Сочинение на тему в чем внутренний конфликт демона лермонтова

10 вариантов

  1. В чем суть внутреннего конфликта демона

    Ответы:

    Демон –
    дух тьмы, служитель злодейства, и творимое им зло должно приносить ему радость
    или, во всяком случае, удовлетворение, но: “Ничтожной властвуя землей, /
    Он сеял зло без наслажденья… зло наскучило ему”.
    В этих
    строчках поэмы заключается философское понимание Лермонтовым Зла. Оно не
    радость, наслаждение и душевная гармония, а вечные муки, неудовлетворенность,
    печаль и уныние. Зло приносит тому, кто его творит, внутреннее беспокойство и в
    конце концов разъедает душу изнутри.
    Согласитесь,
    необычное понимание духа ада: скука, печаль, презрение и неудовлетворенность,
    мука. У Лермонтова в Демоне переплетаются сатанинские и человеческие черты,
    которые еще не стерлись окончательно. И все же душа его уже почти омертвела, он
    пугающе равнодушен.
    М. Ю.
    Лермонтов описывает необыкновенные по своей красоте картины Кавказа, но
    великолепие окружающего Божьего мира не трогает Демона:
    Но, кроме зависти холодной,
    Природы блеск не возбудил
    В груди изгнанника бесплодной
    Ни новых чувств, ни новых сил;
    И все, что пред собой он видел,
    Он презирал иль ненавидел.
    Первый
    признак омертвения души – равнодушие к красоте природы.
    Последний
    всплеск человеческого в душе Демона – его любовь к Тамаре. Что он почувствовал,
    впервые увидев ее?
    Неизъяснимое волненье
    В себе почувствовал он вдруг,
    Немой души его пустыню
    Наполнил благодатный звук –
    И вновь постигнул он святыню
    Любви, добра и красоты!
    То был ли признак возрожденья?

  2. Поэму «Демон» Лермонтов писал
    долго (1829–1839), так и не решаясь опубликовать.
    Печатью демонизма отмечены многие герои
    Лермонтова: Вадим, Измаил-Бей, Арбенин, Печорин. К
    образу демона Лермонтов обращается и в лирике
    («Мой демон»). У поэмы глубокие
    культурно-исторические корни. Одно из первых
    упоминаний о демоне относится к античности, где
    “демоническое” знаменует самые разнообразные
    человеческие порывы – стремление к познанию,
    мудрости, счастью. Это двойник человека, его
    внутренний голос, часть его непознанного “я”.
    Для древнегреческого философа Сократа
    “демоническое” сопряжено с познанием самого
    себя.
    Библейский миф гласит о
    демоне – падшем ангеле, взбунтовавшемся против
    Бога. Демон как дух отрицанья появится в
    средневековых легендах, «Потерянном рае»
    Мильтона, «Каине» Байрона, «Фаусте» Гёте, в
    стихотворениях А.С. Пушкина «Демон», «Ангел».
    Здесь демон – двойник сатаны, “враг
    человеческий”.
    Словарь В.Даля определяет
    демона как “злого духа, диавола, сатану, беса,
    чёрта, нечистого, лукавого”. Демон связан со
    всеми проявлениями сатанинского начала – от
    грозного духа до “мелкого беса” – лукавого и
    нечистого.
    Поэма
    Лермонтова насыщена отзвуками различных
    значений – библейскими, культурными,
    мифологическими. Демон Лермонтова совмещает
    мефистофельское и человеческое – это скиталец,
    отвергнутый небом и землёй, и внутренне
    противоречивое сознание человека.
    От своих предшественников
    Демон Лермонтова отличался многосторонностью.
    Демон – “царь небес”, “лукавый”, “вольный сын
    эфира”, “мрачный сын сомненья”, “надменный” и
    “готовый любить”. Первая строка поэмы
    “Печальный Демон, дух изгнанья…” сразу же
    вводит нас в круг противоречивых и неоднозначных
    смыслов. Примечательно, что Лермонтов провёл эту
    строку через все редакции, оставив без изменения.
    Определение “печальный” погружает нас в мир
    человеческих переживаний: Демон наделён
    человеческой способностью к страданью. Но
    “демон, дух” – бесплотное созданье, чуждое
    “грешной земле”. Вместе с тем “дух изгнанья” –
    персонаж библейской легенды, в прошлом –
    “счастливый первенец творенья”, изгнанный из
    “жилища света”.
    Совмещая в своей природе
    человеческое, ангельское и сатанинское, Демон
    противоречив. В основе его сущности –
    неразрешимый внутренний конфликт. Отказ от идеи
    добра и красоты – и “неизъяснимое волненье”
    перед ними, свобода волеизъявления – и
    зависимость от “Бога своего”, тотальный
    скептицизм – и надежда на возрождение,
    равнодушие – и страсть к Тамаре, титанизм – и
    гнетущее одиночество, власть над миром – и
    демоническая изоляция от него, готовность любить
    – и ненависть к Богу – из этих многочисленных
    противоречий соткана натура Демона.
    Демон пугающе равнодушен. Мир
    небесной гармонии и красоты чужд ему, земля
    представляется “ничтожной” – “весь Божий мир”
    он окидывает презрительным оком. Радостный,
    бьющийся ритм жизни, “стозвучный говор
    голосов”, “дыханье тысячи растений” рождают в
    его душе лишь безнадёжные ощущения. Демон
    безразличен и к самой цели, сущности своего
    бытия. “Он сеял зло без наслажденья, // Нигде
    искусству своему // Он не встречал сопротивленья
    – // И зло наскучило ему”.
    В первой части поэмы Демон –
    бесплотный дух. Он ещё не наделён пугающими,
    отталкивающими чертами. “Ни день, ни ночь, – ни
    мрак, ни свет!”, “похож на вечер ясный” – таким
    Демон предстаёт перед Тамарой, вливаясь в её
    сознание “мечтой пророческой и странной”,
    “волшебным голосом”. Демон открывается Тамаре
    не только как “пришелец туманный” – в его
    обещаниях, “золотых снах” сквозит призыв –
    призыв к “земному без участья”, преодолеть
    временное, несовершенное человеческое бытие,
    выйти из-под ига законов, разорвать “оковы
    души”. “Золотой сон” – тот дивный мир, с которым
    человек навсегда распростился, покинув рай,
    небесную отчизну, и который он тщетно ищет на
    земле. Воспоминаниями о “жилище света”,
    отзвуками иных песен полна не только душа демона,
    но и душа человека – оттого её так легко
    “одурманить”, околдовать. Демон опьяняет Тамару
    “золотыми снами” и нектаром бытия – земными и
    небесными красотами: “музыкой сфер” и звуками
    “ветра под скалою”, “птичкой”, “воздушным
    океаном” и “ночными цветами”.
    Демон второй части –
    бунтовщик, адский дух. Он подчёркнуто
    нечеловечен. Ключевые образы второй части –
    отравляющий поцелуй, “нечеловеческая слеза” –
    напоминают о печати отверженности,
    “инородности” Демона всему сущему. В поцелуе, с
    его богатейшим, загадочным смыслом, раскрывается
    неосуществимость гармонии, невозможность
    слияния для двух столь разных существ. Конфликт
    двух миров, двух разнородных сущностей (земного и
    небесного, утёса и тучки, демонического и
    человеческого), их принципиальная
    несовместимость – в основе творчества
    Лермонтова. Поэма, создававшаяся Лермонтовым на
    протяжении всей жизни, писалась “по канве”
    этого неразрешимого противоречия.
    Любовь Демона
    открывает Тамаре “пучину гордого познанья”, она
    отлична от “минутной” любви человека: “Иль ты
    не знаешь, что такое // Людей минутная любовь? //
    Волненье крови молодое, – // Но дни бегут и стынет
    кровь!” Клятва Демона пропитана презрением к
    человеческому прозябанию на земле, “где нет ни
    истинного счастья, // Ни долговечной красоты”,
    где не умеют “ни ненавидеть, ни любить”. Взамен
    “пустых и тягостных трудов” жизни Демон
    предлагает возлюбленной эфемерный мир,
    “надзвёздные края”, в которых увековечены
    лучшие, высшие миги человеческого бытия. Демон
    сулит и владычество: стихии воздуха, земли, воды,
    кристаллическое строение недр открываются
    Тамаре. Но чертоги из бирюзы и янтаря, венец со
    звезды, луч румяного заката, “дивная игра”,
    “дыханье чистого аромата”, дно морское и облака
    – утопия, сотканная из поэтических откровений,
    восторгов, тайн. Эта летучая реальность
    иллюзорна, непосильна и запретна для человека,
    она может разрешиться только смертью – и Тамара
    умирает.
    Любовь Демона так же
    противоречива, как и его натура. Клятва в келье –
    отречение от злых стяжаний и в то же время
    средство обольщения, “погубления” Тамары. Да и
    можно ли верить словам взбунтовавшегося против
    Бога существа, звучащим в Божьей келье?
    Хочу я с небом примириться,
    Хочу любить, хочу молиться,
    Хочу я веровать добру.
    В любви Демона, в его клятвах
    слились: человеческое волнение, сердечный порыв,
    “мечта безумная”, жажда возрождения – и вызов
    Богу. Как персонаж Бог не появляется в поэме ни
    разу. Но Его присутствие безусловно, именно к
    Нему обращает свой бунт Демон. На протяжении всей
    поэмы к Богу мысленно устремляется и прекрасная
    дочь Гудала. Уходя в монастырь, она становится
    Его послушницей, Его избранницей, “Его
    святыней”.
    От имени Бога в поэме
    действует Ангел; бессильный на земле, он
    побеждает Демона на небе. Первая встреча с
    Ангелом в келье Тамары пробуждает ненависть в
    “сердце, полном гордыни”. Очевидно, что в любви
    Демона происходит резкий и фатальный поворот –
    теперь он сражается за Тамару с Богом:
    Здесь больше нет твоей
    святыни,
    Здесь я владею и люблю!
    Отныне (или изначально?)
    любовь Демона, его поцелуи настояны на ненависти
    и злобе, непримиримости и желании во что бы то ни
    стало отвоевать “подругу” у неба. Страшен, лишён
    поэтического ореола его образ после посмертной
    “измены” Тамары:
    Каким смотрел он злобным
    взглядом,
    Как полон был смертельным ядом
    Вражды, не знающей конца, –
    И веяло могильным хладом
    От неподвижного лица.
    Надменный, не нашедший себе
    пристанища во вселенной, Демон остаётся укором
    Богу, “доказательством” дисгармоничности,
    неустроенности прекрасного Божьего мира.
    Открытым остаётся вопрос: заранее ли
    предопределена Богом трагическая неудача Демона
    или она является следствием свободного выбора
    мятежного духа? Тирания ли это или честный
    поединок?
    Сложен, неоднозначен и образ
    Тамары. В начале поэмы это невинная душа с вполне
    определённой и типичной судьбой:
    Увы! Заутра ожидала
    Её, наследницу Гудала,
    Свободы резвую дитя,
    Судьба печальная рабыни,
    Отчизна чуждая поныне,
    И незнакомая семья.
    Но тут же образ Тамары
    сближается с первой женщиной, библейской Евой.
    Она, подобно Демону, “первенец творенья”: “С тех
    пор как мир лишился рая, // Клянусь, красавица
    такая // Под солнцем юга не цвела”. Тамара – это и
    земная дева, и “святыня любви, добра и красоты”,
    за которую идёт вечный спор Демона с Богом, и
    “милая дочь” Гудала – сестра пушкинской “милой
    Татьяны”, и личность, способная к духовному
    росту. Внимая речам Демона, её душа “рвёт оковы”,
    избавляется от невинного неведения.
    “Чудно-новый голос” познанья обжигает душу
    Тамары, рождает неразрешимый внутренний
    конфликт, он противоречит укладу её жизни,
    привычным представлениям. Свобода, которую
    открывает ей Демон, означает и отказ от всего
    прежнего, душевный разлад. Это заставляет
    решиться на уход в монастырь. Вместе с тем Тамара,
    внимая песенной власти, эстетическому
    “дурману”, “музыке сфер”, мечтам о блаженстве,
    поддаётся демоническому соблазну и неминуемо
    готовит себе “смертельный яд лобзанья”. Но
    прощальный наряд Тамары – праздничен, лицо –
    мраморно, ничто не говорит о “конце в пылу
    страстей и упоенья” – героиня ускользает от
    своего обольстителя, для неё открывается рай.
    Зарубежные издания поэмы М.Ю. Лермонтова
    «Демон».

    Предсмертный крик Тамары, её
    расставание с жизнью – предупреждение автора
    против смертоносной отравы демонизма. В поэме
    звучит важная антидемоническая тема –
    безусловная ценность человеческой жизни.
    Сострадая гибели “удалого жениха” Тамары,
    прощанию своей героини с “жизнью молодой”,
    Лермонтов поднимается над индивидуалистическим
    презрением Демона, а шире – и над возвышенным
    презрением романтического героя. И хотя
    Лермонтов не без некоторой демонической иронии
    созерцает в финале бренные “цивилизаторские”
    усилия человека, которые стирает “рука времён”,
    он всё-таки смотрит на жизнь как на дар и благо, а
    на её отнятие – как на бесспорное зло. Демон
    исчезает из эпилога: мир рисуется свободным от
    его ропота, перед читателем предстаёт
    грандиозный замысел Бога – монументальная
    картина “Божьего творенья”, “вечно молодой
    природы”, поглощающей все сомненья и дела
    человека. Если в начале поэмы картины бытия
    укрупнялись, детализировались – Демон снижался,
    “терял высоту”, приближаясь к Земле, то в финале
    земное увидено с “крутых вершин”, из поднебесья
    – в поучительной панорамной всеохватности.
    “Божий мир” неизмеримо больше, объёмнее любой
    судьбы, любого понимания, и в его бесконечности
    исчезает всё – начиная с “минутного” человека и
    кончая бессмертным бунтовщиком.
    За фантастическим сюжетом
    поэмы вставали конкретные, жгучие человеческие
    вопросы. Демоническая скорбь по утраченным
    ценностям и надеждам, грусть о “потерянном рае и
    всегдашнее сознание своего падения насмерть, на
    вечность” (Белинский) были близки
    разочарованному поколению 30-х годов. В мятежном
    Демоне виделось нежелание мириться с
    “нормативной моралью”, официальными ценностями
    эпохи. Белинский увидел в Демоне “демона
    движения, вечного обновления, вечного
    возрождения…” На первый план выходила
    бунтарская природа демонического, борьба за
    свободу личного начала, за “права личности”. В
    то же время демоническая охлаждённость была
    сродни безразличию последекабрьского поколения,
    “постыдно равнодушного к добру и злу”.
    Одержимость философским сомнением, отсутствие
    чётких ориентиров, неприкаянность – одним
    словом, “герой времени”.
    «Демон» завершает эпоху
    высокого романтизма, открывая в романтическом
    сюжете новые психологические и философские
    возможности. Как ярчайшее произведение
    романтизма, «Демон» построен на контрастах: Бог и
    Демон, небо и земля, бренное и вечное, борьба и
    гармония, свобода и тирания, любовь земная и
    любовь небесная. В центре – яркая,
    исключительная индивидуальность. Но Лермонтов
    не ограничивается этими типичными для
    романтизма противопоставлениями и трактовками,
    наполняет их новым содержанием. Многие
    романтические антитезы меняются местами:
    мрачная искушённость присуща небесному,
    ангельская непорочность и чистота – земному.
    Полярные начала не только отталкиваются, но и
    притягиваются, поэму отличает крайняя
    многосложность характеров. Конфликт Демона шире
    романтического конфликта: в первую очередь это
    конфликт с самим собой – внутренний,
    психологический.
    Неуловимость мерцающих
    смыслов, многоплановость, напластование
    различных мифологических, культурных,
    религиозных подтекстов, разноликость героев,
    психологическая и философская глубина – всё это
    ставило «Демона» на вершину романтизма и
    одновременно на его рубежи.
    Вопросы и задания
    1. Что означает слово
    “демон”? Расскажите, как понималось
    “демоническое” в эпоху античности, в
    христианской мифологии?
    2. Что отличало Демона Лермонтова от его
    “предшественников”?
    3. Выпишите все определения, какие Лермонтов
    даёт Демону в поэме.
    4. Истолкуйте первую строку поэмы: “Печальный
    демон, дух изгнанья…”
    5. В чём внутренний конфликт Демона?
    6. Чем Демон первой части поэмы отличен от
    Демона второй части?
    7. Прочитайте песню Демона «На воздушном
    океане…» (часть 1, строфа 15). Поясните строчки:
    “Будь к земному без участья // И беспечна, как
    они!” В каких ещё произведениях Лермонтова
    появляется тема безучастного, далёкого неба? Как
    понимать выражение “золотые сны”?
    8. В чём смысл противостояния Демона и Бога?
    Какую роль в поэме играет Ангел? Сравните два
    эпизода: встреча Ангела с Демоном в келье Тамары,
    встреча Ангела с Демоном на небесах.
    9. Прочитайте обращение Демона к Тамаре (“Я
    тот, которому внимала…”). Проследите за его
    мелодикой, интонацией, сравните речь Демона с его
    песней в первой части.
    10. Прочитайте клятву Демона (“Клянусь я первым
    днём творенья…”). Отчего Демон презирает
    человеческую любовь, само существо человека? Чем
    соблазняет он Тамару?
    11. Почему поцелуй Демона оказывается
    смертелен для Тамары?
    12. Расскажите о Тамаре. Почему из всех смертных
    “мрачный дух” выбирает именно её? Почему ей,
    возлюбленной Демона, открылся рай?
    13. Найдите в поэме слова и образы, относящиеся
    к царству природы. Обратите внимание, что
    Лермонтов изображает воздух, землю,
    кристаллические недра, подводный мир, животных,
    птиц, насекомых.
    14. Прочитайте эпилог (“На склоне каменной
    горы…”). В чём смысл “панорамности”,
    всеохватности описанной картины? Почему
    “демонический сглаз” исчезает из эпилога?
    Сравните эпилог с картинами природы в первой
    части.
    15. Как вы понимаете, что такое “демонизм”,
    “демоническая личность”? Существуют ли такие
    люди в действительности, в современной жизни?
    Каким, на ваш взгляд, было отношение Лермонтова к
    “демонизму”?
    16. Прочитайте современный
    “демонологический” роман В.Орлова «Альтист
    Данилов».
    17. Напишите сочинение на тему «В чём
    внутренний конфликт Демона?».
    Литература
    Манн Ю. Демон. Динамика
    русского романтизма. М., 1995.
    Лермонтовская энциклопедия. М., 1999.
    Логиновская Е. Поэма М.Ю. Лермонтова
    «Демон». М., 1977.
    Орлов В. Альтист Данилов. М., 1994.

  3. Падший ангел влюбляется, и теперь ему надо разобраться с соперником. Демон видит, как властитель Синодала — жених Тамары — со всех ног скачет навстречу своему счастью, и решает во что бы то ни стало не допустить его появления на свадебном пиру. Сначала Демон делает так, что соперник не остановился помолиться в часовне, где лежал «какой-то князь, теперь святой», и сразу же после этого напускает на караван жениха разбойников. Раненого жениха из битвы вывозит его конь, но «злая пуля осетина» все же догоняет его. Таким образом Демону удается избавиться от соперника.
    Когда конь привозит тело жениха к воротам Гудала и все понимают, что свадьбе не быть, начинаются «плач и стоны», а сам глава семьи видит в этом Божью кару. Лежа в своей комнате, «рыдает бедная Тамара», но вдруг ей слышится «волшебный голос над собой»: это Демон пришел смущать ее сладкими речами:
    Нет, жребий смертного творенья,
    Поверь мне, ангел мой земной,
    Не стоит одного мгновенья Твоей печали дорогой!
    Тамара засыпает и ей снится сон, будто бы, «красой блистая неземной», к изголовью ее кровати спускается некий «пришелец» и жалобно, с любовью смотрит на нее. Но она не может понять, кто это: «Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет». Так продолжается несколько ночей подряд, и Тамара понимает, что это, скорее, «дух лукавый», и умоляет отца разрешить ей постричься в монахини. Гудал соглашается, и родные отвозят Тамару в монастырь. Но и там образ Демона не отпускает ее, не дает ей покоя:
    Уж много дней она томится,
    Сама не зная почему;
    Святым захочет ли молиться —
    А сердце молится ему.
    Демон ищет встречи с Тамарой, но долго не может войти в «святыню мирного приюта». Его одолевают сомнения: он понимает, что расплата за любовь — гибель девушки, и это его мучит, в какое-то мгновенье ему даже хочется улететь, но «его крыло не шевелится». Демон действительно страдает, ему не хочется причинять ей зло, но он не может ничего с собой сделать, и это доводит его до слез:
    Поныне возле кельи той Насквозь прожженный виден камень Слезою жаркою, как пламень,
    Нечеловеческой слезой!..
    Демон все же входит в келью, но видит там не Тамару, а ее ангела- хранителя. И тут «старинной ненависти яд» снова просыпается в душе Демона. Он объясняет херувиму, что «явился ты, защитник, поздно», потому как его любовь к Тамаре уже успела стать взаимной, и «здесь больше нет твоей святыни». Ангел, поняв, что Демон его не обманывает, покидает поле боя. Тамару при виде Демона начинают одолевать сомнения, и она просит его поклясться, что он отрекается от «злых стяжаний». Он клянется; Демон вкладывает все свое мастерство красноречия, увещевания и соблазнения в эту клятву:
    Клянусь я первым днем творенья,
    Клянусь его последним днем,
    Чертоги пышные построю Из бирюзы и янтаря;
    Я опущусь на дно морское,
    Я полечу за облака,
    Я дам тебе все, все земное —
    Люби меня!..
    Тамара не может устоять перед пылкостью, страстностью и сладостью этих слов и дарит свою любовь духу зла. Но расплата за эту любовь — смерть — не заставляет себя долго ждать:
    Мучительный ужасный крик Ночное возмутил молчанье.
    Сложность этой поэмы заключается в том, что Лермонтов одновременно и подключается к традиции, и во многом идет своим путем. Поэма «Демон», над которой Лермонтов продолжал работать почти всю свою творческую жизнь, отличается от других произведений той же тематической направленности сюжетным построением. К образу демона обращался Джордж Байрон в поэме «Каин», Иоганн Гете в «Фаусте», А. С. Пушкин в «Демоне», в «Мое беспечное незнание» и в «Ангеле». У Лермонтова Демон — более сложный характер, он совмещает человеческие черты Фауста и Мефистофеля с таким свойством демона, как мятежность. Его Демон стремится к добру, красоте и гармонии, решает переписать свою судьбу, то есть его нельзя назвать только силой зла. Автор пытается сказать, что мир настолько погряз во зле, что Демон стал незаметен: зла хватает и без него. Лермонтовскому Демону кажется, что любовь может все изменить, и в нем происходит борьба: он понимает, что губит Тамару, но ему кажется, что любовь его облагораживает. Демон по-своему понимает добро, но то, что он считает добром, на самом деле им не является. Духу зла неведома такая любовь, которая заставила бы его оставить Тамару, его собственные желания ставятся выше: Демон любит не ее, а свою любовь к ней, иначе бы он не добивался ее. Но Демон сам себя обманывает, он действительно верит в свои слова. «Нечеловеческая слеза», которую он проливает у стен монастыря — доказательство этой борьбы.
    Еще одна борьба в поэме происходит между Демоном и Ангелом за душу Тамары. Здесь Лермонтов подчеркивает, что Божий суд милосерден, а Бог и ангелы способны разглядеть чистоту души, то есть в мире есть сила, которая выше Демона.

  4. adsense
    Демон – дух тьмы, служитель злодейства, и творимое им зло должно приносить ему радость или, во всяком случае, удовлетворение, но: “Ничтожной властвуя землей, / Он сеял зло без наслажденья… зло наскучило ему”.
    В этих строчках поэмы заключается философское понимание Лермонтовым Зла. Оно не радость, наслаждение и душевная гармония, а вечные муки, неудовлетворенность, печаль и уныние. Зло приносит тому, кто его творит, внутреннее беспокойство и в конце концов разъедает душу изнутри.
    Согласитесь, необычное понимание духа ада: скука, печаль, презрение и неудовлетворенность, мука. У Лермонтова в Демоне переплетаются сатанинские и человеческие черты, которые еще не стерлись окончательно. И все же душа его уже почти омертвела, он пугающе равнодушен.
    М. Ю. Лермонтов описывает необыкновенные по своей красоте картины Кавказа, но великолепие окружающего Божьего мира не трогает Демона:
    Но, кроме зависти холодной,
    Природы блеск не возбудил
    В груди изгнанника бесплодной
    Ни новых чувств, ни новых сил;
    И все, что пред собой он видел,
    Он презирал иль ненавидел.
    Первый признак омертвения души – равнодушие к красоте природы.
    Последний всплеск человеческого в душе Демона – его любовь к Тамаре. Что он почувствовал, впервые увидев ее?
    Неизъяснимое волненье
    В себе почувствовал он вдруг,
    Немой души его пустыню
    Наполнил благодатный звук –
    И вновь постигнул он святыню
    Любви, добра и красоты!
    То был ли признак возрожденья?
    Но способен ли Демон на любовь и готов ли он к возрожденью, об этом мы поговорим чуть позже. Известно, что место действия в поэме “Демон” М. Ю. Лермонтов изменял от редакции к редакции – от абстрактно-космического пейзажа к условно-географическому, – и наконец избрал реальный Кавказ.
    первых редакциях поэмы до 1838 года Лермонтов обозначал место действия космически абстрактно: “Печальный Демон, дух изгнанья, // Блуждал под сводом голубым”. Но голубой небосвод – местожительство ангелов, на небе, ясном и чистом, нет места злому духу. Поэт “спустил” Демона с неба и приблизил его к “грешной земле”, и это закономерно: смысл существования “врага человеческого” – находиться среди людей и сеять между ними ненависть, раздор, сомнения и разочарования. Лермонтов предупреждает нас: опасность рядом с нами, зло безжалостно!
    В последних вариантах поэмы местом действия становится Кавказ, потому что величие и мощь горного края соответствуют грандиозности образа Демона. Хоть Демон и равнодушен к красоте окружающей его природы, у читателей захватывает дух от великолепия описанных поэтом пейзажей, от них веет своеобразным “демоническим” духом (часть 1, строфа 3 “Под ним Казбек, как грань алмаза…”, часть 2, строфа 4 “Вершины цепи снеговой…”, эпилог “На страже черные граниты…”).

  5. Демон – дух тьмы, служитель злодейства, и творимое им зло должно приносить ему радость или, во всяком случае, удовлетворение, но: “Ничтожной властвуя землей, / Он сеял зло без наслажденья… зло наскучило ему”.
    В этих строчках поэмы заключается философское понимание Лермонтовым Зла. Оно не радость, наслаждение и душевная гармония, а вечные муки, неудовлетворенность, печаль и уныние. Зло приносит тому, кто его творит, внутреннее беспокойство и в конце концов разъедает душу изнутри.
    Согласитесь, необычное понимание духа ада: скука, печаль, презрение и неудовлетворенность, мука. У Лермонтова в Демоне переплетаются сатанинские и человеческие черты, которые еще не стерлись окончательно. И все же душа его уже почти омертвела, он пугающе равнодушен.
    М. Ю. Лермонтов описывает необыкновенные по своей красоте картины Кавказа, но великолепие окружающего Божьего мира не трогает Демона:
    Но, кроме зависти холодной,
    Природы блеск не возбудил
    В груди изгнанника бесплодной
    Ни новых чувств, ни новых сил;
    И все, что пред собой он видел,
    Он презирал иль ненавидел.
    Первый признак омертвения души – равнодушие к красоте природы.
    Последний всплеск человеческого в душе Демона – его любовь к Тамаре. Что он почувствовал, впервые увидев ее?
    Неизъяснимое волненье
    В себе почувствовал он вдруг,
    Немой души его пустыню
    Наполнил благодатный звук –
    И вновь постигнул он святыню
    Любви, добра и красоты!
    То был ли признак возрожденья?
    Но способен ли Демон на любовь и готов ли он к возрожденью, об этом мы поговорим чуть позже. Известно, что место действия в поэме “Демон” М. Ю. Лермонтов изменял от редакции к редакции – от абстрактно-космического пейзажа к условно-географическому, – и наконец избрал реальный Кавказ.
    первых редакциях поэмы до 1838 года Лермонтов обозначал место действия космически абстрактно: “Печальный Демон, дух изгнанья, // Блуждал под сводом голубым”. Но голубой небосвод – местожительство ангелов, на небе, ясном и чистом, нет места злому духу. Поэт “спустил” Демона с неба и приблизил его к “грешной земле”, и это закономерно: смысл существования “врага человеческого” – находиться среди людей и сеять между ними ненависть, раздор, сомнения и разочарования. Лермонтов предупреждает нас: опасность рядом с нами, зло безжалостно!
    В последних вариантах поэмы местом действия становится Кавказ, потому что величие и мощь горного края соответствуют грандиозности образа Демона. Хоть Демон и равнодушен к красоте окружающей его природы, у читателей захватывает дух от великолепия описанных поэтом пейзажей, от них веет своеобразным “демоническим” духом (часть 1, строфа 3 “Под ним Казбек, как грань алмаза…”, часть 2, строфа 4 “Вершины цепи снеговой…”, эпилог “На страже черные граниты…”).

  6. В душе автора присутствует понимание причины проблемы. Раскрывая образ Демона Лермонтов ясно проявил новые взгляды и веяния о противопоставлении личности гнету тирании. Которые тревожили умы и сердца современников. Лермонтовский Демон, главный герой поэмы, показан человечным и возвышенным. Вызывает у читателя не страх или неприятие, а сострадание и сочувствие, а где – то даже жалость. Наказанный бессмертием и изгнанный за восстание. Страдающий в изгнании и томящийся по душевному теплу, без цели, в забытьи странствуя на стыке реальностей Демон парил в вышине. Тамара говорит о нем
    Он был похож на вечер ясный:
    Ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет!..
    Изгнанный скиталец не конкурент Всевышнего, не смутьян, разрушающий равновесие в мире, не злодей. Лермонтов явил героя, страдающего от несправедливости миропорядка, мучающегося противоречиями, окружающими его. Нет справедливости в мире, который видит. Такое бесконечное прозябание изматывает гордого Демона, иссушает. А он повинен нести муки человечеству
    «сеял зло без наслажденья
    .. Он не встречал сопротивленья –
    И зло наскучило ему».
    Демон жаждал согласия с высшей властью, низвергнувшей в этот мир, обновления. Прикосновение к чистой душе стало бы спасением. Неожиданное столкновение с Тамарой будто ответ на устремления героя. Демон с открытым сердцем пришел на встречу
    И входит он, любить готовый,
    С душой, открытой для добра,
    И мыслит он, что жизни новой
    Пришла желанная пора.
    Одинокое существование без любви ничего не стоит. Он так жаждет обретения родственной души, увлекает и соблазняет девушку нежными словами
    Я дам тебе всё – всё земное –
    Люби меня!
    Демон приходит в покои героини с чистыми помыслами, а его отталкивают и снова вынуждают играть партию соблазнителя. Прощения неба нет. Рядом с возлюбленной Ангел – обвиняет в злом умысле, называет пришедшего порочным. Униженный и оскорблённый Демон теперь уже борется за Тамару не из любви, а из стремления подтвердить собственные силы и победить Ангела.
    И вновь в душе его проснулся
    Старинной ненависти яд.
    Герои выбирают влечение и получают страдания. Главная героиня скончалась, а душа «молитвой ужас заглушая» находит прибежище в объятиях Ангела. Нравственное возрождение Демона провалилось. Он раздавлен и повержен
    И проклял Демон побеждённый
    Мечты безумные свои.
    Современники поэта часто задавались вопросами и мыслями о первопричине несправедливости мироустройства. Почему такая дисгармония в мире. Поэт сопереживает главному герою, но одновременно и порицает за пренебрежение и озлобление. «Вечный ропот человека» самоуверенное стремление быть выше сил природы – вот трагедийная основа как представляет в поэме автор. Противоречивый Демон увлёк следующие поколения читателей. Поэма послужила вдохновением последующим талантливым художникам, поэтам и писателям.
    Анализ стихотворения Демон поэма по плану

  7. Хочу я с небом примириться,
    Хочу любить, хочу молиться…
    Попытка героя очеловечиться, освободиться от уз индивидуализма, избавиться от одиночества обречена па неудачу. Тамара гибнет от его поцелуя, и Демон не в силах противостоять ангелу, который несет ее душу в рай. В конце поэмы «побежденный» Демон проклинает свои «безумные» мечты и навсегда отстраняется от мира людей:
    И вновь остался он, надменный,
    Один, как прежде, во вселенной
    Без упованья и любви!..
    Презрение к миру, гордыня и эгоизм губительны для души, обаяние индивидуализма обманчиво, путь отрицания приводит, в конечном счете, к самоотрицанию, к духовному небытию – таков смысл романтического иносказания М.Ю. Лермонтова.
    Период творческой зрелости Лермонтова (1837-1841) — время создания лирических шедевров, наивысших достижений в жанре поэмы и в прозе.
    В феврале 1837 г. за стихотворение «Смерть Поэта», распространявшееся в списках, Лермонтов был арестован и помещен на гарнизонную гауптвахту. После окончания следствия в марте 1837 г. по приказу Николая I поэт был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк и отправлен на Кавказ к новому месту службы. Однако первая кавказская ссылка, во время которой Лермонтов познакомился и сблизился со ссыльными декабристами, была недолгой. Уже в январе 1838 г. благодаря хлопотам бабушки и личному заступничеству А.Х.Бенкендорфа, к которому та обратилась за помощью, поэт вернулся в Петербург для продолжения службы в лейб-гвардии Гродненском полку.
    До марта 1840 г. Лермонтов жил в Петербурге — это время его поэтической славы. Но царь, невзлюбивший Лермонтова, считавший, что поэт был недостаточно наказан и потому не образумился, воспользовался первым же серьезным поводом — дуэлью Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом — для того, чтобы вновь отправить его в новую ссылку. Местом службы поэта стал Тенгинский пехотный полк, воевавший на Кавказе. С июля 1841 г. Лермонтов участвовал в боевых действиях против горцев, в том числе в кровопролитном сражении при реке Валерик (поэтический отклик на это сражение — одно из самых ярких в русской поэзии антивоенных стихотворений «Валерик»). Храбрость и мужество поэта-воина отмечались начальством, но награда, к которой его представили, вызвала неудовольствие Николая I и была им отклонена. В последний раз Лермонтов приезжал в Петербург в отпуск в феврале-апреле 1841 г.
    В мае 1841 г. поэт вернулся на Кавказ и задержался в Пятигорске для лечения на водах. В июле произошла нелепая ссора Лермонтова с его давним знакомым по школе юнкеров Н.С.Мартыновым, закончившаяся вызовом на дуэль и поединком.
    15 (27) июля 1841 г. поэт был убит Мартыновым. В 1842 г. бабушка перевезла тело Лермонтова из Пятигорска в Тарханы и перезахоронила в имении, с которым поэт связывал лучшие впечатления своего детства.
    Последний период творчества — время внутренней перестройки художественного мира Лермонтова, которая так и не завершилась. Смысл новых тенденций в художественном развитии Лермонтова — в переходе от отвлеченно-романтических форм выражения своих духовных исканий к более конкретному изображению личности современника в его связях с общественно-историческими обстоятельствами, углубление психологизма.
    Он все больше осознавал ограниченность романтического индивидуализма, стремился понять свою связь с исторической действительностью: в 1837-1841 гг. на первый план выдвинулась тема современного поколения в его специфически лермонтовской трактовке. Главным героем произведений Лермонтова, независимо от их жанровой принадлежности и уровня художественных обобщений, стал современник — мыслящий дворянин, представитель дворянской интеллектуальной элиты. В его личности писатель нашел совокупность социально-психологических качеств, обусловленных историческим временем и общечеловеческими философскими проблемами.
    Сама действительность в изображении Лермонтова перестала быть чем-то однозначно отрицательным, средоточием «антиценностей». «Лермонтовский человек», образ которого создан в произведениях последнего периода, не только отрицает, но и пытается найти ценности в самой жизни, «тоскует» не по отвлеченным, а по вполне «земным» и «человечным» идеалам. Лермонтов искал позитивное в истории («Песня про купца Калашникова», «Бородино»), в народной жизни («Родина»), в мире природы («Когда волнуется желтеющая нива…»).
    В 1837-1841 гг. были созданы лучшие романтические поэмы: «Мцыри» и «Демон». Поэмы «Тамбовская казначейша» и «Сказка для детей» написаны в иной тональности: в них проявилось движение Лермонтова к реализму. «Песня про купца Калашникова» поразила современников не только совершенным владением формами народной поэзии, но и пониманием самого ее духа. В поэмах старые темы и мотивы, как и в лирике, были подчинены единой творческой «сверхзадаче» —постижению социально-психологического облика современника.
    Высшим достижением лермонтовской прозы, своеобразной « энциклопедией » излюбленных тем и мотивов его творчества стал роман «Герой нашего времени» (1838-1839). Работа над отдельными повестями, составившими произведение, формирование его общей концепции переплелись с лирическим творчеством и созданием лучших поэм.Одним из самых сложных вопросов лермонтоведения является вопрос об особенностях художественного мира Лермонтова 1837-1841 гг. Романтическое «единодержавие» было поколеблено уже в некоторых произведениях, созданных во второй период творчества, особенно в драме «Маскарад». Новые художественные особенности лермонтовских произведений, написанных после 1837 г., — усиление историзма в трактовке современности, внимание к конкретному изображению среды, быта, обстоятельств жизни героев, отказ от многих стилевых приемов, свойственных романтическим произведениям, — указывают на то, что развитие Лермонтова-художника шло в том же направлении, что и творчество Пушкина в 1825-1836гг., —к «поэзии действительности», к реализму. Однако этот процесс у Лермонтова был отнюдь не простым и не прямолинейным. Важнейшей особенностью его творческого развития было сосуществование и сложное взаимодействие романтических и реалистических тенденций. Например, в одно время с романтическим стихотворением «Выхожу один я на дорогу…» было написано реалистическое — «Родина», романтический «Воздушный корабль» написан в одно время с реалистическим стихотворением «Валерик». Далеки друг от друга ультраромантическая поэма «Демон» и «бытовая» поэма «Тамбовская казначейша».
    Своеобразие творческого пути М. Ю. Лермонтова (движение от романтизма к реализму, романтические мотивы в зрелой лирике, возврат поэта в позднем творчестве к темам ранней лирики, постоянный интерес к проблеме личности).
    Разнообразие тем и мотивов в лирике поэта:
    1) отрицание существующей действительности — “Жалобы турка” (1829), “Умирающий гладиатор” (1836), “Прощай, немытая Россия” (1840);
    2) бездуховность общества, маскарадность света — “Исповедь” (1831), “Как часто, пестрою толпою окружен…” (1840), “Из-под таинственной, холодной полумаски…” (1841);
    3) судьба поколения — “Монолог” (1829), “Дума”(1838);
    4) образ родины, обращение к отечественной истории, поиски идеалов в прошлом — “Новгород” (1830), “Поле Бородина” (1831), “Бородино” (1837), “Родина” (1841);
    5) обращение К природе как одухотворенной красоте, источнику сил, а также отражение в ней трагических моментов жизни, изменений человеческой души — “Кавказ” (1830), “Вечер после дождя” (1830), “Когда волнуется желтеющая нива…” (1837), “Дары Терека” (1839), “Тучи” (1840), “На севере диком стоит одиноко…” (1841), “Утес” (1841);
    6) тема любви и дружбы, емкость понятия любви, страсть и страдание как составляющие любви, поиск духовной близости и понимания — “К друзьям” (1828), “Ужасная судьба отца и сына…” (1831), “Я не люблю тебя; страстей…” (1831), “Подражания Байрону” (1831), “Памяти А. И. Одоевского” (1839), “” (1840), “А. И. Смирновой” (1840), “Нет, не тебя так пылко я люблю…” (1841);
    7) тема гордого одиночества, непонятости — “Одиночество” (1830), “Исповедь” (1831), “Чашажизни” (1831), “Парус” (1832), “Узник” (1837), “Никто моим словам не внемлет… я один…” (1837), “Сосед” (1837), “Соседка” (1837), “Пленный рыцарь” (1840);
    8) мотивы усталости и безысходности — “И скучно и грустно” (1840), “Из Гете” (“Горные вершины…”) (1840), “Выхожу один я на дорогу…” (1841);
    9) тема самопознания, космические мотивы, противоборство земных и небесных сил — “Мой демон” (1829, 1831), “Молитва” (“Не обвиняй меня, Всесильный…”) (1829), “Небо и звезды” (1831), “Земля и небо” (1831), “Когда б в покорности незнанья…” (1831), “Ангел” (1831), “Мой дом” (1831), “Бой” (1832);
    10) тема избранности, ощущение внутреннего родства с трагическими судьбами Байрона и Наполеона — “Наполеон” (1829), “1830. Мая 16 числа”, “Отрывок” (“Три ночи я провел без сна — в тоске…”) (1831), “Св. Елена” (1831), “Нет, я не Байрон; я другой…” (1832), “Воздушный корабль” (1840), “Последнее новоселье” (1841), “Пророк” (1841);
    11) образ поэта, судьба его творений — “Я жить хочу! Хочу печали…” (1832), “Смерть поэта” (1837), “Кинжал” (1837), “Поэт” (“Отделкой золотой блистает мой кинжал…”) (1837), “Журналист, читатель и писатель” (1840), “Пророк” (1841).
    …Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбах и нравах человеческой личности” (В. Г. Белинский) (условность выделения в лирике поэта определенных тем, мотивов, взаимопроникновение поэтических образов и символов, подчиненность общему пафосу поэзии).
    Лирический герой поэзии Лермонтова – дух мятежный, ищущий, вечно стремящийся и вечно неспокойный. Это своеобразный «вечный странник».что главной особенностью его лирики является внутреннее единство лирического героя. Лирический герой поэзии Лермонтова постоянно в движении, он все время меняется, движется, но движение это замедленно по сравнению с развитием лирических героев других поэтов XIX века. К концу творческого пути в лирике Лермонтова все чаще появляется образ простого, обычного, усталого человека, совсем не похожего на героя его ранней лирики. Это обусловлено тем, что лирический герой поэзии Лермонтова – герой романтический. Он наделен всеми отличительными чертами романтика – он борец, страдалец, мятежник, поэт, любовник и даже пророк … Однако особенно сильна в образе романтического героя Лермонтова тема одиночества:
    Одинок я – нет отрады:
    Стены голые кругом,
    Тускло светит луч лампады
    Умирающим огнем.
    В большинстве поэтических произведений Лермонтова появляется идея принципиального одиночества индивида, связанная с темой поколения в целом. Здесь мы сталкиваемся с одной из основных идей всего творчества Михаила Юрьевича – идеей рефлексии, разрушающей душу всего поколения и замыкающей личность на себе самой, обрекая, тем самым, ее на одиночество. Лирический герой поэзии Лермонтова, равно как и сам поэт, тоже находится в этом «потерянном», «заблудшем» поколении, прекрасно осознавая свое тотальное и бесконечное одиночество.
    Было «старое» и «новое» дворянство. Похоже, что Пушкин считал возможным приравнять «старое» наследственное дворянство к западной аристократии. «Высшее общество составляет во всей Европе одно семейство», – считает он. В русском дворянстве обводится жирным контуром европейский профиль. «Что такое дворянство?» – спрашивал Пушкин и отвечал: «Потомственное сословие народа высшее, т.е. награжденное большими преимуществами касательно собственности и частной свободы Кто сии люди? люди, отменные по своему богатству и образу жизни. Почему так? Богатство доставляет ему способ не трудиться, а быть всегда готову по первому слову du souverain. Образ жизни, т.е. не ремесленный или земледельческий – ибо все сие налагает на работника различные узы. Чему учится дворянство? Независимости, храбрости, благородству, чести вообще»2.
    Аристократия была «элитой», задававшей обществу высокую нравственную «норму». Особенно сильно ее влияние сказалось на формировании комплекса чести и достоинства в офицерской среде. В соответствующей литературе можно прочесть, что «чувство чести требует, чтобы офицер во всех случаях умел поддержать достоинство своего звания… Он должен воздерживаться от всяких увлечений и вообще от всех действий, могущих набросить хоть малейшую тень даже на него лично, а тем более на корпус офицеров. Слово офицера всегда должно быть залогом правды, и потому ложь, хвастовство, неисполнение обязательства – пороки, подрывающие веру в правдивость офицера, вообще бесчестят его звание и не могут быть терпимы. Честь – святыня офицера, она – высшее благо, которое он обязан хранить и держать в чистоте. Честь – его награда в счастье и утешение в горе. Честь закаляет мужество и облагораживает храбрость. Честь не терпит и не выносит никакого пятна»В романе Пушкина милосердие – результат единичного события: прямой встречи государыни с провинциальной просительницей. Милосердный финал, формально снимая трагизм человека чести, не снимает его по сути. Вмешательство государыни не может быть частым, тогда как суд, осудивший Гринева, есть регулярно действующий институт, в сферу компетенции которого попадает каждое нарушение закона (воинской присяги). Стало быть, реальная судьба Гриневых трагична.
    Один из главных героев романа — Гринев-мемуарист, который по истечении многих лет после описываемых событий посчитал необходимым представить на суд читателя события двух лет его юношеской жизни. Эти два года жизни надолго запомнились Гриневу прежде всего своими “странными” приятельскими отношениями с Пугачевым. Более того, за этот короткий период времени он заметно возмужал, душевно обогатился, сохранил свою честь, проявил отвагу и мужество, смог отстоять и защитить в трудных испытаниях свое счастье.
    Создавая образ героя-мемуариста, Пушкин все досконально продумал. Рассказчик Гринев — дворянин. Для него естественно неприятие и осуждение восстания Пугачева и его преследователей. Он добрый, честный, благородный. Придание своему герою именно таких нравственных качеств Пушкин посчитал очень важным и необходимым: читателю легче поверить в правдивость описываемых событий. Неслучаен и возраст Гринева-свидетеля — семнадцать лет. Этот возраст счастливой юности, по Пушкину, как бы делал его героя свободным от социальной морали, способным на “бунт”, на борьбу за свое счастье, на протест против деспотической воли родителей.
    Юному офицеру-дворянину еще чужд социальный стереотип мышления. Социальный инстинкт подсказывал Гриневу, что относиться к мятежникам и “бунтовщикам” нужно отрицательно, однако в реально возникавших ситуациях он больше доверял личным впечатлениям. Полагая, с точки зрения дворянина, что Пугачев — враг и разбойник, Гринев все же считал своим долгом рассказать правду о поведении этого человека. Правду, какой бы она ни была, не считаясь с тем, что эта правда противоречит той, что сложилась в официальном мнении о Пугачеве.
    Мемуарист Гринев — настоящий дворянин, никакие “насильственные потрясения” он не приемлет. Честь помогла ему быть искренним в неприятии вооруженной борьбы народа: “…начальники отдельных отрядов самовластно наказывали и миловали; состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно… Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!”
    Образ Гринева дан в повести в двух временных измерениях — Гринев в семнадцать лет и Гринев-мемуарист, человек, умудренный опытом и много повидавший на своем веку. Прошлое свое, особенно детство, Гринев-мемуарист описывает с юмором. Взять хотя бы эпизод, повествующий нам об учителе-французе: “Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности” или: “Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, — и потом каждый из нас занимался уже своим делом. Мы жили душа в душу…” Ирония, относящаяся к самому себе, в словах Гринева-мемуариста очень важна. Ею Пушкин стремился подчеркнуть объективность своего рассказчика, показать характер героя положительным, лишенным тщеславия, эгоизма и гордыни.
    Таким образом, замысел автора показать мемуариста объективным, честным, благородным, истинным дворянином с социально-обусловленным характером убеждений несомненно удался суд читателя события двух лет его юношеской жизни. Эти два года жизни надолго запомнились Гриневу прежде всего своими “странными” приятельскими отношениями с Пугачевым. Более того, за этот короткий период времени он заметно возмужал, душевно обогатился, сохранил свою честь, проявил отвагу и мужество, смог отстоять и защитить в трудных испытаниях свое счастье.
    В поэме «Полтава» А.С. Пушкин создает образ Петра, гениального полководца, который своей деятельностью притягивает простых русских солдат. Внешность царя примечательна. Перед решающим Полтавским боем со шведами весь облик Петра говорит о его готовности к решающей схватке. Сам Бог руководит его действиями: Тогда-то свыше вдохновенный
    Продолжение темы Петра I – историческая поэма “Полтава”, в которой перед читателями предстала величественная фигура полководца, царя-патриота. Петр вершил свои дела во имя страны, во благо Отечества. В. Г. Белинский говорил, что «Медный всадник» вместе с «Полтавой» образуют «самую великую «Петриаду», какую только в состоянии создать гений великого национального поэта».
    Мысли Петра – историка определяли создание исторической прозы, становление которой мы видим в незавершённой поэтом «Истории Петра», написанной в последние годы его жизни.
    Медный всадник”, в которой предстает образ Петра I и его творения – Петербурга. До этого образ Петра появился в стихотворении “Стансы” (1826), в нем поэт воссоздает облик великого самодержца, преобразователя, “вечного работника на троне”:
    То академик, то герой,
    То мореплаватель, то плотник,
    Он всеобъемлющей душой
    На троне вечный был работник.
    Непосредственно во время Полтавского боя Петр сам принимает участие в сражении: «он промчался пред полками, могущ и радостен, как бой», воодушевляя своим личным примером полк. После битвы русский царь пирует, отмечая победу, и в этом эпизоде Петр вновь прекрасен своей душевной щедростью
    Итак, анализируя текст пушкинской поэмы «Полтава», видим, что поэта привлекает полководческий дар Петра I, его желание укрепить границы России и показать всем, в первую очередь шведам, военную силу своей страны. Петр в поэме – олицетворение военного гения. И для А.С. Пушкина здесь важна не только конкретная историческая личность российского самодержца, но и его победы на благо отечества: В гражданстве северной державы, В ее воинственной судьбе,
    Дальнейшее развитие образ Петра I получил в поэме “Медный всадник”, поэме исторической, социальной и философской. В этом произведении отношение автора к Петру I неоднозначно. В поэме изображены два лика царя. Если во вступлении Петр I – человек и государственный деятель, то в основной части он предстает как памятник самодержавию, памятник первому русскому императору. Поэма начинается с описания замыслов Петра.
    В поэме Петр выступает и как покоритель самой природы, ее стихии, как воплощение культуры и цивилизации над той дикостью и отсталостью, которые до него царили “на берегу пустынных волн”.
    Замысел Петра осуществляется на протяжении ста лет. Император построил прекрасный город, “красу и диво полнощных стран”, новую красавицу столицу, перед которой померкла старая Москва. Петербург воспринимается как памятник Петру I и силе его разума.
    Итак, Петр I предстает в поэме в двух ликах. С одной стороны, он воплощает собой созидающее начало:
    Красуйся, град Петров, и стой
    Неколебимо, как Россия.
    С другой стороны – как воплощение иррационального, фантастического, нереального. Иррациональное начало в образе Петра I связано с его статуей:
    Ужасен он в окрестной мгле!
    Какая дума на челе!
    Какая сила в нем сокрыта!
    Что же касается Петербурга, то если в начале поэмы это “юный град Петра”, то в дальнейшем он становится уже “омраченным Петроградом”, а уж затем и Петрополем, который “всплывает, как тритон, по пояс в воду погружен”.
    Итак, Пушкин в поэме “Медный всадник” показал нам неоднозначный образ Петра I и его творения – Петербурга.
    В стихотворении 1835 года “Пир Петра Первого” обращает на себя внимание необычность описания событий. Особенности лексики и специфика размера (четырехстопного хорея) создают отчетливое впечатление сказочности, баллад-ности всего происходящего. Соответственно, мифологизированной оказывается и фигура Петра. На первый план выходит мотив необыкновенной, сказочной милости Петра. В четвертой строфе стихотворения происходит перечисление всех празднеств, по поводу которых Петр теоретически может устроить пир. Но в пятой строфе раскрывается реальная причина торжества: “…он с подданным мирится;// Виноватому вину // Отпуская, веселится; //Кружку пенит с ним одну”. Событие, из-за которого происходит пиршество, тем самым для Петра настолько же ценно, насколько ценны другие, вышеперечисленные события. А. С. Пушкину, который во второй половине 20-х годов становится ярым государственником и моделирует идеального монарха, очень важна идея отпущения “виноватому вины”. Заслуги и подвиги Петра Первого оказываются не более существенны, чем его человечность и демократичность (насколько так вообще можно сказать о Петре).
    Мы сознательно идем на нарушение хронологии, рассматривая поэму 1833 года после стихотворения 1835 года. Дело в том, что “Медный всадник” стоит особняком по отношению к остальным произведениям А. С. Пушкина, связанным с петровской темой, где последовательно развивается один и тот же, по сути, взгляд на Петра Первого, здесь же проблема представлена в несколько другом ракурсе.
    Понятие о «петербургском мифе» русской литературы
    Как и всякий другой город, Петербург имеет свой «язык». Он говорит нам своими улицами, площадями, водами, островами, садами, зданиями, памятниками, людьми, историей, идеями и может быть понят как своего рода гетерогенный текст, которому приписывается некий общий смысл и на основании которого может быть реконструирована определенная система знаков, реализуемая в тексте. Как некоторые другие значительные города, Петербург имеет и свои мифы, в частности аллегоризирующий миф об основании города и его демиурге (об этом мифе и о его соотношении с исторической реальностью см. работы Н.П.Анциферова и Н.Н.Столпянского в первую очередь, Ло Гатто и др.). С этим мифом своими корнями связан миф о «Медном Всаднике», оформленный в знаменитой поэме Пушкина, ставшей одной из главных составных частей Петербургского текста, хотя мифологизация этой фигуры царственного Всадника началась значительно раньше. Сочетание в поэме Пушкина синтетичности, проявляющейся, в частности, и в «композитности» ее текста, содержащего обильные явные и еще чаще неявные цитаты, реминисценции, отсылки к другим — русским и нерусским — текстам, с глубиной историософской мысли и, по сути дела, с первым опытом постановки в русской литературе темы «простого» («маленького») человека и истории, частной жизни и высокой государственной политики сделало «Медный Всадник» своеобразным фокусом, в котором сошлись многие лучи и из которого еще больше лучей осветило последующую русскую литературу. Поэма Пушкина стала некоей критической точкой, вокруг которой началась вот уже более полутораста лет продолжающаяся кристаллизация особого «под-текста» Петербургского текста и особой мифологемы в корпусе петербургских мифов. Миф «творения» Петербурга позже как бы был подхвачен мифом о самом демиурге, который выступает, с одной стороны, как Genius loci, а с другой, как фигура, не исчерпавшая свою жизненную энергию, являющаяся в отмеченные моменты города его людям (мотив «ожившей статуи») и выступающая как голос судьбы, как символ уникального в русской истории города 35. Остается добавить, что если своими истоками миф Медного Всадника уходит в миф творения города, то своим логическим продолжением он имеет эсхатологический миф о гибели Петербурга. К сожалению, до сих пор не обращали внимания или не придавали значения тому, что «креативный» и эсхатологический мифы не только возникли в одно и то же время (при самом начале города), но и взаимоориентировались друг на друга, выстраивая — каждый себя — как анти-миф по отношению к другому, имеющий с ним, однако же, общий корень. Это явление «обратной» зеркальности более всего говорит о внутренней антитетической напряженности ситуации, в которой происходила мифологизация петербургских данностей.
    Главный герой поэмы «Мцыри» попал в плен, когда ему было всего шесть лет. Казалось бы, что может знать о свободе такой малыш? Но, по мысли автора, человек свободен изначально, так как он дитя природы, а природа — символ свободы. В том, что герой поэмы — пленник, заложена глубокая философская мысль. А именно: свобода так же естественна для человека, как воздух, которым он дышит. Чтобы ощутить свободу, нужно хоть однажды лишиться ее, узнать неволю. Недавно я видела фильм об одном африканском племени, затерянном в бескрайней пустыне и не встречавшемся с нынешним «цивилизованным» миром. Когда представитель этого племени оказался в закрытом помещении, он чуть не умер, потому что стены были для него неестественны. Так же противна природе Мцыри была монастырская жизнь. Все годы заточения Мцыри мечтал вырваться на свободу. И однажды, во время страшной для монахов грозы, юноша почувствовал себя достаточно сильным для побега. Лермонтов создал эпическую картину единения освобожденного человека со свободной стихией. Душа Мцыри чувствовала себя сильной, динамичной и всемогущей, как гроза
    Второй глоток свободы, волнующий и нежный, юноша вкусил, когда взошло солнце. Гармоничная красота окружающей природы на время успокоила мятежную душу Мцыри, наполнила ее умиротворениемНо свобода — это не только радость и блаженство. Она посылает человеку испытания на прочность и жестоко насмехается над его слабостью. Она опасна для того, кто к ней не привык. Первое предупреждение Мцыри получил, когда утром открыл глаза
    про южные поэмы
    характерно было описание отчуждения цент­рального персонажа от других персонажей; его резкое расхождение с ними, доходившее до самых крайних форм — бегства или изгнания из родного края, преступ­ления и т. д.ю­бовь для главного героя — высочайшая ре­альность, вхождение в область высших идеальных ценностей.Именно поэтому гибель возлюбленной или отвергнутая любовь переживаются героем особенно остро и часто служат началом его от­чуждения, бегства, причиною преступления и проч.Все эти компоненты конфликта служили особой по­становке центрального персонажа. Мало констатировать превосходство его над другими, надо учесть харак­тер этого превосходства. Центральный персонаж отли­чают от других не какие-либо моральные качества, дан­ные статично, не сила, не храбрость, не мужество сами по себе, но некая эволюция, способность пережить отмечен­ный выше процесс отчуждения.
    В «Кавказском Пленнике» (1822), содержащем первый набросок романтического героя, или, как говорил Пуш­кин, «героя романтического стихотворения» (письмо В.П. Горчакову, октябрь — ноябрь 1822 г.) уже чувст­вуется намерение подчеркнуть особое положение этого персонажа.
    Детали портрета Пленника скупы, но определенны; среди них—упоминание, «высокого чела» («…и на челе его высоком не изменялось ничего»), знаменательное для всей романтической «физиогномики» и спустя десятиле­тие отозвавшееся почти буквальной реминисценцией в «Демоне» Лермонтова. Знаменателен также паралле­лизм душевного состояния Пленника и бури:
    А пленник, с горной вышины,
    Один, за тучей громовою,
    Возврата солнечного ждал,
    Недосягаемый грозою,
    И бури немощному вою
    С какой-то радостью внимал.
    Подробно разработано в поэме и отчуждение цент­рального персонажа: мы видим различные стадии этого процесса, узнаем некоторые конкретные эпизоды и мо­менты его жизни:
    Охолодев к мечтам и к лире…
    Значит, Пленник прежде увлекался литературой, поэзи­ей; может быть, и сам был поэтом. («Лира» обычно вы­ступала как перифраза поэзии, чаще всего — поэтиче­ского творчества.) «…Невольник чести беспощадной, Вблизи видал он свой конец, На поединках твердый, хладный, Встречая гибельный свинец». Значит, ведя бурную светскую жизнь, он участвовал в дуэлях, прояв­ляя незаурядную храбрость и не раз ставя на карту свою жизнь.
    Но всё это отошло в прошлое — как родные места, как близкие и товарищи. Отчуждение Пленника не огра­ничилось недовольством, хандрой и вылилось в такой резкий шаг, как разрыв с окружающими, бегство в чу­жие края
    Герой поэмы — именно беглец, странник. Кстати, как отметил Б. Томашевский, он «захвачен черкесом не в бою, а во время путешествия. Он не офицер, а путник…
    Отступник света, друг природы,
    Покинул он родной предел
    И в край далекий полетел
    С веселым призраком свободы.
    это существенно потому, что Пушкин явно желал придать герою свои собственные черты
    Символика «Мцыри».
    Жанр поэмы близок к лиро-эпическому: авторская экспозиция (первая и вторая главы намечают основные этапы жизненного пути героя), форма исповеди является средством наиболее глубокого и серьезного раскрытия психологии героя. В основе сюжета “Мцыри” лежит традиционная романтическая ситуация – бегство из неволи, которой у Лермонтова оказывается монастырь., Мцыри – герой-борец, протестующий против всякого насилия над личностью. Характеристика романтического героя складывается из ряда эпических фрагментов в его исповеди (битва с барсом, встреча с горянкой), и из характера и тона исповеди (повторы, восклицания, риторические вопросы, обращения).
    Стих поэмы – четырехстопный ямб с мужскими окончаниями, который, по словам Белинского, “звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонирует с средоточенной силой могучей натуры и трагическим положением героя”. В поэтике “Мцыри” автор использует такие приемы романтизма, как образы-символы, характерные для романтического произведения: бури, единоборства, воспоминания, картины природы. Естественны в таком произведении представители флоры и фауны, вступающие в контакт с героем.
    при рассмотрении своеобразия поэтики Н.В. Гоголя в целом нам представляется и ещё одно значимое направление, связанное со спецификой выражения у Н.В. Гоголя ужасного как крайней формы проявления трагического в исключительных с точки зрения эмоционального и экспрессивного воздействия образах.
    И, тем не менее, следует указать ещё на одну малоизученную, но важную сторону гоголевской поэтики, органически присущую ей, -выражение трагического и ужасного в предельно яркой, эмоционально-образной форме, которую целесообразно рассматривать в следующем ряду: комическое (но комическое особенное – «смех сквозь слёзы»), сатирическое и, наконец, собственно трагическое. Причём трагическое в разных его проявлениях и, прежде всего, в виде сверхтрагического или ужасного.
    Гоголевская религиозная система взглядов на мир основана, как известно, на известных библейских заповедях. Писатель стремился как бы открыть глаза своим соотечественникам на их заблуждения, ещё раз напомнить о незыблемости нравственных истин. Однако попытки передать светской читательской публике подобные взгляды (иногда несколько прямолинейным образом) писателю не всегда удавались, так как его высокий идеал, причудливо скрывающийся за комическим содержанием (а читатель, как правило, в первую очередь воспринимал именно комическое содержание), порой был чужд и непонятен современникам

  8. В поэме Лермонтова «Демон» идет размышление над философскими вопросами. Главный конфликт в поэме – это противопоставление добра и зла, где Демон – «дух исканья», индивидуум, который «сеял зло без наслажденья», а Тамара – это «ангел земной», «святыня добра, любви и красоты». Это две противоположные личности. Увидев Тамару, Демон захотел «получить» ее, Ангел-хранитель пытается защитить девушку, но сердце злого духа наполнено «старинной ненависти ядом», и Ангел беспомощен против злого Демона…
    Демон пытается обмануть Тамару, и у него это получается, она верит ему и его словам. Он дает клятву, что «отрекся от старой мести» и «отрекся от гордых дум», он «осыпает» девушку обещаниями: «Я дам тебе все, все земное – люби меня!..» Он соблазнил ее, повлек за собой, и она, не в силах сопротивляться Демону, отдалась ему. Тамара умерла… Ее «грешная душа» к «груди хранителя прижалась», в ней она искала спокойствия, и вдруг перед ней предстал Демон, но уже в другом обличье, когда он пытался соблазнить Тамару, он «одел маску», которая скрывала всю правду. И вот перед душой Тамары уже кто-то другой, незнакомое ей существо со взглядом, полным вражды и не знающей конца злобы. Божий суд свершился, Демон побежден, ему никогда не достигнуть света, как бы он не пытался. И ему опять придется скитаться над землей и сеять зло без наслажденья. А ведь когда-то он был «счастливым первенцем творенья», он не знал ни зла, ни ненависти, ни скуки, а сейчас он стал скитальцем, который нигде не сможет обрести покой и счастье, душу которого не могут тронуть ни красота природы, ни сила прекрасных чувств, он только с презрением может на все это смотреть и ненавидеть все. А когда Демон увидел очаровательную Тамару, он почувствовал, что его немую душу наполнили другие чувства, они создали у него желание возродиться, стать другим, «попробовать» новые чувства… И опять провал.
    Демон в одноименном произведении М.Ю.Лермонтова является героем, который умеет в себе черты характера злого и ненавистного существа, но после встречи с Тамарой в нем просыпаются новые чувства и качества, которые не могут долго существовать в грешной душе.

  9. философская проблематика поэмы необычайно сложна и многообразна. Лермонтов в «Демоне» отозвался на все те искания в области гносеологии и философии истории, которыми мучилась передовая русская мысль в 30—40-е годы.
    «Демон» (1829 — 1839) принадлежит к числу наиболее загадочных и противоречивых произведений поэта. Сложность анализа заключается, в частности, в том, что в поэме существует несколько планов восприятия и истолкования текста: космический, включающий отношения Демона к Богу и вселенной, философский, психологический, но, конечно, не бытовой. К легенде о падшем ангеле, воевавшем против Бога, обращались многие европейские поэты: достаточно вспомнить Сатану в «Потерянном рае» Мильтона, Люцифера в «Каине» Байрона, Мефистофеля в «Фаусте» Гете.
    Лермонтов, разумеется, не мог не учитывать уже существующую традицию, но он был вполне оригинален и в сюжете своей поэмы, и в трактовке главного образа. В лермонтовском Демоне сочетаются огромные внутренние силы и трагическое бессилие, стремление преодолеть одиночество, приобщиться к добру и недостижимость этих стремлений. Это мятежный протестант, который противопоставил себя не только Богу, но и людям, всему миру. Бунтарские, протестующие идеи Лермонтова прямо проявляются в поэме. Демон — гордый враг небес, «царь познанья и свободы». Это воплощение мятежного восстания против всего, что сковывает разум. Он отвергает мир,
    Где нет ни истинного счастья,
    Ни долговечной красоты,
    Где преступленья лишь да казни,
    Где страсти мелкой только жить,
    Где не умеют без боязни
    Ни ненавидеть, ни любить.
    Однако такое всеобщее отрицание означает не только силу Демона, но и его слабость. Ему не дано с высоты беспредельных космических просторов увидеть земную красоту, он не в состоянии оценить и понять прелесть земной природы:
    Но, кроме зависти холодной,
    Природы блеск не возбудил
    В груди изгнанника бесплодной
    Ни новых чувств, ни новых сил;
    И все, что пред собой он видел,
    Он презирал иль ненавидел.
    Демон страдает в своем надменном уединении и тоскует о связях с миром и людьми. Ему наскучило «жить для себя, скучать собою». Любовь к земной девушке Тамаре должна была стать для него началом выхода из угрюмого одиночества к людям. Но и поиски гармонии, «любви, добра и красоты» фатально недостижимы для Демона:
    И проклял Демон побежденный
    Мечты безумные свои,
    И вновь остался он, надменный,
    Один, как прежде, во вселенной,
    Без упованья и любви!..
    То разоблачение индивидуалистического сознания, которое было намечено в предыдущих поэмах, присутствует и в «Демоне». «Демоническое», разрушительное начало воспринимается Лермонтовым как антигуманистическое. Проблема эта, глубоко волновавшая Лермонтова, разрабатывалась им и в драматургии («Маскарад»), и в прозе («Герой нашего времени»). В поэме трудно выделить авторский «голос», прямую авторскую позицию, что предопределяет сложность анализа произведения, его многозначность. Не случайно ряд вопросов. Поставлены у Лермонтовым в «Демоне», не решен окончательно. Например: видит ли автор в своем Демоне безусловного (пусть и страдающего) носителя зла или только мятежную жертву «несправедливого приговора»? Была ли душа Тамары «спасена» в угоду цензуре или этот мотив являлся для Лермонтова идейно-художественной неизбежностью? Какой смысл имеет финал поэмы и поражение Демона — примирительный или не примирительный? Эти нерешенные вопросы свидетельствуют о сложности философской проблематики поэмы, о диалектическом сочетании в Демоне «добра» и «зла», жажды идеала и потери его, вражды к миру и попытки примириться с ним, что в конечном счете отражает в той или иной степени трагическое мироощущение передовых людей эпохи.

  10. Сочинение на лингвистическую тему ?
    Особый тип описания психологический портрет позволяет автору раскрыть характер, внутренний мир и душевные переживания героя
    Урок развития речи сочинение описание по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» Сочинение описание Сочинение Изложение своих мыслей на заданную тему
    Тема урока Что такое «сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»?
    Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему это анализ высказывания на теоретическом уровне и подтверждение примерами-аргументами…
    Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание 1 в формате гиа-2012) Задание 1
    Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно,…
    Строение сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
    Вы можете писать работу в научном или публицис-тическом стиле, раскрывая тему на лингвисти-ческом материале. Начать сочинение Вы…
    Сочинение рассуждение на лингвистическую тему
    Помогите Илье доказать свою точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужна орфография?»
    Сочинение по русской литературе Sohinil-sam at ua Администратор сайт Кузьменко Денис vampir краткое содержание сочинение за 9 класс Д. И. Фонвизин «Недоросль»
    «смех сквозь слезы». Почему так? Казалось бы, эпоха правления Екатерины, отображенная в произведении, не очень понятна и близка нам,…
    Подготовка учащихся к написанию сочинения-описания на заданную тему; Подготовка учащихся к написанию сочинения-описания на заданную тему
    «Весенний парк». Поможет нам в этом маленькая тетрадочка таблица, которую получил каждый из вас (см приложение). Именно в неё вы…
    Сочинение -рассуждение Что такое сочинение-рассуждение
    Сущность рассуждения состоит в построении цепи умозаключений на выбранную тему, где из предшествующих суждений вытекают последующие….
    Сочинение рассуждение на лингвистическую тему Умение рассуждать на лингвистическую тему. Умение рассуждать на лингвистическую тему
    Умение аргументировать свою точку зрения, используя предложенный лингвистический материал
    Разместите кнопку на своём сайте:
    rpp.nashaucheba.ru
    rpp.nashaucheba.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *