Сочинение на тему в художественной речи использование однородных

7 вариантов

  1. 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Ирины Борисовны Голуб: «В художественной речи использование однородных членов предложения является излюбленным средством усиления ее выразительности».
    Часто случается так, что бывает крайне сложно выразить свою мысль всего одним словом или фразой. К счастью, богатство русской речи позволяет говорящему употреблять синонимы, используя однородные члены предложения, чтобы речь об описываемых событиях была более красочной. Из этого следует, что высказывание известного лингвиста И. Б. Голуб о том, что «в художественной речи использование однородных членов предложения является излюбленным средством усиления ее выразительности» вполне точно.
    В приведённом тексте Бориса Львовича Васильева, известного русского писателя, автор также использует однородные члены предложения, благодаря чему речь героев приобретает оттенок живости, яркое воображение героя разыгрывается перед читателем: «Колька по берегу не молчком шагал, а рассказывал про жаркие страны, про моря, на которых никогда не был, и про слонов, которых никогда не видал».
    «И компаса жалко, и щенка жалко, и себя почему-то тоже жалко, и ещё чего-то жалко, а вот чего — никак Колька понять не мог», – в данном предложении мы можем наблюдать, как Кольку обуревают сомнения, множество мыслей вертится у него в голове.
    Таким образом, однородные члены предложение – одно из важнейших средств в русском языке, которое в полной мере дает возможность раскрыть характер героя, его внутренний мир.
    15.2 Напишите сочинение – рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 64-65 текста: «И компаса жалко, и щенка жалко, и себя почему-то тоже жалко, и ещё чего-то жалко, а вот чего – никак Колька понять не мог.
    И добавил:
    —Я за то только компас дам, чтоб не топил ты его никогда».
    Произведение Васильева Бориса Львовича рассказывает о черствых душах Володи и Оли, не знающих гуманного отношения к бедным животным, и одновременно с этим читатель сталкивается с другим персонажем – Колькой, который является примером настоящей самоотверженности. Колька понимает, какую низость собираются совершить его якобы друзья, он готов даже расстаться со своим компасом, лишь бы собака не пострадала: «Отдай мне его. Отдай, а! Я тебе что хочешь за него дам».
    Мы видим резкие противоположные черты в этих детях: подлость и жестокость в Оле и Вовке, а также добродушие, которое в дальнейшем проявляется в Кольке.
    Мальчик в конце концов понимает, что никакая вещь, никакой компас не стоит того, чтобы страдало невинное существо: “Я за то только компас дам, чтоб не топил ты его никогда».
    15.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА?
    Доброта, в действительности, может быть редким явлением, способное менять не только самих людей, но и целый мир. Неожиданный порыв доброты пробуждает в человеке невиданное ему прежде благородство и способность распрощаться с самым ценным ради спасения других.
    Так и в данном произведении читатель наблюдает за действиями кроткого мальчишки, который, кажется, совсем не уверен в себе, однако он знает, что его друзья в настоящий момент могут совершить жестокое убийство невинного создания. Для того чтобы предотвратить это, Колька предлагает отдать дорогой его сердцу, как может понять читатель, компас: «Насовсем отдам, не топи только животное. Жалко». Среди всех трёх героев только Колька оказывается обладателем настоящей человеческой души, способной на какие бы то ни было жертвы.
    Исследование внутреннего мира человека – цель многих великих авторов классической и современной литературы. Каждый писатель в своём произведении опускался в темные глубины неизведанной души и пытался раскрыть ее тайны. Великий французский писатель Виктор Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери» показывает читателю издевательства людей над бедным Квазимодо, привязанного к позорному столбу. Однако затем появляется Эсмеральда, которая среди всей озлобленной толпы выделяется добрым сердцем. Она подносит стакан воды измождённому горбуну из Нотр-Дама, тем самым дав понять, что она не является частью сборища жестоких людей.

  2. 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Ирины Борисовны Голуб: «В художественной речи использование однородных членов является средством усиления её выразительности».
    Мы часто используем в речи различные перечисления. Например, сообщая, какие завтра уроки или что купить в магазине. Но в художественном тексте однородные члены выполняют совершенно особую роль: они могут сделать повествование выразительнее, а описание более подробным.
    Например, в предложении 5 автор сообщает об изменениях, которые произошли с полыньёй. В обеих частях сложного предложения он использует однородные сказуемые, что даёт нам возможность ясно представить себе, как проходил процесс появления льда. Кроме того, в первой части используется также однородные обстоятельства, чтобы нам легче было представить, как именно происходит замерзание.
    Многочисленные однородные сказуемые, которые Виктор Астафьев использует в предложении 38, позволяют нам понять душевное состояние мальчика, которому очень страшно, но он не может бросить птиц без помощи. Таким образом, однородные члены образно рисуют картину происходящего.
    15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Уже на крепком льду я схватил тяжёлую гусыню на руки и зарылся носом в её тугое холодное перо».
    Я понимаю эти слова как описание эмоционального состояния мальчика. Ему было очень страшно ползти одному по тесине. Мальчик понимал, что лёд ещё очень тонкий, он в любую минуту мог треснуть, тогда вместе с доской мальчик провалился бы в ледяную воду и неминуемо погиб бы, как перед этим гусёнок. Поэтому рассказчик очень надеялся, что ему удастся подманить гусей и дать им понять, что нужно влезть на тесину и пройти по ней до более прочного льда. Мальчику было страшно, он даже плакал (об этом говорится в предложении 38), но ребята осознавали, что если не выманить гусей из полыньи, то птицы погибнут все до единой. Поэтому, когда гусыня наконец вылезла на тесину и вывела за собой остальных гусей, мальчик чувствовал восторг и облегчение, ведь все закончилось хорошо: он жив, а гуси спасены. Мальчик хвалил гусыню (предложения 46 и 47), а потом схватил её на руки.
    Мальчик был счастлив, что он сумел помочь попавшим в беду птицам.
    15.3 Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

    Человечность – это такое качество характера; человечные люди стремятся проявлять милосердие, доброту, помогать всем, кто оказался в беде. В тексте Виктора Астафьева человечность проявили мальчики. Когда у них на глазах погиб гусёнок, они поняли, что птиц необходимо спасти, и стали придумывать способ, как это сделать. Им это удалось: самый младший из них пополз по льду полыньи, чтобы помочь гусям выбраться. Это был самоотверженный поступок, ведь лёд мог не выдержать и тогда бы мальчик погиб. Однако бросить беспомощных птиц ребята не могли.
    Многие люди стремятся помочь животным, попавшим в беду. Например, неравнодушные мужчины и женщины организуют приюты для бездомных животных. Они стараются помочь кошкам и собакам, которых безответственные бывшие хозяева выбросили на улицу. Я читал о таких приютах в интернете; туда можно приносить корм для животных, можно перечислять деньги, и многие люди так и делают.
    Проявить человечность всегда возможно, потому что вокруг много тех, кто нуждается в помощи.

  3. Число 51,2 трижды увеличивали на одно и то же число процентов, а затем трижды уменьшали на то же самое число процентов. В результате получилось число 21,6. На сколько процентов увеличивали, а затем уменьшали это число? Дайте от…
    Изотермы обозначают: чёрным, красным или синим цветом?
    округлить число 580770 до десятков тысяч
    №1173 голубой учебник веленкин 6 класс
    Поставь запятые, где они необходимы.
    1. Издали слышится рёв потоков несущихся по оврагам.
    2. Книжку эту засаленную до прозрачности мы купили на толкучке.
    3. А в один ветреный день газон покрылся упавшими с неба листьями.
    Подобрать слова близкие по значению: сильная метель- ; плохая погода- ; сильный дождь- ; занимательный рассказ- ; смышленый ученик- .
    определить падеж слова камень: Добрым словом и камень растопишь
    где растут Астра и Лотос в поле или в лесу
    Определите,к каким отраслям права относятся следующие ситуации:
    1.гражданин М. открыл счет в банке
    2.гражданин В. нарвал букет ландышей для своей девушки
    3.гражданин С. приобрел в салоне автомобиль
    4.гражданин Н. и Г. ночью…
    Можно ли существительное дом переделать так,чтобы оставясь в именительном падеже,единственного числа сохраняя мужской род,оно приобрело окончание а,о,е.
    Приведите примеры:

  4. В книжных стилях перечисление нередко выглядит как длинная цепочка однородных членов, причем в их сочиненном ряду, как правило, преобладает бессоюзная связь. Если и последнее слово при перечислении дается без союза, то ряд однородных членов воспринимается как незаконченный, открытый для возможного дополнения (на что иногда указывают слова и так далее, и тому подобное): Заболевание может вызвать возбудитель гриппа, пневмококк, стрептококк, стафилококк, катаральный микрококк и т.д.
    В книжных стилях при использовании однородных членов особая четкость достигается их нумерацией, помогающей выделить и подчеркнуть каждый из перечисляемых предметов: Речевой аппарат состоит из четырех главных частей:
    1) дыхательного аппарата, 2) гортани, 3) полости рта, 4) полости носа.
    Логическое членение текста, включающего пространный перечень однородных членов, облегчает рубрикация, широко используемая в научном и официально-деловом стилях.
    В публицистической речи однородные члены не менее популярны, чем в научной и официально-деловой, причем к их смысловой функции здесь добавляется и эстетическая, так как журналисты обращаются к перечислению не только как к испытанному средствy стройного, логического изложения материала, но и как к яркому источнику речевой экспресси
    В то же время в публицистической речи можно наблюдать и предпочтение однородным членам предложения синтаксических конструкций, оформленных как отдельные предложения: Об отдыхе не думали. Работали без выходных. Работали по 12 часов. Работали в две смены. Трудились днем и ночью… (из газ.) Такое синтаксическое построение речи усиливает ее эмоциональность; ср.: Работали без выходных, по 12 часов, в две смены – в трансформированном тексте напряжение речи снижается.
    В художественной речи использование однородных членов предложения является излюбленным средством усиления ее выразительности. Не случайно в блоки однородных членов включаются синонимы и слова близкой семантики, также выполняющие усилительную функцию: За все я отвечаю в этом мире – за вздохи, слезы, горе и потери (Март.), Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю (Пауст.). При этом наибольшего стилистического эффекта достигает перечисление, усиленное градацией: А ты, младое вдохновенье… Не дай остыть душе поэта, ожесточиться, очерстветь и, наконец, окаменеть (П.).
    Экспрессию однородных членов подчеркивает и антитеза, которую создает сопоставление антонимов: Она [поэзия] говорит о бытии и небытии, верности и ревности, юности и старости, нежности и гневе, песчинке и планете, меде и яде (из газ.). Такое столкновение антонимов, образуя дополнительные смысловые опенки, разрушает привычную схожесть однородных членов предложения.
    Яркий стилистический эффект создает и соединение в качестве однородных членов паронимов: народные избранники, предающие и продающие народные интересы, парономазов: Темной славы головня, не пустой и не постылый, а усталый и остылый, я сижу. Согрей меня (Хл.).
    В художественной речи обращение к однородным членам может быть связано с реализацией самых ярких описаний (когда дается ряд красочных эпитетов или других тропов); созданием динамических картин (если употребляются однородные глаголы-сказуемые); с наглядно-образной конкретизацией при легальном изображении природы, быта и т.д.
    Обращение к однородным членам порой может осложнять, «утяжелять» синтаксическую конструкцию: слишком длинный их перечень делает предложение громоздким. Однако различные синтаксические структуры однородных членов помогают избежать однообразия при перечислении понятий, явлений. Для этого используются прежде всего различные союзы, оживляющие изложение, уточняющие характер связи однородных членов, которые могут объединяться в группы, сопоставляться, противопоставляться, образовывать двучленные сочетания с соединительными или разделительными союзами, отражающими взаимоисключение или чередование названных предметов. Стилистическое использование различных видов связи однородных членов возможно не только в художественной речи. Иллюстрируем этот прием отрывком из научно-популярной статьи:
    Несмотря на наличие буржуазной и пролетарской философии или политэкономии, истории или этики, объективных истин по каждой конкретной проблеме не две или множество, а одна. И объективные, истинные выводы науки равноценны для всех … Опыт истории учит, что политика является той областью человеческих отношений, в которой важны не только общие принципы и конечные цели, но и то, какими именно формами, средствами, методами осуществляется повседневная политическая практика.
    Особо следует сказать о необычном использовании однородных членов предложения поэтами. Они нередко нарушают требование логической сопоставимости перечисляемых предметов, понятий:
    А есть еще ливни, горы, моря,
    Птицы, хлеба, корабли, кометы…
    О, рассудительная моя,
    Книжная юность, – скажи мне, где ты?
    (И.И. Фоняков)
    Такое нанизывание разнотипных понятий создает впечатление неожиданности, непредсказуемости поэтической фантазии, широты диапазона творческого размаха поэта.
    В юмористических текстах применяются особые стилистические приемы создания комизма, основанные на «вольном» обращении с однородными членами предложения, разрушающие логичность их перечисления. Так, нередко соединяют в ряду однородных членов несопоставимые понятия, что делает высказывание нелогичным и смешным: Наряду с множеством недостатков у Варвары были два существенных достижения: большая белая грудь и служба (И. и П.).
    Юмористы могут соединять на правах однородных членов видовые и родовые понятия, нарушая закон логического построения перечисления: Его любили домашние хозяйки, домашние работницы, вдовы и даже одна женщина – зубной техник (И. и П.).
    Иногда несоединимость перечисляемых понятий подчеркивается различием их синтаксических функций в предложении (и тогда уже нет основания считать их однородными членами), но автор в шутку объединяет их: …Она принуждена была встать со своего ложа, в негодовании и в папильотках, и, усевшись на кушетке… все-таки выслушать (Дост.). Здесь, несмотря на одинаковое грамматическое оформление, первое из выделенных существительных выполняет роль обстоятельства, а второе является дополнением.
    Билет 18. Стилистическая функция обособленных членов предложения,
    обращения, вводных слов и вставных конструкций. Сегментация,
    парцелляция.
    ( девочки сокращала более 30 листов =) )
    Обособление – это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами. То есть обособленными являются члены предложения, выделенные по смыслу и интонационно. Существо обособленных членов предложения заключается в том, что они содержат элемент добавочного сообщения, следовательно, обособление тесно связано с сообщительной функцией предложения, т.е. с его смысловой целенаправленностью. Выделенные члены предложения, приобретя относительную самостоятельность, получают большую, по сравнению с обычными членами, смысловую значимость
    Наличие элемента добавочного сообщения, большой смысловой нагрузки в обособленных членах предложения лучше всего выявляется при сопоставлении их с необособленными. Например, в предложении Простор равнины вливался в обвешанное редкими облаками небо… (Фед.) необособленный причастный оборот имеет только определительное значение, не осложненное дополнительным смыслом. В предложении Обвешанное редкими облаками, небо казалось хмурым и неприветливым тот же причастный оборот осложнился дополнительным обстоятельственным значением. Такое определение обозначает не только признак предмета небо, но и обстоятельственно характеризует сказуемое, обосновывает его содержание: Небо казалось хмурым и неприветливым потому, что было обвешано редкими облаками.
    Обособленные члены предложения не только имеют больший смысловой вес в предложении, чем необособленные. Они и функционально осложнены, приближаются к предикативно значимым единицам. Например, в предложении Иногда в общей гармонии плеска слышится более повышенная и шаловливая нота – это одна из волн, посмелее, подползла ближе к нам (М. Г.) определение посмелее функционально приближается к придаточной части: которая была посмелее.
    Наличие обстоятельственного значения в обособленном определении подтверждается его способностью сочетаться с обстоятельствами в однородном ряду членов предложения Отец, вздохнув и очевидно смущенный, весьма скоро прервал свою речь… (Л. Т.); Растроганный видом этой красивой группы и не желая мешать влюбленным, я хотел уже пройти мимо них (Купр.).
    Обособленные члены предложения выделяются интонационно
    Интонационный разрыв причастного оборота с определяемым именем, наличие в обороте своего собственного логического выделительного центра проявляют потенциально присутствующую в обороте предикативность, обнажают ее. Ср.: Отряд прошел уже четыре версты, так как вышел рано утром; Поскольку отряд вышел рано утром, он прошел уже четыре версты.
    Таким образом, основная причина (общее условие) обособления – это осложненность содержания, передаваемого обособленным членом предложения.Средствами обособления членов предложения являются выделительная интонация и порядок слов (инверсивное или дистантное расположение второстепенного члена предложения).
    Наряду с общим условием обособления, свойственным всем обособляемым членам предложения (большая смысловая нагрузка, выражающаяся в осложнённости содержания и дополнительной предикативности), существуют и частные условия, обнаруживаемые при обособлении тех или иных членов предложения. К ним относятся следующие.
    1. Уточняющий или поясняющий характер одного члена предложения по отношению к другому может способствовать его выделению. Члены предложения, осложненные значением уточнения или пояснения, стоят всегда непосредственно после уточняемого или поясняемого слова. Уточняющий член конкретизирует уточняемый, т.е. в содержательном плане они не равнозначны и соотносятся как род и вид, общее и частное, а поясняющий член равнозначен поясняемому, но называет поясняемое более понятно для данной ситуации. Например: Я иду к пруду, на свое любимое место, между шиповниковой клумбой и березовой аллеей, и ложусь спать (Л. Т.); Мы быстро собрались и отправились на Павелецкий вокзал, к ночному поезду(Паст.);
    2. Степень распространенности члена предложения может влиять на обособление обстоятельств, приложений. Ср., например: Она вошла в зал не постучавшись (Шол.). Деепричастие не обособляется, поскольку имеет очень близкое к наречию значение, оно характеризует действие, обозначенное глаголом, – вошла не постучавшись. При распространении этого обстоятельства – Она вошла в зал, даже не постучавшись предварительно, – возникают условия для обособления, так как в таком случае усиливается самостоятельность обозначаемого деепричастием действия: Вошла и не постучалась предварительно.
    3. Синтаксическая несочетаемость связанных по смыслу слов может выступать как дополнительное условие обособления при отнесенности к личному местоимению. Личное местоимение не способно сочетаться с определениями непосредственно, так как оно не обозначает лицо, а лишь указывает на него. Редкие случаи употребления необособленных определений при личных местоимениях лишь подтверждают их необычность и неестественность, например: «Моя „она“» – название одного из рассказов А.П. Чехова. Или: Красный директор и бледные мы глядели в упор на Ивана Петровича
    4. Обособление может быть вызвано соседством других обособленных групп слов. Например, в предложении Вправо, в нескольких саженях от меня, стоял какой-то незнакомый шалаш, влево – серый неуклюжий столб с широкою дощатою крышей, с кружкой и с доской (Кор.) несогласованное определение с широкою дощатою крышей, с кружкой и с доской не обособляется. Однако, если его поместить после другого определения – обособленного, оно становится обособленным: …Влево – серый неуклюжий столб, совсем покосившийся, с широкою дощатою крышей…
    5. Сопутствующим условием обособления может явиться слабая синтаксическая связь той или иной словоформы с управляемым словом. Это обнаруживается, например, при отрыве слабоуправляемых словоформ от глаголов. Например: В кухне молодая женщина, в платочке и калошках на босу ногу, стояла на подоконнике и мыла окно (Пан.). В варианте предложения без обособленного несогласованного определения словоформы в платочке и калошках тяготеют к сказуемому: стояла в платочке и калошках.

  5. Подборка сочинений на лингвистическую тему к ГИА-2013
    Роль архаизмов в речи.
    Архаизмы – это устаревшие слова в лексике русского языка. Также архаизмами называются устаревшие слова – старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты . Зачем же они тогда нужны?
    Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. ( Пример). Такие слова используются в исторических романах, в сценариях исторических фильмов.
    Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи. ( пример)
    Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.
    Роль однородных членов в речи.
    Однородные члены – ряд одинаковых членов предложения, соединенных между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно.
    Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, насколько более точно будет описание. (Пример из текста)
    Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий.(Пример из текста)
    В художественной речи с помощью однородных членов создается такая фигура, как градация – расположенные по мере возрастания синонимы.( Пример из текста)
    Итак, мы пришли к выводу, что однородные члены предложения важны в языке.
    Роль риторических вопросов в тексте.
    Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же тогда они нужны?
    Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопросно-ответной формы изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем. (Пример из текста)
    Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме. (Пример из текста)
    Таким образом, риторический вопрос – важное изобразительно-выразительное средство
    Роль средств выразительности в речи.
    В художественном и публицистическом стилях речи широко используются изобразительно-выразительные средства.
    Так, например, эпитеты – красочные определения – делают речь яркой и выразительной.(Пример из текста)
    Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность.
    Риторический вопрос создаёт вопросно-ответную форму изложения и иллюзию диалога с читателем. (По данной теме надо найти выразительные средства в тексте и посмотреть ,какую роль они там играют)
    Без выразительных средств наша речь была бы убогой и невыразительной.
    Роль вводных слов и предложений.
    Вводные слова – специальные слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
    Вводные слова могут выражать уверенности и неуверенность. (Пример из текста)
    С их помощью можно передавать различные чувства.
    А что вы будете делать, если вам надо сообщить, откуда вы взяли данную информацию? Конечно, вы тогда будете использовать вводные слова, указывающие на источник сообщения.(Пример из текста)
    В научном стиле, где главное – логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мыслей.(Пример)
    Часто мы думаем, что вводные слова не нужны, но мы сами не замечаем, как используем их в речи.
    Роль вводных слов и предложений.
    Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
    Вводные слова могут выражать уверенность и неуверенность ( примеры ). С их помощью можно передавать различные чувства ( примеры ).
    А что вы будете делать, если вам надо сообщить откуда вы взяли эту информацию. Конечно, вы тогда будете использовать водные слова, указывающие на источник сообщения ( примеры ).
    В научном стиле, где главное – логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мысли.
    Часто мы думаем, что вводные слова не нужны, но мы сами не замечаем, как используем их в речи.
    Когда мы ставим запятые в предложениях с однородными определениями?
    В синтаксисе различают однородные и неоднородные определения. Между однородными ставится запятая, а между неоднородными – нет. Как же их различать?
    Однородные определения одинаково относятся к определяемому слову. В этом случае они произносятся с перечислительной интонацией и допускают вставку союза «И» (пример).
    Неоднородные определения относятся к определяемому слову по – разному. Непосредственно к существительному относятся только ближайшие из них, а другое относится ко всему словосочетанию первого определения с существительным. В этом случае определения произносятся без перечислительной интонации и не допускают вставки союза «И» (пример).
    Мы ещё раз пришли к выводу, что с пунктуацией в русском языке не всё так просто.
    Разряды и функции частиц в русском языке.
    Частица – служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки, значения или служит для образования форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
    Частицы делятся на две основные группы: формообразующие и модальные (смысловые).
    Формообразующие образуют повелительное и условное наклонение (примеры).
    Смысловые вносят различные оттенки значения: отрицания, вопроса, уточнения, выделения, сомнения (примеры).
    Таким образом, частицы – важная часть речи, без которой в русском языке не обойтись.
    Роль цитат в речи.
    Цитаты – это дословные выдержки из высказываний и сочинений кого – либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли.
    Цитаты могут стоять при словах автора и представлять собой прямую речь.
    Но цитата может вводиться в авторскую речь и как часть предложения. В этом случае она выделяется кавычками, но пишется с маленькой буквы.
    Если цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.
    Если цитируется стихотворный текст, то он пишется в столбик и без кавычек.
    Без цитат мы не смогли бы сослаться на авторитетное мнение или аргументировать своё высказывание. (примеры из текста)
    Итак, цитаты важны в речи, особенно в рассуждении.
    Зачем нужна пунктуация?
    На письме без знания пунктуационных правил невозможно обойтись. Они необходимы и автору текста, чтобы выразить определенный смысл, и читателю, чтобы правильно воспринять этот смысл.Для этого используются определенные знаки препинания, подходящие по своей функции в том или ином высказывании. Как правило, выделяют разделительные и выделительные знаки препинания. Они встречаются почти в каждом тексте, в том числе и в предложенном нам.
    Разделительные знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире) служат для отделения одних отрезков речи от других. Так, с этой целью они используются в предложениях № …Выделительные знаки препинания ( скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые) – парные знаки. Они выделяют различные отрезки речи, как, например, в предложениях № …
    Как видим, при помощи знаков препинания происходит смысловое членение речи, что, несомненно, помогает нам понять текст.
    Шаблон сочинения на лингвистическую тему
    Нужны ли нам знания о ……….. . Безусловно, они необходимы. Знания правил русского языка делает нашу речь грамотнее, понятнее, организованнее.
    Чтобы понять, для чего нам необходимы ……. (вставь то, что сформулировано в задании к сочинению), вспомним, что такое (напиши, о каком языковом явлении идёт речь).
    Итак, ……….называется (сформулируй правило)……………… Вспомним, каковы функции (ещё раз назови языковые явление). Это, во-первых, ………………………… . Во-вторых, ……. помогают нам …………………….. .
    Рассмотрим, как в тексте (назови автора и название языкового явления) помогают нам лучше понять написанное, выявить замысел автора. Функция ………………. (назови) ярко представлена в предложении № … Автор пишет: «(Приведи цитату из текста, иллюстрирующую второю функцию явления)». Это наглядно показывает нам такую функцию ……….., как ………
    Анализируя текст, ……, мы ещё раз убедились, что ………. необходимы в языке. Без них мы не смогли бы быстро и правильно понять прочитанное, разобраться в тех мыслях, которые хотел донести до нас автор.
    Шаблон сочинения на лингвистическую тему
    Нужны ли нам знания о знаках завершения и употреблении их в речи. Безусловно, они необходимы. Знания правил пунктуации вообще делает нашу речь грамотнее, понятнее, организованнее.
    Чтобы понять, для чего нам необходимы знаки завершения, вспомним, что включает в себя это понятие.
    Итак, знаки завершения – это пунктуационные знаки конца предложения. К ним относятся точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Функции знаков завершения, на мой взгляд, напрямую связаны с целью высказывания. Мы помним, что по цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные, а по эмоциональной окраске – восклицательные и невосклицательные. (пример)
    Таким образом, задавая вопрос, мы употребим вопросительный знак, приглашая читателя подумать – многоточие, а если мы хотим показать, что испытываем какие-то чувства, в конце предложения поставим восклицательный знак. (пример)
    Рассмотрим, как в тексте А. Алексина знаки завершения помогают нам лучше понять написанное, выявить замысел автора. Функция завершения ярко представлена во всех предложениях текста, ведь современное письмо немыслимо без знаков конца предложения. Но моё внимание привлекло большое количество многоточий в тексте. Это предложения № … Многоточия ставят, когда хотят показать, что мысль не досказана , автор как бы предлагает нам вместе с ним поразмышлять над её продолжением.
    Автор рассказывает о событиях в семье героя-повествователя взволнованно, эмоционально, заставляя нас сопереживать, сочувствовать персонажам. Такой манере повествования во многом помогают такие знаки завершения, как вопросительные (предложения №…) и восклицательные знаки предложения № ….
    Можно привести множество примеров, которые убедят нас в необходимости знаков завершения. Без них мы не смогли бы быстро и правильно понять прочитанное, разобраться в тех мыслях, которые хотел донести до нас автор.
    Шаблон по вводным словам
    Нужны ли нам знания о вводных словах . Безусловно, они необходимы. Знания правил об употреблении вводных слов и вставных конструкций делает нашу речь грамотнее, понятнее, организованнее.
    Чтобы понять, для чего нам необходимо знать вводные слова, вспомним, что это такое.
    Итак, вводные конструкции— это специальные слова, сочетания слов, предложения, при помощи которых говорящий (пишущий) выражает свое отношение к тому, что он сообщает.Вспомним, каковы функции вводных слов. Эти функции зависят от того, какое значение придают высказыванию вводные слова. Они могут выражать различную степень уверенности, Различные чувства”>различные чувства, указывать на Источник сообщения”>источник сообщения, способ оформления мысли.
    Рассмотрим, как в тексте вводные слова помогают нам лучше понять написанное, выявить замысел автора. В предложении № … вводное слово «конечно» помогает выразить уверенность . А в следующем, двадцать восьмом предложении вводное слово «к сожалению» показывает нам чувства героя. «Но, может, он все-таки жив?» – вопрошает рассказчик в …предложении, высказывая предположение
    Анализируя текст ,, мы ещё раз убедились, что вводные слова необходимы в языке. Без них мы не смогли разобраться в тех мыслях, которые хотел донести до нас автор, понять чувства, которые испытывает герой произведения в той или иной ситуации.
    Нужно ли знать орфографию?
    Проблема орфографической грамотности актуальна в наше время. На письме без знания орфографических правил обойтись невозможно.
    Орфография – это раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов. Грамотное письмо – признак культурного человека. Чтобы грамотно писать , нужно знать орфографические правила.
    В тексте ……….. встречается много слов с орфограммами. Например, в предложении …………..употребляется слово ……. с непроизносимой согласной. Зная, как проверить это слово, мы никогда в нём не сделаем ошибки, да и другие слова на это же правило напишем грамотно. В тексте …….таких слов встретилось несколько:…………
    В предложении …. (……………..) встретилось слово «шёл» с буквой «Ё» в корне слова после шипящей. Часто в этом слове безграмотные люди допускают ошибку. Лучше выучить правило, чем краснеть из-за своего незнания.
    Таким образом, орфография – вечный раздел русского языка и без нее не обойтись, если хочешь быть грамотным
    Зачем нужно двоеточие?
    Знаки препинания появились намного позже, чем была изобретена письменность. В России система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания.
    «Зачем нужны знаки препинания? — недоумевают некоторые мои сверстники и говорят: — Не нужны все эти двоеточия, тире, скобки…». Я с ними не согласна, потому что считаю: знаки препинания несут дополнительную информацию, которую нельзя выразить словами, ведь она касается высказывания в целом.
    Возьмем, к примеру, двоеточие. Во-первых, этот знак ставят, если хотят пояснить деланное сообщение. Этим объясняется употребление двоеточия в предложении …., где вторая часть сложного предложения с разными видами связи указывает на причину того, о чем сообщалось в первой части.
    Во-вторых, этот знак помогает увидеть такие синтаксические конструкции, как слова автора и прямую речь (предложения № ….).
    В-третьих, двоеточие — письменный сигнал интонации пояснения (предложения № ….). Перед знаком голос понижается, после чего следует «предупреждающая» пауза, после знака следующая синтаксическая единица интонируется в более быстром темпе.
    Нет, не обойтись без знаков препинания. Ведь они, по словам К. Паустовского, «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание».
    Зачем нужно тире?
    Есть речь устная и письменная. Устная речь отличается от письменной. То, что в устной речи можно передать с помощью интонации, мимики, жестов, в письменной речи передается с помощью порядка слов, знаков препинания.
    Тире, как любой знак препинания, помогает определить границы синтаксических еди­ниц (их начало и/или конец), понять логику предложения, связь его частей, передать интонацию.
    Так, в предложении …. тире отмечает начало и конец такого синтаксического отрез­а, как слова автора, а в предложении …. отмечает начало составного именного сказуемого с опущенной глагольной связкой. Тире — многозначный знак препинания. Он может иметь значение пропуска, чередования, тождества, противоположности, следования (внезапного или закономерного).
    Предложения с 8…по … — это диалог. Тире используется в значении чередования. С его помощью …… указывает, что в диалоге меняется автор реплики: говорит то …..то …… В предложении 27 тире реализует значение противоположности: «……………….»
    Как интонационный знак тире, например, подсказывает, где находятся паузы, какой отрезок следует читать с повышением тона, а какой — с понижением. Слова автора в предложении ….. выделены с двух сторон тире, это значит, что в этих местах нужно делать паузы, а сам отрезок произносить быстро и с понижением голоса. Хотя тире появилось в русской графике достаточно недавно (первым стал его употреблять Н. М. Карамзин), это очень нужный знак препинания, без него невозможно представить современный письменный текст
    Роль суффиксов в языке
    Из курса морфологии мы помним, что морфемы – это «строительный материал», своеобразные кирпичики, из которых состоят слова. Одна из таких морфем – суффикс, он находится после корня или после другого суффикса и служит для образования новых слов.
    Но у суффиксов есть еще одна роль: с их помощью говорящий может выразить отношение к предмету, качеству, признаку. Эти суффиксы обладают эмоционально-экспрессивной окраской, в русском языке их достаточно много. Их задача – придать слову определенный смысловой оттенок. При помощи одного суффикса можно «приласкать», а другим показать свое пренебрежение.
    В данном тексте автор умело использует функции суффиксов. Вот, например,… (аргументы) ……………………
    Роль фразеологизмов в речи
    Как-то на уроке русского языка я услышал от учительницы фразу: «Владение языком будет неполным, если вы не знакомы с фразеологией». Это высказывание заставило меня задуматься: что же такое фразеологизмы и для чего они нужны в речи?
    Фразеологические обороты – это устойчивые сочетания, являющиеся неисчерпаемым источником речевой экспрессии. Эстетическая роль фразеологических средств определяется умением автора отобрать нужный материал и ввести его в текст. Такое употребление фразеологизмов обогащает речь, служит «противоядием» против речевых штампов. Пример этому мы найдем в предложении … прочитанного текста.
    В то же время писателей привлекает точность, с которой фразеологизм может охарактеризовать явление. Например, …………
    Фразеологические богатства языка оживают под пером талантливых писателей, публицистов и становятся источником новых художественных образов, шуток, неожиданных каламбуров.
    Картинность и образность речи действует поэтическими фразеологизмами на воображение слушающего, заставляя его переживать сказанное сильней, чем если бы обратился к нему говорящий с речью безобразной, чисто логической.
    Роль синонимов в художественном тексте
    Нужны ли синонимы языку? Казалось бы, гораздо удобнее, чтобы каждая вещь имела одно единственное название. Откуда же и зачем появляются синонимы? Ответ отнюдь не лежит на поверхности.
    В санскрите – литературном языке Древней Индии – слона называют то дважды пьющим, то двузубым, то снабженным рукой. Ясно, что каждое из этих названий содержит особое понятие о слоне, особое представление, хотя все обозначают один и тот же предмет.
    Таким образом, два (или более) слова, называя ту же вещь, соотносят её с разными понятиями об этой вещи и тем самым раскрывают разные её свойства. Так и возникают синонимы – естественно, стихийно. Никто их специально не придумывал. Познавая мир, все более углубляясь в него, человек в известных уже предметах находил какие-то новые черты, что требовало новых слов.
    Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению. Синонимы служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать однообразия речи. Каждый синоним имеет свой особый оттенок значения, отличающий его от других синонимов
    В речи синонимы выполняют три основные функции: функцию замещения, функцию уточнения и экспрессивно-стилистическую функцию.
    1. Функция замещения связана с желанием говорящего или пишущего избежать нежелательных повторов.
    2. Функция уточнения связана с желанием говорящего или пишущего более чётко передать мысль.
    3 . Экспрессивно-стилистическая функция связана с выражением разнообразных оценок, основанном на различной стилевой принадлежности синонимов.
    В тексте NNярко представлены 1 и 3 функции синонимов. Рассмотрим их. …
    Читая текст NNмы ещё раз убедились в том, что синонимы делают нашу речь ярче, выразительнее, точнее…..

  6. Тема: Изобразительные возможности однородных членов предложения
    Цели: Показать многообразие стилистических функций однородных членов предложения, роль однородных членов в речи, изобразительные возможности конструкций с однородными членами предложения в художественной речи, термины: градация, бессоюзие и многосоюзие;
    Научить умению находить однородные члены предложения в текстах разных стилей речи.
    Оборудование: компьютер, проектор, экран
    Ход урока
    1.Стадия вызова
    -ИЗО.Что говорит вам эти 3 буквы?(Урок ИЗО, где мы рисуем.Аббревиатура)
    -Как расшифруется это слово?
    -На уроках русского языка или литературы с помощью чего мы рисуем?
    -Слово- это главное орудие художников слова?
    -Какую тему мы сейчас изучаем?
    -Как вы думаете, у однородных членов предложения есть возможности изображать что-то?
    -Значит, сформилируйте тему урока (Изобразительные возможности однородных членов предложения)
    -Каковы наши цели? (Найти способы изобразительных возможностей однородных членов предложения)
    -Сегодня на уроке мы попытаемся это доказать.
    Блиц-опрос(Отвечаем очень быстро)
    -Какие члены предложения называются однородными?
    -Как связываются между собой однородные члены предложения?
    -Какие члены предложения могут быть однородными?
    -Какие вы знаете стили речи? (Официально-деловой.научный,художественный и публицистический, разговорный) Слайд
    Выполня-
    емые функции
    Научный стиль
    Публицистический стиль
    Художественный стиль
    Официально-деловой стиль
    Разговорный стиль
    Сфера применения
    (Где)
    Функции
    (зачем)
    Основные стилевые особенности
    Основные языковые средства
    Жанры
    2.Стадия осмысления
    -Однородные члены предложения широко используются во всех речевых стилях, и стилистические функции однородных членов предложения многообразны. Сегодня мы посмотрим, действительно ли это так.
    -У вас на столах есть распечатки об  использовании разных стилей речи
    -Сейчас один из членов группы вытянет карточку с текстом и вы выполняете задания к тексту за 2 минуты
    Задания к текстам: Слайд
    1.Внимательно прочитайте текст.
    2.Определите, к какому стилю речи относится данный текст. Докажите.
    3.Найдите в тексте однородные члены предложения и определите,  какими членами предложения они являются.
    Тексты
    ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАННЫМ?
    Воспитанный человек… Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы.
    Так что же такое воспитанность?
    Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным,скромным.
    Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии  умными, очень нужными.
    Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях.
    А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.
    (По С. Гиацинтовой)
    Дмитрий Иванович Менделеев – русский ученый. Открыл периодический закон химических элементов.В 1955 году американские физики во главе с Г. Сиборгом синтезировали химический элемент с порядковым номером 101. Они дали ему название “менделевий” – в знак признания заслуг выдающегося русского ученого. Периодическая система, созданная им уже более 100 лет назад, служит ключом к открытию новых элементов.
    Периодический закон и периодическая система стали важнейшим вкладом Д.И. Менделеева в развитие естествознания. Но они составляют лишь часть огромного творческого наследия ученого. Полное собрание его сочинений – 25 объемистых томов, настоящая энциклопедия знаний.
    В научной деятельности ученый видел, по его словам, “первую службу Родине”.
    Вторая служба – педагогическая деятельность.
    Многогранной и полезной была “третья служба Родине” – на ниве промышленности и сельского хозяйства.
    “Посев научный взойдет для жатвы народной” – таков был девиз всей деятельности ученого.
    Текст. «Весна» (Л.Н.Толстой)
    Между тем пришла весна, прекрасная, дружная, без ожидания и обманов весны, одна из тех редких весен, которым вместе радуются растения, животные и люди…
    Весна долго не открывалась. Последние недели стояла ясная, морозная погода. Днём таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов: наст был такой, что на возах ездили без дороги.
    Потом вдруг… понесло тёплым ветром, и три дня и три ночи лил бурный дождь. В четверг ветер затих, и надвинулся густой се6рый туман, как бы скрывая тайны совершившихся в природе перемен. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки, и на самую Красную Горку, с вечера разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело, и открылась настоящая весна.
    4                                                                                       Директору МБОУ  СОШ №1
    Ёнзак Д.Д.
    ученика 8 г класса
    Иванова И.И.
    заявление.
    Прошу Вас разрешить мне досрочное написание итоговой контрольной работы  по математике, химии, географии в связи с поездкой в Москву
    Дата                                                                                Подпись
    6                                                                        Расписка.
    Я, Иванов И.И., ученик 8 г  класса МБОУ СОШ №№1, получил от библиотекаря  МБОУ СОШ №№1 Бадыргы Г.С. во временное пользование (сроком на неделю) учебники по географии, химии, биологии за 7 класс.
    Обоснование: просьба учителя географии Ширинской Л.А.
    Дата                                                                                Подпись
    -Как же используются однородные члены предложения в разных стилях книжной речи? Слайд
    -Ещё раз обратите внимание на тексты и скажите, в каком стиле больше всего употреблены однородные члены предложения?
    Работа с текстом (Текст на распечатках)
    Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идёт тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, а всё её большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону,  уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь всё веселее,- и вдруг её сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройнее, выше ростом, и уж нельзя было глаз от неё отвести – так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности. (М.Горький)
    _-Прочитайте  внимательно текст.
    -Из какого произведения этот отрывок?
    -Можете ли вы представить по этому отрывку бабушку Алёши Пешкова?
    -Какие синтаксические конструкции помогли вам это сделать?
    -К какому стилю относится данный текст?
    Роль однородных членов предложения велика во всех стилях речи, но особенно ярко она проявляется, несомненно, художественном стиле. Они, как вы уже убедились, создают определённый художественный эффект, придают выразительность речи.
    -Как же используются их экспрессивные свойства в художественных произведениях?
    Сообщение ученика о роли однородных членов в художественном стиле речи.
    -Следующее свойство конструкций с однородными членами предложения мы проследим на примерах.
    Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
    Ни крупицы не прощу врагам.
    (О.Бергольц)
    -Какую роль играют однородные члены в этом предложении? (Чувство автора возрастает, становится напряжённее)
    Вывод: однородные члены располагаются в порядке возрастания, нарастания смыслового и интонационного значения. Эта стилистическая фигура называется градацией.
    Швед, русский –колет, рубит, режет.
    Бой барабанный, клики, скрежет.
    (А.Пушкин)
    -За счёт чего создаётся динамика? (Нет союзов)
    Вывод: бессоюзие – стилистическая фигура, придающая речи динамичность.
    И блеск, и тень, и говор волн. (А.Пушкин)
    -Как соединяются однородные члены? (Союзами)
    -Какой эффект даёт употребление однородных членов, связанных повторяющимися союзами? (Единство перечисления)
    Вывод: многосоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении, благодаря чему создаётся единство перечисления. Усиливается выразительность речи.
    Она (поэзия)говорит о бытии и небытии, верности и ревности, юности и старости, нежности и гневе, песчинке и планете, мёде и яде.
    -Как называется приём, использованный в данном предложении? (Антитеза)
    Вывод: однородные члены могут участвовать в создании антитезы.
    1.Может быть наш герой стал миллионером, или художником, или просто весёлым  нищим.
    2.Может быть наш герой стал миллионером. Или художником. Или просто весёлым нищим.
    -Сравните предложения: 1-простое, осложнено однородными сказуемыми; 2- три простых, неполных.
    Из однородных членов первого предложения мы сделали 3 простых предложения. Такой приём называется парцелляцией.
    Стадия рефлексии.
    -Мы наблюдали сегодня, как по разному «работают» предложения с однородными членами, помогая художникам слова создать и яркий портрет, и точную характеристику действий, и передать движение в танце. Познакомились с такими интересными стилистическими фигурами. Как градация, бессоюзие, многосоюзие, антитеза, парцелляция.
    Домашнее задание: используя функции однородных членов предложения, напишите миниатюру
    «Праздник Нового года»
    -Оцените, какая группа активнее работала

  7. Роль цитат в речи.
    Цитаты – это дословные выдержки из высказываний и сочинений кого – либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли.
    Цитаты могут стоять при словах автора и представлять собой прямую речь.
    Но цитата может вводиться в авторскую речь и как часть предложения. В этом случае она выделяется кавычками, но пишется с маленькой буквы.
    Если цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.
    Если цитируется стихотворный текст, то он пишется в столбик и без кавычек.
    Без цитат мы не смогли бы сослаться на авторитетное мнение или аргументировать своё высказывание. (примеры из текста)
    Итак, цитаты важны в речи, особенно в рассуждении.
    Роль риторических вопросов в тексте.
    Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же они нужны?
    Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стиле, для создания вопроса на ответную форму изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем.
    Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме.
    Таким образом, риторический вопрос – это важное изобразительно-выразительное средство.
    Роль средств выразительности в речи.
    В художественном и публицистическом стилях речи широко используются изобразительно-выразительные средства.
    Так, например, эпитеты – красочные определения – делают речь яркой и выразительной.
    Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность.
    Риторический вопрос создаёт вопросно-ответную форму изложения и иллюзию диалога с читателем. (По данной теме надо найти выразительные средства в тексте и посмотреть ,какую роль они там играют)
    Без выразительных средств наша речь была бы убогой и невыразительной
    Роль архаизмов в речи.
    Архаизмы – это устаревшие слова в лексике русского языка. Также архаизмами называются устаревшие слова – старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты . Зачем же они тогда нужны?
    Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. Такие слова используются в исторических романах, в сценариях исторических фильмов.
    Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи.
    Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.
    Роль архаизмов в речи
    Архаизмы – это устаревшие слова в лексике русского языка. Также архаизмами называются устаревшие слова – старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты. Зачем же они нужны?
    Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. Такие слова используются в исторических романах, сценариях исторических фильмов.
    Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи.
    Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.
    Роль однородных членов в речи.
    Однородные члены – ряд одинаковых членов предложения, соединенных между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно.
    Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, насколько более точно будет описание.
    Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий.
    В художественной речи с помощью однородных членов создается такая фигура, как градация – расположенные по мере возрастания синонимы.
    Итак, мы пришли к выводу, что однородные члены предложения важны в языке.
    Роль однородных членов предложения в речи.
    Однородные члены предложения – это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно.
    Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, а не одного, поэтому описание будет более точным.
    Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий.
    В художественной речи, с помощью однородных членов предложений, создаётся такая фигура, как градация – расположенные по мере возрастания синонимы.
    Итак, мы пришли к выводу, что однородные члены предложения важны в языке.
    Роль вводных слов и предложений.
    Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
    Вводные слова могут выражать уверенность и неуверенность ( примеры ). С их помощью можно передавать различные чувства (примеры ).
    А что вы будете делать, если вам надо сообщить откуда вы взяли эту информацию. Конечно, вы тогда будете использовать водные слова, указывающие на источник сообщения ( примеры ).
    В научном стиле, где главное – логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мысли.
    Часто мы думаем, что вводные слова не нужны, но мы сами не замечаем, как используем их в речи.
    Роль средств выразительности в речи.
    В художественном и публицистическом стилях речи широко используются изобразительно – выразительные средства.
    Так, например, эпитеты – красочные определения делают речь яркой и выразительной.
    Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность.
    Риторический вопрос создаёт вопрос на ответную форму изложения и иллюзию диалога с читателем. (по данной теме надо найти выразительные средства в тексте и посмотреть, какую роль они там играют).
    Без выразительности, речь была бы убогой и не выразительной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *