Сочинение на тему в поисках смысла жизни

7 вариантов

  1. Хорошим примером о поиске смысла жизни может послужить произведение Л.Н. Толстого «Война и мир». В его художественном мире есть герои, настойчиво и целеустремленно стремящиеся к полной гармонии с миром, неустанно ищущие смысл жизни. Духовная красота любимых героев писателя – князя Андрея Болконского и Пьера Безухова – проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь – это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Средством раскрытия внутреннего мира героев Толстой избрал диалог. Споры Андрея и Пьера – не пустая болтовня и не поединок амбиций, это стремление разобраться в собственных мыслях и попытаться понять размышления другого человека. Оба героя живут напряженной духовной жизнью и извлекают из текущих впечатлений общий смысл. Их отношения носят характер просторной дружбы. Каждый из них идет своим путем. Они не нуждаются в повседневном общении, не стремятся узнать как можно больше подробностей о жизни друг друга. Но они искренне уважают друг друга и чувствуют, что истина другого так же добыта страданиями, как и его собственная, что она выросла из жизни, что за каждым аргументом спора стоит жизнь. Споры Андрея Болконского и Пьера Безухова о смысле жизни отражают внутреннюю борьбу в душе писателя, которая не прекращалась на протяжении всей его жизни. Человек, по мнению писателя, должен постоянно размышлять, искать, ошибаться и снова искать, ибо «спокойствие – это душевная подлость».

  2. Работа Л. Толстого над романом «Война и мир» продолжалась с 1863 по 1869 год. Это было время расцвета творчества писателя, когда успех его литературной деятельности позволил перейти к работе над огромным не только по объему произведением.
    Одним из «вечных» вопросов является поиск смысла жизни. Главным героям присуще внутреннее беспокойство, вечный поиск, неутоленные желания чего-то большего, чем предлагает обыденная жизнь.
    Семейный и, кажется вполне благополучный Болконский видит цель в славе, в служении большому общему делу, которое должно быть благом для всего народа. Случая он, как и его кумир – Наполеон – ищет на поле боя и находит под небом Аустерлице. Но со славой пришло и разочарование в прошлых идеалах. В дальнейшем, пережив потрясение: смерть жены и рождение сына, Болконский продолжат путь «служения». Теперь он живет для своей семьи.
    Размышления, самосовершенствование Андрея Болконского прерывает ворвавшаяся ураганом любовь к Наташе. Снова он погружается в общественную деятельность, работает у Сперанского. И снова его ждет разочарование: как в служении обществу, так и в любви.
    Однако, не случайно Андрей Болконский погибает, а его друг, Пьер Безухов остается жив. Первый был женихом Наташи, второй станет мужем. Болконский в поисках смысла жизни опирался на разум, Безухов же – соединение разума, эмоций и интуиции. Мягкий и увлекающийся, подверженный чужому влиянию – именно он способен более полно познать жизнь.
    Самый больший путь в осмыслении жизни Пьер Безухов проходит за 1812 год. Он несвободен, но любит Наташу. Перед началом Бородинской битвы, последний раз видясь с Болконским, он рассуждает о новом понимании жизни, где он – простой русский солдат. Участие в сражении, горящая Москва, плен, где Пьер понимает: в плену находится только тело, душа по-прежнему свободна. Там и происходит знакомство с Платоном Каратаевым, простым солдатом, повлиявшим на мировоззрение Пьера: жить можно в самых сложных условиях и можно продолжать любить эту жизнь, какой бы тяжелой она не казалась.
    ?Мини-сочинение на тему “В поисках смысла жизни в романе “Война и Мир”” (вариант 2)???

  3. В чем смысл жизни? Над этим философским вопросом думали многие люди, многие поколения, но определенного ответа найдено не было. Дело в том, что у каждого человека своя позиция, которая в основном зависит от восприятия жизни, ценностей и много другого.
    Существует очень много мнений, для кого-то смысл жизни- это веселье, для кого-то семья. Моя позиция такова: смысл жизни человека заключается в достижении целей, обустройстве жизни, что в последующем поможет принести в копилку мира что-то хорошее и полезное. Свою точку зрения я докажу с помощью нескольких аргументов.
    Во-первых, на протяжении всей своей жизни человек ставит себе разнообразные цели, которые помогают развиваться, устроиться в жизни: закончить школу, поступить в институт, прочесть большую книгу или прыгнуть с парашютом. Все эти цели составляют жизнь человека, а смыслом ее становится исполнение мечт, достижение желаемого. Как мне кажется, с любой стороны получается , что смысл жизни человека в его целях, он живет ради их исполнения, даже если сам того не замечает. Например, ради исполнения той или иной цели, мечты человек тратит свое время, а иногда и большие периоды жизни. Может ли это не являться доказательством?
    Во-вторых, среди общества есть люди, называемые альтруистами. Это те личности, которые готовы на жертвы ради других. Таким людям важно помогать тем, кто нуждается в их помощи. Смысл жизни таких «героев» состоит в том, чтобы как можно больше пользы принести за свою жизнь. Это желание не сопровождается корыстью. Как раз, чтобы сделать больше хорошего, альтруисты ставят цели, добиваются их. Если обустроить и свою жизнь, то другим можно будет уже стабильно оказывать помощь. Все взаимосвязано.
    Этот вопрос можно рассмотреть даже на примере известного космонавта Алексея Леонова. Полететь в космос-это была его мечта, которая превратилась в смысл жизни. После неполадок с беспилотным кораблем запуск основного было решено перенести. А. Леонов не собирался отступать-он долго шел к мечте. Несмотря на большой риск, А. Леонов вместе с П. Беляевым успешно выполнили задание и вернулись героями Советского Союза. Если человек не побоялся потерять жизнь ради мечты, значит она и есть смысл его жизни.
    Таким образом, моя точка зрения верна, смысл жизни человека в исполнении мечт, достижении целей, которые не только важны в жизни, но и несут за собой добро. Хотелось бы добавить, что смысл жизни должен заключаться в чем-то важном.

  4. Каждый из нас проживает свою жизнь так, как решает верным. Все мы ставим перед собой определенные цели, задачи, выполняем или не выполняем их. Для того, чтобы человек прожил достойную жизнь и был доволен ею, он должен определить для себя смысл жизни.
    Сделать это нам помогают родители, окружающие. Прежде всего, конечно, на нас и наше мировоззрение влияет наше воспитание. То, как нас воспитывали в детстве, то, что в нас вкладывали, будет управлять нами, от этого будут зависеть наши планы на будущие и наши действия.
    Многие писатели и поэты творили на тему смысла жизни. Эта проблема является актуальной во все времена, поэтому рассуждения о смысле жизни не помешают никому, напротив, об этом нужно думать как можно больше.
    В романе Александра Сергеевича ПушкинА «Евгений Онегин» главный герой оказывается в весьма сложной ситуации. Он не знает, как жить в современном ему обществе. Причиной тому служит его нежелание и неумение трудиться, находить себя, действовать. Именно поэтому герой не находит своего счастья, своего смысла жизни и так и остается одиноким и несчастным.
    Также в романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин — главный герой произведения, не смог направить свои силы в нужное русло и так же, как и Онегин не смог найти своего счастья. Печорин чувствовал, что в…
    нем, в его душе есть силы, он может действовать. Но герою мешало то, что он не знал, к чему эту свою силу приложить, в какое русло ее направить. Причиной тому, что Печорин так и не смог найти себя, является общество. Ведь от окружающего человека общества также зависит его мировоззрение и мировосприятие. Общество Печорина было таковым, что незаурядной личности не было в не места. Именно поэтому Печорин так и не смог стать счастливым и найти свой смысл жизни.
    И. А. Гончаров как и предыдущие авторы много рассуждал о смысле жизни. В его романе «Обломов» главный герой — Илья Ильич Обломов не смог найти смысл жизни не по вине собственной глупости. Обломов был добрым, талантливым человеком, но действовать и становиться счастливым ему мешало его мировоззрение. Воспитанный в теплом, добром семейном кругу, Обломов стал ранимым, мягким и слабовольным человеком. Именно поэтому он не мог определить для себя смысл жизни. Отсутствие высоких целей в жизни общества, лень и слабохарактерность сгубили талантливого человека.
    Смысл жизни — важная составляющая жизни каждого человека. У каждого из нас должен быть смысл жить, действовать, творить. Ведь он, словно мотивация, помогает нам стремиться к чему-то, добиваться результатов, совершенствовать себя и окружающий мир. Это помогает человеку стать по-настоящему счастливым и достойно прожить свою жизнь.

  5. Сочинение: В поисках смысла жизни

    В поисках смысла жизни

    (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”)

    Л.Н. Толстой был писателем огромного всемирного масштаба, так как предметом его исследований был человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя.
    Не случайно, вспоминая творения Толстого, мы вспоминаем и термин, впервые введенный в литературоведческий обиход Н.Г. Чернышевским “диалектика души”.
    Н.Г. Чернышевский писал: “Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого – влияние общественных отношений и столкновений на характеры, третьего – связь чувств с действиями… Графа Толстого всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души…”
    Давайте остановимся подробнее на том, как показан этот процесс в бессмертном романе-эпопее графа Л.Н. Толстого “Война и мир”. Главная проблема, которую ставит в своем романе писатель, – проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Его любимые герои – Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы, герои ищущие, мучающиеся, страдающие. Для них характерна неуспокоенность души, желание быть полезным, нужным, любимым. Я хотел бы остановиться подробнее на личности самого любимого и близкого писателю героя – на личности Пьера Безухова. Подобно Андрею Болконскому, Пьер – честен и высокообразован. Но если Андрей – рационалист (у него рассудок преобладает над чувствами), то Безухов “натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться”. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист.
    Вначале под влиянием молодости и окружающей обстановки он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной красавице Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровывается в жизни. Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества, и он понимает необходимость борьбы.
    В этот критический момент Безухов попадает в руки масона Баздеева. Этот “проповедник” ловко расставляет перед доверчивым графом сети религиозно-мистического общества, которое призывало к нравственному совершенствованию людей и объединению их на началах братской любви. Пьер понял масонство как учение о равенстве, братстве и любви, и это помогает ему направлять свои силы на благоустройство крепостных. Он собирался освободить крестьян, учредить больницы, приюты, школы.
    Война 1812 года заставляет Пьера вновь горячо взяться за дело, но его страстный призыв помочь Родине вызывает всеобщее недовольство московского дворянства. Он вновь терпит неудачу. Однако охваченный патриотическим чувством, Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев и сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона: “Или погибнуть, или прекратить несчастья всей Европы, происходившие, по мнению Пьера, от одного Наполеона”.
    Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент знаменитого сражения. Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире – народ. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова солдата: “Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва. Один конец сделать хотят”. Вид оживленных и потных мужиков-ополченцев, с громким говором и хохотом работающих на поле, “подействовал на Пьера сильнее всего того, что видел и слышал он до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты”. Еще более тесное сближение Пьера с простыми людьми происходит после встречи с солдатом, бывшим крестьянином, Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, является частицей народной массы. От Каратаева Пьер набирается крестьянской мудрости, в общении с ним “обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде”.
    Жизненный путь Пьера Безухова типичен для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей составлялась железная когорта декабристов. Многое роднит их с автором эпопеи, который был верен данной им в молодости клятве: “Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться, А спокойствие – душевная подлость”.
    Так же неспокойны душевно и другие герои романа Толстого: Андрей Болконский, который достигает гармонии с самим собой только на Бородинском поле, Наташа, когда становится женой и матерью, Николай, сделав карьеру военного. Показав судьбы своих героев, Толстой подтвердил свою мысль: “Человек есть все, все возможности, есть текучее вещество”. Толстой сумел выполнить главную задачу – показать и уловить момент текучести жизни.

    Информационная Библиотека
    для Вас!

  6. Не знать самих себя – крайнее безумие, хужепомешательства, последнее есть болезнь невольная, а первое – следствие развращеннойволи.
     
    Св. Иоанн Златоуст
    Введение
    Издревле человек пытался познать себя иопределиться, найти свое место в окружающем обществе и в окружающей его социальнойсреде. (Том обществе и той среде, которая окружала его в соответствующиевременные промежутки в каждом непосредственном месте обитания). Однако большевсего эта проблема интересовала философов, которые и посвящали этой проблеме ипутям ее разрешения многие годы, а иногда и всю свою жизнь. Проблема смыслажизни теснейшим образом связана с проблемой сущности человека; они во многомпереплетаются и часто даже совпадают. И та и другая имеют дело с человеком –высшим феноменом материального мира.Однако до сих пор не найдено единственногочеткого ответа на этот глубокий вопрос. Каждая личность, каждый индивид рассматриваетэту проблему в своем ракурсе, следовательно и решение он пытается найтинепосредственно как можно более сильно соответствующее именно своим моральным,устоям, принципам и вообще мировоззрению. Поэтому-то и сложно каждому иномучеловеку определиться в этом выборе. Но, естественно, если личность действительнозаинтересована в этом, то настоятельно рекомендуется изучить если не все (этопросто невозможно), то по крайней мере как можно больше трудов других людей. Впроцессе оценки очередной работы, индивид осмысливает все изложенное, а позжеразделяет осмысленное на то, с чем он согласен, и на то, что он отрицает. Крометого, в процессе осмысления и рассуждения, человек набирается опыта и возможнодаже изменяет какие-то свои принципы и мировоззрение. Поэтому в данной работемне хотелось бы представить различные мнения и различные воззрения на смыслжизни и на поиски его человеком.
    1. Великие в поисках смысла жизни.
    Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначениичеловека в этом мире – для чего живет человек? Французский философ и писательА. Камю в эссе “Миф о Сизифе” писал, что есть только один фундаментальныйвопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы еепрожить. Все остальные – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разумдевятью или двенадцатью категориями – второстепенно. Поэтому “вопрос о смыслежизни я считаю самым неотложным из всех вопросов”, заключает он.
    Смыслу жизни посвящен ряд философских концепций. Однойиз древнейших является концепция Экклезиаста. В ней подчеркивается ничтожностьи суетность человеческой жизни. Жизнь человека, считает Экклезиаст, этобессмыслица, нелепость, вздор, чепуха. Он полагает, что и слагаемые жизни –богатство, власть, любовь, труд – так же бессмысленны, “как погоня за ветром”.Такой пессимистический вывод был сделан Экклезиастом потому, что “один конец ожидаетвсех”.
    “Одинакова участь праведника и грешника,
    Доброго и злого, чистого и нечистого,
    Добропорядочного и негодяя,
    Честного и клятвопреступника”.
    По существу Экклезиаст отрицал наличие у человекасмысла жизни. В то же время у него имеются любопытные практические наставлениядля людей: раз небытие человека неизбежно, то остается как можно лучшеиспользовать отпущенный нам короткий срок жизни. В этом случае, по его мнению,обретает положительное значение и творческий труд, и любовь, и богатство.
    Пессимистические суждения о смысле жизни высказывал немецкийфилософ А. Шопенгауэр. Смысл жизни человека он сводит к его страданию.Шопенгауэр имел бы все основания перефразировать известный принцип Декарта“мыслю, следовательно, существую” в положение “страдаю, следовательно,существую”. Согласно теории Шопенгауэра, человеку приходится вести постояннуюборьбу с природой, обществом и другими людьми, его окружающими. В ее пользу онприводит соответствующие аргументы. Стихийные силы природы: землетрясения,болезни (микробы, вызывающие их, тоже природа) – наносят человеку громадныйущерб, общество ведет постоянные войны, в которых гибнут тысячи, миллионы людей.А “главный источник самых серьезных зол, постигающих человека, “это самчеловек: человек человеку волк”. По мнению Шопенгауэра, человеку присущемножество отрицательных черт: злоба, злорадство, жестокость, эгоизм. Эгоизмнеобычайно силен, большинство бедствий человека коренятся в нем и имобъясняются. Его лозунг – “все для меня и ничего для людей”. Он разделяетлюдей, обособляет их и делает враждебными друг другу.
    В своей работе “О ничтожестве и горестях жизни”Шопенгауэр делает выводы:
    – от природных, общественных и людских стихий человекстрадает, печалится, лишается покоя и радости,
    – жизнь его проходит в беспрерывной борьбе за самоесуществование, на каждом шагу ему угрожает гибель,
    – самое счастливое мгновение человека – это когда онзасыпает, самое несчастное мгновение – когда он пробуждается.
    Воззрения Шопенгауэра, как известно, явились одним изтеоретических источников экзистенциализма. Это течение рассматривает не толькосущность человека, но и смысл его жизни. Многие экзистенциалисты полагают, чточеловеческая жизнь имеет печальный, трагический смысл. Основными чертами жизни,с их точки зрения, являются тревога, страх, отчаяние, ответственность (вина) засвой выбор и т.д. Рассуждения экзистенциалистов обретают пространный вид:человек в муках рождается, в слезах вырастает, в страхе проводит свои дни, впоте лица трудится, в грязи заканчивает свою жизнь, испытав очень многоразочарований и горя, чтобы в конце концов предстать перед лицом неминуемойсмерти, на которую он был обречен с самой первой минуты своего бытия.
    В истории человеческой мысли имеются ипротивоположные, оптимистические высказывания о жизни, ее смысле. К ним относятся,например, идеи двух наших великих соотечественников А.М. Горького и Л.Н.Толстого. А.М. Горький, как большой знаток жизни, писал: “Неправда, что жизньмрачна, неправда, что в ней только язвы да стоны, горе и слезы! В ней не толькопошлое, но и героическое, не только грязное, но и светлое, чарующее, красивое.В ней есть все, что захочет найти человек!”.
    Л.Н. Толстому принадлежат следующие слова: “Нет, этотмир не шутка, не юдоль испытаний только и перехода в мир лучший, вечный, а этоодин из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем,но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для всех, которыепосле нас будут жить в нем”. И еще одна его идея: “На прекрасной земле – прекрасное,созданное для счастья человечество. Вокруг него непреходящий свет и трепетрадостной жизни. Жизнь эта со всех сторон окружает человека, надвигается нанего, зовет к себе, хлещет в душу бурными потоками кипучей радости и счастья”.Следовательно, для Толстого смысл жизни человека – это сама жизнь, прекрасная ирадостная, несущая человеку счастье.
    Некоторые известные люди смыслом жизни (своимсчастьем) считают постоянный труд, который приносит им физическое и духовноеудовлетворение. Так, Току-Томи (богатый и знатный японец, бывший прежде журналистом,последователь учения Л.Н. Толстого) писал о себе: “Теперь я живу на маленькойферме, недалеко от Токио, в крошечном домике со своею женою и собакою. Яразвожу картофель и другие овощи. Я провожу день за днем, работая заступом,обрабатывая землю и выпалывая сорные травы. Почва так не возделана, сорныетравы так быстро растут, особенно в эти летние дни. Все время, всю энергию ятрачу на то, чтобы полоть, полоть, полоть… Может быть, таков уклад моей души,может быть, такой строй несовершенного мира. Однако я вполне счастлив. У нас прекрасныйсон и хороший аппетит. У нас есть все, что нам нужно”.
    Проблему смысла жизни исследовал З. Фрейд, которыйпришел к выводу, что нет удовлетворительного ответа на поставленный вопрос. Самон стремился решить эту проблему в следующем аспекте: каковы цели и смысл жизнилюдей, если судить об этом на основании их собственного поведения; чего людитребуют от жизни и чего стремятся в ней достичь? И отвечал: люди стремятся ксчастью, они хотят стать и пребывать счастливыми. Он писал, что это стремлениеимеет две стороны, положительную и отрицательную. Отсутствие боли инеудовольствия, с одной стороны, переживание сильных чувств наслаждения – сдругой. “В узком смысле слова под “счастьем” подразумевается только последнее”.Итак, смысл человеческой жизни, по Фрейду, – быть счастливым, получать различногорода наслаждения, удовольствия и избегать болезней и несчастий.
    Попутно отметим, что он дает своего родасоветы-рекомендации, следуя которым можно быть счастливым. К ним ученый преждевсего относит любовь – возможность любить и быть любимым. При этом Фрейд высокоставит одну из форм любви – половую, считая ее сильнейшим опытом “потрясающегонаслаждения”. Кроме того, он признает, что человек испытывает большоеудовольствие, когда наслаждается прекрасным, красотой человеческих форм,природы, художественных творений. Большое значение имеет также радостьтворчества художника при воплощении образов его фантазии, радость ученого прирешении научных проблем и познании истины; удовлетворение человеку приносит ипрофессиональная деятельность, когда она свободно выбрана человеком.
    В том же направлении разрабатывал проблемы смыслажизни и американский философ Э. Фромм, последователь Фрейда. Он писал: “Жизньдолжна иметь смысл. Люди тянутся к счастью, истине, справедливости, любви,преданности”.
    Среди русских мыслителей предельно масштабно раскрылэту проблему Ф.М. Достоевский, который разгадывал “тайны” человека во всепериоды своей жизни. В своих произведениях он развивал мысль о том, что человекявляется феноменом не только сложным, но и противоречивым, далеко не познанным.Человек, по его мнению, должен осмыслить себя и свое назначение в мире – бытьличностью. Каждый должен оставить в обществе пусть небольшой, но след,отпечаток своей личности. Человеку важно быть нравственным – вот суть смыслажизни, по Достоевскому. Человек обязан быть не просто личностью – его жизньдолжна быть идейно насыщенной.
    Заслуживает внимания этическая теория марксизма. Онавкладывает в смысл жизни человека как бы двойное содержание. Во-первых, здесьречь ведется о всестороннем развитии человеком своих способностей – умственных,нравственных и физических. Во-вторых, человеку следует вести борьбу запостроение нового, справедливого общества, в котором были бы установленыбратские отношения между людьми, дружба и мир между народами, свобода исправедливость. Сторонники марксизма осуждают несправедливое общество, гдегосподствует социальный и национальный гнет, где между народами ведутсякровопролитные войны, приносящие миллионам людей разрушения, страдания игибель. Социальная философия марксизма отрицает все негативные факторы,являющиеся преградой на пути реализации способностей человека и замедляющиеосуществление его высокой миссии в нашем мире.
    Следует отметить, эта гуманистическая теория в нашевремя подвергается порой не всегда справедливой критике. Критики утверждают:мол, будущее коммунистическое общество – это благородная цель, но онадостигается за счет настоящего, за счет поколений людей, которым не сужденоиспытать всей полноты совершенной жизни. Современное поколение призывают житьодним днем.
    Известный российский философ Ю.Г. Кудрявцев выдвинулоригинальную концепцию смысла жизни человека. В монографии “Три кругаДостоевского” он высказывает сомнение в наличии смысла, предписанногосуществованию человека кем-либо. Его главная идея сводится к следующему.
    Каждый человек наполняет свою жизнь своим смыслом. Приэтом на первый план выдвигается желание общности, чтобы “этот смысл каждыйвидел в высоком, а не в низком. Под “высоким” он понимает прежде всегонравственность, справедливость, честность, идейность и другие позитивныекачества личности. Юрий Григорьевич, как человек и ученый с высокойнравственностью, осуждал людей аморальных, с низкой нравственностью, живущих попринципу “надо ловить минуту и наслаждаться жизнью”. Аморальными он называет итех, кто считает смыслом своего существования наличие денег, женщин и власти.
    2.Формирование личности в процессе поиска
    В принципе, так или иначе, по существу, вся жизньчеловеческая проходит в поисках смысла оной. Открытие своего внутреннего мираначинается с ранней юности. Можно даже сказать наоборот – главноепсихологическое приобретение ранней юности – это открытие своего внутреннегомира. В этом возрасте человек начинает обретать способность погружаться в себя,в свои переживания, открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звукимузыки, новые краски. Также в этом возрасте человек начинает задумываться надтакой проблемой, как необратимость времени. Ребенок слабо ощущаеттечение времени. Из всех измерений времени самым важным для него, а то иединственным является настоящее: тут и сейчас. Детскаяретроспектива в прошлое невелика, поскольку все значимые переживания ребенкасвязаны только с его ограниченным личным опытом. Будущее также представляетсяему только в самом общем виде. С возрастом заметно увеличивается субъективнаяскорость течения времени. У индивида, как и у культуры, в которой онсуществует, имеется несколько разных понятий времени. Особенно важносоотношение исторического и личного времени. В детстве и отрочествеисторическое время воспринимается как нечто безличное, объективное. Личноевремя всегда переживается как нечто живое, конкретное, связанное с какими-тозначимыми событиями и мотивами. Но значение разных проекций времени – прошлого,настоящего и будущего – неодинаково для людей разного возраста. Главнымизмерением времени в самоосознании юноши является будущее, к которому он себяготовит. Сегодняшнее «Я» для него только залог будущего, момент становления. Нокак сознание своей неповторимости и особенности приводит личность к «открытию»одиночества, так чувство текучести и необратимости времени сталкивает ее спроблемой конечности своего существования.
    Хотя ребенок рано начинает интересоваться темойсмерти, такой интерес в большинстве случаев является у него чисто познавательным,а полученная информация не распространяется на себя: все умрут, а я останусь.
    Юношеское философствование не может обойти проблемусмерти, которая становится одновременно теоретической и экзистенциальной,занимая важное место в размышлениях и дневниках молодежи. Мысль о неизбежностисобственной смерти вызывает у многих подростков смятение и ужас.
    В.А. Сухомлинский описывает мальчика, у которого этамысль вызвала нервное потрясение: «никогда не забуду тихого сентябрьского утра,когда до начала уроков ко мне в сад пришел Костя (воспитанники мои училисьтогда в восьмом классе). В глубоких, тревожных глазах парня я почувствовалкакое-то горе. «Что случилось, Костя?» – спросил я. Он сел на скамью, вздохнули спросил: «Как же это так? Через сто лет не будет никого – ни вас, ни меня, нитоварищей… все умрем. Как же это так? Почему?..» Это переживание универсально.Именно отказ  от детской веры в личное бессмертие и принятие неизбежностисмерти побуждает человека всерьез задуматься о смысле жизни, о том, как лучшепрожить ее.
    Человек, прочувствовавший и осознавший свою конечностьрассматривает себя в определенной исторической перспективе: что я могу, хочу идолжен сделать?
    Заключение
    Люди обсуждают проблему смысла жизни и на обыденномуровне сознания. Одни видят его в том, чтобы иметь семью, детей, дать имобразование, хорошую специальность, вывести их “в люди”. Другие, в частностиветераны Великой Отечественной войны, с большой гордостью говорят о том, что,пройдя через “огонь и воду”, остались живы и внесли свою лепту в победу надфашизмом. И в этом они видят свое счастье, находят смысл своей жизни. А некоторыеиз молодых людей заявляют о том, что они хотят стать миллионерами и смысл жизнивидят в обретении богатств.
    Итак, философы и мыслители вкладывают в смысл жизничеловека разнообразное содержание: одни отрицают его, считая, что смысла жизнинет (“все суета сует”); другие хотя и признают, но вкладывают в него всенегативное, отрицательное (“страдание”, например); третьи признают смысл жизни,подразумевая что-то “положительное” – “счастье”, “нравственность” и т.д.
    По моему мнению, совершают ошибку те, кто отрицаетсмысл жизни. Нельзя согласиться и с теми, кто вкладывает в него пессимистическийсмысл. Иначе возникает однобокое, метафизическое решение проблемы, происходитабсолютизация трудностей жизни, доказывается полная зависимость человека отокружающего мира (природы, общества, других людей). Подобное толкование смыслажизни препятствует укреплению сил человеческого духа в борьбе с действительнымитрудностями и противоречиями. В то же время во всякой теории имеется немалаядоля истины.
    Для новейшей эпохи с ее глобальными проблемамисвойственно обостренное отношение людей к поиску смысла жизни. Так, природаприносит человеку множество страданий и лишений: землетрясения, вулканы,засухи, пожары и т.д. И устройство человеческого общества далеко не только отидеала, но даже от нормального состояния. Постоянные войны, кризисы, безработица,голод, революции, межнациональные конфликты – это такие социальные стихии,которые приводят не только к страданиям, но и к гибели людей.
    Конец ХХ века не только не сгладил, но еще большеобострил испытываемые людьми трудности и противоречия. Я полагаю, бремя мировыхвойн позади, но возникли так называемые локальные, межнациональные войны и какследствие – миллионы беженцев.
    Моя позиция состоит в том, что пессимистические теориио смысле жизни, в конечном итоге, не отражают всего содержания реальной ивозможной жизни людей. Эти теории нельзя признать полностью истинными.Общеизвестно, что жизнь людей имеет и вторую сторону – позитивную. Можнопривести множество фактов, которые свидетельствуют: в целом жизнь действительнохороша и интересна – в ней можно быть счастливым и испытать много радостей.Немало счастья человеку приносит брак по любви, рождение ребенка, любовь,успешное окончание вуза, научные открытия, защита диссертаций и т.д. То есть яотдаю предпочтение теориям, которые признают смысл жизни человека. Непризнавать смысла жизни – все равно что недооценивать человека и его жизнь.
    Признавая смысл жизни,нельзя его сводить к одному какому-либо свойству, хотя и очень важному: “бытьнравственным”, “быть личностью”, “быть счастливым”, “быть богатым” и т.д. Помоему глубокому убеждению, такое сложное понятие, как “смысл жизни”, следуетрассматривать во взаимосвязи со следующими феноменами: сущность человека(биосоциальная природа и осознание жизнедеятельности), его цели и идеалы,содержание его жизни. По всей видимости, смысл жизни человека многослоен. Онвключает в себя нравственность, борьбу с трудностями – природными, социальными,людскими, получение счастья и удовольствия от самого факта человеческогосуществования. Он требует от человека способствовать сохранению и улучшениюокружающей природы, развитию справедливого общества, приносить добро другимлюдям, постоянно развиваться и совершенствоваться в физическом, умственном, нравственно-эстетическомотношениях, действовать в соответствии с объективными законами мира. Здесьперечислены только признаки смысла жизни, его определение – дело будущегоисследования.
    План
    Введение
    1. Великие в поисках смысла жизни
    2.Формирование личности в процессе поиска
    Заключение
    Списоклитературы:
    1.  И.С. Кон – «Открытие «Я»».
    2.  Культурология. –  Уч.пос. под ред.Радугина А.А.
    3.  Б.В. Ничипоров – «Введение вхристианскую психологию».
    4.  Украiнська i зарубiжнакультура – за ред. К.В. Заблоцькоi.
    Ресурсы интернет1. http://www.ozersk.ru/philosophy/ro3/masl_ro3.shtml
    Донецкий Национальный ТехническийУниверситетРефератпо Культурологии:
    «Человек в поисках смысла жизни»
    Выполнил:
    ст.гр.СПУ – 00
    **************
    Донецк – 2001

  7. Текст сочинения:
    Эпопея Л. Н. Толстого Война и мир стала одним из самых значительных произведений мировой литературы, затрагивающих нравственные проблемы и дающих ответы на такие важные историко-философские вопросы, которые касаю?ся смысла жизни отдельной личности и ее роли в истории всего человечества.
    На примере нравственного поиска центральных героев автор романа помогает читателю научиться выделять в своей жизни самое главное, направлять свои силы и талан?ы в нужное русло. Изображая современное для своей эпохи общество, Лев Толстой четко разделяет его представителей на тех, кто постоянно в поиске, кого не удовлетворяю? общепринятые нормы поведения, кто не останавливается на достигнутом и постоянно совершенствует свою душу, и тех, кто плывет по течению и бои?ся свернуть в сторону, заглянуть вглубь себя, кто предпочитает поддаваться установленным жизненным правилам. Именно лирикому такие герои, как Андрей и Марья Болконские, Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы, являющие собой лучших людей, рожденных в благородных русских дворянских семьях, четко противопоставлены семейству Курагиных, Борису Друбецкому, полковнику Бергу и многим другим представителям светского общества
    Последние видят смысл своей жизни в приумножении благосостояния за счет выгодного брака, удобного служебного положения или даже выигрыша в кар?ы. Э?и люди красиво рассуждаю? о родине, патриотизме, поли?ике, в сущности, не интересуясь э?ими понятиями. Все, что их действительно волнует, касается личного спокойствия, узкого семейного благополучия и карьерного роста. Князь Василий Курагин, считая себя тонким поли?иком, уважаемый многими в светском обществе как человек мудрый и справедливый, на самом деле занят мыслями о том, как бы лучше устроить своих детей: определить недалекого Ипполита в Вену, удачно выдать замуж бесчувственную и корыстную красавицу Элен. Ради приумножения своего состояния князь Василий готов продать свою дочь, похи?ить завещание Безухова. Ради богатства и высокого положения в свете он способен на любую подлость, и эта черта в полной мере передалась и детям: развратная и хитрая Элен готова дорого продавать свою красоту, Анатоль и Ипполи? веду? праздный образ жизни за чужой счет и ради удовлетворения своих низменных желаний готовы ид?и по головам других, ломая чужие судьбы, не считаясь с чувствами окружающих.
    Анна Михайловна Друбецкая готова часами льстить всему свету, лишь бы замолвить слово о своем сыне, а сам Борис жени?ся на богатой, но немолодой Жюли Курагиной, надеясь, что состояние и знатное родство жены помогу? ему достичь больших высот. Полковник Берг стреми?ся, чтобы все у него складывалось в жизни как у всех. Особенно отвратителен он тогда, когда во время отъезда Ростовых из захваченной французами Москвы по дешевке скупает у них ценные вещи, мебель и проси? у графа Ростова лошадей, чтобы вывез?и все это добро.
    И это далеко не все представители благородного сословия, стремления которых глубоко эгоистичны. Они готовы продать свою душу за деньги, они говорят, мыслят и живу? фальшиво и напоказ. Именно
    лирикому в трудные для всей страны мину?ы войны такие люди оказываю?ся трусами, не способными не только к защите родины, но даже на спасение самих себя.
    Совсем иначе относятся к жизни лучшие люди романа. Несмотря на свою юность и неопы?ность, Наташа Ростова сразу привлекает к себе внимание как искренняя и глубоко чувствительная натура, в которой заложены лучшие человеческие качества: доброта, способность к самопожер?вованию и состраданию, умение любить и отдавать все свои силы на то, чтобы сделать счастливой жизнь своих близких и помочь всем нуждающимся. Потребуется время, чтобы беспечная и вечно восторженная юная девочка превратилась в Наталью Ростову преданную и внимательную дочь, любящую и верную жену, заботливую мать.
    Наталья Ростова сумела сохранить свою душу чистой и любящей, способной понять чужую боль и беспрестанно совершать добрые и светлые поступки.
    Точно такой же душой обладает и Пьер Безухов, которому пришлось вынести не одно испытание, прежде чем прий?и к своему истинному жизненному предназначению. Заслуга Пьера в том, что, несмотря на свой робкий от природы характер, он сумел-таки побороть в себе страх и нерешительность, научился управлять своей судьбой и судьбой близких, вверенных ему людей. Пьер не бои?ся начать все заново, не бои?ся совершать ошибки, все, что он делает, он делает от чистого сердца, от любви и от веры в лучшее. В переломные этапы Пьер ведет себя как настоящий герой, он не бои?ся смер?и и искренне готов пожер?вовать своей жизнью ради спасения всего человечества.
    Несколько другой путь к истине проходи? Андрей Болконский. В самом начале он предстает неудовлетворенным светским существованием дворянином-офицером, с откровенным недовольством относящимся к общепринятым нормам поведения и светскому образу жизни. Будучи всецело охваченным ?щеславными мечтами, он рвется на войну, на поле сражения. И сама война с ее жестокостью и жизненной правдой открывает ему глаза и заставляет взглянуть на мир иначе. Андрей сближается с простыми людьми, солдатами и крестьянами и понимает, насколько пусты и никчемны его стремления.
    Также прекрасен образ Марьи Болконской, которая свято вери? в Бога, и эта вера ведет ее по жизни, помогает справляться с трудностями, не озлобиться и остаться доброй, честной, полезной другим людям. Настоящим мужчиной смелым, щедрым и благородным предстает перед читателями Николай Ростов. В семьях Болконских и Ростовых отсу?ствую? свойственные другим представителям знати ханжество, лицемерие, жажда наживы. Дети Ростовых безгранично любят и доверяю? своим родителям, а те, в свою очередь, уважаю? стремления и желания своих детей. Разорение во время войны не ожесточило их сердца, а напротив, сплотило всех вместе и позволило сохранить верность семье и не запятнать свою совесть предательством и соблюдением мелких интересов. Князь Николай Андреевич Болконский более всего ценил в людях деятельность и ум и также прививал э?и ценности своим детям Андрею и Марье.
    Все они, и Болконские, и Ростовы, воспи?ываю?ся в духе истинного патриотизма, трудолюбия и высокой нравственности, вот почему э?и люди огромное значение придаю? таким понятиям, как ум, совесть, порядочность, честность и ?. п. Все э?и люди способны по-настоящему любить и жер?вовать собой ради счастья близких людей, умею? сострадать и бескорыстно помогать тем, кто оказался в беде и нуждается в помощи. Но самое главное, что возвышает э?их персонажей романа и стави? их в центральный ряд произведения, это их умение не поддаваться внешним обстоятельствам и сохранять свое человеческое достоинство несмотря ни на что, в любой си?уации оставаться верными самим себе и своим жизненным принципам.
    Права на сочинение “В поисках смысла жизни (по роману Толстого Война и мир)” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *