Сочинение на тему вечные образы и их отражения в искусстве

11 вариантов

  1. (406 слов) Издавна людей привлекали в искусстве одни и те же предметы, ведь они испытывали одни и те же чувства: любовь, дружба, радость, ревность, горе, разочарование, отчаяние. Эти мотивы, эти темы были, есть и будут вечными. Эти переживания рано или поздно испытывает каждый, и никто не сможет сказать, что в его жизни этих чувств не было. Получается, вечная тема в искусстве – это своего рода нить, связывающая умы и души всех поколений, универсальная и нерушимая. Для обоснования моего мнения я приведу литературные примеры.
    Первое произведение, которое я использую как пример – роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Невероятной красоты портрет наивного, жизнерадостного юноши Дориана, созданный художником Бэзилом, восхищал всех. Картина восхваляла всё лучшее, что есть в человеке, силу молодости, радость жизни. Но со временем разгульная и порочная жизнь, которую вёл Дориан, отразилась на портрете. В то время как сам Дориан оставался вечно молодым и прекрасным, его портрет уродовали грехи, совершаемые им. Но картина оставалась великой, теперь уже с другой стороны: она обнажала все пороки и низменные желания, что есть в человеке, никого не оставляя безразличным. Почему же портрет был великим? Он воплощал одну из самых важных вечных тем – красоту. Испокон веков люди старались запечатлеть красоту человека, восхищаясь ей. В нас сохранилось это восхищение, поэтому мы так часто рассматриваем изображения и фотографии красивейших из людей. И это чувство восторга перейдет и к следующим поколениям, как перешло к нам от предков.
    В произведении Л. Н. Толстого «Война и мир» также затрагиваются вечные темы. Юная Наташа Ростова прекрасно умела петь. Любой забывал о трудностях и проблемах, едва услышав её почти детский, чистый, волшебный голос. Даже Николай Ростов, брат Наташи, обременённый мыслями о крупном карточном проигрыше, отвлёкся от своих тяжких дум, слушая пение сестры. О чём же были песни Наташи? Конечно, она пела о любви, о её радости и печали, о тяжести разлуки и о восторге встречи с тем, кто тебе дорог. Тема любви, отношений между мужчиной и женщиной – тоже вечная. Люди вне зависимости от того, где, как и в какую эпоху они живут, будут влюбляться, создавать семьи. Песни и любые другие произведения искусства на эту темы никогда не исчезнут из нашей жизни.
    Вечные темы в искусстве – это чувства и мысли, которые доступны для понимания каждому человеку. Это то, о чём авторы никогда не устанут размышлять. Семья, Отечество, любовь или дружба, преданность и радость жизни – это понятия, которые никогда не устареют, они знакомы каждому. Такими же близкими они останутся и для наших потомков, ведь они будут чувствовать и ценить то же, что и мы.
    Автор: Александр Салов

  2. «Жизнь коротка, искусство вечно», — так говорили древние римляне. Это выражение означает, что ценности, воплощенные в произведениях искусства, вечны и не теряют своей значимости. Глядя на великие архитектурные сооружения прошлого, убеждаешься в том, что это изречение абсолютно верно. Но как быть с произведениями словесного искусства?
    Английский прозаик и драматург Уильям Сомерсет Моэм как – то заметил, что вечность любого литературного произведения измеряется несколькими столетиями. К примеру, среднего современного читателя сложно заставить прочесть замечательный, полный злой сатиры и терпкого юмора роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», который всего несколько столетий назад был бестселлером, как «Гарри Поттер» сейчас. Впрочем, не стоит ходить за такими далекими примерами. Роман «Евгений Онегин», бывший суперпопулярным в первой четверти XIX века, сегодня превратился в учебный материал для уроков литературы, и немногие взрослые перечитывают его. Что же, выходит, произведения литературы стареют быстрее, чем древние храмы и статуи?
    Секрет недолговечности литературных произведений в том, что материал, из которого они созданы, недолговечен, а точнее, изменчив. Язык меняется стремительно, вбирая в себя новые слова и избавляясь от старых. Тот же процесс овладения новым и отказа от старого происходит и в сознании читателя. Но при этом нельзя считать абсолютными подобные «устаревание» и «обновление», ведь существуют литературные произведения, которые не потеряют своей ценности еще много веков.
    «Вечные образы» в художественной литературе немногочисленны. Назовем шекспировских Макбета и Гамлета, Дон Кихота Сервентеса, гетевского Фауста. А по – настоящему «вечных тем» и того меньше: любовь, смерть, подвиг во имя человечества — вот, пожалуй, и все.
    Произведениям, в которых нашли отражение «вечные темы», суждена долгая жизнь. Они продолжают будоражить умы, находят все новые и новые воплощения в драматургии, изобразительном искусстве, музыке. Вспомним вехи на пути «вечных» литературных произведений.
    Гравюры Гюстава Доре, иллюстрирующие «Божественную комедию» Данте Алигьери.
    Опера «Фауст» Шарля Гуно, где использован тот же сюжет, что и в гетевском «Фаусте».
    Балет «Дон Кихот» Людвига Минкуса, поставленный по мотивам одноименного романа Сервантеса.
    Постановка шескпировского «Гамлета» театром Мейерхольда, а также экранизация знаменитой трагедии русским режиссером Козинцевым.
    И это лишь немногие примеры того, как мастера искусств осваивают наследие литературы прошлого.
    Видимо, преемственность и есть то, что делает литературные произведения вечными. Изменяется язык художественной литературы, литераторы каждой эпохи привносят в прозу, драматургию и поэзию что – то свое, однако остаются вечными темы и образы, рожденные гением великих мастеров прошлого.
    Выходит, «вечные» темы и образы уже всесторонне разработаны? Неужели сегодня не создаются произведения, которые со временем станут классикой, войдут в «золотой фонд» мировой культуры? На самом деле, «вечные темы» вечны уже потому, что них не существует времени. И сегодня создаются литературные произведения, заслуживающие того, чтобы остаться в веках. Жизнь коротка, искусство вечно, и они не могут существовать друг без друга.
    Недолог век человека, а особенно век поэта. Ведь поэт живет в двух измерениях: в обыденной жизни, как все нормальные люди, и в искусстве, где он соприкасается с тайнами мироздания, прислушивается к самым тонким движениям души, ощущает глубинное родство со всем живым.
    Великий русский поэт А. С. Пушкин прожил всего тридцать восемь лет. «Читая его творения, можно великолепным образом воспитать в себе человека», — писал о нем В. Г. Белинский. Вся жизнь человеческая, ее мечты и обольщения, ее надежды и страдания, буйство, напор молодых чувств и умудренная зрелость проходят перед нами в произведениях А. С. Пушкина:
    И внял я неба содроганье,
    И горний ангелов полет,
    И гад морских подводный ход,
    И дольней лозы прозябанье…
    Эти слова пушкинского «Пророка» могут быть отнесены и к самому автору этих строк. О «всемирной отзывчивости» А. С. Пушкина писал Ф. М. Достоевский. Жизнь для поэта — безусловная и абсолютная ценность, это единство, в котором нет ничего отдельного и лишнего, и даже ее конечность приемлется поэтом:
    И пусть у гробового входа
    Младая будет жизнь играть,
    И равнодушная природа
    Красою вечною сиять.
    Какое изящество, тонкость чувств, поистине великий союз «волшебных звуков, чувств и дум».
    М. Ю. Лермонтов прожил двадцать семь лет. Его «железный стих, облитый горечью и злостью» воспевал внутреннюю свободу человеческой личности, говорил о трагическом одиночестве и гармонии природы, недостижимой для человека:
    Кругом меня цвел божий сад;
    Растений радужный наряд
    Хранил следы небесных слез,
    И кудри виноградных лоз
    Вились, красуясь меж дерев…
    Природа в лирике М. Ю. Лермонтова полна одушевления, огромной и таинственной жизни. Голоса природы «речь свою вели о тайнах неба и земли». Лишь человек не чувствует полного слияния с природой, и потому удел его трагичен.
    И скучно, и грустно, и некому руку подать
    В минуту душевной невзгоды.
    Желанья? Что пользы напрасно и вечно желать…
    Лирика М. Ю. Лермонтова — это исповедь бесконечно одинокой, мужественной и бунтующей души.
    Коротка была жизнь выдающегося поэта XX века С. А. Есенина — всего тридцать лет.
    Читая его стихи, мы любуемся красотой зелени, испытываем огромную любовь к родине, к жизни, ко всему живому, чувствуем кровную связь с окружающим миром.
    О Русь! — малиновое поле
    И синь, упавшая в реку.
    Люблю до радости и боли
    Твою озерную тоску.
    Величие есенинской поэзии — в предельной искренности, в остроте философских и нравственных проблем, в том, что в каждой строке, в каждом слове чувствуется что – то очень близкое, родное.
    Трагически сложилась жизнь поэта Н. Гумилева. Он прожил всего тридцать пять лет. Он — романтик и мечтатель, певец конкистадоров, капитанов, воинов. Ему грезились экзотические гроты, африканские жирафы, сказочные павильоны:
    Среди искусственного озера
    Поднялся павильон фарфоровый,
    Тигриною спиною выгнутый,
    Мост яшмовый к нему ведет…
    Но гармония и красота оказываются хрупкими и преходящими. Во многих его произведениях слышны отчаянье, надлом, предчувствие гибели:
    Вывеска… кровью налитые буквы
    Гласят — зеленная, — знаю, тут
    Вместо капусты и вместо брюквы
    Мертвые головы продают.
    В красной рубашке, с лицом, как вымя,
    Голову срезал палач и мне…
    Коротка была жизнь поэта, но прошла она не зря: о нем вечно будут помнить потомки. Искусство — это живая память, оно передает из поколения в поколение мысли и чувства, боли и радости, обретения и разочарования — все, чем живет человек.

  3. Немногие вещи, создаваемые человеком можно назвать вечными. Но это не касается искусства, над которым время, кажется, не властно. Проходят годы, десятилетия, века, а такие шедевры, как «Илиада» и «Одиссея» Гомера, читаются, перечитываются каждым поколением, причем не только на Родине. Это же касается Библии. Священная книга ведь тоже образец словесного искусства. А сколько музыкальных шедевров, картин осталось нам от предыдущих поколений. Всего и не сосчитать.
    Почему же искусство вечно? Во-первых, не стареют только образцы настоящего искусства. Другие уже давно канули в Лету. О них остались лишь скупые упоминания в письменных источниках. Секрет же нетленного искусства в его содержании. Если автор вложил в свое творение силы и душу, проявил все свое мастерство, современники обязательно это оценят. И пусть отзывы не всегда положительные, но незамеченным шедевр остается нечасто. Позже происходит его переоценка. К таким произведениям относятся по-разному, все зависит от условий эпохи. Главное, что такое искусство живет вечно.
    Искусство – это также инструмент для передачи моральных ценностей, истории народа, культуры, традиций. Почему мы до сих пор читаем «Войну и мир» Л.Н. Толстого? Потому что в этом романе собрано все: победы и поражения, ошибки и мудрость нашего народа. Произведение не дает нам забыть о том, какой ценой наши деды сохранили Отечество, остерегает потомков от страшных ошибок.

  4. Согласно современной иллюстрированной энциклопедии «Литература и язык»:
    «Вечные образы» – это мифологические, библейские, фольклорные и литературные персонажи, ярко выразившие значимое для всего человечества нравственное и мировоззренческое содержание и получившие многократное воплощение в словесности разных стран и эпох (Прометей, Одиссей, Каин, Фауст, Мефистофель, Гамлет, Дон Жуан, Дон Кихот и др.). Каждая эпоха и каждый писатель вкладывают в трактовку того или иного вечного образа свой смысл, который обусловлен их многокрасочностью и многозначностью, богатством заложенных в них возможностей (напр., Каин толковался и как завистник-братоубийца, и как смелый богоборец; Фауст – как маг и чудодей, как любитель наслаждений, как учёный, одержимый страстью к познанию, и как искатель смысла человеческой жизни; Дон Кихот – как фигура комическая и трагическая и т.п.). Нередко в литературе создаются персонажи-вариации вечных образов, которым придаются иные нац. черты, или они помещаются в иное время (как правило, более близкое автору нового произведения) и/или в необычную ситуацию («Гамлет Щигровского уезда» И.С. Тургенева, « Антигона» Ж. Ануя), иногда – иронически снижаются или пародируются (сатирическая повесть Н. Елина и В. Кашаева «Ошибка Мефистофеля», 1981). Близки к вечным образам и персонажи, чьи имена стали нарицательными в мировой и нац. литературе: Тартюф и Журден («Тартюф» и «Мещанин во дворянстве» Ж.Б. Мольера), Кармен (одноимённая новелла П. Мериме), Молчалин («Горе от ума» А.С. Грибоедова), Хлестаков, Плюшкин («Ревизор» и «Мёртвые души» Н.В. Гоголя) и др.
    В отличие от архетипа, отражающего прежде всего «генетические», изначальные особенности человеческой психики, вечные образы всегда являются продуктом сознательной деятельности, имеют свою «национальность», время возникновения и, следовательно, отражают не только специфику общечеловеческого восприятия мира, но и определённый исторический и культурный опыт, закреплённый в художественном образе[2].
    Справочник литературных терминов дает следующее определение:
    «Вечные образы» – художественные образы произведений мировой литературы, в которых писатель на основе жизненного материала своего времени сумел создать долговечное обобщение, применимое в жизни последующих поколений. Эти образы приобретают нарицательный смысл и сохраняют художественное значение вплоть до нашего времени.
    Так, в Прометее обобщены черты человека, готового отдать жизнь для блага народа; в Антее воплощена неистощимая сила, которую даёт человеку неразрывная связь с его родной землёй, с его народом; в Фаусте – неукротимое стремление человека к познанию мира. Это определяет значение образов Прометея, Антея и Фауста и обращение к ним передовых представителей общественной мысли. Образ Прометея, например, чрезвычайно высоко ценил К. Маркс.
    Образ Дон-Кихота, созданный известным испанским писателем Мигелем Сервантесом (XVI – XVII вв.), олицетворяет собой благородное, но лишённое жизненной почвы мечтательство; Гамлет, герой трагедии Шекспира (XVI – начало XVII в.), – нарицательный образ раздвоенного, раздираемого противоречиями человека. Тартюф, Хлестаков, Плюшкин, Дон-Жуан и подобные им образы живут долгие годы в сознании ряда человеческих поколений, так как в них обобщены типичные недостатки человека прошлого, устойчивые черты человеческого характера, воспитанные феодальным и капиталистическим обществом.
    «Вечные образы» создаются в определённой исторической обстановке и только в связи с ней могут быть полностью поняты. Они являются «вечными», т. е. применимыми в другие эпохи, в той мере, в какой являются устойчивыми обобщённые в этих образах черты человеческого характера. В работах классиков марксизма-ленинизма часто встречаются обращения к таким образам для применения их в новой исторической обстановке (например, образы Прометея, Дон-Кихота и др.).[1]
    В контексте данной курсовой работы определение «вечных образов» из справочника литературных терминов гораздо ближе по смыслу, чем аналогичное определение современной иллюстрированной энциклопедии, его я и возьму за основу.
    Итак, «вечные образы» – это художественные образы произведений мировой литературы, в которых писатель на основе жизненного материала своего времени сумел создать долговечное обобщение, применимое в жизни последующих поколений.
    Если бы могли встретиться люди разных веков и заговорить о литературе или просто о жизни, то имена Гамлета, Фауста, Дон Жуана объединили бы собеседников. Эти герои будто выходят из произведений и живут своей самостоятельной жизнью их портреты пытаются создать художники и скульпторы, композиторы, драматурги, поэты посвящают им свои произведения. Есть в мире немало и памятников героям, сошедшим со страниц книг.
    Трагический Гамлет, распутный Дон Жуан, загадочный Фауст, мечтательный Дон Кихот – именно эти образы я исследовала в своей работе.

  5. ВЫ НАХОДИТЕСЬ НА САЙТЕ http://www.batraeva.com
    «Жизнь коротка, искусство вечно»,–так говорили древние римляне. Это выражение означает, что ценности воплощенные в произведениях искусства вечны и не теряют своей значимости. Глядя на великие сооружения прошлого, убеждаешься в том, что это изречение абсолютно верно. Но как быть с произведениями словесного искусства?
         Английский прозаик и драматург Уильям Сомерсет Моэм как-то заметил, что вечность любого литературного произведения измеряется несколькими столетиями. Например, современного читателя сложно заставить прочитать замечательный  сатирический роман  Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», который всего несколько лет назад был бестселлером, как сейчас «Гарри Потер». Впрочем , не стоит ходить за такими далекими примерами. Роман «Евгений Онегин» очень популярный в Х1Х веке, сегодня превратился в учебный материал для уроков литературы и лишь немногие взрослые перечитывают его. Выходит, что произведения литературы стареют быстрее, чем древние храмы и статуи?
          Секрет недолговечности литературных произведений в том, что материал, из которого они созданы, быстро устаривает, а точнее  изменяется. Язык меняется стремительно, вбирая в себя новые слова и избавляясь от старых. Для читателя наиболее интересен язык его времени. И тем не менее существуют литературные произведения, которые не теряют своей ценности на протяжении многих веков.
        «Вечные образы» в художественной литературе немногочисленны. Например, шекспировские Макбет и Гамлет, сервантовский Дон Кихот, гетовский Фауст и т.д. А по-настоящему «вечных тем» мало: любовь, смерть, подвиг во имя человечества—вот, пожалуй, и все.
         Произведениям, в которых нашли отражения «вечные темы», суждена долгая жизнь Они продолжают будоражить умы, находят все новые и новые воплощения в драматургии, изобразительном искусстве и музыке. Вспомним вехи на пути «вечных» литературных произведений.
         Гравюры Гюстава Доре, иллюстрирующие «Божественную комедию» Данте Алигьери. Опера «Фауст» Шарля Гуно,где использован тот же сюжет, что и гетовском «Фаусте». Балет «Дон Кихот» Людвига Минкуса, поставленный по мотивам одноименного романа Сервантеса. Постановка шекспировского «Гамлета» театром Мейерхольда, а также экранизация знаменитой трагедии русским режиссером Козинцевым.
      И это лишь немногие примеры того, как мастера искусств осваивают наследие литературы прошлого.
       Видимо, преемственность и есть то, что делает литературные произведения вечными. Изменяется язык литературных произведений, литераторы каждой эпохи привносят в прозу, драматургию и поэзию что-то свое, однако остаются вечными темы и образы, рожденные гением великих мастеров прошлого.
       Неужели сегодня не создаются произведения, которые со временем станут классикой и войдут в «золотой фонд» мировой литературы? На самом деле, «вечные темы» вечны уже потому, что  для них не существует времени. И сейчас создаются литературные произведения, заслуживающие того, чтобы остаться в веках. Жизнь коротка, искусство вечно, и они не могут существовать друг без друга.
    ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА ССЫЛАТЬСЯ НА САЙТ http://www.batraeva.com

  6. «Жизнь коротка, искусство вечно» , — так говорили древние римляне. Это выражение означает, что ценности, воплощенные в произведениях искусства, вечны и не теряют своей значимости. Глядя на великие архитектурные сооружения прошлого, убеждаешься в том, что это изречение абсолютно верно. Но как быть с произведениями словесного искусства?
    Английский прозаик и драматург Уильям Сомерсет Моэм как-то заметил, что вечность любого литературного произведения измеряется несколькими столетиями. К примеру, среднего современного читателя сложно заставить прочесть замечательный, полный злой сатиры и терпкого юмора роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» , который всего несколько столетий назад был бестселлером, как «Гарри Поттер» сейчас. Впрочем, не стоит ходить за такими далекими примерами. Роман «Евгений Онегин» , бывший суперпопулярным в первой четверти XIX века, сегодня превратился в учебный материал для уроков литературы, и немногие взрослые перечитывают его. Что же, выходит, произведения литературы стареют быстрее, чем древние храмы и статуи?
    Секрет недолговечности литературных произведений в том, что материал, из которого они созданы, недолговечен, а точнее, изменчив. Язык меняется стремительно, вбирая в себя новые слова и избавляясь от старых. Тот же процесс овладения новым и отказа от старого происходит и в сознании читателя. Но при этом нельзя считать абсолютными подобные «устаревание» и «обновление» , ведь существуют литературные произведения, которые не потеряют своей ценности еще много веков.
    «Вечные образы» в художественной литературе немногочисленны. Назовем шекспировских Макбета и Гамлета, Дон Кихота Сервентеса, гетевского Фауста. А по-настоящему «вечных тем» и того меньше: любовь, смерть, подвиг во имя человечества — вот, пожалуй, и все.
    Произведениям, в которых нашли отражение «вечные темы» , суждена долгая жизнь. Они продолжают будоражить умы, находят все новые и новые воплощения в драматургии, изобразительном искусстве, музыке. Вспомним вехи на пути «вечных» литературных произведений.
    Гравюры Гюстава Доре, иллюстрирующие «Божественную комедию» Данте Алигьери.
    Опера «Фауст» Шарля Гуно, где использован тот же сюжет, что и в гетевском «Фаусте» .
    Балет «Дон Кихот» Людвига Минкуса, поставленный по мотивам одноименного романа Сервантеса.
    Постановка шескпировского «Гамлета» театром Мейерхольда, а также экранизация знаменитой трагедии русским режиссером Козинцевым.
    И это лишь немногие примеры того, как мастера искусств осваивают наследие литературы прошлого.
    Видимо, преемственность и есть то, что делает литературные произведения вечными. Изменяется язык художественной литературы, литераторы каждой эпохи привносят в прозу, драматургию и поэзию что-то свое, однако остаются вечными темы и образы, рожденные гением великих мастеров прошлого.
    Выходит, «вечные» темы и образы уже всесторонне разработаны? Неужели сегодня не создаются произведения, которые со временем станут классикой, войдут в «золотой фонд» мировой культуры? На самом деле, «вечные темы» вечны уже потому, что них не существует времени. И сегодня создаются литературные произведения, заслуживающие того, чтобы остаться в веках. Жизнь коротка, искусство вечно, и они не могут существовать друг без друга.

  7. 7
    Гимн любви – «Ромео и Джульетта» У. Шекспира Что значит имя? Роза пахнет розой, Хоть розой назови ее, хоть нет. Хоть розой назови ее, хоть нет. Ромео под любым названьем был бы Ромео под любым названьем был бы Тем верхом совершенств, какой он есть. Тем верхом совершенств, какой он есть. Меня перенесла сюда любовь, Ее не останавливают стены. В нужде она решается на все…
    8
    Кадр из фильма «Ромео и Джульетта»
    9
    Идеалы Добра, Справедливости, Любви в мировом искусстве. За центральным Ангелом изображен Мамвриийский дуб, но не иллюстративно, а с особым значением – это древо – Древо жизни, Крестное Древо. За левым Ангелом возвышаются палаты – это символ Домостроительства Божия. За правым Ангелом – гора – символ духовного восхождения. Если внимательно присмотреться к иконе, то можно заметить, что пространство между фигурами боковых Ангелов образует Жертвенную Чашу, внутри которой находится средний Ангел. На Престоле стоит круглая Чаша с главой тельца, но нет принадлежностей, относящихся к трапезе, что еще более усиливает смысл Жертвы. Центральный Ангел благословляет и можно увидеть, что Он как бы касается Чаши, и это можно истолковать как жест нисхождения в саму Чашу. За центральным Ангелом изображен Мамвриийский дуб, но не иллюстративно, а с особым значением – это древо – Древо жизни, Крестное Древо. За левым Ангелом возвышаются палаты – это символ Домостроительства Божия. За правым Ангелом – гора – символ духовного восхождения. Если внимательно присмотреться к иконе, то можно заметить, что пространство между фигурами боковых Ангелов образует Жертвенную Чашу, внутри которой находится средний Ангел. На Престоле стоит круглая Чаша с главой тельца, но нет принадлежностей, относящихся к трапезе, что еще более усиливает смысл Жертвы. Центральный Ангел благословляет и можно увидеть, что Он как бы касается Чаши, и это можно истолковать как жест нисхождения в саму Чашу. «Троица» Андрей Рублев
    10
    «Сикстинская мадонна» Рафаэля На картине изображены Мадонна с младенцем в окружении папы Сикста II и Святой Варвары. Это одно из первых произведений, в котором зритель незримо оказывается вписан в композицию: кажется, что Мадонна спускается с небес прямо навстречу зрителю и смотрит ему в глаза. На картине изображены Мадонна с младенцем в окружении папы Сикста II и Святой Варвары. Это одно из первых произведений, в котором зритель незримо оказывается вписан в композицию: кажется, что Мадонна спускается с небес прямо навстречу зрителю и смотрит ему в глаза. В образе Марии гармонично соединены восторг религиозного триумфа с такими общечеловеческими переживаниями, как глубокая материнская нежность и отдельные ноты тревоги за судьбу младенца. Её одежды подчёркнуто просты, она ступает по облакам босыми ногами, окружённая светом… В образе Марии гармонично соединены восторг религиозного триумфа с такими общечеловеческими переживаниями, как глубокая материнская нежность и отдельные ноты тревоги за судьбу младенца. Её одежды подчёркнуто просты, она ступает по облакам босыми ногами, окружённая светом…
    11
    Жизнь и Смерть в мировом искусстве На гравюре облачённый в доспехи, христианский рыцарь, в узком ущелье, в сопровождении Дьявола со свиным рылом и Смерти верхом на коне. Смерть держит песочные часы, чтобы напомнить рыцарю о краткости его жизни и тщетности усилий. Дьявол следует по пятам, готовый воспользоваться каждой ошибкой. Но всадник двигается по ущелью игнорируя или не глядя на существ вокруг него. Рыцарь демонстрирует абсолютное презрение к опасности и сомнениям, что часто рассматривалось как символ чести и мужества. На гравюре облачённый в доспехи, христианский рыцарь, в узком ущелье, в сопровождении Дьявола со свиным рылом и Смерти верхом на коне. Смерть держит песочные часы, чтобы напомнить рыцарю о краткости его жизни и тщетности усилий. Дьявол следует по пятам, готовый воспользоваться каждой ошибкой. Но всадник двигается по ущелью игнорируя или не глядя на существ вокруг него. Рыцарь демонстрирует абсолютное презрение к опасности и сомнениям, что часто рассматривалось как символ чести и мужества. Смерть, Дьявол, и пейзаж, всё, изображено в мрачных тонах «Северного Возрождения». Оба персонажа угрожают рыцарю, который закован и защищён в прямом и переносном смысле в броню своей веры. Гравюру также нужно рассматривать с учётом слов Псалма 22:4: Даже если иду долиной тьмы не устрашусь зла, ибо Ты со мной; посох Твой и опора Твоя они успокоят меня. Смерть, Дьявол, и пейзаж, всё, изображено в мрачных тонах «Северного Возрождения». Оба персонажа угрожают рыцарю, который закован и защищён в прямом и переносном смысле в броню своей веры. Гравюру также нужно рассматривать с учётом слов Псалма 22:4: Даже если иду долиной тьмы не устрашусь зла, ибо Ты со мной; посох Твой и опора Твоя они успокоят меня. «Рыцарь, смерть и дьявол» А. Дюрер
    12
    Спасибо за внимание!

  8. «Жизнь коротка, искусство вечно», — так говорили древние римляне. Это выражение означает, что ценности, воплощенные в произведениях искусства, вечны и не теряют своей значимости. Глядя на великие архитектурные сооружения прошлого, убеждаешься в том, что это изречение абсолютно верно. Но как быть с произведениями словесного искусства? Английский прозаик и драматург Уильям Сомерсет Моэм как — то заметил, что вечность любого литературного произведения измеряется несколькими столетиями.
    К примеру, среднего современного читателя сложно заставить прочесть замечательный, полный злой сатиры и терпкого юмора роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», который всего несколько столетий назад был бестселлером, как «Гарри Поттер» сейчас. Впрочем, не стоит ходить за такими далекими примерами. Роман «Евгений Онегин», бывший суперпопулярным в первой четверти XIX века, сегодня превратился в учебный материал для уроков литературы, и немногие взрослые перечитывают его. Что же, выходит, произведения литературы стареют быстрее, чем древние храмы и статуи? Секрет недолговечности литературных произведений в том, что материал, из которого они созданы, недолговечен, а точнее, изменчив.
    Язык меняется стремительно, вбирая в себя новые слова и избавляясь от старых. Тот же процесс овладения новым и отказа от старого происходит и в сознании читателя. Но при этом нельзя считать абсолютными подобные «устаревание» и «обновление», ведь существуют литературные произведения, которые не потеряют своей ценности еще много веков.
    «Вечные образы» в художественной литературе немногочисленны. Назовем шекспировских Макбета и Гамлета, Дон Кихота Сервентеса, гетевского Фауста. А по — настоящему «вечных тем» и того меньше: любовь, смерть, подвиг во имя человечества — вот, пожалуй, и все. Произведениям, в которых нашли отражение «вечные темы», суждена долгая жизнь. Они продолжают будоражить умы, находят все новые и новые воплощения в драматургии, изобразительном искусстве, музыке. Вспомним вехи на пути «вечных» литературных произведений.
    Гравюры Гюстава Доре, иллюстрирующие «Божественную комедию» Данте Алигьери. Опера «Фауст» Шарля Гуно, где использован тот же сюжет, что и в гетевском «Фаусте». Балет «Дон Кихот» Людвига Минкуса, поставленный по мотивам одноименного романа Сервантеса. Постановка шескпировского «Гамлета» театром Мейерхольда, а также экранизация знаменитой трагедии русским режиссером Козинцевым.
    И это лишь немногие примеры того, как мастера искусств осваивают наследие литературы прошлого. Видимо, преемственность и есть то, что делает литературные произведения вечными. Изменяется язык художественной литературы, литераторы каждой эпохи привносят в прозу, драматургию и поэзию что — то свое, однако остаются вечными темы и образы, рожденные гением великих мастеров прошлого. Выходит, «вечные» темы и образы уже всесторонне разработаны?
    Неужели сегодня не создаются произведения, которые со временем станут классикой, войдут в «золотой фонд» мировой культуры? На самом деле, «вечные темы» вечны уже потому, что них не существует времени. Туры? На самом деле, «вечные темы» вечны уже потому, что них не существует времени. И сегодня создаются литературные произведения, заслуживающие того, чтобы остаться в веках.
    Жизнь коротка, искусство вечно, и они не могут существовать друг без друга. Недолог век человека, а особенно век поэта. Ведь поэт живет в двух измерениях: в обыденной жизни, как все нормальные люди, и в искусстве, где он соприкасается с тайнами мироздания, прислушивается к самым тонким движениям души, ощущает глубинное родство со всем живым. Великий русский поэт А. С. Пушкин прожил всего тридцать восемь лет. «Читая его творения, можно великолепным образом воспитать в себе человека», — писал о нем В. Г. Белинский.
    Вся жизнь человеческая, ее мечты и обольщения, ее надежды и страдания, буйство, напор молодых чувств и умудренная зрелость проходят перед нами в произведениях А. С. Пушкина: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье… Эти слова пушкинского «Пророка» могут быть отнесены и к самому автору этих строк. О «всемирной отзывчивости» А. С. Пушкина писал Ф. М. Достоевский. Жизнь для поэта — безусловная и абсолютная ценность, это единство, в котором нет ничего отдельного и лишнего, и даже ее конечность приемлется поэтом: И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять.
    Какое изящество, тонкость чувств, поистине великий союз «волшебных звуков, чувств и дум». М. Ю. Лермонтов прожил двадцать семь лет. Его «железный стих, облитый горечью и злостью» воспевал внутреннюю свободу человеческой личности, говорил о трагическом одиночестве и гармонии природы, недостижимой для человека: Кругом меня цвел божий сад; Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез, И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев… Природа в лирике М. Ю. Лермонтова полна одушевления, огромной и таинственной жизни. Голоса природы «речь свою вели о тайнах неба и земли». Лишь человек не чувствует полного слияния с природой, и потому удел его трагичен.
    И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды. Желанья? Что пользы напрасно и вечно желать… Лирика М. Ю. Лермонтова — это исповедь бесконечно одинокой, мужественной и бунтующей души.
    Коротка была жизнь выдающегося поэта XX века С. А. Есенина — всего тридцать лет. Читая его стихи, мы любуемся красотой зелени, испытываем огромную любовь к родине, к жизни, ко всему живому, чувствуем кровную связь с окружающим миром. О Русь! — малиновое поле И синь, упавшая в реку. Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Величие есенинской поэзии — в предельной искренности, в остроте философских и нравственных проблем, в том, что в каждой строке, в каждом слове чувствуется что — то очень близкое, родное.
    Трагически сложилась жизнь поэта Н. Гумилева. Он прожил всего тридцать пять лет. Он — романтик и мечтатель, певец конкистадоров, капитанов, воинов. Ему грезились экзотические гроты, африканские жирафы, сказочные павильоны: Среди искусственного озера Поднялся павильон фарфоровый, Тигриною спиною выгнутый, Мост яшмовый к нему ведет. Му грезились экзотические гроты, африканские жирафы, сказочные павильоны: Среди искусственного озера Поднялся павильон фарфоровый, Тигриною спиною выгнутый, Мост яшмовый к нему ведет…
    Но гармония и красота оказываются хрупкими и преходящими. Во многих его произведениях слышны отчаянье, надлом, предчувствие гибели: Вывеска… кровью налитые буквы Гласят — зеленная, — знаю, тут Вместо капусты и вместо брюквы Мертвые головы продают. В красной рубашке, с лицом, как вымя, Голову срезал палач и мне… Коротка была жизнь поэта, но прошла она не зря: о нем вечно будут помнить потомки.
    Искусство — это живая память, оно передает из поколения в поколение мысли и чувства, боли и радости, обретения и разочарования — все, чем живет человек.

  9. «Жизнь коротка, искусство вечно», — так говорили древние римляне. Это выражение означает, что ценности, воплощенные в произведениях искусства, вечны и не теряют своей значимости. Глядя на великие архитектурные сооружения прошлого, убеждаешься в том, что это изречение абсолютно верно. Но как быть с произведениями словесного искусства?
    Английский прозаик и драматург Уильям Сомерсет Моэм как-то заметил, что вечность любого литературного произведения измеряется несколькими столетиями. К примеру, среднего современного читателя сложно заставить прочесть замечательный, полный злой сатиры и терпкого юмора роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», который всего несколько столетий назад был бестселлером, как «Гарри Поттер» сейчас. Впрочем, не стоит ходить за такими далекими примерами. Роман «Евгений Онегин», бывший суперпопулярным в первой четверти XIX века, сегодня превратился в учебный материал для уроков литературы, и немногие взрослые перечитывают его. Что же, выходит, произведения литературы стареют быстрее, чем древние храмы и статуи?
    Секрет недолговечности литературных произведений в том, что материал, из которого они созданы, недолговечен, а точнее, изменчив. Язык меняется стремительно, вбирая в себя новые слова и избавляясь от старых. Тот же процесс овладения новым и отказа от старого происходит и в сознании читателя. Но при этом нельзя считать абсолютными подобные «устаревание» и «обновление», ведь существуют литературные произведения, которые не потеряют своей ценности еще много веков.
    «Вечные образы» в художественной литературе немногочисленны. Назовем шекспировских Макбета и Гамлета, Дон Кихота Сервентеса, гетевского Фауста. А по-настоящему «вечных тем» и того меньше: любовь, смерть, подвиг во имя человечества — вот, пожалуй, и все.
    Произведениям, в которых нашли отражение «вечные темы», суждена долгая жизнь. Они продолжают будоражить умы, находят все новые и новые воплощения в драматургии, изобразительном искусстве, музыке. Вспомним вехи на пути «вечных» литературных произведений.
    Гравюры Гюстава Доре, иллюстрирующие «Божественную комедию» Данте Алигьери.
    Опера «Фауст» Шарля Гуно, где использован тот же сюжет, что и в гетевском «Фаусте».
    Балет «Дон Кихот» Людвига Минкуса, поставленный по мотивам одноименного романа Сервантеса.
    Постановка шескпировского «Гамлета» театром Мейерхольда, а также экранизация знаменитой трагедии русским режиссером Козинцевым.
    И это лишь немногие примеры того, как мастера искусств осваивают наследие литературы прошлого.
    Видимо, преемственность и есть то, что делает литературные произведения вечными. Изменяется язык художественной литературы, литераторы каждой эпохи привносят в прозу, драматургию и поэзию что-то свое, однако остаются вечными темы и образы, рожденные гением великих мастеров прошлого.
    Выходит, «вечные» темы и образы уже всесторонне разработаны? Неужели сегодня не создаются произведения, которые со временем станут классикой, войдут в «золотой фонд» мировой культуры? На самом деле, «вечные темы» вечны уже потому, что них не существует времени. И сегодня создаются литературные произведения, заслуживающие того, чтобы остаться в веках. Жизнь коротка, искусство вечно, и они не могут существовать друг без друга.
    .

  10. История литературы знает немало случаев, когда произведения писателя были очень популярны при его жизни, но шло время, и их забывали почти навсегда. Есть и другие примеры: писателя не признавали современники, а настоящую ценность его произведений открывали последующие поколения.
    Но в литературе есть очень немного произведений, значение которых невозможно переоценить, потому что в них созданы образы, которые волнуют каждое поколение людей, образы, которые вдохновляют на творческие поиски художников разных времен. Такие образы имеют название «вечных», потому что они носители черт, всегда присущи человеку.
    В нищете и одиночестве доживал свой век Мигель Сервантес де Сааведра, хотя при жизни он был известен как автор талантливого, яркого романа «Дон Кихот». Ни сам писатель, ни его современники не знали, что пройдет несколько веков, а его герои не только не будут забыты, но станут «самыми популярными испанцами», и соотечественники поставят им памятник. Что они выйдут из романа и заживут своей самостоятельной жизнью в произведениях прозаиков и драматургов, поэтов, художников, композиторов. Сегодня даже трудно перечислить, сколько произведений искусства создано под влиянием образов Дон Кихота и Санчо Пансы: к ним обращались Гойя и Пикассо, Массне и Минкус.
    Бессмертная книга родилась из замысла написать пародию и высмеять рыцарские романы, такие популярные в Европе XVI века, когда жил и творил Сервантес. И замысел писателя ширилось, и на страницах книги оживала современная ему Испания, менялся и сам герой: из пародийного рыцаря он вырастает в фигуру смешную и трагическую. Конфликт романа одновременно исторически-конкретный (он отражает современную писателю Испанию) и универсальный (ибо существует в любой стране во все времена). Суть конфликта: столкновение идеальных норм и представлений о действительности с самой действительностью – не идеальной, «земной».
    Образ Дон Кихота стал вечным тоже благодаря своей универсальности: всегда и везде есть благородные идеалисты, защитники добра и справедливости, которые отстаивают свои идеалы, но не в состоянии реально оценить действительность. Возникло даже понятие «донкихотство». Оно сочетает гуманистическое стремление к идеалу, энтузиазм, бескорисливість, с одной стороны, и наивность, чудачество, приверженность грез и иллюзий – с другой. Внутреннее благородство Дон Кихота сочетается с комизмом ее внешних проявлений (он способен полюбить простую крестьянскую девушку, но видит в ней только Прекрасную благородную даму).
    Второй важный вечный образ романа – остроумный и земной Санчо Панса. Он полная противоположность Дон Кихоту, но герои неразрывно связаны, они похожи друг на друга в своих надеждах и разочарованиях. Сервантес показывает своими героями, что действительность без идеалов невозможна, но они должны основываться на реальности.
    Совсем другой вечный образ предстает перед нами в трагедии Шекспира «Гамлет». Это глубоко трагический образ. Гамлет хорошо понимает действительность, трезво оценивает все, что происходит вокруг него, твердо стоит на стороне добра против зла. Но его трагедия заключается в том, что он не может перейти к решительным действиям и наказать зло. Его нерешительность не является проявлением трусости, он смелый, откровенный человек. Его колебания – следствие глубоких размышлений о природе зла. Обстоятельства требуют от него убить убийцу своего отца. Он колеблется, потому что воспринимает эту месть как проявление зла: убийство всегда останется убийством, даже когда убивают негодяя. Образ Гамлета – это образ человека, который понимает свою ответственность в решении конфликта добра и зла, которая стоит на стороне добра, но ее внутренние моральные законы не позволяют перейти к решительным действиям. Неслучайно этот образ приобрел особое звучание в XX веке – эпохе социальных потрясений, когда каждый человек решал для себя вечный «гамлетовский вопрос».
    Можно привести еще несколько примеров «вечных» образов: Фауст, Мефистофель, Отелло, Ромео и Джульетта – все они раскрывают вечные человеческие чувства и стремления. И каждый читатель учится на этих образах понимать не только прошлое, но и современное.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *