Сочинение на тему великий поэт пушкин

16 вариантов

  1. Одна из моих любимых сказок – «Сказка о царе Салтане». Мама читала мне ее перед сном и я оказывался в волшебном, завораживающем мире. Эту сказку я мог слушать каждый вечер, она мне совсем не надоедала. Сейчас я стал старше, мне стала ближе лирика поэта. Такие стихи, как «Признание», «Желание», «Анчар» не могут оставить равнодушным никого.
    Пушкин одинаково хорошо писал и о любви, и о природе, и о войне, и о свободе. Его образы полноценны и объемны, все они несут определенный посыл. Поэт учит нас честности, щедрости, верности своим принципам. Он воспевает в своих произведениях лучшие душевные качества, призывая не терять их, какими бы ни были обстоятельства.
    Хорошим примером этому можно считать «Капитанскую дочку». Главный герой произведения, Петр Гринев, хоть и вырос в аристократической семье, не был испорчен. У него была добрая и честная душа, а еще он оказался верным долгу и очень отважным. Такие герои всегда восхищают читателя, с них хочется брать пример.
    Просто и красиво Пушкин доносит до читателя свои мысли и чувства. Его язык очень гармоничен и понятен каждому. Поэт не является сторонним наблюдателем происходящего, он всегда искренне сопереживает своим героям и заставляет сопереживать нас.
    Произведения Александра Сергеевича во все времена входили в школьную программу и не зря. Они многому нас учат, заставляют любить и гордиться родным языком, настолько красиво они сложены. Этот поэт уникален и, думаю, навсегда останется таковым, он «памятник себе воздвиг нерукотворный…».

  2. Наверное, на этой земле не существует ни одного человека, который бы не слышал о великом русском писателе Александре Сергеевиче Пушкине. Каждый из нас, будь то, взрослый или ребенок знаком с его творчеством.
    Еще с детства мне полюбились его сказочные герои. Из каждой его сказки можно вынести урок, который пригодиться в дальнейшей жизни.
    Александр Сергеевич настоящий творческий волшебник, в его сказках добро всегда берет верх над злом.
    Моей любимой сказкой, конечно же является сказка о золотой рыбке. Эта сказка научила меня довольствоваться необходимым, не быть жадным и знать меру в своих желаниях и запросах.
    В своих гениальных произведениях Александр Сергеевич поднимает извечные темы свободы, любви и дружбы, затрагивает насущные проблемы общества. Он восхваляет честность и трудолюбие.
    Пушкин обладал огромным талантом донести до читателя главное, глубоко проникнуть в душу и навсегда остаться в ней. У этого талантливого писателя множество интересных и незабываемых произведений. В каждом своем шедевре он растворялся полностью.
    Особенно приятно читать его стихи, наполненные романтизмом и любовью. Часто, в памяти всплывают великолепные строчки из его стихотворений. Они вдохновляют, наполняют энергией, обладают силой исцеления.
    Если бы не трагическая гибель поэта на дуэли, литература была бы еще больше заполнена его поучительными шедеврами. Пушкин, несмотря на то, что прожил короткую жизнь, покорил тысячи сердец благодарных читателей.
    Читая его произведения моя жизнь наполняется смыслом, мои мысли приобретают правильное направление. Хотелось бы, чтобы этот легендарный человек жил вечно и дарил миру все новые и новые гениальные произведения.
    Пушкин – величайший, талантливый писатель. Он навсегда останется в моей душе и памяти.

    Мой Пушкин сочинение

    С Пушкиным мы все знакомимся ещё в раннем детстве. И это знакомство продолжается всю сознательную жизнь. Пушкин – мой любимый поэт. У него лёгкий слог и стихи легко запоминаются. У моей мамы была большая книга произведений Пушкина. Это был подарок, и она им очень дорожила. Оттуда она мне по вечерам читала стихи.

  3. Пушкин, Александр Сергеевич –
    Биография и творчество
    Великий русский писатель – Александр Пушкин Творчество А. С. Пушкина, величавшего русского поэта, составило целую эпоху в развитии нашей культуры. В личности поэта воплотилась духовная мощь нашего народа, его свободолюбие, многосторонняя одаренность и могучая творческая сила, поражает необычная разносторонность дарования поэта. Он выступает и как лирик, и как драматург, и как писатель, широко и глубоко освещавший жизнь человеческого общества и внутренний мир человека. Поэт стал выразителем передовых взглядов своего века, певцом поэтических свобод. Будучи автором пламенных гражданских стихов, горячо откликаясь на жгучие вопросы современности, Пушкин всегда оставался “художником”, облекая свои свободолюбивые идеи в замечательную художественную форму. Для подтверждения этого обратимся к его творческой биографии. Родившись в семье, где интересовались литературой и театром, которую посещали лучшие писатели того времени, с самого малолетства Пушкин невольно вошел в литературный круг родительского дома. Огромную роль в жизни будущего поэта сыграла простая русская женщина, мастерица народной речи, хранительница неисчерпаемых запасов народных сказок и песен, няня Арина Родионовна. Ей Пушкин впоследствии посвятил прекрасные строки:
    Подруга дней моих суровых,
    Голубка дряхлая моя!
    Особое место в жизни поэта заняли года, прожитые в лицее. Именно здесь под влиянием дружеских бесед, прогулок по садам, впечатлений от искусства и природа Царского Села раскрылся его поэтический талант. Лицей подарил Пушкину красоту мира, любовь к родине, друзей. Вот, например, что Пушкин написал о Дельвинге:
    Дай руку, Дельвинг! что ты спишь?
    Проснись, ленивец сонный!
    Ты не под кафедрой сидишь,
    Латынью усыпленный.
    Именно в лицее юный поэт познал всепоглощающую силу первой любви:
    Вот страсть, в которой я сгораю!..
    Я вяну, гибну в цвете лет,
    Но исцелиться не желаю…
    Все это наполнило душу светлым, радостным чувством, которое не угасло в его творчестве никогда. Вольнолюбие Пушкина с особой силой проявилось в первые годы после окончания лицея, в Петербурге поэт ощутил полноту жизни, с увлечением отдался искусству, сблизился с самыми передовыми людьми своего времени, вошел в круг вольномыслящей молодежи. Одними из самых смелых и значительных стихотворений этих лет являются ода “вольность”, стихотворение “деревня” и “к Чаадаеву”. Петербургский период жизни и творчества закончился созданием поэмы “Руслан и Людмила”, в которой отразилась жизнерадостность поэта, его вера в победу справедливости, добра и красоты. Жизнь на Кавказе и в Крыму ускорило творческое развитие Пушкина. Живые и разнообразные южные впечатления широко вошли в его стихотворения и поэмы. Дружественная атмосфера и романтические настроения способствовали плодотворной работе: на юге Пушкин создал несколько поэм (“Кавказский пленник”, “Братья-разбойники”, “Бахчисарайский фонтан”), начал писать “Цыганы” и роман в стихах “Евгений Онегин”. Осенью 24 г. Пушкин простился с южным краем России чудным своим стихотворением “К морю”:
    Прощай, свободная стихия!
    В последний раз передо мной
    Ты катишь волны голубые
    И блещешь гордую красой.
    За южной ссылкой последовало второе изгнание. Пустота и однообразие деревенского быта в Михайловском действовали на Пушкина угнетающе, поэтому творчество его было первоначально проникнуто глубокой печалью. Прилив творческого вдохновения наступил после приезда в Михайловское его лицейских друзей: лирическим шедевром этого времени явилось знаменитое стихотворение “К***”, положенное впоследствии на музыку Глинки:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    В это же время Пушкин философски обобщил смысл жизни и творчества. Могучее возрождение души, сознание полноты и зрелости его духа воплотились в стихотворении “Пророк”. Но наиболее значимым произведением поэта, целиком написанном в Михайловском, явилась историческая трагедия “Борис Годунов”. Нельзя не сказать о жизни поэта после ссылки. Приезд Пушкина в Москву был воспринят современниками как важнейшее событие в жизни общества, а знакомство с семнадцатилетней Натальей Гончаровой на одном из обычных московских балов перевернуло всю его жизнь. Эта юная красавица воплотила в себе предел поэтических мечтаний:
    Исполнились мои желанья. Творец
    Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна.
    Чистейший прелести чистейший образец!
    Возвратившись в Петербург, Пушкин объединился со своими лицейскими друзьями с целью создания “Литературной газеты”. Получив согласие на брак с Н. Гончаровой, он принял решение ехать в Болдино, чтобы войти во владение имением. Нужно сказать, что пребывание в Булдино отмечено невиданным взлетом пушкинского гения: здесь он закончил роман “Евгений Онегин”, написал “Повести Белкина”, “Историю села Горюхина”, несколько небольших драматических произведений, названных в одном из его писем “маленькими трагедиями”, продолжил народно-лирическую драму “Русалка” и несколько прекрасных лирических стихотворений. После венчания в Москве Пушкин вместе с женой переехал в Петербург, где усердно работал над большими прозаическими произведениями (роман “Дубровский”, повесть “Пиковая дама”, повесть “Капитанская дочка”). Последние годы жизни поэта небыли радостными: светское общество не смогло простить его гениальности. Пушкина травили черной завистью, клеветой, сплетнями:
    Я слышу вкруг меня жужжанье клеветы.
    Решенья глупости лукавой.
    И шепот зависти …
    Ценой огромных усилий Пушкин начал работу над созданием литературного журнала “Современник”, в котором поэту удалось собрать крупнейших писателей страны, осветить жизнь всех народов и народностей. Но конфликтная ситуация, сложившаяся вокруг его семьи, не дала возможности осуществить все творческие замыслы. Пушкин был вызван на дуэль, первым же выстрелом его ранило. Рана оказалась смертельной … Смерть поэта вызвала волну возмущений среди разных слоев русского общества. Первым эхом этого ужасного события явились строки:
    Погиб поэт! Невольник чести
    Пал, оклеветанный молвой,
    С свинцом в груди и жаждой мести,
    Поникнув гордой головой.
    Из стихов, посвященных Пушкину, можно составить тома антологий, но не прерывается и не прервется никогда плетения венка славы великому поэту России. Пушкин вечен, у каждого есть свой Пушкин, а это позволяет разглядеть и то, что в Пушкине видит каждый, и то, что видит каждый.

  4. Страница: [ 1 ] 2
    Александр Сергеевич Пушкин — великий русский национальный поэт, прозаик, драматург. Его творчество стало воплощением свободолюбия, патриотизма и могущественных творческих сил русского народа. Гений Пушкина стоит рядом с источниками русской литературы XIX столетия. Его творческая жизнь начинается в годы национально-патриотичного подъема, вызванного войной 1812 года. Уже в лицее, в котором поэт учился с 1811 до 1817 года, он ведет активную литературную жизнь. Лицейская поэзия Пушкина поражает, прежде всего, своей жизнерадостностью, прославлением радости жизни. Веселье, любовь, дружба — наиболее частые мотивы его поэзии этого периода.
    Среди своих учителей поэт сам называет Гомера, Вергилия, Горация. Чрезвычайно высоко он оценивает Вольтера и Мольера. Пушкин родился и жил в эпоху больших социальных, политических, культурных изменений и потрясений. Великая Французская революция своим влиянием захватила всю Европу, если не весь мир. В 1836 г. Пушкин писал:
    Вспомните, О, друзья…
    Чему свидетели мы были!
    Игралища таинственной игры,
    Метались растерянные народы,
    И высились, и падали цари;
    И кровь людей то славы, то свободы,
    То гордости багрила алтари.
    Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771-1848), был выходец из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) им было унаследовано очень мало, но и эту часть он забросил, абсолютно не интересуясь хозяйственными делами. Служил он в Московском комиссариате, но службой тоже не был заинтересован. Среди его знакомых было много писателей, а брат, Василий Львович, стал популярным как поэт. В доме Пушкина интересовались литературой, а сам Сергей Львович являлся сторонником французских классиков и писал французские и русские стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникам. Мать Пушкина, Надежда Иосифовна, урожденная Ганнибал, происходила от Ганнибала, петровского «арапа», изображенного в романе Пушкина.
    В воспитании Пушкина отсутствовала какая-либо системность. Французы-гувернеры, которые сменялись, случайные учителя не могли иметь глубокого влияния на ребенка, и он в значительной мере был предоставлен самому себе. Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки. Кроме Александра у Пушкиных были дети — старшая дочь Ольга и младший сын Лев. Родители не уделяли много внимания детям. Его брат писал со временем о детских годах Александра: «До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме.
    Страсть к поэзии появилась у него очень рано: на восьмом году, умея уже читать и писать, он составлял на французском маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще воспитание его мало включало в себя русского». В 1810 году возник проект создания привилегированного учебного заведения — лицея в Царском Селе, при дворце Александра І. Отец Пушкина, который имел влиятельные знакомства, решил отдать туда своего сына Александра. 19 октября был торжественно открыт лицей, и с этого дня началась жизнь Пушкина-Лицеиста. Лицей был закрытым учебным заведением, в него было принято лишь 30 учеников. Это были деть дворян со средним достатком, которые имели служебные связи. В лицее Пушкин увлекался поэзией, особенно французской, за что и получил прозвище «француз».
    Среди лицеистов проводились своеобразные соревнования, и Пушкин продолжительное время побеждал в стихосложении. Из русских поэтов Пушкину нравился Батюшков и вся группа писателей, которые объединились вокруг Карамзина. С этой группой Пушкин был связан через семейные отношения, в частности, через дядю, который входил в нее. В доме Карамзина, который находился в Царском Селе, Александр познакомился с Жуковским и Вяземским, их влияние особенно отразилось на творчестве Пушкина начиная с 1815 года. Любимым поэтом Пушкина был Вольтер, именно ему Пушкин был обязан склонностью к сатире, впрочем, как и литературной борьбе Карамзина и шутливым сатирам Батюшкова.
    После окончания лицея Пушкина был назначен в коллегию иностранных дел. Первым известнейшим произведением поэта стала написанная в 1818 году ода «Вольность», где соединились традиции классицизма и новый, романтический пафос. Идеей патриотизма, любви к отчизне проникнуты поэзии «К Чаадаеву», «Село». Вместе с тем они наполнены выразительной критикой тогдашней действительности. Именно в эти годы за Пушкиным закрепилась слава первого поэта свободы. Пушкин закончил лицей как раз в период реструктуризации тайных организаций. В 1816 году было основано первое революционное сообщество «Союз Спасения».
    Расширению политического мировоззрения Пушкина оказывало содействие знакомство с Николаем Тургеневым, горячим приверженцем освобождения крестьян, Чаадаевым, частое общение с лицейским товарищем — Пущиным, который вступил в тайное общество, многочисленными представителями либерального офицерства, с которыми Пушкин познакомился еще в лицее. В марте 1819 года он вступил в литературное общество «Зеленая лампа», в котором распространяются либеральные идеи пи критика Александровского режима.
    В этот период Пушкина написал политические стихи: «Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818), «Сказки» (1818), «Село» (1819). В этих стихах мы видим влияние на Пушкина умеренно-либеральных идей. Стихи Пушкина стали орудием литературной пропаганды в руках членов тайных организаций. Они распространялись в народе, особенно среди офицерства, и создали славу Пушкину не меньшую, чем его произведения, которые появлялись в печати. В те годы Пушкин увлекался театром. У Пушкина возникают связи в театральном мире. Он принят в круг Шаховского. За два года — 1818 и 1819 — Пушкин напечатал только шесть стихов, но усиленно работал над «Русланом и Людмилой».
    В ссылке. За вольнодумство Александр І решает сослать Пушкина в Сибирь или на Соловки, но благодаря ходатайству Карамзина приговор было смягчен: Пушкина высылают в Екатеринослав, откуда из-за болезни он отправляется вместе с семьей генерала Раевского на Кавказ и Крым. Канцелярию, в которой служил Пушкин, переводят в Кишинев. В июне 1823 г. благодаря помощи друзей Пушкин переведен на службу в Одессу, откуда по распоряжению Александра І выслан в Михайловское, куда и прибыл 9 августа 1824 г. В это время в Михайловском находилась семья Пушкиных.
    Отец взял на себя полицейские обязанности по надзору за сыном. Этот период был временем усиленного творчества.
    В Михайловском продолжалась работа и над романом «Евгений Онегин» (было написано 4 раздела, коренным образом изменен план романа), закончена работа над поэмой «Цыгане», написана шутливая поэма «Граф Нулин». В этот период своего творчества, который можно назвать романтическим, Пушкин создал цикл поэм («Кавказский пленник», « Братья-Разбойники», «Бахчисарайский фонтан»), начал писать социально-психологический роман в стихах «Евгений Онегин». Будто итоговым произведением жизни на юге стала поэзия «К морю», в которой поэт прощается с морской стихией, которая стала для него символом свободы.
    В Михайловском гений Пушкина достиг зрелости, в его творчестве уже доминирует реалистическая струя. Именно тогда были написаны народная драма «Борис Годунов», много шедевров пушкинской лирики. 14 декабря 1825 г. во время восстания декабристов Пушкина остался в стороне от заговора и расправы, но в бумагах каждого из декабристов находились его стихи. Правительство нового царя Николая І искало способ обезоружить Пушкина, поэтому пошло путем либерализации отношений с поэтом. 8 сентября 1826 г. Пушкин прибыл в Москву и в этот же день был представлен Николаю І. Результаты этой встречи были таковы: Пушкин получил свободу передвижения, произведения его поступали на цензуру самому Николаю І, а посредником назначался шеф жандармов Бенкендорф. В 1829 году Пушкин приезжает из Петербурга в Москву и сватается к Наталье Николаевне Гончаровой, но получает отказ. Пушкин уезжает на Кавказ.
    Возвращение Пушкина с Кавказа было принято с большим негодованием, Николай І требовал объяснений.
    Страница: [ 1 ] 2

  5. О лирике Пушкина говорить трудно. Как объединить вместе множество таких разных во всех отношениях стихотворений? Стихотворений, объединяемых, кажется, лишь одним — именем автора?
    Решить эту задачу помогает сам поэт. Есть у него произведения, подводящие своеобразный итог всему творческому пути. Одно из них — новелла «Египетские ночи». В ней русский поэт Чарский дает приезжему гастролеру- итальянцу тему для стихотворной импровизации: «Поэт сам избирает предметы для своих песен; толпа не имеет права управлять его вдохновением». Чарский тяжело переживает мучительную зависимость от читателей, требующих, чтобы поэзия поучала и воспитывала их, и желает найти поддержку в своих сомнениях у итальянского импровизатора. В стихотворении, произнесенном итальянцем, поэт объясняет бесцельность, с точки зрения толпы, своей деятельности:
    …Что ветру и орлу
    И сердцу девы нет закона.
    Таков поэт: как Аквилон
    Что хочет, то и носит он…
    И далее итальянец говорит о «быстроте впечатлений», которые производит на поэта окружающий мир.
    Такое же понимание деятельности поэта находим в стихотворении «Эхо». Всякое впечатление бытия порождает в творческом сознании поэта «отклик», «ответ»:
    Тебе ж нет отзыва…
    Таков и ты, поэт! —
    заканчивает Пушкин стихотворение, уподобляя поэта- лирика эху. Перечисленные «впечатления»: охота на зверя, гром, пение девы, буря и водные валы, сельские пастухи — все это темы для лирики и, отметим, с известной
    точки зрения, темы весьма мелкие. Ведь здесь нет ни политики, ни морали, ни того, что бы воспитывало. Именно в отсутствии «гражданственности» упрекали Пушкина критики — декабристы, а после смерти поэта — и революционные демократы, особенно Писарев.
    Лирическая стихия пронизывает все крупные стихотворные формы Пушкина, поэтому и «Руслан и Людмила», и «Евгений Онегин», и «Домик в Коломне» вызывали упреки в болтовне, в отсутствии связи картин, отсутствии общей мысли. Но в этом суть лирики, тем более пушкинской. Все проявления жизни равны перед поэтом и равно достойны стать предметом его лирического шедевра.
    В этом смысл прекрасной фразы из 5-й статьи Белинского о Пушкине: «Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической, — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». Последнее слово в обыденной речи часто понимают мелко: как доброе, милосердно-жалостливое отношение к человеку. Вот определение гуманности из новейшего философского словаря: «Гармоническое развитие свойственных человеку ценностных способностей чувства и разума», «высшее культурное и нравственное развитие» их «в эстетически законченную форму». То есть гуманность — это красота, и формула Белинского тавтологична: красота оказала лелеющее действие на душу критика-демокра- та. И он прав и глубок в своем определении: ценностные способности чувства и разума поэта — вот источник многообразия пушкинской лирики, уникальная способность Пушкина самый ничтожный и низкий предмет превратить в венец создания.
    Я считаю, что деление лирики Пушкина на темы (дружбы, свободы и т. д.) неплодотворно, ибо всегда избирательно. Об этом свидетельствует применение к Пушкину понятия «лирический герой». Если понимать под этим литературоведческий термин, то в лирике Пушкина лирического героя нет. Лирический герой предполагает единство авторского сознания, его сосредоточенность на определенном круге проблем, настроений и т. п. Но главное, что личность — не только субъект, но и объект произведения, его тема. Для Пушкина-лирика такая сосредоточенность на теме собственного Я не характерна, в отличие от Тютчева, Фета и особенно Лермонтова. Для Пушкина его собственное Я — одна из тем, одно из проявлений равноценного во всех своих проявлениях мира. Сказать, каков был человек, написавший стихотворения «Поэту» («Поэт! не дорожи любовию народной…»), «К вельможе», «Бесы», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Ответ Анониму», «Миг вожделенный настал» (берем подряд стихи 1830 года), на основании содержания этих стихов невозможно, ибо здесь не видно единства личности. Точнее, оно есть, но самое общее — это носитель творческого сознания, субъектная призма, обладатель «магического кристалла». Вот пушкинская формула: «Все волновало нежный ум». Зато у Лермонтова, Блока, дореволюционного Маяковского единый лирический герой проявлен вполне определенно.
    Анализ одного стихотворения, выбранного из множества, начинается с обоснования этого выбора. Трудно поверить современному школьнику или абитуриенту, заявляющему: «Мое любимое стихотворение Пушкина — «К Чаадаеву». Поэтому мы предложим в качестве образца анализа «взрослое» стихотворение Пушкина, о котором вряд ли упоминают в школе, но для такого анализа важно, чтобы выбранная лирическая миниатюра что-либо «говорила» уму и сердцу.
    В 30-е годы Пушкин мало печатал стихотворений, работал над прозой, выступал как драматург, историк, журналист и критик. Лирика этого времени стала известна лишь после смерти поэта.
    Осталось в рукописях и стихотворение, начинающееся строкой «Не дорого ценю я громкие права…» и имеющее взятый Пушкиным в скобки заголовок «Из Пинде- монти». Пиндемонти — современный Пушкину итальянский поэт, и заголовок указывает, что стихотворение или его основные идеи заимствованы. Но исследователи не нашли у Пиндемонти ничего подобного пушкинской
    миниатюре. Выходит, что поэт, даже не собираясь публиковать стихотворение, даже в рукописи, для себя, стремился скрыть свое авторство. Стихотворение воспевает свободу, но понимание ее вовсе не такое, как в вольнолюбивых стихах 15-летней давности. Там свобода понималась прежде всего как политическая. «Из Пинде- монти» даже сейчас поражает откровенностью проповедуемой в нем полной аполитичности и поэта и человека. И выясняется удивительная вещь: как современно звучит стихотворение далекого 1836 года в наших нынешних условиях! Пушкин начинает с отрицания ценности «громких прав» человека, от которых и сейчас в нашей стране продолжает «не одна кружиться голова». Поэта абсолютно не соблазняет власть как самодержавная, так и парламентско-демократическая. И даже свобода слова вызывает лишь презрительную насмешку — «печать морочит олухов».
    Стихотворение редко упоминалось, и в массовых пушкиноведческих изданиях при Советской власти, так как провозглашало свободу от политики, от властей, от народа, от средств массовой информации. «Иные, лучшие, мне дороги права; иная, лучшая, потребна мне свобода…». Какая же? Это свобода творца и человека. Пушкин утверждает, что поэт имеет право на эгоизм: «Себе лишь одному служить и угождать». Этот желанный, но так и не обретенный поэтом идеал пронизывает все мысли Пушкина в последние годы жизни. Служить себе, по мысли Пушкина, значит лелеять в себе частицу эстетического идеала, искру божественной красоты. Для этого поэт, никогда не покидавший пределов отечества, требует свободы передвижения («скитаться здесь и там»), чтобы иметь возможность все время, всю жизнь наслаждаться красотами природы и умиляться творениями искусства. «Вот счастье! вот права…» — обрывает он последнюю строчку. Написанное 6-стопным ямбом с парной рифмовкой (александрийским стихом) стихотворение публицистично. В нем много высокой общественно-политической лексики, но в контексте иронически сниженных, почти бранных речений (сладкая участь,
    морочить олухов, чуткая цензура, балагур, ливрея, гнуть шею) она получает безусловно отрицательную оценочную окраску, которую замыкает известная гамлетовская формула: «Слова, слова, слова…».
    Поэтому традиция гражданской лирики, политической сатиры, к которой тяготеет стихотворение в жанровом отношении, фактически отрицается Пушкиным как в ее декабристском (Рылеев, Кюхельбекер), так и после- декабрьском («Дума» Лермонтова) вариантах. Тем не менее ораторское начало этой поэзии играет решающую роль в синтаксическом строе «Из Пиндемонти»: вторая «позитивная» часть стихотворения открывается стихотворными переносами:
    Никому
    Отчета не давать…; самому
    Служить и угождать; для власти, для ливреи
    Не гнуть…
    В стихотворении наглядно проявляется важнейшая черта стилистики позднего Пушкина: соединение высокого и низкого, но не как смесь, а как синтез этих начал в новое качество пушкинского стиля, который так удивил современников поэта.

  6. О лирике Пушкина говорить трудно. Как объединить вместе множество таких разных во всех отношениях стихотворений? Стихотворений, объединяемых, кажется, лишь одним — именем автора?
    Решить эту задачу помогает сам поэт. Есть у него произведения, подводящие своеобразный итог всему творческому пути. Одно из них — новелла «Египетские ночи». В ней русский поэт Чарский дает приезжему гастролеру-итальянцу тему для стихотворной импровизации: «Поэт сам избирает предметы для своих песен; толпа не имеет права
    управлять его вдохновением». Чарский тяжело переживает мучительную зависимость от читателей, требующих, чтобы поэзия поучала и воспитывала их, и желает найти поддержку в своих сомнениях у итальянского импровизатора. В стихотворении, произнесенном итальянцем, поэт объясняет бесцельность, с точки зрения толпы, своей деятельности:
    …Что ветру и орлу
    И сердцу девы нет закона.
    Таков поэт: как Аквилон,
    Что хочет, то и носит он…
    И далее итальянец говорит о «быстроте впечатлений», которые производит на поэта окружающий мир.
    Такое же понимание деятельности поэта находим в стихотворении «Эхо». Всякое впечатление бытия порождает в творческом сознании поэта «отклик», «ответ»:
    Тебе ж нет отзыва…
    Таков и ты, поэт! —
    заканчивает Пушкин стихотворение, уподобляя поэта-лирика эху. Перечисленные «впечатления»: охота на зверя, гром, пение девы, буря и водные валы, сельские пастухи — все это темы для лирики и, отметим, с известной точки зрения, темы весьма мелкие. Ведь здесь нет ни политики, ни морали, ни того, что бы воспитывало. Именно в отсутствии «гражданственности» упрекали Пушкина критики — декабристы, а после смерти поэта — и революционные демократы, особенно Писарев.
    Лирическая стихия пронизывает все крупные стихотворные формы Пушкина, поэтому и «Руслан и Людмила», и «Евгений Онегин», и «Домик в Коломне» вызывали упреки в болтовне, в отсутствии связи картин, отсутствии общей мысли. Но в этом суть лирики, тем более пушкинской. Все проявления жизни равны перед поэтом и равно достойны стать предметом его лирического шедевра.
    В этом смысл прекрасной фразы из 5-й статьи Белинского о Пушкине: «Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической, — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». Последнее слово в обыденной речи часто понимают мелко: как доброе, милосердно-жалостливое отношение к человеку. Вот определение гуманности из новейшего философского словаря: «Гармоническое развитие свойственных человеку ценностных способностей чувства и разума», «высшее культурное и нравственное развитие» их «в эстетически законченную форму». То есть гуманность — это красота, и формула Белинского тавтологична: красота оказала лелеющее действие на душу критика-демократа. И он прав и глубок в своем определении: ценностные способности чувства и разума поэта — вот источник многообразия пушкинской лирики, уникальная способность Пушкина самый ничтожный и низкий предмет превратить в венец создания.
    Я считаю, что деление лирики Пушкина на темы (дружбы, свободы и т.д.) неплодотворно, ибо всегда избирательно. Об этом свидетельствует применение к Пушкину понятия «лирический герой». Если понимать под этим литературоведческий термин, то в лирике Пушкина лирического героя нет. Лирический герой предполагает единство авторского сознания, его сосредоточенность на определенном круге проблем, настроений и т. п. Но главное, что личность — не только субъект, но и объект произведения, его тема. Для Пушкина-лирика такая сосредоточенность на теме собственного Я не характерна, в отличие от Тютчева, Фета и особенно Лермонтова. Для Пушкина его собственное Я — одна из тем, одно из проявлений равноценного во всех своих проявлениях мира. Сказать, каков был человек, написавший стихотворения «Поэту» («Поэт! не дорожи любовью народной…»), «К вельможе», «Бесы», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Ответ Анониму», «Миг вожделенный настал» (берем подряд стихи 1830 года), на основании содержания этих стихов невозможно, ибо здесь не видно единства личности. Точнее, оно есть, но самое общее — это носитель творческого сознания, субъектная призма, обладатель «магического кристалла». Вот пушкинская формула: «Все волновало нежный ум». Зато у Лермонтова, Блока, дореволюционного Маяковского единый лирический герой проявлен вполне определенно.
    Анализ одного стихотворения, выбранного из множества, начинается с обоснования этого выбора. Трудно поверить современному школьнику или абитуриенту, заявляющему: «Мое любимое стихотворение Пушкина — «К Чаадаеву». Поэтому мы предложим в качестве образца анализа «взрослое» стихотворение Пушкина, о котором вряд ли упоминают в школе, но для такого анализа важно, чтобы выбранная лирическая миниатюра что-либо «говорила» уму и сердцу.
    В 30-е годы Пушкин мало печатал стихотворений, работал над прозой, выступал как драматург, историк, журналист и критик. Лирика этого времени стала известна лишь после смерти поэта.
    Осталось в рукописях и стихотворение, начинающееся строкой «Не дорого ценю я громкие права…» и имеющее взятый Пушкиным в скобки заголовок «Из Пиндемонти». Пиндемонти — современный Пушкину итальянский поэт, и заголовок указывает, что стихотворение или его основные идеи заимствованы. Но исследователи не нашли у Пиндемонти ничего подобного пушкинской миниатюре. Выходит, что поэт, даже не собираясь публиковать стихотворение, даже в рукописи, для себя, стремился скрыть свое авторство. Стихотворение воспевает свободу, но понимание ее вовсе не такое, как в вольнолюбивых стихах 15-летней давности. Там свобода понималась прежде всего как политическая. «Из Пиндемонти» даже сейчас поражает откровенностью проповедуемой в нем полной аполитичности и поэта и человека. И выясняется удивительная вещь: как современно звучит стихотворение далекого 1836 года в наших нынешних условиях! Пушкин начинает с отрицания ценности «громких прав» человека, от которых и сейчас в нашей стране продолжает «не одна кружиться голова». Поэта абсолютно не соблазняет власть как самодержавная, так и парламентско-демократическая. И даже свобода слова вызывает лишь презрительную насмешку — «печать морочит олухов».
    Стихотворение редко упоминалось и в массовых пушкиноведческих изданиях при Советской власти, так как провозглашало свободу от политики, от властей, от народа, от средств массовой информации. «Иные, лучшие, мне дороги права; иная, лучшая, потребна мне свобода…». Какая же? Это свобода творца и человека. Пушкин утверждает, что поэт имеет право на эгоизм: «Себе лишь одному служить и угождать». Этот желанный, но так и не обретенный поэтом идеал пронизывает все мысли Пушкина в последние годы жизни. Служить себе, по мысли Пушкина, значит лелеять в себе частицу эстетического идеала, искру божественной красоты. Для этого поэт, никогда не покидавший пределов отечества, требует свободы передвижения («скитаться здесь и там»), чтобы иметь возможность все время, всю жизнь наслаждаться красотами природы и умиляться творениями искусства.. «Вот счастье! вот права…» — обрывает он последнюю строчку. Написанное 6-стопным ямбом с парной рифмовкой (александрийским стихом) стихотворение публицистично. В нем много высокой общественно-политической лексики, но в контексте иронически сниженных, почти бранных речений (сладкая участь, морочить олухов, чуткая цензура, балагур, ливрея, гнуть шею) она получает безусловно отрицательную оценочную окраску, которую замыкает известная гамлетовская формула: «Слова, слова, слова».
    Поэтому традиция гражданской лирики, политической сатиры, к которой тяготеет стихотворение в жанровом отношении, фактически отрицается Пушкиным как в ее декабристском (Рылеев, Кюхельбекер), так и после-декабрьском («Дума» Лермонтова) вариантах. Тем не менее ораторское начало этой поэзии играет решающую роль в синтаксическом строе «Из Пиндемонти»: вторая «позитивная» часть стихотворения открывается стихотворными переносами:
    Никому
    Отчета не давать…; самому
    Служить и угождать; для власти, для ливреи
    Не гнуть…
    В стихотворении наглядно проявляется важнейшая черта стилистики позднего Пушкина: соединение высокого и низкого, но не как смесь, а как синтез этих начал в новое качество пушкинского стиля, который так удивил современников поэта.

  7. Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет…
    А. С. Пушкин
    Чем дарование поэта сильнее, тем оно оригинальнее.
    В. Г. Белинский
    Творчество А. С. Пушкина, величайшего русского поэта, составило целую эпоху в развитии нашей культуры. В личности поэта воплотилась духовная мощь нашего народа, его свободолюбие, многосторонняя одаренность и могучая творческая сила. Пушкин и как лирик, и как драматург, и как прозаик широко и всесторонне осветил жизнь общества и внутренний мир человека.
    Поэт стал выразителем передовых взглядов своего века, певцом поэтической свободы. Будучи автором пламенных гражданских стихов, горячо откликаясь на жгучие вопросы современности, Пушкин всегда оставался художником, облекая идеи в безупречно отточенную форму.
    Поэт родился в семье, где поощряли интерес к литературе и искусству. Но особое место в жизни поэта заняли годы, проведенные в лицее. Именно в Царском Селе раскрылся его поэтический талант. Лицей воспитал в Пушкине умение видеть красоту мира, любить родную землю, ценить друзей. Там Пушкин познакомился с Дельвигом — другом всей своей жизни:
    Дай руку, Дельвиг!
    Что ты спишь?
    Проснись, ленивец сонный!
    Ты не под кафедрой сидишь,
    Латынью усыпленный.
    Именно в лицее юный поэт познал всепоглощающую силу первой любви:
    Вот страсть, в которой я сгораю!..
    Я вяну, гибну в цвете лет,
    Но исцелиться не желаю.
    Лицейская тема не иссякала в его творчестве никогда.
    В Петербурге поэт ощутил полноту жизни, с увлечением отдался искусству, сблизился с передовыми людьми своего времени, вошел в круг оппозиционно настроенной молодежи. Одними из самых смелых и значительных стихотворений этих лет являются ода «Вольность», стихотворения «Деревня» и «К Чаадаеву».
    Петербургский период закончился созданием поэмы «Руслан и Людмила», в которой отразилась вера поэта в победу справедливости, добра и красоты.
    Жизнь на Кавказе и в Крыму во многом повлияла на дальнейшее творческое развитие Пушкина. Живые и разнообразные южные впечатления широко вошли в его стихотворения и поэмы. Атмосфера юга и романтические настроения способствовали плодотворной работе. В этот период Пушкин создал несколько поэм («Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан»), начал писать поэму «Цыганы» и роман в стихах «Евгений Онегин». Осенью 1824 года Пушкин простился с южным краем России, написав стихотворение «К морю»:
    Прощай, свободная стихия!
    В последний раз передо мной
    Ты катишь волны голубые
    И блещешь гордою красой.
    За южной ссылкой снова последовало изгнание. Пустота и однообразие деревенского быта в Михайловском действовали на Пушкина угнетающе, поэтому стихи его были первоначально проникнуты глубокой печалью. Прилив творческого вдохновения наступил после приезда в Михайловское лицейских друзей.
    Лирическим шедевром этого периода явилось знаменитое стихотворение «К***», положенное впоследствии на музыку Глинки:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    В это же время Пушкин пытается найти философское обобщение смысла жизни и творчества. Могучее возрождение души, сознание полноты и зрелости духа воплотились в стихотворении «Пророк». Но наиболее значимым произведением поэта, целиком написанным в Михайловском, явилась историческая трагедия «Борис Годунов».
    Приезд Пушкина в Москву был воспринят современниками как важнейшее событие в жизни общества. А знакомство с семнадцатилетней Натальей Гончаровой на одном из обычных московских балов перевернуло всю жизнь поэта. Эта юная красавица воплотила в себе идеал поэтических мечтаний:
    Исполнились мои желанья.
    Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна.
    Чистейшей прелести чистейший образец!
    Возвратившись в Петербург, Пушкин объединился со своими лицейскими друзьями с целью создания «Литературной газеты». Получив согласие на брак с Натальей Гончаровой, он принял решение ехать в Болдино, чтобы войти во владение имением.
    Пребывание в Болдино отмечено невиданным взлетом пушкинского гения: здесь он закончил роман «Евгений Онегин», написал «Повести Белкина», «Историю села Горюхина», несколько небольших драматических произведений, названных в одном из его писем «маленькими трагедиями», продолжил лирическую драму «Русалка».
    После венчания в Москве Пушкин вместе с женой переехал в Петербург, где усердно работал над прозаическими произведениями («Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская дочка»).
    Последние годы жизни поэта не были радостными: светское общество не смогло простить ему его гениальности. Пушкин стал жертвой черной зависти, клеветы, сплетен:
    Я слышу вкруг меня жужжанье клеветы,
    Решенья глупости лукавой
    И шепот зависти.
    Ценой огромных усилий Пушкин начал работу над созданием литературного журнала «Современник», поэт пригласил к сотрудничеству крупнейших писателей страны. Но конфликтная ситуация, сложившаяся вокруг его семьи, не дала возможности осуществить все творческие замыслы. Пушкин был вызван на дуэль, первым же выстрелом его ранило. Рана оказалась смертельной.
    Смерть поэта вызвала волну возмущений в разных слоях русского общества. Первым эхом этого ужасного события явились строки:
    Погиб Поэт! — невольник чести —
    Пал, оклеветанный молвой,
    С свинцом в груди и жаждой мести,
    Поникнув гордой головой!..
    Из стихов, посвященных Пушкину, можно составить тома антологий. «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте, о великом сыне России. Пушкин — явление чрезвычайное и, может быть, единственное выражение русского духа! Это русский человек! В нем русская природа, русский язык, русская душа, русский характер».

  8. Министерство образования Российской Федерации
    Управление науки и профессионального образования
    Администрации Красноярского края
    Профессиональный лицей №30
    РЕФЕРАТ
    Тема: А.С.Пушкин – великий поэт и писатель России
    г. Дивногорск 2005
    Оглавление
    Введение
    . Основная часть. А.С.Пушкин – великий поэт и писатель России
    . Русь свободная, просвещенная, гуманная, могучая, великая
    . Универсальность Пушкина
    4. Точка отсчета в творчестве А.С.Пушкина – «вся истина»
    Заключение
    Библиография
    Введение
    Ф. Глинка:
    О, Пушкин, Пушкин! Кто тебя
    Учил пленять в стихах чудесных?
    Какой из жителей небесных,
    Тебя младенцем полюбя,
    Лелея, баял в колыбели?
    Судьбы и времени седого
    Не бойся молодой певец!
    Следы исчезнут поколений,
    Но жив талант, бессмертен гений!
    Пушкин Наверное, трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Пушкин входит в нашу жизнь в детстве и остается с нами до конца. Каждый находит в нем что-то свое, быть может, близкое и понятное только ему. Для кого-то Пушкин – учитель, помогающий идти по нелегкой дороге жизни. Кто-то ищет в его произведениях ответы на многочисленные вопросы. А кто-то видит в нем просто друга, которому можно поведать сокровенные тайны своей души. Ведь поэт никогда не оттолкнет. Напротив, оно даст совет, такой незатейливый и понятный, или скажет несколько добрых слов, которых так мало в нашей жизни. У каждого возраста свой Пушкин. С ранних лет мы читали сказки, учились отличать добро от зла и жестокости. Сказки Пушкина, как и некоторые его стихи, ставшие народными песнями, – это обобщенный образ русского человека. Может быть, они – наиболее бессмертные из всего, что он создал. С колыбели они вводят каждого из нас в стихию русского языка, мироощущение, характера, приобщают к истокам народной мудрости. Чуть позже мы брали в руки прекрасные пушкинские стихотворения, наполненные нежностью и любовью. С Пушкиным впервые появились на Руси стихи, которые писались русским поэтом и для всего русского народа, понятны были всем сословиям. Стихи Пушкина переписывались, заучивались наизусть, перелагались на музыку, пелись как романсы и как народные песни. Читая повести, мы познавали русскую историю. Возвращаясь к его произведениям, мы всегда будем открывать для себя нового Пушкина.
    Этот человек был, смелым и пылким мужчиной, горячо преданным России. Он стремился к свободе и справедливости, понимая, что без них жить нельзя. Он осуждал месть и раболепство, царившее при дворе. Уже в раннем творчестве юного поэта звучат призывы к вольности. Вся жизнь человеческая, ее мечты и обольщение, ее надежды и страдания, буйство, напор молодых чувств и умудренная зрелость, проходят перед нами. И мы влюбляемся в нее, благодаря Пушкину.
    1. Основная часть. А.С. Пушкин – великий поэт и писатель России
    Пушкин всю жизнь нуждался в новых сведениях, искал свежих впечатлений.
    Пушкин не превратился в бытописателя, фольклориста – через очень тактично подобранные своебытные, земные детали поэт сумел выразить душу народа. Точнее сказать, что душу многих народов – ведь всеобъемлющий пушкинский гений был поистине универсален. В Испании он был испанец, с греком – грек, на Кавказе – вольный горец в полном смысле этого слова; с отжившим человеком он дышит стариной времени минувшего; заглянет к мужику в избу – он русский весь с головы до ног.
    У него было множество интересов, но в центре его интересов была история России.
    Пушкин – часть истории России, может быть, ее сердце.
    Несомненно, Пушкин как русский человек воспевал величие своего государства, его славу и могущество.
    . Русь свободная, просвещенная, гуманная, могучая, великая
    Прежде всего, будущее России для Пушкина – это:
    Русь свободная, избавленная от рабства, крепостничества, угнетения.
    Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный
    И рабство, падшее по манию царя,
    И под отечеством свободы просвещенной
    Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?
    Русь просвещенная. Пушкин вкладывал в это понятие многостороннее содержание. Образованность народа, улучшение системы воспитания, свободу печати и проявление общественного мнения. Торжество разума и справедливости во всех формах общественного и государственного устройства. Разум, мудрость народная будут править государством, а не вельможная и чиновная спесь и глупость.
    Аристократия умов и талантов займет, наконец, подлежащее место в обществе. Просвещение коснется всех народов и народностей многонациональной страны и выведет из того дикого состояния, в котором они пребывали.
    Русь гуманная, где осуществляются задушевные мечты Пушкина о самодовлеющем значении человеческой личности, о ее достоинстве, самоценности, неприкосновенности, независимости, где никто «для власти, для ливреи» не будет «гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи», где «самостоянье человека – залог величия его».
    Русь могучая, победоносная.
    Сильна ли Русь? Война и мир,
    И бунт, и внешних бурь напор
    Ее, беснуясь, потрясали –
    Смотрите ж: все стоит она!
    Победа! Сердцу служит час!
    Россия! Встань и возвышайся!
    Русь великая. Не плетущаяся в хвосте других держав, не действующая по их указке, а указывающая им своим примером путь социального и духовного прогресса.
    Русь в условиях «вечной свободы» и «вечного мира».
    Еще в 1821 году во время пребывания в Кишиневе Пушкин горячо исповедовал идею вечного мира. Рабство, королевская власть, войны – неразумны, с ними будет покончено.
    Русь в братской семье народов.
    Пушкин, как и Адам Мицкевич, с которым он в конце 20-х годов делился «чистыми мечтами», думал:
    …О временах грядущих,
    Когда народы, распри позабыв,
    В великую семью соединятся.
    Пушкин в своих произведениях впервые показал миру, что такое русский человек, каковы особенности национального склада его характера, его взгляда на вещи, его духовного мира. Как он чувствует, любит, страдает, тоскует. Каков его быт и нравы. Каковы те социальные проблемы, которые его волнуют.
    Мы все ощутили себя русскими с появлением Пушкина. С ним мы почувствовали, что значит быть русским, с ним научились испытывать гордость за русский народ, за его славную историю. С ним исполнились веры в великое будущее России.
    Без него не развернулись бы так смело последующие русские таланты, не ощутили бы в себе дерзкого и властного призыва – не следовать за Западом в художнических исканиях, а самим указывать ему новые пути и возможности.
    Пушкин предвосхитил появление того массового типа русского человека, нашего современника, который сознательно стремится овладеть всем богатством, выработанным до него человечеством, критически его переработать, сделать своим это богатство, превратить в творческие способности к созданию, приумножению новых достижений и ценностей.
    Пушкин явил образец той гармонично развитой, универсально образованной личности, органически объединившей художественно- образное и понятное мышление, эстетическое и научно- теоретическое освоение действительности, постижение ее как по законам красоты, так и по законам логики, личности осваивающей духовная богатство всего человечества и множащей это богатство собственным творчеством, формирование которой стало самоцелью развития в нашем социалистическом обществе.
    Пушкин был в России одним из первых, самых резких и бескомпромиссных критиков буржуазного строя. Он надеялся, что Россию-матушку сия судьба минует.
    По своему происхождению, воспитанию, положению в обществе Пушкин был аристократом и на все социально-политические воззрения этот аристократизм наложил заметный отпечаток. Он открыто гордился своей родовитостью, потомственным дворянством, своими предками, которые не ладили с царями.
    Потомственное дворянство представлялось Пушкину олицетворением ума, дома, чести в российском обществе. Они – носители интеллигентности и просвещенности. Они – единственная сила в России, противостоящая царскому абсолютизму, самодержавию, окружающему себя беспринципными выскочками – чиновниками, сановниками, которые быстро получали личное дворянство и оттесняли более самостоятельное и достойное, как казалось Пушкину, дворянство потомственное.
    Пушкин обладал необычайными умственными способностями. Уже во время славы своей он выучился, живя в деревне, латинскому языку, которого почти не знал, вышедши из Лицея. Потом, в Петербурге, изучил английский язык в несколько месяцев, так что мог читать поэтов. Французский знал он в совершенстве. В зрелые годы изучал также древнееврейский и испанский языки, знал церковнославянский, читал по-польски.
    поэт творчество личность гений
    3. Универсальность А.С. Пушкина

  9. Мой Пушкин
    Всем русским людям знакомо имя А.С. Пушкина, поэта, любимого  во всём мире. Но мне кажется, что он самый великий среди всех русских поэтов. Ни один поэт не обладал таким удивительным даром так легко и просто и, вместе с тем, так глубоко высказывать свои мысли, чувства поэтическим слогом.
    Трудно  представить себе нашу жизнь без Пушкина. Мне кажется, что его стихи я знала всегда. “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”, “Сказка о Золотом Петушке” – эти сказки были самыми волшебными, самыми увлекательными для меня. Можно говорить о том, что все великие художники были гуманистами, что они глубоко национальны и их нельзя оторвать от народа.
    Можно детально исследовать их творчество, спорить о новаторстве или традиционности их произведений. И все-таки где граница, за которой начинается гениальное?  Тысячи художников на протяжении тысячелетий пытаются постичь извечные тайны внутреннего мира, выразить свое собственное «я», а через него дать обобщенное изображение современного им мира, современного им человека. Многим из них, подражают; их произведения — нарасхват… Но проходит десятилетие — и о них помнят лишь в узком кругу любителей; сто лет — и имена этих художников можно встретить лишь в учебниках, каталогах…
    Пушкин вечен и современен. В чем же секрет его? Где начинается великое?
    Там же, где и неизмеримое,  необъяснимое. Там, где молчат. Так молчат наедине с Природой, наедине с собой. Там, где начинается личное. Здесь начинается мой Пушкин…

  10. Творчество А. С. Пушкина, величайшего русского поэта, составило целую эпоху в развитии нашей культуры. В личности поэта воплотилась духовная мощь нашего народа, его свободолюбие, многосторонняя одаренность и могучая творческая сила. Он выступает и как лирик, и как драматург, и как писатель, широко и глубоко освещавший жизнь человеческого общества и внутренний мир человека. Поэт стал выразителем передовых взглядов своего века, певцом поэтических свобод. Будучи автором пламенных гражданских стихов, горячо откликаясь на жгучие вопросы современности, Пушкин всегда оставался \”художником\”, облекая свои свободолюбивые идеи в замечательную художественную форму. Для подтверждения этого обратимся к его творческой биографии. Родившись в семье, где интересовались литературой и театром, которую посещали лучшие писатели того времени, с самого малолетства Пушкин невольно вошел в литературный круг родительского дома. Огромную роль в жизни будущего поэта сыграла простая русская женщина, мастерица народной речи, хранительница неисчерпаемых запасов народных сказок и песен. Ей, своей няне, Пушкин впоследствии посвятил прекрасные строки:
    Подруга дней моих суровых,
    Голубка дряхлая моя!
    Особое место в жизни поэта заняли годы, прожитые в лицее. Под влиянием дружеских бесед, прогулок по садам, впечатлений от искусства и природы Царского Села раскрылся его поэтический талант. Лицей подарил Пушкину красоту мира, любовь к родной земле, друзей. Вот, например, что Пушкин написал о Дельвинге:
    Дай руку, Дельвинг! Что ты спишь?
    Проснись, ленивец сонный!
    Ты не под кафедрой сидишь,
    Латынью усыпленный.
    Именно в лицее юный поэт познал всепоглощающую силу первой любви:
    Вот страсть, в которой я сгораю!..
    Я вяну, гибну в цвете лет,
    Но исцелиться не желаюЕ
    Все это наполнило душу светлым, радостным чувством, которое не угасло в его творчестве никогда. Вольнолюбие Пушкина с особой силой проявилось в первые годы после окончания лицея. В Петербурге поэт ощутил полноту жизни, с увлечением отдался искусству, сблизился с передовыми людьми своего времени, вошел в круг вольномыслящей молодежи. Одними из самых смелых и значительных стихотворений этих лет являются ода \”Вольность\”, стихотворение \”Деревня\” и \”К Чаадаеву\”. Петербургский период жизни и творчества закончился созданием поэмы \”Руслан и Людмила\”, в которой отразилась жизнерадостность поэта, его вера в победу справедливости, добра и красоты. Жизнь на Кавказе и в Крыму ускорило творческое развитие Пушкина. Живые и разнообразные южные впечатления широко вошли в его стихотворения и поэмы. Дружественная атмосфера и романтические настроения способствовали плодотворной работе. На юге Пушкин создал несколько поэм (\”Кавказский пленник\”, \”Братья-разбойники\”, \”Бахчисарайский фонтан\”), начал писать \”Цыганы\” и роман в стихах \”Евгений Онегин\”. Осенью 1824 г. Пушкин простился с южным краем России чудным своим стихотворением \”К морю\”:
    Прощай, свободная стихия!
    В последний раз передо мной
    Ты катишь волны голубые
    И блещешь гордую красой.
    За южной ссылкой последовало второе изгнание. Пустота и однообразие деревенского быта в Михайловском действовали на Пушкина угнетающе, поэтому творчество его было первоначально проникнуто глубокой печалью. Прилив творческого вдохновения наступил после приезда в Михайловское его лицейских друзей. Лирическим шедевром этого времени явилось знаменитое стихотворение \”К***\”, положенное впоследствии на музыку Глинки:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    В это же время Пушкин философски обобщил смысл жизни и творчества. Могучее возрождение души, сознание полноты и зрелости его духа воплотились в стихотворении \”Пророк\”. Но наиболее значимым произведением поэта, целиком написанном в Михайловском, явилась историческая трагедия \”Борис Годунов\”. Нельзя не сказать о жизни поэта после ссылки. Приезд Пушкина в Москву был воспринят современниками как важнейшее событие в жизни общества, а знакомство с семнадцатилетней Натальей Гончаровой на одном из обычных московских балов перевернуло всю его жизнь. Эта юная красавица воплотила в себе предел поэтических мечтаний:
    Исполнились мои желанья. Творец
    Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна.
    Чистейший прелести чистейший образец!
    Возвратившись в Петербург, Пушкин объединился со своими лицейскими друзьями с целью создания \”Литературной газеты\”. Получив согласие на брак с Н. Гончаровой, он принял решение ехать в Болдино, чтобы войти во владение имением. Нужно сказать, что пребывание в Болдино отмечено невиданным взлетом пушкинского гения: здесь он закончил роман \”Евгений Онегин\”, написал \”Повести Белкина\”, \”Историю села Горюхина\”, несколько небольших драматических произведений, названных в одном из его писем \”маленькими трагедиями\”, продолжил лирическую драму \”Русалка\”. После венчания в Москве Пушкин вместе с женой переехал в Петербург, где усердно работал над большими прозаическими произведениями (роман \”Дубровский\”, повесть \”Пиковая дама\”, повесть \”Капитанская дочка\”). Последние годы жизни поэта не были радостными: светское общество не смогло простить его гениальности. Пушкина травили черной завистью, клеветой, сплетнями:
    Я слышу вкруг меня жужжанье клеветы.
    Решенья глупости лукавой.
    И шепот зависти Е
    Ценой огромных усилий Пушкин начал работу над созданием литературного журнала \”Современник\”, в котором поэту удалось собрать крупнейших писателей страны, осветить жизнь всех народов и народностей. Но конфликтная ситуация, сложившаяся вокруг его семьи, не дала возможности осуществить все творческие замыслы. Пушкин был вызван на дуэль, первым же выстрелом его ранило. Рана оказалась смертельной Е Смерть поэта вызвала волну возмущений среди разных слоев русского общества. Первым эхом этого ужасного события явились строки:
    Погиб поэт! Невольник чести
    Пал, оклеветанный молвой,
    С свинцом в груди и жаждой мести,
    Поникнув гордой головой.
    Из стихов, посвященных Пушкину, можно составить тома антологий, но не прерывается и не прервется никогда плетения венка славы великому поэту России. Пушкин вечен, у каждого есть свой Пушкин. При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте, о великом сыне России. Пушкин – явление чрезвычайное и, может быть, единственное выражение русского духа! Это русский человек! В нем русская природа ,русский язык, русская душа, русский характер.

  11. Все мы знакомы с творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Каждое его произведение – это шедевр мировой литературы, знакомый нам с самого раннего детства. Когда я был ещё совсем маленьким ребёнком, моя мама часто читала мне очень интересные сказки Пушкина, такие как: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке». А вот сказку «У Лукоморья дуб зелёный» я помню наизусть и сейчас.
    У Пушкина всего семь сказок, все они абсолютно разные, но объединены какой-то общей идеей, добротой и наполнены теплом, все его сказки интересны и по-своему поучительны. Эти важные качества способствуют раннему развитию маленьких детей, современные дети, как и дети прошлых поколений, с большим интересом читают их. Многие люди выросли на сказках этого величайшего поэта.
    Стихи Пушкина тоже дети знают с малых лет. За свою не очень длинную жизнь поэт написал более пятисот стихотворений и все они абсолютно разные. Александр Сергеевич писал обо всем: у него много стихотворений о любви, о свободе, о дружбе, о природе. Стихи Пушкина довольно просты, но при этом имеют очень глубокий смысл.
    Каждый человек, погружаясь в прочтение произведений Пушкина, как бы мысленно переживает те обстоятельства, которые описывает поэт в своих известных литературных творениях. Он будто бы сам становится героем произведения и наблюдает за всем, что в нём происходит.
    Александр Сергеевич Пушкин прожил совсем немного – всего 37 лет. Но за это время успел сделать очень многое, оставив после себя бесценные произведения литературы, в которые влюбляешься с первых строк и не можешь забыть всю жизнь. Пушкин – гений мировой литературы и с этим трудно поспорить.

  12. Александр Пушкин
    Александр Сергеевич Пушкин — русский поэт, драматург и прозаик, создатель современного русского литературного языка.
    Родился: 06.06.1799, Москва
    Умер: 10.02.1837 (37 лет)
    Популярные произведения А.С. Пушкина
    К морю
    Кавказ
    Когда за городом, задумчив я брожу
    Паж, или Пятнадцатый год
    Повести Белкина: Станционный смотритель
    Поэт
    Узник
    Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
    Деревня
    Капитанская дочка
    Медный всадник
    Евгений Онегин
    Другие сочинения по произведению Пушкина
    Свободолюбивая лирика Пушкина
    Пушкин – наше все.
    Чему учат нас сказки
    Моё отношение к творчеству Пушкина
    Мои Пушкин (1)
    Как отразилась любовь к родине в лирике Пушкина?
    Значение творчества А.С. Пушкина
    Сочинение “Школа будущего”
    Стихотворения А.С.Пушкина о любви.«Я вас любил…».
    Вклад Пушкина в русскую и мировую культуру
    Сочинение по сказкам А. С. Пушкина
    Тема любви в творчестве Пушкина
    ТЕМА ИСТОРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА
    Что в имени тебе моем? (по творчеству Пушкина)
    Тема свободы в лирике Пушкина
    Любовь в творчестве Пушкина
    Основные темы лирики Пушкина
    Лирика Пушкина
    О судьбе России в творчестве Пушкина
    Значение лирики Пушкина для развития русской литературы
    Сочинение «Пушкин – наше все.»
    Пушкин – все сочинения
    Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. Когда читаешь его стихи, уже с первых строк поэт увлекает нас за собою, заставляет забыть все мелочи жизни и заботы, вызывает в нашей душе все лучшее, глубокое, настоящее, что есть в ней. Вот почему в самые трудные минуты своей жизни, когда грустно и тяжело на сердце, я вновь и вновь обращаюсь к поэзии Пушкина. Я думаю, что он является автором особого восприятия мира, поэтому до конца постичь суть бесценного сплава звуков, чувств и мыслей не дано никому. Это и есть та тайна, ради которой пишутся стихотворения, сочиняются музыкальные произведения. Разгадывая ее, совершенствуется человек.
    В творчестве Пушкина с исключительной яркостью и полнотой выступают лучшие черты русского характера. Вольнолюбивые стихи Пушкина занимают в его творчестве центральное место, они полны жгучей ненависти к \”самовластительным злодеям\” на троне, и \”барству дикому\”, жестоко угнетающему народ. Для Пушкина идея свободы неразделима с Отечеством, с идеей патриотизма. Об этом он пишет в послании \”К Чаадаеву\”, которое превращается из дружеского послания в политическое:
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    Поэт делится с другом и единомышленником своими мыслями, в этом стихотворении сочетаются революционных дух и пламенный патриотизм.
    В замечательном творчестве великого поэта выразилась его необыкновенная одаренность. С огромной силой отразил поэт в своем творчестве особенности национальной жизни народа. \”В нем русская душа, русский характер\”, – писал Гоголь.
    Пушкин горячо и преданно любил русскую культуру, исторические центры, вокруг которых складывалась национальная жизнь русского народа. Много великолепных строк посвящает поэт Москве. Она очень дорога ему:
    Как часто в горестной разлуке,
    В моей блуждающей судьбе,
    Москва, я думал о тебе!
    Москва… как много в этом звуке
    Для сердца русского слилось!
    Как много в нем отозвалось!
    Как блестяще, как по гениальному просто выразил поэт отношение к Москве русского человека! Я никогда не перестану удивляться совершенству его творений.
    Поэзия Александра Сергеевича Пушкина являет собой великолепный образец гражданственности, на который ориентировались многие русские писатели.
    Но поэт дорог нам не только потому, что он был певцом \”вольности святой\”. Каждому человеку знакомо:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Нежные, музыкальные слова волнуют человеческую душу. Это произведение, посвященное любви стоит в ряду самых лучших образцов любовной лирики, прославляющей высокое человеческое чувство. Многие строки пушкинских стихотворений, объединенных этой темой, стали словами романсов:
    Я вас любил: любовь еще, быть может,
    В душе моей угасла не совсем;
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Пушкин свято верил в любовь и дружбу, оставался преданным старым друзьям. Посвящения Дельвигу, Чаадаеву, Пущину и многим другим занимают особое место в пушкинском наследии. Поэт не боится признаться в дружеских чувствах к сосланным декабристам. Вот строки из стихотворения \”И.И. Пущину\”:
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный,
    Твой колокольчик огласил.
    Лирика любви и дружбы пленяет своей искренностью, нежностью, чувством глубокого сопереживания: \”В отечественном поэтическом наследии пушкинская нота – самая чистая и звонкая. В ней – душа народа, в ней \”русский дух\”, в ней \”животворящая святыня памяти\”, – писал С. Гейченко.
    Сейчас мы радуемся народному пушкинскому слову, каждой фразе, им произнесенной, наслаждаемся любым произведением, им написанным. В нашу эпоху особенно глубоко раскрылось национальное и всемирное значение творчества великого сына России. Поэзия его созвучна поэзии нашей эпохи. И мы, его потомки, говорим, что Пушкин был всегда, есть и будет незакатным солнцем поэзии человечества.
    В центре Пушкинской площади, всегда оживленной и шумной, на высоком постаменте стоит бронзовая фигура поэта. Спокойная, благородная поза, сосредоточенное, задумчивое, немного грустное лицо… Памятник Пушкину – вдохновенное создание скульптора А.М. Опекушина. Он был сооружен на собранные средства.
    Счастливы люди, имеющие наших великих предков, как Пушкин. Счастлив и Пушкин, имеющий наших благодарных потомков.
    ЗЕКУНОВ ВЛАДИМИР

  13. Сочинение «А.С. Пушкин – мой любимый поэт».
    За что я люблю Пушкина? Наверное, за его прекрасные сказки. Мое первое знакомство с ним состоялось еще в начальной школе, когда учительница прочитала нам «Сказку о рыбаке и рыбке». Я жалела старика и ненавидела злую, жадную старуху, уважала Золотую рыбку, которая в конце сказки наказала ее за жадность.
    Потом я прочитала новые пушкинские сказки, у меня появились новые любимые герои. Это молодая царевна из семь богатырей, это и царевна Лебедь, Черномор и морские богатыри, это золотой петушок, затейница белка. Они становились моими друзьями, учили меня добру, терпению, любви.
    В своих сказках Пушкин жестоко высмеял глупых и злых царей, жадных попов, хитрых бояр и поняла из этих сказок, что добро всегда побеждает зло. Каждый кто прочтет сказки, будет счастлив этим. Пушкин оставил нам не только эти прекрасные сказки, но еще и много стихотворений, поэм, рассказов и повестей. Именно он научил меня любить родную природу. В его стихотворениях описаны все четыре времени года. Моя любимая пора – зима.
    Под голубыми небесами,
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит,
    Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.
    Когда читаешь эти строки, хочется самой побегать в зимнем лесу покататься на лыжах по мягкому снегу.
    Вот уже более двухсот лет живет он среди нас в наших сердцах, мыслях, мечтах. Имя Пушкина никогда не забудется, он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин.

  14. Кто такой поэт? Каково его место в жизни? Может быть, он выше других и имеет право учить людей тому, как нужно жить? Или он должен быть просто зеркалом, отражающим в своей поэзии судьбы страны и чувства людей? Или, наконец, поэт имеет право только на отражение в поэзии своих собственных мыслей и чувств? В лирике Александра Сергеевича Пушкина мы находим размышления на тему значения поэта и поэзии и можем попробовать понять, какие ответы дает великий русский поэт на некоторые из этих нелегких вопросов.
    Рассматривая эту тему в творчестве А. С. Пушкина, в первую очередь следует обратиться к его поэтическому шедевру “Пророк”, написанному в 1826 году. Название и содержание стихотворения говорят нам об использовании Пушкиным библейской легенды о пророке Исайе, который находится в отчаянии, видя порочность людей, и чувствует себя оскверненным. Согласно легенде, серафим очищает пророка от греха и, повинуясь воле Господа, тот должен выполнить миссию по исправлению людей. В “Пророке” мы находим интерпретацию Пушкиным этой библейской легенды.
    Герой стихотворения находится в удрученном состоянии, он томим “духовной жаждой”, и тут ему является посланник Божий “шестикрылый серафим”. Вдруг с поэтом происходят чудесные превращения. Он наделяется необычной для человека остротой видения окружающего мира. Его ощущения описаны в следующих строках:
    Перстами легкими, как сон,
    Моих зениц коснулся он.
    Отверзлись вещие зеницы,
    Как у испуганной орлицы.
    Далее Пушкин пишет:
    Моих ушей коснулся он, —
    И их наполнил шум и звон:
    И внял я неба содроганье,
    И горний ангелов полет,
    И гад морских подводный ход,
    И дольней лозы прозябанъе.
    Теперь поэт посвящен в тайны мирозданья и одарен тонким чувством восприятия внешнего мира во всем его разнообразии. Он избавлен от сомнений и страха, а в его груди горит “угль, пылающий огнем”.
    Открывшиеся для поэта возможности, с одной стороны, возвышают его над людьми, а с другой, — возлагают на него невероятно трудную задачу. Подобно тому, как в библейской легенде пророк Исайя наделяется Господом ответственной миссией, в пушкинском “Пророке” “Бога глас” взывает к поэту:
    Восстань, пророк, и виждъ, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.
    Такой видит свою миссию Пушкин. Он не пытается исправить людей, научить их, как нужно поступать, но будучи поэтом, обращается к нашим сердцам. Поэзия апеллирует не к разуму, а к душе. То есть можно сказать, что Пушкин раскрывает в этом стихотворении роль поэзии как чего-то возвышенного, стоящего над людьми, но не назидательного. Поэзия — это часть духовной жизни человека. А роль поэта — пробуждать в человеке то лучшее, что есть в нем.
    Дальнейшее развитие темы роли поэта и поэзии мы находим в стихотворении Пушкина “Арион”, написанном в 1827 году. Оно сложилось у поэта под впечатлением декабристского восстания, в котором лучшие люди страны, среди которых были и его друзья, потерпели поражение, борясь за отмену крепостничества в России. Если в “Пророке” Пушкин раскрывает тему роли поэта обобщенно-философски, то в “Арионе” он проверяет жизнеспособность этих идей в конкретной ситуации, воссоздавая в аллегорической форме трагические события 1825 года:
    …В тишине
    На руль склонясь, наш кормщик умный
    В молчанье правил грузный челн;
    А я – беспечной веры полн,
    Пловцам я пел…
    Пловцы погибли, но певец Арион сохраняет веру в их идеалы: “Я гимны прежние пою”. Пушкин дает тем самым понять, что роль поэта не только в озвучивании каких-либо идей, но и в верности им. Несмотря на поражение декабристов, Пушкин не изменил их общей вере в лучшее будущее России. Не оглядываясь на опасность подвергнуться преследованию, поэт продолжает развивать в своем творчестве вольнолюбивую тематику. —
    Если в “Арионе” Пушкин как бы примеряет свою пророческую роль к конкретным жизненным обстоятельствам, то в написанном поэтом спустя девять лет известнейшем стихотворении “Памятник” (1836г.) он уже дает оценку своей роли поэта. Мысленно подводя черту под своим творчеством, Пушкин выражает уверенность в том, что воздвигнутый им “памятник нерукотворный” дает ему бессмертие. Великий поэт считает, что справился со своей ответственной миссией:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    Подводя итог, можно сказать, что Александр Сергеевич Пушкин не только раскрыл в своей поэзии тему роли поэта, но и всем своим творчеством доказал, что поэт действительно может быть пророком. Многое из того, о чем мечтал Пушкин, к чему он призывал в своих стихах, сбылось. А самое главное — его поэзия до сих пор служит пробуждению в нас самых высоких и светлых чувств.

  15. Изучая литературное наследие Пушкина, мы невольно прослеживаем его жизненный путь, так как каждое его произведение связано с определённым периодом биографии поэта. Пушкин родился в Москве в помещичьей семье. Все в доме говорили по-французски, читали французские книги. Русская речь слышалась только среди крепостных. Однако, в отличие от многих дворянских детей, Пушкин уже с детских лет был тесно связан с русской народной жизнью и рано услышал меткую народную речь. На всю жизнь запомнились поэту чудесные сказки его няни Арины Родионовны. Она научила Пушкина чувствовать красоту и любить народное творчество. Её сказками и навеяна поэма «Руслан и Людмила».
    Важным этапом в жизни поэта явились лицейские годы. Здесь он глубоко переживает события Отечественной войны 1812 года. Он понимает, что победа принадлежит народу, и говорит об этом в своих «Воспоминаниях в Царском Селе». Окончив лицей, он переезжает в Петербург и сближается с декабристами. Пушкин не был революционером, но так же, как его друзья декабристы жил надеждами на освобождение народа от крепостного гнёта.
    * Увижу ль, о друзья!
    * Народ не угнетённый
    * И Рабство, падшее по манию царя,
    * И над отечеством свободы просвещённой
    * Взойдёт ли наконец прекрасная зоря?
    Вольнолюбивые стихи Пушкина дошли до царя . Начались долгие годы ссылки. Он был в Крыму на Кавказе, в Бессарабии, в селе Михайловском. В эти годы было написано большинство его произведений. Это сильно сказалось на его дальнейшем творчестве. Почему же всё, что связано с именем великого поэта, бесконечно дорого каждому русскому человеку? Почему с такой любовью чествуют Пушкина миллионы? Пушкин- родоначальник одной из величайших литератур мира, основатель русского реализма с его передовыми, демократическими, гуманистическими традициями. Он создал классический русский литературный язык. По выражению Гоголя, «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте…
    В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражаются окружающие тела на выпуклой поверхности оптического стекла». Русская земля не могла не породить Пушкина.
    Он был нужен ей, как утешение за все утраты и невзгоды, за все потрясения , которые обрушила на неё история- от Батыя до Наполеона. Он бал нужен ей, как праздник победы, как высший взлёт народного самосознания. Пушкин не был баловнем судьбы. В его жизни были и не простые отношения с властью и ссылки, и борьба с цензурой и доносы, и порой запутанные обстоятельства личной жизни. И во все обстоятельства, которые уготовила ему судьба, он вносил своё душевное богатство, не давал среде торжествовать над собой. Он был свободным человеком и поэтом. И этой «тайной свободе» у Пушкина учились поэты последующих поколений.
    * Пушкин! Тайную свободу
    * Пели мы во след тебе.
    * Дай нам руку в непогоду,
    * Помоги в немой борьбе.
    Так обращался к поэту другой поэт, Александр Блок. Его поэзия, с её чувством свободы и независимости, с чувством достоинства и благородства легла в основу нашей нравственности. Всем своим творчеством, своим жизненным поведением, своим моральным кодексом Пушкин стал нашим современником, другом и учителем. Безгранично и преданно любя свой народ, Пушкин открыл родную землю в её неповторимой красоте. Ведь сам он был величайшим патриотом земли русской. И мы благодарны ему за то, что поэзия его учит нас любить Отчизну, любить глубоко и неизменно. И в тысячный раз изумляясь чуду родной природы, мы не замечаем уже , что смотрим на неё пушкинскими глазами, мыслим образами, сравнениями, которые впервые вспыхнули в его кристальных стихах. Приходит золотая осень, и мы мысленно повторяем: Унылая пора! Очей очарованье, Приятна мне твоя прощальная краса… Снежным зимним утром мы вспоминаем с детства, запавшие в душу строчки о нашей русской зиме:
    * Пришла, рассыпалась, клоками
    * Повисла на суках дубов,
    * Легла волнистыми коврами
    * Среди полей, вокруг холмов.
    Идут годы… Мы становимся взрослее, и нам открываются в творчестве Пушкина такие глубины, такие красоты, о которых раньше и не подозревали. Ещё уходят годы…И снова мы находим в нём что-то новое, неведомое. У каждого возраста свой Пушкин. Он всегда оказывается рядом. Его творчество возникает перед нами в самых разных жизненных случаях, как плечо бескорыстного друга. Пушкин, конечно, был прав, когда писал: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал… Добрые чувства поэта особенно выразительно звучат в его любовной и дружеской лирике, которая стала символом лучших человеческих чувств: Я вас любил: любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит, Я не хочу печалить вас ничем. Разве можно лучше сказать о неразделённой любви! А разве есть человек, который бы её не пережил? Мне кажется, нет в русской поэзии другого столь непрерывно обновляющегося поэта, как Пушкин. Ведь нет-нет, да и приходят к нам из глубины веков прошлого вещие Пушкинские строки:
    * Мосты чугунные чрез воды.
    * Шагнут широкою дугой.
    * Раздвинем горы, под водой
    * Пророем дерзостные своды…
    Судьба Пушкина, как и многих великих людей, трагична. Он погиб в 37 лет. Да, можно жить, «тлея», спокойно и размеренно, а можно «вспыхнуть» и согреть своим теплом многих, и тогда имя твоё не будет забыто. Так жил и творил Пушкин. Давно ушла в прошлое эпоха, в которой жил и творил поэт. Но стоит взять книгу, и всё оживает: и Татьяна, пишущая при свече свой письмо, и мечущийся Борис Годунов, и Арина Родионовна, дремлющая у окошка, и прежде всего сам поэт, воссоздавший все это, вложивший в свои произведения талант, душу, совесть. Значит, Пушкин современен и сегодня. Он учит нас любить свою Родину, её историю, её славу. Он действительно великий сын России!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *