Сочинение на тему вежливость 3 класс

7 вариантов

  1. Вежливости необходимо всех детей учить с детства. Я считаю, что это качество характера не врожденное, а приобретенное. Его можно и нужно воспитывать. Дети очень многому учатся у своих родителей, берут с них пример, поэтому, чтобы воспитать в детях вежливость, родителям самим необходимо быть вежливыми. Родители должны учить детей первыми здороваться со старшими, не забывать прощаться, благодарить, уступать место старшим.
    Элементарная вежливость необходима каждому человеку, в ней проявляется уважение по отношению к другим людям. С вежливым человеком всегда приятно общаться, его считают хорошо воспитанным и отвечают вежливостью взамен.
    Если бы в мире было больше вежливых людей, то меньше было обид, ссор, хамства в очередях и в общественном транспорте. Одно грубое слово, сказанное в адрес другого человека, может испортить ему настроение на весь день, но люди часто не задумываются об этом. Вежливость делает нашу жизнь приятнее и гармоничнее. Очень жаль, что по-настоящему вежливых людей можно встретить не так уж много. Наблюдая за людьми в магазинах, я вижу, что очень мало кто говорит кассиру или продавцу «спасибо», то же самое я вижу и в общественном транспорте. Бывает, что кондуктор, уставший за целый день работы, идёт через весь салон автобуса к человеку, чтобы продать ему билет, но в ответ не слышит благодарности. Конечно, многие считают, что это работа кондуктора, его обязанность, но разве за работу не принято благодарить? Ничего не стоит сказать продавцу, кассиру или кондуктору простое слово «спасибо». Для того, кто произнёс «спасибо», это несложно, а вот человеку, кому эта благодарность адресована, будет приятно, возможно, даже настроение улучшится.
    Вежливость — очень хорошее качество человека, которое помогает ему быть уважаемым другими людьми, спасает от многих конфликтных ситуаций и грубых ссор. Вежливый человек уважает других и уважает самого себя и никогда не будет опускаться до ругани, до мелочного выяснения отношений, до нелестных слов в адрес другого человека.

  2. 2
    Текст добавил: милашка скарими глазками

    Вежливость – это очень важное качество человека. Это его способность выражать уважение, приятие других людей. Вежливость показывает уровень культуры и чувство собственного достоинства человека.     Всегда по природе вежливы интеллигентные люди, которые ценят музыку, книги, уважают самих себя. Хорошие книги и занятия своим образованием тоже прибавляют искренней вежливости, потом что добавляют мудрости и разума. Если в человеке есть нотка духовности, искренней любви к окружающим – такой человек вежлив. Обычно вежливы счастливые люди, которых окружают близкие, дорогие им товарищи. Вежливы те, кто излучает радость, оптимизм, любовь и тепло. Те, кто не унывает и чувствует в себе силы, тоже обычно вежливы.      Не стоит путать вежливость с непрямотой, когда человек не высказывает правды. Внешняя вежливость способна прикрывать скрытую злость, отчаяние. Просто не все люди приучены высказывать свою боль и ненависть, они скрывают ее под маской вежливости.                  Проблема вежливости заключается в том, что внешняя вежливость способна оказаться неискренней, за ней может не стоять никакой душевности и реального уважения. Для литературного примера можно взять героев «Мертвых душ». Пока помещики заинтересованы в личной выгоде, они вежливы и улыбчивы. Но попробуйте не оправдать их ожидания и материальные притязания!   Вежливость человека вырастает в уважении к себе. Лично я становлюсь более уравновешенным и вежливым с людьми после того, как уединяюсь на какое-то время. Слушаю музыку, прогуливаюсь в одиночестве по местам, где красивая природа. Да и любая прогулка в тишине меня радует. Общение в кругу семьи и друзей тоже наполняет меня теплом и добродушием.   Вежливость и сдержанность человека способны сослужить ему немалую службу в конфликтах, в трудных ситуациях. Даже спасти от чужой агрессии. По-настоящему сильный человек обычно вежлив. Хамят и скандалят те, кто не уверен в себе.

  3. Вежливость – это очень важное качество человека. Это его способность выражать уважение, приятие других людей. Вежливость показывает уровень культуры и чувство собственного достоинства человека.
    Всегда по природе вежливы интеллигентные люди, которые ценят музыку, книги, уважают самих себя. Хорошие книги и занятия своим образованием тоже прибавляют искренней вежливости, потом что добавляют мудрости и разума. Если в человеке есть нотка духовности, искренней любви к окружающим – такой человек вежлив. Обычно вежливы счастливые люди, которых окружают близкие, дорогие им товарищи. Вежливы те, кто излучает радость, оптимизм, любовь и тепло. Те, кто не унывает и чувствует в себе силы, тоже обычно вежливы.
    Не стоит путать вежливость с непрямотой, когда человек не высказывает правды. Внешняя вежливость способна прикрывать скрытую злость, отчаяние. Просто не все люди приучены высказывать свою боль и ненависть, они скрывают ее под маской вежливости.
    Проблема вежливости заключается в том, что внешняя вежливость способна оказаться неискренней, за ней может не стоять никакой душевности и реального уважения. Для литературного примера можно взять героев «Мертвых душ». Пока помещики заинтересованы в личной выгоде, они вежливы и улыбчивы. Но попробуйте не оправдать их ожидания и материальные притязания!
    Вежливость человека вырастает в уважении к себе. Лично я становлюсь более уравновешенным и вежливым с людьми после того, как уединяюсь на какое-то время. Слушаю музыку, прогуливаюсь в одиночестве по местам, где красивая природа. Да и любая прогулка в тишине меня радует. Общение в кругу семьи и друзей тоже наполняет меня теплом и добродушием.
    Вежливость и сдержанность человека способны сослужить ему немалую службу в конфликтах, в трудных ситуациях. Даже спасти от чужой агрессии. По-настоящему сильный человек обычно вежлив. Хамят и скандалят те, кто не уверен в себе.

  4. С самых юных лет, всех нас учат быть вежливыми. Для этого в начальной школе мы пишем сочинения про зиму, про друзей и любимых домашних питомцев; смотрим поучительные фильмы и читаем культурологические рассказы. Есть несколько сторон, где нам необходима вежливость. Во-первых, эта черта формирует наш характер. Во-вторых, необходимая черта для существования в социуме. А также уважение к людям, а значит уважение к самому себе.
    Рассмотрим подробнее, для чего нам нужна вежливость. С малых лет нас учат родители говорить такие слова как: «Здравствуйте», «Спасибо», «Пожалуйста», «До свидания»… Это и есть первые шаги к формированию характера человека, его манерам. Все взаимосвязано, если он обладает вежливость, то это тесно связано с его обаянием. Если рассматривать душу человека, это проявляется в таком качестве как совесть, нравственность, адекватность поведения. Если такими качествами человек не обладает, скорей всего он не знает, что значит быть вежливым.
    Вежливость неотъемлемая в существовании в социуме. Если человек хорошо относится к другим людям, то они к нему тянуться. Всегда приятно находиться в общении с вежливой и умной личностью. Нет желания делать такому человеку плохо, пытаться оскорбить. По этой цепочки и строиться культурное общение в обществе, если все люди будут обладать такой замечательной манерой общения, то и мир станет чуточку добрее.
    «Относись к другим, как к самому себе»-это одно из правил в котором вежливость занимает почетное место. Это помогает человеку быть красивым не только внешностью, но и душою. Человек, уважающий себя, никогда не станет грубить окружающим. Но в нашем обществе часто встречаются люди, которые не хотят становиться таковыми, не стоит таким отвечать нем же, ведь, значит, вы тоже перестанете уважать себя, а тот человек, которые груб и не вежлив, скорей всего, обладает какими-то комплексами в плане своей личности.
    В заключении хочется сказать, что не стоит обращать внимание на невежливых людей, не поддаваться «стадному» инстинкту. Следить за своим поведением в обществе. Вежливость живет не только в словах, но и в поступках. И если каждый из нас будет хоть чуточку вежливее, то и другие люди начнут относиться так же к нам. Ведь это не сложно, сказать лишний раз «спасибо» или уступить место в общественном транспорте тому, кому это действительно необходимо.

  5. ? На уроках светской этики учащиеся 4 “Б” класса размышляют о вежливости, добре и зле, дружбе и порядочности, честности и доверии. Слово этика пришло к нам из Древней Греции и переводится как “нрав”, “обычай”. “Этикет – это разум для тех, кто его не имеет”, – метко сказал французский философ Вольтер.
    К уроку обучающиеся подбирают пословицы и поговорки о вежливости, добре и зле, дружбе и порядочности, гордости и гордыне, пишут сочинения. (Сочинение обучающегося 4 “б” класса Кожевникова Максима)
    Что значит быть вежливым человеком?
    Быть вежливым – значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры, быть любезным. Это значит, общаться с людьми так, чтобы они чувствовали – о них заботятся, их ценят и уважают. Многие люди ведут себя вежливо лишь в кругу незнакомых людей, потому что хотят произвести хорошее впечатление. Но истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливым всегда и со всеми. “Пожалуйста”, “спасибо”, “извините”, “будьте добры” – это не только слова.
    Это выражения вежливости. С помощью этих слов мы даем понять людям, что ценим их и уважаем их чувства. Если ты внимательно слушаешь человека, не перебивая его, это свидетельствует о том, что его слова для тебя так же важны, как и твои собственные. Если ты при первой встречи с человеком проявил вежливость, в следующий раз ему захочется познакомиться с тобой поближе, чем-то помочь тебе.
    Вежливость как магнит. Она притягивает к нам людей. Пословицы о вежливости.
    Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает.
    Жизнь дана на добрые дела.
    Худо жить без ласкового слова.
    Стол спасибом краситься.
    Доброе слово, что дождь в засуху.
    Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам.
    Пословицы о дружбе.
    Без беды друга не узнаешь.
    Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.
    Друг – твое зеркало.
    Одежда хороша новая, а друг – старый.
    Человек без друга, что земля без воды.
    Пословицы о добре.
    Худо тому, кто добра не делает никому.
    Делай другим добро – будешь сам без беды.

  6. Тема:
    «Поговорим  вежливости»
    (занятие  по нравственному воспитанию)
    Цели:
    Продолжать знакомить детей с  понятием «вежливость», «вежливые слова».
    Довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы), что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается использовать их.
    Продолжать развивать умение оценивать ситуации.
    Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе.
    Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев.
    Развивать связную речь, память, мышление.
    Воспитывать вежливое отношение и уважение к окружающим людям.
    Ход:
    – Сегодня мы поговорим о … пожалуй, я не буду называть тему нашей беседы, о ней вы догадаетесь сами после того, как я расскажу  небольшую историю. И так, послушайте:
    «Один мальчик не любил говорить спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте.
    – Ах ты, невежа, – говорили ему.
    Очень он обижался и кричал в ответ:
    – Нет, я вежа, вежа, вежа!»
    Странное слово. Но на самом деле не странное оно, а старинное. В старину «вежей»  называли человека знающего, сведущего, учёного. А «вежество» означало учёность, учтивость. Отсюда и появилось слово «вежливость» – доброе поведение, почтительность.
    Так что мальчик был прав: есть такое слово «вежа». Только его-то никак нельзя было назвать «вежей». Сначала бы ему нужно научиться говорить здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините и остальные ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА».
    – И так, тема нашей беседы…. (ответ детей)   ВЕЖЛИВОСТЬ.
    Теперь мы знаем что слово «вежливость»   происходит от старославянского «веже», т.е. «знаток». Быть вежливым означает знать как себя вести.
    – В словаре С.И.Ожегова о вежливом человеке говорится так: «Вежливый – соблюдающий правило приличия, воспитанный, учтивый» (на плакате)
    – Думаю, никому из вас не нравится грубое, пренебрежительное, оскорбительное отношение к себе других людей. Сказанное с утра пренебрежительное слово может испортить настроение на весь день. И наоборот, приветливое слово или пожелание, сопровождающееся улыбкой, может поднять настроение. Иногда вы даже не замечаете, что обидели друга, поэтому очень важно, чтобы вы с малых лет приобрели навыки воспитанности, вежливости.
    – Вежливость – то, без чего нельзя обойтись, как без воздуха. Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость. Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья.
    – Что же значит – быть вежливым человеком?
    Это значит быть внимательным к людям; говорить вежливые слова; заботиться о близких тебе людях; уступать дорогу, когда идешь на встречу; уступать место девочкам и взрослым людям; благодарить за помощь; не грубить; стараться сделать приятное. Для того чтобы быть вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может рассеять плохое настроение.
    – Вежливый человек использует вежливые слова, а что же это за слова? (На альбомных листах написаны вежливые слова.)
    – Вот сколько этих вежливых и важных для нас слов. А знаете ли вы, откуда  они появились? Как вы думаете?  (ответы-рассуждения детей)
    «Встречаясь, люди желали один другому самого главного – здоровья. Так и говорили, приветствуя друг друга: – Здравствуйте! То есть «будьте здоровы!».  (дети читают стихи – приложение 1)
    «Есть такое слово: «жаловать». Издавна означало оно – оказывать внимание, уважать или уважить, то есть проявить почтение. Отсюда и другое, родственное слово – «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием. Теперь недалеко и до вежливого – Пожалуйста! В этом слове и уважительная просьба, и ответное внимание,
    благодарность и почтение. Без слова «пожалуйста» трудно обойтись.»
    Будьте добры. Будьте любезны.
    «Ели вы о чём-то просите, эти два вежливых слова наверняка помогут. Добро в старину означало не только доброту, но и силу. Недаром в сказках побежали «добры молодцы».
    «Этими словами начинается вежливая просьба, с которой учтивые люди обращаются друг к другу.»   (дети читают стихи – приложение 2)
    «Со словом «пожалуйста» соседствует и другое вежливое, радушное обращение, приветствие гостю: – Добро пожаловать! Означает оно: пожалуйста, входите, здесь вас встретят добром».
    (приложение 3)
    «В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: – Спаси вас Бог! «Спаси Бог» превратилось в короткое «спасибо!». Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!»»
    «Благодарность часто выражали и прямым словом: – Благодарю! Оно состоит из двух частей – БЛАГО и ДАРЮ. Благо, или по-старинному «болого», означало «хорошо», «добро» – то есть всё доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее одарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем знакомое слово – благодарю».
    (дети читают стихи приложение 4)
    «Кто-нибудь причинил другому неприятность или неудобство – не желая того, ненароком. Он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: – Извините!  То есть – «снимите с меня вину». Если же сильно провинился, лучше сказать: – Простите!»
    (дети читают стихи – приложение 5)
    «Расставаясь друг с другом, и надеясь ещё встретиться, свидеться, люди не прощались, а говорили: – До свидания! Иногда, расставаясь совсем не надолго, говорят: -До скорого свидания! Или: – До встречи! И желают: – Доброго пути!»
    (дети читают стихи – приложение 6)
    – Кого же называют вежливым человеком?
    Человека, знающего правила поведения, а – главное – выполняющего эти правила.
    – Откуда же появились эти правила?
    Никто этих правил не выдумывал. Они создавались в народе постепенно, вырабатывались веками. И возникали совсем не случайно. Уже по тому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие первые слова произносит, как садится, ест, как держит руки, судят об уровне его культуры, о  нравственных и  умственных  достоинствах. Существует немало пословиц и поговорок о вежливости, вспомним некоторые из них:
    Ласковое слово – что весенний день.
    Вежливое слово – целебный воздух.
    Обращайся с людьми так, как бы ты хотел, чтобы обращались с тобой.
    От теплого слова и лед тает.
    Сабля ранит голову, а слово – душу.
    Удар забывается, слово помнится.
    Глупый язык голове не приятель.
    Мудрый не все говорит, что знает, а дурак не все знает, что говорит.
    Ничто не даётся так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость.
    Физминутка
    (дети танцуют под песенку  «Если добрый ты»и подпевают – см.приложение 11))
    – У нас есть «Памятка о вежливости», давайте прочитаем её и вспомним правила вежливости. (см. приложения)
    Главное правило:
    «Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе».
    – А теперь давайте немного поиграем.
    Игры: «Догадайся».  (см. приложения 7)
    «Вежливо – невежливо». (см. приложения 8)
    «Пожалуйста». (см. приложения 9)
    – Вспомнили мы вежливые слова, узнали, как они произошли. И теперь я хочу у вас спросить – иногда вежливые слова называют «волшебными» словами, как вы думаете, почему? (ответы-рассуждения детей)
    У Осеевой есть рассказ «Волшебное слово», послушайте его.
    (чтение рассказа – приложение10)
    – Какое же волшебное слово подсказал дедушка Павлику? ( Пожалуйста)
    – Как изменило Павлика это слово? (Каким он был до встречи с дедушкой и каким стал после?).
    – Павлик был грубым, капризным, невежливым мальчиком. Когда стал использовать слово “пожалуйста”, обращаясь к людям, его поведение изменилось. Он стал добрым, послушным, вежливым.
    – А как изменилось отношение окружающих людей к Павлику после того, как он узнал волшебное слово?   (Все стали к нему относиться по-доброму. Никто уже не прогонял его, не ругал его.)
    – Да, ребята, вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. Правило вежливости запрещает нам шуметь, тревожить, раздражать окружающих. Я рада, что вы правильно поняли тему нашего занятия. Я думаю, что волшебные слова вам очень пригодятся в вашей жизни.
    -Давайте подведём итог нашего занятия:
    Чтобы стать культурным, воспитанным человеком, нужно с детства приучаться быть вежливым, добросердечным.   Вежливость – это прежде всего искусство человеческого общения. Вежливый человек всегда внимателен к другим. Она старается не делать им неприятностей, не оскорблять ни словом, ни делом.
    Каждый человек ценен своей индивидуальностью, имеет право на выбор своей жизненной позиции. Вам решать каким  быть. Выбор каждого человека надо уважать. Но надо помнить всегда, в мир мы должны нести только добро.
    Как приятно видеть улыбающееся лицо, слышать ласковые, обращенные к тебе слова. И тогда твое настроение становится приподнятым, веселым. Так же и людям приятно услышать от тебя ласковые, добрые слова. Все вы их знаете. Вспомним их. Наполним этими словами нашу игровую комнату. Это могут быть слова приветствия утром и вечером, слова уважения, благодарности и т.д.
    (Дети называют слова вежливости).
    А сейчас мы откроем двери и выпустим эти слова по всей школе. Пусть все дети нашей школы знают, как много добрых слов вы знаете, пусть всем от этого станет светло и весело.
    ПРИЛОЖЕНИЯ
    1.
    Если встретился знакомый,
    Хоть на улице, хоть дома –
    Не стесняйся, не лукавствуй,
    А скажи погромче: – Здравствуй!
    ——
    – Здравствуйте, – ты скажешь человеку.
    – Здравствуй, – улыбнется он в ответ.
    И, наверно, не пойдет в аптеку
    И здоровым будет много лет.
    2.
    Если просишь что-нибудь,
    То сначала не забудь
    Разомкнуть свои уста
    И сказать: – Пожалуйста.
    Отменить, что ли, «Пожалуйста»?
    Повторяем его поминутно.
    Нет! Пожалуй, без «пожалуйста»
    Нам становится неуютно.
    ——– —
    Если невежей прослыть не хотите,
    Очень прошу вас, будьте мудры,
    Вежливым словом просьбу начните:
    – Будьте любезны! Будьте добры!
    3.
    Если увидишь: «Добро пожаловать!»,
    Значит, тут добрые люди живут.
    Двери не заперты – стало быть,
    Здесь тебя ждут.
    4.
    Если словом или делом
    Вам помог кто-либо,
    Не стесняйтесь громко, смело
    Говорить: – Спасибо!
    ——
    За что мы говорим “Спасибо”.
    За все, что делают для нас.
    И мы припомнить не смогли бы
    Кому сказали сколько раз.
    Когда я что-то подарю,
    Мне говорят: – Благодарю!
    Тебе подарят что-нибудь –
    Благодарить не позабудь!
    5.
    Если вы кого-то обидели случайно
    Или наступили на ногу нечаянно,
    Только не молчите, только не мычите,
    Долго не тяните, скажите: – Извините!
    ——–
    Если же хотите добиться снисхождения,
    Тогда уж без сомнения
    Нет лучше выражения,
    Чем «прощу прощения!»
    ———–
    Простите, я больше не буду
    Нечаянно бить посуду
    И взрослых перебивать.
    И что обещал – забывать.
    Но если я всё же забуду, –
    Простите, я больше не буду.
    6.
    Если встретилась компания,
    Не поспешно, не заранее,
    А в минуту расставания
    Всем скажите: – До свидания!
    —————
    – Добрый день! – тебе сказали,
    – Добрый день! – ответил ты.
    Как две ниточки связали –
    Теплоты и доброты.
    7.    Игра: «Догадайся».
    Закончи предложение.
    1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)
    2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)
    3. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече…(здравствуйте)
    4. Когда нас бранят за шалости, говорим …..(простите нас, пожалуйста).
    5. Медведь медведя в гости звал –
    Медком побаловать.
    В берлогу дверь открыл, сказал:
    – …  (Добро пожаловать)
    6. Нужно знать, как дважды два все «волшебные» слова,
    В день, пожалуй, раз до ста, говорить…(пожалуйста).
    7. Не забудьте, что на прощание нужно всем говорить…(до свидания).
    8. Встретил Витю я, соседа; встреча грустная была:
    На меня он, как торпеда, налетел из за угла!
    Но представьте, зря от Вити ждал я слова … (извините).
    8.     Игра: «Вежливо – невежливо».
    Я называю какое то действие, а вы, если считаете что действие вежливое, то хлопаете в ладоши, если считаете не вежливым, то топаете ногами.
    «поздороваться при встрече», «толкнуть и не извиниться», «помочь подняться упавшему человеку», «поднять упавшую вещь», «расталкивать людей локтями, опаздывая куда то», «кричать и размахивать руками в общественном месте», «обращаться на «ты» к взрослому человеку», «уступить место в транспорте», «соблюдать очередь», «перебивать собеседника», «заставлять других ждать себя», «употреблять вежливые слова», «обзывать товарищей»
    9.    Игра: «Пожалуйста».
    Я буду просить вас сделать какое-нибудь действие и вы будете выполнять, но при условии, что я добавила в просьбе одно из «волшебных» слов. Например: «Пожалуйста, встаньте.» «Садитесь.» «Будьте добры, подойдите ко мне.» «Закройте дверь» и т.д.
    10.    Рассказ В.Осеевой «Волшебное слово».
    Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком что-то чертил на песке.
    – Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.
    Старичок подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
    – С тобой что-то случилось?
    – Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.
    – Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
    – Ещё бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дома.
    – Убежишь?
    – Убегу! Из-за оной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки. Я ей сейчас чуть не подал хорошенько! Ни оной краски не даёт! А у самой сколько!
    – Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
    – Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…
    Павлик засопел от обиды.
    – Пустяки! – сказал старик. – Один поругает, другой пожалеет.
    – Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик. – Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»
    Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
    – Что же, не берёт тебя брат?
    – а почему вы всё спрашиваете?
    Старик разгладил длинную бороду.
    – Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…
    Павлик раскрыл рот. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза…
    – А какое это слово?
    Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
    – Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
    – Я попробую, – усмехнулся Павлик, – я сейчас же попробую. – Он вскочил и побежал домой.
    Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зелёные, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
    «Обманул старик! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймёт волшебное слово!..»
    Павлик боком пошел к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
    – Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
    Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
    – Ка-кую тебе?
    – Мне синюю, – робко сказал Павлик.
    Он взял краску, поддержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
    «Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
    Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня пирожки.
    Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
    – Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
    Бабушка выпрямилась.
    Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке…
    – Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший. Румяный пирожок.
    Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щёки.
    «Волшебник! Волшебник!» – повторял он про себя, вспоминая старика.
    За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
    – Возьми меня, пожалуйста.
    За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
    – Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!
    – Ну, от чего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.
    – Пожалуйста, – повторил Павлик.
    Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил волосы:
    – Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
    «Помогло! Опять помогло!»
    Павлик вскочил из-за стола и побежал на улиц. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
    11.
    Песня «Если добрый ты»
    (слова Пляковского М., музыка Савельева Б.)
    1.Дождик босиком по земле прошёл,
    Клёны по плечам хлопал,
    Если ясный день – это хорошо,
    А когда наоборот – плохо. (послед 2 строчки 2раза)
    2. Слышно, как звенят в небе высоко
    Солнечных лучей струны,
    Если добрый ты, то всегда легко,
    А когда наоборот – трудно. (2раза)
    3. С каждым поделись радостью своей,
    Рассыпая смех звучно,
    Если песни петь, с ними веселей,
    А когда наоборот – скучно. (2раза)

  7. Наверное, всем людям хочется, чтобы все друзья, соседи и даже совсем незнакомые прохожие всегда относились к ним внимательно, по-доброму, любили и уважали, чтобы никто не делал замечаний.
    Но тепло и внимание нужно заслужить, ведь никто ничего не делает просто так. По-доброму, с теплом и вниманием окружающие люди относятся только к воспитанному, вежливому человеку. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надежные друзья, с которыми никогда не бывает скучно.
    Да, такому человеку и самому некогда скучать, ведь он живет по строгому распорядку. Утром воспитанный ученик встает, делает зарядку, умывается, убирает свою постель, аккуратно одевается. Потом помогает маме или бабушке готовить завтрак и накрывать на стол. Днем — если только он не в школе — обязательно поможет бабушке убрать в квартире, польет цветы, покормит кошку или рыб в аквариуме, не поленится начистить обувь себе и младшему брату, сходить в магазин за хлебом или за молоком. И вечером у него все расписано по минутам. И такая занятость, все эти дела — проявление вежливого внимания к окружающим, в первую очередь, к своим близким и, конечно, к самому себе. Вежливый человек всегда заботится о родных и друзьях, всегда готов помочь им.
    И это правильно, потому что, если хорошо разобраться, все люди на белом свете помогают друг другу, трудятся друг для друга. А значит, они трудятся для каждого из нас. Строители строят дома, дворники приводят в порядок детские площадки и дворы для игр и прогулок, врачи лечат от болезней, учителя дают знания, садовники ухаживают за деревьями…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *