Сочинение на тему верность и предательство в романе мастер и маргарита

7 вариантов

  1. Говоря о религиозной теме романа М. Булгакова „Мастер и Маргарита”, не нужно зацикливаться на тех 4-х главах, которые описывают события в Ершалаиме, дело в том, что общая тема Библии и романа просматривается на протяжении всей книги.
    Давайте вспомним «Иуду Искариот» Андреева, некоторые считают, что в этом произведении Иуда предает Иисуса из-за любви; Маргарита любит Мастера и тоже предает, но кого именно? На этот вопрос я и хочу найти ответ!
    Он видит её впервые с букетом желтых цветов. Желты – цвет болезни, смерти, разлуки, но не в коем случаи не цвет счастья или любви, но тем ни менее, любовь рождается! Внезапно и навсегда, не так ли?
    Маргарита – это женщина, которая не просто любит, а обожает своего мужчину, восхищается ним, считает его своим учителем. И все-таки она предает его.
    Она знала, что Мастер прислушивается к стуку каблучков за окном, что он ждет ее и что, если она не придет, он сойдет сума, она знала и она пришла к нему, но пришла слишком поздно, опоздала. Она предала его только на половину? Или полностью? Или не предала? Или не его? Чтобы там не говорили предательство свершилось, ведь хороша ложка к обеду, а Маргарита до сумасшествия Мастера!
    Маргарита предала мужа. Нет, не тогда, когда сбежала к Мастеру, а когда вышла гулять с цветами, вышла на встречу к Мастеру, на поиски его среди серых домов и улиц. Она не любила мужа и искала ее вне дома. Она до встречи с Мастером была готова полюбить его, а с приходом этой готовности, она предала отца своих детей.
    Маргарита предала детей. Говорят, что дети – это самое близкое и самое дорогое, что есть у матери, но Маргарита отказалась от них, выбрав Мастера. Она не думала о том, как они будут жить без матери, как они вообще переживут ее исчезновение, а потом и весть о смерти! Она бросила их! Предала! Но не тогда, когда сбежала к Мастеру, и не тогда, когда вышла гулять с цветами, а когда родила их, от нелюбимого, которого не страшно будет предать.
    Маргарита предала себя. Самодостаточная женщина, отказалась от стабильности и положения, от своих принципов и жизни. Она продалась Сатане, она переступила через свою гордость, она предала себя! Но не тогда, когда пошла на бал к Воланду, не тогда, когда брала крем или бежала к Мастеру, не тогда, когда гуляла или выходила замуж, она предала себя, когда родилась, ибо нарекли её Маргаритой.
    Что ж, фатум – страшная штука! Иногда там прячется любовь, а получается, что предавать без любви – возможно, но вот любить без предательства – не дано!

  2. Великий русский писатель Михаил Афанасьевич Булгаков не мог в своем романе “Мастер и Маргарита” обойти столь важную тему, как коварство и любовь, верность и предательство в любви.
    Идеалом верности в любви у писателя является Маргарита Николаевна, которая остается с Мастером даже в вечном покое “первого круга” ада. Но так уж безупречен этот идеал? Ведь Маргарита, по сути, сбежала от своего мужа. Вот вам и коварство. А все дело в том, говорит нам Булгаков, что в этом мире “юдоли мирской” любой идеал недостижим.
    Светлой героине Маргарите в романе противопоставлена “черная” Низа. Она за деньги или по каким-нибудь иным причинам предает влюбленного в нее Иуцу, обрекает его на верную смерть. Будем считать, что Низа предает из-за корысти. Маргарита хоть тоже предает любящего, наверное, ее мужа-инженера, но делает это во имя любви к Мастеру. Подруга Мастера, сострадая возлюбленному, вместе с тем ловко лжет мужу. И предательство, и ложь – все во имя любви? Нескладно у нас получается. Но вот постепенно Маргарита возрождается и в конце повествования обретает нравственную силу, делающую ее способной противостоять глубинам сатанинских искушений.
    Низа выступает в роли палача, Маргарита же сама готова к самопожертвованию, хотя и роль палача ей не чужда – вспомним ее полет на швабре и разгром квартиры критика Латунского. С другой стороны, можно и так выкрутиться: Низа не просто предала, а предала возмездию самого величайшего из предателей – Иуду. И в этом при желании можно отыскать нравственную позицию. Коварство и предательство – вещи обоюдоострые и двусмысленные.
    “Мастер и Маргарита” – роман о трагедии любви, притом о трагедии безысходной любви. Для Мастера любовь всего лишь “домашний уют”, но отнюдь не смысл жизни. И для Маргариты ее любовь к Мастеру при всей ее страстности тоже всего лишь замена сытой и богатой, но бездуховной жизни на жизнь подлинную, пусть даже после физической смерти.
    Перевоплотившись в королеву Марго, героиня проникает в потусторонний мир. И он оживает перед ней во всей своей фантасмагории. Маргарита ничуть не смущена переменами и “страшными красотами” в потустороннем мире. Она готова отдать за любимого свою душу: “После всех волшебств и чудес… она уже догадывалась, к кому именно в гости ее ведут, но это не пугало ее. Надежда на то, что тем ей удастся добиться возвращения своего счастья, сделала ее бесстрашной: “Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!”
    В сделку с дьяволом первым вступает не герой, а героиня, именно ее избирает нечистая сила для первого контакта. Место благочестивой Гретхен в поэме Гете “Фауст” в романе Булгакова занимает раскосая ведьма, голая королева шабаша. Когда силы тьмы наделяют Маргариту сверхъестественными свойствами летать и быть невидимой, она использует их для мелочной мести. И во время погрома в доме критика страдают не только гонителя Мастера, но и невинные люди. И только вид испуганного ребенка заставляет бездетную Маргариту “смягчить свой осипший на ветру, преступный голос” и рассказать мальчику печальную “сказочку”: “Была на свете одна тетя. И у нее не было детей, и счастье вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая”.
    Однако еще до встречи с нечистой силой Маргарита уже приняла на себя роль ведьмы и “временное ведьмино косоглазие”: “Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горит какой-то непонятный огонек, что нужно было этой косящей на один глаз ведьме?” Очень ярко проявляется характер Маргариты во взаимоотношениях с Воландом. Человеческая натура Маргариты, с ее душевными порывами, соблазнами и слабостями, раскрывается как сильная и гордая, но иногда совестливая и честная. Если она по христианским догмам и грешница, то грех ее искупается великой любовью.
    После бала у Маргариты не остается иллюзий: “Черная тоска как-то сразу подкатила к сердцу Маргариты… Никакой награды за все ее услуги на балу никто, по-видимому, ей не собирался предлагать, как никто ее и не удерживал… Попросить, что ли самой, как искушающе советовал Азазелло?.. “Нет, ни за что”, – сказала она себе”. И оказалась права. “Мы вас испытывали, – продолжал Воланд, – никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина!”
    На балу перед Маргаритой проходит вереница злодеев, убийц, отравительниц вперемешку с распутниками и сводниками. Козни дьявола искусительны: булгаковская героиня подсознательно мучается из-за своей измены мужу и остро переживает свой уход к любовнику, силы зла же заставляют ее выстроиться в один ряд с величайшими преступниками мира, которые ей кланяются. А Воланд знакомит Маргариту со знаменитыми злодеями и распутницами, как бы испытывает ее любовь к Мастеру, усиливает муки ее совести.
    В то же время Булгаков как будто оставляет и альтернативную возможность: бал у Воланда и все связанные с ним события происходят лишь в больном воображении Маргариты, которая мучается из-за отсутствия известий о Мастере и из-за своей вины перед мужем. Но и тут она проявляет силу: “Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, Мастера, – сказала Маргарита, и лицо ее исказилось судорогой”.
    Характер Маргариты целиком раскрывается на балу у сатаны. Она рада получить индульгенцию за предательство мужа – перед ней проходит череда куда более гнусных преступлений. Маргариту можно обвинить в чем угодно, но она не “феминистка” и не “эман- сипантка”. Она придерживается консервативной традиции разделения ролей полов. Себе она на всю жизнь выбирает роль заботливой и преданной подруги Мастера. Это может стать поводом для искупления греха.
    Маргарита – не единственный персонаж, радующийся своему дьявольскому перерождению. Безумно рада стать ведьмой и ее домработница Наташа. Она рада изменить человеческое естество, чтобы избавиться от чудовищной “несвободы” советской жизни.
    В СССР Мастеру и Маргарите жизнь хуже ада. Воланд умерщвляет и Маргариту, и Мастера, предоставив им “покой” и соединив любовников навечно в иной жизни. Обоим тем самым сохраняется высшая свобода. Пока Маргарита лишь только лживое подобие “Вечной красоты”, она бессильна чем-либо помочь Мастеру. Она не в состоянии удержать его от уничтожения рукописи в огне. Когда же “все обманы исчезли”, и красота Маргариты, прежде “обманчивая и бессильная”, преображается в “красоту неземную”, эта женщина избавляет Мастера от страданий, в конечном счете побеждает смерть, ибо в смерти восходит со своим возлюбленным к новой вечной жизни, вечному покою, где нет места коварству, потому что царит вечная любовь.

  3. Роман “Мастер и Маргарита” — “лебединая песня” М.А. Булгакова. Он дописывался его слабеющей рукой в 1940 году. Тем не менее первый роман Булгакова – “Белая гвардия”, написанный в 1924 году и отделённый от последнего эпохой в 16 лет, связан с романом “Мастер и Маргарита” целым блоком тем и проблем: темой семейного очага и любви, темой предательства, проблемой расплаты за вину, темой города; связаны оба произведения и “дьявольщиной”, и использованием библейских мотивов. Эти вопросы, как и главный вопрос (“Что есть истина?”), всегда волновали писателя, и он ответил на них в своём последнем романе.
    Открывается роман спором между “немцем”, “англичанином”, “французом”, “поляком” Воландом и Берлиозом. Берлиоз, ещё не догадываясь о “шестом доказательстве”, пытается убедить оппонента в том, что его, чёрта, не существует. Спор этот даёт толчок важному, длящемуся на протяжении всего романа спору “бытия” и “небытия”. Воланд, олицетворяющий в романе “бытие”, делает насмешливо-ироничное замечание: “…что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет” – не только Берлиозу и Понырёву, но и всей Москве, лишённой духовных ценностей и символизирующей “небытие”.
    Сам жанр романа в романе служит для сопоставления мира духовного и мира “небытия”. Сцены из московской жизни: танцующие литераторы с говорящими псевдонимами Глухарёв, Богохульский, Сладкий в ресторане “Дома Грибоедова”, представление в Варьете, происшествия с дьявольскими деньгами — рисуются при помощи приниженного стиля. Но стоит перелистнуть несколько страниц, и мы увидим: “Солнце уже снижалось над Лысой горой, и была эта гора оцеплена двойным оцеплением” — строки, повествующие о самом важном событии в духовной жизни человечества — распятии Иешуа. Евангельский стиль как бы спорит с разговорным, и спор этот вторит столкновению “бытия” с “небытием”.
    Булгаков не предоставляет нам права выбирать, кто прав в этом споре. На балу нечистой силы Воланд показывает неверность “той теории, что при отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие”. Наказание за веру — в самой вере. “…Каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!” — восклицает Воланд и делает из черепа своего противника Берлиоза рюмку, отправляя его в небытие.
    Наказание за вину лежит в самой вине — одна из идей романа. Предатель, “наушник и шпион” барон Майгель, задачей которого было “подсмотреть всё и подслушать всё, что можно”, на балу, убит. Его кровь выпита мессиром из чаши-черепа, и душа барона отправилась вслед за обладателем этого черепа. Иуда, вина которого состояла в том, что он за деньги задал Иисусу провокационный вопрос и, не ведая того, предал Иисуса, в наказание был убит в Гефсиманском саду, причём также по неведомым ему причинам. Но, в отличие от Евангелия, где Иуда совершает “предательское лобзание” и где ему нет прощения, в романе “Мастер и Маргарита” он прощён, ибо он не ведал, что творил.
    Предательство совершает ещё один герой романа, “сын короля-звездочёта, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат”. Он побоялся погубить свою карьеру и отступил перед требованием Синедриона казнить странствующего философа. Понтий Пилат предал своё стремление к истине и был наказан осознанием своей вины и бессмертием, которое он ненавидел. Однако именно осознание вины, то духовное преображение, которое внёс в его жизнь Иешуа и которое символически представлено в виде освобождения от болезни, в конечном итоге позволило ему обрести прощение и “покой”. После освобождения он, не задумываясь, предотвратил бы казнь, будь у него такая возможность.
    Мастер и Маргарита, в отличие от Понтия Пилата, изначально не способны на конформизм. За неподчинение окружающему “небытию”, за процесс постижения истины, переродившийся в создание романа, Мастер попадает в клинику Стравинского. “Невидима и свободна!” — первые мысли, которые возникли у Маргариты после того, как она стала ведьмой. В Маргарите и до превращения было что-то от ведьмы — сильное чувство внутренней свободы. Мир Мастера и Маргариты несовместим с миром “небытия”, поэтому их семейный очаг напоминает островок, который вот-вот будет поглощён окружающей стихией. По мысли автора, только в этих условиях могла родиться истина в душе человека.
    Единственный вопрос, не получивший в романе однозначного ответа, — это вопрос Понтия Пилата: “Что есть истина?” Воланд, точно предсказавший судьбу многих героев романа, неопределённо высказался о разговоре прокуратора и Иешуа об истине: “…может быть, они до чего-нибудь договорятся”. Автор не отбирает у читателя права самому выбирать свою истину.
    Финал романа печален и грустен. Если в пьесе “Фауст” Гёте даёт личностям, ищущим истину, надежду на “свет”, то Мастер может рассчитывать только на “покой”. Истоки этого пессимизма — в трагической судьбе М.А. Булгакова, с конца двадцатых годов писавшего только “в стол”, в трагизме XX века вообще. И всё-таки вместе с печалью и грустью после прочтения остаётся какое-то светлое ощущение. В мире есть истина; её очень трудно, но возможно постичь. В мире есть “свет”, иначе не было бы тени от шпаги Воланда.

  4. Основная тема роман “Мастер и Маргарита” — борьба добра и зла. Большинство персонажей символизируют зло. Жадность, взяточничество, зависть, притворство, предательство и т. д. — все эти качества в большей или меньшей степени являются злом, именно они присущи героям романа. Любовь, напротив, олицетворяет добро. О любви и пойдет речь в моем сочинении.
    В романе более 500 персонажей, но только двое любят по-настоящему, живут по-настоящему. Мастер и Маргарита являются практически единственными положительными, достойными персонажами. В образах Мастера и Маргариты Булгаков создал простых русских людей. Чтобы понять героев Булгакова, нужно поставить их рядом с героями Достоевского и Толстого, жизнь которых переполнена сомнениями, поисками, свойства и качества которых передают лучшие черты и особенности русского национального характера.
    Чистота всего нравственного облика Маргариты, ее верность, преданность, бескорыстие, мужество при исполнении долга — это извечные черты русских женщин, способных и коня на скаку остановить, и разделить вместе со своим любимым все тяготы и лишения, которые выпадают на их долю.
    Маргарита — одна из немногих персонажей романа, если не единственная, кто не потерял сострадания. Она сочувствует Лонтию Пилату. Она полна решимости изменить его судьбу. Как человек, он не заслуживает такого жестокого наказания. Маргарита просит отпустить его. Она проявляет сострадание к Фриде, прося за нее, когда могла бы просить за Мастера, а тем самым и за себя.
    Для Маргариты не важны материальные ценности. Она выше этого. Она хочет быть свободной и счастливой. Счастливой же она может быть только рядом с любимым человеком, а не благодаря роскошной жизни. Это и отличает ее от остальных героев романа.
    Мастером называют человека искусного, незаурядного в своем деле. В романе Мастер — писатель. Причем он не является одним из членов Массолита, которые пишут на заказ (Берлиоз почти диктует Бездомному то, что тот должен написать в романе). У него нет карточки писателя. Ему это не нужно, потому что он — истинный писатель, для которого главное не получить дачу, а донести что-то важное до людей.
    Мастер появляется только в 13-й главе, которая называется “Явление героя”. Это достаточно ироничное название, поскольку героем его никто не считает, и сам он тоже. Само слово “явление” как бы говорит нам о появлении настоящего героя романа. Вдруг “на балконе возникла таинственная фигура, прячущаяся от лунного света, и погрозила Ивану пальцем”. Вот портрет Мастера: “…с балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми”. Таинственный посетитель был одет во все больничное, “на нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат”. Он выглядит беспокойным.
    С этой встречи Мастер доверяется Ивану, рассказывает ему со всеми подробностями все обстоятельства своей жизни. И главное — он рассказывает о своей неповторимой встрече с Маргаритой.
    “Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я любил именно эту женщину”. Она была в черном пальто и несла “отвратительные, тревожные желтые цветы”. Черный и желтый — цвета Мастера и Маргариты (у Мастера была черная шапка с желтой буквой “М”, которую вышила Маргарита), они символизируют свет среди тьмы, вечности и грусти. Для многих желтый — цвет сумасшествия. Мастера считают сумасшедшим, впрочем, он тоже считает себя безумным. Недаром автор называет его пришельцем, он действительно не от мира сего. Он не умеет и не хочет приспосабливаться, ловчить, он говорит то, что думает. Наверное, он просто не представляет себе другого поведения. Для таких людей не существует авторитетов или общественного мнения. Существует только правда, которой они доискиваются годами самозабвенного труда. Ему бы никогда не пришло в голову написать роман о Понтии Пилате, если бы не счастливый случай: он выиграл 100 тысяч рублей. Теперь-то он может не беспокоиться, у него есть все необходимое для работы. Сняв в полуподвале небольшую квартирку, он стал трудиться над романом. Эта квартира была настоящим домом не только для него, но и для Маргариты. Для Мастера — это, прежде всего, обитель творца, место для творчества, поэтому важное место в квартире занимают книги. Для Маргариты — это очаг, место, где она по-настоящему живет, потому что там живет ее возлюбленный. Печь символизирует доброту, творческое горение. Только здесь Маргарита чувствует себя женщиной, она является музой, вдохновительницей для Мастера.
    В больнице Мастер признается Ивану, что украл ключи, но не для того, чтобы сбежать, а чтобы иметь возможность “выходить на общий балкон… и таким образом навещать соседа”. Он говорит, что ему некуда бежать, он осознает, что его жизнь подходит к концу. Булгаков использует любую возможность, чтобы еще раз подчеркнуть обреченность Мастера. “У меня нет больше фамилии, — с мрачным презрением ответил странный гость. — Я отказался от нее, как и вообще от всего в жизни, забудем о ней”. Почему талантливый, образованный человек, материально вполне обеспеченный, влюбленный и любимый, вдруг отказывается от всего в жизни? Неужели только неудача с романом так подействовала на него? Разумеется, нет. Как он сам говорит, наступила “стадия психического заболевания”. Он стал бояться темноты и ждать смерти. Во время одного из ночных кошмаров он сжигает часть романа, после этого признается Маргарите, что болен, так и не признавшись в неотвратимости исхода.
    Из рассказа Мастера совершенно ясно, что он принимал Маргариту до тех пор, пока их любовь была тайной. Как только она объявила ему о своем желании разорвать с мужем и открыто прийти к нему, он воспротивился. И, поняв, что ее не переубедить, сам ушел из квартиры как раз накануне ее перехода к нему. Он не мог принять ее жертвы. Он не мог видеть ее несчастливой. Отчаяние и ярость, когда она услышала о сожжении рукописи, испуг, когда узнала о болезни, сменяются решительностью и надеждой, что она сумеет спасти, вылечить своего возлюбленного, избавить его от страха перед роковой болезнью. Эта болезнь словно возмездие за ту неправедную жизнь, за то тайное счастье, которое они скрывали от людей. “Вот как приходится платить за ложь… и больше я не хочу лгать” — к такому результату приходит она в связи с драматическими событиями, связанными с болезнью Мастера. Она готова порвать с мужем и навсегда прийти к нему. Казалось бы, мечта его сбывается, но он не может принять ее: “Я не допущу, чтобы ты это сделала. Со мною будет нехорошо, и я не хочу, чтобы ты погибала вместе со мною”. Мастер знал, что она сдержит свое слово, видел “ее полные решимости глаза”: “Я погибаю вместе с тобою. Утром я буду у тебя”. Это и побудило его покинуть свой дом. Где он был эти два месяца? Не имеет никакого значения.
    Только “в половине января, ночью, в том же самом пальто, но с оборванными пуговицами” он снова появился в своем дворике. Может, он бы даже не зашел в свои комнаты, но “в комнатах играл патефон. Это все, что я расслышал, но подглядеть ничего не мог… Холод и страх, ставший моим постоянным спутником, доводили меня до исступления. Идти мне было некуда”. Он готов был даже броситься под трамвай…
    Но даже в таком состоянии Мастер не мог подумать о Маргарите, как не мог известить ее о том, где он находится. “Перед нею легло бы письмо из сумасшедшего дома. Разве можно посылать письмо, имея такой адрес… Душевнобольной?.. Вы шутите, мой друг! Сделать ее несчастной? Нет, на это я не способен”.
    В этом вся суть его характера. В страшных мучениях он отказывается от своей любимой, чтобы не навлечь на нее неотвратимых несчастий. Что может быть более трагичного в жизни?
    Любовь Мастера и Маргариты передана как святое и искреннее чувство. Именно оно помогло им стать, наконец, счастливыми. В романе существуют не только свет и тьма, но и мир покоя. Покой — это какое-то промежуточное состояние между светом и тьмой. Миром покоя и заканчивается путь Мастера и Маргариты.
    Беру!

  5. Роман “Мастер и Маргарита” — “лебединая песня” М.А. Булгакова. Он дописывался его слабеющей рукой в 1940 году. Тем не менее первый роман Булгакова – “Белая гвардия”, написанный в 1924 году и отделённый от последнего эпохой в 16 лет, связан с романом “Мастер и Маргарита” целым блоком тем и проблем: темой семейного очага и любви, темой предательства, проблемой расплаты за вину, темой города; связаны оба произведения и “дьявольщиной”, и использованием библейских мотивов. Эти вопросы, как и главный вопрос (“Что есть истина?”), всегда волновали писателя, и он ответил на них в своём последнем романе.
    Открывается роман спором между “немцем”, “англичанином”, “французом”, “поляком” Воландом и Берлиозом. Берлиоз, ещё не догадываясь о “шестом доказательстве”, пытается убедить оппонента в том, что его, чёрта, не существует. Спор этот даёт толчок важному, длящемуся на протяжении всего романа спору “бытия” и “небытия”. Воланд, олицетворяющий в романе “бытие”, делает насмешливо-ироничное замечание: “…что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет” – не только Берлиозу и Понырёву, но и всей Москве, лишённой духовных ценностей и символизирующей “небытие”.
    Сам жанр романа в романе служит для сопоставления мира духовного и мира “небытия”. Сцены из московской жизни: танцующие литераторы с говорящими псевдонимами Глухарёв, Богохульский, Сладкий в ресторане “Дома Грибоедова”, представление в Варьете, происшествия с дьявольскими деньгами — рисуются при помощи приниженного стиля. Но стоит перелистнуть несколько страниц, и мы увидим: “Солнце уже снижалось над Лысой горой, и была эта гора оцеплена двойным оцеплением” — строки, повествующие о самом важном событии в духовной жизни человечества — распятии Иешуа. Евангельский стиль как бы спорит с разговорным, и спор этот вторит столкновению “бытия” с “небытием”.
    Булгаков не предоставляет нам права выбирать, кто прав в этом споре. На балу нечистой силы Воланд показывает неверность “той теории, что при отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие”. Наказание за веру — в самой вере. “…Каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!” — восклицает Воланд и делает из черепа своего противника Берлиоза рюмку, отправляя его в небытие.
    Наказание за вину лежит в самой вине — одна из идей романа. Предатель, “наушник и шпион” барон Майгель, задачей которого было “подсмотреть всё и подслушать всё, что можно”, на балу, убит. Его кровь выпита мессиром из чаши-черепа, и душа барона отправилась вслед за обладателем этого черепа. Иуда, вина которого состояла в том, что он за деньги задал Иисусу провокационный вопрос и, не ведая того, предал Иисуса, в наказание был убит в Гефсиманском саду, причём также по неведомым ему причинам. Но, в отличие от Евангелия, где Иуда совершает “предательское лобзание” и где ему нет прощения, в романе “Мастер и Маргарита” он прощён, ибо он не ведал, что творил.
    Предательство совершает ещё один герой романа, “сын короля-звездочёта, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат”. Он побоялся погубить свою карьеру и отступил перед требованием Синедриона казнить странствующего философа. Понтий Пилат предал своё стремление к истине и был наказан осознанием своей вины и бессмертием, которое он ненавидел. Однако именно осознание вины, то духовное преображение, которое внёс в его жизнь Иешуа и которое символически представлено в виде освобождения от болезни, в конечном итоге позволило ему обрести прощение и “покой”. После освобождения он, не задумываясь, предотвратил бы казнь, будь у него такая возможность.
    Мастер и Маргарита, в отличие от Понтия Пилата, изначально не способны на конформизм. За неподчинение окружающему “небытию”, за процесс постижения истины, переродившийся в создание романа, Мастер попадает в клинику Стравинского. “Невидима и свободна!” — первые мысли, которые возникли у Маргариты после того, как она стала ведьмой. В Маргарите и до превращения было что-то от ведьмы — сильное чувство внутренней свободы. Мир Мастера и Маргариты несовместим с миром “небытия”, поэтому их семейный очаг напоминает островок, который вот-вот будет поглощён окружающей стихией. По мысли автора, только в этих условиях могла родиться истина в душе человека.
    Единственный вопрос, не получивший в романе однозначного ответа, — это вопрос Понтия Пилата: “Что есть истина?” Воланд, точно предсказавший судьбу многих героев романа, неопределённо высказался о разговоре прокуратора и Иешуа об истине: “…может быть, они до чего-нибудь договорятся”. Автор не отбирает у читателя права самому выбирать свою истину.
    Финал романа печален и грустен. Если в пьесе “Фауст” Гёте даёт личностям, ищущим истину, надежду на “свет”, то Мастер может рассчитывать только на “покой”. Истоки этого пессимизма — в трагической судьбе М.А. Булгакова, с конца двадцатых годов писавшего только “в стол”, в трагизме XX века вообще. И всё-таки вместе с печалью и грустью после прочтения остаётся какое-то светлое ощущение. В мире есть истина; её очень трудно, но возможно постичь. В мире есть “свет”, иначе не было бы тени от шпаги Воланда.

    Похожие сочинения

    Булгаковская Москва в романе Мастер и Маргарита

  6. Измена мужу

    Маргарита изменила своему нелюбимому мужу. Но только это позволило ей остаться верной самой себе. Брак без любви мог обречь ее на гибель (духовную и физическую). Но она смогла найти в себе силы, чтобы начать жизнь с чистого листа и стать счастливой.

    Верность любимому

    Маргарита любила своего избранника так сильно, что продала душу дьяволу. Она была готова искать его по всему миру и за его пределами. Она осталась верной ему, даже когда не было надежды найти Мастера.

    Предательство

    Понтий Пилат предал свои идеалы, почему и не смог обрести покой после смерти. Он понимал, что поступает неправильно, но из страха изменил себе и человеку, в невиновность которого верил. Этим человеком был Иешуа.

    Верность своим идеалам

    Мастер настолько верил в то, что он делает, что не смог предать дело всей своей жизни. Он не смог оставить его на растерзание завистливым критикам. Чтобы спасти свое произведение от неправильного толкования и осуждения, он даже уничтожил его.

    “Война и мир”, Л.Н. Толстой

    Измена

    -Наташа Ростова не смогла остаться верной Андрею Болконскому. Она духовно изменила ему с Анатолем Курагиным, даже хотела сбежать вместе с ним.
    На измену ее толкнули 2 причины: отсутствие житейской мудрости, неопытность, а также неуверенность в Андрее и ее будущем с ним. Уезжая на войну, Андрей не выяснил с ней личные дела, не дал ей уверенности в ее положении. Анатоль Курагин же, воспользовавшись неопытностью Наташи, обольстил ее. Ростова, в силу своего возраста, не смогла подумать о последствиях своего выбора, от позора ее спас только случай.

    Верность Родине

    – Кутузов представлен в романе Война и мир как человек, верный своему Отечеству. Он сознательно принимает непопулярные решения, чтобы спасти свою страну от гибели.
    – Большинство героев романа жертвуют жизнью ради победы в войне.

    Верность родителям и своим принципам

    – Марья Болконская посвятила всю свою жизнь служению близким., в частности своему отцу. Она терпела  упреки в свой адрес, стойко переносила грубость отца. Когда армия противников наступала, она не оставила больного отца, не изменила себе.Интересы своих близких она ставила выше, чем собственные.
    – Марья была глубоко верующим человеком. Ни тяготы судьбы, ни разочарования не смогли потушить в ней огонь веры.

    Верность своим моральным принципам

    – Семья Ростовых показала, что даже в самые тяжелые времена можно сохранить достоинство. Даже когда в стране наступил хаос, члены этой семьи остались верными своим моральным принципам. Они помогали солдатам, принимая их у себя дома. Тяготы жизни не отразились на их характерах.

    “Капитанская дочка”, А.С. Пушкин

    Верность и измена долгу, Родине

    – Петр Гринев остается верен долгу и своему государству, несмотря на смертельную опасность. Даже его симпатия к Пугачеву не меняет положения дел. Швабрин, спасая свою жизнь, предает свою страну, пятнает честь офицера, предает людей, которые защищали крепость вместе с ним бок о бок.
    – Также показательна следующая ситуация в романе: когда Пугачев захватывает крепость, у людей появляется выбор: остаться верным долгу и чести или сдаться Пугачеву. Большая часть жителей встречает Пугачева хлебом и солью, в то время как отважные люди, такие как комендант крепости (отец Маши)  Иван Кузьмич и Василиса Егоровна отказываются присягнуть «самозванцу», тем самым обрекая себя на гибель.

    Верность в любви

    – Маша Миронова – символ верности в любви. В сложной жизненной ситуации, когда она оказывается перед выбором: выйти замуж за Швабрина (без любви) или ждать своего любимого человека (Петра Гринева), она выбирает любовь. Маша остается верной Гриневу до самого конца произведения. Несмотря на все опасности, она отстаивает честь любимого перед императрицей и добивается помилования.

    Верность себе, своим принципам, своим идеалам, слову и обещаниям

    – Петр Гринев остается верен принципам, чести, истинам, которые ему открыл отец. Даже страх смерти не способен повлиять на его решения.
    – Несмотря на то, что Пугачев представлен в романе как захватчик, по большей части отрицательный персонаж, тем не менее он обладает и положительным качеством – это верность своим словам. За все произведение он ни разу не нарушает данных обещаний и до последнего верит в свои идеалы, хоть их и осуждает большое количество людей.
    По материалам rustutors.ru

    Дополнительные ссылки

    Темы сочинений “Верность и измена”
    Понятия и определения для “Верности и измены”
    Как раскрыть тему “Верность и измена”
    Список литературы для направления “Верность и измена”
    Смотреть в PDF:
    Для просмотра установите Adobe Reader и обязательно вернитесь для просмотра файла :).
    Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
    Сохранить ссылку:

  7. Верность. Что это такое? Это нравственная основа, на которой держится мир человека. Это преданность своим принципам, долгу, Родине, своей земле, родителям, друзьям и любимым. Противоположным понятием является измена. Изменяет человек в первую очередь самому себе, не выдерживая проверки на нравственную прочность. На верность и измену люди проверяются не только по отношению к своему долгу, к Отечеству, но и по тому, как они проявляют себя в любви, в семейных отношениях. Только верность в любви, в семье приносит счастье и радость, наполняет жизнь смыслом. А измена, какими бы причинами она ни была объяснена, это всегда предательство – чувств, доверия, любви. Именно об этом писали классики в своих произведениях, словно подчёркивая мысль, что счастье человека всегда нуждается в верности.
    Обратимся к примерам из художественной литературы.
    Многие пушкинские героини проходят проверку на нравственную прочность. Вспомним Машу Троекурову из повести «Дубровский». Да, она любит Владимира Дубровского, готова бежать с ним из дома отца, но судьба распорядилась иначе: Маша становится женой князя Верейского. Когда Дубровский остановил карету, в которой ехали молодые после венчания, Маша отказалась последовать за тем, кого любила. Почему? Я думаю, потому, что она верна своим нравственным принципам, она – жена, её брак с князем освящён церковью, и она не может нарушить клятву, данную Богу.
    Такой же является и любимая героиня Пушкина Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин». «Я вам люблю, к чему лукавить», — говорит она Онегину, встретившись с ним после долгой разлуки. Но Татьяна теперь – жена князя, её моральные качества не позволяют ей изменять мужу. Она навсегда сохранит верность тому, с кем связала её жизнь. В этом проявляется вся цельность и глубина её натуры. «Но я другому отдана и буду век ему верна», — эти слова пушкинской героини говорят о том, что она прошла проверку на нравственную прочность. Верность своему семейному долгу умеет хранить не каждый. Но именно она есть основа семейного счастья, любви. К сожалению, многие это понимают, только прожив жизнь. Мне хочется сказать: «Обращайтесь к Пушкину, учитесь у его героев хранить верность самым близким людям».
    В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» тоже говорится о верности и измене в любви. Читая это произведение, мы всегда с интересом следим за судьбой любимой героини писателя Наташи Ростовой. Вот страницы, посвящённые её первой любви – к Борису Друбецкому. Вот Наташа на первом в жизни взрослом балу. Именно здесь она встречает Андрея Болконского. Потом сватовство, назначена через год свадьба. Но в жизни Наташи появляется Анатоль Курагин. Можно ли назвать изменой князю Андрею её отношения с Анатолем? Ведь ещё немного – и она бежала бы с ним, опозорила бы себя и свою семью, была бы несчастна: ведь мы знаем, что молодой Курагин – глупый и никчёмный человек, к тому же женат. Да, Наташа действительно изменила Болконскому, но мы не виним её в этом. Героиня Толстого ещё очень молода, она ещё живёт сердцем, а не разумом, поэтому читатели всегда прощают Наташу и переживают за неё. А вот мужу, Пьеру Безухову, она никогда не изменит. Верность своему долгу, детям, семье живёт в её сердце. И если придётся, любовь и верность поведут её по самой трудной дороге вместе с мужем.
    У другой героини Толстого из романа «Война и мир» иная мораль. Для красавицы Элен Курагиной главное – блеск, богатство, светская жизнь. Она не обладает высокими нравственными качествами. Выходит замуж не потому, что любит, а потому, что Пьер очень богат. Элен легко изменяет мужу. Для неё измена в порядке вещей. Нет любви, нет верности и нет счастья в такой семье. Героиню Толстого можно сравнить с современными красавицами из многочисленных телевизионных сериалов, которые выходят замуж не за человека, а за его деньги, изменяют мужьям, предают семью, делают несчастными детей. Книги лучших русских писателей учат нас размышлять о главном в человеческой жизни, заставляют думать о себе и своём будущем.
    Читая пьесу А.Н. Островского «Гроза», мы переживаем за Катерину. В родительском доме её любили и баловали. Выйдя замуж, она попадает в дом Кабанихи, ханжи и лицемерки. В пьесе говорится о том, что Катерина изменила своему мужу Тихону, полюбила другого, совершила большой грех. Разберёмся в причинах её измены. Тихон – безвольный, бесхарактерный человек. Он любит свою жену, но полностью подчиняется своей матери. Рад вырваться из дома хотя бы ненадолго, отказом отвечает на просьбу жены взять её с собой. Для Катерины дом Кабанихи как тюрьма. Светлая и вольная её душа рвётся на свободу, которую она пытается обрести в любви к Борису. Светлым лучом в тёмном царстве называет Катерину Добролюбов. И этот светлый луч на миг осветил весь ужас жизни в таком царстве. Наша героиня не находит из него выхода, погибает, бросившись в Волгу. Мы не одобряем героиню за её измену мужу, но и не осуждаем её, потому что её измена – это попытка вырваться из беспросветной жизни в «тёмном царстве».
    Тема верности и измены в любви звучит и в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. У Маргариты муж — добрый, умный и хороший человек. Но нет любви к нему в её сердце. Она верна мужу до тех пор, пока не встречает Мастера. Судьба подарила им настоящую любовь, которую они сохранили несмотря на тяжёлые испытания. Мы не осуждаем Маргариту за измену мужу. Она готова признаться ему во всём, перед тем как навсегда уйти к Мастеру. Героиня Булгакова ради любимого человека продаёт душу дьяволу. Верность и любовь, живущие в её сердце, помогают Маргарите и Мастеру снова обрести друг друга после трудных испытаний. В конце романа автор награждает своих героев покоем – теперь они навсегда вместе.
    Размышляя о верности и измене, я задумалась о своём будущем, о том, как жить, чтобы воспитать и сохранить в себе те нравственные качества, которые помогут обрести счастье в жизни, в семье, в любви.
    Вернуться к списку: Сочинение по литературе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *