Сочинение на тему вальс

8 вариантов

  1. Мне кажется, что вальс похож на стремительный полет сне­жинки. Она вертится, подпрыгивает, и в этом головокружитель­ном танце забывает, что когда-то должна упасть. Вот снежинка летит все ниже и ниже.
    Сейчас она упадет на воду ручья, который, несмотря на зим­ний мороз, не замерз. Сейчас, вот сейчас она упадет и растает! Но нет, эта маленькая красавица вновь взлетает, подхвачен­ная порывом ветра. И опять она кружится, чтобы когда-нибудь упасть навсегда.
    Полет снежинки… Как это прекрасно!.. Вот она, красота, которую дала нам сама природа. Как бы в насмешку над нашей самоуверенностью она показала наказание, придуманное для нас. Ведь в действительности смерть не страшна. Ужасно ее ожидание. Человек смирился, попрощался с миром во всем его великолепии, он уже на пороге… и вдруг облегчение. Опять на­дежда: «Ну может быть, ну все-таки..!» И это хуже всего.
    Смерть неизбежна, но надежда умирает последней. Ах, пусть бы она исчезла бесследно, пусть бы ее и не было. Опять боль, нестерпимая боль, а может, новые радости, счастье, встречи и любовь, надежды. Снежинка растаяла… Я успела досчитать до 12… Значит, я буду счастлива!

  2. Перед вами сочинение на тему вальс:
    Мне кажется, что вальс похож на стремительный полет сне­жинки. Она вертится, подпрыгивает, и в этом головокружитель­ном танце забывает, что когда-то должна упасть. Вот снежинка летит все ниже и ниже. Сейчас она упадет на воду ручья, который, несмотря на зим­ний мороз, не замерз. Сейчас, вот сейчас она упадет и растает! Но нет, эта маленькая красавица вновь взлетает, подхвачен­ная порывом ветра. И опять она кружится, чтобы когда-нибудь упасть навсегда. Полет снежинки… Как это прекрасно!.. Вот она, красота, которую дала нам сама природа. Как бы в насмешку над нашей самоуверенностью она показала наказание, придуманное для нас. Ведь в действительности смерть не страшна. Ужасно ее ожидание. Человек смирился, попрощался с миром во всем его великолепии, он уже на пороге… и вдруг облегчение. Опять на­дежда: «Ну может быть, ну все-таки..!» И это хуже всего. Смерть неизбежна, но надежда умирает последней. Ах, пусть бы она исчезла бесследно, пусть бы ее и не было. Опять боль, нестерпимая боль, а может, новые радости, счастье, встречи и любовь, надежды. Снежинка растаяла… Я успела досчитать до 12… Значит, я буду счастлива!

  3. Венцы очень любили танцевать вальс. Есть интересная статистика XIX века. Из 200 000 жителей Вены, каждый вечер 50 тыс. уходили из дома…на танцы. Танцевали вальс всюду: и на праздниках простого люда, и на королевских балах.
    Композиторы во многих странах и в России обращались к вальсу ( Грибоедов, Глинка, Чайковский). Есть своеобразные музыкальные коллекции: “Старинные русские вальсы” и “Вальсы XX века”
    Вальс продолжает очаровывать, вальс смеется над всеми модами веков. Даже в современном XXI веке вальс не утратил былой популярности. Хотя в наше время вальс – это танец последних звонков, выпускных вечеров и свадеб, он не смог утратить той грациозности и величественности, которая была ему присуща несколько веков назад. Это благодаря тому, что на сегодняшний день проводится огромное количество фестивалей и конкурсов, которые позволяют современной молодёже почуствовать себя на венском балу, окунуться в торжественную атмосферу вальса или хотя бы на некоторое время оказаться на месте грациозной танцующей пары тех времён.
    Вот и ученикам 11 класса Уваровской общеобразовательной школы удалось поучаствовать в 1этапе конкурса “Крымский вальс”, который проводится уже не первый год и возрождает традиции светского вальса. В 1этапе конкурса, который пошёл 28-29 марта, принимали участие школы со всего Крыма. Каждая школа проходила отбор в своей подгруппе. Участники нашей школы соревновались с 12 командами-участниками Ленинского района. Каждая школа представила своё видение и исполнение вальса. Многие вальсы восхищали роскошным рисунком танца, дивными красками нарядов участниц, удивительными музыкальными композициями вальса. Участники Уваровской школы поразили всех изящным французским вальсом с восхитительным музыкальным сопровождением. Это позволило нам и ещё 8 командам пройти в полуфинал конкурса, который пойдёт 13 апреля в пгт. Ленино, где мы в очередной раз сможем показать всё наше мастерство и побороться за место в финале, который состоится 24 апреля в г. Судаке. Пожелаем нам удачи!!!!!!!!
    Вальс – это музыка, под которую движется время. Так пусть не прекращается его звучание!!!!!!!!!!!!!

  4. С давних пор человек способен раскрыть свои чувства, показать состояние внутреннего мира благодаря движениям, из которых складывается любой танец.
    Одним из самых узнаваемых и предпочитаемых является вальс. Само слово вызывает нежные или торжественные ощущения, связанные с грацией движений партнеров, мелодичностью музыки, романтичным настроем. Его название вызывает легкое головокружение, связанное с вращением по кругу. Именно это и обозначает немецкое слово «walzen».
    История этого танца связана с объединением элементов задорных танцев, существующих в  Чехии, Англии и Франции в XVIII веке. После характерных изменений они слились в единый, более элегантный, размеренный, но в то же время стремительный вальс.
    В настоящее время понятие вальса связано не только с медленным перемещением по кругу, степенным шагом, но и ритмичными, стремительными движениями. Именно поэтому принято выделять несколько видов вальса, каждый из которых имеет свои особенности.
    Примерно с середины 20 века вальс стал включать в себя некоторые фигуры, которые при исполнении не вызывали трудностей. Они чередовались при одновременном не скором перемещении по залу. Фигурный вид привлекает простотой исполнения, периодической сменой позиций, но беспрестанным кружением.
    Накал страстей между партнерами отражается во время исполнения танго-вальса. Он передает историю одного из проявлений человеческой любви – пылкой, которая каждым резким движением завораживает, будто обжигает.
    Венский вальс – отличается развитием в движениях. При этом он не теряет легкости, создавая ощущения полета.
    Наиболее серьезным, сдержанным выглядит вальс медленный. Этот танец, как правило, наиболее точно исполняют опытные партнеры. В нем необходима выдержка, чувство такта, немалое количество тренировок. Со стороны девушки должно чувствоваться женское обаяние, от мужчины – выдержка и дисциплина.
    Общей чертой, объединяющей разные виды вальса, является двухтактный оборот, в каждом из которых присутствуют по три шага.

  5. “Русские – нация сочинителей”,
    Так “буревестник” пером написал.
    Много разных у нас мыслителей.
    Что толку?! Лучше человек не стал.
    Корешки томов слепят на полках,
    Хранят прошлого души и ум.
    Хорошо из них цитаты дёргать,
    Чтоб убедительней был речи шум.
    В культуре стоят особняком
    На божественные темы сочинения.
    Библия – тот же книжный том,
    В котором легенды, откровения.
    Из века в век – всё знаем сами,
    Зачем нам ненужный и ветхий пример…
    Такой пассаж справедлив временами.
    Всяк в своей судьбе индивид пионер.
    Учатся чаще люди на своих ошибках
    Банальная, затёртая до дырок аксиома.
    Знания, хранимые в разных книгах,
    Не все подходят для постройки дома.
    Церковь – читальня одной книги,
    Харчевня для премудрых пескарей.
    В библиотеке много меньше интриги,
    Она склеп старых, отживших идей.
    У писания толпы толкователей,
    Надрываются, суетятся адепты.
    Классики, те живут в хрестоматиях,
    Разлетелись мириадами конспектов.
    Фраза, живущая крепко в народе,
    Признак гениальности автора.
    Слово, используемое в обиходе
    Выступает в роли индикатора.
    Много в речь пришло слоганов
    Из шутовского, балаганного цеха.
    Редко словом кто не хулиганит,
    Проще путь к достижению успеха.
    Классики заложили сюжетные линии,
    Нацепили розовые человечеству очки.
    Библия выдаёт одни лишь страшилки,
    Воскресной радости – всего на миг.
    Огорчает не продуманный сюжет:
    Христос плоть воскрешал у мёртвых.
    Сам же только аурой воскрес,
    Являлся апостолам, духом упёртым.
    В олимпийском сериале, наоборот,
    Забылся восторг дней и недель,
    Но до сих пор миг печальный живёт:
    Надо же, а «Мишка» наш улетел?!
    Чьё отольётся слово медью на века?
    Живучи абракадабра и каламбур…
    Молва не особо на выдумки хитра.
    Мысли глубокие лягут под спуд.
    Империю в вагонах прочитал народ,
    Просвещение – источник плюрализма.
    Малограмотность куда нас приведёт?
    Финалу явно не хватило оптимизма?!
    18.12.12г.

  6. Вальс – один из самых романтичных и любимых танцев, объединяющий поколения и погружающих нас в состояние некоторой эйфории. Жанр вальса так любят многие композиторы-песенники, написавшие свои нетленные шедевры, которые не теряют своей популярности уже много лет – «Майский вальс», «Вальс Победы», «Домбайский вальс» и многие другие.
    История возникновения танца
    Вальс нельзя отнести к старинным танцам. По сравнению с аллемандой или курантой, вальс юн. Его возраст исчисляется менее чем двумя веками. Но вот точного происхождения данного танца точно не знает никто.
    По одной версии прародителем вальса стал немецкий стремительный вальцер. А другая версия гласит, что вальс произошел от лендлера – трехдольного танца немецких и австрийских крестьян, который танцевали парами и обязательно по кругу. Довольно простой танец, лишенный сложных элементов. Однако в нем есть все признаки будущего вальса – касание партнером талии дамы, движение по кругу, вставание партнера на колено, как обязательного элемента современного вальса.
    Танец со временем многократно видоизменялся, приобретая очертания знакомого нам вальса, и дошел до аристократии. Вальс проник на светские балы и приемы, правда, претерпев множество негативных откликов. Так, в 1816 году вальс включили в бальные танцы при дворе. После чего танец подвергся сильной критике со стороны религиозных лидеров и духовников. Они считали его «развратным», «постыдным», лишенным целомудрия, нарушающего нормы морали и нравственности, ибо такое поведение в танце могли демонстрировать только куртизанки. На танец навесили ярлык «греховного», «вульгарного» и «непристойного», и решили, что он не достоин приличного общества. Такое отношение к вальсу наблюдалось по всей Европе. Особенно в чопорной Англии, где нравы были еще более строгие.
    Но полностью вальс не удалось задушить. Буржуазия с восторгом приняла немецкий танец. Он распространялся среди горожан в светских танцевальных салонах, хотя это и вызывало негодование среди моралистов, которые сравнивали любовь к вальсу как к пагубной привычке.
    Может вальс так и остался бы гонимым танцем, если бы не творчество Штрауса, Ланнера и других композиторов эпохи романтизма. Пик их популярности пришелся на 30е годы 19 века. Облагороженная музыка дала толчок для развития вальсовой хореографии, приобретая грациозность, легкость и красоту. К концу 19 века вальс стал полноправным танцем на придворных балах. Его популярности поспособствовала королева Виктория, страстная любительница бальных танцев, в особенности вальса.
    Виды
    Вальс – танец романтичный, нежный и очень разнообразный. Испытания и видоизменения, которые вальс пережил за время своего существования, помогли появиться на свет самым разным видам это чудного танца. На сегодняшний день существует огромное количество разновидностей вальса, но к самым распространенным можно отнести:
    Венский вальс
    Танец быстрый, стремительный, изящный, легкий.
    Медленный вальс (вальс-бостон или английский вальс)
    Элегантный, сдержанный, требующий высокой дисциплины и хорошей техники. Характерна смена темпа, наличие выдержанных пауз и фермат.
    Танго-вальс
    Комбинированный жанр, сочетающий в себе элементы танго и вальса. Его еще называют Аргентинским вальсом.
    Фигурный вальс
    Вальс, вошедший в спортивную программу бальных танцев еще в СССР в 60х года 20 века. Характерен выполнением строгих фигур (элементов).
    Особенности вальса
    Вальс как инструментальный жанр весьма популярен у композиторов классиков. Кроме вышеупомянутых Штрауса и Ланнера, к жанру вальс часто обращались Шопен, Чайковский, Прокофьев, Глинка. И во многом благодаря им, вальс так популярен и любим.
    Современный вальс многогранен и полон разновидностей – медленные и степенные, быстрые и стремительные. Но всех их объединяет одно – трехдольный размер с акцентом на сильную долю. «Раз, два, три» – вот пульсация вальса, его ритмическая структура. Вальс всегда кружится. Ведь даже само слово «вальс» произошло от немецкого «walzen», означающее «вращаться» или «кружится». Поэтом музыку вальса всегда можно отличить ощущением легкого кружения, быстрого или медленного.
    А вот исполняется вальс преимущественно в закрытой позиции, а самой популярной фигурой в вальсе считается полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.
    Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на портал о здоровом образе жизни hnb.com.ua обязательна!

  7. Цели:
    расширение знаний ребят об истории вальса, о
    композиторах, писавших в этом жанре;
    развитие и совершенствование навыков
    выразительного чтения и эмоционального
    исполнения музыкальных произведений;
    формирование нравственно-эстетических и
    эмоциональных переживаний у учащихся;
    воспитание способности чувствовать и видеть
    прекрасное в искусстве.
    Оборудование: Пианино, проигрыватель,
    пластинки, музыкальный центр, CD-диски,
    аудиокассеты, телевизор, видеомагнитофон,
    видеокассета с фрагментом фильма С. Бондарчука
    “Война и мир”.
    ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
    Звуки вальса тихонько коснулись души,
    В глубину всех сердец незаметно проникли.
    Пригласить свою даму на танец спеши,
    Пусть сердца закружат в зачарованном ритме.
    Звучит запись любого вальса. На фоне музыки
    говорят ведущие:
    – Вальс! Есть ли танец удивительней? Танец,
    обаянию которого уже два века покоряется весь
    мир. Он царствует и сегодня. Может быть, его реже
    танцуют – вальс требует большой площади,
    размаха, но звучит он постоянно.
    Вальс всюду: в музыке “серьёзной” и “лёгкой”, в
    опере и оперетте, в симфонии, инструментальном
    произведении, в балете и в песне.
    Плавные танцы с верчением, похожие на вальс,
    существовали очень давно и у разных народов.
    Кстати, само слово “вальс” произошло от
    немецкого “веллер”, “вальцен” – крутить,
    раскатывать.
    У французов таким танцем была вольта, у поляков –
    куявяк, у немцев – медленный длесер, у австрийцев
    – лендлер.
    Чаще всего предком вальса называют лендлер,
    потому что именно от него произошёл знаменитый
    венский вальс. Конечно, “предки” значительно
    отличались от своего “потомка”. Они не обладали
    ни его лёгкой стремительностью, ни плавным
    скользящим шагом. Их танцевали грубее, с
    подскоками, а партнёрш поднимали высоко над
    землёй и кружили в воздухе.
    Развитие вальса особенно интенсивно происходило
    в Вене. Расцвет венского вальса связан с
    творчеством Иоганна Штрауса-отца, а позднее его
    сыновей: Йозефа и, в особенности, Иоганна,
    прозванного “королём вальса”. Наиболее
    известны из его 477 вальсов такие, как “Прекрасный
    голубой Дунай”, “Сказки венского леса”,
    “Венские голоса”.
    Вальсы Иоганна Штрауса-отца звучали в
    австрийской столице повсюду. А вальсы Иоганна
    Штрауса-сына покорили не только Европу, но и весь
    мир. Поэтичные, изящные, с обаятельными, свободно
    льющимися мелодиями, они пленяли слух. Вальсы
    звучали в опереттах И. Штрауса “Летучая мышь”,
    “Цыганский барон”.
    Оперетта – это появившийся в XIX веке во Франции
    новый театральный жанр, где первым из танцев
    наравне с канканом прописку получил именно
    вальс. Он звучал в известных всему миру опереттах
    “Сильва”, “Баядерка”, “Принцесса цирка”,
    автором которых был знаменитый венский
    композитор Имре Кальман.
    Звучит фантазия А. Беляева на тему И.
    Кальмана.
    – Начиная с “Приглашения к танцу” Вебера,
    вальс попал в сферу симфонической музыки.
    Великолепным образом такого симфонического
    вальса стал “Вальс-фантазия” М. Глинки.
    Зазвучали в концертах фортепьянные вальсы –
    “Мефистовальс” Ф. Листа, “Сентиментальный
    вальс” П. И. Чайковского.
    Наверно, я б не вспомнила о вас,
    Но у Чайковского в то утро воскресенья
    В усадьбе под “Сентиментальный вальс”
    Застенчиво кружился снег весенний.
    Внимая вальсу, в стороне от всех,
    Я думала, бредя пустой аллеей:
    Он с вами схож, весенний этот снег,
    Что тронуть ветви нежностью не смеет.
    И снова стынь откуда-то взялась,
    И грусть, что время вёсен пролетело…
    Ах, этот вальс, сентиментальный вальс,
    Задумчивый, весь от снежинок белый.
    И. Волобуев
    В исполнении ученицы музыкальной школы
    звучит “Сентиментальный вальс” П. И.
    Чайковского.
    – Многочисленные великолепные вальсы Шопена –
    то блестящие бравурные, то нежные и мечтательные,
    звучали в концертах. Польский композитор писал
    их совсем не для танцев. Это очаровательные
    концертные пьесы.
    На фоне звучания Вальса №7 Шопена ведущий
    читает стихотворение Л. Озерова:
    Ещё звучит в моих ушах
    Седьмого вальса лёгкий шаг.
    Как вешний ветерок,
    Как трепетанье птичьих крыл,
    Как мир, который я открыл
    В сплетенье нотных строк.
    Ещё звучит тот вальс во мне,
    Как облако в голубизне,
    Как родничок в траве.
    Как сон, что вижу наяву,
    Как весть о том, что я живу
    С природою в родстве.
    – Этот знаменитый Седьмой вальс – нежный,
    светлый, полный грусти – считается вальсом Марии
    Водзиньской, невесты Шопена. Её родители
    воспрепятствовали их браку.
    Выдающиеся образцы вальсов создали композиторы
    разных стран: Шуберт, Шуман, Брамс, Равель, Легар,
    Глинка, Чайковский, Глазунов и др.
    Ф. Шуберт импровизировал свои вальсы во время
    танцев. Традиции Шуберта продолжил Роберт Шуман
    (“Бабочки”, “Карнавал” для фортепиано) и
    Иоганес Брамс (16 вальсов для фортепьяно в 4 и 2
    руки, “Вальсы любви” и “Новые вальсы любви” для
    вокального квартета, а также для фортепиано в
    четыре руки).
    Вальсы Ф. Шопена и Ф. Листа приближаются к поэмным
    жанрам романтической музыки, сочетая в себе
    поэтическую выразительность с элегантностью,
    блеском, виртуозностью.
    Вальсы звучат в симфониях Берлиоза –
    “Фантастическая симфония”, П.И.Чайковского –
    “Пятая симфония”.
    Вальсы звучат в операх Ш.Гуно – “Фауст”,
    П.И.Чайковского – “Евгений Онегин”, Д.Верди –
    “Травиата”, Д.Пуччини – “Богема”.
    Вальс покорил и Россию. Здесь стали популярными
    вальсы-песни в обработке В. В. Андреева для
    оркестра народных инструментов.
    Сиянье люстр и зыбь зеркал
    Слились в один мираж хрустальный.
    И веет, веет ветер бальный
    Теплом душистых опахал.
    Андреев строг, как модный Штраус,
    В мотивы вальса ввёл напев,
    Старинный песенный, без пауз,
    Пленяющий столичных дев.
    И. Бунин
    Звучит фантазия Крамаря “Ещё раз о вальсе”
    на темы вальсов В. Андреева.
    – Множество русских романсов написано в ритме
    вальса… Вальс-романс – это особый салонный жанр,
    танец влюблённых, прелюдия чувств и ожидание
    страсти.
    В исполнении солистки звучит романс “Ночь
    светла” (Сл. М. Языкова, муз. А. Шишкина):
    Ночь светла, над рекой
    Тихо светит луна.
    И блестит серебром
    Голубая вода.
    Тёмный лес там в тиши
    Изумрудных ветвей.
    Звонких песен своих
    Не поёт соловей.
    Милый друг, нежный друг,
    Я как прежде любя,
    В эту ночь при луне
    Вспоминаю тебя.
    В эту ночь при луне,
    На чужой стороне,
    Милый друг, нежный друг,
    Помни ты обо мне.
    Под луной расцвели
    Голубые цветы.
    Этот цвет голубой
    Дарит сердцу мечты.
    К тебе грёзой лечу.
    Твоё имя шепчу.
    При луне, в тишине
    Я с цветами грущу.
    – Пётр Ильич Чайковский написал много вальсов.
    Вальсы есть в 5-й и 6-й симфониях, в опере “Евгений
    Онегин”, в балетах “Спящая красавица” и
    “Щелкунчик”, вальс есть в “Серенаде для
    струнного оркестра”. Известен “Сентиментальный
    вальс”; в фортепианном цикле “Времена года” в
    ритме вальса написаны “Апрель. Подснежник” и
    “Декабрь. Святки”. Наконец, романс “Средь
    шумного бала” на слова А. Толстого – тоже вальс!
    Словно лёгкие капельки или снежинки
    Начинают волшебно владеть тишиной…
    Не спеша
    Нарастает мелодия Глинки –
    И яснеет бездонная высь надо мной.
    Оттесняется зло,
    Забывается косность,
    И в сердцах воцаряется скрипки печаль.
    Увлекая, весь мир согревает Чайковский,
    И, как луч, доброта простирается вдаль.
    (У. Кумисбаев)
    – Опера “Евгений Онегин”… Бал в доме Лариных.
    Празднуют именины Татьяны. Судачат маменьки,
    вспоминают недавнюю охоту отцы семейств…
    Вдруг из-за двери в зале длинной
    Фагот и флейта раздались.
    …………………………….
    И в залу высыпали все.
    И бал блестит во всей красе.
    ……………………………….
    Однообразный и безумный,
    Как вихорь жизни молодой,
    Кружится вальса вихорь шумный,
    Чета мелькает за четой…
    (А. С. Пушкин. “Евгений Онегин”)
    Звучит вальс П.И.Чайковского из оперы
    “Евгений Онегин”, пары кружатся в вальсе.
    – С. С. Прокофьев “Война и мир”… Бал у
    великосветского вельможи. Юная девушка в розовом
    платье… С бьющимся сердцем она ждёт: неужели
    никто не пригласит её на танец? “Вальс, вальс!”, –
    слышится голос распорядителя. Не сразу, будто
    издалека возникает нежная мелодия. Звучит первый
    счастливый вальс Наташи Ростовой.
    Видеозаставка “Первый бал Наташи Ростовой”
    из к/ф “Война и мир”.
    – Всем известны “Пушкинские вальсы”
    Прокофьева и драматический вальс Хачатуряна к
    драме Лермонтова “Маскарад”. Прекрасен вальс из
    музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина
    “Метель” Георгия Свиридова.
    Звучит запись или живое исполнение вальса
    Г.Свиридова.
    – “Когда говорят пушки, музы молчат” – это
    изречение известно с давних пор. Но мы также
    знаем слова В. Маяковского: “И песня, и стих – это
    бомба и знамя”. Песни военных лет разнообразны:
    походные марши и величественные гимны, баллады и
    сатирические частушки. Но есть особая тема –
    лирический вальс. В годы Великой Отечественной
    войны была очень популярна песня-вальс “Синий
    платочек”. Вальсовую композицию применил и
    Матвей Блантер в одной из лучших своих военных
    песен – “В лесу прифронтовом”. Ещё одна
    популярная в воинской среде лирическая песня –
    “Случайный вальс” Марка Фрадкина, которую на
    фронте часто называли “Офицерский вальс”.
    Каждый из этих вальсов имеет свою историю.
    Звучит попурри на темы песен-вальсов военных
    лет: “В лесу прифронтовом”, “В землянке”,
    “Синий платочек”, “Севастопольский вальс”,
    “Случайный вальс”.
    – А сколько великолепных вальсов звучало в
    старых кинофильмах!
    Исак Дунаевский “Лунный вальс” (к/ф “Цирк”),
    Тихон Хренников “Хорошо на московских
    просторах” ((к/ф “Свинарка и пастух”) и многие
    другие.
    В исполнении солистки звучит “Белый танец”
    – песня из к\ф “Эта весёлая планета”. Сл. И.
    Шаферана, муз. Д. Тухманова.
    Музыка вновь слышна,
    Встал пианист и танец назвал.
    И на глазах у всех
    К Вам я сейчас иду через зал.
    Я пригласить хочу на танец Вас,
    И только Вас,
    И не случайно этот танец – вальс.
    Вихрем закружит белый танец,
    Ох, и услужит белый танец,
    Если подружит белый танец нас.
    Вальс над землёй плывёт,
    Добрый, как друг, и белый, как снег,
    Может быть, этот вальс
    Нам предстоит запомнить навек.
    Я пригласить хочу на танец Вас…
    – Много прекрасных песен написано в ритме
    вальса: “Вальс – это всё-таки вальс”, “В
    городском саду играет духовой оркестр”,
    “Школьный вальс”, “Малиновый звон” и другие. У
    нас в народе любят вальсы. Эта традиция идёт с
    давних времён, когда в городских садах и парках в
    летнюю пору играли военные духовые оркестры, в
    исполнении которых звучали старинные вальсы:
    “На сопках Маньчжурии”, “Осенний сон”,
    “Дунайские волны”, “Амурские волны”,
    “Берёзка” и другие.
    Как приятно было слушать, сидя чуть поодаль на
    скамейке или прогуливаясь по аллеям сада эту
    замечательную музыку, навевающую умиротворение,
    лёгкую грусть и лирическое настроение.
    Вальсы, вальсы – моё вы мучение, –
    Бесконечно я слушать готов
    Задушевные сочинения
    Капельмейстеров русских полков.
    (Н. Ушаков)
    В исполнении старшеклассника звучит вальс
    “В городском саду играет духовой оркестр”. Муз.
    М. Блантера, сл. А. Фатьянова.
    – Что же в наше время? Безусловно, вальс
    продолжает свой победный тур. Он обрёл множество
    профессий: “Колхозный вальс” П. Майбороды,
    “Шахтёрский вальс” И. О. Дунаевского, вальсы
    лётчиков, моряков. Он прописался в самых
    неожиданных местах: “Сибирский вальс” Т. Носова,
    “Киевский вальс” П. Майбороды, “Вальс Садового
    кольца” Е. Птичкина.
    Любители авторской песни поют у костра и на
    фестивалях “Вальс-бостон” А. Розембаума, “Милая
    моя”, “Вальс в ритме дождя” Ю. Визбора .
    – Выпускной школьный бал… Какие сложные
    чувства владеют в этот вечер юношами и девушками!
    Грустно расставаться с родной любимой школой,
    где столько пережито, где твои друзья, учителя…
    Много поют и танцуют на выпускном балу, но
    последний школьный вальс – несомненно, самый
    волнующий и трогательный момент этого
    замечательного события.
    Этот вальс,
    Этот вальс,
    Этот вальс…
    Этот медленный, плавный полёт…
    Для неё,
    Для него
    И для вас
    Вальс над школою нашей плывёт…
    Звучит песня “Школьные годы” Д. Б.
    Кабалевского, танцевальная пара кружится в
    вальсе.
    – Можно с уверенностью сказать: вальс
    бессмертен! Подобно сказочному Фениксу, он будет
    возрождаться вновь и вновь, всегда прекрасный и
    юный, как сама жизнь.
    Прислушайтесь: грустит, поёт, смеётся прекрасная
    мелодия, кружится и летит над миром волшебный
    танец. Вальс продолжается!
    Танцевальная пара исполняет вальс под музыку
    из к/ф “Мой ласковый и нежный зверь”
    О вальсе сказано немало,
    Он в песнях и стихах воспет.
    И сколько б танцев ни бывало,
    А лучше вальса, право, нет!
    Вальс – это всё-таки вальс!
    “Вальс устарел, – говорит кое-кто, смеясь… Но
    смеётся вальс над всеми модами века…”.
    Литература

    Белоусова Т. Вечно юный вальс. //Воспитание
    школьников. – 2005. № 7. – С. 75
    Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам:
    вальс, танго, самба, джайв /Серия “Стильные
    штучки”. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 224 с.
    Ерохина О.В. школа танцев для детей /Серия
    “Мир вашего ребёнка”. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. –
    С. 224.
    Храмова Р. “Кружится вальса вихорь
    шумный…” //Воспитание школьников. – 2002. – № 5. – С.
    61

  8. ЧАСТЬ 1
    СЛОВО О ВАЛЬСЕ
    1-й Ведущий – МАЭСТРО:
    – Добрый вечер, дорогие друзья! Наш сегодняшний вечер мы посвящаем вальсу, вечно юному, вечно желанному для многих, хотя… Вальс устарел – говорит кое-кто смеясь…
    Исполняется песня «Вальс о вальсе»
    2-й Ведущий – ТЕРПСИХОРА:
    – Сейчас мы даже не можем представить, что испытывали первые пары, кружась в плавном, легком танце. Вальс произвел настоящий переворот: ведь совсем недавно в эпоху, предшествовавшую Великой французской революции, люди были скованы чопорной размеренностью менуэта. Именно менуэт называли королем танцев. Посмотрите, какой танец господствовал до появления вальса.
    Звучит Л.Боккерини «Менуэт». Исполняется танец.
    ТЕРПСИХОРА:
    – Так как же появился вальс? Оказывается, плавные танцы с верчением существовали очень давно и у многих народов. Само слово «вальс» произошло от немецкого слова «вяльцен», что значит кружиться. У французов таким танцем была вольта, у поляков – куявяк, у австрийцев – лендлер. Чаще всего предком вальса называют лендлер, так как именно от него произошел знаменитый венский вальс. Конечно «предки» значительно отличались от своего «потомка». У них не было ни легкости, ни плавности. Их танцевали грубее, с подскоком, а партнерш поднимали высоко над землей и кружили в воздухе. Пляски с верчением считались греховными, преследовались; за них сажали в тюрьму.
    МАЭСТРО:
    – Но танец – это не только изящные движения, это еще и музыка. А мелодию будущего вальса скоро стали узнавать среди любых мелодий. Все началось с австрийского композитора ХVШ века – В.А.Моцарта. Есть у него цикл «6 немецких танцев». «Танец № 3» стал популярной детской песенкой. Мы ее тоже знаем. Это всем известная – «Жил- был у бабушки серенький козлик». Ею был задан ритм будущего вальса «Раз – два – три», «раз – два – три». Моцарт соединил этот ритм и лендлер. Венцы (жители столицы Австрии – Вены), падкие на все новое, заинтересовались этим танцем.
    ТЕРПСИХОРА:
    – Прошло немного времени, и лендлер стал постоянным гостем всех танцевальных вечеров. Только танцевать его стали мягче, плавнее, и появилось новое название – вальс.
    Звучит мелодия вальса (любого). Показывается основное движение вальса.
    МАЭСТРО:
    – Вскоре на вальс обратили внимание самые известные композиторы. Одному из них удалось удостоиться титула «Король вальса». Им стал простой сын трактирщика Иоганн Штраус. Маленького Иоганна отдали в обучение к переплетчику книг. Но не было там, у маленького Иоганна, возможности заниматься своим любимым делом – играть на скрипке, и тогда решил он сбежать от переплетчика, что он и сделал. Его, конечно, нашли и вернули домой, но старый знакомый семьи уговорил родителей отдать мальчика учиться музыке. В это время Иоганну было 12 лет. И вот, когда И.Штраус стал играть в одном из небольших оркестров Вены, он и сочинил свои первые вальсы. Они очень понравились жителям Вены. Слава Иоганна росла. Тысячи людей танцевали под его музыку. Вот так сын трактирщика стал «Королем вальсов». Его престол перешел по наследству к сыну. Иоганна Штрауса-сына хотели учить самой серьезной музыке, и поэтому он брал уроки у церковного музыканта. Но однажды его строгий и благочестивый учитель незаметно вошел в храм и услышал под его сводами легкомысленный вальс. Да еще его исполняли на церковном органе. Тогда всем стало понятно, что Иоганн Штраус-сын – пойдет по стопам своего отца. Так и произошло. Иоганн Штраус-сын – написал более 300 вальсов. Среди них – «Сказки Венского леса», «На прекрасном голубом Дунае», «Королевский вальс», «Весенние голоса», и другие. Их знают и любят люди всей планеты.
    Звучит вальс И.Штрауса «На прекрасном голубом Дунае». Исполняется танцевальная композиция на эту музыку.
    ТЕРПСИХОРА:
    – И началось победное шествие вальса по Европе. В нем нашли выражение чувства людей конца ХVШ и нового Х1Х века. Все может выразить вальс: восторг, печаль, радость, ожидание и т. д. Но как же вальс преследовали! На него писали эпиграммы, сатирические стихи, просто преследовали. В России, при Павле I, офицеров, виновных «в танцевании пляски, вальсеном именуемым», прямо с бала препровождали на гауптвахту. Мыслимое ли дело, чтобы кавалер обнимал даму за талию? Но запреты не помогли. Х1Х век прошел под знаком вальса. Его танцевали везде, во всех кругах общества.
    МАЭСТРО:
    – Он проник во все жанры музыки: оперу, балет, симфонию, сюиту. Его музыка приобрела самостоятельное значение. Невозможно описать все вальсы, назвать всех композиторов, обращавшихся к ритму этого танца. Но некоторые мы вспомним.
    МАЭСТРО:
    – И начнем с «Вальса-фантазии» М.И.Глинки. Сам И.Штраус не погнушался лично продирижировать этим вальсом. А история его создания такова.
    В маленькой квартире при Смольном институте жила сестра М.Глинки. К ней часто забегали воспитанницы Смольного института. И тогда Мишеля усаживали за пианино и все танцевали. Однажды сюда пришла дочь А.П.Керн, Екатерина Керн. Странно, но с первого взгляда Екатерина Керн не понравилось М.Глинке. Но потом, почувствовав ее особенную прелесть и скромное достоинство, он влюбился в нее. И родилась в душе его музыка, в которой он излил свою любовь. Свободная импровизация, полет воображения, лишь одно остается в ней неизменным – вальс. В вихре вальса проносятся фразы, рожденные фантазией и любовью. Новое сочинение М.Глинка назвал «Вальс-фантазия». Летом того же 1839 года дирижер Герман переложил вальс для оркестра и исполнения на концерте в Павловске – любимом месте отдыха петербуржцев. Дирижер постарался на совесть, ввел барабан, треугольник и даже флейту. От этого пьеса обрела не свойственную ей тяжеловесность и даже, неожиданно, оттенок военной лихости.
    Через 17 лет, в 1856 году, Глинка убрал из оркестра все лишнее. Работал медленно, отшлифовывая каждую деталь. И вальс зазвучал по-новому. Беглая поэтическая зарисовка выросла в сложную оркестровую пьесу. Поэма любви и молодости стала шедевром гения.
    Тем же летом «Вальс-фантазия» вновь прозвучал в Павловске. На этот раз им дирижировал И.Штраус.
    Звучит «Вальс-фантазия» М.И.Глинки. Исполняется танцевальная композиция на мелодию вальса.
    МАЭСТРО:
    – Говоря о вальсе, нельзя не вспомнить польского композитора Ф.Шопена. К вальсу Шопен обращался на протяжении всей своей творческой жизни. Вальсы Шопена можно разделить на две группы. Первую составляют блестящие, виртуозные концертные пьесы. Вторая группа шопеновских вальсов – небольшие фортепианные поэмы. Эти технически несложные пьесы написаны не только на концертное исполнение, но и на домашнее музицирование. Первый из опубликованных самим Шопеном вальсов – «ля-минор, сочинение 34 № 2». Он создан в 1831 году, на чужбине. Этим вальсом как бы открывается великолепный бал, в одном из самых роскошных салонов Парижа. Роберт Шуман шутливо сказал об этом вальсе, что написан он в самой благородной салонной манере, танцевать под его музыку могут лишь женщины, из которых добрая половина должна быть графинями.
    В исполнении на фортепиано послушайте вальс, под музыку которого должны кружиться графини, баронессы и прочие изысканные дамы.
    Звучит этот вальс в исполнении преподавателя музыкальной школы.
    ТЕРПСИХОРА:
    – А на рубеже Х1Х – ХХ вв. происходит модернизация вальса. Вальс соединяется с другими танцами и появляется вальс-бостон, вальс-гавот, вальс-мазурка и другие танцы, органически связанные с вальсом. Посмотрите один из таких вальсов – вальс-мазурку.
    Исполняется вальс-мазурка.
    МАЭСТРО:

    – Была прекрасная традиция русского музыкального быта: в городских садах и парках
    играли в летнюю пору военные духовые оркестры. Особую прелесть этим концертам придавали так называемые старинные русские вальсы: «Грусть», «Тоска», «Дунайские волны», «На сопках Манчжурии», «Осенний сон» и другие. Большинство этих вальсов написаны русскими военными дирижерами. Одним таким дирижером был Илья Шатров.
    Звучит стихотворение В.Лазарева «Воспоминания о военном капельмейстере
    Илье Шатрове».
    МАЭСТРО:
    – Великолепная музыка вальсов не могла не вызвать желания положить на нее стихи. Вот один их них.
    В исполнении Хора ветеранов звучит вальс «На сопках Манчжурии».
    МАЭСТРО:
    – «Когда говорят пушки – музы молчат». Это изречение известно человечеству уже 2000 лет, со времен Римской империи. И 2000 лет человечеству известно, что никакие пушки не смогли заставить музы замолчать, потому, что как сказал В.Маяковский: «И песня и стих – это бомба и знамя!».
    Вторая мировая… Великая Отечественная… Сколько песен было создано в годы войны?!
    Не сосчитать. Многие стали жемчужинами песенного жанра. Не обошли композиторы своим вниманием и жанр вальса. Это и «Играй мой баян» В.П.Соловьева-Седого и «В землянке» К.Листова, и «Моя любимая» М.Блантера, и «Случайный вальс» М.Фрадкина. Одна из самых лучших «В лесу прифронтовом». Многим из нас памятны слова и напев этой песни Великой Отечественной. Стихи написаны на Каме, когда шел второй год войны, – вспоминал много лет спустя о рождении песни автор слов Михаил Исаковский, – работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу Матвею Блантеру (с ним создавали «Катюшу») спустя несколько месяцев услышал по радио, как «В лесу прифронтовом» исполняет Е.Флакс.
    Автор музыки М.Блантер не оставил, к сожалению, даже лаконичных воспоминаний об обстоятельствах написания этой песни, ее исполнителях, которым она в не меньшей степени, чем авторам, обязана популярностью и долгой жизнью в народной памяти. Но нетрудно предположить, что, работая над музыкой, композитор не мог не учитывать того обстоятельства, что в песне упоминается «Осенний сон» – старинный вальс начала ХХ века. Интонации этого вальса явно прослушиваются в песне, а в запеве ее слышны отголоски еще одного старинного вальса «Воспоминание». Обращение к ним, безусловно, лишь повод, чтобы напомнить о времени, не омраченном войной, когда эти вальсы были у них на слуху.
    В исполнении «Хора ветеранов» звучит вальс «В лесу прифронтовом».
    МАЭСТРО:
    – «Многие из моих сочинений написаны в форме вальса, – итожа созданное им в песенном творчестве, вспоминал композитор Я.Френкель, – и это не случайно: форма вальса представляется мне наиболее доверительной. Всегда особое щемящее чувство вызывает духовой оркестр, играющий вальс. Кроме того, вальсу доступен большой образный диапазон – от невзыскательной, простодушной лирики до серьезного разговора на высокие темы о преданности и любви к Родине, о мужестве.
    В 1966 году на экраны страны вышел художественный фильм «Женщины». Из песен, написанных Я.Френкелем для этого фильма, запомнились и стали известны две: «Любовь- кольцо», и «Кружится, кружится старый вальсок» – «Вальс расставания», – как его потом назвали авторы. «Песня эта сразу меня покорила, – рассказывает первая ее исполнительница Н.А.Сазонова, – «Мелодия вроде бы простая, не броская, но есть в ней что-то чудодейственное. Для меня это не просто песня, а песня-судьба – моя и такая же, как и женщин моего поколения. Нелёгкая им доля досталась. Но я знаю время, когда и они были счастливы, время, когда еще не было войны. После фильма, где бы в концертах или на встречах со зрителями я не выступала, не было случая, чтобы ее спеть не просили. Если даже забуду, обязательно напомнят, записки пишут или прямо из зала кричат: «Спойте пожалуйста, «Старый вальсок».
    В исполнении учителей МСШ № 2 звучит песня «Вальс расставания».
    ТЕРПСИХОРА:
    – Конкурсы, фестивали, концерты – бальные танцы. И почетное место среди них занимает вальс: фигурный, медленный, венский.
    Исполняется фигурный вальс.
    МАЭСТРО:
    – Выпускной школьный бал… Какие сложные чувства владеют юношами и девушками в этот вечер: грусть и радость, надежда, ожидание. Много песен поют на выпускном бале, много танцуют. Среди школьных песен, выражающих чувства юношей и девушек в это время есть такие, какие созданы в ритме вальса. А с одной из них, знаменитым «Школьным вальсом» связана такая история. Рассказывает Иван Рахилло: «Каждый раз, когда я слышу «Школьный вальс» И.Дунаевского, мне неизменно вспоминается один далекий предвоенный день. В широких розвальнях я отвожу на станцию московскому поезду прославленного певца, солиста Большого театра. Вдруг весело, зазвенели ребячьи голоса… Школа. Артист захотел туда заглянуть. Вошел и на стене увидел гитару. Попросив разрешение, он ее снял и без объявления запел романс «Буря мглою…» И пел около двух часов. Пел романсы и оперные арии, русские и украинские песни. Никогда потом не приходилось видеть мне певца или артиста в таком возвышенном вдохновении. Много лет прошло с тех пор. И вот однажды, в сумерках, прогуливаясь с композитором И.Дунаевским и проходя мимо школы, я вспомнил тот далекий вечер и рассказал о нем композитору. Композитор долго курил и о чем-то думал.
    Потом начал что-то чертить в записной книжечке и пояснил: «Это ноты. Это мой новый вальс. А стихи у меня есть. Их написал М. Матусовский.»
    МАЭСТРО:
    – Так родился знаменитый «Школьный вальс»
    Звучит песня «Школьный вальс» и исполняется танцевальная композиция.
    ТЕРПСИХОРА:
    – Так вальс перерос рамки танца. Он стал самостоятельным большим миром. Можно с уверенностью сказать – вальс бессмертен. Он действительно смеется над всеми модами века.
    Подобно сказанному Фениксу он возрождается вновь и вновь, всегда прекрасный и юный.
    Прислушайтесь …
    Тихонько звучит мелодия вальса (любого).
    – Грустит, поет, смеется, кружится и летит над миром прекрасная мелодия. Вальс продолжается …
    ЧАСТЬ II
    «У Г А Д А Й М Е Л О Д И Ю»
    МАЭСТРО:
    – Дорогие друзья! О вальсе сказано немало… Но сказать можно еще больше. О многих прекрасных композиторах и их творениях мы не смогли поговорить, в том числе и о многих популярных вальсах, которые у всех на слуху. Попробуйте угадать мелодию некоторых популярных вальсов и назовите их авторов.
    Звучат фонограммы с отрывками мелодий вальса.
    И.Штраус «Весенние голоса»
    А.Грибоедов «Вальс»
    Г.Берлиоз «Вальс из Фантастической симфонии»
    П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
    А.Джойс «Осенний сон»
    С.Прокофьев «Вальс из оперы «Война и мир»
    А.Петров «Вальс из к\ф «Берегись автомобиля»
    Е.Дога «Вальс из к\ф «Мой ласковый и нежный зверь»
    Г.Свиридов «Вальс из «Музыкальных иллюстраций» к повести А.С. Пушкина «Метель»
    «Песняры» «Вологда» Г.Мокроусов, М.Матусовский.
    Участникам вечера, отгадавшим мелодию, Терпсихора вручает жетоны. После викторины подводятся итоги и тот участник вечера, который набрал больше всех жетонов, получает приз.
    ТЕРПСИХОРА:
    – О вальсе сказано немало. Он в песнях и стихах воспет.
    И сколько б танцев не бывало. А лучше вальса, право нет.
    МАЭСТРО:
    – Наш вечер подошел к концу. До свиданья, дорогие друзья!
    Приложение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *