У нас в школе есть уроки технологии. Эти уроки проходят отдельно у мальчиков и отдельно у девочек.
Наш кабинет для уроков технологии настоящая мастерская. Вход девчонкам сюда запрещен.
Мастерская состоит из двух комнат. Первая самая большая комната – это сама мастерская. Здесь есть большие окна, стоит стол учителя. Висят плакаты с правилами безопасной работы с разными инструментами и электричеством. Здесь же стоят большие столы, на которых мы может делать чертежи изделий, поделки. Еще в этом кабинете стоят настоящие станки. На этих станках мы учимся вытачивать детали из различных материалов.
Еще в этом кабинете есть шкафы. В этих шкафах хранятся лучшие поделки учеников.
Вторая комната маленькая. Здесь нет окон. В этой комнате учитель хранит запасы материалов для уроков труда. Например, каждую зиму после новогодних каникул мы приносим сюда засохшие елки, которые выбрасывают после нового года. Деревца все равно пропадут, а нам они подходят для поделок. Из высушенных веток, мы будем делать панно. А из стволов выпиливать разные детали. Здесь же учитель хранит запасы наждачной бумаги, клей, разные гвозди и винты.
Мне очень нравятся уроки труда. Здесь я могу сделать много интересных поделок.
К уроку № 32
Работа первой группы.
Задание 1.
Выберите фамилию для героя. Объяснение сделанного выбора.
Терещенко, Геращенко, Радченко, Демченко, Семаго, Величко, Махно, Кравченко, Павленко, Пархоменко, Короленко, Козленко, Кириенко.
Фамилии, произошедшие от названия птиц, животных, растений: Голуб, Горлыца, Зозуля, Орлык, Соловэй, Бульба, Кавун, Лещенко, Бугай, Рыбалка, Гайворонский.
Задание 2.
Портрет героя. Прочитайте рабочие материалы. Нарисуйте словесный портрет героя, от лица которого будет идти рассказ. Объясните в группе, почему именно таким вы видите своего героя.
Гладко выбритая голова и длинный чуб хохол (его ещё называют «чупрына», «оседелец») были характерной и оригинальной приметой запорожского казака. Зачем же запорожцы наголо брили головы, оставляя длинный чуб? Слово «чуб», как считают некоторые исследователи, произошло от персидского «чоб» – гроздь, кисть, пучок. Интересно, что у персов слово «казак» переводилось как «хохол». Считается, что подобную причёску казаки заводили главным образом для форса, «на выхвалку». Чуб был для казака своеобразной визитной карточкой, внешним признаком (часто единственным!), по которому сечевики узнавали друг друга. Запорожец вдали от родных мест мог вырядиться в любую одежду. Однако чуб под головным убором был своего рода паролем при встрече с другим казаком. Как правило, чуб носили за левым ухом. Чтившие традиции «низового товарищества» и во всём соблюдавшие этикет старики объясняли, что «чупрына, как знак удалого храброго казака, должна быть обращена к левой стороне». В этом случае чуб был своеобразным знаком «достоинств и отличий», вроде медали, ордена или шпаги. Нередко по форме чуба, его длине и ухоженности судили о звании казака, его старшинском чине, боевой выучке и опытности. Развевающийся по ветру чуб часто устрашал противника больше, чем острая сабля.
Задание 3.
Как герой рассказа стал казаком-сечевиком. Прочитайте рабочие материалы и составьте рассказ от лица героя о том, как его приняли в вольное казачье войско. Лучшую историю расскажите в классе.
В казачье войско принимали не всякого. Для кандидатов существовала строгая система отбора, которая включала в себя различные испытания. На острове Хортица есть ущелье, которое называется Сечевыми воротами. Именно тут устраивали испытание новичкам. Между скалами укрепляли жердь, по которой с завязанными глазами должен был пройти парень, решивший стать казаком. Кто оступался (внизу его ловили дюжие сечевики), приходил сдавать экзамен на следующий год.
«Не тот казак, что на коне, а тот, что под конём», – шутили запорожцы. Умение обращаться с конём было одним из главных требований к кандидату. Поймают дикого лошака и велят садиться без седла, без уздечки, лицом к хвосту. Кто проскочит степь и вернётся здоровым, тот и казак!
Задание 4.
О чём рассказал старый казак?
Расскажите о сыновьях Тараса Бульбы Андрии и Остапе, включив оценку событий.
Составьте рассказ старого казака по данному началу. Включите в рассказ слова, характерные для данной эпохи. Лучшую историю расскажите в классе.
«Знавал я некогда сынов легендарного Тараса Бульбы. Добрые были казаки.
Младший Андрий…
Старший Остап…»
В нашей школьной мастерской уютная рабочая обстановка. Здесь всё продумано до мелочей, чтобы нам было интересно и легко учиться столярному мастерству, некоторым народным промыслам: резьбе по дереву, выжиганию, изготовлению шкатулок.
В большом, просторном помещении мастерской находятся верстаки для столярной paботы и различные станки: сверлильный, точильный, фрезерный и другие. У задней стены стоят шкафы с инструментами и заготовками. Окна расположены слева от верстаков, в простенках между которыми висят различные плакаты по технике безопасности и инструкции. Прямо перед верстаками находится стол учителя и большая доска, на которой учитель показывает нам чертежи будущих изделий, пишет нужные размеры, тему урока. У правой стены, там, где входная дверь, стоят станки. Рядом ещё одна дверь, которая ведёт на склад с древесиной и другими заготовками. На потолке висят лампы дневного света, которые всегда включены, так как окна нашей мастерской выходят не на солнечную сторону.
Я, как и все ребята нашего класса, очень люблю уроки трудового обучения, потому что на них очень интересно и можно что-то сделать своими собственными руками. А ещё много поделок нам разрешают уносить домой, и родители очень рады, когда я показываю им свою работу.
Моя работа в мастерской
(описание процесса труда)
Сейчас много товаров и нужных вещей продается в магазинах и на рынках, но я с уважением и даже с легкой завистью отношусь к тем людям, которые все могут сделать своими руками.
С нетерпением ожидал я, когда у нас начнутся уроки труда в школьной столярной мастерской. И вот наступил этот день. Учитель труда сначала подробно рассказал нам о технике безопасности, а затем раздал молотки, гвозди, рубанки, каждому дал задание.
Моя первая работа — изготовление вешалки. Я отпилил от доски кусок длиной сорок сантиметров и обстругал его рубанком. Затем начал делать прямоугольники. Первая часть получилась не очень красивой, кривой, и я стал ее переделывать. Другая выглядела уже лучше. Детали вешалки надо было обточить напильником. Напильник меня не слушался, все время соскальзывал и царапал верстак. Но я не сдавался, обточил детали. Теперь оставалось самое сложное: просверлить отверстие для проволоки. Сверло все пыталось уйти в сторону, вылезало наружу. Справился и с этим. И вот, наконец, все готово. Я собрал вешалку и отполировал ее. Моя вешалка показалась мне самой красивой и удобной.
Я понял, что значит сделать вещь своими руками.
В школьной мастерской
В нашей школьной мастерской уютная рабочая обстановка. Здесь всё продумано до мелочей, чтобы нам было интересно и легко учиться столярному мастерству, некоторым народным промыслам: резьбе по дереву, выжиганию, изготовлению шкатулок.
В большом, просторном помещении мастерской находятся верстаки для столярной работы и различные станки: сверлильный, точильный, фрезерный и другие. У задней стены стоят шкафы с инструментами и заготовками. Окна расположены слева от верстаков, в простенках между которыми висят различные плакаты по технике безопасности и инструкции. Прямо перед верстаками находится стол учителя и большая доска, на которой учитель показывает нам чертежи будущих изделий, пишет нужные размеры, тему урока. У правой стены, там, где входная дверь, стоят станки. Рядом ещё одна дверь, которая ведёт на склад с древесиной и другими заготовками. На потолке висят лампы дневного света, которые всегда включены, так как окна нашей мастерской выходят не на солнечную сторону.
Я, как и все ребята нашего класса, очень люблю уроки трудового обучения, потому что на них очень интересно и можно что-то сделать своими собственными руками. А ещё много поделок нам разрешают уносить домой, и родители очень рады, когда я показываю им свою работу.
В нашей школьной мастерской уютная рабочая обстановка. Здесь всё продумано до мелочей, чтобы нам было интересно и легко учиться столярному мастерству, некоторым народным промыслам: резьбе по дереву, выжиганию, изготовлению шкатулок.
В большом, просторном помещении мастерской находятся верстаки для столярной работы и различные станки: сверлильный, точильный, фрезерный и другие. У задней стены стоят шкафы с инструментами и заготовками. Окна расположены слева от верстаков, в простенках между которыми висят различные плакаты по технике безопасности и инструкции. Прямо перед верстаками находится стол учителя и большая доска, на которой учитель показывает нам чертежи будущих изделий, пишет нужные размеры, тему урока. У правой стены, там, где входная дверь, стоят станки. Рядом ещё одна дверь, которая ведёт на склад с древесиной и другими заготовками. На потолке висят лампы дневного света, которые всегда включены, так как окна нашей мастерской выходят не на солнечную сторону.
Я, как и все ребята нашего класса, очень люблю уроки трудового обучения, потому что на них очень интересно и можно что-то сделать своими собственными руками. А ещё много поделок нам разрешают уносить домой, и родители очень рады, когда я показываю им свою работу.
В нашей школьной мастерской уютная рабочая обстановка. Здесь всё продумано до мелочей, чтобы нам было интересно и легко учиться столярному мастерству, некоторым народным промыслам: резьбе по дереву, выжиганию, изготовлению шкатулок.
В большом, просторном помещении мастерской находятся верстаки для столярной paботы и различные станки: сверлильный, точильный, фрезерный и другие. У задней стены стоят шкафы с инструментами и заготовками. Окна расположены слева от верстаков, в простенках между которыми висят различные плакаты по технике безопасности и инструкции. Прямо перед верстаками находится стол учителя и большая доска, на которой учитель показывает нам чертежи будущих изделий, пишет нужные размеры, тему урока. У правой стены, там, где входная дверь, стоят станки. Рядом ещё одна дверь, которая ведёт на склад с древесиной и другими заготовками. На потолке висят лампы дневного света, которые всегда включены, так как окна нашей мастерской выходят не на солнечную сторону.
Я, как и все ребята нашего класса, очень люблю уроки трудового обучения, потому что на них очень интересно и можно что-то сделать своими собственными руками. А ещё много поделок нам разрешают уносить домой, и родители очень рады, когда я показываю им свою работу.
Подготовка к сочинению – описанию предмета или интерьера по личным впечатлениям в 6 классе
Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения, уяснить жанровые особенности сочинения-описания, учить отбирать материал к сочинению.
Оборудование: 1.Тексты «Подготовка к Новому году» (по Г. Скребицкому), «Голубая ель» (по Т. Тэсс), «Солнце с белыми лучами» (по Ю. Яковлеву). (Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-9 кл.: Кн. Для учителя.- М., 2004)
2. Зрительный ряд: художественные фотографии елей и сосен в заснеженном лесу; искусственные елочки на столе учителя и партах учеников, новогодние игрушки, украшения.
3. Рисунки учащихся , отражающие их впечатления, настроения.
4. Музыкальные произведения : «Вальс» Г. Свиридова (к повести А.С. Пушкина «Метель»).
Ход урока
I .Создание эмоционального настроя, радости, веселья.
Работа с текстом.
Отшумели, отсверкали новогодние праздники. Но еще живы воспоминания о том, как все мы, кто раньше, кто позже, начинали жить предвкушением праздника и с нетерпением ожидали того вечера, когда… (музыкальная пьеса звучит в качестве фона в первой части урока, поддерживая настроение праздника)… с жаром доставались из шкафа в передней запыленные картонные коробки из-под старых шляп. Стирались с них тряпкой пыль и открывались крышки. Из коробок весело выглядывал какой-то особый мир-мир праздников. Тускло поблескивали перепутанные между собой серебряные и золотые нити «дождя», елочной канители. Будто сказочные расписные яблоки, лежали укутанные в вату разноцветные стеклянные шары. А как хороши были ватные зайчики, белки, мишки! Как празднично сверкали усыпанные блестками звезды!
Очень весело было перебирать старые елочные украшения, но еще веселее – делать новые. Каждый год клеились маленькие корзиночки. В каждую корзиночку клалась конфета. И до чего же вкусны оказывались потом эти конфеты с елки! Куда вкуснее свежих, из магазина! (По Г. Скребицкому)
-Каким настроением проникнут текст?
-Какие слова и выражения в прозвучавшем тексте привлекли ваше внимание? Почему?
II. Сбор материалов к сочинению.
-Так как символом зимних праздников часто становится новогоднее дерево, которое мы, независимо от того сосна это или ель, называем «елкой», то и мы свою работу начнем со словосочетания новогодняя елка.
– Запишите на листочках это словосочетание, а ниже в левый столбик – слова, сходные с ним по смыслу или те , которые рождаются по ассоциации, а в правый столбик – слова, которые либо имеют одно окончание со словом елка, либо получаются из данного заменой какой-нибудь буквы или слога, либо составлены из букв слова елка.
Примерная запись в черновиках ребят:
Новогодняя елка
праздник полка
веселье колко
подарки звонко
восхищение гонка
сказочные семерка
добрые иголка
свечи полька
запах мандаринов
бенгальские огни
мороз
красота
бой курантов
счастье
-У К. Г. Паустовского в повести «Мещерская сторона» есть удивительные строки : « …ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом . По утрам солнце бьет в нее сквозь пурпурную, лиловую, зеленую листву, и всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажженной елки».
– Попробуйте красками изобразить это ощущение человека «внутри зажженной елки», или настроение самой новогодней елки, или собственные впечатления от праздников.
-А теперь ниже рисунка несколькими словами, словосочетаниями или предложениями прокомментируйте свой рисунок.
(Ребята рисуют под музыку 2-3 минуты. После словесного комментария их работы размещаются на одной половине стенда «Новогодняя елка».)
III. Работа над описанием как типом речи.
-Вот и мы попытаемся вновь окунуться в «этот мир «из серебра», мир чудес и сказок, и рассказать о нем. Вам предстоит описывать предмет (елку, елочные игрушки) и интерьер (празднично оформленное помещение). Вспомним последовательность работы над описанием.
Схема работы над описанием.
1.Охарактеризуйте общий вид предмета. (тема описания)
2. Назовите наиболее характерные признаки, найдите точные слова для их обозначения.
3. Определите цель описания, подумайте над идеей.
4. Расположите описание признаков, как того требуют тема и идея.
5. Придумайте заглавия, сопоставьте их, выберите из них лучшее.
– Так для чего вводится в текст описание предмета? Интерьера? (Чтобы передать мысли, чувства, настроение автора, его отношение к описываемому предмету, помещению, раскрыть характер хозяина вещей.)
IV. Конкурс на лучшее заглавие будущего сочинения (по рядам).
-Если бы вам в многостраничной газете нужно было выбрать одну статью для чтения, по какому принципу вы бы проводили отбор? (По заголовку – интересному, необычному, интригующему.) Придумайте заглавия для своих работ.
Учащимися были предложены следующие варианты заглавий:
1-й ряд (игрушка): «В стране елочных украшений»; «Не скучно ли новогодним игрушкам?»; «Обезьяна на …елке»; «Что растет на елке?» (С.Я. Маршак); «Музыка елочных игрушек».
2-й ряд (ель): «Ель-красавица»; «Дерево из сказки»; «Царица новогоднего бала»; «Нарядная гостья»; «Новогодний посол».
3-й ряд (интерьер): «На балу у новогодней елки»; «Готовимся к празднику»; «Преображенная комната»; «Вместе со свечами»; «В гостях у колючей принцессы».
V. Лексическая работа.
-Чтобы ваше произведение могло заинтересовать читателей не только заглавием, но и своим содержанием, постарайтесь избежать речевых ошибок и недочетов и сделать ваше сочинение ярким, образным, красивым.
Исправление речевых ошибок в тексте, записанном на обратной стороне крыла доски:
На всех стенах класса висят гирлянды из цветной бумаги, снежинки и другие украшения. Над доской висит яркий плакат «С Новым годом!»
Между окнами висят веселые рисунки. На окнах тоже рисунки, нарисованные яркими красками.
-Найдите речевые ошибки. Отредактируйте данный текст.
-Что помогает нам избежать повторов? (Синонимы). Подберите синонимы к словам (по рядам) стоять, блестеть, нравиться.
– Вспомните, что такое тропы, какую роль они играют в речи. Приведите примеры.
-Какие слова помогают выразить ваши чувства, оценки? Эмоционально-оценочная лексика: радость, веселый, восхищаться, интересно.)
VI. Смена эмоционального настроя на резко противоположный.
-Но жизнь наша – это не сплошной праздник. Есть в ней и другие по настроению минуты.
-Послушайте рассказ Т. Тэсс «Голубая ель» (На фоне музыки – чтение учителя.)
Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса, чтобы она чувствовала себя как дома.
Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась, и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды , перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом…
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчетливыми буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».
Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
Анализ текста. Определение его темы, идеи, средств осуществления главной мысли.
-Какими чувствами проникнут этот рассказ?
-Какие художественно-изобразительные средства использует автор для передачи своего настроения, отношения к предмету повествования?
-Как по-другому можно было бы озаглавить текст?
-Сколько же их, безвинно загубленных ради нескольких дней праздничного блеска, новогодних елей и сосен! Их обнаженные , а иногда и обугленные ветви-руки взывают к нашей совести, заставляют стыдливо отводить глаза, обходить посленовогодние кладбища бывших сиятельных красавиц.
-Попробуйте почувствовать себя выброшенной елкой, посмотрите на мир и людей ее «глазами», отразите свои чувства красками и прокомментируйте несколькими словами.
(Ребята рисуют под музыку 2-3 минуты. После словесного комментария их работы размещаются на другой половине стенда «Новогодняя елка».)
-Послушайте еще один рассказ. Подумайте, почему он прозвучит на сегодняшнем уроке? (Возможна инсценировка, подготовленная заранее учащимися.)
Солнце с белыми лучами.
Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своем открытии:
-Мама, мы нашли странный цветок!
-Он растет за домом, около клена с красными листьями.
-Мы не знаем его названия. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?
И они зашагали к клену с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду.
-Значит, не ты посадила этот цветок?- сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. И они стали ждать отца.
Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.
Он сказал:
-Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет много экзотических цветов.
Приходили соседи, разглядывали таинственного новосела. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок – инопланетянин, а семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.
И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далеком времени, о котором люди знают только по книгам.
Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом она сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение , и дети заметили на глазах у бабушки слезы.
-Это ромашка,- тихо сказала бабушка.
-Ро-маш-ка,- по складам повторили дети.- Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки или из Австралии?
-Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Людям казалось, что выпал снег. Теплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Белое колесико с желтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнышко с белыми лучами. А потом ромашек становилось все меньше и меньше. Их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо.
-Зачем? – четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку, а она молчала, не знала, что ответить. Потом покачала головой:
-Срывали просто так.
Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза ее стали сухими:
-Мы виноваты перед вами , дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин. (По Ю.Яковлеву).
VII. Работа по определению жанра будущего сочинения.
-Что объединяет прозвучавшие тексты? (Мысль о необходимости беречь все живое на земле.)
-В каких жанрах они написаны? (Рассказ и фантастический рассказ.)
-Что такое фантастика? (Вымысел.)
– А какой еще жанр художественных произведений основывается на вымысле, рассказе о необычных событиях? (Сказка.)
-Можно ли сказать, что фантастический рассказ и сказка – одно и то же? (Нет.)
-Давайте вспомним, каковы же признаки сказки, рассказа как видов художественных произведений.
VIII. Подведение итогов урока.
– Предыдущей работой на уроке мы ответили на вопросы, что мы будем делать (описывать по личным впечатлениям предмет – новогоднюю елку или новогодний интерьер), зачем мы станем это делать (чтобы передать свои мысли, чувства), как мы будем писать (в жанре рассказа, сказки, фантастического рассказа). В своем сочинении вы можете использовать материалы, находки и открытия этого урока.
Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских
Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»
Цель:
– формирование системы универсальных учебных действий;
– познакомить учащихся с двумя видами стоп: пиррихием и спондеем;
– дать определение пиррихия, спондея.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование:
– проектор,
– Г.С.Меркин. Литература. Учебник для 6 класса , часть I, с. 110-111,
– раздаточный материал
– «Школьный поэтический словарь» А.П.Квятковский
Технологические этапы
Действия (вопросы) учителя
Действия (ответы) учеников
1. Индукция
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о секретах стиха, продолжим знакомство с законами стихосложения.
На экране появляются слова:
— Поэзия
— вся! —
езда в незнаемое…
В.В.Маяковский
Ребята, как вы понимаете эти слова великого русского поэта?
Вот и сегодня мы вслед за Маяковским отправимся в это «незнаемое», приоткроем еще одну тайну стихосложения.
Активно слушают, записывают слова В.В.Маяковского в тетрадь.
Отвечают на поставленный вопрос
2. Самоконструкция
Сейчас вам предлагаются задания по определению размера стиха
Учащиеся работают в группах, определяя размер предложенных стихов А.С.Пушкина
3.Социоконструкция
Работая в группах, определите размер вашего стиха.
1 группа –
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет…
2 группа –
Я помню чудное мгновенье
Передо мной явилась ты…
3 группа –
Скучна мне оттепель; Вонь, грязь – весной я болен…
4. Социализация
всё, что сделано в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
В каждой группе идет обсуждение, предлагаются гипотезы.
5. Афиширование
Теперь каждая группа представляет результат своей работы
Работы каждой группы (схемы определения размера стиха) вывешиваются на доску, идет обсуждение.
6. Разрыв
Подведем итоги работы. Все ли получилось? Не возникли ли проблемы при определении размеров?
Итак, ребята, подведем итог вашей работе: вам не хватило нужной информации, не хватило нужных знаний.
Что предпримем?
Правильно, обратимся за помощью к справочной литературе, к нашему учебнику.
Участники 1 группы говорят, что размер своего стиха определили быстро. Это двусложный размер стиха хорей, но не смогли поставить ударение во второй строке 3-ей стопы. Куда же это ударение «исчезло»?
Участники 2 группы говорят, что размер своего стиха тоже определили быстро.
Это двусложный размер стиха ямб, но также нет ударения в 3-ей стопе в первой строке.
Участники 3 группы определили размер своего стиха. Это двусложный размер стиха хорей, но во второй строке в 1-ой стопе почему-то появляются два ударных слога. Почему?
Ребята работают с учебником, «Школьным поэтическим словарем» А.П.Квятковского и приходят к выводу: что в русском стихосложении выделяются две стопы: пиррихий (облегченная стопа без ударения) и спондей (утяжеленная стопа с двумя ударными стопами).
Новый материал учащиеся записывают в тетрадь.
7. Рефлексия
Оценивая свою работу в мастерской, ответьте на вопросы:
Что мне понравилось? Что нового я для себя открыл?
Выразите свои впечатления от урока,
(данные вопросы проецируются на экран)
Учитель благодарит учащихся за работу и их мнения об уроке.
Устные ответы учащихся, или их запись на заранее подготовленных листочках.
Зачитывание впечатлений (по желанию).
Сочинение по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». 6 класс
Письмо подруге
Дорогая Маша!
Недавно я побывала в городе Кирове на выставке картин, где увидела чудесное полотно Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». Эта картина произвела на меня огромное впечатление.
Когда смотришь на полотно, ты как бы попадаешь в комнату художника. В комнате просторно, нет ничего лишнего. Окно мастерской раскрыто, в него заглядывают два веселых мальчика. Мальчишка постарше внимательно рассматривает картину неизвестного нам художника. Что изображено на холсте, мы не знаем. Может, это высокие белоствольные березы. А может, это полевые ромашки, которые стоят на полу возле кресла. А возможно, на картине изображены те самые веселые мальчишки. Мальчика помладше больше интересует обстановка комнаты. Он с любопытством рассматривает палитру, необычные профессиональные кисти, мольберт, уже нарисованные картины.
Мне понравилось полотно Сыромятниковой «Первые зрители». Картина пронизана ярким, веселым настроением. Смотришь на картину, и самой очень хочется попасть в мастерскую художника, чтобы прикоснуться к тайне искусства.
Я советую тебе посетить эту выставку и обязательно посмотреть на это полотно.
До свидания. Алена.
(Мальцева Алена. 6 класс)
У нас в школе есть уроки технологии. Эти уроки проходят отдельно у мальчиков и отдельно у девочек.
Наш кабинет для уроков технологии настоящая мастерская. Вход девчонкам сюда запрещен.
Мастерская состоит из двух комнат. Первая самая большая комната – это сама мастерская. Здесь есть большие окна, стоит стол учителя. Висят плакаты с правилами безопасной работы с разными инструментами и электричеством. Здесь же стоят большие столы, на которых мы может делать чертежи изделий, поделки. Еще в этом кабинете стоят настоящие станки. На этих станках мы учимся вытачивать детали из различных материалов.
Еще в этом кабинете есть шкафы. В этих шкафах хранятся лучшие поделки учеников.
Вторая комната маленькая. Здесь нет окон. В этой комнате учитель хранит запасы материалов для уроков труда. Например, каждую зиму после новогодних каникул мы приносим сюда засохшие елки, которые выбрасывают после нового года. Деревца все равно пропадут, а нам они подходят для поделок. Из высушенных веток, мы будем делать панно. А из стволов выпиливать разные детали. Здесь же учитель хранит запасы наждачной бумаги, клей, разные гвозди и винты.
Мне очень нравятся уроки труда. Здесь я могу сделать много интересных поделок.
К уроку № 32
Работа первой группы.
Задание 1.
Выберите фамилию для героя. Объяснение сделанного выбора.
Терещенко, Геращенко, Радченко, Демченко, Семаго, Величко, Махно, Кравченко, Павленко, Пархоменко, Короленко, Козленко, Кириенко.
Фамилии, произошедшие от названия птиц, животных, растений: Голуб, Горлыца, Зозуля, Орлык, Соловэй, Бульба, Кавун, Лещенко, Бугай, Рыбалка, Гайворонский.
Задание 2.
Портрет героя. Прочитайте рабочие материалы. Нарисуйте словесный портрет героя, от лица которого будет идти рассказ. Объясните в группе, почему именно таким вы видите своего героя.
Гладко выбритая голова и длинный чуб хохол (его ещё называют «чупрына», «оседелец») были характерной и оригинальной приметой запорожского казака. Зачем же запорожцы наголо брили головы, оставляя длинный чуб? Слово «чуб», как считают некоторые исследователи, произошло от персидского «чоб» – гроздь, кисть, пучок. Интересно, что у персов слово «казак» переводилось как «хохол». Считается, что подобную причёску казаки заводили главным образом для форса, «на выхвалку». Чуб был для казака своеобразной визитной карточкой, внешним признаком (часто единственным!), по которому сечевики узнавали друг друга. Запорожец вдали от родных мест мог вырядиться в любую одежду. Однако чуб под головным убором был своего рода паролем при встрече с другим казаком. Как правило, чуб носили за левым ухом. Чтившие традиции «низового товарищества» и во всём соблюдавшие этикет старики объясняли, что «чупрына, как знак удалого храброго казака, должна быть обращена к левой стороне». В этом случае чуб был своеобразным знаком «достоинств и отличий», вроде медали, ордена или шпаги. Нередко по форме чуба, его длине и ухоженности судили о звании казака, его старшинском чине, боевой выучке и опытности. Развевающийся по ветру чуб часто устрашал противника больше, чем острая сабля.
Задание 3.
Как герой рассказа стал казаком-сечевиком. Прочитайте рабочие материалы и составьте рассказ от лица героя о том, как его приняли в вольное казачье войско. Лучшую историю расскажите в классе.
В казачье войско принимали не всякого. Для кандидатов существовала строгая система отбора, которая включала в себя различные испытания. На острове Хортица есть ущелье, которое называется Сечевыми воротами. Именно тут устраивали испытание новичкам. Между скалами укрепляли жердь, по которой с завязанными глазами должен был пройти парень, решивший стать казаком. Кто оступался (внизу его ловили дюжие сечевики), приходил сдавать экзамен на следующий год.
«Не тот казак, что на коне, а тот, что под конём», – шутили запорожцы. Умение обращаться с конём было одним из главных требований к кандидату. Поймают дикого лошака и велят садиться без седла, без уздечки, лицом к хвосту. Кто проскочит степь и вернётся здоровым, тот и казак!
Задание 4.
О чём рассказал старый казак?
Расскажите о сыновьях Тараса Бульбы Андрии и Остапе, включив оценку событий.
Составьте рассказ старого казака по данному началу. Включите в рассказ слова, характерные для данной эпохи. Лучшую историю расскажите в классе.
«Знавал я некогда сынов легендарного Тараса Бульбы. Добрые были казаки.
Младший Андрий…
Старший Остап…»
В нашей школьной мастерской уютная рабочая обстановка. Здесь всё продумано до мелочей, чтобы нам было интересно и легко учиться столярному мастерству, некоторым народным промыслам: резьбе по дереву, выжиганию, изготовлению шкатулок.
В большом, просторном помещении мастерской находятся верстаки для столярной paботы и различные станки: сверлильный, точильный, фрезерный и другие. У задней стены стоят шкафы с инструментами и заготовками. Окна расположены слева от верстаков, в простенках между которыми висят различные плакаты по технике безопасности и инструкции. Прямо перед верстаками находится стол учителя и большая доска, на которой учитель показывает нам чертежи будущих изделий, пишет нужные размеры, тему урока. У правой стены, там, где входная дверь, стоят станки. Рядом ещё одна дверь, которая ведёт на склад с древесиной и другими заготовками. На потолке висят лампы дневного света, которые всегда включены, так как окна нашей мастерской выходят не на солнечную сторону.
Я, как и все ребята нашего класса, очень люблю уроки трудового обучения, потому что на них очень интересно и можно что-то сделать своими собственными руками. А ещё много поделок нам разрешают уносить домой, и родители очень рады, когда я показываю им свою работу.
Моя работа в мастерской
(описание процесса труда)
Сейчас много товаров и нужных вещей продается в магазинах и на рынках, но я с уважением и даже с легкой завистью отношусь к тем людям, которые все могут сделать своими руками.
С нетерпением ожидал я, когда у нас начнутся уроки труда в школьной столярной мастерской. И вот наступил этот день. Учитель труда сначала подробно рассказал нам о технике безопасности, а затем раздал молотки, гвозди, рубанки, каждому дал задание.
Моя первая работа — изготовление вешалки. Я отпилил от доски кусок длиной сорок сантиметров и обстругал его рубанком. Затем начал делать прямоугольники. Первая часть получилась не очень красивой, кривой, и я стал ее переделывать. Другая выглядела уже лучше. Детали вешалки надо было обточить напильником. Напильник меня не слушался, все время соскальзывал и царапал верстак. Но я не сдавался, обточил детали. Теперь оставалось самое сложное: просверлить отверстие для проволоки. Сверло все пыталось уйти в сторону, вылезало наружу. Справился и с этим. И вот, наконец, все готово. Я собрал вешалку и отполировал ее. Моя вешалка показалась мне самой красивой и удобной.
Я понял, что значит сделать вещь своими руками.
В школьной мастерской
В нашей школьной мастерской уютная рабочая обстановка. Здесь всё продумано до мелочей, чтобы нам было интересно и легко учиться столярному мастерству, некоторым народным промыслам: резьбе по дереву, выжиганию, изготовлению шкатулок.
В большом, просторном помещении мастерской находятся верстаки для столярной работы и различные станки: сверлильный, точильный, фрезерный и другие. У задней стены стоят шкафы с инструментами и заготовками. Окна расположены слева от верстаков, в простенках между которыми висят различные плакаты по технике безопасности и инструкции. Прямо перед верстаками находится стол учителя и большая доска, на которой учитель показывает нам чертежи будущих изделий, пишет нужные размеры, тему урока. У правой стены, там, где входная дверь, стоят станки. Рядом ещё одна дверь, которая ведёт на склад с древесиной и другими заготовками. На потолке висят лампы дневного света, которые всегда включены, так как окна нашей мастерской выходят не на солнечную сторону.
Я, как и все ребята нашего класса, очень люблю уроки трудового обучения, потому что на них очень интересно и можно что-то сделать своими собственными руками. А ещё много поделок нам разрешают уносить домой, и родители очень рады, когда я показываю им свою работу.
В нашей школьной мастерской уютная рабочая обстановка. Здесь всё продумано до мелочей, чтобы нам было интересно и легко учиться столярному мастерству, некоторым народным промыслам: резьбе по дереву, выжиганию, изготовлению шкатулок.
В большом, просторном помещении мастерской находятся верстаки для столярной работы и различные станки: сверлильный, точильный, фрезерный и другие. У задней стены стоят шкафы с инструментами и заготовками. Окна расположены слева от верстаков, в простенках между которыми висят различные плакаты по технике безопасности и инструкции. Прямо перед верстаками находится стол учителя и большая доска, на которой учитель показывает нам чертежи будущих изделий, пишет нужные размеры, тему урока. У правой стены, там, где входная дверь, стоят станки. Рядом ещё одна дверь, которая ведёт на склад с древесиной и другими заготовками. На потолке висят лампы дневного света, которые всегда включены, так как окна нашей мастерской выходят не на солнечную сторону.
Я, как и все ребята нашего класса, очень люблю уроки трудового обучения, потому что на них очень интересно и можно что-то сделать своими собственными руками. А ещё много поделок нам разрешают уносить домой, и родители очень рады, когда я показываю им свою работу.
В нашей школьной мастерской уютная рабочая обстановка. Здесь всё продумано до мелочей, чтобы нам было интересно и легко учиться столярному мастерству, некоторым народным промыслам: резьбе по дереву, выжиганию, изготовлению шкатулок.
В большом, просторном помещении мастерской находятся верстаки для столярной paботы и различные станки: сверлильный, точильный, фрезерный и другие. У задней стены стоят шкафы с инструментами и заготовками. Окна расположены слева от верстаков, в простенках между которыми висят различные плакаты по технике безопасности и инструкции. Прямо перед верстаками находится стол учителя и большая доска, на которой учитель показывает нам чертежи будущих изделий, пишет нужные размеры, тему урока. У правой стены, там, где входная дверь, стоят станки. Рядом ещё одна дверь, которая ведёт на склад с древесиной и другими заготовками. На потолке висят лампы дневного света, которые всегда включены, так как окна нашей мастерской выходят не на солнечную сторону.
Я, как и все ребята нашего класса, очень люблю уроки трудового обучения, потому что на них очень интересно и можно что-то сделать своими собственными руками. А ещё много поделок нам разрешают уносить домой, и родители очень рады, когда я показываю им свою работу.
Подготовка к сочинению – описанию предмета или интерьера по личным впечатлениям в 6 классе
Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения, уяснить жанровые особенности сочинения-описания, учить отбирать материал к сочинению.
Оборудование: 1.Тексты «Подготовка к Новому году» (по Г. Скребицкому), «Голубая ель» (по Т. Тэсс), «Солнце с белыми лучами» (по Ю. Яковлеву). (Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-9 кл.: Кн. Для учителя.- М., 2004)
2. Зрительный ряд: художественные фотографии елей и сосен в заснеженном лесу; искусственные елочки на столе учителя и партах учеников, новогодние игрушки, украшения.
3. Рисунки учащихся , отражающие их впечатления, настроения.
4. Музыкальные произведения : «Вальс» Г. Свиридова (к повести А.С. Пушкина «Метель»).
Ход урока
I .Создание эмоционального настроя, радости, веселья.
Работа с текстом.
Отшумели, отсверкали новогодние праздники. Но еще живы воспоминания о том, как все мы, кто раньше, кто позже, начинали жить предвкушением праздника и с нетерпением ожидали того вечера, когда… (музыкальная пьеса звучит в качестве фона в первой части урока, поддерживая настроение праздника)… с жаром доставались из шкафа в передней запыленные картонные коробки из-под старых шляп. Стирались с них тряпкой пыль и открывались крышки. Из коробок весело выглядывал какой-то особый мир-мир праздников. Тускло поблескивали перепутанные между собой серебряные и золотые нити «дождя», елочной канители. Будто сказочные расписные яблоки, лежали укутанные в вату разноцветные стеклянные шары. А как хороши были ватные зайчики, белки, мишки! Как празднично сверкали усыпанные блестками звезды!
Очень весело было перебирать старые елочные украшения, но еще веселее – делать новые. Каждый год клеились маленькие корзиночки. В каждую корзиночку клалась конфета. И до чего же вкусны оказывались потом эти конфеты с елки! Куда вкуснее свежих, из магазина! (По Г. Скребицкому)
-Каким настроением проникнут текст?
-Какие слова и выражения в прозвучавшем тексте привлекли ваше внимание? Почему?
II. Сбор материалов к сочинению.
-Так как символом зимних праздников часто становится новогоднее дерево, которое мы, независимо от того сосна это или ель, называем «елкой», то и мы свою работу начнем со словосочетания новогодняя елка.
– Запишите на листочках это словосочетание, а ниже в левый столбик – слова, сходные с ним по смыслу или те , которые рождаются по ассоциации, а в правый столбик – слова, которые либо имеют одно окончание со словом елка, либо получаются из данного заменой какой-нибудь буквы или слога, либо составлены из букв слова елка.
Примерная запись в черновиках ребят:
Новогодняя елка
праздник полка
веселье колко
подарки звонко
восхищение гонка
сказочные семерка
добрые иголка
свечи полька
запах мандаринов
бенгальские огни
мороз
красота
бой курантов
счастье
-У К. Г. Паустовского в повести «Мещерская сторона» есть удивительные строки : « …ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом . По утрам солнце бьет в нее сквозь пурпурную, лиловую, зеленую листву, и всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажженной елки».
– Попробуйте красками изобразить это ощущение человека «внутри зажженной елки», или настроение самой новогодней елки, или собственные впечатления от праздников.
-А теперь ниже рисунка несколькими словами, словосочетаниями или предложениями прокомментируйте свой рисунок.
(Ребята рисуют под музыку 2-3 минуты. После словесного комментария их работы размещаются на одной половине стенда «Новогодняя елка».)
III. Работа над описанием как типом речи.
-Вот и мы попытаемся вновь окунуться в «этот мир «из серебра», мир чудес и сказок, и рассказать о нем. Вам предстоит описывать предмет (елку, елочные игрушки) и интерьер (празднично оформленное помещение). Вспомним последовательность работы над описанием.
Схема работы над описанием.
1.Охарактеризуйте общий вид предмета. (тема описания)
2. Назовите наиболее характерные признаки, найдите точные слова для их обозначения.
3. Определите цель описания, подумайте над идеей.
4. Расположите описание признаков, как того требуют тема и идея.
5. Придумайте заглавия, сопоставьте их, выберите из них лучшее.
– Так для чего вводится в текст описание предмета? Интерьера? (Чтобы передать мысли, чувства, настроение автора, его отношение к описываемому предмету, помещению, раскрыть характер хозяина вещей.)
IV. Конкурс на лучшее заглавие будущего сочинения (по рядам).
-Если бы вам в многостраничной газете нужно было выбрать одну статью для чтения, по какому принципу вы бы проводили отбор? (По заголовку – интересному, необычному, интригующему.) Придумайте заглавия для своих работ.
Учащимися были предложены следующие варианты заглавий:
1-й ряд (игрушка): «В стране елочных украшений»; «Не скучно ли новогодним игрушкам?»; «Обезьяна на …елке»; «Что растет на елке?» (С.Я. Маршак); «Музыка елочных игрушек».
2-й ряд (ель): «Ель-красавица»; «Дерево из сказки»; «Царица новогоднего бала»; «Нарядная гостья»; «Новогодний посол».
3-й ряд (интерьер): «На балу у новогодней елки»; «Готовимся к празднику»; «Преображенная комната»; «Вместе со свечами»; «В гостях у колючей принцессы».
V. Лексическая работа.
-Чтобы ваше произведение могло заинтересовать читателей не только заглавием, но и своим содержанием, постарайтесь избежать речевых ошибок и недочетов и сделать ваше сочинение ярким, образным, красивым.
Исправление речевых ошибок в тексте, записанном на обратной стороне крыла доски:
На всех стенах класса висят гирлянды из цветной бумаги, снежинки и другие украшения. Над доской висит яркий плакат «С Новым годом!»
Между окнами висят веселые рисунки. На окнах тоже рисунки, нарисованные яркими красками.
-Найдите речевые ошибки. Отредактируйте данный текст.
-Что помогает нам избежать повторов? (Синонимы). Подберите синонимы к словам (по рядам) стоять, блестеть, нравиться.
– Вспомните, что такое тропы, какую роль они играют в речи. Приведите примеры.
-Какие слова помогают выразить ваши чувства, оценки? Эмоционально-оценочная лексика: радость, веселый, восхищаться, интересно.)
VI. Смена эмоционального настроя на резко противоположный.
-Но жизнь наша – это не сплошной праздник. Есть в ней и другие по настроению минуты.
-Послушайте рассказ Т. Тэсс «Голубая ель» (На фоне музыки – чтение учителя.)
Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса, чтобы она чувствовала себя как дома.
Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась, и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды , перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом…
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчетливыми буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».
Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
Анализ текста. Определение его темы, идеи, средств осуществления главной мысли.
-Какими чувствами проникнут этот рассказ?
-Какие художественно-изобразительные средства использует автор для передачи своего настроения, отношения к предмету повествования?
-Как по-другому можно было бы озаглавить текст?
-Сколько же их, безвинно загубленных ради нескольких дней праздничного блеска, новогодних елей и сосен! Их обнаженные , а иногда и обугленные ветви-руки взывают к нашей совести, заставляют стыдливо отводить глаза, обходить посленовогодние кладбища бывших сиятельных красавиц.
-Попробуйте почувствовать себя выброшенной елкой, посмотрите на мир и людей ее «глазами», отразите свои чувства красками и прокомментируйте несколькими словами.
(Ребята рисуют под музыку 2-3 минуты. После словесного комментария их работы размещаются на другой половине стенда «Новогодняя елка».)
-Послушайте еще один рассказ. Подумайте, почему он прозвучит на сегодняшнем уроке? (Возможна инсценировка, подготовленная заранее учащимися.)
Солнце с белыми лучами.
Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своем открытии:
-Мама, мы нашли странный цветок!
-Он растет за домом, около клена с красными листьями.
-Мы не знаем его названия. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?
И они зашагали к клену с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду.
-Значит, не ты посадила этот цветок?- сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. И они стали ждать отца.
Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.
Он сказал:
-Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет много экзотических цветов.
Приходили соседи, разглядывали таинственного новосела. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок – инопланетянин, а семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.
И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далеком времени, о котором люди знают только по книгам.
Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом она сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение , и дети заметили на глазах у бабушки слезы.
-Это ромашка,- тихо сказала бабушка.
-Ро-маш-ка,- по складам повторили дети.- Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки или из Австралии?
-Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Людям казалось, что выпал снег. Теплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Белое колесико с желтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнышко с белыми лучами. А потом ромашек становилось все меньше и меньше. Их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо.
-Зачем? – четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку, а она молчала, не знала, что ответить. Потом покачала головой:
-Срывали просто так.
Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза ее стали сухими:
-Мы виноваты перед вами , дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин. (По Ю.Яковлеву).
VII. Работа по определению жанра будущего сочинения.
-Что объединяет прозвучавшие тексты? (Мысль о необходимости беречь все живое на земле.)
-В каких жанрах они написаны? (Рассказ и фантастический рассказ.)
-Что такое фантастика? (Вымысел.)
– А какой еще жанр художественных произведений основывается на вымысле, рассказе о необычных событиях? (Сказка.)
-Можно ли сказать, что фантастический рассказ и сказка – одно и то же? (Нет.)
-Давайте вспомним, каковы же признаки сказки, рассказа как видов художественных произведений.
VIII. Подведение итогов урока.
– Предыдущей работой на уроке мы ответили на вопросы, что мы будем делать (описывать по личным впечатлениям предмет – новогоднюю елку или новогодний интерьер), зачем мы станем это делать (чтобы передать свои мысли, чувства), как мы будем писать (в жанре рассказа, сказки, фантастического рассказа). В своем сочинении вы можете использовать материалы, находки и открытия этого урока.
Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских
Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»
Цель:
– формирование системы универсальных учебных действий;
– познакомить учащихся с двумя видами стоп: пиррихием и спондеем;
– дать определение пиррихия, спондея.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование:
– проектор,
– Г.С.Меркин. Литература. Учебник для 6 класса , часть I, с. 110-111,
– раздаточный материал
– «Школьный поэтический словарь» А.П.Квятковский
Технологические этапы
Действия (вопросы) учителя
Действия (ответы) учеников
1. Индукция
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о секретах стиха, продолжим знакомство с законами стихосложения.
На экране появляются слова:
— Поэзия
— вся! —
езда в незнаемое…
В.В.Маяковский
Ребята, как вы понимаете эти слова великого русского поэта?
Вот и сегодня мы вслед за Маяковским отправимся в это «незнаемое», приоткроем еще одну тайну стихосложения.
Активно слушают, записывают слова В.В.Маяковского в тетрадь.
Отвечают на поставленный вопрос
2. Самоконструкция
Сейчас вам предлагаются задания по определению размера стиха
Учащиеся работают в группах, определяя размер предложенных стихов А.С.Пушкина
3.Социоконструкция
Работая в группах, определите размер вашего стиха.
1 группа –
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет…
2 группа –
Я помню чудное мгновенье
Передо мной явилась ты…
3 группа –
Скучна мне оттепель; Вонь, грязь – весной я болен…
4. Социализация
всё, что сделано в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
В каждой группе идет обсуждение, предлагаются гипотезы.
5. Афиширование
Теперь каждая группа представляет результат своей работы
Работы каждой группы (схемы определения размера стиха) вывешиваются на доску, идет обсуждение.
6. Разрыв
Подведем итоги работы. Все ли получилось? Не возникли ли проблемы при определении размеров?
Итак, ребята, подведем итог вашей работе: вам не хватило нужной информации, не хватило нужных знаний.
Что предпримем?
Правильно, обратимся за помощью к справочной литературе, к нашему учебнику.
Участники 1 группы говорят, что размер своего стиха определили быстро. Это двусложный размер стиха хорей, но не смогли поставить ударение во второй строке 3-ей стопы. Куда же это ударение «исчезло»?
Участники 2 группы говорят, что размер своего стиха тоже определили быстро.
Это двусложный размер стиха ямб, но также нет ударения в 3-ей стопе в первой строке.
Участники 3 группы определили размер своего стиха. Это двусложный размер стиха хорей, но во второй строке в 1-ой стопе почему-то появляются два ударных слога. Почему?
Ребята работают с учебником, «Школьным поэтическим словарем» А.П.Квятковского и приходят к выводу: что в русском стихосложении выделяются две стопы: пиррихий (облегченная стопа без ударения) и спондей (утяжеленная стопа с двумя ударными стопами).
Новый материал учащиеся записывают в тетрадь.
7. Рефлексия
Оценивая свою работу в мастерской, ответьте на вопросы:
Что мне понравилось? Что нового я для себя открыл?
Выразите свои впечатления от урока,
(данные вопросы проецируются на экран)
Учитель благодарит учащихся за работу и их мнения об уроке.
Устные ответы учащихся, или их запись на заранее подготовленных листочках.
Зачитывание впечатлений (по желанию).
Сочинение по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». 6 класс
Письмо подруге
Дорогая Маша!
Недавно я побывала в городе Кирове на выставке картин, где увидела чудесное полотно Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». Эта картина произвела на меня огромное впечатление.
Когда смотришь на полотно, ты как бы попадаешь в комнату художника. В комнате просторно, нет ничего лишнего. Окно мастерской раскрыто, в него заглядывают два веселых мальчика. Мальчишка постарше внимательно рассматривает картину неизвестного нам художника. Что изображено на холсте, мы не знаем. Может, это высокие белоствольные березы. А может, это полевые ромашки, которые стоят на полу возле кресла. А возможно, на картине изображены те самые веселые мальчишки. Мальчика помладше больше интересует обстановка комнаты. Он с любопытством рассматривает палитру, необычные профессиональные кисти, мольберт, уже нарисованные картины.
Мне понравилось полотно Сыромятниковой «Первые зрители». Картина пронизана ярким, веселым настроением. Смотришь на картину, и самой очень хочется попасть в мастерскую художника, чтобы прикоснуться к тайне искусства.
Я советую тебе посетить эту выставку и обязательно посмотреть на это полотно.
До свидания. Алена.
(Мальцева Алена. 6 класс)