Сочинение на тему в судьбе природы наша судьба 8 класс

9 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Всё будет Coco-Cola

    Управления образования М О «Курумканский район»
    Районный конкурс сочинений «В судьбе природы – наша судьба»
    Тема «Жизнь в гармонии с природой»
    Вачеланова Анастасия Ильинична,
    10 класс, МБОУ «Дыренская СОШ».
    Есть такая хорошая поговорка: кто выстрелит в Прошлое из пистолета, в того Будущее выстрелит из пушки… Вот один пример. Много столетий живёт в таежном крае наш народ.
    «Земля – это живое  существо, – говорил наши предки . – Деревья и травы – ее волосы. Зеленый дерн, мхи – ее кожа. Нельзя делать больно Земле, нельзя ее ранить…» «Дикое суеверие», – отмахнулись наши современники, учившие высшую математику в вузах. И приехали в тайгу на вездеходах и тракторах. А теперь  оказалось, что наша суровая природа очень ранима. Там, где один раз прошел вездеход, вскоре возникает страшный овраг  незаживающая рана Земли …   Между тем народ  знал это всегда. И в просторах суровой тайги   веками  уживались друг с другом Земля и человек….  И что с того, если закон этой жизни был записан не на языке формул, а на языке мифов? Прерывать традиции слишком опасно. Умные люди понимали это во все времена. В том числе и тысячи лет назад. И не только аборигены нашего края. Это понимали все народы, вернее предки народов, населяющих современную Землю. Не исключение этому и народы Забайкалья – эвенки и буряты..
    У бурят и эвенков  в основе религиозных языческих верований лежит культ природы: её четырех стихий, растений и животных.
    У всех народов Забайкалья  существовали запреты, служившие сохранению окружающей среды и животного мира, регулирующие взаимоотношение человека и природы. Так, особенно бережное и благоговейное отношение сложилось к Земле-матери, прародительнице всего сущего. Ее тело отождествлялось с земной поверхностью, а все, что на ней живет и растет, воспринималось как ее живые дети.
    Именно этими поверьями были определены запреты: копать землю, без надобности рвать траву, ломать кустарники.  Каждое место обитания имело своих хозяев.  «Хозяин  тайги» оберегал весь животный и растительный мир и требовал к себе особого отношения и почитания. И представлялся он в виде огромного седобородого старца, разъезжающего на лошади, доброго, но не терпящего грязи и беспорядка в лесу. Чтобы не прогневать его, надлежало соблюдать чистоту и тишину в тайге, запрещалось лить воду на тропы, валить деревья, нельзя было хвастаться, разводить беспорядок, бросать в огонь шерсть, войлок или все, что издает при горении зловоние. Были обязательны обряды угощения «хозяина тайги». А он обратно щедро одаривает тех, кто ему понравится.
    Реки, озера, источники и вообще вода всегда занимали немаловажное место в верованиях и культах нашего народа. Каждая река или озеро имели своего «хозяина», который живет на дне. Так, до сих пор сохранилась привычка не шуметь, не кричать у реки. Вода также олицетворялась с чистотой, блеском.
    Особо почитаются  животные и птицы. Наиболее ярко это выражено в тотемах.  Соответственно этому и строилось отношение к животному миру: ритуалы, обряды и поведение.
    Как видим, в основе многих обрядов лежат чувства благодарности, благоговения, что подчеркивает, возможно, еще неосознанное глубинное понимание хрупкости экологической среды. В этой связи можно говорить о наличии  рациональных механизмов адаптации к среде обитания, умении сохранять  баланс во взаимоотношениях со средой, главным образом путем осуществления стихийных природоохранных мер.
    Экстремальность современного состояния нашей цивилизации требует от нас нового осмысления действительности, понимания ее взаимообусловленности всей историей человечества и взаимосвязанности с масштабами Вселенной. Именно сейчас необходим комплексный, философский подход к пониманию пути развития человечества и, в связи с этим, изучение истории мировой культуры, в том числе мировосприятия наших предков. Поиск гармоничного существования в природе и с природой – вот один из важнейших смыслов древних религий. Простые люди часто делают то, что оправдано с позиции их религиозных верований. Поэтому для эффективной  природоохраны  крайне важно выделить экологическую этику из многих религий. Возможно, средства спасения живой природы должно стать религиозным по своей сути. Религиозные ценности часто эффективно защищают биоразнообразие, религия остается одним из наиболее важных источников человеческой заботы о других видах, предлагает уникальный набор моральных ценностей и экологических правил.  А тем, кто не обращается с божьими созданиями с уважением, ждет суровое наказание.
    Следует изучать законы природы, относиться к каждому её представителю как к равному себе существу, уважать его образ жизни, тогда жить в природе нам будет радостно и легко. Ведь большой урон начинается с малого.
    Только человек доводит природу до состояния бесследно исчезнувшей среды своего обитания!  Это грех! Люди, опомнитесь, пока не поздно!
    Мы – хозяева нашей природы, а она кладовая солнца со всеми ее сокровищами. И мы, молодое поколение, обязаны её сохранить и показать природу нашего детства нашим детям. Ведь, разрушая одно звено, мы ломаем целую цепочку. Так давайте сохраним нашу природу!
    Да и мы нередко замираем от восторга и любви, увидев первый подснежник, услышав трели жаворонка или соловья, наслаждаясь грациозным полетом бабочки или благоуханием цветов. Сколько вдохновения и умиротворения мы получаем от природы! Сколько силы и добра даёт нам это любование природой! Но, к сожалению, мы забываем, что вся эта красота очень зависит от нас, от того, как мы к ней относимся. Забываем, что каждый из нас является неотъемлемой частью природы.
    Страшно представить, что безмятежному счастью общения человека с природой угрожает опасность. Еще страшнее от мысли, что человек сам часто становится угрозой природе. Ведь большой урон начинается с малого. Природа – это краса нашей Земли. Она дает нам пищу, чистый воздух, жилище… Она, как заботливая мать, опекает нас. Природу нужно беречь, а мы наоборот уничтожаем ее.

  2. Тема: Судьба природы – наша судьба
    Цели: показать учащимся необходимость охраны природы; познакомить с Красной книгой, с экологическими правилами; учить бережно относиться ко всем компонентам природы; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать гуманное отношение к природе.
    Оборудование: запись песни А. Пахмутовой «Раненая птица», Красная книга; иллюстрации с изображением леса, моря, рек, гор и др., запись песни В. Шаинского «Не дразните собак».
    Эпиграф на доске: Земля должна быть достойна человека, и для того, чтоб она была вполне достойна его, человек должен устраивать землю так же заботливо, как он привык устраивать свое жилье, свой дом.
    ^ А. М. Горький
    Ход занятия
    I. Сообщение темы и целей занятия.
    Звучит песня А. Пахмутовой «Раненая птица».
    Учитель. Как вы думаете, нужна ли природе помощь человека? В чем? Почему? Как вы понимаете тему «Судьба природы – наша судьба»? Сегодня мы подробно ответим на эти вопросы и еще раз убедимся в красоте природы.
    ^ II. Экологические проблемы.
    Учитель. Певец природы, писатель М. М. Пришвин, не уставал говорить о том, что природа и человек – это одно целое.
    Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.
    Ученик. Дерево, трава, цветок и птица
    Не всегда умеют защититься.
    Если будут уничтожены они,
    На планете мы останемся одни.
    Учитель. Человек живет на Земле в постоянном окружении растений и животных. В небе птицы летают стаями, в воде рыбы ходят косяками, в земле муравьи обитают семьями. Люди тоже живут вместе, говорят на одном языке, делают одно общее дело и называются народом. То место, где родился человек, называется Родиной. Мы не мыслим своей жизни без ее лесов, полей, рек, озер.
    Михаил Пришвин сказал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять родину».
    Книга природы открывается для всех, но по-настоящему доступна лишь тому, кто способен понимать ее язык. Поэтому каждый по-своему любит природу и по-своему к ней относится. Один посадит дерево, выходит раненую птицу, не сломает цветущую ветку черемухи, не разрушит муравейника, птичьего гнезда. А другой вырвет все цветы с василькового поля, не пощадит пчел, стрекоз, бабочек, забросает склянками, банками и другими отбросами реку, лужок и в своей жизни не вырастит ни одного цветка. Нет! Не назовешь такого человека частью природы, ее детищем.
    Установлено, что на Земле погибло уже более половины животных, пропали сотни видов высших растений. И все они стали жертвами деятельности человека. Ученые всего мира бьют тревогу. Ими создан список редких животных и растений, который называется «Красной книгой».
    – Почему выбран красный цвет? (Красный цвет – это сигнал тревоги.)
    – А загрязнение почв, воды, воздуха, оскудение животного и растительного мира на планете приобрело глобальные масштабы.
    Родина… родная природа… Эти слова наполнены для нас глубоким смыслом.
    Ученик. Услышу ль шум в полдневный час,
    Журчанье ль струй средь камушков у брода,
    О, люди, мыслю я, у всех у нас
    Есть мать одна по имени Природа!
    У ней для всех хватает доброты…
    И мы живем, запечатлев навеки
    В душе ее прекрасные черты –
    Поля, луга, леса, моря и реки.
    Три клада у Природы есть: вода,
    Земля и воздух – три ее основы.
    Какая бы ни грянула беда,
    Целы они – все возродится снова.
    «Зеленый друг» – так пишем мы подчас
    И говорим про лес. И в час досуга
    Мы навестить всегда готовы друга.
    – В лес, в лес! – и он одаривает нас
    Всем, чем богат. Там травы до колен,
    А там грибы… Не сбейся только с круга.
    Но честно ль это: все забрать у друга
    И ничего не дать ему взамен?!
    ^ С. Викулов
    Учитель. Сколько прекрасных стихотворений написано поэтами о природе и ее охране! Ребята, а вы можете такие стихи прочесть сейчас?
    III. Конкурс чтецов «Берегите Землю!».
    Заклинание с полюса
    Берегите Землю!
    Берегите
    Жаворонка в голубом зените,
    Бабочку на стебле повилики,
    На тропинке солнечные блики,
    На камнях играющего краба,
    Над пустыней тень от баобаба,
    Ястреба, парящего над полем,
    Ясный месяц над речным покоем,
    Ласточку, мелькающую в жите.
    Берегите Землю!
    Берегите
    Чудо песен
    Городов и весей,
    Мрак глубин и волю поднебесий,
    Старости последнюю отраду –
    Женщину, бегущую к детсаду,
    Нежности беспомощное пенье
    И любви железное терпенье.
    Берегите молодые всходы
    На зеленом празднике природы,
    Небо в звездах, океан и сушу
    И в бессмертье верящую душу –
    Всех судеб связующие нити.
    Берегите Землю!
    Берегите
    Времени крутые повороты,
    Радость вдохновенья и работы,
    Древнего родства живые свойства,
    Дерево надежд и беспокойства,
    Откровение земли и неба,
    Сладость жизни, молока и хлеба.
    Берегите доброту и жалость,
    Чтоб она за слабого сражалась.
    Берегите будущего ради
    Это слово из моей тетради.
    Все дарю!
    И все от вас приемлю!
    Только
    Берегите
    Эту
    Землю!
    ^ Михаил Дудин
    Кто целится камнем в птенца, в синеву?..
    Кто целится камнем в птенца, в синеву?
    Эй, брось, говорю!
    Не шучу я с тобой.
    Живой он, ты только подумай –
    Живой!
    И мама, наверное, ищет его:
    Ребенок для мамы дороже всего!
    ^ Маразиз Агзам
    Я иду тропинкой
    Я иду тропинкой узкой,
    Пробираюсь в лес густой;
    Зеленеющие ели
    Стелят ветви надо мной.
    По бокам трава с цветами,
    Песни птиц звенят кругом;
    Ручеек журчит в ложбине,
    Струйки блещут серебром.
    Я один – и мне не страшно:
    Кто обидит здесь, когда
    Сам пришел не обижать я,
    Отдохнуть пришел сюда!
    Я не трону птички малой
    И цветов не стану рвать,
    Если жизнь я дать не в силах,
    Как могу ее отнять?
    ^ И. Белоусов
    Ты, дружок, смотри не подкачай!…
    Ты, дружок, смотри не подкачай!
    Правдивым быть и добрым обещай.
    Не обижай ни пташки, ни сверчка,
    Не покупай для бабочки сачка.
    Люби цветы, леса, простор полей –
    Все, что зовется родиной твоей.
    ^ И. Мазнин
    Что ты тискаешь утенка?
    Он малыш, а ты – большой.
    Ишь, задравши головенку,
    Рвется прочь он всей душой…
    Ты представь такую штуку, –
    Если б толстый бегемот
    Захотел с тобой от скуки
    Поиграть бы в свой черед?
    Взял тебя бы крепко в лапу,
    Языком бы стал лизать,
    Ух, как стал бы звать ты папу,
    И брыкаться, и кричать!..
    Ты снеси утенка к утке,
    Пусть идет купаться в пруд,–
    Лапы мальчика не шутка,
    Чуть притиснешь – и капут.
    Саша Черный
    ^ IV. Экологические правила.
    Учитель. Ребята! В июне 1980 года в нашей стране приняты законы об охране природы.
    – Как мы можем помочь природе? Давайте составим правила «Помощь природе».
    Учащиеся получают заранее приготовленные памятки-правила «помощь природе», оформленные на бумаге в виде кленового листа, читают их вслух.
    ^ П а м я т к а – п р а в и л а «Помощь природе»
    1. Не разоряй муравейников.
    2. Не спугивай птиц с гнезда, не разоряй гнезд, не лови птенцов, не нарушай маскировку гнезда; подкармливай птиц зимой, а весной делай скворечники.
    3. Не рви цветов, не ломай ветки деревьев, не делай на коре надрезы: в них могут поселиться споры грибов-трутовиков, разрушающих деревья.
    4. Расчищай лес от сушняка: он убежище для различных вредителей.
    5. Не засоряй мусором водоемы.
    6. Участвуй в посадке и охране зеленых насаждений.
    7. Не повреди грибницы, собирая грибы. Помни, что грибы нужны не только нам, но и кустарникам, и деревьям, и животным. Не трогай и ядовитые грибы.
    8. Не шуми в лесу. Не пугай животных. Оберегай шмелей, пчел, бабочек: все они опылители цветов, а их гусеницы поедают сорняки. Подкармливай солью лосей и других животных.
    9. Не разводи костров в лесу. Не оставляй мусор после себя.
    ^ V. Экологическая сказка.
    Доктор Планет Планетович
    На Красной звезде-карлике жил очень умный доктор Планет Планетович. Он обдумывал, как же на планетах Солнечной системы можно создать жизнь, такую как на планете Земля.
    От сложнейшей работы его отвлек телефонный звонок.
    – Кто звонит?
    – Это планета Земля! Мне срочно нужна помощь!
    – Что случилось?
    – Я вся изранена, исцарапана банками, склянками и бутылками, которые разбрасывают люди.
    – Вылетаю немедленно.
    Доктор очень быстро, всего через каких-то двадцать минут прибыл на Землю. Осмотрев бедняжку, задумался: перевязать раны цветным бинтом или белым? Решив, что такая красавица, как Земля, заслуживает лучшего, достал 100000000000 километров цветного бинта и перевязал порезы.
    Вылечив планету, доктор обратился к человечеству, резко дернув рукой вверх так, что чуть не упал с Земли:
    – Вам нужна живая планета!
    – Люди! Живите в мире с планетой! Ваша судьба в ваших руках.
    Учитель. Я уверена, что вы будете беречь все живое на Земле, охранять природу. Но чтобы оказать помощь природе, надо многое знать. Давайте проверим ваши знания.
    ^ VI. Экологическая викторина «Вопросы Лесовика».
    Учитель. Отгадайте, кто пришел к нам в гости.
    Он владелец лесов, знает, кто в них живет.
    Поиграет с вами в прятки, загадает вам загадки.
    (Лесовик.)
    В класс входит Лесовик.
    Лесовик. Ребята, будьте внимательны. За каждый верный ответ вы получите жетон.
    В о п р о с ы:
    1. Что такое «замор» рыбы? (Гибель рыбы подо льдом из-за нехватки кислорода в воде. Вот почему зимой на реках надо делать лунки, чтобы был доступ воздуха в воду.)
    2. Назовите животного водоемов, которое является настоящим живым фильтром. (Улитка. Пропуская через себя воду, улитка очищает ее. Вот почему улиток селят в аквариумы.)
    3. Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы.)
    4. Почему нельзя рвать цветы? (Они не успевают дать семена.)
    5. Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие.)
    6. Назовите друзей леса среди животных. (Муравьи, дятлы.)
    7. Назовите главного коварного врага леса. Почему опасен пожар в лесу?
    8. Может ли гриб дерево съесть? (Да. Трутовики разрушают древесину, превращая ее в труху.)
    9. Почему весной строго запрещена охота на пушных зверей? (Происходит линька животных – мех непригоден, но главное то, что весной животные дают потомство, которое надо кормить, воспитывать, учить выживать.)
    10. Кто такие слетки? Почему нельзя их трогать? (Птенцы, которые выпали из гнезда.)
    11. Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнездах? (Многие птицы после этого бросают свое гнездо.)
    12. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Зимой птицам страшен не холод, а голод: найти корм под снегом трудно.)
    13. Пользу или вред приносят синицы зимой, когда все насекомые спят? (Пользу. Зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яйца, личинки и поедают их.)
    14. Почему нельзя убивать стрекоз? (Они уничтожают множество комаров, мух и других летающих насекомых.)
    ^ Лесовик. Молодцы, ребята! За вашу находчивость и смекалку я угощу вас лесными ягодами. Ох и вкусные они!
    VII. Итог занятия.
    Учитель (демонстрирует фотографии леса, моря, рек, гор). Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир окружает нас – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, звери, птицы. Это природа! Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.
    Трудно представить себе Землю без лесов, без зверей, без птиц. Берегите ПРИРОДУ!
    Ученик. Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна;
    Не торопитесь, люди, все выскрести до дна.
    Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня,
    Нам пировать позорно в счет будущего дня.
    Учащиеся исполняют песню «Не дразните собак».

  3. Судьба природы – наша судьба!
    Здравствуйте, уважаемый Олег Иванович!
    Пишет вам ученик 8 класса Иванов Вадим. Я живу в посёлке Первомайском Бондарского района. Своё сочинение я хотел бы посвятить проблемам охраны окружающей среды. Эта тема мне очень близка, потому что я живу в лесном краю. У нас очень красивая природа. И каждый день я вижу, какую работу выполняют сотрудники нашего лесхоза, чтобы сохранить лесную красоту и богатство. Но в то же время я иногда наблюдаю, какие последствия приносит лесу нерадивое обращение с ним.
    А места у нас дивные! Летом пахнет грибным и смоляным духом. По соснам, словно праздничные медовые слёзы, течёт прозрачная смола. Слышно, как стучит по дереву неугомонный дятел, а кукушки неторопливо отсчитывают года. И вот среди всей этой красоты иногда встретишь берёзку с израненной корой или развороченный муравейник. А сколько бытового мусора в наших лесах! Смотреть на это всё очень больно. Вредя природе, люди почему-то не хотят помнить, что планета у нас одна.
    Каждый из нас должен понять, что, срывая на лугу красивый цветок, он делает беднее свою Родину. Ведь луг – часть родной земли. И его красота – часть красоты Родины.
    Родина – это наша страна, наши село и город. Это воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьём. Это рыбы в реке, звери, птицы, насекомые в лесу. Это заводы и стройки, поля и сады. Природа и Родина неразделимы.
    Да, наша страна большая. Но богатства её природы небезграничны, а удивительная красота – ранима.
    В России разработана государственная программа по охране окружающей среды. Эта программа должна строго выполняться! Если будут отравлены воздух и вода, растрачены полезные ископаемые, вырублены леса, погублены редкие растения и животные, страна наша не сможет стать богатой и счастливой, а люди добрыми и здоровыми.
    Посмотрите, как прекрасна наша Земля, как чудесен наш Зелёный дом! И чтобы сохранить эту красоту, всем людям нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А свой дом нужно всегда беречь, защищать, содержать в чистоте и порядке. Судьба природы – наша судьба!
    Я ещё не знаю, как сложится моя дальнейшая жизнь, но одно усвоил для себя твёрдо – всё, что создано природой, должно быть сохранено и по возможности приумножено. Это совсем не трудно – посадить несколько деревьев и помочь им вырасти, убрать за собой мусор после пикника, расчистить лесной ручеёк, запруженный упавшим деревом. В школьном лесничестве мы высадили уже несколько тысяч ёлочек и сосенок, и нет ничего отрадней, чем прийти на питомник и с удовольствием заметить, что все они прижились, набирают силу и стали украшением нашего леса. Так давайте все вместе беречь и защищать природу, потому что планета у нас одна на всех!
    С уважением
    Вадим Иванов

  4. Вид материалаДокументы

    Содержание

    А. М. Горький
    II. Экологические проблемы.
    С. Викулов
    Михаил Дудин
    Маразиз Агзам
    И. Белоусов
    И. Мазнин
    IV. Экологические правила.
    П а м я т к а – п р а в и л а «Помощь природе»
    V. Экологическая сказка.
    VI. Экологическая викторина «Вопросы Лесовика».
    Лесовик. Молодцы, ребята! За вашу находчивость и смекалку я угощу вас лесными ягодами. Ох и вкусные они! VII. Итог занятия.
    Подобный материал:
    Классный час «Судьба природы наша судьба», 107.34kb.
    Урок №1 Тема. М. А. Шолохов «Судьба человека», 59.09kb.
    Сочинение на тему «Моя малая Родина», 23.93kb.
    Тема мероприятия, 190.42kb.
    Конкурса сочинений на тему: «Судьба России Моя судьба», 5.17kb.
    Автор сочинения: Зубайдов Хумайни, 8б класс,, 52.27kb.
    Урок по литературе. 9 класс. Тема урока: А. С. Грибоедов. Личность и судьба. «Горе, 29.98kb.
    Судьба человека в тоталитарном государстве. Случай Мандельштама, 100.58kb.
    Судьба человека в российской истории ХХ века, 77.4kb.
    Тема: А. С. Пушкин. Жизнь и судьба. Страницы биографии, 67.63kb.
    Тема: Судьба природы – наша судьба
    Цели: показать учащимся необходимость охраны природы; познакомить с Красной книгой, с экологическими правилами; учить бережно относиться ко всем компонентам природы; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать гуманное отношение к природе.
    Оборудование: запись песни А. Пахмутовой «Раненая птица», Красная книга; иллюстрации с изображением леса, моря, рек, гор и др., запись песни В. Шаинского «Не дразните собак».
    Эпиграф на доске: Земля должна быть достойна человека, и для того, чтоб она была вполне достойна его, человек должен устраивать землю так же заботливо, как он привык устраивать свое жилье, свой дом.
    А. М. Горький
    Ход занятия
    I. Сообщение темы и целей занятия.
    Звучит песня А. Пахмутовой «Раненая птица».
    Учитель. Как вы думаете, нужна ли природе помощь человека? В чем? Почему? Как вы понимаете тему «Судьба природы – наша судьба»? Сегодня мы подробно ответим на эти вопросы и еще раз убедимся в красоте природы.
    II. Экологические проблемы.
    Учитель. Певец природы, писатель М. М. Пришвин, не уставал говорить о том, что природа и человек – это одно целое.
    Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.
    Ученик. Дерево, трава, цветок и птица
    Не всегда умеют защититься.
    Если будут уничтожены они,
    На планете мы останемся одни.
    Учитель. Человек живет на Земле в постоянном окружении растений и животных. В небе птицы летают стаями, в воде рыбы ходят косяками, в земле муравьи обитают семьями. Люди тоже живут вместе, говорят на одном языке, делают одно общее дело и называются народом. То место, где родился человек, называется Родиной. Мы не мыслим своей жизни без ее лесов, полей, рек, озер.
    Михаил Пришвин сказал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять родину».
    Книга природы открывается для всех, но по-настоящему доступна лишь тому, кто способен понимать ее язык. Поэтому каждый по-своему любит природу и по-своему к ней относится. Один посадит дерево, выходит раненую птицу, не сломает цветущую ветку черемухи, не разрушит муравейника, птичьего гнезда. А другой вырвет все цветы с василькового поля, не пощадит пчел, стрекоз, бабочек, забросает склянками, банками и другими отбросами реку, лужок и в своей жизни не вырастит ни одного цветка. Нет! Не назовешь такого человека частью природы, ее детищем.
    Установлено, что на Земле погибло уже более половины животных, пропали сотни видов высших растений. И все они стали жертвами деятельности человека. Ученые всего мира бьют тревогу. Ими создан список редких животных и растений, который называется «Красной книгой».
    – Почему выбран красный цвет? (Красный цвет – это сигнал тревоги.)
    – А загрязнение почв, воды, воздуха, оскудение животного и растительного мира на планете приобрело глобальные масштабы.
    Родина… родная природа… Эти слова наполнены для нас глубоким смыслом.
    Ученик. Услышу ль шум в полдневный час,
    Журчанье ль струй средь камушков у брода,
    О, люди, мыслю я, у всех у нас
    Есть мать одна по имени Природа!
    У ней для всех хватает доброты…
    И мы живем, запечатлев навеки
    В душе ее прекрасные черты –
    Поля, луга, леса, моря и реки.
    Три клада у Природы есть: вода,
    Земля и воздух – три ее основы.
    Какая бы ни грянула беда,
    Целы они – все возродится снова.
    «Зеленый друг» – так пишем мы подчас
    И говорим про лес. И в час досуга
    Мы навестить всегда готовы друга.
    – В лес, в лес! – и он одаривает нас
    Всем, чем богат. Там травы до колен,
    А там грибы… Не сбейся только с круга.
    Но честно ль это: все забрать у друга
    И ничего не дать ему взамен?!
    С. Викулов
    Учитель. Сколько прекрасных стихотворений написано поэтами о природе и ее охране! Ребята, а вы можете такие стихи прочесть сейчас?
    III. Конкурс чтецов «Берегите Землю!».
    Заклинание с полюса
    Берегите Землю!
    Берегите
    Жаворонка в голубом зените,
    Бабочку на стебле повилики,
    На тропинке солнечные блики,
    На камнях играющего краба,
    Над пустыней тень от баобаба,
    Ястреба, парящего над полем,
    Ясный месяц над речным покоем,
    Ласточку, мелькающую в жите.
    Берегите Землю!
    Берегите
    Чудо песен
    Городов и весей,
    Мрак глубин и волю поднебесий,
    Старости последнюю отраду –
    Женщину, бегущую к детсаду,
    Нежности беспомощное пенье
    И любви железное терпенье.
    Берегите молодые всходы
    На зеленом празднике природы,
    Небо в звездах, океан и сушу
    И в бессмертье верящую душу –
    Всех судеб связующие нити.
    Берегите Землю!
    Берегите
    Времени крутые повороты,
    Радость вдохновенья и работы,
    Древнего родства живые свойства,
    Дерево надежд и беспокойства,
    Откровение земли и неба,
    Сладость жизни, молока и хлеба.
    Берегите доброту и жалость,
    Чтоб она за слабого сражалась.
    Берегите будущего ради
    Это слово из моей тетради.
    Все дарю!
    И все от вас приемлю!
    Только
    Берегите
    Эту
    Землю!
    Михаил Дудин
    Кто целится камнем в птенца, в синеву?..
    Кто целится камнем в птенца, в синеву?
    Эй, брось, говорю!
    Не шучу я с тобой.
    Живой он, ты только подумай –
    Живой!
    И мама, наверное, ищет его:
    Ребенок для мамы дороже всего!
    Маразиз Агзам
    Я иду тропинкой
    Я иду тропинкой узкой,
    Пробираюсь в лес густой;
    Зеленеющие ели
    Стелят ветви надо мной.
    По бокам трава с цветами,
    Песни птиц звенят кругом;
    Ручеек журчит в ложбине,
    Струйки блещут серебром.
    Я один – и мне не страшно:
    Кто обидит здесь, когда
    Сам пришел не обижать я,
    Отдохнуть пришел сюда!
    Я не трону птички малой
    И цветов не стану рвать,
    Если жизнь я дать не в силах,
    Как могу ее отнять?
    И. Белоусов
    Ты, дружок, смотри не подкачай!…
    Ты, дружок, смотри не подкачай!
    Правдивым быть и добрым обещай.
    Не обижай ни пташки, ни сверчка,
    Не покупай для бабочки сачка.
    Люби цветы, леса, простор полей –
    Все, что зовется родиной твоей.
    И. Мазнин
    Что ты тискаешь утенка?
    Он малыш, а ты – большой.
    Ишь, задравши головенку,
    Рвется прочь он всей душой…
    Ты представь такую штуку, –
    Если б толстый бегемот
    Захотел с тобой от скуки
    Поиграть бы в свой черед?
    Взял тебя бы крепко в лапу,
    Языком бы стал лизать,
    Ух, как стал бы звать ты папу,
    И брыкаться, и кричать!..
    Ты снеси утенка к утке,
    Пусть идет купаться в пруд,–
    Лапы мальчика не шутка,
    Чуть притиснешь – и капут.
    Саша Черный
    IV. Экологические правила.
    Учитель. Ребята! В июне 1980 года в нашей стране приняты законы об охране природы.
    – Как мы можем помочь природе? Давайте составим правила «Помощь природе».
    Учащиеся получают заранее приготовленные памятки-правила «помощь природе», оформленные на бумаге в виде кленового листа, читают их вслух.
    П а м я т к а – п р а в и л а «Помощь природе»
    1. Не разоряй муравейников.
    2. Не спугивай птиц с гнезда, не разоряй гнезд, не лови птенцов, не нарушай маскировку гнезда; подкармливай птиц зимой, а весной делай скворечники.
    3. Не рви цветов, не ломай ветки деревьев, не делай на коре надрезы: в них могут поселиться споры грибов-трутовиков, разрушающих деревья.
    4. Расчищай лес от сушняка: он убежище для различных вредителей.
    5. Не засоряй мусором водоемы.
    6. Участвуй в посадке и охране зеленых насаждений.
    7. Не повреди грибницы, собирая грибы. Помни, что грибы нужны не только нам, но и кустарникам, и деревьям, и животным. Не трогай и ядовитые грибы.
    8. Не шуми в лесу. Не пугай животных. Оберегай шмелей, пчел, бабочек: все они опылители цветов, а их гусеницы поедают сорняки. Подкармливай солью лосей и других животных.
    9. Не разводи костров в лесу. Не оставляй мусор после себя.
    V. Экологическая сказка.
    Доктор Планет Планетович
    На Красной звезде-карлике жил очень умный доктор Планет Планетович. Он обдумывал, как же на планетах Солнечной системы можно создать жизнь, такую как на планете Земля.
    От сложнейшей работы его отвлек телефонный звонок.
    – Кто звонит?
    – Это планета Земля! Мне срочно нужна помощь!
    – Что случилось?
    – Я вся изранена, исцарапана банками, склянками и бутылками, которые разбрасывают люди.
    – Вылетаю немедленно.
    Доктор очень быстро, всего через каких-то двадцать минут прибыл на Землю. Осмотрев бедняжку, задумался: перевязать раны цветным бинтом или белым? Решив, что такая красавица, как Земля, заслуживает лучшего, достал 100000000000 километров цветного бинта и перевязал порезы.
    Вылечив планету, доктор обратился к человечеству, резко дернув рукой вверх так, что чуть не упал с Земли:
    – Вам нужна живая планета!
    – Люди! Живите в мире с планетой! Ваша судьба в ваших руках.
    Учитель. Я уверена, что вы будете беречь все живое на Земле, охранять природу. Но чтобы оказать помощь природе, надо многое знать. Давайте проверим ваши знания.
    VI. Экологическая викторина «Вопросы Лесовика».
    Учитель. Отгадайте, кто пришел к нам в гости.
    Он владелец лесов, знает, кто в них живет.
    Поиграет с вами в прятки, загадает вам загадки.
    (Лесовик.)
    В класс входит Лесовик.
    Лесовик. Ребята, будьте внимательны. За каждый верный ответ вы получите жетон.
    В о п р о с ы:
    1. Что такое «замор» рыбы? (Гибель рыбы подо льдом из-за нехватки кислорода в воде. Вот почему зимой на реках надо делать лунки, чтобы был доступ воздуха в воду.)
    2. Назовите животного водоемов, которое является настоящим живым фильтром. (Улитка. Пропуская через себя воду, улитка очищает ее. Вот почему улиток селят в аквариумы.)
    3. Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы.)
    4. Почему нельзя рвать цветы? (Они не успевают дать семена.)
    5. Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие.)
    6. Назовите друзей леса среди животных. (Муравьи, дятлы.)
    7. Назовите главного коварного врага леса. Почему опасен пожар в лесу?
    8. Может ли гриб дерево съесть? (Да. Трутовики разрушают древесину, превращая ее в труху.)
    9. Почему весной строго запрещена охота на пушных зверей? (Происходит линька животных – мех непригоден, но главное то, что весной животные дают потомство, которое надо кормить, воспитывать, учить выживать.)
    10. Кто такие слетки? Почему нельзя их трогать? (Птенцы, которые выпали из гнезда.)
    11. Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнездах? (Многие птицы после этого бросают свое гнездо.)
    12. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Зимой птицам страшен не холод, а голод: найти корм под снегом трудно.)
    13. Пользу или вред приносят синицы зимой, когда все насекомые спят? (Пользу. Зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яйца, личинки и поедают их.)
    14. Почему нельзя убивать стрекоз? (Они уничтожают множество комаров, мух и других летающих насекомых.)
    Лесовик. Молодцы, ребята! За вашу находчивость и смекалку я угощу вас лесными ягодами. Ох и вкусные они!
    VII. Итог занятия.
    Учитель (демонстрирует фотографии леса, моря, рек, гор). Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир окружает нас – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, звери, птицы. Это природа! Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.
    Трудно представить себе Землю без лесов, без зверей, без птиц. Берегите ПРИРОДУ!
    Ученик. Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна;
    Не торопитесь, люди, все выскрести до дна.
    Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня,
    Нам пировать позорно в счет будущего дня.
    Учащиеся исполняют песню «Не дразните собак».

  5. Как много красивых слов сказано о природе. Каждый автор стихотворения, рассказа, повести или маленькой новеллы, если он действительно любит природу, живёт вместе с ней, он обязательно сделает неожиданное открытие, удивится сам и постарается удивить других. В природе, кажется нам, всё известно – небо голубое, одуванчики жёлтые, трава зелёная. Но вот однажды мы замечаем, что небо красиво не только, когда оно голубое, но особенно красиво, когда оно розовое, жёлтое, красное, оранжевое, фиолетовое. Трава бывает серебристой, одуванчики белые… Снег в морозный день на солнышке переливается бриллиантами. А деревья? Сколько стихотворений и песен о берёзе, рябине, калине! Клёны, дубы, липы – всё воспето и ничего об этом нового сказать невозможно. Но вот неожиданно в один прекрасный день я сделал для себя открытие. Даже обыкновенная осина, которая растёт в лесу, может восхитить человека. Решив отдохнуть во время полезной прогулки, я стал наблюдать. Что же я увидел? Передо мной было лазоревое небо, которое слегка виднелось сквозь кроны молодых осинок. Было тихо, безветренно. Но известно, что и при почти полной тишине листья осины постоянно шелестят. В народе говорят: “Дрожит, как осиновый лист”. Вот подул слабый, ласковый летний ветерок, и кроны осинок вмиг преобразились. Они словно закипели! И их кипение представляло какой-то необыкновенный фантастический танец всех известных цветов: жёлтый цвет солнца, лиловые, серебристые, коричневые цвета веточек и много других немыслимых цветов светотени. Так как кроны осинок закрывали передо мной почти всё небо, то я оказался в самом центре этого кипящего, бурлящего трепетного фонтанчика. Я реально ощутил себя частью природы, её любимым ребёнком. Вот вам и скромного вида осинка! Так и с людьми бывает. Большинство до поры до времени кажутся нам ничем не примечательны, не интересны. А окажись человек в хороших условиях, и он закипит, расцветёт, запоёт на удивление всем и на счастье себе и людям. Миллионы осинок шелестели листочками в этот день на летнем лёгком ветерке, тысячи людей видели это, но записали это необыкновенное зрелище единицы. Остальным не судьба. Мало жить среди природы и любоваться ею. Надо научиться слышать, понимать и беречь её. Тогда можно быть спокойным за судьбу природы и за судьбу людей в ней живущих.

  6. Имеются два сосуда вместимостью 8л и 5л. Как с помощью этих сосудов налить из водоп??оводного крана 3л воды?
    Переведите вопросы из номера 4 на русский язык
    1) мектеп асхансында о?ушылар ?ай к??зде тама? ішеді?
    2) асхана ?ай ?абатта орналасады?
    3) асхананын іші ?андай?
    4) ?абар?ада пе ілулі турады?
    5) ас м?зірінде не жазылады?
    6) ?андай тама? турлерін унатасындар?
    7) асханада ?андай сусындар усынылады?
    8) асханада кім болмайды?
    9) о?ушылар тама?танып бол?ан сон не істеу тиіс?
    10) о?ушылар асханада нені са?тау керек?
    (т?рбиелік кезен)
    12) біздін мектеп асханамызда т?ртіпті бузатын о?и?алар кездеседі ме?
    13) оны ?алай жоя аламыз?
    Найдите координаты точек, удаленных от точки: М(4/7) на 1 3/7; N(-1?) на 2?
    Коробка конфет весит 0,6 кг а пачка печенья 0,25кг в бандероль можно упаковать не бол??е 2кг 1)Можно ли отправить в одной бандероли 3 коробки конфет ? 4
    коробки конфет ? 8 пачек печенья ? 4 пачки печенья и 2 коробки конфет 2) составьте другие наборы из конфет и печенья которые можно упаковать в одну бандероль
    Гидроксид меди (II) взаимодействует с
    1. гидроксидом алюминия
    2. азотной кислотой
    3. cульфатом железа (III)
    4. кремниевой кислотой
    При сокрощении дроби x/6 на 2 получили дробь 2/y. Найдите значение x и y (если x и y натур??льные числа)
    Помогите написать 6 предложений из литературы,3 сдействительными причастиями,3 сс??радательными причастиями и произведение и автора от куда взяли,помогииитееее умоляяяю
    Сочинение Мой город.
    Пожалуйста помогите осень срочно
    №3.Образуйте от данных слов существительные п??средством суффиксов: а) –еств-, -(ин)ств-; б) –ин-, -от-, -ет-, -изн-, -ость-, -есть-; в) –овн-, -отн-.
    а) студент, человек, достойный, меньше, одинокий, большой, много, юноша, хищник, старший
    б) тесный, нищий, старый, высь, ширь, глубь, прямой, новый, быстрый, сухой, текучий, свежий, кривой, левый, правый, бедный
    в) толкать, болтать, бегать, пачкать
    Помогите решить контрольную работу срочно кроме задачи

  7. Normal
    false
    false
    false
    RU
    X-NONE
    X-NONE
    С 11 октября по 18 октября в Островской библиотеке проводится
    день библиографии, посвящённый охране окружающей среды.

    Нужно любить природу, спасать ее от уничтожения, охранять и
    беречь… Какие правильные, важные,
    актуальные слова! Так почему же, если
    каждый из нас в отдельности согласен беречь природу, охранять окружающую среду,
    мир до сих пор не стал цветущим садом?
    Так уж мы устроены:
    слова, адресованные всем, не воспринимаются как призыв лично к тебе.
    «Человек – царь природы»
    – думаем мы. Действительно, человек так много знает и умеет, что считает себя
    самым главным, значимым и мудрым существом на Земле. На самом же деле природа
    не предполагает понятия «самый», в живом мире важно все, причем в равной мере:
    тоненькие колоски на полях и огромные баобабы, гигантские слоны и крошечные
    муравьи, кроты, живущие в норах, и парящие в небе орлы. И никто не нарушает
    законов природы. Никто, кроме людей…
    А между тем, законы
    природы строги и справедливы, их нельзя отменить или игнорировать! И человек не
    царь природы, а всего лишь ее частица. Плохо природе – плохо и человечеству. Засухи и ураганы, высохшие реки, почвы,
    утратившие плодородие, – это не месть природы, это ее болезни.
    Прошу вас про себя досчитать до двух. За этот маленький период времени на
    планете от болезней, связанных с загрязнением окружающей среды, умер один
    ребенок. По статистике: каждый год на планете умирает около 15
    миллионов детей из-за болезней, которыми они заражаются после употребления
    питьевой воды.
    Вот
    и получается, что мы не так уж мудры, не доросли еще до подлинной зрелости. Незаметно, человек
    подошел к пределу, который нельзя переступить ни при каких обстоятельствах.
    Один неосторожный шаг — и человечество сорвется в пропасть. Одно
    необдуманное движение — и биологический вид Homo sapiens может исчезнуть с лица Земли.
    Так давайте перестанем просто говорить и
    соглашаться с ораторами, а перейдем к делу. Выйдем и приберем территорию возле
    своего дома, тогда город преобразится. Каждый из нас может
    донести свой мусор до урны или контейнера, тогда и прибираться не надо будет!
    Большая
    экология начинается с маленьких поступков:
    пересесть с автомобиля на велосипед, перестать использовать средства и
    продукты, производство которых наносит максимальный вред природе, да, в конце
    концов, посадить дерево,
    а лучше не одно. Если
    возьмемся все вместе и прямо сейчас, то обязательно успеем.

  8. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
    Самарской области
    основная общеобразовательная школа №39
    города Сызрани городского округа Сызрань
    Самарской области
    Сочинение.
    «ПРИРОДА И СУДЬБЫ ЛЮДЕЙ».
    Выполнила: ученица 4»А» класса
    Грязнова Дарья Ивановна
    Педагог: Соколова Татьяна Борисовна
    2017 год
    Есть просто храм,
    Есть храм науки,
    А есть еще природы храм,
    С лесами, тянущими руки,
    Навстречу солнцу и ветрам.
    Он свят в любое время года,
    Открыт для нас в жару и стынь.
    Входи сюда, будь сердцем чуток,
    Не оскверняй его святынь.
    А. Смирнов
    Да человек и природа тесно связаны между собой. Я считаю, что я живу благодаря природе.  Природа дает нам все: чистый воздух, которым мы дышим, из дерева мы строим дома, в которых мы живем. Тепло мы получаем от древесины и угля, которые тоже дает нам природа. Почти все наша домашняя мебель тоже сделана из дерева. В лесу мы собираем грибы и ягоды, там же мы отдыхаем, дышим чистым воздухом. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляет нам общую радость, формирует характер, делает его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека.
    Я знаю, что 2017 год объявлен в Российской Федерации Годом экологии. И это не напрасно! Мы должны привлечь внимание общества к вопросам экологического развития нашей страны, сохранить биологическое разнообразие. Ведь сейчас природа в опасности!
    Я проживаю в Самарской области в городе Сызрани. Самарская область – это очень красивый край, который расположен на берегах Волги. Природа Самарской области уникальна.  У нас скалистые, поросшие густым лесом горные вершины и привольные степи, тенистые дубравы и дремучая тайга, непроходимые болота и целебные минеральные источники, малые речушки и бескрайние горные дали.
    А также в Самарской области огромное разнообразие чудесных уголков. Среди них – национальный парк “Самарская лука”, Жигулевский заповедник, Бузулукский бор, ландшафтные заказники – Васильевские острова и Сергиевские минеральные воды.
    Однако, человечество не всегда ценит и уважает природу-матушку. В нашем городе много промышленных предприятий, которые загрязняют окружающую среду. Люди сорят, разбрасывая мусор, совсем не замечая этого, ведь это уже вошло в привычку. Люди губят местность, строя дороги, срубая деревья, охотясь, убивая животных. Я считаю, что для решения данной проблемы нужно больше сажать деревьев. Ведь деревья очень важны для экологии, так как они дают кислород, очищают воздух и делают его более влажным.
    Моя мама работает экологом на предприятии, она ответственная за сбор и утилизацию отходов предприятия. Она старается предотвратить вредные  воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду. Эта тоже очень важная современная экологическая проблема человечества. Но сегодня отходы и мусор можно рассматривать, как сырье. Их можно перерабатывать и повторно использовать. На каждого городского жителя, примерно, приходится от 500 до 800 кг отходов за год. В некоторых странах до 1000 кг. И это число все время растет.
    Моя мама мне всегда говорит,  что любовь к природе формируется еще в раннем детстве, и мы должны начать с себя, ведь это все просто. Главное, не сорить на улице, стараться даже маленький фантик выкинуть в урну.
    Каждая встреча человека с природой — это встреча с прекрасным. На протяжении четырех лет мы в классе выращиваем рассаду цветов, а потом высаживаем ее в клумбы. Цветы всегда нам дарят настоящую радость. Какими бы они ни были, маленькими или большими, яркими или не очень, но они всегда радуют нас своей красотой. Без цветов уже совсем невозможно представить природу и красоту окружающего мира. По-настоящему любить природу — это значит, не только наслаждаться ею, но и нести ответственность.
    Отдыхая на природе, никогда не оставлять после себя мусор и уезжая, полностью затушить костер, чтобы не произошло пожара. А еще я считаю, что нельзя попросту срывать цветы с клумбы и ломать ветки на деревьях, лучше просто полюбоваться природой издалека. Если соблюдать эти простые правила, то нам будет благодарна сама природа. Ведь мы – мыслящие частицы Природы.
    И живу я любя, год за годом,
    У земли неустанно учась.
    Я – частичка самарской природы,
    Нераздельная малая часть.

  9. 9
    Текст добавил: Моя jiznь,moi pr@vil@

    Берегите эти земли, эти воды,
    Даже малую былиночку любя;
    Берегите всех зверей внутри Природы,
    Убивайте лишь зверей внутри себя.
    (Е. Евтушенко)
    Все мы, ныне живущие, в ответе за природу перед потомками, перед историей. Масштабы влияния человека на природу постоянно растут. Растут и последствия его деятельности. Ядерная война, экологическая катастрофа, духовное беспамятство – это три стороны одного и того же процесса самоуничтожения человечества, процесса, который можно еще остановить. Поэтому не случайно многие современные прозаики и поэты бьют тревогу, стремясь предупредить людей о том, что человек – часть природы и, уничтожая ее, он уничтожает самого себя.  Трудно подсчитать духовные потери, которые отражаются на характере людей, на их мышлении, отношении к окружающему миру и к себе подобным. Об этом способно говорить разве что искусство. Проблемы взаимоотношения человека с природой, роли человека на Земле постоянно волновали известных писателей.  Природа в судьбе человека играет очень важную роль. Она помогает нам пересмотреть свои принципы и изменить точку зрения на окружающий мир, ярче представить героя художественного произведения  или кинофильма. Убеждаюсь в этом, размышляя над художественным кинофильмом  Станислава  Ростоцкого  “Белый Бим Черное ухо”.
    Станислав Ростоцкий –  известный советский кинорежиссер, актер, педагог. Родился 21 апереля 1922 года в городе Рыбинске Ярославской области. Участвовал в боях, был ранен. В 1971 году вышла в свет книга воронежского писателя Гавриила Троепольского, в которой он поведал сентиментальную историю преданного хозяину пса, неожиданно попавшего в беду. Хозяина, Ивана Ивановича, бывшего журналиста, а ныне философствующего охотника и военного, из-за беспокоящего осколка в груди внезапно увозят на операцию в московскую больницу. Сразу после первой публикации повести в журнале «Наш современник» она стала, как сейчас принято говорить, бестселлером. И ею заинтересовался режиссер Станислав Ростоцкий, снявший к тому времени такие известные киноленты, как «Дело было в Пенькове», «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие».  На роли в двухсерийном фильме Ростоцкий пригласил известных актеров. Вячеслав Тихонов сниматься согласился с большим удовольствием, ибо к тому времени ему уже осточертел намертво приклеившийся ярлык штандартенфюрера Отто Штирлица. И образ добродушного хозяина собаки пришелся как нельзя кстати. Режиссер предложил Владимировой роль злодейки в фильме «Белый Бим Черное ухо». Актрисе предстояло сыграть тетку, которая довела бедную собаку до погибели. Будто предчувствуя недоброе, Валентина Харлампиевна долго отказывалась, но потом сжалилась над режиссером. Он попал с выбором в точку, она действительно блестяще сыграла эту роль. Но никто не предполагал, что фильм станет кассовым, а Белый Бим превратится в четвероногого героя и над его судьбой будут рыдать миллионы. Сменив несколько хозяев, Бим в конечном счёте погибает, столкнувшись с человеческим равнодушием и жестокостью. «После выхода этой ленты со мной перестали здороваться даже соседи!» – с горечью вспоминала актриса. « – Приходило множество писем от зрителей, которые спрашивали, за что же я так не люблю собак. А однажды, когда я пришла на творческий урок с учащимися одной из школ, они наотрез отказались со мной встречаться. К сожалению, люди стали олицетворять меня с этой злодейкой, думали, что я и правда мучаю собак!» Когда преследования соседей и знакомых стали напоминать травлю, Валентина Харлампиевна, чтобы доказать, что на самом деле любит животных, завела собаку. В 1978 году картина «Белый Бим – Черное ухо» была выдвинута на соискание премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и стала обладателем Главного приза на МКФ в Карловых Варах (Чехословакия). В 1980 году создатели ленты – режиссер Станислав Ростоцкий, оператор Вячеслав Шумский и исполнитель главной роли Вячеслав Тихонов – были удостоены Ленинской премии. В 1977 году картина «Белый Бим Черное ухо», которую посмотрели более 23 миллионов зрителей, обеспечив ей 15 место по посещаемости, была названа лучшим фильмом года по опросу журнала «Советский экран».
    Это  первый фильм, сопровождавшийся моими горькими детскими слезами, судорожными всхлипываниями и невероятной печалью. Я  помню, что боялась начинать смотреть его, потому как жестокость людей к животным, для меня, один из самых больных вопросов… И не зря боялась. Больше половины фильма утирала слезы . Ну из этого уже ясно, что фильм берет за душу. Он мне понравился. Смерть Бима – предупреждение и укор всем нам. Будьте терпимы, люди – вот, что услышала я в финале фильма, – ведь каждый из нас имеет право на счастье! Для меня «Белый Бим Чёрное ухо» – это книга не просто о верном и до конца жизни преданном сеттере Биме, но и о злых и добрых людях, а также о взаимопонимании «двух миров» : человека и природы. Главным героем этой книги является охотничий пёс Бим. Он начинал свою жизнь не очень сладко. Ещё месячным щенком был отдан чужому и незнакомому человеку – его хозяину Иван Иванычу. Из-за необычного для его породы окраса Бим стал изгоем среди сородичей – охотничьих сеттеров. Но дружелюбный пёс не унывал, ведь главным для него было лишь то, что он рядом с другом-хозяином. Но жизнь – сложная штука, никогда не знаешь, в какую сторону она повернёт тебя, что будет завтра, и что ещё придется пережить на этом опасном жизненном пути. О своём будущем не знал и Бим, он даже думать не хотел о завтрашнем дне, ведь пёс так весело и интересно прожил вот уже три года с ласковым Иван Иванычем. Но пошатнувшееся после войны здоровье пожилого хозяина требовало скорого лечения, и вскоре милому другу Бима пришлось расстаться со своим питомцем. Жаль, что собака не могла понять смысла прощальных слов человека. Пёс не знал, куда уехал его добрый друг, ему оставалось только ждать и ждать… Скука от расставания была для Бима невыносимой, и он отважился на решающий шаг – пойти в одиночку на поиски любимого хозяина. И именно в этом опасном путешествии пёс узнал горькую правду жизни, что на свете бывают не только хорошие люди, но и, к сожалению, плохие, такие как Тётка, Серый, Клим и другие. Но мир не без добрых людей. Степановна, Люся, Толик, Даша, Хрисан Андреевич, Петровна, Алёша – это те добрые и отзывчивые люди, которые в чём-то помогли Биму на его трудном пути к дорогому другу, но они не смогли найти хозяина собаки, а Бим до последнего вздоха продолжал искать Иван Иваныча… В свои последние минуты жизни пёс царапался в дверь железного фургона, в последнюю дверь , долго-долго. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил! Свободы и доверия – больше ничего. Бим погиб…Совершенно безнаказанно, ни за что… Гавриил Николаевич Троепольский в своей повести не только призывает людей к защите природы, но и поднимает философские темы через мир познания собаки. Например, о деньгах и человеческой жадности: «… иные люди могут продать честь, верность и сердце. Благо собаке, не знающей этого!» Ведь действительно в нашем современном мире огромное количество жестокости, от неё Иван Иванывич ищет спасение в тихом лесу – это место, наверное, где природу ещё не испортил человек. А нам где искать спасение? Я думаю, что в самих себе, в своих сердцах. Пока мы не поймём важность и значимость природы в жизни человека, мы не сможем относиться ко всему живому также как и к себе, к родителям, к другу… относится с искренней любовью и преданностью. … Если человеку не жаль родного дома, где гарантия того, что он может когда-нибудь пожалеть родную мать? В заключение своих  размышлений хочу сказать, что «Белый Бим Чёрное ухо» – это далеко не единственное произведение о природе, учащее человека любить, охранять и уважать окружающую среду, ведь природа – это частичка нас самих, нашей души, это Родина и её надо любить всем сердцем!  Мысль о том, что человек не должен воевать с природой, что она не враг ему, ибо он сам есть часть ее, стала ныне очевидной. Гармония человека и природы является обязательным условием продолжения жизни на Земле.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *