Сочинение на тему видение отроку варфоломею кратко

8 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Тону в твоих слезах*

    Художник изучал жизнь святого с большим интересом. Святой Сергий Радонежский нес в себе надежду, что в скором времени на Руси возродится дух монастырской жизни. Все старались брать пример со святого. В больших монастырях начали строительство храмом, писались иконы. Художник, когда писал полотно, проживал вблизи самого святого. И мог, более подробно, ознакомится с его жизнью и деятельностью.
    На картине изображены два человека. Это один из дней жизни святого в далеком детстве. Тот по приказу отца был в поиске скотины, которая куда-то пропала. Парень блуждал по долине и встретил странного старца. Он остановился уточнить у него, не видел ли он овец. Тот стоял загадочно под деревом, его лица не видно, видно только седую бороду.  А незнакомый старец, подарил ему дар постижения смысла Священного Писания и премудрости.
    Мы видим как молодой мальчишка, одетый в русскую национальную одежду, белая подпоясанная рубашка, синие шаровары, красные сапоги, с кнутом на пояске стоит лицом к старцу, который одет в черный балахон, его голова светится как нимб. Лица мы не видим. Видно только как он что-то держит в руках.А парень тем временем скрестив руки, внимательно слушает. Они стоят под могучим деревом, в ногах высокая зеленая трава. Как раз разгар лета. За спиной высокие зеленые холмы. Маленькие соломенные домики с огородами, и высокий храм за домами. Видно не большую синюю речку, которая простирается вдоль всего оврага.  Светло-голубое небо спокойно.

  2. Главная
    О проекте
    Сочинения
    Картины
    О художниках
    Методическая страница
    О жанрах
    Посмотреть

    Пейзаж

    Сочинение-описание картины И.И. Левитана «Март»
    Сочинение – описание картины И.К. Айвазовского «Девятый вал»
    Сочинение-описание картины Василия Поленова «Московский дворик»

    Исторический жанр

    Сочинение – описание картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
    Сочинение-описание картины В.И. Сурикова «Боярыня Морозова»
    Сочинение-описание картины Васнецова «Богатыри»

    Портрет

    Сочинение-описание картины И.Е. Репина «Осенний букет»
    Сочинение – описание картины Серова «Девочка с персиками»
    Сочинение – описание картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
    Всё в тающей дымке – холмы, перелески,
    Здесь краски неярки и звуки нерезки,
    Здесь медленны реки, туманны озёра,
    И всё ускользает от беглого взора…

    Н. Рыленков «Всё в тающей дымке»
    О картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
    Большинство картин, созданных М. В. Нестеровым в 1890–е годы, посвящены жизни Сергия Радонежского.
    Для Нестерова образ Сергия был воплощением идеала правильной, чистой и подвижнической жизни, но имел в его глазах и общественное значение.
    Первым произведением этого цикла была картина «Видение отроку Варфоломею», появившаяся на восемнадцатой Передвижной выставке. Работать над нею М. В. Нестеров начал в 1889 году.
    В основе сюжета лежало религиозное предание. Однажды отец послал Варфоломея искать лошадь. В поле под дубом отрок увидел прилежно молившегося старца. Варфоломей приблизился к нему, а тот, окончив молитву, благословил его и спросил, чего он ищет, чего хочет. Варфоломей отвечал, что более всего желал бы получить разум к учению. Старец помолился за него, а затем, вынув часть просфоры, дал её отроку, повелел вкусить, сообщив, что вместе с этим дастся ему разум к учению.
    В своей картине Нестеров далёк от подробной описательности действия. Недаром трудно понять, какой именно момент легенды изображён. Художника, скорее, интересовало не столько само чудесное событие, сколько определение его внутреннего характера, отражение его в душе мальчика.
    Нестеров изображает момент, когда отрок Варфоломей остановился перед старцем, ожидая окончания молитвы. Тонкая фигура мальчика, которую художник поместил почти в центре картины, сливается с пейзажем, она кажется органической частью полей, лугов, тонких, трепетных деревьев, зелёных перелесков, этого чистого русского пейзажа с его деревянной церковкой, деревенскими крышами, ёлочками и извилистой речкой.
    Природа изображена Нестеровым с глубоким пониманием – это не просто фон для действия, а воплощение поэтического представления о русской природе, о её нежной красоте и удивительной гармонии. И вместе с тем художник изображает природу просто и безыскусственно: и дома деревни, и сараи, и чуть красноватую крышу деревенской часовенки с серебристо-голубыми главками, перекликающимися с голубой полоской светлого облачного неба. Всё пронизано живым, реальным ощущением человеческой жизни, очищенной от повседневной суеты, умиротворённой, прекрасной в своей чистоте.
    Но мальчик печален – столько в нём недетской печальной внимательности, какого-то тихого душевного ожидания. Грустный мотив звучит в этом пейзаже, в нём нет ярких красок. Нежные тона ранней осени точно окрашивают бледным золотым цветом всю картину. Но природа трепетна, она прекрасна в своей тихой, чуть грустной тишине. Нестеров добился в этом произведении – и отныне это становится одной из главных особенностей его творчества – удивительной эмоциональности пейзажа, слитности с настроением человека. Несмотря на неправдоподобность сюжета, нет ощущения его ложности и надуманности.
    Новизна картины во многом заключена не только в изображении природы. Перед Нестеровым стояла этическая проблема – показать душевную частоту мальчика, показать идеал чистой, возвышенной, гармонической жизни, связанной с представлениями о духовных идеалах русского народа.
    Мальчик не удивлён появлением старца, он точно ждал его и теперь погружён в созерцание. Нестеров утверждает реальность чуда, возможность и естественность этого чуда в духовной жизни отрока Варфоломея.
    Картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею» была новым явлением в русском искусстве. Сверхъестественный сюжет, соединение в картине реального (природы и человека) с видением (фигура старца с чудесным сиянием вокруг головы), повышенная, почти идеальная в своей сверхъестественности эмоциональная характеристика героя, слитность его настроения с настроением, царящим в окружающей природе, окрашенной золотым сиянием осени, – всё это были новые моменты в живописи передвижников.
    Л. Воронихина, Т. Михайлова

    На картине Нестерова большую роль играет пейзаж. Он очень эмоционален, созвучен с настроением героев. На заднем плане изображено блеклое, даже бело-желтое небо. Оно светлое, но не голубое. На этой картине основной цвет – желтый, значит, время года – ранняя осень. В глаза бросаются голубые купола бедной деревянной церкви. Эти два купола кажутся ярко-голубыми, выделяются на фоне желтоватого неба. По цвету и по форме они похожи на васильки, растущие на лугу. В картине чувствуется солнце, хотя его не видно. На дальнем плане изображена небольшая деревенька. За деревушкой простирается бескрайний простор. Рядом с церковью расположены огороды. Темно-зеленые посевы похожи на капусту. По бокам картины нарисованы густые леса, которые как бы обрамляют её, придают глубину. Слева на картине протекает изгибами маленькая речушка.
    На переднем плане изображены отрок Варфоломей и старец. Трепетное лицо мальчика печально, он с восхищением и недетским вниманием смотрит на игумена. Отрок очень худой: у него истощенное лицо, а под глазами синяки. Волосы его светло-русые под цвет соломы. Цвет волос ребенка гармонирует с цветами поля и деревьев. Мальчик молитвенно сложил свои худенькие и тонкие руки. Спина отрока слегка согнутая, его колени тоже чуть согнуты, как будто он собирается преклониться перед старцем. Мальчик одет просто – на нем обычная крестьянская одежда. Нестеров изобразил отрока в белом, чтобы показать чистоту души ребенка. Слева от мальчика растет маленькая березка. Она слабенькая и беленькая. Рядом с отроком стоит миниатюрная сосенка. Эти два деревца как символ молодости и беззащитности. Они такие слабенькие, что напоминают худенького и слабенького мальчика.
    Перед мальчиком стоит старец. Лица старца не видно, потому что оно скрыто капюшоном. Капюшон закрывает всю голову старца, но видно часть седой бороды. Седая борода говорит о том, что перед отроком стоит старый мудрец. Старец, чувствуя великое предназначение Варфоломея, словно наклоняется к мальчику. Вокруг головы игумена – нимб, который почти растворяется в желтом цвете деревьев. Руки старца большие, но истощенные, держат ларчик с просфорой. Видно, что это руки человека, который всю жизнь трудился и постился. Старец одет в черный плащ и накидку с красными крестами. Цвет и форма капюшона похожи на купола церкви. Игумен стоит рядом с дубом, который олицетворяет крепость, мудрость и старость. У старца есть все эти качества.
    Когда смотришь на картину, то ощущаешь простор. Пейзаж картины реалистичен, но в фигурах присутствует мотив сказочности. Кажется, на картине всё замерло, тишина. У меня, когда я смотрю на картину, появляется чувство спокойствия и грусти. На этой картине изображена чистота и красота русской природы.
    наверх
    ©
    Проект Цепковой Евгении 2008

  3. На картине художника М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею» мы видим смиренного отрока. Рядом с ним, склонив голову, в монашеском христианском облачении стоит Святой Старец. В его руках духовные реликвии, Голова Старца освящена небесным сиянием. За спиной мальчика мы видим просёлочную дорогу, ведущую к православному храму.
    В картине прослеживается символизм двух начал, в данном контексте они предстают перед зрителем как Учитель и Ученик. Вдали виден храм с двумя куполами. Слева от мальчика вдоль дороги изображены два дерева, это белая берёзка и тёмная ольха. Мальчик держит руки в молитвенном жесте на уровне своего сердца, рядом с ним стоит совсем маленькая, почти лишённая веток, ёлочка. А вот рядом со Старцем мы видим многолетнее дерево, и, кажется, будто он и сам из него произрастает.
    На накидке Старца изображён равносторонний красный Крест, такой знак символизирует собой портал в мир Духовных Знаний. По сути, на данном полотне изображено Посвящение Варфоломея в Мистическое Таинство Христианского Эгрегора. После таких Духовных Инициаций жизнь человека значительно  меняется и теперь посвящённый адепт отдаёт всего себя во служение Высшим Силам.
    Картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею» с первого взгляда может показаться довольно невзрачной и неинтересной. Но если проникнуться состоянием, транслируемым изображением, прочувствовать то послание, которое хотел передать нам автор работы, то можно получить духовную передачу из Высших Сфер Бытия. На Востоке подобные вещи называют Даршаном или Дикшей, когда Мастер передаёт Ученику свою Энергию посредством взгляда, прикосновения, подарка…
    Глядя на эту картину, хочется лишний раз поблагодарить Всевышнего за напоминание о Себе…

  4. Сочинение по картине М. В. Нестерова «Видение отроку
    Варфоломею »

    Михаил Васильевич
    Нестеров родился в 1862 году, в Уфе, в купеческой семье. Сначала мальчик учился
    в Уфимской гимназии, а затем, когда ему исполнилось 12 лет, отец отвёз его в
    Москву для поступления в техническое училище. Однако Нестеров не сдал экзамена
    и был определён в Реальное училище К. П. Воскресенского. Здесь у него пробудился
    интерес к рисованию, всё сильнее и сильнее влекла мечта стать художником.
    Наконец в 1877 году В. И. Нестеров по совету К. П. Воскресенского, принимавшего
    большое участие в мальчике и К. М. Трутов, тогда инспектора Московского Училища
    живописи, ваяния и зодчества, согласился связать судьбу своего сына с
    профессией художника.
    В стенах училища,
    начиная с 1872 года, устраивались выставки передвижников, картины которых очень
    привлекали начинающего художника. На передвижных выставках, устраиваемых в
    Училище, всегда особый зал отводили ученическим работам. Однако В. Г. Перов и
    А. К. Саврасов настаивали на организации специальных выставок учеников. Первая
    из них открылась в декабре 1878 года. Уже через год, на ??
    ученической выставке наряду с С. А. Коровиным, К. А. Коровиным, А. П.
    Рябушкиным, И. И. Левитаном, К. В. Лебедевым и др. выставлялись работы и
    Нестерова.
    Несмотря на
    одобрение товарищей и Перова, Нестеров не находил удовлетворения в его работах.
    В начале 80-х годах Нестеров делает много портретных работ.
    В поисках своего
    пути Нестеров делает предметом искусства область духовной жизни русского
    народа, связанную преимущественно с нравственными религиозными исканиями.
    Первым
    произведением этого цикла была картина «Видение отроку Варфоломею», появившееся
    в XV???
    на передвижной выставке. Работать над ней Нестеров начал в 1889 году.
    При работе над
    своей картиной художник придавал первостепенное значение пейзажу.
    Природа изображена
    Нестеровым с глубоким вниманием и любовью. Он тонко передал её нежную красоту и
    удивительную гармонию. Она избавлена от повседневной суеты, умиротворённая,
    прекрасная в своей чистоте. Этот пейзаж, как бы является воплощением чисты и
    благорасположенности.
    Нежные тона ранней
    осени точно окрашивают бледными золотыми цветами картину. Линии плавные,
    круглящиеся, текучие, всё замерло в ожидании чуда.
    Слева лесистые
    холмы, под ними протекает голубая речка (там где-то розовеют, дали, вьётся
    дымок), а ближе малахитовые огороды. Справа золотится роща, деревянная
    церквушка с синими маковками.
    Найдя убедительный
    пейзаж, уже написав фигуру мальчика и некоторые пейзажные детали картины,
    художник никак не мог найти голову мальчика.
    Но однажды, идя по
    деревне, он заметил девочку лет десяти, стрижённую, с большими, широко
    открытыми, удивлёнными глазами, болезненную, с кордным, горячечно дышащим ртом.
    Наконец он нашёл, что искал.
    И так, на переднем
    плане, на возвышенности стоят пастушок, а монах. Тонкая фигура мальчика,
    помещена почти в центре картины, она сливается с пейзажем и кажется
    неотъемлемой частью полей, зелёных перелесков, трепетных деревьев, этого чисто
    русского пейзажа с его деревянною церковью и извилистой речкой.
    Большие, почти
    круглые глаза Варфоломея устремлены на святого, худенькие ручки молитвенно
    сложены перед его грудью. Он замер в ожидании чуда. Даже не приглядываясь к
    картине, можно понять, что между пастушком и монахом идет разговор не на
    бытовые, а на возвышенные темы.
    Отрок одет в белую
    рубашку, окаймлённую красной тесьмой, синие порты и красные сапожки. Всё это
    символизирует юность, чистоту души мальчика.
    Перед мальчиком,
    рядом с высоким, старинным дубом, стоит монах в чёрном плаще. Из-за его тёмного
    одеяния создаётся ощущение (впечатление) массивности фигуры старца.
    Белая рубашка,
    синий капюшон, нимб вокруг головы, говорят о божественной чистоте его мыслей и
    деяний. А борода говорит о мудрости, но в то же время красные кресты на
    капюшоне показывают молодость его души. Чувствуется контраст между образами
    отрока и старца.
    Несмотря на сказочность сюжета, нет ощущения его ложности,
    надуманности.
    Пейзаж на картине
    собирает в себе все красоты русской природы, а Варфоломей и монах—молодое
    о старшее поколение.
    При подготовке данной работы были использованы материалы с
    сайта http://www.studentu.ru

  5. Картина Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею», посвященная жизни преподобного Сергия Радонежского, рассказывает нам о чудесном явлении молодому мальчику таинственного старца, подарившего ему разум к учению. Все это происходит, в руках художника, на фоне удивительной природы, типичной для средней полосы России.
    Вся картина глубоко символична, и многое, что заставляет задуматься, будет видно только при внимательном рассмотрении. Так, например, символично то, что мальчик, стремящийся к учению и святости, на картине изображен под куполами деревенского храма, а старец – наравне с этим храмом. Еще символично то, что действие происходит на вершине холма, будто возвышающего персонажей над всем вокруг. А спокойные осенние тона усиливают наше внимание. Художник, изобразивший отрока смиренным и вопрошающим, именно таким видел Сергия Радонежского в детстве.
    Мальчик и ВарфоломейМногое картина нам может рассказать и о времени, когда жил отрок Варфоломей. Мы видим засеянные, еще не убранные небольшие поля, а рядом находятся маленькие деревенские домики, во всем чувствуется атмосфера трудолюбия и семейной доброй жизни. Видимо, в такой любящей семье воспитывался и Сергий Радонежский, иначе как бы он стал таким великим святым, известным во всем мире. А старец, стоящий под большим деревом, и цветом своей одежды, и всем видом своим символизирует и показывает нам что-то очень высокое, вечное и таинственное. У старца над головой, Михаил Нестеров изобразил свет вокруг, а у отрока Варфоломея – над головой чистое небо.
    И все вокруг мальчика чистое и светлое, приятное и спокойное, что выражено не только деталями, но и неяркими тихими красками, успокаивающими наш взор. Действительно, именно характер мальчика, хотел показать автор картины, его внутреннюю чистоту и красоту. И сама его тонкая фигура и, что-то просящее положение рук, и спокойный взгляд говорят нам о его внутренней красоте, и о важности самого события.
    В каждом отдельном элементе картины чувствуется абсолютная гармония и красота. Очень плавно холмы и возвышения переходят один к другому, соприкасаясь осторожно с водной гладью. А деревенский храм сливается всем своим видом с общим пейзажем. Сейчас у художника вся природа участвует в этой чудесной встрече, каждое деревце и каждая травинка становятся свидетелями этой великой тайны, подарившей русской земле великого святого.

  6. Сочинение по картине М. В. Нестерова Видение отроку Варфоломею
    Михаил Васильевич Нестеров родился в 1862 году, в Уфе, в купеческой семье. Сначала мальчик учился в Уфимской гимназии, а затем, когда ему исполнилось 12 лет, отец отвёз его в Москву для поступления в техническое училище. Однако Нестеров не сдал экзамена и был определён в Реальное училище К. П. Воскресенского. Здесь у него пробудился интерес к рисованию, всё сильнее и сильнее влекла мечта стать художником. Наконец в 1877 году В. И. Нестеров по совету К. П. Воскресенского, принимавшего большое участие в мальчике и К. М. Трутов, тогда инспектора Московского Училища живописи, ваяния и зодчества, согласился связать судьбу своего сына с профессией художника.
    В стенах училища, начиная с 1872 года, устраивались выставки передвижников, картины которых очень привлекали начинающего художника. На передвижных выставках, устраиваемых в Училище, всегда особый зал отводили ученическим работам. Однако В. Г. Перов и А. К. Саврасов настаивали на организации специальных выставок учеников. Первая из них открылась в декабре 1878 года. Уже через год, на ученической выставке наряду с С. А. Коровиным, К. А. Коровиным, А. П. Рябушкиным, И. И. Левитаном, К. В. Лебедевым и др. выставлялись работы и Нестерова.
    Несмотря на одобрение товарищей и Перова, Нестеров не находил удовлетворения в его работах. В начале 80-х годах Нестеров делает много портретных работ.
    В поисках своего пути Нестеров делает предметом искусства область духовной жизни русского народа, связанную преимущественно с нравственными религиозными исканиями.
    Первым произведением этого цикла была картина Видение отроку Варфоломею, появившееся в XV на передвижной выставке. Работать над ней Нестеров начал в 1889 году.
    При работе над своей картиной художник придавал первостепенное значение пейзажу.
    Природа изображена Нестеровым с глубоким вниманием и любовью. Он тонко передал её нежную красоту и удивительную гармонию. Она избавлена от повседневной суеты, умиротворённая, прекрасная в своей чистоте. Этот пейзаж, как бы является воплощением чисты и благорасположенности.
    Нежные тона ранней осени точно окрашивают бледными золотыми цветами картину. Линии плавные, круглящиеся, текучие, всё замерло в ожидании чуда.
    Слева лесистые холмы, под ними протекает голубая речка (там где-то розовеют, дали, вьётся дымок), а ближе малахитовые огороды. Справа золотится роща, деревянная церквушка с синими маковками.
    Найдя убедительный пейзаж, уже написав фигуру мальчика и некоторые пейзажные детали картины, художник никак не мог найти голову мальчика.
    Но однажды, идя по деревне, он заметил девочку лет десяти, стрижённую, с большими, широко открытыми, удивлёнными глазами, болезненную, с кордным, горячечно дышащим ртом. Наконец он нашёл, что искал.
    И так, на переднем плане, на возвышенности стоят пастушок, а монах. Тонкая фигура мальчика, помещена почти в центре картины, она сливается с пейзажем и кажется неотъемлемой частью полей, зелёных перелесков, трепетных деревьев, этого чисто русского пейзажа с его деревянною церковью и извилистой речкой.
    Большие, почти круглые глаза Варфоломея устремлены на святого, худенькие ручки молитвенно сложены перед его грудью. Он замер в ожидании чуда. Даже не приглядываясь к картине, можно понять, что между пастушком и монахом идет разговор не на бытовые, а на возвышенные темы.
    Отрок одет в белую рубашку, окаймлённую красной тесьмой, синие порты и красные сапожки. Всё это символизирует юность, чистоту души мальчика.
    Перед мальчиком, рядом с высоким, старинным дубом, стоит монах в чёрном плаще. Из-за его тёмного одеяния создаётся ощущение (впечатление) массивности фигуры старца.
    Белая рубашка, синий капюшон, нимб вокруг головы, говорят о божественной чистоте его мыслей и деяний. А борода говорит о мудрости, но в то же время красные кресты на капюшоне показывают молодость его души. Чувствуется контраст между образами отрока и старца.
    Несмотря на сказочность сюжета, нет ощущения его ложности, надуманности.
    Пейзаж на картине собирает в себе все красоты русской природы, а Варфоломей и монахмолодое о старшее поколение.
    При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта

  7. В 90-е годы XIX века М.В.Нестеров написал цикл картин, посвященных жизни Сергия Радонежского. Основой сюжетов большинства картин стали предания, так появилось и произведение «Видение отроку Варфоломею».
    На картине изображен мальчик, который пошел искать потерявшуюся лошадь и, увидев в поле усердно молящегося старца, словно забыл обо всем. Чистый душой отрок стоит в смиренном ожидании, внимательно наблюдая за пожилым человеком. Так же тиха и окружающая героев природа, которой автор картины уделил особую роль. Эта тоненькая березка и небольшая сосенка, словно сестры худощавого подростка.
    Отсутствие ярких красок наводит на спокойные мысли, вызывает чувство умиротворения, а два купола на заднем плане, контрастируя с остальной частью картины, подчеркивают стремление русского народа к духовному богатству. А отрок столь естественен, так органичен русской природе с ее осенней печалью, что кажется ее составляющей. Мальчик созерцает чудо явления святого и не удивляется, а впитывает в себя его слова и жесты.
    Духовно богатый ребенок, получив благословление от старца, кротко отвечает тому, что желал бы получить разум в учении. И святой молится за отрока, наделяя его частью просфоры. Так говорит предание, а зритель чувствует, духовное единение ребенка и старца, над головой которого сияет нимб. Соединяя реальную природу и человека со сверхъестественным явлением святого, автор показывает, сколь глубока и чиста была вера русского народа.
    Мальчик с соломенными волосами, напоминающими осеннюю траву, кроток и возвышен, он любит природу, чтит старость и наделен таким душевным богатством, что весь сюжет воспринимается не как сказочный. Это словно кадр из реальной жизни, который дополняют на заднем плане и деревянные крыши домишек, и церковь, и извилистая река. И забывается, что это лишь предание, столь естественен ребенок, так натурально его единение с природой, столь искренни духовные стремления.
    Даже настроение окружающей природы под стать поведению отрока: спокойное сияние золота и трепетная тишина… Словно все живое замерло, боясь помешать общению чистого душою и помыслами мальчика с божественным. Бесспорно, это великое произведение!

  8. Сочинение по картине М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею »
    Михаил Васильевич Нестеров родился в 1862 году, в Уфе, в купеческой семье. Сначала мальчик учился в Уфимской гимназии, а затем, когда ему исполнилось 12 лет, отец отвёз его в Москву для поступления в техническое училище. Однако Нестеров не сдал экзамена и был определён в Реальное училище К. П. Воскресенского. Здесь у него пробудился интерес к рисованию, всё сильнее и сильнее влекла мечта стать художником. Наконец в 1877 году В. И. Нестеров по совету К. П. Воскресенского, принимавшего большое участие в мальчике и К. М. Трутов, тогда инспектора Московского Училища живописи, ваяния и зодчества, согласился связать судьбу своего сына с профессией художника.
    В стенах училища, начиная с 1872 года, устраивались выставки передвижников, картины которых очень привлекали начинающего художника. На передвижных выставках, устраиваемых в Училище, всегда особый зал отводили ученическим работам. Однако В. Г. Перов и А. К. Саврасов настаивали на организации специальных выставок учеников. Первая из них открылась в декабре 1878 года. Уже через год, на ?? ученической выставке наряду с С. А. Коровиным, К. А. Коровиным, А. П. Рябушкиным, И. И. Левитаном, К. В. Лебедевым и др. выставлялись работы и Нестерова.
    Несмотря на одобрение товарищей и Перова, Нестеров не находил удовлетворения в его работах. В начале 80-х годах Нестеров делает много портретных работ.
    В поисках своего пути Нестеров делает предметом искусства область духовной жизни русского народа, связанную преимущественно с нравственными религиозными исканиями.
    Первым произведением этого цикла была картина «Видение отроку Варфоломею», появившееся в XV??? на передвижной выставке. Работать над ней Нестеров начал в 1889 году.
    При работе над своей картиной художник придавал первостепенное значение пейзажу.
    Природа изображена Нестеровым с глубоким вниманием и любовью. Он тонко передал её нежную красоту и удивительную гармонию. Она избавлена от повседневной суеты, умиротворённая, прекрасная в своей чистоте. Этот пейзаж, как бы является воплощением чисты и благорасположенности.
    Нежные тона ранней осени точно окрашивают бледными золотыми цветами картину. Линии плавные, круглящиеся, текучие, всё замерло в ожидании чуда.
    Слева лесистые холмы, под ними протекает голубая речка (там где-то розовеют, дали, вьётся дымок), а ближе малахитовые огороды. Справа золотится роща, деревянная церквушка с синими маковками.
    Найдя убедительный пейзаж, уже написав фигуру мальчика и некоторые пейзажные детали картины, художник никак не мог найти голову мальчика.
    Но однажды, идя по деревне, он заметил девочку лет десяти, стрижённую, с большими, широко открытыми, удивлёнными глазами, болезненную, с кордным, горячечно дышащим ртом. Наконец он нашёл, что искал.
    И так, на переднем плане, на возвышенности стоят пастушок, а монах. Тонкая фигура мальчика, помещена почти в центре картины, она сливается с пейзажем и кажется неотъемлемой частью полей, зелёных перелесков, трепетных деревьев, этого чисто русского пейзажа с его деревянною церковью и извилистой речкой.
    Большие, почти круглые глаза Варфоломея устремлены на святого, худенькие ручки молитвенно сложены перед его грудью. Он замер в ожидании чуда. Даже не приглядываясь к картине, можно понять, что между пастушком и монахом идет разговор не на бытовые, а на возвышенные темы.
    Отрок одет в белую рубашку, окаймлённую красной тесьмой, синие порты и красные сапожки. Всё это символизирует юность, чистоту души мальчика.
    Перед мальчиком, рядом с высоким, старинным дубом, стоит монах в чёрном плаще. Из-за его тёмного одеяния создаётся ощущение (впечатление) массивности фигуры старца.
    Белая рубашка, синий капюшон, нимб вокруг головы, говорят о божественной чистоте его мыслей и деяний. А борода говорит о мудрости, но в то же время красные кресты на капюшоне показывают молодость его души. Чувствуется контраст между образами отрока и старца.
    Несмотря на сказочность сюжета, нет ощущения его ложности, надуманности.
    Пейзаж на картине собирает в себе все красоты русской природы, а Варфоломей и монах—молодое о старшее поколение.
    При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *