Сочинение на тему в каждом человеке солнце только дайте ему светить

15 вариантов

  1. 13 октября 2014
    Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2014»
    Номинация «О педагогике – с любовью»
    «В каждом человеке – Солнце,
    так дайте ж ему светить…»
    (Сократ).
    Фраза, написанная великим древнегреческим философом, актуальна и в наши дни, особенно для тех, кто работает с детьми.
    Ежедневные заботы и проблемы взрослых, часто отодвигают на второй план проблемы детей, которые нуждаются в любви, внимании, уходе, заботе, и (пусть не осознано) в ежедневном кропотливом воспитании. Работа и воспитание уходят на второй план, семейные проблемы и воспитание – на третий план, а ведь ребенок остается ребенком со своими вопросами, порой, «безвыходными» ситуациями.
    И он выходит на путь поиска: кто решит его проблемы? Кто займет место наставника, готового ответить на все вопросы? Вариантов много: школа, центры детского творчества, клубы по интересам, молодежные объединения, «улица». Хочется верить, что путаясь в сплетение «дорог», подросток встретит педагога – неравнодушного, умного, готового понять и помочь и его индивидуальному развитию, и становлению личности, и возможности самореализации, и инициативности.
    Ребенок, начиная с детского возраста, учится задавать вопросы об окружающем мире, с любопытством изучает протекающие процессы, поглощает и «перерабатывает» огромное количество информации, прослеживает причинно-следственные связи, которым в последствие пытается дать логическое обоснование. Также, люди в раннем возрасте обладают великолепной памятью, что позволяет им анализировать и распоряжаться полученными знаниями.
    Получается, что каждый ребенок, «попадая» в руки педагога, вместе с собой несет определенный груз знаний и умений, а также отражение морально-социально-бытовых условий своей семьи (к сожалению, и отрицательных тоже). Как правильно воспользоваться детским «багажом» знаний? Как не навредить и выбрать правильный путь?
    Многие из нас не раз слышали фразу, что неталантливых детей не бывает, только в каждом из них надо рассмотреть то самое зернышко, крупиночку творческой и умственной индивидуальности. И не важно, из какой семьи этот ребенок, какой социальный статус его родителей. Главное – это ребенок, который чувственно относится и, словно губка, впитывает добро, понимание, уважение со стороны педагога, впрочем, что и подтверждает основной тезис Сократа, который гласит, что добродетель есть знание, или мудрость, что знающий доброе обязательно и поступает по-доброму, а поступающий по-злому или не знает, что такое добро, или творит зло в целях конечного торжества добра.
    Обычные дети – это «нестандартные» дети, у них свои мысли, своя позиция, а значит свое Солнце, которое может согревать своим теплом окружающих, тем самым дарить радость людям и удовлетворять собственные потребности. И в этом я вижу основную цель работы педагога – формирование зрелой потребности и способности для реализации творческих возможностей каждого ребенка. Наша задача научить маленького человечка, входящего в мир противоречий, оставаться самим собой, не останавливаться на достигнутом, познавать, всякий раз открывая новые миры непознанного.
    Человек, познавший в детстве лучшие человеческие качества (доброту, любовь, заботу), во взрослой жизни применит их на практике, и обязательно откроет новые маленькие «солнышки», которые продолжат лучшие традиции человечества.
    Автор: Пономарева Инна Леонидовна, педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории МКОУ ДОД ЦДТ, с. Грачевка, Грачевского района Ставропольского края. Педагогический стаж 14 лет. Обладатель дипломов II степени краевого конкурса педагогического мастерства «Сердце отдаю детям», международного конкурса «Сердца отдаем детям».

  2. Вероника Рыкова
    Эссе «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить».
    Эссе
    «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить».
    Сократ
    Автор: Рыкова Вероника Николаевна
    Едва брезжит рассвет, кутаясь и ежась, бегу привычной дорогой в детский сад. Тишина, есть время окончательно проснуться, настроится на работу. Утренний прием дает настрой на весь рабочий день.
    Первый лучик солнца постучался в окно и в раздевалке раздаётся первое щебетание малыша. Все они очень разные и встречаю я их по-разному. Грустного Мишу интересной игрушкой, маленькую Ангелину возьму на руки, у задорной Алины спрошу с кем пришла в детский сад. Всегда счастливая и улыбающаяся Ксюша, бежит сама, серьезного Диму провожает бабушка, «утончённая натура» Алена ждёт, когда ее возьму за руку. Чувствую своих малышей. Радуюсь их приходу, они отвечают взаимностью.
    Солнышко заглянуло в окно, пора за работу. Насыщенный день пробежал быстро, интересно и весело. Много нового увидели малыши вокруг себя, приобрели опыт, поделились умения и навыками с своими друзьями. При строительстве дороги из кубиков, Миша удивил всех своей замечательной постройкой «дом для машинки». Ангелина впервые собрала сама пирамидку, Алина продемонстрировал свой танец, заражая всех веселым ритмом, Ксюша нарисовала солнышко для мамы. Дима с Алёной дружно и весело раскладывали настольную игру «Чей дом?». Каждый нашел дело по интересам, открыл для себя что-то новое, и был несказанно рад этому открытию.
    Солнышко склонилось к закату, еще один день подошел к завершению. В дверях появляются уставшие лица родителей, радостные малыши бегут им на встречу, наперебой, рассказывая о своих достижениях. Все вмести, они рассматривают рисунки, поделки из пластилина, просто радуются встречи друг с другом.
    Люблю вечерние встречи. С гордостью рассказываю родителям о победах и достижениях каждого ребенка, считаю их и своими маленькими победами. Радуюсь вместе с ними. Советуемся, как раскрыть малыша, планируем совместные действия.
    По дороге домой, привозу свои мысли в порядок раскладывают все по полочкам, анализирую прошедший день. У кого что получилось, к кому еще нужно присмотреться и помочь раскрыться. Многолетний опыт работы конечно помогает, но хочется чего-то новенького, более интересных и необычных идей. Растут мои малыши, раскрываются как личности, загораются как солнышки. А я стараюсь создать им все условия и росту вместе с ними. Сегодня коллега поделился новой интересной книгой, нужно обязательно ее почитать, потом обсудим, будет интересно услышать другие мнения.
    Выкатившая луна осветило темноту, в село спустилась тишина. Где-то вдалеке тявкнула собака, кукарекнул осипший петух. Пора спать, завтра новый рассвет, новые планы и как всегда солнышко в окно и пятнадцать задорных лучиков в группе.

  3. В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить
    Огородникова Елена Александровна.
    Рассвет. Это удивительно красивое явление. Робкий лучик золотистого солнца появляется из-за горизонта. Свежесть утренней росы наполняет воздух, даря радостное настроение.  Этот лучик еще совсем малыш – трогательный и долгожданный. Солнце не стоит на месте, оно смелее поднимается выше, показывая себя во всей красе.
    Появление на свет ребенка – это чудо, подобное зарождающемуся рассвету. Вот он лежит в маленькой кроватке и улыбается маме милой беззубой улыбкой,  делает первые шаги, произносит первое слово. Он – словно лучик солнца. Им умиляются, любуются. Он сама непосредственность. Но  в этом маленьком человеке уже можно рассмотреть характер, индивидуальность.  На мой взгляд, очень важно, по мере взросления ребенка, не погасить его индивидуальность. Ведь непохожесть на других, особенности характера – делают человека личностью. И чем интереснее личность, тем ярче светит его солнце. Это должны понимать современные родители и педагоги.
    На развитие самостоятельной и инициативной личности направлено современное воспитание. Я, как мама и педагог, полностью согласна с этой идеей. Но, давайте, рассмотрим две ситуации.
    Как-то присутствуя на методической площадке в детском саду, где реализуется проект по развитию детской самостоятельности и инициативности, я наблюдала такую ситуацию. Проходит утренний круг, где по задумке воспитателей, дети должны сами решить, чем они будут заниматься в первую половину дня. Дети заученно повторяют, какие у них будут занятия (позвольте, для простоты изложения, я использую это слово). Допустим: лепка, обучение грамоте и так далее. Где инициатива воспитанников? Где самостоятельность в принятии решений? Дети уже знают, что их ожидает сегодня и озвучивают это. Почему воспитатели, а прежде всего их руководство, боится отойти от расписания? Если мы будем держаться старых укладов – мы никогда не воспитаем яркую индивидуальность. Мы, словно тучи на небе, не даем солнцу светить ярче.
    Конечно, педагогов старой закалки, тоже можно понять. Они боятся снять ограничительные рамки для детей.  Причина в том что, по их мнению, отсутствие этих ограничителей может привести к негативным последствиям. К каким? Судите сами.
    Обратимся к сказке Валентины Катаевой «Цветик – семицветик». Что же в ней происходит? Девочка Женя, в своем достаточно юном возрасте, уже проявляет самостоятельность в принятии собственных решений. Она вместо того, чтобы после магазина отправиться домой, идет гулять. И… «о, ужас!» – подумают многие родители и педагоги, Женя заблудилась. Добрая женщина, желая ей помочь, дарит цветок, который выполняет любое желание. С этого момента и начинается все самое интересное. Девочка получила возможность принимать любое решение по собственному желанию, без руководства взрослого. Конечно, она загадала много бесполезных желаний, которые не привели к чему-то хорошему. Любому взрослому захотелось бы дать совет или руководство как поступить в этих ситуациях. Но ребенок получил свой собственный опыт! Свой бесценный опыт. Она теперь знает, что помощь человеку приносит большую радость и удовлетворение. И, понять это самому, очень важно.
    Я, как родитель, понимаю, что в современном мире, очень страшно давать ребенку такую свободу. Но этот пример не прямое руководство к действиям, а ориентир, в каком направлении можно поразмышлять, над чем задуматься.
    Так к чему я привела в пример эти две ситуации? Очень важно педагогу и родителю найти тот баланс, при котором он будет партнером и ненавязчивым наставником. А главная идея – дать раскрыться индивидуальности. Дать солнцу возможность светить ярче и радовать своим теплом!
    Бескрайний безоблачный простор неба. Солнце поднялось высоко, светит ровно и радостно.

  4. 4
    Текст добавил: Моя jiznь,moi pr@vil@

    Ещё во втором веке до нашей эры Теренций сказал: «Нет ничего сказанного, что не было бы сказано раньше». Как это верно! И я вряд ли сегодня скажу что – то новое. Но я скажу то, о чём часто думаю, о том, что меня волнует, что мне дорого… А что волнует учителя? Дети… Какими они вырастут, кем станут? Как помочь ребёнку раскрыть в нём самое лучшее, доброе, неповторимое и непохожее? Найти ответы на эти вопросы для меня казалось большим счастьем.
    Однажды я, получив в подарок толстую, неказистую книгу и открывая её без всякого вдохновения, натолкнулась на фразу Сократа: «В каждом человеке солнце, только…» Мой взгляд остановился, и почему – то часто забилось сердце, как будто я нашла что – то, что искала очень давно. Окончание фразы было на следующей странице, но я никак не могла решиться перевернуть её. Мне хотелось самой «додумать» эту фразу, досказать её за Сократа… Так родилось моё педагогическое кредо.
    В каждом человеке СОЛНЦЕ, только помоги ему проявить себя, помоги поверить в собственные силы. Дети, как правило, встретив на своём пути препятствия, ищут способы их преодоления, пытаются решить возникшую проблему самостоятельно. Но часто их пугают трудности, они пасуют перед ними. И это большая удача, если рядом окажется человек, который поддержит, посоветует, поможет определиться, отыскать единственно правильный путь, который подходит именно для этого ребёнка. Так появилось моё первое правило: помоги ребёнку поверить в себя, свою индивидуальность, раскрыться и реализовать своё «Я».
    В каждом человеке СОЛНЦЕ, только благодаря этому во Вселенной так много звёзд и созвездий. Мы разные – в этом наше богатство. У меня много учеников, все они разные, этим и уникальны. Один – непоседа и болтун, другой – тихоня, замкнутый, задумчивый, третий – фантазёр, творец, мечтатель. У каждого свой неповторимый внутренний мир, в каждом – своё солнце. И ты безмерно горд и счастлив, что именно тебе пришлось с ними встретиться в этой бренной жизни. Это и есть самое интересное в моей работе – прикоснуться к внутреннему миру совершенно разных личностей, почувствовать и принять «иного». Так возникло второе правило: люби своих учеников уже за то, что они у тебя есть, за то, что тебе доверили быть рядом с ними.
    В каждом человеке СОЛНЦЕ, только не дай ему остыть или погаснуть. Моя маленькая дочь очень любила рисовать. Иногда у неё получалось что – то непонятное простому человеческому взгляду, полная абстракция. А когда в детском саду начались занятия по рисованию, воспитательница обратила внимание на то, что у неё «ничего не получается» и сказала об этом девочке. Я никогда не смогу забыть, как дочь, придя домой, отдала мне пакетик с гуашью и маленький свой альбомчик, попросила подарить всё это другой девочке, навсегда решив, что она не умеет рисовать и никогда этому не научится. Этот случай стал для меня уроком. И я сейчас не боюсь заглянуть во внутренний мир любого ребёнка, чтобы найти тот самый талант, который не лежит на поверхности. Я стараюсь строить наши отношения так, чтобы мы вместе творили, создавали, открывали новые пути к познанию мира и самих себя. Моя задача – увидеть все грани удивительной личности ребёнка, а увидев, сделать так, чтобы хорошего в нём становилось всё больше и больше. Вот и третье правило: найди в любом, нерадивом или прилежном, ученике то лучшее, что есть только в нём и постарайся развивать и поддерживать его способности и таланты.
    В каждом человеке СОЛНЦЕ, только и на солнце бывают пятна. Каждый из нас, педагогов, в детстве читал Марка Твена и с улыбкой вспоминает его героя Тома Сойера. Его неординарные поступки в школе и приключения в жизни никого не оставляют равнодушным. Такие дети есть в каждом классе. Они зачастую неудобны учителю. И традиционный учитель старается изо всех сил, чтобы уподобить «Тома» его двоюродному брату – Сиду – тому самому пай – мальчику, с которым всё понятно и спокойно. Но ведь это невозможно! Я помню изречение мудрого человека: «Вам никогда не удастся вырастить мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». Шалуны – это наше будущее, именно неординарные личности двигают рычаги истории. Поэтому к ним надо искать другой, особенный подход, и я составила ещё одно правило: сделай озорников и шалунов своими помощниками.
    В каждом человеке СОЛНЦЕ, и только тот светит ярко, кто знает, что свет его нужен. Идёт урок. Я вижу, как дети смотрят на меня, ждут новых открытий, каждый чувствует, что я здесь и сейчас только для него, думаю только о нём, о его продвижении, о его успехах, и он готов мне ответить тем же: вместе мы – сила. И я стараюсь, чтобы каждый урок для моих учеников был особенным, светлым, тёплым, чтобы школа стала для них островком сбывшихся надежд. Мне необходимо общение с детьми, хотелось бы верить, что я также необходима им. В этом я вижу своё предназначение на Земле. Пятое правило подводит итог сказанному: дари свой свет ученикам.
    Какое из этих правил важнее, не знаю, знаю только одно – из них складывается моя педагогическая философия, мой взгляд на образование, моё педагогическое кредо:
    «Каждому ученику нужно давать светить по – своему».
    Я, конечно же, знаю теперь окончание мысли мудреца, подвигшей меня на глубокие размышления. Две тысячи лет назад Сократ сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить!» Мне кажется, я правильно понимаю великого мудреца.

  5. «В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить» Сократ.
    Здравствуйте, дорогие друзья! Рады приветствовать вас в Жемчужной комнате Парнаса!
    Сегодня открываем новую тему.
    В наше время появился термин – третий возраст. Он включает в себя людей от пятидесяти лет и до …
    Часто случается, что человек, выйдя на пенсию, теряет интерес к жизни. Он впадает в уныние. Особенно страдает тот, кто всю свою жизнь посвятил одной любимой работе. Пенсионер, оказавшись не при делах, не имея никаких увлечений и интересов, страдает от депрессии, болеет. Такие люди живут в прошлом.
    Будущего для них не существует.
    Но есть иной тип людей. Это те, кто не впадают в уныние, не тоскуют по прошлому; они, несмотря на преклонный возраст, продолжают учиться, ведут активный образ жизни.
    Вот что говорят об этом профессионалы.
    “Нередко, вместе с приходом старости уходит всё лишнее, наносное, ненужное для жизни. Мы начинаем понимать истины, которые трудно усвоить в другом возрасте: всё пройдёт, настоящее счастье не в деньгах, главные жизненные радости, (они для каждого разные) вообще, не требуют денег. В старости, когда не надо думать о зарплате, карьере и других временных ценностях, жизнь становится более безмятежной и спокойной.
    Сегодня во многих развитых странах появилось движение, которое получило название бэбибумеры. Эти люди уже в предпенсионном возрасте начинают осваивать новые профессии: медсестёр (медбратьев), учителей, фотографов, переводчиков, экскурсоводов. В США, где это движение получило наибольшее распространение, создано более 50 курсов разного направления для лиц старше 55 лет.
    Встречаются даже вузы, в которых количество студентов предпенсионного возраста составляет от 10% до 15%.
    В этой связи, любопытное открытие сделали учёные Токийского (Япония) университета. Они установили, что многие старые люди могут учиться не хуже молодых, но за счёт не серого, а белого вещества мозга.
    Опросы пожилых людей, которые проходили в разных странах, показали, что более 40% опрошенных хотят учиться.
    В России в 2006 году профессор Александр Нечаев открыл в Самаре первый университет, в который можно было поступить лишь достигнув 60 лет.
    Количество желающих учиться, как в самом престижном вузе, в три раза превышает количество мест. Среди факультетов: компьютерной грамотности, психолого-педагогический (где учат общению с детьми), здорового образа жизни”. (Лев Мадорский)

    В этом году открыла для себя ВНШ – Высшую народную школу для пенсионеров, которая существует в Иркутске восемь лет. Студентами её являются, как молодые пенсионеры, так и солидного возраста. Один раз в неделю проходит общее занятие – лекция, а в другие дни – масса всевозможных секций:
    Художественное чтение; Иностранные языки (разговорные); Литературная секция; Живого слова; Модный сундучок (в ней занимаются перешиванием старой одежды; макияж визаж; гламур); Танцы; Занятия спортом; Основы живописи; Издание собственного альманаха; студенты ВНШ принимают участие в субботниках; осуществляют шефство над детским домом. Все курсы ведут маститые преподаватели – доценты, профессора, кандидаты наук – энтузиасты. Обучение бесплатное.
    Пять лет с весны до поздней осени проводятся еженедельные бесплатные экскурсии по старому Иркутску. Их ведут историки, журналисты.
    Считаем, что пришло время и нам коснуться этого вопроса, поскольку он актуален для каждого из нас. Одни парнасцы уже достигли пенсионного возраста, другие рано или поздно придут к нему.
    С этой целью мы пригласили в Жемчужную комнату Парнаса поэтессу и прозаика – Марту Калинкину. Почему выбор пал на Марту? Марта занимает активную жизненную позицию. Она относится к тому типу людей, которые живут, постоянно устремляясь в будущее. Прошлое для них – только жизненный опыт, которым они спешат поделиться со всеми. Да вы и сами сейчас сумеете в этом убедиться.
    Беседует с Мартой наш интервьюер – Марина Попова (далее по тексту – М.П.)
    Краткая информация. Марта Калинкина – ныне – Марта Шаула – родилась 20 февраля 1932 года.
    А было так: 20 февраля 1932 года, солнечным морозным утром в городе Одессе, на улице Троицкой в доме № 4, квартира 4, в семье Шаула Якова Антоновича, 1898 года рождения и мамы – Фани Даниловны, 1894 года рождения родилась долгожданная дочка, которую Марточкой нарекли…
    Финская война, очереди за хлебом занимали с ночи. Нас выручало то, что папа ездил по селам, создавая кооперативы и высылал нам посылки с продуктами, а мама всегда делилась с соседями …
    Источник:http://parnasse.ru/prose/large/tale/moyo-detstvo.html

    М.П.: Здравствуйте, уважаемая Марта! Спасибо вам, что откликнулись на наше предложение – побеседовать со мной о третьем возрасте.
    Когда я готовилась к нашей встрече, в интернете нашла статью Льва Модорского. В ней автор так красиво говорит о старости. Посмотрите, Марта.
    ***
    Да, в старости заложена тайна. Страшная, вечная, неразгаданная. Любой другой возраст (детство, юность, зрелость) постепенно переходит в следующий. Любой другой, но не старость. Она уходит в никуда, исчезает в небытии, растворяется в вечности.
    Даже если религиозная трактовка верна и существует жизнь после смерти, то всё равно от этого тайна старости не становится менее загадочной и непостижимой…
    Мы знаем из литературы, а некоторые из личного опыта, что люди заболевшие неизлечимой болезнью, например, раком, СПИДомили той же, наводящей страх на сегодняшний мир, эболой меняются. Они начинают по-другому видеть мир. То, что раньше казалось важным, (карьера, богатство, престиж) превращается в пустяк.
    И, наоборот, приносит радость то, что раньше не всегда замечали: красота цветка, восход солнца, вид ночного, звёздного неба, общение с друзьями и близкими, многое другое.
    Иногда к ним приходит Вера во Всевышнего. Вера искренняя и глубокая. Примерно то же самое происходит (не у всех, конечно, но у многих) в старости.
    Именно старость ставит перед человеком вопросы, на которые в течение тысячелетий пытались ответить, как мудрецы, так и простые смертные.

    ***
    Марта: Да, очень красиво. Многоуважаемая Марина, здравствуйте! Дорогие творцы ПАРНАСА, мои друзья и почитатели! Я рада встрече и возможности поделиться опытом прожитой жизни, и отношению к разным событиям, происходящим в обществе и со мной!
    Дорогая Мариночка! Я согласна ответить на все интересующие Вас вопросы!
    М.П. Марта, переживали ли вы, когда пришло время идти на пенсию?
    Марта: К выходу на пенсию я давно была готова. Дело в том, что в 1983 году, когда мне было пятьдесят один год, мы переехали из Дзержинска Горьковской (ныне Нижегородской области) в город Светловодск, Кировоградской, что на Украине, где жили мои родные.
    Начала работать в Доме пионеров руководителем шести кружков: юных лекторов; юных юристов; юных дзержинцев; агитбригада (для старшеклассников); двух кружков народной вышивки (для малышей).
    Охват детей был большой. Мы с разными программами выходили в школы, в/части, в Кинотеатр, в Дом техники. Когда я вышла на пенсию в 1987 году, меня приглашали на работу в разные школы. Я выбрала самую любимую школу № 5. До 2000 года проработала там.
    М.П. Кем вы там работали?
    Марта: Сначала вела “Клуб лекторов”; затем, когда зарплату педагогам стали задерживать по шесть месяцев, меня начали нагружать педагогической работой. Ведь у меня всё же была пенсия, хоть и её платили не очень регулярно. И я имела высшее образование ( ВПШК города Ленинграда).
    В трёх пятых классах, двух шестых и одном седьмом преподавала русский язык и литературу. И была на подхвате, когда кто-нибудь из «гуманитарников» заболевал (историк, географ). Потом полностью перешла на должность руководителя кружка художественной вышивки.
    М.П.: Марта, как долго вы продолжали трудиться?
    Марта: В 2001году всех руководителей кружков собрали в Дом пионеров, но я всё равно работала на базе своей любимой пятой школы до 2010-го года.
    М.П.: До семидесяти восьми лет! Марта, а чем занимались в свободное время?
    Марта: В свободное от работы время я давала уроки фортепиано на дому. Обучала своих вышивальщиц. Пятеро из них проучились по программе вечерников по пять лет.
    А совсем в свободное время занималась домом, вышивкой, вязанием. У меня несколько кофт, шарфы, платок. Конечно же, подарки родным, а подруге связала большую белую шаль.
    М.П.: Уважаемая Марта!
    Помните, в произведении «Мертвые души» Гоголь говорит о своей героине – купчихе Коробочке, что она – пожилая женщина. А ведь ей было немногим более сорока лет. А теперь старость отодвинулась чуть ли не к 90 годам. Как вы думаете, Марта, с чем это связано?
    Марта: Мариночка! Вся наша жизнь резко изменилась в наш технический двадцать первый век! Продолжительность жизни людей увеличилась за счет прогресса во всех сферах науки, культуры, образования! Тяжёлый физический труд постепенно заменили, внедряя всё новые приспособления для его облегчения.
    Благодаря этому высвободилось у людей время для досуга и проявления способностей в различных отраслях. Медицина шагнула далеко вперёд, что способствует продлению жизни людей.
    М.П.: Дорогая Марта, на ваших глазах несколько раз менялся облик человека пенсионного возраста. Можете ли вы дать описание каждому. Допустим, каким был человек пенсионного возраста до Великой Отечественной войны (ваши детские воспоминания); после войны (кстати, после войны люди сильно изменились внутренне – героизм и отвага, Победа в войне наложили свой отпечаток). Как пенсионер выглядел. Стереотипы его поведения, какие стереотипы бытовали в обществе по отношению к пенсионерам в то или иное время.
    Марта: Мариночка! Мне очень сложно ответить Вам на этот вопрос. До Великой Отечественной Войны мне было только девять лет, а мои родители были молодые, вряд ли тогда была пенсия! А после, на протяжении всей жизни, я не озадачивалась этим вопросом, так как меня окружали молодые люди.
    Моя свекровь вышла на пенсию в 1964-м году, пенсия у неё была мизерная, свекровь жила с нами. Она много читала, по желанию могла помочь по дому.
    Моя сестра вышла на пенсию в 1970-м году, пенсия была мизерная тоже. Она жила с детьми, и целиком занималась домом и внуками. Я же вышла не пенсию в 55 лет и до 78 лет работала с детьми. В школе, а затем в Доме пионеров. Более конкретный ответ, анализ дать не могу.
    М.П.: Мои знакомые старше восьмидесяти лет, Марта, говорят, что никогда еще на их памяти так хорошо не жили люди в России. И у наших пенсионеров сейчас самый высокий уровень жизни по сравнению с пенсионерами прошлых лет. На среднюю пенсию в 12 – 13 тысяч рублей можно слетать, допустим, в Таиланд, Санкт-Петербург, Узбекистан, Китай…
    Недавно получила широкую известность Елена из Красноярска. Ей около 90 лет. Она путешествует по всему миру на свою обычную пенсию. Идея путешествовать у неё появилась в 83 года. Весь год Елена копит деньги, потом идет в туристическое агентство. Там ей подбирают дешевый билет. Лена берет с собой разговорник, заранее изучает карту страны. В каждой поездке рюкзак с вещами ей кто-нибудь помогает нести. У неё самой не хватает сил, чтобы его поднять…
    А вот что говорит в своей статье Лев Модорский:
    «Во многих развитых странах, человек с выходом на пенсию может, наконец, посвятить себя любимому делу, о котором мечтал всю жизнь (если, конечно, работа, как, например, писал о себе Булат Окуджава) не была таковым. Он путешествует, занимается коллекционированием, рисует, изучает иностранные языки, даже учится играть на том или ином музыкальном инструменте. Во всяком случае, ко мне, как к учителю музыки, неоднократно обращались начинающие ученики, которым было далеко за 60 и даже за 70: «С детства хотел (а) научиться играть на фортепиано, но никогда не было на это времени. И вот теперь, наконец…»
    М.П.: Марта, как поняла, интернет вы освоили совсем недавно.
    Кто помогал вам в этом? Не было ли страшно?
    Марта: Интернет стал для меня панацеей от всех неурядиц, болезней и одиночества. Умерла мама, затем любимая сестричка, а через сорок дней – мой муж. Сразу начала осваивать интернет. Помогала моя любимая соседушка двадцати шести лет. А вскоре я встретила в санатории нашу дорогую Ларису Чайку.
    ***
    Лариса, “Чайка” дорогая! С днем рождения поздравляю!!!
    И от всей своей души этот памфлет тебе посвящаю!!!
    Так красива, талантлива, прекрасна, тобой восхищаюсь я ежечасно!
    В стихах и прозе ты просто АС! А фотографии твои – это просто класс.
    Певческие дуэты с Таисией и Александром прелестны, вы создаете чудесные песни.
    А петь, ведь, ты недавно научилась и у тебя отлично получилось!
    Преданная жена, чудесная мать! Что же еще можно сказать?
    Внуков нянчишь, обожаешь, часть своей жизни им посвящаешь.
    И готовишь отменно, с изыском, чудесно, не еда, а просто вкусная песня!
    На работе же, непременно, лечишь зубы ты отменно.
    Умеешь дружить, учить, помогать и творческим азартом заряжать!
    Спасибо тебе, что на ПАРНАС привела! Здесь отдушину я нашла.
    Теперь осталось пожелать, чтоб жизнь твоя была на ПЯТЬ!
    Чтобы все тебя любили, обязательно ценили, а в семье все здоровы были!!!
    Чтоб труд твой творческий и домашний по достоинству ценили.
    Я встречи с тобой всегда с трепетом жду! ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ и еще раз ЛЮБЛЮ!!!

    Марта: Она меня сразу привела на ПАРНАС, так как у неё с собой был НОУТБУК! А уже потом в некоторых нюансах помогла всеми уважаемая Марина Попенова. Она и сейчас мне иногда даёт дельные советы. Страшно никогда не было, а было ЛЮБОПЫТНО! Я люблю постигать новое!
    С днем рождения, ПАРНАС!!!
    От всей души я поздравляю,
    И в трехлетний юбилей я тебе желаю:
    Не стареть, не прозябать.
    И всех любителей-творцов пера
    В свои ряды почаще приглашать!!!!
    Всего лишь год меня к тебе
    Лариса “ЧАЙКА” привела.
    Я счастлива, что искренних друзей,
    В преклонном возрасте нашла!
    Чтоб от безелья не ныть и не хандрить
    Лучше творить и мозгами шевелить!
    Здесь много хороших людей повстречала.
    Их произведения взахлеб перечитала!
    А фотографы прекрасными изображениями,
    Восхищают зрителей всех без сомнения!
    Талантами ПАРНАСЦЫ блещут,
    Не выбирая путь полегче!
    Главное-это искренне, от души,
    Тем они дороги и хороши!
    Творцы твои здесь душу изливают,
    За что награды, баллы получают!
    В этом, ПАРНАС, заслуга твоя!!!!
    Мы все твои преданные друзья.
    Ценим безмерно и обожаем,
    Сегодня все творения тебе посвящаем!!!
    В радости живи и горя не знай!
    Ряды творцов непременно пополняй!
    Прими мои поздравления и завет:
    “Будь все также плодотворен,
    СТО И МОЖЕТ БОЛЬШЕ ЛЕТ!!!!!!!!!!!

    Источник:http://parnasse.ru/poetry/lyrics/civilian/da-zdravstvuet-parnas-256589.html
    М.П.: Марта, с какими проблемами столкнулись, осваивая интернет?
    Марта: Проблем было масса: где отпечатать, как выбрать шрифт, размер, как загрузить картинки, как заполнить рабочий стол,
    как загрузить фотографии, озвучить, добавить, удалить!!! А самое главное – как общаться с друзьями, приглашать к себе, приходить к ним!!!
    ***
    У меня произошла авария (быль)
    Ух, как давно всё это было!
    Мама меня в дет садик водила.
    Ещё на лето в село уезжали,
    Наши друзья там проживали.
    Я с подружками на озеро ходила,
    Посмотреть, как плавают они красиво.
    Ровная в нём водяная гладь,
    Очень глубоко, дна совсем не видать.
    И я любовалась белыми лилиями,
    Заманчивыми и плавающими в изобилии.
    Однажды решила смелости набраться,
    Шалости ради, в нём искупаться.
    Лишь шагнула, нырнула, захлебнулась!
    А девчата испугались, подхватили,
    А затем меня на берег втащили,
    Всех они на ноги подняли.
    А потом едва с трудом откачали.
    Родители страшно испугались,
    И больше на озеро одну не пускали!
    Ясно! Сильно любили и оберегали!!!

    Источник:http://parnasse.ru/poetry/look/akro-meso-tele/akrostihi-94.html
    М.П.: Марта, как вы полагаете, чем ценен интернет?
    По-моему, он уникален для общения людей. В обычной жизни много нетерпимости. А здесь все легко и, заметьте, с любовью общаются между собой…
    Марта: На ПАРНАСЕ, много одиноких и пожилых людей, которые находят отдушину в своей жизни! Ведь здесь творческие люди. Потому общения тёплые, трогательные и доброжелательные. А Интернетом пользуются многие в служебных и учебных целях. Ведь он кладезь знаний и информаций!! А главное: он помогает связаться с людьми, живущими в разных концах земли и разных странах!
    М.П.: Уважаемая Марта! Как Вы считаете, что влияет на заинтересованность человека в творческой деятельности и его устремление к развитию, познанию?
    Марта: Видимо, на это влияют несколько факторов. Первое, гены, наследственность, воспитание в семье, любознательность, трудолюбие, добропорядочность и желание все накопленные духовные, трудовые и материальные ценности передать следующему поколению.
    Второе, не останавливаться на достигнутом, совершенствоваться, познавать новое и применять в жизни.
    Третье, находить единомышленников, творить вместе с ними. Как мы это делаем с Вами.
    М.П.: Марта, а стихи вы научились слагать здесь, на Парнасе?
    Марта: Лето прошло.
    Лишь сентябрь вступил на порог,
    Его удержать никто не смог.
    Так жалко с августом распроститься,
    Осень уже в двери стучится!
    Прыгают и кричат ещё воробьи,
    Роняют деревья листья свои.
    Опять журавли на юг улетают,
    Школьники с ранцами в школу шагают,
    Листья на землю ложатся ковром,
    Ох! Как дождями зальёт их потом

    Источник:http://parnasse.ru/poetry/look/akro-meso-tele/akrostihi-96-kuklovod-listopad-leto-proshlo.html»
    Марта: Дело в том, что я всегда любила рифмовать слова, меня этому никто никогда не учил. Оформляя свои выставки детских вышивок, а их было очень много, исполненных разными швами, сопровождала стихотворным текстом, писала целые поэмы. На все праздники, семейные торжественные даты писала стихи с поздравлениями и пожеланиями. Оформляя Альбом общества пенсионеров, каждого воспела стихами в делах и добродетели.
    Встреча в классе
    В него вошла не в первый раз,
    С друзьями увижусь я сейчас.
    Три летних месяца не общались,
    Радости не делили и печали.
    Еще им расскажу, где побывала,
    Что нового, интересного повидала,
    А от них узнаю о впечатлениях,
    Весёлых, новых приключениях:
    Кто куда ездил, где отдыхал,
    Лазил по горам иль в море нырял?
    А затем рассядемся за парты
    С тем, с кем прежде сидели рядом!
    Сразу, как будто, в свой дом попала,
    Если самых близких друзей повстречала!

    Источник:http://parnasse.ru/poetry/look/akro-meso-tele/akrostihi-95-snova-shkola-v-yeto-leto-primea-oseni-proschanie-s-letom-vstrecha-v-klase.html
    Марта: Воспевала в стихах все их достижения и добрые дела, оформляла альбомы памяти на каждого члена нашего общества пенсионеров. Это помогает сейчас участвовать в АКРО конкурсе, мне это нравится. Хоть и редко получаю призовые места, но там такие корифеи, а я дилетант.
    Дожди за окном
    Дробно они стучат по крыше,
    Очень чётко мы их слышим.
    Ждали этой манны небесной,
    Долго мечтали о влаге чудесной.
    Истомилась, устала вся природа,
    Засуха одолела в середине года.
    Ах! Как хорошо, что каждый день
    Они землю питают! Им не лень.
    Красиво на ней всё зазеленело,
    Наряд обычный, летний надела!
    Омыли природу потоком своим,
    Мы очень за то их благодарим

    М.П. Когда у вас родилась идея писать мемуары?
    Марта: Как только немного освоила интернет, тут же возникла идея написать мемуары. Прожита большая трудовая жизнь, которую посвятила обучению, воспитанию подрастающего поколения разного возраста. Прививала им эстетический вкус, любовь к созданию прекрасного, развитию их творческих способностей! Много в жизни было всякий испытаний, коллизий, случаев и случайностей!
    Решила, что их преодоление, решение всех сложностей поможет молодым людям избежать каких-то ошибок, и претворять в жизнь все мечты, идти неуклонно к поставленной цели!
    Идея писать мемуары родилась, как только я немного освоила печать и работу с Компом. Решила заново прожить всю жизнь, тем более, что есть о чём рассказать. Это меня вдохновляет. Вижу по отзывам, что вместе со мной виртуальные друзья вспоминают что-то интересное, похожее из своей жизни.
    А ещё очень много разного не написано, и это стимул к дальнейшему написанию новых глав.
    ***
    Наши чиновники в Пенсионном фонде используют термин – срок «дожития»… хотелось бы у них узнать, до чего «дожития»…
    10 июля 2013 – Alur
    Так называемый срок дожития – Т, официально именуемый ожидаемым периодом выплаты трудовой пенсии по старости, является важнейшим параметром, напрямую определяющим размер пенсии всем без исключения категориям граждан.
    Размер месячной пенсии (точнее страховой части трудовой пенсии по старости) для тех, кто родился до 1967 года и не имеет накопительной части, определяется формулой:
    Пенсия = ПК / Т + Б,
    где
    ПК – пенсионный капитал “заработанный” гражданином за весь период его трудовой деятельности;
    Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости – срок дожития, применяемый для расчета размера пенсии;
    Б – фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
    Понятно, что чем больший срок дожития будет установлен, тем меньшим будет размер месячной пенсии.
    ***
    М.П. Марта, вы только тем и занимались всю жизнь, что пытались людей растормошить, увлечь их в интересную и насыщенную творчеством жизнь… и, возможно, не раз задумывались, почему одни люди ведут активный образ жизни, а другие, не хотят ничего. Поесть, поспать, да еще посмотреть телевизор.
    Здоровье ли одно в этом виновато? И в молодом возрасте подобные люди встречаются… Ваши мысли, почему такое происходит.
    Марта: Мариночка! Я об этом сказала выше, что вся наша жизнь резко изменилась в наш технический 21-й век. Повторюсь.
    Продолжительность жизни людей увеличилась за счет прогресса во всех сферах науки, культуры, образования. Тяжёлый физический труд постепенно заменили, внедряя всё новые приспособления для его облегчения. Благодаря этому высвободилось у людей время для досуга и проявления способностей в различных отраслях.
    Сейчас намного больше высокообразованных людей, а отсюда высокий интеллект и интерес к новым познаниям. Думаю, что все эти факторы влияют на то, чтобы третье поколение людей – пенсионеры, реализовывали себя по интересам. Считаю, что все эти факторы влияют на активную жизнь и творчество третьего поколения!!!
    ***
    Справедливости ради следует сказать, что есть и противники увеличения продолжительности жизни. Они говорят, что репродуктивный возраст-80-100 лет, задуманный природой, самый лучший. Их аргументы:
    Нас ждёт перенаселение.
    Количество рабочих мест ограничено и старики, продолжающие работать, занимают места молодых.
    Содержание огромного количества пенсионеров не выдержит никакая экономика.
    Не согласен. Думаю, что человечество сможет в будущем решить возникающие в связи с увеличением продолжительности жизни, проблемы. Этому будет способствовать не только развитие науки, но и выход в дальний космос, контакт с другими цивилизациями.
    Лев Мадорский

    ***
    М.П. Пока наши чиновники занимаются сроками «дожития» пенсионеров, люди пенсионного возраста живут полноценной насыщенной жизнью. И ваша жизнь, дорогая Марта, тому пример.
    Мозг человека развивается до 50 лет… как утверждает современная наука. Одни пенсионеры путешествуют, другие осваивают новые отрасли знаний, учатся мастерству. Вот вы столько успели за этот «срок дожития», что тем, кто изобрел этот термин, за всю свою трудовую жизнь не удастся сделать! Дорогая Марта, спасибо вам, что вы есть! Спасибо вам, что вы с нами! Неиссякаемой творческой жизни вам, здоровья и радости!
    Марта: Уважаемые читатели! От всего сердца благодарю вас за внимательное прочтение ответов на вопросы, заданные уважаемой ведущей Мариной Поповой.
    Желаю долголетия, новых творческих побед, благ и радости во всех начинаниях! Будьте счастливы!!!!
    Спасибо за внимание к моей биографии!!! Всегда Ваша Марта.
    Парнас меня приворожил,
    И новую страничку в моей жизни открыл!
    Я счастлива, что год тому к нему пришла,
    И здесь друзей по творчеству нашла!
    Уместны тут стихи и проза,
    Частушки, романсы и всякие курьезы.
    Для былин и фантазий большое поле,
    Есть где разгуляться! Просто-раздолье!!!
    И я сочиняю, пишу, стараюсь,
    Описывая жизнь, память подключаю.
    Заставляю свои мозги шевелиться,
    Чтобы добрых воспоминаний не лишиься!
    И так легко на душе бывает,
    Просто сердечко замирает!!!
    ПАРНАС!
    С днем рождения тебя поздравляю!!!
    Много творческих, счастливых лет
    От всей души, родной, желаю!
    Не хандрить, не унывать,
    И новые таланты открывать!
    Интенсивно, плодотворно, долго жить!!
    И ТВОРИТЬ,ТВОРИТЬ, ТВОРИТЬ, ТВОРИТЬ!!!!!!!!

    Источник:http://parnasse.ru/konkurs/pozdrav-parnas/1-luchshe-stihotvornoe-pozdravlenie-parnasu/da-zdravstvuet-parnas.html
    М.П.: Уважаемые читатели, от всей души благодарим, что вы с нами!
    Благодарим нашу уважаемую Администрацию Парнаса за поддержку данного познавательного проекта!
    Еще раз поблагодарим Марту! Пусть она долго радует нас своими мемуарами, частушками и акро стихами! Пожелаем же ей побед и удачи!
    Желаем всем счастья, здоровья и новых творческих свершений!
    С благодарностью,
    Марина Попова.

  6. «В каждом человеке — солнце. Только дайте ему светить»
    Сократ
    Перед началом моего сочинения, я хотел бы написать несколько основоположных строк об этой теме. Озаглавлено оно – «Счастье в моем понимании», – а это означает, что ниже написанное будет чисто субъективным мнением. Если кто-то, кто будет читать эти слова, думает не так, захочет поспорить о чем-то из сочинения – это его право, вот только я с ним спорить на эту тему не буду. Это мое личное мнение и никому его не оспорить.
    Быть счастливым – это означает, как бы это глупо не звучало, просто решить так для себя и быть таким. Несомненно, люди бывают разные: внутренне слабые и сильные, крепко психологически стоящие на ногах и на них шатающиеся. Но, опять же, рождаемся мы все одинаковыми. То, какими мы есть в жизни – зависит от нашего воспитания, окружения – других экзогенных факторов. Я не говорю, что всем легко быть сильными – жизнь крутит нами так, как хочет, – ей не ведомо сострадание. Жизнь – слепая стихия, которая в своей ярости может разбить твою внутреннюю крепость, поломать твою душу, перевернув с ног на голову твое «Я». Но даже в самые темные дни -терять доступ жизненного света к закоулкам твоей души – это непростительная роскошь. Да, бывают дни боли, горя, слез. Легко говорить про них, не пережив их. Но затяжное горе – это психическая проблема, которую нужно решать. Оно бессмысленное, им ничего не изменить, никак не утешиться. А если же можно что-то изменить, то это «горевание» – только мешает.

  7. Мастер – класс
    В каждом человеке – солнце! Только дайте ему светить!
    1.
    Что  такое счастье?
    Это  очень просто –
    Зажигаю каждый день я маленькие звёзды.
    Радуюсь, что с ними  рядышком теплее
    С ними мир мой маленький становится светлее.
    2.
    Мы с вами живём в удивительное время. Время , позволяющее нам раскрыть себя, осознать свои скрытые ресурсы и возможности и применить полученный дар на благо  себя и людей, окружающих нас.
    Вы знаете  свои способности! У вас есть таланты! Я в этом уверена!
    Но я про это пока не занаю. Это проблема, но я знаю как ее решить.  (А как мне хочется это знать!)
    Выберите карточку  с названием того занятия, которым вы любите заниматься? ( спорт, музыка, учёба, танцы,  рисование, рукоделие и пустые карточки, дети заполняют самостоятельно)
    Напишите свое имя.
    Сядьте в группы  по увлечениям.

    Таланты всем даны сполна

    Во всей Вселенной Свет един, на всех Любовь одна,
    Таланты всем даны сполна, чтоб в творчестве душа жила.
    Послушай сердца зов, пойми его призыв,
    Талант открой в себе, чтоб душу растворить в любви.
    Прекрасной станет вся Земля и всё вдруг оживёт,
    Творите в радости друзья и счастье к вам придёт!
    Мы музыканты и певцы, художники мы все,
    Поэтом каждый сможет быть, когда в душе цветы!
    Сейчас мы проверим, что вы знаете о своем увлечеии.
    Викторина !
    Первый вопрос  для увлечённых рукоделием.
    Всем известно, что  оно
    Начинается с клубка
    Нитка тянется несмело
    Из огромного  мотка
    ( вязание)
    Второй вопрос увлечённым музыкой.
    В нём четыре музыканта
    Виртуоза и таланта
    Пропоют любой матив
    Как зовётся коллектив?
    ( квартет)
    Вопрос увлеченным  спортом.
    .Какое крупное спортивное мероприятие пройдёт в Казани в 2013 году?
    ( универсиада)
    Вопрос увлечённым рисованием
    Изображение природы художником ?  ( пейзаж)
    Сейчас вопрос увлечённым танцами.
    Имеет разные названия,
    Но всё же виден общий стиль.
    С частушкой схожа без страдания
    Простая, русская
    ( кадриль)
    Вопрос увлечённым учением.
    Всё расскажет и покажет, Теорему вам докажет,
    В мир поэзии введёт
    Но молчит из года в год.
    (книга)
    Молодцы!
    3.  Я тоже творческий человек и уменя есть своё увлечение
    А я  знаю, что такое оригами, и могу вас этому научить . Оригами – древнее искусство бумажной  пластики или проще говоря, складывание фигурок из бумаги. Каждый, кто хоть раз своими руками сделал поделку , согласится, что что в этом есть нечто волшебное и магическое.  Используя технику оригами мы сейчас сделаем рамочки для фотографий. Я научу вас этому.
    1. Сложи попалам.
    2. Подними левый уголок вверх. Старайся, чтобы линия сгиба прошла точно между углами  прямоугольника.
    3 Переверни.
    4  Подними правый угол вверх.
    5  Модуль готов.
    6.  Сделай  10  таких  модулей. Вставляй поочерёдно два угла одного модуля в два кармашка другого (спереди и сзади).
    7.  Замкни все модули в кольцо. Если рамочка будет приклеиваться на основу, то собирать кольцо можно без клея. Если она  будет использоваться как подвеска, то при сборке смазывай углы модуля клеящим карандашом.
    Рамочке можно придать овальную форму, немного сжав кольцо по бокам (до приклеивания)
    Вставьте карточку с именем в рамку и прикрепитее ее рядом со словом, которое описывает ваше увлечение, способность.
    4.
    Встали в круг, взялись за руки, подняли их вверх и повторяйте громко, весело за мной:
    -Я солнце!
    Я звезда!
    Я смогу!
    Мы можем!
    Без булдырабыз!
    Спасибо.
    3 мин на программу.

  8. Тема внеклассного мероприятия
    «В каждом человеке – солнце. Только дай ему светить!»
    Цели: Развитие терпимости и чувства сопереживания в отношениях к окружающим.
    Задачи:
    1. Познакомить учащихся с понятием “ толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.
    2. Воспитать у учащихся чувство доброты и ответственности, самоуважения и уважения окружающих.
    Оборудование: мультимедийная установка, карточки с заданиями.
    Ход урока
    I. Вступительное слово учителя.
    – Добрый день, ребята! Для того, чтобы настроиться на работу на наше сегодняшнее занятие я вас попрошу улыбнуться друг другу и подарить и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
    Наш урок начнем с разговора о вечном, о любви. Послушайте сказку (звучит классическая музыка, рассказывается сказка):
    Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
    – Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
    Подумал волшебник и сказал:
    – Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет. . .
    Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное
    Место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
    – Вот выбирай, – сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
    – Они все прекрасны, – сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать. . .
    – Твоя правда, – ответил волшебник, – они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю твою жизнь.
    Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
    А кого выбрали бы вы? Почему?
    Ученики: Доброту, так как без нее нельзя прожить на свете.
    Звучит музыка и продолжение сказки:
    Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку
    Учитель:
    Ребята, В. Гюго писал: “Во внутреннем мире человека доброта – это солнце”.
    II. Работа с пословицами.
    А какие пословицы о доброте знаете вы ребята?
    Сейчас вам предлагаю следующее задание, вам необходимо собрать одну послов
    Пословицы:
    Доброта без разума пуста.
    Делаешь добро – делай до конца.
    Уча людей добру, сам помни о добре.
    Доброе дело питает и душу, и тело.
    Добрый человек в добре живёт век.
    А сейчас я приглашаю 2 желающих для работы у доски. Ваша задача составить из предложенных слов пословицу.
    Доброта нигде не теряет своего достоинства (у доски).
    Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок (у доски).
    Учитель:
    – Давайте обобщим сказанное:
    Каким делает человека доброта?
    Ученики: доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.
    Какой человек может быть добрым?
    Ученики: добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других.
    Учитель:
    Скоро приближается  16 ноября – Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. А как вы понимаете, что такое толерантность? Послушайте, как слово “толерантность” определяется на разных языках земного шара.
    В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
    В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
    В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
    В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
    Учитель:
    Какое из определений нравится вам более всего?
    Ученики: на арабском языке, т. к. более раскрывает смысл этого понятия.
    Учитель:
    – Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
    Ученики: т. к. у каждой нации свои представления о человеческих ценностях.
    Учитель:
    Физкультминутку вставить Вместе дружная семья
    Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга, друг – это и будет проявление доброты.
    IV. Работа по группам над понятием “толерантная” и “интолерантная” личность.
    Учитель:
    Сейчас мы с вами рассмотрим два пути развития личности – толерантный и интолерантный. Давайте уточним понятие “толерантная личность”. Каждый из вас на своем рабочем листе в задании № 2 подчеркивает слова, которые относятся к понятию толерантность.
    Толерантная личность
    Интолерантная личность
    Уважение мнения других
    Доброжелательность
    Желание что-либо делать вместе
    Понимание и принятие
    Чуткость, любознательность
    Снисходительность
    Доверие
    Гуманизм
    Непонимание
    Игнорирование
    Эгоизм
    Нетерпимость
    Пренебрежение
    Раздражительность
    Равнодушие
    Цинизм
    Вывод:
    Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.
    V. Работа по составлению “солнца” толерантности.
    Учитель:
    – Ребята, давайте обобщим сказанное. Слово “толерантность” у нас будет в виде солнца, а ваши ответы – в виде лучиков.
    Учитель:
    Ребята, как вы думаете, что излучает человек, когда творит добрые дела? Так думал и великий греческий мыслитель Сократ, что в каждом человеке есть солнце, только дай ему светить!
    Я вам желаю унести в своем сердце частичку солнца, которая будет светить на протяжении всей вашей жизни через добрые дела и внимательное отношение к окружающим.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *