Сочинение на тему васнецов

11 вариантов

  1. Институт Деловой Карьеры
    Факультет прикладной информатики и компьютерного дизайна
    Реферат
    по истории искусств на тему:
    «Васнецов Виктор Михайлович»
    Студента 2 курса з/о группы РЗ-21
    Специальность Реклама
    ФИО Андрияхин А.А.
    Москва-2005 г.
    Содержание
    Введение………………………………………………. .
    2
    Основная часть………………………………………….. .
    Анализ работ……………………………………… .
    4
    Владимирский собор в Киеве………………………….. .
    7 Заключение…………………………………………….. .
    11
    Этапы жизни и творчеств…………………………………… .
    12
    Творчество Виктора Михайловича Васнецова в музеях мира………… .
    16
    Используемая литература………………………………….. .
    17
    Введение
    Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926), художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте. Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 (15) мая 1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862–1867), затем в рисовальной школе при петербургском Обществе поощрения художеств (где его наставником был И.Н.Крамской) и Академии художеств (1868–1875). Васнецов — основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна.
    Васнецов совершенно преобразует русский исторический жанр, погружая мотивы Средневековья в волнующую атмосферу поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших полотен. Среди этих живописных былин и сказок – картины «Витязь на распутье» (1878), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам «Слова о полку Игореве», 1880), Аленушка (1881), «Три богатыря» (1881–1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). Некоторые из этих произведений (к примеру, Три царевны подземного царства, 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез. Тот же мир оживал в новаторских театральных работах Васнецова, в его эскизах к постановке пьесы-сказки А.Н.Островского «Снегурочка» на домашней сцене С.И.Мамонтова в Абрамцево (1881–1882) и одноименной оперы Н.А.Римского-Корсакова в Московской частной русской опере С.И.Мамонтова (1885). Принципы «русского стиля» мастер развивал также в области архитектуры и дизайна: по его эскизам, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881–1882) и Избушка на курьих ножках (1883), а в Москве – памятный крест на месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле (1905, уничтожен при советской власти, воссоздан на территории московского Новоспасского монастыря) и фасад Третьяковской галереи (1906).
    В 1876 Васнецов поехал во Францию, где около года работал в колонии русских художников. Именно здесь он задумал «начать новый жанр своей деятельности» и сделал первый этюд «Богатырей».
    В 1878 году, после возвращения на родину, Васнецов с семьей переезжает в Москву. Здесь он обращается к новым темам: русскому народному эпосу, сказке, родной истории.
    В 1893 — 1894 построил по собственному проекту сказочный дом-мастерскую в Москве, где были закончены «Богатыри», «Царь Иван Васильевич Грозный», выполнены многочисленные религиозные композиции и сказочные «Царевна-лягушка», «Спящая царевна» и др.
    «Аленушка» 1881г. Третьяковская галерея. Москва
    «Песнь радости и печали»  (Сирин и Алконост) 1898г.
    «Витязь на распутье» 1878г. Русский музей. Петербург
    «Иван Царевич на Сером Волке» 1889г.
    Основная часть
    Анализ работ
    Чрезвычайно интересна одна из значительных его работ — фриз «Каменный век», созданный Васнецовым для Московского Исторического музея. Предложение историка А.С. Уварова выполнить роспись, посвященную людям каменного века, Васнецов вначале категорически отверг. Но вскоре он согласился выполнить заказ и сразу же взялся за работу: изучал исторические материалы, беседовал с археологами, стараясь представить себе жизнь далеких предков. Около двух лет — и в Москве, и в Абрамцеве — продолжалась работа над двадцатипятиметровым фризом, и только 10 апреля 1885 года художник его закончил.
    «Впечатление, произведенное на современников „Каменным веком“, — писал И. Грабарь, — пожалуй, можно сравнить только с впечатлением, произведенным когда-то „Помпеей“ К. Брюллова».
    «С квартиры на квартиру» (1876)
    Над картиной художник работал с 1875 года. Судьба бедных, одиноких стариков, выброшенных на улицу в холодный морозный день, ищущих пристанища. Глубокой печалью веет от картины, повествующей о бесприютной старости, о трагедии никому не нужных людей.
    «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880)
    Для зрителей все было ново в этой картине, а новое принимается не сразу. «Перед моей картиной стоят больше спиной», — горевал Виктор Михайлович. Но И. Крамской, совсем недавно уговаривавший Васнецова не оставлять бытовой жанр, назвал «После побоища…» «вещью удивительной… которая нескоро будет понята по-настоящему». Глубже всех понял суть картины художник и выдающийся педагог Павел Петрович Чистяков, он почувствовал в ней саму Древнюю Русь и в письме к Виктору Михайловичу взволнованно восклицал: «Самобытным русским духом пахнуло на меня!»
    Темой картины было избрано поле после сражения и гибели полков Игоря Святославича, ставших богатырской заставой на рубежах родной земли, когда «пали стяги Игоревы и полегли русичи на поле незнаемом». Изобразительный ритм картины приближен к эпическому звучанию «Слова о полку Игореве». В трагическом пафосе смерти Васнецов хотел выразить величие и беззаветность чувств, создать просветленную трагедию. На поле битвы раскинулись тела не мертвых воинов, но, как в русском фольклоре, «вечно уснувших». В сдержанно строгих позах и лицах павших Васнецов акцентирует значительность и величавое спокойствие. Соответствует «Слову» и характер живописных образов, воссозданных Васнецовым. Они величавы и возвышенно героичны. Проникновенно-лирической нотой в торжественном строе картины звучит образ прекрасного отрока-княжича, навеянный описанием гибели юного князя Ростислава. Поэтическими строфами Слова о гибели мужественного Изяслава навеян образ покоящегося рядом богатыря — воплощение доблести и величия русского воинства. Для картины художник использовал все, что предстало перед ним в Историческом музее, когда он изучал здесь изукрашенные древние доспехи, вооружение, одежду. Их формы, узорчатость и орнаментация создают на васнецовском полотне красивые добавочные мотивы декоративной композиции, помогающие передать аромат былинного сказа.
    «Аленушка» (1881)
    Картина, в которой Васнецов наиболее полно и проникновенно воплотил лирическую поэзию родного народа. «Аленушка», — рассказывал впоследствии художник, — как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее”. Васнецов обратился к сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески претворив ее в живописи. По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность чувствовать в лад с человеком. Подобные ощущения в большой степени были присущи самому художнику, потому-то так органично согласованы в Аленушке состояние природы с чувствами героини. Фигуре Аленушки, задумавшейся над своей горькой судьбой, как бы вторит и бледно-серое небо, и пугающая своей темнотой поверхность омута с застывшими на ней желтыми листьями, и блеклые серые тона поникшей листвы осинок, и темная глубокая зелень елочек.
    Максим Горький восторженно писал о художнике: «Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта… А сколько у него еще живых, красивых, мощных сюжетов для картин! Желаю ему бессмертия».
    «Богатыри» (1898)
    Решенная в монументально-декоративном плане картина воссоздает образы трех любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности.
    Стремясь к монументальному решению, Васнецов несколько повышает линию горизонта, и зритель как бы снизу смотрит на всадников, четкие силуэты которых выделяются на фоне светлых облаков. Тонко и благородно сочетаются яркие и звучные краски — зеленая, коричневая, красная, белая, синяя, придавая особую декоративность полотну. Пейзаж, с его необозримой ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объединен плавными и спокойными ритмами с фигурами богатырей.
    В соответствии с былинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей. В центре — Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид — в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, — исполнен «благости, великодушия и добродушия». Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» — Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь — Добрыня Никитич — в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.
    Герои, как это было принято в реалистической живописи и согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, исторически точны костюмы, вооружение, кольчуги, стремена. Богатыри наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только характеры эти не жанровые, а героические.
    Здесь проявилось умение Васнецова создать эпическое полотно, созвучное народным поэтическим представлениям. В 1898 году «Богатыри» заняли почетное место в Третьяковской галерее.
    «Я считаю, что в истории русской живописи „Богатыри“ Васнецова занимают одно из первейших мест», — выразил общее мнение В. В. Стасов. Сравнивая «Бурлаков» Репина с «Богатырями», Стасов писал: «И тут и там — вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там — угнетенная и еще затоптанная… а здесь — сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа».
    Владимирский собор в Киеве
    Вначале 1885 года Виктор Михайлович Васнецов получает от А.В. Прахова приглашение принять участие в росписи только что построенного Владимирского собора в Киеве. Не сразу, но свое согласие художник дает. У него уже есть опыт — абрамцевская церковь Спаса, эпические полотна. Все это позволяет ему обратиться к росписи больших стен, созданию монументально-декоративного пространства. Верующий человек, в работе для церкви он начинает видеть свое настоящее призвание.
    В огромном Владимирском соборе Васнецову надо было расписать главный неф и апсиду. Отразить самые основные сюжеты Ветхого и Нового заветов, изобразить русских исторических деятелей, причисленных к лику святых, украсить своды орнаментами.
    Более десяти лет трудился Васнецов над росписью в соборе. Сам по себе факт столь грандиозной работы впечатляющ (около 400 эскизов, непосредственно стенопись при участии помощников — свыше 2000 кв. м), не имеет равных в русском искусстве всего XIX века.
    Он вложил в эту работу всю страсть и «тревогу» своей души, в ней он попытался воплотить свой эстетический идеал создания искусства большого стиля, вернувшегося из замкнутого мира коллекций и музеев туда, где оно может служить массе простых людей в их повседневной жизни.
    Основной идеей программы, разработанной Адрианом Праховым для внутренней отделки Владимирского собора, посвященного 900-летию крещения Руси, было осмысление религиозной истории России, ее включенности через Византию во всемирную историю культуры.
    Готовясь к работам в храме, Васнецов знакомился с памятниками раннего христианства в Италии, изучал мозаики и фрески киевского Софийского собора, фрески Кирилловского и Михайловского монастырей в Киеве. За его плечами уже был опыт освоения традиций древнерусского искусства — памятников новгородского, московского, ростовского и ярославского зодчества, изучение московских старообрядческих икон, книжной миниатюры Древней Руси, народного творчества.
    Работая в соборе, Васнецов, безусловно, не мог опираться лишь на свои собственные представления, художественный опыт и знания. Он должен был постоянно проверять согласны ли его работы с духом Церкви, с каноном и многое уже нарисованное он должен был отбрасывать, если эскизы казались ему недостаточно церковными. Ведь помимо всего, эскизы должны были приниматься церковным Советом.
    Художник болезненно осознавал несоответствие своих сил грандиозности задачи: “… иной раз полно, ясно и прочувствованно, — писал он, — вполне излагается на словах то, что происходит в душе, но когда дело дойдет до осуществления того, о чем мечтал так широко, тогда-то до горечи ты чувствуешь, как слабы твои мечты, личные силы — видишь, что удается выразить образами только десятую долю того, что так ясно и глубоко грезилось”. Для Васнецова работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей. «Вы удивительно хорошо сказали, — писал он в одном из писем Елизавете Григорьевне Мамонтовой из Киева, — что моя работа — »путь к свету”, только это убеждает меня на этом подчас невыносимо тяжелом пути”.
    Ему было дано воплотить образ Божьей Матери по-новому, никого не повторяя, «с теплотой, искренностью и смелостью». Богоматерь, идущую по облакам с Младенцем, он написал в апсиде алтаря. Глубоко личные душевные переживания художника позволили ему с необыкновенной простотой и человечностью, воплотить в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. Идеальный женский образ получил наконец свое завершение. Недаром Богоматерь Васнецова стала одним из любимейших образов сразу же после освящения Владимирского собора. Репродукции с него можно было встретить во многих домах России в конце XIX — начале XX века.
    Работая над воплощением образов князей Владимира, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Михаила Черниговского, Михаила Тверского, княгини Ольги, летописца Нестора, иконописца Алипия и многих, многих других, художник продолжил свои размышления об историческом прошлом России. Воинами, отстаивающими независимость родной земли, представлены облаченные в тяжелые доспехи Андрей Боголюбский и Александр Невский.
    Народные представления об умных, волевых, решительных и непреклонных правителях воплотились в образах князя Владимира и княгини Ольги. К образу великого князя Владимира, во имя которого был освящен собор, Васнецов обратился трижды — в композиции Крещение Святого князя Владимира, Крещение киевлян и в иконописном образе Святого князя Владимира. При торжественности и некоторой патетичности, соответствующих значительности сцен, во всех трех случаях образ князя Владимира наделен ярко выраженными индивидуализированными чертами. «Чудесный памятник по себе оставит Васнецов русским людям, — писал М.В. Нестеров. — Они будут знать в лицо своих святых, угодников и мучеников, всех тех, на кого они хотели бы походить и что есть их заветный идеал».
    В большинстве орнаментов, вобравших впечатления Васнецова от древних фресок и мозаик, от росписей московских и ярославских церквей, проявилась яркая одаренность художника в области орнаментальной импровизации. Именно эта особенность, очевидно, обеспечивала единство художественного впечатления от росписей, ибо все, писавшие о Владимирском соборе, отмечали, что стенопись сливается в зрелище яркое и праздничное, в единое декоративное целое подобно ростово-ярославским фрескам XVII века.
    Когда сняли леса и в августе 1896 года в присутствии царской семьи и двора собор был освящен, вокруг работы Васнецова разгорелись яростные споры.
    «Его душа рвется к небу, но прикреплена к земле», — сказал о Васнецове его искренний почитатель отец Сергий Булгаков, безоговорочно приняв его религиозную живопись.
    Успех васнецовских росписей был огромен. Им была посвящена небывалая по многочисленности литература — исследования, статьи, заметки. В них видели начало возрождения русского религиозного искусства, а в Васнецове — «гениального провозвестника нового направления в религиозной живописи». Они приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале XX века во множестве храмов в России.
    Анализируя вклад Васнецова в решение новых живописных задач, художественный критик Сергей Маковский отмечал следующее. «Новый дух прорывается везде в образах Васнецова. Он перетолковал художественные традиции по-своему со всей непокорностью самостоятельного таланта; совершил волшебство – узкие рамки школьной иконописи, мертвенной иконописи, как мертвенно все, что неподвижно веками, расширились. Открылись новые пути, невиданные области для религиозного воображения. Византийская живопись была до сих пор строго церковной, в ней царило одно настроение беспрерывной отвлеченности. Васнецов, соединив народный сказочный элемент с древними формами, вдохнул в византийское искусство новую жизнь. Наш народ – сказочник по натуре; он проникнут суеверием преданий и легенд, стремлением к чудесному. Глядя на образа Васнецова, понимаешь связь между русской сказкой и русской верой… Сделанная им попытка, попытка связать народно-фантастический элемент с церковным каноном, во всяком случае – интересное художественное явление. Васнецов действительно «расширил» рамки школьной иконописи, показал возможность «новых путей» для декоративного храмового искусства. Но он не справился с задачей».
    Характерно сохранившееся в воспоминаниях мнение самого художника о своей деятельности в соборе, высказанное им уже в конце жизни: «Я сам думал, что я проник в дух русской иконы и что я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг — это уже от гордости — технику этого старого времени. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко до их техники, до их живописного эффекта». Этот отзыв — мужественное признание мастера, считавшего, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела как украшение храма».
    По окончании работ в киевском Владимирском соборе Васнецов получил многочисленные заказы на оформление храмов в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве. Наиболее значительной среди них была декорировка церкви завода хрустального стекла в имении Нечаева-Мальцева в Гусь-Хрустальном в 1904 году. Художник создал там росписи не на стенах, как в Киевском соборе, а на холстах, укреплявшихся на стенах, — и сделал эскизы для мозаичных изображений. Васнецовский талант монументалиста-декоратора с наибольшей силой проявился в полотне «Страшный суд». В огромной композиции (700 х 690 см), посвященной теме последнего судилища, он воплотил рожденное его могучей фантазией представление о вселенной и человечестве. Он разделил полотно на три яруса и, как в сложных многофигурных иконах, легко и свободно заполнил его большими группами фигур. Масса эпизодов, сцен, фигур объединена здесь в цельную, строго симметричную и уравновешенную картину, согласованную с архитектурой церкви.
    Васнецов, страстно искавший эстетический и нравственный идеал в национальном характере русского народа, в его духовных традициях, сумел пронести свой «символ веры» через все творчество, настойчиво внедряя его в сознание современного общества, в окружающую жизнь. Он находил живой отклик у своих современников. Его называли «первопроходцем». И как первооткрыватель, творчество которого является переходным, сочетающим в себе разные элементы, Васнецов вызывал у современников противоречивые чувства и оценки — недоумение и восторг, резкую критику и преклонение, но он никогда и никого не оставлял равнодушным, всегда был предметом размышлений и споров. «Ваше творчество, — писал ему известный деятель „Мира искусства“ Сергей Дягилев, — и оценка его уже много лет — самое тревожное, самое жгучее и самое нерешенное место в спорах нашего кружка». И он же говорил художнику: «Из всего поколения наших отцов Вы ближе к нам, чем все остальные…» Мы не найдем другого художника, который был бы близок представителям самых противоположных эстетических течений, но каждому близок какой-то особой гранью своего творчества и никому не близок полностью, до конца. Одни отдавали ему дань как «типисту» и видели его силу в жанровой живописи, другие ценили более всего его обращение к народному эпосу и сказке, третьи его главный вклад в развитие русского искусства видели в его роли «провозвестника нового направления в религиозной живописи», четвертые — в том, что «он первый из художников вновь обратился к украшению жизни». Но для всех деятелей русской культуры, размышлявших о путях развития национального искусства, Васнецов был одной из ключевых фигур в процессе перехода от эпохи передвижничества к искусству начала XX века и, конечно же, одним из главных деятелей русской художественной культуры XIX века. «Десятки русских выдающихся художников, — писал в 1916 году Михаил Нестеров, — берут свое начало из национального источника — таланта Виктора Васнецова».
    Заключение
    Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кому стали тесны рамки станковой картины и кто «обратился к украшению жизни», взялся за самые разнообразные области искусства — театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию, что было в то время для многих необъяснимо и воспринималось как «разменивание таланта». Таким путем Васнецов пришел к решению принципиально новых задач, центральной из которых была задача создания единого, охватывающего разные виды искусства, стиля, основанного на национальных традициях. Впоследствии он говорил: «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства — образа, звука, слова — в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим». Именно поэтому художник в своем творчестве обращался к уже найденным в русском фольклоре, древнерусском искусстве и архитектуре способам выражения, прежде всего к образной системе русского искусства, а затем и к его стилистике.
    Этапы жизни и творчества
    15 мая 1848
    Родился в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова.
    1850
    Семья переезжает в село Рябове Уржумского уезда Вятской губернии.
    1858
    Учится в Вятском духовном училище до 1862 г.
    1862
    Учится в Вятской духовной семинарии до 1867 г., уходит из предпоследнего, философского, класса.
    1866
    Делает 75 рисунков к сборнику «Русские пословицы и поговорки» Н. Трапицина.
    1867
    Первые живописные работы: «Молочница» и «Жница». Переезжает в Петербург, сдает экзамен в Академию художеств; был принят, но первый год не учился. Занимается в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И.Н. Крамского.
    1868
    Учится в Академии художеств у П.В. Васина, В.П. Верещагина, П.П. Чистякова до 1875 г.
    1869
    Получил от Академии художеств две малые серебряные медали за рисунки с натуры.
    1870
    Получил от Академии художеств большую серебряную медаль за эскиз «Христос и Пилат перед народом» (ГРМ).
    1873
    Работал до 1879 г. над жанровыми картинами: «Нищие-певцы» (1873), «Чаепитие в трактире» (1874), «Книжная лавочка» (1876), «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Преферанс» (1879) и другими.
    1874
    Впервые участвовал на выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) в качестве экспонента картиной «Чаепитие в трактире».
    1875
    Выбывает из Академии художеств.
    1876
    Поездка в Париж 1876-1877. Исполнил два варианта картины «Балаганы в окрестностях Парижа (Акробаты)» — 1876 года — в ГТГ; 1877 — в ГРМ.
    1877
    Участвовал на выставке Салона в Париже картинами «Акробаты» (ГРМ) и «В харчевне (Чаепитие в трактире)». Вернулся в Петербург.
    1878
    Принят в Товарищество передвижников. Переезжает в Москву. Знакомится с семьей Мамонтовых, становится членом Абрамцевского художественного кружка.
    1879
    Впервые приезжает в Абрамцево, живет в Ахтырке. Познакомился и сблизился с С.И. Мамонтовым и П.М. Третьяковым.
    1880
    Создал картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» (ГТГ) и «Ковер-самолет „(Нижний Новгород, Художественный музей).
    1881
    Пишет картины “Аленушка», «Три царевны подземного царства», «Битва скифов со славянами». Начинает работать в Абрамцеве над картиной «Богатыри». Оформляет спектакль по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка» на домашней сцене Абрамцевского кружка.
    1881
    Исполнил картину «Витязь на распутье» (ГРМ). В Абрамцеве по рисункам В.М. Васнецова построены церковь в древнерусском стиле и «Избушка на курьих ножках».
    1882
    Работает над панно «Каменный век» для Исторического музея в Москве.
    1885
    Участвовал в оформлении опер Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и А.С. Даргомыжского «Русалка» в Московской частной опере С.И. Мамонтова. Завершил работу над картиной-фризом «Каменный век» и установил ее в одном из залов Исторического музея в Москве. Совершил поездку в Италию. Переехал в Киев и начал работать над росписями Владимирского собора.
    1885
    Работает над росписями Владимирского собора в Киеве (1885-1896).
    1889
    Создал картину «Иван Царевич на Сером Волке» (ГТГ).
    1891
    Делает проект часовни над могилой А.С. Мамонтова в Абрамцеве. Вернулся в Москву. Создал иллюстрации к поэме М.Ю. Лермонтова «Песнь о купце Калашникове».
    1893
    Избирается действительным членом петербургской Академии художеств.
    1894
    По проекту художника построен собственный дом и мастерская в Москве (ныне Дом-музей В.М. Васнецова).
    1896
    Заканчивает работу над росписями во Владимирском соборе в Киеве.
    1896
    Создает эскизы и оригиналы росписей Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном (1896-1904).
    1897
    Написал картину «Царь Иван Васильевич Грозный» (ГТГ).
    1898
    Выполняет картоны для мозаик Русской церкви в Дармштадте (1898-1901).
    1898
    Окончил работу над картиной «Богатыри» (ГТГ). Исполнил проект русского павильона для Парижской выставки.
    1899
    На первой персональной выставке в петербургской Академии художеств представлено 38 картин. Проектирует дом И.Е. Цветкова в Москве. Работал над иллюстрациями к стихотворению А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
    1900
    Участвует во Всемирной выставке в Париже. Создает эскиз фасада Третьяковской галереи и ряда других сооружений в Москве.
    1902
    Участвует в выставке «36-ти».
    1903
    Персональная выставка в Обществе поощрения художеств в Петербурге.
    1903
    Участвует во Второй выставке (1903-1904) Союза русских художников.
    1904
    Работает над образами для иконостаса в храме Александра Невского в Софии до 1913 г.
    1905
    Персональная выставка религиозной живописи в Академии художеств.
    1906
    Работает над эскизами для мозаик собора Александра Невского в Варшаве до 1911 г.
    1910
    Выставка религиозных картин в Историческом музее в Москве.
    1912
    Возведен в «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством».
    1912
    Персональная выставка в Историческом музее в Москве (1912-1913).
    1914
    Участвует в выставке Союза русских художников.
    1914
    Участвует в выставке «Художники — товарищам-воинам» (1914-1915).
    1915
    Участвует в 13-й выставке Союза русских художников (1915-1916).
    1917
    Работал над циклом картин «Поэма семи сказок», находящихся в Доме-музее («Спящая Царевна», «Царевна-Несмеяна», «Царевна Лягушка», «Кащей Бессмертный» и другие) до 1926 г.
    1922
    Участвует в Первой русской выставке искусств в Берлине.
    1923
    Участвует в 17-й выставке Союза русских художников.
    1924
    Участвует в выставке русского искусства в Америке (1924-1925).
    23 июля 1926
    Скончался в своем доме в Москве, похоронен на Введенском кладбище.
    Творчество Виктора Михайловича Васнецова в музеях мира
    Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
    Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
    Государственный музей изобразительного искусства им. А.С.Пушкина, Москва, Россия
    Третьяковская галерея, Москва, Россия
    Olga’s Gallery
    Auburn University Liberal Arts Department
    History of Russian Painting
    Russian Art Gallery
    Используемая литература:
    Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
    Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.
    Пастон Э. В. Виктор Васнецов. М.: СЛОВО/SLOVO, 1996
    Виктор Васнецов. М.: Белый город, 1999
    Лазуко А. К. Виктор Михайлович Васнецов. Л.: Художник РСФСР, 1990
    Маковский С. Силуэты русских художников. М.: Республика, 1999
    16

  2. Дрался он со Змием еще три часа
    И убил Змею ту проклятую.
    (Из былины)
    Я очень люблю русские народные сказки и былины. Поэтому особенно тепло отношусь к творчеству Виктора Михайловича Васнецова. Мне известно, что это многоплановый художник: он и мастер монументальной живописи, и архитектор. Но особенно интересен был ему мир поэтических русских сказок, былин и легенд, в которых отражена душа нашего народа, его мечты и чаяния. К этому волшебному миру Васнецов обратился первым из русских художников, создав свои знаменитые эпические полотна: “Богатыри”, “Аленушка”, “После побоища”. Эти картины воистину стали народными, символами красоты и силы русского народа. В своих картинах-сказках Васнецов широко использовал специфику самого жанра живописи. Ни в музыке, ни в слове нельзя со всей ясностью показать внешность людей, их движения, выражения лиц, покрой и цвет костюмов, форму и цвет предметов и т.д. Живопись дает художнику такие возможности. Однако живопись не может изобразить действие, развернутое во времени. Художник должен выбрать один характерный момент, важный для всего повествования в целом. Мне ‘кажется, Васнецову удалось в своем творчестве преодолеть этот временной барьер. Он насыщает сюжет картины-сказки такими подробностями, о которых не упоминается в литературном тексте, превращает его в сложную, многогранную красочную композицию. В картине “Царевна-лягушка”, например, во время своего знаменитого танца на царском пиру Василиса Премудрая по тексту сказки “махнула левой рукой – сделалось озеро, махнула правой – поплыли по воде белые лебеди…”. Взглянув на картину и сравнив ее с литературным текстом, сразу же обнаруживаешь на картине новые детали: кроме сидящих на воде лебедей, на втором плане вслед за облаками летит еще пара белоснежных птиц, а вдали синеет лес и золотится пшеничное поле. Эти дополнительные детали создают ощущение действия, развернутого во времени и даже пространстве. Присутствие на картине облаков как бы сообщило птицам энергию движения. Сама Василиса Премудрая изображена в момент перед свершением очередного чуда. То есть предполагаемое движение руки держит нас в ожидании следующего действия. Я видел рисунки других художников на эту тему. Они рисовали героиню в момент, когда птицы вылетают их ее рукава. Но, к сожалению, несмотря на всю внешнюю обозначенность действия, самого действия, увы, не ощущается. Поэтому опыт Васнецова несомненно уникален.
    Я считаю, на эти открытия художника вдохновляло собственное сказочное мироощущение. Он верил, что мир волшебен, и не верил в ограниченность возможностей передать это волшебство с помощью живописи. Например, в картине “Спящая Царевна” Васнецов поставил себе новую волшебную задачу: время в какие-то моменты не властно над человеком. По литературному тексту вместе с Царевной уснули и все присутствующие. Прошли годы, и вокруг дворца вырос непроходимый, дремучий лес. На картине есть и лес, и спящие вповалку люди, но ощущение власти человека над временем достигается, по-моему, композиционным приемом: художник нарисовал Царевну спящей между прелестной девочкой – на первом плане, и колоннами – на втором плане, которые увенчаны изображением головок двух царевен. Это как бы символизирует живую и мертвую воду, между которыми находится Спящая Царевна. И пока красота живая и красота мертвая находятся возле нее, ни время, ни смерть не властны над главной героиней картины. Мне кажется, эта картина самое сложное по исполнению и по замыслу полотно Васнецова. Удивительно тонко выразил художник чувство заснувшей, ожидающей своего пробуждения жизни. Возможно, пытливому взгляду откроются в этой картине и еще какие-то моменты. Таково свойство гениального произведения искусства: бесконечно волновать воображение людей.
    Иных героев изображает Васнецов в картине “Несмеяна-царевна”. На высоком троне из слоновой кости восседает царевна Несмеяна. На лице ее глубокая тоска. Ничего не веселит и не радует царевну. Во дворец приглашены все: тут и нарядные женихи из дальних стран, тут и дворцовые скоморохи, и слуги, и толпы народа. Все пришли, чтобы развеселить царевну, но только простому юноше удается затронуть ее сердце. Но мне видится в этой картине нечто большее, чем известный сказочный сюжет. Мне кажется, Васнецов изобразил Россию в трех моментах: прошлом, настоящем, будущем. Почему Россия? Потому что царевна сидит на троне из слоновой кости, возвышаясь над всеми. Слоновая кость – символ центра мира. На заднем плане виднеется роспись типа фресок. Это прошлое России. По левую руку царевны, в просвете между колоннами, синеет даль, а колонна, расписанная в елочку, очень напоминает русскую полосатую версту. Вспомним у Пушкина: “Только версты полосаты попадаются од не…”
    Печаль царевны – это настоящее России; по правую руку прошлое, которое символизируют два всадника, съезжающие для боя на белом и темном конях; по левую руку – манящее светлой далью будущее. Вот почему я считаю Васнецова прекрасной волшебной сказкой, которой ни расстояние, ни время не указчики, а только слушается эта волшебная сила русского духа. Как сказал великий сказочный поэт Александр Сергеевич Пушкин: “Там русский дух… там Русью пахнет!” Эти восторженные слова очень подходят к картинам В. М. Васнецова.

  3. Дрался он со Змием еще три часа
    И убил Змею ту проклятую.
    (Из былины)
    Я очень люблю русские народные сказки и былины. Поэтому особенно тепло отношусь к творчеству Виктора Михайловича Васнецова. Мне известно, что это многоплановый художник: он и мастер монументальной живописи, и архитектор. Но особенно интересен был ему мир поэтических русских сказок, былин и легенд, в которых отражена душа нашего народа, его мечты и чаяния. К этому волшебному миру Васнецов обратился первым из русских художников, создав свои знаменитые эпические полотна: “Богатыри”, “Аленушка”, “После побоища”. Эти картины воистину стали народными, символами красоты и силы русского народа. В своих картинах-сказках Васнецов широко использовал специфику самого жанра живописи. Ни в музыке, ни в слове нельзя со всей ясностью показать внешность людей, их движения, выражения лиц, покрой и цвет костюмов, форму и цвет предметов и т. д. Живопись дает художнику такие возможности. Однако живопись не может изобразить действие, развернутое во времени. Художник должен выбрать один характерный момент, важный для всего повествования в целом. Мне ‘кажется, Васнецову удалось в своем творчестве преодолеть этот временной барьер. Он насыщает сюжет картины-сказки такими подробностями, о которых не упоминается в литературном тексте, превращает его в сложную, многогранную красочную композицию. В картине “Царевна-лягушка”, например, во время своего знаменитого танца на царском пиру Василиса Премудрая по тексту сказки “махнула левой рукой — сделалось озеро, махнула правой — поплыли по воде белые лебеди. . . ”. Взглянув на картину и сравнив ее с литературным текстом, сразу же обнаруживаешь на картине новые детали: кроме сидящих на воде лебедей, на втором плане вслед за облаками летит еще пара белоснежных птиц, а вдали синеет лес и золотится пшеничное поле. Эти дополнительные детали создают ощущение действия, развернутого во времени и даже пространстве. Присутствие на картине облаков как бы сообщило птицам энергию движения. Сама Василиса Премудрая изображена в момент перед свершением очередного чуда. То есть предполагаемое движение руки держит нас в ожидании следующего действия. Я видел рисунки других художников на эту тему. Они рисовали героиню в момент, когда птицы вылетают их ее рукава. Но, к сожалению, несмотря на всю внешнюю обозначенность действия, самого действия, увы, не ощущается. Поэтому опыт Васнецова несомненно уникален.
    Я считаю, на эти открытия художника вдохновляло собственное сказочное мироощущение. Он верил, что мир волшебен, и не верил в ограниченность возможностей передать это волшебство с помощью живописи. Например, в картине “Спящая Царевна” Васнецов поставил себе новую волшебную задачу: время в какие-то моменты не властно над человеком. По литературному тексту вместе с Царевной уснули и все присутствующие. Прошли годы, и вокруг дворца вырос непроходимый, дремучий лес. На картине есть и лес, и спящие вповалку люди, но ощущение власти человека над временем достигается, по-моему, композиционным приемом: художник нарисовал Царевну спящей между прелестной девочкой — на первом плане, и колоннами — на втором плане, которые увенчаны изображением головок двух царевен. Это как бы символизирует живую и мертвую воду, между которыми находится Спящая Царевна. И пока красота живая и красота мертвая находятся возле нее, ни время, ни смерть не властны над главной героиней картины. Мне кажется, эта картина самое сложное по исполнению и по замыслу полотно Васнецова. Удивительно тонко выразил художник чувство заснувшей, ожидающей своего пробуждения жизни. Возможно, пытливому взгляду откроются в этой картине и еще какие-то моменты. Таково свойство гениального произведения искусства: бесконечно волновать воображение людей.
    Иных героев изображает Васнецов в картине “Несмеяна-царевна”. На высоком троне из слоновой кости восседает царевна Несмеяна. На лице ее глубокая тоска. Ничего не веселит и не радует царевну. Во дворец приглашены все: тут и нарядные женихи из дальних стран, тут и дворцовые скоморохи, и слуги, и толпы народа. Все пришли, чтобы развеселить царевну, но только простому юноше удается затронуть ее сердце. Но мне видится в этой картине нечто большее, чем известный сказочный сюжет. Мне кажется, Васнецов изобразил Россию в трех моментах: прошлом, настоящем, будущем. Почему Россия? Потому что царевна сидит на троне из слоновой кости, возвышаясь над всеми. Слоновая кость — символ центра мира.
    «
    1
    2
    »

  4. 4
    Текст добавил: ----Жизнь-игра----

    7
    «Царевна-лягушка»
    8
    «Богатырь»
    9
    «Спящая царевна» (1900 – 1926 гг.)
    10
    «Иван-царевич на сером волке» (1889 г.)
    11
    «Ковер-самолет» (1880 г.)
    12
    «Царевна-Несмеяна» (1914 – 1916 гг.)
    13
    «Богатырский скок» (1914 г.)
    14
    «Витязь на распутье» (1882 г.)
    15
    «Кащей Бессмертный» (1917 – 1928 гг.)
    16
    «Богатыри»
    17
    «Богатыри» Тихо в мастерской художника. Пахнет красками, скипидаром, холстом, деревом. На бревенчатой стене развешаны старинные тяжёлые шлемы, огромный меч в чёрных ножнах, острые секиры, стальная кольчуга давнее воинское снаряжение. Для художника эта его коллекция бесценная память о победах русского оружия, о русских богатырях- исполинах. Васнецов пишет о них картину. С кистью и красками поднимается он по высокой лестнице-стремянке. Хотя он и сам немаленького роста, но с пола ему никак не дотянуться до верха огромного полотна. Поработает, стоя на площадке, спустится, отойдёт,- шаг у него стремительный, широкий; посмотрит, всё ли хорошо получается, и опять за дело. Весь день так проходит, до самых сумерек. Да не один день, а много месяцев и даже лет. Задумал Васнецов изобразить русских богатырей, когда был совсем молодым неизвестным художником, а закончил работу, уже став прославленным мастером. Всё это время он никогда не расставался с картиной. Возил её с собой с квартиры на квартиру, из города в город. И вот она готова. Назвал её Васнецов просто и коротко: «Богатыри». Древнее это слово. Богатырь значит, смелый и храбрый воин, удачливый и в бою счастливый.
    18
    «Богатыри» «Богатыри» – самая знаменитая картина Васнецова. Первый её набросок художник сделал в 1871 году, а закончил в Давайте вглядимся в эту картину. Кто изображён на ней? Реальны ли персонажи?
    19
    Как, с помощью каких средств передаётся на картине тревожность «былинного» времени? Состояние природы (неспокойное предгрозовое небо, клубящиеся тучи, ветром разметаны гривы коней) Богатыри П осреди беспредельно широкой степи остановились богатыри. С тревогой, зорко всматриваются вдаль..
    20
    Кто такие богатыри? Нет ли жестокости в их лицах? Какую войну они ведут?
    21
    Почему на переднем плане картины у ног богатырских лошадей художник нарисовал маленькие сосенки и ёлочки? Богатыри изображены как единое целое. Однако каждый из них индивидуален.
    22
    Илья Муромец На исполинском вороном коне самый могучий богатырь – Илья Муромец. С удивительной лёгкостью держит он «палицу булатную сорока пудов». Илья – самый старший из богатырей, густая седая прядь выбилась у него из- под шлема. Илья – крестьянин, на нём простой шлем и обычная кольчуга. Конь под стать богатырю, такой же мощный, сильный.
    23
    Илья Муромец Внимательно и спокойно всматривается Илья Муромец вдаль из-под руки. В тёмных глазах смелость, твёрдость, уверенность. Доброе лицо сурово. Каждая деталь на картине своё слово об Илье говорит. Стремя пустым болтается. Не спешит вдеть в него ногу богатырь. Всё равно врагу не застать его врасплох. На коне Илья сидит уверенно, свободно. Седло ему как дом родной. Всю жизнь свою он провёл в седле. Круглый шлем плотно обхватывает голову, прижимает седые кудри. Мощное тело охраняет щит, не пробиваемый стрелами, да крепкая кольчуга рубашка из тысячи металлических колец. Острое копьё на длинном древке, знаменитая пудовая палица с колючими шипами, меткие стрелы в колчане всё рассказывает нам о характере этого воина. Смотришь на картину и веришь: таким он и был, былинный герой богатырь Илья Муромец, крестьянский сын.
    24
    Добрыня Никитич Былины говорят, Добрыня знатного происхождения, сын рязанского князя. Он выделяется нарядностью одежды и красотой воинского снаряжения. Сверкает серебром его кольчуга, щит украшен жемчугами. Красавец белый конь в нарядной сбруе с золотыми украшениями.
    25
    Добрыня Никитич По-другому изображён Добрыня Никитич. Крепкая рука порывисто выхватывает тяжёлый меч из ножен. Острый взгляд решительно устремлён во вражескую сторону. Рвётся в бой русский витязь. Добрыня и горяч, и храбр. А по одежде, вооружению мы видим он богатого, знатного рода. На груди его золотая красивая цепь. Парчовой узорчатой каймой украшена понизу рубаха. Поверх тонкой кольчуги ещё крепкая броня надета. Шлем фигурный на голове, с высоким шишаком. И красный щит, и ножны тоже нарядно украшены.
    26
    Алёша Попович Прозвище его говорит о том, что происходит он из семьи священника. В руках Алёши «тугой лук» да «стрелочка калёная». Врага побеждает он не столько своей силой богатырской, сколько ловкостью, хитростью, находчивостью. Гнедой конь украшен бубенцами, стоит, пригнув к земле голову.
    27
    Алёша Попович Алёша Попович третий всадник. Ни в чём от своих боевых товарищей не отстаёт. И кольчуга на нём надета, и на коне он ловко сидит, и лук наготове держит. И всё- таки он не такой, как Илья и Добрыня. Не только потому, что молод и строен. Взгляд у Алёши мечтательный, тихий. И поза иная. Голову наклонил, одна рука спокойно свешивается. А приглядишься заметишь, что Алёша захватил с собой гусли. Художник, наверное, хотел этим сказать, что любит Алёша песни петь, на гуслях звончатых играть. И зритель чувствует душа у Алёши тонкая, поэтическая. Эти качества русского человека тоже хотел передать Васнецов в «Богатырях».
    28
    Под стать богатырям и кони. Конь Алёши будто повторяет характер хозяина. Опустил длинную шею, мирно тянется к траве. Спокойный, неторопли­вый. Горяч, нетерпелив, как сам Добрыня, его «белеюшко». Пер­вым опасность почуял. Напрягся, задрожал весь. Вороной конь Ильи тяжёл, могуч. Стоит, точно в землю врос! Шею изгибает, огненным глазом косит. Гривой потряхи­вает. К бою готов. Вот она богатырская застава!
    29
    «Мне хотелось сохранить в памяти народа былинную Русь» (М.В.Васнецов)
    30
    Чтобы подчеркнуть силу и отвагу русских витязей, художник построил картину особым образом: почти всё её пространство заняли собой всадники. Копыта коней упираются в землю у нижнего края полотна. А верх его завершают стальные богатырские шлемы. Врагу не пробиться через эту заставу. Чтобы подчеркнуть силу и отвагу русских витязей, художник построил картину особым образом: почти всё её пространство заняли собой всадники. Копыта коней упираются в землю у нижнего края полотна. А верх его завершают стальные богатырские шлемы. Врагу не пробиться через эту заставу. За могучими плечами богатырей леса, холмы, небо. Родина. И как же прекрасны и суровы эти необъятные просторы! Как всё величественно и тревожно в природе в минуту опасности! За могучими плечами богатырей леса, холмы, небо. Родина. И как же прекрасны и суровы эти необъятные просторы! Как всё величественно и тревожно в природе в минуту опасности!
    31
    «Мне хотелось сохранить в памяти народа былинную Русь» (М.В.Васнецов) В бескрайнем холодном небе клубятся белые, тяжёлые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле, колышет осенний ковыль, треплет конские гривы. Хищная птица и камень- могильник напоминают о прошлых битвах. А тёмно-зелёные дальние холмы у горизонта спокойны и величественны. В бескрайнем холодном небе клубятся белые, тяжёлые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле, колышет осенний ковыль, треплет конские гривы. Хищная птица и камень- могильник напоминают о прошлых битвах. А тёмно-зелёные дальние холмы у горизонта спокойны и величественны. Все краски картины тоже усиливают настроение торжественности и боевой тревоги. Приглядись, как рядом с тёмно-зелёными, приглушёнными серыми тонами горит красный цвет щита Добрыни, копья Муромца, одежды Алёши, флажка на его шлеме. Все краски картины тоже усиливают настроение торжественности и боевой тревоги. Приглядись, как рядом с тёмно-зелёными, приглушёнными серыми тонами горит красный цвет щита Добрыни, копья Муромца, одежды Алёши, флажка на его шлеме. Воспел Васнецов в «Богатырях» свой непобедимый народ. Потому и считал эту картину для себя самой главной. Воспел Васнецов в «Богатырях» свой непобедимый народ. Потому и считал эту картину для себя самой главной.
    32
    Примерный план сочинения 1. Кто такие богатыри? 2. Как художник передаёт особенности исторической эпохи, в которую существовали богатыри? 3. Как показывает мощь богатырей? 4. Образ Ильи Муромца: внешний вид, воинское снаряжение, богатырский конь. 5. Образ Добрыни Никитича. 6. Образ Алёши Поповича. 7. Вывод о единстве богатырей, символизирующем непобедимость Святой Руси.
    33
    «Мне хотелось сохранить в памяти народа былинную Русь» (В.М.Васнецов)

  5. Дрался он со Змием еще три часа
    И убил Змею ту проклятую.
    (Из былины )
    Я очень люблю русские народные сказки и былины. Поэтому особенно тепло отношусь к творчеству Виктора Михайловича Васнецова. Мне известно, что это многоплановый художник: он и мастер монументальной живописи, и архитектор. Но особенно интересен был ему мир поэтических русских сказок, былин и легенд, в которых отражена душа нашего народа, его мечты и чаяния. К этому волшебному миру Васнецов обратился первым из русских художников, создав свои знаменитые эпические полотна: «Богатыри», «Аленушка», «После побоища». Эти картины воистину стали народными, символами красоты и силы русского народа.
    В своих картинах-сказках Васнецов широко использовал специфику самого жанра живописи. Ни в музыке, ни в слове нельзя со всей ясностью показать внешность людей, их движения, выражения лиц, покрой и цвет костюмов, форму и цвет предметов и т.д. Живопись дает художнику такие возможности. Однако живопись не может изобразить действие, развернутое во времени. Художник должен выбрать один характерный момент, важный для всего повествования в целом. Мне кажется, Васнецову удалось в своем творчестве преодолеть этот временной барьер. Он насыщает сюжет картины-сказки такими подробностями, о которых не упоминается в литературном тексте, превращает его в сложную, многогранную красочную композицию. В картине «Царевна- лягушка», например, во время своего знаменитого танца на царском пиру Василиса Премудрая по тексту сказки «махнула левой рукой — сделалось озеро, махнула правой — поплыли по воде белые лебеди…». Взглянув на картину и сравнив ее с литературным текстом, сразу же обнаруживаешь на картине новые детали: кроме сидящих на воде лебедей, на втором плане вслед за облаками летит еще пара белоснежных птиц, а вдали синеет лес и золотится пшеничное поле. Эти дополнительные детали создают ощущение действия, развернутого во времени и даже пространстве. Присутствие на картине облаков как бы сообщило птицам энергию движения. Сама Василиса Премудрая изображена в момент перед свершением очередного чуда. То есть предполагаемое движение руки держит нас в ожидании следующего действия. Я видел рисунки других художников на эту тему. Они рисовали героиню в момент, когда птицы вылетают их ее рукава. Но, к сожалению, несмотря на всю внешнюю обозначенность действия, самого действия, увы, не ощущается. Поэтому опыт Васнецова несомненно уникален.
    Я считаю, на эти открытия художника вдохновляло собственное сказочное мироощущение. Он верил, что мир волшебен, и не верил в ограниченность возможностей передать это волшебство с помощью живописи. Например, в картине «Спящая Царевна» Васнецов поставил себе новую волшебную задачу: время в какие-то моменты не властно над человеком. По литературному тексту вместе с Царевной уснули и все присутствующие. Прошли годы, и вокруг дворца вырос непроходимый, дремучий лес. На картине есть и лес, и спящие вповалку люди, но ощущение власти человека над временем достигается, по-моему, композиционным приемом: художник нарисовал Царевну спящей между прелестной девочкой — на первом плане, и колоннами — на втором плане, которые увенчаны изображением головок двух царевен. Это как бы символизирует живую и мертвую воду, между которыми находится Спящая Царевна. И пока красота живая и красота мертвая находятся возле нее, ни время, ни смерть не властны над главной героиней картины. Мне кажется, эта картина самое сложное по исполнению и по замыслу полотно Васнецова. Удивительно тонко выразил художник чувство заснувшей, ожидающей своего пробуждения жизни. Возможно, пытливому взгляду откроются в этой картине и еще какие-то моменты. Таково свойство гениального произведения искусства: бесконечно волновать воображение людей.
    Иных героев изображает Васнецов в картине «Несмеяна- царевна». На высоком троне из слоновой кости восседает царевна Несмеяна. На лице ее глубокая тоска. Ничего не веселит и не радует царевну. Во дворец приглашены все: тут и нарядные женихи из дальних стран, тут и дворцовые скоморохи, и слуги, и толпы народа. Все пришли, чтобы развеселить царевну, но только простому юноше удается затронуть ее сердце. Но мне видится в этой картине нечто большее, чем известный сказочный сюжет. Мне кажется, Васнецов изобразил Россию в трех моментах: прошлом, настоящем, будущем. Почему Россия? Потому что царевна сидит на троне из слоновой кости, возвышаясь над всеми. Слоновая кость — символ центра мира. На заднем плане виднеется роспись типа фресок. Это прошлое России. По левую руку царевны, в просвете между колоннами, синеет даль, а колонна, расписанная в елочку, очень напоминает русскую полосатую версту. Вспомним у Пушкина: «Только версты полосаты попадаются од не…»
    Печаль царевны — это настоящее России; по правую руку прошлое, которое символизируют два всадника, съезжающие для боя на белом и темном конях; по левую руку — манящее светлой далью будущее. Вот почему я считаю Васнецова прекрасной волшебной сказкой, которой ни расстоя-
    ние, ни время не указчики, а только слушается эта волшебная сила русского духа. Как сказал великий сказочный поэт Александр Сергеевич Пушкин: «Там русский дух… там Русью пахнет!» Эти восторженные слова очень подходят к картинам В. М. Васнецова.

  6. Виктор Михайлович Васнецов — знаменитый русский художник-передвижник, автор жанровых картин, лирических и монументально-эпических полотен на тему русской истории, народных былин и сказок. Одним из наиболее известных произведений Васнецова является картина “Богатыри”.
    Художник изобразил на картине трех былинных богатырей — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Они стоят в конном дозоре, оберегая Русь от нашествия врагов-кочевников.
    Каждого из персонажей картины Васнецов наделил характером, каждому придал индивидуальные черты. Вот в центре Илья Муромец, в кольчуге и шлеме, вооруженный’ железной палицей, копьем и щитом. Из-под рук зорко всматривается богатырь в степные просторы. Могуч Илья Муромец, могуч его вороной конь. Справа от Ильи — любимец русского народа Добрыня Никитич. Он одет очень нарядно: у него узорчатый шлем, шитые сапоги, сверкающие доспехи, червленый щит, меч. Богатырь нетерпеливо сжимает рукоятку меча: быть бранной потехе! Слева от Ильи самый младший из трех богатырей — Алеша Попович. Юный богатырь держит наготове лук, снаряженный стрелой. Но не только воин Алеша Попович — на боку у него гусли. В краткие минуты отдыха Алеша радует побратимов веселыми звонкими песнями.
    В образе трех богатырей Васнецов воплотил извечную мечту русского народа о непобедимом и справедливом защитнике. Множество былин сложено об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Каждый, кто читает их, по-разному представляет себе героев-богатырей. И только огромный талант Виктора Михайловича Васнецова позволил нам как бы воочию увидеть мужественных бесстрашных богатырей, образы которых с такой художественной силой воплощены в русском фольклоре.
    .

  7. Дрался он со Змием еще три часа
    И убил Змею ту проклятую.
    (Из былины)
    Я очень люблю русские народные сказки и былины. Поэтому особенно тепло отношусь к творчеству Виктора Михайловича Васнецова. Мне известно, что это многоплановый художник: он и мастер монументальной живописи, и архитектор. Но особенно интересен был ему мир поэтических русских сказок, былин и легенд, в которых отражена душа нашего народа, его мечты и чаяния. К этому волшебному миру Васнецов обратился первым из русских художников, создав свои знаменитые эпические полотна: “Богатыри”, “Аленушка”, “После побоища”. Эти картины воистину стали народными, символами красоты и силы русского народа. В своих картинах-сказках Васнецов широко использовал специфику самого жанра живописи. Ни в музыке, ни в слове нельзя со всей ясностью показать внешность людей, их движения, выражения лиц, покрой и цвет костюмов, форму и цвет предметов и т.д. Живопись дает художнику такие возможности. Однако живопись не может изобразить действие, развернутое во времени. Художник должен выбрать один характерный момент, важный для всего повествования в целом. Мне ‘кажется, Васнецову удалось в своем творчестве преодолеть этот временной барьер. Он насыщает сюжет картины-сказки такими подробностями, о которых не упоминается в литературном тексте, превращает его в сложную, многогранную красочную композицию. В картине “Царевна-лягушка”, например, во время своего знаменитого танца на царском пиру Василиса Премудрая по тексту сказки “махнула левой рукой — сделалось озеро, махнула правой — поплыли по воде белые лебеди…”. Взглянув на картину и сравнив ее с литературным текстом, сразу же обнаруживаешь на картине новые детали: кроме сидящих на воде лебедей, на втором плане вслед за облаками летит еще пара белоснежных птиц, а вдали синеет лес и золотится пшеничное поле. Эти дополнительные детали создают ощущение действия, развернутого во времени и даже пространстве. Присутствие на картине облаков как бы сообщило птицам энергию движения. Сама Василиса Премудрая изображена в момент перед свершением очередного чуда. То есть предполагаемое движение руки держит нас в ожидании следующего действия. Я видел рисунки других художников на эту тему. Они рисовали героиню в момент, когда птицы вылетают их ее рукава. Но, к сожалению, несмотря на всю внешнюю обозначенность действия, самого действия, увы, не ощущается. Поэтому опыт Васнецова несомненно уникален.
    Я считаю, на эти открытия художника вдохновляло собственное сказочное мироощущение. Он верил, что мир волшебен, и не верил в ограниченность возможностей передать это волшебство с помощью живописи. Например, в картине “Спящая Царевна” Васнецов поставил себе новую волшебную задачу: время в какие-то моменты не властно над человеком. По литературному тексту вместе с Царевной уснули и все присутствующие. Прошли годы, и вокруг дворца вырос непроходимый, дремучий лес. На картине есть и лес, и спящие вповалку люди, но ощущение власти человека над временем достигается, по-моему, композиционным приемом: художник нарисовал Царевну спящей между прелестной девочкой — на первом плане, и колоннами — на втором плане, которые увенчаны изображением головок двух царевен. Это как бы символизирует живую и мертвую воду, между которыми находится Спящая Царевна. И пока красота живая и красота мертвая находятся возле нее, ни время, ни смерть не властны над главной героиней картины. Мне кажется, эта картина самое сложное по исполнению и по замыслу полотно Васнецова. Удивительно тонко выразил художник чувство заснувшей, ожидающей своего пробуждения жизни. Возможно, пытливому взгляду откроются в этой картине и еще какие-то моменты. Таково свойство гениального произведения искусства: бесконечно волновать воображение людей.
    Иных героев изображает Васнецов в картине “Несмеяна-царевна”. На высоком троне из слоновой кости восседает царевна Несмеяна. На лице ее глубокая тоска. Ничего не веселит и не радует царевну. Во дворец приглашены все: тут и нарядные женихи из дальних стран, тут и дворцовые скоморохи, и слуги, и толпы народа. Все пришли, чтобы развеселить царевну, но только простому юноше удается затронуть ее сердце. Но мне видится в этой картине нечто большее, чем известный сказочный сюжет. Мне кажется, Васнецов изобразил Россию в трех моментах: прошлом, настоящем, будущем. Почему Россия? Потому что царевна сидит на троне из слоновой кости, возвышаясь над всеми. Слоновая кость — символ центра мира. На заднем плане виднеется роспись типа фресок. Это прошлое России. По левую руку царевны, в просвете между колоннами, синеет даль, а колонна, расписанная в елочку, очень напоминает русскую полосатую версту. Вспомним у Пушкина: “Только версты полосаты попадаются од не…”
    Печаль царевны — это настоящее России; по правую руку прошлое, которое символизируют два всадника, съезжающие для боя на белом и темном конях; по левую руку — манящее светлой далью будущее. Вот почему я считаю Васнецова прекрасной волшебной сказкой, которой ни расстояние, ни время не указчики, а только слушается эта волшебная сила русского духа. Как сказал великий сказочный поэт Александр Сергеевич Пушкин: “Там русский дух… там Русью пахнет!” Эти восторженные слова очень подходят к картинам В. М. Васнецова.

  8. Около двадцати пяти лет своей творческой жизни отдал Виктор Михайлович Васнецов работе над картиной «Богатыри», осуществляя свою мечту создать монументальное полотно на темы народных былин.
    На полотне изображены три русских воина: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович. В былине о них говорится: «Три года стоят богатыри на заставе…»
    В центре на исполинском вороном коне сидит Илья Муромец. Он напряженно и сосредоточенно вглядывается вдаль. Уверенность, сила и мощь чувствуются в его ладной богатырской фигуре. С удивительной легкостью держит он в руке «палицу булатную сорока пудов». Илья уже не молод, серебром сверкает борода, выбилась из-под шлема седая прядь.
    Бесстрашие, мужество и справедливость Ильи Муромца заслуженно сделали его главой богатырской заставы.
    Добрыня Никитич — сын богатого князя из Рязани. Богатством украшения и оружия, нарядностью одежды он выделяется среди других богатырей. Блестит серебром кольчуга, щит горит, переливается самоцветными жемчугами меч в золотых ножнах. И конь Добрыни Белеюшко под стать хозяину, в нарядной сбруе с золотыми бляшками и полумесяцами.
    Красив, строг и благороден образ Добрыни Никитича. В нем нет мощи Ильи Муромца, но это его достойный собрат.
    Алеша Попович находчив и смел. Вооружен он легко: «тугой лук разрывчатый» да «стрелочка каленая». Щита совсем нет, а в правой руке «гусельки яровчаты». Весельчак и балагур, он что-то замышляет и сейчас, хитро скосив глаза вправо. Конь его изворотлив, легок и стремителен.
    Глядя на картину, не сомневаешься в том, что именно такими могли быть богатыри Древней Руси. В это глубоко верил и сам художник.

  9. марта
    11 2011

    Эссе на тему: Художник Васнецов и русская сказка

    Я очень люблю русские народные сказки и былины. Поэтому особенно тепло отношусь к творчеству Виктора Михайловича Васнецова. Мне известно, что это многоплановый художник: он и мастер монументальной живописи, и архитектор. Но особенно интересен был ему мир поэтических русских сказок, былин и легенд, в которых отражена душа нашего народа, его мечты и чаяния. К этому волшебному миру Васнецов обратился первым из русских художников, создав свои знаменитые эпические полотна: «Богатыри», «Аленушка», «После побоища». Эти картины воистину стали народными, символами красоты и силы русского народа. В своих картинах-сказках Васнецов широко использовал специфику самого жанра живописи.
    Ни в музыке, ни в слове нельзя со всей ясностью показать внешность людей, их движения, выражения лиц, покрой и цвет костюмов, форму и цвет предметов и т.д. Живопись дает художнику такие возможности. Однако живопись не может изобразить действие, развернутое во времени. Художник должен выбрать один характерный момент, важный для всего повествования в целом. Мне ‘кажется, Васнецову удалось в своем творчестве преодолеть этот временной барьер. Он насыщает сюжет картины-сказки такими подробностями, о которых не упоминается в литературном тексте, превращает его в сложную, многогранную красочную композицию. В картине «Царевна-лягушка», например, во время своего знаменитого танца на царском пиру Василиса Премудрая по тексту сказки «махнула левой рукой – сделалось озеро, махнула правой – поплыли по воде белые лебеди…».
    Взглянув на картину и сравнив ее с литературным текстом, сразу же обнаруживаешь на картине новые детали: кроме сидящих на воде лебедей, на втором плане вслед за облаками летит еще пара белоснежных птиц, а вдали синеет лес и золотится пшеничное поле. Эти дополнительные детали создают ощущение действия, развернутого во времени и даже пространстве. Присутствие на картине облаков как бы сообщило птицам энергию движения. Сама Василиса Премудрая изображена в момент перед свершением очередного чуда. То есть предполагаемое движение руки держит нас в ожидании следующего действия. Я видел рисунки других художников на эту тему. Они рисовали героиню в момент, когда птицы вылетают их ее рукава. Но, к сожалению, несмотря на всю внешнюю обозначенность действия, самого действия, увы, не ощущается. Поэтому опыт Васнецова несомненно уникален.
    Дрался он со Змием еще три часа
    И убил Змею ту проклятую.
    (Из былины)
    Я считаю, на эти открытия художника вдохновляло собственное сказочное мироощущение. Он верил, что мир волшебен, и не верил в ограниченность возможностей передать это волшебство с помощью живописи. Например, в картине «Спящая Царевна» Васнецов поставил себе новую волшебную задачу: время в какие-то моменты не властно над человеком. По литературному тексту вместе с Царевной уснули и все присутствующие. Прошли годы, и вокруг дворца вырос непроходимый, дремучий лес. На картине есть и лес, и спящие вповалку люди, но ощущение власти человека над временем достигается, по-моему, композиционным приемом: художник нарисовал Царевну спящей между прелестной девочкой – на первом плане, и колоннами – на втором плане, которые увенчаны изображением головок двух царевен. Это как бы символизирует живую и мертвую воду, между которыми находится Спящая Царевна. И пока красота живая и красота мертвая находятся возле нее, ни время, ни смерть не властны над главной героиней картины. Мне кажется, эта картина самое сложное по исполнению и по замыслу полотно Васнецова. Удивительно тонко выразил художник чувство заснувшей, ожидающей своего пробуждения жизни. Возможно, пытливому взгляду откроются в этой картине и еще какие-то моменты. Таково свойство гениального произведения искусства: бесконечно волновать воображение людей.
    Иных героев изображает Васнецов в картине «Несмеяна-царевна». На высоком троне из слоновой кости восседает царевна Несмеяна. На лице ее глубокая тоска. Ничего не веселит и не радует царевну. Во дворец приглашены все: тут и нарядные женихи из дальних стран, тут и дворцовые скоморохи, и слуги, и толпы народа. Все пришли, чтобы развеселить царевну, но только простому юноше удается затронуть ее сердце. Но мне видится в этой картине нечто большее, чем известный сказочный сюжет. Мне кажется, Васнецов изобразил Россию в трех моментах: прошлом, настоящем, будущем. Почему Россия? Потому что царевна сидит на троне из слоновой кости, возвышаясь над всеми. Слоновая кость – символ центра мира. На заднем плане виднеется роспись типа фресок. Это прошлое России. По левую руку царевны, в просвете между колоннами, синеет даль, а колонна, расписанная в елочку, очень напоминает русскую полосатую версту. Вспомним у Пушкина: «Только версты полосаты попадаются од не…»
    Печаль царевны – это настоящее России; по правую руку прошлое, которое символизируют два всадника, съезжающие для боя на белом и темном конях; по левую руку – манящее светлой далью будущее. Вот почему я считаю Васнецова прекрасной волшебной сказкой, которой ни расстояние, ни время не указчики, а только слушается эта волшебная сила русского духа. Как сказал великий сказочный поэт Александр Сергеевич Пушкин: «Там русский дух… там Русью пахнет!» Эти восторженные слова очень подходят к картинам В. М. Васнецова.
    Предыдущие Сочинения: Юджин О’Нил реформатор американской драмы
    Следующие Сочинения: Особая роль художественного образа
    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Эссе на тему: Художник Васнецов и русская сказка . Литературные сочинения!
    Лучшие Темы сочинений:
    Художник Васнецов – русская сказка (эссе)
    В. Васнецов. “Богатыри” (сочинение по картине)
    По картине Виктора Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами»
    Брюллов «Последний день Помпеи» (сочинение по картине)
    СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ А. А. ПЛАСТОВА «ЛЕТОМ»
    Примеры написания сочинения по картине «Вратарь
    Сочинение по картине А. А. Пластова «Летом»
    Новые сочинения:
    “Слово о погибели русской земли”
    Салон шоколада
    Скандинавский эпос
    Дружба все победит
    Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
    Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
    День семьи

  10. Такая популярность не вызывает особого удивления, ведь полотно написано выдающимся мастером, который определенно заслужил такую популярность.
    Виктор Михайлович Васнецов, родился 15 мая 1848 года в семье с говорящей, древне русской фамилией. Обучался в духовном училище и конечно брал уроки рисования, кстати говоря, его младший брат пошел по стопам старшего и тоже стал художником, но не обрел такой популярности, как Виктор. Уже в 1893 году Васнецов стал полноценным членом Академии Художеств. Он внес несравнимый вклад в развитие всего русского искусства, а в особенности живописи, так как являлся непревзойденным живописцем, мастером кисти.
    Картина «Аленушка», была создана в 1881 году, но до начала работы над картиной, художник написал ряд этюдов, на которых были изображены лесные пейзажи, а уже в итоговом варианте, он будто соединил их воедино и добавил девушку. Получилось прекрасное, сказочное полотно. На заднем плане можно заметить раскидистый дремучий лес, который одновременно манит, но и наводит жуть своей чернотой и непроходимыми елями, на переднем плане мы видим водоем, на котором вальяжно плавают уже пожелтевшие листики, что говорит о приближении осени.
    На побережье спокойно лежат великаны-валуны, и на одном из них сидит юная девушка, она склонила голову на колени и смотрит печальным взглядом на воду. О чем она думает? О своем женихе? О братце Иванушке? Или о злой бабе-яге, которая подстерегает ее? Каждый додумывает свою историю, сочиняет свою собственную волшебную сказку. Можно обратить внимание на небольшие березки, растущие на берегу, они говорят о том, что это русская земля и только русская, что Аленушка простая русская девушка со своим богатым духовным миром.
    Любоваться этим произведение искусства можно бесконечно, в любом случае оно вызывает много размышлений и у взрослого и у ребенка, позволяет заглянуть за кулисы известных сказок, разбудить в себе дремлющий русский дух.
    5 класс, 6 класс

    Сочинение рассуждение по картине

    Она такая грустная и несчастная! И даже так, красивая.
    У Алёнушки рыжие волосы. Темный сарафан с цветами, белая юбка под сарафаном и светлая кофта. Не похоже, чтобы это была праздничная одежда… И вообще, картина веселой совсем не выглядит. Цвета тёмные, девушка печальная. Вокруг неё чаща, а сидит она над темной водой – над омутом. Печалится, думает всякое.
    Страшно, что она так и бросится с тоски в омут этот. Жаль было б её, ведь она такая красивая. Ей бы парня найти, а не грустить так уж тут.
    Она как принцесса в мультфильмах. Но это и есть сюжет сказки. Она грустит из-за своего глупого брата. Он попал, конечно, в какую-то переделку очередную, а ей его выручать. По-моему, он выпил из лужи! Ну, выпил глупый грязной воды (с микробами) вот и отравился. Практически в больницу попал! В сказке это называется – «стал козлёнком». А пил он из лужи, которая была по форме похожа на след от копыта козлиного.
    Кстати, а у всяких бесов тоже ведь козьи отпечатки! Не без проделок злых духов тут и темных сил. Вот и сидит Алёнушка, и плачет. Как теперь с таким братом жить? А если его кто зажарит?!
    На картине осень. Рядом с героиней даже небольшие деревья – елочки и березки. Они похожи немного на неё. На поверхности воды осенние желтые листья. Небо серое, дождевое. Вот-вот ливень хлынет!
    Не сидела б тут Алёнушка, а то промокнет, заболеет. Что над таким глупым братом-то плакать?
    Когда она его расколдует, а она точно это сделает, даже если нужно пройти сотню испытаний, то она его ещё и простит. Не станет эта добрая девушка его ругать, а пожалеет. И после ни разу не вспомнит о его таком глупом поступке. А в итоге он опять во что-нибудь попадёт. А ей опять вытаскивать его!
    А ведь, правда, почему не рискнуть? Если за тебя горой старшая сестра встанет, вытащит из любой беды.
    Над Алёнушкой на ветке птички. Вот бы они, как в мультфильме, подсказали ей, как не быть такой доброй!
    Конечно, сейчас надо брата выручить, хорошо. Можно списать на возраст юный такое поведение его. Но после пусть сам за себя отвечает! Чтобы не вырос совсем уж козленком.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *