Сочинение на тему великое наследие достижение культуры древней руси

14 вариантов

  1. К числу крупнейших достижений в различных областях культуры следует отнести строительство и расширение городов Древней Руси. Были созданы крупнейшие для того времени каменные сооружения: Софийский собор в Новгороде, Золотые ворота, Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве. Приметой Новгорода стали деревянные мостовые, появившиеся здесь раньше, чем в Париже. Соборы были украшены мозаикой и фресками. Наряду с заимствованными из Византии сюжетами и техникой письма они отражали самобытность и высокий художественный уровень древнерусских мастеров.
    Значительных успехов достигли и ремесленники, создававшие прочные украшенные орнаментом мечи, кольчуги, самобытные ювелирные украшения (зернь, скань, перегородчатая эмаль, чернь) .
    Широкое распространение получили письменность и грамотность. Были введены славянские азбуки кириллица и глаголица, созданные на основе традиционной славянской техники письма, приняты использовавшиеся тогда в Византии способы изображения чисел.
    Были открыты первые школы – в Новгороде и Киеве. Ярославом Мудрым была собрана богатейшая в стране библиотека, включавшая не только современные для того времени рукописи, но и часть дошедших древнегреческих источников.
    Были заложены начала летописания – ведение ежегодных записей крупнейших событий по годам с включением документов и их оценок. Древнейшей рукописью, написанной монахом Кнево-Печерского монастыря и дошедшей в списках до нашего времени, является “Повесть временных лет”, описывавшая истоки зарождения и начальный этап существования Древнерусского государства.
    Зародилась и древнерусская литература, представленная такими произведениями, как “Житие Бориса и Глеба”, “Поучение детям” Владимира Мономаха, “Слово о законе и благодати” Иллариона, былины. Особенностью Древнерусского эпоса было то, что его героями выступали не князья и бояре, а простые люди с их проблемами и заботами.
    Жилища у различных категорий населения были разными: князья и бояре жили в каменных или крепких больших бревенчатых хоромах и теремах; горожане – в небольших деревянных домах; сельские жители – в землянках и избах.
    Различной была и одежда. Рубахи, порты, плащи, меховые шубы, лапти, поршни, сапоги носили все, но материал, из которого была изготовлена одежда, отражал социальное положение хозяина.
    В числе развлечений можно назвать “ловы” (охота) , хороводы, одноголосное пение, игру на гуслях, скоморошьи забавы.
    Большое влияние на культурное развитие Древней Руси оказало христианство. Кроме каменного строительства и грамотности, оно принесло иной, отличный от прежнего взгляд на нравственность (вводилось единобрачие) . Славянские имена заменялись именами святых православной церкви.
    Таким образом, культура Древней Руси явилась сокровищницей единой древнерусской народности. В условиях начинавшегося удельного периода развития Руси она стала не только основой для развития и расцвета культуры отдельных земель, но и фактором, позволяющим наряду с единым языком говорить о русских территориях как о едином целом.

  2. К числу крупнейших достижений в различных областях культуры следует отнести строительство и расширение городов Древней Руси . Были созданы крупнейшие для того времени каменные сооружения: Софийский собор в Новгороде, Золотые ворота, Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве. Приметой Новгорода стали деревянные мостовые, появившиеся здесь раньше, чем в Париже. Соборы были украшены мозаикой и фресками. Наряду с заимствованными из Византии сюжетами и техникой письма они отражали самобытность и высокий художественный уровень древнерусских мастеров.
    Значительных успехов достигли и ремесленники, создававшие прочные украшенные орнаментом мечи, кольчуги, самобытные ювелирные украшения (зернь, скань, перегородчатая эмаль, чернь) .
    Широкое распространение получили письменность и грамотность . Были введены славянские азбуки кириллица и глаголица, созданные на основе традиционной славянской техники письма, приняты использовавшиеся тогда в Византии способы изображения чисел.
    Были открыты первые школы – в Новгороде и Киеве . Ярославом Мудрым была собрана богатейшая в стране библиотека, включавшая не только современные для того времени рукописи, но и часть дошедших древнегреческих источников.
    Были заложены начала летописания – ведение ежегодных записей крупнейших событий по годам с включением документов и их оценок. Древнейшей рукописью, написанной монахом Кнево-Печерского монастыря и дошедшей в списках до нашего времени, является «Повесть временных лет» , описывавшая истоки зарождения и начальный этап существования Древнерусского государства.
    Зародилась и древнерусская литература, представленная такими произведениями, как «Житие Бориса и Глеба» , «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово о законе и благодати» Иллариона, былины. Особенностью Древнерусского эпоса было то, что его героями выступали не князья и бояре, а простые люди с их проблемами и заботами.
    Жилища у различных категорий населения были разными: князья и бояре жили в каменных или крепких больших бревенчатых хоромах и теремах; горожане – в небольших деревянных домах; сельские жители – в землянках и избах.
    Различной была и одежда. Рубахи, порты, плащи, меховые шубы, лапти, поршни, сапоги носили все, но материал, из которого была изготовлена одежда, отражал социальное положение хозяина.
    В числе развлечений можно назвать «ловы» (охота) , хороводы, одноголосное пение, игру на гуслях, скоморошьи забавы.
    Большое влияние на культурное развитие Древней Руси оказало христианство. Кроме каменного строительства и грамотности, оно принесло иной, отличный от прежнего взгляд на нравственность (вводилось единобрачие) . Славянские имена заменялись именами святых православной церкви.
    Таким образом, культура Древней Руси явилась сокровищницей единой древнерусской народности. В условиях начинавшегося удельного периода развития Руси она стала не только основой для развития и расцвета культуры отдельных земель, но и фактором, позволяющим наряду с единым языком говорить о русских территориях как о едином целом.

  3. составьте рассказ на тему Великое наследие: достижения культуры древней руси

    Ответы:

    К числу крупнейших достижений в различных областях культуры следует отнести строительство и расширение городов Древней Руси . Были созданы крупнейшие для того времени каменные сооружения: Софийский собор в Новгороде, Золотые ворота, Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве. Приметой Новгорода стали деревянные мостовые, появившиеся здесь раньше, чем в Париже. Соборы были украшены мозаикой и фресками. Наряду с заимствованными из Византии сюжетами и техникой письма они отражали самобытность и высокий художественный уровень древнерусских мастеров.
    Значительных успехов достигли и ремесленники, создававшие прочные украшенные орнаментом мечи, кольчуги, самобытные ювелирные украшения (зернь, скань, перегородчатая эмаль, чернь) .
    Широкое распространение получили письменность и грамотность . Были введены славянские азбуки кириллица и глаголица, созданные на основе традиционной славянской техники письма, приняты использовавшиеся тогда в Византии способы изображения чисел.
    Были открыты первые школы – в Новгороде и Киеве . Ярославом Мудрым была собрана богатейшая в стране библиотека, включавшая не только современные для того времени рукописи, но и часть дошедших древнегреческих источников.
    Были заложены начала летописания – ведение ежегодных записей крупнейших событий по годам с включением документов и их оценок. Древнейшей рукописью, написанной монахом Кнево-Печерского монастыря и дошедшей в списках до нашего времени, является «Повесть временных лет» , описывавшая истоки зарождения и начальный этап существования Древнерусского государства.
    Зародилась и древнерусская литература, представленная такими произведениями, как «Житие Бориса и Глеба» , «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово о законе и благодати» Иллариона, былины. Особенностью Древнерусского эпоса было то, что его героями выступали не князья и бояре, а простые люди с их проблемами и заботами.
    Жилища у различных категорий населения были разными: князья и бояре жили в каменных или крепких больших бревенчатых хоромах и теремах; горожане – в небольших деревянных домах; сельские жители – в землянках и избах.
    Различной была и одежда. Рубахи, порты, плащи, меховые шубы, лапти, поршни, сапоги носили все, но материал, из которого была изготовлена одежда, отражал социальное положение хозяина.
    В числе развлечений можно назвать «ловы» (охота) , хороводы, одноголосное пение, игру на гуслях, скоморошьи забавы.
    Большое влияние на культурное развитие Древней Руси оказало христианство. Кроме каменного строительства и грамотности, оно принесло иной, отличный от прежнего взгляд на нравственность (вводилось единобрачие) . Славянские имена заменялись именами святых православной церкви.
    Таким образом, культура Древней Руси явилась сокровищницей единой древнерусской народности. В условиях начинавшегося удельного периода развития Руси она стала не только основой для развития и расцвета культуры отдельных земель, но и фактором, позволяющим наряду с единым языком говорить о русских территориях как о едином целом.

  4. К числу крупнейших достижений в различных областях культуры следует отнести строительство и расширение городов Древней Руси . Были созданы крупнейшие для того времени каменные сооружения: Софийский собор в Новгороде, Золотые ворота, Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве. Приметой Новгорода стали деревянные мостовые, появившиеся здесь раньше, чем в Париже. Соборы были украшены мозаикой и фресками. Наряду с заимствованными из Византии сюжетами и техникой письма они отражали самобытность и высокий художественный уровень древнерусских мастеров.
    Значительных успехов достигли и ремесленники, создававшие прочные украшенные орнаментом мечи, кольчуги, самобытные ювелирные украшения (зернь, скань, перегородчатая эмаль, чернь) .
    Широкое распространение получили письменность и грамотность . Были введены славянские азбуки кириллица и глаголица, созданные на основе традиционной славянской техники письма, приняты использовавшиеся тогда в Византии способы изображения чисел.
    Были открыты первые школы – в Новгороде и Киеве . Ярославом Мудрым была собрана богатейшая в стране библиотека, включавшая не только современные для того времени рукописи, но и часть дошедших древнегреческих источников.
    Были заложены начала летописания – ведение ежегодных записей крупнейших событий по годам с включением документов и их оценок. Древнейшей рукописью, написанной монахом Кнево-Печерского монастыря и дошедшей в списках до нашего времени, является «Повесть временных лет» , описывавшая истоки зарождения и начальный этап существования Древнерусского государства.
    Зародилась и древнерусская литература, представленная такими произведениями, как «Житие Бориса и Глеба» , «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово о законе и благодати» Иллариона, былины. Особенностью Древнерусского эпоса было то, что его героями выступали не князья и бояре, а простые люди с их проблемами и заботами.
    Жилища у различных категорий населения были разными: князья и бояре жили в каменных или крепких больших бревенчатых хоромах и теремах; горожане – в небольших деревянных домах; сельские жители – в землянках и избах.
    Различной была и одежда. Рубахи, порты, плащи, меховые шубы, лапти, поршни, сапоги носили все, но материал, из которого была изготовлена одежда, отражал социальное положение хозяина.
    В числе развлечений можно назвать «ловы» (охота) , хороводы, одноголосное пение, игру на гуслях, скоморошьи забавы.
    Большое влияние на культурное развитие Древней Руси оказало христианство. Кроме каменного строительства и грамотности, оно принесло иной, отличный от прежнего взгляд на нравственность (вводилось единобрачие) . Славянские имена заменялись именами святых православной церкви.
    Таким образом, культура Древней Руси явилась сокровищницей единой древнерусской народности. В условиях начинавшегося удельного периода развития Руси она стала не только основой для развития и расцвета культуры отдельных земель, но и фактором, позволяющим наряду с единым языком говорить о русских территориях как о едином целом.

  5. 5
    Текст добавил: Частица Вселенной

    Вопрос:

    составьте рассказ на тему Великое наследие: достижения культуры древней руси

    Ответы:

    К числу крупнейших достижений в различных областях культуры следует отнести строительство и расширение городов Древней Руси . Были созданы крупнейшие для того времени каменные сооружения: Софийский собор в Новгороде, Золотые ворота, Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве. Приметой Новгорода стали деревянные мостовые, появившиеся здесь раньше, чем в Париже. Соборы были украшены мозаикой и фресками. Наряду с заимствованными из Византии сюжетами и техникой письма они отражали самобытность и высокий художественный уровень древнерусских мастеров.
    Значительных успехов достигли и ремесленники, создававшие прочные украшенные орнаментом мечи, кольчуги, самобытные ювелирные украшения (зернь, скань, перегородчатая эмаль, чернь) .
    Широкое распространение получили письменность и грамотность . Были введены славянские азбуки кириллица и глаголица, созданные на основе традиционной славянской техники письма, приняты использовавшиеся тогда в Византии способы изображения чисел.
    Были открыты первые школы – в Новгороде и Киеве . Ярославом Мудрым была собрана богатейшая в стране библиотека, включавшая не только современные для того времени рукописи, но и часть дошедших древнегреческих источников.
    Были заложены начала летописания – ведение ежегодных записей крупнейших событий по годам с включением документов и их оценок. Древнейшей рукописью, написанной монахом Кнево-Печерского монастыря и дошедшей в списках до нашего времени, является «Повесть временных лет» , описывавшая истоки зарождения и начальный этап существования Древнерусского государства.
    Зародилась и древнерусская литература, представленная такими произведениями, как «Житие Бориса и Глеба» , «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово о законе и благодати» Иллариона, былины. Особенностью Древнерусского эпоса было то, что его героями выступали не князья и бояре, а простые люди с их проблемами и заботами.
    Жилища у различных категорий населения были разными: князья и бояре жили в каменных или крепких больших бревенчатых хоромах и теремах; горожане – в небольших деревянных домах; сельские жители – в землянках и избах.
    Различной была и одежда. Рубахи, порты, плащи, меховые шубы, лапти, поршни, сапоги носили все, но материал, из которого была изготовлена одежда, отражал социальное положение хозяина.
    В числе развлечений можно назвать «ловы» (охота) , хороводы, одноголосное пение, игру на гуслях, скоморошьи забавы.
    Большое влияние на культурное развитие Древней Руси оказало христианство. Кроме каменного строительства и грамотности, оно принесло иной, отличный от прежнего взгляд на нравственность (вводилось единобрачие) . Славянские имена заменялись именами святых православной церкви.
    Таким образом, культура Древней Руси явилась сокровищницей единой древнерусской народности. В условиях начинавшегося удельного периода развития Руси она стала не только основой для развития и расцвета культуры отдельных земель, но и фактором, позволяющим наряду с единым языком говорить о русских территориях как о едином целом.

  6. Основой для развития культуры Древней Руси была славянская культура. На формирование тематики художественного творчества Древнерусского государства оказали большое влияние такие политические события и процессы, как объединение восточнославянских племен; соперничество Новгорода и Киева; формирование древнерусской народности в рамках Древнерусского государства; укрепление его границ; успехи в отражении набегов кочевников; крещение Руси; расширение ее международных связей; начинавшиеся феодальные усобицы.
    К числу крупнейших достижений в различных областях культуры следует отнести строительство и расширение городов Древней Руси. Были созданы крупнейшие для того времени каменные сооружения: Софийский собор в Новгороде, Золотые ворота, Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве. Приметой Новгорода стали деревянные мостовые, появившиеся здесь раньше, чем в Париже. Соборы были украшены мозаикой и фресками. Наряду с заимствованными из Византии сюжетами и техникой письма они отражали самобытность и высокий художественный уровень древнерусских мастеров.
    Значительных успехов достигли и ремесленники, создававшие прочные украшенные орнаментом мечи, кольчуги, самобытные ювелирные украшения (зернь, скань, перегородчатая эмаль, чернь).
    Широкое распространение получили письменность и грамотность. Были введены славянские азбуки кириллица и глаголица, созданные на основе традиционной славянской техники письма, приняты использовавшиеся тогда в Византии способы изображения чисел.
    Были открыты первые школы – в Новгороде и Киеве. Ярославом Мудрым была собрана богатейшая в стране библиотека, включавшая не только современные для того времени рукописи, но и часть дошедших древнегреческих источников.
    Были заложены начала летописания – ведение ежегодных записей крупнейших событий по годам с включением документов и их оценок. Древнейшей рукописью, написанной монахом Кнево-Печерского монастыря и дошедшей в списках до нашего времени, является «Повесть временных лет», описывавшая истоки зарождения и начальный этап существования Древнерусского государства.
    Зародилась и древнерусская литература, представленная такими произведениями, как «Житие Бориса и Глеба», «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово о законе и благодати» Иллариона, былины. Особенностью Древнерусского эпоса было то, что его героями выступали не князья и бояре, а простые люди с их проблемами и заботами.
    Жилища у различных категорий населения были разными: князья и бояре жили в каменных или крепких больших бревенчатых хоромах и теремах; горожане – в небольших деревянных домах; сельские жители – в землянках и избах.
    Различной была и одежда. Рубахи, порты, плащи, меховые шубы, лапти, поршни, сапоги носили все, но материал, из которого была изготовлена одежда, отражал социальное положение хозяина.
    В числе развлечений можно назвать «ловы» (охота), хороводы, одноголосное пение, игру на гуслях, скоморошьи забавы.
    Большое влияние на культурное развитие Древней Руси оказало христианство. Кроме каменного строительства и грамотности, оно принесло иной, отличный от прежнего взгляд на нравственность (вводилось единобрачие). Славянские имена заменялись именами святых православной церкви.
    Таким образом, культура Древней Руси явилась сокровищницей единой древнерусской народности. В условиях начинавшегося удельного периода развития Руси она стала не только основой для развития и расцвета культуры отдельных земель, но и фактором, позволяющим наряду с единым языком говорить о русских территориях как о едином целом.

  7. Имеются свидетельства, что применялась и иная система записи, известная как “черты и резы”, или славянские руны. Тексты договоров, заключённых с греками, писались также и на русском языке. Заслугой православия, несомненно, явилась та помощь, которую оказала Византия в придании русской письменности – “глаголице”, совершенных форм, создании “кириллического” алфавита, отвечающего и потребностям языка того времени, и звуковому составу славянского языка, и даже современным нормам языка. Константин Философ (Кирилл) и Мефодий ещё до создания своего алфавита, который получил название “кириллица”, видели в Корсуне у какого-то “русина” книгу, написанную “руськыми” письменами, которые, однако, были понятны Кириллу.
    Создание современной письменности способствовало складыванию единого русского языка. Русский язык как национальный стал складываться очень рано. Он берёт своё начало от “словенского”, “славянского” языка. Киевская Русь, будучи разноплеменным образованием, имела один государственный язык – “русский”, он же “словенский”.
    “…а словенск язык и руський один… а ше и поляне звахуся, но словенская речь бе”, – свидетельствует “Повесть временных лет”. Таким образом, этот язык существовал ещё у полян, в полянском Киеве, и Киев русский продолжает его развивать и совершенствовать. Термин “руський” применительно к языку был зафиксирован в летописях в ХI в. При сопоставлении этносов и языков мы должны помнить, что они в то время отождествлялись. Поэтому, когда в летописи говорилось, что “словяне” и “русь” суть один язык, это означало, что это один народ. Вспомним, что ещё А. С. Пушкин писал: “и назовёт… всяк сущий в ней язык, и гордый внук славян, и финн…” Русский язык был единым, общим, государственным языком Киевской Руси. И сегодня мы можем прочитать тексты, записанные более 1000 лет назад.
    Русский язык сложился на обширной территории от Карпат до Волги; лексика, правописание, грамматика были общими. Ещё в XIII в. французский язык был понятен населению Иль-де-Франса, а обширные окраины Франции говорили на каталонском, баскском, бретонском, фламандском, провансальском языках. Северные и южные немцы не понимали друг друга ещё и в XIX в. Бисмарк создал армию, где солдаты говорили на разных языках.
    Для письменности русские использовали специфический материал – берёсту. Берестяные “грамоты” найдены в Новгороде (много), Смоленске (10), Витебске (1), Пскове (3), Старой Руссе (13), Мстиславле, на Замковой горе в Могилёвской области. Следует отметить, что берёста исконно использовалась индоевропейцами для записи и рисунков. Так, у ариев “веда ведовства”, “Атхарваведа”, была записана на берёсте [14.7].
    В Киевской Руси русский язык был единственным – разговорным и богослужебным, письменным и устным, церковным и государственным, в то время как в Западной Европе церковь насаждала латынь, что тормозило развитие языка и культуры и повсеместно приводило к протестам. Так, “Остромирово Евангелие” было записано в 1050-1057 гг., а создано ещё раньше и на русском языке. А вот первое литературное произведение, к тому же переведённое на польский язык с латыни – “Псалтырь королевы Ядвиги”, появилось в Польше только около 1400 г. Только в XVI в. в Польше стала зарождаться национальная литература. И вина за это падает на католичество: католическая церковь утверждала, что “известны только три языка, на которых достойно славить бога в книгах: еврейский, греческий и латинский…” Кирилл – Константин Философ на это отвечал: “не посылает ли бог дождя одинаково для всех? А также и солнце не светит ли для всех? И не возникаем ли все одинаково? И как вы не стыдитесь, признавая только три языка и повелевая, чтобы все другие народы и племена были слепы и глухи? Поясните мне, считаете ли вы бога бессильным, не могущим дать всё это, или зависимым и потому не хотящим (дать всё это)?”
    Раннее складывание единого языка породило обширную русскую литературу. Ей предшествовало богатое народное творчество, создание былин. В IX-X вв. были созданы былины о Михаиле Потоке, об Илье Муромце, о Ставре Годиновиче, о Даниле Ловчанине, о Дунае, об Иване Годиновиче, о Вольге и Микуле, о Добрыне, о женитьбе Владимира и др. Ни один народ не знает такого многообразия былин в это время, их обилия. С одной стороны, в них сохраняется память о более давних временах истории славян; с другой – это творчество, в котором отражалась действительная, актуальная история. Для русских былин характерен ряд особенностей.
    В былинах церковное, православное влияние – минимально. Они полны языческих символов, героев, образов. В них преобладает светское, мирское содержание, а не церковное, сакральное.
    Былины сохраняются в устной традиции на протяжении почти 1000 лет.
    Для былины характерно не только воспевание физической мощи, силы, “удали молодецкой”. Главное в них – нравственность, этическая ценность поступка человека, его доброта, сострадательность, сочувствие.
    В противоположность этому, например, “Повесть о Нибелунгах”, “Старшая Эдда” индифферентны к морали, они – до моральны, до нравственны. Былины, описывая то же историческое время, что и саги, а иногда и более древнее – например, “Святогор”, коренным образом отличаются от германского эпоса своим нравственным содержанием, этическими оценками и суждениями. Создаваясь в то же историческое время, они отличаются культурно – они нравственны. Нравственны с народной точки зрения. Хотя они полны военных столкновений, но все битвы, которые ведут былинные герои – оборонительные. Это не удивительно, учитывая, что по подсчётам В. О. Ключевского, с 1228 по 1462 гг. Русь выдержала 160 внешних войн и набегов.
    Богатое художественное устное творчество способствовало складыванию русской литературы. Она отличалась рядом особенностей, прежде всего, основывалась на общерусском языке. Это позволило ей в кратчайшие сроки создать величайшие литературные произведения: “Слово о законе, благодати и истине” Иллариона, “Повесть временных лет” и “Житие Феодосия” Нестора, “Поучение чадам” Владимира Мономаха, “Слово” Даниила Заточника, “Слово о полку Игореве” Игоря, сына Святославля внука Ольгова, “Повесть о разорении Рязани Батыем”, “Слово о погибели Русскыя земли” и многие другие.
    В период позднего средневековья русскую литературу обогатили новые замечательные произведения: “Задонщина” Сафония, “Хождение за три моря” Афанасия Никитина, “Сказание о Мамаевом побоище”, сочинения Ивана Грозного (“Переписка с Курбским”), Ивана Пересвета и Аввакума Петрова, “Повесть о Горе-Злосчастии”.
    Сравнение, сопоставление этих произведений показывает, что это – плоды единого литературного процесса, который не прерывался на протяжении почти тысячелетия, но лишь затормозился во время монгольского ига.
    Русская литература очень рано осознала общность земли русской, русского народа. В “Слове о полку Игореве” уже нет племенных упоминаний, зато “Русская земля” упоминается 20 раз! Это характерная черта русской литературы, главное в ней – судьба страны, земли, родины и народа. “Светло светлая и украсно украшенная земля русская!” Этого мы не встретим ни в одной европейской литературе! “Патриотизм” – это изначальная тема, черта русской культуры. Только в 1353 г. у Петрарки появится гимн, обращённый к Италии, как Родине.
    В XII в. Кирилл Туровский пишет:
    “Не измерена небесная высота,
    Не испытана преисподняя глубина…”
    В XVIII в. Кирилл Данилов эту же мысль продолжит и эту же тему повторит и видоизменит:
    “Высота ли, высота поднебесная,
    Глубота, глубота акиян-море,
    Широко раздолье по всей земли,
    Глубоки омуты днепровские…”
    Ни один народ не знал такой развитой системы летописей. Первые летописные записи появились около 872 г. в Киеве. Они характеризуются антиваряжской тенденцией и отсутствием христианского элемента. Первые Летописи опираются на устные предания, славянские мифы, эпические сказания. В них доминирует языческое начало. В частности, в Летописи занесён рассказ о Вещем Олеге и его смерти, которую предрекает не волхв, а “кудесник”, то есть шаман.
    Летописание Х в. распадается на две формы: светскую и церковную. В светском летописании выделяются:
    “сказы”, сказания о князьях: Игоре, Святославе, Ярополке и других, то есть это – дружинно-рыцарский цикл (эти сказания – продолжение славянских “слав”);
    летописания – хроники дел: походов, нашествий, княжеских собраний и т. д.;
    тексты договоров.
    Летопись появляется там, где возникает государство, цивилизация. В чём отличие русской летописи? В универсальности, летопись – совокупность разнообразных знаний; они включали в себя сведения из мифов, истории, художественной литературы, устного народного творчества. На Руси летопись велась в больших масштабах, были летописи и княжеские, и церковные, причём велись летописи не только в княжеских городах, но и в уделах. Таким образом, летопись была всеобъемлющим, единым, повсеместным явлением на Руси.
    Многие летописи сгорели, погибли во время татаро-монгольского нашествия. Другие погибли во время пожаров, частых на Руси. Так, в имении В. Н. Татищева сгорело 5 летописей, в том числе Раскольничья и Галицынская. В 1812 г. в пожаре Москвы погибла уникальная Троицкая летопись, одновременно погибли рукописи Мусина-Пушкина, в том числе и рукопись “Слова о полку Игореве”.
    Предметов культуры Древней Руси дошло до нас немного. Русских мечей XI-XIII вв. сохранилось всего 183, а шлемов – ещё меньше, хотя их очень берегли. Ещё тяжелее судьба книг, икон: они гибли чаще всего в огне пожаров, возникавших и случайно, и в результате военных действий. В 1382 г. при нашествии Тохтамыша на Москву кремлёвские церкви были полны “до строп”, то есть доверху, до крыши, книгами и иконами – всё сгорело . В 1547 г. Москва почти вся выгорела, в 1612 г. Москву сожгли поляки, в 1812 г. – французы. Но и в XVIII – середине XIX вв. монахи жгли рукописи как ненужную дрянь, топили в Волхове, гноили в сырых подвалах.
    В то же время то, что удалось сохранить, отыскать, изучить, вызывает восхищение. В Государственном Историческом музее в Москве хранится оправа с крестовидной прорезью, которую специалисты считают верхом совершенства средневековой русской ювелирной техники. Вот как описывает её Б. А. Рыбаков: “Между двенадцатью камнями, оправленными в золото, мастер устроил целый цветник из миниатюрных золотых цветов, посаженных на спиральные пружинки в 4-5 витков, припаянные только одним концом к пластинке. Спиральные стебельки были сделаны из рубчатой золотой проволоки. Цветы имеют по пять тщательно сделанных лепестков, фигурно вырезанных и припаянных к пестику. На пространстве в 0,25 см2 рязанский мастер ухитрился посадить от 7 до 10 золотых цветов, которые колыхались на своих спиральных стеблях на уровне лиловых самоцветов”.
    .
    Влияние
    Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Она выросла на плодотворной почве культур местных восточно- славянских племен и постоянно развивала контакты с культурами других стран, в первую очередь Византии, Болгарии, стран Центральной Европы, Скандинавии, Хазарского каганата и Арабского Востока.
    Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства. В эпоху перехода от доклассового общества к феодальному, как и у других европейских народов, складывался эпос. Его сюжеты сохранились в основном в записанных много веков спустя былинах. К IX-X вв. относится появление сюжетов таких былин, как “Михайло Поток”, “Дунай”, “Вольга и Микула”. Особенно плодотворным для формирования былинного эпоса оказался конец X в. – эпоха Владимира Святославича. Его княжение стало “эпическим временем” русских былин, а сам князь – обобщенным образом правителя Руси. К концу X в. относится появление былин, героями которых были Добрыня Никитич (его прототипом служил дядя Владимира Святославича по матери – Добрыня, бывший наставником и советником князя в годы его молодости) и Илья Муромец.
    Не позднее конца IX начала X в. на Руси распространяются славянские азбуки- кириллица и глаголица. Созданные во второй половине IX столетия братьями Кириллом и Мефодием и первоначальное распространение имевшие в западно-слявянском государстве – великой Моравии, они вскоре проникают в Болгарию и на Русь. Первым русским памятником славянской письменности является русско-византийский договор 911 года.
    Синтез славянской дохристианской культуры с тем культурным пластом, который поступил на Русь с принятием христианства из Византии и Болгарии и приобщал страну к византийской и славянской христианским культурам, а через них – к культурам античной и ближневосточной, создал феномен русской средневековой культуры. Его оригинальность и высокий уровень были во многом обусловлены бытованием в качестве языка церковной службы и вследствие этого становлением в качестве литературного – славянского языка, понятного всему населению (в отличие от Западной Европы и славянских стран, принявших католицизм, где языком церковной службы была латынь, язык незнакомый большинству населения и, вследствие этого, раннесредневековая литература являлась преимущественно латиноязычной).
    Развитие культуры в XI в. было вызвано бурным ростом различных ремесел и торговли, оживлением внешнеторговых и межгосударственных связей. Она стала исходной точкой и первичной основой культуры русских, украинцев и белорусов, оказала влияние на культуру соседних народов.
    В литературе Киевской Руси с некоторой условностью можно выделить несколько направлений: общественно-политическая; художественная и светская; мировая (переводная) литература. Но границы жанров часто были неуловимы и размыты. В общественно-политической литературе самую значительную роль играло летописание. Не позднее начала XI в. в Киеве и Новгороде стали составляться первые летописи. Постепенно разрастаясь, они к концу XI – началу XII вв. составили систематический свод, окончательно отредактированный и литературно обработанный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Свод известен под названием “Повесть временных лет” (ПВЛ). ПВЛ называют энциклопедией древнерусской жизни IX – XI вв., дающей представление не только об истории Руси, но и о ее языке, религии, мировоззрении, научных знаниях, искусстве и т.д. Позже летописи стали составляться и в других крупных городах. Кроме летописей, особой известностью пользуются такие произведения общественно-политического направления, как “Слово о Законе и Благодати” митрополита Иллариона (XI в.); жития первых русских “святых” Бориса и Глеба (XI в.); знаменитое “Поучение к детям” Владимира Мономаха (XII в.).
    Самыми знаменитыми произведениями художественной литературы Киевской Руси являются сочинения Кирилла Туровского и Климента Смолятича, “Моление” Даниила Заточника и “Слово о полку Игореве”.
    Популярна на Руси была и мировая литература – переводились богословские сочинения, естественно-научные трактаты, греческие романы, византийские хроники. К последним, в частности, можно отнести перевод византийской “Хроники Георгия Амартола”.
    В XI – начале XII в. продолжалось развитие эпического жанра. Со сватовством норвежского короля Харальда к дочери Ярослава Мудрого Елизавете связан сюжет былины “Соловей Будимирович”. Ряд эпических песен возник в связи с борьбой с половецкими набегами конца XI – начала XII в. Образ князя Владимира Мономаха, инициатора борьбы с кочевниками, слился с образом Владимира Святославича. К эпохе Мономаха относится появление цикла былин об Алеше Поповиче, былины “Ставр Годинович”.
    Высокого уровня на Руси достигло образование, получали которое в основном при монастырях. Картину грамотности даже в среде простых граждан рисуют частые находки берестяных грамот на археологических раскопках в Новгороде, Пскове, Смоленске и других городах.
    Выдающегося размаха достигло развитие каменного зодчества, памятники которого сохранились в Киеве, Новгороде, Владимире-Суздальском, Чернигове, Полоцке и многих других городах. С введением христианства русское зодчество испытало влияние Византии, но постепенно вырабатывались собственные архитектурные традиции. С конца X в. до нас дошли остатки Десятичной церкви в Киеве. Во Владимире в 1158 – 1161 гг. был возведен величественный и строгий Успенский собор; неподалеку от Боголюбова воздвигнута небольшая, на редкость изящная церковь Покрова на Нерли. К лучшим произведениям русской архитектуры принадлежат собор Спаса в Чернигове, храмы Софии в Новгороде, Золотые Ворота во Владимире.
    О высоком развитии культуры домонгольской Руси свидетельствует живопись XI – начала XIII вв. Если живопись новгородских и псковских мастеров выражала демократические традиции Вольного города и отличалась простотой и строгой лаконичностью письма, то мастера Владимира и Суздаля сохранили в своих работах византийскую утонченность, смягчали лиричностью аскетизм иконографических образов. Под византийским влиянием развивались здесь ее основные формы: мозаика, миниатюра, иконопись, фрески.
    Блестящего расцвета достигло прикладное искусство, особенно в применении таких самобытных приемов, как чернь, перегородчатая эмаль, зернь, филигрань, иногда применявшиеся одновременно. Неуклонно развивалось устное народное творчество – былинный эпос воспевал героизм в бою и предприимчивость в делах.
    Накануне монголо-татарского нашествия древнерусская культура достигла высокого уровня, сравнимого с лучшими образцами европейской и мировой культуры того времени и активно с ней взаимодействовала.

  8. Каким же на самом деле было мировоззрение древних славян? Само слово язычество имеет в первую очередь древнеславянское происхождение. Язычество – буквальным образом обозначалось как – народная вера. “Народ” – это есть одно из значений древнеславянского слова – “язык”.
    Для понимания дохристианской древнеславянской культуры и нравственных аспектов жизни очень много дали исследования: традиций, обрядов, сказок, преданий, былин, песен, изучение народных промыслов и т.д.
    Прежде всего, отметим само происхождение названия – Русь. На самом деле гипотез на этот счет существует великое множество. Норманисты прослеживают скандинавское происхождение слова (варяги – руссы). Но тут лишь отметим, что в чистом виде эта теория давно не существует. Многими исследователями, причем независимо друг от друга, был отмечен тот факт, что, основа слова – “Русс” встречается у различных индоевропейских народов. Изучение значения слова показало, что у различных евразийских народов оно одно и обозначает следующее: – сверкать, сиять, обжигать, жарить, красный, жаркий и т.д. В частности историк Л.Н. Гумилев разбирая происхождение сарматских племен, отмечал, что название главного племенного союза сармат – роксалан переводится как сияющие, блистающие аланы.
    В самом названии нашей страны заложен огромный нравственный аспект, который можно и нужно использовать при работе со школьниками. Русь – страна света. Свет у нашего народа всегда ассоциировался с добром, миром.
    Но не только в политической и экономической жизни, но также в культуре и традициях русского народа закрепилось почитание воды, праздники и даже регламентированные нормы поведения связанные с водой. Потому существовало великое множество купальных обрядов. Отсюда и характерное для русичей частое принятие бани, с тех времен бытует сам термин – “русская баня”, ставший предметом национальной гордости.
    Основой жизненного уклада древних славян являлась патриархальная родовая община. Несколько семей происходящими от одного предка называлась – Родом. Почитание памяти предков была заложена в религии.
    Свободолюбие, патриотизм были присущи древним славянам. Существовала древнейшая традиция взаимопомощи, чувство локтя. Просить пощады у врагов считалось аморальным. Русские люди не боялись смерти. Они чувствовали за собой поддержку предков и родной земли. В русской культурной традиции, народных сказках красной строкой проходит идея духовно-нравственного воспитания человека. Изучение древнерусского фольклора, сказаний является отдельной темой исследования культуры и духовно-нравственных традиций русского народа.
    2. Русский менталитет и роль христианства в жизни людей Древней Руси
    Что мы знаем о русском характере, духе русского народа? Продолжая тему древнеславянского мировоззрения и духовно-нравственных аспектов жизни русского народа нужно учесть два основных момента.
    Первое: влияние христианской идеологии на жизнь русского общества. Православие сумело войти в духовную жизнь русского общества. Многие исследователи древнерусской истории отмечают тот факт, что процесс введения христианства на Руси занял достаточно длительное время и растянулся на века. По мнению большинства историков, принятие православия русским народом, самого духа христианского учения произошло лишь в 14-15вв. Это время образования сильного русского государства, централизации русских земель вокруг Москвы и разрыва с Золотой Ордой. Православие стало идеологией борьбы с Ордой. Еще в 11в. в уникальном произведении первого русского митрополита Илариона (“Слово о законе и Благодати”), вместе с идеей величия, сакральности и прославления русской земли, прозвучала также мысль, что Благодать выше закона Божьего. Это, в конце концов вылилось в то, что Сергий Радонежский благословил на смертельную битву “за землю нашу”, войско Дмитрия Донского и послал на бой двух иноков – Пересвета и Осляблю. На самом деле историкам известно, что эти иноки были служилые люди при Троице-Сергиевой лавре. Но здесь символичен сам факт того, что православная церковь стала выражением интересов всего русского народа, стояла на защите интересов русских земель, русской государственности. Знаменательно и то, что на Куликовом поле инок Пересвет бился насмерть с татарским богатырем Челубеем. Как известно оба в этом поединке пали мертвыми. В результате христианство полноправно входит в жизнь и быт Русского общества и создает ту прочную связь с Русским народом, которая сохраняется, по сей день.
    Второе: характерная черта христианства – это адаптация к местным условиям жизни любого общества. Общее мнение исследователей по проблеме утверждения христианской религии на Руси, то что православие вобрало в себя черты, нормы поведения, культурные традиции которые существовали у древних славян испокон веков до введения новой веры. Произошел – синкретизм, смешение и слияние различных элементов христианства и русского язычества. Эта черта не специфическая для условий жизни русского общества, а присуща всему христианству, и имеет закономерный характер. Принятие христианства было в первую очередь политическим актом, принятым сверху правящей властью для укрепления своей внутренней власти, поднятии престижа нового государственного образования (Киевской Руси), и централизации государства. Надо отметить и тот факт, что Киевская Русь приняла христианскую веру лишь в 10в.
    Христианство, по сути, космополитическая система, в своей цели имеет тенденции к объединению различных народов. Эта вера несет идеи любви и равенства всех людей. Она стремится к созданию единой, мировой гармоничной системы основанной на вере в единого творца, любви и согласии всех людей. Но на деле, мы видим из истории, происходило и происходит совершенно иное. Здесь дело конечно не в вопросах церковных догматов, обрядов, своего толкования божественного бытия и т.п., что, верно, подметил Гумилев.
    Процесс христианизации русского общества проходил очень сложно и неравномерно. Даже теолог Е.Е. Голубинский в своем труде – “История русской церкви”, признавал и отмечал примеры механического соединения в русском православии элементов христианства и язычества. Он сделал вывод о том, что явное христианско-языческое двоеверие населения Киевской Руси так и не было преодолено в последующие века. Оно лишь приобрело скрытые формы. Просто после времен двоеверия сознательного, пришло время двоеверия замаскированного. Причем он полагал, что в плену суеверий, языческих обрядов, находилось не только население, но и духовенство.
    Многие элементы православия были близки русскому народу. Само слово “православие” русского происхождения. Его можно разделить на две составляющие – слава и правь. Многие древние традиции русского народа, обряды слились с христианскими праздниками. Православные святые заменили многих языческих богов: День рождества Св. Иоанна Предтечи (24июня) составляет один из особенно торжественных праздников не только в славянском мире, но и почти во всей Европе, он приходится примерно на день летнего солнцестояния.
    Вся церковная литература, службы в русских землях велись на родном, понятным народным массам языке. В православии существовало мистическое направление – исихазм. Она оказало большое влияние на развитие русской религиозной философии. Монахи в монастырях (например Новый Афон), практиковали специальные упражнения, чтобы ощутить себя ближе к божественному свету. Методы постижения духовного были: мистическое переживание, созерцание, безмолвное спокойствие, озарение, интуиция. У человека есть душа и тело, которые должны находиться в гармонии друг с другом. В традиции исихазма опровергается утверждение о том, что тело является темницей души. “В “Прозопее” или сочинении, в котором ум осуждает тело, а тело себя защищает Палама описывает суд, во время которого дух и тело взаимно обвиняют друг друга, дух настаивает на своем божественном происхождении, жалуется на прихоти тела и требует господства над ним, а тело опровергает жалобы, так же указывая на свое божественное начало. Но на самом деле в русской культурной традиции существует известное правило, дошедшее до сегодняшнего дня – в здоровом теле – здоровый дух.
    В эмоциональном плане православие на Руси стало формой народного мироощущения. Подавляющее большинство верующих, не умея разобраться в нюансах церковной догматики, “выбрали” православие, поскольку оно отвечало их психологическому настрою. Кроме целого ряда социально-политических причин, принятие ценностей христианства, по-видимому, было обусловлено тем, что оно несло с собой новый взгляд на человека: идея равенства и достоинства всех в Боге (“перед Господом нет ни раба, ни господина”), создавала основу новых отношений между людьми.
    Идея России – открытость, щедрость души, любовь к ближним.
    3. Современная Российская культура
    мировоззрение христианство православие нравственный
    В наше время культура все чаще осознается как эпицентр человеческого бытия. Укрепляется убеждение в том, что любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только в том случае, если они сохраняют свою культурную идентичность, не теряют своеобразия своей культуры. При этом они вовсе не отгораживаются “китайской стеной” от других народов и наций, взаимодействуют с ними, обмениваясь культурными ценностями. В сложных исторических и природных условиях Россия выстояла, создала свою самобытную оригинальную культуру, оплодотворенную влиянием как Запада, так и Востока.

  9. Избранные статьи > ВЕЛИКОЕ НАСЛЕДИЕ. КЛАССИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ

    ПРЕДИСЛОВИЕ
    Эта книга – не история древней русской литературы и даже не обзор
    важнейших памятников древней русской литературы. Как видно из заглавия,
    она касается только памятников литературы Древней Руси, которые
    могут быть названы классическими.
    Какие же памятники называть классическими? Когда-то образцовыми
    памятниками искусства и литературы признавались лишь памятники античности.
    Так было начиная с эпохи Ренессанса, когда античность ставилась
    в образец современности. Сейчас мы уже давно говорим о классической
    русской литературе, имея в виду лучшие произведения русской литературы
    XVIII и XIX вв. Авторов этих классических произведений мы называем
    классиками: писателями не только образцовыми, но и ставшими как
    бы символами русской культуры.
    Знание классических произведений, умение ценить их достоинства,
    чувствовать их внутреннюю красоту и совершенство – обязательное
    условие образованности.
    В многовековой литературе Древней Руси также есть своя классика,
    есть произведения, которые мы с полным правом можем называть классическими,
    которые прекрасно представляют литературу Древней Руси и известны
    во всем мире. Знать их должен каждый образованный русский человек.
    Древняя Русь, в традиционном смысле этого слова, обнимающем страну
    и ее историю с Х по XVII в., обладала великой культурой. Эта культура,
    непосредственная предшественница новой русской культуры XVIII-XX
    вв., имела все же и некоторые собственные, характерные только для
    нее явления.
    Древняя Русь прославлена во всем мире своею живописью и архитектурой.
    Но она замечательна не только этими “немыми” искусствами,
    позволившими некоторым западным ученым называть культуру Древней
    Руси культурой великого молчания. В последнее время заново начинает
    происходить открытие древнерусской музыки и медленнее – гораздо
    более трудного для понимания искусства – искусства слова, литературы.
    Именно поэтому на многие иностранные языки переведены сейчас “Слово
    о Законе и Благодати” Илариона, “Слово о полку Игореве”,
    “Хожение за три моря” Афанасия Никитина, Сочинения Ивана
    Грозного, “Житие протопопа Аввакума” и многие другие.
    Русская литература существует не с XVIII в. Она родилась не в
    Петербурге и не в “петербургском периоде” русской истории.
    Если считать, что христианство не могло быть введено на Руси без
    широко развитой письменности, без книг, необходимых для совершения
    богослужения, для монастырской жизни, без переводов на понятный
    для русских литературный язык, то мы с уверенностью можем отмечать
    тысячелетие русской литературы в восьмидесятых годах нынешнего столетия.
    Из этой тысячи лет по крайней мере первые триста лет принадлежат
    периоду, который был общим началом для литератур трех восточнославянских
    народностей: русской, украинской и белорусской. Разделение древнерусской
    литературы на литературу собственно древнерусскую и западнорусскую
    (пока еще без четких границ между Украиной и Белоруссией) начинает
    давать себя чувствовать только где-то в конце XIII и в XIV в., но
    и впоследствии они тесно связаны между собой едиными литературными
    традициями, живым общением, общими писателями и многими общими произведениями.
    Источник: Лихачев Д. С. Великое наследие //
    Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. – Л.: Худож.
    лит., 1987. – С. 3-4.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *