Сочинение на тему весенняя сказка снегурочка

13 вариантов

  1. Поэтическая сказка “Снегурочка” стоит особняком среди целого ряда других произведений Островского. В других пьесах Островский рисует мрачные картины купеческой среды, критикует суровые нравы и показывает весь трагизм одинокой души, вынужденной существовать в условиях “темного царства”.
    Произведение “Снегурочка” — это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Произведение основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах. Островский только соединил сказки, легенды и песни воедино и придал народному творчеству весьма своеобразный колорит. В “Снегурочке” главное место занимают человеческие отношения. На первый взгляд, сюжет выглядит совершенно фантастичным. Но потом оказывается, что в этой фантасмагории просматриваются живые человеческие характеры.
    Действие происходит в сказочном месте — царстве Берендея. Описывая законы этой страны, Островский словно рисует своей идеал общественного устройства. В царстве Берендея люди живут по законам совести и чести, стараются не вызвать гнев богов. Здесь очень большое значение придается красоте. Ценится красота окружающего мира, красота девушек, цветов, песен. Не случайно певец любви Лель оказывается столь популярен. Он как бы олицетворяет молодость, пылкость, горячность.
    Сам царь Берендей символизирует народную мудрость. Он прожил на свете немало, поэтому знает очень многое. Царь беспокоится о своем народе, ему кажется, что в сердцах людей появляется что-то недоброе:
    В сердцах людей заметил я остуду
    Немалую; горячности любовной
    Не вижу я давно у берендеев.
    Исчезло в них служенъе красоте;
    Не вижу я у молодежи взоров,
    Увлажненных чарующею страстью;
    Не вижу дев задумчивых, глубоко
    Вздыхающих. На глазках с поволокой
    Возвышенной тоски любовной нет,
    А видятся совсем другие страсти:
    Тщеславие, к чужим нарядам зависть
    И прочее.
    О каких ценностях думает царь Берендей? Его не беспокоят деньги и власть. Он заботится о сердцах и душах своих подданных. Рисуя царя именно таким, Островский желает показать идеальную картинку сказочного общества. Только в сказке люди могут быть так добры, благородны и честны. И это намерение писателя в изображении сказочной идеальной действительности согревает душу читателя, заставляет задуматься о прекрасном и возвышенном.
    Действительно, сказка “Снегурочка” с увлечением читается в любом возрасте. А после ее прочтения появляется мысль о ценности таких человеческих качеств, как духовная красота, верность и любовь. Островский во многих своих произведениях говорит о любви.
    Но в “Снегурочке” разговор ведется совершенно особым образом. В форме волшебной сказки читателю преподносятся великие истины о непреходящей ценности любви.
    Идеальное царство берендеев живет так счастливо именно потому, что умеет ценить любовь. Потому-то боги так милостивы к берендеям. И стоит нарушить закон, оскорбить великое чувство любви, чтобы свершилось что-то ужасное.
    Давно живу, и старые порядки
    Известны мне довольно. Берендеи,
    Любимые богами, жили честно.
    Без страха дочь мы парню поручали,
    Венок для нас — порука их любви
    И верность до смерти. И ни разу
    Изменою венок поруган не был,
    И девушки не ведали обмана,
    Не ведали обиды.
    Не случайно измена Мизгиря Купаве так отозвалась болью во всех окружающих. Все восприняли неблагородное поведение парня как личное оскорбление:
    …Всем обида,
    Обида всем девицам-берендейкам!
    В царстве между людьми уже с давних пор складываются простые, но прекрасные отношения. Обманутая девушка Купава прежде всего обращается к царю-защитнику с просьбой наказать виновника ее горя. И узнав все подробности от Купавы и окружающих, царь выносит свой вердикт: виновный должен быть наказан. Какое наказание выбирает царь? Он велит прогнать Мизгиря с глаз долой. Именно в изгнании видят берендеи самое страшное наказание для провинившегося человека
    Честной народ, достойна смертной казни
    Вина его; но в нашем уложенье
    Кровавых нет законов; пусть же боги
    Казнят его по мере преступленья,
    А мы судом народным Мизгиря
    На вечное изгнанье осуждаем.
    В царстве нет кровавых законов. Такое могло быть только в волшебной сказке, созданной воображением писателя. И эта гуманность делает царство берендеев еще более прекрасным и чистым.
    Примечательна фигура Снегурочки. Она совершенно не похожа на всех вокруг. Снегурочка — сказочный персонаж. Она является дочерью Мороза и Весны. Именно поэтому Снегурочка — существо очень противоречивое. В ее сердце холод — это наследие ее отца, сурового и угрюмого Мороза. Долгое время Снегурочка живет в глуши лесной, а ее терем старательно охраняет суровый отец. Но, как оказалось, Снегурочка похожа не только на своего отца, но и на мать, прекрасную и добрую Весну. Именно поэтому она устала жить в одиночестве, взаперти. Ей хочется увидеть настоящую человеческую жизнь, познать всю ее красоту, принять участие в девичьих забавах, послушать чудесные песни пастуха Леля. “Без песен жизнь не в радость”.
    В том, как описывает Снегурочка человеческую жизнь, видно ее неподдельное восхищение человеческими радостями. Холодное сердце сказочной девушки пока еще не знает любви и человеческих чувств, но тем не менее ее уже манит, привлекает завораживающий мир людей. Девушка понимает, что больше не может оставаться в царстве льда и снега. Ей хочется обрести счастье, а возможно это, по ее мнению, только в царстве берендеев. Она говорит своей матери:
    ..Мама, счастья
    Найду иль нет, а поищу.
    Снегурочка поражает людей своей красотой. Семья, в которой оказалась Снегурочка, желает воспользоваться красотой девушки для своего личного обогащения. Они упрашивают ее принимать ухаживания богатых берендеев. Они не могут оценить по достоинству девушку, которая стала им названой дочерью.
    Снегурочка кажется прекраснее, скромнее и нежнее, чем все окружающие девушки. Но она не знает любви, поэтому не может ответить на горячие человеческие чувства. В ее душе нет тепла, и она отстраненно взирает на страсть, которую испытывает к ней Мизгирь. Существо, не знающее любви, вызывает жалость и удивление. Не случайно никто не может понять Снегурочку: ни царь, ни кто-либо из берендеев.
    Снегурочка так сильно привлекает окружающих именно из-за своей холодности. Она кажется особенной девушкой, ради которой можно отдать все на свете, и даже саму жизнь. Сначала девушка равнодушна ко всем вокруг. Постепенно она начинает испытывать к пастуху Лелю какие-то чувства. Это еще не любовь, но ледяной красавице уже тяжело видеть пастуха с Купавой:
    …Купава,
    Разлучница! Твое же это слово;
    Сама меня разлучницей звала,
    Сама же ты и разлучаешь с Лелем.
    Пастух Лель отвергает Снегурочку, и она решает выпросить у своей матери горячую любовь. Такую, которая сжигает человеческое сердце, заставляет забывать обо всем на свете:
    Обманута, обижена, убита Снегурочка.
    О мать, Весна-Красна!
    Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой:
    Любви прошу, хочу любить.
    Отдай Снегурочке девичье сердце, мама!
    Отдай любовь иль жизнь мою возьми!
    Весна дарует своей дочери чувство любви, но этот дар может оказаться губительным для Снегурочки. Весна томима тяжкими предчувствиями, ведь Снегурочка — ее дочь. Любовь оказывается трагичной для героини. Но без любви жизнь теряет всякий смысл. Снегурочка не может справиться с желанием стать такой же, как и все окружающие ее люди. Поэтому она решает пренебречь заветами своего отца, предостерегавшего ее от гибельных последствий человеческой страсти.
    Влюбленная Снегурочка становится удивительно трогательной. Для нее открывается целый мир, совершенно неизвестный ей ранее. Теперь она понимает всех тех, кто испытывает любовное томление. Она отвечает Мизгирю согласием стать его женой. Но Мизгирь не способен отказаться от намерения предстать перед всеми берендеями со своей невестой, считая опасения красавицы капризом.
    Первые яркие лучи солнца убивают Снегурочку.
    Но что со мной? блаженство или смерть?
    Какой восторг! Какая чувств истома!
    О мать Весна, благодарю за радость,
    За сладкий дар любви! Какая нега
    Томящая течет во мне! О Лель,
    В ушах твои чарующие песни,
    В очах огонь… и в сердце… и в крови
    Во всей огонь. Люблю и таю, таю
    От сладких чувств любви. Прощайте, все
    Подруженьки, прощай, жених! О милый,
    Последний взгляд Снегурочки тебе.
    Мизгирь не может мириться со смертью своей возлюбленной, поэтому бросается с высокой горы. Но гибель Снегурочки представляется берендеям чем-то закономерным. Снегурочке было чуждо тепло души, поэтому ей было трудно найти свое счастье среди людей.

  2. 2
    Текст добавил: ГРАЖДАНИН-РФ

    Очень много добрых, интересных сказок, которые уже давно стали народными существует для детей. Одной из таких сказок является “Снегурочка”, которую написал знаменитый русский писатель Александр Островский в далёком тысяча восемьсот семьдесят третьем году. Не смотря на то, что снегурочка – это всё-таки зимний персонаж, данная сказка получилась весенней, захватывающей и интригующей. Всё действие данной сказки разворачивается в вымышленной стране берендеев, а главной героиней, безусловно становиться, доченька уже вступающей в свои права Весны и ещё не отступающего Мороза, Снегурочка.
    По истории главная героиня оказывается всем чужой. Но, не смотря на это её очень сильно привлекают человеческие песни, разговоры, игры и забавы. Снегурочка старается из всех сил понять, те чувства, которые испытывают люди, то радуясь, то плача. Ей непонятно это чувство, но тем сильнее оно её влечёт.
    По своей натуре главная героиня ещё совсем дитя, и её детская душенька спит сладким сном, и никому не под силу разбудить в ней эти чувства. Не смотря на это, ещё не зная чувства любви, она способна испытать чувство настоящей зависти к чужому счастью и чужой радости. Главная героиня ощущает себя разбитой, после того, как обычный сельский пастух Лель предпочитает ей горячую, деревенскую девушку Купаву. Главная героиня в печали обращается к матери Весне с просьбой одарить её даром любви. В ответ на это мать дарит ей венок, который помогает главной героине снять дремоту с души и понять что же такое любовь.
    В это же время гордый, своенравный и сильный Мизгирь оказывается избранником Снегурочки. Испытав настоящее, человеческое чувство любви её сердце становиться настоящим, человеческим, живым и снегурочка погибает. Её кончина завершая сказку как бы возобновляет равновесие царства берендеев. А Снегурочка становится своего рода искупительной жертвой для милости грозного и могущественного Ярила.

  3. Поэтическая сказка «Снегурочка» стоит особняком среди целого ряда других произведений Островского. В других пьесах Островский рисует мрачные картины купеческой среды, критикует суровые нравы и показывает весь трагизм одинокой души, вынужденной существовать в условиях «темного царства». Произведение «Снегурочка» — это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Произведение основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах. Островский только соединил сказки, легенды и песни воедино и придал народному творчеству весьма своеобразный колорит. В «Снегурочке» главное место занимают человеческие отношения. На первый взгляд, сюжет выглядит совершенно фантастичным. Но потом оказывается, что в этой фантасмагории просматриваются живые человеческие характеры. Действие происходит в сказочном месте — царстве Берендея. Описывая законы этой страны, Островский словно рисует своей идеал общественного устройства. В царстве Берендея люди живут по законам совести и чести, стараются не вызвать гнев богов. Здесь очень большое значение придается красоте. Ценится красота окружающего мира, красота девушек, цветов, песен. Не случайно певец любви Лель оказывается столь популярен. Он как бы олицетворяет молодость, пылкость, горячность.
    Сам царь Берендей символизирует народную мудрость. Он прожил на свете немало, поэтому знает очень многое. Царь беспокоится о своем народе, ему кажется, что в сердцах людей появляется что-то недоброе:
    В сердцах людей заметил я остуду
    Немалую; горячности любовной
    Не вижу я давно у берендеев.
    Исчезло в них служенъе красоте;
    Не вижу я у молодежи взоров,
    Увлажненных чарующею страстью;
    Не вижу дев задумчивых, глубоко
    Вздыхающих. На глазках с поволокой
    Возвышенной тоски любовной нет,
    А видятся совсем другие страсти:
    Тщеславие, к чужим нарядам зависть
    И прочее.
    О каких ценностях думает царь Берендей? Его не беспокоят деньги и власть. Он заботится о сердцах и душах своих подданных. Рисуя царя именно таким, Островский желает показать идеальную картинку сказочного общества. Только в сказке люди могут быть так добры, благородны и честны. И это намерение писателя в изображении сказочной идеальной действительности согревает душу читателя, заставляет задуматься о прекрасном и возвышенном.
    Действительно, сказка «Снегурочка» с увлечением читается в любом возрасте. А после ее прочтения появляется мысль о ценности таких человеческих качеств, как духовная красота, верность и любовь. Островский во многих своих произведениях говорит о любви.
    Но в «Снегурочке» разговор ведется совершенно особым образом. В форме волшебной сказки читателю преподносятся великие истины о непреходящей ценности любви.
    Идеальное царство берендеев живет так счастливо именно потому, что умеет ценить любовь. Потому-то боги так милостивы к берендеям. И стоит нарушить закон, оскорбить великое чувство любви, чтобы свершилось что-то ужасное.
    Давно живу, и старые порядки
    Известны мне довольно. Берендеи,
    Любимые богами, жили честно.
    Без страха дочь мы парню поручали,
    Венок для нас — порука их любви
    И верность до смерти. И ни разу
    Изменою венок поруган не был,
    И девушки не ведали обмана,
    Не ведали обиды.
    Не случайно измена Мизгиря Купаве так отозвалась болью во всех окружающих. Все восприняли неблагородное поведение парня как личное оскорбление:
    …Всем обида,
    Обида всем девицам-берендейкам!
    В царстве между людьми уже с давних пор складываются простые, но прекрасные отношения. Обманутая девушка Купава прежде всего обращается к царю-защитнику с просьбой наказать виновника ее горя. И узнав все подробности от Купавы и окружающих, царь выносит свой вердикт: виновный должен быть наказан. Какое наказание выбирает царь? Он велит прогнать Мизгиря с глаз долой. Именно в изгнании видят берендеи самое страшное наказание для провинившегося человека
    Честной народ, достойна смертной казни
    Вина его; но в нашем уложенье
    Кровавых нет законов; пусть же боги
    Казнят его по мере преступленья,
    А мы судом народным Мизгиря
    На вечное изгнанье осуждаем.
    В царстве нет кровавых законов. Такое могло быть только в волшебной сказке, созданной воображением писателя. И эта гуманность делает царство берендеев еще более прекрасным и чистым.
    Примечательна фигура Снегурочки. Она совершенно не похожа на всех вокруг. Снегурочка — сказочный персонаж. Она является дочерью Мороза и Весны. Именно поэтому Снегурочка — существо очень противоречивое. В ее сердце холод — это наследие ее отца, сурового и угрюмого Мороза. Долгое время Снегурочка живет в глуши лесной, а ее терем старательно охраняет суровый отец. Но, как оказалось, Снегурочка похожа не только на своего отца, но и на мать, прекрасную и добрую Весну. Именно поэтому она устала жить в одиночестве, взаперти. Ей хочется увидеть настоящую человеческую жизнь, познать всю ее красоту, принять участие в девичьих забавах, послушать чудесные песни пастуха Леля. «Без песен жизнь не в радость».
    В том, как описывает Снегурочка человеческую жизнь, видно ее неподдельное восхищение человеческими радостями. Холодное сердце сказочной девушки пока еще не знает любви и человеческих чувств, но тем не менее ее уже манит, привлекает завораживающий мир людей. Девушка понимает, что больше не может оставаться в царстве льда и снега. Ей хочется обрести счастье, а возможно это, по ее мнению, только в царстве берендеев. Она говорит своей матери:
    ..Мама, счастья
    Найду иль нет, а поищу.
    Снегурочка поражает людей своей красотой. Семья, в которой оказалась Снегурочка, желает воспользоваться красотой девушки для своего личного обогащения. Они упрашивают ее принимать ухаживания богатых берендеев. Они не могут оценить по достоинству девушку, которая стала им названой дочерью.
    Снегурочка кажется прекраснее, скромнее и нежнее, чем все окружающие девушки. Но она не знает любви, поэтому не может ответить на горячие человеческие чувства. В ее душе нет тепла, и она от-страненно взирает на страсть, которую испытывает к ней Мизгирь. Существо, не знающее любви, вызывает жалость и удивление. Не случайно никто не может понять Снегурочку: ни царь, ни кто-либо из берендеев.
    Снегурочка так сильно привлекает окружающих именно из-за своей холодности. Она кажется особенной девушкой, ради которой можно отдать все на свете, и даже саму жизнь. Сначала девушка равнодушна ко всем вокруг. Постепенно она начинает испытывать к пастуху Лелю какие-то чувства. Это еще не любовь, но ледяной красавице уже тяжело видеть пастуха с Купавой:
    …Купава,
    Разлучница! Твое же это слово;
    Сама меня разлучницей звала,
    Сама же ты и разлучаешь с Лелем.
    Пастух Лель отвергает Снегурочку, и она решает выпросить у своей матери горячую любовь. Такую, которая сжигает человеческое сердце, заставляет забывать обо всем на свете:
    Обманута, обижена, убита Снегурочка.
    О мать, Весна-Красна!
    Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой:
    Любви прошу, хочу любить.
    Отдай Снегурочке девичье сердце, мама!
    Отдай любовь иль жизнь мою возьми!
    Весна дарует своей дочери чувство любви, но этот дар может оказаться губительным для Снегурочки. Весна томима тяжкими предчувствиями, ведь Снегурочка — ее дочь. Любовь оказывается трагичной для героини. Но без любви жизнь теряет всякий смысл. Снегурочка не может справиться с желанием стать такой же, как и все окружающие ее люди. Поэтому она решает пренебречь заветами своего отца, предостерегавшего ее от гибельных последствий человеческой страсти.
    Влюбленная Снегурочка становится удивительно трогательной. Для нее открывается целый мир, совершенно неизвестный ей ранее. Теперь она понимает всех тех, кто испытывает любовное томление. Она отвечает Мизгирю согласием стать его женой. Но Мизгирь не способен отказаться от намерения предстать перед всеми берендеями со своей невестой, считая опасения красавицы капризом.
    Первые яркие лучи солнца убивают Снегурочку.
    Но что со мной? блаженство или смерть?
    Какой восторг! Какая чувств истома!
    О мать Весна, благодарю за радость,
    За сладкий дар любви! Какая нега
    Томящая течет во мне! О Лель,
    В ушах твои чарующие песни,
    В очах огонь… и в сердце… и в крови
    Во всей огонь. Люблю и таю, таю
    От сладких чувств любви. Прощайте, все
    Подруженьки, прощай, жених! О милый,
    Последний взгляд Снегурочки тебе.
    Мизгирь не может мириться со смертью своей возлюбленной, поэтому бросается с высокой горы. Но гибель Снегурочки представляется берендеям чем-то закономерным. Снегурочке было чуждо тепло души, поэтому ей было трудно найти свое счастье среди людей.

  4. Страница: [ 1 ] 2
    Поэтическая сказка «Снегурочка» стоит особняком среди целого ряда других произведений Островского. В других пьесах Островский рисует мрачные картины купеческой среды, критикует суровые нравы и показывает весь трагизм одинокой души, вынужденной существовать в условиях «темного царства». Произведение «Снегурочка» — это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Произведение основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах. Островский только соединил сказки, легенды и песни воедино и придал народному творчеству весьма своеобразный колорит. В «Снегурочке» главное место занимают человеческие отношения. На первый взгляд, сюжет выглядит совершенно фантастичным. Но потом оказывается, что в этой фантасмагории просматриваются живые человеческие характеры. Действие происходит в сказочном месте — царстве Берендея. Описывая законы этой страны, Островский словно рисует своей идеал общественного устройства. В царстве Берендея люди живут по законам совести и чести, стараются не вызвать гнев богов. Здесь очень большое значение придается красоте. Ценится красота окружающего мира, красота девушек, цветов, песен. Не случайно певец любви Лель оказывается столь популярен. Он как бы олицетворяет молодость, пылкость, горячность.
    Сам царь Берендей символизирует народную мудрость. Он прожил на свете немало, поэтому знает очень многое. Царь беспокоится о своем народе, ему кажется, что в сердцах людей появляется что-то недоброе:
    В сердцах людей заметил я остуду
    Немалую; горячности любовной
    Не вижу я давно у берендеев.
    Исчезло в них служенъе красоте;
    Не вижу я у молодежи взоров,
    Увлажненных чарующею страстью;
    Не вижу дев задумчивых, глубоко
    Вздыхающих. На глазках с поволокой
    Возвышенной тоски любовной нет,
    А видятся совсем другие страсти:
    Тщеславие, к чужим нарядам зависть
    И прочее.
    О каких ценностях думает царь Берендей? Его не беспокоят деньги и власть. Он заботится о сердцах и душах своих подданных. Рисуя царя именно таким, Островский желает показать идеальную картинку сказочного общества. Только в сказке люди могут быть так добры, благородны и честны. И это намерение писателя в изображении сказочной идеальной действительности согревает душу читателя, заставляет задуматься о прекрасном и возвышенном.
    Действительно, сказка «Снегурочка» с увлечением читается в любом возрасте. А после ее прочтения появляется мысль о ценности таких человеческих качеств, как духовная красота, верность и любовь. Островский во многих своих произведениях говорит о любви.
    Но в «Снегурочке» разговор ведется совершенно особым образом. В форме волшебной сказки читателю преподносятся великие истины о непреходящей ценности любви.
    Идеальное царство берендеев живет так счастливо именно потому, что умеет ценить любовь. Потому-то боги так милостивы к берендеям. И стоит нарушить закон, оскорбить великое чувство любви, чтобы свершилось что-то ужасное.
    Давно живу, и старые порядки
    Известны мне довольно. Берендеи,
    Любимые богами, жили честно.
    Без страха дочь мы парню поручали,
    Венок для нас — порука их любви
    И верность до смерти. И ни разу
    Изменою венок поруган не был,
    И девушки не ведали обмана,
    Не ведали обиды.
    Не случайно измена Мизгиря Купаве так отозвалась болью во всех окружающих. Все восприняли неблагородное поведение парня как личное оскорбление:
    …Всем обида,
    Обида всем девицам-берендейкам!
    В царстве между людьми уже с давних пор складываются простые, но прекрасные отношения. Обманутая девушка Купава прежде всего обращается к царю-защитнику с просьбой наказать виновника ее горя. И узнав все подробности от Купавы и окружающих, царь выносит свой вердикт: виновный должен быть наказан. Какое наказание выбирает царь? Он велит прогнать Мизгиря с глаз долой. Именно в изгнании видят берендеи самое страшное наказание для провинившегося человека
    Честной народ, достойна смертной казни
    Вина его; но в нашем уложенье
    Кровавых нет законов; пусть же боги
    Казнят его по мере преступленья,
    А мы судом народным Мизгиря
    На вечное изгнанье осуждаем.
    В царстве нет кровавых законов. Такое могло быть только в волшебной сказке, созданной воображением писателя. И эта гуманность делает царство берендеев еще более прекрасным и чистым.
    Примечательна фигура Снегурочки. Она совершенно не похожа на всех вокруг. Снегурочка — сказочный персонаж. Она является дочерью Мороза и Весны. Именно поэтому Снегурочка — существо очень противоречивое. В ее сердце холод — это наследие ее отца, сурового и угрюмого Мороза. Долгое время Снегурочка живет в глуши лесной, а ее терем старательно охраняет суровый отец. Но, как оказалось, Снегурочка похожа не только на своего отца, но и на мать, прекрасную и добрую Весну. Именно поэтому она устала жить в одиночестве, взаперти. Ей хочется увидеть настоящую человеческую жизнь, познать всю ее красоту, принять участие в девичьих забавах, послушать чудесные песни пастуха Леля. «Без песен жизнь не в радость».
    В том, как описывает Снегурочка человеческую жизнь, видно ее неподдельное восхищение человеческими радостями. Холодное сердце сказочной девушки пока еще не знает любви и человеческих чувств, но тем не менее ее уже манит, привлекает завораживающий мир людей. Девушка понимает, что больше не может оставаться в царстве льда и снега. Ей хочется обрести счастье, а возможно это, по ее мнению, только в царстве берендеев. Она говорит своей матери:
    ..Мама, счастья
    Найду иль нет, а поищу.
    Снегурочка поражает людей своей красотой. Семья, в которой оказалась Снегурочка, желает воспользоваться красотой девушки для своего личного обогащения. Они упрашивают ее принимать ухаживания богатых берендеев. Они не могут оценить по достоинству девушку, которая стала им названой дочерью.
    Снегурочка кажется прекраснее, скромнее и нежнее, чем все окружающие девушки. Но она не знает любви, поэтому не может ответить на горячие человеческие чувства. В ее душе нет тепла, и она от-страненно взирает на страсть, которую испытывает к ней Мизгирь. Существо, не знающее любви, вызывает жалость и удивление. Не случайно никто не может понять Снегурочку: ни царь, ни кто-либо из берендеев.
    Снегурочка так сильно привлекает окружающих именно из-за своей холодности. Она кажется особенной девушкой, ради которой можно отдать все на свете, и даже саму жизнь. Сначала девушка равнодушна ко всем вокруг. Постепенно она начинает испытывать к пастуху Лелю какие-то чувства. Это еще не любовь, но ледяной красавице уже тяжело видеть пастуха с Купавой:
    …Купава,
    Разлучница! Твое же это слово;
    Сама меня разлучницей звала,
    Сама же ты и разлучаешь с Лелем.
    Пастух Лель отвергает Снегурочку, и она решает выпросить у своей матери горячую любовь. Такую, которая сжигает человеческое сердце, заставляет забывать обо всем на свете:
    Обманута, обижена, убита Снегурочка.
    О мать, Весна-Красна!
    Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой:
    Любви прошу, хочу любить.
    Отдай Снегурочке девичье сердце, мама!
    Отдай любовь иль жизнь мою возьми!
    Весна дарует своей дочери чувство любви, но этот дар может оказаться губительным для Снегурочки. Весна томима тяжкими предчувствиями, ведь Снегурочка — ее дочь. Любовь оказывается трагичной для героини. Но без любви жизнь теряет всякий смысл. Снегурочка не может справиться с желанием стать такой же, как и все окружающие ее люди. Поэтому она решает пренебречь заветами своего отца, предостерегавшего ее от гибельных последствий человеческой страсти.
    Влюбленная Снегурочка становится удивительно трогательной. Для нее открывается целый мир, совершенно неизвестный ей ранее. Теперь она понимает всех тех, кто испытывает любовное томление. Она отвечает Мизгирю согласием стать его женой. Но Мизгирь не способен отказаться от намерения предстать перед всеми берендеями со своей невестой, считая опасения красавицы капризом.
    Первые яркие лучи солнца убивают Снегурочку.
    Но что со мной? блаженство или смерть?
    Какой восторг! Какая чувств истома!
    О мать Весна, благодарю за радость,
    За сладкий дар любви! Какая нега
    Томящая течет во мне! О Лель,
    В ушах твои чарующие песни,
    В очах огонь.
    Страница: [ 1 ] 2

  5. Действие происходит в стране берендеев в мифические времена. Приходит конец зиме — леший прячется в дупло. На Красную горку вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея, прилетает Весна, а с нею возвращаются и птицы: журавли, лебеди — свита Весны. Холодом встречает Весну страна берендеев, а все из-за заигрываний Весны с Морозом, старым дедом, признается сама Весна. Родилась у них дочка — Снегурочка. Весна боится ссориться с Морозом ради дочери и вынуждена терпеть все. Рассержено и само «ревнивое» Солнце. Поэтому и зовет Весна всех птиц согреться пляской, как поступают и сами люди в холода. Но только начинается веселье — хоры птиц и их пляски, — как поднимается вьюга. Весна прячет птиц в кусты до нового утра и обещает их согреть. Тем временем из лесу выходит Мороз и напоминает Весне, что у них есть общее дитя. Каждый из родителей по-своему заботится о Снегурочке. Мороз хочет спрятать ее в лесу, чтобы жила она среди послушных зверей в лесном терему. Весна хочет другого будущего для дочки: чтобы жила она среди людей, среди веселых подруг и ребят, играющих и пляшущих до полуночи.
    Мирная встреча переходит в cпop. Мороз знает, что бог Солнца берендеев, горячий Ярило, поклялся погубить Снегурочку. Как только в ее сердце зажжется огонь любви, он растопит ее. Весна не верит. После ссоры Мороз предлагает отдать их дочь на воспитание к бездетному Бобылю в слободку, там и парни вряд ли будут обращать внимание на их Снегурочку. Весна соглашается.
    Мороз вызывает из лесу Снегурочку и спрашивает, не хочет ли она жить с людьми. Снегурочка признается, что давно тоскует по девичьим песням и хороводам, что нравятся ей песни молоденького пастуха Леля. Это особенно пугает отца, и он наказывает Снегурочке больше всего на свете остерегаться Леля, в котором живут «палящие лучи» Солнца. Расставаясь с дочкой, Мороз поручает заботу о ней своим «лешуткам» лесным. И, наконец, уступает место Весне. Начинаются народные гулянья — проводы Масленицы. Берендеи песнями встречают приход Весны.
    Пошел Бобыль в лес за дровами и видит Снегурочку, одетую, как боярышня. Захотела она остаться жить у Бобыля с Бобылихой приемной дочкой.
    Непросто живется Снегурочке у Бобыля с Бобылихой: названные родители сердятся, что она своей излишней стыдливостью и скромностью отвадила всех женихов и им не удается разбогатеть с помощью выгодного брака приемной дочки.
    К Бобылям приходит на постой Лель, потому что они одни за деньги, собранные другими семьями, готовы его пустить в дом. Остальные боятся, что их жены и дочери не устоят перед обаянием Леля. Снегурочка не понимает просьб Леля о поцелуе за песню, о подарке-цветке. Она с удивлением срывает цветок и дарит его Лелю, но тот, спев песню и увидев других девушек, зовущих его, бросает уже увядший цветок Снегурочки и убегает к новым забавам. Многие девушки ссорятся с парнями, которые невнимательны к ним из-за увлечения красотой Снегурочки. К Снегурочке ласкова только Купава, дочь богатого слобожанина Мураша. Она сообщает ей о своем счастье: к ней посватался богатый торговый гость из царского посада Мизгирь. Тут появляется и сам Мизгирь с двумя мешками подарков — выкупом за невесту для девушек и парней. Купава вместе с Мизгирем подходит к Снегурочке, которая прядет перед домом, и зовет ее в последний раз поводить девичьи хороводы. Но увидев Снегурочку, Мизгирь страстно влюбился в нее и отверг Купаву. Он приказывает нести свою казну в дом Бобыля. Снегурочка сопротивляется этим переменам, не желая зла Купаве, но подкупленные Бобыль с Бобылихой заставляют Снегурочку даже прогнать Леля, чего требует Мизгирь. Потрясенная Купава спрашивает Мизгиря о причинах его измены и слышит в ответ, что Снегурочка завоевала его сердце своей скромностью и стыдливостью, а смелость Купавы кажется ему теперь предвестием будущей измены. Оскорбленная Купава просит защиты у берендеев и шлет проклятия Мизгирю. Она хочет утопиться, но Лель останавливает ее, и она без чувств падает ему на руки.
    В покоях царя Берендея происходит разговор между ним и его приближенным Бермятой о неблагополучии в царстве: уже пятнадцать лет Ярило немилостив к берендеям, зимы все морознее, весны все холоднее, а кое-где и летом лежит снег. Берендей уверен, что Ярило гневается на берендеев за охлаждение их сердец, за «стужу чувств». Чтобы угасить гнев Солнца, Берендей решает умилостивить его жертвой: в Ярилин день, назавтра, связать, брачными узами как можно больше женихов и невест. Однако Бермята сообщает, что из-за какой-то Снегурочки, объявившейся в слободе, все девушки перессорились с парнями и найти женихов и невест для бракосочетания невозможно. Тут вбегает брошенная Мизгирем Купава и выплакивает царю все свое горе. Царь приказывает найти Мизгиря и созвать бе-рендеев на суд. Приводят Мизгиря, и Берендей спрашивает Бермяту, как покарать его за измену невесте. Бермята предлагает заставить Мизгиря жениться на Купаве. Но Мизгирь смело возражает, что его невеста — Снегурочка. Купава тоже не хочет выходить замуж за изменника. У берендеев нет смертной казни, и Мизгиря приговаривают к изгнанию.
    Мизгирь лишь просит царя самого взглянуть на Снегурочку. Увидев пришедшую с Бобылем и Бобылихой Снегурочку, царь поражен ее красотой и нежностью, хочет найти для нее достойного мужа: такая «жертва» наверняка задобрит Ярилу. Снегурочка признается, что сердце ее не знает любви. Царь обращается за советом к своей супруге. Елена Прекрасная говорит, что единственный, кто сможет растопить сердце Снегурочки, — Лель. Лель зовет Снегурочку до утреннего солнца свивать венки и обещает, что к утру в ее сердце проснется любовь. Но и Мизгирь не хочет уступать Снегурочку сопернику и просит позволения вступить в борьбу за сердце Снегурочки. Берендей позволяет и уверен, что на заре берендеи с радостью встретят Солнце, которое примет их искупительную «жертву». Народ прославляет мудрость своего царя Берендея.
    На вечерней заре девушки и парни начинают водить хороводы, в центре — Снегурочка с Лелем, Мизгирь же то появляется, то исчезает в лесу. Восхищенный пением Леля, царь предлагает ему выбрать девушку, которая наградит его поцелуем. Снегурочка хочет, чтоб Лель выбрал ее, но Лель выбирает Купаву. Другие девушки мирятся со своими милыми, прощая им былые измены. Лель ищет Купаву, ушедшую домой с отцом, и встречает плачущую Снегурочку, но ему не жаль ее за эти «ревнивые слезы», вызванные не любовью, а завистью к Купаве. Он говорит ей о тайных любовных ласках, которые ценнее публичного поцелуя, и только за настоящую любовь готов повести ее утром встречать Солнце. Лель напоминает, как он плакал, когда Снегурочка прежде не ответила на его любовь, и уходит к парням, оставив Снегурочку ждать. И все же в сердце Снегурочки пока живет не любовь, а только гордость за то, что именно ее поведет Лель встречать Ярилу.
    Но тут Мизгирь находит Снегурочку, он изливает ей свою душу, полную жгучей, настоящей мужской страсти. Он, никогда не моливший у девушек любви, падает перед ней на колени. Но Снегурочке страшна его страсть, страшны и угрозы отомстить за унижение. Она отвергает и бесценный жемчуг, которым Мизгирь пытается купить ее любовь, и говорит, что обменяет свою любовь на любовь Леля. Тогда Мизгирь хочет силой получить Снегурочку. Она зовет Леля, но на помощь ей приходят «лешутки», которым отец Мороз поручил беречь дочку. Они уводят Мизгиря в лес, маня его призраком Снегурочки, в лесу он и плутает всю ночь, надеясь настичь Снегурочку-призрак.
    Тем временем даже сердце жены царя растопили песни Леля. Но пастух ловко увертывается и от Елены Прекрасной, оставляя ее на попечение Бермяты, и от Снегурочки, от которой он убегает, завидя Купаву. Именно такой безоглядной и горячей любви ждало его сердце, и он советует Снегурочке «подслушивать» горячие Купавины речи, чтоб научиться любить. Снегурочка в последней надежде бежит к матери Весне и просит ее научить настоящему чувству. В последний день, когда Весна может исполнить просьбу дочери, поскольку назавтра вступает в права Ярило и Лето, Весна, поднимаясь из воды озера, напоминает Снегурочке о предостережении отца. Но Снегурочка готова отдать жизнь за миг настоящей любви. Мать надевает на нее волшебный венок из цветов и трав и обещает, что она полюбит первого же юношу, которого встретит. Снегурочка встречает Мизгиря и отвечает на его страсть. Безмерно счастливый Мизгирь не верит опасности и считает желание Снегурочки спрятаться от лучей Ярилы пустым страхом. Он торжественно приводит невесту на Ярилину гору, где собрались все берендеи. При первых лучах солнца Снегурочка тает, благословляя любовь, несущую ей смерть. Мизгирю кажется, что Снегурочка обманула его, что боги над ним насмеялись, и он в отчаянии бросается с Ярилиной горы в озеро. «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут», — говорит царь, и все берендеи надеются, что гнев Ярилы теперь погаснет, что он дарует берендеям силу, урожай, жизнь.

  6. Снегурочка стала вечным образом в русской культуре. Мотивы произведения А. Н. Островского стали основой для оперы Н. А. Римского-Корсакова и песен современных исполнителей (например, “Ya Maha). Причём современного человека в большей степени интересует образ погибшей от любви девушки.
    А ведь Снегурочка у А. Н. Островского была гораздо более глубоким персонажем. Собственный отец – Мороз – характеризует дочь в разговоре с её матерью – Весной: “Дочка наша На возрасте, без нянек обойдется”. Очевидно, родитель считает девушку рассудительной и серьёзной. Он полагает, что дочь прекрасно проведёт время в одиночестве за работой. Он удивляется: “Чего ещё?”
    Однако прозорливая мать-Весна понимает: Снегурочка не в полной мере унаследовала отцовскую холодность. Она предупреждает пожилого мужа: “Тоска возьмет меж филинов и леших Одной сидеть!”… Весна говорит, что дочь рано или поздно влюбится: “А там полюбится один!” Хотя супруг ей не поверил.
    Но девушка – дитя не только холодного рассудительного Мороза, но и чувственной Весны. И она захочет познать подлинную любовь. За её любовь соперничают Лель и Мизгирь. И она жаждет по-настоящему полюбить. Снегурочка хочет жить, как обычные люди. Ей милее всего “людские песни”…
    (Спектакль “Снегурочка”, Малый Театр, 1951)
    Однако трагедия героини состоит в том, что она необычна уже по своему происхождению. Снежная девушка не может жить, как обыкновенный человек. Во-первых, её родители олицетворяют противоположные стихии. Именно холодность и бесчувственность Мороза стали причиной конфликта между ним и его супругой – Весной (та постоянно упрекает в этом мужа во время ссоры). Во-вторых, девушку жаждет погубить враг отца – Ярило, бог солнца берендеев.

  7. ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
    Как «весенняя сказка» Островского связана с известными вам преданиями и обрядами?
    Пьеса «Снегурочка» имеет подзаголо­вок «весенняя сказка». В ней участвуют герои, которые знакомы нам по многим сказкам, легендам и преданиям. Среди них — Снегурочка, ее родители, Весна и Мороз, Леший, известная по народным сказкам Елена Прекрасная. Проводы Мас­леницы — встреча весны, связанные с этим песни, пляски, игры. Это все элемен­ты русских народных обрядов. Так, песня Леля «Туча со громом сговаривалась…» знакома многим с детства.
    Какие приметы Весны и Мороза живут с само­го начала в облике Снегурочки?
    В облике Снегурочки много черт, свя­занных с ее отцом — Морозом. Имя — от зимнего снега, от зимы и мороза ее кра­сота, которая очаровательна, но холодна. Мы представляем ее прекрасные светлые волосы, ее нежное личико, которое укра­шало, но не радовало жизнь берендеев. Только в конце, перед смертью, лицо Сне­гурочки озарилось счастливой улыбкой.
    От матери Весны — стремление к счас­тью, попытка стать как все, испытать то, что ей пережить не удавалось, — любовь.
    Зачем Весна стремилась поселить свою дочку среди берендеев? От чего она предостерегала доч­ку, надевая венок из цветов на ее голову?
    Весна хотела своей дочке счастья и для этого стремилась поселить ее среди счаст­ливого и мирного народа — берендеев. Она говорит не столько Снегурочке, сколько ее суровому отцу: «На свете все живое должно любить».
    Весна стремилась спасти Снегурочку от одиночества.
    Почему Мороз предвидел, что с его любимой дочкой случится беда? Что он предпринял, чтобы сделать безопасной жизнь Снегурочки среди лю­дей?
    Мороз видел, что его дочка Снегурочка отличается от берендеев, и боялся, что она погибнет среди людей. Но Весна говорила, что ей одной в лесу будет плохо, и тогда Дед Мороз решил, что у бобылей она будет жить в большей безопасности. На это со­гласилась и Весна.
    Попробуйте описать характер Снегурочки, не забывая ни ее достоинств, ни недостатков.
    Снегурочка была очень красивой и с го­дами расцветала. Но характер ее оставал­ся таким же, каким был в детстве. Об этом верно говорит Купава, что Снегурочка со­хранила детское тщеславие и не стала серьезнее, не приобрела способности пере­живать глубокие чувства. Она осталась веселым и беспечным ребенком.
    Почему встреча с Мизгирем была так радостна для Снегурочки?
    Встреча с Мизгирем разбудила ее серд­це. Она увидела, что Мизгирь не просто восхищается ее красотой, но любит силь­но и отважно.
    Как в последние минуты перед появлением Ярилы проявляют себя Снегурочка и Мизгирь? Что отличает любовь Снегурочки от страсти Мизгиря?
    Берендеи поняли, что в Снегурочке на­конец появилось теплое чувство к друго­му человеку. Они увидели, что холодная как снег красавица готова полюбить Миз­гиря. Но сердце у нее изо льда. И как только она полюбила, сердце ее согрелось и растаяло. Снегурочка гибнет: она не со­здана для горячих чувств. И все же для нее эта гибель радостна — она пережила чувство привязанности к другому челове­ку. Ее любовь красива и бескорыстна. Лю­бовь Мизгиря не в силах изменить саму Снегурочку.
    Почему гибель Снегурочки и Мизгиря не нарушила праздника берендеев?
    Согласны ли вы со словами царя: «Снегурочки печальная кончина И страшная погибель Мизгиря Тревожить нас не могут».
    Мы помним, что перед нами — не исто­рия жизни живых людей, а «весенняя сказка». А сказка должна завершаться счастливо, в ней всегда побеждают добрые силы. В царстве Берендея царят ровные и доброжелательные отношения между людьми. И даже яркая страсть у них при­носит радость, а не разрушает ничьей жизни. Такие радостные отношения свя­зали Купаву и Леля. Мизгирь же сначала выбрал своей невестой Купаву, потом страстно добивался любви Снегурочки, которая могла погибнуть, ответив на его чувство. В результате Снегурочка счаст­лива погибнуть ради того, чтобы стать та­кой, как все. Мизгирь не в силах спасти ее. Понимая это, он расстается со своей жизнью. Холодный нрав Снегурочки и яркая страсть Мизгиря ведут к тому, что исчезают из жизни берендеев, потому что им в ней нет места. И пьеса завершается общим радостным хором берендеев, сла­вящих Солнце.

  8. Вся весенняя сказка А.Н.Островского “Снегурочка” овеяна доброй романтикой.
    Эта пьеса — воплощение мечты драматурга о социальном будущем, о мирной жизни народа, свободного от власти произвола и насилия, о том, что добро надо делать собственными руками.
    В ней рисуется царство счастливых берендеев, не знающих губительных распрей и кровавых войн:
    Веселы грады в стране берендеев,
    Радостны песни по рощам и долам.
    Миром красна Берендея держава.
    В этой стране царь, премудрый Берендей, художник и поэт, “отец земли своей”, слуга народа, доступный всем и каждому, проходя между гуляющими берендеями и гордясь их достоинствами, говорит:
    Народ великодушный
    во всем велик, — мешать с бездельем дело
    Не станет он; трудиться, так трудиться,
    Плясать и петь — так вдоволь, — до упаду.
    Взглянув на вас разумным оком, скажешь,
    Что вы народ честной и добрый; ибо
    Лишь добрые и честные способны
    Так громко петь и так плясать отважно.
    Берендеи неравнодушны к красоте окружающей их природы, и царь с восхищением произносит:
    Полна чудес могучая природа!
    Дары свои обильно рассыпая…
    Берендеи свято чтят и хранят любовь. Для них она “благо, чувство, великий дар природы, счастье жизни, весенний цвет ее!”.
    Брак в среде берендеев свободен и “не терпит принуждения”. Но он связан у них с нерушимой верностью и долгом, с правдой и совестью.
    Именно любовь и стала сюжетным центром чудесной сказки, сотканной из народно-поэтических мотивов. Снегурочка олицетворяет сердечную стужу, дитя Мороза и Весны. Охраняя свою дочь, Мороз внес охлаждение и в отношения берендеев. А за “сердечную остуду” берендееа Ярило-Солнце, сердясь, “стужей мстит”. Тоскуя от одиночества, желая быть счастливой, как все берендеи, Снегурочка выпрашивает у своей матери девичью любовь.-Загоревшись восторгом кипучих страстей, Снегурочка, как и предсказывал ее отец, гибнет “от сладких чувств любви”..
    С кончиной Снегурочки вмешательство Мороза в жизнь берендеев прекратилось. И< царь призывает берендеев: Изгоним же последний стужи след Из наших душ и обратимся к Солнцу. Сказка завершается славой богу Яриле: Красное Солнце наше! Нет тебя в мире краше. Характеризуя цели литературно-художественного творчества, А. Н. Островский говорил: "Поэт ведет за собой публику в незнакомую ей страну изящного, в какой-то рай, в тонкой и благоуханной атмосфере которого возвышается душа, улучшаются помыслы, утончаются чувства". Это и есть "делание добра" для его осознания не только автором, но и многочисленными читателями.

  9. Поэтическая сказка А. Н. Островского «Снегурочка»
    Поэтическая сказка “Снегурочка” стоит особняком среди целого ряда других произведений Островского. В других пьесах Островский рисует мрачные картины купеческой среды, критикует суровые нравы и показывает весь трагизм одинокой души, вынужденной существовать в условиях “темного царства”.
    Произведение “Снегурочка” — это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Произведение основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах. Островский только соединил сказки, легенды и песни воедино и придал народному творчеству весьма своеобразный колорит. В “Снегурочке” главное место занимают человеческие отношения. На первый взгляд, сюжет выглядит совершенно фантастичным. Но потом оказывается, что в этой фантасмагории просматриваются живые человеческие характеры.
    Действие происходит в сказочном месте — царстве Берендея. Описывая законы этой страны, Островский словно рисует своей идеал общественного устройства. В царстве Берендея люди живут по законам совести и чести, стараются не вызвать гнев богов. Здесь очень большое значение придается красоте. Ценится красота окружающего мира, красота девушек, цветов, песен. Не случайно певец любви Лель оказывается столь популярен. Он как бы олицетворяет молодость, пылкость, горячность.
    Сам царь Берендей символизирует народную мудрость. Он прожил на свете немало, поэтому знает очень многое. Царь беспокоится о своем народе, ему кажется, что в сердцах людей появляется что-то недоброе:
    В сердцах людей заметил я остуду
    Немалую; горячности любовной
    Не вижу я давно у берендеев.
    Исчезло в них служенъе красоте;
    Не вижу я у молодежи взоров,
    Увлажненных чарующею страстью;
    Не вижу дев задумчивых, глубоко
    Вздыхающих. На глазках с поволокой
    Возвышенной тоски любовной нет,
    А видятся совсем другие страсти:
    Тщеславие, к чужим нарядам зависть
    И прочее.
    О каких ценностях думает царь Берендей? Его не беспокоят деньги и власть. Он заботится о сердцах и душах своих подданных. Рисуя царя именно таким, Островский желает показать идеальную картинку сказочного общества. Только в сказке люди могут быть так добры, благородны и честны. И это намерение писателя в изображении сказочной идеальной действительности согревает душу читателя, заставляет задуматься о прекрасном и возвышенном.
    Действительно, сказка “Снегурочка” с увлечением читается в любом возрасте. А после ее прочтения появляется мысль о ценности таких человеческих качеств, как духовная красота, верность и любовь. Островский во многих своих произведениях говорит о любви.
    Но в “Снегурочке” разговор ведется совершенно особым образом. В форме волшебной сказки читателю преподносятся великие истины о непреходящей ценности любви.
    Идеальное царство берендеев живет так счастливо именно потому, что умеет ценить любовь. Потому-то боги так милостивы к берендеям. И стоит нарушить закон, оскорбить великое чувство любви, чтобы свершилось что-то ужасное.
    Давно живу, и старые порядки
    Известны мне довольно. Берендеи,
    Любимые богами, жили честно.
    Без страха дочь мы парню поручали,
    Венок для нас — порука их любви
    И верность до смерти. И ни разу
    Изменою венок поруган не был,
    И девушки не ведали обмана,
    Не ведали обиды.
    Не случайно измена Мизгиря Купаве так отозвалась болью во всех окружающих. Все восприняли неблагородное поведение парня как личное оскорбление:
    …Всем обида,
    Обида всем девицам-берендейкам!
    В царстве между людьми уже с давних пор складываются простые, но прекрасные отношения. Обманутая девушка Купава прежде всего обращается к царю-защитнику с просьбой наказать виновника ее горя. И узнав все подробности от Купавы и окружающих, царь выносит свой вердикт: виновный должен быть наказан. Какое наказание выбирает царь? Он велит прогнать Мизгиря с глаз долой. Именно в изгнании видят берендеи самое страшное наказание для провинившегося человека
    Честной народ, достойна смертной казни
    Вина его; но в нашем уложенье
    Кровавых нет законов; пусть же боги
    Казнят его по мере преступленья,
    А мы судом народным Мизгиря
    На вечное изгнанье осуждаем.
    В царстве нет кровавых законов. Такое могло быть только в волшебной сказке, созданной воображением писателя. И эта гуманность делает царство берендеев еще более прекрасным и чистым.
    Примечательна фигура Снегурочки. Она совершенно не похожа на всех вокруг. Снегурочка — сказочный персонаж. Она является дочерью Мороза и Весны. Именно поэтому Снегурочка — существо очень противоречивое. В ее сердце холод — это наследие ее отца, сурового и угрюмого Мороза. Долгое время Снегурочка живет в глуши лесной, а ее терем старательно охраняет суровый отец. Но, как оказалось, Снегурочка похожа не только на своего отца, но и на мать, прекрасную и добрую Весну. Именно поэтому она устала жить в одиночестве, взаперти. Ей хочется увидеть настоящую человеческую жизнь, познать всю ее красоту, принять участие в девичьих забавах, послушать чудесные песни пастуха Леля. “Без песен жизнь не в радость”.
    В том, как описывает Снегурочка человеческую жизнь, видно ее неподдельное восхищение человеческими радостями. Холодное сердце сказочной девушки пока еще не знает любви и человеческих чувств, но тем не менее ее уже манит, привлекает завораживающий мир людей. Девушка понимает, что больше не может оставаться в царстве льда и снега. Ей хочется обрести счастье, а возможно это, по ее мнению, только в царстве берендеев. Она говорит своей матери:
    ..Мама, счастья
    Найду иль нет, а поищу.
    Снегурочка поражает людей своей красотой. Семья, в которой оказалась Снегурочка, желает воспользоваться красотой девушки для своего личного обогащения. Они упрашивают ее принимать ухаживания богатых берендеев. Они не могут оценить по достоинству девушку, которая стала им названой дочерью.
    Снегурочка кажется прекраснее, скромнее и нежнее, чем все окружающие девушки. Но она не знает любви, поэтому не может ответить на горячие человеческие чувства. В ее душе нет тепла, и она от-страненно взирает на страсть, которую испытывает к ней Мизгирь. Существо, не знающее любви, вызывает жалость и удивление. Не случайно никто не может понять Снегурочку: ни царь, ни кто-либо из берендеев.
    Снегурочка так сильно привлекает окружающих именно из-за своей холодности. Она кажется особенной девушкой, ради которой можно отдать все на свете, и даже саму жизнь. Сначала девушка равнодушна ко всем вокруг. Постепенно она начинает испытывать к пастуху Лелю какие-то чувства. Это еще не любовь, но ледяной красавице уже тяжело видеть пастуха с Купавой:
    …Купава,
    Разлучница! Твое же это слово;
    Сама меня разлучницей звала,
    Сама же ты и разлучаешь с Лелем.
    Пастух Лель отвергает Снегурочку, и она решает выпросить у своей матери горячую любовь. Такую, которая сжигает человеческое сердце, заставляет забывать обо всем на свете:
    Обманута, обижена, убита Снегурочка.
    О мать, Весна-Красна!
    Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой:
    Любви прошу, хочу любить.
    Отдай Снегурочке девичье сердце, мама!
    Отдай любовь иль жизнь мою возьми!
    Весна дарует своей дочери чувство любви, но этот дар может оказаться губительным для Снегурочки. Весна томима тяжкими предчувствиями, ведь Снегурочка — ее дочь. Любовь оказывается трагичной для героини. Но без любви жизнь теряет всякий смысл. Снегурочка не может справиться с желанием стать такой же, как и все окружающие ее люди. Поэтому она решает пренебречь заветами своего отца, предостерегавшего ее от гибельных последствий человеческой страсти.
    Влюбленная Снегурочка становится удивительно трогательной. Для нее открывается целый мир, совершенно неизвестный ей ранее. Теперь она понимает всех тех, кто испытывает любовное томление. Она отвечает Мизгирю согласием стать его женой. Но Мизгирь не способен отказаться от намерения предстать перед всеми берендеями со своей невестой, считая опасения красавицы капризом.
    Первые яркие лучи солнца убивают Снегурочку.
    Но что со мной? блаженство или смерть?
    Какой восторг! Какая чувств истома!
    О мать Весна, благодарю за радость,
    За сладкий дар любви! Какая нега
    Томящая течет во мне! О Лель,
    В ушах твои чарующие песни,
    В очах огонь… и в сердце… и в крови
    Во всей огонь. Люблю и таю, таю
    От сладких чувств любви. Прощайте, все
    Подруженьки, прощай, жених! О милый,
    Последний взгляд Снегурочки тебе.
    Мизгирь не может мириться со смертью своей возлюбленной, поэтому бросается с высокой горы. Но гибель Снегурочки представляется берендеям чем-то закономерным. Снегурочке было чуждо тепло души, поэтому ей было трудно найти свое счастье среди людей.

  10. Вся весенняя сказка А.Н.Островского “Снегурочка” овеяна доброй романтикой.
    Эта пьеса — воплощение мечты драматурга о социальном будущем, о мирной жизни народа, свободного от власти произвола и насилия, о том, что добро надо делать собственными руками.
    В ней рисуется царство счастливых берендеев, не знающих губительных распрей и кровавых войн:
    Веселы грады в стране берендеев,
    Радостны песни по рощам и долам.
    Миром красна Берендея держава.
    В этой стране царь, премудрый Берендей, художник и поэт, “отец земли своей”, слуга народа, доступный всем и каждому, проходя между гуляющими берендеями и гордясь их достоинствами, говорит:
    Народ великодушный
    во всем велик, — мешать с бездельем дело
    Не станет он; трудиться, так трудиться,
    Плясать и петь — так вдоволь, — до упаду.
    Взглянув на вас разумным оком, скажешь,
    Что вы народ честной и добрый; ибо
    Лишь добрые и честные способны
    Так громко петь и так плясать отважно.
    Берендеи неравнодушны к красоте окружающей их природы, и царь с восхищением произносит:
    Полна чудес могучая природа!
    Дары свои обильно рассыпая…
    Берендеи свято чтят и хранят любовь. Для них она “благо, чувство, великий дар природы, счастье жизни, весенний цвет ее!”.
    Брак в среде берендеев свободен и “не терпит принуждения”. Но он связан у них с нерушимой верностью и долгом, с правдой и совестью.
    Именно любовь и стала сюжетным центром чудесной сказки, сотканной из народно-поэтических мотивов. Снегурочка олицетворяет сердечную стужу, дитя Мороза и Весны. Охраняя свою дочь, Мороз внес охлаждение и в отношения берендеев. А за “сердечную остуду” берендееа Ярило-Солнце, сердясь, “стужей мстит”. Тоскуя от одиночества, желая быть счастливой, как все берендеи, Снегурочка выпрашивает у своей матери девичью любовь.-Загоревшись восторгом кипучих страстей, Снегурочка, как и предсказывал ее отец, гибнет “от сладких чувств любви”..
    С кончиной Снегурочки вмешательство Мороза в жизнь берендеев прекратилось. И< царь призывает берендеев: Изгоним же последний стужи след Из наших душ и обратимся к Солнцу. Сказка завершается славой богу Яриле: Красное Солнце наше! Нет тебя в мире краше. Характеризуя цели литературно-художественного творчества, А. Н. Островский говорил: "Поэт ведет за собой публику в незнакомую ей страну изящного, в какой-то рай, в тонкой и благоуханной атмосфере которого возвышается душа, улучшаются помыслы, утончаются чувства". Это и есть "делание добра" для его осознания не только автором, но и многочисленными читателями.

  11. Страница: [ 1 ] 2
    Действие происходит в стране берендеев в мифические времена. Приходит конец зиме — леший прячется в дупло. На Красную горку вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея, прилетает Весна, а с нею возвращаются и птицы: журавли, лебеди — свита Весны. Холодом встречает Весну страна берендеев, а все из-за заигрываний Весны с Морозом, старым дедом, признается сама Весна. Родилась у них дочка — Снегурочка. Весна боится ссориться с Морозом ради дочери и вынуждена терпеть все. Рассержено и само «ревнивое» Солнце. Поэтому и зовет Весна всех птиц согреться пляской, как поступают и сами люди в холода. Но только начинается веселье — хоры птиц и их пляски, — как поднимается вьюга. Весна прячет птиц в кусты до нового утра и обещает их согреть. Тем временем из лесу выходит Мороз и напоминает Весне, что у них есть общее дитя. Каждый из родителей по-своему заботится о Снегурочке. Мороз хочет спрятать ее в лесу, чтобы жила она среди послушных зверей в лесном терему. Весна хочет другого будущего для дочки: чтобы жила она среди людей, среди веселых подруг и ребят, играющих и пляшущих до полуночи.
    Мирная встреча переходит в cпop. Мороз знает, что бог Солнца берендеев, горячий Ярило, поклялся погубить Снегурочку. Как только в ее сердце зажжется огонь любви, он растопит ее. Весна не верит. После ссоры Мороз предлагает отдать их дочь на воспитание к бездетному Бобылю в слободку, там и парни вряд ли будут обращать внимание на их Снегурочку. Весна соглашается.
    Мороз вызывает из лесу Снегурочку и спрашивает, не хочет ли она жить с людьми. Снегурочка признается, что давно тоскует по девичьим песням и хороводам, что нравятся ей песни молоденького пастуха Леля. Это особенно пугает отца, и он наказывает Снегурочке больше всего на свете остерегаться Леля, в котором живут «палящие лучи» Солнца. Расставаясь с дочкой, Мороз поручает заботу о ней своим «лешуткам» лесным. И, наконец, уступает место Весне. Начинаются народные гулянья — проводы Масленицы. Берендеи песнями встречают приход Весны.
    Пошел Бобыль в лес за дровами и видит Снегурочку, одетую, как боярышня. Захотела она остаться жить у Бобыля с Бобылихой приемной дочкой.
    Непросто живется Снегурочке у Бобыля с Бобылихой: названные родители сердятся, что она своей излишней стыдливостью и скромностью отвадила всех женихов и им не удается разбогатеть с помощью выгодного брака приемной дочки.
    К Бобылям приходит на постой Лель, потому что они одни за деньги, собранные другими семьями, готовы его пустить в дом. Остальные боятся, что их жены и дочери не устоят перед обаянием Леля. Снегурочка не понимает просьб Леля о поцелуе за песню, о подарке-цветке. Она с удивлением срывает цветок и дарит его Лелю, но тот, спев песню и увидев других девушек, зовущих его, бросает уже увядший цветок Снегурочки и убегает к новым забавам. Многие девушки ссорятся с парнями, которые невнимательны к ним из-за увлечения красотой Снегурочки. К Снегурочке ласкова только Купава, дочь богатого слобожанина Мураша. Она сообщает ей о своем счастье: к ней посватался богатый торговый гость из царского посада Мизгирь. Тут появляется и сам Мизгирь с двумя мешками подарков — выкупом за невесту для девушек и парней. Купава вместе с Мизгирем подходит к Снегурочке, которая прядет перед домом, и зовет ее в последний раз поводить девичьи хороводы. Но увидев Снегурочку, Мизгирь страстно влюбился в нее и отверг Купаву. Он приказывает нести свою казну в дом Бобыля. Снегурочка сопротивляется этим переменам, не желая зла Купаве, но подкупленные Бобыль с Бобылихой заставляют Снегурочку даже прогнать Леля, чего требует Мизгирь. Потрясенная Купава спрашивает Мизгиря о причинах его измены и слышит в ответ, что Снегурочка завоевала его сердце своей скромностью и стыдливостью, а смелость Купавы кажется ему теперь предвестием будущей измены. Оскорбленная Купава просит защиты у берендеев и шлет проклятия Мизгирю. Она хочет утопиться, но Лель останавливает ее, и она без чувств падает ему на руки.
    В покоях царя Берендея происходит разговор между ним и его приближенным Бермятой о неблагополучии в царстве: уже пятнадцать лет Ярило немилостив к берендеям, зимы все морознее, весны все холоднее, а кое-где и летом лежит снег. Берендей уверен, что Ярило гневается на берендеев за охлаждение их сердец, за «стужу чувств». Чтобы угасить гнев Солнца, Берендей решает умилостивить его жертвой: в Ярилин день, назавтра, связать, брачными узами как можно больше женихов и невест. Однако Бермята сообщает, что из-за какой-то Снегурочки, объявившейся в слободе, все девушки перессорились с парнями и найти женихов и невест для бракосочетания невозможно. Тут вбегает брошенная Мизгирем Купава и выплакивает царю все свое горе. Царь приказывает найти Мизгиря и созвать бе-рендеев на суд. Приводят Мизгиря, и Берендей спрашивает Бермяту, как покарать его за измену невесте. Бермята предлагает заставить Мизгиря жениться на Купаве. Но Мизгирь смело возражает, что его невеста — Снегурочка. Купава тоже не хочет выходить замуж за изменника. У берендеев нет смертной казни, и Мизгиря приговаривают к изгнанию.
    Мизгирь лишь просит царя самого взглянуть на Снегурочку. Увидев пришедшую с Бобылем и Бобылихой Снегурочку, царь поражен ее красотой и нежностью, хочет найти для нее достойного мужа: такая «жертва» наверняка задобрит Ярилу. Снегурочка признается, что сердце ее не знает любви. Царь обращается за советом к своей супруге. Елена Прекрасная говорит, что единственный, кто сможет растопить сердце Снегурочки, — Лель. Лель зовет Снегурочку до утреннего солнца свивать венки и обещает, что к утру в ее сердце проснется любовь. Но и Мизгирь не хочет уступать Снегурочку сопернику и просит позволения вступить в борьбу за сердце Снегурочки. Берендей позволяет и уверен, что на заре берендеи с радостью встретят Солнце, которое примет их искупительную «жертву». Народ прославляет мудрость своего царя Берендея.
    На вечерней заре девушки и парни начинают водить хороводы, в центре — Снегурочка с Лелем, Мизгирь же то появляется, то исчезает в лесу. Восхищенный пением Леля, царь предлагает ему выбрать девушку, которая наградит его поцелуем. Снегурочка хочет, чтоб Лель выбрал ее, но Лель выбирает Купаву. Другие девушки мирятся со своими милыми, прощая им былые измены. Лель ищет Купаву, ушедшую домой с отцом, и встречает плачущую Снегурочку, но ему не жаль ее за эти «ревнивые слезы», вызванные не любовью, а завистью к Купаве. Он говорит ей о тайных любовных ласках, которые ценнее публичного поцелуя, и только за настоящую любовь готов повести ее утром встречать Солнце. Лель напоминает, как он плакал, когда Снегурочка прежде не ответила на его любовь, и уходит к парням, оставив Снегурочку ждать. И все же в сердце Снегурочки пока живет не любовь, а только гордость за то, что именно ее поведет Лель встречать Ярилу.
    Но тут Мизгирь находит Снегурочку, он изливает ей свою душу, полную жгучей, настоящей мужской страсти. Он, никогда не моливший у девушек любви, падает перед ней на колени. Но Снегурочке страшна его страсть, страшны и угрозы отомстить за унижение. Она отвергает и бесценный жемчуг, которым Мизгирь пытается купить ее любовь, и говорит, что обменяет свою любовь на любовь Леля. Тогда Мизгирь хочет силой получить Снегурочку. Она зовет Леля, но на помощь ей приходят «лешутки», которым отец Мороз поручил беречь дочку. Они уводят Мизгиря в лес, маня его призраком Снегурочки, в лесу он и плутает всю ночь, надеясь настичь Снегурочку-призрак.
    Тем временем даже сердце жены царя растопили песни Леля. Но пастух ловко увертывается и от Елены Прекрасной, оставляя ее на попечение Бермяты, и от Снегурочки, от которой он убегает, завидя Купаву. Именно такой безоглядной и горячей любви ждало его сердце, и он советует Снегурочке «подслушивать» горячие Купавины речи, чтоб научиться любить. Снегурочка в последней надежде бежит к матери Весне и просит ее научить настоящему чувству. В последний день, когда Весна может исполнить просьбу дочери, поскольку назавтра вступает в права Ярило и Лето, Весна, поднимаясь из воды озера, напоминает Снегурочке о предостережении отца.
    Страница: [ 1 ] 2

  12. Поэтическая сказка “Снегурочка” стоит особняком среди целого ряда других произведений Островского. В других пьесах Островский рисует мрачные картины купеческой среды, критикует суровые нравы и показывает весь трагизм одинокой души, вынужденной существовать в условиях “темного царства”.
    Произведение “Снегурочка” — это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Произведение основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах. Островский только соединил сказки, легенды и песни воедино и придал народному творчеству весьма своеобразный колорит. В “Снегурочке” главное место занимают человеческие отношения. На первый взгляд, сюжет выглядит совершенно фантастичным. Но потом оказывается, что в этой фантасмагории просматриваются живые человеческие характеры.
    Действие происходит в сказочном месте — царстве Берендея. Описывая законы этой страны, Островский словно рисует своей идеал общественного устройства. В царстве Берендея люди живут по законам совести и чести, стараются не вызвать гнев богов. Здесь очень большое значение придается красоте. Ценится красота окружающего мира, красота девушек, цветов, песен. Не случайно певец любви Лель оказывается столь популярен. Он как бы олицетворяет молодость, пылкость, горячность.
    Сам царь Берендей символизирует народную мудрость. Он прожил на свете немало, поэтому знает очень многое. Царь беспокоится о своем народе, ему кажется, что в сердцах людей появляется что-то недоброе:
    В сердцах людей заметил я остуду
    Немалую; горячности любовной
    Не вижу я давно у берендеев.
    Исчезло в них служенъе красоте;
    Не вижу я у молодежи взоров,
    Увлажненных чарующею страстью;
    Не вижу дев задумчивых, глубоко
    Вздыхающих. На глазках с поволокой
    Возвышенной тоски любовной нет,
    А видятся совсем другие страсти:
    Тщеславие, к чужим нарядам зависть
    И прочее.
    О каких ценностях думает царь Берендей? Его не беспокоят деньги и власть. Он заботится о сердцах и душах своих подданных. Рисуя царя именно таким, Островский желает показать идеальную картинку сказочного общества. Только в сказке люди могут быть так добры, благородны и честны. И это намерение писателя в изображении сказочной идеальной действительности согревает душу читателя, заставляет задуматься о прекрасном и возвышенном.
    Действительно, сказка “Снегурочка” с увлечением читается в любом возрасте. А после ее прочтения появляется мысль о ценности таких человеческих качеств, как духовная красота, верность и любовь. Островский во многих своих произведениях говорит о любви.
    Но в “Снегурочке” разговор ведется совершенно особым образом. В форме волшебной сказки читателю преподносятся великие истины о непреходящей ценности любви.
    Идеальное царство берендеев живет так счастливо именно потому, что умеет ценить любовь. Потому-то боги так милостивы к берендеям. И стоит нарушить закон, оскорбить великое чувство любви, чтобы свершилось что-то ужасное.
    Давно живу, и старые порядки
    Известны мне довольно. Берендеи,
    Любимые богами, жили честно.
    Без страха дочь мы парню поручали,
    Венок для нас — порука их любви
    И верность до смерти. И ни разу
    Изменою венок поруган не был,
    И девушки не ведали обмана,
    Не ведали обиды.
    Не случайно измена Мизгиря Купаве так отозвалась болью во всех окружающих. Все восприняли неблагородное поведение парня как личное оскорбление:
    …Всем обида,
    Обида всем девицам-берендейкам!
    В царстве между людьми уже с давних пор складываются простые, но прекрасные отношения. Обманутая девушка Купава прежде всего обращается к царю-защитнику с просьбой наказать виновника ее горя. И узнав все подробности от Купавы и окружающих, царь выносит свой вердикт: виновный должен быть наказан. Какое наказание выбирает царь? Он велит прогнать Мизгиря с глаз долой. Именно в изгнании видят берендеи самое страшное наказание для провинившегося человека
    Честной народ, достойна смертной казни
    Вина его; но в нашем уложенье
    Кровавых нет законов; пусть же боги
    Казнят его по мере преступленья,
    А мы судом народным Мизгиря
    На вечное изгнанье осуждаем.
    В царстве нет кровавых законов. Такое могло быть только в волшебной сказке, созданной воображением писателя. И эта гуманность делает царство берендеев еще более прекрасным и чистым.
    Примечательна фигура Снегурочки. Она совершенно не похожа на всех вокруг. Снегурочка — сказочный персонаж. Она является дочерью Мороза и Весны. Именно поэтому Снегурочка — существо очень противоречивое. В ее сердце холод — это наследие ее отца, сурового и угрюмого Мороза. Долгое время Снегурочка живет в глуши лесной, а ее терем старательно охраняет суровый отец. Но, как оказалось, Снегурочка похожа не только на своего отца, но и на мать, прекрасную и добрую Весну. Именно поэтому она устала жить в одиночестве, взаперти. Ей хочется увидеть настоящую человеческую жизнь, познать всю ее красоту, принять участие в девичьих забавах, послушать чудесные песни пастуха Леля. “Без песен жизнь не в радость”.
    В том, как описывает Снегурочка человеческую жизнь, видно ее неподдельное восхищение человеческими радостями. Холодное сердце сказочной девушки пока еще не знает любви и человеческих чувств, но тем не менее ее уже манит, привлекает завораживающий мир людей. Девушка понимает, что больше не может оставаться в царстве льда и снега. Ей хочется обрести счастье, а возможно это, по ее мнению, только в царстве берендеев. Она говорит своей матери:
    ..Мама, счастья
    Найду иль нет, а поищу.
    Снегурочка поражает людей своей красотой. Семья, в которой оказалась Снегурочка, желает воспользоваться красотой девушки для своего личного обогащения. Они упрашивают ее принимать ухаживания богатых берендеев. Они не могут оценить по достоинству девушку, которая стала им названой дочерью.
    Снегурочка кажется прекраснее, скромнее и нежнее, чем все окружающие девушки. Но она не знает любви, поэтому не может ответить на горячие человеческие чувства. В ее душе нет тепла, и она от-страненно взирает на страсть, которую испытывает к ней Мизгирь. Существо, не знающее любви, вызывает жалость и удивление. Не случайно никто не может понять Снегурочку: ни царь, ни кто-либо из берендеев.
    Снегурочка так сильно привлекает окружающих именно из-за своей холодности. Она кажется особенной девушкой, ради которой можно отдать все на свете, и даже саму жизнь. Сначала девушка равнодушна ко всем вокруг. Постепенно она начинает испытывать к пастуху Лелю какие-то чувства. Это еще не любовь, но ледяной красавице уже тяжело видеть пастуха с Купавой:
    …Купава,
    Разлучница! Твое же это слово;
    Сама меня разлучницей звала,
    Сама же ты и разлучаешь с Лелем.
    Пастух Лель отвергает Снегурочку, и она решает выпросить у своей матери горячую любовь. Такую, которая сжигает человеческое сердце, заставляет забывать обо всем на свете:
    Обманута, обижена, убита Снегурочка.
    О мать, Весна-Красна!
    Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой:
    Любви прошу, хочу любить.
    Отдай Снегурочке девичье сердце, мама!
    Отдай любовь иль жизнь мою возьми!
    Весна дарует своей дочери чувство любви, но этот дар может оказаться губительным для Снегурочки. Весна томима тяжкими предчувствиями, ведь Снегурочка — ее дочь. Любовь оказывается трагичной для героини. Но без любви жизнь теряет всякий смысл. Снегурочка не может справиться с желанием стать такой же, как и все окружающие ее люди. Поэтому она решает пренебречь заветами своего отца, предостерегавшего ее от гибельных последствий человеческой страсти.
    Влюбленная Снегурочка становится удивительно трогательной. Для нее открывается целый мир, совершенно неизвестный ей ранее. Теперь она понимает всех тех, кто испытывает любовное томление. Она отвечает Мизгирю согласием стать его женой. Но Мизгирь не способен отказаться от намерения предстать перед всеми берендеями со своей невестой, считая опасения красавицы капризом.
    Первые яркие лучи солнца убивают Снегурочку.
    Но что со мной? блаженство или смерть?
    Какой восторг! Какая чувств истома!
    О мать Весна, благодарю за радость,
    За сладкий дар любви! Какая нега
    Томящая течет во мне! О Лель,
    В ушах твои чарующие песни,
    В очах огонь… и в сердце… и в крови
    Во всей огонь. Люблю и таю, таю
    От сладких чувств любви. Прощайте, все
    Подруженьки, прощай, жених! О милый,
    Последний взгляд Снегурочки тебе.
    Мизгирь не может мириться со смертью своей возлюбленной, поэтому бросается с высокой горы. Но гибель Снегурочки представляется берендеям чем-то закономерным. Снегурочке было чуждо тепло души, поэтому ей было трудно найти свое счастье среди людей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *