков». Дороже всего лирическому герою образ «Пречистой Мадоны». И его желание исполнилось. Всевышний ниспослал ему «чистейшей прелести чистейший образец». Именно так называет Пушкин свой идеал, свою любимую женщину, которая стала его женой, за честь которой поэт отдал свою жизнь.
    Таким образом, любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь – это дар жизни. Любовь в жизни поэта значила многое, ведь для него любить – это значило жить и, главное, творить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *