Сочинение на тему вечные темы в произведениях бунина

9 вариантов

  1. Normal
    false
    false
    false
    RU
    X-NONE
    X-NONE
    В своих произведениях Иван Алексеевич Бунин затрагивает
    такие вечные проблемы, как необратимость уходящего времени, жизнь и смерть,
    любовь. Эти проблемы, действительно, вечные: человек сталкивается с ними каждый
    день и будет сталкиваться всегда.
    Каждое произведение Бунина по-своему уникально.
    Например, рассказ «Антоновские яблоки». Он написан по
    аналогии тургеневским жанром стихотворения в прозе. Рассказ очень лиричен,
    несмотря на прозаическую форму. В нем Бунин восхищается природой, вспоминает о
    поездках в дворянские усадьбы, где течет здоровая деревенская жизнь,
    олицетворением которой являются подолгу живущие старики, крепкие дворы и избы.
    В рассказе автор описывает осень (время полного созревания), говорит о свежести
    осени: «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые
    аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и
    осенней свежести».
    Символом здоровой плодоносящей жизни у Бунина становится
    аромат антоновских яблок. «Войдешь в дом и прежде услышишь запах яблок, а потом
    уже другие», – пишет автор. Этим запахом пропитано все в воспоминаниях Бунина.
    Многое в жизни проходит, да и жизнь проходит…
    Необратимость уходящего времени показывает Бунин в рассказе «Антоновские яблоки».
    Но в памяти остается нечто прекрасное: воспоминания, ассоциативно оживающие в
    нашей памяти, часто связанные с ароматами.
    Тема жизни и смерти раскрывается Иваном Алексеевичем в
    рассказе «Господин из Сан-Франциско». Здесь внешний блеск героя противопоставлен
    его внутренней блеклости, дорогая оболочка – пустому содержанию. Автор лишает
    своего героя имени, так как это собирательный образ, таких людей много. У них
    нет души, а есть только деньги, они заботятся лишь о собственном комфорте и
    безразличны к окружающим. Однако, когда Господин из Сан-Франциско умер, те
    деньги, зарабатыванию которых он посвятил лучшие годы своей жизни, стали никому
    не нужны, не говоря уже о нем самом. Он возвращается домой в ящике из-под
    содовой в трюме, рядом с теми людьми, коими он брезговал при жизни.
    Пустой и бездуховной жизни Господина противопоставлена
    жизнь лодочника Лоренцо и абруццких горцев, которые не зависят от денег, они
    бедны материально, но духовно богаты. Они по-настоящему счастливы в жизни.
    В рассказе много символов. Корабль назван «Атлантида»,
    что сразу наталкивает на мысль об обреченности, обреченности богатых и успешных
    пассажиров на фальшивую жизнь.
    На корабле три этажа, которые символизируют социальную
    лестницу: верхний этаж – это обитатели блестящих салонов, средний –
    обслуживающий персонал, нижний – кочегары «адской топки».
    Перемещение корабля и его возвращение в исходную точку с
    телом героя становится символом движения человечества по замкнутому кругу.
    Это лишь немногие символы, присутствующие в произведении.
    По мнению Бунина, важна не смерть, а жизнь до смерти.
    Жизнь нужно прожить с толком, нужно оставить след, многое понять, духовно
    обогатиться. А перед лицом смерти человек жалок, и никакие средства тут не
    помогут…
    Тема любви затрагивается Буниным в рассказах «Солнечный
    удар», «Легкое дыхание», «Темные аллеи» и «Чистый понедельник». Во всех них
    любовь мимолетна и трагична.
    В рассказе «Легкое дыхание» нежная, искренняя и
    бескорыстная Оля Мещерская сталкивается с жестокой действительностью
    окружающего мира, что приводит ее к гибели.
    Герои рассказа «Темные аллеи», любившие друг друга в
    молодости, но вынужденные расстаться, лишь встретившись много лет спустя
    осознают, что их чувства друг к другу были лучшим, что было в их жизни.
    В рассказе «Чистый понедельник» героиня посещает светские
    мероприятия, но внутренне чужда этому. Она находит себя в служении Богу,
    отказываясь от любви.
    Во всех этих рассказах о любви Бунин показывает лишь
    мгновенную вспышку, прозу жизни в них автор отвергает. Любовь в представлении
    Бунина – это озарение, вспышка, молния, которая освещает жизнь человека,
    возвышает его над миром суеты и повседневных забот. Любовь – это величайшая
    ценность, и, чтобы не показывать прозу жизни, будничность, автор обрывает
    любовь на высшей точке, на ее пике.
    Таким образом, Бунин затрагивает очень важные темы в
    своих произведениях, вечные темы. Они были, есть и будут актуальны во все
    времена.

  2. Любовь также занимает немало места в творчестве писателя. Это можно понять, прочитав хотя бы несколько произведений из цикла «Темные аллеи». Например, рассказ «Солнечный удар» повествует нам о мужчине и женщине, которые после любовной связи расстаются навсегда. Автор четко дает понять – они больше никогда не увидятся и не напишут друг другу, ведь никто из них даже не назвал своего имени. В «Чистом понедельнике» все заканчивается не менее печально: главная героиня решает покинуть своего спутника и уйти в монастырь. Мужчина очень тяжело переживает это расставание и не может смириться с уходом возлюбленной.
    Любовные истории у Бунина заканчиваются драматично, главные герои оказываются в одиночестве и теряют интерес к жизни. Это, на мой взгляд, является его «визитной карточкой».
    Тему смерти мы можем увидеть в рассказе «Господин из Сан-Франциско», где состоятельный американец внезапно умирает во время путешествия. Несмотря на его высокий статус, тело мужчины решают поместить в ящик из-под содовой, чтобы остальные туристы ничего не узнали, и их веселье не прекратилось. Этим произведением Бунин хотел показать нам, как же ничтожна человеческая жизнь в этом огромном мире, и как беспомощен сам человек, независимо от своего социального положения.

  3. 3
    Текст добавил: РеаЛьныЙ ПарЕнь

    Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы России. “Так знать и любить природу, как умеет Ив. Бунин, мало кто умеет”, — писал Александр Блок в 1907 году. Недаром Пушкинская премия в 1903 году была присуждена Бунину за сборник стихотворений “Листопад”, воспевающих русскую деревенскую природу. В своих стихотворениях поэт связал печаль русского пейзажа с русской жизнью в одно нераздельное целое. “На фоне золотого иконостаса, в огне листопада, позолоченная закатом, встает покинутая усадьба”. Осень — “тихая вдова” — необыкновенно гармонирует с пустующими усадьбами и покинутыми хуторами. “Томит меня родная тишина, томит меня гнезда родного запустенье”. Этой грустной поэзией увядания, умирания, запустения проникнуты и рассказы Бунина, которые похожи на стихи. Вот начало его знаменитого рассказа “Антоновские яблоки”:
    “Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести…” И этот запах антоновских яблок сопровождает его во всех скитаниях как память о родине. “Но по вечерам, — пишет Бунин, — я читаю старых поэтов, родных мне по быту и по многим своим настроениям, наконец, просто по местности, — средней полосе России. А ящики моего стола полны антоновскими яблоками, и здоровый осенний аромат переносит меня в деревню, в помещичьи усадьбы”.
    Вместе с вырождением дворянских гнезд вырождается и деревня. В повести “Деревня” автор описывает двор богатой крестьянской семьи и видит “мрак и грязь” — и в физической, и в умственной, и в нравственной жизни. Бунин пишет: “Лежит старик, помирает. Он еще жив — а уже в сенцах гроб приготовлен, уже пекут пироги на поминки. И вдруг старик выздоравливает. Куда было девать гроб? Чем оправдать траты? Лукьяна лет пять проклинали потом за них, сжили попреками со свету, изморили голодом”. А вот как описывает Бунин уровень политического сознания крестьян:
    “— А не знаешь, зачем суд приехал?
    — Депутата судить… Говорят, реку хотел отравить.
    — Депутата? Дурак, да разве депутаты этим занимаются?
    — А чума их знает…”
    Точка зрения Бунина на народ полемично заострена против тех народолюбцев, которые идеализировали народ, льстили ему. Гибнущая русская деревня обрамлена унылым русским пейзажем: “Косо неслась белая крупа, падая на черную, нищую деревушку, на ухабистые, грязные дороги, на конский навоз, лед и воду; сумеречный туман скрывал бесконечные поля, всю эту великую пустыню с ее снегами, лесами, селениями и городами, — царство голода и смерти…”
    Тема смерти получит в творчестве Бунина многообразное освещение. Это и гибель России, и смерть отдельного человека. Смерть оказывается не только разрешительницей всех противоречий, но и источником абсолютной, очищающей силы (“Преображение”, “Митина любовь”).
    Рассказ Бунина “Господин из Сан-Франциско” глубже всех, наверное, понял Твардовский: “Перед лицом любви и смерти, по Бунину, стираются сами собой социальные, классовые, имущественные грани, разделяющие людей, — перед ними все равны. Аверкий из “Худой травы” умирает в углу своей бедной избы; безымянный господин из Сан-Франциско умирает, только что собравшись хорошо пообедать в ресторане первоклассного отеля на побережье теплого моря. Но смерть одинаково ужасна своей неотвратимостью. Между прочим, когда этот наиболее известный из бунинских рассказов толкуют только в смысле обличения капитализма и символического предвестия его гибели, то как бы упускают из виду, что для автора гораздо важнее мысль о подверженности и миллионера общему концу, о ничтожности и эфемерности его могущества перед лицом одинакового для всех смертного итога”.
    Смерть как бы позволяет увидеть жизнь человека в ее истинном свете. Раньше, чем смерть физическая, господина из Сан-Франциско постигла духовная смерть.
    До 58 лет жизнь его была посвящена накоплению. Став миллионером, он хочет получить все удовольствия, которые можно купить за деньги: “…карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, а четвертые — стрельбе в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю…”. Это не жизнь, это форма жизни, лишенная внутреннего содержания. Общество потребления вытравило из себя все человеческое, способность к сочувствию, соболезнованию. Смерть господина из Сан-Франциско воспринимается с неудовольствием. Ведь “вечер был непоправимо испорчен”, хозяин отеля чувствует себя виноватым, дает слово, что он примет “все зависящие от него меры” к устранению неприятности. Всё решают деньги: гости хотят получать удовольствие за свои деньги, хозяин не хочет лишаться прибыли, этим и объясняется неуважение к смерти, а значит, и нравственное падение общества, дегуманизация в ее крайнем проявлении.
    Мертвенность буржуазного общества символизирует “тонкая и гибкая пара нанятых влюбленных: грешно-скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной прической, и рослый молодой человек с черными, как бы приклеенными волосами, бледный от пудры, в изящнейшей лакированной обуви, в узком, с длинными фалдами, фраке — красавец, похожий на огромную пиявку”. И никто не знал, как надоело этой паре притворяться влюбленными. И того, что находится под ними, на дне темного трюма. Никто не думает о тщете жизни перед лицом смерти.
    Теме любви посвящены многие произведения И. А. Бунина и весь цикл рассказов “Темные аллеи”. “Все рассказы этой книги только о любви, о ее “темных” и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях”, — писал Бунин в одном из писем. Сам Бунин считал эту книгу самой совершенной по мастерству. Иван Алексеевич воспевал не платоническую, а чувственную любовь, окруженную романтическим ореолом. Любви, в понимании Бунина, противопоказаны будни, всякая длительность, пусть даже в желанном браке, она — озарение, “солнечный удар”, нередко приводящий к гибели. Он описывает любовь во всех ее состояниях, где она едва брезжит и никогда не сбудется (“Старый порт”), и где томится, неузнанная (“Ида”), и где переходит в страсть (“Убийца”). Любовь захватывает все помыслы, все духовные и физические потенции человека, но это состояние не может длиться долго. Чтобы любовь не выдохлась, не исчерпала себя, необходимо расстаться — и навсегда. Если этого не делают сами герои, то в их жизнь вмешиваются рок, судьба: кто-то из любящих погибает. Повесть “Митина любовь” кончается самоубийством героя. Смерть здесь трактуется как единственная возможность освобождения от любви.
    О творчестве Ивана Алексеевича Бунина можно рассказывать бесконечно: в его произведениях отразилось необычайное жизнелюбие их автора.

  4. В своих произведениях Иван Алексеевич Бунин затрагивает такие вечные проблемы, как необратимость уходящего времени, жизнь и смерть, любовь. Эти проблемы, действительно, вечные: человек сталкивается с ними каждый день и будет сталкиваться всегда.
    Каждое произведение Бунина по-своему уникально.
    Например, рассказ «Антоновские яблоки». Он написан по аналогии тургеневским жанром стихотворения в прозе. Рассказ очень лиричен, несмотря на прозаическую форму.
    В нем Бунин восхищается природой, вспоминает о поездках в дворянские усадьбы, где течет здоровая деревенская жизнь, олицетворением которой являются подолгу живущие старики, крепкие дворы и избы. В рассказе автор описывает осень (время полного созревания), говорит о свежести осени: «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести».
    Символом здоровой плодоносящей жизни у Бунина становится аромат антоновских яблок. «Войдешь в дом и прежде услышишь запах яблок, а потом уже другие», – пишет автор.Этим запахом пропитано все в воспоминаниях Бунина.
    Многое в жизни проходит, да и жизнь проходит… Необратимость уходящего времени показывает Бунин в рассказе «Антоновские яблоки». Но в памяти остается нечто прекрасное: воспоминания, ассоциативно оживающие в нашей памяти, часто связанные с ароматами.
    Тема жизни и смерти раскрывается Иваном Алексеевичем в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Здесь внешний блеск героя противопоставлен его внутренней блеклости, дорогая оболочка – пустому содержанию. Автор лишает своего героя имени, так как это собирательный образ, таких людей много. У них нет души, а есть только деньги, они заботятся лишь о собственном комфорте и безразличны к окружающим. Однако, когда Господин из Сан-Франциско умер, те деньги, зарабатыванию которых он посвятил лучшие годы своей жизни, стали никому не нужны, не говоря уже о нем самом. Он возвращается домой в ящике из-под содовой в трюме, рядом с теми людьми, коими он брезговал при жизни.
    Пустой и бездуховной жизни Господина противопоставлена жизнь лодочника Лоренцо и абруццких горцев, которые не зависят от денег, они бедны материально, но духовно богаты. Они по-настоящему счастливы в жизни.
    В рассказе много символов. Корабль назван «Атлантида», что сразу наталкивает на мысль об обреченности, обреченности богатых и успешных пассажиров на фальшивую жизнь.
    На корабле три этажа, которые символизируют социальную лестницу: верхний этаж – это обитатели блестящих салонов, средний – обслуживающий персонал, нижний – кочегары «адской топки».
    Перемещение корабля и его возвращение в исходную точку с телом героя становится символом движения человечества по замкнутому кругу.
    Это лишь немногие символы, присутствующие в произведении.
    По мнению Бунина, важна не смерть, а жизнь до смерти. Жизнь нужно прожить с толком, нужно оставить след, многое понять, духовно обогатиться. А перед лицом смерти человек жалок, и никакие средства тут не помогут…
    Тема любви затрагивается Буниным в рассказах «Солнечный удар», «Легкое дыхание», «Темные аллеи» и «Чистый понедельник». Во всех них любовь мимолетна и трагична.
    В рассказе «Легкое дыхание» нежная, искренняя и бескорыстная Оля Мещерская сталкивается с жестокой действительностью окружающего мира, что приводит ее к гибели.
    Герои рассказа «Темные аллеи», любившие друг друга в молодости, но вынужденные расстаться, лишь встретившись много лет спустя осознают, что их чувства друг к другу были лучшим, что было в их жизни.
    В рассказе «Чистый понедельник» героиня посещает светские мероприятия, но внутренне чужда этому. Она находит себя в служении Богу, отказываясь от любви.
    Во всех этих рассказах о любви Бунин показывает лишь мгновенную вспышку, прозу жизни в них автор отвергает. Любовь в представлении Бунина – это озарение, вспышка, молния, которая освещает жизнь человека, возвышает его над миром суеты и повседневных забот. Любовь – это величайшая ценность, и, чтобы не показывать прозу жизни, будничность, автор обрывает любовь на высшей точке, на ее пике.
    Таким образом, Бунин затрагивает очень важные темы в своих произведениях, вечные темы. Они были, есть и будут актуальны во все времена.

  5. Основные
    темы в творчестве Ивана Алексеевича Бунина – вечные темы: природа, любовь,
    смерть

    Бунин
    принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая
    тесно связана с природой центральной полосы России. “Так знать и любить
    природу, как умеет Иван Бунин, мало кто умеет”, – писал Александр Блок в
    1907 году. Недаром Пушкинская премия в 1903 г. была присуждена Бунину за
    сборник стихотворений “Листопад”, воспевающих русскую деревенскую
    природу. В своих стихотворениях поэт связал печаль русского пейзажа с русской
    жизнью в одно нераздельное целое. “На фоне золотого иконостаса, в огне
    листопада, позолоченная закатом, встает покинутая усадьба”. Осень –
    “тихая вдова” необыкновенно гармонирует с пустующими усадьбами и
    покинутыми хуторами. ‘Томит меня родная тишина, томит меня гнезда родного
    запустенье” Этой грустной поэзией увядания, умирания, запустения
    проникнуты и рассказы Бунина, которые похожи на стихи. Вот начало его
    знаменитого рассказа “Антоновские яблоки”: “Помню раннее,
    свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад,
    помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок,
    запах меда и осенней свежести…” И этот запах антоновских яблок
    сопровождает его во всех скитаниях и в столицах мира как память о Родине:
    “Но по вечерам, – пишет Бунин, – я читаю старых поэтов, родных мне по быту
    и по многим своим настроениям, наконец, просто по местности, – средней полосе
    России. А ящики моего стола полны антоновскими яблоками, и здоровый осенний
    аромат переносит меня в деревню, в помещичьи усадьбы”.
    Вместе с
    вырождением дворянских гнезд вырождается и деревня. В повести “Деревня”
    он описывает двор богатой крестьянской семьи и видит “мрак и грязь” –
    и в физической, и в умственной, и в нравственной жизни”. Бунин пишет:
    “Лежит старик, помирает. Он еще жив — а уже в сенцах гроб приготовлен,
    уже пекут пироги на поминки. И вдруг старик выздоравливает. Куда было девать
    гроб? Чём оправдать траты? Лукьяна лет пять проклинали потом за них, сжили
    попреками со свету, изморили голодом”. А вот как описывает Бунин уровень
    политического сознания крестьян:
    – А не знаешь,
    зачем суд приехал?
    -Депутата
    судить… Говорят, реку хотел отравить.
    -Депутата?
    Дурак, да разве депутаты этим занимаются?
    -А чума их
    знает…
    Точка зрения
    Бунина на народ полемично заострена против тех народолюбцев, которые
    идеализировали народ, льстили ему, Гибнущая русская деревня обрамлена унылым
    русским пейзажем: “Косо неслась белая крупа, падая на черную, нищую
    деревушку, на ухабистые, грязные дороги, на конский навоз, лед и воду;
    сумеречный туман скрывал бесконечные поля, всю эту великую пустыню с ее
    снегами, лесами, селениями и городами, – царство голода и смерти…”
    Тема смерти
    получат в творчестве Бунина многообразное освещение. Это и гибель России, и
    смерть отдельного человека. Смерть оказывается не только разрешительницей всех
    противоречий, но и источником абсолютной, очищающей силы
    (“Преображение”, “Митина любовь”).
    Рассказ Бунина
    “Господин из Сан-Франциско” глубже всех понял Александр Твардовский:
    “Перед лицом любви и смерти, по Бунину, стираются сами собой социальные,
    классовые, имущественные грани, разделяющие людей, – перед ними все равны.
    Аверкий из “Худой травы” умирает в углу своей бедной избы: безымянный
    господин из Сан-Франциско умирает только что собравшись хорошо пообедать в
    ресторане первоклассного отеля на побережье теплого моря. Но смерть одинаково
    ужасна своей неотвратимостью. Между прочим, когда этот наиболее известный из
    бунинских рассказов толкуют только в смысле обличения капитализма и
    символического предвестия его гибели, то как бы упускают из виду, что для
    автора гораздо важнее мысль о подверженности и миллионера общему концу, о
    ничтожности и эфемерности его могущества перед лицом одинакового для всех
    смертного итога”.
    Смерть как бы
    позволяет увидеть жизнь человека в ее истин” ном свете. Раньше, чем смерть
    физическая, господина из Сан-Франциско постигла духовная смерть.
    “До 58 лет
    жизнь его была посвящена накоплению. Став миллионером, он хочет получить все
    удовольствия, которые можно купить за деньги: …карнавал он думал провести в
    Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где
    одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке,
    третьи тому, что принято – называть флиртом, а четвертые – стрельбе в голубей,
    которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря
    цвета незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю…1 – это не
    жизнь, это форма жизни, лишенная внутреннего содержания. Общество потребления
    вытравило из себя все человеческое способность к Сочувствию, соболезнованию.
    Смерть господина из Сан-Франциско воспринимается с неудовольствием. ведь
    “вечер был непоправимо испорчен”, хозяин отеля чувствует себя
    виноватым, дает слово, что он примет “все зависящие от него меры” к
    устранению неприятности. Все решают деньги: гости хотят получать удовольствия
    за свои деньги, хозяин не хочет лишаться прибыли, этим и объясняется неуважение
    к смерти, а значит, нравственное падение общества, дегуманизация в ее крайнем
    проявлении.
    Мертвенность
    буржуазного общества символизирует “тонкая и гибкая пара нанятых
    влюбленных: грешно-скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной
    прической, и рослый молодой человек с черными, как бы приклеенными волосами,
    бледный от пудры, в изяшнейшей лакированной обуви, в узком, с длинными фалдами,
    фраке -красавец, похожий на огромную пиявку”. И никто не знал, как надоело
    этой паре притворяться влюбленными. И того, что стоит под ними, на дне темного
    трюма. Никто не думает о тщете жизни перед лицом смерти.
    Теме любви
    посвящены многие произведения И.А.Бунина и весь цикл рассказов “Темные
    аллеи”. “Все рассказы этой книги только о любви, о ее
    “темных” и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях”, – писал
    Бунин в одном из писем. Сам Бунин считал эту книгу самой совершенной по
    мастерству. Бунин воспевал не платоническую, а чувственную любовь, окруженную романтическим
    ореолом. Любви, в понимании Бунина, противопоказаны будни, всякая длительность,
    пусть даже в желанном браке, она – озарение, “солнечный удар”,
    нередко приводящий к гибели. Он описывает любовь во всех ее состояниях, где она
    едва брезжит и никогда не сбудется (“Старый порт”), и где томится не
    узнанная (“Ида”), и где переходит в страсть (“Убийца”).
    Любовь захватывает все помыслы, все духовные и физические потенции человека –
    но это состояние не может длиться долго. Чтобы любовь не выдохлась, не исчерпала
    себя, необходимо расстаться – и навсегда, Если этого не делают сами герои, то в
    их жизнь вмешивается рок, судьба: кто-то из любящих погибает. Повесть
    “Митина любовь” кончается самоубийством героя. Смерть здесь
    трактуется как единственная возможность освобождения от любви.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/

  6. Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы России. \\”Так знать и любить природу, как умеет Ив. Бунин, мало кто умеет\\”, – писал Александр Блок в 1907 году. Недаром Пушкинская премия в 1903 г. была присуждена Бунину за сборник стихотворений \\”Листопад\\”, воспевающих русскую деревенскую природу. В своих стихотворениях поэт связал печаль русского пейзажа с русской жизнью в одно нераздельное целое. \\”На фоне золотого иконостаса, в огне листопада, позолоченная закатом, встает покинутая усадьба\\”. Осень – \\”тихая вдова\\” необыкновенно гармонирует с пустующими усадьбами и покинутыми хуторами. \\’Томит меня родная тишина, томит меня гнез-JO родного \\”Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести…\\” И этот запах антоновских яблок сопровождает его во всех скитаниях и в столицах мира как память о Родине: \\”Но по вечерам, – пишет Бунин, – я читаю старых поэтов, родных мне по быту и по многим своим настроениям, наконец, просто по местности, – средней полосе России. А ящики моего стола полны антоновскими яблоками, и здоровый осенний аромат переносит меня в деревню, в помещичьи усадьбы\\”.
    Вместе с вырождением дворянских гнезд вырождается и деревня. В повести \\”Деревня\\” он описывает двор богатой крестьянской семьи и видит \\”мрак и грязь\\” – ив физической, и в умственной, и в нравственной жизни\\” (Воровскш).
    Бунин пишет: \\”Лежит старик, помирает. Он еще жив — а уже в сенцах гроб приготовлен, уже пекут пироги на поминки. И вдруг старик выздоравливает. Куда было девать гроб? Чём оправдать траты? Лукьяна лет пять проклинали потом за них сжили попреками со свету, изморили голодом\\”. А вот как описывает Бунин уровень политического сознания крестьян:
    – А не знаешь, зачем суд приехал?
    -Депутата судить… Говорят, реку хотел отравить.
    -Депутата? Дурак, да разве депутаты этим занимаются?
    -А чума их знает…
    Точка зрения Бунина на народ полемично заострена против тех народолюбцев, которые идеализировали народ, льстили ему,
    Гибнущая русская деревня обрамлена унылым русским пейзажем: \\”Косо неслась белая крупа, падая на черную, нищую деревушку, на ухабистые, грязные дороги, на конский навоз, лед и во ду; сумеречный туман скрывал бесконечные поля,\\’ всю эту великую пустыню с ее снегами, лесами, селениями и городами, – царство голода и смерти…\\”
    Тема смерти получат в творчестве Бунина многообразное освещение. Это и гибель России, и смерть отдельного человека. Смерть оказывается не только разрешительницей все? Противоречий, но и источником абсолютной, очищающей силы (\\”Преображение\\”, \\”Митина любовь\\”).
    Рассказ Бунина \\”Господин из Сан-Франциско\\” глубже всех понял Ал. Т.Твардовский: \\”Перед лицом любви и смерти, по Бунину. стираются сами собой социальные, классовые, имущественные грани, разделяющие людей, – перед ними все равны. Аверкий из \\”Худой травы\\” умирает в углу своей бедной избы: безымянный господин из Сан-Франциско умирает только что собравшись хорошо пообедать в ресторане первоклассного отеля на побережье теплого моря. Но смерть одинаково ужасна своей неотвратимостью. Между прочим, когда этот наиболее известный из бунинских рассказов толкуют только в смысле обличения капитализма и символического предвестия его гибели, то как бы упускают из виду, что для автора гораздо важнее мысль о подверженности и миллионера общему концу, о ничтожности и эфемерности его могущества перед лшом одинакового для всех смертного итога\\”.
    Смерть как бы позволяет увидеть жизнь человека в ее истин\\” ном свете. Раньше, чем смерть физическая, господина из Сан-Франциско постигла духовная смерть.
    \\”До 58 лет жизнь его была посвящена накоплению. Став миллионером, он хочет получить все удовольствия, которые можно купить за деньги: …карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято – называть флиртом, а четвертые – стрельбе в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю…1 – это не жизнь, это форма жизни, лишенная внутреннего содержания. Общество потребления вытравило из себя все человеческое способность к Сочувствию, соболезнованию. Смерть господина из Сан-Франциско воспринимается с неудовольствием. ведь \\”вечер был непоправимо испорчен\\”, хозяин отеля чувствует себя виноватым, дает слово, что он примет \\”все зависящие от него меры\\” к устранению неприятности. Все решают деньги: гости хотят получать удовольствия за свои деньги, хозяин не хочет лишаться прибыли, этим и объясняется неуважение к
    смерти, а значит, нравственное падение общества, дегуманизация в ее крайнем проявлении.
    Мертвенность буржуазного общества символизирует \\”тонкая и гибкая пара нанятых влюбленных: грешно-скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной прической, и рослый молодой человек с черными, как бы приклеенными волосами, бледный от пудры, в изяшнейшей лакированной обуви, в узком, с длинными фалдами, фраке – красавец, похожий на огромную пиявку\\”. И никто не знал, как надоело этой паре притворяться влюбленными. И того, что стоит под ними, на дне темного трюма. Никто не думает о тщете жизни перед лицом смерти.
    Теме любви посвящены многие произведения И. А.Бунина и весь цикл рассказов \\”Темные аллеи\\”. \\”Все рассказы этой книги только о любви, о ее \\”темных\\” и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях\\”, – писал Бунин в одном из писем. Сам Бунин считал эту книгу самой совершенной по мастерству. Бунин воспевал не платоническую, а чувственную любовь, окруженную романтическим ореолом. Любви, в понимании Бунина, противопоказаны будни, всякая длительность, пусть даже в желанном браке, она – озарение, \\”солнечный удар\\”, нередко приводящий к гибели. Он описывает любовь во всех ее состояниях, где она едва брезжит и никогда не сбудется (\\”Старый порт\\”), и где томится не узнанная (\\”Ида\\”), и где переходит в страсть (\\”Убийца\\”). Любовь захватывает все помыслы, все духовные и физические потенции человека – но это состояние не может длиться долго. Чтобы любовь не выдохлась, не исчерпала себя, необходимо расстаться – и навсегда, Если этого не делают сами герои, то в их жизнь вмешивается рок, судьба: кто-то из любящих погибает. Повесть \\”Митина любовь\\” кончается самоубийством героя. Смерть здесь трактуется как единственная возможность освобождения от любви.
    О творчестве Александра Ивановича Куприна можно рассказывать бесконечно: в его произведениях отразилось необычайное жизнелюбие их автора. \\”В творчестве Куприна отразилась жизнь во всем бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей\\”. На этот праздник жизни приходят герои его произведений. \\”Среди них и несчастные, среди них и проститутки, и забитые солдаты, писа…

  7. Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы России. «Так знать и любить природу, как умеет Ив. Бунин, мало кто умеет», — писал Александр Блок в 1907 году. Недаром Пушкинская премия в 1903 году была присуждена Бунину за сборник стихотворений «Листопад», воспевающих русскую деревенскую природу. В своих стихотворениях поэт связал печаль русского пейзажа с русской жизнью в одно нераздельное целое. «На фоне золотого иконостаса, в огне листопада, позолоченная закатом, встает покинутая усадьба». Осень — «тихая вдова» — необыкновенно гармонирует с пустующими усадьбами и покинутыми хуторами. «Томит меня родная тишина, томит меня гнезда родного запустенье».
    Этой грустной поэзией увядания, умирания, запустения проникнуты и рассказы Бунина, которые похожи на стихи. Вот начало его знаменитого рассказа «Антоновские яблоки»:
    «Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. » И этот запах антоновских яблок сопровождает его во всех скитаниях как память о родине. «Но по вечерам, — пишет Бунин, — я читаю старых поэтов, родных мне по быту и по многим своим настроениям, наконец, просто по местности, — средней полосе России. А ящики моего стола полны антоновскими яблоками, и здоровый осенний аромат переносит меня в деревню, в помещичьи усадьбы».
    Вместе с вырождением дворянских гнезд вырождается и деревня. В повести «Деревня» автор описывает двор богатой крестьянской семьи и видит «мрак и грязь» — и в физической, и в умственной, и в нравственной жизни. Бунин пишет: «Лежит старик, помирает. Он еще жив — а уже в сенцах гроб приготовлен, уже пекут пироги на поминки. И вдруг старик выздоравливает. Куда было девать гроб? Чем оправдать траты? Лукьяна лет пять проклинали потом за них, сжили попреками со свету, изморили голодом». А вот как описывает Бунин уровень политического сознания крестьян:
    «- А не знаешь, зачем суд приехал?
    — Депутата судить. Говорят, реку хотел отравить.
    — Депутата? Дурак, да разве депутаты этим занимаются?
    — А чума их знает. »
    Точка зрения Бунина на народ полемично заострена против тех народолюбцев, которые идеализировали народ, льстили ему. Гибнущая русская деревня обрамлена унылым русским пейзажем: «Косо неслась белая крупа, падая на черную, нищую деревушку, на ухабистые, грязные дороги, на конский навоз, лед и воду; сумеречный туман скрывал бесконечные поля, всю эту великую пустыню с ее снегами, лесами, селениями и городами, — царство голода и смерти. »
    Тема смерти получит в творчестве Бунина многообразное освещение. Это и гибель России, и смерть отдельного человека. Смерть оказывается не только разрешительницей всех противоречий, но и источником абсолютной, очищающей силы («Преображение», «Митина любовь»).
    Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» глубже всех, наверное, понял Твардовский: «Перед лицом любви и смерти, по Бунину, стираются сами собой социальные, классовые, имущественные грани, разделяющие людей, — перед ними все равны. Аверкий из «Худой травы» умирает в углу своей бедной избы; безымянный господин из Сан-Франциско умирает, только что собравшись хорошо пообедать в ресторане первоклассного отеля на побережье теплого моря. Но смерть одинаково ужасна своей неотвратимостью. Между прочим, когда этот наиболее известный из бунинских рассказов толкуют только в смысле обличения капитализма и символического предвестия его гибели, то как бы упускают из виду, что для автора гораздо важнее мысль о подверженности и миллионера общему концу, о ничтожности и эфемерности его могущества перед лицом одинакового для всех смертного итога».
    Смерть как бы позволяет увидеть жизнь человека в ее истинном свете. Раньше, чем смерть физическая, господина из Сан-Франциско постигла духовная смерть.
    До 58 лет жизнь его была посвящена накоплению. Став миллионером, он хочет получить все удовольствия, которые можно купить за деньги: «. карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, а четвертые — стрельбе в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю. «. Это не жизнь, это форма жизни, лишенная внутреннего содержания. Общество потребления вытравило из себя все человеческое, способность к сочувствию, соболезнованию. Смерть господина из Сан-Франциско воспринимается с неудовольствием. Ведь «вечер был непоправимо испорчен», хозяин отеля чувствует себя виноватым, дает слово, что он примет «все зависящие от него меры» к устранению неприятности. Все решают деньги: гости хотят получать удовольствие за свои деньги, хозяин не хочет лишаться прибыли, этим и объясняется неуважение к смерти, а значит, и нравственное падение общества, дегуманизация в ее крайнем проявлении.
    Мертвенность буржуазного общества символизирует «тонкая и гибкая пара нанятых влюбленных: грешно-скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной прической, и рослый молодой человек с черными, как бы приклеенными волосами, бледный от пудры, в изящнейшей лакированной обуви, в узком, с длинными фалдами, фраке — красавец, похожий на огромную пиявку». И никто не знал, как надоело этой паре притворяться влюбленными. И того, что находится под ними, на дне темного трюма. Никто не думает о тщете жизни перед лицом смерти.
    Теме любви посвящены многие произведения И. А. Бунина и весь цикл рассказов «Темные аллеи». «Все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях», — писал Бунин в одном из писем. Сам Бунин считал эту книгу самой совершенной по мастерству. Иван Алексеевич воспевал не платоническую, а чувственную любовь, окруженную романтическим ореолом. Любви, в понимании Бунина, противопоказаны будни, всякая длительность, пусть даже в желанном браке, она — озарение, «солнечный удар», нередко приводящий к гибели. Он описывает любовь во всех ее состояниях, где она едва брезжит и никогда не сбудется («Старый порт»), и где томится, неузнанная («Ида»), и где переходит в страсть («Убийца»). Любовь захватывает все помыслы, все духовные и физические потенции человека, но это состояние не может длиться долго. Чтобы любовь не выдохлась, не исчерпала себя, необходимо расстаться — и навсегда. Если этого не делают сами герои, то в их жизнь вмешиваются рок, судьба: кто-то из любящих погибает. Повесть «Митина любовь» кончается самоубийством героя. Смерть здесь трактуется как единственная возможность освобождения от любви.
    О творчестве Ивана Алексеевича Бунина можно рассказывать бесконечно: в его произведениях отразилось необычайное жизнелюбие их автора.

  8. Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы России. \\”Так знать и любить природу, как умеет Ив. Бунин, мало кто умеет\\”, – писал Александр Блок в 1907 году. Недаром Пушкинская премия в 1903 г. была присуждена Бунину за сборник стихотворений \\”Листопад\\”, воспевающих русскую деревенскую природу. В своих стихотворениях поэт связал печаль русского пейзажа с русской жизнью в одно нераздельное целое. \\”На фоне золотого иконостаса, в огне листопада, позолоченная закатом, встает покинутая усадьба\\”. Осень – \\”тихая вдова\\” необыкновенно гармонирует с пустующими усадьбами и покинутыми хуторами. \\’Томит меня родная тишина, томит меня гнез-JO родного \\”Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести…\\” И этот запах антоновских яблок сопровождает его во всех скитаниях и в столицах мира как память о Родине: \\”Но по вечерам, – пишет Бунин, – я читаю старых поэтов, родных мне по быту и по многим своим настроениям, наконец, просто по местности, – средней полосе России. А ящики моего стола полны антоновскими яблоками, и здоровый осенний аромат переносит меня в деревню, в помещичьи усадьбы\\”.
    Вместе с вырождением дворянских гнезд вырождается и деревня. В повести \\”Деревня\\” он описывает двор богатой крестьянской семьи и видит \\”мрак и грязь\\” – ив физической, и в умственной, и в нравственной жизни\\” (Воровскш).
    Бунин пишет: \\”Лежит старик, помирает. Он еще жив — а уже в сенцах гроб приготовлен, уже пекут пироги на поминки. И вдруг старик выздоравливает. Куда было девать гроб? Чём оправдать траты? Лукьяна лет пять проклинали потом за них сжили попреками со свету, изморили голодом\\”. А вот как описывает Бунин уровень политического сознания крестьян:
    – А не знаешь, зачем суд приехал?
    -Депутата судить… Говорят, реку хотел отравить.
    -Депутата? Дурак, да разве депутаты этим занимаются?
    -А чума их знает…
    Точка зрения Бунина на народ полемично заострена против тех народолюбцев, которые идеализировали народ, льстили ему,
    Гибнущая русская деревня обрамлена унылым русским пейзажем: \\”Косо неслась белая крупа, падая на черную, нищую деревушку, на ухабистые, грязные дороги, на конский навоз, лед и во ду; сумеречный туман скрывал бесконечные поля,\\’ всю эту великую пустыню с ее снегами, лесами, селениями и городами, – царство голода и смерти…\\”
    Тема смерти получат в творчестве Бунина многообразное освещение. Это и гибель России, и смерть отдельного человека. Смерть оказывается не только разрешительницей все? Противоречий, но и источником абсолютной, очищающей силы (\\”Преображение\\”, \\”Митина любовь\\”).
    Рассказ Бунина \\”Господин из Сан-Франциско\\” глубже всех понял Ал. Т.Твардовский: \\”Перед лицом любви и смерти, по Бунину. стираются сами собой социальные, классовые, имущественные грани, разделяющие людей, – перед ними все равны. Аверкий из \\”Худой травы\\” умирает в углу своей бедной избы: безымянный господин из Сан-Франциско умирает только что собравшись хорошо пообедать в ресторане первоклассного отеля на побережье теплого моря. Но смерть одинаково ужасна своей неотвратимостью. Между прочим, когда этот наиболее известный из бунинских рассказов толкуют только в смысле обличения капитализма и символического предвестия его гибели, то как бы упускают из виду, что для автора гораздо важнее мысль о подверженности и миллионера общему концу, о ничтожности и эфемерности его могущества перед лшом одинакового для всех смертного итога\\”.
    Смерть как бы позволяет увидеть жизнь человека в ее истин\\” ном свете. Раньше, чем смерть физическая, господина из Сан-Франциско постигла духовная смерть.
    \\”До 58 лет жизнь его была посвящена накоплению. Став миллионером, он хочет получить все удовольствия, которые можно купить за деньги: …карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято – называть флиртом, а четвертые – стрельбе в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю…1 – это не жизнь, это форма жизни, лишенная внутреннего содержания. Общество потребления вытравило из себя все человеческое способность к Сочувствию, соболезнованию. Смерть господина из Сан-Франциско воспринимается с неудовольствием. ведь \\”вечер был непоправимо испорчен\\”, хозяин отеля чувствует себя виноватым, дает слово, что он примет \\”все зависящие от него меры\\” к устранению неприятности. Все решают деньги: гости хотят получать удовольствия за свои деньги, хозяин не хочет лишаться прибыли, этим и объясняется неуважение к
    смерти, а значит, нравственное падение общества, дегуманизация в ее крайнем проявлении.
    Мертвенность буржуазного общества символизирует \\”тонкая и гибкая пара нанятых влюбленных: грешно-скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной прической, и рослый молодой человек с черными, как бы приклеенными волосами, бледный от пудры, в изяшнейшей лакированной обуви, в узком, с длинными фалдами, фраке – красавец, похожий на огромную пиявку\\”. И никто не знал, как надоело этой паре притворяться влюбленными. И того, что стоит под ними, на дне темного трюма. Никто не думает о тщете жизни перед лицом смерти.
    Теме любви посвящены многие произведения И. А.Бунина и весь цикл рассказов \\”Темные аллеи\\”. \\”Все рассказы этой книги только о любви, о ее \\”темных\\” и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях\\”, – писал Бунин в одном из писем. Сам Бунин считал эту книгу самой совершенной по мастерству. Бунин воспевал не платоническую, а чувственную любовь, окруженную романтическим ореолом. Любви, в понимании Бунина, противопоказаны будни, всякая длительность, пусть даже в желанном браке, она – озарение, \\”солнечный удар\\”, нередко приводящий к гибели. Он описывает любовь во всех ее состояниях, где она едва брезжит и никогда не сбудется (\\”Старый порт\\”), и где томится не узнанная (\\”Ида\\”), и где переходит в страсть (\\”Убийца\\”). Любовь захватывает все помыслы, все духовные и физические потенции человека – но это состояние не может длиться долго. Чтобы любовь не выдохлась, не исчерпала себя, необходимо расстаться – и навсегда, Если этого не делают сами герои, то в их жизнь вмешивается рок, судьба: кто-то из любящих погибает. Повесть \\”Митина любовь\\” кончается самоубийством героя. Смерть здесь трактуется как единственная возможность освобождения от любви.
    О творчестве Александра Ивановича Куприна можно рассказывать бесконечно: в его произведениях отразилось необычайное жизнелюбие их автора. \\”В творчестве Куприна отразилась жизнь во всем бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей\\”. На этот праздник жизни приходят герои его произведений. \\”Среди них и несчастные, среди них и проститутки, и забитые солдаты, писа…

  9. Оглавление
    Введение
    Глава 1 . Тема любви в творчестве И.А.Бунина.
    Глава 2 Тема счастья и смысла жизни в творчестве И.А. Бунина.
    Глава 3.Тема природы в творчестве И.А. Бунина. «Антоновские яблоки»
    Заключение
    Список литературы
    1. Введение
    
    Классик русской литературы, почетный академик по разряду изящной словесности, первый из русских писателей Нобелевский лауреат, поэт, прозаик переводчик, публицист, литературный критик Иван Алексеевич Бунин завоевал всемирную славу. Его творчеством восхищались Т. Манн, Р. Роллан, Ф. Мориак, Р. – М. Рильке, М. Горький, К. Паустовский, А. Твардовский и другие. И. Бунин всю жизнь шел своим путем, он не принадлежал ни к одной литературной группировке, тем более политической партии. Он стоит особняком, уникальной творческой личностью в истории русской литературы конца ХIХ – ХХ века.
    Для творчества Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни, насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализма. Реализм Бунина отличается от чеховского предельной чувствительностью. Как и Чехов, Бунин обращается к вечным темам. Для Бунина важна природа, однако, по его мнению, высшим судьей человека является человеческая память. Именно память защищает героев Бунина от неумолимого времени, от смерти. Прозу Бунина считают синтезом прозы и поэзии. В ней необычайно сильно исповедальное начало («Антоновские яблоки»). Зачастую у Бунина лирика заменяет сюжетную основу, появляется рассказ-портрет («Лирник Родион»).
    Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых расширено эпическое, романтическое начало. В поле зрения писателя попадает вся жизнь героя («Чаша жизни»). Бунин — фаталист, иррационалист, его произведениям свойственны пафос трагичности и скептицизм. Творчество Бунина перекликается с концепцией модернистов о трагедийности человеческой страсти. Как и у символистов, на первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти и природы. Космический колорит произведений писателя, проникнутость его образов голосами Вселенной сближает его творчество с буддистскими идеями. Произведения Бунина синтезируют в себе все эти концепции.
    Концепция любви у Бунина трагедийна. Мгновения любви по Бунину, становятся вершиной жизни человека. Только полюбив, человек по-настоящему может почувствовать другого человека, только чувство оправдывает высокую требовательность к себе и к своему ближнему, только любящий способен преодолеть свой эгоизм. Состояние любви не бесплодно для героев Бунина, оно возвышает души.
    В лирическом герое Бунина силен страх смерти, однако перед лицом кончины многие чувствуют внутреннее духовное просветление, примиряются с концом, не желают тревожить своей смертью близких («Сверчок», «Худая трава»). Для Бунина характерен особый способ изображения явлений мира и духовных переживаний человека путем контрастного сопоставления их друг с другом. Так в рассказе «Антоновские яблоки» восхищение щедростью и совершенством природы соседствует с печалью по поводу умирания дворянских усадеб.
    
    Писатель никогда не откликался на сиюминутные события, его, казалось, интересовали только вечные проблемы – любовь, смерть, природа, душа, смысл жизни.
    В своей работе я поставила цель выяснить, как раскрываются эти темы в творчестве И.А.Бунина.
    
    2. Тема любви в творчестве И.А.Бунина.
    В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие переживания. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству любви, и каждый из них находил что-то неповторимое, индивидуальное этой теме. Мне кажется, что особенность Бунина-художника состоит в том, что он считает любовь трагедией, катастрофой, сумасшествием, великим чувством, способным и беспредельно возвысить, и уничтожить человека. Любовь – таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне обыкновенных житейских историй, наполняющая особым смыслом его земное существование.
    Эта тайна бытия становится темой бунинского рассказа “Грамматика любви”(1915). Герой произведения, некто Ивлев, заехав по пути в дом недавно умершего помещика Хвощинского, размышляет о ” любви непонятной, в какое-то экстатическое житие превратившей целую человеческую жизнь, которой, может, надлежало быть самой обыденной жизнью”, если бы не странное обаяние горничной Лушки. Мне кажется, что загадка таится не в облике Лушки, которая “совсем нехороша была собой”, а в характере самого помещика, боготворившего свою возлюбленную. “Но что за человек был этот Хвощинский? Сумасшедший или просто какая-то ошеломленная, вся на одном сосредоточенная душа?” По мнению соседей-помещиков. Хвощинский “слыл в уезде за редкого умницу. И вдруг свалилась на него эта любовь, эта Лушка, потом неожиданная смерть ее, – и все пошло прахом: он затворился в доме, в той комнате, где жила и умерла Лушка, и больше двадцати лет просидел на ее кровати” Как можно назвать это двадцатилетнее затворничество? Помешательство? Для Бунина ответ на этот вопрос вовсе не однозначен.
    Судьба Хвощинского странно завораживает и беспокоит Ивлева. Он понимает, что Лушка вошла навсегда в его жизнь, пробудила в нем “чувство сложное, похожее на то, какое испытал он когда-то в одном итальянском городке при взгляде на реликвии одной святой”. Что заставило Ивлева купить у наследника Хвощинского “за дорогую цену” маленькую книжку “Грамматика любви”, с которой не расставался старый помещик, лелея воспоминания о Лушке? Ивлев хотел бы понять, чем была наполнена жизнь влюбленного безумца, чем питалась долгие годы его осиротевшая душа. И вслед за героем рассказы раскрыть тайну этого необъяснимого чувства попытаются “внуки и правнуки”, услышавшие “преданье сладострастное о сердцах любивших”, а вместе с ними и читатель бунинского произведения.
    Попытка понять природу любовного чувства автором и в рассказе “Солнечный удар”(1925). “Странное приключение”, потрясает душу поручика. Расставшись с прекрасной незнакомкой, он не может обрести покой. При мысли о невозможности вновь встретить эту женщину “он 
    почувствовал такую боль и ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяния”. Автор убеждает читателя в серьезности чувств, переживаемого героем рассказа. Поручик ощущает себя “страшно несчастным в этом городе”. “Куда идти? Что делать?” – потерянно думает он. Глубина духовного прозрения героя ясно выражена в финальной фразе рассказа: “Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет”. Как объяснить то, что случилось с ним? Может быть, герой соприкоснулся с тем великим чувством, которое люди называют любовью, и ощущение невозможности потери привело его к осознанию трагичности бытия?
    Мучения любящей души, горечь потерь, сладкая боль воспоминаний – такие незаживающие раны оставляет в судьбах бунинских героев любовь, и время не властно над ней. В рассказе “Темные аллеи”(1935) изображена случайная встреча людей, любивших друг друга тридцать лет назад. Ситуация достаточно заурядная: молодой дворянин легко расстался с влюбленной в него крепостной девушкой Надеждой и женился на женщине своего круга. А Надежда, получив от господ вольную, стала хозяйкой постоялого двора и так и не вышла замуж, не имела семьи, детей, не узнала обыкновенного житейского счастья. “Сколько ни проходило времени, все одним жила, – признается она Николай Алексеевичу. – Все проходит, да не все забывается. Простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было”. Она не могла изменить самой себе, своему чувству. А Николай Алексеевич понял, что потерял в Надежде “самое дорогое, что имел в жизни”. Но это минутное прозрение. Покидая постоялый двор, он “со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда”. И все-таки ему трудно представить Надежду своей женой, хозяйкой петербугского дома, матерью своих детей. Этот господин придает слишком большое значение сословным предрассудкам, чтобы предпочесть им подлинное чувство. Но он расплатился за свое малодушие отсутствием личного счастья.
    Как по-разному осмысливают происшедшее с ними герои рассказа! Для Николая Алексеевича это “история пошлая, обыкновенная”, а для Надежды – не умирающие воспоминания, многолетняя преданность любви.
    Да, любовь многолика и часто необъяснима. Это вечная загадка, и каждый читатель бунинских произведений ищет собственные ответы, размышляя над тайнами любви. Восприятие этого чувства очень личностно, и поэтому кто-то отнесется к изображенному в книге как к “пошлой истории”, а кто-то будет потрясен великим даром любви, который, как и талант поэта или музыканта, дается отнюдь не каждому. Но одно, несомненно: бунинские рассказы повествующие о самом сокровенном, не оставят равнодушными современных читателей . Каждый юный человек найдет в бунинских произведениях что-то созвучное собственным мыслям и переживаниям, прикоснется к великой тайне любви. Именно это делает автора “Солнечного удара”, всегда современным писателем, вызывающий глубокий читательский интерес.
    
    ^ 3. Тема счастья и смысла жизни в творчестве И.А. Бунина.
    В одном из лучших своих рассказов «Господин из Сан-Франциско» писатель размышляет о ценности и смысле человеческой жизни, праве человека на счастье. Идя от противного, писатель выбирает центральным действующим лицом «антигероя». С едва ощутимым сарказмом Бунин крупным штрихом дает предысторию героя. «Он был твердо уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствие, на путешествие долгое и комфортабельное и мало ли еще на что. Для такой уверенности у него был тот резон, что, во-первых, он был богат, а во-вторых, он только что приступал к жизни, несмотря на свои пятьдесят восемь лет».
    Четко распланированная непостроенная по чужому образцу жизнь господина из Сан-Франциско оказывается не столь долговечной и счастливой, как ему хотелось бы. Все предшествующее время он готовился к легкой безмятежной жизни с ее радостями и удовольствиями. Но смерть пришла без предупреждения, и господин умер, не вкусив тех благ, на которые рассчитывал. Писатель, кажется, предупреждает своих читателей задуматься над жизнью, ее реальными ценностями и неумолимостью быстро текущего времени. Человеку не дано знать собственную судьбу, поэтому надо ценить каждый миг. Не стоит смотреть на жизнь как на бесконечное удовольствие или, напротив, делать из нее ад, в надежде на будущее вознаграждение.
    Писатель показывает вечные ценности: жизнь, любовь, стихии природы, но в обществе его героев все это заменено на подделку: вместо любви — нанятая пара играет во влюбленных, «живая» жизнь заменена на четко размеренный распорядок дня. И лишь природа неподвластна воле денег. Люди пытаются отгородиться от стихии каютами корабля, стараются не думать о той бездне, которая царит под ними. Они верят в капитана, надежность «Атлантиды», заботу команды, а главное, в силу денег, обеспечивающих этот комфорт. Писатель показывает зыбкость этих надежд.
    В самом начале путешествия умирает господин из Сан-Франциско — ничто не спасает его от предначертанной судьбы. И размеренная, казалось бы, жизнь, сулящая столько удовольствий, оборачивается совершенно иной стороной. Теперь уже никакие деньги не могут оплатить уважительного отношения к безжизненному телу. Бездыханный господин возвращается в Новый Свет в ящике из-под содовой, глубоко в трюме этого роскошно-го лайнера, на котором так недавно еще он мечтал о наслаждениях, сулящих радость и отдых. Бунин беспощадно развенчивает силу денег, их призрачную власть над миром. Все в руках Божьих, и не человеку мнить себя господином. Есть вечные ценности, которым поклоняется автор, показывая безыскусную жизнь простых людей: коридорного Луиджи, танцоров: Кармеллу и Джузеппе, мальчишек и «дюжих каприйских баб».
    Жизнь идет своим чередом, ею можно наслаждаться или бездумно прожить, но нельзя игнорировать, не стоит надеяться продлить свои часы, это не получится. И благословенны те «дети природы», которые счастливы, оттого что живы, подобные двум абруццским горцам, которые «обнажили 
    головы, приложили к губам свои цевницы — и полились наивные и смиренно-радостные хвалы их солнцу, утру, ей, непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире, и рожденному от чрева ее в пещере Вифлеемской, в бедном пастушеском приюте, в далекой стране Иудиной…»
    ^ 4. Тема природы в творчестве И.А. Бунина. «Антоновские яблоки»
    
    Одушевление природы – излюбленный прием в бунинской лирике. В естественности бытия, по Бунину, источник главных ценностей человеческого существования: покой, бодрость, радость. Давно возникшее в мировой, в том числе и русской лирике очеловечивание природы (антропоморфизм) повторяется Буниным настойчиво, обогащаясь новыми метафорами. По-тютчевски звучащая поэзия грозы как символа обновления мира прямо проецируется на человеческую жизнь: она нехороша без труда и борьбы за счастье («Не пугай меня грозою»). Но тютчевская тема не повторяется, а обретает неожиданный, новый поворот.
    Поэт слышит в весенней грозе не только гром, но и тишину: «Как ты таинственна, гроза! Как я люблю твое молчанье» («Полями пахнет…»)
    Бунинское искусство олицетворения удивительно. Он был далек от символизма, стиль которого чрезмерно богат иносказаниями, и этим гордились представители данного литературного направления. Однако подобный стиль был вполне доступен поэту, демонстрировавшему свою прочную приверженность пушкинской ясности стиха. Да и какой символист не оценил бы метафору Бунина: «И кто-то синими глазами глядит в мелькающей волне» («В открытом море»). Понятно, что главное достоинство бунинской поэзии состояло не в метафоре как таковой.
    Самый выдающийся русский символист – Блок (шедший, впрочем, стремительно к реализму) считал Бунина «настоящим поэтом… целомудренным, строгим к себе»; «строгость» Бунина – в отчетливости поэтической мысли, в конкретном, «земном» характере его мировосприятия. И потому природа ему видится не в туманной, призрачной дымке, как некая абстракция, рожденная одним воображением (что свойственно символистам), а как нечто сопричастное человеку и будто бы даже сотворенное им: «Ветви кедра – вышивки зеленым темным плюшем, свежим и густым» («Из окна»). Что роднит человека и природу? Вечная жизнедеятельная, жизнетворящая сила: за гибелью неостановимо идет возрождение. «Страсть буйной мощи» человека – высшее проявление этой силы. Воин может погибнуть в битвах, но там, где он пал «восстал курган» («Любил он ночи темные в шатре»). «Восстал» – поэтическая формула возрождения. Поначалу может показаться, что тема слияния людей с естественным миром у Бунина все же несколько отвлеченна, в отношении человека к природе не выделяется момент деятельного начала. Но это не совсем так. Конечно, воспеваемая русская природа и сама по себе прекрасна.
    Бунинские пейзажи, где полевые цветы удивляют «красотою стыдливою» («Полевые цветы»), где «крепко пахнет в оврагах сыростью грибной» («Не видно птиц…»), очаровали очень требовательных читателей, например Л.Толстого.
    Обратимся, например, к рассказу «Антоновские яблоки». Внешняя организация его текста прозаическая, по сути же это произведение близко к стихотворному искусству. В известной степени рассказ – символ бунинского поэтического отношения к миру, радостный гимн природе.
    
    Самое любимое Буниным слово, можно сказать, опорное в его стилистике, – «свежесть». В рассказе заметим: «свежее утро», «свежие озимые», «свежий лес». Слово «свежесть» соединено здесь с другим, родственным ему по смысловой наполненности: «осенняя свежесть». Обычное словосочетание, но для Бунина оно многозначно: осень – время полного созревания, свежесть – физическое здоровье. Плодоносящая, здоровая жизнь – вот высшее земное благо, – такова эстетическая и, по сути, философская программа писателя.
    Впечатления от посещения Буниным имения своего брата легли в основу и стали главным мотивом рассказа. Произведение заслуженно считается вершиной стиля писателя. Рассказ неоднократно перерабатывался, синтаксические периоды сокращались, убирались некоторые подробности, характеризующие уходящий в прошлое дворянско-усадебный мир, оттачивались фразы и пр. Рассказ открывается описанием ранней погожей осени. “Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег… И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушка яблок”. Автор с нескрываемым восхищением описывает осень в деревне” давая не только пейзажные” но и портретные зарисовки (старики-долгожители, белые” как луни” признак богатой деревни; богатые мужики” строившие огромные избы для больших семей и проч.). Писатель сравнивает склад дворянской жизни со складом богатой мужицкой жизни на примере усадьбы своей тетки — у нее в доме еще чувствовалось крепостное право, а том” как мужики снимали шапки перед господами. Следует описание интерьера усадьбы” насыщенное деталями — синие и лиловые стекла в окнах” старая мебель красного дерева с инкрустациями, зеркала в узких и витых золотых рамах” “Угасающий дух помещиков” поддерживает только охота. Автор вспоминает “обряд” охоты в доме своего шурина Арсения Семеновича” особенно приятный отдых, когда “случалось проспать охоту” — тишина в доме” чтение старых книг в толстых кожаных переплетах” воспоминания о девушках в дворянских усадьбах (“аристократически красивые головки в старинных прическах кротко и женственно опускают свои длинные ресницы на печальные и нежные глаза…”). Сокрушаясь о том” что дворянские усадьбы умирают” рассказчик удивляется” насколько быстро проходит этот процесс: “Эти дни были так недавно” а меж тем мне кажется” что с тех пор прошло чуть не целое столетие… Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства. Но хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!” Писатель любуется образом жизни “мелкопоместного” его распорядком дня, привычками, грустными” “безнадежными” песнями. Повествователь — «я» писателя, во многом сходное с лирическим героем в поэзии Бунина.
    
    «Антоновские яблоки» — символ уходящей в прошлое России, подобный чеховскому «Вишневому саду»: «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести». У Бунина незначительная, казалось бы, деталь — запах антоновских яблок — будит вереницу воспоминаний о детстве. Герой снова чувствует себя мальчиком, думающим «как хорошо жить на свете!». Во второй главке, начинающейся поверьем «Ядреная антоновка — к веселому году», Бунин воссоздает уходящую атмосферу барской усадьбы своей тетки Анны Герасимовны. «Войдешь в дом и прежде всего, услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета, который с июня лежит на окнах…».
    Тема антоновских яблок и опустевших осенью садов сменяется в третьей главке другой — охотой, которая одна «поддерживала угасающий дух помещиков». Бунин подробно воссоздает жизнь в усадьбе Арсения Семеныча, прототипом которого был один из родственников писателя. Дается почти сказочный портрет дяди: «Он высок ростом, худощав, но широкоплеч и строен, а лицом — красавец цыган. Глаза у него блестят дико, он очень ловок, в шелковой малиновой рубахе, бархатных шароварах и длинных сапогах». Опоздав на охоту, П. остается в старом барском доме. Он перебирает старые, дедовские книги, «журналы с именами Жуковского, Батюшкова, лицеиста Пушкина», смотрит на портреты. «И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою», — размышляет П. Это развернутое поэтическое описание одного дня в деревне напоминает пушкинское стихотворение «Зима. Что делать нам в деревне. Я встречаю…». Однако эта «мечтательная жизнь» уходит в прошлое. В начале заключительной, четвертой, главки он пишет: «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие. Перемерли старики в Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч… Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства». Далее он заявляет, что «хороша и эта мелкопоместная жизнь», и описывает ее. Но запаха антоновских яблок в конце рассказа уже нет.
    
    5. Заключение
    «Русским классиком рубежа двух столетий» назвал Бунина К. Федин, выступая в 1954 г. на Втором Всесоюзном съезде писателей, Бунин был крупнейшим мастером русской реалистической прозы и выдающимся поэтом начала XX века.
    И. А. Бунин – признанный мастер слова. Но его рассказы притягивают не только литературоведов, но и неискушенных читателей нежным, мягко-туманным течением повествования, скрывающейся в глубине шуршащих, звенящих, влекущих фраз философией, которую читатель чувствует, несмотря на то, что Бунин никогда не ставит прямых вопросов и никогда не отвечает на них прямо.
    Вопрос о Бунине, говоря словами Анны Ахматовой, “патриарха русской литературы начала ХХ века”, его жизни в эмиграции и вне её, не закрыт. Ведь именно он был первым русским писателем, удостоенным престижной в учёных кругах мира Нобелевской премии по литературе “за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал типичный русский характер”.
    В минуты грусти и отчаяния, разочарования в жизни, когда утерян смысл всего, берёшь в руки бунинские “Тёмные аллеи” или “Жизнь Арсеньева”, перелистываешь их “волнующие, берущие за душу” страницы и задумываешься о смысле бытия, о любви и смерти, о месте человека в мире, понимаешь, что жизнь хороша (ведь она даётся один только раз!), прекрасна, несмотря ни на что:
    Пусть не сладились, пусть не сбылись
    Эти помыслы розовых дней.
    Но коль черти в душе гнездились –
    Значит, ангелы жили в ней.
    “Нельзя жить без надежды”,- писал Бунин,- будучи в эмиграции, вдали от Родины. Да, писатель прав, тысячу раз прав. И нам, я думаю, трудно с этим не согласиться. “Вечные темы”, так прекрасно “опоэтизированные” в произведениях “патриарха русской литературы начала ХХ века”, всегда будут привлекать внимание читателей всех поколений и возрастов, проникая в их души и сердца, призывая “сеять разумное, доброе, вечное”.
    
    Список литературы
    Русская литература XX века. Л. А. Трубина. Москва. Издательство «Флинта», издательство «Наука». 1998 г.
    Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции (1920 – 1953). Москва. «Молодая гвардия». 1989 г.
    Русская литература XX века. «Скрин» Москва. «Траст-Имаком» Смоленск. 1995 г.
    Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Москва. «Просвещение». 1990г.
    .Болдырева Е.М., Леденев А.В. И. А. Бунин. Рассказы, Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. – М.: Дрофа, 2007. –155 с.
    Вересаев В. Литературные портреты. – М., Республика, 2000– 526 с.
    Краснянский В.В. Словарь эпитетов Ивана Бунина. – М.: Азбуковник, 2008. – 776 с.
    Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. – М.: Советский писатель, 1989. – 512 с. 6.
    Сливицкая О.В. «Повышенное чувство жизни». Мир Ивана Бунина. – М.: Рос. Гос. гуманитарный ун-т., 2004. – 270 с.
    Скачать файл (35.5 kb.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *