Сочинение на тему в чем видит пушкин предназначение поэта
11 вариантов
Сочинение
Пожалуй, один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, — это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли обладать стихотворным даром, чтобы стать поэтом? Эти вопросы глубоко волновали Пушкина. Его размышления на эту тему нашли полное и глубокое воплощение в его стихах. Видя несовершенство мира, поэт задумывается над тем, можно ли изменить его средством художественного слова, кому дается “судьбой витийства грозный дар”.
Свое представление об идеальном образе поэта Пушкин воплощает в стихотворении “Пророк”. Но поэт не рождается пророком, а становится им. Этот путь полон мучительных испытаний и страданий, которым предшествуют горестные раздумья пушкинского героя о том зле, которое прочно укоренилось в человеческом обществе, и с которым он не может смириться. Состояние поэта говорит о том, что он неравнодушен к происходящему вокруг и в то же время бессилен что-либо изменить. Именно к такому человеку, который “духовной жаждою томим”, является посланник Бога — “шестикрылый серафим”. Пушкин подробно и детально останавливается на том, как происходит перерождение героя в пророка, какой жестокой ценой он приобретает качества, необходимые истинному поэту. Он должен видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей. И этими качествами наделяет его “шестикрылый серафим”, прикасаясь к нему “перстами легкими, как сон”. Но такие осторожные нежные движения открывают перед героем весь мир, сорвав с него покров тайны.
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
Нужно обладать немалым мужеством, чтобы вобрать в себя все страдания и все многообразие мира. Но если первые действия серафима причиняют поэту только нравственную боль, то теперь к ней присоединяются и физические мучения.
И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
Значит, новое приобретенное поэтом качество — мудрость — дается ему через страдание. И это не случайно. Ведь чтобы стать мудрым, человек должен пройти трудный путь исканий, ошибок, разочарований, испытав многочисленные удары судьбы. Поэтому, наверное, протяженность во времени приравнивается в стихотворении к физическому страданию.
Может ли поэт стать пророком, обладая, кроме поэтического таланта, только знанием и мудростью? Нет, ибо трепетное человеческое сердце способно подвергаться сомнению, оно может сжиматься от страха или боли и тем самым помешать ему выполнить великую и благородную миссию. Поэтому серафим совершает последнее и самое жестокое действие, вложив в рассеченную грудь поэта “угль, пылающий огнем”. Символично, что только теперь пророк слышит глас Всевышнего, дающего ему цель и смысл жизни.
И бога глас ко мне воззвал:
“Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей”.
Таким образом, поэзия в представлении Пушкина существует не для услаждения избранных, она является могучим средством преобразования общества, ибо несет людям идеалы добра, справедливости и любви.
Вся творческая жизнь Пушкина явилась ярким свидетельством верности его мыслей. Его смелая вольная поэзия протестовала против угнетения народа, призывала к борьбе за его свободу. Она поддерживала дух ссыльных друзей-декабристов, внушала им мужество и стойкость. Об этом говорит поэт в стихотворении “Арион”, воссоздающем в аллегорической форме трагические события 1825 года.
…В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я — беспечной веры полн —
Пловцам я пел…
Несмотря на гибель пловцов-декабристов, певец Арион сохраняет верность своей благородной миссии, проповедуя идеалы свободы и справедливости. “Я гимны прежние пою”, — заявляет он в стихотворении.
В поздних произведениях Пушкина все чаще звучат раздумья о бренности человеческой жизни, о ее быстротечности, предчувствии близкой гибели. Наступает время подвести итог своей творческой деятельности, объективно оценить значение поэзии. В стихотворении “Памятник”, написанном в 1836 году, Пушкин выражает уверенность в том, что народ России сохранит память о нем. Право на бессмертие дает поэту созданный им самим “памятник нерукотворный”, потому что он всегда был голосом своего народа, его пророком.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
В этих строчках Пушкин очень емко и лаконично говорит о смысле и цели своей поэзии, видя свою основную заслугу в том, что, подобно поэту-пророку, пробуждал в людях доброту, милосердие, стремление к свободе и справедливости. Поэтому, соприкоснувшись с гуманистической пушкинской поэзией, мы ощущаем потребность стать лучше, чище, учимся видеть вокруг красоту, гармонию. Значит, поэзия действительно способна преобразовать мир.
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли.
Глаголом жги сердца людей.
А. Пушкин
К размышлениям о сути поэзии, ее великой миссии на земле Пушкин возвращался в своем творчестве неоднократно. В разные годы его кумирами были Чаадаев и Шенье, Наполеон и Байрон… Чем старше становился поэт, тем серьезнее он относился к своему творчеству. Живя литературным трудом, Пушкин гордо восклицал:
Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
Несколько позже, когда изменилась общественно-политическая обстановка в России, выступили и потерпели поражение декабристы. Пушкин, осознавая великую роль поэзии, пишет в стихотворении “Пророк”:
И Бога глас ко мне воззвал:
“Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей”.
Поэт создан и наделен талантом, чтобы нести людям слова правды, какими бы горькими они ни были. Пушкин видит свое предназначение в том, чтобы бороться с тиранией, несправедливостью, ложью. В стихотворении “И. И. Пущину” поэт старается утешить своего друга, томящегося в далекой ссылке. Пушкин надеется, что его слова помогут узнику, ободрят его в далеких застенках.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенъе
Лучом лицейских ясных дней!
В стихотворении “Поэт” Пушкин определяет свой путь избранника судьбы. Ему дарован талант, чтобы он нес радость людям, самому же поэту суждено одиночество, как плата за вдохновенье:
Ты царь: живи один.
Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Пусть не кажется это преувеличением его заслуг перед людьми, но многим готов поступиться и пожертвовать поэт. Не всегда это делается сознательно, скорее сердцем, Пушкин видит истину и выбирает свой трудный путь интуитивно. Провиденье, дарованное свыше, ведет поэта вперед к его судьбе. Пушкин не боится признаться в верности даже опальным друзьям. Он уверен, что его поэзия поддержит и ободрит каторжан:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы.
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Пусть не всегда поэт поступал как нужно, но никогда не изменял своим принципам.
Поэзия Пушкина боролась за справедливость, защищала обиженных и угнетенных, поэтому всегда была знаменем передовых людей. Сам же поэт в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” так говорит о своих заслугах перед отечеством:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Это ли не высшее предназначение поэта, его великая роль и судьба!
Гуманизм русской литературы и поэзии в частности в том и состоит, чтобы утешать обиженных и обездоленных, привлекать к ним внимание общества, а значит, и помогать. Пушкин никогда не был в стороне от насущных проблем, в этом его главная заслуга.
Искрометная, блистательная, прекрасная поэзия Пушкина продолжает служить людям.
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца.
А.С. Пушкин написал цикл стихов, посвященных теме поэта: «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту» и т.д. . В них Пушкин выразил свои политические принципы, свою точку зрения о роли поэта и поэзии в обществе.
Стихотворение «Пророк» было написано в сентябре 1826 года. В нем наиболее полно определено пушкинское понимание предназначения поэта:
Восстань, пророк, и видь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Другим стихотворением этого же тематического цикла является написанное в 1827 году в Михайловском стихотворение «Поэт». В нем изображен поэт в минуты своей обычной жизни:
Пока не требует поэта
К священной жизни Апполон,
В заботы суетного света
Он малодушно погружен.
В этом стихотворении поэт показан не только как творец, но и во всем его человеческом облике. Это делает стихотворение более разнообразным и интересным. Можно сказать, что это стихотворение – лирический портрет самого Пушкина.
В 1828 году А.С, Пушкин написал стихотворение «Поэт и толпа», в котором рассматривались проблемы, связанные с высоким призванием поэта: может и должна ли поэзия приносить пользу человечеству.
Когда у Пушкина толпа пеняет на поэта за бесполезность его «песен», Пушкин устами своего героя сравнивает поэта со жрецами, самоотверженно служащим в храме у алтаря. Для него поэзия – служение людям, преследующее высокие и вечные цели.
Весь цикл стихов Пушкина о предназначении поэта имел общественное значение. В его стихах по-особенному остро и сильно звучит тема независимого и гордого поэта.
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли.
Глаголом жги сердца людей.
А. Пушкин
К размышлениям о сути поэзии, ее великой миссии на земле Пушкин возвращался в своем творчестве неоднократно. В разные годы его кумирами были Чаадаев и Шенье, Наполеон и Байрон… Чем старше становился поэт, тем серьезнее он относился к своему творчеству. Живя литературным трудом, Пушкин гордо восклицал:
Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
Несколько позже, когда изменилась общественно-политическая обстановка в России, выступили и потерпели поражение декабристы. Пушкин, осознавая великую роль поэзии, пишет в стихотворении “Пророк”:
И Бога глас ко мне воззвал:
“Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей”.
Поэт создан и наделен талантом, чтобы нести людям слова правды, какими бы горькими они ни были. Пушкин видит свое предназначение в том, чтобы бороться с тиранией, несправедливостью, ложью. В стихотворении “И. И. Пущину” поэт старается утешить своего друга, томящегося в далекой ссылке. Пушкин надеется, что его слова помогут узнику, ободрят его в далеких застенках.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенъе
Лучом лицейских ясных дней!
В стихотворении “Поэт” Пушкин определяет свой путь избранника судьбы. Ему дарован талант, чтобы он нес радость людям, самому же поэту суждено одиночество, как плата за вдохновенье:
Ты царь: живи один.
Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Пусть не кажется это преувеличением его заслуг перед людьми, но многим готов поступиться и пожертвовать поэт. Не всегда это делается сознательно, скорее сердцем, Пушкин видит истину и выбирает свой трудный путь интуитивно. Провиденье, дарованное свыше, ведет поэта вперед к его судьбе. Пушкин не боится признаться в верности даже опальным друзьям. Он уверен, что его поэзия поддержит и ободрит каторжан:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы.
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Пусть не всегда поэт поступал как нужно, но никогда не изменял своим принципам.
Поэзия Пушкина боролась за справедливость, защищала обиженных и угнетенных, поэтому всегда была знаменем передовых людей. Сам же поэт в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” так говорит о своих заслугах перед отечеством:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Это ли не высшее предназначение поэта, его великая роль и судьба!
Гуманизм русской литературы и поэзии в частности в том и состоит, чтобы утешать обиженных и обездоленных, привлекать к ним внимание общества, а значит, и помогать. Пушкин никогда не был в стороне от насущных проблем, в этом его главная заслуга.
Искрометная, блистательная, прекрасная поэзия Пушкина продолжает служить людям.
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца.
А. С. Пушкин написал цикл стихов, посвященных теме поэта: «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту» и т. д.. В них Пушкин выразил свои политические принципы, свою точку зрения о роли поэта и поэзии в обществе.
Стихотворение «Пророк» было написано в сентябре 1826 года. В нем наиболее полно определено пушкинское понимание предназначения поэта:
Восстань, пророк, и видь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Другим стихотворением этого же тематического цикла является написанное в 1827 году в Михайловском стихотворение «Поэт». В нем изображен поэт в минуты своей обычной жизни:
Пока не требует поэта
К священной жизни Апполон,
В заботы суетного света
Он малодушно погружен.
В этом стихотворении поэт показан не только как творец, но и во всем его человеческом облике. Это делает стихотворение более разнообразным и интересным. Можно сказать, что это стихотворение — лирический портрет самого Пушкина.
В 1828 году А. С, Пушкин написал стихотворение «Поэт и толпа», в котором рассматривались проблемы, связанные с высоким призванием поэта: может и должна ли поэзия приносить пользу человечеству.
Когда у Пушкина толпа пеняет на поэта за бесполезность его «песен», Пушкин устами своего героя сравнивает поэта со жрецами, самоотверженно служащим в храме у алтаря. Для него поэзия — служение людям, преследующее высокие и вечные цели.
Весь цикл стихов Пушкина о предназначении поэта имел общественное значение. В его стихах по-особенному остро и сильно звучит тема независимого и гордого поэта.
А.С. Пушкин написал цикл стихов, посвященных теме поэта: «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту» и т.д. . В них Пушкин выразил свои политические принципы, свою точку зрения о роли поэта и поэзии в обществе.
Стихотворение «Пророк» было написано в сентябре 1826 года. В нем наиболее полно определено пушкинское понимание предназначения поэта:
Восстань, пророк, и видь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Другим стихотворением этого же тематического цикла является написанное в 1827 году в Михайловском стихотворение «Поэт». В нем изображен поэт в минуты своей обычной жизни:
Пока не требует поэта
К священной жизни Апполон,
В заботы суетного света
Он малодушно погружен.
В этом стихотворении поэт показан не только как творец, но и во всем его человеческом облике. Это делает стихотворение более разнообразным и интересным. Можно сказать, что это стихотворение – лирический портрет самого Пушкина.
В 1828 году А.С, Пушкин написал стихотворение «Поэт и толпа», в котором рассматривались проблемы, связанные с высоким призванием поэта: может и должна ли поэзия приносить пользу человечеству.
Когда у Пушкина толпа пеняет на поэта за бесполезность его «песен», Пушкин устами своего героя сравнивает поэта со жрецами, самоотверженно служащим в храме у алтаря. Для него поэзия – служение людям, преследующее высокие и вечные цели.
Весь цикл стихов Пушкина о предназначении поэта имел общественное значение. В его стихах по-особенному остро и сильно звучит тема независимого и гордого поэта.
Восстань, пророк, и виждъ, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли.
Глаголом жги сердца людей.
А. Пушкин
К размышлениям о сути поэзии, ее великой миссии на земле Пушкин возвращался в своем творчестве неоднократно. В разные годы его кумирами были Чаадаев и Шенье, Наполеон и Байрон… Чем старше становился поэт, тем серьезнее он относился к своему творчеству. Живя литературным трудом, Пушкин гордо восклицал:
Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
Несколько позже, когда изменилась общественно-политическая обстановка в России, выступили и потерпели поражение декабристы. Пушкин, осознавая великую роль поэзии, пишет в стихотворении «Пророк»:
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Поэт создан и наделен талантом, чтобы нести людям слова правды, какими бы горькими они ни были. Пушкин видит свое предназначение в том, чтобы бороться с тиранией, несправедливостью, ложью.
В стихотворении «И. И. Пущину» поэт старается утешить своего друга, томящегося в далекой ссылке. Пушкин надеется, что его слова помогут узнику, ободрят его в далеких застенках.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
В стихотворении «Поэт» Пушкин определяет свой путь избранника судьбы. Ему дарован талант, чтобы он нес радость людям, самому же поэту суждено одиночество, как плата за вдохновенье:
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Пусть не кажется это преувеличением его заслуг перед людьми, но многим готов поступиться и пожертвовать поэт. Не всегда это делается сознательно, скорее сердцем, Пушкин видит истину и выбирает свой трудный путь интуитивно. Провиденье, дарованное свыше, ведет поэта вперед к его судьбе. Пушкин не боится признаться в верности даже опальным друзьям. Он уверен, что его поэзия поддержит и ободрит каторжан:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Пусть не всегда поэт поступал как нужно, но никогда не изменял своим принципам.
Поэзия Пушкина боролась за справедливость, защищала обиженных и угнетенных, поэтому всегда была знаменем передовых людей. Сам же поэт в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» так говорит о своих заслугах перед отечеством:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Это ли не высшее предназначение поэта, его великая роль и судьба!
Гуманизм русской литературы и поэзии в частности в том и состоит, чтобы утешать обиженных и обездоленных, привлекать к ним внимание общества, а значит, и помогать. Пушкин никогда не был в стороне от насущных проблем, в этом его главная заслуга.
Искрометная, блистательная, прекрасная поэзия Пушкина продолжает служить людям.
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца.
1. Образ поэта в лирике Пушкина.
2. Трагический образ поэта в лирике Лермонтова.
3. Гражданский идеал Некрасова.
Тема предназначения поэта и поэзии, его роли в общественной жизни всегда была традиционной для русской литературы. Вероятно, такое пристальное внимание к значению поэзии во многом обуславливается особенностями самого этого понятия. С одной стороны, нельзя отрицать, что поэтическое слово обладает мощным духовным зарядом, способностью воздействовать на умы и чувства людей. С другой стороны, «продукция» поэтического творчества настолько своеобразна и неуловима, что порой возникает вопрос: а зачем она нужна, поэзия?.. Нужна ли она вообще?..
Нужно отметить, что подобная постановка вопроса о роли поэзии характерна для общества, где ценность вещей и явлений измеряется их конкретной бытовой полезностью. В Древнем Мире поэзия воспринималась как высший дар, который ценен сам по себе, потому что он исходит послан Богом. Поэты были жрецами и чародеями. В некоторых странах их влияние было настолько велико, что даже правители прислушивались к их мнению.
Великий русский поэт А. С. Пушкин, продолжая традицию возвышенного отношения к поэзии, рассматривал поэта как «жреца прекрасного», «сына гармонии». В лирике Пушкина мы найдем немало стихов, посвященных теме предназначения поэта и поэзии. Очевидно, что жрец служит в первую очередь божеству, а не людям. В то же время не подлежит сомнению, что это служение, совершающееся по велению и законам божества, для людей является своего рода светочем, способствует их духовному росту и нравственному очищению. Действительно в лирике Пушкина есть произведения, подтверждающих подобный взгляд на роль поэта в обществе. Мотив жреческого служения звучит, например, в стихотворении «Поэт и толпа», в котором поэт на требование народа исправлять человеческие пороки возражает, что он служит только вдохновенью, а не сиюминутной пользе. В то же время в стихотворении «Пророк», в котором Пушкин символически изобразил призвание человека на особое служение, а пророческий и поэтический дар нередко идут рука об руку, Бог прямо указывает задачу пророка (и поэта): «глаголом жги сердца людей», то есть воздействуй на их личность, стремясь пробудить наиболее достойные качества. Призвание поэта — это серьезное испытание, нередко связанное с непониманием людей и одиночеством. Однако поэту не следует слишком заботиться о похвалах, слепо потакая вкусам толпы, переменчивой в своих предпочтениях:
Поэт! не дорожи любовию народной:
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Восприятие поэтического дара как сурового испытания усиливается в лирике М. Ю. Лермонтова. В стихотворении «Пророк», которое многие литературоведы рассматривают как продолжение одноименного стихотворения Пушкина. Не отрицая высокого значения поэзии, Лермонтов одновременно размышляет над судьбой поэта в мире и приходит к печальным выводам:
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все близкие мои
Бросали бешено каменья.
Однако, по мнению Лермонтова, судьба поэта не может быть легкой и безоблачной: стихотворные созвучия являются плодами сильных переживании и жизненных невзгод:
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.
Образ бурного океана изображен в знаменитым стихотворением Лермонтова «Парус». В стихотворении «Нет, я не Байрон…» автор демонстрирует космический масштаб творческих горизонтов поэта, сравнивая свою душу с океаном:
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны?
Кто Толпе мои расскажет думы?
Я — или Бог — или никто!
Но чем же так значим это космисмический простор поэтической души для окружающих? На этот вопрос Лермонтов дает ответ в стихотворении «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»). «Мерный звук» «могучих слов», воздействуя на людей, способен воодушевить их на борьбу с врагами, служить духовному очищению или веселить душу. Лермонтов уподобляет поэзию вечевому колоколу, собирающему народ в минуты опасности ( или на какое-либо торжество. Но многие поэты стали забывать о высоте своего предназначения:
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
у На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Вероятно, каждый поэт рано или поздно задает себе вопрос о значении поэзии — и сам же пытается найти ответ. Н. А. Некрасов также обращался в своем творчестве к этой теме. Наиболее показательным в этом отношении является стихотворение «Поэт и Гражданин». В этом произведении изложены взгляды Некрасова на роль поэзии в жизни людей. Автор стихотворения делает акцент на общественном служении поэтического слова:
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви…
Как известно, гражданская тема является основной в лирике Некрасова. Он полагал, что поэт обязан поставить свой талант на служение угнетенному народу: писать о его надеждах и тяготах, призывать народ к более активному участию в деятельности по улучшению собственной жизни. Так и поступал сам Некрасов. Он не отрицает, что поэт такого масштаба, как Пушкин, вправе в своем творчестве следовать одному лишь вдохновению, и до вершин пушкинского гения никому не дотянуться. Он указывает на то, что другим поэтам не подобает
…в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать.
Итак, опираясь на рассмотренные примеры, можно сделать вывод, что, несмотря на различия во взглядах поэтов XIX века на роль поэта и поэзии в жизни общества, они, безусловно, осознавали ее высокое предназначение. Естественно, что мнение каждого автора на эту проблему во многом зависело и от конкретных исторических условий, и от особенностей личного мировосприятия. Нужно иметь в виду, что осмысление поэтами собственного назначения развивалось в рамках определенной традиции, основанной на отношении к поэту как к своего рода пророку, провозвестнику и даже народному трибуну.
Пояснение.Комментарий к сочинениям
2.1. Почему рассказ А. П. Чехова называется «Смерть чиновника»? Некто Червяков, мелкий чиновник, будучи в театре, нечаянно чихнул на лысину сидящего впереди генерала Бризжалова, тем самым «посягнув» на «святыню» чиновничьей иерархии… Бедолага страшно перепугался, попробовал оправдаться, не поверил тому, что генерал не придал этому событию никакого значения, стал надоедать, ввел генерала в гнев — и сразу же по приезде домой умер от ужаса…Повышенное, болезненное внимание Червякова к мелочам повседневности проистекает из его духовной пустоты, его «малости» и никчемности. В рассказе присутствует смешное, горькое и даже трагическое: смешное до нелепости поведение; горькое сознание ничтожной цены человеческой жизни; трагическое понимание того, что червяковы не пресмыкаться не могут, они всегда найдут своих бризжаловых.Наивный по виду рассказ, по сути, не так уж прост: обнаруживается, что смерть всего лишь прием и условность, насмешка и казус, поэтому рассказ воспринимается как вполне юмористический. В столкновении смеха и смерти в рассказе торжествует смех — как средство обличения власти над людьми придуманных и наделенных особым смыслом мелочей. Чиновничьи отношения здесь — лишь частный случай условной, придуманной системы ценностей.
2.2. В чём видит А. С. Пушкин предназначение истинного поэта?В стихотворении «Пророк» Пушкин раскрывает тему «поэта и поэзии». Поэт для Пушкина — обыкновенный смертный человек, но отличается от всех тем, что ему дано видеть, слышать, понимать то, что неподвластно любому человеку. Именно поэтому поэт должен словом — «глаголом», достучаться до каждого сердца, неся людям правду, свет, добро.
2.3. Кого и за что высмеивает М. Е. Салтыков-Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»? Большая группа сказок Салтыкова-Щедрина посвящена теме взаимоотношений народа и господ. Эта тема звучит в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Беспощадно высмеивает писатель ничтожество, глупость, лень и трусость генералов, проживших, однако, всю жизнь в сытости и невежестве. С горькой иронией рассказывает сатирик Салтыков-Щедрин о том, как «громаднейший мужичина» безропотно трудится на этих никчемных генералов. Автор осуждает народную пассивность и покорность, протестует против чиновничьего паразитизма и тупости.
2.4. Какой предстаёт Родина в лирике С. А. Есенина? Тема Родины, родной природы — одна из ведущих тем творчества С. Есенина. Особенностями изображения Родины в стихотворениях поэта являются необыкновенная поэтизация родной природы, идеализация крестьянской Руси. Даже революцию Есенин принимал, по его словам, с особым «крестьянским уклоном». При написании сочинения можно остановиться на двух — трех стихотворениях поэта, посвященных теме Родины: «Нивы сжаты, рощи голы…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Русь», «Каждый труд благослови, удача!..»
Каждый поэт обязательно задумывается о своем месте в мире, о назначении своего творчества, о том влиянии, какое его стихи оказывают на окружающих людей. Формирование личности А. С. Пушкина происходило в весьма непростое время — росло народное самосознание; прогрессивные люди задумывались о государственном устройстве. Пушкин ощущал, что самосознание народа тесно связано с государственными проблемами. В стихах поэта ясно прослеживался интерес ко всему, что происходило в общественной жизни.
Пушкин видит назначение поэта в том, чтобы служить Отечеству. И пусть судьба поэта трудна и незавидна, отказываться от своего истинного предназначения нельзя. Пушкин сознает истинный смысл своего творчества:
И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.
Пушкин — это поэт-гуманист. Он не приемлет «искусства ради искусства», его творчество истинно народное. Он стремится донести свои мысли, идеалы до тех людей, в душе которых есть хотя бы искра разума и интереса. Поэт не боится непонимания и даже ненависти. Он сознает, что готовность принести себя в жертву — это прямая обязанность поэта.
Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минут» ый шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Пушкин на протяжении всей своей жизни подтверждал собственные идеалы и стремления, высказанные в стихах. Он не боялся немилости сильных мира сего, он смело высказывался против крепостничества; выступал в защиту декабристов. Жизнь поэта была непростой, он сознательно отказывался от спокойствия и умиротворенности, считая назначением поэта — открывать миру правду.
В сатире праведной порок изображу И нравы сих веков потомству обнажу.
Поэту удалось донести до потомства свои мысли. Имя Пушкина всегда будет дорого для тех, кто любит и понимает русскую историю и литературу.
… неподкупный голос мой Был эхо русского народа.
– А.С.Пушкин.
В одном из своих стихотворений русский поэт-декабрист К.Ф.Рылеев сказал:
Нет выше ничего предназначения поэта: святая правда — долг его, предмет — полезным быть для света.
В полной мере это можно отнести к творчеству А.С.Пушкина. Вопросы о предназначении поэта и поэзии затрагивались и его предшественниками, но именно у Пушкина их разрешение получает особую философско-гражданскую окраску. Пушкин рано почувствовал в себе силу поэтического таланта. В 15 лет он писал:
И знай, мой жребий пал: Я лиру избираю.
Слова эти оказались пророческими. Александр Сергеевич был первым литератором-профессионалом, и говорил он об этом с иронией:
Не продается вдохновенье. Но можно рукопись продать.
Но полностью свое отношение к роли поэта Пушкин выразил в более поздних произведениях. В стихотворении «Пророк» (1826) он совершенно правильно говорит о том, каким должен быть поэт, говорит о призвании поэта. Прежде всего поэт, по мнению Пушкина, должен видеть все самое важное в окружающей его жизни, должен все слышать, должен обладать даром проникновенной и волнующей речи, даром глубоких переживаний, чтобы затем выполнить свое основное предназначение:
Глаголом жечь сердца людей.
К этому времени Пушкин настолько нравственно перерос светское общество, что между поэтом и этим обществом возникает конфликт, основанный на взаимном непонимании. И отсюда вытекает заметный у Пушкина мотив независимости поэтического творчества от запросов светской «черни», перед которой поэт «не клонит гордой головы». Он ясно говорит о себе и о других поэтах:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Может быть, это звучало слишком резко, но именно это хотел сказать поэт. И этот мотив повторяется много раз. Даже удивительно, что в светлом и солнечном творчестве Пушкина мотив отчужденности от светской толпы повторяется так часто! Еще ярче звучит он в стихотворении «Поэту», где, несомненно, Пушкин под словом «народ» подразумевает высший свет. Если раньше поэт говорил о том, что тщетно оживлять светскую толпу «гласом лиры», то здесь он говорит о том, что такая толпа не может быть «строгим ценителем и судьей», и поэтому творец — «сам свой высший суд».
Поздний Пушкин — художник-реалист. Переход этот отразился также и на изображении поэтом процесса художественного творчества, которое теперь является результатом простого поэтического вдохновения без участия «Апполонов», «божественных глаголов» и т.п. Этот взгляд ярко выражен в стихотворении «Осень», написанном в 1833 году. А в несколько более раннем стихотворении «Эхо» Пушкин вскрывает всю сущность поэта, говоря о том, что поэт должен, как эхо, откликаться на все важнейшие события. Непонимание общества заставляет Пушкина сказать горькие слова: «Тебе все нет отзыва… Таков и ты, поэт». Такой взгляд — основной в пушкинской лирике. Пушкин подтвержает его всем своим творчеством, темами его и звуками. И в стихотворении «Памятник» он прямо подводит итог:
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит…
Таков Пушкин, таково его понимание роли поэта и поэзии в любом обществе.
Сочинение
Пожалуй, один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, — это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли обладать стихотворным даром, чтобы стать поэтом? Эти вопросы глубоко волновали Пушкина. Его размышления на эту тему нашли полное и глубокое воплощение в его стихах. Видя несовершенство мира, поэт задумывается над тем, можно ли изменить его средством художественного слова, кому дается “судьбой витийства грозный дар”.
Свое представление об идеальном образе поэта Пушкин воплощает в стихотворении “Пророк”. Но поэт не рождается пророком, а становится им. Этот путь полон мучительных испытаний и страданий, которым предшествуют горестные раздумья пушкинского героя о том зле, которое прочно укоренилось в человеческом обществе, и с которым он не может смириться. Состояние поэта говорит о том, что он неравнодушен к происходящему вокруг и в то же время бессилен что-либо изменить. Именно к такому человеку, который “духовной жаждою томим”, является посланник Бога — “шестикрылый серафим”. Пушкин подробно и детально останавливается на том, как происходит перерождение героя в пророка, какой жестокой ценой он приобретает качества, необходимые истинному поэту. Он должен видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей. И этими качествами наделяет его “шестикрылый серафим”, прикасаясь к нему “перстами легкими, как сон”. Но такие осторожные нежные движения открывают перед героем весь мир, сорвав с него покров тайны.
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
Нужно обладать немалым мужеством, чтобы вобрать в себя все страдания и все многообразие мира. Но если первые действия серафима причиняют поэту только нравственную боль, то теперь к ней присоединяются и физические мучения.
И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
Значит, новое приобретенное поэтом качество — мудрость — дается ему через страдание. И это не случайно. Ведь чтобы стать мудрым, человек должен пройти трудный путь исканий, ошибок, разочарований, испытав многочисленные удары судьбы. Поэтому, наверное, протяженность во времени приравнивается в стихотворении к физическому страданию.
Может ли поэт стать пророком, обладая, кроме поэтического таланта, только знанием и мудростью? Нет, ибо трепетное человеческое сердце способно подвергаться сомнению, оно может сжиматься от страха или боли и тем самым помешать ему выполнить великую и благородную миссию. Поэтому серафим совершает последнее и самое жестокое действие, вложив в рассеченную грудь поэта “угль, пылающий огнем”. Символично, что только теперь пророк слышит глас Всевышнего, дающего ему цель и смысл жизни.
И бога глас ко мне воззвал:
“Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей”.
Таким образом, поэзия в представлении Пушкина существует не для услаждения избранных, она является могучим средством преобразования общества, ибо несет людям идеалы добра, справедливости и любви.
Вся творческая жизнь Пушкина явилась ярким свидетельством верности его мыслей. Его смелая вольная поэзия протестовала против угнетения народа, призывала к борьбе за его свободу. Она поддерживала дух ссыльных друзей-декабристов, внушала им мужество и стойкость. Об этом говорит поэт в стихотворении “Арион”, воссоздающем в аллегорической форме трагические события 1825 года.
…В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я — беспечной веры полн —
Пловцам я пел…
Несмотря на гибель пловцов-декабристов, певец Арион сохраняет верность своей благородной миссии, проповедуя идеалы свободы и справедливости. “Я гимны прежние пою”, — заявляет он в стихотворении.
В поздних произведениях Пушкина все чаще звучат раздумья о бренности человеческой жизни, о ее быстротечности, предчувствии близкой гибели. Наступает время подвести итог своей творческой деятельности, объективно оценить значение поэзии. В стихотворении “Памятник”, написанном в 1836 году, Пушкин выражает уверенность в том, что народ России сохранит память о нем. Право на бессмертие дает поэту созданный им самим “памятник нерукотворный”, потому что он всегда был голосом своего народа, его пророком.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
В этих строчках Пушкин очень емко и лаконично говорит о смысле и цели своей поэзии, видя свою основную заслугу в том, что, подобно поэту-пророку, пробуждал в людях доброту, милосердие, стремление к свободе и справедливости. Поэтому, соприкоснувшись с гуманистической пушкинской поэзией, мы ощущаем потребность стать лучше, чище, учимся видеть вокруг красоту, гармонию. Значит, поэзия действительно способна преобразовать мир.
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли.
Глаголом жги сердца людей.
А. Пушкин
К размышлениям о сути поэзии, ее великой миссии на земле Пушкин возвращался в своем творчестве неоднократно. В разные годы его кумирами были Чаадаев и Шенье, Наполеон и Байрон… Чем старше становился поэт, тем серьезнее он относился к своему творчеству. Живя литературным трудом, Пушкин гордо восклицал:
Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
Несколько позже, когда изменилась общественно-политическая обстановка в России, выступили и потерпели поражение декабристы. Пушкин, осознавая великую роль поэзии, пишет в стихотворении “Пророк”:
И Бога глас ко мне воззвал:
“Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей”.
Поэт создан и наделен талантом, чтобы нести людям слова правды, какими бы горькими они ни были. Пушкин видит свое предназначение в том, чтобы бороться с тиранией, несправедливостью, ложью. В стихотворении “И. И. Пущину” поэт старается утешить своего друга, томящегося в далекой ссылке. Пушкин надеется, что его слова помогут узнику, ободрят его в далеких застенках.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенъе
Лучом лицейских ясных дней!
В стихотворении “Поэт” Пушкин определяет свой путь избранника судьбы. Ему дарован талант, чтобы он нес радость людям, самому же поэту суждено одиночество, как плата за вдохновенье:
Ты царь: живи один.
Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Пусть не кажется это преувеличением его заслуг перед людьми, но многим готов поступиться и пожертвовать поэт. Не всегда это делается сознательно, скорее сердцем, Пушкин видит истину и выбирает свой трудный путь интуитивно. Провиденье, дарованное свыше, ведет поэта вперед к его судьбе. Пушкин не боится признаться в верности даже опальным друзьям. Он уверен, что его поэзия поддержит и ободрит каторжан:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы.
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Пусть не всегда поэт поступал как нужно, но никогда не изменял своим принципам.
Поэзия Пушкина боролась за справедливость, защищала обиженных и угнетенных, поэтому всегда была знаменем передовых людей. Сам же поэт в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” так говорит о своих заслугах перед отечеством:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Это ли не высшее предназначение поэта, его великая роль и судьба!
Гуманизм русской литературы и поэзии в частности в том и состоит, чтобы утешать обиженных и обездоленных, привлекать к ним внимание общества, а значит, и помогать. Пушкин никогда не был в стороне от насущных проблем, в этом его главная заслуга.
Искрометная, блистательная, прекрасная поэзия Пушкина продолжает служить людям.
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца.
А.С. Пушкин написал цикл стихов, посвященных теме поэта: «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту» и т.д. . В них Пушкин выразил свои политические принципы, свою точку зрения о роли поэта и поэзии в обществе.
Стихотворение «Пророк» было написано в сентябре 1826 года. В нем наиболее полно определено пушкинское понимание предназначения поэта:
Восстань, пророк, и видь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Другим стихотворением этого же тематического цикла является написанное в 1827 году в Михайловском стихотворение «Поэт». В нем изображен поэт в минуты своей обычной жизни:
Пока не требует поэта
К священной жизни Апполон,
В заботы суетного света
Он малодушно погружен.
В этом стихотворении поэт показан не только как творец, но и во всем его человеческом облике. Это делает стихотворение более разнообразным и интересным. Можно сказать, что это стихотворение – лирический портрет самого Пушкина.
В 1828 году А.С, Пушкин написал стихотворение «Поэт и толпа», в котором рассматривались проблемы, связанные с высоким призванием поэта: может и должна ли поэзия приносить пользу человечеству.
Когда у Пушкина толпа пеняет на поэта за бесполезность его «песен», Пушкин устами своего героя сравнивает поэта со жрецами, самоотверженно служащим в храме у алтаря. Для него поэзия – служение людям, преследующее высокие и вечные цели.
Весь цикл стихов Пушкина о предназначении поэта имел общественное значение. В его стихах по-особенному остро и сильно звучит тема независимого и гордого поэта.
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли.
Глаголом жги сердца людей.
А. Пушкин
К размышлениям о сути поэзии, ее великой миссии на земле Пушкин возвращался в своем творчестве неоднократно. В разные годы его кумирами были Чаадаев и Шенье, Наполеон и Байрон… Чем старше становился поэт, тем серьезнее он относился к своему творчеству. Живя литературным трудом, Пушкин гордо восклицал:
Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
Несколько позже, когда изменилась общественно-политическая обстановка в России, выступили и потерпели поражение декабристы. Пушкин, осознавая великую роль поэзии, пишет в стихотворении “Пророк”:
И Бога глас ко мне воззвал:
“Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей”.
Поэт создан и наделен талантом, чтобы нести людям слова правды, какими бы горькими они ни были. Пушкин видит свое предназначение в том, чтобы бороться с тиранией, несправедливостью, ложью. В стихотворении “И. И. Пущину” поэт старается утешить своего друга, томящегося в далекой ссылке. Пушкин надеется, что его слова помогут узнику, ободрят его в далеких застенках.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенъе
Лучом лицейских ясных дней!
В стихотворении “Поэт” Пушкин определяет свой путь избранника судьбы. Ему дарован талант, чтобы он нес радость людям, самому же поэту суждено одиночество, как плата за вдохновенье:
Ты царь: живи один.
Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Пусть не кажется это преувеличением его заслуг перед людьми, но многим готов поступиться и пожертвовать поэт. Не всегда это делается сознательно, скорее сердцем, Пушкин видит истину и выбирает свой трудный путь интуитивно. Провиденье, дарованное свыше, ведет поэта вперед к его судьбе. Пушкин не боится признаться в верности даже опальным друзьям. Он уверен, что его поэзия поддержит и ободрит каторжан:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы.
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Пусть не всегда поэт поступал как нужно, но никогда не изменял своим принципам.
Поэзия Пушкина боролась за справедливость, защищала обиженных и угнетенных, поэтому всегда была знаменем передовых людей. Сам же поэт в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” так говорит о своих заслугах перед отечеством:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Это ли не высшее предназначение поэта, его великая роль и судьба!
Гуманизм русской литературы и поэзии в частности в том и состоит, чтобы утешать обиженных и обездоленных, привлекать к ним внимание общества, а значит, и помогать. Пушкин никогда не был в стороне от насущных проблем, в этом его главная заслуга.
Искрометная, блистательная, прекрасная поэзия Пушкина продолжает служить людям.
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца.
А. С. Пушкин написал цикл стихов, посвященных теме поэта: «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту» и т. д.. В них Пушкин выразил свои политические принципы, свою точку зрения о роли поэта и поэзии в обществе.
Стихотворение «Пророк» было написано в сентябре 1826 года. В нем наиболее полно определено пушкинское понимание предназначения поэта:
Восстань, пророк, и видь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Другим стихотворением этого же тематического цикла является написанное в 1827 году в Михайловском стихотворение «Поэт». В нем изображен поэт в минуты своей обычной жизни:
Пока не требует поэта
К священной жизни Апполон,
В заботы суетного света
Он малодушно погружен.
В этом стихотворении поэт показан не только как творец, но и во всем его человеческом облике. Это делает стихотворение более разнообразным и интересным. Можно сказать, что это стихотворение — лирический портрет самого Пушкина.
В 1828 году А. С, Пушкин написал стихотворение «Поэт и толпа», в котором рассматривались проблемы, связанные с высоким призванием поэта: может и должна ли поэзия приносить пользу человечеству.
Когда у Пушкина толпа пеняет на поэта за бесполезность его «песен», Пушкин устами своего героя сравнивает поэта со жрецами, самоотверженно служащим в храме у алтаря. Для него поэзия — служение людям, преследующее высокие и вечные цели.
Весь цикл стихов Пушкина о предназначении поэта имел общественное значение. В его стихах по-особенному остро и сильно звучит тема независимого и гордого поэта.
А.С. Пушкин написал цикл стихов, посвященных теме поэта: «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту» и т.д. . В них Пушкин выразил свои политические принципы, свою точку зрения о роли поэта и поэзии в обществе.
Стихотворение «Пророк» было написано в сентябре 1826 года. В нем наиболее полно определено пушкинское понимание предназначения поэта:
Восстань, пророк, и видь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Другим стихотворением этого же тематического цикла является написанное в 1827 году в Михайловском стихотворение «Поэт». В нем изображен поэт в минуты своей обычной жизни:
Пока не требует поэта
К священной жизни Апполон,
В заботы суетного света
Он малодушно погружен.
В этом стихотворении поэт показан не только как творец, но и во всем его человеческом облике. Это делает стихотворение более разнообразным и интересным. Можно сказать, что это стихотворение – лирический портрет самого Пушкина.
В 1828 году А.С, Пушкин написал стихотворение «Поэт и толпа», в котором рассматривались проблемы, связанные с высоким призванием поэта: может и должна ли поэзия приносить пользу человечеству.
Когда у Пушкина толпа пеняет на поэта за бесполезность его «песен», Пушкин устами своего героя сравнивает поэта со жрецами, самоотверженно служащим в храме у алтаря. Для него поэзия – служение людям, преследующее высокие и вечные цели.
Весь цикл стихов Пушкина о предназначении поэта имел общественное значение. В его стихах по-особенному остро и сильно звучит тема независимого и гордого поэта.
Восстань, пророк, и виждъ, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли.
Глаголом жги сердца людей.
А. Пушкин
К размышлениям о сути поэзии, ее великой миссии на земле Пушкин возвращался в своем творчестве неоднократно. В разные годы его кумирами были Чаадаев и Шенье, Наполеон и Байрон… Чем старше становился поэт, тем серьезнее он относился к своему творчеству. Живя литературным трудом, Пушкин гордо восклицал:
Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
Несколько позже, когда изменилась общественно-политическая обстановка в России, выступили и потерпели поражение декабристы. Пушкин, осознавая великую роль поэзии, пишет в стихотворении «Пророк»:
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Поэт создан и наделен талантом, чтобы нести людям слова правды, какими бы горькими они ни были. Пушкин видит свое предназначение в том, чтобы бороться с тиранией, несправедливостью, ложью.
В стихотворении «И. И. Пущину» поэт старается утешить своего друга, томящегося в далекой ссылке. Пушкин надеется, что его слова помогут узнику, ободрят его в далеких застенках.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
В стихотворении «Поэт» Пушкин определяет свой путь избранника судьбы. Ему дарован талант, чтобы он нес радость людям, самому же поэту суждено одиночество, как плата за вдохновенье:
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Пусть не кажется это преувеличением его заслуг перед людьми, но многим готов поступиться и пожертвовать поэт. Не всегда это делается сознательно, скорее сердцем, Пушкин видит истину и выбирает свой трудный путь интуитивно. Провиденье, дарованное свыше, ведет поэта вперед к его судьбе. Пушкин не боится признаться в верности даже опальным друзьям. Он уверен, что его поэзия поддержит и ободрит каторжан:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Пусть не всегда поэт поступал как нужно, но никогда не изменял своим принципам.
Поэзия Пушкина боролась за справедливость, защищала обиженных и угнетенных, поэтому всегда была знаменем передовых людей. Сам же поэт в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» так говорит о своих заслугах перед отечеством:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Это ли не высшее предназначение поэта, его великая роль и судьба!
Гуманизм русской литературы и поэзии в частности в том и состоит, чтобы утешать обиженных и обездоленных, привлекать к ним внимание общества, а значит, и помогать. Пушкин никогда не был в стороне от насущных проблем, в этом его главная заслуга.
Искрометная, блистательная, прекрасная поэзия Пушкина продолжает служить людям.
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца.
1. Образ поэта в лирике Пушкина.
2. Трагический образ поэта в лирике Лермонтова.
3. Гражданский идеал Некрасова.
Тема предназначения поэта и поэзии, его роли в общественной жизни всегда была традиционной для русской литературы. Вероятно, такое пристальное внимание к значению поэзии во многом обуславливается особенностями самого этого понятия. С одной стороны, нельзя отрицать, что поэтическое слово обладает мощным духовным зарядом, способностью воздействовать на умы и чувства людей. С другой стороны, «продукция» поэтического творчества настолько своеобразна и неуловима, что порой возникает вопрос: а зачем она нужна, поэзия?.. Нужна ли она вообще?..
Нужно отметить, что подобная постановка вопроса о роли поэзии характерна для общества, где ценность вещей и явлений измеряется их конкретной бытовой полезностью. В Древнем Мире поэзия воспринималась как высший дар, который ценен сам по себе, потому что он исходит послан Богом. Поэты были жрецами и чародеями. В некоторых странах их влияние было настолько велико, что даже правители прислушивались к их мнению.
Великий русский поэт А. С. Пушкин, продолжая традицию возвышенного отношения к поэзии, рассматривал поэта как «жреца прекрасного», «сына гармонии». В лирике Пушкина мы найдем немало стихов, посвященных теме предназначения поэта и поэзии. Очевидно, что жрец служит в первую очередь божеству, а не людям. В то же время не подлежит сомнению, что это служение, совершающееся по велению и законам божества, для людей является своего рода светочем, способствует их духовному росту и нравственному очищению. Действительно в лирике Пушкина есть произведения, подтверждающих подобный взгляд на роль поэта в обществе. Мотив жреческого служения звучит, например, в стихотворении «Поэт и толпа», в котором поэт на требование народа исправлять человеческие пороки возражает, что он служит только вдохновенью, а не сиюминутной пользе. В то же время в стихотворении «Пророк», в котором Пушкин символически изобразил призвание человека на особое служение, а пророческий и поэтический дар нередко идут рука об руку, Бог прямо указывает задачу пророка (и поэта): «глаголом жги сердца людей», то есть воздействуй на их личность, стремясь пробудить наиболее достойные качества. Призвание поэта — это серьезное испытание, нередко связанное с непониманием людей и одиночеством. Однако поэту не следует слишком заботиться о похвалах, слепо потакая вкусам толпы, переменчивой в своих предпочтениях:
Поэт! не дорожи любовию народной:
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Восприятие поэтического дара как сурового испытания усиливается в лирике М. Ю. Лермонтова. В стихотворении «Пророк», которое многие литературоведы рассматривают как продолжение одноименного стихотворения Пушкина. Не отрицая высокого значения поэзии, Лермонтов одновременно размышляет над судьбой поэта в мире и приходит к печальным выводам:
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все близкие мои
Бросали бешено каменья.
Однако, по мнению Лермонтова, судьба поэта не может быть легкой и безоблачной: стихотворные созвучия являются плодами сильных переживании и жизненных невзгод:
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.
Образ бурного океана изображен в знаменитым стихотворением Лермонтова «Парус». В стихотворении «Нет, я не Байрон…» автор демонстрирует космический масштаб творческих горизонтов поэта, сравнивая свою душу с океаном:
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны?
Кто Толпе мои расскажет думы?
Я — или Бог — или никто!
Но чем же так значим это космисмический простор поэтической души для окружающих? На этот вопрос Лермонтов дает ответ в стихотворении «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»). «Мерный звук» «могучих слов», воздействуя на людей, способен воодушевить их на борьбу с врагами, служить духовному очищению или веселить душу. Лермонтов уподобляет поэзию вечевому колоколу, собирающему народ в минуты опасности ( или на какое-либо торжество. Но многие поэты стали забывать о высоте своего предназначения:
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
у На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Вероятно, каждый поэт рано или поздно задает себе вопрос о значении поэзии — и сам же пытается найти ответ. Н. А. Некрасов также обращался в своем творчестве к этой теме. Наиболее показательным в этом отношении является стихотворение «Поэт и Гражданин». В этом произведении изложены взгляды Некрасова на роль поэзии в жизни людей. Автор стихотворения делает акцент на общественном служении поэтического слова:
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви…
Как известно, гражданская тема является основной в лирике Некрасова. Он полагал, что поэт обязан поставить свой талант на служение угнетенному народу: писать о его надеждах и тяготах, призывать народ к более активному участию в деятельности по улучшению собственной жизни. Так и поступал сам Некрасов. Он не отрицает, что поэт такого масштаба, как Пушкин, вправе в своем творчестве следовать одному лишь вдохновению, и до вершин пушкинского гения никому не дотянуться. Он указывает на то, что другим поэтам не подобает
…в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать.
Итак, опираясь на рассмотренные примеры, можно сделать вывод, что, несмотря на различия во взглядах поэтов XIX века на роль поэта и поэзии в жизни общества, они, безусловно, осознавали ее высокое предназначение. Естественно, что мнение каждого автора на эту проблему во многом зависело и от конкретных исторических условий, и от особенностей личного мировосприятия. Нужно иметь в виду, что осмысление поэтами собственного назначения развивалось в рамках определенной традиции, основанной на отношении к поэту как к своего рода пророку, провозвестнику и даже народному трибуну.
Пояснение.Комментарий к сочинениям
2.1. Почему рассказ А. П. Чехова называется «Смерть чиновника»? Некто Червяков, мелкий чиновник, будучи в театре, нечаянно чихнул на лысину сидящего впереди генерала Бризжалова, тем самым «посягнув» на «святыню» чиновничьей иерархии… Бедолага страшно перепугался, попробовал оправдаться, не поверил тому, что генерал не придал этому событию никакого значения, стал надоедать, ввел генерала в гнев — и сразу же по приезде домой умер от ужаса…Повышенное, болезненное внимание Червякова к мелочам повседневности проистекает из его духовной пустоты, его «малости» и никчемности. В рассказе присутствует смешное, горькое и даже трагическое: смешное до нелепости поведение; горькое сознание ничтожной цены человеческой жизни; трагическое понимание того, что червяковы не пресмыкаться не могут, они всегда найдут своих бризжаловых.Наивный по виду рассказ, по сути, не так уж прост: обнаруживается, что смерть всего лишь прием и условность, насмешка и казус, поэтому рассказ воспринимается как вполне юмористический. В столкновении смеха и смерти в рассказе торжествует смех — как средство обличения власти над людьми придуманных и наделенных особым смыслом мелочей. Чиновничьи отношения здесь — лишь частный случай условной, придуманной системы ценностей.
2.2. В чём видит А. С. Пушкин предназначение истинного поэта?В стихотворении «Пророк» Пушкин раскрывает тему «поэта и поэзии». Поэт для Пушкина — обыкновенный смертный человек, но отличается от всех тем, что ему дано видеть, слышать, понимать то, что неподвластно любому человеку. Именно поэтому поэт должен словом — «глаголом», достучаться до каждого сердца, неся людям правду, свет, добро.
2.3. Кого и за что высмеивает М. Е. Салтыков-Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»? Большая группа сказок Салтыкова-Щедрина посвящена теме взаимоотношений народа и господ. Эта тема звучит в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Беспощадно высмеивает писатель ничтожество, глупость, лень и трусость генералов, проживших, однако, всю жизнь в сытости и невежестве. С горькой иронией рассказывает сатирик Салтыков-Щедрин о том, как «громаднейший мужичина» безропотно трудится на этих никчемных генералов. Автор осуждает народную пассивность и покорность, протестует против чиновничьего паразитизма и тупости.
2.4. Какой предстаёт Родина в лирике С. А. Есенина? Тема Родины, родной природы — одна из ведущих тем творчества С. Есенина. Особенностями изображения Родины в стихотворениях поэта являются необыкновенная поэтизация родной природы, идеализация крестьянской Руси. Даже революцию Есенин принимал, по его словам, с особым «крестьянским уклоном». При написании сочинения можно остановиться на двух — трех стихотворениях поэта, посвященных теме Родины: «Нивы сжаты, рощи голы…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Русь», «Каждый труд благослови, удача!..»
Каждый поэт обязательно задумывается о своем месте в мире, о назначении своего творчества, о том влиянии, какое его стихи оказывают на окружающих людей. Формирование личности А. С. Пушкина происходило в весьма непростое время — росло народное самосознание; прогрессивные люди задумывались о государственном устройстве. Пушкин ощущал, что самосознание народа тесно связано с государственными проблемами. В стихах поэта ясно прослеживался интерес ко всему, что происходило в общественной жизни.
Пушкин видит назначение поэта в том, чтобы служить Отечеству. И пусть судьба поэта трудна и незавидна, отказываться от своего истинного предназначения нельзя. Пушкин сознает истинный смысл своего творчества:
И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.
Пушкин — это поэт-гуманист. Он не приемлет «искусства ради искусства», его творчество истинно народное. Он стремится донести свои мысли, идеалы до тех людей, в душе которых есть хотя бы искра разума и интереса. Поэт не боится непонимания и даже ненависти. Он сознает, что готовность принести себя в жертву — это прямая обязанность поэта.
Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минут» ый шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Пушкин на протяжении всей своей жизни подтверждал собственные идеалы и стремления, высказанные в стихах. Он не боялся немилости сильных мира сего, он смело высказывался против крепостничества; выступал в защиту декабристов. Жизнь поэта была непростой, он сознательно отказывался от спокойствия и умиротворенности, считая назначением поэта — открывать миру правду.
В сатире праведной порок изображу И нравы сих веков потомству обнажу.
Поэту удалось донести до потомства свои мысли. Имя Пушкина всегда будет дорого для тех, кто любит и понимает русскую историю и литературу.
… неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.
– А.С.Пушкин.
В одном из своих стихотворений русский поэт-декабрист К.Ф.Рылеев сказал:
Нет выше ничего предназначения поэта: святая правда — долг его, предмет — полезным быть для света.
В полной мере это можно отнести к творчеству А.С.Пушкина. Вопросы о предназначении поэта и поэзии затрагивались и его предшественниками, но именно у Пушкина их разрешение получает особую философско-гражданскую окраску. Пушкин рано почувствовал в себе силу поэтического таланта. В 15 лет он писал:
И знай, мой жребий пал: Я лиру избираю.
Слова эти оказались пророческими. Александр Сергеевич был первым литератором-профессионалом, и говорил он об этом с иронией:
Не продается вдохновенье. Но можно рукопись продать.
Но полностью свое отношение к роли поэта Пушкин выразил в более поздних произведениях. В стихотворении «Пророк» (1826) он совершенно правильно говорит о том, каким должен быть поэт, говорит о призвании поэта. Прежде всего поэт, по мнению Пушкина, должен видеть все самое важное в окружающей его жизни, должен все слышать, должен обладать даром проникновенной и волнующей речи, даром глубоких переживаний, чтобы затем выполнить свое основное предназначение:
Глаголом жечь сердца людей.
К этому времени Пушкин настолько нравственно перерос светское общество, что между поэтом и этим обществом возникает конфликт, основанный на взаимном непонимании. И отсюда вытекает заметный у Пушкина мотив независимости поэтического творчества от запросов светской «черни», перед которой поэт «не клонит гордой головы». Он ясно говорит о себе и о других поэтах:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Может быть, это звучало слишком резко, но именно это хотел сказать поэт. И этот мотив повторяется много раз. Даже удивительно, что в светлом и солнечном творчестве Пушкина мотив отчужденности от светской толпы повторяется так часто! Еще ярче звучит он в стихотворении «Поэту», где, несомненно, Пушкин под словом «народ» подразумевает высший свет. Если раньше поэт говорил о том, что тщетно оживлять светскую толпу «гласом лиры», то здесь он говорит о том, что такая толпа не может быть «строгим ценителем и судьей», и поэтому творец — «сам свой высший суд».
Поздний Пушкин — художник-реалист. Переход этот отразился также и на изображении поэтом процесса художественного творчества, которое теперь является результатом простого поэтического вдохновения без участия «Апполонов», «божественных глаголов» и т.п. Этот взгляд ярко выражен в стихотворении «Осень», написанном в 1833 году. А в несколько более раннем стихотворении «Эхо» Пушкин вскрывает всю сущность поэта, говоря о том, что поэт должен, как эхо, откликаться на все важнейшие события. Непонимание общества заставляет Пушкина сказать горькие слова: «Тебе все нет отзыва… Таков и ты, поэт». Такой взгляд — основной в пушкинской лирике. Пушкин подтвержает его всем своим творчеством, темами его и звуками. И в стихотворении «Памятник» он прямо подводит итог:
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит…
Таков Пушкин, таково его понимание роли поэта и поэзии в любом обществе.