Сочинение на тему в людях 7 класс максим горький

7 вариантов

  1. Горький – все сочинения
    Пешков не любил выдумывать, хотя и был романтиком. И его псевдоним — Горький — отдает легким кокетством юного писателя. Впрочем, в детстве и отрочестве жизнь вовсе не радовала будущего писателя.
    Его отношение к чтению было похоже на попытку вырваться из реалий мрачной обыденности. Как в наше время кое-кто прячется от действительности в иллюзию виртуального мира, так и он пытался защитить свою детскую психику от жестокого быта при помощи терапии литературного вымысла.
    Ярко представляю себе полуголодного, избитого хозяином мальчика, ловящего отраженный свет луны и направляющего эти скудные лучи на заветную книгу.
    Конечно, все было не так просто, как видится через время. Такие титаны мысли, как Ломоносов, Пешков, Лев Толстой, были генетически нацелены на знания. И ухитрялись их получать, несмотря на любые обстоятельства. Как знать, если бы детство Горького было схоже с детством Толстого, он, возможно, добился бы еще большего, чем слава писателя и справедливого человека. Не исключено, что он стал бы доктором каких-нибудь наук, академиком, известным ученым или крупным политическим деятелем.
    Но писателем он стал и без благодатных условий. Напротив, все его окружение \”было направлено на то, чтобы из мальчика получился заурядный работяга, алкаш и хулиган. И так бы и свершилось суровое воплощение среды, если бы не книги, в которых он нашел иные идеалы и которые определили его нравственные цели.
    Известно, что уже первые литературные опыты Пешкова были приняты критикой и читателями благосклонно. Хотя и не всеми. Слишком натуралистично (хоть и в легком флере романтики) отображал он жизнь. В этом его литературная судьба немного походила на судьбу Джека Лондона, суровая реалистичность творчества которого была частично воспринята отрицательно. Привыкшие к определенной сентиментальности и счастливым концам читатели одновременно восторгались и ругались на автора, окунувшего их в жестокий мир их эпохи.
    Да, писатель сам иной раз следовал стилю массовых романов того времени, ограниченных сюжетно и стилистически.
    Но талант не способен жить в установленных рамках. После \”Челкаша\” появляются вполне зрелые произведения, в которых мастерство писателя развертывается в полную силу. Особое место среди них занимают биографические книги. Они не просто реалистичны, но и полифоничны, так как через судьбу мальчика показана эпоха во всем ее многообразии.
    В конечном итоге каждый писатель пытается через собственное творчество найти свое понимание истины. И для каждого эта истина разная. У де Сада истина в половых извращениях и не человеческой жестокости. У Ницше она заключается в реализации идеи сверхчеловека. У Распутина — в восхвалении нравственной чистоты деревенских жителей. У Горького разные книги в разном контексте трактуют это понимание.
    \”Мать\” — почти заказная книга, в которой истина приобретает навязанную идею коммунизма \”по-ленински\”. Романы о судьбе купечества, наоборот, многоплановы. И судьбы героев вовсе не однозначны. \”В людях\” — откровенная и прозрачная жизнь маленького человека, который старается стать достойным человеческого звания.
    И в создании этого произведения огромную роль сыграли те книги, которые герою удалось — часто украдкой — прочитать.

  2. Пешков не любил выдумывать, хотя и был романтиком. И его псевдоним — Горький — отдает легким кокетством юного писателя. Впрочем, в детстве и отрочестве жизнь вовсе не радовала будущего писателя.
    Его отношение к чтению было похоже на попытку вырваться из реалий мрачной обыденности. Как в наше время кое-кто прячется от действительности в иллюзию виртуального мира, так и он пытался защитить свою детскую психику от жестокого быта при помощи терапии литературного вымысла.
    Ярко представляю себе полуголодного, избитого хозяином мальчика, ловящего отраженный свет луны и направляющего эти скудные лучи на заветную книгу.
    Конечно, все было не так просто, как видится через время. Такие титаны мысли, как Ломоносов, Пешков, Лев Толстой, были генетически нацелены на знания. И ухитрялись их получать, несмотря на любые обстоятельства. Как знать, если бы детство Горького было схоже с детством Толстого, он, возможно, добился бы еще большего, чем слава писателя и справедливого человека. Не исключено, что он стал бы доктором каких-нибудь наук, академиком, известным ученым или крупным политическим деятелем.
    Но писателем он стал и без благодатных условий. Напротив, все его окружение “было направлено на то, чтобы из мальчика получился заурядный работяга, алкаш и хулиган. И так бы и свершилось суровое воплощение среды, если бы не книги, в которых он нашел иные идеалы и которые определили его нравственные цели.
    Известно, что уже первые литературные опыты Пешкова были приняты критикой и читателями благосклонно. Хотя и не всеми. Слишком натуралистично (хоть и в легком флере романтики) отображал он жизнь. В этом его литературная судьба немного походила на судьбу Джека Лондона, суровая реалистичность творчества которого была частично воспринята отрицательно. Привыкшие к определенной сентиментальности и счастливым концам читатели одновременно восторгались и ругались на автора, окунувшего их в жестокий мир их эпохи.
    Да, писатель сам иной раз следовал стилю массовых романов того времени, ограниченных сюжетно и стилистически.
    Но талант не способен жить в установленных рамках. После “Челкаша” появляются вполне зрелые произведения, в которых мастерство писателя развертывается в полную силу. Особое место среди них занимают биографические книги. Они не просто реалистичны, но и полифоничны, так как через судьбу мальчика показана эпоха во всем ее многообразии.
    В конечном итоге каждый писатель пытается через собственное творчество найти свое понимание истины. И для каждого эта истина разная. У де Сада истина в половых извращениях и нечеловеской жестокости. У Ницше она заключается в реализации идеи сверхчеловека. У Распутина — в восхвалении нравственной чистоты деревенских жителей. У Горького разные книги в разном контексте трактуют это понимание.
    “Мать” — почти заказная книга, в которой истина приобретает навязанную идею коммунизма “по-ленински”. Романы о судьбе купечества, наоборот, многоплановы. И судьбы героев вовсе не однозначны. “В людях” — откровенная и прозрачная жизнь маленького человека, который старается стать достойным человеческого звания.
    И в создании этого произведения огромную роль сыграли те книги, которые герою удалось — часто украдкой — прочитать.

  3. Страница: [ 1 ] 2
    Необычна жизненная и творческая судьба Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова). Родился он 16(28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. Рано лишившись родителей, Максим Горький провел детство в мещанской семье деда Каширина, испытал тяжелую жизнь «в людях», много странствовал по Руси. Он узнал быт босяков, безработных, тяжелый труд рабочих и беспросветную нищету, которая с ещё большей силой раскрыла перед будущим писателем противоречия жизни. Чтобы заработать на пропитание, ему пришлось быть и грузчиком, и пекарем, и садовником, и хористом. Все это дало ему такое знание быта низов, которым не обладал в то время ни один писатель. Впечатления этих лет он воплотил позже в трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».
    В 1892 году первый рассказ Горького – «Макар Чудра» открыл читателям России нового писателя.
    А двухтомный сборник очерков и рассказов, вышедший в 1898 году, принес ему широкую известность. Было что-то удивительное в той быстроте, с которой его имя разнеслось по всем уголкам России.
    Молодой писатель, в тёмной косоворотке, подпоясанный тонким ремешком, с угловатым лицом, на котором выделялись неуступчиво горящие глаза, выступил в литературе как провозвестник нового мира. Пусть на первых порах он сам ещё отчётливо не сознавал, что это будет за мир, но каждая строчка его рассказов призывала бороться против «свинцовых мерзостей жизни».
    Необычайная популярность начинающего писателя в России и далеко за её пределами объясняется главным образом тем, что в произведениях раннего Горького выведен новый герой – герой-боец, герой-бунтарь.
    Для творчества молодого Горького характерны настойчивые поиски героического в жизни: «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», поэма «Человек». Беспредельная и гордая вера в человека, способного на высшее самопожертвование, составляет одно из важнейших свойств гуманизма писателя.
    «В жизни… всегда есть место подвигам.
    Передовая молодёжь России восторженно встретила эти гордые горьковские слова. Вот что рассказывает рабочий Пётр Заломов, прототип Павла Власова в романе Максима Горького «Мать», об огромной силе революционного воздействия горьковских романтических образов: «Песня о Соколе» была для нас ценнее десятков прокламаций… Разве только мёртвый или неизмеримо низкий, трусливый раб мог от неё не проснуться, не загореться гневом и жаждой борьбы».
    В эти же годы писатель, рисуя людей из народа, раскрывал их неудовлетворённость жизнью и неосознанное стремление изменить её (рассказы «Челкаш», «Супруги Орловы», «Мальва», «Емельян Пиляй», «Коновалов»).
    В 1902 году Горький пишет пьесу «На дне». Она проникнута протестом против социальных порядков капиталистического общества и страстным призывом к справедливой и свободной жизни.
    «Свобода во что бы то ни стало! – вот её духовная сущность». Так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший её на сцене МОСАТа. Мрачный быт костылевской ночлежки изображён Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей «дна» – грозный обвинительный акт против капиталистического строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, – жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестаёт быть человеком, и обречён влачить жалкое существование.
    Обитатели «дна» выброшены из жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит «дно», неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Умерла Анна, кончает с собой Актёр, да и остальные изломаны и изуродованы жизнью. Но под тёмными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, о его силе и красоте.
    В пьесе «Мещане» (1901) главный герой рабочий Нил при первом появлении на сцене сразу приковывает к себе внимание зрителей. Он сильнее, умнее и добрее других персонажей, выведенных в «Мещанах». По отзыву Чехова, Нил – самая интересная фигура в пьесе. Горький подчёркивал в своём герое целеустремлённую силу, твёрдое убеждение, что «права не дают» – «права берут», веру Нила в то, что человек в силах делать жизнь прекрасной.
    Горький понимал, что осуществить мечту Нила может только пролетариат и только революционной борьбой. Поэтому писатель подчинил и своё творчество, и общественную деятельность служению революции. Он писал прокламации, издавал марксистскую литературу. За участие в революции 1905 года Горького арестовали и заключили в Петропавловскую крепость.
    И тогда в защиту писателя со всех концов Земли полетели гневные письма. «Люди просвещенные, люди науки России, Германии, Италии, Франции, соединимся. Дело Горького – дело наше общее. Такой талант, как Горький, принадлежит всему миру. Весь мир заинтересован в его освобождении», – писал в своём протесте крупнейший французский писатель Анатоль Франс. Царскому правительству пришлось освободить Горького.
    По выражению писателя Леонида Андреева, Горький в своих произведениях не только предсказывал грядущую бурю, он «бурю звал за собой». В этом и состоял его подвиг в литературе.
    История Павла Власова («Мать», 1906) показывает сознательное вступление молодого рабочего в революционную борьбу. В борьбе с самодержавием мужает характер Павла, крепнут сознательность, сила воли, настойчивость.
    Не менее примечателен жизненный путь матери Павла. Из робкой, забитой нуждой женщины, смиренно верующей в бога, Ниловна превратилась в сознательного участника революционного движения, свободного от суеверия и предрассудков, сознающего свое человеческое достоинство.
    «Собирай, народ, силы свои во единую силу!» – с этими словами обращается Ниловна во время ареста к людям, призывая новых бойцов под знамя революции.
    Устремленность в будущее, поэтизация героической личности сочетаются в романе «Мать» с реальными событиями и реальными бойцами за светлое будущее. Так в романе полностью раскрывался новый метод изображения жизни – метод социалистического реализма.
    В первые годы после революции Максим Горький публикует ряд литературных портретов своих современников, воспоминаний, рассказов «о великих людях и благородных сердцах».
    Перед нами словно оживает галерея русских писателей: Лев Толстой, «самый сложный человек 19 века», Короленко, Чехов, Леонид Андреев… Рассказывая о них, Горький находит точные, живописные, неповторимые краски, раскрывает и своеобразие писательского таланта, и характер каждого из этих выдающихся людей.
    У Горького, жадно тянувшегося к знаниям, людям, всегда было много преданных друзей и истинных почитателей. Их притягивало личное обаяние Горького, многогранность его талантливой натуры.
    В конце 1921 года у Алексея Максимовича обострился давний туберкулёзный процесс. Горький уезжает лечиться за границу, на остров Капри. И хотя связь с родиной затруднена, Горький по-прежнему ведёт обширную переписку, редактирует многочисленные издания, внимательно читает рукописи молодых литераторов, помогает каждому найти своё творческое лицо. Трудно сказать, кто из писателей того времени обошёлся без поддержки и дружеских советов Горького.
    Поражает творческий подъём Горького в эти годы.
    В них он продолжает повествование о России, о русском народе, смело перестраивающем мир.
    В 1925 году Горький опубликовал роман «Дело Артамоновых», где раскрыл полную обречённость собственнического мира. Он показал, как хозяевами жизни становятся подлинные создатели «дела» – рабочие, совершившие в октябре 1917 года великую революцию. Тема народа и его труда всегда оставалась ведущей в творчестве Горького.
    Хроника-эпопея Максима Горького «Жизнь Клима Самгина» (1926–1936), посвящённая судьбам русского народа, русской интеллигенции, охватывает значительный период русской жизни – от 80-х годов XIX века до 1918 года. Луначарский назвал это произведение «движущейся панорамой десятилетий». Личные судьбы героев писатель раскрывает в связи с историческими событиями. В центре повествования – Клим Самгин, буржуазный интеллигент, маскирующийся под революционера.
    Страница: [ 1 ] 2

  4. С 1906 по 1913 г. Горький живет на Капри, где увлекается тео­рией богостроительства, в которой социализм превращался в но­вую религию, основанную на вере в неизбежное торжество социа­листических идей, а народ становился богостроителем. Творчество этого периода очень плодотворно — повесть «Городок Окуров», роман «Жизнь Матвея Кожемякина», пьесы «Последние» и «Васса Железнова», сатирические «Русские сказки».
    Возвратившись в Россию в 1913 г., Горький до 1921 г. пере­живает вместе со страной катаклизмы Первой мировой войны, революции, гражданской войны. «Сказки об Италии», «По Руси», «Детство», «В людях» написаны до революции. С октября 1917 по июнь 1918 г. в газете «Новая жизнь» публикуются статьи под общим названием «Несвоевременные мысли». В них Горький критикует отрицательные явления, которые принесла с собой революция. С позиций писателя-гуманиста он оценивает страш­ные факты насилия над человеческой жизнью, творимые «анархо-коммунистами».
    С 1921 по 1929 г. Горький живет в Италии, где написаны «Мои университеты», «Дело Артамоновых», начата эпопея «Жизнь Клима Самгина». В этот же период писатель работает над литературными портретами Л. Толстого, Чехова, Королен­ко и др. В 1931 г. Горький возвращается в СССР, проводит очень большую работу по подготовке Первого Всесоюзного съезда советских писателей, положившего начало унификации лите­ратуры, сведению ее стилевого многообразия к социалистиче­скому реализму.

  5. Повесть «Детство» представляет собой автобиографическое описание жизни Максима Горького. Автор, достигнув зрелого возраста, обращает умудренный жизненным опытом взгляд на свое прошлое. Главный герой произведения – Алеша Пешков, так звучит настоящее имя писателя. Мальчик по воле судьбы оказался «заброшен» в семью своей матери, а непосредственным его воспитанием после смерти отца стали заниматься дед и бабушка. При этом влияние взрослых на жизнь ребенка этим не ограничивалось. В доме проживало еще множество разных людей – родственники, постояльцы, и все они в той или иной мере оказывали воздействие на формирование личности мальчика, на его воспитание, даже если сами того не хотели.
    Жизнь Алеши и его семьи очень непростая, в ней много трудностей и проблем, главной из которых можно назвать нестабильность, некоторую непредсказуемость и неспокойность. В ней почти нет тепла, комфорта, мало понимания. Также семья была очень бедной, и мальчику даже не на что было купить книгу для занятий в школе, из-за чего на уроки его не пускали.
    Помимо материального неблагополучия детство мальчика было омрачено еще множеством других испытаний – морально-нравственного характера. Горький стал свидетелем и участником суровых законов купеческой среды. В его семье считалось нормальным, если дед избивает бабушку, идет непрестанная борьба за наследственное имущество матери, дети издеваются над другими детьми, если те слабее их и т.д.
    Тяжелый след в душе главного героя оставила череда смертей его близких. Алеше рано пришлось пережить смерть отца, братьев, матери, гибель Цыганка.
    Однако и хорошее тоже было в жизни мальчика. Воплощением добра, света и тепла была для Алеши его бабушка, человек поистине духовный, нравственный. Бабушка и внук были очень близки, именно благодаря ей, в душе мальчик еще теплилась надежда, что в этом мире есть хорошие достойные люди. Она заложила в нем любовь и стремление к жизни, веру в добро, веру в лучшее.
    Еще одним светлым лучиком в жизни Алеши стал Хорошее Дело. Человек этот было хорошо образованным, в то же время мальчика всегда тянуло к знаниям, к науке, оттого ему было с ним интересно.

  6. План
    1.Автобиография
    2.Новый дом
    3.Бабушка
    4.Дед
    5.Трудное детство
    Повесть «Детство» – автобиография Максима Горького. В этой повести он сам описал свое детство, а также чувства и эмоции, которые ему пришлось испытать.
    Из-за преждевременной смерти отца, мальчик вынужден был переехать в дом к дедушке и бабушке. Именно в этом доме у Алеши началась другая жизнь, которая по событиям лишь отдаленно напоминала детство.
    Обстановка, в которой жил маленький Алеша, была непростой: постоянные ссоры, выяснения отношений, дележка имущества и, конечно же, некрасивые истории в жизни мальчика. А ведь любовь и забота так нужны каждому человеку. У Алеши не складывались отношения во дворе с ребятами. Они смеялись над скандалами в его семье, а Алексей дрался и часто приходил побитый.
    Маленький Пешков любил бабушку, которая была радостью его жизни. Добрая и умная, с непростой судьбой, она сумела остаться человеком. Она рассказывала Алеше про отца, про свою жизнь и молодость, а также поучала внука не судить людей. И ведь получалось, не озлобился внук – разбирался понемногу в людях, умел дружить, сочувствовать и даже заступаться.
    К деду Алексей относился по-разному, но все же отношение к нему было скорее отрицательное, особенно после порки розгами. Осознав, что переборщил с наказанием, дед помирился с внуком. Потом он рассказывал о своем детстве, учил Лешу грамоте, и казался ему не таким злым и вредным, но после очередного скандала и ссор с бабушкой, отношение мальчика к нему не было теплым.
    Алексей описал свою жизнь такой, какая она была и показал, что в жизни любого ребенка тоже есть темные стороны, наполненные негативом, а детские годы не всегда бывают счастливыми, несмотря на распространенное мнение. Однако именно благодаря таким обстоятельствам, главный герой смог сформировать свой характер. Максим Горький помнил детство в мельчайших чертах до конца своих дней.

  7. Сочинение: Максим Горький
    ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков) (1868-1936), русский писатель, публицист. Большой резонанс имел сборник «Очерки и рассказы» (т. 1-3, 1898-99), где носителями новой, «свободной» морали были изображены (не без влияния ницшеанства) т. н. босяки. В романе «Мать» (1906-1907) сочувственно показал нарастание революционного движения в России. Выявив разные типы жизненного поведения обитателей ночлежки (пьеса «На дне», 1902), поставил вопрос о свободе и назначении человека. В «окуровском» цикле (роман «Жизнь Матвея Кожемякина», 1910-11) — пассивность, косность уездной русской жизни, проникновение в нее революционных настроений. В публицистической книге «Несвоевременные мысли» (отдельное издание 1918) резко критиковал взятый В. И. Лениным курс на революцию, утверждал ее преждевременность, разрушительные последствия. Автобиографическая трилогия: «Детство» (1913-14), «В людях» (1915-16), «Мои университеты» (1922). Литературные портреты, воспоминания. Многообразие человеческих характеров в пьесах («Егор Булычов и другие», 1932), в незавершенном романе-эпопее «Жизнь Клима Самгина» (т. 1-4, 1925-36). За границей и после возвращения в Россию оказывал большое влияние на формирование идейно-эстетических принципов советской литературы ( в т. ч. теории социалистического реализма).
    * * *
    ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя Алексей Максимович Пешков) [16 (28) марта 1868, Нижний Новгород — 18 июня 1936, Горки под Москвой], русский писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа 19-20 столетий (т. н. «серебряного века») и советской литературы.
    Происхождение, образование, мировоззрение
    Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-71) — сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-79) — из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное — заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).
    Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться…» — сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба».
    Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма И. В. Гете до позитивизма Ж. М. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. В его нижегородской библиотеке рядом с «Капиталом» К. Маркса и «Историческими письмами» П. Л. Лаврова стояли книги Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше.
    Грубость и невежество провинциального быта отравили его душу, но и — парадоксальным образом — породили веру в Человека и его потенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт. Гуманизм Горького нес в себе бунтарские и богоборческие черты. Любимым его чтением была библейская Книга Иова, где «Бог поучает человека, как ему быть богоравным и как с п о к о й н о встать рядом с Богом» (письмо Горького В. В. Розанову, 1912).
    Ранний Горький (1892-1905)
    Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией — А. Пешков; обозначения «А. М. Горький» и «Алексей Максимович Горький» контаминируют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 в тифлисской газете «Кавказ», где был напечатан первый рассказ «Макар Чудра». В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»). В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев». Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова и Л. Н. Толстого.
    С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о Горьком критика, и тем, что желал видеть в нем рядовой читатель. Традиционный принцип толкования произведений с точки зрения заключенного в них социального смысла применительно к раннему Горькому не срабатывал. Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени. По словам критика М. Протопопова, Горький подменил проблему художественной типизации проблемой «идейного лиризма». Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода «философию», которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с «правдой жизни». Критики в связи с его текстами решали не социальные вопросы и проблемы их литературного отражения, а непосредственно «вопрос о Горьком» и созданном им собирательном лирическом образе, который стал восприниматься как типический для России конца 19 — начала 20 вв. и который критика сравнивала со «сверхчеловеком» Ницше. Все это позволяет, вопреки традиционному взгляду, считать его скорее модернистом, чем реалистом.
    Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В. И. Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-07.
    Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества «Знание» и вскоре стал выпускать «Сборники товарищества «Знание», где печатались И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, В. В. Вересаев, Е. Н. Чириков, Н. Д. Телешов, А. С. Серафимович и др.
    Вершина раннего творчества, пьеса «На дне», в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном театре (1902; играли Станиславский, В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова и др.) В 1903 в берлинском Kleines Theater состоялось представление «На дне» с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького — «Мещане» (1901), «Дачники» (1904), «Дети солнца», «Варвары» (обе 1905), «Враги» (1906) — не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.
    Между двух революций (1905-1917)
    После поражения революции 1905-07 Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). «Каприйский» период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о «конце Горького» (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести «Мать» (1906; вторая редакция 1907). Он создает повести «Городок Окуров» (1909), «Детство» (1913-14), «В людях» (1915-16), цикл рассказов «По Руси» (1912-17). Споры в критике вызвала повесть «Исповедь» (1908), высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим «заигрывание с боженькой».
    Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи «коллективного разума», к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т. Манна, Горький протянул мост от Ницше к социализму). Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до «окопной вши», «пушечного мяса», когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий. В стихотворении Горького 1914 года есть строки: «Как же мы потом жить будем?//Что нам этот ужас принесет?//Что теперь от ненависти к людям // Душу мою спасет?»
    Годы эмиграции (1917-28)
    Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока, он услышал в ней не «музыку», а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В «Несвоевременных мыслях» (цикл статей в газете «Новая жизнь»; 1917-18; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге «О русском крестьянстве» (1922).
    Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литература», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств» (коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш «Сумасшедший корабль» и книге К. А. Федина «Горький среди нас»). Однако многих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.
    С 1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой (Л. М. Леоновым, В. В. Ивановым, А. А. Фадеевым, И. Э. Бабелем и др.) Написал цикл «Рассказы 1922-24 годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (1925-36). Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького этого времени, которые создавались с несомненной оглядкой на формальные искания русской прозы 20-х гг.
    Возвращение
    В 1928 Горький совершил «пробную» поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник он целиком погрузился в создание «Жизни Клима Самгина», панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства — фактах, о которых Горький не мог не знать. Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско-Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство «Аcademia», книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба», а также Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.
    Обстоятельства смерти
    Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына — Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве.
    Сочинения:
    Собрание сочинений. М., 1949-55. Т. 1-30.
    Полное собрание сочинений. Художественные произведения. М., 1968-76. Т. 1-25.
    О литературе. М., 1980.
    Переписка М. Горького. М., 1986. Т. 1-2.
    Литература:
    Груздев И. Горький и его время. М., 1962.
    Бабаян Э. Ранний Горький. М., 1973.
    Муратова К. Д. М. Горький: Семинарий. М., 1981.
    Максим Горький. Из литературного наследия: Горький и еврейский вопрос. Иерусалим, 1986.
    Горький и его эпоха. М., 1989. Вып. 1-2.
    Примочкина Н. Писатель и власть. М., 1996.
    Barry P. Scherr. Maxim Gorky. Boston, 1988.
    Armin Knigge. Maksim Gor’kij. Das literarische Werk. Munchen, 1994.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *