Сочинение на тему век

9 вариантов

  1. В своём произведении «Горе от ума» Грибоедов затрагивает тему необразованности, которая остро затрагивалась в XIX веке. В наше время образование получает каждый человек, но во времена Грибоедова всё было совсем по-другому: каждый сам для себя выбирал жизненный путь (правда этот путь сильно зависел от положения в обществе отцов и дедов).
    Сравнивая Фамусова и Чацкого, понимаешь, что Чацкий оказался в компании человека, который лишь поверхностно просвещен по некоторым вопросам, однако представляет себя философом с недюжинными знаниями. Философия его довольно низка и не может восприниматься всерьёз. Фамусов сам по себе является комедийным персонажем: комично выглядит, рассуждает о банальных вещах с видом великого мыслителя.
    Жизненная цель Фамусова – возможность устроиться самому и устроить жизнь своих детей и внуков. Посмотрев вокруг, мы можем увидеть множество людей и в наше время, сильно похожих на Фамусова. Как правило, это материально обеспеченные люди с мышлением типа «в деньгах счастье».
    Чацкий в комедии показан как действительно умный человек, не только не понятый никем, но и осмеянный всеми («Безумный! Что он тут за чепуху молол!»). Такие люди как Чацкий в наше время встречаются довольно часто, но всё же чаще можно встретить «потомков Фамусова».
    Я считаю, что Грибоедов старался написать своё произведение так, чтобы оно было актуальным не только для его современников, но и для людей и XХ, и ХXI веков, давая им наглядный пример общественной реакции на нестандартное по общественным меркам мышление.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Век нынешний, век минующий» («Горе от ума»)» читают:
    Сочинение на тему «Образ Чичикова в поэме «Мёртвые души», 9 класс
    Поделиться:

  2. Комедию Александра Сергеевича Грибоедова по праву можно назвать уникальной, новаторской. Автор не делит героев на положительных и отрицательных персонажей, оставляя право дискуссировать и рассуждать читателю. В комедии раскрываются самые потаённые грани конфликта старого консерватизма и молодого реформаторского поколения.
    В среде незатейливых разговоров и устоявшихся приличий жизнь однотипна, размеренна и спокойна. Павел Афанасьевич Фамусов – типичный представитель консервативного общества. Барину чужды стремления к развитию, идеям и знаниям. В ученье он видит причину всех несчастий и бедствий существующего мира. Смысл существования для людей минувшего века – продвижение по карьерной лестнице любыми способами, покорная служба и укрепление высокого статуса в обществе. Будучи крайне ограниченными социальными рамками, они перестали верить в духовные идеалы, обесценив их в пользу бумажных орденов и наград. Среди них глупый вояка Скалозуб, получивший высокие звания не за счёт храбрости и подвигов, а за частые поклоны и слащавую лесть генералам. Семейство Тугоухих, которые живут в своём замкнутом мирке. Женщины озабочены лишь удачным замужеством, нарядами по последней моде и пустыми скучными разговорами. Откровенным презрением награждают тех, кто ниже рангом. Игнорируются душевные качества и добрые поступки. В головах фамусовского высшего света не допускается и мысли о том, что они сами не достойны теплого отношения к себе. Именно из таких малодушных людей и состоит фамусовское надменное, жадное и самовлюблённое общество.
    Но наступает время, когда на смену деградации приходит жажда прогресса. Молодое поколение, как свежее дуновение ветра, стремится сломать существующую умирающую систему. Горячая кровь кипит в предвкушении будущего. Чацкий вырос в чопорной среде лести и покорности, пропустил через себя всю её абсурдность и решил действовать. Насмешки, отчаянное сопротивление со стороны представителей века минувшего не сломали дух реформатора. Фамусов презирал крепостных, а Чацкий ненавидел само крепостничество, превознося на первое место человеческую жизнь, честь и долг. Главным двигателем прогресса молодой человек видит в науке, новых изобретений и духовном развитии. Страсть к переменам особенно ярко выражается в эмоциональных монологах Чацкого, чем он лишь увеличивает лагерь врагов. Век минувший отчаянно сопротивляется новаторству, пытаясь сберечь своё тихое устоявшееся положение вещей. Смелость, упорство и разум – неотъемлемые составляющие перемен, а эти черты консервативному обществу чужды.
    А.С. Грибоедов не открывает читателю развязку комедии. Конфликт поколений вечный. Автор лишь подчёркивает, что разум, желание действовать и совершенствоваться сталкивается с глухой стеной невежества и презрения тех, кто не стремится жить, а только существует в своём ограниченном и малодушном мирке.

  3. Человек должен быть готов к этому. То что же по поводу крылатого выражения? Дело в том, что многие люди считают смыслом жизни постоянную самореализацию. Это показано даже в античной культуре. Считалось, что все люди равны, они находятся на одинаковом уровне от начала жизни. С этого момента каждый начинает себя «строить» и если однажды ты что-то пропустил, на твое место уже встал кто-то, кто сделал этот смелый шаг и достиг желаемого успеха. То есть человек, который всю жизнь чему-то учится, познает что-то новое и неизвестное, всегда будет на ступеньку выше той, что только грезит успехом и строит планы.
    Если человек учится в течение всей жизни, то и сама жизнь становится гораздо легче. Мыслителю, который ищет выход, легче найти подход к ситуации, чем тому, кто уже изучил лишь одну теорию на память, но дословно. Нужно уметь применять свои способности, это помогает сделать жизнь.
    Человек не может знать всего, поэтому ему всегда было и будет интересно, что стоит за тем или иным событием, тайной. Именно опыт поможет ему в этом разобраться и преодолеть препятствия на пути к цели. Стоит отметить, что только практика при наличии теории гарантирует почти стопроцентный результат. Поэтому не стоит полагаться на теоретические знания, если не выпадала возможность их применить. А если выпала – это шанс быстрее его использовать и перейти на ступеньку выше, чем ты был еще вчера или даже час назад. Это и называется успехом.

  4. Как только не называют 21 век, который по сути начался совсем недавно, но уже совсем скоро закончится и некоторые из нас почти наверняка успеют взглянуть и на век 22.
    Его зовут и веком современных компьютерных технологий, веком интернета, веком глобализации, веком глобального потепления и веком техногенных катастроф. Любое из этих названий можно выбрать в качестве подзаголовка для такого сочинения.
    Мы живем в очень интересное время и я например никогда бы не променяла его ни на какое другое. Хотя наверно так могла бы сказать любая женщина про свое время. Мы просто не знаем другой жизни и других возможностей и потому довольствуемся тем что есть. Но 21 век действительно век интересный. Уже сейчас стало возможно такое сближение народов, людей разных стран, которого никогда не существовало, а сам планета стала напоминать не сборище разрозненных государств, а единый человеческий муравейник, где каждый – сосед, неважно друг он или враг, и каждый несет коллективную ответственность за сохранность нашей прекрасной планеты.
    21 век – это век роботизации и освоения космоса, мы собираемся лететь на Марс и мы последовательно выискиваем следы инопланетян, ведь родная планета нам становится все более тесной.
    21 век – это время, когда человек всерьез задумался о том, какой вред он наносит природе и наконец-то стал хоть что-то предпринимать чтобы этот вред минимизировать.
    21 век – это век национализма, возникшего словно на пустом месте, но оказывается имеющего глубокие исторические корни. Просто решать эти вопросы раньше не хотели, постоянно откладывая под сукно, а они только копились и копились, пока сукно не прорвалось окончательно.
    но вместе с тем 21 век – это век дружбы между народами, век когда политика совсем потеряла смысл, став игрушкой для самое себя, а народы перестали обращать внимание на то что им говорят сверху и делать то, что считают правильным. И это захватывающе интересно.

  5. Есть слова, которые живут с нами, переходят из века в век, из тысячелетия в тысячелетие. Примеров много: «мать», «Родина», «любовь»… Их значение было и остается важным для людей. Но немногие задумываются, почему это так.
    Что такое любовь? Это сильное чувство, во все времена покоряющее сердца людей. Во имя любви строились дворцы, рождались прекрасные стихи, совершались подвиги. В XIX веке великий поэт А.С. Пушкин стрелялся на дуэли и был убит, защищая честь любимой жены. Любовь вдохновила многих композиторов на создание прекрасных музыкальных произведений. Примером может служить «Лунная соната» Бетховена. Во все века людям приходилось бороться за свою любовь. Героям пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта» пришлось погибнуть, так и не сумев преодолеть вражду своих семей.
    В толковом словаре Ожегова смысл слова Родина определен, как «родная страна, отечество». Это одно из самых важных слов в жизни человека. Во имя Родины солдаты сражались с врагами и отстояли свою страну и в Великой Отечественной войне. В то же время каждый из них вспоминал свою малую родину – место, где он родился и вырос, где остались его жена, дети и ,конечно, мать.
    Вот как объясняет значение слова мать В.И. Даль в своем «Толковом словаре русского языка»: «родительница, мама, мать родная». Для любого человека мама – самый дорогой в жизни человек. Испокон веков люди любят и уважают своих матерей. В древности люди почитали и воспевали землю-матушку. Все верующие в своих молитвах часто обращаются к Пресвятой Богородице – Матери Божьей. «Лучше матери друга не сыщешь», «Родина – мать, умей за нее постоять», – гласят пословицы.
    Хотя каждый понимает смысл этих вечных слов по-своему, они прошли сквозь века и продолжают «сиять» в жизни людей.

  6. Текст сочинения:
    Именем Грибоедова открывается одна из блистательных страниц в истории русской литературы. По выражению В. Г. Белинского, А. С. Грибоедов принадлежи? к числу самых сильных проявлений русского духа. Его комедия Горе от ума заняла свое место в ряду выдающихся произведений русской литературы.
    Комедия написана в 20-х годах XIX века, после победоносной войны 1812 года, когда русский народ нанес смертельный удар наполеоновской ар мии, снискавшей в Европе славу непобедимой С особой остротой встало противоречие между величайшими возможностями простых русских людей и тем безответным положением, в котором они находились по воле сильных мира сего. В стране свирепствовала аракчеевская реакция. Честные люди того времени не могли мириться с э?им. В среде прогрессивно настроенного дворянства назревал протест, недовольство существующими порядками, создавались тайные общества. И вот появление э?их ростков протеста и воплотил в своей комедии А. С. Грибоедов, столкнув лицом к лицу век нынешний и век минувший.
    Сюжетную основу произведения составляет конфликт молодого дворянина Чацкого с тем обществом, выходцем из которого был он сам. Собы?ия комедии разворачиваю?ся в одном московском аристократическом доме в течение одного дня. Но Грибоедов сумел раздвинуть временные и пространственные рамки произведения, дав полную кар?ину жизни дворянского общества того времени и показав то новое, живое, передовое, что зародилось в его недрах.
    Чацкий является представителем той части дворянской молодежи, которая уже осознает всю косность окружающей действительности, все ничтожество и пустоту людей, которые его окружаю?. Таких людей еще немного, еще не под силу им борьба с существующим строем, но они появляю?ся это веяние времени. Вот почему Чацкого с полным правом можно назвать героем своего времени. Именно такие люди вышли на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года.
    Чацкий человек незаурядного ума, смелый, честный, искренний. В его спорах с Фамусовым, в его кри?ических суждениях вырисовывается облик 4f; ека, способного трезво и независимо мыслить, че ,аека, который види? пороки и противоречия своего общества и хочет бороться с ним (пока словом). Особенно ярко показывает Грибоедов э?и качества, противопоставляя Чацкому низкого подхалима и лицемера Молчалина. Этот подлый человек, у которого нет ничего святого, исправно выполняет завет отца угождать всем людям без изъятья, даже собаке дворника, чтоб ласкова была. Молча-лин низкопоклонник и делец, так характеризует его Чацкий.
    Фамусов высокопоставленный чиновник, консерватор до мозга костей, Скалозуб ?упой солдафон и мракобес. Вот те люди, которых встречает Чацкий. В э?их персонажах Грибоедов дал точную оценку и яркую характеристику дворянскому обществу того времени.
    В затхлом фамусовском мире Чацкий появляется подобно очистительной грозе. Он во всем противоположен ?ипичным представителям фамусовско-го общества. Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии, то Чацкий мечтает о бескорыстном служении О?чизне, о том, чтобы принести пользу народу, который он уважает и считает умным и добрым. В то же время он презирает слепое чинопочитание, угодничество, карьеризм. Он служить бы рад, но ему прислуживаться тошно. Резко кри?икует Чацкий это общество, погрязшее в лицемерии, ханжестве, разврате. С горечью говори? он:
    Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не э?и ли, грабительством богаты? Защи?у от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаю?ся в пирах и мотовстве…
    Э?им людям глубоко безразличны судьбы Родины и народа. Об их куль?урном и нравственном уровне можно судить по таким репликам Фамусова: собрать все книги бы да сжечь, ибо ученость вот причина, что безумных развелось людей, и дел, и мнений. Иного мнения Чацкий, он цени? людей, которые готовы в науки вперить ум, алчущий познаний; или заняться искусством ?ворческим, высоким и прекрасным.
    Чацкий восстает против общества Фамусовых, скалозубов, молчалиных. Но его протест еще слишком слаб, чтобы поколебать устои этого общества. Трагичен конфликт молодого героя со средой, где на гонение обречены любовь, дружба, всякое сильное чувство, всякая живая мысль. Его объявляю? сумасшедшим, от него отворачиваю?ся. С кем был! Куда меня закинула судьба! Все гонят! все кляну?!.. Вон из Москвы! сюда я больше не ездок, горестно восклицает Чацкий. В комедии Чацкий одинок, но людей, подобных ему, станови?ся все больше. Именно им предстояло осуществить первый этап освободительного движения, всколыхнуть страну, приблизить миг, когда народ освободи?ся от цепей рабства, когда восторжествую? те принципы справедливых общественных отношений, о которых мечтаю? Чацкий, сам Грибоедов, декабристы.
    Чацкий, а с ним и вся комедия, никогда не умрет. Читая это произведение, мы понимаем, что собы?ия и герои, которых описал Грибоедов, не потеряли сегодня своей актуальности и как нельзя лучше подходят к нынешнему времени. Да, таких людей, как Чацкий, сейчас очень мало, а Молчалиных, Фамусовых и Скалозубов хоть пруд пруди. И э?и немногие борю?ся с болезнью, поразившей сейчас нашу Россию, и они победят, победят во что бы то ни стало, обязательно победят!
    На мой взгляд, еще не одно поколение будет восторгаться, читая Горе от ума.
    Права на сочинение “Век нынешний и век минувший” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  7. БОРЬБА «ВЕКА НЫНЕШНЕГО» С «ВЕКОМ МИНУВШИМ» В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»

    Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» напи­сана в 1824 году. Это было тревожное, переломное время. В 20-х годах XIX века в России создавалось большое количество тайных революционных организаций. В обществе чувствовалось ожидание великих перемен. Старые порядки изживали себя, а новые уверенно прокладывали дорогу в жизнь. Простые русские люди, активные и обра­зованные, чувствовавшие в себе реальную силу, были возмущены тем безответным положением, в котором они оказались по воле сильных мира сего. Борьба декабристов с многочисленными и сильными противниками — дворянами-реакци онерами, борьба нового со старым разгоралась все сильнее, проникая во все сферы жизни. Эта борь­ба «века нынешнего» с «веком минувшим» и лег­ла в основу произведения Грибоедова.
    Главный конфликт пьесы — столкновение молодого дворянина Чацкого с обществом, к ко­торому он принадлежит по рождению. Герой Гри­боедова является представителем той части пере­довой дворянской молодежи, которая уже осоз­нает всю фальшивость окружающей действитель­ности, ничтожество и пустоту людей, которые ее окружают. Это человек незаурядного ума, сме­лый, честный, искренний, способный трезво и независимо мыслить и открыто высказывать свое мнение, человек, который видит пороки и про­тиворечия окружающего общества и стремится бороться с ними. Чацкий — гуманист, защитник свободы и независимости личности, приверженец самостоятельного образа мыслей, служения делу, а не лицам, высоко ценящий честь и долг, на пер­вое место возводящий общественную роль и обя­занности человека. Рабство, крепостничество, застой, косность вызывают в нем резкий, реши­тельный протест.
    Проведя в путешествиях три года, этот моло­дой человек прошел серьезную школу. Он увидел настоящую жизнь народа, общался с представи­телями передовой молодежи, что оказало суще­ственное влияние на его взгляды, мысли, убеж­дения. Чацкий вобрал в себя все благородные по­мыслы и стремления декабристов. Герой Грибое­дова близок к декабристам не только идеями и воззрениями, но и страстностью убеждения, ве­рой в правоту своих идеалов и справедливость своего дела.
    Во время путешествия он наивно полагал, что жизнь изменилась во всем дворянском обществе:
    Нет, нынче свет уж не таков…
    Вольнее всякий дышит…
    Однако, попав в фамусовское общество, герой Грибоедова понял, что на самом деле в дворян­ской среде все осталось по-прежнему, там до сих пор правят старые порядки, души представите­лей дворян так же пусты, а положение простых людей такое же униженное и беспросветное, как и раньше. Чацкий стремится изменить подобный уклад. Но его романтическое вольнолюбие, его вера в людей, в силу разума, в близость свободы сталкиваются с реальной крепостнической дей­ствительностью, с застойным миром Фамусовых и Молчалиных. Герою Грибоедова противостоит целая система, сила привычек и установок фамусовского общества. Задача, которую взял на себя герой, — изменить людей, изменить ту жизнь, которой жило все дворянское общество, — ока­залась трудной и даже невыполнимой на тот мо­мент. Чацкий был настоящим героем своего вре­мени, но время не готово было еще принять его. У него было слишком мало сторонников. Его еди­номышленники еще не могли заявить о себе, о своих правах во всю силу своего голоса — откры­то и уверенно.
    Мы видим, насколько не похож Чацкий на остальных героев комедии. Все стремления фамусовского общества сводятся к заботе о собствен­ном благополучии, Чацкий же мечтает о беско­рыстном служении отчизне, своему народу, ко­торый он считает «умным и добрым». Однако, в отличие от тупых солдафонов, вроде Скалозуба, все мысли которого сосредоточены лишь на ка­рьере и чинах, герой Грибоедова презирает сле­пое чинопочитание, угодничество и карьеризм. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет он. Стремясь вложить в науки «ум, ал­чущий познаний» или заняться искусством «творческим, высоким и прекрасным», он видит вокруг лишь бездарных и необразованных лен­тяев. В дворянском обществе процветают лице­мерие, тупость, ханжество, разврат. Чацкий ви­дит все это и с горечью вопрошает:
    Где, укажите нам, отечества отцы,
    Которых мы должны принять за образцы?
    Не эти ли, грабительством богаты?
    Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты,
    Где разливаются в пирах и мотовстве…
    В таком обществе он не видит примера для подражания, наоборот, всеми силами стремится искоренить существующие порядки. Пусть даже пока что его стремления выражаются только в словах. От лица прогрессивной России Чацкий обличает основу существующего общества — кре­постное право. Он возмущается порядками, раз­решающими торговлю людьми, низкопоклон­ством русских дворян перед Западом. Причем герой Грибоедова понимает, что основа подобно­го низкопоклонства заложена в существующей системе воспитания в дворянских семьях, куда приглашаются иностранные гувернеры «числом поболее, ценою подешевле». Эти гувернеры и вос­питывают молодое поколение в уверенности, «что нам без немцев нет спасенья». С гневом отмечает Чацкий, что даже речь московского дворянства представляет собой нелепое «смешенье языков французского с нижегородским». Он мечтает о возрождении национального языка, чтобы «ум­ный, бодрый наш народ хотя б по языку нас не считал за немцев».
    Герой Грибоедова противопоставляет «судь­ям», непримиримым к «свободной жизни», мо­лодое прогрессивно настроенное поколение, к которому принадлежит и сам. Вот его характе­ристика этого поколения:
    … враг исканий…
    Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
    В науки он вперит ум, алчущий познаний,
    Или в душе его сам Бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким
    и прекрасным…
    Чацкий попытался противостоять обществу Фамусовых, Скалозубов и Молчалиных и потер­пел неудачу. «Век минувший» пока еще чувству­ет свою силу. Объединившись, московские дво­ряне объявляют героя сумасшедшим, и ему не остается ничего, кроме как покинуть Москву, убежать подальше от этого общества, от этих по­рядков. Но он уже зародил искру раздора и со­мнения. У него уже появились единомышленни­ки даже в существующем обществе. Об этом сви­детельствует присутствие в комедии таких пер­сонажей, как брат Скалозуба, которому полага­лось повышение по службе, а он «службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать», или пле­мянник княгини Тугоуховской — князь Федор, который «чинов не хочет знать» и увлеченно за­нимается науками. Гости Фамусова с ужасом го­ворят о том, что в Петербурге открылся целый педагогический институт, где студенты и профес­сора упражняются в вольнодумстве. Да и сам Чацкий чувствовал себя представителем «ны­нешнего века» и совершенно не сознавал себя оди­ноким. Не случайно, осуждая дворянское обще­ство, он говорит не столько от собственного лица, сколько от лица нового, молодого поколения.
    «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар ка­чеством силы свежей», — справедливо отмечал Гончаров. А сам Грибоедов так характеризовал основной смысл своего произведения: «Чацкий начинает новый век — и в этом все его значение и весь ум». Таким образом, хотя Чацкий и потер­пел поражение, но на самом деле новый век, «век нынешний» уже вступил в свои права. А потому дни «века минувшего» сочтены.

  8. Век “нынешний” и век “минувший” в комедии Грибоедова “Горе от ума”
    Как посравнить да посмотреть
    Век нынешний и век минувший
    Свежо предание, а верится с трудом.
    А. С. Грибоедов
    “Горе от ума” одно из самых злободневных произведений русской драматургии. Проблемы, поставленные в комедии продолжали волновать русскую общественную мысль и литературу много лет спустя после появления ее на свет.
    “Горе от ума” – плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбе России, о путях обновления, переустройства ее жизни. С этой точки зрения и освещены в комедии важнейшие политические, моральные и культурные проблемы эпохи.
    Содержание комедии раскрывается как столкновение и смена двух эпох русской жизни – века “нынешнего” и века “минувшего”. Границей между ними, на мой взгляд, является война 1812 года – пожар Москвы, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов. После Отечественной войны в русском обществе сложились два общественных лагеря. Это лагерь феодальной реакции в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи в лице Чацкого. В комедии ясно показано, что столкновение веков было выражением борьбы этих двух лагерей.
    В восторженных рассказах Фвмусова и обличительных речах Чацкого автор создает образ 18го, “минувшего” века. Век “минувший” и является идеалом фамусовского общества, ведь Фамусов – убежденный крепостник. Он готов из – за любого пустяка сослать в Сибирь своих крестьян, ненавидит просвещение, пресмыкается перед начальством, выслуживаясь как может для получения нового чина. Он преклоняется перед дядей, который “на золоте едал”, служил при дворе самой Екатерины, ходил “весь в орденах”. Разумеется, что свои многочисленные чины и награды он получил не верной службой отечеству, а выслуживаясь перед императрицей. И этой гнусности он старательно учит молодежь:
    Вот то-то, все вы гордецы!
    Спросили бы, как делали отцы?
    Учились бы, на старших глядя.
    Фамусов хвастается как собственным полупросвещением, так и всего сословия, к которому он принадлежит; хвастая тем, что московские девицы “верхние выводят нотки”; что дверь у него отперта для всех, как званых, так и незваных, “особенно из иностранных”.
    В следующей “оде” Фвмусова – хвала барству, гимн раболепной и корыстной Москве:
    Вот например, у нас уж исстари ведется,
    Что по отцу и сыну честь:
    Будь плохонький, да если наберется
    Душ тысячки две родовых – тот и жених!
    Приезд Чацкого встревожил Фамусова: от него жди только неприятностей. Фамусов обращается к календарю. Это для него священнодействие. Принявшись за перечисление грядущих дел, он приходит в благодушное настроение. В самом деле, предстоит обед с форелями, погребение богатого и почтенного Кузьмы Петровича, крестины у докторши. Вот она, жизнь русского дворянства: сон, еда, развлечения, опять еда и снова сон.
    Рядом с Фамусовым в комедии стоит Скалозуб – “и золотой мешок и метит в генералы” Полковник Скалозуб типичный представитель аракчеевской армейской среды. На первый взгляд, его образ карикатурен. Но это не так: исторически он вполне правдив. Как и Фамусов, полковник руководствуется в своей жизни философией и идеалами века “минувшего”, но в более грубой форме. Цель своей жизни он видит не в службе отечеству, а в достижении чинов и наград, которые для военного, по его мнению, более доступны:
    Довольно счастлив я в товарищах моих,
    Вакансии как раз открыты:
    То старых выключат иных,
    Другие, смотришь, перебиты.
    Чацкий характеризует Скалозуба так:
    Хрипун, удавленник, фагот,
    Созвездие маневров и мазурки.
    Свою карьеру Скалозуб начал делать с того момента, когда герои 1812 года стали заменяться тупыми и рабски преданными самодержавию солдафонами во главе с Аракчеевым.
    На мой взгляд, Фамусову и Скалозубу в описании барской Москвы принадлежит первое место. Люди Фамусовского круга – эгоисты и корыстолюбцы. Все свое время они проводят в светских развлечениях, пошлых интригах и глупых сплетнях. Это особое общество имеет свою идеологию, свой быт, взгляды на жизнь. Они уверены, что нет другого идеала, кроме богатства, власти и всеобщего уважения. “Ведь только здесь еще и дорожат дворянством”, – говорит Фамусов о барской Москве. Грибоедов разоблачает реакционность крепостнического общества и этим показывает, куда ведет Россию господство фамусовых.
    Свои разоблачения, он вкладывает в монологи Чацкого, который обладает острым умом, быстро определяет суть предмета. Для друзей и для врагов, Чацкий был не просто умным, а “вольнодумцем”, принадлежащим к передовому кругу людей. Думы, волновавшие его, тревожили умы всей прогрессивной молодежи того времени. В Петербург Чацкий попадает тогда, когда том зарождается движение “либералистов”. В этой обстановке, по – моему складываются взгляды и стремления Чацкого. Он хорошо знает литературу. До Фамусова дошли слухи, что Чацкий “славно пишет, переводит”. Такое увлечение литературой было характерно для свободомыслящей дворянской молодежи. Вместе с тем Чацкого увлекает и общественная деятельность: мы узнаем про его связь с министрами. Полагаю, он успел побывать даже в деревне, ведь Фамусов утверждает, что он там “наблажил”. Можно предположить, что эта блажь означала хорошее отношение к крестьянам, возможно, кое – какие хозяйственные реформы. Эти высокие стремления Чацкого являются выражением его патриотических чувств, вражды к барским нравам и крепостному праву в целом. Думаю, не ошибусь, предположив, что Грибоедов впервые в русской литературе раскрыл национально – исторические истоки русского освободительного движения 20х годов 19 века, обстоятельства формирования декабризма. Именно декабристское понимание чести и долга, общественной роли человека противопоставлены рабской морали фамусовых. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, – заявляет Чацкий подобно Грибоедову.
    Так же, как и Грибоедов, Чацкий является гуманистом, защищает свободы и независимость личности. Крепостническую основу он резко разоблачает в гневной речи “о судьях”. Здесь Чацкий обличает ненавистный ему крепостной строй. Он высоко оценивает русский народ, говорит о его уме, свободолюбии, и это, на мой взгляд, тоже перекликается с идеологией декабристов.
    Мне кажется, что в комедии есть идея самостоятельности русского народа. Низкопоклонство перед всем иностранным, французское воспитание, обычное для дворянской среды, вызывают резкий протест Чацкого:
    Я одаль воссылал желанья
    Смиренные, однако вслух,
    Чтоб истребил господь нечистый этот дух
    Пустого, рабского, слепого подражанья;
    Чтоб искру заронил он в ком – нибудь с душой;
    Кто мог бы словом и примером
    Нас удержать как крепкою вожжой,
    От жалкой тошноты по стороне чужой.
    Очевидно, что Чацкий в комедии не одинок. Он выступает от имени всего поколения. Возникает закономерный вопрос: кого же имел в виду герой под словом “мы”? Вероятно, молодое поколение, идущее другим путем. То, что Чацкий не одинок в своих взглядах, понимает и Фамусов. “Нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений!” – восклицает он. У Чацкого преобладает оптимистическое представление о характере современной ему жизни. Он верит в наступление новой эры. Чацкий с удовлетворением говорит Фамусову:
    Как посравнить да посмотреть
    Век нынешний и век минувший:
    Свежо предание, а верится с трудом.
    Еще совсем недавно “прямой был век покорности и страха”. Нынче пробуждается чувство личного достоинства. Не все хотят прислуживаться, не каждый ищет покровителей. Возникает общественное мнение. Чацкому кажется, что наступило время, когда можно изменить и исправить сложившиеся крепостнические порядки путем развития передового общественного мнения, появления новых гуманных идей. Борьба против фамусовых в комедии не завершилась, потому что и в реальной действительности она только началась. Декабристы и Чацкий были представителями первого этапа русского освободительного движения. Очень верно заметил Гончаров: “Чацкий неизбежен при смене одного века другим.. Чацкие живут и не переводятся в русском обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым.”

  9. Мы живем в век стремительного развития технологий. Особенно информационных. На самом деле человечество говорит о стремительном прогрессе уже столетия три подряд. Но продолжает удивляться само себе.
    Стационарные телефоны массово меняются на мобильные, ламповые экраны на плазменные, связь достигает даже самых укромных и «глухих» уголков планеты. Лично мне прогресс уже не кажется таким стремительным, он уже представляется мне иногда недостаточным.
    Но все познается в сравнении. Стоит углубиться в совсем недалекую историю, чтобы увидеть разительные перемены. Еще двадцать пять-тридцать лет тому назад практически невозможно было рядовому человеку купить домашний компьютер. Чтобы приобрести советскую модель «Поиск» или «Партнер» нужно было отдать несколько зарплат взрослого человека. Компьютеры стоили очень дорого, выпускались маленькими партиями, были редкостны.
    А какие у них были характеристики в те времена! Память компьютера, то есть память жесткого диска, была каких-нибудь два мегабайта! Или десять! Ни одного фильма записать было на диск нельзя, не то, чтобы составлять коллекции, как это делают сейчас! Если туда влезала одна песня, это было великим счастьем!
    Яркие и красочные мониторы, отображающие самые удивительные фотографии – это уже реалии сегодняшнего дня. Тогда мониторы «выдавали» то восемь цветов, то два! И не больше. А клавиатура, например, в отечественном компьютере «Агат» имела семьдесят четыре клавиши, что заметно отличается от стандартной сегодняшней, где их намного больше.
    Потом прогресс шагнул дальше. Пользователи страшно радовались, когда на жесткий магнитный диск компьютера стало влезать больше сотни мегабайт информации! Появился оптический диск, на котором расчет уже шел на гигабайты. Люди старались сделать компьютеры дешевле, это им удалось.
    Я попробовал проследить быстроту развития технологий на примере компьютерных. Результаты прогресса удивили меня. Пока я писал это сочинение, я узнал много нового, многое осознал.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *