Сочинение на тему великая отечественная война в литературе 20 века

9 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: ДоБрО ПоЖаЛоВаТь

    Прежде всего, я имею в виду поэму Твардовского «Василий Теркин». В этом произведении автор изобразил собирательный образ русского солдата. Это жизнерадостный и твердый духом парень, который всегда готов идти в бой. Он выручает товарищей, помогает мирным гражданам, каждый день у него – молчаливый подвиг во имя спасения Родины. Но он не строит из себя героя, ему хватает юмора и скромности держаться просто и делать свое дело без лишних слов. Именно таким я вижу своего прадеда, погибшего в той войне.
    Еще мне очень запомнился рассказ Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов – тоже типичный русский солдат, судьба которого вместила все горести русского народа: он потерял семью, попал в плен, и, даже вернувшись домой, едва не угодил под суд. Казалось бы, не под силу человеку выстоять под таким напористым градом ударов, но автор подчеркивает, что не один Андрей стоял – все стояли на смерть ради спасения Родины. Сила героя в его единстве с народом, который разделил его тяжкую ношу. Для Соколова все жертвы войны стали родными, поэтому он берет к себе сироту Ванечку. Такой же доброй и стойкой я представляю себе свою прабабушку, которая не дожила до дня моего рождения, зато, будучи медсестрой, выходила сотни ребятишек, которые сегодня учат меня.

  2. При произношении одних лишь слов «Великая Отечественная война» мне сразу представляется бой и сражения за свою родину, прошло много лет, но та боль всё еще в душе и сердцах людей, которые потеряли родных в те времена. Но эта тема касается не только тех, кто прошел войну, но и тех, кто родился намного позже. Поэтому мы учим историю, смотрим фильмы и читаем книги, чтоб быть осведомленными этой темой. Помимо тех страшных моментов, через которые довелось пройти нашим дедушка и бабушкам, есть другая сторона, это та самая долгожданная победа. День победы, считается легендарным днём, это гордость за все те поступки и тех людей, которые приложили все усилия для защиты своей земли.
    Тему Великой Отечественной войны безоговорочно можно назвать главной в течение всего XX века. Много авторов обращались к этому событию в своих рассказах и стихах. Конечно главными авторами были те, которые сами пережили тот страшный период и стали свидетелями всего происходящего. Поэтому, в некоторых произведениях можно найти совершенно правдивые описания и факты, так как часть литераторов сами принимали участие в войне. Всё это было с целью описать читателю прошлую жизнь, рассказать из-за чего всё началось и как сделать так, чтобы такие страшные события не повторились.
    Главными русскими писателями, прошедшими период 1941-1945 годов можно назвать Шолохова, Фадеева, Толстого, Симонова, Быкова, Твардовского и еще часть остальных авторов. Из перечисленного списка особо хочется выделить Василии Быкова, в его работах не было особых описаний кровавых сражений. Его задачей было больше исследование поведения человека в неординарной ситуации. Поэтому особо выделятся в его творениях характер героя, отважность, сила, упорство, но наряду с положительными чертами, можно увидеть и предательство и подлость.
    Но Быков не делил героев на хороших и плохих, он больше давал эту возможность читателю, чтобы тот сам решил кого осуждать, а кого считать героем. Главным примером такого рассказа можно назвать работу Быкова “Сотников”.
    Помимо рассказов о войне, не малую роль в русской литературе сыграли и стихи. В них идет речь не только о периоде сражений, но и о самих моментах победы. Как пример, можно выделить работу автора Константина Симонова “Жди меня”, оно добавило силы и боевого духа солдатам.
    И в наши дни это стихотворением можно считать одним из лучших, множество людей знают его наизусть и на тематических вечерах посвященных памяти о войне рассказывают его публике.
    Андрей Платонов написал рассказ “Возвращение”. Как по мне, оно пропитано трогательностью и насыщенностью событий, не смотря на то, что действия описанные автором происходят уже после завершения боевых действий. В нем идет речь о возвращении капитана Иванова домой к своей семье. Но с годами их отношения меняются, появляется некое непонимание со стороны родных. Капитану не известно, как жила его семья, пока его не было, как жена работа целыми днями, как тяжело было детям. Видя, что к его детям приходит Семен Евсеевич, Иванов даже начинает подозревать свою жену в измене, но на самом деле Семён просто хотел привнести хоть какую-то радость в жизнь детей.
    Постоянные размолвки и не желание слышать кого-то кроме себя доводят Иванова к тому, что он бросает дом и хочет уехать, но в последний момент, видя, как дети бегут за ним он всё решает остаться. Автор показал не события происходящей войны, а что было после, как менялись характеры людей и судьбы.
    Несмотря на прошедшие многие годы со дня этих событий, произведения не теряют свою актуальность. Ведь именно они рассказывают о жизни нашего народа, о событиях и победе над фашизмом. Как бы не было тяжело и страшно, советских людей не бросала надежда на победу. Война стала великим событием, показавшим силу духа, героизм всего народа, а победа дала будущее и веру в мир, многих поколениям.

  3. 1941-1945 годы, наверное, одни из самых страшных в истории «государства Российского». Слёзы, кровь, боль и страх — вот основные «символы» того времени. И несмотря на это — мужество, радость, гордость за себя и своих близких. Люди поддерживали друг друга, боролись за право жизни, за мир на земле — и в этом им помогало искусство.
    Достаточно вспомнить слова, сказанные двумя немецкими солдатами спустя много лет после окончания войны: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…» А 9 августа в ленинградской филармонии оркестр исполнял седьмую симфонию Д. Д. Шостаковича…
    Не только музыка помогала людям выжить. Именно в военные годы снимались поразительно добрые фильмы, например, «Свадьба» или «Сердца четырёх». Именно в эти годы пелись прекрасные, бессмертные песни, вроде «Синего платочка».
    И всё же огромную роль, едва ли не главную, сыграла литература.
    Писатели и поэты, литераторы, критики, художники не понаслышке знали, что такое война. Они видели её своими глазами. Только вчитайтесь: К. Симонов, Б. Окуджава, Б. Слуцкий, А. Твардовский, М. Джалиль, В. Астафьев, В. Гроссман… Неудивительно, что их книги, их творчество стали своеобразной летописью тех трагических событий — летописью прекрасной и ужасной.
    Одним из самых известных стихотворений о войне становятся короткие ученические четыре строчки Юлии Друниной — строки испуганной, взволнованной девчонки-фронтовички:
    Я только раз видала рукопашный,
    Раз наяву. И тысячу — во сне.
    Кто говорит, что на войне не страшно,
    Тот ничего не знает о войне.
    Навсегда тематика Великой Отечественной останется в её творчестве.
    Пожалуй, одним из самых страшных стихотворений станет произведение «Варварство», которое написал поэт Муса Джалиль. Столько зверства, которое показали захватчики, кажется, не найдётся у всех диких животных на свете. Только человек способен на такую невыразимую жестокость:
    Земля моя, скажи мне, что с тобой?
    Ты часто горе видела людское,
    Ты миллионы лет цвела для нас,
    Но испытала ль ты хотя бы раз
    Такой позор и варварство такое?
    Много ещё было пролито слёз, много сказано горьких слов о предательстве, о трусости и низости и ещё больше — о благородстве, самоотверженности и человечности, когда, казалось бы, ничего человеческого не могло остаться в душах.
    Давайте вспомним Михаила Шолохова и его рассказ «Судьба человека». Он написан уже после войны, в середине 50-х годов, однако его реалистичность поражает воображение даже современного читателя. Это короткая и, пожалуй, не уникальная история солдата, потерявшего в страшные годы всё, что у него было. И несмотря на это, главный герой, Андрей Соколов, не озлобился. Судьба наносила ему удары один за другим, но он справился — вынес свой крест, продолжил жить.
    Годам Великой Отечественной войны свои произведения посвящали и другие писатели и поэты. Одни помогали солдатам выжить в бою — например, Константин Симонов и его бессмертное «Жди меня» или Александр Твардовский с «Василием Тёркиным». Эти произведения вышли за грани поэзии. Их переписывали, вырезали из газет, перепечатывали, посылали родным и близким… А всё потому, что Слово — сильнейшее оружие мира — вселило в людей надежду на то, что человек сильнее войны. Он умеет справиться с любыми трудностями.
    Другие произведения рассказывали горькую правду о войне — например, Василь Быков и его повесть «Сотников».
    Почти вся литература 20 века так или иначе связана с тематикой военного времени. Из книг — огромных романов, повестей и коротеньких рассказов мы, поколение, не заставшее годы ужаса и страха, можем узнать о величайших событиях нашей истории. Узнать — и отдать дань уважения Героям, благодаря которым над нашими головами голубеет мирное небо.
    Источник

  4. Великая отечественная война оставила тяжелый след в сердцах людей. Она разрушила многие семьи, сломала огромное количество судеб. Художники и писатели не могли остаться равнодушными к всеобщему горю – и создали уникальные произведения о войне.
    Большая часть произведений о войне носит публицистический характер, поэтому читать такую литературу очень сложно. Авторы передавали в своих произведениях предательство, боль утраты, потери и бесконечную жертвенность. Из-за того, что многие произведения написаны в форме воспоминаний, они очень сложно воспринимаются. С большой легкостью воспринимаются художественные произведения.
    Самые выдающиеся произведения о войне принадлежат Быкову. Этот человек прошел всю войну, пережил и повидал многое, поэтому у него было много материала для создания книг. Каждая книга Быкова – это крик души. Он никого прямо не осуждал. Можно сказать, что автор ведет неспешную беседу с читателем, предлагает рассуждать ему. Данный прием – это необычное явление для той эпохи, потому что было принято преподносить войну только определенным образом. Когда человек уходит в сторону, трусит, он предатель – и никого не должны волновать его внутренние мотивы. Быков первым показал, что не все так однозначно, поэтому мы просто не имеем никакого права кого-то осуждать.
    Война стала ведущей темой в поэзии двадцатого века. Многие поэты создавали стихотворения и поэмы, которые спустя годы разрывают сердца своим трагизмом. Наиболее известными поэтами, которые проникновенно писали о войне, считаются Симонов, Рождественский, Булат Окуджава и Твардовский. Отдельные стихотворения были настолько необычными, что их положили на музыку.
    Война подмяла под себе людские судьбы, взяла власть в свои руки. Сейчас нам кажется, что война – это что-то романтическое или необычное. На самом деле война – это всеобщая боль, которая никогда больше не должна повториться.
    Возможно вас заинтересует:
    1) Стихи о войне 1941-1945 годов для школьников

  5. При произношении одних лишь слов «Великая Отечественная война » мне сразу представляется бой и сражения за свою родину, прошло много лет, но та боль всё еще в душе и сердцах людей, которые потеряли родных в те времена. Но эта тема касается не только тех, кто прошел войну, но и тех, кто родился намного позже. Поэтому мы учим историю, смотрим фильмы и читаем книги, чтоб быть осведомленными этой темой. Помимо тех страшных моментов, через которые довелось пройти нашим дедушка и бабушкам, есть другая сторона, это та самая долгожданная победа. День победы, считается легендарным днём, это гордость за все те поступки и тех людей, которые приложили все усилия для защиты своей земли.
    Тему Великой Отечественной войны безоговорочно можно назвать главной в течение всего XX века. Много авторов обращались к этому событию в своих рассказах и стихах. Конечно главными авторами были те, которые сами пережили тот страшный период и стали свидетелями всего происходящего.
    Поэтому, в некоторых произведениях можно найти совершенно правдивые описания и факты, так как часть литераторов сами принимали участие в войне. Всё это было с целью описать читателю прошлую жизнь, рассказать из-за чего всё началось и как сделать так, чтобы такие страшные события не повторились.
    Главными русскими писателями, прошедшими период 1941-1945 годов можно назвать Шолохова. Фадеева, Толстого, Симонова, Быкова. Твардовского и еще часть остальных авторов. Из перечисленного списка особо хочется выделить Василии Быкова, в его работах не было особых описаний кровавых сражений. Его задачей было больше исследование поведения человека в неординарной ситуации. Поэтому особо выделятся в его творениях характер героя, отважность, сила, упорство, но наряду с положительными чертами, можно увидеть и предательство и подлость.
    Но Быков не делил героев на хороших и плохих, он больше давал эту возможность читателю, чтобы тот сам решил кого осуждать, а кого считать героем. Главным примером такого рассказа можно назвать работу Быкова «Сотников».
    Помимо рассказов о войне, не малую роль в русской литературе сыграли и стихи. В них идет речь не только о периоде сражений, но и о самих моментах победы. Как пример, можно выделить работу автора Константина Симонова «Жди меня», оно добавило силы и боевого духа солдатам.
    И в наши дни это стихотворением можно считать одним из лучших, множество людей знают его наизусть и на тематических вечерах посвященных памяти о войне рассказывают его публике.
    Андрей Платонов написал рассказ «Возвращение». Как по мне, оно пропитано трогательностью и насыщенностью событий, не смотря на то, что действия описанные автором происходят уже после завершения боевых действий. В нем идет речь о возвращении капитана Иванова домой к своей семье. Но с годами их отношения меняются, появляется некое непонимание со стороны родных. Капитану не известно, как жила его семья, пока его не было, как жена работа целыми днями, как тяжело было детям. Видя, что к его детям приходит Семен Евсеевич, Иванов даже начинает подозревать свою жену в измене, но на самом деле Семён просто хотел привнести хоть какую-то радость в жизнь детей.
    Постоянные размолвки и не желание слышать кого-то кроме себя доводят Иванова к тому, что он бросает дом и хочет уехать, но в последний момент, видя, как дети бегут за ним он всё решает остаться. Автор показал не события происходящей войны, а что было после, как менялись характеры людей и судьбы.
    Несмотря на прошедшие многие годы со дня этих событий, произведения не теряют свою актуальность. Ведь именно они рассказывают о жизни нашего народа, о событиях и победе над фашизмом. Как бы не было тяжело и страшно, советских людей не бросала надежда на победу. Война стала великим событием, показавшим силу духа, героизм всего народа, а победа дала будущее и веру в мир, многих поколениям.

    Великая Отечественная война в литературе 20 века

  6. Война, которая началась 22 июня 1941 года стала страшной вехой в истории нашей страны. Буквально каждая семья столкнулась с этой бедой. Однако впоследствии эта трагедия послужила толчком к созданию множества талантливых книг, стихов и фильмов. Особенно талантливые авторы создавали потрясающие и захватывающие поэмы.
    Великая отечественная война в произведениях писателей 20 века сочинениеУчась в школе многие из нас изучают Великую Отечественную Войну по литературным произведениям. Больше всего мне нравятся стихи. Существует множество замечательных поэтов, но мне больше всего полюбился Александр Твардовский, который создал гениальную поэму “Василий Тёркин”. Главный герой Василий отважный солдат, который способен в трудную минуту подбодрить своих однополчан шуткой. Сначала стихи стали печататься небольшими отрывками в газете начиная с 1942 года и сразу же заслужили огромную популярность среди солдат. Газета ходила по рукам и передавалась из отделения в отделение. Персонаж Василий Тёркин оказался настолько ярко выписан, а его фигура настолько колоритна и своеобразна, что множество солдат с разных участков фронта утверждали, что именно этот человек служил в их роте.
    Тёркин выступает простым русским солдатом, который является земляком самого автора. Это не первая его война, до этого он прошёл всю финскую компанию. Этот человек за словом в карман не лезет, когда надо он может и прихвастнуть, любит хорошо покушать. В общем – наш парень! Всё ему даётся легко, свои подвиги он совершает, как бы невзначай. Иногда он мечтает, как получив медаль за отвагу отправится на танцы в сельсовет. Как все станут уважать такого героя.
    Многие солдаты старались подражать своему книжному кумиру и хотели быть похожим на него во всём. Василий пережил множество приключений, был ранен, лежал в госпитали, убивал немецких офицеров. Стихи настолько полюбились солдатам, что Твардовскому приходило множество писем с просьбой написать продолжение.
    Персонаж Василия Тёркина мне понравился из-за своей простоты. Он легко шёл по жизни и не унывал в самые тяжёлые для него моменты. Его манера изъясняться, его поступки, всё что он делал было очень схоже с образом русского солдата. Кроме того Василий мне понравился за свои опасные приключения. Он казалось ежеминутно играет со смертью в орлянку.

  7. Великая отечественная война – это величайшая трагедия 20 века. И не было в СССР семьи, которой она не коснулась. Естественно события, человеческие судьбы, героические истории подвигов, нашли отражения в произведениях писателей и поэтов.
    Тема эта, просачивалась в искусство еще во время самой войны. Так, например, во время войны, с 1942 по 1945 годы была написана поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». В ней было 30 глав, каждая из которых описывала тот или иной эпизод фронтовой жизни простого солдата, подававшего пример своей стойкостью, готовностью отдать жизнь за родину и друзей.
    В первые годы после войны, тоже были написаны очень достойные произведения. Например, повесть Виктора Некрасова « В окопах Сталинграда», которая была опубликована в журнале «Знамя». В 1946 году. Или повесть Б. Васильева «В списках не значился», посвященная подвигу защитников Брестской крепости, первой встретившей удар нацистских захватчиков. Она имеет документальную основу, как говорит Сам Васильев в эпилоге и основана на реальных впечатлениях о тех событиях.
    Впрочем, во все последующие года, вплоть до конца века и до нашего времени, было написано много сильных стихов, романов, поэм, песен и повестей на эту страшную тему. Всего и не перечислить. Она всегда берёт читателя за живое, особенно если ему или его семье, довелось испытать на себе боль утраты близких на этой войне. Лично мне очень нравится рассказ Михаила Шолохова «Судьба Человека». В нем речь идет о простом шофере, Андрее Соколове. Попав в плен к нацистам, ему приходится испытать ужасы жизни в концлагере. Не раз видит муки и смерть товарищей и сам бывает на волоске от смерти. Но пытается выжить изо всех сил, ведь дома его ждут жена и трое детей (сын и две дочери) Благодаря счастливой случайности, ему удается выбраться из плена и он попадает в госпиталь на лечение. Там, из письма он узнаёт, что его жена и обе дочери погибли из-за сброса бомбы на их дом и теперь у него остался один сын, который тоже на фронте. Оставшееся время войны, он живет только в надежде на скорую победу и на встречу с сыном. Но буквально в последние дни войны, погибает и сын. Так после войны, у главного героя не остается в жизни ничего и он, потеряв всякую надежду, уезжает в чужой город и работает там водителем грузовика. Вскоре он замечает на улице беспризорного мальчика, который видимо тоже потерял родителей из-за войны. Так как мальчик еще маленький, герою удаётся убедить его, что он его отец, подарив тем самым мальчику счастливое детство, а себе новый смысл жизни.
    Подводя итог, могу сказать, что самые проникновенные вещи в литературе на эту тему, были основаны на реальных событиях, как тот же рассказ «Судьба Человека». И это не удивительно. Ведь жизнь в такое страшное время рождала истории и судьбы, захватывающие дух сильнее, любых придуманных.

  8. Отечественная война в свое время принесла во многие семьи много горя и потерь. В то же самое время она стала музой для большинства писателей и поэтов 20 века, которые со временем написали достойные и захватывающие дух поэмы.
    За время обучения я познакомилась со многими такими произведениями, но больше всех остальных меня впечатлила поэма «Василий Тёркин», что была написана Александром Твардовским. Василий стал спутником практически всех солдат, что были на войне в те тяжелые для всех годы. Главный герой в поэме описан настолько реалистичнно, что многие солдаты писали о том, что именно такой Василий служил в их полку вместе с ними.
    Василий выступает вполне обычным пареньком, который родился на той же родине, что и писатель. На первый взгляд он является обычным и неприметным пареньком, но со временем стал легендой для общественности. Многие солдаты подражали ему во всем и хотели быть на него похожими всеми его поступками. Все приключения его были настолько увлекательны, что многие читатели просили автора написать продолжение поэмы.
    Больше всего мне понравился образ Теркина из-за простоты его поведения, что было очень похожее с любым образом солдата, какому пришлось принимать участие в войне. А также мне понравился герой за его поступки и захватывающие приключения, что пришлось ему пережить.

  9. Весь ужас войны заключается в том, что она заставляет человека смотреть
    в глаза смерти, ставит его постоянно в экстремальные ситуации и, что самое
    ужасное, дает ему возможность выбора: жизнь или смерть. Война вынуждает
    делать самый решающий в человеческой жизни выбор – умереть достойно или
    остаться жить подло. И каждый выбирает свое.
    Человек на войне. Война – это, как мне кажется, для каждого человека противоестественное
    явление. Несмотря на то, что мы живем уже в двадцать первом веке и после
    окончания прошло уже пятьдесят восемь лет, страдание, боль, бедность,
    которую принесла война, хранятся почти в каждой семье. Наши деды проливали
    кровь, давая возможность нам сейчас жить в свободной стране. Мы должны быть
    благодарны им за это. Валентин Распутин – один из писателей, который описывал действительно
    происходившие вещи такими, какими они были на самом деле. Его повесть «Живи и помни» является ярким примером того, как на самом
    деле жили люди во время войны, какие тяготы испытывали. Валентин Распутин
    описывает в этом произведении самый конец войны. Люди уже предчувствовали
    победу, и поэтому у них еще больше возникало желание жить. Одним из таких
    был Андрей Гуськов. Он, зная, что война уже подходит к концу, старался
    выжить любой ценой. Ему хотелось побыстрее вернуться домой, увидеть мать,
    отца, жену. Это желание подавляло все его чувства, разум. Он готов был на
    что угодно. Ему не страшно было ранение, наоборот, он хотел, чтобы его
    легко ранило. Тогда бы его забрали в госпиталь, а оттуда – домой. Его желание осуществилось, но не совсем: он получил ранение, и был
    отправлен в госпиталь. Он думал, что тяжелое ранение освободит его от
    дальнейшей службы. Лежа в палате, он уже представлял себе, как вернется
    домой, и был так уверен в этом, что даже не вызвал родню в госпиталь
    повидаться. Весть о том, что его снова отправляют на фронт, поразила, как
    удар молнии. Все его мечты и планы оказались разрушены в одно мгновение.
    Этого Андрей боялся больше всего. Он боялся, что больше никогда не вернется
    домой. В минуты душевной смуты, отчаяния и страха перед смертью Андрей
    принимает роковое для себя решение – дезертировать, которое перевернуло его
    жизнь и душу, сделало другим человеком. Война покалечила жизни многих.
    Такие люди, как Андрей Гуськов, не рождены для войны. Он, конечно, хороший,
    храбрый солдат, но родился он, чтобы пахать землю, выращивать хлеб, жить со
    своей семьей. Из всех уходящих на фронт он тяжелее всего переживал это:
    «Андрей смотрел на деревню молча и обиженно, он почему-то готов был уже не
    войну, а деревню обвинить в том, что вынужден ее покидать». Но несмотря на
    то, что ему тяжело уходить из дома, он прощается с родными быстро, сухо:
    «То, что приходится обрывать, надо обрывать сразу…» Андрей Гуськов дезертирует осознанно, ради своей жизни, а вот Настёну,
    свою жену, просто заставляет его скрывать, тем самым, обрекая её жить во
    лжи: «Вот что я тебе сразу скажу, Настёна. Ни одна собака не должна знать,
    что я здесь. Скажешь кому – убью. Убью – мне терять нечего. У меня рука на
    это твёрдая, не сорвётся», – такими словами он встречает свою жену после
    долгой разлуки. И Настёне ничего не оставалось делать, как просто
    повиноваться ему. Она была с ним заодно до самой своей смерти, хотя иногда
    её посещали мысли, что это он виноват в её страданиях, но и не только в её,
    а и в страданиях её будущего ребёнка, зачатого вовсе не в любви, а в порыве
    грубой, животной страсти. Этот еще не родившийся ребенок страдал вместе со
    своей матерью. Андрей не осознавал, что этот ребенок обречен прожить всю
    жизнь с позором. Для Гуськова было важно исполнить свой мужской долг,
    оставить наследника, а как это дитя будет жить дальше, его мало волновало. Настёна понимала, что и жизнь ее ребенка, и она сама обречены на
    дальнейший позор и страдания. Выгораживая и защищая своего мужа, она
    решается на самоубийство. Она решается броситься в Ангару, тем самым,
    убивая и себя, и своего еще не родившегося малыша. Во всем этом,
    безусловно, виноват Андрей Гуськов. Этот момент и является той карой,
    которой высшие силы могут наказать преступившего все нравственные законы
    человека. Андрей обречен на мучительную жизнь. Слова Настены: «Живи и
    помни», — будут до конца дней стучать в его воспаленном мозгу. Но нельзя полностью винить и Андрея. Не будь этой страшной войны, ничего
    такого, наверное, не случилось бы. Гуськов и сам не хотел этой войны. Он с
    самого начала знал, что она ему ничего хорошего не принесет, что его жизнь
    будет сломана. Но он, наверное, и не предполагал, что будет сломана жизнь
    Настены и их неродившегося ребенка. Жизнь сделала так, как ей было угодно. Итогом войны для семьи Андрея Гуськова стали три разбитые жизни. Но, к
    сожалению, таких семей было немало, многие из них разрушились. Война унесла очень много жизней. Не будь ее, в нашей стране не было бы
    многих проблем. Вообще война – это ужасное явление. Она уносит много
    дорогих кому-то жизней, разрушает все, что создавалось великим и тяжелым
    трудом всего народа. Мне кажется, что творчество таких писателей поможет нашим современникам
    не утратить нравственных ценностей. Повесть В. Распутина «Живи и помни», —
    это всегда шаг вперед в духовном развитии общества.
    «У войны не женское лицо» Вот как сказал о женщинах, участвующих в Великой Отечественной войне,
    Роберт Рождественский: [pic] Зенитчицы кричали И стреляли… И падали И поднимались снова, Впервые защищая наяву И честь свою (в буквальном смысле слова!) И Родину, И маму, И Москву. «У войны не женское лицо» — этот тезис был верен на протяжении долгих
    столетий. Пережить огонь, ужас войны способны очень сильные люди, поэтому принято
    считать войну мужским делом. Но трагизм, жестокость, чудовищность войны
    заключается в том, что вместе с мужчинами плечом к плечу встают и женщины,
    которые идут убивать и погибать. Сущность войны противоречит человеческой природе, а тем более женской
    природе. Не было на свете еще ни одной войны, которую бы развязали женщины,
    никогда участие их в войне не считалось нормальным и естественным. Женщина на войне – это неисчерпаемая тема. Именно этот мотив проходит
    через повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» Героини этой повести очень разные. Каждая из них уникальна, обладает
    неподражаемым характером и неповторимой судьбой, сломанной войной. Этих
    молодых девушек объединяет то, что они живут ради одной цели. Эта цель –
    защитить Родину, защитить свои семьи, защитить близких им людей. А для
    этого необходимо уничтожить врага. Для некоторых из них уничтожить врага
    означает выполнить свой долг, отомстить за смерть близких и родных им
    людей. Рита Осянина, потерявшая в первые дни войны мужа, производила
    впечатление очень твердой, сильной и уверенной в себе женщины, «у нее была
    работа, обязанность и вполне реальные цели для ненависти. А ненавидить она
    научилась тихо и беспощадно» Война разрушила семью и Жени Комельковой,
    которая, « несмотря на все трагедии, была чрезвычайно общительной и
    озорной» Но в её душе жила ненависть к фашистам, погубившим её семью и её
    саму. Молох войны пожирает все, не зная границ. Он разрушает жизнь людей.
    Но он может уничтожить и душу человека, разрушив, нереальный.
    Фантастический мир, живущий в ней. Галя Четвертак жила в придуманном ею
    мире, сказочном и прекрасном. Она «всю жизнь мечтала о сольных партиях,
    длинных платьях и всеобщем поклонении». Этот созданный ею мир она пыталась
    перенести в реальную жизнь, постоянно что-то выдумывая. «Собственно, это была не ложь, а желание, выдаваемые за
    действительность». Но война, у которой» не женское лицо», не пощадила
    хрупкий мир девушки, бесцеремонно вторгнувшись в него и разрушив его. А
    разрушение его всегда чревато страхом, с которым не смогла справиться
    молодая девушка. Страх же всегда преследует человека на войне: «Кто
    говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Война
    пробуждает в душе человека не только страх -она обостряет все человеческие
    чувства. Женские сердца особенно чувственны и нежны. Рита Осянина внешне
    кажется очень твердой и строгой, но внутри это трепетный, любящий,
    переживающий человек. Её предсмертным желанием было позаботиться о сыне.
    «Сыночек у меня там, три годика. Аликом зовут, Альбертом. Мама очень
    больна, долго не проживет, а отец мой без вести пропал». Но добрые
    человеческие чувства теряют смысл. Война повсюду устанавливает свою
    извращённую логику. Здесь любовь, жалость, сочувствие, желание помочь могут
    принести смерть тому человеку, в чьей душе зарождаются эти чувства. Лиза
    Бричкина, ведомая любовью и желанием помочь людям, гибнет в болоте. Война
    всё расставляет по местам. Она изменяет законы жизни. То, что никогда не
    могло бы произойти в мирной жизни, случается на войне. Лиза Б., выросшая в
    лесу, знавшая и любившая природу, чувствовавшая себя в ней уверенно и
    комфортно, свой последний приют находит именно здесь. Её чистая душа,
    излучающая уют и тепло, тянущаяся к свету, скрывается от него навсегда.
    «Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплёвывала грязь и
    тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила». Соня Гурвич, стремившаяся
    доставить человеку радость, ведомая лишь чистым порывом души, наталкивается
    на немецкий нож. Галя Четвертак рыдает над убитой подругой, когда нельзя
    плакать. Ее сердце переполнено лишь жалостью к ней. Именно так Васильев
    пытается подчеркнуть противоестественность и чудовищность войны. Девушке со
    своими пламенными и нежными сердцами сталкиваются с бесчеловечностью и
    нелогичностью войны «У войны не женское лицо». Эта мысль пронзительно
    звучит в повести, отдаваясь с невыносимой болью в каждом сердце. Бесчеловечность войны и противоестественность подчеркивается образом
    тихих зорь, символизирующих вечность и красоту в том краю, где рвутся
    тоненькие ниточки женских жизней «Положил ведь я вас, всех пятерых
    положил…». Васильев « убивает» девушек, чтобы показать невозможность
    существования женщин в условиях войны. Женщины на войне совершают подвиги, ведут в атаку,
    спасают от смерти раненых, жертвуя собственной жизнью. Они не думают о
    себе, спасая других. Чтобы защитить Родину и отомстить за родных им людей,
    они готовы отдать последние силы. «А немцы ранили ее вслепую, сквозь
    листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она
    стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому
    что вместе с кровью уходили и силы». Они погибают, и теплота, любовь,
    таящаяся в их сердцах, навсегда ложатся в сырую землю: Мы не ждали посмертной славы, Не хотели со славой жить. Почему же в бинтах кровавых Светлокосый солдат лежит? (Ю. Друнина. «Зинка») Предназначение женщины, дарованное ей природой, извращается в условиях
    войны. А женщина — это хранительница очага, продолжательница рода, которая
    является символом жизни, тепла и уюта. Рыжая Комелькова с волшебными
    зелеными глазами и удивительной женственностью, кажется, просто создана для
    продолжения рода. Лиза Б., символизирующая дом, очаг, создано для семейно
    жизни, но этому не суждено сбыться… Каждая из этих девушек « могла
    нарожать детишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой
    ниточки. Маленькой ниточки бесконечной пряже человечества, перерезанной
    ножом». В этом заключается трагизм судьбы женщины на войне Но мужчины, выжившие в войне на всегда останутся с вечным комплексом
    вины перед ними. Мужчины не смогли подарить им любовь, не смогли защитить
    их. Поэтому Васильев спрашивает, оправданы ли такие жертвы на войне, не
    слишком ли это дорогая цена победы, ведь утерянные ниточки женских жизней
    никогда больше не сольются с общей пряжей человечества? «Что же это вы,
    мужик мам наших от пуль защитить не могли? Что же это вы со смертью их
    оженили, а сами целенькие?» Вы повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» мы
    можем посмотреть на войну глазами женщины. Истинное восхищение вызывают
    подвиги женщин, которые становятся еще более значимыми, так как совершены
    хрупкими созданиями. Я читала воспоминания одной женщины, она рассказывала о том, что во
    время войны как-то вышла из дома, а когда вернулась, на его месте увидела
    лишь огромную яму-последствие сброшенной немецким самолетом бомбы. Погибли
    муж и дети. Не было смысла продолжать жить, и эта женщина пошла на фронт в
    штраф батальон, надеясь погибнуть. Но выжила. После войны у нее снова
    появилась семья, но наверняка ничто никогда не заглушит ту боль, которую
    причинила война. И, наверное, каждая женщина, пережившая войну, всю
    оставшуюся жизнь не сможет от нее освободиться. Часть ее души на всегда
    останется там… Женщины, сложив свои головы ради великого дела, сделали победу
    возможной, приблизили ее. Но гибель каждой женщины на войне это трагедия.
    Вечная слава и память им!
    «Война – жесточе нету слова…» В произведениях наших писателей – солдатов, прошедших эту войну,
    показаны самые разные люди и борьба каждого из них с врагами. Их
    произведения — это реальность войны. Перед нами предстают люди, неожиданно
    выхваченные войной из мирной жизни и знающие о ней только по книгам. Сталкиваясь каждый день с мучительными нравственными проблемами, они
    должны немедленно решать их, и от этого решения часто зависит не только их
    собственная судьба, но и жизни других людей. В повести Ю. Бондарева «Последние залпы» лейтенанту Алешину идти по
    передовой под трассами и огнем танков страшно, но он даже не представляет
    себе, как можно не выполнить приказ, в то время как солдат Ремешков
    начинает умолять командира не посылать его под этот огонь. Желание жить
    побеждает в таком человеке все нравственные понятия о долге по отношению к
    своим товарищам и Родине. Но я думаю, что мы не вправе осуждать этих людей,
    не испытав то же, что и они. Право на это имеют лишь люди, оказавшиеся в
    той же ситуации, но не забывшие о своей чести. Ни на минуту не забывает о своих подчиненных и капитан Новиков. Ему, как
    и Борису Ермакову из повести «Батальоны просят огня», приходится быть
    иногда даже жестоким по отношению к нескольким во имя многих. Разговаривая
    с лейтенантом Ерошиным, Борис понимает, что суров к нему, но никакого
    раскаяния не ощущает: «на войне нет места сантиментам». Капитан Новиков мог
    бы взять с собой на передовую любого другого, а не Ремешкова, но он берет
    именно его, несмотря на все просьбы. И назвать его бессердечным в данном
    случае просто невозможно: на нем лежит ответственность за столько жизней,
    что жалость к трусу выглядит просто несправедливостью. На войне рисковать
    жизнью одного человека ради многих – оправданно. Другое дело, когда на
    гибель обрекаются сотни людей, выполнявших свой долг с верой в то, что
    помощь придет, и не дождавшихся ее потому, что гораздо удобнее оказалось
    использовать их в роли «отвлекающих внимание немцев», чем продолжать
    наступление вместе сними. И полковник Иверзев, и Гуляев принимают этот
    приказ без протеста, и, хотя приказ есть приказ, это их не оправдывает.
    Ведь самое главное – то, что они, получается, просто обманули людей,
    которые им верили. И умирать без веры было самое ужасное. Поэтому, я думаю,
    люди, которые пытались убежать от ползущих прямо на них танков, не могут
    быть подвергнуты нашему осуждению. Они имели на это право, потому что
    считали свою гибель бессмысленной. На самом деле «никакие из человеческих
    мук не бессмысленны в этом мире, тем более солдатские муки и солдатская
    кровь», так думал лейтенант Ивановский из повести В. Быкова «Дожить до
    рассвета», но он понимал, что уже обречен, в то время как люди из батальона
    Бориса Ермакова не верили в свою гибель. В той же повести Ю. Бондарева описывается еще один случай,
    подчеркивающий бесценность жизни человека на войне. Жорка Витьковский
    приводит к командиру пленного власовца, который стрелял в своих, русских.
    Конечно, пощады ему не видать. «Пощадите меня…еще не жил я…Не своей
    волей…У меня жена с ребенком…Товарищи…» – умоляет пленник, но никто
    его даже не слушает. Батальон в таком тяжелом положении, что командирам
    просто не до жалости к человеку, предавшему свою Родину, их не интересует,
    по какой причине он это сделал. Ни Жорка, расстрелявший этого власовца, ни
    Борис, отдавший этот приказ, никакой жалости к нему не испытывают.Проблема нравственного выбора. Возможно, через много лет люди вновь вернутся к теме Великой
    Отечественной войны. Но они смогут восстановить события, лишь изучив
    документы, мемуары. Это будет потом… А сейчас ещё живы те, кто мужественно встал на защиту нашей страны летом
    1941 года. Ещё свежи воспоминания об ужасах войны в их сердцах. Таким
    человеком можно назвать и Василя Быкова. В. Быков изображает войну и человека на войне – «без прикас, без
    бахвальства, без лакировки, – какова она есть». В его произведениях нет
    напыщенности, излишней торжественности. Автор пишет о войне как очевидец, как человек, испытавший и горечь
    поражений, и тяжесть потерь и утрат, и радость победы. Его, по собственному
    признанию, интересует не технология боя, а нравственный мир человека,
    поведение его на войне в кризисных, трагических, безвыходных ситуациях. Его
    произведения объединяет одна общая идея – идея выбора. Выбора между
    смертью, но смертью героя, и трусливым, жалким существованием. Писателя
    интересует то жестоко -суровое испытание, которое должен пройти каждый из
    его героев: сможет ли он не щадить себя, чтобы выполнить свой долг перед
    Родиной, свои обязанности гражданина и патриота? Война и была такой
    проверкой человека на прочность идейную и моральную. На примере повести Быкова «Сотников» мы рассмотрим трудную проблему
    героического выбора. Два главных героя, два партизана… Но как они
    различаются по своему мироощущению! Рыбак – бывалый партизан, рисковавший своей жизнью не один раз.
    Сотников, вызвавшийся на задание отчасти из-за своего самолюбия. Больной,
    он не захотел рассказать об этом командиру. Рыбак спросил, почему он
    смолчал, тогда, как два других отказались, на что Сотников ответил: «Потому
    и не отказался, что другие отказались». С первых строк повести, кажется, что оба героя до самого конца будут
    играть положительную роль. Они храбры, готовы пожертвовать своей жизнью
    ради цели, с самого начала чувствуется их довольно доброе отношение друг к
    другу. Но постепенно ситуация начинает меняться. Быков медленно раскрывает
    характер Рыбака. Первые признаки чего-то настораживающего появляются в
    сцене разговора с деревенским старостой. Рыбак собрался расстрелять
    старика, но, узнав, что не ему первому это пришло в голову, тушуется («…
    он не хотел уподобляться кому-то. Свои намерения он считал справедливыми,
    но, обнаружив чьи-то, похожие на свои, воспринимал собственные уже в
    несколько другом свете»). Это первый штрих в формировании образа Рыбака. Ночью Рыбак и Сотников натыкаются на полицаев. Поведение Рыбака – второй
    штрих. Быков пишет: «Как всегда, в минуту наибольшей опасности каждый
    заботился о себе, брал свою судьбу в собственные руки. Что до Рыбака, то
    который уже раз за войну его выручали ноги». Сотников отстает, попадает под
    обстрел, а его напарник бежит, спасая свою шкуру. И лишь одна мысль
    заставляет Рыбака вернуться: он думает о том, что он скажет товарищам,
    которые остались в лесу… На исходе ночи партизаны доходят до очередной деревеньки, где их прячет
    женщина с детьми. Но и тут их обнаруживают полицаи. И снова одна мысль у
    Рыбака: «… вдруг ему захотелось, чтобы первым поднялся Сотников. Все –
    таки он ранен и болен, к такому же именно он кашлем выдал обоих, ему куда с
    большим основанием годилось сдаваться в плен». И выбраться с чердака его
    заставляет лишь страх перед смертью. Штрих третий. Самым же ярким, содержательным эпизодом является сцена допроса. И как же
    различается поведение героев! Сотников мужественно терпит пытки, но даже мысль не промелькнула в его
    голове о том, чтобы предать товарищей. Сотников не боится ни смерти, ни
    своих мучителей. Он не только пытается взять на себя вину других и тем
    спасти их, – для него важно достойно умереть. Его главная цель – положить
    душу «за други своя», не стараясь купить себе мольбами или предательством
    недостойную жизнь. А Рыбак? С самого начала допроса он лебезит перед следователем, с
    готовностью отвечает на вопросы, хотя и пытается приврать. Рыбак, всегда
    прежде находивший выход из любого положения, пытается перехитрить врага, не
    понимая, что, встав на подобный путь, он неминуемо придет к предательству,
    потому что собственное спасение уже поставил выше законов чести,
    товарищества. Оказавшись в безвыходной ситуации, Рыбак перед лицом
    неминуемой смерти струсил, предпочтя звериную жизнь человеческой смерти. Когда следователь Портнов предлагает ему стать полицаем, Рыбак
    задумывается над этим. «Сквозь минутное замешательство в себе он вдруг ясно
    ощутил свободу, простор, даже легкое дуновение свежего ветра в поле». Он
    стал лелеять надежду на то, что ему удастся бежать. В подвале герои снова
    встречаются. Рыбак просит Сотникова, чтобы тот подтвердил его показания. В
    его голову прокрадывается позорная мысль: «… если Сотников умрет, то его,
    Рыбака, шансы значительно улучшатся. Он сможет сказать, что вздумается,
    других здесь свидетелей нет». Он понимал всю бесчеловечность своих мыслей,
    но то, что ему от этого будет лучше, затмевало все «против». Рыбак утешал
    себя тем, что, если вывернется, рассчитается за жизнь Сотникова и за свои
    страхи. И вот наступает день казни… Вместе с партизанами на виселицу должны
    пойти и ни в чем не повинные люди: женщина, укрывавшая их, деревенский
    староста, еврейская девочка Бася. И тогда Сотников принимает единственное
    верное для себя решение. На ступенях виселицы он признается в том, что
    является партизаном, что это он прошлой ночью ранил полицая. Рыбак же
    полностью раскрывает свою сущность, делая отчаянную попытку сохранить свою
    жизнь. Он соглашается стать полицаем… Но это ещё не все. Рыбак
    переступает последнюю грань, когда собственноручно убивает своего товарища. Финал повести. Рыбак решает повеситься. Его мучает совесть, которую он
    не смог заглушить. Спасая себя, он не только казнит бывшего товарища – у
    него не хватает решимости даже на иудину смерть: символично, что повеситься
    он пытается в уборной, даже в какой – то миг почти готов броситься головой
    вниз – но не решается. Однако духовно Рыбак уже мертв («И хотя оставили в живых,
    но в некотором отношении также ликвидировали»), и самоубийства все равно не
    спасло бы его от позорного клейма предателя. Но даже тут Быков показывает нам, что раскаяние не было искренним: решив
    умереть, Рыбак не может расстаться со столь ценной для него жизнью, ради
    которой он предал самое святое – воинскую дружбу и свою честь. Герои Василя Быкова преподают нам уроки чести, мужества, человечности.
    Человек всегда должен делать выбор – война делает этот выбор трагическим.
    Но суть остается той же, она не меняется, так как любимые герои Быкова
    следуют лишь зову своего сердца, поступают честно и благородно. И только
    тогда человека можно назвать «героем» в самом лучшем смысле этого слова. «Никакой человек … не может быть средством или орудием ни для блага
    другого лица, ни для блага целого класса, ни, наконец, для так называемого
    общего блага», – писал Владимир Соловьев. На войне люди становятся именно
    таким средством. Война – это убийство, а убивать – значит нарушать одну из
    заповедей Евангелия – убивать безнравственно. Поэтому на войне встает еще одна проблема – сохранить человеческое
    достоинство. Однако многим помогает выжить, остаться сильным духом и
    верующим в достойное будущее именно идея – никогда не предать собственных
    принципов, сохранить в себе человечность и нравственность. И если человек
    воспринял эти законы как цель своей жизни и ни разу не нарушил их, ни разу
    не « положил совесть в карман», то ему легче будет выжить на войне.
    Примером такого человека является герой повести Вячеслава Кондратьева
    «Сашка». Он, бывая в сложнейших ситуациях, нередко вставал перед тяжелейшим
    выбором, но всегда оставался человеком и выбирал нравственность. Сашка живет честно, так, чтобы «людям в глаза посмотреть не стыдно
    было». Он отзывчив, человечен, готов идти на смерть, если это поможет
    другому. Доказательством этих качеств Сашки являются все его поступки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *